Конспект урока по биологии в 6 классе Тема урока «Царство растений». Биология 6 класс царство растений
Тесты : Лишайники (Царство Растения
С одним правильным
Как размножается лишайник?
- Асеменами
- Бвегетативно
- Вспорами
- Гспорами и вегетативно
testonik.net
Проверочная работа по биологии на тему "Царство Растения" (6 класс)
Проверочная работа «Царство Растения» Вариант 1
Часть А
1. Низшими называют растения, у которых нет:
А) корней Б) стеблей В) листьев Г) всех органов
2. Двойным оплодотворением у растений называют слияние:
А) Спермиев сначала между собой, а потом с яйцеклеткой
Б) Яйцеклетки с одним, а потом с другим спермием
В) Яйцеклетки с первым спермием, а центральной клетки со вторым
Г) Одного сперматозоида с яйцеклеткой, а второго сперматозоида с центральной диплоидной клеткой
3. В отличие от водорослей мхи:
А) Являются многоклеточными растениями
Б) Не нуждаются в воде при размножении
В) Имеют ткани и органы
Г) Размножаются семенами
4. Минеральные вещества и вода передвигаются в растении по:
А) Ксилеме; Б) Флоэме; В) Камбию; Г) Вторичной коре
5. К споровым растениям относят:
А) ель Б) папоротник В) береза Г) одуванчик
6. Половое поколение мхов являются:
А) спорофитом; Б) гаметофитом; В) псилофитом; Г) заростком
7. Из споры папоротника вырастает:
А) заросток Б) протонема В) ризоиды Г) спорогон
8. Автотрофным организмом является:
А) Шампиньон; Б) Печёночный сосальщик
В) Молочнокислая бактерия; Г) Сосна
9. Самыми распространенными из голосеменных являются:
А) эфедровые; Б) хвойные; В) саговниковые; Г) гинкговые
10. Хвойные размножаются:
А) семенами Б) спорами В) корнями Г) шишками
Часть В
1.Установите соответствие
А – споровые а) ель б) сфагнум в) пихта г) яблоня д) хвощ
Б – семенные е) подорожник ж) плаун
2.Раставьте в порядке появления на Земле данные растения:
1-береза 2-мох 3-сосна 4-папоротник 5-водоросли 6-одуванчик
Часть С
1.Назовите отличительные особенности растительного организма.
2.Охарактеризуйте основные функции вегетативных органов.
Проверочная работа «Царство Растения» Вариант 2
Часть А
1.Ткани не развиты, тело таллом у:
А) водорослей Б) мхов В)плаунов Г)папоротников
2. Многоклеточные зеленые водоросли:
А) хламидомонада Б) вольвокс В) ламинария Г) спирогира
3. Во взрослом состоянии папоротник:
А) спорофит Б) гаметофит В) спорогон Г) цветовит
4. Органические вещества передвигаются в растении по:
А) Древесине; Б) Сердцевине; В) Флоэме; Г) Камбию
5. Для размножения споровых растений нужна:
А) вода Б) трава В) земля Г) воздух
6. Вегетативное размножение характерно для:
А) Простейших; Б) Животных; В) Вирусов; Г) Растений
7. Растения называют автотрофными организмами, так как они:
А) Не способны активно перемещаться
Б) Способны синтезировать органические вещества из неорганических
В) Активно поглощают органические вещества из окружающей среды
Г) Не входят в цепи питания
8. В процессе почвенного питания растение поглощает:
А) СО2и выделяет О2Б) О2и выделяет СО2
В) Воду и минеральные соли Г) Органические вещества
9. В процессе эволюции растений возникновение стебля и листьев произошло у:
А) Мхов; Б) Папоротников, хвощей, плаунов
В) Голосеменных; Г) Покрытосеменных
10. Тело водорослей хламидомонады и хлореллы представлено:
А) Слоевищем, не разделённым; Б) Слоевищем, имеющим ризоиды
В) Слоевищем, не имеющим ризоиды; Г) Одной клеткой
Часть В
1.Установите соответствие
А – споровые а) сосна б) кукушкин лен в)кедр г)береза д)плаун
Б – семенные е) клевер ж) ламинария
2.Раставьте в порядке появления на Земле данные растения:
1-осина 2-сфагнум 3-пихта 4-папоротник 5-водоросли 6- клевер
Часть С
1.Укажите главные отличительные признаки голосеменных растений от покрытосеменных.
2.Охарактеризуйте основные функции генеративных органов.
infourok.ru
Тесты : Многообразие растений (Царство Растения
С одним правильным
Чем отличается свекла от других представителей семейства маревых?
- Аналичием простых листьев
- Бналичием плода-орешек
- Вналичием корнеплода
- Гналичием простого, чашечковидного околоцветника
testonik.net
Конспект урока по биологии в 6 классе Тема урока «Царство растений»
Конспект урока по биологии в 6 классе
Тема урока «Царство растений»
Урок обобщения и систематизации знаний
Цель: систематизировать знания учащихся об основных отделах царства растений, особенностях их строения, распространения, размножения и роли в природе и в жизни человека.
Задачи:
Образовательная – обобщить знания о многообразии растительного мира; закрепить знания об отделах растений, их характерных признаках, о значении растений в природе и жизни человека;
Развивающая – развитие познавательного интереса, формирование умений использования знаний в измененной ситуации за определенное время;
Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, формирование представления о единстве живой природы.
Оборудование: презентация «Значение растений», компьютер, проектор, экран, тетрадные листочки, маркер.
Ход урока.
1. Организационный момент (3 минуты)
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами обобщающий урок на тему «Царство Растений». Отврыли тетради и записали число и тему урока.
На уроке мы с вами обобщим знания о многообразии растительного мира, закрепим знания об отделах растений, их характерных признаках, о значении растений в природе и жизни человека.
Мы продолжаем знакомство с удивительным и прекрасным миром растений, который изучает наука – ботаника. Начало изучению растений заложил древнегреческий ученый Теофраст, которого в истории науки называют «отцом ботаники». В своей книге «Естественная история растений» он упоминает о 450 растениях, которые делит на 4 класса: деревья, кустарники, полукустарники и травы. Он сближал отдельные группы растений, описывая их как дикие и культурные, вечнозеленые и листопадные, растения суши и вод.
2. Повторение (5 минут)
Какая область биологической науки помогает разобраться в многообразии растений? (систематика)
Что делает систематика?
Верно, систематика делит растения на группы и вводит такие систематические единицы разделения как отдел, класс, порядок, семейство, род и вид. Вспомните, пожалуйста, какие отделы растений вам известны? (перечисляют)
А теперь давайте объединим эти отделы в группы (слайд с готовой схемой).
Ребята, почему Водоросли и Лишайники относят к группе низших растений?
А какие признаки объединяют отделы Мхов, Плаунов, Хвощей, Папоротников, Голосеменные и Покрытосеменные к высшим растениям?
Таким образом, мы с вами видим, что царство Растений делится на определенные отделы, которые можно условно объединить в группы низшие и высшие. Отделы низших растений объединяет отсутствие тканей и органов, а так же есть и одноклеточные организмы. Так же тело образует слоевище. Что касается отделов высших растений, то тело их разделено на ткани и органы, размножаются спорами и семенами.
А теперь я предлагаю следующий вид работы – графический диктант, при выполнении которого мы с вами повторим основные характиристики каждого отдела. Для этого мы чертим линию и разделяем ее на 10 равных отрезков (слайд). Я читаю утверждение. Если вы с ним согласны, то рисуете горизонтальную линию, если нет – домик или крышу (слайд). К доске пойдет Дерменева Ангелина.
1. Водоросли относятся к низшим растениям, т.к. они не имеют корней, стеблей и листьев. (да)
2. Ризоиды являются корнями. (нет)
3. Мхи – это низшие растения (нет).
4. Тело лишайника – слоевище состоит из водоросли и гриба (да).
5. Плауны, хвощи, папоротники отмирая, образовали залежи каменного угля (да).
6. Коробочка кукушкина льна содержит семена (нет).
7. Голосеменные – это высшие растения, они имеют стебель, корень, листья и образуют семена (да).
8. Морковь – двулетнее растение (да).
9. Сосна сибирская и кедр – это одно и тоже растений (нет).
10. После цветения покрытосеменные образуют плод (да).
Теперь давайте проверим, какой график у нас получился (если есть ошибки, обсуждаем). Оценка Ангелине.
Таким образом мы повторили с вами основные понятия, характеризующие представителей отделов растений.
3. Систематизация и углубление знаний.
А теперь, с целью расширения знаний по каждому из отделов растений, предлагаю заполнить таблицу (слайд). Чертим таблицу в тетрадь. На выполнение задания у вас три минуты. А теперь проверяем (спрашиваю по одному человеку слайд подтверждает правильность ответа).
Таким образом можно сделать вывод: водоросли обитают в водной среде, есть одноклеточные зеленые водоросли, цвет пигмента зависит от глубины обитания водорослей.
Следующим отделом, к которому мы переходим – это Лишайники. Давайте посмотрим на доску (слайд со строением лишайника).
Что мы видим?
Из чего состоит тело лишайников?
Можно сделать вывод, что тело лишайника представленно слоевищем и состоит из гифа гриба и одноклеточных зеленых водорослей водорослей.
Что такое лишайники? (симбиоз)
Давайте вспомним, на какие типы делят лишайники?
Посмотрите на доску (слайд).
Какие вы видели лишайники в нашей местности?
Все верно, чаще всего нам встречаются накипные лишайники (слайд) – ксантория. Реже – листовые (слайд) – пармелия. Часто встречаются в парках и зеленых зонах города. И совсем редкие и в нашей полосе не встречаются – это кустистые (слайд) – ягель или «олений мох».
Как вы думаете, с чем связано такое распределение лишайников и преобладание накипных в городской среде? Все верно, лишайники – индикаторы чистоты воздуха.
Водоросли и Лишайники – низшие растения.
Давайте еще раз вспомним, какие признаки характеризуют высшие растения?
Какие отделы относят к высшим споровым растениям?
Ребята, а сейчас я вам предлагаю сравнить строение мхов и плаунов и доказать, почему мхи относят к высшим споровым растениям (слайд)?
А каких вы еще знаете представителей самых древних растений на земле (слайд)?
Что интересного в строении папоротника?
Таким образом мы с вами доказали, что мхи, плауны, хвощи и папооротники – высшие споровые растения.
По степени усложнения в строении растений мы переходим к высшим семенным.
Какие отделы семенных вам известны?
Для того, чтобы охарактеризовать каждый из этих отделов я предлагаю вам интересное задание (слайд). На доске вы видите рассказ-загадку. По данному описанию вам нужно определить отдел растений (читаю, ребята отвечают).
Рассказ-загадка
Это древние, наземные, вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники и лианы. Имеют стебель, корень, лист. Размножаются и распространяются семенами, которые лежат открыто на поверхности чешуи. Древесину таких растений используют как ценный строительный материал (Голосеменные).
Самая многочисленная и молодая группа Царства Растений. Растут в воде, от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонии. Имеют органы семенного размножения. Семена развиваются внутри плода (Покрытосеменные).
Вот именно по таким признакам можно разделить растения на голосеменные и покрытосеменные.
А теперь с целью закрепления знаний по основным признакам отделов Голосеменные и Покрытосеменные предлагаю написать мини-самостоятельную работу (слайд читаю каждый вопрос два раза).
Мини-самостоятельная работа.
Светолюбивое вечнозеленое растение со стройным стволом (сосна).
Хвоинки этого растения светло-зеленые, мягкие, сидят пучками, опадают на зиму …(лиственница)
Травянистое растение, которое так любят обезьяны…(банан)
После цветения растения образуется …(плод)
Кустарник , представитель голосеменных, с игольчатыми листьями, редкий. Нуждается в охране. (можжевельник)
Семена из шишек высыпаются через…года. (2)
Растение, которое служит сырьем для изготовления тканей. (хлопок, лен)
Сколько лет растет морковь? (2 года)
Таким образом мы с вами повторили и закрепили знания по отделам Голосеменные и Покрытосеменные.
4. Подведение итогов.
Мы посмотрели подробно каждый отдел царства Растений. С целью закрепления материала предлагаю отгадать кроссворд. Илья идет к доске. А мы все ему помогаем.
По горизонтали:
4. Растение, имеющее цветок (покрытосеменное)
5. Группа низших, обычно водных, растений (водоросли)
8. Одноклеточная водоросль (хлорелла)
10. Крупная пластида у водорослей (хроматофор)
11. Растения, заканчивающие жизненный цикл (от прорастания семени до образования семян) в течение одного сезона (однолетние)
12. Органы, в которых образуются споры (спорангии)
13. Орган растения, развивающийся из цветка и заключающий семена (плод)
14. Высшее споровое растение (папоротник)
15. Высшее споровое растение с ползучим стеблем (плаун)
По вертикали:
1. Высшее семенное растение, не имеющее цветков (голосеменное)
2. Орган размножения и расселения у высших растений (семя)
3. Высшее споровое растение, не имеющее корней (мох)
6. Нитевидная клетка, выполняющая функции корня у некоторых водорослей и мхов (ризоид)
7. Одноклеточная зеленая водоросль (хламидомонада)
9. Организм, тело которого состоит из гриба и водоросли (лишайник)
10. Высшее споровое растение (хвощ)
12. Специализированная клетка бактерий, грибов, растений, служащая для размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий (спора)
Теперь мы с вами закрепили знания об основных отделах растений и их характеристики.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами систематизировали знания об основных отделах царства Растений, особенностях их строения, распространения, размножения и роли в природе.
5. Домашнее задание.
Исходя из целей и задач нашего урока я предлагаю вам выполнить творческую домашнюю работу (слайд комментирую). Выставление оценок за урок (комментирую).
Урок окончен.
По горизонтали:
4. Растение, имеющее цветок
5. Группа низших, обычно водных, растений
8. Одноклеточная водоросль
10. Крупная пластида у водорослей
11. Растения, заканчивающие жизненный цикл (от прорастания семени до образования семян) в течение одного сезона
12. Органы, в которых образуются споры
13. Орган растения, развивающийся из цветка и заключающий семена
14. Высшее споровое растение
15. Высшее споровое растение с ползучим стеблем
По вертикали:
1. Высшее семенное растение, не имеющее цветков
2. Орган размножения и расселения у высших растений
3. Высшее споровое растение, не имеющее корней
6. Нитевидная клетка, выполняющая функции корня у некоторых водорослей и мхов
7. Одноклеточная зеленая водоросль
9. Организм, тело которого состоит из гриба и водоросли
10. Высшее споровое растение
12. Специализированная клетка бактерий, грибов, растений, служащая для размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий
gigabaza.ru
Урок биологии в 6 классе "Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений"
Урок биологии в 6 классе (ФГОС второго поколения)
Программа И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой
(Биология 5-9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2012г)
Тема: Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений
Цель: дать общее представление о ботанике как разделе науки биология; сформировать первоначальные представления о внешнем строении и общей характеристике растений; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности. Развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся; интерес к биологическим знаниям; формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач. Формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД: Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Этап | Содержание | Оборудование | Формирование УУД |
I.Орг.момент. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | Учитель:Здравствуйте, ребята. Садитесь. Подготовьте все необходимое к уроку. Беседа: ?Почему живая природа необходима для жизни человека? Почему каждый выходной миллионы горожан стремятся выехать на природу? ?Какова роль биологии в жизни современного человека? ?Что изучает биология? ?Вспомните, как называется раздел биологии, который изучает растения? – О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. Тема урока записывается в тетради. | Учебник, иллюстратив-ный материал по растениям. Гербарии. | Регулятивные УУД Формирование умения само-стоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (фор-мулировка вопроса урока). Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Коммуникативные УУД Формирование умения слу-шать и понимать речь других людей. |
II. Новый материал (совместное открытие знаний). | Презентация Ж.Б. Ламарк - французский ученый, который Впервые ввел термин «биология» в 1802 г, а Теофраст - ученый, считающийся основоположником науки ботаники. Ведь именно ботанику мы будем изучать с вами в этом году. Примерно 3500 миллионов лет тому назад в морях, по мнению современных ученых, зародилась жизнь. Первые живые организмы на Земле были такие крошечные, что их трудно было бы различить простым глазом. Постепенно организмы менялись, усложнялись. Сегодня на земле существует огромное количество разнообразных живых организмов. ? Чтобы разобраться во всем этом многообразии, ученые объединили их в различные царства. Какие? ? Чем отличаются организмы разных царств? Каковы их признаки? ? Признаки растений? (Составляем совместно таблицу в тетради.) |
www.prodlenka.org