Ботаника иллюстрации растений. Ботаническая иллюстрация

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Ботаническая иллюстрация. Ботаника иллюстрации растений


Ботаника для художника - Markovka

Хочу показать вам чудесную книгу, не устояла и выбрала её себе в подарок под ёлочку : )P1410883Ботаника для художника, Сара Симблет

Это настоящее сокровище для всех, кто рисует цветы.Тут проведено настоящее исследование удивительного устройства и разнообразия растений.

P1410898

Собраны сотни фотографий и рисунков, показан путь ботанической иллюстрации от самых истоков - природных оттисков листочков на окаменелостях до первых флорилегий (узнала новое слово :-).

Интересно, что ботаническая иллюстрация стала набирать популярность с развитием садоводства - когда в 17 веке благодаря открытию новых земель были завезены в Европу тысячи новых растений. До этого к растениям больше присматривались не с эстетической стороны, а больше для получения косметики и лекарств.

Помимо этого разобраны до тычинок и пестиков все формы цветов, стебельков, листьев, корней, коры, есть множество мастер-классов и уроков по рисованию всей этой красоты - необъятное вдохновение : )P1410911

P1410915

P1410926

P1410929

P1410935

P1410939

P1410950

P1410987

P1410991

P1410996

P1420001

P1420017

P1420028

lubov-markov.livejournal.com

Ботаническая иллюстрация — ВиКи

Многие ранние фармакопеи включали изображения растений. Это делалось с целью лучшего узнавания того или иного вида, как правило, в лечебных целях. Точное описание и изображение растений до появления таксономии было принципиально важно при изготовлении лекарственных препаратов.

В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516—1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои наброски. Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541).

С появлением и изданием систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации становятся необязательными. Однако именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора. Ботанические иллюстрации в это время (впрочем, как и все другие иллюстрации) создавались в технике ксилографии.

В XVIII веке улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации более точно в цвете и в деталях. Гравюра на металле постепенно заменяла ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. Каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Это было очень кропотливо и дорогостояще. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг (увражей) типа «Флор» было делом государственной важности — по ним судили, в том числе, о технических и интеллектуальных возможностях целых государств.

Всё возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, а также состоятельных владельцев поместий, парков и садов, привёл к увеличению спроса — иллюстрации стали появляться и в книгах, рассчитанных не только на узких специалистов, но и на массового, хотя и богатого, читателя. Этому способствовало и развитие в конце XVIII — начале XIX веков торцовой гравюры на дереве, техники более совершенной, чем обрезная ксилография, и позволявшей большим мастерам передавать сложнейшие цветовые и тональные отношения и в связи с этим не прибегать к раскрашиванию оттиска (эстампа) от руки, и в то же время не столь дорогой, как гравюра на металле.

Ботанические иллюстрации стали включать в себя такие виды изданий, как полевые определители, описания гербариев и коллекций, журналы. Развитие фотографии и связанных с ней способов печати отнюдь не сделало иллюстрацию, выполненную художником, старомодной. Ботанический иллюстратор способен создать гармонию точности и образности, сплести несколько природных образцов, чтобы показать единое целое, одновременно показать и лицевую и оборотную стороны предметов (например, листьев). Кроме того, мелкие детали и части растений можно увеличить, чтобы показать их как бы под микроскопом, и разместить их по свободным местам рисунка.

В России

Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине XVIII века, когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И. Х. Буксбаума «Plantarum minus cognitarum» (1728—1740), И. Аммана «Stirpium rariorum» (1739) и Иоганна Георга Гмелина «Flora Sibirica» (1747—1769). Первые иллюстраторы русских книг опирались на достижения немецких и швейцарских коллег.

Интерес к растениям, который проявили просвещённые русские вельможи, способствовал расцвету издания ботанических книг, в том числе и замечательно иллюстрированных, в России в конце XVIII века, в эпоху императрицы Екатерины Великой. Сама императрица оплатила из собственных средств издание в 1784—1789 годах иллюстрированной «Flora Rossica» П. С. Палласа.

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Ботаническая иллюстрация — википедия орг

Многие ранние фармакопеи включали изображения растений. Это делалось с целью лучшего узнавания того или иного вида, как правило, в лечебных целях. Точное описание и изображение растений до появления таксономии было принципиально важно при изготовлении лекарственных препаратов.

В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516—1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои наброски. Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541).

С появлением и изданием систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации становятся необязательными. Однако именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора. Ботанические иллюстрации в это время (впрочем, как и все другие иллюстрации) создавались в технике ксилографии.

В XVIII веке улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации более точно в цвете и в деталях. Гравюра на металле постепенно заменяла ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. Каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Это было очень кропотливо и дорогостояще. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг (увражей) типа «Флор» было делом государственной важности — по ним судили, в том числе, о технических и интеллектуальных возможностях целых государств.

Всё возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, а также состоятельных владельцев поместий, парков и садов, привёл к увеличению спроса — иллюстрации стали появляться и в книгах, рассчитанных не только на узких специалистов, но и на массового, хотя и богатого, читателя. Этому способствовало и развитие в конце XVIII — начале XIX веков торцовой гравюры на дереве, техники более совершенной, чем обрезная ксилография, и позволявшей большим мастерам передавать сложнейшие цветовые и тональные отношения и в связи с этим не прибегать к раскрашиванию оттиска (эстампа) от руки, и в то же время не столь дорогой, как гравюра на металле.

Ботанические иллюстрации стали включать в себя такие виды изданий, как полевые определители, описания гербариев и коллекций, журналы. Развитие фотографии и связанных с ней способов печати отнюдь не сделало иллюстрацию, выполненную художником, старомодной. Ботанический иллюстратор способен создать гармонию точности и образности, сплести несколько природных образцов, чтобы показать единое целое, одновременно показать и лицевую и оборотную стороны предметов (например, листьев). Кроме того, мелкие детали и части растений можно увеличить, чтобы показать их как бы под микроскопом, и разместить их по свободным местам рисунка.

В России

Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине XVIII века, когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И. Х. Буксбаума «Plantarum minus cognitarum» (1728—1740), И. Аммана «Stirpium rariorum» (1739) и Иоганна Георга Гмелина «Flora Sibirica» (1747—1769). Первые иллюстраторы русских книг опирались на достижения немецких и швейцарских коллег.

Интерес к растениям, который проявили просвещённые русские вельможи, способствовал расцвету издания ботанических книг, в том числе и замечательно иллюстрированных, в России в конце XVIII века, в эпоху императрицы Екатерины Великой. Сама императрица оплатила из собственных средств издание в 1784—1789 годах иллюстрированной «Flora Rossica» П. С. Палласа.

www-wikipediya.ru

Ботанический рисунок - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ботани́ческая иллюстра́ция — искусство изображения формы, цвета, деталей растений.

Ботанические иллюстрации часто печатаются рядом с ботаническим словесным описанием растений в книгах, журналах и других научных ботанических изданиях.

Создание таких иллюстраций требует от автора–художника понимания морфологии растений, доступа к натурным (живым природным) образцам или гербариям (образцам, засушенным для сохранности). Ботанические иллюстрации зачастую создаются в совместной работе художника–иллюстратора и консультанта–ботаника.

История[ | ]

Многие ранние фармакопеи включали изображения растений. Это делалось с целью лучшего узнавания того или иного вида, как правило, в лечебных целях. Точное описание и изображение растений до появления таксономии было принципиально важно при изготовлении лекарственных препаратов.

В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516—1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои . Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541).

С появлением и изданием с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации становятся необязательными. Однако именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора. Ботанические иллюстрации в это время (впрочем, как и все другие иллюстрации) создавались в технике ксилографии.

В XVIII веке улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации более точно в цвете и в деталях. Гравюра на металле постепенно заменяла ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. Каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Это было очень кропотливо и дорогостояще. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг () типа «Флор» было делом государственной важности — по ним судили, в том числе, о технических и интеллектуальных возможностях целых государств.

Всё возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, а также состоятельных владельцев поместий, парков и садов, привёл к увеличению спроса — иллюстрации стали появляться и в книгах, рассчитанных не только на узких специалистов, но и на массового, хотя и богатого, читателя. Этому способствовало и развитие в конце XVIII — начале XIX веков торцовой гравюры на дереве, техники более совершенной, чем обрезная ксилография, и позволявшей большим мастерам передавать сложнейшие цветовые и тональные отношения и в связи с этим не прибегать к раскрашиванию оттиска (эстампа) от руки, и в то же время не столь дорогой, как гравюра на металле.

Ботанические иллюстрации стали включать в себя такие виды изданий, как полевые , описания гербариев и коллекций, журналы. Развитие фотографии и связанных с ней способов печати отнюдь не сделало иллюстрацию, выполненную художником, старомодной. Ботанический иллюстратор способен создать гармонию точности и образности, сплести несколько природных образцов, чтобы показать единое целое, одновременно показать и лицевую и оборотную стороны предметов (например, листьев). Кроме того, мелкие детали и части растений можно увеличить, чтобы показать их как бы под микроскопом, и разместить их по свободным местам рисунка.

В России[ | ]

Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине XVIII века, когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И. Х. Буксбаума «Plantarum minus cognitarum» (1728—1740), И. Аммана «Stirpium rariorum» (1739) и Иоганна Георга Гмелина «» (1747—1769). Первые иллюстраторы русских книг опирались на достижения немецких и швейцарских коллег.

Интерес к растениям, который проявили просвещённые русские вельможи, способствовал расцвету издания ботанических книг, в том числе и замечательно иллюстрированных, в России в конце XVIII века, в эпоху императрицы Екатерины Великой. Сама императрица оплатила из собственных средств издание в 1784—1789 годах иллюстрированной «Flora Rossica» П. С. Палласа.

Знаменитые книги с ботаническими иллюстрациями[ | ]

  • «Венский Диоскорид» (лат. Códex Vindobonénsis) — манускрипт VI века, копия работы натуралиста античности Диоскорида «De materia medica» (О лекарственных веществах).
  • «» — атлас растений замка нем. Schloss Gottorf, созданный в 1649—1659 годах гамбургским художником Hans Simon Holtzbecker по заказу Фридриха III. Атлас состоит из 4 томов и содержит 377 иллюстраций, в настоящее время атлас хранится в Копенгагене.[1]
  • «» (англ. Curtis's Botanical Magazine) — ботанический журнал.
  • «Flora Rossica» — работа П. С. Палласа 1784 и 1788 годов, содержит сто иллюстраций.
  • «» (англ. Flora Graeca) — многотомное издание XVIII века, выпущенное художником Фердинандом Бауэром и ботаником Джоном Сибторпом (англ. John Sibthorp), содержащее описание растений Греции.
  • «Illustrationes Florae Novae Hollandiae» — книга Фердинанда Бауэра, опубликованная в 1813 году.
  • «» (англ. English Botany) — периодическое издание «Английская ботаника», выпущенное в 36 томах с 1790 по 1813 годы ботаником Джеймсом Эдвардом Смитом и художником (англ. James Sowerby, 1757—1822). Полное название: English Botany or, Coloured Figures of British Plants, with their Essential Characters, Synonyms and Places of Growth.
  • «» с иллюстрациями «Icones plantarum novarum vel imperfecte cognitarum, floram rossicam, imprimis altaicam illustrantes» К. Ф. Ледебура, 1829—1834
  • «» (Флора Германии в рисунках, с описанием) Якоба Штурма 1796—1862
  • «Flora Danica» — ботанический атлас флоры Датского королевства. Состоит из 51 части, издавался в 1761—1883 годах.
  • «» (Флора Германии, Австрии и Швейцарии в рассказах и образах для школы и дома) О. В. Томе 1885
  • «Köhler's Medizinal-Pflanzen» — справочник по лекарственным растениям, состоит из 3 томов (1883—1914), содержит около 400 иллюстраций.
  • «» — иллюстрированная работа Карла Линдмана о флоре северных стран, выпускавшаяся в 1901—1905, 1917, и 1977—1978 годах.
  • «» (англ. The Banksias) — трёхтомная монография, содержащая изображения всех разновидностей рода Банксия (Banksia L.f.) Это первый случай, когда столь большой род был полностью нарисован одним художником англ. Celia Rosser. Считается, что это одна из выдающихся ботанических работ XX столетия.

Выдающиеся художники — иллюстраторы ботанических изданий[ | ]

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Реферат Ботанические иллюстрации

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Знаменитые книги с ботаническими иллюстрациями
  • 3 Выдающиеся художники — иллюстраторы ботанических изданий
  • Примечания

Введение

Раздел ботаники

Ботаническая иллюстрация

Plants diversity.jpg

Объекты исследования

Растения · ВодорослиГрибы и др…

Разделы ботаники

Альгология · Анатомия растений · Бриология · Геоботаника · География растений · Дендрология · Диаспорология · Карпология · Лихенология · Микогеография · Микология · Морфология растений · Палеоботаника · Палинология · Систематика растений · Физиология растений · Фитопатология · Флористика · Экология растений · Этноботаника…

Знаменитые ботаники

ТеофрастЖозеф Питтон де ТурнефорКарл ЛиннейАдольф Генрих Густав ЭнглерАрмен Леонович Тахтаджяндругие…

История

История ботаникиЗнаменитые книги по ботаникеБотаническая иллюстрация

Ботани́ческая иллюстра́ция — искусство изображения формы, цвета, деталей растений.

Ботанические иллюстрации часто печатаются рядом с ботаническим словесным описанием растений в книгах, журналах и других научных ботанических изданиях.

Создание таких иллюстраций требует от автора–художника понимания морфологии растений, доступа к натурным (живым природным) образцам или гербариям (образцам, засушенным для сохранности). Ботанические иллюстрации зачастую создаются в совместной работе художника–иллюстратора и консультанта–ботаника.

Манжетка обыкновенная. Ботаническая иллюстрация из книги О. В. Томе «Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz», 1885

1. История

Многие ранние фармакопеи включали изображения растений. Это делалось с целью лучшего узнавания того или иного вида, как правило, в лечебных целях. Точное описание и изображение растений до появления таксономии было принципиально важно при изготовлении лекарственных препаратов.

В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516-1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои наброски. Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541).

С появлением и изданием систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации становятся необязательными. Однако именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора. Ботанические иллюстрациии в это время (впрочем, как и все другие иллюстрации) создавались в технике ксилографии.

В XVIII веке улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации более точно в цвете и в деталях. Гравюра на металле постепенно заменяла ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. Каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Это было очень кропотливо и дорогостояще. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг (увражей) типа «Флор» было делом государственной важности — по ним судили, в том числе, о технических и интеллектуальных возможностях целых государств.

Всё возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, а также состоятельных владельцев поместий, парков и садов, привёл к увеличению спроса — иллюстрации стали появляться и в книгах, рассчитанных не только на узких специалистов, но и на массового, хотя и богатого, читателя. Этому способствовало и развитие в конце XVIII - начале XIX веков торцовой гравюры на дереве, техники более совершенной, чем обрезная ксилография, и позволявшей большим мастерам передавать сложнейшие цветовые и тональные отношения и в связи с этим не прибегать к раскрашиванию оттиска (эстампа) от руки, и в то же время не столь дорогой, как гравюра на металле.

Ботанические иллюстрации стали включать в себя такие виды изданий, как полевые определители, описания гербариев и коллекций, журналы. Развитие фотографии и связанных с ней способов печати отнюдь не сделало иллюстрацию, выполненную художником, старомодной. Ботанический иллюстратор способен создать гармонию точности и образности, сплести несколько природных образцов, чтобы показать единое целое, одновременно показать и лицевую и оборотную стороны предметов (например, листьев). Кроме того, мелкие детали и части растений можно увеличить, чтобы показать их как бы под микроскопом, и разместить их по свободным местам рисунка.

1.1. В России

Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине XVIII века, когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И. Х. Буксбаума «Plantarum minus cognitarum» (1728—1740), И. Аммана «Stirpium rariorum» (1739) и Иоганна Георга Гмелина «Flora Sibirica» (1747—1769). Первые иллюстраторы русских книг опирались на достижения немецких и швейцарских коллег.

Интерес к растениям, который проявили просвещённые русские вельможи, способствовал расцвету издания ботанических книг, в том числе и замечательно иллюстрированных, в России в конце XVIII века, в эпоху императрицы Екатерины Великой. Сама императрица оплатила из собственных средств издание в 1784—1789 годах иллюстрированной «Flora Rossica» П. С. Палласа.

2. Знаменитые книги с ботаническими иллюстрациями

  • «Венский Диоскорид» (лат. Códex Vindobonénsis) — манускрипт VI века, копия работы натуралиста античности Диоскорида «De materia medica» (О лекарственных веществах).
  • «Gottorfer Codex» — атлас растений замка нем. Schloss Gottorf, созданный в 1649—1659 годах гамбургским художником Hans Simon Holtzbecker по заказу Фридриха III. Атлас состоит из 4 томов и содержит 377 иллюстраций, в настоящее время атлас хранится в Копенгагене.[1]
  • «Curtis's Botanical Magazine» (англ. Curtis's Botanical Magazine) — ботанический журнал.
  • «Flora Rossica» — работа П. С. Палласа 1784 и 1788 годов, содержит сто иллюстраций.
  • «Flora Graeca» (англ. Flora Graeca) — многотомное издание XVIII века, выпущенное художником Фердинандом Бауэром и ботаником Джоном Сибторпом (англ. John Sibthorp), содержащее описание растений Греции.
  • «English Botany» (англ. English Botany) — периодическое издание «Английская ботаника», выпущенное в 36 томах с 1790 по 1813 годы ботаником Джеймсом Эдвардом Смитом и художником Джеймсом Соуэрбаем (англ. James Sowerby, 1757—1822). Полное название: English Botany or, Coloured Figures of British Plants, with their Essential Characters, Synonyms and Places of Growth.
  • «Flora Altaica» с иллюстрациями «Icones plantarum novarum vel imperfecte cognitarum, floram rossicam, imprimis altaicam illustrantes» К. Ф. Ледебура, 1829—1834
  • «Deutschlands Flora in Abbildungen nach der Natur mit Beschreibungen» (Флора Германии в рисунках, с описанием) Якоба Штурма 1796—1862
  • «Flora Danica» — ботанический атлас флоры Датского королевства. Состоит из 51 части, издавался в 1761—1883 годах.
  • «Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz in Wort und Bild für Schule und Haus» (Флора Германии, Австрии и Швейцарии в рассказах и образах для школы и дома) О. В. Томе 1885
  • «Köhler's Medizinal-Pflanzen» — справочник по лекарственным растениям, состоит из 3 томов (1883—1914), содержит около 400 иллюстраций.
  • «Bilder ur Nordens Flora» — иллюстрированная работа Карла Линдмана о флоре северных стран, выпускавшаяся в 1901—1905, 1917, и 1977—1978 годах.
  • «The Banksias» (англ. The Banksias) — трёхтомная монография, содержащая изображения всех разновидностей рода Банксия (Banksia L.f.) Это первый случай, когда столь большой род был полностью нарисован одним художником англ. Celia Rosser. Считается, что это одна из выдающихся ботанических работ XX столетия.

3. Выдающиеся художники — иллюстраторы ботанических изданий

  • Бауэр, Фердинанд
  • Мигула, Вальтер
  • Редуте, Пьер-Жозеф
  • Соуэрбай, Джеймс (англ. James Sowerby)
  • Томе, Отто Вильгельм
  • Штурм, Якоб
  • Мериан, Мария Сибилла
  • нем. Alois Lunzer

Примечания

  1. The Gottorfer Codex - www.teponia.dk/museumsposten/index.php?artikelid=182 (англ.) Der Gottorfer Codex - www.schloss-gottorf.de/gh/codex.php (нем.)

wreferat.baza-referat.ru

Ботаническая иллюстрация - это... Что такое Ботаническая иллюстрация?

Ботани́ческая иллюстра́ция — искусство изображения формы, цвета, деталей растений.

Ботанические иллюстрации часто печатаются рядом с ботаническим словесным описанием растений в книгах, журналах и других научных ботанических изданиях.

Создание таких иллюстраций требует от автора–художника понимания морфологии растений, доступа к натурным (живым природным) образцам или гербариям (образцам, засушенным для сохранности).

Ботанические иллюстрации зачастую создаются в совместной работе художника–иллюстратора и консультанта–ботаника.

История

Многие ранние фармакопеи включали изображения растений. Это делалось с целью лучшего узнавания того или иного вида, как правило, в лечебных целях. Точное описание и изображение растений до появления таксономии было принципиально важно при изготовлении лекарственных препаратов.

В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516—1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои наброски. Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541).

С появлением и изданием систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации становятся необязательными. Однако именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора. Ботанические иллюстрации в это время (впрочем, как и все другие иллюстрации) создавались в технике ксилографии.

В XVIII веке улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации более точно в цвете и в деталях. Гравюра на металле постепенно заменяла ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. Каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Это было очень кропотливо и дорогостояще. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг (увражей) типа «Флор» было делом государственной важности — по ним судили, в том числе, о технических и интеллектуальных возможностях целых государств.

Всё возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, а также состоятельных владельцев поместий, парков и садов, привёл к увеличению спроса — иллюстрации стали появляться и в книгах, рассчитанных не только на узких специалистов, но и на массового, хотя и богатого, читателя. Этому способствовало и развитие в конце XVIII — начале XIX веков торцовой гравюры на дереве, техники более совершенной, чем обрезная ксилография, и позволявшей большим мастерам передавать сложнейшие цветовые и тональные отношения и в связи с этим не прибегать к раскрашиванию оттиска (эстампа) от руки, и в то же время не столь дорогой, как гравюра на металле.

Ботанические иллюстрации стали включать в себя такие виды изданий, как полевые определители, описания гербариев и коллекций, журналы. Развитие фотографии и связанных с ней способов печати отнюдь не сделало иллюстрацию, выполненную художником, старомодной. Ботанический иллюстратор способен создать гармонию точности и образности, сплести несколько природных образцов, чтобы показать единое целое, одновременно показать и лицевую и оборотную стороны предметов (например, листьев). Кроме того, мелкие детали и части растений можно увеличить, чтобы показать их как бы под микроскопом, и разместить их по свободным местам рисунка.

В России

Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине XVIII века, когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И. Х. Буксбаума «Plantarum minus cognitarum» (1728—1740), И. Аммана «Stirpium rariorum» (1739) и Иоганна Георга Гмелина «Flora Sibirica» (1747—1769). Первые иллюстраторы русских книг опирались на достижения немецких и швейцарских коллег.

Интерес к растениям, который проявили просвещённые русские вельможи, способствовал расцвету издания ботанических книг, в том числе и замечательно иллюстрированных, в России в конце XVIII века, в эпоху императрицы Екатерины Великой. Сама императрица оплатила из собственных средств издание в 1784—1789 годах иллюстрированной «Flora Rossica» П. С. Палласа.

Знаменитые книги с ботаническими иллюстрациями

  • «Венский Диоскорид» (лат. Códex Vindobonénsis) — манускрипт VI века, копия работы натуралиста античности Диоскорида «De materia medica» (О лекарственных веществах).
  • «Gottorfer Codex» — атлас растений замка нем. Schloss Gottorf, созданный в 1649—1659 годах гамбургским художником Hans Simon Holtzbecker по заказу Фридриха III. Атлас состоит из 4 томов и содержит 377 иллюстраций, в настоящее время атлас хранится в Копенгагене.[1]
  • «Curtis's Botanical Magazine» (англ. Curtis's Botanical Magazine) — ботанический журнал.
  • «Flora Rossica» — работа П. С. Палласа 1784 и 1788 годов, содержит сто иллюстраций.
  • «Flora Graeca» (англ. Flora Graeca) — многотомное издание XVIII века, выпущенное художником Фердинандом Бауэром и ботаником Джоном Сибторпом (англ. John Sibthorp), содержащее описание растений Греции.
  • «Illustrationes Florae Novae Hollandiae» — книга Фердинанда Бауэра, опубликованная в 1813 году.
  • «English Botany» (англ. English Botany) — периодическое издание «Английская ботаника», выпущенное в 36 томах с 1790 по 1813 годы ботаником Джеймсом Эдвардом Смитом и художником Джеймсом Соуэрбаем (англ. James Sowerby, 1757—1822). Полное название: English Botany or, Coloured Figures of British Plants, with their Essential Characters, Synonyms and Places of Growth.
  • «Flora Altaica» с иллюстрациями «Icones plantarum novarum vel imperfecte cognitarum, floram rossicam, imprimis altaicam illustrantes» К. Ф. Ледебура, 1829—1834
  • «Deutschlands Flora in Abbildungen nach der Natur mit Beschreibungen» (Флора Германии в рисунках, с описанием) Якоба Штурма 1796—1862
  • «Flora Danica» — ботанический атлас флоры Датского королевства. Состоит из 51 части, издавался в 1761—1883 годах.
  • «Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz in Wort und Bild für Schule und Haus» (Флора Германии, Австрии и Швейцарии в рассказах и образах для школы и дома) О. В. Томе 1885
  • «Köhler's Medizinal-Pflanzen» — справочник по лекарственным растениям, состоит из 3 томов (1883—1914), содержит около 400 иллюстраций.
  • «Bilder ur Nordens Flora» — иллюстрированная работа Карла Линдмана о флоре северных стран, выпускавшаяся в 1901—1905, 1917, и 1977—1978 годах.
  • «The Banksias» (англ. The Banksias) — трёхтомная монография, содержащая изображения всех разновидностей рода Банксия (Banksia L.f.) Это первый случай, когда столь большой род был полностью нарисован одним художником англ. Celia Rosser. Считается, что это одна из выдающихся ботанических работ XX столетия.

Выдающиеся художники — иллюстраторы ботанических изданий

Примечания

Ссылки

biograf.academic.ru

Ботаническая иллюстрация - это... Что такое Ботаническая иллюстрация?

Ботани́ческая иллюстра́ция — искусство изображения формы, цвета, деталей растений.

Ботанические иллюстрации часто печатаются рядом с ботаническим словесным описанием растений в книгах, журналах и других научных ботанических изданиях.

Создание таких иллюстраций требует от автора–художника понимания морфологии растений, доступа к натурным (живым природным) образцам или гербариям (образцам, засушенным для сохранности).

Ботанические иллюстрации зачастую создаются в совместной работе художника–иллюстратора и консультанта–ботаника.

История

Многие ранние фармакопеи включали изображения растений. Это делалось с целью лучшего узнавания того или иного вида, как правило, в лечебных целях. Точное описание и изображение растений до появления таксономии было принципиально важно при изготовлении лекарственных препаратов.

В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516—1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои наброски. Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541).

С появлением и изданием систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации становятся необязательными. Однако именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора. Ботанические иллюстрации в это время (впрочем, как и все другие иллюстрации) создавались в технике ксилографии.

В XVIII веке улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации более точно в цвете и в деталях. Гравюра на металле постепенно заменяла ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. Каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Это было очень кропотливо и дорогостояще. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг (увражей) типа «Флор» было делом государственной важности — по ним судили, в том числе, о технических и интеллектуальных возможностях целых государств.

Всё возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, а также состоятельных владельцев поместий, парков и садов, привёл к увеличению спроса — иллюстрации стали появляться и в книгах, рассчитанных не только на узких специалистов, но и на массового, хотя и богатого, читателя. Этому способствовало и развитие в конце XVIII — начале XIX веков торцовой гравюры на дереве, техники более совершенной, чем обрезная ксилография, и позволявшей большим мастерам передавать сложнейшие цветовые и тональные отношения и в связи с этим не прибегать к раскрашиванию оттиска (эстампа) от руки, и в то же время не столь дорогой, как гравюра на металле.

Ботанические иллюстрации стали включать в себя такие виды изданий, как полевые определители, описания гербариев и коллекций, журналы. Развитие фотографии и связанных с ней способов печати отнюдь не сделало иллюстрацию, выполненную художником, старомодной. Ботанический иллюстратор способен создать гармонию точности и образности, сплести несколько природных образцов, чтобы показать единое целое, одновременно показать и лицевую и оборотную стороны предметов (например, листьев). Кроме того, мелкие детали и части растений можно увеличить, чтобы показать их как бы под микроскопом, и разместить их по свободным местам рисунка.

В России

Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине XVIII века, когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И. Х. Буксбаума «Plantarum minus cognitarum» (1728—1740), И. Аммана «Stirpium rariorum» (1739) и Иоганна Георга Гмелина «Flora Sibirica» (1747—1769). Первые иллюстраторы русских книг опирались на достижения немецких и швейцарских коллег.

Интерес к растениям, который проявили просвещённые русские вельможи, способствовал расцвету издания ботанических книг, в том числе и замечательно иллюстрированных, в России в конце XVIII века, в эпоху императрицы Екатерины Великой. Сама императрица оплатила из собственных средств издание в 1784—1789 годах иллюстрированной «Flora Rossica» П. С. Палласа.

Знаменитые книги с ботаническими иллюстрациями

  • «Венский Диоскорид» (лат. Códex Vindobonénsis) — манускрипт VI века, копия работы натуралиста античности Диоскорида «De materia medica» (О лекарственных веществах).
  • «Gottorfer Codex» — атлас растений замка нем. Schloss Gottorf, созданный в 1649—1659 годах гамбургским художником Hans Simon Holtzbecker по заказу Фридриха III. Атлас состоит из 4 томов и содержит 377 иллюстраций, в настоящее время атлас хранится в Копенгагене.[1]
  • «Curtis's Botanical Magazine» (англ. Curtis's Botanical Magazine) — ботанический журнал.
  • «Flora Rossica» — работа П. С. Палласа 1784 и 1788 годов, содержит сто иллюстраций.
  • «Flora Graeca» (англ. Flora Graeca) — многотомное издание XVIII века, выпущенное художником Фердинандом Бауэром и ботаником Джоном Сибторпом (англ. John Sibthorp), содержащее описание растений Греции.
  • «Illustrationes Florae Novae Hollandiae» — книга Фердинанда Бауэра, опубликованная в 1813 году.
  • «English Botany» (англ. English Botany) — периодическое издание «Английская ботаника», выпущенное в 36 томах с 1790 по 1813 годы ботаником Джеймсом Эдвардом Смитом и художником Джеймсом Соуэрбаем (англ. James Sowerby, 1757—1822). Полное название: English Botany or, Coloured Figures of British Plants, with their Essential Characters, Synonyms and Places of Growth.
  • «Flora Altaica» с иллюстрациями «Icones plantarum novarum vel imperfecte cognitarum, floram rossicam, imprimis altaicam illustrantes» К. Ф. Ледебура, 1829—1834
  • «Deutschlands Flora in Abbildungen nach der Natur mit Beschreibungen» (Флора Германии в рисунках, с описанием) Якоба Штурма 1796—1862
  • «Flora Danica» — ботанический атлас флоры Датского королевства. Состоит из 51 части, издавался в 1761—1883 годах.
  • «Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz in Wort und Bild für Schule und Haus» (Флора Германии, Австрии и Швейцарии в рассказах и образах для школы и дома) О. В. Томе 1885
  • «Köhler's Medizinal-Pflanzen» — справочник по лекарственным растениям, состоит из 3 томов (1883—1914), содержит около 400 иллюстраций.
  • «Bilder ur Nordens Flora» — иллюстрированная работа Карла Линдмана о флоре северных стран, выпускавшаяся в 1901—1905, 1917, и 1977—1978 годах.
  • «The Banksias» (англ. The Banksias) — трёхтомная монография, содержащая изображения всех разновидностей рода Банксия (Banksia L.f.) Это первый случай, когда столь большой род был полностью нарисован одним художником англ. Celia Rosser. Считается, что это одна из выдающихся ботанических работ XX столетия.

Выдающиеся художники — иллюстраторы ботанических изданий

Примечания

Ссылки

3dic.academic.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта