Конспект урока для 4 класса "Лекарственные растения Краснодарского края". Урок 4 класс лекарственные растения
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |||||
Различать и узнавать изученные объекты живой природы. | Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. | Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | ||||
о | м | а | ш | к | а | ч | |
к | ж | я | ь | я | у | п | и |
д | а | т | ш | а | к | и | с |
л | | а | л | о | у | о | т |
о | а | з | у | б | р | а | о |
п | п | н | д | ц | у | п | т |
у | м | е | а | щ | з | ц | е |
х | | л | и | н | а | ч | л | Использование |
Использование | |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| о | м | а | ш | к | а | ч |
к | ж | я | ь | я | у | п | и |
д | а | т | ш | а | к | и | с |
л | р | а | л | о | у | о | т |
о | а | з | у | б | р | а | о |
п | п | н | д | ц | у | п | т |
у | м | е | а | щ | з | ц | е |
х | а | л | и | н | а | ч | л | Использование |
Плоды шиповника | при ослаблении организма | ||||||
Мать-и-мачеха | при кашле | ||||||
Ландыш | при заболеваниях сердца | ||||||
Крапива | для роста волос | ||||||
Лопух | листья прикладывают к суставам, помогает при ревматизме | ||||||
Корень одуванчика | улучшает аппетит | ||||||
Чистотел | для прижигания бородавок |
Урок окружающего мира по теме "Лекарственные растения" 4 класс - Окружающий мир - Начальные классы
Образовательное учреждение: МОУ СОШ №1 ст.Полтавская Краснодарского края Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point слайда. Тип урока: урок изучения нового. Средства обучения: презентация, толковые и орфографические словари, раздаточный материал для проверки домашнего задания, выполнения самооценки, гербарий «Лекарственные растения», конверты с заданиями для групповой работы, материалы для проектной работы
<SPAN>Данный урок составлен для проведения в 4 классе по предмету «Окружающий мир» (УМК «Школа XXI века»), в разделе «Ты и твоё здоровье», после ознакомления учащихся с различными видами заболеваний (грипп, аллергия), с домашней аптечкой. Объем материала предполагает использование как на одном, так и на нескольких уроках, в зависимости от подготовки класса, особенностей развития детей, с учётом санитарных правил и норм (7 – 10 мин) Организация работы детей в группах позволяет развивать умение работы в коллективе, воспитание уважения к мнению товарищей. Формирование групп осуществляется учителем, обращается внимание на соотношение групп по интеллектуальным и коммуникабельным способностям, межличностным отношениям. Проверка домашнего задания в виде теста позволяет проверить материал, изученный ранее, направлена на развитие умения работать с заданиями тестового характера, развитию у учащихся умения проверять и оценивать свою работу. Работа в группах с материалами «Домашней энциклопедии» направлена на поисковую деятельность учащихся, самостоятельное изучение нового материала, развитие познавательной активности учащихся, умение работать с большим объёмом информации. Упражнение «Пишем грамотно» осуществляет межпредметную связь с уроками русского языка, закрепляет знания учащихся о написании слов с изученными орфограммами. «Литературная страничка» знакомит детей с произведениями кубанских поэтов, на этом этапе можно продолжить отрабатывать навык выразительного чтения, предложить учащимся творческую работу (придумать стихотворение, сказку о лекарственных растениях.) Викторина «Узнай растение» позволяет развитию анализировать, сравнивать изученный материал. На этом этапе урока формируется умение классифицировать растения по группам: деревья, кустарники, травы. Работа с различными видами словарей направлена на развитие умения учащихся находить необходимую информацию в энциклопедиях, словарях, отработка умения работать с электронными справочниками, словарями. Возможно использование словарей и справочников в сети Интернет. Слайды «Проверь себя» тоже можно варьировать, применяя различные способы проверки (самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя и т.п.). Занимательный материал можно предложить решить как в парах, так и в группах учащихся, предложить для самостоятельного решения в группе продленного дня. </SPAN>
<SPAN>Ресурсы Египетские пирамиды http://megalife.com.ua/interest/23164-izvestnye-mesta.html Иван Грозный http://ricolor.org/history/mn/ivgr/i_g/ Петр 1 http://www.pravmir.ru/printer_3540.html Календула http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=88343 Душица http://lekarstven-travi.ru/shop/Zveroboy-2.html Чистотел http://www.womaninternet.ru/edcontent2/idc/14/id/753 Шиповник http://www.odintsovo.info/white/photo.asp?div_id=477 http://www.artgide.com/cliparts/1876-.html </SPAN>
<SPAN>Дуб http://maskas.ru/maska/dyb/comments/ http://foxclan.spybb.ru/viewtopic.php?pid=39 </SPAN>
<SPAN>Липа http://med.autotp.ru/kovaleva/g8d51.htm Зверобой http://www.argo-moscow.ru/article_info.php?article Можжевельник http://www.drevo-poznaniya.ru/tag/juniperas-macropoda/ Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html Толковый словарь Даля http://www.ozon.ru/context/detail/id/3830174/ Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/ Портрет Даля http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/dal/dal_image002.shtml Лес http://clipart.wiisports.ru/pict/les-1/ Цикорий http://www.green-drugstore.ru/cikorij-obyknovennyj/ Крапива http://img3.narodnaya-medicina.com/posts/tag/экземе Подорожник http://www.silaprirody.ru/podorozhnik.html Одуванчикhttp://www.lechim-travami.ru/oduvanchik/ Лопух http://lekarstven-travi.ru/shop/Lekarstvennyie-travyi/Lopuh-bolshoy.html </SPAN>
<SPAN>Фармацевтhttp://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7253 http://www.photosight.ru/photos/1255887/ Звуки леса http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm Слайд 4 Цветок http://animashky.ru/index/0-21?121-2 Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Объявление темы и целей урока. Повторение особенностей групповой работы. Ознакомление с раздаточным материалом. 3. Проверка домашнего задания в виде теста. (слайды 2-3) Прочитать вопросы и ответить «да» или «нет» Бледная поганка, подберёзовик, бледная поганка – это всё ядовитые грибы. У борщевика ядовиты плоды Осторожность надо соблюдать даже при общении с домашними животными. Чтобы не заболеть гриппом, можно заранее сделать прививку. Никакие лекарства нельзя принимать без разрешения взрослых. </SPAN>
<SPAN>1 2 3 4 5 Выполнение самопроверки, самооценка (прямоугольник закрашивается красным цветом, если работа выполнена без ошибки, жёлтым – с ошибкой ) 4. Введение в тему урока (слайд 4 ) Здесь в зарослях лесных, Где всё для сердца мило, Где чистым воздухом Так сладостно дышать, Есть в травах и цветах Целительная сила Для всех умеющих Их тайну разгадать. М. Рязанов Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить. Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте. На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях. (слайды 5-7) Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений </SPAN>
<SPAN>5. Работа в группах. Работа с материалом энциклопедии «Домашний доктор». Рассматривание гербария лекарственных растений у каждой группы своё растение. После ознакомительного чтения от каждой группы один учащийся выходит к доске и показывает растение, рассказывает или читает информацию о нём (зависит от уровня подготовленности класса) (слайды 8-13 ) Дуб. Дуб применяется как лекарственное растение очень давно. Ванны из дубовой коры помогают при общем ослаблении организма. Неразбавленный отвар пригоден для полосканий при стоматитах, для укрепления десен. Душица Многолетнее травянистое растение высотой до 60 см. Растет на лугах, окраинах полей, у дорог, среди кустарников, на склонах гор. Обладает успокаивающим действием. Траву душицы используют как приправу вместо черного перца. Календула. Однолетнее растение. Как дикорастущее растение встречается редко. Обладает противовоспалительным, успокаивающим действием. Используют при детском диатезе, головокружении, кашле, при ожогах, ушибах, болезнях полости рта. Чистотел. Многолетнее травянистое растение высотой до 1 метра. Растет как сорняк в садах, огородах, на всей территории края. Сок чистотела применяют для выведения бородавок, мозолей, веснушек и лечения различных кожных заболеваний. Шиповник Кустарник высотой 100-150 см, с красно-коричневыми блестящими ветвями. Настой из плодов шиповника помогает при простудных заболеваниях, кашле </SPAN>
<SPAN>6.Словарная работа. Упражнение в чтении названий лекарственных растений (чтение по слогам, постановка ударения). Выделение орфограмм в правописании слов. (слайд 14) </SPAN>
<SPAN>7. Литературная страничка. Чтение произведений кубанских поэтов о лекарственных растениях. (слайд 15) Шиповник. На зорьке румяной шиповник проснулся. Он каждым листочком к заре потянулся. А зорька к нему потянулась в ответ, Бутоны окрасила в розовый цвет. И в каждый бутон, как раз в серединку, Вложила она голубую росинку. Заденешь случайно шиповник плечом, Окатит тебя он душистым дождем. Татьяна Голуб Крапива Убегает торопливо в глубину двора крапива. Удивляется пырей: -Ну зачем в такие дали? А крапива: -Чтоб детей Ненароком не ужалить. Владимир Нестеренко </SPAN>
<SPAN>8. Викторина «Узнай растение» Предлагается описание липы, можжевельника, зверобоя. (слайд 16-19) </SPAN>
<SPAN>Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. В старину из древесины этого дерева делали ложки, блюда, веретена. А из лыка плели лапти. А чай из его цветков помогает при простуде. (липа) </SPAN>
<SPAN>В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным царским указом его везли из Сибири в Москву. Но растёт оно и у нас на юге. Народная молва наделили траву «страшной силой» - дескать, косит всякое зверьё направо и налево. Отсюда и название растения.(зверобой) </SPAN>
<SPAN>В древности, когда человек сбивался с пути и блуждал без еды и питья, он мог поддерживать свои силы шишечками этого кустарника. Его семена образуются в шишках с сочными чешуйками, похожими на синие ягоды с голубым налётом. Этот кустарник прекрасное средство для дезинфекции. В наше время ему нашли прекрасное применение – очищать, оздоровлять воздух в больших и малых городах. </SPAN>
<SPAN>9. Классификация лекарственных растений: деревья, кустарники, травы. Этот вид работы можно организовать в группах, по рядам или в парах. Для опоры можно использовать иллюстрации растений, их названия. В сильном классе дети самостьятельно справляются с данным заданием. (слайд 20) </SPAN>
<SPAN>1.__________ 1.__________ 1.__________ 2.__________ 2.__________ 2.__________ 3.__________ 3.__________ 3.__________ </SPAN>
<SPAN>10. Словарная работа. Введение термина «фармацевт». Работа с толковыми словарями В.И.Даля, С.И.Ожегова. Упражнение в использовании электронных словарей «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (слайды 21-24) </SPAN>
<SPAN>11. Упражнения для снятия напряжения. Слушание звуков леса. Словесное рисование. (слайд 25). </SPAN>
<SPAN>12. Проектная работа в группах. Каждая группа получает конверт, в котором находится рецепт (с применением лекарственных растений), иллюстрации лекарственных растений, сюжетные картинки. Задача каждой группы: составить рекламный лист для каждого рецепта. Завершение работы – защита готовых рекламных буклетов. (слайды 26-30) 1 группа. Отвар из 1 чайной ложки корней цикория на 500 мл воды варят 10 минут, настаивают 2 часа, процеживают. Применяют для теплых полосканий при зубной боли. Из корней цикория готовят напитки, кофе </SPAN>
<SPAN>2 группа Компресс из измельченных листьев подорожника накладываю на мозоли на ночь, затем можно сделать ванночку для ног. </SPAN>
<SPAN>3 группа Настоем лопуха 2 раза в неделю мажут волосы для их быстрого роста и укрепления </SPAN>
<SPAN>4 группа Настой из листьев одуванчика – прекрасное средство от веснушек. 2 столовые ложки кипятят 10 минут. Холодным настоем протирают кожу 2-3 раза в день. </SPAN>
<SPAN>5 группа Свежие листья крапивы прикладывают к ранам для их заживления. Засахаренные корни употребляют при кашле. Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы. Нежные соцветия заваривают в качестве чая </SPAN>
<SPAN>13. Закрепление усвоенного материала. Вставить пропущенные буквы в названиях лекарственных растений. (слайд 31-32) П __Д__РОЖНИК Ц__КОРИЙ Л__ПУХ КР__ПИВА __ДУВАНЧИК ЗВ__Р__БОЙ </SPAN>
<SPAN>Самопроверка и самооценивание. </SPAN>
<SPAN>Закрепление усвоенного материала. Найти в кресс - кроссворде названия лекарственных растений. Проверка в парах. (слайды 33-34) </SPAN>
<SPAN>Д К Л О П У Х У Р И Р Ю Ц Д Ш А П Д Г Ы У И П А В П Г Б Ц И К О Р И Й А В Ч М Я Т А Ш А Л Ф Е Й З </SPAN>
<SPAN>14. Домашнее задание по выбору (слайд 35) Составить страничку домашней энциклопедии лекарственных растений Придумать сказку, стихотворение, сделать рисунок о лекарственных растениях Краснодарского края </SPAN>
<SPAN>Ресурсы Египетские пирамиды http://megalife.com.ua/interest/23164-izvestnye-mesta.html Иван Грозный http://ricolor.org/history/mn/ivgr/i_g/ Петр 1 http://www.pravmir.ru/printer_3540.html Календула http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=88343 Душица http://lekarstven-travi.ru/shop/Zveroboy-2.html Чистотел http://www.womaninternet.ru/edcontent2/idc/14/id/753 Шиповник http://www.odintsovo.info/white/photo.asp?div_id=477 http://www.artgide.com/cliparts/1876-.html </SPAN>
<SPAN>Дуб http://maskas.ru/maska/dyb/comments/ http://foxclan.spybb.ru/viewtopic.php?pid=39 </SPAN>
<SPAN>Липа http://med.autotp.ru/kovaleva/g8d51.htm Зверобой http://www.argo-moscow.ru/article_info.php?article Можжевельник http://www.drevo-poznaniya.ru/tag/juniperas-macropoda/ Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html Толковый словарь Даля http://www.ozon.ru/context/detail/id/3830174/ Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/ Портрет Даля http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/dal/dal_image002.shtml Лес http://clipart.wiisports.ru/pict/les-1/ Цикорий http://www.green-drugstore.ru/cikorij-obyknovennyj/ Крапиваhttp://img3.narodnaya-medicina.com/posts/tag/экземе Подорожник http://www.silaprirody.ru/podorozhnik.html Одуванчикhttp://www.lechim-travami.ru/oduvanchik/ Лопух http://lekarstven-travi.ru/shop/Lekarstvennyie-travyi/Lopuh-bolshoy.html Фармацевтhttp://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7253 http://www.photosight.ru/photos/1255887/ Звуки леса http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm Слайд 4 Цветок http://animashky.ru/index/0-21?121-2</SPAN></P>
Полный текст материала Урок окружающего мира по теме "Лекарственные растения" 4 класс смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен фрагмент.Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?Оставьте комментарий
Оставить комментарийpedsovet.su
Урок окружающего мира для 4 класса на тему «Лекарственные растения»
Пояснительная записка
Преподаватель Шевченко Галина Валерьевна
Предмет Окружающий мир 4 класс (УМК «Школа XXI века»)
Тема урока «Лекарственные растения»
Раздел «Ты и твоё здоровье»
Цель: Познакомить с лекарственными растениями своей местности;
Задачи:
Образовательная:
Воспитательная:
воспитание бережного отношения к природе родного края
воспитание уважения к мнению товарищей Развивающая:
развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса
развитие творческих способностей младших школьников
формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками
формирование умения работать в группе сверстников.
Образовательное учреждение: МОУ СОШ №1 ст.Полтавская Краснодарского края
Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point слайда.
Тип урока: урок изучения нового.
Средства обучения: презентация, толковые и орфографические словари, раздаточный материал для проверки домашнего задания, выполнения самооценки, гербарий «Лекарственные растения», конверты с заданиями для групповой работы, материалы для проектной работы
Данный урок составлен для проведения в 4 классе по предмету «Окружающий мир» (УМК «Школа XXI века»), в разделе «Ты и твоё здоровье», после ознакомления учащихся с различными видами заболеваний (грипп, аллергия), с домашней аптечкой.
Объем материала предполагает использование как на одном, так и на нескольких уроках, в зависимости от подготовки класса, особенностей развития детей, с учётом санитарных правил и норм (7 – 10 мин)
Организация работы детей в группах позволяет развивать умение работы в коллективе, воспитание уважения к мнению товарищей. Формирование групп осуществляется учителем, обращается внимание на соотношение групп по интеллектуальным и коммуникабельным способностям, межличностным отношениям.
Проверка домашнего задания в виде теста позволяет проверить материал, изученный ранее, направлена на развитие умения работать с заданиями тестового характера, развитию у учащихся умения проверять и оценивать свою работу.
Работа в группах с материалами «Домашней энциклопедии» направлена на поисковую деятельность учащихся, самостоятельное изучение нового материала, развитие познавательной активности учащихся, умение работать с большим объёмом информации.
Упражнение «Пишем грамотно» осуществляет межпредметную связь с уроками русского языка, закрепляет знания учащихся о написании слов с изученными орфограммами.
«Литературная страничка» знакомит детей с произведениями кубанских поэтов, на этом этапе можно продолжить отрабатывать навык выразительного чтения, предложить учащимся творческую работу (придумать стихотворение, сказку о лекарственных растениях.)
Викторина «Узнай растение» позволяет развитию анализировать, сравнивать изученный материал. На этом этапе урока формируется умение классифицировать растения по группам: деревья, кустарники, травы.
Работа с различными видами словарей направлена на развитие умения учащихся находить необходимую информацию в энциклопедиях, словарях, отработка умения работать с электронными справочниками, словарями. Возможно использование словарей и справочников в сети Интернет.
Слайды «Проверь себя» тоже можно варьировать, применяя различные способы проверки (самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя и т.п.).
Занимательный материал можно предложить решить как в парах, так и в группах учащихся, предложить для самостоятельного решения в группе продленного дня.
Ресурсы
Египетские пирамиды http://megalife.com.ua/interest/23164-izvestnye-mesta.html
Иван Грозный http://ricolor.org/history/mn/ivgr/i_g/
Петр 1 http://www.pravmir.ru/printer_3540.html
Календула http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=88343
Душица http://lekarstven-travi.ru/shop/Zveroboy-2.html
Чистотел http://www.womaninternet.ru/edcontent2/idc/14/id/753
Шиповник http://www.odintsovo.info/white/photo.asp?div_id=477
http://www.artgide.com/cliparts/1876-.html
Дуб http://maskas.ru/maska/dyb/comments/
http://foxclan.spybb.ru/viewtopic.php?pid=39
Липа http://med.autotp.ru/kovaleva/g8d51.htm
Зверобой http://www.argo-moscow.ru/article_info.php?article
Можжевельник http://www.drevo-poznaniya.ru/tag/juniperas-macropoda/
Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html
Толковый словарь Даля http://www.ozon.ru/context/detail/id/3830174/
Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/
Портрет Даля http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/dal/dal_image002.shtml
Лес http://clipart.wiisports.ru/pict/les-1/
Цикорий http://www.green-drugstore.ru/cikorij-obyknovennyj/
Крапива http://img3.narodnaya-medicina.com/posts/tag/экземе
Подорожник http://www.silaprirody.ru/podorozhnik.html
Одуванчикhttp://www.lechim-travami.ru/oduvanchik/
Лопух http://lekarstven-travi.ru/shop/Lekarstvennyie-travyi/Lopuh-bolshoy.html
Фармацевтhttp://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7253
http://www.photosight.ru/photos/1255887/
Звуки леса http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm
Слайд 4 Цветок http://animashky.ru/index/0-21?121-2
globuss24.ru
Конспект урока по окружающему миру на тему: 'Лекарственные растения' (4 класс) система Занкова.
Тема: « Лекарственные растения». 4 класс
Цель: Сформировать у учащихся знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.
Задачи:
1. Развивающие:
-
развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
-
развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
-
формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;
-
формирование умения логично и последовательно излагать свою мысль;
-
развитие кругозора детей;
-
обогащение словарного состава учащихся;
-
развитие умения работать в коллективе.
2. Образовательные:
3. Воспитательные:
-
воспитание бережного отношения к природе;
-
воспитание положительного отношения к учёбе.
-
воспитание интереса к предмету «окружающий мир»;
-
воспитание умения работать в группе.
Оборудование: доска, презентация, иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых растений, план (на карточках) выполнения практической работы, гербарий для практической работы (тысячелистник, земляника лесная, ромашка пахучая, малина), формы лекарственных растений, ПК, мультимедийная установка , сигнальные кружки разных цветов.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие гостей.
Учитель:
Начинается урок
Вам, ребятки будет прок
Постарайтесь всё понять,
Всё запомнить. Рассказать.
Постарайтесь - не ленитесь
А для начала - улыбнитесь!
-
Начнём наш урок с БЛИЦ - ОПРОСА по теме прошлого занятия.
- О чём мы с вами говорили?
Дети: На прошлом уроке мы говорили о режиме дня.
Учитель: - Что такое режим дня?
Дети: Это чередование различных видов деятельности и отдыха.
Учитель: К чему может привести нарушение суточного ритма?
Дети: Нарушается работа всего организма, а это приводит к заболеваниям.
Учитель: Продолжите предложение:
Заряд бодрости нам помогает получить …………
Дети: Утренняя зарядка.
Учитель: Для чего нам необходимо соблюдать режим дня?
Дети: Быть здоровыми и организованными, укреплять и сохранять здоровье.
Учитель: Давайте проверим, как лично вы относитесь к соблюдению режима дня.
На столах лежат кружки: розовый, зелёный и голубой.
Выберите и покажите розовый, если вы всегда соблюдаете режим дня.
Зелёный кружок - иногда соблюдаете режим дня.
Голубой кружок - не получается соблюдать режим дня.
Учитель: Почти все ребята соблюдают режим дня. Молодцы!
В 3мин.
II. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Учитель: Мы заботимся о своём здоровье, но к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает.
Послушайте историю:
« Однажды ребята пошли в лес. Собирали грибы. Долго они ходили по лесу. Неожиданно пошёл дождь и дети промокли, простудились. Вечером у них поднялась температура. Был сильный жар и плохое самочувствие».
Учитель: Как вы думаете, как им можно помочь?
Дети: Дать таблетки, микстуру, чай с малиной или мёдом, отвар трав.
Учитель: Отвар, настойку каких трав, растений?
Дети: Лекарственных.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
Дети: О лекарственных растениях.
Учитель: Какие вы знаете лекарственные растения? Какими лечились?
Дети: Ромашка, календула, малина, шиповник.
III. Целеполагание.
Учитель: Приступая к изучению темы «Лекарственные растения» представим себя, что мы - исследователи.
По какому плану вы хотели бы изучать лекарственные растения?
Дети: Название растения, где растёт растение, лечебные свойства, внешний вид растения, ……
Учитель пишет на доске или открывает заготовки.
План:
1. Название растения.
2. Место произрастания.
3. Используемые части растения.
4. Лечебные свойства.
Лечебные свойства лекарственных растений были известны человеку с давних времён. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить.
Люди передавали сведения о растениях из поколения в поколение.
Так, в 1581 году на Руси была открыта первая аптека, а в 1588 году - был составлен первый травник.
Значение слова:
Травник - книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.
Травник - человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.
Андрей подготовил небольшую презентацию по теме нашего урока.
(Показ слайдов) Применение технологии ИКТ.
Учитель: Спасибо.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (применение ИКТ).
Постановка проблемы.
Учитель: Итак, все растения получили общее название « Зелёная аптека». У нас в классе тоже своя « Зелёная аптека». Как много разнообразных лекарственных растений у нас растут в Подмосковье.
Как ответить на вопрос: Какое растение и от чего помогает?
Дети: Необходимо получить информацию об этом растении.
Учитель: Из каких источников информации?
Дети: Из книг, от взрослых, из интернета, из учебника…
Учитель: Нашего помощника - учебника.
Работа по учебнику.
Учитель: Предлагаю открыть учебник на странице 26.
Прочитайте текст про себя.
Учитель: Предлагаю поработать в группах. Обсудив информацию, ответить на предлагаемые вопросы.
1 группа: Как и где используется касторовое масло?
2 группа: Найти ответ на вопрос:
Почему зверобой называют «травой от девяноста девяти недугов»?
3 группа: Рассказать о лечебных свойствах женьшеня.
4 группа: Перечислить лечебные свойства тыквы и моркови.
Время ограничено, на выполнение отводится 2 - 3 минуты.
Представители групп выступают.
Вывод: Можно ли пользоваться всеми этими средствами не посоветовавшись с врачом?
Работа с иллюстрацией на стр.28.
Учитель: Какие части растений здесь нарисованы?
Расскажите об их лечебных свойствах.
Малина - листья и ягоды, от простуды.
Тыква - мякоть, семена, для сердца, печени, почек и кровеносных сосудов.
Морковь - корнеплод, от ангины, для сердца, печени, почек и кровеносных сосудов. Семена - для печени и почек.
Яблоко - плод, семечки для сердца, мозга, продлевают жизнь.
Черника - ягоды и листья, побеги для зрения и памяти.
Мать - и - мачеха - цветки и стебли, от заболевания кожи, для роста волос, от кашля.
Вывод: У многих растений используются сразу несколько частей
( органов). Все они улучшают жизнедеятельность всего организма.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Все травы - лекари -душица
И зверобой ,и медуница
И земляника, и черника
И брусника с голубикой
Чистотел, полынь, калина
Лён, календула, крапива
Все целебные растения
Знаем мы без исключения
Нужно только не лениться
Нужно только научиться
Находить в лесу растения
Что пригодны для лечения
Работа в группах
Учитель: Вам дан гербарий. Ваша задача прочитать текст и посовещавшись заполнить таблицу, выбирая самую важную информацию, а затем поделиться ею с товарищами.
Вывод: Знать лекарственные свойства растений, и использовать их в своей жизни.
Учитель: Все ли растения можно использовать для лечения?
Дети: Нет, не все растения.
Исследуем дальше.
НА ДОСКЕ: (тысячелистник, подорожник, одуванчик лекарственный, ландыш, волчье лыко и вороний глаз).
Учитель: Что вы здесь видите?
Дети: Различные растения.
Учитель: Разделите все эти растения на группы.
Какие у вас есть предложения?
Дети: Лекарственные и ядовитые.
Учитель: В каких целях мы используем первую группу растений?
Дети: Лечение ран, желудочно-кишечные заболевания, остановка кровотечения.
Учитель: Где мы можем встретить эти растения?
Дети: Лес, луг, обочины дорог.
Учитель: Как мы назвали вторую группу растений?
Дети: Ядовитые
Учитель: Почему они называются ядовитыми?
Дети: Содержат вещества, которые попадая в организм вызывают болезненные изменения.
(Бывают ядовитые - листья, в других - семена , а в третьих - все части растения)
Учитель: Где мы можем встретить эти растения?
Дети: В лесу, на обочинах дорог.
Учитель: Куда занесены такие редкие растения как ландыш, волчье лыко, вороний глаз?
Дети: В Красную книгу.
Учитель: Показывает Красную книгу.
Красная книга содержит списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений. Запасы лекарственных растений не безграничны, использовать их надо бережно!
Учитель: Обращает внимание детей на выставку книг. Здесь мы можем узнать не только всё о растении и его лечебных свойствах, но и о правилах сбора и хранения лекарственных растений.
Учитель: В каких формах можно применять лекарственные растения.
Дети: Сборы, настойки, мази, сиропы, таблетки…….
Учитель: Можно ли самостоятельно, без консультации врача, применять лекарственные растения?
Дети: Нет.
Работа в тетради
Страница 7 №12 .(Черёмуха-3, Крапива-5,Земляника-2,Подорожник-6,Малина-1,Мать и мачеха-10,Ромашка-7,Зверобой-4,Липа-8,Тысячелистник-9)
Дз. Составить кроссворд по лекарственным растениям.
Рабочая тетрадь № 8.
Рефлексия:
Учитель: Что мы для себя открыли важного для каждого из нас?
Дети: Лечиться лекарственными растениями, использовать их лечебные свойства и при этом не навредить себе, своему здоровью.
Учитель: Все ли растения можно использовать для лечения?
Дети: Не все, но их надо знать и изучать, а поэтому эту работу мы продолжим на уроках окружающего мира.
Дз. Составить кроссворд по лекарственным растениям.
Рабочая тетрадь № 8.
botana.cc
Конспект урока для 4 класса "Лекарственные растения Краснодарского края"
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 24 хутора Северокавказского
муниципального образования Новокубанский район Краснодарский край
Кубановедение
1-4 классы
«Лекарственные растения
Краснодарского края»
Подготовила:
учитель начальных классов
Кулешова Любовь Давыдовна
2015 год
Кубановедение.1-4 классы
Тема урока: «Лекарственные растения Краснодарского края»
Цели урока:
1.Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях
Краснодарского края.
2.Научить учащихся распознавать лекарственные растения и как их использовать в жизни.
3. Прививать любовь к родному краю, природе.
4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру. Оборудование:
1.Иллюстрации лекарственных растений.
2.Карточки для работы в парах и группах.
3.Рецепты приготовления фиточая.
4.Ноутбук, медиапроектор, экран.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |
Различать и узнавать изученные объекты живой природы. | Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. | Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. |
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Слайд №1
Учитель: Ребята, мы сегодня на уроке отправимся в путешествие по родной Кубани и узнаем много нового и интересного.
2. Актуализация знаний.
Учитель: «Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю:
- Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?
Примерные ответы учащихся:
- Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.
- Наверное, потому, что ему было тяжело всё принести.
Учитель: Ученик сказал: «Потому что, я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждое растение, каждый минерал, каждое животное целебны».
3. Изучение нового материала.
Учитель: О каких растениях мы сегодня будем говорить?
Тема урока: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»
(проговаривается, запись на доске и в тетрадях темы урока)
Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать: заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.
Ребята, а как вы думаете, как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?
Дети: Наблюдал, наверное, за животными.
Учитель: Верно, люди наблюдали за животными и видели, что больные животные употребляли в пищу определённые растения. Вспомните своих домашних животных: кошку или собаку. Если наблюдали за ними, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях, то она часто пытается обкусывать или даже съедает комнатные растения. Такое поведение животных показывает, что у всех живых организмов есть потребность в растениях.
Растений в природе огромное количество, и мы, живя в Краснодарском крае, можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия лекарственных растений как на Кубани. Всего в нашем крае произрастает 160 видов лекарственных растений.
Учитель: Ребята, теперь мы с вами поработаем в группах.
(раздать листки, засечь время 2 минуты)
Задание:
Вы должны за 2 минуты записать как можно больше лекарственных растений, которые вы знаете в левой колонке.
Отложили ручки. Каждая группа подсчитывает и называет число лекарственных растений.
Начинает зачитывать та команда, у которой меньше записано растений.
Другая команда в это время вычёркивает совпавшие лекарственные растения
Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения, которых у них нет.
4. Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(Ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать!
5.Сообщения учащихся о лекарственных растениях.
Учитель: С какими растениями нашего края вы знакомы и могли бы рассказать о растении по плану? Слайд №2
План рассказа.
- О каком растении ты хочешь рассказать?
- Его внешний вид.
- Какую пользу приносит это растение?
(Дети зачитывают подготовленные сообщения о лекарственных растениях).
1-й ученик - Крапива
2-й ученик - Зверобой
3-й ученик - Мать-и-мачеха
4-й ученик – Лопух
5-й ученик – Ромашка
6-й ученик - Подорожник
Учитель: В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.
Давайте в первую очередь разберёмся, что же мы относим к лекарственным растениям.
Слайд № 7
Какие части растений используются для лечения?
Дети перечисляют.
Учитель: Давайте проверим, все ли части растений вы назвали.
Слайд № 8
Части растений, используемые для лечения:
- корни, корневища, клубни
- почки, листья
- кора, цветы
- плоды, семена
6. Работа по учебнику на странице 20-21
Учитель: Угадайте, что это за растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
(подорожник) Слайд № 9
Учитель: Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.
Давайте откроем учебники на странице 20 и прочитаем интересную информацию об этом растении.
- Почему подорожник назван великим путешественником?
- Вы знаете, как пользоваться подорожником для лечения ссадин?
Учитель: Угадайте, что это за растение?
Хоть и жжётся,
Но красива,Всем известная ….. ( крапива) Слайд №10
Учитель: Прочтите статью о крапиве в учебнике на странице 21.
Дети читают.
- А почему крапива обжигает?
- Каковы целебные свойства крапивы?
Учитель: Используют крапиву и для приготовления красок. А весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них борщ и салат, так как в крапиве содержится много витаминов.
6. Работа в парах.
Учитель: А теперь поработаем в парах. Выполните задание по карточке. Найдите и обведите названия лекарственных растений.
Карточка№1
о | м | а | ш | к | а | ч | |
к | ж | я | ь | я | у | п | и |
д | а | т | ш | а | к | и | с |
л | р | а | л | о | у | о | т |
о | а | з | у | б | р | а | о |
п | п | н | д | ц | у | п | т |
у | м | е | а | щ | з | ц | е |
х | а | л | и | н | а | ч | л |
7. Беседа о лекарственных травах Кубани
Учитель: Узнаем, как же используются эти лекарственные растения.
Слайд № 11
Лекарственная ромашка
Используется при простуде, кашле, ангине. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Слайд №12
Мята перечная
Мяту применяют при изготовлении различных лекарств. И ты тоже часто встречаешься с ней, когда по утрам чистишь зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках и даже в конфетах.
Слайд №13
Лопух
Это лекарственное растение известно с глубокой древности. Растёт на пустырях, вблизи жилья, по окраинам полей, и среди кустарников.
Лекарственным сырьём лопуха служат корни и листья. При лечении хронического ревматизма помогают приложенные на суставы листья. В косметике используется главным образом корень лопуха. Из него изготавливают репейное масло, которое используют для укрепления волос.
Слайд №14
Учитель: А как правильно заготовить лекарственное растение?
Правила заготовки лекарственных растений.
1. Собирать утром, когда высохла роса.
2. Растения должны быть чистыми.
3. Нельзя собирать на улицах городов, скверов.
4. Цветки – в начале цветения.
5. Листья – перед цветением или в самом начале цветения.
6. Корни, корневища – весной и осенью.
7. Кору – весной, в самом начале сокодвижения. Слайд 15
Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах, отварами, сборами, мазями на основе трав. А ещё есть необычный чай. Он называется фиточай.
А какие растения можно использовать для приготовления фиточая?
Ответы учащихся: Смородина, малина, плоды шиповника, зверобой, душица и т.д. Слайд №16
Учитель: Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?
Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.
Учитель: Узнав о целебных свойствах лекарственных растений, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения. Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок, ландыши, колокольчики и другие растения, не надо их срывать.
Эти растения, как и другие, находятся под охраной человека и занесены в Красную книгу Кубани.
Лучше всего пользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках.
8. Итог урока.
Учитель: Итак, ребята, подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?
Ответы учащихся:
- Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать.
- Растения, которые применяют в народной медицине, в фармакологии.
Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили, вы должны заполнить таблицу
Работа в парах по карточке №2
Задание:
В левом столбике таблицы записаны названия лекарственных растений. Ваша задача вспомнить целебное свойство каждого из них, правильно подобрать карточку, где описано использование растения, и заполнить второй столбик.
Использование лекарственных растений
Использование | |
Учитель: Что интересное мы узнали сегодня на уроке?
Ответы учащихся: Что все растения, которые нас окружают, обладают целительной силой и при правильном использовании – исцеляют.
9. Рефлексия
Ответим на вопросы, оценим себя.
Сегодня на уроке:
1.Я узнал …
2.Меня удивило …
3.Я научился …
4.Я смогу …
Учитель: Спасибо, ребята, за урок.
Домашнее задание (по выбору учащегося)
Вы можете приготовить сообщение о лекарственном растении Краснодарского края.
Найти стихотворение, в котором описываются лекарственные травы.
Использованные материалы:
Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Учебник - тетрадь по кубановедению: учеб. пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений. –Краснодар: Перспективы образования, 2012.
Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – Москва, 2008.
Лебедева А.Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия. – Москва, 2006.
Интернет - ресурсы:
Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Приложение №1
Карточка 1.
Использование | |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Карточка№ 2
о | м | а | ш | к | а | ч | |
к | ж | я | ь | я | у | п | и |
д | а | т | ш | а | к | и | с |
л | р | а | л | о | у | о | т |
о | а | з | у | б | р | а | о |
п | п | н | д | ц | у | п | т |
у | м | е | а | щ | з | ц | е |
х | а | л | и | н | а | ч | л |
Карточка№1
Использование лекарственных растений
Использование | |
Плоды шиповника | при ослаблении организма |
Мать-и-мачеха | при кашле |
Ландыш | при заболеваниях сердца |
Крапива | для роста волос |
Лопух | листья прикладывают к суставам, помогает при ревматизме |
Корень одуванчика | улучшает аппетит |
Чистотел | для прижигания бородавок |
Рецепты фиточая
Мать-и-мачеха обыкновенная
Народные названия: пожарный салат, мужской цветок, мартовский цветок, песчаный цветок, табачная трава, дядюшкины листья. Это многолетнее растение радует ранней весной своими ярко-желтыми соцветиями с запахом, напоминающим запах меда. Задолго до того, как появятся листья, появляются цветоносы с красноватыми чешуйками и ярко-желтыми соцветиями. Цветет с февраля по март (апрель). Ее встречают чаще всего на пустырях, у кирпичных заводов, на щебнистых местах, по откосам и железнодорожным насыпям, по краям полей и обочинам дорог.
Мать-и-мачеха – ценное средство от кашля, особенно при коклюше.
Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день.
Кроме того, чай из мать-и-мачехи используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови.
Лопух большой
Народные названия: репей, репейник. Используемые части: корень.
Это двулетнее растение достигает в высоту 1-1,5 м и имеет мясистый до 60 см в длину корень, от которого отходят мелкие разветвления. Цветет в июне-июле. Лопух часто можно встретить по обочинам дорог, у заборов, стен и насыпей, на пустырях и выгонах, а также по берегам ручьев.
Корни выкапывают осенью, разрезают на куски и сушат на воздухе.
В основном корень лопуха рекомендуют как кровоочистительное средство, но также и при нарушениях деятельности печени и желчного пузыря, применение при различных кожных болезнях.
Чай из корня лопуха: 2 чайные ложки с верхом нарезанного корня заливают 1/2 л холодной воды, спустя 5 часов быстро нагревают до кипения, кипятят 1 минуту и процеживают. Дозировка: 3 раза в день по 1 чашке чая. Чаем из корня лопуха лечат и кожные высыпания – смачивают, промывают или обертывают. Нелишне отметить, что народная медицина пользуется также репейным маслом.
Крапива
Используемые части: трава, семена и корневище.
Цветет крапива с мая по июль (цветки мелкие, зеленые, расположены в поникших колосьях. Крапива растёт вблизи человеческого жилья: в садах, огородах, по краям канав, на помойках и пустырях. Ее используют очень давно, задолго до появления научной медицины. В настоящее время листья крапивы применяют для повышения общего обмена веществ. Они являются обычной составной частью чайного сбора, назначаемого при ревматизме, подагре, болезнях желчного пузыря и печени; входят в состав чайных сборов весеннего и осеннего оздоровительных курсов.
Ромашка аптечная
Народное название: девичий цветок.Используемые части: соцветия.
Цветет с мая по июнь. Ромашка – растение неприхотливое. Она растёт на полях, на пустырях, по обочинам дорог, по косогорам, опушкам. У ромашки собирают, прежде всего соцветия, но для ванн берут также и некоторую часть побегов с листьями.
Ромашка используется внутрь и как наружное средство. Внутрь можно с успехом применять ромашку (в виде чая) при острых желудочных заболеваниях. Она приносит быстрое облегчение и «успокаивает» желудок, и уже после недолгого лечения устраняет расстройство желудка. В качестве наружного средства ромашка, благодаря своим противовоспалительным свойствам, используется при лечении плохо заживающих ран. Ванны с добавками ромашки или влажные компрессы на раны – столь же испытанные средства, сколь и полоскания при воспалении слизистой оболочки рта и горла.
Чай из ромашки: 1-2 чайные ложки с верхом соцветий залить 1 чашкой кипятка, через 10 минут процедить. Ромашковый чай хорошо пить теплым, но не горячим
Подорожник
Подорожник — старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Родина подорожника – Европа. Индейцы прозвали его «след белого человека». Вместе с грязью семена прилипают на обувь прохожих и путешествуют с ними. Русское название растения указывает на места его произрастания.
Цветет он с мая до сентября. Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов.
Подорожник используют как лекарственное растение. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудка. Молодые и нежные листья подорожника используются в питании. Из них можно приготовить салаты, супы и щи, запеканки, тефтели, соки и коктейли. Правда, вкусовые оттенки подорожника не отличаются разнообразием, но это исправимо. Добавьте крупу, крапиву, лук, хрен, перец, горчицу, соль и соус.
globuss24.ru
Урок окружающего мира для 4 класса на тему «Лекарственные растения»
Здесь Вы можете скачать Урок окружающего мира для 4 класса на тему «Лекарственные растения» для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Пояснительная записка
Преподаватель Шевченко Галина Валерьевна
Предмет Окружающий мир 4 класс (УМК «Школа XXI века»)
Тема урока «Лекарственные растения»
Раздел «Ты и твоё здоровье»
Цель: Познакомить с лекарственными растениями своей местности;
Задачи:
Образовательная:
Воспитательная:
-
воспитание бережного отношения к природе родного края
-
воспитание уважения к мнению товарищей Развивающая:
-
развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса
-
развитие творческих способностей младших школьников
-
формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками
-
формирование умения работать в группе сверстников.
Образовательное учреждение: МОУ СОШ №1 ст.Полтавская Краснодарского края
Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point слайда.
Тип урока: урок изучения нового.
Средства обучения: презентация, толковые и орфографические словари, раздаточный материал для проверки домашнего задания, выполнения самооценки, гербарий «Лекарственные растения», конверты с заданиями для групповой работы, материалы для проектной работы
Данный урок составлен для проведения в 4 классе по предмету «Окружающий мир» (УМК «Школа XXI века»), в разделе «Ты и твоё здоровье», после ознакомления учащихся с различными видами заболеваний (грипп, аллергия), с домашней аптечкой.
Объем материала предполагает использование как на одном, так и на нескольких уроках, в зависимости от подготовки класса, особенностей развития детей, с учётом санитарных правил и норм (7 – 10 мин)
Организация работы детей в группах позволяет развивать умение работы в коллективе, воспитание уважения к мнению товарищей. Формирование групп осуществляется учителем, обращается внимание на соотношение групп по интеллектуальным и коммуникабельным способностям, межличностным отношениям.
Проверка домашнего задания в виде теста позволяет проверить материал, изученный ранее, направлена на развитие умения работать с заданиями тестового характера, развитию у учащихся умения проверять и оценивать свою работу.
Работа в группах с материалами «Домашней энциклопедии» направлена на поисковую деятельность учащихся, самостоятельное изучение нового материала, развитие познавательной активности учащихся, умение работать с большим объёмом информации.
Упражнение «Пишем грамотно» осуществляет межпредметную связь с уроками русского языка, закрепляет знания учащихся о написании слов с изученными орфограммами.
«Литературная страничка» знакомит детей с произведениями кубанских поэтов, на этом этапе можно продолжить отрабатывать навык выразительного чтения, предложить учащимся творческую работу (придумать стихотворение, сказку о лекарственных растениях.)
Викторина «Узнай растение» позволяет развитию анализировать, сравнивать изученный материал. На этом этапе урока формируется умение классифицировать растения по группам: деревья, кустарники, травы.
Работа с различными видами словарей направлена на развитие умения учащихся находить необходимую информацию в энциклопедиях, словарях, отработка умения работать с электронными справочниками, словарями. Возможно использование словарей и справочников в сети Интернет.
Слайды «Проверь себя» тоже можно варьировать, применяя различные способы проверки (самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя и т.п.).
Занимательный материал можно предложить решить как в парах, так и в группах учащихся, предложить для самостоятельного решения в группе продленного дня.
Ресурсы
Египетские пирамиды http://megalife.com.ua/interest/23164-izvestnye-mesta.html
Иван Грозный http://ricolor.org/history/mn/ivgr/i_g/
Петр 1 http://www.pravmir.ru/printer_3540.html
Календула http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=88343
Душица http://lekarstven-travi.ru/shop/Zveroboy-2.html
Чистотел http://www.womaninternet.ru/edcontent2/idc/14/id/753
Шиповник http://www.odintsovo.info/white/photo.asp?div_id=477
http://www.artgide.com/cliparts/1876-.html
Дуб http://maskas.ru/maska/dyb/comments/
http://foxclan.spybb.ru/viewtopic.php?pid=39
Липа http://med.autotp.ru/kovaleva/g8d51.htm
Зверобой http://www.argo-moscow.ru/article_info.php?article
Можжевельник http://www.drevo-poznaniya.ru/tag/juniperas-macropoda/
Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html
Толковый словарь Даля http://www.ozon.ru/context/detail/id/3830174/
Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/
Портрет Даля http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/dal/dal_image002.shtml
Лес http://clipart.wiisports.ru/pict/les-1/
Цикорий http://www.green-drugstore.ru/cikorij-obyknovennyj/
Крапива http://img3.narodnaya-medicina.com/posts/tag/экземе
Подорожник http://www.silaprirody.ru/podorozhnik.html
Одуванчикhttp://www.lechim-travami.ru/oduvanchik/
Лопух http://lekarstven-travi.ru/shop/Lekarstvennyie-travyi/Lopuh-bolshoy.html
Фармацевтhttp://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7253
http://www.photosight.ru/photos/1255887/
Звуки леса http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm
Слайд 4 Цветок http://animashky.ru/index/0-21?121-2
docbase.org