Часть экосистемы в которой расположены корни растений называется. Общая характеристика экосистемы

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тесты по окружающему миру. Часть экосистемы в которой расположены корни растений называется


Тесты по окружающему миру

Образовательная система «Школа 2100»

3 класс

№1. Тема "Вещество и энергия"

1) Как в науке называются окружающие нас предметы? (тела)

2) Окружающие тела могут быть природными и … (искусственными)

3) Природные тела могут быть … (живые и неживые)

4) Из чего состоят предметы? (веществ)

5) Как называются мельчайшие частицы, из которых состоят все вещества? (молекулы)

6) Как называются вещества, состоящие из одинаковых молекул? (чистые)

7) Как называются вещества, состоящие из разных молекул? (смесь)

8) Всегда ли молекулы любого вещества находятся в движении? (да)

9) При нагревании молекулы движутся быстрее или медленнее? (быстрее)

10) От чего зависит состояние вещества? (от расстояния между частицами)

11) Из чего состоят молекулы? (атомы)

12) Что легче вода или лёд? (лёд)

13) Как называется источник движения, способность совершать работу? (энергия)

14) Какой закон энергии существует? (сохранения энергии)

15) Почему энергию надо беречь? (При превращении энергии из одной формы в другую часть её обязательно превращается в тепло, а тепло рассеивается)

№ 2. Тема " Живая оболочка планеты"

1. Воздушная оболочка Земли ( атмосфера)

2. Каменная оболочка или поверхность, по которой мы ходим (литосфера)

3. Гидросфера - это какая оболочка Земли? (водная)

4. Как называется живая оболочка Земли? (биосфера)

5. Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом (круговорот веществ)

6. Что в природе играет роль производителей? (растения)

7. Процесс образования органических веществ из неорганических (фотосинтез)

8. Кого мы называем потребителями? (животные и человек)

9. Чем производители снабжают обитателей Земли? (пищей и кислородом)

10. Роль потребителей (возвращать углекислый газ)

11.Что и во что превращают разрушители? (органические вещества в неорганические)

№ 3. Тема "Жизнь экосистемы. Озеро. Болото".

1. Единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных "профессий" способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ (экосистема)

2. Последовательность видов организмов, каждый следующий ест предыдущего (цепь питания)

3. Поверхностный плодородный слой земли (почва)

4. Самая плодородная почва (чернозём)

5. Как называется вещество, от которого зависит почвенное плодородие (перегной)

6. Водоём, расположенный в углублении суши (озеро)

7. Озера, из которых вода не вытекает (бессточные)

8. Озера, из которых вода вытекает (проточные)

9. Мелкие водные животные и растения, которые "подвешены" в толще воды и переносятся течениями (планктон)

10. Назовите разрушителей озера (раки, микробы, мотыль)

11. В какую экосистему превратится бессточное озеро? (болото)

12. Полуразложившиеся останки бывших растений, образующихся на болотах (торф)

№ 4. Тема "Экосистема луга"

1. Травянистое растение с полым стеблем - соломинкой и невзрачными мелкими цветками (злаки)

2. Густо заросший травой, скреплённый корнями многолетних растений верхний слой почвы (дернина)

3. Родина злаков (сухие степи, саванны)

4. Какие животные любят злаки? (копытные)

5. Приспособление злаков против гибели (листья растут пучком от основания, быстро вырастают новые)

6. Что могут скреплять злаки с помощью переплетенных корней? (осыпающуюся землю оврагов)

7. Злаки опыляются с помощью … (ветра)

8. Круговорот веществ на лугу замкнутый или незамкнутый (незамкнутый)

№5. Тема "Экосистема леса"

1. Главные производители леса (деревья)

2. Назови основные части дерева (крона, ствол, корни)

3. Где образуются органические вещества? (в листьях)

4. Какие вещества по стволу перемещаются вверх? (неорганические)

5. Орган растений, служащий для их укрепления в почве и всасывания воды (корень)

6. Почему деревья такие высокие? (тянутся к солнцу)

7. Что позволяет высоким деревьям не гнуться под тяжестью? (древесина)

8. Чем пронизана древесина? (сосудами)

9. Назовите функции коры? (защита, проводник)

10. Многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твёрдых стеблей (кустарник)

11. Какой круговорот веществ в лесу? (замкнутый)

12. Назовите мусорщиков леса (черви, грибы, микробы)

№ 6. Тема "Экосистема поля"

1. Созданная человеком экосистема для выращивания культурных растений (поле)

2. Как называются вносимые человеком в почву минеральные и органические вещества, повышающие её плодородие (удобрения)

3. Что необходимо делать, чтобы растения получали достаточно воды воздуха? (вспахивать)

4. Какую работу выполняет человек, чтобы избавиться от сорняков? (пропалывать)

5. Вещества для борьбы с вредителями урожая (ядохимикаты)

6. Как называется способ защиты растений с использованием живых помощников? (биологический)

7. Круговорот веществ на полях замыкается только с помощью … (человека)

8. Поле - это экосистема природная или искусственная? (искусственная)

9. Сосуд с водой, населённый водными обитателями (аквариум)

№ 7. Тема "Экосистема леса"

1. Созданная человеком экосистема для выращивания культурных растений (поле)

2. Как называются вносимые человеком в почву минеральные и органические вещества, повышающие её плодородие (удобрения)

3. Что необходимо делать, чтобы растения получали достаточно воды воздуха? (вспахивать)

4. Какую работу выполняет человек, чтобы избавиться от сорняков? (пропалывать)

5. Вещества для борьбы с вредителями урожая (ядохимикаты)

6. Как называется способ защиты растений с использованием живых помощников? (биологический)

7. Круговорот веществ на полях замыкается только с помощью … (человека)

8. Поле - это экосистема природная или искусственная? (искусственная)

9. Сосуд с водой, населённый водными обитателями (аквариум)

№ 8. Тема "Растения суши"

1. Группа клеток организма, сходных по строению и занятых одним общим делом (ткань)

2. Части тела, выполняющие сложные задачи ( органы)

3. Клетки какой ткани образуют на листе - кожицу, на стебле - кору, на корне - волоски, а на семени - оболочку? (покровная)

4. Клетки какой ткани богаты хлорофиллом? (основная)

5. Какая ткань работает как лифт? (проводящая)

6. Напиши основные органы цветкового растения (лист, стебель, цветок плод, корень)

7. Наземное растение, которое не имеет корней и сосудов (мох)

8. Без чего споровые растения не смогут размножаться? (без воды)

9. Чем размножаются хвойные растения? (семя)

10. Что такое цветок? (орган размножения)

№ 9. Тема "Кишечнополостные"

1. Можно ли микроорганизмы назвать животными? (да)

2. Что должны делать животные, чтобы найти пищу? (двигаться)

3. Чтобы знать, куда двигаться и отвечать на изменения окружающей среды животные должны … (чувствовать)

4. Самые простые многоклеточные животные (кишечнополостные)

5. Какие части животного нужны для питания малоподвижным кишечнополостным? (щупальца)

6. Как называется домик моллюска? (раковина)

7. Что надо делать, чтобы паразиты не поселились внутри организма? (мыть руки)

8. Все твёрдые ткани в организме животного, дающие опору его телу и мышцам или защищающее организм от повреждений (скелет)

9. Какой скелет у раковинных моллюсков? (наружный)

10. Что крепится к скелету? (мышцы)

№ 10. Тема "Маленькие рыцари"

1. Какой скелет создаёт опору мышцам и защиту всему телу, но мешает росту? (наружный)

2. Что делают членистоногие, вырастая из наружного скелета? (сбрасывает)

3. Позволяет ли наружный скелет дышать через кожу? (нет)

4. Тонкие нежные пластинки под панцирем, пронизанные кровеносными сосудами (жабры)

5. Самая совершенная группа мелких наземных животных (насекомые)

6. Что вместо жабр имеют наземные членистоногие? (трахеи)

7. Сколько ног у пауков? (восемь)

8. Почему большинство пауков не страшны для человека? (не могут прокусить кожу)

9. Как пауки питаются твёрдой пищей? (прокусывают челюстями, впрыскивают ядовитые пищеварительные соки, растворившиеся внутренности всасывают)

10. Сколько ног у жуков? (шесть)

11. Сколько ног у раков, крабов? (десять)

12. Причины разнообразия насекомых (размер, способы питания, способы защиты от хищников, связь с цветковыми растениями)

13. Перечислите типы питания насекомых (жевать, грызть, колоть, сосать, лизать)

14. Назовите способы защиты насекомых (прячутся, маскируются, пугают)

№ 11. Тема "Рыбы и земноводные".

1. Основа скелета (позвоночник)

2. Растёт ли в течение жизни внутренний скелет позвоночных? (да)

3. Как называются животные, которые питаются другими животными? (хищники)

4. Органы движения рыбы (плавники)

5. Какие органы чувств развиты у рыбы? (зрение, слух, обоняние, боковая линия)

6. Органы дыхания рыб (жабры)

7. Органы дыхания земноводных (лёгкие и кожа)

8. Главное приспособление земноводных (лёгкие, рычажные конечности)

9. Какой орган чувств незаменим в мутной воде? (боковая линия)

10. Почему лягушка жить может только в сырости? (кожа высыхает)

11. Что позволяет земноводным прекрасно плавать? (перепонки на пальцах)

12. Как размножаются рыбы и земноводные? (откладывают икру)

13. С помощью чего рыбы регулируют глубину погружения? (плавательный пузырь)

№ 12. Тема "Пресмыкающиеся"

1. Можно ли назвать пресмыкающихся первыми сухопутными животными? (да)

2. Что у пресмыкающихся в отличие от земноводных препятствует высыханию кожи? (чешуя)

3. Орган дыхания пресмыкающихся (лёгкие)

4. Способ размножения у пресмыкающихся (откладывают яйца)

5. Куда зарывают свои яйца рептилии? (почва, песок)

6. Какую температуру тела имеют пресмыкающиеся? (температуру среды нахождения)

7. Вырастает ли у ящериц на месте оторванного хвоста новый? (да)

8. Что происходит с обменов веществ у холоднокровных животных при понижении температуры? (замедляется)

9. Что делают пресмыкающиеся при похолодании? (впадают в спячку)

10. Сколько времени крокодил, если он хорошо поел, может находиться без пищи? (год)

11. Чего больше всего не хватает зародышу пресмыкающегося в яйце? (кислорода)

№ 13. Тема "Птицы"

1. Главное "изобретение" птиц (перья)

2. Смена оперения (линька)

3. Сколько раз в год у птиц наступает период линьки? (1 - 2 раза)

4. Для чего птицы много едят и быстро переваривают пищу? (нужна энергия для полёта)

5. Что придаёт птицам лёгкость? (полые кости, отсутствие прямой кишки)

6. Какую температуру тела имеют птицы? (более + 40?)

7. Что используют птицы в качестве "горючего" для дальних перелётов? (жир)

8. Основная причина перелётов птиц (нехватка корма)

9. Самая быстробегающая птица (страус)

10. Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (осёдлые)

№ 14. Тема "Млекопитающие"

1. Млекопитающие кормят своих детенышей молоком.

2. Млекопитающие рождают много детёнышей.

3. Млекопитающие заботятся о своём потомстве.

4. Млекопитающие - животные теплокровные.

5. Температура тела млекопитающих около + 20?.

6. Чтобы лучше удерживать тепло, тело млекопитающих покрыто шерстью.

7. Резцы служат для пережёвывания пищи.

8. Клыки служат для откусывания пищи.

9. Млекопитающие особенно остро ощущают запахи и звуки.

10. У млекопитающих органы слуха и обоняния развиты слабо.

11. Благодаря сложному строению мозга звери легко обучаются и дрессируются.

12. Летучие мыши вылетают на охоту днём.

13. Сурок, медведь впадают зимой в спячку, потому что не могут найти себе пищу.

Ответы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

+ - + + - + - - + - + - +

№ 15. Тема "Грибы и бактерии"

1. Грибы - это растение.

2. Клетки гриба растут и делятся только в одном направлении.

3. Грибница - это нити из клеток, составляющие основную часть гриба.

4. Длинные разветвлённые нити называются грибница.

5. Плодовое тело - это часть гриба, состоящая из шляпки и ножки.

6. Грибы размножаются семенами.

7. Грибы размножаются спорами.

8. Плесень - это гриб.

9. Грибы - "производители".

10. Грибы - "мусорщики".

11. Микориза - это сплетение грибов с корнями некоторых растений.

12. Лишайник - это растение.

13. Лишайник состоит из гриба и водоросли.

14. Грибы - накопители вредных веществ.

15. Грибы можно собирать вдоль дорог.

16. Бактерии - мельчайшие организмы, универсальные разрушители веществ, создаваемых природой.

17. Без бактерий все растения на Земле умерли бы от голода.

18. Не существует бактерий полезных для организма человека.

Ответы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

- + + + + - + + - + + - + + - + + -

videouroki.net

Тесты и пров работы | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

МОУ «Гимназия №29» Тесты и проверочные работы по окружающему миру в 3 классе за I четверть к учебнику А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова и др. «Окружающий мир. Обитатели земли» Подготовила учитель начальных классов Арзамаскина Елена Геннадьевна Саранск,2015 Проверочная работа по теме: «ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ» Ф.И. класс_____________________________________ 1. Отметь естественные тела ручка ромашка огурец рыбка ложка 2.Отметь искусственные тела фонарь картофель молоток морковь машина __________________________________________________________________________- 3. Какое вещество содержится в морской воде Сахар крахмал соль уксус 4. Это вещество добавляют в конфеты, торты, пирожные. В природе оно содержится в растениях Сахар крахмал соль уксус 5. Что такое тело? а) это то, что сделано руками человека; б) это любой предмет, любое живое существо; в) это любое растение, насекомое, птица, животное. 6.Тела отличаются друг от друга: _________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 7.Тела состоят из__________________________________________ 8. В какой строчке указаны только тела? а) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода; б) парта, доска, стол, стул, лампа; в) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар. 9. Что такое вещество? а) это разные вещи в доме; б) это то, из чего состоят тела; в) это листопад, снегопад, гололёд, ледоход. 10. В какой строчке указаны только вещества? а) алюминий, железо, медь; б) алюминий, кастрюля, железная кочерга, медный таз; 11. Вычеркни вещества, которые не относятся к твердым. Глина, молоко, соль, песок, почва, мел, сок, воздух, лёд, снег, алюминий.12. В каких телах промежутки между частицами наибольшие? а) в твердых телах; б) в жидких телах; в) в газообразных телах. 13. Какими бывают состояния вещества? а) острыми, гладкими, колючими б) холодными, горячими, тёплыми в) твёрдыми, жидкими, газообразными 14.К твердым телам относится __________________________________________________________________ К жидким телам относится ___________________________________________________________________ К газам относится _______________________________________________________________________ Проверочная работа по теме: «Вещества. Состояние веществ» Ф.И. класс_____________________________________ 1. Обведи букву с правильным ответом. Все предметы, которые нас окружают, это… а) смеси б) тела в) вещество 2. Найди и подчеркни в строке лишнее слово: а) стул б) камень в) гипс г) собака 3. Найди и подчеркни в строке «лишнее» слово. Пар, воздух, кислород, кофе, природный газ, углекислый газ. 4. Найди и подчеркни в строке «лишнее» слово. Пластмасса, мороженое (из морозильника), металл, сахар, мороженое (стояло 1 час в тепле), древесина.5. Найди и подчеркни в строке «лишнее» слово. Молоко, бульон, чернила, железо, почва. 6. Дополни фразу нужным словом: ________________-имеют постоянный объём, но не имеют постоянной формы.

educontest.net

5.4 Структура экосистем | ВСЕ Сочинения.RU

Вопрос 1. Что такое биогеоценоз?

Биогеоценоз — это экологическая система (экосистема), границы которой определены растительным сообществом. Совокупность био­геоценозов земного шара образует глобальную систему, биосферу. Примерами биогеоценозов являются дубрава, луг, ельник, березовая ро­ща и др.

Вопрос 2. Расскажите о пространственной структуре экосистемы.

Пространственная структура экосистемы определяется ярусным расположением расти­тельности. Сверху вниз над землей выделяют пологовый (древесный), кустарниковый, травяной и надпочвенный (приземный) ярусы. В почве также идет разделение на уров­ни, образованные корнями растений разных видов. Такая пространственная организация позволяет растениям эффективно использо­вать свет и другие ресурсы, а животным — за­нимать разные экологические ниши и ослаб­лять конкуренцию между близкими видами.

Вопрос 3. Какие обязательные компоненты включает любая экосистема?

В любой экосистеме можно выделить два основных структурных компонента — биотоп и биоценоз. Биотоп — это комплекс факто­ров неживой природы, которые в сумме фор­мируют определенные климатические, геогра­фические, почвенные и другие параметры эко­системы. Биоценоз — это совокупность всех живых организмов (популяций) экосистемы. Он разделяется на зооценоз (сообщество жи­вотных), фитоценоз (сообщество растений) и микробоценоз (сообщество микроорганизмов).

Вопрос 4. В каких отношениях находятся друг с другом обитатели биоценозов? Охарактеризуйте эти связи.

С точки зрения экологической структуры в экосистеме можно выделить три группы осо­бей.

1) Продуценты, или производители, — автотрофы, синтезирующие органические ве­щества из неорганических. Их биомасса — это первичная продукция экосистемы, которая служит пищей и источником энергии для всех остальных организмов сообщества. Автотро­фами являются растения, фотосинтезирую­щие и хемосинтезирующие прокариоты.

2) Консументы, или потребители, — гетеротрофные организмы, использующие первичную биомассу или биомассу других консументов для собственной жизнедеятель­ности. Консументами являются многие живот­ные, паразитические бактерии, хищные рас­тения.

3) Редуценты, или разлагатели, — ор­ганизмы, перерабатывающие мертвое органи­ческое вещество (детрит) до минеральных со­единений. Редуценты — это дождевые черви, многоножки, термиты, грибы, бактерии.

Таким образом, продуценты используют неорганические соединения, создавая первич­ную продукцию. Далее часть консументов (растительноядные животные) используют первичную продукцию, создавая вторичную биомассу, которая используется другими кон­сументами (хищники, паразиты). После смер­ти продуценты и консументы разлагаются ре­дуцентами до минеральных соединений, кото­рые вновь используются продуцентами.

Вопрос 5. Опишите видовой состав и простран­ственную структуру экосистемы дубравы.

Видовой состав дубравы очень разнообра­зен, что обеспечивает ее стабильность как эко­системы. Растения дубравы образуют четко разделенные ярусы. В верхнем древесном «этаже» расположены крупные многолетние дубы и липы. Второй ярус составляют низко­рослые и менее светолюбивые груша, клен, яб­лоня. Далее следует кустарниковая раститель­ность: лещина, бересклет, калина, боярыш­ник, бузина. Травянистый ярус состоит из кустарничков, всходов деревьев, папоротни­ков и различных трав (медуница, хохлат­ка, ветреница, иван-да-марья и т. д.). При­земный ярус представлен мхами, низкими травами; здесь также обитают лишайники и грибы.

Животный мир дубравы не менее разнооб­разен. Членистоногие населяют все ее уровни. Из позвоночных в верхних ярусах мы встре­тим много птиц — сороку, зяблика, дроздов, синиц, ночных и дневных хищников. В кус­тарниках обитают зарянка, мухоловка-пест­рушка, пеночки, славки, крапивник. В травя­нистом слое живут мыши, землеройки, ежи. Некоторые животные, например серая белка, способны перемещаться почти по всем ярусам.

В подстилке преобладают редуценты: дож­девые черви, мокрицы, личинки мух, жуки- навозники и мертвоеды, клещи, нематоды. В почве обитают различные животные, рою­щие землю (например, кроты).

vsesochineniya.ru

Общая характеристика экосистемы

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 28Следующая ⇒

 

Термин «экосистема» предложил английский эколог А. Тенсли в 1935 году. Экосистема – это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды.

Экосистемами являются, например, муравейник, участок леса, территория фермы, кабина космического корабля, географический ландшафт или даже весь земной шар. Экологи используют также термин «биогеоценоз», предложенный русским ученым В.Н. Сукачевым. Этим термином обозначается совокупность растений, животных, микроорганизмов, почвы и атмосферы на однородном участке суши. Биогеоценоз – это один из вариантов экосистемы.

Между экосистемами, как и между биогеоценозами, обычно нет четких границ, и одна экосистема постепенно переходит в другую. Большие экосистемы состоят из экосистем меньшего размера.

На рис. 29 показана «матрешка» экосистем. Чем меньше размер экосистемы, тем теснее взаимодействуют входящие в ее состав организмы. В муравейнике живет организованный коллектив муравьев, в котором все обязанности распределены. Есть муравьи-охотники, охранники, строители. Кроме муравьев в экосистему муравейника входят различные бактерии, которые разрушают экскременты насекомых, а также грибы.

Экосистема муравейника входит в состав лесного биогеоценоза, а лесной биогеоценоз – часть географического ландшафта. Состав лесной экосистемы более сложный, в лесу совместно проживают представители многих видов растений, животных, грибов, бактерий. Связи между ними не столь тесны, как в экосистеме муравейника. Многие животные проводят в лесной экосистеме только часть времени.

Внутри ландшафта разные биогеоценозы связаны надземным и подземным движением воды, в которой растворены минеральные вещества. Наиболее интенсивно перемещается вода с минеральными веществами в пределах водосборного бассейна – водоема (озера, реки) и примыкающих к нему склонов, с которых в этот водоем стекают надземные и подземные воды. В экосистему водосборного бассейна входят несколько разных экосистем – лес, луг, участки пашни. Организмы всех этих экосистем могут не иметь прямых взаимоотношений и связаны через подземные и надземные потоки воды, которые перемещаются к водоему.

В пределах ландшафта переносятся семена растений, перемещаются животные. Нора лисы или логово волка находятся в одном биогеоценозе, а охотятся эти хищники на большой территории, состоящей из нескольких биогеоценозов.

Ландшафты объединяются в физико-географические районы (например, Русская равнина, Западно-Сибирская низменность), где разные биогеоценозы связаны общим климатом, геологическим строением территории и возможностью расселения животных и растений. Связи между организмами, включая человека, в экосистемах масштаба физико-географического района и биосферы осуществляются через изменение газового состава атмосферы и химического состава водоемов.

Наконец, все экосистемы земного шара связаны через атмосферу и Мировой океан, в который поступают продукты жизнедеятельности организмов, и составляют единое целое – биосферу.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое экосистема?

2. Как вы понимаете выражение «матрешка экосистем»?

3. Как изменяется теснота связи видов, входящих в экосистему, с увеличением ее размера?

 

Состав экосистемы

 

В состав экосистемы входят живые организмы (их совокупность назвается биоценозом, или биотой, экосистемы), факторы неживой природы (абиотические) – атмосфера, вода, питательные элементы, свет и мертвое органическое вещество – детрит.

Все живые организмы по способу питания (по функциональной роли) разделяются на две группы – автотрофов (от греческих слов аутос – сам и трофо – питание) и гетеротрофов (от греческого слова гетерос — другой).

Автотрофы. Эти организмы для синтеза органического вещества используют неорганический углерод, это – продуценты экосистемы. По используемому источнику энергии они, в свою очередь, также делятся на две группы.

Фотоавтотрофыиспользуют свет. Это зеленые растения, цианобактерии, а также многие окрашенные бактерии, имеющие хлорофилл (и другие пигменты) и усваивающие солнечную энергию. Процесс, при котором происходит ее усвоение, называется фотосинтезом.

Хемоавтотрофыиспользуют химическую энергию окисления неорганических веществ (серы, сероводорода, аммиака, железа и др.). Это серобактерии, водородобактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии и др. Хемоавтотрофы играют главную роль в экосистемах подземных вод, а также в особых экосистемах рифтовых зон дна океана, где из разломов плит выделяется сероводород, который окисляют серобактерии. В наземных экосистемах существенную роль играют роль нитрифицирующие бактерии.

Гетеротрофы.Эти организмы питаются готовыми органическими веществами, которые синтезированы продуцентами, и вместе с этими веществами получают энергию. Гетеротрофы в экосистеме являются консументами (от латинского слова консумо – потребляю), потребляющими органическое вещество, и редуцентами, разлагающими его до простых соединений. Существует несколько групп консументов.

Фитофаги (растительноядные). К ним относятся животные, которые питаются живыми растениями. Среди фитофагов есть и небольшие организмы, такие, как тля или кузнечик, и гиганты, такие, как слон. Фитофагами являются почти все сельскохозяйственные животные: корова, лошадь, овца, кролик. Главные фитофаги в водных экосистемах – это микроскопические организмы растительноядного планктона, питающиеся водорослями. Есть в этих экосистемах и крупные фитофаги, например, рыба белый амур, поедающий растения, которыми зарастают оросительные каналы. Важный фитофаг – бобр. Он питается ветками деревьев, а из стволов сооружает плотины, регулирующие водный режим территории.

Зоофаги (хищники, плотоядные). Зоофаги очень разнообразны. Это и мелкие животные, питающиеся амебами, червями или рачками. И крупные, такие, как волк. Хищники, питающиеся более мелкими хищниками, называются хищниками второго порядка. В водных экосистемах широко распространены зоофаги-фильтраторы, в составе этой группы – и микроскопические рачки и кит. Фильтраторы играют огромную роль в самоочищении загрязненных вод (рис. 30). Только планктонные морские веслоногие раки из рода каланус за несколько лет способны профильтровать воды всего Мирового океана!

Есть растения-хищники (росянка, пузырчатка), которые используют в пищу насекомых. Правда, их способ питания отличается от хищников-животных. Они «ловят» мелких насекомых, но не заглатывают их, а «переваривают», выделяя ферменты на свою поверхность. Есть хищники и среди почвенных грибов, которые «ловят» микроскопических круглых червей-нематод.

Паразиты. Это разные животные (черви, насекомые, клещи), грибы, бактерии, вирусы, реже растения (заразиха, повилика и др.), которые питаются органическим веществом другого живого существа – хозяина. Хозяином может быть растение или животное (включая человека). Паразит не убивает хозяина, как хищник жертву, а поселяется на нем (или внутри него) и долго использует его для питания. Паразиты могут снижать продолжительность жизни хозяина, его упитанность и плодовитость.

Паразиты очень разнообразны. Наряду с настоящими паразитами, которые питаются только за счет хозяина или нескольких хозяев (многие паразиты в течение жизни сменяют двух или трех хозяев), широко распространены паразитоиды, которые часть своей жизни проводят как фитофаги. Среди паразитоидов много насекомых, полезных для человека: на стадии личинки они паразитируют во вредителях сельскохозяйственных растений.

Существуют суперпаразиты – паразиты паразитов.

Симбиотрофы. Это бактерии и грибы, которые питаются корневыми выделениями растений. Симбиотрофы очень важны для жизни экосистемы. Нити грибов, опутывающие корни растений, помогают всасыванию воды и минеральных веществ. Бактерии-симбиотрофы усваивают газообразный азот из атмосферы и связывают его в доступные растениям соединения (аммиак, нитраты). Этот азот называется биологическим (в отличие от азота минеральных удобрений).

К симбиотрофам относятся и микроорганизмы (бактерии, одноклеточные животные), которые обитают в пищеварительном тракте животных-фитофагов и помогают им переваривать пищу. Такие животные, как корова, без помощи симбиотрофов не способны переварить поедаемую траву.

Детритофаги – организмы, питающиеся мертвым органическим веществом. Это многоножки, дождевые черви, жуки-навозники, раки, крабы, шакалы и многие другие. Значительное разнообразие видов-детритофагов связано с почвой. Многочисленны детритофаги, разрушающие древесину (рис. 31).

Организмы, которые питаются экскрементами, называются копрофагами. Некоторые организмы используют в пищу как растения, так и животных и даже детрит и относятся к эврифагам (всеядным) – медведь, лиса, свинья, крыса, курица, ворона, тараканы. Эврифагом является и человек.

Редуценты – организмы, которые по своему положению в экосистеме близки к детритофагам, так как они тоже питаются мертвым органическим веществом. Однако редуценты – бактерии и грибы – разрушают органические вещества до минеральных соединений, которые возвращаются в почвенный раствор и снова используются растениями.

Для переработки мертвого органического вещества редуцентам нужно время. Поэтому в экосистеме всегда есть запас этого вещества – детрит. Детрит – это опад листьев на поверхности лесной почвы (сохраняется 2–3 года), ствол упавшего дерева (сохраняется 5–10 лет), гумус почвы (сохраняется сотни лет), отложения органического вещества на дне озера – сапропель и торф на болоте (сохраняется тысячи лет). Наиболее долго сохраняющимся детритом являются каменный уголь и нефть.

Продуценты, фитофаги, хищники связаны в процессе «работы» экосистемы, то есть усвоении и расходовании энергии при производстве органического вещества и как бы участвуют в «эстафете» передачи энергии. Номер участника «эстафеты» – это его трофический уровень. Первый трофический уровень – продуценты, второй – фитофаги, третий – хищники первого порядка, четвертый – хищники второго порядка. В некоторых экосистемах, например в озере, количество трофических уровней может достигать 5-6.

На рис. 32 показана структура экосистемы, основу которой составляют растения – фотоавтотрофы, а в табл. 1 приведены примеры представителей разных трофических групп для некоторых экосистем.

Таблица 1

Представители разных трофических групп в некоторых экосистемах

 

Трофическая группа Экосистема
Лес Водоем Сельскохозяйственные угодья
Продуценты Ель, береза, сосна Водоросли, рдест, кувшинка, ряска Пшеница, рожь, картофель, осот
Консументы-фитофаги Лось, заяц, белка, непарный шелкопряд, тля   Дафния, ондатра, толстолобик Человек, корова, овца, мышь, полевка, долгоносик, тля
Консументы-зоофаги Волк, лисица, хорь, дятел, муравьи Рачки-циклопы, чайка, окунь, язь, щука, сом Человек, скворец, божья коровка
Консументы-детритофаги Жук-мертвоед, кивсяк, дождевой червь Перловица, мотыль, дафния Личинки жуков и мух дождевой червь

 

Контрольные вопросы

1. В каких экосистемах важную роль играют хемоавтотрофы?

2. Перечислите основные группы консументов и приведите их примеры.

3. Чем отличаются паразиты от хищников?

4. Чем отличаются детритофаги от редуцентов?

5. Какую роль в экосистемах играют копрофаги?

6. В чем отличие бактерий-симбиотрофов от бактерий-редуцентов?

 

Почва

 

Экосистемы состоят из живых организмов и среды обитания, которая дает им ресурсы – энергию, воду, питательные вещества. Однако есть в экосистеме один элемент, который нельзя отнести ни к собственно живым ее компонентам, ни к мертвым условиям среды. Это почва – верхний слой суши, преобразованный деятельностью живых организмов. Толщина почвы в разных районах Земли составляет от нескольких сантиметров до 2 м.

Главное вещество почвы – это гумус, который по своей природе является детритом, т.е. временно исключенным из «производственного процесса» экосистемы органическим веществом.

Гумус – «дитя» солнца, которое производит его, используя в качестве «инструмента» живые организмы (растения, животных, микроорганизмы), из данного Землей материала – верхнего слоя земной коры, воды и атмосферы. (рис. 33).

Химический состав гумуса очень сложен, он состоит из фенолов и органических кислот темной окраски и образуется в результате процесса разложения (гумификации) органических веществ корневых остатков растений и почвенных животных. На долю гумуса приходится до 98% всего органического вещества почвы (остальное – живые корни, почвенные животные и неразложившиеся мертвые остатки организмов).

Одновременно с процессом гумификации органического вещества происходит процесс дегумификации – минерализации гумуса. Под действием микроорганизмов входящие в его состав сложные органические соединения разрушаются до форм, доступных растениям. В естественных (или в сельскохозяйственных, но правильно используемых) почвах между процессами гумификации и минерализации существует равновесие, т.е. гумуса образуется столько, сколько его разрушается. При пахотном использовании почв процессы минерализации идут активнее, чем накопление гумуса, и потому, если не вносить дополнительно органические вещества (например, навоз), то количество гумуса будет уменьшаться – произойдет дегумификация почв.

У разных почв – разные свойства. Они содержат разный запас питательных веществ, имеют разную реакцию почвенного раствора (могут быть кислыми, нормальными и щелочными), разные физические свойства (могут быть более рыхлыми и более плотными), разный режим увлажнения (т.е. количество влаги, которое в разные сезоны года содержится в разных слоях почвы). На рис. 34 показаны факторы формирования почв.

В почвах буквально кишит жизнь, хотя она и не столь заметна, как буйное цветение степных трав, шелест листвы лесов, пение птиц. Жизнь в почве тихая: корни растений, опутанные грибницей, поглощают влагу и растворенные в ней питательные вещества, бактерии-азотфиксаторы усваивают атмосферный азот, огромнейшая армия почвенных животных кормится за счет живых и особенно мертвых корней и ест друг друга, микроорганизмы разлагают органическую массу до простых органических и минеральных соединений и возвращают их в почвенный раствор. (Рис. 35).

Именно в почве сосредоточена основная биомасса животных (95–99%). При этом почвенная животная биомасса формируется не за счет крупных организмов, которые живут в норах (кроты, суслики, полевки, мыши), а в основном за счет различных червей, насекомых, клещей и других низших животных из числа детритофагов. На 1 м2 почвы в лесах умеренной зоны России можно обнаружить около 1000 видов животных, при этом численность нематод и простейших может превышать 10 млн., ногохвосток и почвенных клещей – 100 тыс., других беспозвоночных – 50 тыс.

Естественный процесс почвообразования нарушается, если на почвы влияет человек.

 

Контрольные вопросы

1. Какова роль гумуса в почве?

2. Какие последствия вызывает пахотное использование почв?

3. Как богат мир почвенных обитателей? Какова их роль в экосистеме?

 

ДОП. § 21. Разнообразие почв

Как уже говорилось, почвы являются важнейшей частью любых наземных экосистем – естественных и сельскохозяйственных. Почвы не менее разнообразны, чем биологические (живые) компоненты экосистем. (Рис. 36).

В разных условиях в зависимости от климата, режима увлажнения и исходного материала, то есть материнской породы, формируются разные почвы. Самые плодородные почвы – черноземы, они формировались под степной растительностью, которая очень продуктивна и имеет глубокую корневую систему. Осадков при этом достаточно, чтобы обеспечить высокий урожай степных растений, но недостаточно, чтобы вымывать накапливаемые почвой органические и минеральные соединения в глубь почвенной толщи. Поэтому, если выкопать яму и посмотреть, как выглядит черноземная почва, то можно увидеть, что черный от накопленного гумуса слой, лишь слегка светлея, идет на глубину до 1 м (бывает и более). В южной части степной зоны, где выпадает меньше 300 мм осадков, черноземы переходят в каштановые почвы, почвы полупустынь содержат еще меньше гумуса и называются бурыми. Наконец, почвы пустынь – это сероземы, в которых содержание гумуса меньше 0,5%.

В зоне тайги, где осадков выпадает больше и формируются хвойные леса из ели, почва другая. Органического вещества в ельнике накапливается меньше, чем в степи, а опадающие с деревьев хвоинки, перегнивая, выделяют органические кислоты, которые растворяются в обильных дождевых и снеговых водах. Подкисленные воды просачиваются внутрь почвы, увлекая за собой и органическое вещество, и некоторые минеральные элементы. Этот процесс называется выщелачиванием. Поэтому, если у черноземов сверху расположен толстый темноокрашенный слой гумуса, то у почв еловых лесов под тонким слоем гумуса расположен белесый промытый слой. Он напоминает печную золу и называется подзолистым, а сами почвы – подзолистыми, или подзолами.

Под широколиственными лесами образуются почвы, которые занимают переходное положение между подзолами и черноземами и называются серыми лесными. По сходству с подзолами и черноземами их разделяют на светло-серые, серые и темно-серые лесные. В светло-серых почвах выщелачивание идет активнее, чем в темно-серых, и потому они более похожи на подзолы. Темно-серые почвы, наоборот, похожи на черноземы, среди которых также есть варианты, где слегка выражен процесс выщелачивания (оподзоленные черноземы, выщелоченные черноземы).

Почвы субтропических районов называются красноземами, тропических – латеритными. Для таких почв характерен ускоренный круговорот органического вещества, которое быстро минерализуется до соединений, доступных растениям. Запасы плодородия (гумуса) в них невелики.

Особые почвы формируются в речных поймах, которые регулярно заливаются паводковыми водами весной или в начале лета. Они различаются в зависимости от того, на какой срок заливаются почвы (это, в свою очередь, зависит от высоты участка над среднелетним уровнем воды, который называется меженью) и с какой скоростью протекают через участок паводковые воды (близ русла скорость выше, в отдалении от него она резко уменьшается).

Близ речного русла, где затопление длительное и отлагаются обильные наилки легкого механического состава (т.е. содержащие много песчаных частиц), почвы не имеют выраженного гумусового горизонта. Для них характерна особая слоистая структура, напоминающая торт «наполеон»: чередуются тонкие прослойки песка и суглинка.

В отдалении от русла у почв развивается гумусовый горизонт, и они приобретают характер зональных почв: в лесной зоне – подзолистых или серых, в степной – черноземов. В поймах всегда много почв лугового и лугово-болотного типов, которые формируются в условиях обильного увлажнения за счет близкого к поверхности расположения грунтовых вод. Эти почвы имеют мощные гумусовые горизонты с высоким содержанием в них гумуса.

Болотные почвы распространены не только в поймах. Их можно встретить в разных зонах в низких элементах рельефа. Они представляют переход к торфяникам, в которых образуется не гумус, а торф, состоящий из слабо перегнивших растительных остатков.

В горах характер почвы зависит от высотного пояса, однако подзолообразовательный процесс не выражен даже в поясе хвойных лесов, так как почвы надолго промерзают. Для горных почв характерен тонкий гумусовый горизонт и наличие в их составе щебня.

В степных районах России есть особые почвы, которые насыщены солями: хлоридами, сульфатами, содой. Насыщенные солями по всей толще почвы называют солончаковыми, а если солей очень много, то солончаками. Если засоленный слой расположен на некоторой глубине от поверхности (это может быть и 5–10 и 30–50 см), почвы называются солонцами.

Засоление почв может быть первичным, т.е. связанным с природными процессами, и вторичным, если его вызывает человек неумелым природопользованием. Вторичное засоление, вызванное подъемом к поверхности грунтовых вод из засоленных горизонтов, нанесло большой вред почвам южной части степной зоны России, где широко применяли орошение.

Плодородие почв из-за засоления резко снижается и, как правило, их приходится забрасывать. Многие тысячи гектаров вторично засоленных почв появились в степном Заволжье, в низовьях рек Дон и Кубань. Чтобы избежать засоления, необходимо снижать нормы полива и использовать экологически безопасные приемы улучшения водного снабжения растений – капельный и внутрипочвенный поливы. При таком орошении вода поступает непосредственно к корням растений, уменьшается ее испарение с поверхности почвы и, соответственно, накопление солей в ее верхнем слое.

Главным показателем плодородия почв является запас гумуса (рис. 37).

 

Контрольные вопросы

1. Какие основные типы почв сменяются на территории России от зоны тайги до полупустынь?

2. В чем особенности пойменных почв?

3. Что является причиной вторичного засоления почв?

Заключение

 

Понятие «экосистема» очень широкое, про него экологи говорят: от «кочки» до оболочки (то есть биосферы, заключающей всю жизнь на земле). Экосистема подобна большому предприятию по производству органического вещества, которое состоит из трех основных «цехов»: продуцентов – организмов, производящих органические вещества из минеральных, консументов – организмов, перерабатывающих эти вещества, и редуцентов – организмов, разрушающих мертвые тела и таким образом возвращающих элементы, которые входили в их состав, в окружающую среду для повторного использования продуцентами.

Продуценты разделяются на фотоавтотрофов (зеленые растения и цианобактерии, которые для синтеза органических веществ используют энергию солнечного света) и хемоавтотрофов (бактерий, для которых источником энергии служат химические реакции окисления неорганических веществ).

Консументы – это очень разнообразная группа организмов, в состав которой входят животные-фитофаги (растительноядные), животные-зоофаги (плотоядные, или хищники), паразиты (питающиеся за счет организмов-хозяев), детритофаги (питающиеся мертвым органическим веществом) и симбиотрофы.

Симбиотрофы – это бактерии и грибы, которые, как и паразиты, питаются за счет других организмов, но «честно» расплачиваются за полученные органическое вещества «услугами» тому организму, который дает им пищу. Это бактерии, фиксирующие азот, микоризные грибы, бактерии и простейшие, живущие в пищеварительной системе животных.

Редуценты – это сапротрофные бактерии и грибы.

Особым блоком наземных экосистем является почва – трехфазная среда жизни, которая имеет разнообразное население из животных, грибов, бактерий и водорослей. Из почвы потребляют элементы питания и воду корни растений. В почве расположены основные «производственные мощности цеха» редуцентов и запас детрита, в составе которого – гумус и перегнившие в разной степени корни растений. В экосистемах разных природных зон – разные почвы.

 

Индивидуальное задание

 

Темы:

1. Функциональная роль птиц в экосистемах.

Задача исследования – охарактеризовать типы питания разных видов птиц и обобщить данные о видовом составе птиц-фитофагов и зоофагов. Тема может быть выполнена как реферативная или с использованием наблюдений в природе о составе птиц определенного района. Обратите внимание на различия питания птиц в разные сезоны года.

В качестве литературных источников используйте книги по орнитологии, в которых описана фауна птиц вашего района.

2. Почвы (района).

Задача исследования – дать характеристику наиболее распространенных типов почв в конкретном районе, связав их с экологическими условиями почвообразования (положение в рельефе, характер экосистемы – лесная или травяная и т.д.).

Тема может быть выполнена как реферативная или с использованием наблюдений в природе. При реферативном варианте в качестве района исследования может быть принята область (или республика), при использовании наблюдений в природе территория должна быть значительно меньше, например – в границах сельскохозяйственного предприятия.

Литература о почвах района есть в местных библиотеках. В хозяйствах, кроме того, есть почвенные карты с пояснительным текстом.

 

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта