Биология растения грибы лишайники бактерии. КУО Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб, для 6—7 кл

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб, для 6—7 класс. Биология растения грибы лишайники бактерии


Учеб, для 6—7 класс — ГДЗ-онлайн

Общее знакомство с цветковыми растениями § 1. Биология — наука о живой природе. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека Вы приступаете к изучению основ науки биологии. Ее название происходит от греческих слов «биос» — жизнь и «логос» — наука. Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это — и человек, и животные, и растения, и грибы, и многие другие. В настоящее время все организмы объединяют в 4 царства; животные, растения, бактерии, грибы. На уроках биологии в 6-7 классах вы познакомитесь с растениями, бактериями, грибами и лишайниками, изучите их строение, значение в природе и жизни человека. Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Разные растения характерны для лугов, лесов, степей, безводных пустынь и топких болот. Множество растений обитает в морях и океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений; представителей растительного мира можно найти там в теплое время года. Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях. Большинство растений обладает зеленой окраской И, но некоторые не имеют ее, например петров крест Н или заразиха. Велико значение зеленых растений в природе.

Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Леса, луга, болота и пустыни населяют разнообразные представители живого мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники. 1 — плоды калины; 2 — плоды перца; 3 — вереск; 4 — льнянка; 5 — пион узколистный I Седмичник европейский X Петров крест Люди тоже питаются растениями и продуктами их переработки, используют растения как сырье для различных отраслей промышленности, для приготовления лекарств, как строительный материал, топливо. Из древесины делают бумагу, искусственный шелк. Человек использует разные части растений. Так, горох, фасоль, бобы выращивают для получения семян. Яблони, груши, сливы, вишни, огурцы, томаты дают сочные плоды. Морковь, репу, свеклу, петрушку выращивают ради корней. Из листьев капусты, салата, шпината, щавеля приготовляют овощные блюда. У льна и конопли испо’л1>зу10т волокна стеблей и семена. Розы, сирень, жасмин, астры, левкои разводят ради красивых цветков.

Трудно перечислить, все, что получает человек от зеленых растений. Из плодов одной лишь пшеницы изготовляют хлеб, разные кондитерские изделия, макароны, крупы. J Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырье. Они украшают нашу жизнь, приносят радость. Самое скромное жилище становится уютнее, если в нем стоят комнатные растения, а за окном зеленеют деревья, кустарники, травы. Много интересного из жизни растений раскроется перед теми, кто не пройдет торопливо по лесу или цветущему лугу, а внимательно приглядится к окружающему зеленому миру. Хозяйственная деятельность человека так сильно влияет на природу, что многие виды живых организмов совсем исчезли с лица Земли, а многим угрожает вымирание. Составлены специальные Красные книги, в которые внесены сведения о таких животных и растениях. Сохранить их — наша общая обязанность. Для этого необходимо знать, как эти организмы живут, в каких условиях размножаются.

Эти сведения о растениях дает ботаника. Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова «ботанэ», что значит «зелень, трава, растение» Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом. Знание о жизни растений позволит каждому активно участвовать в преобразовании окружающего растительного мира. В нашей стране принят Закон об охране природы Каждый ученик, где бы он ни жил, не может оставаться в стороне от охраны растений и животных. 1. Что изучает биология? 2. Какое значение имеют зеленые растения в природе?

3. Какое значение имеют растения в жизни человека? 4. Что изучает ботаника? 5. Почему нужно охранять зеленые растения? 6. Какое участие можно принять в работе по охране природы? § 2. Органы растения Рассмотрим растения, цветущие осенью, например анютины глазки, или фиалку трехцветную. Фиалка трехцветкая часто встречается на полях и лугах. Это растение, как и большинство других, имеет органы: корни и побеги. Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками.

На побегах могут развиваться цветки. На их месте созревают плоды с семенами. Растения, цветущие хотя бы раз в жизни, называют цветковыми. Одни и те же органы цветковых растений могут быть внешне очень разнообразны. Многочисленные коони лука и чеснока похожи на тонкие нити, а у мака и одуванчика они имеют вид длинных стержней с ответвлениями. Вскрывшийся плод (коробочка) Семена Фиалка трехцветная Цветок Лист Стебель Корни Стебли пшеницы и кукурузы растут прямо вверх. Стебли тыквы стелются по земле. У подорожника будто бы совсем нет стебля — такой он короткий.

Листья, растущие на нем, словно лежат на почве. Стебли деревьев — стволы — высокие и прочные. Интересны стебли некоторых кактусов. Они похожи на зеленые мясистые цилиндры или шары с колючками вместо листьев. В таких стеблях растения хранят запасы воды. 5 Одиночный цветок макс 6 Соцветия черемухи Неодинаковы по строению и цветки разных растений. Цветок — это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или с одним семенем. Цветковые растения размножаются семенами.

Сравнивая цветки разных растений, можно обнаить сходство в их строении. Рассмотрим строение цветка. Цветок развивается на цветоножке, расширяющейся в цветоложе-, на нем формируются все остальные части цветка. В цветке привлекает внимание ярко окрашенный венчик, состоящий из лепестков. Ниже венчика находится чашечка из зеленых листочков — чашелистиков. Венчик и чашечка — это околоцветник, который защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых-опылителей.

Главные части цветка — пестик и тычинки. Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. В пестике различают широкую нижнюю часть — завязь, узкий столбик и рыльце. Из завязи развивается плод. У некоторых растений в образовании плода принимают участие также другие части цветка, например цветоложе. Только у немногих растений Цветки располагаются поодиночке l■i. У астр, георгинов, гладиолусов и у большинства других растений цветки собраны в группы — соцветия Я. I. Какие растения называют цветковыми? 2. Какие органы имеют цветковые * растения? 3. Какое строение имеет цветок? 4. Из чего развивается плод? Познакомьтесь с растениями, которые используют в озеленении вашего микрорайона, поселка, села. Какие из них наиболее декоративны?

§ 3. Плоды и семена Летом и осенью на растениях созревают разные по форме и окраске плоды. Плоды образуются из завязей. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, ставшей плодом, носят название околоплодника. Внутри плода находятся семена. По количеству семян плоды разделяют на односемянные и много- семянные. Различают сочные и сухие плодьк Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть Ц. Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плода находятся мелкие семена Й1 Плоды смородины, клюквы, черники, томатов, винограда — ягоды. Костянка — сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и твердым внутренним слоем околоплодника — косточкой, внутри которой находится одно семя . Плоды костянки имеют вишня, слива, абрикос, черемуха. Встречаются и другие виды сочных плодов.

Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют Н • Семянка — сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним Н ■ Такие плоды образуются у подсолнечника. Зерновка — сухой плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы Н • Боб — сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такой плод созревает у фасоли, гороха, бобов, акации. Ягоды 7 I Сочные плоды Костянки Строение семени (схема] Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя | 8 Коробочки развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки ‘8 . Семена растений различают по форме и размерам. Например, у орхидей семена округлые и мелкие, как пыль. Очень мелкие семена у таких хорошо вам известных растений, как мак, петуния, астра, и многих других.

У фасоли, дуба, лещины семена сравнительно крупные. Но самыми крупными считаются семена сейшельской пальмы. Они достигают в длину почти 50 см и имеют массу более 10 кг. Семя состоит из кожуры (оболочки), зародыша и содержит запас питательных веществ. В зародыше различают зародышевые корешок, стебелек, почечку с листочками 0 . Растения, и. ме — ющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным растениям относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения. У фасоли, гороха, яблони и других зародыши семян имеют две семядоли. Эти растения называют двудольными. Запас питательных веществ может находиться в семядолях или в особой запасающей ткани — эндосперме.

Из зародыша семени развивается новое растение Семя — это зачаток будущего растения. I. По каким признакам плоды разделяют на сухие к сочные? 2. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные? 3. Чем отличается ягода от костянки? 4. Какие сухие плоды вы знаете? 5. Чем отличается боб от стручка?

У каких растений развиваются такие плоды? 6. К какому виду плодов мо/лно отнести орехи, желуди и почему? 7. Какова роль семян в жизни растений? 8. Где в семени находится запас питательных веществ? Читая § 3, заполните схему; § 4. Распространение плодов и семян Плоды и семена нередко могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что плоды и семена одних растений имеют приспособления для распространения ветром, других — животными, человеком, водой, а семена некоторых растений, например желтой акации и бешеного огурца, разбрасывают сами созревшие плоды 1_1С] . Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Ветром разносятся и плоды одуванчика, имеющие парашютики.

Плод клена распадается на две части, каждая из которых имеет крыловидный вырост. Опадая, половинки плодов быстро вертятся в воздухе, что замедляет их падение на землю; ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают; ветер обламывает их у корня, перекатывает по земле с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати-поле». Водой распрос’раняются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Ольха часто растет по берегам рек, ее плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко Мак Бешеный огурец Клен 10 Приспособления к распространению плодов и семян Одуванчик От материнских растений. Плоды кокосовой пальмы могут переноситься морскими течениями с одного острова на другой. Семена или плоды многих растений иногда невольно распространяют животные и люди. По канавам, около прудов и рек растет сорняк череда. Ее плоды — семянки с шипами, покрытые загнутыми зубчиками.

Пробежит собака по зарослям череды, пройдет какое-либо другое животное или человек — маленькие шиповатые плоды плотно прицепляются к шерсти или одежде, да так, что щеткой не отчистишь, приходится выбирать их руками. Семена растений с сочными плодами — рябины, бузины, брусники, черники, черемухи, ландыша — распространяют животные, в основном птицы. Они поедают эти плоды и, перемещаясь с места на место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов. Плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам или тюкам с грузом и попадают в вагоны, в трюмы кораблей, в автомобили и самолеты. При разгрузке семена попадают на землю, прорастают, и выросшие из них растения часто находят на новых территориях хорошие условия ДЛЯ жизни. Так, из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник — обычное растение тропинок и дорог. Коренные жители Америки — индейцы — называют подорожник «следом белого человека». Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание — это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Разбрасывают свои семена также плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания, иначе они выбросят семена и урожай погибнет.

В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами. 1. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром? 2. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными? 3. Какие растения разбрасывают свои семена? 4. Каково значение распространения плодов и семян? ► 1. Соберите семена деревьев и кустарников.

Осенью часть их посейте на Школьном участке, а остальные сдайте в ближайший лесной питомник или лесничество. 2. Понаблюдайте, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома. § 5. Разнообразие растений Растения отличаются друг от друга окраской и формой стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями. Но как бы ни различались цветковые растения, каждое из них можно отнести к одной из трех групп: деревьям, кустарникам и травам. Деревья — это обычно крупные растения с многолетними де- ревенистыми стеблями. Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны ,11_ Ствол 11 Дерево и кустарник [ 12 ] Травянистые растения Все вы знаете березу, осину, липу, дуб, клен, ясень. Среди деревьев есть настоящие великаны, например эвкалипты, достигающие в высоту более 100 м. Кустарники отличаются от деревьев тем, что ствол у них начинает ветвиться почти у самой поверхности почвы и его трудно распознать среди ветвей. Поэтому кустарники имеют нс один ствол, как деревья, а несколько стволиков, отходящих от общего основания 1[ . Широко распространены кустарники: орешник- Лещина, сирень, жимолость, бузина, крушина, бересклет.

Травы, или травянистые растения, имеют, как правило, зеленые сочные стебли; они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Но банан, например, 12 достигает в высоту 7 м, а некоторые борщевики бывают выше роста человека. Существуют крошечные травянистые растения. На поверхности водоемов живет ряска; размер каждого растения — несколько миллиметров. Из дикорастущих травянистых растений известны фиалки, колокольчики, ромашки, васильки, крапива, лопух, одуванчик, а из культурных — пшеница, рожь, подсолнечник, сахарная свекла, лен, хлопчатник. Однолетние ГГАТ) гггггГ! [ 13 I Растения разной продолжительности Жизни Деревья и кустарники — многолетние растения.

Например, некоторые дубы живут больше тысячи лет. Среди трав встречаются как многолетние, так и однолетние и двулетние 13 . Из мно Голетних трав хорошо известны ландыш, одуванчик, мать-и-ма- чеха, крапива. Надземные части большинства таких травянистых растений отмирают осенью. Весной они развиваются заново, так как в почве под снегом у этих растений сохраняются корни и другие подземные <фганы с почками. Однолетние растения, такие, как фиалки, лебеда, левкой, редис, просо, гречиха, овес, рожь, пшеница, весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и после этого отмирают. Двулетние растения живут почти два года. У свеклы, редьки, капусты в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья. На второй год эти растения развивают новые побеги, цветут и дают плоды с семенами, а к осени отмирают ДЗ" Из дикорастущих растений к двулетним относится, лопух большой. Он Ц’ироко распространен по пустыря. м, вдоль дорог и полей. М Осенняя окраска листьев I. В чем различие между деревьями, кустарниками и травами?

www.planshetnik.com

Биология вирусов, бактерий, грибов, лишайников.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 7Следующая ⇒

Вирусы открыты в 1892 году Д.И.Ивановским, представляют собой переходную группу между живой и неживой природой. Вирус состоит из молекул ДНК или РНК и белкового капсида. Вирусы являются внутриклеточными паразитами растений, животных, человека. Вирусы вызывают такие заболевания как грипп, полиомиелит, корь, оспа. Вирусы могут поражать бактерии, они называются бактериофагами.

Бактерии – одноклеточные организмы без оформленного ядра. Бактерии и сине-зеленые водоросли (цианеи) образуют царство Дробянки, являются прокариотами. В клетке нет митохондрий, пластид. Генетический материал –молекула ДНК- находится непосредственно в цитоплазме, без ограничения мембраной. Снаружи клетка покрыта плазмалеммой, клеточной стенкой. У некоторых бактерий клетка погружена в коллоидную капсулу.

Форма бактерий разнообразна: шаровидные- кокки (диплококки – по две клетки, тетракокки – по четыре, сарцины – расположены компактно по 8 особей, стрептококки – в виде цепочек, стафилококки – клетки образуют гроздь), изогнутые – вибрионы, спиралевидные – спириллы, палочковые – бациллы.

Размножение осуществляется делением клетки. Споры служат для перенесения неблагоприятных условий.

Роль бактерий отрицательная и положительная. Бактерии гниения участвуют в образовании перегноя, портят продукты, ткани. Почвенные минерализуют органические остатки. Молочнокислые и уксуснокислые бактерии участвуют в брожении, их свойства применяют при силосовании, квашении капусты, грибов. Симбиотические бактерии – Rhizobium и Escherichia coli- живущие на корнях Бобовых и в кишечнике животных, соответственно, поставляют свободный азот и витамины В и К. Многие бактерии являются болезнетворными вызывают такие заболевания: ангина, скарлатина, туберкулез, холера, бруцеллез.

Вирусные заболевания Бактериальные заболевания
Грипп Дифтерия
Простуда Туберкулез
Оспа Коклюш
Свинка (паротит) Гонорея
Корь Сифилис
Коревая краснуха Тиф
Полиомиелит (детский паралич) Столбняк
Желтая лихорадка Холера
Энцефалит Сальмонеллез

Грибы – эукариотические организмы, по типу питания гетеротрофные. Грибы поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью путем диффузии. Известно более 100 тыс. грибов.

Грибы обладают признаками, характерными и для растений, и для животных.

Признаки растений:

  • неподвижны;
  • рост в течении жизни;
  • клетки покрыты клеточной стенкой

 

Признаки животных:

· хлоропласты отсутствуют;

· гетеротрофы;

· хитиновая клеточная стенка;

· запасной углевод – гликоген.

Грибы бывают низшими и высшими, у низших грибов примитивное строение, например у мукора, гифы (грибные нити) не имеют перегородок, и все тело гриба представляет собой одну гигантскую клетку. Гифы высших грибов, например шляпочных, проникают глубоко в почву.

Грибы размножаются вегетативным, бесполым и половым путями. При вегетативном размножении гриб делится кусочками грибницы. В основном грибы размножаются спорами. При половом размножении две клетки из разных грибниц сливаются.

Среди одноклеточных грибов широко распространены дрожжи (сахаромицеты). В отличие от других грибов, они продолжительное время могут существовать в бескислородной среде. Дрожжи размножаются почкованием.

Из плесневых грибов часто встречаются в повседневной жизни пеницилл и аспергилл.

Грибы наряду с бактериями разлагают растительные и животные остатки. Грибы богаты ферментами, используемые в пищевой и целлюлозной промышленности, в кормопроизводстве. Многие грибы съедобны. Дрожжи применяют в хлебопечении, пивоварении, виноделии. Многие плесневые грибы используются для получения витаминов, антибиотиков.

Грибы имеют и отрицательное значение: головневые, ржавчинные, спорынья вызывают заболевания растений. Опасны для жизни ядовитые грибы.

Лишайники симбиотические организмы. По внешнему виду лишайники подразделяются на три группы.

1.Накипные лишайники растут на коре деревьев и на камнях в виде тонкой или толстой корочки.

2.Листоватые лишайники встречаются на коре деревьев, похожи на листья.

3.Кустистые лишайники образуют в сосновых борах сплошные коры из ветвистых беловато-зеленых и беловатых кустиков.

Тело лишайников – таллом – образуется вследствие симбиоза грибов и водорослей. Гифы грибов отдают водорослям воду и растворенные в нем минеральные вещества, а сами питаются органическими веществами, образованными водорослями в процессе фотосинтеза.

К почве лишайники прикрепляются с помощью гифов грибов.

При вегетативном размножении лишайников образуются многочисленные клубочки, которые разрывают оболочку лишайника и высыпаются наружу. Из частичек лишайника же может вырасти самостоятельное растение.

В половом размножении лишайников участвуют только грибы.

Лишайники раньше растений поселяются на камнях, выделяя кислоту они постепенно их разрушают. Кустистый лишайник олений мох (ягель) является основным кормом оленей. Лишайник пармелия используется для получения антибиотиков. Из лишайников производят лакмус, красители.

Нервная система.

Нейроны– структурная единица нервной ткани. Нейроны состоят из тела, коротких отростков дендритов и длинного отростка аксона. Аксон нейрона называют также нервным волокном. По функции нейроны подразделяются на чувствительные (центростремительные), двигательные (центробежные) и вставочные.

Серое вещество мозга - скопление тел и дендритов.

Белое вещество– скопление длинных отростков, покрытых жировой миелиновой оболочкой.

Рецепторы -нервные окончания аксонов, воспринимающие раздражения.

Мышечный синапс (греч.synopsis – «соединение, связь» ) – контакт двигательного нервного волокна с мышцей.

Нервный синапс - место соединения коротких отростков нервных клеток. Где волокнаЖелезистый синапс – контакт двигательных нейронов с железами. Передача сигналов через синапс осуществляется с помощью медиаторов – химических веществ.

Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходит нервный импульс. Рефлекторная дуга состоит из 5 звеньев: рецептора, чувствительных волокон, участка ЦНС, двигательных волокон и исполнительного органа.

Безусловные рефлексы –врожденные рефлексы, передающиеся по наследству. Они являются постоянными и сохраняются в течение всей жизни организма. Существуют защитные (оборонительные) рефлексы: мигание, кашель, чихание, сужение зрачка на яркий свет;ориентировочные (рефлексы «Что такое?»).

Условный рефлекс –это реакция организма, сформировавшаяся в течение жизни. Условные рефлексы не передаются по наследству, они являются временными. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель постоянно подкрепляется безусловным. Условные и безусловные рефлексы затормаживаются при действии любого незнакомого раздражителя, новый раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс.

Нервный центр – совокупность нейронов ЦНС, связанных с регуляцией какой- либо физиологической функции.

Нервы– пучки аксонов нейронов. Нервы бывают чувствительными (афферентными), двигательными (эфферентными).

Ганглии –скопления нервных клеток, находящихся за пределами ЦНС.

Чувствительные нервы –образованы отростками чувствительных нейронов, они проводят импульсы в головной и спинной мозг (восходящие пути).

Подвигательным нервам –проходят импульсы от ЦНС по нисходящим путям.

Нервную систему по месту расположения подразделяют на центральную и периферическую.

К ЦНСотносят спинной и головной мозг.

Кпериферическойнервной системе относят нервы и нервные узлы (ганглии).

Соматическая нервная системарегулирует работу скелетных мышц, вегетативная –регулирует работу внутренних органов.

В вегетативной нервной системе различают два отдела симпатический ипарасимпатический, оказывающие противоположное влияние на орган.

Спинной мозг расположен внутри позвоночного столба, имеет вид белого шнура диаметром 1см, длиной 42-45см.

В спинном мозге белое вещество расположено снаружи, а серое в виде «крыльев бабочки» внутри.

Читайте также:

lektsia.com

Учеб, для 6—7 кл — ГДЗ-онлайн

§ 1. Биология — наука о живой природе. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека Вы приступаете к изучению основ науки биологии. Ее название происходит от греческих слов «биос» — жизнь и «логос» — наука. Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это — и человек, и животные, и растения, и грибы, и многие другие. В настоящее время все организмы объединяют в 4 царства; животные, растения, бактерии, грибы. На уроках биологии в 6-7 классах вы познакомитесь с растениями, бактериями, грибами и лишайниками, изучите их строение, значение в природе и жизни человека. Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Разные растения характерны для лугов, лесов, степей, безводных пустынь и топких болот. Множество растений обитает в морях и океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений; представителей растительного мира можно найти там в теплое время года. Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях. Большинство растений обладает зеленой окраской И, но некоторые не имеют ее, например петров крест Н или заразиха. Велико значение зеленых растений в природе. Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Леса, луга, болота и пустыни населяют разнообразные представители живого мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники. 1 — плоды калины; 2 — плоды перца; 3 — вереск; 4 — льнянка; 5 — пион узколистный Люди тоже питаются растениями и продуктами их переработки, используют растения как сырье для различных отраслей промышленности, для приготовления лекарств, как строительный материал, топливо.

Из древесины делают бумагу, искусственный шелк. Человек использует разные части растений. Так, горох, фасоль, бобы выращивают для получения семян. Яблони, груши, сливы, вишни, огурцы, томаты дают сочные плоды. Морковь, репу, свеклу, петрушку выращивают ради корней. Из листьев капусты, салата, шпината, щавеля приготовляют овощные блюда. У льна и конопли испо’л1>зу10т волокна стеблей и семена. Розы, сирень, жасмин, астры, левкои разводят ради красивых цветков. Трудно перечислить, все, что получает человек от зеленых растений. Из плодов одной лишь пшеницы изготовляют хлеб, разные кондитерские изделия, макароны, крупы. J Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырье. Они украшают нашу жизнь, приносят радость. Самое скромное жилище становится уютнее, если в нем стоят комнатные растения, а за окном зеленеют деревья, кустарники, травы. Много интересного из жизни растений раскроется перед теми, кто не пройдет торопливо по лесу или цветущему лугу, а внимательно приглядится к окружающему зеленому миру. Хозяйственная деятельность человека так сильно влияет на природу, что многие виды живых организмов совсем исчезли с лица Земли, а многим угрожает вымирание. Составлены специальные Красные книги, в которые внесены сведения о таких животных и растениях.

Сохранить их — наша общая обязанность. Для этого необходимо знать, как эти организмы живут, в каких условиях размножаются. Эти сведения о растениях дает ботаника. Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова «ботанэ», что значит «зелень, трава, растение» Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом. Знание о жизни растений позволит каждому активно участвовать в преобразовании окружающего растительного мира. В нашей стране принят Закон об охране природы Каждый ученик, где бы он ни жил, не может оставаться в стороне от охраны растений и животных. 1. Что изучает биология?

2. Какое значение имеют зеленые растения в природе? 3. Какое значение имеют растения в жизни человека? 4. Что изучает ботаника? 5. Почему нужно охранять зеленые растения? 6. Какое участие можно принять в работе по охране природы? § 2. Органы растения Рассмотрим растения, цветущие осенью, например анютины глазки, или фиалку трехцветную.

Фиалка трехцветкая часто встречается на полях и лугах. Это растение, как и большинство других, имеет органы: корни и побеги. Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками. На побегах могут развиваться цветки. На их месте созревают плоды с семенами. Растения, цветущие хотя бы раз в жизни, называют цветковыми. Одни и те же органы цветковых растений могут быть внешне очень разнообразны. Многочисленные коони лука и чеснока похожи на тонкие нити, а у мака и одуванчика они имеют вид длинных стержней с ответвлениями.

Стебли пшеницы и кукурузы растут прямо вверх. Стебли тыквы стелются по земле. У подорожника будто бы совсем нет стебля — такой он короткий. Листья, растущие на нем, словно лежат на почве. Стебли деревьев — стволы — высокие и прочные. Интересны стебли некоторых кактусов. Они похожи на зеленые мясистые цилиндры или шары с колючками вместо листьев. В таких стеблях растения хранят запасы воды. Неодинаковы по строению и цветки разных растений. Цветок — это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или с одним семенем.

Цветковые растения размножаются семенами. Сравнивая цветки разных растений, можно обнаить сходство в их строении. Рассмотрим строение цветка. Цветок развивается на цветоножке, расширяющейся в цветоложе-, на нем формируются все остальные части цветка. В цветке привлекает внимание ярко окрашенный венчик, состоящий из лепестков. Ниже венчика находится чашечка из зеленых листочков — чашелистиков. Венчик и чашечка — это околоцветник, который защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых-опылителей.

Главные части цветка — пестик и тычинки. Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. В пестике различают широкую нижнюю часть — завязь, узкий столбик и рыльце. Из завязи развивается плод. У некоторых растений в образовании плода принимают участие также другие части цветка, например цветоложе. Только у немногих растений Цветки располагаются поодиночке l■i. У астр, георгинов, гладиолусов и у большинства других растений цветки собраны в группы — соцветия Я. I. Какие растения называют цветковыми? 2. Какие органы имеют цветковые * растения?

3. Какое строение имеет цветок? 4. Из чего развивается плод? Познакомьтесь с растениями, которые используют в озеленении вашего микрорайона, поселка, села. Какие из них наиболее декоративны? § 3. Плоды и семена Летом и осенью на растениях созревают разные по форме и окраске плоды. Плоды образуются из завязей. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, ставшей плодом, носят название околоплодника. Внутри плода находятся семена. По количеству семян плоды разделяют на односемянные и много- семянные.

Различают сочные и сухие плодьк Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть Ц. Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плода находятся мелкие семена Й1 Плоды смородины, клюквы, черники, томатов, винограда — ягоды. Костянка — сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и твердым внутренним слоем околоплодника — косточкой, внутри которой находится одно семя . Плоды костянки имеют вишня, слива, абрикос, черемуха. Встречаются и другие виды сочных плодов. Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют Н • Семянка — сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним Н ■ Такие плоды образуются у подсолнечника. Зерновка — сухой плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы Н • Боб — сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена.

Такой плод созревает у фасоли, гороха, бобов, акации. Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя | 8 Коробочки развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки ‘8 . Семена растений различают по форме и размерам. Например, у орхидей семена округлые и мелкие, как пыль. Очень мелкие семена у таких хорошо вам известных растений, как мак, петуния, астра, и многих других. У фасоли, дуба, лещины семена сравнительно крупные. Но самыми крупными считаются семена сейшельской пальмы. Они достигают в длину почти 50 см и имеют массу более 10 кг. Семя состоит из кожуры (оболочки), зародыша и содержит запас питательных веществ.

В зародыше различают зародышевые корешок, стебелек, почечку с листочками 0 . Растения, и. ме — ющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным растениям относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения. У фасоли, гороха, яблони и других зародыши семян имеют две семядоли. Эти растения называют двудольными. Запас питательных веществ может находиться в семядолях или в особой запасающей ткани — эндосперме. Из зародыша семени развивается новое растение Семя — это зачаток будущего растения. I. По каким признакам плоды разделяют на сухие к сочные?

2. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные? 3. Чем отличается ягода от костянки? 4. Какие сухие плоды вы знаете? 5. Чем отличается боб от стручка? У каких растений развиваются такие плоды? 6. К какому виду плодов мо/лно отнести орехи, желуди и почему? 7. Какова роль семян в жизни растений?

8. Где в семени находится запас питательных веществ? § 4. Распространение плодов и семян Плоды и семена нередко могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что плоды и семена одних растений имеют приспособления для распространения ветром, других — животными, человеком, водой, а семена некоторых растений, например желтой акации и бешеного огурца, разбрасывают сами созревшие плоды 1_1С] . Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Ветром разносятся и плоды одуванчика, имеющие парашютики. Плод клена распадается на две части, каждая из которых имеет крыловидный вырост. Опадая, половинки плодов быстро вертятся в воздухе, что замедляет их падение на землю; ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают; ветер обламывает их у корня, перекатывает по земле с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати-поле». Водой распрос’раняются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений.

Ольха часто растет по берегам рек, ее плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко От материнских растений. Плоды кокосовой пальмы могут переноситься морскими течениями с одного острова на другой. Семена или плоды многих растений иногда невольно распространяют животные и люди. По канавам, около прудов и рек растет сорняк череда. Ее плоды — семянки с шипами, покрытые загнутыми зубчиками. Пробежит собака по зарослям череды, пройдет какое-либо другое животное или человек — маленькие шиповатые плоды плотно прицепляются к шерсти или одежде, да так, что щеткой не отчистишь, приходится выбирать их руками. Семена растений с сочными плодами — рябины, бузины, брусники, черники, черемухи, ландыша — распространяют животные, в основном птицы. Они поедают эти плоды и, перемещаясь с места на место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов.

Плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам или тюкам с грузом и попадают в вагоны, в трюмы кораблей, в автомобили и самолеты. При разгрузке семена попадают на землю, прорастают, и выросшие из них растения часто находят на новых территориях хорошие условия ДЛЯ жизни. Так, из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник — обычное растение тропинок и дорог. Коренные жители Америки — индейцы — называют подорожник «следом белого человека». Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание — это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Разбрасывают свои семена также плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания, иначе они выбросят семена и урожай погибнет. В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами. 1. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?

2. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными? 3. Какие растения разбрасывают свои семена? 4. Каково значение распространения плодов и семян? ► 1. Соберите семена деревьев и кустарников. Осенью часть их посейте на Школьном участке, а остальные сдайте в ближайший лесной питомник или лесничество. 2. Понаблюдайте, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома. § 5. Разнообразие растений Растения отличаются друг от друга окраской и формой стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями. Но как бы ни различались цветковые растения, каждое из них можно отнести к одной из трех групп: деревьям, кустарникам и травам. Деревья — это обычно крупные растения с многолетними де- ревенистыми стеблями.

www.planshetnik.com

Учеб, для 6—7 класс — ГДЗ-онлайн

§ 1. Биология — наука о живой природе. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека Вы приступаете к изучению основ науки биологии. Ее название происходит от греческих слов «биос» — жизнь и «логос» — наука. Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это — и человек, и животные, и растения, и грибы, и многие другие. В настоящее время все организмы объединяют в 4 царства; животные, растения, бактерии, грибы. На уроках биологии в 6-7 классах вы познакомитесь с растениями, бактериями, грибами и лишайниками, изучите их строение, значение в природе и жизни человека. Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Разные растения характерны для лугов, лесов, степей, безводных пустынь и топких болот. Множество растений обитает в морях и океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений; представителей растительного мира можно найти там в теплое время года. Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях. Большинство растений обладает зеленой окраской И, но некоторые не имеют ее, например петров крест Н или заразиха. Велико значение зеленых растений в природе.

Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Леса, луга, болота и пустыни населяют разнообразные представители живого мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники. 1 — плоды калины; 2 — плоды перца; 3 — вереск; 4 — льнянка; 5 — пион узколистный I Седмичник европейский X Петров крест Люди тоже питаются растениями и продуктами их переработки, используют растения как сырье для различных отраслей промышленности, для приготовления лекарств, как строительный материал, топливо. Из древесины делают бумагу, искусственный шелк. Человек использует разные части растений. Так, горох, фасоль, бобы выращивают для получения семян. Яблони, груши, сливы, вишни, огурцы, томаты дают сочные плоды. Морковь, репу, свеклу, петрушку выращивают ради корней. Из листьев капусты, салата, шпината, щавеля приготовляют овощные блюда. У льна и конопли испо’л1>зу10т волокна стеблей и семена. Розы, сирень, жасмин, астры, левкои разводят ради красивых цветков. Трудно перечислить, все, что получает человек от зеленых растений. Из плодов одной лишь пшеницы изготовляют хлеб, разные кондитерские изделия, макароны, крупы. J Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырье. Они украшают нашу жизнь, приносят радость.

Самое скромное жилище становится уютнее, если в нем стоят комнатные растения, а за окном зеленеют деревья, кустарники, травы. Много интересного из жизни растений раскроется перед теми, кто не пройдет торопливо по лесу или цветущему лугу, а внимательно приглядится к окружающему зеленому миру. Хозяйственная деятельность человека так сильно влияет на природу, что многие виды живых организмов совсем исчезли с лица Земли, а многим угрожает вымирание. Составлены специальные Красные книги, в которые внесены сведения о таких животных и растениях. Сохранить их — наша общая обязанность. Для этого необходимо знать, как эти организмы живут, в каких условиях размножаются. Эти сведения о растениях дает ботаника. Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова «ботанэ», что значит «зелень, трава, растение» Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом.

Знание о жизни растений позволит каждому активно участвовать в преобразовании окружающего растительного мира. В нашей стране принят Закон об охране природы Каждый ученик, где бы он ни жил, не может оставаться в стороне от охраны растений и животных. 1. Что изучает биология? 2. Какое значение имеют зеленые растения в природе? 3. Какое значение имеют растения в жизни человека? 4. Что изучает ботаника? 5. Почему нужно охранять зеленые растения? 6. Какое участие можно принять в работе по охране природы? § 2. Органы растения Рассмотрим растения, цветущие осенью, например анютины глазки, или фиалку трехцветную.

Фиалка трехцветкая часто встречается на полях и лугах. Это растение, как и большинство других, имеет органы: корни и побеги. Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками. На побегах могут развиваться цветки. На их месте созревают плоды с семенами. Растения, цветущие хотя бы раз в жизни, называют цветковыми. Одни и те же органы цветковых растений могут быть внешне очень разнообразны. Многочисленные коони лука и чеснока похожи на тонкие нити, а у мака и одуванчика они имеют вид длинных стержней с ответвлениями.

Вскрывшийся плод (коробочка) Семена Фиалка трехцветная Цветок Лист Стебель Корни Стебли пшеницы и кукурузы растут прямо вверх. Стебли тыквы стелются по земле. У подорожника будто бы совсем нет стебля — такой он короткий. Листья, растущие на нем, словно лежат на почве. Стебли деревьев — стволы — высокие и прочные. Интересны стебли некоторых кактусов. Они похожи на зеленые мясистые цилиндры или шары с колючками вместо листьев. В таких стеблях растения хранят запасы воды. 5 Одиночный цветок макс 6 Соцветия черемухи Неодинаковы по строению и цветки разных растений. Цветок — это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или с одним семенем. Цветковые растения размножаются семенами.

Сравнивая цветки разных растений, можно обнаить сходство в их строении. Рассмотрим строение цветка. Цветок развивается на цветоножке, расширяющейся в цветоложе-, на нем формируются все остальные части цветка. В цветке привлекает внимание ярко окрашенный венчик, состоящий из лепестков. Ниже венчика находится чашечка из зеленых листочков — чашелистиков. Венчик и чашечка — это околоцветник, который защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых-опылителей. Главные части цветка — пестик и тычинки.

Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. В пестике различают широкую нижнюю часть — завязь, узкий столбик и рыльце. Из завязи развивается плод. У некоторых растений в образовании плода принимают участие также другие части цветка, например цветоложе. Только у немногих растений Цветки располагаются поодиночке l■i. У астр, георгинов, гладиолусов и у большинства других растений цветки собраны в группы — соцветия Я. I. Какие растения называют цветковыми? 2. Какие органы имеют цветковые * растения? 3. Какое строение имеет цветок? 4. Из чего развивается плод? Познакомьтесь с растениями, которые используют в озеленении вашего микрорайона, поселка, села. Какие из них наиболее декоративны? § 3. Плоды и семена Летом и осенью на растениях созревают разные по форме и окраске плоды. Плоды образуются из завязей.

Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, ставшей плодом, носят название околоплодника. Внутри плода находятся семена. По количеству семян плоды разделяют на односемянные и много- семянные. Различают сочные и сухие плодьк Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть Ц. Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плода находятся мелкие семена Й1 Плоды смородины, клюквы, черники, томатов, винограда — ягоды. Костянка — сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и твердым внутренним слоем околоплодника — косточкой, внутри которой находится одно семя . Плоды костянки имеют вишня, слива, абрикос, черемуха. Встречаются и другие виды сочных плодов. Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют Н • Семянка — сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним Н ■ Такие плоды образуются у подсолнечника.

Зерновка — сухой плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы Н • Боб — сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такой плод созревает у фасоли, гороха, бобов, акации. Ягоды 7 I Сочные плоды Костянки Строение семени (схема] Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя | 8 Коробочки развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки ‘8 . Семена растений различают по форме и размерам. Например, у орхидей семена округлые и мелкие, как пыль. Очень мелкие семена у таких хорошо вам известных растений, как мак, петуния, астра, и многих других. У фасоли, дуба, лещины семена сравнительно крупные.

Но самыми крупными считаются семена сейшельской пальмы. Они достигают в длину почти 50 см и имеют массу более 10 кг. Семя состоит из кожуры (оболочки), зародыша и содержит запас питательных веществ. В зародыше различают зародышевые корешок, стебелек, почечку с листочками 0 . Растения, и. ме — ющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным растениям относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения. У фасоли, гороха, яблони и других зародыши семян имеют две семядоли. Эти растения называют двудольными. Запас питательных веществ может находиться в семядолях или в особой запасающей ткани — эндосперме. Из зародыша семени развивается новое растение Семя — это зачаток будущего растения.

I. По каким признакам плоды разделяют на сухие к сочные? 2. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные? 3. Чем отличается ягода от костянки? 4. Какие сухие плоды вы знаете? 5. Чем отличается боб от стручка? У каких растений развиваются такие плоды? 6. К какому виду плодов мо/лно отнести орехи, желуди и почему? 7. Какова роль семян в жизни растений?

8. Где в семени находится запас питательных веществ? Читая § 3, заполните схему; § 4. Распространение плодов и семян Плоды и семена нередко могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что плоды и семена одних растений имеют приспособления для распространения ветром, других — животными, человеком, водой, а семена некоторых растений, например желтой акации и бешеного огурца, разбрасывают сами созревшие плоды 1_1С] . Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Ветром разносятся и плоды одуванчика, имеющие парашютики. Плод клена распадается на две части, каждая из которых имеет крыловидный вырост. Опадая, половинки плодов быстро вертятся в воздухе, что замедляет их падение на землю; ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают; ветер обламывает их у корня, перекатывает по земле с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати-поле». Водой распрос’раняются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений.

Ольха часто растет по берегам рек, ее плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко Мак Бешеный огурец Клен 10 Приспособления к распространению плодов и семян Одуванчик От материнских растений. Плоды кокосовой пальмы могут переноситься морскими течениями с одного острова на другой. Семена или плоды многих растений иногда невольно распространяют животные и люди. По канавам, около прудов и рек растет сорняк череда. Ее плоды — семянки с шипами, покрытые загнутыми зубчиками. Пробежит собака по зарослям череды, пройдет какое-либо другое животное или человек — маленькие шиповатые плоды плотно прицепляются к шерсти или одежде, да так, что щеткой не отчистишь, приходится выбирать их руками. Семена растений с сочными плодами — рябины, бузины, брусники, черники, черемухи, ландыша — распространяют животные, в основном птицы. Они поедают эти плоды и, перемещаясь с места на место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов. Плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам или тюкам с грузом и попадают в вагоны, в трюмы кораблей, в автомобили и самолеты. При разгрузке семена попадают на землю, прорастают, и выросшие из них растения часто находят на новых территориях хорошие условия ДЛЯ жизни. Так, из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник — обычное растение тропинок и дорог. Коренные жители Америки — индейцы — называют подорожник «следом белого человека».

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание — это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Разбрасывают свои семена также плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания, иначе они выбросят семена и урожай погибнет. В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами. 1. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром? 2. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными? 3. Какие растения разбрасывают свои семена?

www.planshetnik.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта