Урок по ботанике "Наука о растениях – Ботаника. Мир растений. " по программе Пономаревой И.Н. Биология о растениях
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека. Охрана растений
Царство Растения объединяет более 320 тыс. видов. Растения значительно отличаются друг от друга по размерам. Например, однолетнее растение крупка весенняя достигает всего 2 см, а водное растение ряска малая имеет размеры от 4 мм до 1 см. Дуб обыкновенный вырастает до 30 — 40 м, сосна — до 50 — 60 м. Настоящим гигантом считается австралийский эвкалипт — по сравнению с берёзой и елью это особенно заметно.
Растения можно встретить повсюду: в океанах и морях, пустынях, горах, на болотах и даже на побережье Антарктиды. Велико разнообразие растений на лугах и в лесах. Различна продолжительность жизни растений. Есть растения, которые живут всего несколько дней или недель, а некоторые дубы живут около 1000 лет. Совокупность всех растений на нашей планете составляет растительный мир — флору.
В большинстве случаев растения имеют зелёную окраску, но могут быть окрашены в красный, жёлтый и другие цвета. Окраска растений определяется наличием в их клетках особых красителей – пигментов. У растений имеется зелёный пигмент – хлорофилл, который и определяет их окраску.
Изучением растений занимается наука ботаника (от греческого слова «ботанэ» — зелень, трава, растение). Она изучает жизнь, внутреннее и внешнее строение растений, их распространение на поверхности земного шара и в Мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.
Все растения в зависимости от строения делят на две большие группы — низшие и высшие. Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки. Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом. У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.
У высших растений тело расчленено на органы — корень, стебель и листья (за исключением мхов), которые построены из различных тканей.
Наиболее простое строение среди растений имеют мхи. У них тонкий стебель, растущий вертикально вверх. Стебель покрыт зелёными узкими листочками. Корней у мхов нет. Мхи растут в сырых лесах, на заболоченных лугах и на болотах.
В лесах встречаются также папоротники, плауны и хвощи. Кроме стеблей и листьев, у них есть корни.
Папоротники отличаются красивыми перистыми листьями. Стебель у них короткий и спрятан в почве.
В сырых лесах, на болотах, на влажных полях и лугах произрастают хвощи. Они имеют вид маленьких зелёных ёлочек.
Для плаунов характерны длинные ползучие стебли, густо покрытые узкими зелёными листочками.
В лесу или парке вы наверняка видели высокие стройные сосны и раскидистые ели. У этих растений листья имеют вид иголок, которые называются хвоей. На ветках образуются шишки, в которых созревают семена. Это хвойные растения.
Но больше всего на Земле и в нашей стране цветковых растений. Кроме листьев, на их стеблях формируются цветки, из которых образуются плоды. В плодах созревают семена.
Особая роль растений на нашей планете заключается в том, что они обеспечивают на ней жизнь. Без растений было бы невозможно существование животных и человека.
Растения являются посредниками между Солнцем и Землей. Используя энергию солнечного света, они поглощают из окружающей среды углекислый газ и воду, образуя при этом органические вещества и выделяя в окружающую среду кислород, который необходим для жизни всех живых организмов. Такой процесс, как вы уже знаете, называется фотосинтез.
Леса и луга, растительность болот, рек, озёр служат естественным домом для животных. Здесь они находят пишу, прячутся от врагов, строят жилища, выводят и выкармливают потомство.
Растениями и их частями питаются животные, грибы, бактерии.
Растения укрепляют своими корнями почву и препятствуют образованию оврагов, канав. Леса способствуют накоплению влаги в почве, препятствуют обмелению рек, озер, ручьёв. Растения испаряют много воды и насыщают её парами воздух, отчего он становится более влажным. Таким образом, растения оказывают влияние на формирование климата данной местности.
Человек использует растений для получения продуктов питания (картофель, пшеница, рис, томаты, огурцы, яблоня). Выращивая культурные растения и собирая урожаи зерна, плодов и ягод, клубней, корнеплодов, человек заготавливает для своего питания большие запасы органических веществ.
Человек использует растения в качестве строительных материалов, топлива, сырья для промышленности. Из растений получают вату, пряжу, ткани, бумагу, краски.
Человек использует лекарственные растения, например ландыш, валериану, тысячелистник, подорожник, ромашку аптечную для изготовления лекарственных препаратов.
Растения украшают города и посёлки, производственные помещения, школы и наши дома. Растительные насаждения поглощают производственный шум, вредные газы, задерживают пыль, делают воздух более влажным. Поэтому люди постоянно сажают деревья, кустарники, создают парки, скверы, цветники и газоны.
Важно, чтобы все люди заботились об охране и умножении лесных богатств. Пусть каждый школьник будет другом растений: сажает деревья, кустарники, цветы, ухаживает за ними, охраняет от повреждений.
Сохранить неповторимость и красоту природы можно, только постоянно заботясь о ней. Надо помнить, что любой живой организм неповторим и любая жизнь ценна. В целях охраны живых организмов во многих странах законодательно запрещён сбор некоторых видов растений. Для информирования населения о редких и исчезающих видах растений созданы Красные книги. Они содержат списки видов живых организмов, которые нуждаются в повседневной охране.
Помогите очень нужно сообщение о растениях (биология 6...
Расте́ния (лат. Plantae, или Vegetabilia) — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Нередко к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Растения (в первую очередь, цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы и др.Растения являются объектом исследования науки ботаники.Общие признаки[править | править вики-текст]Клетки растений имеют плотные целлюлозные оболочки.В клетках находятся зелёные пластиды — хлоропласты, в них зелёный пигмент хлорофилл, поэтому возможен фотосинтез (получение энергии из неорганических веществ на свету при участии фотосинтетических пигментов). Благодаря хлоропластам большинство растений имеет зелёный цвет.В основном ведут прикреплённый образ жизни.Запасные вещества в клетках накапливаются в виде крахмала.Растут в течение всей жизни.Жизнедеятельность регулируется фитогормонами.Определение[править | править вики-текст]История[править | править вики-текст]На вопрос, что называть растением, нет однозначного ответа. Первым на этот вопрос попытался ответить древнегреческий философ и учёный Аристотель, поместив растения в промежуточное состояние между неодушевлёнными предметами и животными. Он определил растения как живые организмы, которые не способны самостоятельно передвигаться (в противоположность животным)[1]. Позднее были открыты бактерии и археи, которые никак не подпадали под общепринятое понятие растений. Уже во второй половине XX века грибы и некоторые типы водорослей были выделены в отдельные категории, поскольку не имеют сосудистой и корневой системы, которая присутствует у других растений[2].Современность[править | править вики-текст]Основная статья: Зелёные растенияОпределяющие признаки[править | править вики-текст]Наличие плотной, не пропускающей твёрдые частицы, клеточной оболочки (как правило, состоящей из целлюлозы)Растения — продуценты. Они производят органические вещества с помощью углекислого газа и энергии солнца в процессе фотосинтеза. Грибы и бо́льшая часть бактерий в последнее время относится к отдельным царствам. Раньше грибы и бактерии считались растениями.Цианобактерии, или сине-зелёные водоросли, для которых, как и для большинства растений свойственен фотосинтез, согласно современным классификациям также не относятся к растениям (цианобактерии включены в царство Бактерии в ранге отдела).Другие признаки растений — неподвижность, постоянный рост, чередование поколений и другие — не являются уникальными, но в целом позволяют отличить растения от других групп организмов[3].
Оцени ответ
shkolniku.com
Наука о растениях – ботаника
Урок № 1 Класс 6 Дата проведения: ____________
Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространённые растения в Казахстане.
Экскурсия №1 «Мир растений вокруг нас».
ЦЕЛИ: систематизировать и расширить понятие о живых организмах, их многообразии, распространении, единых для всех признаках; раскрыть значение живых организмов в природе и в жизни человека; дать первоначальные сведения о биологических науках, предмете «биология» и охране растений и животных; пробудить интерес к изучению биологии.
Результаты обучения:
Ученики расширяют знания о науке - биология; знакомятся с ботаникой – разделом биологии. Уточняют знания о многообразии растительного мира, значении растений в природе и жизни человека.
Оборудование: учебник, иллюстрации, электронная презентация
Тип урока: изучение нового материала, формирование новых знаний
ХОД УРОКА
Этапы урока | Содержание деятельности | Методы, формы, приемы работы | ||||
I Оргмомент, вводный | Приветствие, определение целей урока. ТБ в кабинете. Перечень необходимых принадлежностей к уроку (рабочая тетрадь общая, рабочая тетрадь для лабораторных работ, тетрадь для контроля знаний) Знакомство с организацией учебных занятий по курсу "Биология " и со структурой учебника и правилами работы с ним. 1. Прочитайте статью "Как пользоваться учебником" с.3 2. Ответьте на вопросы. В каком порядке необходимо выполнять домашнее задание? Что обозначают значки, используемые в параграфах учебника? Обратите внимание, что в конце каждого параграфа приводятся основные термины и понятия изучаемой темы. Где в учебнике расположены лабораторные работы? | Беседа Работа в парах | ||||
I Вирусы I Актуализация знаний и усвоение нового материала |
«Биос» – «жизнь» , «Логос» – «наука»
Составление схемы Царства живой природы Бактерии, дробянки Грибы Растения Животные
Учебники 6-8 классов все называются "биология"(демонстрация учебников). Но на самом деле каждый из них посвящен изучению разных объектов: в 6 классе - растения, бактерии, грибы; в 7 классе - животных, а в 8 классе - организм человека. Поэтому в 6 классе мы изучаем раздел биологии - ботанику, в 7 классе - зоологию, а в 8 классе - анатомию. А в 9 -11 классах мы будем с вами изучать общую биологию. Кроме того, каждый из разделов включает в себя элементы другой науки – экологии - науки, изучающей взаимоотношения различных организмов между собой и окружающей средой Почему же все они называются "биология"? (все изучают живые организмы) Ж.Б. Ламарк - французский ученый, который Впервые ввел термин «биология» в 1802г, а Теофраст - ученый, считающийся основоположником науки ботаники. Карл Линней – систематика растений и животных. Примерно 3500 - 500 миллионов лет тому назад в морях, по мнению современных ученых, зародилась жизнь. Первые живые организмы на Земле были такие крошечные, что их трудно было бы различить простым глазом. Постепенно организмы менялись, усложнялись. Сегодня на земле существует огромное количество разнообразных живых организмов. Чтобы разобраться во всем этом многообразии, ученые объединили их в различные царства. Свое знакомство с наукой биологией мы начнем с изучения царства растений Назовите общие признаки Царства растений (ведут неподвижный образ жизни имеют в своих клетках хлорофилл, могут создавать на свету органические вещества).
9. Роль растений:
10. Распространенные растения Казахстана. Защита растений. | Фронтальный опрос, беседа, запись определений в тетрадь составление схемы Эвристическая беседа Беседа Самостоятельная работа по заполнению таблицы с.4-5 | ||||
III Закрепление знаний | Экскурсия №1. Задание: Рассмотрите растения, которые растут на вашем пути в школу. Как они называются, опишите их. Сделайте гербарии. Работа с терминами, изученными на уроке. Биология, ботаника, зоология, Красная книга, заповедник, Ж.Б. Ламарк, Теофраст, К. Линней. | Взаимоопрос | ||||
IV Заключительный | 1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Что узнали нового? Для чего это нужно? Что понравилось на уроке? Почему? 2. Д/з: &1 Творческие задания* (по выбору и по желанию): 1. Есть в природе растения, которые символизируют дорогие и близкие каждому понятия: дружбу, любовь, верность, героизм, мир. Например, олива считается символом мира, лотос - символом солнца и плодородия, незабудка - олицетворением постоянства, долгой памяти и верности. Расскажи об одном из них (электронная презентация приветствуется) 2. Какие растения выращивают для того, чтобы иметь натуральные ткани и нитки для пошива рубашек, джинсов, курток и другой одежды? Расскажи о них (электронная презентация приветствуется) |
Физминутка. Упражнение «Цветы»
Цели:
Укрепление мышц и суставов кистей.
Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами.
Воспитание любви к Родине.
Дети складывают ладони вместе, изображая цветок, затем раздвигают центральные части ладошек, формируя «бутон». И, наконец, раскрывают пальцы веером: цветок распускается.
Подержать раскрытый цветок, ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки, выполнить 3-4 раза. Дышать глубоко, плечи расправить, медленно качать головой из стороны в сторону, пока не уйдет напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию. Качание головой улучшает мыслительную деятельность.
Наши нежные цветкиРаспускают лепестки.Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет.Наши алые цветкиЗакрывают лепестки,Тихо засыпают,Головками качают.
videouroki.net
II Актуализация знаний и усвоение нового материала |
ачем нам изучать растения. Особенно мальчики считают, что заниматься цветочками должны женщины. А между тем, раньше изучением растений занимались только мужчины, причем настоящие мужчины. Эти растения помогали им в жизни, а некоторые сыграли важную роль в истории. Факты из истории.
Множество мужчин погибло из-за растений, которые они шли добывать для своих дам: эдельвейс растет высоко в горах, он является символом красоты и молодости, орхидея – в джунглях. Растения изображались на рыцарских доспехах и гербах, на флагах государств. Флаг Канады – кленовый лист, герб Японии – хризантема. Символ Казахстана – тюльпан (гербарий) Но растения являются не только символами красоты, вдохновляют поэтов на создание произведений. Вспомните стихи о растениях. С целым миром спорить я готов,Я готов поклясться головоюВ том, что есть глаза у всех цветов,И они глядят на нас с тобоюВ час раздумий наших и тревог,В горький час беды и неудачиВидел я: цветы, как люди, плачутИ росу роняют на песок...Р. Гамзатов. Приведите примеры из литературы или истории. Многообразие растений на Земле, самое-самое. Растений на Земле более 350 тыс. видов, от одноклеточных (под микроскопом), имеющие самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади , имеющие сложное строение. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды.
Свойства живой природы? (питание, дыхание, рост, развитие, размножение…) Царства живой природы: Составление схемы Царства живой природы Вирусы Растения Бактерии, дробянки Грибы Животные
10. Распространенные растения Казахстана. Мозговой штурм «Какое значение растения имеют для человека и в природе». (информация из учебника ) Для человека – значение.
Какое главное значение растений? Работа в группах: Оформить письмо-плакат для инопланетян. Время 7 мин. Почему жители Грюнландии стали задыхаться? Что им нужно взять на Земле? Какое растение вы бы им посоветовали взять? Решение проблемного вопроса: можно ли жить без растений. Защита писем-плакатов. | Фронтальный опрос, беседа, запись определений в тетрадь составление схемы Эвристическая беседа Самостоятельная работа по заполнению таблицы | III Закрепление знаний | Экскурсия №1. Задание: Рассмотрите растения, которые растут на вашем пути в школу. Как они называются, опишите их. Сделайте гербарии. Работа с терминами, изученными на уроке. Закрепление изученной темы: 1. На какие науки делится наука биология? 2. Что изучает наука ботаника? 3. Что изучает наука зоология? 4. Что изучает наука микробиология? 5. Что изучает наука микология? 6. Какие организмы относят к доядерным? 7. Назовите признаки живых организмов. 8. Каковы основные различия животных и растений? 9. Назовите признаки грибов, сближающие их с царством животных. 10. Назовите признаки грибов, сближающие их с царством растений. 11. Какова роль растений и в жизни человека? 12. Какова роль растений в природе? 13. Каково общее число ныне живущих видов растений? | Взаимоопрос |
kopilkaurokov.ru
Ботаника - наука о растениях | Учеба-Легко.РФ
Ботаника (от греческого "ботанэ" - зелень, овощи) - наука о растениях, их форме, строении, развитии, жизнедеятельности, распространении, свойствах и пр.
Растения - особая форма живых существ, противополагаемая обычно животным. Растительные и животные организмы имеют общее происхождение от древнейших примитивных форм жизни и потому обладают рядом одинаковых черт, свойственных всему живому (обмен веществ, раздражимость, питание, рост, размножение и пр.).
В качестве наиболее яркой внешней особенности растений, отличающей их от животных, часто называют их зеленую окраску, точнее, способность вырабатывать особое красящее вещество - хлорофилл. И действительно, около 2/3 всего видового состава растительных организмов обладает хлорофиллом. Растения, содержащие хлорофилл, в процессе фотосинтеза усваивают углерод из углекислого газа (CO2). Это так называемые автотрофные (самостоятельно питающиеся) растения. Многие растения (около 1/3 видового состава) хлорофилла не имеют и к синтезу органического вещества из воды и углекислого газа не способны. Эти так называемые гетеротрофные растения, подобно животным, нуждаются в готовом органическом веществе.
Более общим качественным отличием не только зеленых, но и бесхлорофилльных растений от животных является способность усваивать зольные элементы питания в виде неорганических соединений; животные же получают зольные элементы с органической пищей.
Между растением и животным имеется разница и в усвоении азота. Большая часть растений использует нитриты, нитраты и неорганические соединения аммиака, а некоторые - и молекулярный азот атмосферы. Часть растений использует органические соединения азота, но обычно разлагая их при этом до аммиака и используя последний на построение более сложных соединений - аминокислот и белков. Животные же усваивают азот только в составе органических веществ.
Клетки растений, как правило, покрыты твердой оболочкой, по большей части состоящей из углеводов. Благодаря этому растения не способны к восприятию веществ, необходимых для жизни, в твердом виде. Исключения в этом отношении редки.
Возникновение клеточной оболочки относится, несомненно, к древнему этапу эволюции растений, о чем свидетельствует наличие ее у подавляющей массы даже одноклеточных растений.
Возникновение оболочки, приведшее к необходимости восприятия пищевых веществ не путем "заглатывания", а "всасыванием" из растворов, равно как и малая концентрация годных для питания минеральных соединений и углекислоты (для фотосинтезирующих растений), было причиной того, что морфологическая эволюция растительной формы жизни шла в основном в направлении увеличения наружной поверхности тела - поверхности соприкосновения с источником питания, с окружающей средой. Это получило выражение в типичном для многих растений и часто очень обильном ветвлении тела (кроны деревьев, корневые системы, мицелии грибов и т. п.).
При высокой степени рассеяния элементов минерального питания в окружающей растение среде активное движение, требующее большой затраты энергии, оказалось биологически невыгодным и, в противоположность животным, не получило у растений развития. Наоборот, для растений довольно типично прикрепление к субстрату. Но то же рассеяние элементов питания привело к необходимости постоянной перемены точек контакта всасывающих частей тела со средой. Этим, может быть, отчасти и объясняется свойственная большинству растений незавершенность роста в течение индивидуальной жизни, что нетипично для животных.
Черты отличия растений от животных, перечисленные выше, не имеют абсолютного характера. Особенно часто черты животной организации встречаются у растений, отвечающих ранним этапам эволюционного развития. Среди таковых нередки формы миксотрофные, т. е. пользующиеся и органическими пищевыми средствами. Равным образом и у примитивных животных можно найти свойства, характерные для растений. Однако более высокоорганизованные растения достаточно четко отличаются от животных как по указанным признакам, так и по ряду других, менее постоянных.
Изучение растений представляется совершенно необходимым, ввиду того что растительные организмы играют в жизни природы и в хозяйственной деятельности человека чрезвычайно большую роль. Наука о растениях, исследуя закономерности растительной жизни, вскрывает все новые и новые возможности использования растений и управления ими. Достаточно указать на то, что одной из фундаментальнейших основ научной агрономии является ботаника.
uclg.ru
Урок с презентацией по биологии "Ботаника
Класс 6
Тема урока: «Наука о растениях – ботаника»
Цели урока:
познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами;
дать представление о царствах живой природы;
сформировать базу биологических понятий;
расширить знания о роли растений в природе и жизни человека;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
экран;
презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
II. Актуализация опорных знаний
-Ребята, давайте постараемся ответить на несколько простых вопросов.
Фронтальная работа:
1.Как вы думаете, что такое природа?
3.Вспомните, что изучает биология?
3.Почему в школе надо изучать науку о растениях?
III. Мотивация и целеполагание
-Ребята, теперь вы хорошо знаете, что такое природа. Изучать природу не только нужно, но это еще и очень интересно.
Слайд 1.
- В этом году нам с вами предстоит познакомиться с новой дисциплиной – биологией. Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность.
Слайд 2.
- Термин «биология» предложил Жан Батист де Ламарк в 1802 году.
Слайд 3.
-Ребята, не забывайте, что жизнь на Земле существует в различных формах, поэтому и биология делится на несколько самостоятельных наук. Одна из них – ботаника, изучением которой мы займемся в этом году.
-Итак, тема нашего урока: «Наука о растениях – ботаника».
IV. Изложение нового материала
Слайд 5.
-Отцом ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст, который жил в 370—286 годах до нашей эры. Ему было известно около 600 видов растений. Теофраст сыграл огромную роль в развитии науки, объединив разрозненные данные о растениях в единую систему.
-А кто-нибудь знает, что означает слово «ботаника»?
Ботаника в переводе с греческого означает «зелень», «трава», «растение».
Слайд 6.
- Но как же разобраться во всем многообразии живых организмов?
Для этого их необходимо разделить на несколько больших групп, которые получили название царства. Давайте запишем определение в тетрадь.
Царства - это одна из самых высоких уровней классификации живых организмов.
Все живые организмы делят на 4 крупные царства: бактерии, грибы, животные и растения.
Самые примитивные - бактерии. Их клетки не содержат ядра, поэтому их называют доядерными, или прокариотами. Все остальные организмы относятся к ядерным, или эукариотам, т.е. содержат ядро.
Слайд 7.
-Ребята, а теперь давайте подумаем, чем растения отличаются от животных?
Слайд 8.
- Первым отличием является способ питания. Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца, а животные питаются готовыми органическими веществами.
Слайд 9.
- Вторым отличием является рост. Рост растений не ограничен, а большинство животных растет до определенного возраста.
Слайд 10.
- Третьим отличием является движение. Растения малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни, а животные активно передвигаются, имеют органы для передвижения.
Слайд 11.
- Следующим отличием является газообмен. Растения вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ, способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода). Животные также вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ, не способны к фотосинтезу.
Слайд 12.
- Еще одним отличием является строение клетки. В состав клеточной стенки растительной клетки входит клетчатка или целлюлоза, содержатся пластиды, которые обеспечивают фотосинтез, окраску листьев, плодов. У животных же наружный слой тонкий, эластичный, пластиды отсутствуют.
Слайд 13.
- Ребята, а как вы считаете сколько видов растений существует на Земле?
Слайд 14.
- Общее количество существующих видов растений — приблизительно 400 000— 500 000!
Слайд 15.
- При этом растительный мир очень разнообразен, что проявляется в жизненной форме растений. Выделяют 3 основные жизненные формы растений:
травы – жизненная форма растений с сочными, зелеными, не одревесневающими побегами;
кустарники – жизненная форма растений, имеющая несколько скелетных осей;
кустарнички – жизненная форма растений, не имеющия главного ствола с сильно ветвящимися одревесневшими побегами;
деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся в течение жизни одним стоволом.
V. Физкультминутка
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
VI. Продолжение изложения материала.
Рассказ учителя с демонстрацией презентации.
Слайд 16.
- Роль растений в природе и жизни человека огромна. А как вы думаете какую роль играют растений в природе и в жизни человека?
Слайд 17.
- Практически все растения имеют зеленый цвет, а следовательно , способны к фотосинтезу, то есть способны превращать энергию солнца в энергию органических веществ, то есть они являются источником пищи для всех остальных организмов.
Слайд 18.
- Кроме того, в процессе фотосинтеза растения выделяют кислород, который необходим для дыхания живых организмов. Растения образуют ежегодно около 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд. тонн углерода и выделяя при этом кислород.
Слайд 19.
- Кроме того, человек используют растения не только в качестве пищи, но и в качестве лекарств от многих заболеваний.
Слайд 20.
- Также растения играют большую декоративную роль.
Слайд 21.
- И служат источником сырья для производства одежды.
Слайд 22.
- Наука ботаника имеет многочисленные отрасли, каждая из которых занимается изучением отдельных проблем.
Анатомия растений – изучает внутреннее строение растений.
Слайд 23.
- Морфология растений – изучает внешнее строение растений.
Слайд 24.
- Физиология растений - процессы, происходящие в растении.
Слайд 25.
- Систематика растений – занимается классификацией растений.
Слайд 26.
- Селекция растений – изучает сорта растений и их свойства.
Слайд 27.
- Цитология – изучением строения растительной клетки.
Слайд 28.
- Палеоботаника – занимается изучением ископаемых растений.
Слайд 29.
- Экология растений – изучает связь растений с окружающей средой.
VII. Подведение итогов
- А сейчас давайте подведем итоги.
Что изучает наука ботаника?
Каковы основные различия животных и растений?
Какова роль растений в природе и в жизни человека?
VIII. Домашнее задание
1.Выучить новые понятия и определения.
2.Подумать, в каких еще сферах человек использует растения.
Используемая литература:
1. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений/ Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. - 3 изд-е., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240 с.: ил.
2.Стихотворение с сайта:
http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062
3.Физкультминутка:
https://sites.google.com/site/bibliotekadladetej/roditelam-pedagogam/fizkultminutki-v-stihah
infourok.ru
Урок по ботанике "Наука о растениях – Ботаника. Мир растений. " по программе Пономаревой И.Н.
Урок № 1. Урок обобщения и систематизации знаний. /1-я неделя сентября/.
Наука о растениях – Ботаника. Мир растений. § 1, стр. 4-12, тетрадь.
Цель урока:
*познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности;
*познакомить школьников с основными компонентами учебника;
*сформировать первоначальные представления о царствах живой природы и многообразии растительного мира;
*дать представление о ботанике как науке;
*раскрыть значение растений в природе и жизни человека, показать взаимосвязь организмов между собой и средой обитания;
План урока:
1. Биология – наука о живой природе.
2. Царства живой природы.
3. Ботаника – раздел биологии, изучающая царство растений.
4. Однолетние и многолетние растения.
5. Жизненные формы растений.
6. Культурные и дикорастущие растения.
7. Значение растений в природе и жизни человека.
Биология – наука о жизни. Название образовано путём сочетания двух греческих слов: «bios» - жизнь и «logos» - слово, учение.
Предмет изучения биологии – живые организмы: бактерии, грибы, растения, животные – их происхождение, развитие, строение, процессы жизнедеятельности, связь друг с другом и с неживой природой.
Термин «Биология» появился в 1802 г., его предложил французский учёный Жан Батист де Ламарк.
Жизнь на Земле существует в различных формах, поэтому биология делится на несколько «ветвей» - самостоятельных наук.
БИОЛОГИЯ
Микробиология Микология Растения Животные
Царство Царство Царство Царство
Бактерии Грибы Растения Животные
20 тыс. видов ≈ 100 тыс. видов ≈ 350 тыс. видов 2 мил. видов
Царство – самая крупная единица систематики, объединяющие организмы со сходными признаками строения, питания и жизни в природе.
Чтобы сохранить живую природу во всём её многообразии, нужно знать, как устроены разные организмы и как они взаимосвязаны в природе; изучать, в каких
условиях живут и развиваются представители всех царств, как распространены они
по земной поверхности, какую роль играют в природе, в чём их ценность для людей и по каким признакам они различаются между собой. Для этого надо изучать биологию.
Ботаника – это наука, изучением которой мы с вами займёмся в этом году. Основоположником ботаники считается древнегреческий учёный Теофраст. Он жил в 370-286 годах до нашей эры и был учеником знаменитого Аристотеля, он собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единую науку.
«Ботаника» - происходит от греческого слова «botane» - трава, растение.
Ботаника – наука, о растениях, их жизнедеятельности, внешнем и внутреннем строении и взаимосвязях с окружающей средой.
Растительный мир богат и разнообразен. Он насчитывает более 350 тысяч видов. Разнообразие растительного мира заключается в наличии одноклеточных и многоклеточных форм; однолетних, двухлетних и многолетних растений; трав, кустарников, кустарничков и деревьев. Среди растений есть культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные.
Огромные пространства суши покрыты лесами и лугами. Растения заселяют все водные пространства (преимущественно водоросли). Они встречаются в пустынях и высоко в горах. Арктика и Антарктика в тёплоё время года тоже покрыты растениями.
РАСТЕНИЯ
Культурные Дикорастущие
Нуждаются в помощи человека Не нуждаются в помощи человека
Специально выведенные и выращиваемые Растут, развиваются и расселяются без
человеком для удовлетворения своих помощи человека
потребностей (происходят от дикорастущих)
РАСТЕНИЯ
Однолетние Двулетние Многолетние
Жизнь растений укладывается В первый год растут Живут много лет, цветение и
в один вегетационный период образуют вегетативные органы), плодоношение повторяются
(весна, лето, осень) на второй год – плоды и семена ежегодно или один раз в жизни
Томаты, подсолнечник, банан, Морковь, капуста, репа, свёкла, Агава, рябина, яблоня, берёза и т.п.
Крапива, астра, овёс и т.п. редис и т.п.
Жизненная форма растений
Деревья Кустарники Кустарнички Травы
Многолетнее растение Многолетние деревянистые Многолетние низкорослые Однолетние и многолет-
С одревеневшим главным растения небольшой высоты растения (до 0,6 метров) ние травянистые растения,
Стеблем (стволом), и (до 5-6 метров), не имеющие с древеснеющими сильно имеющие зелёные стебли,
ветвями , образующими во взрослом состоянии ветвящимися побегами ежегодно отмирающие.
крону. Высота 30-40 метров. главного ствола. 50 лет. Обычно не имеют главного
120-200 лет (много стволов) ствола (много стволов),
черника, брусника, кляква
могут жить сотни лет
Роль растений в природе и жизни человека огромна. Все растения – богатство нашей Земли. Знания о растениях помогают человеку видеть красоту природы и делать всё для её сохранения.
ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ
В природе: Для человека:
* В процессе фотосинтеза превращают *Служат пищей.
энергию солнца в энергию органических *Источник витаминов.
веществ, т.е. являются источником пищи *Строительный материал.
для всех организмов на Земле (т.е. *Лекарство.
являются продуцентами). *Служат топливом (торф, каменный уголь,
*Выделяют кислород, необходимый для нефть).
дыхания других организмов и поглощают *Одежда (лён, хлопок, искусственный шёлк).
углекислый газ. *Из них получают ткани, бумагу, красители.
*Очищают и увлажняют воздух, смягчают *Имеют эстетическое значение.
климат.
*Служат местообитанием и убежищем
для многих животных.
*Укрепляют почву, задерживая рост
оврага.
*Поглощая из почвы растворы минеральных
солей, участвуют в круговороте веществ в
природе.
Задание № 1.
Установите соответствие:
А – Биология; Б – Ботаника; В – Царства; Г – Культурные растения;
Д – Дикорастущие растения; Е – Теофраст; Ж – Ж.Б.Ламарк;
1. Наука о растениях, изучающая их строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
2. Растения, которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека.
3. Французский учёный – ввёл термин биология (1802 г.)
4. Очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.
5. Древнегреческий учёный, которого в науке называют отцом ботаники.
6. Растения, специально выведенные и выращиваемые человеком для удовлетворения потребностей.
7. Наука, изучающая особенности живой природы и её разнообразие.
1
2
3
4
5
6
7
Б
Д
Ж
В
Е
Г
А
infourok.ru