6 класс растения. Текст книги "Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Проектная работа по биологии "Комнатные растения" -6 класс. 6 класс растения


Читать книгу Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс В. В. Пасечника : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

В. В. ПасечникБиология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс

Как работать с учебником

Дорогие друзья!

В этом году вы продолжите знакомиться с биологией – наукой, изучающей живую природу. У вас в руках учебник, который станет вашим путеводителем в многообразном и удивительном мире живых организмов. Вы узнаете об особенностях строения, процессах жизнедеятельности, многообразии и классификации покрытосеменных растений, а также об их роли в природе и жизни человека.

Текст учебника разделён на главы и параграфы. Нужный раздел вы найдёте по оглавлению. Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь. Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание.

В начале каждого параграфа помещены вопросы, помогающие вам вспомнить то, что вы изучали ранее. Это позволит лучше понять и усвоить новый материал.

Термины и названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом.

Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним – это поможет вам лучше понять содержание текста.

В конце каждого параграфа на синем фоне помещены основные понятия, которые вам необходимо не только запомнить, но и уметь объяснить.

Проверить, насколько хорошо вы усвоили прочитанный материал, можно, ответив на вопросы в конце параграфа. После них даны задания, обязательные для всех. Это касается рубрики «Подумайте», которая поможет вам научиться анализировать изученный материал, и рубрики «Задания».

Рубрика «Задания для любознательных» предназначена для тех, у кого изучение живой природы вызывает особый интерес.

В рубрике «Знаете ли вы, что…» приведены дополнительные интересные сведения по изучаемой теме.

Необходимым условием успешного овладения биологическими знаниями является выполнение лабораторных работ. Лабораторные работы, как правило, выполняют на уроке, используя инструкции, задания и вопросы к ним.

Также в учебнике содержатся описания сезонных наблюдений в природе.

Полезные советы

1. Готовясь к выполнению домашнего задания, подумайте, что вам может понадобиться, кроме учебника.

2. Читая текст, соотносите его с иллюстрациями, которые есть в параграфе. Обращайте внимание на ключевые понятия и сведения, выделенные в тексте.

3. Подумайте, как изучаемый материал может пригодиться и быть использован в вашей жизни.

4. Делайте собственный конспект параграфа в тетради или на компьютере в виде текста или схемы. Конспект должен содержать основные мысли, термины и выводы.

5. Выполняя домашнее задание и готовя сообщение, используйте дополнительную литературу и ресурсы Интернета.

6. Помните, что успех работы полностью зависит от вашего желания, усидчивости, целеустремлённости и настойчивости.

Желаем вам успехов!

Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Покрытосеменные, или Цветковые, – группа наиболее высокоорганизованных растений. Их органы подразделяются на вегетативные и репродуктивные.

Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» – растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег.

Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» – производить), органы связаны с половым размножением растений. К ним относят цветок и плод с семенами.

Из этой главы вы узнаете

• о внешнем и внутреннем строении органов цветкового растения, об их видоизменениях;

• о зависимости особенностей строения цветкового растения от среды обитания;

• о роли цветковых растений в природе и жизни человека.

Вы научитесь

• распознавать органы цветкового растения;

• устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания.

§ 1. Строение семян

1. Какие растения имеют семена?

2. Какова роль семян в жизни растений?

3. Какие преимущества имеют семена перед спорами?

Жизнь цветкового растения начинается с семени. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.

Семя состоит из кожуры, зародыша и содержит запас питательных веществ. Зародыш – зачаток будущего растения. Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани – эндосперме (от греческих слов «эндос» – внутри и «сперма» – семя). В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли. Семядоли – это первые листья зародыша растения. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения.

У фасоли, гороха, яблони и многих других зародыши семян имеют две семядоли. Эти растения называют двудольными.

Семена многих растений, например пшеницы, лука, ясеня, имеют маленький зародыш. Почти весь объём их семени занимает запасающая ткань – эндосперм. У других, как у яблони, миндаля, наоборот, зародыш ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остаётся лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой. У тыквы, фасоли, стрелолиста, частухи зрелое семя состоит лишь из зародыша и семенной кожуры. У таких семян запас питательных веществ находится в клетках зародыша, в основном в семядолях.

Строение семян двудольных растений (рис. 1). Выполните лабораторную работу, рассмотрев крупные семена фасоли.

Рис. 1. Строение семян двудольных растений

Строение семян двудольных растений

1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.

2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.

3. Над рубчиком находится маленькое отверстие – микропиле (от греческих слов «микрос» – малый и «пиле» – ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.

4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.

5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.

6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.

Строение семян однодольных растений (рис. 2). Семена однодольных растений имеют иное строение. Рассмотрим его на примере семян хлебных злаков (пшеница, рожь, кукуруза).

Рис. 2. Строение семян однодольных растений

Семя пшеницы одето золотисто-жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильнее говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

Строение зерновки пшеницы

1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.

3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша.

4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.

5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.

Семена других однодольных растений, например лука, ландыша, тоже имеют эндосперм, но он окружает зародыш, а не прилегает к нему с одной стороны, как у пшеницы и других злаков.

У частухи созревшие семена не имеют эндосперма. Подкововидное семя состоит из тонкой кожуры и зародыша, в семядоле которого сосредоточены все запасы, накопленные при созревании семени.

Итак, семена имеют семенную кожуру и зародыш. У двудольных растений зародыш содержит две семядоли, а запасные питательные вещества обычно находятся либо в самом зародыше, либо в эндосперме. Зародыш однодольных имеет только одну семядолю, а питательные вещества находятся, как правило, в эндосперме.

ОДНОДОЛЬНЫЕ И ДВУДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ. СЕМЯДОЛЯ. ЭНДОСПЕРМ. ЗАРОДЫШ. СЕМЕННАЯ КОЖУРА. СЕМЯНОЖКА. МИКРОПИЛЕ

Вопросы

1. Какие растения называют двудольными, а какие – однодольными?

2. Каково строение семени фасоли?

3. де находится запас питательных веществ в семенах фасоли, ясеня, миндаля?

4. Какое строение имеет зерновка пшеницы?

5. Как расположен эндосперм у разных однодольных растений?

6. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

Подумайте

Почему семенные растения наиболее распространены в природе?

Задания

Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с остальными учащимися на следующем уроке.

Памятка

Изучая строение органов растений или какое-либо явление природы, вы, сами того не подозревая, пользуетесь приёмом анализа, который является важным составным элементом мышления. Чтобы результаты вашей работы были более эффективными, познакомьтесь с правилами проведения анализа.

Анализ – это расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта.

Инструктаж-памятка последовательности действий при проведении анализа:

1. Внимательно изучите объект в целом.

2. Разделите объект на составные части.

3. Изучите особенности каждой части.

4. Установите соподчинение (взаимосвязь) частей.

5. Постарайтесь выделить функции частей.

Знаете ли вы, что…

• 85 % видов цветковых растений имеют семена с эндоспермом (большим или маленьким), и лишь 15 % видов его не имеют.

• Семена голосеменных растений имеют многосемядольный зародыш. Так, у разных видов сосновых число семядолей в зародыше семени колеблется от 3 до 15, у кипарисовых – от 2 до 6.

• Самыми крупными считаются семена сейшельской пальмы. Они достигают в длину почти 50 см и имеют массу более 10 кг.

§ 2. Виды корней и типы корневых систем

1. Какую роль играют корни в жизни растений?

2. Чем корни отличаются от ризоидов?

3. У всех ли растений имеются корни?

Функции корня. Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

Виды корней. Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые (рис. 3). При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

Рис. 3. Виды корней

Рис. 4. Типы корневых систем

Типы корневых систем. Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем – стержневую и мочковатую (рис. 4). Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свёкла и др. (рис. 5).

Обычно стержневая корневая система хороню видна только у молодых, выросших из семян двудольных растений. У многолетних растений (лютик, земляника, подорожник) часто главный корень отмирает, а от стебля отрастают придаточные корни.

Рис. 5. Стержневые корневые системы различных двудольных растений

Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает. Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений – пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

Для того чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.

Стержневая и мочковатая корневые системы

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные.

6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».

Рис. 6. Окучивание томатов

ГЛАВНЫЙ, БОКОВЫЕ, ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ. СТЕРЖНЕВАЯ И МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ

Вопросы

1. Какие функции выполняет корень?

2. Какой корень называют главным, а какие – придаточными и боковыми?

3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую – мочковатой?

Подумайте

При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают землёй нижнюю часть стебля (рис. 6). Зачем это делают?

Задания

1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4–5 листьями. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.

2. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.

3. Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.

Знаете ли вы, что…

• У пшеницы масса корней более чем в 100 раз превышает массу надземных частей растения. Корни яблони проникают в почву на глубину 3–4 м, а в стороны от ствола расходятся на 15 м.

§ 3. Зоны (участки) корня

1. Что такое ткань?

2. Какие виды растительных тканей вы знаете?

Корневой чехлик. Зоны деления и растяжения. Посмотрите на свет корни проростков (фасоли, пшеницы или редиса). Вы увидите, что их кончики немного темнее и плотнее, чем остальные участки корня. Это объясняется тем, что кончик корня покрыт, как напёрстком, корневым чехликом (рис. 7).

Корневой чехлик образован клетками покровной ткани. Клетки корневого чехлика защищают верхушку корня от повреждений твёрдыми частицами почвы. Эти клетки недолговечны, они постепенно отмирают и слущиваются, а взамен отмерших постоянно образуются новые.

Корневой чехлик защищает участок, образованный мелкими, плотно прилегающими одна к другой живыми клетками. Это образовательная ткань. Клетки здесь постоянно делятся, число их увеличивается, поэтому этот участок называют зоной деления.

Рис. 7. Строение и зоны молодого корня

Выше расположена зона растяжения (зона роста). Здесь клетки вытягиваются, в результате чего корень растёт в длину (рис. 8).

Корневые волоски. Зона всасывания. Выше кончика корня поверхностные клетки образуют множество тонких и прозрачных корневых волосков (рис. 9). У некоторых растений корневые волоски можно увидеть и без микроскопа. У многих растений они напоминают лёгкий пушок, покрывающий часть корня.

Корневой волосок – относительно длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой в нём находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком.

Рис. 8. Верхушечный рост корня

Рис. 9. Корневые волоски проростка

Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Они недолговечны и у большинства растений живут всего несколько дней, а затем отмирают. Новые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня.

Таким образом, в более старой части зоны корня корневые волоски постоянно отмирают, а в молодой образуются вновь. Поэтому зона всасывания, как и другие зоны, постоянно перемещается и всегда находится вблизи кончика корня.

Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. Поэтому участок корня, на котором находятся корневые волоски, принято называть зоной всасывания.

Корневой чехлик и корневые волоски

1. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочтите в учебнике, какое они имеют строение и значение.

3. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисуйте и сделайте надписи.

4. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?

5. Сделайте вывод.

При пересадке растений молодые участки корня, несущие корневые волоски, можно легко повредить. Поэтому рассаду овощных и декоративных растений рекомендуется выращивать в специальных торфоперегнойных горшочках. В этом случае корни при пересадке не повреждаются и рассада быстро приживается.

Зона проведения. Выше зоны всасывания, т. е. ещё дальше от кончика корня, находится зона проведения. По клеткам этого участка корня вода с растворёнными минеральными веществами перемещается к стеблю. Здесь уже нет корневых волосков, на поверхности находится покровная ткань. На этом участке корень ветвится. В состав проводящих тканей этой зоны корня входят сосуды. По ним вода и растворённые в ней вещества из корня поступают в стебель и листья. В проводящих тканях находятся также клетки, по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях.

Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань. Её составляют вытянутые вдоль корня клетки с толстыми оболочками. Они рано теряют содержимое и заполнены воздухом. Большую часть корня составляют клетки основной ткани.

КОРНЕВОЙ ЧЕХЛИК. КОРНЕВОЙ ВОЛОСОК. ЗОНЫ КОРНЯ: ДЕЛЕНИЯ, РАСТЯЖЕНИЯ, ВСАСЫВАНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ

Вопросы

1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

2. Каково значение корневого чехлика?

3. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

4. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

5. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

6. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

7. Где расположена зона проведения корня? Почему её так называют?

8. Что такое ткань?

9. Какие ткани различают в корнях растений?

Рис. 10. Развитие корневой системы растений

Подумайте

Зная строение корня, может ли человек влиять на формирование корневой системы? Если да, то каким образом?

Задания

1. Пикировка – это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заострённого колышка-пики. Какое влияние она оказывает на развитие корневой системы растений (рис. 10)?

2. Используя рекомендации памятки на с. 11–12, проведите анализ строения корня.

Задания для любознательных

1. Осторожно выньте из почвы проросток пшеницы и рассмотрите его. Какая зона корня покрыта приставшей почвой? Объясните почему.

2. Отщипните кончики корня у молодых растений капусты, астры, фасоли и др. Наблюдайте за развитием корневых систем контрольных и опытных растений. Результаты опыта обсудите с другими учащимися.

Знаете ли вы, что…

• На 1 мм2 зоны всасывания корня кукурузы находится около 700 корневых волосков.

• У одного растения ржи корневая система состоит из 14 млн мелких корней. Если вытянуть все эти корни в одну линию, они займут 600 км (примерное расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга). На этих корнях насчитали 15 млрд корневых волосков. Их общая длина составляет 10 тыс. км (расстояние от Риги до Владивостока). Если вы хотите убедиться в этом, то вырастите растение ржи в большом деревянном ящике. Ко времени колошения раскройте стенки ящика и осторожно отмойте корни от земли. А теперь считайте. Убедились?

§ 4. Условия произрастания и видоизменения корней

1. Какие виды корней вам известны?

2. Какие функции выполняет корень?

Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают (рис. 11). Так, на сухих полях корни пшеницы достигают 2,5 м длины, а на орошаемых – всего 50 см, но там они гуще.

Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Например, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. У ежовника безлистного корни уходят в почву на 15 м (рис. 12).

В процессе приспособления к условиям существования корни у некоторых видов растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции.

Редис, турнепс, свёкла, репа, брюква и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах (рис. 13). В образовании корнеплодов принимает участие как главный корень, так и нижние участки стебля.

Корневые клубни появляются в результате утолщения боковых или придаточных корней у таких растений, как георгина, чистяк (рис. 14).

У плюща развиваются придаточные корни-прицепки. Ими растение прикрепляется к опоре, например к вертикальной стене или стволу дерева, и благодаря этому растёт вверх, вынося листья к свету.

Рис. 11. Глубина проникновения в почву корней растений

У растений, живущих, как орхидеи, на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов, образуются воздушные корни, свободно свисающие вниз (см. рис. 14). Такие корни поглощают дождевую воду и помогают растениям жить в этих своеобразных условиях.

Дыхательные корни образуются у ивы ломкой и некоторых других растений, которые поселяются на топких берегах рек (рис. 15). Эти корни растут вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы. По межклетникам воздух перемещается в корни, находящиеся глубже, в условиях недостатка кислорода.

У некоторых тропических деревьев, например у баньяна, на стволах и крупных ветвях образуются придаточные корни, дорастающие до земли и служащие подпорками (рис. 16).

Рис. 12. Корневая система и внешний вид ежовника безлистного

Рис. 13. Корнеплоды моркови и репы

Рис. 14. Корневые клубни георгины и воздушные корни орхидеи

Рис. 15. Дыхательные корни болотного кипариса

Рис. 16. Придаточные корни баньяна

Корни водных растений, укореняющихся в грунте, лишены корневых волосков.

Корни растений-паразитов (повилики, омелы) способны проникать в тело растения-хозяина.

КОРНЕПЛОДЫ. КОРНЕВЫЕ КЛУБНИ. ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ КОРНИ

Вопросы

1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?

2. С чем связаны видоизменения корней?

3. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?

4. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?

5. Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

Подумайте

1. С чем связано видоизменение корней у растений?

2. Почему на корнях водных растений отсутствуют корневые волоски?

Фенологические наблюдения

Весной посейте на грядке морковь, свёклу или репу. Через неделю после появления всходов, а затем раз в неделю осторожно вынимайте их по одному из почвы и зарисовывайте. Сделайте альбом из этих рисунков и по ним проследите развитие корнеплодов. Осенью подготовьте сообщение о результатах своих наблюдений и обсудите их с учащимися в классе.

Знаете ли вы, что…

• Из корнеплодов сахарной свёклы получают сахар.

• У кукурузы корневая система разрастается в стороны от стебля почти на 2 м, а у репчатого лука – на 60–70 см. Основная масса корней у большинства растений разрастается на глубине 15–18 см от поверхности почвы. Корни моркови примерно в 7 раз длиннее надземной части растения.

iknigi.net

Урок «Классификация растений», 6 класс, ФГОС

Проверка домашнего заданияВремя: 5 минЭтапы:

1.самостоятельное выполнение задания.

2.взаимооценка

3. устные ответы на вопросы учителя по результатам работы

Выполняют

«Задание для

проверки

знаний», вносят

взаимооценку

(баллы)

в графу «Оценка деятельности»,

в ней

же

записывают

уровень подготовки д/з

( 0-1 балл-

низкий , 2

балла- средний,3-

достаточный,

более 3-х баллов- отличный)

Предлагает выполнить задания по выбору

в парах, провести взаимооценку: « Для успешного усвоения нового материала, предлагаю вам принять участие во взаимоконтроле изученного материала. Возьмите «Задание для проверки знаний», выберите задание в паре - устное или письменное, выполните его, оцените друг друга проверки в этот лист и свои «Рабочие листы», определите уровень вашей подготовки. (Собирает работы).

По результатам вашей работы у меня два вопроса:

1.На какие группы вы разделили организмы в задании А?

2.Сформулируйте понятие «система», приведите примеры систем».

Выберите и выполните задание в парах (А или Б)

Задание А.

Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам: кошка, собака, верблюд, ландыш, капуста, пальма, обезьяна, белый гриб, опята, кишечная палочка. Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы (3 балла) Запишите ответ:

Оцените с соседом по парте работу друг друга. Проставьте взаимооценку на этом листе и в вашем рабочем листе.

Критерии оценивания:

3 балла - ответ дает точно, полно, правильно

2 балл – допускает несущественные ошибки

1 балл – ответ дает, но допускает 1-2 серьезные ошибки

0 баллов – не дает ответа

Количество баллов:

Задание Б.

Выполните задание в паре (устно):

Сформулируйте определения:

Система-

Биосистема-

Приведите примеры систем из курсов биологии, математики, русского языка, технологии. (от 3 баллов)

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждую верную формулировку определения; по 1 баллу за каждый верный пример системы.

Оцените с соседом по парте друг друга, проставьте взаимооценку, соответствующую количеству правильных ответов на этом листе и в вашем рабочем листе.

Количество баллов:

 

 Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифициро­вать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисцип­лину на уроке, уважитель­но относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Развитие навыков самооценки и са­моанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одно­классникам

Изучение нового материалаВремя: 20 минутЭтапы:

1.инструктаж учащихся

2.знакомство с планом изучения нового материала

3.активное слушание учащихся объяснения нового материала учителем и одноклассниками

4.выполнение учащимися заданий рабочего листа

5.подведение к выводу о роли систематики

 Знакомятся с планом работы на уроке, индивидуально выбирают задание, выполняют его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывают о самооценке,задают вопросы учителю и товарищам.

Знакомит с планом работы на уроке, предлагает индивидуально выбрать задание, выполнить его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывать о самооценке, можно задавать вопросы учителю и товарищам: «Обратимся к рабочему листу – вашему помощнику на уроке, здесь описание всех ваших действий, задания по всем этапам урока, место для самооценки.

Объясняет материал по следующему плану:

1.Систематика и ее роль.

На Земле огромное разнообразие растений до 500 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по- своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире. Хотя некоторым растениям

Чтобы разобраться во многообразии растений, ученые создали специальную науку – систематику. Сразу поясню – классификация – распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука имеет многовековую историю .попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции- Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней.

2.Роль Карла Линнея в развитии систематики.

Не только великий талантливый ученый, но и человек удивительно интересной судьбы.

Я хочу передать слово вашим одноклассницам , которые сегодня подготовили сообщения «Биография Карла Линнея» и «Научные труды Карла Линнея». А вам предлагаю слушать, выполнять задания, задавать вопросы.

После сообщения вопросы нашему первому докладчику: :какие качества личности ученого обеспечили ему всемирное признание? Спасибо! Не забудь сдать лист самооценки сообщения.

Вопрос второму докладчику: с какой целью ты готовила сообщение? Спасибо. Не забудь сдать лист самооценки сообщения.

3.Таксоны.

Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны - специальные систематические группы растений ( или единицы) - используется презентация «Классификация растений» мультимедийного приложения к учебнику.

Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличия органов - генеративных и вегетативных, в класс по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство - на основании строения цветка и типа плода, но изучаем позднее (не забывайте выполнять задания в рабочем листе) - используются слайды к уроку «Классификация растений» мультимедийного приложения к учебнику

4.Вид – основная единица систематики.

Основной единицей систематики является вид. Разберем и запомним понятие, мы будем использовать его и далее, изучая курс биологии. Итак, вид – группа особей (организмов)- главные слова, признаки данной группы особей:1) сходных по строению и жизнедеятельности; 2) способных скрещиваться;3) занимающих свой ареал.

Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его.

Линней ввел в науку бинарные ( двойные) названия: первое слово - существительное – отражает принадлежность к роду, второе слово – прилагательное - отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе.

Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия»

Задания рабочего листа- путеводителя, подготовленные учителем к данному уроку

Задание А. (базовый уровень)

Задание можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая сообщения товарищей.

1Дополните определение:

Систематика – это...

Впишите ответ, самооценку (0-1 балл) внесите в графу3.

2.Найдите ошибки в схеме, запишите ее верно:

Вид – отдел – класс – порядок –род - семейство

(0-6 баллов)

3.Определите, сколько видов и родов растений названо в

следующем списке: клевер

луговой, василек луговой,

клевер ползучий, василек

синий, василек скабиоза,

клевер шведский, лютик едкий.

Ответ вписать вместо многоточия, самооценку(0-2 балла) в графу 3.

Задание Б.

Его можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая сообщения товарищей.

1.Выберите верный ответ:

Ученые объединяют организмы в группы на основе:

А) сходства организмов без учета родства;

Б) общности мест их обитания;

В) сходства организмов с учетом их родства;

Г) практического значения организмов.

Ответ:

(0-1 балл)

не забудьте о самооценке в графе 3.

2.Впишите ответы в кроссворд:

1. Наука о классификации организмов

2.Шведский ученый – натуралист.

3. Страна-родина Карла Линнея.

4.Систематическая группа (или единица).

5.Основная единица системы растений.

6.Двойные названия растений.

(6 баллов)

3.Решите задачу:

Чайный сервиз,

изготовленный в Китае по

заказу одного крупного

ученого украшало его

любимое растение – линнея

северная. Как фамилия

ученого? Как он связан

с этим растением?

(0-2 балла)

Ответ: Ученый -… …

Он связан с этим растением тем, что …

уметь выделять прин­ципы современ­ной классифика­ции растений.

называть таксо­ны растений в определенном порядке

 

Познавательные УУД:

умение давать определения понятиям, классифициро­вать объекты.

Личностные УУД:

умение соблюдать дисцип­лину на уроке, уважитель­но относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Развитие навыков самооценки и са­моанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одно­классникам

КонтрольВремя: 9 минЭтапы:

1.сличение с образцом

2.исправление ошибок

3.оценивание работы

4.формулирование вывода по проблемному вопросу урока.

  затем проверяют правильность выполнения

 заданий по образцу на слайдах презентации, исправляют ошибки, дают самооценку своей работы в баллах и в виде отметки,

делают вывод по проблемному вопросу урока

  затем просит проверить правильность выполнения

 заданий по образцу

на слайдах презентации, исправить ошибки, дать самооценку работы, выборочно просматривает тетради, оценивает учащихся за индивидуальные сообщения и самостоятельную работу в тетради.

Далее предлагает сделать вывод.

«А сейчас, узнав новое, вернемся к проблемному вопросу: как объяснить слова Линнея:

« Без систематики в биологии был бы хаос?» (показывает определитель растений).

Изученная тема – опора для изучения последующих учебных тем, положительный учебный опыт поможет вам успешно понять новое.

 

 уметь выделять прин­ципы современ­ной классифика­ции растений.

называть таксо­ны растений в определенном порядке

 Личностные УУД:

умение соблюдать дисцип­лину на уроке, уважитель­но относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД:.

Развитие навыков самооценки и са­моанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одно­классникам

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Проектная работа по биологии "Комнатные растения" -6 класс

Введение

Постановка проблемы: Комнатные растения с давних времен привлекают внимание людей. Они стали неизменным декоративным дополнением многих помещений и с каждым годом приобретают все больше ценителей.

В настоящее время огромное разнообразие видов, богатство выбора и доступность даже редких экзотических культур позволяют подобрать растения к любому интерьеру, сделать уютными и привлекательными как жилые комнаты, так и помещения официальных учреждений.

Растения не только украшают помещения, но и позволяют улучшить атмосферу в доме, очищают воздух от пыли, вредных примесей и многих болезнетворных бактерий. Некоторые культуры выделяют в воздух фитонциды – летучие вещества, благотворно воздействующие на здоровье человека. Но необходимо помнить, что только малые дозы фитонцидов оказывают благоприятное влияние на организм, а большие – отрицательно влияют на здоровье и самочувствие человека, увеличивают риск обострения различных аллергических реакций. Не стоит забывать и о том, что большое число комнатных растений могут аккумулировать из атмосферы вредные химические вещества и их соединения. Поэтому возникла необходимость изучения комнатных растений для правильного подбора и расположения в помещении, для создания экологически и психологически благоприятной среды.

Цель исследования:

  • Изучить видовое разнообразие комнатных растений МБОУ Покровская СОШ.

  • Определить комнатные растения, рекомендуемые для школьного озеленения.

Задачи исследования:

  • Определить видовое разнообразие комнатных растений школы;

  • Изучить биолого-экологические особенности комнатных растений, области применения и распространение;

  • Привлечь учащихся к озеленению школы, бережному отношению к природе.

Участники исследования:

Учащиеся 6 класса – Барнакова Татьяна, Непомнящий Кирилл.

Время и место проведения:

Исследования проводили в сентябре и октябре 2014г. на территории школы.

Описание проекта:

В работе был использован следующий метод: лабораторный, включающий определение сфотографированных и имеющихся в школе комнатных растений с помощью книг-определителей, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов по растениям.

Этапы исследования:

  • На подготовительном этапе исследований проведено визуальное изучение комнатных растений школы.

  • На следующем этапе проведено фотографирование комнатных растений школы.

  • Лабораторное определение и выявление растений, рекомендуемых и не рекомендуемых для озеленения школьных помещений.

  • Поиск знаний о распространении, применении и экологии растения.

  • Приемы озеленения помещений в школе.

Результаты исследований и их оценка:

  • Во время проведения исследования было определено 57 видов комнатных растений, из них – 2 растения не рекомендуемых для озеленения в школе.

  • При изучении видового разнообразия комнатных растений были определены растения, рекомендуемые и не рекомендуемые для озеленения в школе.

  • Проведено озеленение школьной столовой.

Заключение:

Говоря об озеленении школьных помещений, необходимо помнить, что существует много ядовитых и опасных, особенно незнакомых нам экзотических комнатных растений. Ядовитый сок, которых может вызывать воспаление и сильные отеки кожи и слизистых оболочек, аллергические дерматиты и стоматиты. В период цветения некоторые комнатные растения могут вызывать сильную головную боль и психологический дискомфорт.

Будьте грамотны в подборе и расположении комнатных растений в помещении.

Министерство образования и науки Российской Федерации

МБОУ Покровская средняя общеобразовательная школа

Муниципальный конкурс

«Человек и окружающая среда»

Название проекта:

«Мир комнатных растений»

(номинация конкурса: «Зеленый дозор»)

География проекта:

с.Покровка.

Сроки осуществления проекта:

09 – 10. 2014г.

Авторы проекта:

Барнакова Татьяна,

Непомнящий Кирилл, учащиеся

6 класса

Руководитель проекта:

Мешкова О.А., учитель биологии и

химии

Школа: МБОУ Покровская СОШ

2014г.

infourok.ru

Познавательная игра "Полезные растения" 6 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Таганрога Ростовской области

Познавательная игра по биологии в 6 классе«Полезные растения»

подготовила

учитель химии и биологии

Лаврентьева Снежана Павловна

г. Таганрог

2011г.

(слайд № 1)

Методические рекомендации: игра под таким названием проводится для учащихся 6 классов. Перед началом мероприятия кабинет биологии оформляется красочными тематическими стенгазетами.

Цели:

  • ознакомление со способами сохранения и укрепления своего здоровья с помощью полезных растений;

  • расширение кругозора учащихся

Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;

  • вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие образного мышления;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие восприятия;

  • повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

Ход мероприятия

Ведущий: Польза, которую приносят растения, очень велика и многообразна. Сегодня мы остановимся на том, какую пользу растения могут принести нашему здоровью. Выполняя различные задания нашей игры, вы узнаете как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья. (слайд № 2) Поэтому, девизом сегодняшней игры являются слова: “Твое здоровье – в твоих руках!”. На столе у каждой команды находится большой лист бумаги, на котором в течение игры вам предстоит создать коллаж, посвященный нашей сегодняшней теме. Коллаж – это творческий жанр, когда произведение создается из вырезанных изображений, наклеенных на бумагу. Вы можете дополнить его своими рисунками и записями. Вместе с листом бумаги вы получили набор материалов и рекомендации для составления коллажа. В конце игры каждая команда получит право представить и “защитить” свою работу.

Для того чтобы начать наше мероприятие я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Во время игры постарайтесь быть внимательными, организованными и активными. Желаю вам успеха! Итак, начнём!

Конкурс 1. «Деревья – целители» (слайд № 3)

Ведущий: Мы живем в городах – каменных мешках, чахнем, теряем связь с природой, а, значит и с собой. Помочь восстановить связь с природой могут деревья. Деревья – не просто лес или парк, это целая вселенная, параллельный мир, существующий рядом с нами. Поэт Николай Гумилев называл деревья свободными зелеными народами. Их целительная сила известна людям давно. В древности русские воины перед сражением уходили в дубовую рощу, чтобы набраться сил и укрепить дух. Об этом говорится и в русской пословице: “Держись за дубок, дубок в землю глубок!”. Современные ученые выяснили, что растения содержат фитонциды – вещества, убивающие микробов. В лесу целебно все – и воздух, и вид деревьев (зеленый цвет успокаивает и расслабляет). Деревья получают энергию от солнца. С точки зрения биоэнергетики – науки, о преобразовании энергии в процессах жизнедеятельности организмов – между деревом и человеком идет обмен энергией, информацией. Специалисты советуют, чтобы выбрать подходящее именно вам дерево, поднесите к нему ладонь. Если почувствуете тепло или покалывание в 2-3 шагах от него, значит это ваше дерево, готовое поделиться своей уникальной энергией. Чтобы пополнить запас сил, встаньте к дереву спиной, обнимите его опущенными руками, расслабьтесь, закройте глаза, дышите размеренно. Достаточно двух – трех минут. Не забудьте поблагодарить дерево за помощь! Давно замечено, что разные деревья обладают разными целительными свойствами. Чтобы выяснить, как какое дерево влияет на человека, выполните задание.

Командам выдаются карточки – пазлы и изображения деревьев, по 5 каждой команде.

(слайд № 4) Задание: Соберите пазлы и получите информацию о влиянии деревьев на здоровье человека. Продемонстрируйте изображение этого дерева.

Ответы:

№ 1 – береза, № 2 – ива, № 3 – сосна, № 4 – рябина, № 5 – дуб,

№ 6 – ель, № 7 – клен, № 8 – тополь, № 9 – лиственница, № 10 – липа.

Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки. Жюри оценивает: правильность сборки – 1 балл за каждый пазл, правильность определения деревьев – 1 балл за каждое дерево, быстроту выполнения задания – 1 балл. Максимальная оценка – 11 баллов.

Конкурс 2. «Овощи на страже здоровья» (слайд № 5)

Ведущий: Овощи – древнейшая пища человека. В нашей стране возделывается 80 видов овощей, а в мире более 600! В их состав входит множество микроэлементов и витаминов, необходимых для сохранения здоровья.

Командам выдаются листы справочной информации и изображения овощей, по 10 каждой команде.

(слайд № 6) Задание: Сейчас вам предстоит выступить в роли экспертов по овощам. Составьте рекомендации по питанию. Какие из овощей вы посоветуете включить в рацион питания людям: а) с избыточной массой тела, б) недавно перенесшим простудное заболевание. Используйте справочную информацию.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги. Жюри оценивает: правильность данных рекомендаций – 1 балл за каждую рекомендацию, аргументированность – 1 балл, быстроту выполнения задания – 1 балл.

Конкурс 3. «Загадочные овощи» (слайд № 7)

Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

  1. Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь) (слайды № 8 - 9)

  1. В огороде – жёлтый мяч. Только не бежит он вскачь, Он как полная луна. Вкусные в нём семена (Тыква) (слайды № 10 - 11)

  1. Как надела сто рубах,Захрустела на зубах (Капуста) (слайды № 12 - 13)

  1. Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он… Обжигает… Не лимон (Лук) (слайды № 14 - 15)

  1. Как на грядке под листок Закатился чурбачок – Зеленец удаленький, Вкусный овощ маленький (Огурец) (слайды № 16 - 17)

  1. Он кусает, только вот, Зубок есть, но, где же рот? Белый носит сюртучок. Что, скажи, дружок? (Чеснок) (слайды № 18 - 19)

  1. Бурая – не мишка, В норке – но не мышка (Картошка) (слайды № 20 - 21)

  1. Белый, тощий корнеплодПод землей растет.И хотя он очень горек,В пищу нам он годен.Все, от взрослых до ребятС холодцом его едят (Хрен) (слайды № 22 - 23)

  1. Он бывает, дети, разный –Желтый, травяной и красный.То он жгучий, то он сладкий,Надо знать его повадки.А на кухне – глава специй!Угадали? Это… (Перец) (слайды № 24 - 25)

  1. Над землей трава,Под землей бордовая голова (Свекла) (слайды № 26 - 27)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 4. «Лечебный десерт» (слайд № 28)

Ведущий: Или фрукты вместо таблеток. Фрукты, как и овощи, являются для организма источником витаминов и минеральных солей. Но их употребление может не только сохранить здоровье, но и порой заменить дорогостоящие медицинские препараты.

На столы команд раздаются карточки с изображением фруктов:

а) яблоко, мандарин, банан, хурма, грейпфрут;

б) гранат, апельсин, груша, киви, лимон.

Выдаются информационные листы.

(слайд № 29) Задание: Перед вами фрукты, которые доступны в свободной продаже даже зимой. Используя информационный материал, выясните, какое влияние они оказывают на организм человека.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги. Жюри оценивает: информацию о влиянии фрукта – 1 балл за каждый фрукт, аргументированность, убедительность – 1 балл, быстроту выполнения задания – 1 балл.

Максимальная оценка – 7 баллов.

Конкурс 5. «Домашний доктор» (слайд № 30)

Ведущий: Оказывается, полезные для здоровья вещества есть не только в съедобных пищевых растениях. Обитатели наших подоконников тоже могут быть очень полезными. (слайд № 31) Например, хлорофитум очищает воздух помещений от табачного дыма!

(слайд № 32) Задание: Разгадайте ребусы и узнайте, какие еще комнатные растения обладают лечебными свойствами. Представители команд вытягивают по две карточки с ребусами.

(слайды № 33 – 40)

Ответы:

№ 1 – каланхоэ, № 2 – сансевьера, № 3 – золотой ус, № 4 – алое.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги. Жюри оценивает: правильность разгадывания ребуса – 2 балла за ребус, быстроту выполнения задания – 1 балл. Максимальная оценка – 4 балла.

Конкурс 6. «Лесное меню» (слайд № 41)

Ведущий: Ученые подсчитали, что в растительном царстве овощными, съедобными свойствами обладают около 1200 растений. Зная такие растения, человек никогда не останется голодным. Более того, дикорастущие травы часто содержат такие вещества, которые никогда не попадают на наш стол с традиционными продуктами.

Задание: Слушайте и смотрите внимательно, затем вам предстоит ответить на вопросы.

(слайд № 42) Одуванчик. Это самый известный съедобный цветок. В его листьях много кальция, железа, марганца, фосфора и витаминов В2 и С. Небольшой секрет: его листья надо собирать весной, пока одуванчики еще не зацвели, а горечь удаляется при вымачивании в холодной воде в течение 20 – 25 минут. Из листьев готовят салаты, например такой, листья одуванчика, чеснок, тертая морковь и майонез. Возможно сочетание с листьями крапивы. А из соцветий делают варенье – “одуванчиковый мед”, который повышает иммунитет и напоминает зимой о лете.

(слайд № 43) Кипрей, иван-чай. Растет на вырубках, насыпях и склонах. Все части растения употребляют в пищу. Листья и цветки – весной и летом, а корни – осенью. Заваривают чай из листьев и бутонов. Варят зеленые щи, делают салаты из листьев и соцветий, которые содержат много витамина С. Корни употребляют в сыром и вареном виде вместо спаржи и капусты. Из высушенных корней делают муку, из которой готовят каши, пекут хлеб, блины, лепешки. Из поджаренных корней получают заменитель кофе. Кипрей имеет и лекарственное значение: чай – болеутоляющее средство, помогает от бессонницы, головной боли.

(слайд № 44) Крапива. По питательности крапива близка зеленому гороху, молодой фасоли и капусте. Витамина С в ней в два раза больше чем в черной смородине, а витамина А больше, чем в моркови и облепихе. В пищу употребляют молодые листья, собранные до цветения. Из молодых листьев варят очень вкусные зеленые щи, и даже засаливают и заквашивают на зиму!

(слайд № 45) Пастушья сумка. И кормилица, и врачевательница. Весной её листочки появляются одними из первых. За лето успевает вырасти четыре поколения, поэтому всегда можно найти её молодые листочки. Из листьев готовят: салаты, щи, борщи, начинку для пирожков. Семена используют как специи, вместо горчицы и перца.

Команды по очереди отвечают на вопросы. Если команда не может ответить на вопрос, то на этот вопрос может ответить другая команда.

Вопросы:

  1. Какие части одуванчика человек использует в пищу? (листья, соцветия)

  2. Какие блюда готовят из одуванчика? (салат, «одуванчиковый мёд»)

  3. Из какого дикорастущего растения моно приготовить чай и кофе? (Кипрей, иван-чай)

  4. Какую часть растения кипрей используют для получения муки? (высушенные корни)

  5. Какими витаминами богаты листья крапивы? (витамин С)

  6. Как запасают крапиву на зиму? (засаливают и заквашивают)

  7. Семена какого дикорастущего растения могут использоваться в качестве специй? (семена пастушьей сумки)

  8. Почему в течение всего лета можно собирать молодые листья пастушьей сумки? (за лето успевает вырасти четыре поколения)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги. Жюри оценивает: правильность ответа – 1 балл за каждый ответ

Информационный блок “Аромотерапия”(слайд № 46)

Ведущий: На стол ставится аромолампа, в чашу которой вместе с водой добавлено несколько капель эфирного масла лимона, зажигается свечка в основании аромолампы.

Аромотерапия – один из видов физиотерапии, который в лечебных целях использует эфирные масла растений. Эфирные масла – это летучие пахучие вещества, извлекаемые из некоторых видов растений, при комнатной температуре обычно представляют собой жидкости с характерным для каждой из них запахом ... Поэтому аромотерапию часто называют лечением запахами. Эфирные масла могут содержаться в самых разных частях и органах растений: в цветках, листьях, корнях, плодах и семенах. Как действуют эфирные масла? Носовые нервы соединяют полость носа с лимбической системой мозга, которая оказывает заметное влияние на выполнение организмом ряда функций, в том числе она отвечает за наше самочувствие и поведение. Также доказано, что эфирные масла часто обладают антисептическими свойствами, защищая организм от внутренних и внешних инфекций. Практически все эфирные масла имеют бактерицидное действие, а некоторые их виды также уничтожают вирусы (эвкалиптовое масло) и грибки (масла из мяты перечной и чабреца).

Обратите внимание на экран, на нем представлены эфирные масла, которые вы можете использовать сами. Эфирное масло апельсина благоприятно действует на нервную систему детей, повышает концентрацию внимания, помогает при простуде. Эфирное масло мяты стимулирует при умственных переутомлениях, смягчает состояние напряжения, освежает и бодрит. Эфирное масло лимона помогает при усталости, при простудных заболеваниях, усиливает жизненный интерес, побуждает к творчеству.

В нашей лампе находится эфирное масло лимона. Пока работает аромолампа, вы можете вдыхать его аромат. Сейчас как раз самое время проявить свою творческую активность и завершить свой коллаж.

Конкурс 7. «Коллаж» (слайд № 47)

Ведущий: Представители каждой команды прикрепляют свой коллаж на доске, рассказывают о его основной идее.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель. Жюри оценивает: оформление, содержание, соответствие теме, представление. Максимальная оценка – 5 баллов.

Ведущий: Наша игра подходит к концу, уже завершены конкурсные испытания, жюри сейчас подводит итоги. Через несколько минут мы узнаем, кто же стал сегодня победителем игры. Но самое главное, сегодня мы еще раз убедились, что человек и природа едины, что нельзя терять эту хрупкую связь, и что растения могут нам в этом помочь. Вы познакомились с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Благодарю участников и болельщиков за интересную игру, и хочу всем пожелать: “Будьте здоровы!” (слайд № 48)

Используемая литература:

  1. В.В. Пасечник «Биология» 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

  2. Картинки овощей (автор и источник заимствования неизвестен)

  3. Зеленый пакет: Комплект образовательных материалов. – Сентендре (Венгрия): РЭЦ, 2005

  4. Орлова Ж.И. Все об овощах. – М.: Пищевая пром-сть, 1978;

  5. Стрижев А.Н. Рассказы об овощах. – 2-е изд., доп. М.: Моск. Рабочий, 1985;

  6. Филиппова И.А. Доктор на подоконнике. Лечебные свойства комнатных растений. – СПб.: ИГ “ВЕСЬ”, 2004. – 128с., ил. – (Серия: кладовые природы).

  7. Энциклопедия домашних лекарственных растений. – СПб.:Лениздат, “Ленинград”, 2006.

Интернет-ресурсы:

1. Аромотерапия и психология. http://aromaplus.ru/plus.php

2.Биологически активные вещества в растениях. Эфирные масла. http://askflower.ru/fytoarticles/8.html

3.Деревья-доноры. http://www.florets.ru/tainy-rastenii/derevjya-donory.html

4.Дикие растения – дары природы. http://rostok.ecosem.ru/rastenie.htm

5.Дикорастущие съедобные растения.Автор – Берсон Гарри Залманович. http://www.skitalets.ru/books/dikorast_rast/index.htm

6.Овощи на грядке и вашем столе. Дикорастущие съедобные растения. http://www.daryogoroda.ru/category/dikorastushhie-sedobnye-rasteniya/

7.Полезные растения. http://www.nedug.ru/library/Default.aspx?ID=1937

8.Полезные растения в вашем доме. http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2344

http://www.greenrussia.ru/sedob_rastenia.php

9.Съедобные цветы. http://www.proflowers.ru/articles/571.html

10.Удивительные свойства комнатных растений. http://amaranthus.ru/stat/dom-rast/

11.Загадки об овощах - http://www.solnet.ru

9

doc4web.ru

"Покрытосеменные растения" 6 класс

Тема урока: «Отдел Покрытосеменные растения».

«Не счесть чудес в живой природе!» (слайд № 1)

Цели урока:

  1. Изучить особенности отдела «Покрытосеменные».

  2. Сформировать представление о наиболее сложной организации покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными.

развивающие:

  1. Развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

  2. Активизация познавательного интереса у учащихся.

  1. Прививать навыки коммуникативного общения.

  2. Создать условия для формирования навыка самостоятельной мыслительной деятельности и коммуникативной культуры

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстрационный, проблемный.

Тип урока: комбинированный урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме.

Формы урока: индивидуальная, групповая, в парах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, рисунки с изображением разных видов покрытосеменных.

Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация знаний и мотивация учащихся.

«Под небом низким и седым - тайга, от края и до края, здесь нет тепличной красоты, отсюда далеко до рая…». (слайд № 2)

(слайд № 4,5,6,7)

Задание 1. (ответы детей).

  • Ребята, скажите, пожалуйста, какие древесные растения образуют данную природную зону?

  • А что мы знаем о голосеменных растениях?

  • А вот мне интересно, почему назвали данную группу именно таким образом?

(Работа с классом.) Тестовое задание: «Гонка за лидером» или правда ли то, что… (слайд № 8)

1. К голосеменным растениям относят только древесные породы?

2. Листья у всех голосеменных растений – хвоя?

3. Хвойные растения относятся к отделу голосеменных?

4. Сосна, ель, пихта-это хвойные растения?

5. Все голосеменные растения имеют цветок и плод?

Задание 2.

Цифровой диктант. (1 уч-ся проверяет на доске).

  • «На слух» - ответить на вопросы письменно—да-1,нет -0.

  • Сосну и ель относят к отделу папоротникообразных? (0).

  • Семена в процессе эволюции появились впервые у голосеменных? (1).

  • Голосеменные растения вечнозелёные? (1).

  • Настои и отвары из почек сосны действуют как дезинфицирующее отхаркивающее и мочегонное средство? (1).

Упражнение – разминка. (слайд № 9)

«Сбился с азимута среди трёх голосеменных».

Пословицу переведите на язык биологических терминов: «Заблудился в трёх соснах».

Работа с тестом. (весь класс, слайд № 10,11)

hello_html_279a377c.png

Вопросы для проверочного задания. (работа по рядам)

Ответ:

Ответ:

Ответ:

ІІІ. Новый материал.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по «Отделу Покрытосеменные растения». (слайд № 12) Каждая страница нашего путешествия даст нам возможность ещё раз проникнуть в тайны этого удивительного отдела. (слайд № 13) Цветковые растения (покрытосеменные) - самый обширный отдел растительного мира, к которому относится больше половины всех видов растений на Земле. Цветковые насчитывают 533семейства, примерно13.000 родов и не менее 350.000 видов. Из покрытосеменных многие вошли в число культурных растений.

Культурными называются растения, специально выращенные и выведенные человеком для удовлетворения своих потребностей. (слайд № 14,15,16,17,18)

Лекарственные растения- растения, которые обладают лечебным воздействием. (слайд № 19,20,21)

Название покрытосеменные указывает на то, что они образуют семена, но и в отличие от голосеменных покрытые плодом, который образуется из цветка. Это свойство уникальное свойство покрытосеменных, из-за чего они получили название цветковые. Покрытосеменные (цветковые) растения разнообразны по формам, по требованиям к условиям обитания, но им присущи общие признаки строения, размножения и развития.

Лабораторная работа: «Знакомство с цветковыми растениями». (слайд № 22)

Цель: Изучить внешнее строение цветковых растений.

Ход работы.

  1. Рассмотреть цветковое растение, назвать его.

  2. Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.

  3. Определите, где находится цветок и плод.

  4. Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размер.

  5. Рассмотрите плод.

  6. Сделайте выводы.

Оборудование.

  1. Растения: пастушья сумка, яблоня, ромашка.

«Признаки покрытосеменных».

Учитель предлагает определить правильную последовательность эволюции растений (раздаточный материал, слайд № 23,24), демонстрация правильного ответа).

hello_html_123c05c7.png

Чем был определён расцвет цветковых? (ответы уч-ся).

Учитель. Покрытосеменные характеризуются рядом чётких признаков, отличающих только эту группу растений. Среди покрытосеменных встречаются не только деревья, но и травы, кустарники. Цветковые растения обладают более совершенной проводящей системой, что обеспечивает лучшее водоснабжение растения. У них появляется новый орган – цветок. Семена заключены в плод. Появилось двойное оплодотворение, что резко отличает их от всех остальных групп растительного мира. Изменения появились в особенностях жилкования листьев. Важнейшие преобразования произошли в проводящей системе - появление сосудов, что ускоряет движение восходящего тока, ситовидных трубочек. У покрытосеменных имеется вегетативное тело, разделённое на две основные части: корень и побег, которые помогают растению осваивать две разные среды для пищи - воздушную и почвенную.

(Запись на доске и в тетради схемы)

Вегетативное тело---- → побег----стебель, листья, почки.

Корень (главный, боковой, придаточный).

(рассказ и демонстрацией таблицы).

Таким образом, покрытосеменные получили дополнительные возможности в конкурентной борьбе и в конечном итоге стали «победителями» в борьбе за существование. (слайд № 25)

Признаки покрытосеменных. Признаки голосеменных.

1. Образуют семена.

1. Образуют семена.

2. Развивают цветок.

2. Цветков не образуют.

3. Плодов не развивает.

3. Развивают плод.

4. Опыляется животными, ветром, водой, самоопылением.

4. Опыляется ветром.

5. Имеются древесные и травянистые формы.

5. Имеются древесные формы, трав нет.

6. Имеют семязачатки, шишки.

6. Имеют семязачатки, (полость завязи пестика), они лежат, открыто на чешуе.

7. Двойное оплодотворение.

7. Оплодотворение внутри семязачатка.

Их принято делить на 2 класса двудольные и однодольные.

Покрытосеменные отличаются большим разнообразием жизненных форм растений. Это кустарники, деревья, травы. (слайд № 26)

Древесные

Травянистые

деревья

травы

кустарники

Среди трав имеются стержнекорневые, луковичные, корневищные, лианы, клубнеообразующие

Есть влаголюбивые, сухолюбивые, светолюбивые и тенелюбивые.

(слайд № 27,28,29,30)

Обратите внимание на эпиграф урока: «Не счесть чудес в живой природе».

Одно из таких чудес – это цветок. «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» - говорил великий сказочник Г.Х.Андерсен.

И действительно цветы сопровождают нас всю жизнь.

(слайд № 31,32,33,34,35,36; сообщение о цветах).

Прелесть и красоту цветов ценили с незапамятных времен. В папирусах упоминаются любимые цветы египтян: лотос, резеда, мирт, лилии. Священные рощи Эллады украшали розы, гвоздики, маргаритки и примулы. В Древнем Риме увлекались декоративными садами. На Руси славилась своими цветниками усадьба основателя Москвы Юрия Долгорукова. Каждый народ имел свой почитаемый цветок. Греки и персы чтили - гиацинт, римляне – нарцисс, арабы – жасмин, китайцы – пион, японцы – хризантему, индейцы – георгин и агаву.

Цветы окружают человека в течение всей его жизни. Об этом рассказывают фрески и росписи в старинных храмах, растительные орнаменты в вышивках. Цветы воспевались писателями, художниками, композиторами.

С давних времен отмечают праздники цветов. Они проходили в древней Индии. В несколько измененном виде этот праздник – праздник весны (сейчас) существует и в наши дни. До сих пор в Париже существует праздник роз, который зародился еще в глубокой древности. Королеву этого праздника именуют розьерой.

Англичане торжественно отмечают праздник незабудок, первоцветов и анютиных глазок.

Яркое зрелище представляет собой праздник цветов в Венеции. Цветы можно увидеть повсюду: в прическах девушек, в венках, гирляндах и т.д.

В первое воскресение марта отмечают праздник цветов в Китае и Японии, в феврале – цветение слив, в марте – персиков, в апреле – вишни, в июне – пионов, в октябре – хризантем и клена.

У славян во времена язычества существовал праздник Ивана Травника. Он сопровождался плясками, пением и поиском кладов. Девушки пускали по рекам венки, желая узнать о своей будущей судьбе.

У восточных славян праздник растений дошел до наших дней. Это Троица. В этот день украшают цветами и ленточками ветки берез.

Со многими названиями цветов связаны красивые легенды.

Игра: «Ботаническое лото». (слайд № 37; ребята получают карточки, нужно составить правильный ответ).

Синие, первые цветковые растения произошли 135 миллионов лет назад от семенных папоротников.

Зелёные Покрытосеменные – самая богатая видами группа растений. Известно 250 тысяч видов.

Жёлтые для цветковых растений имеют характерно наличие цветков и семян, заключённых в плод.

Красные Прогрессивные черты позволили занять покрытосеменным растениям господствующее положение.

Покрытосеменные растения Астраханской области. (слайд № 38)

Мы с вами живём в Астраханской области, и я думаю, что вам будет интересно узнать о покрытосеменных растениях нашего края.

(Видео - вступление о нашем крае; слайд № 39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,

49,50,51)

hello_html_3e1433d2.jpgТюльпан Шренка (лат. Tulipa schrenkii). Занесён в красную книгу. Считается одним из родоначальников первых культурных сортов (класс Дюк Ван Толь, известный с конца XVI века). Назван в честь Александра Ивановича Шренка.

hello_html_m4b088d58.jpg Цветок Лотоса жёлтого  (Nelumbo lutea). Лотос (лат. Nelumbo) — род двудольных растений, единственный представитель семейства Лотосовых. Это — священное в глазах туземца.

hello_html_ma0c9f.jpg Чилим, или Рогульник плавающий, или Водяной орех плавающий, или Чёртов орех (лат. Trápa nátans) — однолетнее водное растение семейства Рогульниковые.

Плоды чилима можно использовать в пищу. Их едят сырыми, отваренными в солёной воде и запечёнными в золе. Из размолотых плодов получают муку и крупу. Охотно поедаются дикими и домашними животными.

hello_html_m57d00681.jpg

hello_html_m7fe00a60.jpgКрушина (лат. Frángula) — самая крупная и наименее специализированная триба рода жостеровые растений семейства Крушиновые. Включает 24 рода, около 560 видов.

hello_html_m331b3d25.jpg Дурман (лат. Datura) — род растений из семейства паслёновых (Solanaceae). Это — высокие травы с цельными листьями, несущими по краям крупные зубцы. Цветы большие, ворончатый складчатый венчик белый. Коробочка усажена шипами. Растет преимущественно на сырых местах. Всё растение сильно ядовито, особенно семена. Содержит алкалоиды датурины: атропин, гиосциамин, скополамин.

hello_html_m489ee530.jpg Эспарцет (лат. Onobrýchis) — род растений из семейства бобовых. Известно до 80 видов, дико растущих в средней и южной Европе, в северной Африке и в западной Азии. Это — травы, полукустарники или мелкие кустарники, усаженные обильными шипами.

hello_html_31fbbb5a.jpg Чертополох (лат. Cárduus) — род растений семейства Астровые, распространённых в Европе, Азии и Африке. Некоторыми видами чертополоха питаются личинки бабочек — гусеницы. Насчитывает более ста видов чертополоха.

hello_html_m46934cc1.jpg Лук Регеля — Allium regelianum. Редкий эндемичный вид юго-востока европейской части России. Вид из семейства луковых. Декоративное и пищевое растение. Луковички многочисленные, чаще бурые. Цветоножки гладкие. Высота 30 - 60 см. Околоцветник яйцевидный, обычно винно-красный или пурпурный.

hello_html_m418433eb.jpg Ковыль перистый — Stipa pennata Плотнодерновинный многолетник из семейства злаковых. Имеет слабораскидистые метелки, цветковые чешуи которых с густоопушенными длинными остями. Опушение мохнатое, светлое, шелковистое. Листья длинные, линейные, очень узкие и часто свернуты в трубку. Произрастает в окрестностях озера Баскунчак.

hello_html_745adda5.jpg Ирис кожистый — Iris scariosa. Многолетнее корневищное растение из семейства ирисовых. Стебель укороченный до 12 — 15 см высотой с 1 — 2 цветками. Трубочка околоцветника в несколько раз длиннее завязи. Очень декоративный вид. Произрастает на глинистых почвах в окрестностях озера Баскунчак.

hello_html_m7b586370.jpg Лотос орехоносный — Nelumbo nucifera.Многолетник с щитовидными, сизовато-зелеными, крупными листьями и с крупными 23 - 27 см в диаметре розово-красными цветками. Земноводное растение из семейства лотосовых. Размножается обычно вегетативно - корневищами, образуя частые заросли, связанные общей корневой системой. Семенами размножается реже. Прорастание семян подземное. В настоящее время площади, занятые лотосом орехоносным, увеличиваются.

hello_html_mf3327c.jpg Ирис низкий — Iris pumila. Многолетнее корневищное растение из семейства ирисовых. Стебель обычно совсем не развит, реже до 12 см высотой, с 1-м, реже с 2-мя цветками. Трубочка околоцветника в несколько раз длиннее завязи.  Произрастает на глинистых почвах в правобережье р. Волги.

(слайд № 52)

Удивительное в жизни растений. «Как возникают легенды о травах, почему некоторым растениям приписаны сверхъестественные свойства? Всякому загадочному непонятному явлению приписывается потусторонняя сила. Толчок к легенде может дать растение необычное, мало встречаемое, недоступное». Удивительное в жизни растений - один из главных поводов к возникновению легенд. Так, петров крест, развивающийся под землёй и внешне похож на крест, не мог не попасть в число легенд.

Кувшинка – цветок водоёмов, тоже не как другие, ведь пруды – обиталища всякой нечисти, значит, и цветок там не без тайн. И его назвали русалочьим.

Легенда о ландыше. (слайд №53,54)

hello_html_392f351c.jpg

Существует легенда, в которой говорится о том, что он так оплакивал уходящую весну, что раненое горем сердце окрасило кровью его слезы. Если верить другой легенде, то это растение выросло из капель крови святого Леонарда, который был ранен в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына, а в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды (Диана в римской), спасавшейся от преследования фавнов. Если верить древнерусской легенде, то появление растения связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти. В некоторых деревнях говорят, что мягкий аромат цветков этого растения выманивает соловья из его гнезда и ведет к невесте. На Украине есть легенда о том, что он вырос на том месте, куда упали слезы девушки, ждавшей своего суженого из далекого похода.

Легенда о сосне. (слайд № 55,56)

hello_html_m35658897.jpg

Древние греки считали ее любимым деревом бога Пана – самого весёлого и безвредного из всех богов античного мира. Помимо Пана, она посвящалась Посейдону, Диане, Кибеле. Посейдон удостоился такой чести в связи с тем, что это растение было основной древесной породой, употреблявшейся в кораблестроении. Это дерево почитается многими народами: так, в Японии и Китае она служит символом вечности и долголетия, в Финляндии – символом жизни, в Корее – олицетворяет верность и принципиальность, в Малой Азии – бессмертие и плодородие. Упоминается растение и в славянских обрядах – свадьбах, похоронах, праздниках.

Легенда о винограде. (слайд № 57,58)

hello_html_m72a46999.jpg

Немало прекрасных легенд рассказывали древние греки и о самом происхождении этого растения. Оказывается, уже был бог Дионис, существовало и само растение, но вот росло-то оно на ветвях огромных вязов. И вот однажды щедрый Дионис вздумал подарить своему любимцу юноше Ампелу ветвь этого растения. При этом он предоставил ему возможность самому взять подарок, находившийся, конечно, на длинной и довольно тонкой ветке высоченного дерева.

Пытаясь завладеть даром, несчастный юноша упал с вяза и разбился насмерть. Долго оплакивая его гибель, удрученный бог решил каким-нибудь образом увековечить своего любимца и превратил его гибкое тело в чудесную извивающуюся лиану, тут же снабженную ранее созданными плодами этого растения. А из души Ампела Дионис сотворил новую звезду, поместив ее на небе в созвездии Девы. Астрономы, естественно, придерживаются несколько иного взгляда на происхождение звезд, но каждый из них уверенно подтвердит существование звезды Винодемиатрикс, а при случае и покажет ее на небе или небесной карте.

Кроме души бедного юноши, осталось увековеченным и его имя. Дионис назвал чудесное растение “ампелос”, и от него позаимствовали свои названия науки: ампелология, ампелография.

Легенда о берёзе. (слайд № 59,60)

hello_html_m53e5b8c6.jpg

В Северной Европе это дерево считалось воплощением смерти и воскресения, олицетворяло переход зимы к весне. Скандинавы посвящали ее богине Нертус, Матери-Земли. Кельты хоронили усопших в шапках из ее коры, а первый месяц зимнего солнцестояния посвящался именно этому растению. Северные племена были уверены, что по зарубкам на этом дереве душа умершего перебирается в высшие миры. А тюркская богиня земного естества Умайя спустилась на землю с двумя. Славяне относились к этому дереву двояко. В Польше его числили вместилищем духов и были уверены, что молния часто попадает именно в это дерево не случайно. Сербские поверья нарекли его проклятым деревом за то, что его прутьями якобы засекли Христа. Но оно выступало и как “счастливое” дерево, связанное с берегинями. Считалось еще, что оно является воплощением чистоты и женского начала. А в христианских легендах – благословенное дерево, укрывшее от непогоды Богородицу и Христа.

Все растения – богатство Земли.

(закрепление материала, слайд № 61)

Знаете ли вы эти растения? (слайд №62)

  1. Чей пух по городу летает? Среди июля снегопад. Прохожие его ругают, А это ветер виноват? (тополь)

  2. Её всегда в лесу найдёшь, Пойдём гулять и встретим. Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем? (ель)

  3. Дерево с прочной древесиной, что тонет в воде. Тем не менее, при Петре I из неё строили корабли, так как в ней смолы, и она подолгу не гниёт. Живёт до 500 лет? (лиственница)

  4. Плодом, какого дерева, согласно поверью, подавился Адам? (яблоко)

  5. Какой кустарник от 40 болезней? (шиповник)

  6. Какое растение называют растительным мясом? (фасоль)

  7. Мишка косолапый по лесу идёт. Что он собирает? (шишки)

Какие утверждения верны?

  1. Ботаника-это наука о живой природе? (нет)

  2. Общий внешний облик растения называют жизненной формой? (да)

  3. У покрытосеменных семена покрыты плодом? (да)

  4. Хвоинки – это зелёные листья? (да, видоизменённые)

(слайд № 63)

  1. Домашние задание №17;

  2. Выберите из предложенных заданий то, которое вы желаете выполнить:

  3. Запись на доске:

    • Составить словарь терминов урока.

    • Составить кроссворд: «Покрытосеменные растения»

    • Нарисовать рисунки, подобрать картинки по теме.

    • Подготовить сообщение о растениях, о которых, говорили на уроке.

  4. Выставление оценок.

(слайд № 64) Итог урока: Рефлексия.

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта