Open Library - открытая библиотека учебной информации. Физиология растений конспект лекций
Конспект лекций Физиология растений (1.4Mб, pdf)
МОДУЛЬ 2 Раздел 5. Ды
МОДУЛЬ 2 Раздел 5. Ды
МОДУЛЬ 2 Раздел 5. Ды
МОДУЛЬ 2 Раздел 5. Ды
МОДУЛЬ 2 Раздел 5. Ды
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 2 Раздел 6. Фо
МОДУЛЬ 3 Раздел 7. Ро
МОДУЛЬ 3 Раздел 7. Ро
МОДУЛЬ 3 Раздел 7. Ро
МОДУЛЬ 3 Раздел 7. Ро
МОДУЛЬ 3 Раздел 7. Ро
МОДУЛЬ 3 Раздел 7. Ро
МОДУЛЬ 3 Раздел 7. Ро
МОДУЛЬ 3 Раздел 7. Ро
МОДУЛЬ 3 Раздел 7. Ро
МОДУЛЬ 3 Раздел 7. Ро
МОДУЛЬ 3 Раздел 7. Ро
МОДУЛЬ 3 Раздел 7. Ро
МОДУЛЬ 3 Раздел 7. Ро
МОДУЛЬ 3 Раздел 7. Ро
МОДУЛЬ 4 Раздел 8. Фи
МОДУЛЬ 4 Раздел 8. Фи
МОДУЛЬ 4 Раздел 8. Фи
МОДУЛЬ 4 Раздел 8. Фи
МОДУЛЬ 4 Раздел 8. Фи
МОДУЛЬ 4 Раздел 8. Фи
МОДУЛЬ 4 Раздел 8. Фи
МОДУЛЬ 4 Раздел 8. Фи
МОДУЛЬ 4 Раздел 8. Фи
МОДУЛЬ 4 Раздел 8. Фи
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
www.yumpu.com
Ознакомление со структурой курса". - конспект лекций
Рекомендуемая литература:1. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений. Под ред. Третьякова, М. 2000 г.Лебедев С.И. Физиология растений. М. Агропромиздат, 1988.Гэлстон А., Дэвис П., Сэттер Р. Жизнь зеленого растения. М., Мир, 1983.Физиология растений - наука, являющаяся фундаментом для всех остальных прикладных наук в растениеводстве, так как именно знания о сути происходящих в растении процессов позволяют агроному управлять развитием культур, получать максимальные урожаи с учетом условий выращивания растений. Для разработки оптимальных режимов полива, удобрения, сроков посева, посадки, уборки и т.д. необходимы знания о биохимических и физиологических процессах, протекающих в растении.Физиология растений теснейшим образом связана с генетикой, селекцией, экологией, иммунитетом, агрохимией, агротехникой растений, всеми прикладными науками, такими как овощеводство, растениеводство, плодоводство.Основные физиологические функции растения - питание, дыхание, рост, развитие, размножение - по сути своей процессы превращения веществ и энергии внутри растительного организма.Основные направления в современной физиологии растений следующие:Биохимическое- выявление химической природы механизмов физиологических функций (дыхания, фотосинтеза, питания, биосинтеза органических веществ),Биофизическое- разработка вопросов энергетики клетки, физико-химических закономерностей физиологических функций,Онтогенетическое - исследование возрастных закономерностей развития растений,Эволюционное- исследование филогенеза видов растений, изучение взаимодействия генотипа растения и влияния окружающей среды,Экологическое- раскрытие зависимости внутренних процессов в растении от условий внешней среды и обоснование оптимальных технологических условий возделывания растений.Основными методами, использующими в физиологии растений являются:лабораторно-аналитический,полевой,меченых атомов,электронной микроскопии,электрофоретический,хроматографический.Историческое развитие физиологии растений - на самостоятельное изучение.В курсе физиологии растений будут изучены такие основные разделы, как:Строение органических веществ.Строение клетки.Водный обмен в растении.Фотосинтез.Дыхание.Минеральное питание.Взаимопревращение органических веществ в растении.Рост и развитие растений.Устойчивость растений к факторам окружающей среды.Раздел 1. "Строение органических веществ в растительной клетке".Дополнительная литература к разделу:Кретович В.Л. Основы биохимии растений. М., Высшая школа, 1971Вопросы к разделу.Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества в клетке.Строение, классификация и функции углеводов.Строение, классификация и функции липидов.Строение и классификация аминокислот.Строение, классификация и функции витаминов.Строение, классификация и функции белков.Строение и классификация ферментов.Кинетика ферментативного катализа.Строение, классификация и функции нуклеиновых кислот.
2dip.su
Лекция 1. Предмет и задачи физиологии растений
Биология Лекция 1. Предмет и задачи физиологии растений
просмотров - 172
План лекции (2 часа):
1. Предмет изучения физиологии растений
2. Методы физиологии растений
Физиология растений – наука, которая отпочковалась от ботаники – одной из древнейших наук, известных человечеству. Ботаника - сфера научных знаний о растениях – некогда была единой наукой.
По мере накопления фактических данных и по мере проникновения пытливого ума человека глубже «в суть вещей» ботаника разрослась и дифференцировалась на научные дисциплины, ставшие самостоятельными. Родились и развиваются анатомия растений, морфология, эмбриология и др.
С другой стороны произошла узкая специализация по разделам ботаники: по высшим растениям и низшим, а среди последнего раздела – по мхам и лишайникам (лихенология), грибам (микология) и т.д.
Итак, дифференциация ботаники пошла далеко и разнообразно и это способствовало углублению знаний, прогрессу в науке.
Среди первой группы ботанических дисциплин находится физиология растений.
Физиология растений - ϶ᴛᴏ наука о жизненных процессах, происходящих в растительных организмах. Она ставит своей задачей полное ознакомление с жизнедеятельностью растений с целью получения от них наибольшего количества нужных нам продуктов. (Несколько однобоко, так как растения - ϶ᴛᴏ среда нашего обитания - ϶ᴛᴏ «легкие» планеты, это – неповторимый живой мир, познание которого приблизит, может быть, к пониманию того, что есть жизнь).
Изучение жизни живых организмов требует вскрыть присущие ей противоречия. Жизнь – непрерывные процессы созидания, синтеза, а также непрерывные процессы распада, разрушения разнообразных веществ. Не случайно Ф. Энгельс писал «жить – значит умирать», а французский естествоиспытатель Клод Бернар говорил: «Жизнь - ϶ᴛᴏ смерть».
Физиология растений стремится изучить отдельные процессы, происходящие в растениях, и выяснить роль каждого из них в общем ходе всех жизненных процессов целого растения.
В этих целях глубоко исследуются отдельные физические и химические явления, происходящие в каждом органе, тканях, клетке.
Вслед за анализом отдельных процессов, физиология растений воссоздает картину жизни целого растения, как самоподдерживающейся, саморегулирующейся системы. Физиология растений вскрывает и устанавливает взаимосвязи всех физиологических процессов, происходящих в целом растении.
Интересы физиологии растений не ограничиваются организационным уровнем, рассмотрением отдельного организма. В сфере интересов физиологии растений находятся и нужнорганизменные системы: биоценозы, посевы, насаждения леса.
Любой организм непрерывно взаимодействует с внешней средой. Внешняя среда изменчива. Изменения вызывают адекватный отклик живого организма на внешний раздражитель и влекут за собой изменения в ходе реакций, обусловливающих жизнедеятельность организмов. Рассмотрение жизнедеятельности растений во взаимодействии со всем комплексом условий окружающей среды породило экологическую физиологию.
Вопросы биологического саморегулирования становятся одной из центральных проблем завтрашнего дня.
Проблема саморегуляции в растительных организмах переводит физиологию растений от описания процессов в область активного управления ими путем воздействия на регуляторные механизмы клеток, организмов и их сообществ.
Итак, что же изучает физиология растений?
Основная задача физиологии растений – объяснить, как растут деревья и как физиологические процессы и внутренняя среда реагируют на окружающие условия и антропогенные воздействия. Исследование таких процессов, как фотосинтез, передвижение веществ, ассимиляция, дыхание, транспирация могут показаться далекими от практических задач лесоводства и садоводства. При этом, рост - ϶ᴛᴏ результат взаимодействия физиологических процессов, и чтобы понять, почему деревья растут не одинаково в разных окружающих условиях и при различных агротехнических воздействиях, крайне важно знать природу этих физиологических процессов и как на них влияют окружающие условия.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физиологи растений в первую очередь заинтересованы в изучении того, как растут растения, а, к примеру, работники лесопаркового хозяйства, лесоводы и садоводы – в том, как вырастить деревья лучшего качества. Эти две цели взаимосвязаны более тесно, чем может показаться, так как для успешного выращивания деревьев крайне важно понимание базовых физиологических процессов, управляющих ростом, и влияние на них факторов окружающей среды и агротехнических мероприятий.
Усилия лесоводов-озеленителей, лесоводов и садоводов направлены на создание подходящих генотипов и факторов окружающей среды для того, чтобы управлять именно физиологическими процессами, которые действительно регулируют ростовые процессы. Для результативного и умелого подхода они должны понять природу базовых физиологических процессов, их роль в ростовых процессах и реакцию на действие различных факторов внешней среды.
Итак, физиология растений изучает процессы жизнедеятельности растительного организма, что же это за процессы, которые мы с вами будем изучать?
К основным физиологическим процессам относятся:
Фотосинтез – синтез углеводов из СО 2 и Н 2О на свету в листьях.
Дыхание – окисление питательных веществ в живых клетках, в результате которого высвобождается энергия, используемая при ассимиляции, поглощении минеральных веществ и других процессах, идущих с затратой энергии.
Ассимиляция– преобразование питательных элементов в новую протоплазму, клеточные оболочки и другие структуры (процесс роста).
Абсорбция – поглощение воды и минеральных веществ из почвы, кислорода и СО 2 из воздуха.
Транспирация – потеря воды в виде паров.
Рост– постоянное увеличение размеров.
Регуляция роста – сложные взаимодействия гормонов и баланса питательных веществ.
Размножение– образование цветков, плодов, семян.
Задача физиологов заключается в исследовании процессов, изучении их механизмов, наблюдении их реакции на различные окружающие условия и определении их роли в ростовых процессах.
От полноты знаний физиологов о механизмах базовых физиологических процессов зависит помощь, которую они смогут оказать лесоводам и садоводам в решении их практических задач. При достаточных знаниях физиологических требований растения можно предсказать поведение отдельных видов определенных почвенных и климатических условиях, или их реакцию на те или иные агротехнические воздействия.
Какими же методами пользуется физиология растений в решении стоящих перед ней задач?
oplib.ru