Размножение растений 6 класс биология. Методическая разработка урока биологии "Вегетативное размножение растений", 6 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация к уроку биологии в 6 классе "Способы размножения растений". Размножение растений 6 класс биология


Открытый урок "Способы размножения растений" 6 класс

Урок биологии по ФГОС в 6 классе.

Носкова Юлия Владимировна учитель биологии в Большеключищенской школе

им. В.Н.Каштанкина Ульяновская область Ульяновский район

ТЕМА: Способы размножения растений.

Задача урока: сформировать знания о размножении растений, о биологическом значении полового и бесполого размножения, о способах размножения, особенностях бесполого размножения.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с размножением растений как важнейшим их свойством, его ролью в пре­емственности поколений, способами размножения организ­мов — бесполым размножением растений.

Метапредметные: учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фикси­ровать, анализировать и объяснять результаты опытов.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедея­тельности организмов.

Основные понятия урока: размножение — бесполое,половое, вегетативное.

Деятельность учащихся: работа с текстом учебника, с заданиями в рабочей тетради, работа по карточкам, выполнение лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками при обсуж­дении вопросов.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие, проверка наличия учебников, рабочих и классных тетрадей, тестовых заданий, карточек с заданиями.(1 мин)

2. Мотивационно-ориентационный этап.(5-7 мин)

Вступительное слово учителя:

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости,

другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас кома­ра, ловим на озере щуку.

Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том,

чтобы его численность не уменьшалась.

Смерт­ность одних особей компенсируется рождением других»

Константин Георгиевич Паустовский сказал

«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время»

( К.Г. Паустовский)

Ребята, скажите о каком процессе идет речь?

Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает.

Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле

продолжается уже миллионы лет.

Мозговой штурм.

Ребята подумайте пожалуйста и ответьте на следующие вопросы:

-Травоядные животные питаются растениями. Почему же все растения не уничтожены?

-Растения это неподвижные организмы, почему же они заселили весь земной шар?

Итак, давайте вместе сформулируем цель сегодняшнего урока

Тема урока: Размножение организмов (запись темы урок в тетрадь)

Цели урока урока:

  1. раскрыть сущность понятия…

  2. расширить представления о…

  3. научиться выделять … размножения.

Учащиеся добавляют в строки нужные слова

Запишем план нашего урока в тетрадь, этот план нам пригодится в оценивании ваших действий на уроке.

План урока:

1.Тест

2.Ромашка

3.Лабораторнная работа

4.Работа по карточкам

5.Верю не верю

2. Проверка пройденной темы

Тестирование (2 варианта) Взаимопроверка. (5 мин)

Выставление балла за тест в тетрадь в графе « Тест»

3.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Перед вами ромашка с вопросами, кто желает на них ответить? За каждый правильный ответ можете себе поставить балл в тетрадь в графе «Ромашка».(5 мин)

  • Что такое спора?

  • Какие низшие и высшие споровые растения вы знаете?

  • Назовите известные вам семенные растения!

  • Какие органы растения называют вегетативными?

  • Какие органы растения называются генеративными?

  • В какой части клетки находятся хромосомы? Какова их роль?

4. Изучение новой темы.

Работа в парах.(5 мин)

  • Изучите текст учебника на с. 117.

  • Дайте определение термину размножение!

  • (запишите термин в рабочей тетради чтр. 43 , задание 94

  • Составьте схему: Способы размножения растений! ( в рабочей тетради стр.44 задание 95)

Проверка правильности выполнения задания

Работа с рисунком

Определите, что это изображено на фотографии. Подсказку можно получить из текста учебника на стр. 118, первый абзац.

Итак, на фотографии мы видим споровые растения-папоротники. Споры находятся в спорангиях. К споровым растениям относят папоротники, водоросли, мхи, хвощи и плауны.

Спорообразование это бесполое размножение.

Работа в парах.

Слайд. Вегетативное размножение.

Таким образом, растения могут размножаться черенком, луковицей, усами, черенком, т.е своей частью, при этом получаются организмы как две капли воды похожие на материнский организм.

А сейчас мы с вами на практике узнаем, что такое вегетативное размножение.

Слайд «Лабораторная работа»

Но перед тем, как заняться таким важным делом как вегетативное размножение растений, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.(1.5 мин)

Перед тем как начать лабораторную работу, обязательно ознакомтесь с правилами техники безопасности. (Какой-нибудь учащийся вслух зачитывает инструкцию по ТБ)

Правила поведения и техники безопасности во время проведения лабораторной работы:

1.Содержать в чистоте свое рабочее место.

2. Не раскидывать землю

3.Аккуратно обращаться с режущими предметами.

4.После завершения работы руки аккуратно протереть влажной салфеткой

Учащиеся распределяются на 3 группы.

Каждой группе даётся задание и лабораторное оборудование. (5 мин)

1.Возьмите картофель, найдите у клубня почки. Разрежьте клубень таким образом, чтобы на каждой части оставалась неповреждённая почка. Посадите частичку картофеля с почкой в стаканчик с почвой. Подпишите дату посадки. Полейте.

Сделайте вывод (пользуясь учебником стр. 118: таким образом вегетативное размножение осуществляется_______________________________________________.Новая особь наследует все признаки и свойства___________________________________.

2. Возьмите чеснок, разделите его на дольки. Каждую дольку посадите в стаканчик с землёй. Подпишите дату посадки. Полейте.

Сделайте вывод (пользуясь учебником стр. 118: таким образом вегетативное размножение осуществляется_______________________________________________.Новая особь наследует все признаки и свойства___________________________________.

3.Перед вами фиалка узамбарская. Поучимся размножать фиалку с помощью листа. Для этого с помощью ножа отделите лист фиалки и посадите в землю. Для лучшего укоренения листа укройте лист целлофановым пакетом. Подпишите дату посадки. Полейте.

Сделайте вывод (пользуясь учебником стр. 118: таким образом вегетативное размножение осуществляется_______________________________________________.Новая особь наследует все признаки и свойства___________________________________.

Формулируем выводы вместе с учащимися

Таким образом, вегетативное размножение осуществляется с помощью частей растений. Новая особь наследует все признаки и свойства материнского организма.

За участие в выполнении лабораторной работы учащиеся ставят себе 1 балл (заслуженность балла обсуждается в группе)

Сейчас предлагаю самостоятельно поработать по карточкам. Время на работу 7 мин.

Карточка ученика_________________________ класса__________

Прочитайте текст учебника на с.118 до конца.

Ответьте на вопросы:

Какое размножение называют половым?_________________________________________________________

Что такое гамета?_____________________________________________________

Какие бывают гаметы?_________________________________________________

Что такое зигота?_____________________________________________________

Что такое оплодотворение?____________________________________________

Расскажите по схеме о половом размножении растений (устно)

hello_html_m18f56de9.png

Вывод (задание 96, 97 стр.44 в рабочей тетради)

Проверка правильности заполнения карточки. Зачитывание вывода.

По желанию учащийся выходит к доске и по схеме рассказывает о половом размножении.

ПО окончанию работы учащиеся ставят себе 1 балл за каждый правильный ответ.

Максимум 5 баллов. За правильное объяснение схемы дополнительный балл.

5.Первичное закрепление знаний

Задание «Верю, не верю».(5 мин)

Выберите те предложения которые верны:

1.Размножение заключается в уменьшении числа особей.

2.Размножение может быть половым и бесполым.

3.Спермии-неподвижные половые клетки.

4.При вегетативном размножении новая особь совершенно не похожа на родительскую.

5.При половом размножении новый организм образуется в результате слияния половых клеток (гамет).

Проверка. Выставление в тетрадь баллов. Максимум 3 балла.

6.Самопроверка.

Учащиеся подсчитывают баллы, выставляют оценку в тетрадь, тетради и карточки сдаются учителю.

7.Итоговая рефлексия

Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

Ответы учащихся.

8.Домашнее задание

§ 21 – пересказывать, вопросы.

Задание для любознательных. Проведите наблюдения за размножением комнатных растений. Сделайте рисунки, фотографии.

Используемая литература.

1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2012г.

2. В.В. Пасечник «Уроки биологии 5-6 класс»методическое пособие, М.: Просвещение, 2012г.

3. Диск « Кирилл и Мефодий» биология 6 класс, урок

4. Высказывания - http://maksimovaei.ru/zips/pedagog/ispolz epigraf.doc

infourok.ru

способы размножения растений 6 класс

Задачи:

Образовательная: выяснить понятия: размножение, тип размножения. Повторить понятия: спора, высшие и низшие растения, вегетативное размножение, размножение спорами, строение спор, гамета. Выяснить: почему половое размножение более высокая ступень размножения. Развивающая: расширить представления о размножении в мире растений, спорах, гаметах, оплодотворении. Самостоятельная работа при проведении лабораторной работы. Воспитательная: жизнь на Земле не должна прекращаться.Основные понятия:  «размножение», «гамет», «сперматозоиды», «спермии», «яйцеклетка», «зигота», «спора».

Тип урока: комбинированный.                                              

Ход урока

1.Организационный момент. Настрой на урок.

Приветствие. Подготовка учащихся к работе. Наличие обучающихся.

2.Активизация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

/фронтальный опрос, решение кроссвордов/.                                             

 А. Проверка знаний учащихся о значении процесса размножения растений, способах размножения; низших и высших споровых растениях; особенностях строения и полового размножения водорослей, мхов, папоротников /учащиеся отвечают на вопросы. Класс сравнивает, анализирует ответы, дополняет, исправляет ошибки и неточности ответов/

Закончите предложение: 1.Вегетатиные органы растения это ………(корень, стебель, листья). 2.Генеративные органы растения это ……(цветки и плоды). 3.Какие растения называют высшими? Какие низшими?. 4.Как вы понимаете слово «размножение»?

Чтобы жизнь на нашей планете никогда не прекращалась, необходимо воспроизведение себе подобных организмов – размножение.

Запись на доске и в тетрадях постепенно в течение урока. 3. Изучение нового материала

Объяснение учителя.

Способность к размножению – одно из главных признаков и свойств живого организма. Размножение растений происходит половым и бесполым путем.

Бесполое размножение: спорообразование и вегетативное.

Половое размножение. Гаметы.

Зигота – первая клетка нового организма.

Оплодотворение – процесс слияния мужской и женской гамет.

4. Беседа по материалам экскурсии

Заслушать некоторые отчёты о проделанной на экскурсии работе, остальные собрать для проверки  и оценки.

5. Подведение итога урока.

Выставляются оценки ученикам принявшим участие в ходе урока. Активность определяется с учетом мнения учащихся:

6. Домашнее задание: параграф 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа “Описание особей вида по морфологическому критерию”.

Цель работы. (Учащиеся формулируют самостоятельно).

Оборудование: гербарий цветковых растений, учебники по ботанике.

Ход работы (работа в группах, заполнение таблицы по плану морфологического описания растения):

морфологические признаки

Объект №1

(видовое название растения)

Объект №2

(видовое название растения)

 

 

 

План морфологического описания растения

(выдается на карточках для каждой группы).

Жизненная форма: дерево, кустарник, травянистое растение.

Тип корневой системы: мочковатый, стержневой.

Побег: прямостоячий, цепляющийся, ползучий, вьющийся.

Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое.

Листья: а) черешковые или сидячие;в) простые или сложные.

Жилкование: сетчатое, дуговое, параллельное.

Соцветие: простой колос, зонтик, кисть, головка, корзинка, метелка, сложный колос, сложный зонтик.

Вывод: роль морфологического критерия для определения вида.

infourok.ru

Методическая разработка урока биологии "Вегетативное размножение растений", 6 класс

Подшибякина Ирина Анатольевна,

учитель химии и биологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

г. Черногорска Республики Хакасия

Методическая разработка урока биологии

по теме «Вегетативное размножение растений», 6 класс

Цель урока:

усвоение учащимися понятия «вегетативное размножение растений», воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Задачи урока: 1. изучить особенности вегетативного размножения и его роли в увеличении числа особей и их расселении.

2. продолжить формирование умения самостоятельно работать с учебником.

3.наблюдать различные способы вегетативного размножения в природе.

Образовательные ресурсы:

Презентация «Вегетативное размножение растений»;

Таблицы по данной теме;

Комнатные растения.

Оборудование:

Компьютер, оснащенный проектором.

Ход урока:

Этап

Содержание

1

Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку

2

Актуализация знаний.

- Ребята, назовите основные признаки живого организма.

(Учащиеся перечисляют признаки.)

- Благодаря какому процессу живых организмов становится больше, они занимают новые территории?

(Учащиеся делают вывод, что растения расселяются, занимая новые территории благодаря размножению).

- Какие виды размножения вы знаете?

(Определение).

- Вы на протяжении нескольких уроков изучали строение растений ,и процессы протекающие в растениях. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А как же происходит размножение у растений если растение не цветковое или процесс опыления не возможен то, как размножаются растения?

3

Постановка проблемного вопроса

Почему растения, для которых характерен в основном, неподвижный образ жизни широко распространен по земному шару?

Ответ на этот вопрос вы получите на уроке, тема которого “Вегетативное размножение растений. Слайд №1

hello_html_14a5b5db.png

3

Сообщение новых знаний

По ходу урока мы найдем ответ на следующие вопросы:

  • Какие растения называются Цветковыми?

  • Как ещё их называют и почему?

  • На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений?

  • Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам? Что такое размножение?

-Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению. Ведь размножение – это характерный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных. Хотя каждый организм живет ограниченное время, благодаря размножению растения существуют на Земле миллионы лет.

- Какие способы размножения растений вам известны?

- Подумайте, какую форму бесполого размножения человек часто использует в своей практической деятельности?

- Вегетативное размножение (Слайд 2).

hello_html_28bcae2e.png

Записать определение в тетрадь.

Перечислить вегетативные органы растений и способы вегетативного размножения (слайды 3- 16).

4

Усвоение новых знаний

По ходу объяснения вам необходимо заполнить следующую таблицу (форма таблицы заготовлена на доске):

Вегетативный орган

Способы размножения

Название растения

Содержание нового материала:

Слайд №3

Корневищами. Корневище – подземный побег, выполняющий функции отложения запасных питательных веществ и вегетативного размножения. (ландыш, копытень, фиалка, пырей, ирис, орхидея).

Показать корень одного из представителя данного способа размножения.

hello_html_m332e07c7.png

Слайд №4

Клубень. Клубень — это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму, и зачаточными листьями, из пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги. Клубни бывают надземными и подземными. Надземные- утолщение главного стебля (кольраби, живородная гречиха). Подземные клубни – утолщение подземных побегов (картофель, тапинамбур, георгина).

Показать клубень одного из представителя данного способа размножения. .

hello_html_m47d06f1f.png

Слайд №5

Усы. Надземные столоны (усы) недолговечные ползучие побеги, служащие для вегетативного размножения. Встречаются у многих растений(костянка, полевица ползучая, лесная и садовая земляника, лютик, хлорофитум). Обычно они лишены развитых зеленых листьев, стебли их тонкие, хрупкие, с очень длинными междоузлиями. Верхушечная почка столона загибаясь вверх , дает розетку листьев , которая легко укореняется. После укоренения нового растения столоны разрушаются. Народное название этих надземных столонов – усы.

Показать надземные столоны (усы) одного из представителя данного способа размножения.

hello_html_m3c3fa7dc.png

Слайд №6.

Корневыми отпрысками. Некоторые растения, подобно этой осине , могут образовывать побеги на корнях и таким образом размножаться. Побеги, выросшие из этих почек, называют корневыми отпрысками, а сами растения корнеотпрысковыми. ( Слива, малина, вишня сирень, осина, Иван-чай, бодяг).

Показать растения с корневыми отпрысками .

hello_html_m1bb9bc1d.png

Слайд № 7.

Выводковыми почками

Представители: печеночные мхи, каланхое.

hello_html_m15f73c21.png

Слайд № 8.

Отводками. Если побег смородины прижать к земле, он даст придаточные корни и побеги из боковых почек. Такой побег называют отводком. Отводком человек размножает многие садовые кустарники (крыжовник, смородина, жасмин).

hello_html_m7affac8e.png

Слайд №9.

Стеблевой черенок – это кусочек побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями. Если его воткнуть во влажный песок , он укоренится – даст придаточные корни, а из почек разовьет побеги. Так из одной веточки смородины можно получить несколько кустов ( смородина, роза, тополь, бальзамин, роза, виноград, традесканция).

hello_html_620f18b4.png

Слайд №10.

Листовыми черенками. Некоторые виды комнатных растений –бегонию, сенполию, узамбарскую фиалку, лимон размножают листовыми черенками. Листья сажают во влажный песок , после этого на листьях развиваются придаточные почки и корни.

hello_html_m429ef509.png

Слайд № 11.

Корневой черенок – это отрезок корня 15-25 см. с придаточными почками у корнеотпрысковых растений. На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается новое , самостоятельно существующее растение. Корневыми черенками размножают ( одуванчик, малина, вишня, осот, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративные растения).

hello_html_46a9fff8.png

Слайд №12-13. Размножение прививкой. При прививках часть побега , называемую привоем , не укореняют, а приживляют к другому растению обычно того же или близкого вида. Это отличный способ размножения плодовых деревьев ценных сортов, существующих издавна. В наше время часто размножают не целые растения, а культуру растительных клеток, получая из них целые растения. Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые). Прививка:

а) почкой или глазком (летом) окулировка важно чтобы срезанный глазок имел небольшой участок коры и камбиального слоя. Сращивание глазка с подвоем происходит через 10-15 дней.

б) черенком (весной). Черенки срезают у сильных здоровых растений , как правило, зимой. Хранят черенки до весны в прохладном месте, обычно под снегом.

hello_html_2321c3a2.png

Слайд №14.

Размножение луковицами. Луковица- подземный реже наземный побег с очень коротким уплощенным стеблем (донцем) и чешуевидными мясистыми, сочными листьями, запасающими воду и питательные вещества. Луковицы характерны для растений из семейства лилейных (лилии, тюльпаны, пролески, лук) и амариллисовых (амариллисы, нарциссы, гиацинты) Луковицы помогают растению выжить в неблагоприятных условиях и являются органом вегетативного размножения.

hello_html_4767d0db.png

Слайд № 15.

Размножение корневыми отпрысками. Некоторые растения способны образовывать почки на корнях. Побеги, выросшие из этих почек, называют корневыми отпрысками, а сами растения корнеотпрысковыми. Слива, малина, вишня сирень, осина, Иван-чай, бодяг.

hello_html_51ffe527.png

Слайд №17.

Размножение клубнелуковицами. Клубнелуковицы внешне похожи на луковицы, но их листья не служат запасающими органами, они сухие, пленчатые, часто это остатки влагалищ отмерших зеленых листьев. Запасающий орган- стеблевая часть клубнелуковицы, она утолщена. Гладиолусы, крокусы, шафраны.

hello_html_961a403.png

5. Закрепление новых знаний

Проверяем таблицу (Приложение 1)

Отвечаем на вопросы:

1.О каком способе вегетативного размножения идет речь в загадке:

«У мамы дочки на шнурочке»?

2.Прокомментируйте поговорки:

«Приживчивое дерево ива: из тычки растет»

«Верба что луговая трава: ее выкосишь, а она снова выросла»

«Кто крапиву с корнем не удаляет, тот понапрасну пропалывает».

6.Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание: §43, кроссворд

Приложение 1.

Способы размножения

Растения

Корневище

ландыш, копытень, фиалка, пырей, ирис, орхидея

Клубень.

кольраби, живородная гречиха, картофель, тапинамбур, георгина.

Усы

лесная и садовая земляника, лютик, хлорофитум, костянка, полевица ползучая

Корневые отпрыски

слива, малина, вишня сирень, осина, Иван-чай, бодяг.

Выводковые почки

печеночные мхи, каланхое).

Отводки

крыжовник, смородина, жасмин

Стеблевые черенки

смородина, роза, тополь, бальзамин, роза, виноград, традесканция.

Листовые черенки

сенполию, узамбарскую фиалку, лимон, бегония

Корневые черенки

одуванчик, малина, вишня, осот, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративные растения.

Прививка

яблоня, груша, цитрусовые. лилии, тюльпаны, пролески, лук) и амариллисовых (амариллисы, нарциссы, гиацинты) Луковицы помогают растению выжить в неблагоприятных

Луковица

лилии, тюльпаны, пролески, лук, амариллисы, нарциссы, гиацинты

Корневые отпрыски

слива, малина, вишня сирень, осина, Иван-чай, бодяг.

Клубнелуковицы

гладиолусы, крокусы, шафраны

infourok.ru

Презентация к уроку биологии в 6 классе "Способы размножения растений"

Тема урока «Способы размножения растений.»

Тема урока «Способы размножения растений.»

Размножение – это один из главных признаков и свойств живого организма, заключается в увеличении числа особей . Растительный мир нашей планеты богат и разнообразен. В процесс жизнедеятельности растение живет, питается, дышит, развивается и растет. Но рано или поздно растений заканчивает свой жизненный цикл. Однако, растительный мир земли не исчезает. Как вы думаете, ребята, почему? В процессе роста и развития растение накапливает различные питательные вещества, достигнув определенного возраста оно преступает к размножению, что обеспечивает непрерывность и преемственность жизни. Размножение – одно из обязательный свойств любого живого организма. Размножение по своему биологическому значению существенно отличается от всех других жизненных функций организма. Размножение увеличивает число новых организмов внешне сходных с материнским. Благодаря ему, становится больше особей какого либо вида.

Размножение – это один из главных признаков и свойств живого организма, заключается в увеличении числа особей .

Растительный мир нашей планеты богат и разнообразен. В процесс жизнедеятельности растение живет, питается, дышит, развивается и растет. Но рано или поздно растений заканчивает свой жизненный цикл. Однако, растительный мир земли не исчезает. Как вы думаете, ребята, почему?

В процессе роста и развития растение накапливает различные питательные вещества, достигнув определенного возраста оно преступает к размножению, что обеспечивает непрерывность и преемственность жизни.

Размножение – одно из обязательный свойств любого живого организма. Размножение по своему биологическому значению существенно отличается от всех других жизненных функций организма. Размножение увеличивает число новых организмов внешне сходных с материнским. Благодаря ему, становится больше особей какого либо вида.

Деление клетки Бесполое Споро образование Способы размножения Вегетативное Половое

Деление клетки

Бесполое

Споро

образование

Способы размножения

Вегетативное

Половое

Спорообразование Спора -это особый вид клетки с очень плотной оболочкой. Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя. В таком виде они способны пережидать холод, жару, высыхание, избыток влаги. Когда же наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся, и из них образуются новые особи.

Спорообразование

Спора -это особый вид клетки с очень плотной оболочкой.

Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя. В таком виде они способны пережидать холод, жару, высыхание, избыток влаги. Когда же наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся, и из них образуются новые особи.

Вегетативное размножение Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур, специально предназначенных для вегетативного размножения, при этом потомство по всем основным признакам сходно с родительской особью Лист – фиалка, сенполия, сансевиерия. Черенок – традесканция, смородина, ива. Усы – земляника, хлорофитум. Луковица – лук, тюльпан, нарцисс. Отводки – крыжовник, смородина. Клубень – георгины, картофель. Корневище – ирис, ландыш, порей. 3

Вегетативное размножение

Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур, специально предназначенных для вегетативного размножения, при этом потомство по всем основным признакам сходно с родительской особью

Лист – фиалка, сенполия, сансевиерия.

Черенок – традесканция, смородина, ива.

Усы – земляника, хлорофитум.

Луковица – лук, тюльпан, нарцисс.

Отводки – крыжовник, смородина.

Клубень – георгины, картофель.

Корневище – ирис, ландыш, порей.

3

Вегетативное размножение Корень Побег Лист

Вегетативное размножение

Корень

Побег

Лист

Биологический смысл бесполого размножения «Новая особь при бесполом размножении наследует все признаки и свойства материнского организма.»

Биологический смысл бесполого размножения

  • «Новая особь при бесполом размножении наследует все признаки и свойства материнского организма.»
Половое размножение Мужская гамета Женская гамета Зигота Половое размножение – это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток (гамет), то есть в результате оплодотворения. Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды. 8

Половое размножение

Мужская гамета

Женская гамета

Зигота

Половое размножение – это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток (гамет), то есть в результате оплодотворения. Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.

8

Половое размножение Сперма Яйце Зигота тозоид клетка Половое размножение – это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток (гамет), то есть в результате оплодотворения. Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды. 9

Половое размножение

Сперма

Яйце

Зигота

тозоид

клетка

Половое размножение – это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток (гамет), то есть в результате оплодотворения. Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.

9

Процесс слияния мужской и женской гамет называется – оплодотворение . В результате этого процесса образуется зигота – первая клетка нового растения. Из зиготы развивается зародыш будущего растения, который несет признаки обоих родителей
  • Процесс слияния мужской и женской гамет называется – оплодотворение .
  • В результате этого процесса образуется зигота – первая клетка нового растения.
  • Из зиготы развивается зародыш будущего растения, который несет признаки обоих родителей
Биологический смысл полового размножения растений В результате полового размножения у растения могут появиться новые свойства, которые помогут ему лучше приспособиться к окружающей среде»

Биологический смысл полового размножения растений

  • В результате полового размножения у растения могут появиться новые свойства, которые помогут ему лучше приспособиться к окружающей среде»
Домашнее задание Параграф 40, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Зарисовать различные способы вегетативного размножения растений и подписать название.

Домашнее задание

  • Параграф 40, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Зарисовать различные способы вегетативного размножения растений и подписать название.

multiurok.ru

Конспект урока биологии 6 класс: "Бесполое размножение растений"

МОУ «Новомирская основная общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока

по биологии в 6 классе

Теме: «Бесполое размножение. Органы размножения».

Практическая работа: «Вегетативное размножение комнатных растений».

Подготовила: учитель биологии

Животкевич Н.Н

2008 – 2009 учебный год

Цель урока: Внедрение активных  форм обучения.

Задачи: А) Образовательные  задачи:

сформировать знания о  бесполом размножении,  о вегетативном размножении,  об особенностях  бесполого  размножения, его значении в обеспечении преемственности  между поколениями, о непрерывности жизни на Земле,

Б) Развивающие задачи:

уметь сравнивать между собой способы  бесполого размножения, рост и развитие организмов, обосновывать биологическое значение всех способов  бесполого размножения, связи организма со средой обитания;

В) Воспитательные задачи:

формировать умения применять полученные знания на практике соблюдать правила проведения наблюдений  за различными способами размножения  растений в природе и на пришкольном участке, проводить экологическое  воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности  популяций, путей регулирования, убеждённости в материальном единстве органического мира на основе установления универсальности процессов митоза.

Этапы урока

Хроно

мет

раж

Деятельность учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

  1. этап

Организационный момент

  1. этап:

Проверка д/з

А)

индивидуальная работа

Б) тестирование

В) проверка (взаимопроверка)

3 этап:

Повторение

Систематизация знаний и связь повторения с новым материалом.

4 этап:

Сообщение темы урока и объяснение нового материала:

5 этап:

Практическая работа.

6 этап:

Закрепление

Самопроверка.

7 этап:

Подведение итогов:

Выставление и комментирование оценок.

8 этап:

Домашнее задание:

Объяснение самостоятельной работы учащихся, которую они выполняют дома.

1мин

5 мин

4 мин

10 мин

5 мин

3 мин

1мин

1мин

- Здравствуйте ребята. Садитесь.

- Дежурный, сообщите, пожалуйста, имена отсутствующих и готовность класса к уроку.

- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новой темой, поработать над повторением и выполнить практическую работу.

- Девиз урока: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать  воедино  разрозненные факты». Д. Хевелси.

- А пока давайте вспомним тему, с которой познакомились на прошлом уроке.

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили данную тему, проведем тестирование.

- Пока мы отвечаем на вопросы тестов, Бабичев С. получает катрочку по данной теме и работает индивидуально.

Тесты:

1.Размножение - это:

А) воспроизведение себе подобных.

Б) способность реагировать на изменения в окружающей среде.

2. Способы размножения организмов:

А) половое

Б) бесполое

В) почкование

3. Биологическое значение размножения:

А) увеличение числа особей, перенос наследственной информации

Б) непрерывный рост и развитие

4. Какой способ размножения более эффективный:

А) бесполое

Б) половое

5. Для каких организмов характерно бесполое размножение:

А) простейшие

Б) человек

- А теперь поменялись тетрадями с соседом и проверяем правильность написания тестов, Сергей сдает мне свою работу.

- Сейчас я вам предлагаю поработать над повторением. Разгадаем кроссворд, в котором будут использоваться ранее изученные понятия.

Кроссворд:

    1. Способность организмов реагировать на изменения в окружающей среде?

    2. 2.Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям?

    3. Одна из самых маленьких органоидов клетки?

    4. Корневая система с недоразвитым главным корнем?

    5. Расположена в центре стебля, образована клетками основной ткани?

    6. Зачаточный побег?

    7. Органы дыхания рыб?

8. Процесс получения организмами веществ?

9.Система, регулирующая связь сложноорганизованных животных с окружающей средой?

10.Выведение из организма конечных продуктов обмена?

11.Лист прикрепляется к стеблю с помощью?

- Ключевое слово - размножение.

- Тема сегодняшнего урока:

«Бесполое размножение. Органы размножения».

На зелёной лужайке,На полянке в лесу,В огороде на грядкеИ на клумбе в саду:Одуванчик лекарственный,Клубника огромная,Сирень пахучая,Роза колючая,Мать и мачеха раннецветущая,Яблоня, плоды дающая.Собрались не напрасно:

Жить им стало так опасно,И заспорили меж собой,Как им род продолжить свой?

- Сегодня мы должны ответить на самый главный вопрос: Как растения, не имеющие органов передвижения, смогли распространиться по земному шару?

- В бесполом размножении участвует только 1 родитель, образуется два идентичных организма, происходит без образования половых клеток и последующего их слияния.

- Теперь давайте рассмотрим формы бесполого размножения:

а) деление

б) почкование

в) спорообразование

г) вегетативное размножение

-Рассмотрим форму бесполого размножения – деление на примере эвглены зеленой.

- Этот процесс начинается с деления ядра, оно вытягивается, принимает продолговатую форму, затем делится, они отходят друг от друга, в цитоплазме образуется перетяжка, которая делит материнскую особь на две одинаковые дочерние особи.

- Следующая форма бесполого размножения – почкование, на примере гидры.

- Летом на теле гидры образуется почка, постепенно она увеличивается в размерах, у нее появляются щупальца, рот, потом гидра отрывается от материнского организма.

- Одна из самых распространенных в природе форм бесполого размножения – спорообразование, рассмотрим на примере мха Кукушкин лен.

- Спора – это особый тип клетки с очень плотными оболочками.

- Образуются споры в спорангиях, при благоприятных условиях высыпаются из них.

- Растения способны размножаться частью своего тела или слоевища. Такое размножение называется вегетативным.

- Способы вегетативного размножения:

а) отводками (полегающий побег, который укореняется в местах соприкосновения с почвой).

Например: смородина, крыжовник.

б) черенками (отрезная часть побега с почками, способная к укоренению)

Например: Циперус, Традесканция.

в) Луковицами

Например: Тюльпан, Чеснок, Лук, Гиппеаструм, Аспидистра, Эухариус.

г) Клубнями

Например: Картофель, Азамия.

д) Корневищем

Например: Ирис

е) Прививкой (на здоровом дереве делается надрез коры и туда помещается веточка данного растения с почкой, плотно перевязывается)

Например: Яблоня, Груша

ж) Усами (Земляника)

- Ну, а теперь переходим к практической деятельности и выполним практическую работу, которая носит оценочный характер.

- На дом вам было дано задание оформить вводную часть нашей работы.

- Итак, какова её тема?

- Какова её цель?

- Какое оборудование для выполнения практической работы вам понадобится?

- Итак, ход работы:

1) Возьмите в руки лист Бегонии и ножницы, отрежьте часть листа.

2) Возьмите горшок с землей, стакан с водой. Слегка увлажните почву.

3) С помощью стеклянной палочки сделайте в горшке с землей углубление и погрузите в него часть листа.

4) Обложите палочкой землю вокруг черенка, чтобы не было пустот.

5) Накройте стеклянным сосудом и поставьте в теплое и хорошо освещаемое место.

- После проделанной работы мы должны сделать вывод:

« Мы познакомились на практике с бесполым видом размножения с помощью вегетативного органа – побега».

- Для закрепления нашей темы, мы поиграем с вами в «Биологическое лото».

Вам даны карточка с рисунком, на котором изображены способы вегетативного размножения, вы должны наложить на них фишки с названиями.

- А теперь проверяем.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Открываем дневники и записываем д/з:

( параграф 8), в тетради ответить на вопросы в разделе Подумайте! Стр. 132

- Урок окончен, можете быть свободны.

Учащиеся усаживаются за парты, успокаиваются и настраиваются на работу.

2 слайд

Ответ учащихся:

« Биологическое значение размножения. Виды размножения».

Ребята готовят тетради к работе.

Работа с карточкой.

Проверка работы соседа и ее оценивание.

Разгадывание кроссворда.

3 слайд

( раздражимость)

( ткань)

(лизосома)

(мочковая)

(сердцевина)

(почка)

(жабры)

(питание)

(нервная)

(выделение)

(черешка)

Открытие тетрадей, запись числа, темы урока.

4 слайд

5слайд

6 слайд

Запись в тетрадь.

7слайд

8 слайд

9слайд

10 слайд

демонстрация гербария

Запись в тетрадь.

Рассмотрение под микроскопом движения спор Кукушкиного льна.

Запись в тетрадь

11слайд

12 слайд

Запись в тетрадь

13 слайд

14 слайд

Демонстрация цветка

15 слайд

Демонстрация комнатных цветов, луковица чеснока и лука.

16 слайд

Демонстрация клубня картофеля.

17 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд

( Вегетативное размножение комнатных растений)

(сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.

21 слайд

( горшки с землей, стеклянные палочки, сосуд с водой, лист бегонии, ножницы, пустой сосуд)

22 слайд

23 слайд

24 слайд

25 слайд

26 слайд

Запись вывода.

Дети выполняют задание

27 слайд

28 слайд

( Познакомились с бесполым размножением организмов, способами вегетативного размножения растений)

29 слайд

Открывают дневники и записывают д/з

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта