Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных. Что дало человеку одомашнивание животных выращивание культурных растений
как человек приручал собак, кошек, коров, лошадей и других диких зверей
Одомашнивание — это процесс приручения диких животных с последующим разведением для нужд человека. Приручать (делать ручными) можно представителей многих видов, но домашними становятся лишь те из них, кто прожил в неволе на протяжении нескольких поколений.
Созданная человеком среда обитания для таких животных за долгие годы стала естественной, и даже необходимой. В этом докладе мы рассмотрим особенности одомашнивания различных представителей фауны.
История одомашнивания животных
Началось всё приблизительно 10-15 тыс. лет назад, когда люди стали приручать диких волков. Учёные говорят, что это происходило на территории Южной Азии. Так с годами приручённые волки были одомашнены и впоследствии стали хорошо нам знакомыми домашними собаками. Это животное зарекомендовало себя отличным помощником человека на охоте и защитником его жилища. Есть также доказательства того, что наши предки употребляли собак в пищу и использовали их шкуры.
Волки — прямые предки домашних собак, именно их люди приручили первыми.
Следующими были одомашнены овцы, свиньи, а немного позже и козы. Это происходило около 10 тыс. лет назад. Предок овец — это муфлон — горный баран. Встречалось такое животное на юге Европы и в Азии. В ходе скрещивания и отбора были выведены овцы, которых сейчас мы называем домашними. Они только отдалённо напоминают муфлона. Свиньи в хозяйстве людей появились в ходе одомашнивания их предков — диких кабанов, а козы — это потомки безоарового козла. Позже человек начал одомашнивать диких туров. Благодаря этому сегодня мы разводим коров.
Коров издавна разводят для получения молока и мяса.Фото: flickr.com/NeilH
Одомашнивание кошек происходило на Ближнем Востоке.
Хотя кошки давно одомашнены человеком, но по-прежнему своенравны.
Понадобились они первую очередь для защиты запасов зерна от грызунов.
Возможность разводить скот повлияла на переход человека к оседлому образу жизни.
У наших предков отпадала необходимость переходить с места на место в поисках дичи для охоты. Так что в какой-то мере домашние животные способствовали изменению уклада жизни древних людей.
Как менялись одомашненные животные
Мы уже выяснили, что домашние животные в большинстве случаев сильно отличаются от предков. Одомашнивание каждого вида проходило много этапов и занимало не одну смену поколения. Птицы и звери привыкали к новым условиям, которые создавал для них человек. На генетическом уровне у них выработалась покорность, послушание и понятливость. Но самое интересное, что эти представители животного мира стали проявлять привязанность и даже преданность людям.
Учёные смогли выявить самые типичные признаки одомашненных животных по сравнению с дикими:
- у представителей крупных видов — уменьшение в размерах;
- у мелких — увеличение;
- укорачивание лап;
- изменение свойств шерсти и перьев;
- изменение окраса.
Происходит ли одомашнивание в наше время и зачем
В древние времена одомашнивание было спонтанным. Сегодня же оно планируется с целью добычи продуктов животного происхождения, получения новых питомцев, а также для сохранения видов, которые больше не могут существовать в дикой природе.
В России не так давно появились домашние лисицы. Эксперимент начался в 1959 году. В результате уже сегодня каждый может содержать такую лису дома, не беспокоясь, что оно будет чувствовать себя некомфортно.
Лиса — хищное млекопитающее животное, ведущее в основном ночной образ жизни. Содержание её в домашних условиях требует соблюдения мер предосторожности.Фото: flickr.com/JudyGallagher
Значение домашних животных для человека сегодня
Одомашненные животные могут использоваться человеком в качестве помощников при охоте и охранников, для борьбы с вредителями и передвижения, а также как источник пищи и сырья.
Представители одомашненных видов иногда выступают в декоративной роли (как украшение жилища). Сегодня домашним любимцем может быть практически любое животное.
Собаки разных пород — самые любимые и распространённые домашние питомцы.Фото: flickr.com/SergiuBacioiu
Нередко четвероногие и пернатые задействованы в серьёзной работе: помощь полиции, спасение и обслуживание людей. Животные используются и в науке — при исследованиях, опытах и испытаниях лекарств.
www.doklad-plus.ru
Одомашнивание животных
Приручение диких животных и превращение их в домашних началось миллионы лет тому назад. Раскопки поселений первобытного человека доказали, что раньше других животных, еще в эпоху мезолита была одомашнена собака, позднее - свинья, овца, коза, и только потом - лошадь.
Древнейшая историческая летопись, Библия, говорит о коровах, овцах, лошадях, как о самых обыкновенных принадлежностях пастушеского и земледельческого промысла народов. Наши предки давно поняли, что могут использовать копытных животных в разных целях. Некоторые их них, перевозят тяжести и выполняют земледельческие работы. Коровы, козы, овцы стали незаменимыми помощниками человека, которые кормят и одевают его, давая ему молоко и шерсть.
Предполагают, что каждое из домашних животных имело диких прародителей. В настоящее время виды, к которым принадлежат некоторые домашние животные, вообще не встречаются в диком виде. Так, например, корова и лошадь — виды исключительно домашние. А дикие представители многих домашних животных вымерли. Так, родоначальником большей части пород крупного рогатого скота считают тура.Приручение диких животных происходило разными путями. Было и естественное сближение человека с животным, которое постепенно привыкало находиться вблизи человеческого жилья. Человек и животное – были соседями. Они существовали рядом друг с другом. Было и насильственное приручение, когда человек ловил диких животных и содержал их в неволе.
В процессе приручения, под влиянием новых условий среды, у животных появились признаки, отличающие их от диких. Менялись величина и форма тела. Например, у свиньи, овцы, лошади. И меньше всего это отразилось на таких животных, как верблюд и северный олень, условия обитания которых в неволе близки к естественным.
Домашний олень имеет одну важную функцию - тягловой силы, транспортного средства. Он везет нарты по глубокому снегу и по летней тундре, переходит топкие болота и горные реки. Такому вездеходу не нужны ни дороги, ни фары - его глаза видят в темноте. Олень имеет огромное преимущество перед другими домашними животными, находясь круглый год на подножном корму. Летом его пища - листья, молодые побеги, трава и грибы, а зимой он разрывает снег копытами и добывает мох ягель. Пользование оленями выгодно в том отношении, что не требует возки с собой корма, но зато предполагает перекочевки с места на место в соответствии с обилием в ближайших окрестностях мха.
Это и многое другое объединяет домашнего оленя с диким, которого называют также «лесной» или «божий» олень. Во время гона дикие самцы заходят в стадо домашних и ходят с ним некоторое время. Характеры у диких оленей разные. Одни остаются полудикими и избегают человека, другие легко приручаются и даже тянутся к людям - их привлекает возможность поесть сухую рыбу и сухари. Отбившиеся от стада животные быстро дичают, иногда их приходится приручать снова. Ханты различают диких и домашних оленей по окрасу, длине ног и форме рогов.
Олень заменил собой на севере рогатый скот, быков и коров, приручение которых и приспособление к работе последовало раньше в более южных странах.
В Азии произошло также приручение верблюда, который и теперь еще встречается в диком состоянии в пустынях Монголии. Через Сирию и Аравию пользование верблюдом перешло и в Африку, где он сделался незаменимым животным для Ливийской пустыни и Сахары.Наиболее ранние археологические свидетельства приручения верблюдов относятся к 13 в. до н.э. Лишь с приручением, а затем разведением верблюдов в руках человека оказалось средство, которое дало возможность сделать пустыню обитаемой. Одногорбый верблюд или дромодер. Этот корабль пустыни вовсе не коренной житель Африки, он был одомашнен около 4000 лет до н. э. в Аравии.В ущелье Эннеди, когда-то протекал большой приток Нила. Сегодня об этом напоминает лишь несколько оставшихся заводей. Теперь это водопои для походящих мимо караванов верблюдов. Всего за десять минут это удивительное животное выпивает воды, количество которой превышает треть от собственного веса и хватает ее на 100 километров до следующего оазиса.
www.worldofanimals.ru
Одомашнивание животных
Многие народы веками пытались приручить и одомашнить самых разнообразных животных. Кроме кошек, собак, лошадей и коров, в этом списке были антилопы, крокодилы и даже пещерные медведи и мегатерии (ныне вымершие гигантские ленивцы). Однако, как мы видим, по-настоящему ужиться с человеком смогли лишь немногие. Сегодня именно они живут в наших домах и являются для нас верными друзьями, помощниками и даже кормильцами.
Приручить — не значит одомашнить
Отметим, что людям на протяжении всего времени удалось одомашнить не более 25 видов животных. А вот все остальные, которые могут лишь терпеть присутствие человека рядом с собой, в частности крокодилы, тигры, ягуары, лисы и медведи, только приручены.
Что необходимо сделать, чтобы одомашнить животное?
Одомашнивание — очень долгий и кропотливый процесс, в ходе которого дикое животное должно привыкнуть жить в неволе и начать регулярно приносить потомство. Только тогда можно заняться отбором. Сохраняя с каждого помета особь с самыми ценными для человека свойствами (главное из которых — снижение агрессивности) и изолируя ее от диких собратьев, через много столетий можно получить не просто прирученное, а настоящее домашнее животное.
Так, например, в древности при дворах правителей Сирии, Индии, Средней Азии и даже Европы частенько держали гепардов. Императоры ценили их за красоту, силу и превосходные охотничьи качества. Ручные гепарды были у Чингисхана и Карла Великого, однако домашними они не стали до сих пор.
Первый спутник человека
Первым, кто примкнул к человеку, был волк. Только ученые до сих пор не пришли к единому мнению, когда это все-таки произошло. По наиболее распространенной версии, волк был одомашнен приблизительно 10-15 тыс. лет назад, во времена позднего палеолита. Предполагается, что именно от прирученных волков, а возможно, шакалов, лис или гиен (в зависимости от области обитания), произошла домашняя собака.
Как проходило одомашнивание дикой собаки?
Из-за того, что не осталось ни одного письменного источника, а найденные археологами останки бедны на детали, доподлинно неизвестно, как удалось одомашнить собаку. Очевидно лишь одно, что этому процессу предшествовало приручение. Предполагается, что волк пришел к жилищу человека, учуяв запах еды. Люди стали находить пользу в опасном соседстве, поэтому начали прикармливать зверей, отлавливать их и забирать щенят из логова. Когда те старели и умирали, обзаводились новыми, и так — раз за разом. Однако такой метод вскоре перестал себя оправдывать: во-первых, неизвестно, когда умрет собака, во-вторых, щенят надо вначале найти, а потом вырастить и приручить. Весь этот процесс был очень долгим и не всегда результативным. Поэтому людям в голову пришла идея заняться разведением: в роду стали содержать нескольких собак, которые обеспечивали смену поколений без перерыва.
Дружба человека с овцами, козами и коровами
Дружба человека с овцами и козами длится почти так же долго (не менее 10 тыс. лет), как и с собаками. Истории их одомашнивания даже чем-то похожи.
Первыми, кто начал приручать горных баранов (муфлонов) и бородатых козлов, были жители Южной Европы, Северной Америки и Северной Африки. Пойманных в горах ягнят и козлят охотники сохраняли «про запас» возле поселений. Со временем овцы и козы стали размножаться в неволе, их численность резко возрастала, поэтому им понадобились пастбища. Так появилась необходимость в кочевом образе жизни.
К слову, кочевые народы аравийской, среднеазиатской и некогда существовавших североафриканских степей разводили в очень большом количестве овец. В результате скрещивания и тщательного отбора они создали 150 пород этих домашних животных. С козами вышло все намного скромнее. Число их пород невелико, но они очень разнообразны: ангорские с великолепной шерстью, швейцарские молочные, небольшие камерунские, превосходно лазающие по деревьям, и др.
Домашняя коза
Конечно, наибольшую пользу человеку принесло одомашнивание тура — предка современной коровы (примерно 9-10 тыс. лет назад). Самцы туров использовались людьми как тяговая сила при строительстве и землепашестве, а их самки давали молоко.
Дикие туры водились в Европе, Северной Африке, Малой Азии и на Кавказе и вымерли сравнительно недавно. Так, последняя на земле самка была убита в Польше, в лесах Мазовии в 1627 г.
Сильные помощники: когда люди одомашнили буйвола и лошадь
Сильного и опасного зверя — азиатского буйвола — человек одомашнил значительно позже, чем коз и овец. Произошло это 7,5 тыс. лет назад. Сегодня домашние буйволы живут преимущественно в теплых странах и являются не только источником мяса и шкур, но и незаменимой тяговой силой.
Ученые до сих пор спорят о том, кто был предком лошади: истребленный тарпан или лошадь Пржевальского. Известно одно, что конская родословная начинается сравнительно недавно — 5-6 тыс. лет назад.
Когда-то и кошки были дикими
Примерно 10 тыс. лет назад человек перешел к оседлому образу жизни и начал развивать земледелие. Когда появились поселения и полные еды амбары, появились и первые домашние кошки.
Одомашнивание кошки произошло на Ближнем Востоке, в районе Плодородного полумесяца. Дикая ближневосточная (иначе ливийская или нубийская) кошка стала все чаще приходить к людям и получать от них угощение. Человеку понравилось мурлыкающее пушистое создание, и он решил оставить его у себя дома. Приручение и одомашнивание кошки оказалось небыстрым, однако людям все же удалось это сделать.
Степная кошка (Felis silvestris lybica), предок современной домашней кошки
Появление птичьего двора
Сегодня без кур нам совсем не обойтись. Для современного человека они являются не только источником мяса, но и яиц, которые каждый практически ежедневно использует в приготовлении того или иного блюда. Современные курицы ведут свой род от банкивских и красных кур Южной и Юго-Восточной Азии. К слову, люди их стали одомашнивать около 5 тыс. лет назад. В это же время на скотном дворе поселились и гуси, потомки дикого серого гуся, 3-4 тыс. лет назад в Европе и Китае одновременно одомашнили уток, а в Западной Африке — цесарок.
Отметим, что эксперименты в области одомашнивания продолжаются до сих пор. Однако селекционерам удалось пока только приручить лосей, антилоп, оленей-маралов, овцебыков, соболей и норок. Возможно, однажды мы сможем ими любоваться не только на картинке или в клетке зоопарка, но и у кого-нибудь на заднем дворе.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
sciencepop.ru
Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.
«№ 2 орта мектеп»коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №2»
«Жануарларды қолға үйрету селекцияның бастапқы кезеңі екендігі. Мәдени өсімдіктердің шығу орталықтары. Жануарларды қолға үйрету аймақтары. Үй жануарларының шығу тегі.»
Ашақ сабақ
«Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.»
Открытый урок
Орындаған: Бейсекеева К.Д.,
Биология пәні мұғалімі
Выполнила: Бейсекеева К.Д.,
учитель биологии
Петропавл қ. 2015 ж.
г. Петропавловск 2015 г.
9класс Биология Дата 25.12.15 Урок № 31
Тема урока: Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.
Цель урока: Раскрыть значение процесса одомашнивания. Выявить характерные изменения у животных и растений в процессе одомашнивания.
Задачи:
Сформировать у учащихся представления об особенностях селекционной работы с животными и практическом применении методов селекции животных;
Развивать представления о многообразии животного мира, породах домашних животных, направлениях и методах селекции живых организмов.
Развивать умения анализировать материал, делать выводы.
Формировать научное мировоззрение.
Воспитывать бережное, ответственное отношения к окружающему миру.
Средства обучения:
учебник “Общая биология. 10-11” под ред. Д.К.Беляева и Г.М.Дымшица,
рабочая тетрадь, дидактический материал.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход урока.
1.1. Орг.момент: Здравствуйте ребята! Садитесь. Кого нет на уроке?
1.2. Проверка домашнего задания. Сегодня на уроке нам нужно изучить очень объемный материал. Поэтому давайте максимально сконцентрируемся на уроке и будем работать быстро. Итак, давайте вспомним к изучению какой темы мы приступили на прошлом уроке? ( «Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование»).
Задание: Да или нет
1.При родственных браках резко возрастает частота возникновения патологий (аномалий) у потомков.
2.Паталогии у детей связано с тем, что родственники имеют много разных генов.
3.При родственных браках в семьях, где есть рецессивный аллель, вероятность встречи гетерозигот резко возрастает, что ведет к резкому увеличению проявления аномалий у потомков.
4.20 % альбиносов являются потомками от близкородственных браков.
Задание: Рассказ
Медико-генетическое консультирование - специализированный вид медицинской помощи - является наиболее распространенным видом профилактики наследственных болезней. Суть его заключается в определении прогноза рождения ребенка с наследственной патологией, объяснении вероятности этого события консультирующимся и помощи семье в принятии решения о дальнейшем деторождении.
Изучение нового материала
2.1 Решение шарады.
Используя перестановку слогов, составьте ключевое слово, которое будет отражать тему сегодняшнего урока:
О/МА/ДО/ВА/ШНИ/НИЕ/
Сегодня на уроке мы с вами должны:– изучить основные понятия темы «Селекция. Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.»;– углубить материал по данной теме;– а также вы должны показать мне какие вы трудолюбивые, добрые и внимательные.– Вы готовы это сделать? (Да)
2.2 Прочтение художественных текстов.
Учитель читает в сокращенном варианте два рассказа Бориса Житкова предварительно задав вопрос:
Вопрос: В каком произведении повествуется о домашнем животном, а в каком о диком?
Как слон спас хозяина от тигра.У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова.
Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел.
Хозяин сердиться на слона и бить его по ушам веткой.
А слон замер и насторожился.
Хозяин поднял ветку, чтоб со всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.
Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами.
А слон уж поднял его вверх, потом шмякнул оземь и стал топтать ногами.
Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:
- Какой я глупец, что бил слона! А он мне жизнь спас.
Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.
Охотник и собаки.
Охотник шёл на лыжах и разогрелся от ходьбы.
Собаки забегали вперёд и выгоняли на охотника зайцев. Охотник ловко стрелял и набил пять штук. Тут он заметил, что зашёл далеко.
"Пора и домой, - подумал охотник. Перейду овраг, а там уже недалеко".
Он только вышел из оврага, как задул ветер, пошёл снег, и началась метель. Впереди ничего не было видно, следы запорошило снегом.
Пустил он собак вперёд, а собаки отбегут пять шагов - и охотнику не видно, куда за ними идти. Тогда он снял пояс, отвязал все ремешки и верёвки, какие на нём были, привязал собак за ошейник и пустил вперёд. Собаки его потащили, и он на лыжах, как на санях, приехал к себе в деревню.
Он дал каждой собаке по целому зайцу, потом разулся и лёг на печь. А сам всё думал:
"Кабы не собаки, пропал бы я сегодня".
Вопрос: В каком произведении повествуется о домашнем животном, а в каком о диком?
Конечно, собака – это домашнее животное. Собаку создал человек, а не природа.
И так тема урока «Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.
3. Объяснение нового материала.
3.1 Показ слайдов презентации с комментариями учителя чередуется с работой учащихся в специальной рабочей тетради.
И сегодня на уроке мы поговорим об одомашниваний как о начальном этапе селекции о центрах происхождения культурных растений, районах одомашнивания животных и происхождение домашних животных.
Запись в тетради
9 слайд: Что такое селекция? Селекция – это наука, основанная на выведении новых сортов, видов растений или животных с целью повышения качества породы или сорта. Целью селекции является улучшение наследственных свойств растений, животных в том направлении, которое принесет максимум пользы и будет выгодно для человека. Пример: Выведение новых пород норки (с голубой, сапфировой, жемчужной окраской меха) является заслугой селекции.
В широком смысле слова селекция как процесс изменения домашних животных и культурных растений, по выражению Н. И. Вавилова, «представляет собой эволюцию, направляемую волей человека». Как род практической деятельности людей селекция возникла еще на заре человеческой культуры. Однако селекция стала наукой сравнительно недавно. Теория селекции стала успешно развиваться благодаря эволюционной теории Ч. Дарвина о творческой роли отбора, а затем на основе генетики.
Все современные сорта растений и породы животных, без которых немыслима современная цивилизация, созданы человеком благодаря селекции. В наше время перед селекцией стоят громадные задачи по созданию новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений, приспособленных к условиям современного индустриального сельского хозяйства, а также нужных человеку штаммов микроорганизмов.
Важное место в теории селекции занимает генетика, поэтому развитие генетических основ селекции необходимо для сельскохозяйственной практики.
одомашнивание или иначе доместикация (от лат. domesticus — «домашний») — это процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.
10 слайд: Физминутка
11 слайд: Работа в группах
1 группа: Одомашнивание как первый этап селекции. Все современные домашние животные и культурные растения произошли от диких предков. Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы называют одомашниванием. Главным фактором одомашнивания служит искусственный отбор организмов, отвечающих требованиям человека. Если самка первобытного тура — предка современного крупного рогатого скота — продуцировала лишь десятки или сотни килограммов молока, необходимые ей для кормления теленка, то отдельные коровы современных пород дают до 15 000 кг молока за лактацию, т. е. за период между отелами.
Для животных, например, первым условием, а вместе с тем и показателем одомашнивания было создание (путем отбора) особей, способных к контактам с человеком, к сосуществованию с ним. Иначе говоря, человек изменял поведение животных, превращая их из диких в домашних. В условиях естественной природы культурные, т. е. одомашненные, формы существовать, как правило, не могут.
Уже на первых этапах процесс одомашнивания вызвал резкое повышение изменчивости животных и растений, что создало предпосылки для успешного осуществления искусственного отбора. В результате этого между породами современных домашних животных и сортами растений возникли большие различия. Эти различия во многих случаях превышали различия не только между видами, но и родами.
Первые попытки одомашнивания животных и растений предпринимались людьми еще за 20—30 тыс. лет до н. э. Одомашнивание животных началось, вероятно, со случайного выращивания диких животных человеком. Некоторые из этих еще диких животных могли существовать в контакте с человеком и начали размножаться в условиях, созданных для них. Так начался первый этап их одомашнивания.
Широкое одомашнивание начинается с VIII—VI тыс. до н. э. Именно тогда человек вовлек в культуру подавляющее большинство животных и растений.
Некоторые виды животных и растений были одомашнены значительно позднее. Так, кроликов люди стали разводить лишь в Средневековье, сахарную свеклу стали возделывать как полевое сахарное растение только в XIX в., а мяту — в XX в.
В наше время человек для удовлетворения своих потребностей продолжает одомашнивать новые виды животных и растений. Для получения высококачественной пушнины в XX столетии создана новая отрасль животноводства — пушное звероводство. Несомненно, человек в дальнейшем будет вовлекать в одомашнивание все новые виды животных и растений.
12 слайд
2 группа: Центры происхождения культурных растений. Выдающийся вклад в развитие представлений о центрах происхождения культурных растений внесли Н. И. Вавилов и его сотрудники.
В результате многочисленных экспедиций, организованных Н. И. Вавиловым в самые отдаленные уголки планеты, где возникли древние земледельческие цивилизации, была собрана уникальная, самая крупная в мире коллекция разнообразных культурных растений. Именно она послужила фундаментом той огромной коллекции, которая ныне находится в Институте растениеводства им. Н. И. Вавилова (Санкт-Петербург) и активно служит интересам науки и практики.
Главные центры происхождения культурных растений и их одомашнивания
В настоящее время выделяют восемь главных центров происхождения культурных растений (см. табл.). Исследования показали, что родоначальником культурного риса стали два диких вида этого растения — азиатский и африканский. Из 20 диких видов ячменя (многолетних) был одомашнен лишь один вид — двурядный ячмень. Овес и рожь одомашнены значительно позднее, чем пшеница и ячмень. До этого они существовали как дикие растения, засорявшие посевы пшеницы.
О происхождении и систематическом положении современных культурных растений судят на основе сравнительно-морфологического, физиологического исследования, а также изучения структуры хромосом.
13 слайд:
3 группа: Районы одомашнивания животных. Районы одомашнивания животных, как можно судить на основании современных зоологических и археологических исследований, связаны с центрами происхождения культурных растений. По-видимому, в районах Индонезийско-Индокитайского центра впервые были одомашнены животные, не образующие крупных стад: собака, свинья, куры, гуси, утки.
В районах Передней Азии, как предполагают, впервые были одомашнены овцы, а в Малой Азии — козы. Предок крупного рогатого скота — тур — впервые одомашнен в ряде областей Евразии, предки домашней лошади — в степях Причерноморья. В районе американских центров происхождения растений были одомашнены такие животные, как лама, альпака, индейка.
14 слайд:
Происхождение домашних животных. Одно из наиболее древних домашних животных — собака. До недавнего времени было много споров о происхождении собаки. Теперь установлено, что единственным предком домашней собаки был волк. Родоначальником крупного рогатого скота был первобытный бык — тур. Тур распространился в Евразии и Северной Африке, но постепенно был уничтожен человеком.
Предками домашней овцы были, по-видимому, дикие бараны — муфлоны, которые в свое время широко распространились в нагорьях юга Европы и Передней Азии. Многие исследователи предполагали, что предком домашней лошади послужила дикая лошадь Пржевальского. Однако после того, как было обнаружено различие в числе хромосом между домашней лошадью и лошадью Пржевальского, возможным предком домашних лошадей стали считать тарпана — дикую лошадь южнорусских степей, окончательно истребленную в конце XIX — начале XX в. Тарпан и лошадь Пржевальского произошли от какого-то общего предка.
Родоначальник домашней свиньи — дикий кабан распространен на огромной территории Евразии. Предком домашней кошки была африканская дикая кошка. Домашняя курица произошла от дикой красной курицы джунглей.
Таким образом, для каждого вида домашних животных или растений, несмотря на обилие пород и сортов, удается отыскать, как правило, одного дикого предка, который и был подвергнут одомашниванию.
4. Закрепление изученного материала
1. Центром происхождения культурных растений считаются районы, где:
обнаружено наибольшее число сортов данного вида;
обнаружена наибольшая плотность произрастания данного вида;
данный вид впервые выращен человеком;
нет верного ответа.
2. Основным критерием для установления родства между видами является:
внешнее сходство
генетическое сходство
общие центры происхождения
3. Близкородственное скрещивание применяют с целью:
поддержания полезных свойств организма;
усиления жизненной силы;
получения полиплоидных организмов;
закрепления ценных признаков.
4. Главным фактором одомашнивания растений и животных служит:
искусственный отбор
естественный отбор
приручение
5. Близкородственное скрещивание животных и самоопыление растений:
не изменяет жизнеспособность и плодовитость потомков;
снижает жизнеспособность и плодовитость потомков;
повышает жизнеспособность и плодовитость потомков;
повышает жизнеспособность и снижает плодовитость потомков
5. Рефлексия
Завершите фразы
На уроке мне понравилось …
Я узнала, что …
Самоанализ урока
Тема урока: «Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.».
Цель: Раскрыть значение процесса одомашнивания. Выявить характерные изменения у животных и растений в процессе одомашнивания.
Тип урока: изучение нового материала – работа в группах.
Урок проведен в 9 классе. Успеваемость класса – средняя.
В начале урока в ходе проверки домашнего задания было предложено два задания. Первое задание выбрать верное ли утверждение или нет. Второе рассказ про медико-генетическое консультирование. В ходе изучения нового материала были задания плавно переходящие к изучению нового матриала. Урок был проведен в виде работы в группах.
Все дети были очень активны, работали с желанием и энтузиазмом, стараясь победить любой ценой.
Анализируя итоги урока, оценки учеников, полученные ими можно сказать, что для детей биология является очень интересным предметом. Они с радостью работали на уроке, отвечали на вопросы. Им нравятся такие нестандартные уроки.
Урок был очень насыщенным и интересным, все поставленные задачи были реализованы.
kopilkaurokov.ru
Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.
9класс Биология Дата Урок № 31
Тема урока: Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.
Цель урока: Раскрыть значение процесса одомашнивания. Выявить характерные изменения у животных и растений в процессе одомашнивания.
Задачи:
Сформировать у учащихся представления об особенностях селекционной работы с животными и практическом применении методов селекции животных;
Развивать представления о многообразии животного мира, породах домашних животных, направлениях и методах селекции живых организмов.
Воспитывать бережное, ответственное отношения к окружающему миру.
Средства обучения:
Учебник, дидактический материал.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход урока.
1.1. Орг.момент: Здравствуйте ребята! Садитесь. Кого нет на уроке?
1.2. Проверка домашнего задания. Сегодня на уроке нам нужно изучить очень объемный материал. Поэтому давайте максимально сконцентрируемся на уроке и будем работать быстро. Итак, давайте вспомним к изучению какой темы мы приступили на прошлом уроке? ( «Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование»).
Задание: Да или нет
1.При родственных браках резко возрастает частота возникновения патологий (аномалий) у потомков.
2.Паталогии у детей связано с тем, что родственники имеют много разных генов.
3.При родственных браках в семьях, где есть рецессивный аллель, вероятность встречи гетерозигот резко возрастает, что ведет к резкому увеличению проявления аномалий у потомков.
4.20 % альбиносов являются потомками от близкородственных браков.
Задание: Рассказ
Медико-генетическое консультирование - специализированный вид медицинской помощи - является наиболее распространенным видом профилактики наследственных болезней. Суть его заключается в определении прогноза рождения ребенка с наследственной патологией, объяснении вероятности этого события консультирующимся и помощи семье в принятии решения о дальнейшем деторождении.
Изучение нового материала
2.1 Решение шарады.
Используя перестановку слогов, составьте ключевое слово, которое будет отражать тему сегодняшнего урока:
О/МА/ДО/ВА/ШНИ/НИЕ/
Сегодня на уроке мы с вами должны:– изучить основные понятия темы «Селекция. Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.»;– углубить материал по данной теме;– а также вы должны показать мне какие вы трудолюбивые, добрые и внимательные.– Вы готовы это сделать? (Да)
2.2 Прочтение художественных текстов.
Учитель читает в сокращенном варианте два рассказа Бориса Житкова предварительно задав вопрос:
Вопрос: В каком произведении повествуется о домашнем животном, а в каком о диком?
Как слон спас хозяина от тигра.
У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова.
Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел.
Хозяин сердиться на слона и бить его по ушам веткой.
А слон замер и насторожился.
Хозяин поднял ветку, чтоб со всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.
Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами.
А слон уж поднял его вверх, потом шмякнул оземь и стал топтать ногами.
Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:
- Какой я глупец, что бил слона! А он мне жизнь спас.
Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.
Охотник и собаки.
Охотник шёл на лыжах и разогрелся от ходьбы.
Собаки забегали вперёд и выгоняли на охотника зайцев. Охотник ловко стрелял и набил пять штук. Тут он заметил, что зашёл далеко.
"Пора и домой, - подумал охотник. Перейду овраг, а там уже недалеко".
Он только вышел из оврага, как задул ветер, пошёл снег, и началась метель. Впереди ничего не было видно, следы запорошило снегом.
Пустил он собак вперёд, а собаки отбегут пять шагов - и охотнику не видно, куда за ними идти. Тогда он снял пояс, отвязал все ремешки и верёвки, какие на нём были, привязал собак за ошейник и пустил вперёд. Собаки его потащили, и он на лыжах, как на санях, приехал к себе в деревню.
Он дал каждой собаке по целому зайцу, потом разулся и лёг на печь. А сам всё думал:
"Кабы не собаки, пропал бы я сегодня".
Вопрос: В каком произведении повествуется о домашнем животном, а в каком о диком?
Конечно, собака – это домашнее животное. Собаку создал человек, а не природа.
И так тема урока «Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.
3. Объяснение нового материала.
3.1 Показ слайдов презентации с комментариями учителя чередуется с работой учащихся в специальной рабочей тетради.
И сегодня на уроке мы поговорим об одомашниваний как о начальном этапе селекции о центрах происхождения культурных растений, районах одомашнивания животных и происхождение домашних животных.
Запись в тетради
9 слайд: Что такое селекция? Селекция – это наука, основанная на выведении новых сортов, видов растений или животных с целью повышения качества породы или сорта. Целью селекции является улучшение наследственных свойств растений, животных в том направлении, которое принесет максимум пользы и будет выгодно для человека. Пример: Выведение новых пород норки (с голубой, сапфировой, жемчужной окраской меха) является заслугой селекции.
В широком смысле слова селекция как процесс изменения домашних животных и культурных растений, по выражению Н. И. Вавилова, «представляет собой эволюцию, направляемую волей человека». Как род практической деятельности людей селекция возникла еще на заре человеческой культуры. Однако селекция стала наукой сравнительно недавно. Теория селекции стала успешно развиваться благодаря эволюционной теории Ч. Дарвина о творческой роли отбора, а затем на основе генетики.
Все современные сорта растений и породы животных, без которых немыслима современная цивилизация, созданы человеком благодаря селекции. В наше время перед селекцией стоят громадные задачи по созданию новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений, приспособленных к условиям современного индустриального сельского хозяйства, а также нужных человеку штаммов микроорганизмов.
Важное место в теории селекции занимает генетика, поэтому развитие генетических основ селекции необходимо для сельскохозяйственной практики.
одомашнивание или иначе доместикация (от лат. domesticus — «домашний») — это процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.
10 слайд: Физминутка
11 слайд: Работа в группах
1 группа: Одомашнивание как первый этап селекции. Все современные домашние животные и культурные растения произошли от диких предков. Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы называют одомашниванием. Главным фактором одомашнивания служит искусственный отбор организмов, отвечающих требованиям человека. Если самка первобытного тура — предка современного крупного рогатого скота — продуцировала лишь десятки или сотни килограммов молока, необходимые ей для кормления теленка, то отдельные коровы современных пород дают до 15 000 кг молока за лактацию, т. е. за период между отелами.
Для животных, например, первым условием, а вместе с тем и показателем одомашнивания было создание (путем отбора) особей, способных к контактам с человеком, к сосуществованию с ним. Иначе говоря, человек изменял поведение животных, превращая их из диких в домашних. В условиях естественной природы культурные, т. е. одомашненные, формы существовать, как правило, не могут.
Уже на первых этапах процесс одомашнивания вызвал резкое повышение изменчивости животных и растений, что создало предпосылки для успешного осуществления искусственного отбора. В результате этого между породами современных домашних животных и сортами растений возникли большие различия. Эти различия во многих случаях превышали различия не только между видами, но и родами.
Первые попытки одомашнивания животных и растений предпринимались людьми еще за 20—30 тыс. лет до н. э. Одомашнивание животных началось, вероятно, со случайного выращивания диких животных человеком. Некоторые из этих еще диких животных могли существовать в контакте с человеком и начали размножаться в условиях, созданных для них. Так начался первый этап их одомашнивания.
Широкое одомашнивание начинается с VIII—VI тыс. до н. э. Именно тогда человек вовлек в культуру подавляющее большинство животных и растений.
Некоторые виды животных и растений были одомашнены значительно позднее. Так, кроликов люди стали разводить лишь в Средневековье, сахарную свеклу стали возделывать как полевое сахарное растение только в XIX в., а мяту — в XX в.
В наше время человек для удовлетворения своих потребностей продолжает одомашнивать новые виды животных и растений. Для получения высококачественной пушнины в XX столетии создана новая отрасль животноводства — пушное звероводство. Несомненно, человек в дальнейшем будет вовлекать в одомашнивание все новые виды животных и растений.
12 слайд
2 группа: Центры происхождения культурных растений. Выдающийся вклад в развитие представлений о центрах происхождения культурных растений внесли Н. И. Вавилов и его сотрудники.
В результате многочисленных экспедиций, организованных Н. И. Вавиловым в самые отдаленные уголки планеты, где возникли древние земледельческие цивилизации, была собрана уникальная, самая крупная в мире коллекция разнообразных культурных растений. Именно она послужила фундаментом той огромной коллекции, которая ныне находится в Институте растениеводства им. Н. И. Вавилова (Санкт-Петербург) и активно служит интересам науки и практики.
Главные центры происхождения культурных растений и их одомашнивания
В настоящее время выделяют восемь главных центров происхождения культурных растений (см. табл.). Исследования показали, что родоначальником культурного риса стали два диких вида этого растения — азиатский и африканский. Из 20 диких видов ячменя (многолетних) был одомашнен лишь один вид — двурядный ячмень. Овес и рожь одомашнены значительно позднее, чем пшеница и ячмень. До этого они существовали как дикие растения, засорявшие посевы пшеницы.
О происхождении и систематическом положении современных культурных растений судят на основе сравнительно-морфологического, физиологического исследования, а также изучения структуры хромосом.
13 слайд:
3 группа: Районы одомашнивания животных. Районы одомашнивания животных, как можно судить на основании современных зоологических и археологических исследований, связаны с центрами происхождения культурных растений. По-видимому, в районах Индонезийско-Индокитайского центра впервые были одомашнены животные, не образующие крупных стад: собака, свинья, куры, гуси, утки.
В районах Передней Азии, как предполагают, впервые были одомашнены овцы, а в Малой Азии — козы. Предок крупного рогатого скота — тур — впервые одомашнен в ряде областей Евразии, предки домашней лошади — в степях Причерноморья. В районе американских центров происхождения растений были одомашнены такие животные, как лама, альпака, индейка.
14 слайд:
Происхождение домашних животных. Одно из наиболее древних домашних животных — собака. До недавнего времени было много споров о происхождении собаки. Теперь установлено, что единственным предком домашней собаки был волк. Родоначальником крупного рогатого скота был первобытный бык — тур. Тур распространился в Евразии и Северной Африке, но постепенно был уничтожен человеком.
Предками домашней овцы были, по-видимому, дикие бараны — муфлоны, которые в свое время широко распространились в нагорьях юга Европы и Передней Азии. Многие исследователи предполагали, что предком домашней лошади послужила дикая лошадь Пржевальского. Однако после того, как было обнаружено различие в числе хромосом между домашней лошадью и лошадью Пржевальского, возможным предком домашних лошадей стали считать тарпана — дикую лошадь южнорусских степей, окончательно истребленную в конце XIX — начале XX в. Тарпан и лошадь Пржевальского произошли от какого-то общего предка.
Родоначальник домашней свиньи — дикий кабан распространен на огромной территории Евразии. Предком домашней кошки была африканская дикая кошка. Домашняя курица произошла от дикой красной курицы джунглей.
Таким образом, для каждого вида домашних животных или растений, несмотря на обилие пород и сортов, удается отыскать, как правило, одного дикого предка, который и был подвергнут одомашниванию.
4. Закрепление изученного материала
1. Центром происхождения культурных растений считаются районы, где:
обнаружено наибольшее число сортов данного вида;
обнаружена наибольшая плотность произрастания данного вида;
данный вид впервые выращен человеком;
нет верного ответа.
2. Основным критерием для установления родства между видами является:
внешнее сходство
генетическое сходство
общие центры происхождения
3. Близкородственное скрещивание применяют с целью:
поддержания полезных свойств организма;
усиления жизненной силы;
получения полиплоидных организмов;
закрепления ценных признаков.
4. Главным фактором одомашнивания растений и животных служит:
искусственный отбор
естественный отбор
приручение
5. Близкородственное скрещивание животных и самоопыление растений:
не изменяет жизнеспособность и плодовитость потомков;
снижает жизнеспособность и плодовитость потомков;
повышает жизнеспособность и плодовитость потомков;
повышает жизнеспособность и снижает плодовитость потомков
5. Рефлексия
Завершите фразы
На уроке мне понравилось …
Я узнала, что …
Самоанализ урока
Тема урока: «Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных.».
Цель: Раскрыть значение процесса одомашнивания. Выявить характерные изменения у животных и растений в процессе одомашнивания.
Тип урока: изучение нового материала – работа в группах.
Урок проведен в 9 классе. Успеваемость класса – средняя.
В начале урока в ходе проверки домашнего задания было предложено два задания. Первое задание выбрать верное ли утверждение или нет. Второе рассказ про медико-генетическое консультирование. В ходе изучения нового материала были задания плавно переходящие к изучению нового матриала. Урок был проведен в виде работы в группах.
Все дети были очень активны, работали с желанием и энтузиазмом, стараясь победить любой ценой.
Анализируя итоги урока, оценки учеников, полученные ими можно сказать, что для детей биология является очень интересным предметом. Они с радостью работали на уроке, отвечали на вопросы. Им нравятся такие нестандартные уроки.
Урок был очень насыщенным и интересным, все поставленные задачи были реализованы.
infourok.ru
План 1 Селекция как наука и ее задачи. 2 Одомашнивание, как начальный этап селекции 3 Центры происхождения культурных растений 1. Слово «селекция» означает отбор. Однако практически под селекцией понимается наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных и сортов культурных растений, а также штаммов микроорганизмов. Порода, сорт и штамм — это искусственно полученные популяции с определенным комплексом признаков. Вместе с тем под селекцией подразумевают и сам процесс изменения животных, культурных растений и различных микроорганизмов, осуществляемый в интересах человека. Следовательно, селекция есть род практической деятельности людей. Что такоеселекция? В широком смысле слова селекция как процесс изменения домашних животных и культурных растений, по выражению Н. И. Вавилова, «представляет собой эволюцию, направляемую волей человека». Как род практической деятельности людей селекция возникла еще на заре человеческой культуры. Однако селекция стала наукой сравнительно не- давно. Теория селекции стала успешно развиваться благодаря эволюционной теории Ч. Дарвина о творческой роли отбора, а затем на основе генетики. Все современные сорта растений и породы животных, без которых немыслима современная цивилизация, созданы человеком благодаря селекции. В наше время перед селекцией стоят громадные задачи по созданию новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений, приспособленных к условиям современного индустриального сельского хозяйства, а также нужных человеку штаммов микроорганизмов. Важное место в теории селекции занимает генетика, поэтому развитие генетических основ селекции необходимо для сельскохозяйственной практики. 2. Одомашнивание как первый этап селекции.Все современные домашние животные и культурные растения произошли от диких предков. Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы называют одомашниванием. Главным фактором одомашнивания служит искусственный отбор организмов, отвечающих требованиям человека. Если самка первобытного тура — предка современного крупного рогатого скота — продуцировала лишь десятки или сотни килограммов молока, необходимые ей для кормления теленка, то отдельные коровы современных пород дают до 15 000кг молока за лактацию, т. е. за период между отелами. Для животных, например, первым условием, а вместе с тем и показателем одомашнивания было создание (путем отбора) особей, способных к контактам с человеком, к сосуществованию с ним. Иначе говоря, человек изменял поведение животных, превращая их из диких в домашних. В условиях естественной природы культурные, т. е. одомашненные, формы существовать, как правило, не могут. Уже на первых этапах процесс одомашнивания вызвал резкое повышение изменчивости животных и растений, что создало предпосылки для успешного осуществления искусственного отбора. В результате этого между породами современных домашних животных и сортами растений возникли большие различия. Эти различия во многих случаях превышали различия не только между видами, но даже родами. Первые попытки одомашнивания животных и растений предпринимались людьми еще за 20—30 тыс. лет до н. э. Одомашнивание животных началось, вероятно, со случайного выращивания диких животных человеком. Некоторые из этих еще диких животных могли существовать в контакте с человеком и начали размножаться в условиях, созданных для них. Так начался первый этап их одомашнивания. Широкое одомашнивание начинается с VIII—VI тыс. до н. э. Именно тогда человек вовлек в культуру подавляющее большинство животных и растений. Некоторые виды животных и растений были одомашнены значительно позднее. Так, кроликов люди стали разводить лишь в Средневековье, сахарную свеклу стали возделывать как полевое сахарное растение только в XIX в., а мяту — в XX в. В наше время человек для удовлетворения своих потребностей продолжает одомашнивать новые виды животных и растений. Для получения высококачественной пушнины в XX столетии создана новая отрасль животноводства — пушное звероводство. Несомненно, человек в дальнейшем будет вовлекать в одомашнивание все новые виды животных и растений. 3. Центры происхождения культурных растений.Выдающийся вклад в развитие представлений о центрах происхождения культурных растений внесли Н. И. Вавилов и его сотрудники. В результате многочисленных экспедиций, организованных Н. И. Вавиловым в самые отдаленные уголки планеты, где возникли древние земледельческие цивилизации, была собрана уникальная, самая крупная в мире коллекция разнообразных культурных растений. Именно она послужила фундаментом той огромной коллекции, которая ныне находится в институте растениеводства им. Н. И. Вавилова (Санкт-Петербург) и активно служит интересам науки и практики. В настоящее время выделяют восемь главных центров происхождения культурных растений (табл.). Исследования показали, что родоначальником культурного риса стали два диких вида этого растения — азиатский и африканский. Из 20 диких видов ячменя (многолетних) был одомашнен лишь один вид — двурядный ячмень. Главные центры происхождения культурных растенийи их одомашнивания
Овес и рожь одомашнены значительно позднее, чем пшеница и ячмень. До этого они существовали как дикие растения, засорявшие посевы пшеницы. О происхождении и систематическом положении современных культурных растений судят на основе сравнительно-морфологического, физиологического исследования, а также изучения структуры хромосом. Районы одомашнивания животных.Районы одомашнивания животных, как можно судить на основании современных зоологических и археологических исследований, связаны с центрами происхождения культурных растений. По-видимому, в районах Индонезийско-Индокитайского центра впервые были одомашнены животные, не образующие крупных стад: собака, свинья, куры, гуси, утки. В районах Передней Азии, как предполагают, впервые были одомашнены овцы, а в Малой Азии — козы. Предок крупного рогатого скота — тур — впервые одомашнен в ряде областей Евразии, предки домашней лошади — в степях Причерноморья. В районе американских центров происхождения растений были одомашнены такие животные, как лама, альпака, индейка. Происхождение домашних животных.Одно из наиболее древних домашних животных — собака. До недавнего времени было много споров о происхождении собаки. Теперь установлено, что единственным предком домашней собаки был волк. Родоначальником крупного рогатого скота был первобытный бык — тур. Тур распространился в Евразии и Северной Африке, но постепенно был уничтожен человеком. Предками домашней овцы были, по-видимому, дикие бараны — муфлоны, которые в свое время широко распространились в нагорьях юга Европы и Передней Азии. Многие исследователи предполагали, что предком домашней лошади послужила дикая лошадь Пржевальского. Однако после того, как было обнаружено различие в числе хромосом между домашней лошадью и лошадью Пржевальского, возможным предком домашних лошадей стали считать тарпана — дикую лошадь южнорусских степей, окончательно истребленную в конце XIX — начале XX в. Тарпан и лошадь Пржевальского произошли от какого-то общего предка. Родоначальник домашней свиньи — дикий кабан распространен на огромной территории Евразии. Предком домашней кошки была африканская дикая кошка. Домашняя курица произошла от дикой красной курицы джунглей. Таким образом, для каждого вида домашних животных или растений, несмотря на обилие пород и сортов, удается отыскать, как правило, одного дикого предка, который и был подвергнут одомашниванию. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: |
zdamsam.ru
Одомашнивание растений и животных в зеркале мифа
В многочисленных рисунках, произведениях изобразительного искусства и мифах древние люди отразили появление каждого из культурных растений и одомашненных животных, оказавших очень важное влияние на развитие человеческого общества. Часто для каждой породы животных или сорта растений люди придумывали своего бога-покровителя. Поклоняясь этим богам, принося им жертвы и показывая, насколько они ценят их дары, люди пытались обрести власть над капризной природой и обеспечить свое благополучие. Боги—защитники растений или животных олицетворяют собой то глубокое почтение, какое выдумавшая их цивилизация испытывала к тому или иному виду.
Больше всего … примеров такого почтения дошло до нас из Древнего Египта. Культурные злаки и виноград казались древним египтянам настолько ценными растениями, необходимыми для процветания общества, что они выдумали их покровителя, великого бога Усира (древние греки называли его Осирисом). Древние египтяне рассказывали легенды о том, как он спустился на землю, чтобы научить людей делать плуг, пахать землю, сеять зерно и собирать урожай; он познакомил их с хлебом, вином и пивом. Красивый и добрый Осирис странствовал по всей земле, распевая песни и распространяя семена цивилизации, подобно известному персонажу Джону Ячменное Зерно. Его сестра и жена Исида научила женщин Египта молоть зерно, которое выращивали их мужья и сыновья, прясть лен и ткать одежду. Скорее всего, первыми в истории человечества собирателями были женщины, которые выращивали съедобные растения и приручали небольших животных, таких как козы или овцы. Их мужья тем временем занимались более примитивным и менее надежным добыванием пищи и одежды. Ко времени распространения мифов об Осирисе и Исиде люди уже перешли к более прогрессивному укладу жизни, а сложность этих мифов говорит о том, насколько египетское общество зависело от культурных растений.
В мифах об Осирисе и Исиде особое место занимают животные, особенно крупный рогатый скот. Трудно сказать, где именно впервые одомашнили коров. Самые ранние наскальные изображения свидетельствуют о том, что крупный рогатый скот происходит от трех древних видов: туров (Bos primogenius, Bos longifrons) в Европе и от зебу (Bos indicus) в Индии и Африке. На неолитических изображениях в Атласских горах показано, как коровы и быки смирно идут за людьми, ведущими их на веревке. Египтяне одомашнили коров еще до возникновения мифов об Исиде и Осирисе, поскольку Исиду часто изображали в виде коровы и отождествляли с богиней-коровой Хатор.
По всей видимости, одомашнивание крупного рогатого скота было делом нелегким, ведь дикие быки — довольно большие и свирепые животные. Возможно, люди отлавливали отдельных животных и отводили их в загон с крепкими стенами. Близкое скрещивание между ними позволяло выявлять благоприятные признаки, и каждое поколение все больше отличалось от своих диких предков. Одомашниванию способствовала также религиозная практика приношения в жертву животных с особыми чертами; часто в жертву приносили самых крупных и беспокойных животных, оставляя для разведения менее больших и более смирных. Скорее всего, люди принялись разводить быков и коров, не задумываясь о последствиях, и только потом осознали всю пользу животных, которые давали молоко и при этом не требовали особых условий для содержания, что очень способствовало последующему одомашниванию.
Относительно спокойные и очень продуктивные животные оказались настолько полезными для древнего общества, что обожествлению подвергались как мужские, так и женские особи. Часто мифы требовали от жрецов определенного ухода за домашними животными, что привело к первым наблюдениям за механизмом наследственности. Как только очередное животное (бык, корова, кошка или собака) становилось священным, древние египтяне придумывали новые способы разведения пород с желательными признаками, невольно постигая основы генетики.
Считалось, что животные, содержавшиеся в храмах, олицетворяли своих богов-покровителей. Например, предполагалось, что бог Птах, покровитель города Мемфиса, время от времени оплодотворяет девственную телку и рождается в образе черного быка Хапи (по-гречески Аписа). Поэтому в мемфисском храме Птаха всегда держали черного быка. Когда он умирал, жрецы искали ему замену, причем подходил для этой роли далеко не всякий бык. Хапи должен был быть черным, с белым треугольником на лбу и белыми отметинами на спине, на правом боку и языке, похожими на стервятника, полумесяц и скарабея соответственно, а волоски на хвосте должны были раздваиваться. Для того чтобы всегда иметь возможность подыскать такого быка, жрецы содержали целое стадо черных коров и быков с белыми отметинами и скрещивали их между собой. Каждый эксперимент пополнял копилку знаний, и таким образом жрецы усвоили основные принципы наследования признаков. Так одомашнивание повлекло за собой обожествление, которое подтолкнуло к активным экспериментам.
Мифы других цивилизаций также отражали распространение культурных растений и домашних животных в хозяйстве. На Ближнем Востоке связь между полом и наследованием заметили задолго до возвышения древнегреческой цивилизации. Жители Междуречья еще за 5000 лет до н. э. знали о существовании мужских и женских финиковых пальм, а их искусственное опыление проводилось, по меньшей мере, со времени правления царя Хаммурапи в 1790-1750 гг. до н. э. На многих рельефных изображениях времени правления царя Ашурбанипала (870 г. до н. э.) — жрецы, переодетые крылатыми духами; они погружают шишки в золотые сосуды, наполненные пыльцой с мужских растений, и оплодотворяют таким образом женские растения. Очевидно, они прекрасно понимали, чем различаются мужские и женские особи, и знали, что для размножения необходимо оплодотворение. Искусственное опыление привело к появлению новых видов растений и широкому распространению культурных финиковых пальм, которых на сегодня известно более 5 тысяч сортов.
Китайцы 5 тысяч лет назад использовали знания о наследственности для выращивания необычайно красивых роз. Некогда это увлечение было настолько популярным, что император династии Хань приказал вырубить много садов, чтобы освободить место для более необходимых съедобных растений. Две основные китайские разновидности — Rosa chinensis и Rosa odorata — появились в Европе только в XVIII— XIX столетиях, но фрески из кносского дворца свидетельствуют, что на Крите розы (Rosa gallica) выращивали еще в 1600 г. до н. э., а два вида роз (Rosa gallica и Rosa damascena) встречаются на египетских рисунках и вышивках тысячелетием позже. В древности, так же как и в наши дни, разводили и скрещивали между собой различные сорта роз; в садах царя Мидаса, например, росли розы с цветками из 60 лепестков.
Сельскохозяйственные боги — самые древние из богов греческого и римского пантеонов; по мере того как цивилизация становилась все более воинственной, им на смену приходили менее мирные божества. Среди оставшихся можно назвать Пана, наполовину человека и наполовину козла, покровителя пастухов и стад. Считалось, что в его власти обеспечить плодовитость коз и овец, и потому некоторые мифы с его участием были довольно фривольными. Его почитали как бога, давшего Древней Греции сельское хозяйство; он также научил людей разводить пчел и выращивать маслины и виноград — две основные сельскохозяйственные культуры Древней Греции.
В древнегреческих мифах можно найти много примеров того, как древнее общество постепенно узнавало законы наследственности. Греки, конечно же, знали, что каждый вид дает потомство своего же вида и что дети часто похожи на родителей. Однако они, как и представители многих последующих цивилизаций, не вполне понимали, что скрещивание между разными видами невозможно. Они считали, что необычные для них животные (например, жираф) представляют собой потомство разных видов (например, леопарда и страуса). Это же представление отразилось и в генеалогии богов. Странный внешний вид Пана (наполовину козел и наполовину мужчина) они объясняли тем, что бог Гермес сошелся с Пенелопой в обличье козла. Точно так же Пасифая, жена Миноса, сошлась с быком и родила от него чудовищного Минотавра, наполовину человека — наполовину быка, обитавшего в кносском лабиринте.
Из древних легенд можно узнать и о том, как разводили не только коров и быков, но и лошадей. К 900 г. до н. э., когда были написаны поэмы Гомера, разведение лошадей считалось занятием весьма важным, о чем говорит описание пород лошадей, которыми владел Эней, царевич Трои:
Кони сии от породы, из коей Кронид громовержец Тросу ценою за сына, за юного дал Ганимеда; Кони сии превосходнее всех под Авророй и Солнцем. Сей-то породы себе у царя Лаомедона тайно Добыл Анхиз властелин, из своих кобылиц подославши: Шесть у Анхиза в дому родилося породы сей коней; Он, четырех удержав при себе, воспитал их у яслей; Двух же Энею отдал, разносящих в сражениях ужас. Если сих коней похитим, стяжаем великую славу2.
Из сочинений древнеримского поэта Вергилия, жившего в I веке до н. э., ясно, что он имел представление о разведении лошадей, поскольку давал следующие советы:
В этот, стало быть, срок, пока молодо стадо и бодро, Пустишь быков. Скотину знакомь с Венерой весною Ранней, кровь обновляй, молодых примешивай к старым3.
О важной роли лошадей в древнем обществе свидетельствуют и древние наскальные изображения на меловых холмах Англии.
Мифы всех этих народов говорят о том, как люди постепенно постигали законы природы, и о том, что разведение культурных растений и домашних животных сыграло большую роль в развитии древних цивилизаций. Мифы служили своего рода поэтическим изложением знаний, совмещая в себе элементы первых научных представлений, исторического повествования и творческого начала. Они не только давали цельное представление об окружающем мире, но и как бы соединяли неким мостом уже известное и еще неизведанное. Однако по мере развития цивилизации появились ученые, вроде Аристотеля, которые стали отделять вымысел от фактов, вследствие чего наука все более удалялась от суеверий, фантазии и заблуждений. Первые объяснения механизма наследственности нельзя назвать научными, но они по крайней мере говорили о том, что такой механизм существует и что человеку, при должном старании, вполне по силам его понять.
refac.ru