Биология 6 класс урок многообразие жизненных форм растений. Конспект урока по биологии в 6 классе «Общее знакомство с растениями. Мир Растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии 6 класс "Многообразие растений в природных сообществах". Биология 6 класс урок многообразие жизненных форм растений


Многообразие жизненных форм растений - НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА - Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой

НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА

Урок 2. Многообразие жизненных форм растений

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение, экологическую культуру.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: жизненная форма растения, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы, распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм; устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.

Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран, слайды или плакат с изображением различных деревьев, кустарников, кустарничков и трав.

Общие рекомендации. Для формирования устойчивого интереса к ботанике, обучения правильному подбору информации и умения ее грамотно преподносить к некоторым урокам учащиеся индивидуально или в группах готовят мини-сообщения о различных растениях (учитель может предлагать темы). Презентация сообщения может быть представлена как в начале урока в качестве «ботанической разминки», так и в середине и в конце урока. Ученик (группа) задает классу вопросы по изложенным фактам. Одноклассники отвечают на вопросы и получают по одному баллу за каждый правильный ответ. Баллы суммируются, и учащийся, набравший 5 баллов, получает соответствующую оценку. Докладчиков может назначать учитель или учащийся, избранный учителем на роль организатора. Фиксирование баллов можно поручить ученику, так как это развивает чувство ответственности и причастности к процессу обучения. Данная форма деятельности не должна занимать более 5 мин (сообщение - 3 мин, вопросы и ответы — 2 мин).

Для того чтобы учащиеся смогли восстановить силы, целесообразно в определенное учителем время провести оздоровительно-гигиеническую физкультминутку (2—3 мин) или мимическую гимнастику (Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает ученикам о правилах поведения в кабинете биологии.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверка выполнения заданий в тетради. Ученик зачитывает ответы на вопросы § 1, учитель при необходимости его поправляет. Учитель может привести свои примеры или организовать мини-дискуссию.

Проверка и комментирование рисунков. Можно выбрать лучший рисунок и выставить оценку.)

— Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.

(Опрос по опорным понятиям. Учитель просит ученика объяснить несколько терминов. Следующие два-три ученика продолжают давать определения понятий. Остальные ученики могут дополнять, поправлять одноклассников. Оценивание кроссвордов.)

III. Работа по теме урока

1. Представления о жизненных формах растений

Растения различаются между собой по форме и окраске цветков, плодов, листьев, почек. Когда мы приходим в лес, то в первую очередь замечаем не эти признаки. На вопрос «Что вы видели в лесу?», каждый сможет ответить «деревья, кустарники, травы», даже если не знает названия ни одного из этих растений. Внешний облик растения, отражающий его образ жизни и приспособленность к условиям среды, называют его жизненной формой. Запишите этот термин и его определение в ваши словари.

Жизненную форму дерево имеют дуб, тополь, яблоня, жизненную форму кустарник — рябина, сирень, а одуванчик, ромашка — это травы.

— Друзья, о разнообразии жизненных форм растений вам расскажет... (представление докладчика).

(Заслушивание сообщения. Ответы на вопросы по тексту доклада. Вопросы готовит докладчик, а учитель заранее их проверяет и при необходимости вносит свои корректировки).

2. Примеры жизненных форм растений

— Слушая мой рассказ, записывайте в таблицу особенности внешнего строения растений различных жизненных форм.

Взрослые деревья — это многолетние растения, имеющие один мощный ствол (одревесневший стебель) с кроной из ветвей (побегов разного возраста). Ствол и ветви нарастают в длину и толщину, а снаружи покрываются темной коркой. Средняя высота деревьев в наших лесах 20—30 м. Австралийские эвкалипты вырастают до 100 м (высота 16-этажного жилого дома — 50 м). В Японии искусные садоводы выращивают в горшках карликовые декоративные деревца. При этом такие деревья могут достигать и столетнего возраста.

Все деревья — многолетние растения. Самые долговечные из них относят к группе цветковых растений. Каштан благородный может жить до 2000 лет, дуб — до 1000 лет, бук — до 900 лет.

Кустарники отличаются от деревьев тем, что у них не один, а несколько стволов разной толщины и высоты. Стволы отходят от общего основания, скрытого под землей. Продолжительность жизни одного стволика с кроной 15—25 лет, но они сменяют друг друга в течение сотен лет. Таким образом, общая продолжительность жизни кустарника может быть больше, чем у дерева.

Кустарнички — жизненная форма многолетних растений. Они похожи на кустарники, но меньше их по размерам. Зимой кустарнички полностью укрыты снегом. Примеры — брусника, черника, вереск.

У полукустарников часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, а травянистая часть живет один летний сезон. Это полудревесные-полутравянистые растения, такие как некоторые виды полыни, тимьян.

Травы, как правило, имеют зеленый стебель. У многих трав надземная часть ежегодно отмирает. Высота травянистых растений меньше, чем у деревьев и кустарников, но есть и очень высокие травы. Жизнь однолетних трав укладывается в один вегетативный период (овес, просо, пастушья сумка). Двулетние

травы в первый год жизни образуют только вегетативные органы, в которых накапливают много органических веществ, а на второй год происходит цветение и плодоношение (капуста, свекла, чертополох). Многолетние травы впервые зацветают на 5— 10 год жизни, а затем несколько лет цветут и плодоносят (ландыш, копытень).

Жизненная форма

Особенности внешнего строения

Деревья

Один мощный ствол (одревесневший стебель) с кроной из ветвей (побегов разного возраста)

Кустарники

Несколько одревесневших стволов разной толщины и высоты

Кустарнички

Несколько одревесневших невысоких стволиков

Полукустарники

Часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, а травянистая часть живет один летний сезон

Травы

Стебель не одревесневает, зеленые побеги ежегодно отмирают

(Проверка выполнения задания. Учитель просит кого-то из учеников прочитать записи в таблице. Другие учащиеся могут внести дополнения и поправки в его ответ.)

— Работая с п. 2 § 2, ответьте на вопросы 2, 3 после параграфа. (Проверка выполнения задания.)

— Попробуем определить, к каким жизненным формам относятся растения на следующих рисунках. Свой выбор объясните.

(Демонстрация слайдов или плаката с изображением различных деревьев, кустарников, кустарничков и трав. Ответы учеников.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 2, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Нарисовать в альбоме растения разных жизненных форм, подписать их названия.

Дополнительный материал

Друзья путешественников

Генерал из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» говорил, что булки на дереве родятся «в том самом виде, как их утром к кофею подают». Читатели смеются над этим генералом. А ведь в некоторых тропических странах действительно есть такие сказочные деревья!

Растительный мир планеты настолько разнообразен, что у человека, попавшего в экстремальные условия в тайге, джунглях, горах и пустынях, есть возможность выжить и не погибнуть от голода и недостатка воды. Только необходимо знать, какие виды растений и где обеспечат ему пропитание.

В Австралии прекрасно утоляет жажду сок казуарины. Приятную на вкус жидкость можно получить, отпилив или отломав большую ветку этого дерева. На этом континенте обитает брахихитон наскальный, или бутылочное дерево. В его стволе содержится сладкий сок, густой, как желе, а между корой и древесиной помещен запас воды. Сердцевину, как и листья, животные едят в трудное для них время, так что вся «бутыль» может быть выпита и съедена без остатка.

Накапливает воду и квинслендское бутылочное дерево. Оно по своей форме действительно похоже на бутылку, только многокамерную. В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников, так как бутылочные деревья растут только в самых сухих областях Австралии, а в дождевых тропических лесах не встречаются. Второй резервуар помещается в средней части дерева. В нем содержится большое количество сладковатого сгустившегося в желе сока, очень полезного и питательного.

На островах Тихого океана используют для питья сок пальмы. Для этого срезают на пальме цветоножку и собирают сок во флягу или в колено бамбука. Кокосовая пальма — лучший друг путника: она не только утолит жажду, но и обеспечит едой.

Некоторые африканские деревья собирают дождевую воду. Резервуарами у них служат естественные углубления ствола, а у старых деревьев — дупла. Охотникам и путникам часто приходится пробивать в стволе дерева отверстие, чтобы добыть воду из такого хранилища. В африканской саванне большим количеством дождевой воды заполняется и полый ствол баобаба.

В пустынных и маловодных гранитных горах Юго-Восточной Африки встречается растение с экзотическим названием «дерево-фляга». Его мягкая древесина способна впитать в себя невероятное количество воды, за счет чего ствол сильно распухает.

В пустынях умеренного пояса обитает растение-паразит — заразиха. Из полого подземного стебля заразихи можно добыть до полутора литров чистой, прохладной воды.

Утоляют жажду и многие кактусы. В их мясистом теле содержится много жидкости, пригодной для питья.

Молочное дерево, или коровье дерево, растет в лесах Центральной и Южной Америки. Как и многие другие представители тутовых, оно выделяет млечный сок, но, в отличие от млечных соков других растений, он не ядовит, а вполне съедобен и даже вкусен. Состоит этот сок из воды (57%), растительного воска (37%), сахаров и смол (5—6%). В отличие от настоящего молока млечный сок молочного дерева имеет более густую вязкую консистенцию и бальзамический аромат. Это «молоко»

не портится в течение недели даже в условиях тропического климата, хорошо смешивается с водой в любых пропорциях, при этом не сворачиваясь. Оно широко употребляется местным населением в пищу как замена коровьему молоку. При кипячении на его поверхности выделяется воск, идущий на изготовление свечей и жевательной резинки.

Мыльное дерево, или сапиндус, растет на полуострове Флорида и островах Вест-Индии. Название «индейское мыло» (лат. sapo — мыло, indicus — индейский) было дано растению Карлом Линнеем. Ботанику было известно об использовании индейцами плодов этого дерева при отбеливании тканей. Если растереть плоды, получается мыльная пена. Ткани, выстиранные в этой пене, никогда не линяют и не блекнут.

Колбасное дерево, или кигелия перистая, из семейства бигнониевых свое название получило за плоды, похожие на крупные ливерные колбаски длиной до 60 см. Масса этих плодов может достигать несколько килограмм. Африканцы лечат плодами колбасного дерева ревматизм, змеиные укусы, а также считают, что с их помощью можно изгонять злых духов и останавливать торнадо. Из плодов делают слабоалкогольный напиток. Свежие плоды ядовиты и обладают сильным слабительным эффектом. Для употребления в пищу их сушат, жарят или ферментируют.

Свечное дерево, или парментьера съедобная, — это довольно большое дерево с гигантскими листьями, напоминающими листья акации. Плод состоит из очень жесткой кожуры, внутри находится немного мякоти с крупными семенами. Мякоть по вкусу напоминает яблоко, только слаще. В плодах свечного дерева большое количество растительных масел, благодаря чему их действительно используют в качестве свечей. Люди вставляют в такой плод фитилек, и «свечка» (которая, кстати, горит очень ярко и без копоти) готова.

В полутора тысячах километров от Африканского материка в безбрежных просторах южной части Атлантического океана затерялся маленький островок Св. Елены. Знаменит остров тем, что здесь долгие годы провел в изгнании Наполеон Бонапарт. По склонам центрального островного хребта до высоты 600 м растут необычные капустные деревья. Их листья собраны в виде плотных соцветий на концах ветвей и немного напоминают кочан капусты. Конечно, никакого отношения к этому овощу они не имеют. Археологические находки подтвердили, что листья капустных деревьев употреблялись в пищу древними людьми. Сегодня эти растения в кулинарии не используются.

Растения-рекордсмены

Миддлемист красный — самый редкий цветок в мире. Британский садовник Джон Миддлемист, путешествуя в 1854 г. по Китаю, был очарован алой розой, которую он совершенно случайно обнаружил. Он выкопал цветок и привез его в Британию, чтобы посадить в теплице Соединенного Королевства. Он даже не мог предположить, что благодаря этому он спас последний экземпляр цветка в мире. В честь его и была названа эта алая роза.

Сосна Мафусаил — самое древнее дерево в мире. Ее возраст превышает 4850 лет. Растет это величественное дерево в США, в горах Уайт-

Маунтинс на высоте 3000 м. Ее точное место нахождения знают только ботаники, которые ведут наблюдение за сосной и стремятся уберечь ее от вандализма. Ведь туристов, желающих с ней сфотографироваться или оторвать на память кусочек коры, тысячи.

Самым высоким из ныне живущих деревьев является секвойя Гипер- ион, которая растет в национальном парке Редвуд (США, штат Калифорния). Высота Гипериона составляет 115,5 м. Этому дереву около 800 лет.

Самое длинное растение — ротанговая пальма, длина ее стебля достигает 300 м.

Самый большой живой организм на Земле — Пандо — клональная колония тополя осинообразного (США, штат Юта). Как установили ученые, 47 тыс. стеблей происходят от одного тополя, жившего около 80 тыс. лет назад, и имеют единую корневую систему, т. е. могут быть названы единым организмом.

Другим кандидатом на звание самого долгоживущего и большого клонального организма на Земле является колония посидонии океанской, находящаяся недалеко от острова Ибица в Средиземном море. Размер этой колонии около 8 км, а возраст — до 100 тыс. лет.

Самое большое дерево на Земле — секвойядендрон гигантский (ма- монтово дерево) «Генерал Шерман». Оно содержит 1487 м3 древесины и достигает в высоту более 83 м. Окружность ствола - 31,3 м, а диаметр у основания — 11,1 м. Масса этого дерева — около 1910 т, что в 10 раз больше массы самого крупного животного организма — синего кита.

В список всемирного наследия ЮНЕСКО включен таксодиум мексиканский «Дерево Туле», произрастающий в городе Санта- Мария-дель-Туле. Окружность ствола этого дерева — около 36,2 м. Высоту дерева очень трудно измерить из-за широкой кроны, но считается, что она составляет 35,4 м. Согласно легендам сапотеков (индейский народ в Мексике), дерево было посажено 1400 лет назад жрецом ацтекского бога ветра Эхекатля.

Самое быстрорастущее растение — японский бамбук мадаке, который за сутки может вырасти больше чем на 1 м.

Самые длинные корни (120 м) у дикого инжира, растущего вблизи пещеры Эхо в Восточном Трансваале (ЮАР).

Самые крупные листья — у бразильской пальмы рафия тедигера. Они достигают более 22 м в длину, а ширина этих листьев составляет почти 12 м.

compendium.su

Урок биологии 6 класс "Многообразие растений в природных сообществах"

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

Урок по биологии в 6 классе

Тема:    Многообразие растений в природных сообществах

Базовый учебник – 6 кл. И.Н.Понамарёв, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко

Разработала:

Новикова Татьяна Геннадьевна,

учитель биологии

МОУ «ЛСОШ №1

Лихославль , 2014

Тема:    Многообразие растений в природных сообществах

Цели:  формировать представление о многообразии растений в природных сообществах. Развивать умения находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения по внешним признакам .

Тип урока: Открытие новых знаний на основе технологии деятельностного  подхода с использованием ИКТ

Образовательные ресурсы: презентация [Электронный ресурс].  

Техническое обеспечение:   компьютер, мультимедийный  проектор и экран, гербарные экземпляры растений.

Программное обеспечение:  Microsoft Power Point, Microsoft Word

Планируемые образовательные результаты:

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся приводить примеры взаимосвязей между растениями и окружающими факторами среды; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группах, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

  Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на растительный мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам растений; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД ):

 Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы по многообразию растений; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о растительном мире.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. 

Личностные: понимают значение знаний о природных сообществах для человека и принимают его.

 Методы и формы обучения: частично-поисковый, групповые, индивидуальные.

Ход урока.

I   Мотивация  к  учебной  деятельности

 Слайд 2

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят,

Сашу - земляникой,

Таню – костяникой,

Наташу – орешком,

Сережу – сыроежкой,

Леночку – малиной,

Алешу – хворостиной.

Что это за богатырь? (лес)

II   Актуализация знаний

Сегодня у нас будет необычный урок, урок-путешествие. Мы отправимся в путешествие по природным сообществам. Узнаем, какие есть растительные этажи в разных природных сообществах, какой растительный мир для них характерен, и как он связан невидимыми нитями с факторами неживой природы. Мы начинаем подготовку к созданию проектов по многообразию природных сообществ, защиту, которых осуществим по окончанию изучения раздела « Природные сообщества».

Итак, отправляемся в путешествие.

Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор лугов, полей-

Все, что зовется Родиной твоей.

Торопливая тропинка

Держит путь издалека

Вьется по лесу тропинка,

Словно нитка из клубка.

III    Включение  в систему знаний  и  повторение. 

ТЕСТ: (5 мин)

1.Совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, приспособленных к совместной жизни на определенной территории длительное время, и факторов окружающей среды называют:

А) биогеоценозом

Б) природным сообществом

В) экосистемой

2. Фитоценоз - это

А) совокупность животных

Б) совокупность растений

В) совокупность грибов

Г)совокупность микроорганизмов

3. Микоценоз – это:

А) совокупность животных

Б) совокупность растений

В) совокупность грибов

Г)совокупность микроорганизмов

4. Зооценоз – это:

А) совокупность животных

Б) совокупность растений

В) совокупность грибов

Г)совокупность микроорганизмов

5. Микробоценоз – это:

А) совокупность животных

Б) совокупность растений

В) совокупность грибов

Г)совокупность микроорганизмов

6. Биотоп-это:

А) факторы неживой природы

Б) совокупность всех живых организмов

7. Ярусность – это приспособление к:

А) наилучшему получению света

Б) наилучшему получению влаги

В) наилучшему получению тепла

8. Виды растений, которые преобладают в сообществе по численности:

А) основные виды (их называют ЭДИФИКАТОРЫ)

Б) сопутствующие виды

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (самооценка)

1-А, 2-Б, 3- В, 4- А, 5-Г, 6-А, 7-А, 8-А

0 ошибок-5(отлично)

1-2 ошибки-4(хорошо)

3-4 ошибки-3(удовлетворительно)

IV    Изучение   нового материала.

Практическая  работа с гербарными экземплярами растений .

  - А сейчас проведем практическую работу. Работать будем в группах. У каждой группы свои гербарии растений, соответствующие биогеоценозу.

Класс разделен на группы по названию биогеоценоза: «Луг», « Смешанный лес», «Широколиственный лес», «Болото».

- Выберите капитана команды, который будет руководить работой группы.

  1. Заполнение таблицы(15 мин)

Название растения

высота

ярус

Особые приметы

  -  Сначала заполните 1 и 2 столбцы (название растения и высота), затем распределите их по ярусам и определите для растений особые приметы, по которым их можно узнать и запомнить.

  1. « Объяснялки. Портрет незнакомца» (10 мин) - распознавание растения по описанию (работа в группе)

Один – описывает растение, другой – узнает, и так по очереди (можно пользоваться заполненной таблицей). Необходимо запомнить как можно больше растений.

  1. « Узнай незнакомца» (10 мин)

Капитан показывает растение одному из учащихся, который должен узнать растение по внешнему виду и прикрепить этикетку с его названием к гербарному экземпляру ( и так каждому максимальное количество растений).

  1. « Рассеянный ботаник» (5 мин)

Капитану поменять местами этикетки у гербариев растений, а ведущий должен их восстановить.

( В роли ведущего должен побывать каждый)

  1. «Потерялась этикетка»

Открепите, пожалуйста, все этикетки от гербариев и подзовите меня /учитель просит детей восстановить все этикетки на гербарных экземплярах и оценивает работу группы/.

V  Физкультминутка   (упражнения для глаз и для улучшения мозгового кровообращения)

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить  ещё раз. 

2. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор  на счет 1–6 в верхний правый угол доски, вернули  взор на указательный палец, потом перевести взор  на счет 1–6 в верхний  левый угол доски.    Повторить  ещё раз.

3. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть в  окно (считать до 5). Повторить  2  раза.

Комплекс упражнений   для улучшения мозгового кровообращения

  1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 3-4 раза. Темп медленный. 2) Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 3 раза. Темп медленный. 

VI.   Подведение   итогов   урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

 - Наше путешествие подошло к концу.

- Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? (По группам) 

- Как  расположены растения в любом природном сообществе? (по ярусам)

- Назовите эти ярусы.

-Какие еще приспособления растений к совместной жизни вы знаете? (неодновременное развитие)

-Почему растения разных природных сообществ отличаются друг от друга? (разный биотоп)

-Капитаны! Оцените    работу учащихся своей группы на  уроке   по этапам.

Капитаны команд сдают листы достижений учителю.  

VII.  Задание  на дом

К следующему  уроку  вы  должны хорошо   знать:

1. Название организмов,   составляющих природное сообщество;

2. Ярусы природных сообществ.

Должны  уметь:  

1. Различать     растения.

   2. Устанавливать взаимосвязь их в природе.

3. Всегда  бережно относиться к окружающему              миру.

   -  Дома вам надо будет подготовить  сообщение, о каком- либо растении Тверского края (из своего природного сообщества)

     

VIII.   Рефлексия

-Ребята,  покажите  цветом,  какое  впечатление  вы  получили

 от  сегодняшнего  урока? (Дети  приклеивают  цветные  лепестки)

 

зеленый – все понравилось

желтый – было что-то непонятно

красный - не понравилось, было много затруднений

Приложение.

Природное сообщество (ПС) - ЛУГ

Лист достижений (заполняет капитан)

ФИО

«Объяснялки. Портрет незнакомца»

«Узнай незнакомца»

«Потерялась этикетка»

«Рассеянный ботаник»

1

2

3

4

5

6

Природное сообщество(ПС) - Смешанный лес

Лист достижений

ФИО

«Объяснялки. Портрет незнакомца»

«Узнай незнакомца»

«Потерялась этикетка»

«Рассеянный ботаник»

1

2

3

4

5

6

Природное сообщество (ПС) - Болото

Лист достижений

ФИО

«Объяснялки. Портрет незнакомца»

«Узнай незнакомца»

«Потерялась этикетка»

«Рассеянный ботаник»

1

2

3

4

5

6

Природное сообщество (ПС) - Широколиственный лес

Лист достижений

ФИО

«Объяснялки. Портрет незнакомца»

«Узнай незнакомца»

«Потерялась этикетка»

«Рассеянный ботаник»

1

2

3

4

5

6

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока по биологии в 6 классе «Общее знакомство с растениями. Мир Растений»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр образования №1456 г. Москвы

Конспект урока по биологии в 6 классе

«Общее знакомство с растениями.

Мир Растений»

Автор: учитель биологии

Водопьянова

Марина Александровна

МОСКВА

2012

УРОК 2. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ. МИР РАСТЕНИЙ

(СЛАЙД 1)

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать общее представление о мире растений и разнообразии растений по продолжительности жизни, по жизненным формам, по значению в хозяйственной жизни людей; познакомить учащихся с открытием центром происхождения культурных растений, биологом Н. И. Вавиловым; продолжить формирование ответственного и заинтересованного отношения учащихся к миру растений.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний

ОБОРУДОВАНИЕ: гербарии, электронная презентация к уроку.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

— Дайте определение терминов «царство», «ботаника», «зоология», «доядерные организмы», «ядерные организмы» (СЛАЙД 2)

— ответьте на вопросы

  1. Что изучает биология?

  2. Что означает слово «биология»?

  3. Что означает слово «ботаника»?

  4. Кто впервые ввел термин «биология»?

  5. Кто считается основоположником ботаники?

  6. Какие науки выделяют в рамках науки ботаники?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Рассказ учителя с элементами беседы

Многообразие растительного мира. Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Их можно встретить повсюду: дома, в школе, в парке, во дворе у дома, на газонах, в огородах, в поле и даже в водоемах. Одни дают нам пищу, из других мы изготовляем одежду, третьи используем в медицинских целях и т. д.

Растения различаются по:

— продолжительности жизни (по срокам жизни растения делят на три группы однолетние, двулетние, многолетние) (СЛАЙД 3)

— внешнему облику (жизненной форме) (СЛАЙД 4)

В первую очередь мы замечаем не различия в строении листьев, не цвет, не особенности строения корневой системы. Мы видим общие различия во внешнем облике растений. Одни из них высокие и имеют одеревеневший ствол, другие пониже, третьи еще ниже и т. д. исходя из этих внешних отличий, можно выделить жизненные формы растений.

Жизненная форма растений — внешний облик растительного организма, возникающий исторически при воздействии окружающей среды (СЛАЙД 5)

Термин предложен датским ботаником Э. Вармингом (1884), понимавшим под ним «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от семени до отмирания»

Жизненные формы растений (работа со слайдом, рассказ с элементами беседы) (СЛАЙД 6)

  • Деревья

  • Кустарники

  • Кустарнички

  • Травы

Значение растений. (СЛАЙД 7)

— Как вы думаете, какова роль растений в природе? (ответы учащихся)

  • Декоративное

  • Получение лекарств

  • Использование в пищу

  • Для кормления скота

  • Источник витаминов

  • Строительный материал

  • Сырье для промышленности

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

  • Какие растения называют однолетними?

  • Какие растения называют двухлетними?

  • Какие растения называют многолетними?

  • Какие жизненные формы встречаются у растений?

  • Назовите известные вам лекарственные растения

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 1, вопросы после параграфа

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/Т.А. Богданова, Е.А.Солодова. – 3-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. – 816с

  2. Калинина А.А. поурочные разработки по биологии 6 класс. — 3-е изд. — М.: ВАКО, 2011. — с.13-21

  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. — 2-е изд., перераб. — М.:Вентана-Граф, 2009. — с. 8-11

  4. Третьяков П. В. Ежедневник учителя биологии: 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» — М.: Издательство «Экзамен», 2008. – с.10

globuss24.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта