Растения которые нуждаются в охране. Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране; Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Нас интересуют редкие и исчезающие растения флоры Украины, которые нуждаются в охране. Растения которые нуждаются в охране


Нас интересуют редкие и исчезающие растения флоры Украины, которые нуждаются в охране.

В списки таких растений должны включаться самые редкие виды, распространенные в одном или нескольких географических пунктах, либо растения катастрофически сокращающие численность популяций под влиянием деятельности человека. В их число не должны попадать растения из числа злостных сорняков. Кроме этого должна поддерживаться естественная среда их обитания.

Составлением списков должны заниматься компетентные ботаники.

Издавна человек распахивал землю, вырубывал леса, пас скот и строил дома. Все это было необходимо, но и влияло на природу. В средние века в Европе считалось, что если большое количество леса, значит это свидетельствовало о дикости страны - лес противопоставлялся цивилизации. Зачем далеко ходить: раньше территория от Скадовська (Херсонская обл.) до Таганрога (Ростовская обл.) называлась Гилея, что в переводе на русский язык – страна лесов. Но цивилизация превратила эти земли в пустыню, которую мы наблюдаем и поныне. Ведуться работы по лесовосстановлению, но высадить деревья еще не значит восстановить первозданный лес. Многие растения не появляются в восстановленных лесах, хотя в прежних они жили. Это касается и распашки земель, строительства городов, водохранилищ, каналов и дорог.

Сделав Каховское водохранилище, мы затопили десятки растений третичного периода, которые произрастали только на этой территории.

Каждый вид растений неповторим и может рассматриваться как своеобразный памятник природы.

Конечно нельзя оценивать однозначно действия человека в отношении природы. Нельзя возвращать его в первобытно – общинный строй. Иначе мы не достигли бы того, что имеем. Все, что сделано человечеством – было необходимостью, велением времени. Однако если есть оправдание тому, что хозяйственная деятельность людей является жизненной необходимостью, то целенаправленное истребление животных и растений оправданий не имеет. И речь идет не только о далеком или недавнем прошлом, но и о сегодняшнем дне, о будущем. Человечество это осознало и создало международную «Красную книгу» (1948 г). «Красная книга» - это строго научный документ, рассчитанный только на специалистов. Она является пособием или основой для разработки мероприятий и рекомендаций для правительств с целью охраны исчезающих растений и животных.

Может быть, кому – то это покажется странным: неужели положение настолько серъезно, что обычные растения и животные, для того чтоб уцелели, должны быть занесены в Красную книгу, забывая о том, что редкие и исчезающие животные и растения не были такими уж редкими.

Сегодня мы знаем, что для птиц характерен «фактор беспокойства». Шум, громкие голоса, просто присутствие людей может заставить их покинуть свои места.

От нашего поведения в лесу зависит не только судьба животных, но и судьба растений. Для растений присущ «фактор вытаптывания». Только люди зайдут в лес, едва ступят на поляну, начинают ломать деревья, топтать траву, без надобности рвать, а часто выдергивать с корнями цветы. Они вянут, их выбрасывают и собирают новые. Подсчитайте, сколько в праздничные и выходные дни бывает людей в рощах и лесу, сколько уничтожено цветов. Задумайтесь над этим. А ведь были сорваны самые красивые и самые яркие. Так беднеет на красоту наша местность, область, страна и земля.

Сегодня самой эффективной формой охраны растений следует признать заповедники и заказники. Их территория может быть различной, но минимальные размеры не должны быть ниже критического минимума. Минимальная площадь может составлять 100 га. В иных случаях охрана отдельных видов возможна на нескольких гектарах.

В современных условиях организация заказника или заповедника сопряжена с целым рядом трудностей.

Определенную роль в охране отдельных видов растений играют ботанические сады. В них могут создаваться коллекции исчезающих (не редких) видов. Но ботанические сады обеспечивают только временную и частичную охрану исчезающих видов. Еще не известно как поведет себя растение в саду, находясь в тепличных услоиях. Так как при этом нарушается его экологическая связь в биогеоценозах. Затем, когда источник опасности ликвидирован, растение снова попадает в естественные условия.

Одной из эффетивных форм охраны исчезающих видов растений является создание семенных банков. Наличие таких банков, обеспечит чистый генетический материал для научных целей. Но для их создания, надо предусмотреть необходимое оборудование для длительного хранения семян, изучения всхожести, энергии прорастания и т.д.

Кроме этого, к семенным банкам необходимо приложить аутентичные гербарные образцы этих исчезающих видов и полную информацию о климате, почве и его местообитании.

Иначе можно потерять все.

Как было сказано выше, редких и изчезающих растений в Украине насчитывается 220 - 230 видов. Из них на юге более 100 видов. Остановимся более подробно на тех растениях, которые остались только для гербария. Из них:

v Аконит крепкий, борец мощный (Aconitum firmum Rchb.).

На земном шаре произрастает около 300 видов этого рода, в Украине – 16. В основном встречается в Карпатах, реже в Крыму, единичные экземпляры по берегам р. Молочной. Цветет июль – август. Это красивое растение садоводы – любители выращивают как декоративное. За свою красоту акониты исчезают из прирды. Все акониты – ядовитые растения.

v Арника горная (Arnica montana L.).

Растение встречается в Карпатах и Крыму. Род насчитывает больше 30 видов. На Украине произрастает только один -названный вид. Желтые цветки появляются в июле – августе. В плохую погоду может вообще не цвести. Своим исчезновением обязана широкому лекарственному применению в отечественной и народной медицине. Не культивируется. Поэтому надо строго ограничить сбор.

v Асфоделина желтая (Asphodeline lutea L.).

Растение встречается только в Крыму, в окрестностях Севастопоя, Симферополя, на Ай – Петри и территории Крымского заповедника. За пределами Украины произрастает в Западном и Южном Закавказье. Род насчитывает 20 видов известных в Средиземноморье.

Свои красивые светложелтые цветы растение распускает в апреле – мае. Этот эндемик Крыма требует полной охраны.

v Белоцветник летний (Leucojum aestivum L.).

В народе его иногда называют «фиалка белая» или «подснежники». Род насчитывает около 10 видов. В Украине произрастают только два: в Карпатах, Крыму, Одесской и Херсонской областях. Цветет в марте – апреле. Их безжалостно вырывают на многочисленные букетики на продаж к Женскому дню. Пусть женщины простят, что им не подарили нежные цветочки белоцветника – весеннюю радость земли. Иначе в ближайшее время Вам будут дарить только открытки с изображением этого растения.

v Венерин башмачок настоящий, зозулені черевички (Cypripedium calceolus L.).

Действительно, это волшебное растение с его неповторимыми оригинальными цветками, напоминающими башмачки восточных народов. Произрастает в лесных и лесостепных районах Украины, Карпатах, Крыму. Цветет в мае – июне, начинает цвести только на 18 году жизни. Растение настолько редкое в природе, что его называют еще «мечтой любителей». Наименьшее нарушение охраны может привести до полного исчезновения с лица нашей украинской земли такой неповторимой красоты.

v Горицвет весенний, адонис весенний (Adonis vernalis L.).

В Украине распространен в степных и лесостепных районах. Очень ценное лекарственное растение. Его желтые цветки раскрываются в ясную солнечную погоду и обращены всегда только к солнцу. Цветет в апреле – мае. Развитие семян идет очень медленно – в течение десяти и более лет, что не дает возможости ввести горицвет в промышленную культуру. Это является одной из причин его исчезновения. Кроме этого, такие ранние красивые цветы, в виде букетов, чаще оказыаются на Вашем столе.

v Красавка обыкновенная, белладонна обыкновенная

(Atropa belladonna L.). Белладонна в переводе на русский язык – красивая женщина.

Исчезающее растение нашей флоры. Если мы так будем относиться к природе, то в недалеком будущем не увидим эту «красивую женщину». А если будем видеть, то только на картинках. Произрастает красавка в основном в Карпатах и Крыму. Красно – бурые цветки распускает в июле – августе. Черные блестящие ягоды похожи на вишню. Вследствии интенсивной заготовки лекарственного сырья и вырубки буковых лесов многие популяции вида уже исчезли. Растение ядовито!

Похожие статьи:

poznayka.org

Растения под охраной | КУЛИНАРИЯ на все случаи жизни. Авторский сайт Михаила Трапезникова

Главная страница

ПОДПИСКА на новые материалы

I heart FeedBurner

Растения под охраной

 Sitemap
 Поиск на сайте 

Растения под охраной

 Растения под охраной Растения под охраной



Почти миллион лет живет человечество на планете Земля. Но до аоследнего времени люди мало задумывались, что все ее богатства не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном отношении. В прошлые века, когда численность землян была еще сравнительно невысока, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. Это привело к истощению почв, гибели растительности, образованию пустынь. И в настоящее время происходит сокращение площади, занимаемой растительностью. Это несет опасность нарушения необходимого условия биологического развития на Земле. Достижение гармоничных взаимоотношений между человеческим обществом и природной средой становится главной проблемой современности. Во всем мире сейчас ведется борьба за разумную деятельность человека, которая не приводила бы к необратимым нарушениям в природе. В нашей стране принят ряд важнейших правительственных постановлений об охране земли, ее недр, вод и лесов, животного и растительного мира. Одним из таких документов является «Красная книга». Это книга тревоги, книга-предупреждение. В ней опубликован список растений, за существование которых сейчас приходится волноваться. Ботаники включили в эту книгу все дикорастущие растения нашей страны, относящиеся к категориям: по-видимому исчезнувшие, находящиеся под угрозой исчезновения, редкие и сокращающиеся. Из 20 тысяч видов флоры России в «охранную грамоту» занесено около 600 видов растений, нуждающихся в особом внимании. Давайте же учиться видеть красоту растений в их родной стихии, там, где им положено жить!




abc8.ru

Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране; Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране

Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране; Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране icon
Редкие растения и животные нашего края автор Каюкова Полина 3 «Б» класс РастенияТаким образом, к категориям редких и очень редких относится около 43 всего видового состава позвоночных животных, несколько видов...Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране; Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране iconСтатус 3 (R) (сокращающийся вид)В нее занесены 188 видов животных, 304 вида растений и 5 видов грибов, которые являются редкими, либо имеют тенденции к сокращению...
Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране; Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране icon
Растения нашего края Презентацию выполнила ученица 1 класса Ворожбянова Диана Травянистые растения открытых местВенчик мотыльковый, лилово-красный (реже бледно-лиловый или белый), чашечка с 10 жилками, опушеннаяИзучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране; Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране iconРастения Красной книги красноярского края выполнили: Долганина Кристина, Колодина Ирина, Зыкова ВераА еще мы не имеем права разрушать то, что создавалось не нами, поэтому мы не можем решать судьбу других существ, к счастью, еще живых....
Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране; Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране icon
Одним из основных требований по охране и использованию животного мира является сохранение видового многообразия животныхЗакона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" ведутся книги редких и находящихся под угрозой исчезновения видов...Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране; Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране iconТворческий проект: «Колокольчик ардонский» Экология и защита окружающей среды окружающий мирЗадачи на основе обобщения изученного ранее материала расширить представления о многообразии растительного мира, занесенных в Красную...
Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране; Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране icon
Водоёмы нашего края Озёра – это голубые глаза моего краяОськино, Ванькино. Борисово, Гришино, Матвеево, Родионово, Егорушкино, Стёпино, Макеево, Харламово, Дроново, Устинёнково, Авдеево...Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране; Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране iconЖивотные нашего леса муниципальное образовательное учреждение Медведевская средняя школа №3Изучить жизнь животных в нашем лесу Сравнить сказочных персонажей с реальными животными
Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране; Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране iconЯдовитые растения Краснодарского краяКапли приготовленные из растения успокаивают, укрепляют сердце. Но ландыш тоже ядовитое растение. Особенно опасны его несъедобные...Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране; Изучить животных и растения нашего края, которые нуждаются в охране iconЯдовитые растения Удомельского края Ядовитые растения Удомельского края...

rpp.nashaucheba.ru

Охрана растений. Правила друзей природы



С.82

Вопрос: докажи, что растения необходимо охранять.

Ответ: растения играют большую роль в жизнедеятельности всех живых организмов на Земле. Без них существование на нашей планете было бы невозможным. Растения вырабатывают кислород, который нужен для дыхания как животным, так и людям (и самим растениям тоже). Растениями мы питаемся. Из большого количества диких растений производят лекарственные препараты, чтобы лечить опасные заболевания. Огромные массивы, особенно влажные леса в Южной Америке, Африке и Азии помогают контролировать мировую погоду. Бесконтрольная вырубка лесов может привести к заболачиванию сильно увлажненных почв, а в горных районах вызывать сели и оползни. Среди множества растений есть совсем редкие исчезающие виды, они нуждаются в особой охране.

Правила друзей природы

С.85

Обсудим!

1. Вопрос: почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек.

Ответ: бабочки питаясь нектаром цветов опыляют цветущее растение, давая ему возможность образовать плод с семенем, а если бабочек будут ловить то они не смогут опылить растения.

2. Вопрос: что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

Ответ: многие деревья погибнут, потому что птицы истребляют насекомых – вредителей леса, которые живут под корой деревьев, делают для себя проходы в древесине, тем самым портят деревья (жуки древоточцы), гусеницы тутового шелкопряда могут полностью уничтожить целые деляны леса поедая листву. Особую опасность для корневой системы деревьев представляют личинки пластинчатоусых жуков, проволочников (жуков-щелкунов), чернотелок (ложнопроволочников).

Проверь себя.

1.Вопрос: почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Ответ: хозяйственная деятельность человека в лесах, лугах, (вырубка леса, выпас скота, распахивание земель), приводит к нарушению естественного растительного покрова, большой урон дикорастущим растениям наносит так называемое «зеленое браконьерство», когда редкие и лекарственные растения собирают в больших количествах, не заботясь о их возобновлении.

2. Вопрос: назови несколько растений, нуждающихся в охране.

Ответ: подснежник плосколистный, володушка Мартьянова, безвременник веселый, рододендрон Фори, лотос орехоносный, пион горный.

3. Вопрос: что люди делают для охраны растений?

Ответ: для охраны растений создают заповедники и национальные парки, где хозяйственная деятельность человека под запретом.

4. Вопрос: как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

Ответ:

- не будем срывать растения для букетов;

- собирать лекарственные растения будем там, где их много;

- будем ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения;

На следующем уроке

С. 86.

Вопрос: вспомни, какие группы животных ты знаешь. Каковы главные признаки каждой из этих групп?

Ответ:

1. черви

2. моллюски - животные тело которых заключено в раковину

3. иглокожие – для животных характерна радиальная и обычно пятилучевая симметрия тела.

4. ракообразные - преимущественно обитатели водоемов, дышат они с помощью жабр.

5.паукообразные – животные имеющие четыре пары ног

6.насекомые - животные имеющие три пары ног и крылья.

7. рыбы – водные животные покрытые чешуёй.

8. земноводные – животные живущие как на суше так и в воде, обладатели незащищенной(голой) кожи.

9. пресмыкающиеся (рептилии) – ползающие животные.

10. птицы – животные способные летать, тело покрыто перьями.

11.звери (млекопитающее) – животные которые выкармливают своих детёнышей молоком.

resheba.com

Тема: «Охрана растений» - Урок

Разработала урок учитель 3 «А» класса

МОУ СОШ №8 ст. Котляревской

Чимбарева Лилия Петровна

Тема: «Охрана растений»

(К уроку прилагается презентация)

Цель урока:

  1. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;

  2. Учить бережно, относиться к растениям;

  3. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

  4. Определить формы стихийных бедствий, влияющих на жизнедеятельность растений, сформулировать правила поведения во время лесного пожара;

  5. Развивать связную монологическую речь, мышление.

Оборудование: слайды этапов урока, таблицы, картинки растений, карта, Красная книга.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа с пословицей.

«ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ, ОХРАНЯТЬ РОДИНУ»

М.Пришвин.

1.Объявление темы и цели урока:

-Ребята, сегодня мы продолжим изучение темы « Растения»

-Давайте прочитаем пословицу и попробуем сформулировать тему урока.

2.Чтение пословицы детьми.

3.Проверка домашнего задания.

Викторина «Узнай растение»

Учитель читает описание растения. Первый отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клеточки на доске.

а) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и, кажется; вот-вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

На доске:

(Ответ: колокольчик.)

Учитель выставляет картинку с изображением этого цветка.

б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ягода. Но не бери ее в рот - она ядовита.

(Ответ: ландыш.)

Учитель выставляет картинку с изображением ландыша.

в) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

(Ответ: ветреница.)

Учитель выставляет рисунок ветреницы.

- Перед вами три растения: колокольчик, ландыш, ветреница.

-Что вы можете рассказать про эти растения? (Это травянистые растения.)

- К какой группе они относятся? (Группе цветковых растений.)

- Что вы знаете о цветковых растениях? ( У них есть корень, стебель, листья. Из цветов образуются плод с семенами)

- А какие еще группы растений вы знаете? ( Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения).

4. Как расселяются растения?

Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена.

1.Клен …

2. Одуванчик…

3. Сосна …

4. Репейник …

5. Ель …

( Ответ: клен - ветром, одуванчик – ветром, сосна– ветром, птицами, зверьми; репейник – животными, человеком).

III .Работа по теме.

Вы уже много узнали о растениях и эти знания сейчас показали.

Тема сегодняшнего урока «Охрана растений».

- Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?

IV. Значение растений для животных и человека — беседа.

1) Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.

2) Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород, служат убежищем, пищей, лекарством.)

-3)А какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани - лен, хлопок, древесину.)

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.

IV. Знакомство с Красной книгой.

На земле исчезают цветы,С каждым годом заметнее это.Меньше радости и красотыОставляет нам каждое лето.Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,Опустеют все поляны, и не будет красоты.

- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу (показ книги).

- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)

- Ребята нам приготовили сообщение о Красной книге.

Охраняется Красной книгойСтолько разных животных и птиц,Чтобы выжил простор многоликийРади света грядущих зарниц.Чтоб пустыни нагрянуть не смели,Чтобы души не стали пустыОхраняются звери,Охраняются змеи,Охраняются даже цветы.Красная книга, Красная!Значит природа в опасности!Значит нельзя терять даже мига.Всё живое хранить зовёт,Пусть зовёт не напрасноКрасная книга, Красная книга!

- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

VI. Заповедники, их значение.

- Для того чтобы сохранить природу и её неповторимость также создают заповедники. На территории Кабардино – Балкарии тоже есть один из замечательных заповедников – высокогорный заповедник. Часть заповедника находится в Приэльбрусье. Северный Кавказ очень уникален по своеобразию растений. На территории встречаются 6 тысяч видов растений, из них 3 тысячи – на территории Кабардино – Балкарии.

Ученик: Кабардино – Балкарский высокогорный заповедник был создан в 1976 году. Мир растений Северного Кавказа уникален для всего земного шара. Территория заповедника находится среди ледников, скал, горных лугов и лесов. Мир растений насчитывает около 1000 видов деревьев, кустов и трав.

VII. Работа с книгой ( стр.84-85)

  1. Чтение текста до слов «…пижму, тысячелистник.)

Бесеседа по содержанию.

– Что выделяют растения?

– Какой вред наносит человек природе?

-Назовите растения, занесённые в красную книгу?

VII. Лекарственные травы.

«ЕСТЬ В ТРАВАХ И ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛАДЛЯ ВСЕХ, УМЕЮЩИХ ИХ ТАЙНУ РАЗГАДАТЬ»

В. Рождественский.

- Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. « Учитель, - сказал, вернувшись из леса, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». И действительно, даже любой сорняк – это растение, достоинство, которого ещё не раскрыто».

Весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов.

Я не степью хожу,

Я хожу по аптеке, -

Разбираясь в её травяной картотеке.

Беспредельная степь,

Бесконечная степь,

Ты природой написанный

Странный рецепт.

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречиху. Но и при их сборе надо помнить правила сбора лекарственных трав.

Правила сбора и обработки лекарственных растений.

Правило первое: что собирать?

Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других — листья, у третьих — стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

Правило второе: когда собирать?

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики — в мае и сентябре, мать-и-мачеху - лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. д. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

Правило третье: как собирать?

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, наволочками или мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

Правило четвертое: где собирать?

Каждое растение имеет определенные места произрастания,

которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества — продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.

Правило пятое: собирая, сохранять!

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания — дачные чердаки.

Лекарственные растения — ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.)

Сообщение ученика:

Валериана лекарственная

О целебных свойствах этого растения семейства валериановых было известно еще древним грекам и римлянам. В средние века его широко применяли как успокаивающее средство.

Считалось, что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в 1 веке до н.э. В переводе с латинского глагол «валере» означает «быть здоровым».

На Руси валериану также издавна рекомендовали в качестве лекарственного растения. Но промышленное использование ее началось при Петре I. Он повелел выращивать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специально созданных для нужд военных госпиталей «аптекарских огородах». По приказу Петра I такие посадки лекарственных растений были созданы во многих крупных городах России. В Москве, например, существовало несколько «аптекарских огородов»: у Кремля, в Немецкой слободе, о чем свидетельствует сохранившееся до наших дней название Аптекарский переулок (находится вблизи от станции метро «Бауманская»).

В лечебных целях используется корневище валерианы, имеющее характерный запах.

Очевидно, что некоторые свойства этого растения способствовали возникновению народных названий; кошачья трава, кошачий корень, ладаница, земляной ладан.

Специфический валериановый запах обеспечивается наличием в корневище этого растения эфирных масел (около 2%). Кроме того, в нем содержатся алкалоиды, органические кислоты, сахар, крахмал, дубильные и другие вещества.

Отвары и настои валерианы и по сей день применяются в народной медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, неврозах и бессоннице. А также как отличное успокаивающее средство.

Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.

VIII. Викторина «Лекарственные растения»

1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

(Приложить лист подорожника.)

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и

гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

3. Какая ягода заменяет лимон?

(Клюква, содержит лимонную кислоту.)

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С?

(Черная смородина, шиповник.)

5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Отвар из цветков и листьев - хорошее средство от кашля.)

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице.)

7. Какие болезни лечит красавица береза?

(Почки березы используют как мочегонное и желчегонное

средство).

. V. Ролевая игра «Лесная лечебница».

Ра-ра-ра, начинается … (игра)

Су-су-су, посмотрите, мы в …(лесу).

- Да, ребята, мы сейчас находимся в лесу, а точнее в лесной лечебнице. Скоро начнется прием пациентов. Каждому из них врачи определят диагно, и эти карточки отдадут художникам. Художники рисуют условную схему по содержанию диагноза и все это отдают экспертам. Эксперты вклеивают в «рецепт» (ватман на доске) соответствующие рисунки и диагнозы, а лесные жители будут выздоравливать. Только работать надо внимательно и аккуратно, ведь лечение – это очень серьезное занятие.

Приглашаем первую пациентку – березку. (Выходит береза, ей вручается карточка с текстом.) Береза «жалуется»:

- Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора! Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору.

Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.

— Конечно, мы тебе, березка, поможем! (Врачи ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают художникам.)

Следующей на прием приглашается «ель»:

Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Всё равно люди стараются их выкрутить, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно!

Но ещё хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой ёлочкой украсить. Только не думают они, что гибнем мы в этот праздничный день.

Появляется «Ландыш».

— Пожалуйста, ландыш, проходите,

Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счёта. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться подальше от людей в заросли кустарников, влажные и сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений! Не хочет человек над этим задуматься.

У врачей на столе следующие карточки:

• Нельзя рвать цветы!

• Не ломайте ветки деревьев!

• На новогодний праздник лучше наряжать искусственную ёлочку.

• Не делайте надрезов на коре дерева, не срывайте её.

  • Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!

Следует выбирать только те карточки, которые подходят по смыслу.

VI. Итог игры.

Посмотрите, какой «рецепт» получился в нашей лесной лечебнице.

Подумайте, кому он больше подходит, людям или обитателям леса. Почему? Можно ли вылечить природу, если следовать данному рецепту?

VII. Хозяйственная деятельность людей и условия жизни растений.

- Подумайте, ребята, как или чем наносит вред растениям человек?

На доске:

Человек наносит вред растениям:

- хозяйственной деятельностью;

- сбором букетов;

- вытаптыванием.

- Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!

- Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Некоторые виды лекарственных растений из–за неумеренного сбора уже стали редкими. Эти растения совсем не надо собирать. Лучше всего заготавливать: пижму, подорожник, пастушью сумку, тысячелистник, калган.

- Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого - вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.

В нашей стране, как и во всём мире, крепнет движение за сохранность всего живого. Существует организация “Гринпис”. В России таких людей называют “зелёными”. Ведь зелёный цвет – это цвет жизни. Недаром народная мудрость гласит: “Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево”. Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!

  1. Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

  2. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

  3. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

  4. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

  5. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

VIII. Работа с учебником

- Прочитайте на странице 86 учебника «Правила друзей природы»

- Соотнесите правила со схемами:

 

- Ответьте на вопрос:

Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 5 цветков? А если бы не 5, а 10? Какой вывод из этого можно сделать?

Физминутка с использованием названий растений со страницы 84-85 учебника: растения из Красной книги – присесть, редкие растения – хлопок в ладоши.

IХ. Влияние стихийных бедствий на растения.

Но не только человек способен навредить растениям. Природные явления способны создать опасную ситуацию.

Изучите карточки с понятиями.

Вихрь

Атмосферное явление с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси

Сель

Внезапно формирующийся в руслах рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов

Наводнение

Временное затопление значительной части суши водой в результате действия сил природы, вызывающееся увеличением уровня воды

Цунами

Разрушительная волна, возникшая в результате подводного землетрясения в океане

Землетрясение

Подземные толчки и колебания земной поверхности

Пожар

Неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам

Паводок

Значительный, но кратковременный подъем уровня воды

Лавина

Сход снега с гор

Вслух дети объясняют вероятность вреда растениям от данных стихийных бедствий.

 

Х. Проверка домашнего задания.

1. Пословицы и поговорки.

- К сегоднешнему уроку вам было задано подобрать, найти пословицы и поговорки об охране природы. Зачитайте их, пожалуйста.

Старые деревья – молодые охраняют. Рощи да леса – всему миру краса. Лес не школа, а всех учит. Много леса – не губи, мало леса – береги.

Растение – земли украшение.По лесу ходи – под ноги гляди.Лес и вода – брат и сестра.Срубили кусты – прощай птицы.

2. Стихи о природе.

- Ребята к сегодняшнему уроку выучили по желанию стихи о природе. Послушаем их.

1 ученик:

2 ученик:

Услышу ль сосен шум в полдневный час, Журчанье струй средь камушков у брода, О, люди, мыслю я, у всех у нас есть Мать одна По имени природа! У ней для всех хватает доброты. И мы живём, запечатлев на веки, В душе её прекрасные черты – Поля, луга, леса, моря и реки.

Есть одна планета – сад.В этом космосе холодномТолько здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных.Лишь на ней одной увидишьЛандыши в траве зелёной.И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо.Береги свою планету,Ведь другой на свете нету.

3 ученик:

4 ученик:

Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам, Хорошо живётся с нами рядом.

Давайте, ребята,Везде, где живём,Деревья посадим,Сады разведём!Нас много, ребята,Пусть каждый из насХоть кустик для садаПосадит сейчас.

3.Посмотрите на карту нашей страны.

- Какой цвет преобладает на карте и что он значит? (зеленый, лес)

- Какое стихийное бедствие наиболее опасно для леса? (лесной пожар)

- Наука о лесных пожарах – лесная пирология – получает в нашей стране из года в год огромное количество материалов.

XI. Охрана растений – беседа.

- А какие еще правила охраны растений вы знаете?

Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Растение — живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни.

Например, листья участвуют в дыхании и питании растений.

Какое же право мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать растению жить?

Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей черемухе, и к другим деревьям

Не повреждай кору деревьев!

Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины.

Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву!

- Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано.

Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?

- Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц ?

Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, хищных птиц и насекомых.

ХII. Работа в тетради.

страница 39, задание № 6.

- Запишите буквы по порядку. Что получилось? (Берегите растения!). Это вывод по нашему сегодняшнему уроку.

ХIII. Итог урока.

- Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

- Что люди могут сделать для охраны растений? (Сажать больше деревьев и кустарников).

- Давайте прочитаем правила друзей природы в учебнике на странице 86. (дети зачитывают).

- Ребята, а как вы думаете, только ли растения надо охранять?

Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова!

- Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина “Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”.

- Как вы понимаете эти слова?

-Сегодня на уроке многие ребята были очень активны, за это они получают пятёрки.

Берегите эту Землю, эту воду,Даже малую былиночку любя.Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя.У природы живые краски,Миллионы лучистых соцветий.Для чего чудеса из сказки,Если в жизни их можно встретить?

Как светла Земля на заре,И распахнута вся для сказок,В жемчугах она, в серебре,В изумрудах она, в алмазах.Не рвите цветы, не рвите,Пусть будет нарядней Земля,А вместо букетов даритеВасильковые,Незабудковые,И ромашковые поля!Птиц разбуженных голоса,Завораживают и манят,Может, прячутся чудеса,Как табун лошадей в тумане?Не рвите цветы, не рвите,Пусть будет нарядней Земля,А вместо букетов даритеВасильковые,Незабудковые,И ромашковые поля!Расколдована тишина,С самым первым лучом рассвета,Значит, кончилось время сна,Все цветы ждут слова привета.Не рвите цветы, не рвите,Пусть будет нарядней Земля,А вместо букетов даритеВасильковые,И ромашковые поля!

ХII. Д/З. Подготовить сообщение об одном из растений, занесённых в Красную книгу. В книжке –

« Там, где вырождаются растения, не может жить человек».

Г.Ф.Гегель.

refdb.ru

3. РЕДКИЕ И НУЖДАЮЩИЕСЯ В ОХРАНЕ ВИДЫ - 3 РЕДКИЕ И НУЖДАЮЩИЕСЯ В ОХРАНЕ ВИДЫ - Наталья Дулепова. Флора Шелеховского района - Каталог статей

Флора исследуемого района находится в зоне сильного антропогенного воздействия. В результате происходит сокращение численности популяций некоторых видов, а также возникает угроза их исчезновения. Наиболее уязвимыми оказываются редкие, красивоцветущие виды. В особой заботе нуждаются растения, которые не только редки по своей природе, но и прямо уничтожаются человеком вследствие сборов или нарушения мест обитания. Средством борьбы может быть ограничение или даже полное запрещение сбора и другого уничтожения, вплоть до организации заказников на срок, достаточный для восстановления популяций.

Основой для разработки и организации мероприятий по охране редких и исчезающих видов растений служат Красные книги и другие, подобные им списки, утвержденные государственными органами (Плешанов, Петров, 1990).

Во флоре сосудистых растений Шелеховского района выявлено 7 видов, занесенных в Красную книгу РСФСР (1988) (табл. 11).

Например:

Calypso bulbosa (L.) Oakes (категория 3) – распространен  в некоторых районах европейской России, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, в Монголии, Китае, Японии, Корее, Северной Америке (Аверьянов, 1988). Лимитирующими факторами являются вырубка лесов, повышенное рекреационное воздействие, сбор растений на букеты и необходимость присутствия при прорастании семян почвенного гриба-симбионта.

Cotoneaster lucidus Schlecht. (категория 3) – встречается на очень ограниченной территории в южной прибайкальской части Центральной Сибири – по северному макросклону Восточного Саяна, в Тункинской долине и южной части Байкала (Малышев, Пешкова, 1979). Лимитирующие факторы – нарушение местообитаний в результате хозяйственной деятельности. Необходимы контроль за состоянием популяций и изучение биологии вида в естественных условиях.

В Красную книгу Иркутской области (2001) занесено 27 видов.

Например:

Menispermum dauricum DC. (категория 2) – восточно-азиатский вид. Встречается на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Северном Китае, Японии, Корее. Лимитирующие факторы – сборы как лекарственное сырье.

Primula macrocalix Bunge (категория 1) – встречается в Крыму, на Кавказе, Южном Урале, широко распространен на юге Западной Сибири и Красноярского края. Восточнее – очень редко. Лимитирующие факторы – небольшие размеры популяций. Красивое растение, собирается на букеты. На участке между селами Введенщина и Моты сокращает численность в связи с заездами грузовых машин и отсыпкой гравия (Иванова, 1993).

 

Таблица 11

Кадастр нуждающихся в охране видов растений

флоры Шелеховского района

Название вида

Растения Красной книги РСФСР (1988)

Растения Красной книги Иркутской области (2001)

1.

Acorus calamus L.

 

+

2.

Adonis sibirica Patrin ex Ledeb.

 

+

3.

Calypso bulbosa (L.) Oekes

+

+

4.

Cotoneaster lucidus Schlecht.

+

+

5.

Crataegus maximowiczii Schneid.

 

+

6.

Cypripedium calceolus L.

+

+

7.

Cypripedium guttatum Sw.

 

+

8.

Cypripedium macranthon Sw.

+

+

9.

Epipactis helleborine (L.) Crantz

 

+

10.

Epipogium aphyllum Sw.

+

+

11.

Hemerocallis minor Miller

 

+

12.

Lilium pilosiusculum (Freyn) Miscz.

 

+

13.

Lilium pumilum Delile

 

+

14.

Malus baccata (L.) Borkh.

 

+

15.

Melampyrum nemorosum L.

 

+

16.

Menispermum dauricum DC.

 

+

17.

Neottianthe cucullata (L.) Schlechter

+

+

18.

Nuphar lutea (L.) Smith.

 

+

19.

Orchis militaris L.

+

+

20.

Paeonia anomala L.

 

+

21.

Platanthera bifolia (L.) Rich.

 

+

22.

Primula macrocalyx Bunge

 

+

23.

Tulotis fuscescens (L.) Czer.

 

+

24.

Typha angustifolia L.

 

+

25.

Typha laxmannii Lepech.

 

+

26.

Viburnum opulus L.

 

+

27.

Viola alexandrowiana (W. Beck.) Juz.

 

+

ИТОГО

7

27

 

shel-muzeum.moy.su


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта