Конспект урока по социально-бытовой ориентировке на тему "Лекарственные растения " (7 класс). Лекарственные растения урок сбо
Урок по СБО на тему "Лекарственные растения"
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Зеленогорская школа-интернат "
УРОК ПО СОЦИАЛЬНО - БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
Тема: Лекарственные растения.
7 класс.
Разработала:
Позднякова Наталья Геннадьевна,
учитель СБО, 1 категории
Зеленогорск, 2017 г.
Тема: Лекарственные растения (2 часа).
Цель: Познакомить воспитанников с простейшими видами лекарственных растений.
Задачи: углубить и расширить знания учащихся о ценности и лечебных свойствах лекарственных растений, о правилах их сбора и хранения; формировать умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей; развивать познавательную активность, расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе родного края, экологическую культуру.
Оборудование: презентация, таблицы, карточки.
Ход урока:
-
Орг. момент (проверка готовности к уроку).
-
Повторение.
- Какой раздел мы изучаем? (Медицина)
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (Оказание первой медицинской помощи при травмах).
- Давайте вспомним, о каких травмах мы говорили, и какую можно оказать первую медицинскую помощь.
Я зачитываю определение, вы должны назвать, о чем речь и какая первая мед. помощь оказывается (слово – ответ вывешиваю на доску).
1. Частичный разрыв связок возникает при резких и сильных движениях в местах, где мышцы прикрепляются к костям. Возникает тогда, когда объем движений в том ли ином суставе превысит обычный, нормальный.(Растяжение)
2. Бытовое название неглубокой и небольшой резаной раны: повреждение кожи и (иногда) подкожной клетчатки, образующееся в результате неосторожного обращения с режущими предметами, либо преднамеренного их использования с целью нанести повреждения. (Порез)
3. Может быть колотой, резаной, рубленой, ушибленной, огнестрельной.
(Рана)
4. Смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Он возникает при резких, несвойственных суставу движениях. При этом рвутся не только сосуды, но и связки, укрепляющие сустав. (Вывих)
5. Полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета. (Перелом)
6. Закрытое повреждение без нарушения целостности кожи, под которой происходит повреждение мелких сосудов и излияние крови (образуется гематома). (Ушиб)
7. Повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.). (Ожог)
- Назовите одним словом ваши ответы. (Травма)
-
Основная часть.
-
Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы, связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами, как и когда растения нужно собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений. Тема нашего урока: «Лекарственные растения».
- Запишите тему в тетрадь.
2. Актуализация знаний.
- Как вы думаете, какое растение можно назвать лекарственным? Назовите их. Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов. (Запись в тетрадь).
infourok.ru
Урок СБО на тему "Лекарственные растения в нашей аптечке"
Открытый урок СБО на тему:
«Лекарственные растения в домашней аптечке».
Тема: Лекарственные растения в домашней аптечке.
Цели: 1. Повторить тему прошлого урока; познакомить учащихся с разными видами лекарственных растений, какую пользу приносят лекарственные растения.
2.Коррекция восприятия и воображения на основе упражнений в узнавании и различении.
3. Воспитывать мотивацию путём подбора занимательного материала.
Оборудование: рисунки лекарственных растений, карточки с заданиями, слова на карточках.
Ход урока.
I. Орг. момент.
-рапорт дежурного.
II. Проверка домашнего задания.
-Какую тему изучали на прошлом уроке?
-Как надо правильно ухаживать за полом?
-Какие средства ухода за полом вы знаете?
III. Изучение нового материала.
-Ребята, такое задание. Вы должны из первых букв названий предметов, изображённых на рисунках, составить слова. И ещё разгадать ребусы.
(Слайд 1).
-Последнее задание. Возьмите по одному слогу из каждого слова, составьте слово.
ПОЛЕ, ДОРОГА, РОЖКИ, РОДНИК. (Подорожник).
-Правильно, это слово подорожник.
-К какой группе растений их можно отнести?
(ответы детей)
-Правильно, к лекарственным растениям.
IV. Сообщение темы и целей урока.
-Тема сегодняшнего урока «Лекарственные растения». (запись на доске).
На уроке мы узнаем какую пользу приносят лекарственные растения, будем учиться распознавать их, как правильно готовить настои и отвары из них.
а).Информация о лекарственных растениях.
-Почему эти растения называются лекарственными?
(ответы детей)
В поле, в лесу и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только их нужно знать, и уметь ими пользоваться. Ещё в давнее времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней.
Лечение целебными травами всегда привлекало человека. Древнегреческий врач Гиппократ использовал 200 видов лекарственных растений. Древнеримский врач Гален был авторитетом в медицине вплоть до XX века, он использовал более 304 препаратов животного и минерального происхождения. Из лекарственных растений он рекомендовал извлекать полезные вещества в виде настоев, отваров, настоек.
В русской лекарственной медицине издавна применялись для лечения и профилактики заболеваний фруктовые соки, соки многих лекарственных растений и трав (например, берёзы, крапивы, одуванчика, подорожника, пустырника, мать-и-мачехи). Издавна использовались ягоды еалины, земляники, рябины, клюквы.
Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растений и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
б). Земляника.
-Ребята, слушайте загадку. О каком растений эта загадка?
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
-Правильно, это земляника. Какое полезное средство вы можете назвать?
(ответы детей)
-Земляника не только очень вкусная, но и полезная ягода.
В русской медицине используют листья и плоды земляники. Настой из плодов и листьев земляники применяется при заболеваниях почек, если есть в почках и печени камни. Так как земляника содержит витамин С, её можно применять как общеукрепляющее средство.
в). Крапива.
-Ребята, послушайте следующую загадку:
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься- укусит.
(ответы детей)
- Правильно. Люди говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Крапиве посвящена целая поэма: «Сон посылает больнам, прекращает противную рвоту». Это растение известно как общеукрепляющее средство. Используются листья крапивы, собранные во время цветения. Из листьев готовят настой и экстракт. Крапива поможет остановить кровотечение при травмах и порезах.
г). Календула.
-Ребята, перед вами растение. Скажите название этого растения.
(ответы детей)
-Правильно, это календула. А как вы думаете, какое полезное свойство имеет это растение?
(ответы детей)
-Правильно, ребята. Это растение растёт в нашей местности. В медицине используется соцветие корзинки и трава без нижних чвстей стебля. Календулу употребляют как противовоспалительное средство при гастритах, язве желудка, а также поможет вам при заболеваниях ротовой полости и глотки.
д). Лопух.
-А теперь следующее растение. Оно вам всем знакомо. Скажите, что за это растение?
(ответы детей)
-Правильно, это лопух. Это растение растёт везде. Оно нам известно как сорняк. В медицине используются корни лопуха, которые собираются осенью. Настоем и отваром этого растения мамы вас напоят тогда, когда ты простудишься. Также когда у вас заболели почки.
е). Подорожник.
-А сейчас вам, ребята, прочитаю стихотворение. Вы должны сказать о каком лекарственном растений идёт речь.
С названьем простым и тревожным,
Зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок
Растёт у российских дорог.
Дороги спешат за курганы,
Дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли…
Невзрачный цветок
Да как же растёшь ты в пыли?
-О каком цветке говорится в стихотворений?
-Правильно. Это подорожник .А правильное название «подорожник большой». Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вмести скрылись с глаз.
- О каком целебном свойстве говорится в легенде?
(ответы детей)
-Правильно, ребята. Подорожник обладает кровоостанавливающим действием. В медицине используются листья, собранные во время цветения. Свежие листья и приготовленные из них сок, настой обладают ранозаживляющим, отхаркивающим действием.
ж). Ромашка.
-Ребята, послушайте загадку.
На лужайке, у дорожки,
Рос цветок на длинной ножке.
По краю белый лепесток,
В центре жёлтенький глазок.
(ответы детей).
-Правильно. Этот цветок ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина ромашки Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и семена ромашки рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Вот так ромашка попала в Россию.
-Ребята, а чем же полезна ромашка узнаете из стихотворения.
Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
-Так чем же полезна ромашка?
(ответы детей)
-Правильно. Если у тебя заболит горло, когда ты простужен, когда у тебя кашель, если температура, надо принимать настой ромашки.
з). Чистотел.
-Ребята, отгадайте загадку.
Чудо-трава в огороде растёт,
Цветами жёлтыми цветёт,
О коже заботиться нам помогает,
Как она зовётся, кто отгадает?
(ответы детей)
-Правильно. Это чудо-трава чистотел.
-Ребята, для чего нужен чистотел, чем он полезен?
(ответы детей)
-Правильно. В медицине используется надземная часть чистотела. В отечественной народной медицине чистотел употребляется при лечении кожного туберкулёза. Наружно чистотел также применяется при туберкулёзе кожи, как средство от бородавок, мозолей. В отваре чистотела следует купать ребёнка купать ребёнка, чтобы кожа была чистой, гладкой, нежной и здоровой.
-Вот, ребята, познакомились с некоторыми видами лекарственных растений. А сейчас мы с вами запомним таблицу.
-А теперь, ребята, поиграем в игру «Узнай и ответь». Перед вами все лекарственные растения. Я вам буду читать описание каждого растения, а вы должны их отгадать.Растение растёт на пригорке. С маленькими ягодками, плоды очень вкусные, название дано от родной земли.
(Земляника)
(Крапива)
(Лопух)
(Подорожник)
(Чистотел)
Растёт на лужайке, у дороги. Этот цветок на длинной ножке, в центре жёлтенький глазок. Используется при кашле, когда поднимается жар, если простудился.
(Ромашка)
(Календула)
V. Обобщение.
-Ребята, о каких растениях мы с вами говорили на уроке?
-Почему эти растения называются лекарственными?
-Чем полезна крапива?
-Для чего используется земляника?
-Расскажите о целебных свойствах лопуха.
-Что за цветок календула?
-Что можете рассказать о подорожнике?
-Чем полезна ромашка?
-Расскажите о чистотеле.
VI. Итог урока. Оценки за урок. Д./З. записи в тетради.
infourok.ru
Лекарственные растения в домашней аптечке. 7 класс
СБО 7 класс ______________
Тема: Лекарственные растения в домашней аптечке.
Цель: Познакомить с некоторыми лекарственными растениями. Учить готовить настои, отвары.
Задачи:
- образовательная (информационная):
• лекарственные растения, где применяются,
• знают способы приготовления,
• приготавливают настои и отвары из лекарственных растений;
- коррекционно-развивающая: развитие способности к обобщению, классификации; обогащение словарного запаса;
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Наглядные пособия: картинки с изображением лекарственных растений, таблица лекарственных растений (раздаточный материал), аптечные упаковки лекарственных растений, технологические карты.
Оборудование: доска, чашка , ложка, кастрюля, чайник эл., электрическая плита.
Ход урока
Орг.момент
Актуализация опорных знаний.
- На прошлых уроках мы с вами изучали домашнюю аптечку, ее состав. Давайте еще раз вспомним это:
(Работа по карточкам, индивидуально)
Карточка
Вычеркни то, что не входит в домашнюю аптечку?
Перевязочный материал (пластырь, бинт, вата)
Дезинфицирующие средства (перекись водорода, йод, бриллиантовая зелень)
Калейдоскоп
Термометр
Жвачка
Лекарственные средства
- А сегодня мы поговорим с вами о лекарственных растениях. В домашней аптечке лекарственные растение представлены в виде чего? (в виде таблеток (валериана, мази).
- Давайте с вами вспомним, какие лекарственные растения растут в нашей местности.
Выполните следующее задание: (появляются на доске картинки растений)
Дерево с гладкой белой корой, встречается в лесной и лесостепной зонах Сибири. (Береза.)
Широко распространенный колючий кустарник с белыми или розовыми приятно пахнущими цветками и оранжево-красными плодами. (Шиповник).
Хвойное растение с голубовато-сизой колючей хвоей. (Ель).
Колючий кустарник с красно-коричневыми побегами, покрытыми толстыми, прямыми колючками. (Боярышник).
Многолетнее травянистое растение с коротким стеблем с широкими листьями (2 или 3). Белые, шаровидно-колокольчатые поникшие цветки. Плоды – красные ягоды. (Ландыш)
Сообщение темы и задач.
- Сегодня мы с вами на уроке продолжим знакомство с некоторыми лекарственными растениями, которые растут в нашей местности, и будем учиться готовить отвары и настои из лекарственных растений.
Формирование новых знаний.
А сейчас мы совершим небольшой экскурс в историю…
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Люди видели, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Сибиряки и сейчас нередко видят, как сибирские олени весной, чтобы сил набраться, раскапывают и едят корни левзеи, а бурятские охотники знают, что раненые олени едят красную гвоздику, которую ценят в тех местах, как средство останавливающее кровотечение. Да и вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек, в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Еще откусят, потом еще. И что - то все выискивают, вынюхивают.
Внимательный глаз да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни “волшебными” травами.
На Руси для укрепления своего здоровья готовили банные веники, используя молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с крапивой, мятой, полынью. Банные веники издревле ценились на Руси как лекарственное средство. А в 16 веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами оброк царю и боярам. Первыми врачами были монахи. Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их свойства, создавались первые ботанические книги. Древние сочинения по лечению травами так и назывались: “травники”, “зельники”, “цветники”. Иногда и теперь ученые прибегают к помощи “травников”. Установлено, что свыше 2500 растений имеют лекарственное значение. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, которые обычно готовили люди из трав, что росли в округе. Знали они, когда и как нужно собирать растения, где разыскивать.
Работа с раздаточным материалом.
У каждого из вас на парте из вас на парте лежит таблица лекарственных растений.
Давайте внимательно эти растения рассмотрим.
- Назовите лекарственные деревья:
- Назовите лекарственные кустарники:
- Назовите лекарственные травы:
- Кто знает какими лечебными действиями обладаю эти растения?
Для вас подготовила таблицу, которая вам поможет дома справится с различными недугами, используя лекарственные растения.
Чтение таблицы детьми в слух по цепочке.
Лекарственные растения
Лечебное действие
Названия растения
Содержащие витамины
Смородина, шиповник
Противовоспалительные
Календула
Вяжущие
Дуб, горец птичий
Потогонные
Липа, ромашка, малина
Отхаркивающие
Мать-и-мачеха, подорожник, сосна
Кровоостанавливающие
Крапива, тысячелисник
Сердечно - сосудистые
Боярышник
Успокаивающие
Пустырник, душица
Слово учителя:
В домашних условиях лекарственные растения применяют в виде отваров и настоев. Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, корневищ, плодов.
Практическая работа.
Сейчас мы с вами будем готовить отвар и настой из плодов шиповника по рецепту.
-Какими свойствами обладает шиповник?
Шиповник – это богатейшая копилка различных витаминов. Настои и отвары шиповника содержат большое количество поливитаминов, обладают мочегонным и желчегонным эффектами, способствуют понижению давления, обладают укрепляющим сосуды действием, а так же содержат вещества, способствующие улучшения аппетита.
Выпьешь полстакана отвара шиповника – запасешься бодростью на целый день. Если пить такой витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.
Прежде чем перейти на кухню, давайте вспомним правила ТБ при работе с электроплитой и кипятком. (проверить исправность электропровода, не включать плиту мокрыми руками, крышку с кипящей водой открывать от себя, не бегать, не толкаться, четко выполнять указания учителя, работать по технологической карте).
Роспись в тетрадях по ТБ.
Во время росписи ребенок вытягивает жетон с номер группы в которой будет работать.
Работать будете в группах. Номер группы у вас на жетоне.
Первая группа готовит отвар по технологической карте.
1 столовую ложку плодов шиповника промыть.
Плодов шиповника помещают в эмалированную посуду и заливают 1 стаканов горячей кипяченой воды.
2 закрывают крышкой и нагревают на кипящей водяной бане 15 минут.
Охлаждают, процеживают.
Полученный объем разбавляют кипяченой водой до полного стакана.
Вторая группа готовит настой из шиповника.
2 столовый ложки плодов вымыть.
Положить в термос (банку).
Залить крутым кипятком 2 стакана.
Настаивать 12-24 часа.
Слово учителя: Пить как поливитаминный напиток по полстакана 2 раза в день за час до еды.
Пока отвар варится можно поиграть в игру «Кто угадает название травы».
1. Лечит она, говорят, от 99 болезней. А чаще ее пьют от болей в желудке. На листочках пятнышки прозрачные, будто листья- то продырявленные иголочкой. Наделила народная молва страшной силой эту травку: будто она всякое зверье убивает. И верно, иная скотина поест ее и занеможет. Только подметили люди, что хворает от этой травы скотина белого цвета и только в солнечный день. Видно, эта травка ее совсем беззащитной перед солнышком делает. Вот ведь какая травка - и лечит и калечит, /зверобой/.
2. А эту травку всякий видел. Растет она вдоль тропок да дорожек. Семечки свои не теряет и не раскидывает: ждет, когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Кустики травы с широкими листьями. Полезная, целебная трава. Поранил руку, натер ногу - приложи листок, и он мигом кровь остановит, и заживет ранка. Желудок ли болит - попей настой из листьев, и легче станет. /Подорожник/.
3.
Растет она вокруг, И враг она и друг,Как копья, волоски, Покрыли все листки. Обломишь волосок –Прольется едкий сок На кожу - и смотри: Уже и волдыри! Но если дружишь с ней И кожа здоровей, И волосы густы, Красивы и чисты.В ней витаминов клад, Весной её едят(Крапива)
Итог урока.
- О каких лекарственных растениях узнали на уроке?
- Какими лечебными действиями они обладают?
- Что особенно понравилось?
7. Домашнее задание.
Научи того, кто рядом с тобой, тому, что узнал о лечении лекарственными растениями. Расскажи как полезно пить витаминный чай.
infourok.ru
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке на тему "Лекарственные растения " (7 класс)
Конспект урока СБО 7 класс.
Тема: Лекарственные растения .
Цель: формировать понятие лекарственные растения,
Цели: - познакомить с растениями нашей области, их применением.
- коррекция внимания, кратковременной памяти (заполнение таблицы).
- воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Оборудование: презентация, карточки со словарными словами, картинки растений, раздаточный материал, таблицы – 3 варианта, сборы трав, стаканы, ситечко, кроссворды (3 варианта).
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг.
момент
Приготовились к уроку, тихо сели
Выполняют.
Обобщение усвоенного
- собрать аптечку. 2 чел
Выполняют задание
Постановка цели
- Для чего нужна аптечка?
- Что кроме лекарств можно использовать для лечения?
- Кто знает как называются такие растения?
- Кто может сформулировать тему урока?
- Сообщение темы урока (на доске).
Запишите в тетради.
- Ответы учащихся.
- Работают в тетради
Первичное усвоение и восприятие нового теоретического учебного материала
Самостоятельное использование полученных знаний
П/р
Рефлексия
- люди уже в глубокой древности использовали растения для лечения. Из поколения в поколение передавали свой опыт. Не пропал интерес и в наше время. Несмотря на успехи фармакологии, науки о лекарствах, интерес к растениям все растет . особенно в наше время.
- Почему?
У многих людей аллергия на лекарственные средства, нужно помнить , что лекарства не только лечат, но и наносят вред организму.
Ядовитые растения можно использовать только после обработки специалистов, в лекарственных средствах остальные растения можно применять для лечения, надо только знать какие растения при каких заболеваниях используют.
Вывод определения:
Лекарственные растения – растения, которые применяют для лечения различных заболеваний.
( Показ презентации)
- сегодня познакомимся с некоторыми лекарственными растениями нашей области.
(У вас незаполненные таблицы)
- называет растение, один ученик находит и прикрепляет к доске.
- рассказ учителя о растениях(словарные слова на доске)
Липа мелколистная
Подорожник большой
Малина обыкновенная
Крапива двудомная
Мать-и-мачеха
НАСТОИ ОТВАРЫ
Определение
Настой-
Задания по парам (читают, отвечают)
Ира пошла в лес и поранилась. Какое растение ей поможет?
У Сережи поднялась температура. Какое растение можно использовать?
Какие растения можно использовать для укрепления волос?
У Миши кашель. Какое растение поможет?
- Где взять лекарственные растения?
- сухие травы можно купить в аптеке
Их продают россыпью и
в фильтр -пакетах (словарное слово)
Готовят
Мы будем готовить настой из (зачитывает применение) (липы)
Полоскают горло, листья привязывают при головной боли, используют для лечения кашля.
Что за растение?
Прочитайте инструкцию к приготовлению настоя
- определите правила приготовления настоя
Вывод правил:
Правила приготовления настоя.
положить 2 пакета в стакан.
залить кипящей водой.
закрыть и настоять 10 минут.
отжать, можно пить.
Выполнение пр. р. (2 группы)
Оставляют на 10 минут, пробуют после закрепления
Дополнительно кроссворд
_назовите тему урока?
- что нового узнали?
- Пригодится ли в будущем?
Оценивание.
Подготовить сообщение о растениях, каждому об одном. Карточки
Урок окончен.
- Ответы учащихся
- вклеивают определение в тетрадь
- находят название растения, применение.
Приклеивают в таблицу
Запись в тетради
Работают в парах
- один читает, другой рассказывает своими словами
- отвечают
- выполняют по группам
- подорожник
- малину, липу
- крапиву. Мать-и-мачеху
- подорожник. Липа. Мать-и-мачеха
- отвечают.
- записывают
infourok.ru
Урок социально-бытовой ориентировки по теме: "Лекарственные растения"
ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IVвида»
Конспект урока
по социально-бытовой
ориентировке
по теме: «Лекарственные растения»
учитель 1 категории: Рудакова Н. В.
Тема урока: «Лекарственные растения».
Цели урока:
Образовательные - Расширить знания учащихся о лекарственных растениях, их применении, способах приготовления; формировать умение приготавливать отвары и настои из лекарственных растений.
Развивающие - Развивать зрительную память; формировать навыки самоконтроля; расширять активный словарь; совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях; развивать пространственное мышление, воображение.
Коррекционные - Корригировать остаточное зрение учащихся; учить детей преодолевать речевой негативизм, давать полные ответы, следить за зрительной нагрузкой на уроке, за осанкой детей.
Воспитывающие - Воспитывать любовь к природе, развивать эстетические чувства учащихся, мотивацию к учению.
Оборудование: термосы, ст. ложка, электроплита, кроссворды, травы, аптечные упаковки, выставка книг, сито, ковшик.
Презентация “Лекарственные растения”.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Итак, друзья, внимание.
Уж прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
Начнем скорей урок.
II.Повторение.
- Вспомнить тему, которую мы изучали на прошлом уроке, нам поможет кроссворд.
- Итак, что же за слова нам встречались в кроссворде?
Так что же мы изучали на прошлом уроке?
Дополните, что еще входит в состав домашней аптечки.
Где следует хранить домашнюю аптечку?
Можно ли принимать лекарственные препараты без назначения врача?
Помните! Самолечение опасно для жизни!
III.Сообщение темы и задач урока.
- А сегодня на уроке я хочу познакомить вас с лекарственными растениями, знания о которых помогут вам поддерживать здоровье вашего организма, без всякого вреда для него.
Здесь в зарослях лесных,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила.
Для всех желающих их тайну разгадать.
- Итак, тема нашего урока «Лекарственные растения». (слайд 1)
Откройте тетради и запишите тему урока.
IV. Изучение нового материала. Сообщение теоретических сведений о лекарственных растениях.
- Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Люди видели, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Сибиряки и сейчас нередко видят, как сибирские олени весной, чтобы сил набраться, раскапывают и едят корни левзеи, (слайд 2) а бурятские охотники знают, что раненые олени едят красную гвоздику, которую ценят в тех местах, как средство, останавливающее кровотечение. Да и вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. (слайд 3) Выберут листочек, в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Еще откусят, потом еще. И что-то все выискивают, вынюхивают.
Внимательный глаз да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни “волшебными” травами.
Издавна существовало поверье, что откроется клад тому, кто пойдет в ночь на Ивана Купалу и увидит цветок папоротника, который распускается только раз в году, в то время, когда ночь самая короткая, а день самый длинный. Веселым праздником был Иванов день. Пылали костры, взметая ввысь столбы искр. Купались в воде с “ивановскими травками” (слайд 4) (крапивой, мятой, полынью), парились в бане с душистыми вениками. (слайд 5) Веники готовили особые: молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с крапивой, мятой, полынью. Банные веники издревле ценились на Руси как лекарственное средство. А в 16 веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами оброк царю и боярам. Первыми врачами были монахи. Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их свойства, создавались первые ботанические книги. Древние сочинения по лечению травами так и назывались: “травники”, “зельники”, “цветники”. Иногда и теперь ученые прибегают к помощи “травников”. Установлено, что свыше 2500 растений имеют лекарственное значение. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, которые обычно готовили люди из трав, что росли в округе. Знали они, когда и как нужно собирать растения, где разыскивать.
- Я подготовила для вас выставку книг о лекарственных растениях. Посмотрите, пожалуйста. Здесь представлены современные травники. Вот, например, книга профессора, доктора медицинских наук Николая Павловича Алаксеева. В ней очень подробно пояснено, как и когда собирать лекарственные растения, как готовить из них лекарственные препараты и как сочетать различные сборы для получения наибольшего оздоровительного действия.
- А это детский народный лечебник. В нем даны советы женщине, как выносить крепкого и здорового малыша. Ну, а когда ребенок родится, книга станет надежным помощником в его воспитании, профилактике и лечении различных заболеваний – с первых дней жизни малыша и до школьного возраста. Я думаю вам будет интересно познакомиться и с остальными книгами выставки.
( слайд 6) Каждый год весной природа отмечает праздник молодости. Разбрасывает березка по ветвям кружевные листочки, закивают бубенцами - колокольцами душистые ландыши. Разгораются разнотравьем луга и поляны. Самое время собираться в путь за разгадками лесных тайн, за сокровищами, которые припасла природа. Открывает земля свои кладовые. Не счесть ее богатства. Одно из них - лекарственные растения.
-Посмотрите на экран. Слайд 7. Знакомо ли вам наше первое растение?(липа)
Липа цветет. И опять над бульваром
Будто разлит одуряющий мед,
Будто охвачен пахучим пожаром
Город, в котором липа цветет.
- Что вы знаете об этом растение?
Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. Цветки липы используют как лекарственное средство. Применяют при простудных заболеваниях как потогонное средство, а так же для полоскания полости рта.
- При каких заболеваниях применяется?
2. Крапива. Слайд 8.
В углу под забором гаражных строений крапива нескошенной силой бушует и жгучим напором прохладу от тени она защищает, кусает, лютует.
- Что знаете об этом растении?
Свежие листья крапивы прикладывают к ранам для их заживления. Засахаренные корни употребляют при кашле.
Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы. Нежные соцветия заваривают в качестве чая. Используют при болях в желудке, для улучшения работы сердца.
Современная народная медицина тоже отличает крапиву - «Одна крапива заменяет семерых врачей», — говорит народная мудрость.
3. Ромашка. Слайд 9.
Погляди-ка из оконца,
Там – РОМАШКА,
Капля cолнца.
Ты цветочков-то нарви
И здоровье береги!
Ромашка аптечная обладает прекрасным антисептическим действием. Ее широко используют для лечения желудочно-кишечного тракта, при метеоризме и диарее, в виде полосканий - при ангинах; в виде примочек - при нарывах.
4.Шиповник.Слайд 10.
На зорьке румяной шиповник проснулся.
Он каждым листочком к заре потянулся.
А зорька к нему потянулась в ответ,
Бутоны окрасила в розовый цвет.
И в каждый бутон, как раз в серединку,
Вложила она голубую росинку.
Заденешь случайно шиповник плечом,
Окатит тебя он душистым дождем.
- Что знаете об этом растении?
Шиповник-это богатейшая копилка различных витаминов. Выпьешь полстакана отвара шиповника - запасешься бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.
В аптеке растения можно приобрести вот в таких упаковках.(демонстрация)
Прежде чем отправиться за лекарственными растениями самостоятельно, что надо узнать?
-Правильно, сроки сбора этих лекарственных растений. Слайд 11.
- Прочитайте сроки сбора.
Так, когда же собирают плоды шиповника? Цветки липы? И т д.
Учитель: В домашних условиях лекарственные растения применяются в виде настоев и отваров. Слайд 12.
Настой, отвар – водные растворы, предназначенные для внутреннего или наружного применения. Запишите определение в тетрадь.
- Определение отвара и настоя одно, но между ними все-таки есть различие. А в чем оно, я думаю, вы сможете ответить сами.
Прочитайте рецепт приготовления настоя, отвара. Слайд 13. В чем же различие?
Главное их различие – в способе приготовления. (При приготовлении настоя раствор заливают кипятком и настаивают, а отвар надо кипятить 10 минут)
Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, корневищ, плодов.
- А сейчас прочитайте рецепт и определите настой это или отвар. Слайд 14.
1) 2 ст. ложки цветов липы заварить 1 стаканом кипятка. 2) Настоять 20 минут.
3) Процедить. (настой липового цвета)
- Скажите, а как вы приготовите настой крапивы?
Настой крапивы готовят следующим образом: столовую ложку листьев, измельченных до 0,5 мм, обливают стаканом кипящей воды, настаивают 10 мин. Процеживают и принимают по одной столовой ложке 3 раза в день.
Зарядка для глаз.
V. Практическая работа.
А сейчас я предлагаю вам самим приготовить настой и отвар из шиповника, а также настой липового цвета. Давайте повторим правила техники безопасности при работе с горячей жидкостью и электроплитой.
Включать и выключать плиту сухими руками.
Следить, чтобы при закипании вода не выливалась через край.
При сильном кипении сократить огонь или выключить плиту.
Пользоваться прихватками, снимая горячую посуду с плиты.
Работа по технологическим картам.
1. Приготовление отвара из шиповника.
2. Приготовление настоя из шиповника.
3. Приготовление настоя липового цвета.
VI. Ролевая игра. “ Прием больных” (стол, стулья, пакеты, таблицы, лекарства, инструменты)
Доктор: Здравствуйте! (Вешает табличку “Прием больных ведет “врач”-фамилия учащегося.
Дети: Здравствуйте, доктор!
Доктор: Мы сейчас устроим прием больных.
Входите.
1-й больной (входит).
Доктор: На что жалуетесь?
1-й больной – Кашель меня замучил (кашляет).
Доктор (выслушивает, отстукивает).
Ну, это пустяки. Немного простудились. Я дам вам липового цвета (подает пакет) это цветки липы. Заварите 1 столовую ложку кипятком, добавить сахара и выпейте на ночь, а на грудь поставьте горчичники.
1-й больной (уходит). Спасибо (садится на место).
Доктор: Заходите, следующий.
2-й больной (завязано горло) Здравствуйте!
Доктор. Здравствуйте! Садитесь. Что болит?
2-й больной. Глотать больно.
Доктор. Откройте рот (берет шпатель или чайную ложку и осматривает у больного горло) покажите язык скажите “А”.
Вот лекарство (дает пакет с ромашкой). Это ромашка заварите кипятком 1 чайную ложку на стакан воды. Нужно остудить, процедить через марлю и полоскать горло.
2-й больной: Спасибо. До свидание доктор (уходит).
Доктор: Следующий!
3-й больной (заходит старушка, тяжело дышит, держит руку на левой стороне груди).
Здравствуйте доктор!
Доктор: Здравствуйте, бабушка! Садитесь. Что болит?
3-й больной. Сердце меня беспокоит. Не поднимусь по лестнице. Задыхаюсь.
Доктор: Сейчас, бабушка, я вас послушаю. Не дышите. Так. Хорошо. (садится и пишет рецепт).
Вот, бабушка, вам рецепт. Получите в аптеке лекарства, будете пить по 15 капель валерианы с ландышем.
3-й больной. Спасибо доктор (уходит).
Доктор. Ребята я выписал ей лекарства, которое приготавливается из цветков ландыша. Желаю всем крепкого здоровья.
Викторина «Узнай растение»
Запись в тетрадях рецептов отвара и настоя из шиповника и настоя липового цвета.
VII. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
-Для чего нам это надо знать?
- С какими лекарственными растениями познакомились?
- Что готовят из лекарственных растений?
- В чем различие между настоем и отваром?
VIII. Домашние задание.
Подготовить семейный рецепт с использованием лекарственных растений.
Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты узнал о лечении лекарственными растениями. Расскажи как полезно пить витаминный чай.
IX. Чаепитие. Дети пробуют различные травяные чаи.
Просмотр содержимого документа «Урок социально-бытовой ориентировки по теме: "Лекарственные растения" »
ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IVвида»
Конспект урока
по социально-бытовой
ориентировке
по теме: «Лекарственные растения»
учитель 1 категории: Рудакова Н. В.
Тема урока: «Лекарственные растения».
Цели урока:
Образовательные - Расширить знания учащихся о лекарственных растениях, их применении, способах приготовления; формировать умение приготавливать отвары и настои из лекарственных растений.
Развивающие - Развивать зрительную память; формировать навыки самоконтроля; расширять активный словарь; совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях; развивать пространственное мышление, воображение.
Коррекционные - Корригировать остаточное зрение учащихся; учить детей преодолевать речевой негативизм, давать полные ответы, следить за зрительной нагрузкой на уроке, за осанкой детей.
Воспитывающие - Воспитывать любовь к природе, развивать эстетические чувства учащихся, мотивацию к учению.
Оборудование: термосы, ст. ложка, электроплита, кроссворды, травы, аптечные упаковки, выставка книг, сито, ковшик.
Презентация “Лекарственные растения”.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Итак, друзья, внимание.
Уж прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
Начнем скорей урок.
II.Повторение.
- Вспомнить тему, которую мы изучали на прошлом уроке, нам поможет кроссворд.
- Итак, что же за слова нам встречались в кроссворде?
Так что же мы изучали на прошлом уроке?
Дополните, что еще входит в состав домашней аптечки.
Где следует хранить домашнюю аптечку?
Можно ли принимать лекарственные препараты без назначения врача?
Помните! Самолечение опасно для жизни!
III.Сообщение темы и задач урока.
- А сегодня на уроке я хочу познакомить вас с лекарственными растениями, знания о которых помогут вам поддерживать здоровье вашего организма, без всякого вреда для него.
Здесь в зарослях лесных,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила.
Для всех желающих их тайну разгадать.
- Итак, тема нашего урока «Лекарственные растения». (слайд 1)
Откройте тетради и запишите тему урока.
IV. Изучение нового материала.Сообщение теоретических сведений о лекарственных растениях.
- Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Люди видели, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Сибиряки и сейчас нередко видят, как сибирские олени весной, чтобы сил набраться, раскапывают и едят корни левзеи, (слайд 2) а бурятские охотники знают, что раненые олени едят красную гвоздику, которую ценят в тех местах, как средство, останавливающее кровотечение. Да и вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. (слайд 3) Выберут листочек, в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Еще откусят, потом еще. И что-то все выискивают, вынюхивают.
Внимательный глаз да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни “волшебными” травами.
Издавна существовало поверье, что откроется клад тому, кто пойдет в ночь на Ивана Купалу и увидит цветок папоротника, который распускается только раз в году, в то время, когда ночь самая короткая, а день самый длинный. Веселым праздником был Иванов день. Пылали костры, взметая ввысь столбы искр. Купались в воде с “ивановскими травками” (слайд 4) (крапивой, мятой, полынью), парились в бане с душистыми вениками. (слайд 5) Веники готовили особые: молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с крапивой, мятой, полынью. Банные веники издревле ценились на Руси как лекарственное средство. А в 16 веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами оброк царю и боярам. Первыми врачами были монахи. Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их свойства, создавались первые ботанические книги. Древние сочинения по лечению травами так и назывались: “травники”, “зельники”, “цветники”. Иногда и теперь ученые прибегают к помощи “травников”. Установлено, что свыше 2500 растений имеют лекарственное значение. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, которые обычно готовили люди из трав, что росли в округе. Знали они, когда и как нужно собирать растения, где разыскивать.
- Я подготовила для вас выставку книг о лекарственных растениях. Посмотрите, пожалуйста. Здесь представлены современные травники. Вот , например, книга профессора, доктора медицинских наук Николая Павловича Алаксеева. В ней очень подробно пояснено, как и когда собирать лекарственные растения, как готовить из них лекарственные препараты и как сочетать различные сборы для получения наибольшего оздоровительного действия.
- А это детский народный лечебник. В нем даны советы женщине, как выносить крепкого и здорового малыша. Ну, а когда ребенок родится, книга станет надежным помощником в его воспитании, профилактике и лечении различных заболеваний – с первых дней жизни малыша и до школьного возраста. Я думаю вам будет интересно познакомиться и с остальными книгами выставки.
( слайд 6) Каждый год весной природа отмечает праздник молодости. Разбрасывает березка по ветвям кружевные листочки, закивают бубенцами - колокольцами душистые ландыши. Разгораются разнотравьем луга и поляны. Самое время собираться в путь за разгадками лесных тайн, за сокровищами, которые припасла природа. Открывает земля свои кладовые. Не счесть ее богатства. Одно из них - лекарственные растения.
-Посмотрите на экран. Слайд 7. Знакомо ли вам наше первое растение?(липа)
Липа цветет. И опять над бульваром
Будто разлит одуряющий мед,
Будто охвачен пахучим пожаром
Город, в котором липа цветет.
- Что вы знаете об этом растение?
Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. Цветки липы используют как лекарственное средство. Применяют при простудных заболеваниях как потогонное средство, а так же для полоскания полости рта.
- При каких заболеваниях применяется?
2. Крапива. Слайд 8.
В углупод заборомгаражных строенийкрапиванескошенной силой бушуети жгучимнапором прохладу от тени она защищает,кусает, лютует.
- Что знаете об этом растении?
Свежие листья крапивы прикладывают к ранам для их заживления. Засахаренные корни употребляют при кашле.
Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы. Нежные соцветия заваривают в качестве чая. Используют при болях в желудке, для улучшения работы сердца.
Современная народная медицина тоже отличает крапиву - «Одна крапива заменяет семерых врачей», — говорит народная мудрость.
3. Ромашка. Слайд 9.
Погляди-ка из оконца,
Там – РОМАШКА,
Капля cолнца.
Ты цветочков-то нарви
И здоровье береги!
Ромашка аптечная обладает прекрасным антисептическим действием. Ее широко используют для лечения желудочно-кишечного тракта, при метеоризме и диарее, в виде полосканий - при ангинах; в виде примочек - при нарывах.
4.Шиповник.Слайд 10.
На зорьке румяной шиповник проснулся.
Он каждым листочком к заре потянулся.
А зорька к нему потянулась в ответ,
Бутоны окрасила в розовый цвет.
И в каждый бутон, как раз в серединку,
Вложила она голубую росинку.
Заденешь случайно шиповник плечом,
Окатит тебя он душистым дождем.
- Что знаете об этом растении?
Шиповник-это богатейшая копилка различных витаминов. Выпьешь полстакана отвара шиповника - запасешься бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.
В аптеке растения можно приобрести вот в таких упаковках.(демонстрация)
Прежде чем отправиться за лекарственными растениями самостоятельно, что надо узнать?
-Правильно, сроки сбора этих лекарственных растений. Слайд 11.
- Прочитайте сроки сбора.
Так, когда же собирают плоды шиповника? Цветки липы? И т д .
Учитель: В домашних условиях лекарственные растения применяются в виде настоев и отваров. Слайд 12.
Настой, отвар – водные растворы, предназначенные для внутреннего или наружного применения. Запишите определение в тетрадь.
- Определение отвара и настоя одно, но между ними все-таки есть различие. А в чем оно, я думаю, вы сможете ответить сами.
Прочитайте рецепт приготовления настоя, отвара. Слайд 13. В чем же различие?
Главное их различие – в способе приготовления. (При приготовлении настоя раствор заливают кипятком и настаивают, а отвар надо кипятить 10 минут)
Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, корневищ, плодов.
- А сейчас прочитайте рецепт и определите настой это или отвар. Слайд 14.
1) 2 ст. ложки цветов липы заварить 1 стаканом кипятка.2) Настоять 20 минут.
3) Процедить. (настой липового цвета)
- Скажите, а как вы приготовите настой крапивы?
Настой крапивы готовят следующим образом: столовую ложку листьев, измельченных до 0,5 мм, обливают стаканом кипящей воды, настаивают 10 мин. Процеживают и принимают по одной столовой ложке 3 раза в день.
Зарядка для глаз.
V. Практическая работа.
А сейчас я предлагаю вам самим приготовить настой и отвар из шиповника, а также настой липового цвета. Давайте повторим правила техники безопасности при работе с горячей жидкостью и электроплитой.
Включать и выключать плиту сухими руками.
Следить, чтобы при закипании вода не выливалась через край.
При сильном кипении сократить огонь или выключить плиту.
Пользоваться прихватками, снимая горячую посуду с плиты.
Работа по технологическим картам.
1. Приготовление отвара из шиповника.
2. Приготовление настоя из шиповника.
3. Приготовление настоя липового цвета.
VI. Ролевая игра. “ Прием больных”(стол, стулья, пакеты, таблицы, лекарства, инструменты)
Доктор: Здравствуйте! (Вешает табличку “Прием больных ведет “врач”-фамилия учащегося.
Дети: Здравствуйте, доктор!
Доктор: Мы сейчас устроим прием больных.
Входите.
1-й больной (входит).
Доктор: На что жалуетесь?
1-й больной – Кашель меня замучил (кашляет).
Доктор (выслушивает, отстукивает).
Ну, это пустяки. Немного простудились. Я дам вам липового цвета (подает пакет) это цветки липы. Заварите 1 столовую ложку кипятком, добавить сахара и выпейте на ночь, а на грудь поставьте горчичники.
1-й больной (уходит). Спасибо (садится на место).
Доктор: Заходите, следующий.
2-й больной (завязано горло) Здравствуйте!
Доктор. Здравствуйте! Садитесь. Что болит?
2-й больной. Глотать больно.
Доктор. Откройте рот (берет шпатель или чайную ложку и осматривает у больного горло) покажите язык скажите “А”.
Вот лекарство (дает пакет с ромашкой). Это ромашка заварите кипятком 1 чайную ложку на стакан воды. Нужно остудить, процедить через марлю и полоскать горло.
2-й больной: Спасибо. До свидание доктор (уходит).
Доктор: Следующий!
3-й больной (заходит старушка, тяжело дышит, держит руку на левой стороне груди).
Здравствуйте доктор!
Доктор: Здравствуйте, бабушка! Садитесь. Что болит?
3-й больной. Сердце меня беспокоит. Не поднимусь по лестнице. Задыхаюсь.
Доктор: Сейчас, бабушка, я вас послушаю. Не дышите. Так. Хорошо. (садится и пишет рецепт).
Вот, бабушка, вам рецепт. Получите в аптеке лекарства, будете пить по 15 капель валерианы с ландышем.
3-й больной. Спасибо доктор (уходит).
Доктор. Ребята я выписал ей лекарства, которое приготавливается из цветков ландыша. Желаю всем крепкого здоровья.
Викторина «Узнай растение»
Запись в тетрадях рецептов отвара и настоя из шиповника и настоя липового цвета.
VII. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
-Для чего нам это надо знать?
- С какими лекарственными растениями познакомились?
- Что готовят из лекарственных растений?
- В чем различие между настоем и отваром?
VIII. Домашние задание.
Подготовить семейный рецепт с использованием лекарственных растений.
Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты узнал о лечении лекарственными растениями. Расскажи как полезно пить витаминный чай.
IX. Чаепитие.Дети пробуют различные травяные чаи.
kopilkaurokov.ru
Открытый урок по СБО по теме: Лекарственные растения в домашней аптечке. 7 класс
СБО 7 класс ______________
Тема: Лекарственные растения в домашней аптечке.
Цель: Познакомить с некоторыми лекарственными растениями. Учить готовить настои, отвары.
Задачи:
- образовательная (информационная):
• лекарственные растения, где применяются,
• знают способы приготовления,
• приготавливают настои и отвары из лекарственных растений;
- коррекционно-развивающая: развитие способности к обобщению, классификации; обогащение словарного запаса;
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Наглядные пособия: картинки с изображением лекарственных растений, таблица лекарственных растений (раздаточный материал), аптечные упаковки лекарственных растений, технологические карты.
Оборудование: доска, чашка , ложка, кастрюля, чайник эл., электрическая плита.
Ход урока
-
Орг.момент
-
Актуализация опорных знаний.
- На прошлых уроках мы с вами изучали домашнюю аптечку, ее состав. Давайте еще раз вспомним это:
(Работа по карточкам, индивидуально)
Карточка
Вычеркни то, что не входит в домашнюю аптечку?
-
Перевязочный материал (пластырь, бинт, вата)
-
Дезинфицирующие средства (перекись водорода, йод, бриллиантовая зелень)
-
Калейдоскоп
-
Термометр
-
Жвачка
-
Лекарственные средства
- А сегодня мы поговорим с вами о лекарственных растениях. В домашней аптечке лекарственные растение представлены в виде чего? (в виде таблеток (валериана, мази).
- Давайте с вами вспомним, какие лекарственные растения растут в нашей местности.
Выполните следующее задание: (появляются на доске картинки растений)
-
Дерево с гладкой белой корой, встречается в лесной и лесостепной зонах Сибири. (Береза.)
-
Широко распространенный колючий кустарник с белыми или розовыми приятно пахнущими цветками и оранжево-красными плодами. (Шиповник).
-
Хвойное растение с голубовато-сизой колючей хвоей. (Ель).
-
Колючий кустарник с красно-коричневыми побегами, покрытыми толстыми, прямыми колючками. (Боярышник).
-
Многолетнее травянистое растение с коротким стеблем с широкими листьями (2 или 3). Белые, шаровидно-колокольчатые поникшие цветки. Плоды - красные ягоды. (Ландыш)
-
Сообщение темы и задач.
- Сегодня мы с вами на уроке продолжим знакомство с некоторыми лекарственными растениями, которые растут в нашей местности, и будем учиться готовить отвары и настои из лекарственных растений.
-
Формирование новых знаний.
А сейчас мы совершим небольшой экскурс в историю…
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Люди видели, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Сибиряки и сейчас нередко видят, как сибирские олени весной, чтобы сил набраться, раскапывают и едят корни левзеи, а бурятские охотники знают, что раненые олени едят красную гвоздику, которую ценят в тех местах, как средство останавливающее кровотечение. Да и вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек, в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Еще откусят, потом еще. И что - то все выискивают, вынюхивают.
Внимательный глаз да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни "волшебными" травами.
На Руси для укрепления своего здоровья готовили банные веники, используя молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с крапивой, мятой, полынью. Банные веники издревле ценились на Руси как лекарственное средство. А в 16 веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами оброк царю и боярам. Первыми врачами были монахи. Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их свойства, создавались первые ботанические книги. Древние сочинения по лечению травами так и назывались: "травники", "зельники", "цветники". Иногда и теперь ученые прибегают к помощи "травников". Установлено, что свыше 2500 растений имеют лекарственное значение. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, которые обычно готовили люди из трав, что росли в округе. Знали они, когда и как нужно собирать растения, где разыскивать.
Работа с раздаточным материалом.
У каждого из вас на парте из вас на парте лежит таблица лекарственных растений.
Давайте внимательно эти растения рассмотрим.
- Назовите лекарственные деревья:
- Назовите лекарственные кустарники:
- Назовите лекарственные травы:
- Кто знает какими лечебными действиями обладаю эти растения?
Для вас подготовила таблицу, которая вам поможет дома справится с различными недугами, используя лекарственные растения.
Чтение таблицы детьми в слух по цепочке.
Лекарственные растения
Лечебное действие
Названия растения
Содержащие витамины
Смородина, шиповник
Противовоспалительные
Календула
Вяжущие
Дуб, горец птичий
Потогонные
Липа, ромашка, малина
Отхаркивающие
Мать-и-мачеха, подорожник, сосна
Кровоостанавливающие
Крапива, тысячелисник
Сердечно - сосудистые
Боярышник
Успокаивающие
Пустырник, душица
Слово учителя:
В домашних условиях лекарственные растения применяют в виде отваров и настоев. Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, корневищ, плодов.
-
Практическая работа.
Сейчас мы с вами будем готовить отвар и настой из плодов шиповника по рецепту.
-Какими свойствами обладает шиповник?
Шиповник - это богатейшая копилка различных витаминов. Настои и отвары шиповника содержат большое количество поливитаминов, обладают мочегонным и желчегонным эффектами, способствуют понижению давления, обладают укрепляющим сосуды действием, а так же содержат вещества, способствующие улучшения аппетита.
Выпьешь полстакана отвара шиповника - запасешься бодростью на целый день. Если пить такой витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.
Прежде чем перейти на кухню, давайте вспомним правила ТБ при работе с электроплитой и кипятком. (проверить исправность электропровода, не включать плиту мокрыми руками, крышку с кипящей водой открывать от себя, не бегать, не толкаться, четко выполнять указания учителя, работать по технологической карте).
Роспись в тетрадях по ТБ.
Во время росписи ребенок вытягивает жетон с номер группы в которой будет работать.
Работать будете в группах. Номер группы у вас на жетоне.
Первая группа готовит отвар по технологической карте.
-
1 столовую ложку плодов шиповника промыть.
-
Плодов шиповника помещают в эмалированную посуду и заливают 1 стаканов горячей кипяченой воды.
-
2 закрывают крышкой и нагревают на кипящей водяной бане 15 минут.
-
Охлаждают, процеживают.
-
Полученный объем разбавляют кипяченой водой до полного стакана.
Вторая группа готовит настой из шиповника.
-
2 столовый ложки плодов вымыть.
-
Положить в термос (банку).
-
Залить крутым кипятком 2 стакана.
-
Настаивать 12-24 часа.
Слово учителя: Пить как поливитаминный напиток по полстакана 2 раза в день за час до еды.
Пока отвар варится можно поиграть в игру «Кто угадает название травы».
1. Лечит она, говорят, от 99 болезней. А чаще ее пьют от болей в желудке. На листочках пятнышки прозрачные, будто листья- то продырявленные иголочкой. Наделила народная молва страшной силой эту травку: будто она всякое зверье убивает. И верно, иная скотина поест ее и занеможет. Только подметили люди, что хворает от этой травы скотина белого цвета и только в солнечный день. Видно, эта травка ее совсем беззащитной перед солнышком делает. Вот ведь какая травка - и лечит и калечит, /зверобой/.
2. А эту травку всякий видел. Растет она вдоль тропок да дорожек. Семечки свои не теряет и не раскидывает: ждет, когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Кустики травы с широкими листьями. Полезная, целебная трава. Поранил руку, натер ногу - приложи листок, и он мигом кровь остановит, и заживет ранка. Желудок ли болит - попей настой из листьев, и легче станет. /Подорожник/.
3.
Растет она вокруг, И враг она и друг,Как копья, волоски, Покрыли все листки. Обломишь волосок -Прольется едкий сок На кожу - и смотри: Уже и волдыри! Но если дружишь с ней И кожа здоровей, И волосы густы, Красивы и чисты.В ней витаминов клад, Весной её едят(Крапива)
-
Итог урока.
- О каких лекарственных растениях узнали на уроке?
- Какими лечебными действиями они обладают?
- Что особенно понравилось?
7. Домашнее задание.
Научи того, кто рядом с тобой, тому, что узнал о лечении лекарственными растениями. Расскажи как полезно пить витаминный чай.
botana.cc
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке в 7 классе по теме "Лекарственные растения в домашней аптечке"
Тема: Лекарственные растения в домашней аптечке.
Класс: 7
Цель: формировать знания учащихся о значении и применении лекарственных растений. Учить готовить настой из шиповника.
Задачи:
- образовательная: познакомить с лекарственными растениями, где применяются, со способами приготовления настоев из лекарственных растений;
- коррекционно-развивающая: развитие способности к обобщению, классификации; обогащение словарного запаса;
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Наглядные пособия: кроссворд, картинки с изображением лекарственных растений, аптечные упаковки лекарственных растений, инструкционные карты.
Оборудование: магнитная доска, чашка , ложка, чайник эл., термос.
Словарь: лекарственные растения, витамины, упаковка, настой, отвар, береза, шиповник, крапива, ромашка, подорожник, фиточай, фитотерапевт.
Ход занятия
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Орг. момент
Организация учащихся. Приветствие гостей.
2. Повторение материалов предыдущих занятий (домашняя аптечка). Выявление (актуализация) знаний учащихся о лекарственных растениях.
- На прошлых уроках мы с вами изучали домашнюю аптечку, ее состав. Давайте еще раз вспомним это:
(на столе расположены материалы, входящие в состав аптечки, а также лишние и упаковки с лекарственными растениями).
Назовите медицинское учреждение, в котором продают лекарства.
В каких формах продают лекарства в аптеке?
Определяют что лишнее.
Аптека
В виде таблеток, мази, лекарственные растения.
3. Сообщение темы и задач.
- Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые должны дополнительным средством в домашней аптечке, и будем учиться готовить настой из лекарственных растений.
Запись в тетрадь темы урока
«Лекарственные растения в домашней аптечке»
4. Сообщение теоретических сведений.
Наша земля очень щедра. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Её леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. На её просторах произрастают тысячи растений. А знаете ли вы, что среди всех этих деревьев, кустарников, трав у нас есть друзья, обладающие лечебными свойствами? Человек еще издавна заметил, что, что животные среди множества растений выбирает те, которые помогают им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства с древних времен. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносились в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила, Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Лес , как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура и таблетки.
Ну а чем и как лечить ,
Доктор можем научить.
Все целительные растения
Знает он без исключения.
Нужны только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения !
-
А сейчас давайте с вами вспомним какие лекарственные растения растут в нашей местности.
Игра «Узнай растение по описанию». В этом нам помогут картинки.
Дерево с гладкой белой корой, встречается в лесной и лесостепной зонах Сибири.
Широко распространенный колючий кустарник с белыми или розовыми приятно пахнущими цветками и оранжево-красными плодами.
Жжется, а не огонь;
Злая, а людей лечит.
4.Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
- Собирал ли кто из вас лекарственные растениям, и какие правила сбора лекарственных растений вы знаете?
- При сборе растений нужно не рвать без цели, собирать в строго определенные сроки и в ограниченном количестве, вдали от дорог, в лесу.
Сбор лекарственных растений необходимо проводить таким образом, чтобы не истощать их плантации. Необходимо помнить: лекарственные растения, заготовленные неправильно, теряют свои лечебные свойства, которые всегда учитывает врач при лечении больных. Поэтому лучше использовать лекарственные растения выпускаемые медицинской промышленностью. (показ различных упаковок с лекарственными растениями).
- Назовите медицинское учреждение, в котором можно купить лекарственные растения?
- Почему в аптеке, кроме лекарств, можно купить лекарственные растения?
-В чем продаются лекарственные растения?
- Как нам узнать в каких случаях применяются лекарственные растения?
- Как узнать как употреблять?
Смотрят, слушают
Показ справочников о лекарственных растениях, открыток.
Учащиеся отгадывают растения, вписывают в кроссворд, отыскивают растение по гербарию.
Береза.
Шиповник
Крапива
Подорожник
Ответы учащихся
Аптека
Они лечат
В упаковках
Прочитать на упаковке показания к применению.
Прочитать на упаковке способ применения.
5. Ознакомление с объектом работы.
Лекарственные растения приготавливают двумя способами: делают настои и отвары.
–Давайте подумаем, что обозначают эти слова.
Настой -
Отвар -
- Сегодня мы с вами будем учиться готовить настой из ягод шиповника по рецепту.
Залить кипятком и настоять
Варить
6. Составление плана.
Шиповник широко известен как народное средство для борьбы со многими заболеваниями. Лекарственные свойства этого растения известны людям с глубокой древности. Большой популярностью пользуются всевозможные отвары шиповника, обладающие огромным количеством лечебных свойств.
Настой шиповника содержит большое количество поливитаминов, обладают мочегонным и желчегонным эффектами, способствуют понижению давления, обладают укрепляющим сосуды действием, а так же содержат вещества, способствующие улучшению аппетита.
Что нам нужно взять, чтобы приготовить настой?
Сегодня я вам покажу два способа приготовления настоя.
I способ – 2 фильтра-пакета поместить в стакан, залить кипятком и настоять 10-15 минут.
II способ – 1 столовую ложку высушенных плодов шиповника положить в термос , залить кипятком и настаивать 2 часа, затем процедить.
Способ применения и дозы можно прочитать на упаковке или по рекомендации врача.
Читают рецепт на упаковке с ягодами шиповника и уточняют план приготовления настоя.
Чайник, посуду, термос, столовую ложку
8. Практическая работа.
Приготовления настоя.
У вас на столах план по приготовлению настоя.
Учащийся по плану готовит настой.
Выполнение действий по плану .
9. Запись рецепта приготовления настоя.
1) Положи в стакан 1 ст. л. травы или 1-2 фильтра-пакета 2) Вскипяти воду.3)Залей кипятком, накрой салфеткой для настаивания на 10-15 минут.
Работа в тетрадях (запись рецепта).
10. Подведение итогов.
- Из какого лекарственного растения приготовили настой?
- Перечислите полезные свойства растения
- Сколько необходимо времени для настаивания чая?
Такой чай еще называют фиточай.
Назначает растения для лечения врач – фитотерапевт.
- Какие растения можно назвать лекарственными?
- Как можно узнать о пользе растений?
- Кто назначает растения для лечения?
- Какими способами можно приготовить лечебный чай?
Шиповник
Много витаминов, мочегонный., укрепляет сосуды.
Книги, энциклопедии
врач
настой и отвар
11. Уборка рабочих мест.
infourok.ru