Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения". Лекарственные растения конкурс
Конкурс № Лечебные свойства растений
«За здоровый образ жизни»
^
Зеленая аптека на службе человека
Цель: углубить знания учащихся о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений; познакомить детей в игровой форме с немедицинскими способами лечения простудных заболеваний; формировать желание заботиться о своём здоровье.
Оборудование:
- Иллюстрации дикорастущих лекарственных растений;
- Индивидуальные раздаточные карточки с теми же растениями;
- Плакат с загадками о культурных растениях «здоровье в саду и на грядке»;
Ход мероприятия.
Ведущий.
^
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь – на огород.
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду-
Снова будешь жизни рад.
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята-
Вот «зелёная аптека»
Помогает вам, ребята!
^ О каком значении растений говорится в этом стихотворении?
Ведущий. Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6-му тыс. до н.э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечение травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в г. Астрахани и Лубнах.
^
Необходимо отгадать загадки, назвав растение, о котором идет речь. (один верный ответ- 1 балл.)
Загадки:
- Очень вкусные плоды
Много жира, витаминов,
Как питательны они!
Ядра ели в шоколаде,
Скорлупа - краситель яркий.
Угадай-ка поскорей:
Что за плод мы рвем с ветвей? (Орех.)
- Эти разные листочки
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки,
И лысины нет на макушке. (Петрушка.)
- Этот плод – аптека наша,
Семечки -деликатес,
И глистам – противовес.
Диетическое блюдо –
От болезней всех, как чудо! (Тыква.)
- Овощ этот очень крут!
Помогут фитонциды
От оспы и чумы,
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы! (Лук.)
- В бордовых корнеплодах
Давленье понижает
И кровь оздоровляет.
Салат от ожиренья,
А сок – от воспаленья. (Свёкла.)
- Листья – будто кружева,
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И всё от воспаления. (Укроп.)
Ведущий. Если хочешь быть здоров,
Обойтись без докторов –
Ешь почаще лук, чеснок,
Ведь от них большущий прок!
Если ты поранил ногу,
Не тревожься, не реви,
Подорожник на подмогу
Ты к себе скорей зови!
Человек издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками».
От какого слова образовано это название?
Изучив лекарственные свойства растений, травники заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы пользуемся и сейчас.
^ Природа – сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить нам те растения,
Что пригодны для лечения.
Ведущий. С некоторыми из них вы сегодня уже познакомились.
Ведущий. Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,
В середине золотая. Кто она такая?
^
Ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина моя – Америка.
Ведущий. Милая Ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка. Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
^
Подорожник. Это я – Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая –нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из виду.
С названьем простым и тревожным,
Зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок – подорожник
Растёт у российских дорог.
Дороги спешат за курганы,
Дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли…
Невзрачный цветок подорожник
Растёт у дороги в пыли.
Ведущий. Дорогой Подорожник, а чем ты ещё полезен?
Подорожник. Если вдруг зуб заболел, глаза воспалились, сердце болит, дёсны кровоточат – беги ко мне срочно. Я помогу!
^
Ведущий. Вы кто такие? Зачем к нам пришли?
Растения вместе. Мы пришли к своим друзьям. Мы тоже лекарственные растения.
Шиповник.
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
Меня зовут царем кустов
За цвет и запах моих цветков.
Хоть куст мой зеленый
Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным
И тем, кто здоров.
Ведущий. Но как ты, Шиповник, можешь помочь?
Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный, в нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете.
^
Мать -и –Мачеха. Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.
Ведущий. Знаем! Ты - Мать -и –Мачеха!
Мать -и –Мачеха.
Если кашель вас замучил, воспаленье началось,
Подружись со мной скорее, обещаю: всё пройдет!
^ . Как хорошо, что все мы вместе собрались на этой поляне! Давайте танцевать.
Появляются мама с дочкой
Мама.
Что ты, доченька моя, побледнела?
Иль головка у тебя заболела?
Надо, надо обратиться к врачу…
Девочка.
Ой, к врачу я не хочу!
Появляется доктор Пилюлькин.
^
Осмотрите мою дочь внимательно.
И поставьте ей диагноз обязательно.
Ну, а я её потом полечу…
Девочка. Я таблеток не хочу!
Пилюлькин. Здравствуйте, ребята! Что случилось? Что болит? Есть и йод, и вата, и пилюли!
Девочка.
Боли, доктор, в голове,
Помогите, доктор, мне.
Не хочу я даже сладость –
Вот какая везде слабость!
Пилюлькин.
Сейчас осмотр проведу,
Чем смогу – тем помогу,
Ручки слабые, ножки тоже.
Так. На что это похоже?
Ну-ка рот открой пошире:
Раз, и два, и три, четыре.
Зубы все пока на месте.
Посоветуемся вместе…
^
- Надо дать ей таблетки!
- В нос закапать из пипетки!
- Надо выпить порошок!
- Антибиотиков мешок!
- Надо дать ей микстуру!
- Справку дать от физкультуры!
Пилюлькин. Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!
Ваши знания видны,
Но таблетки ей вредны!
Организм ваш молодой –
Сам он справится с бедой.
Только чуда вы не ждите –
Себе сами помогите.
А помощников не счесть!
Травы лечащие есть!
Отвари и пей, когда
Подойдет к тебе беда.
Ведущий. О каких же растениях говорит доктор Пилюлькин? Разгадав кроссворд, мы узнаем, чем ещё можно лечить простуду.
- Не заботясь о погоде,
А в один из майских дней
Май серёжки дарит ей.
- Я красна, я кисла –
Созревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком?
- Осень в сад к нам пришла.
Здесь разные птицы снуют
И, галдя, его клюют.
- Маленький, горький, луку брат.
- Бусы красные висят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
1
4
3
2
5
Ответы: 1. Береза. 2. Клюква. 3. Рябина. 4. Чеснок. 5. Малина.
Пилюлькин. А ещё, девочка,
Баня с паром, кипятком,
Венком и лежаком!
Девочка. Нет! Сегодня я уже купалась!
Без ушей чуть не осталась!
Пилюлькин. Нет так нет! Тогда скорей
Чая с мёдом ты попей!
Иль с вареньем из малины,
Или с соком из рябины.
У природы есть секрет,
Как быть здоровым много лет.
Девочка. Вот спасибо, доктор, вам!
Каждый должен думать сам,
Как здоровье сохранить
И болезни победить.
Простите меня, пожалуйста, растения, ведь всё это от моего незнания!
^
Конкурс № 2. «Зеленая аптечка»
Каждой команде даются 3 карточки. Необходимо заполнить таблицу, правильно сопоставив название растения, используемую часть и применение (1 балл – за правильно составленную строку).
Карточка №1 Название растения, Его изображение | Карточка №2 Какую часть используют | Карточка №3 Применение В медицине |
|
|
|
Растение | Какую часть используют | Применение В медицине |
| Лист Корень | Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечит ожоги, выводит вредные вещества, лечит заболевания желудка |
| Цветки | Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос |
| Листья | Заживляет раны, помогает при ушибах |
| Надземную часть | Лечение кожи, туберкулеза |
| Надземную часть | Кровоостанавливающее, заживление ран |
^
Необходимо каждой команде назвать как можно больше правил по сбору лекарственных растений. (Верный ответ – 1 балл).
^
- Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду; листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.
- Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
- Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.
- Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
- Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.
- Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках. Это, например, ромашка, шалфей, валериана, тысячелистник, пустырник.
- В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!
- Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.
Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:
- Рвать
- Нюхать
- Брать в рот
Демонстрация способов лечения и профилактики:
- Ингаляция (отвар из трав или картофельный отвар с добавлением масел): по пояс раздеться и укрыться полотенцем так, чтобы не только дышать, но и прогреть грудную клетку, а потом обязательно принять тёплый душ;
- Пропаривание в воде с горчичным порошком: лучше парить руки, а не ноги, а чтобы не было скучно, положить в таз игрушки;
- Витаминный салат из лука.
^
Ведущий. Друзья, нам прощаться настала пора!
Сегодня окончена наша игра.
Чтоб ни случилось, всегда человек
Здоровья желает другому навек!
Молодцы, ребята! Мы сегодня много рассказали, поиграли. Я надеюсь, что наше занятие не пройдет бесследно для вас. Вы обо всём, что запомнили, расскажете дома родителям. А о чем вам хочется рассказать? (ответы детей.)
Лекарственные растения можно собирать в природе, но это – целая наука, а пока их можно купить в аптеке.
Природу, друг мой охраняй!
Никого не обижай!
Не губи деревья ты!
Сохрани в степи цветы!
И тогда без докторов будешь ты всегда здоров!
edushk.ru
Экологическая игра "Зеленая аптека" - ДомТворчества.Ру: сайт о дополнительном образовании
Цель игры-конкурса: закрепить знания учащихся о лекарственных растениях и об их целебных свойствах.
Оборудование: вывеска с названием темы игры-конкурса, таблица с названием номинаций и количеством очков, иллюстрации о лекарственных растениях, информация на темы: «Лекарственные растения в годы Великой Отечественной войны»; «Народные приметы и поговорки о лекарственных растениях», домик с вывеской «Аптека», кресло, столик, пузырьки с лекарствами, костюмы участников сказки.
Подготовительная работа: За 1 месяц до проведения мероприятия участникам дается задание: прочитать книги о растениях леса, подготовить эмблему команды, её объяснение и вспомнить как можно больше песен, в которых упоминаются растения. Заранее готовится и конкурс актёрского мастерства. Эти конкурсы проводятся в перерыве между вопросами и их итоги подводятся отдельно.
ПРАВИЛА ИГРЫ
В игре участвуют две команды. Каждая команда выбирает себе название. По жребию определяется, какая команда будет отвечать первой. Перед каждым ответом команда сама выбирает название этапа и цену вопроса. Команда, ответившая правильно, имеет право выбирать следующий вопрос. При неправильном ответе право выбора вопроса переходит к другой команде.
ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ «ЛАНДЫШ»
Мы взяли название «Ландыш»!
Нам нравится этот цветок!
Весной украшает он землю,
Так нежен его лепесток!
Он запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной!
Болезни сердца лечит он
И с детства каждому знаком!
ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ «ПОДОРОЖНИК»
Чтоб в этом конкурсе участие принять,
Мы стали думать, как команду нам назвать.
Решили назвать «Подорожник»
В природе такой он хороший!
Путник часто ранит ноги –
Вот и лекарь у дороги!
Может кашель оно лечить,
Раны заживляет,
От укусов насекомых
Нас он защищает!
Есть множество цветов:
Красивых, осторожных,
Но нам приятней всех обычный подорожник!
1 этап - «Викторина»
Вопросы:
На 5 баллов: Дерево получило своё название из-за липкого сока и клейкости молодых листочков. В научной медицине используются цветки этого дерева вместе с прицветником от простуды и жара. (Липа).
На 10 баллов: В старину год у славян начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а этим деревом. Это дерево – символ света, сияния, чистоты, женственности. На Троицу из этого дерева плели венки и вокруг него водили хороводы. В медицине его почки применяют при отеках сердечного происхождения, при заболеваниях печени, от простуды в качестве отхаркивающего средства. Молодые листья этого дерева прикладывают к спине от радикулита. (Берёза).
На 20 баллов: В старину это растение применяли от 99 болезней. Сейчас его используют против длительно незаживающих ран и язв и в стоматологии. Название этого растения связано с тем, что оно способно вызывать заболевания у животных. (Зверобой)
На 30 баллов: Крупное дерево до 30-40 м. высотой. Кора желтовато-розовая. Это дерево любят за красоту, неприхотливость и за неизмеримую пользу, которую приносит оно человеку. Писатель Пришвин назвал это дерево самым прекрасным и свободным деревом России. Из него делают скипидар, канифоль, дёготь. Древесина этого дерева используется для строительства. Почки этого дерева используют при заболеваниях горла и лёгких, как успокаивающее средство применяют ванны из этого дерева.(Сосна).
На 40 баллов: Это белый цветок, латинское название которого в латинском переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».Многие поэты и композиторы посвятили этому цветку свои произведения. Все части этого растения ядовиты. В медицине он применяется при болезнях сердца и как успокоительное средство. (Ландыш).
2 этап - Легенды о растениях
Вопросы:
На 5 баллов: Земля была богатой и прекрасной. Удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. И среди множества трав рос на краю леса скромный цветок. Был он не самым заметным, но люди любили его, так как он приносил им великую пользу. Ранней весной давал он свой нектар пчёлам, девушки плели из него венки и водили хороводы, корни его лечили больных, а ночью золотистые цветки освещали путь запоздалому спутнику. Сам он мечтал побывать в дальних странах, но корни его были крепко связаны с землёй. Тогда этот цветок сделал своим детям пушистые парашютики и разослал их во все концы света с наказом творить добро (Одуванчик).
На 10 баллов: Жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая дочь, и имя имела неласковое, звали её Восьмуха. Была она злой, своенравной и завистливой. Зато меньшого сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители в нём души не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце, растёт с тех пор по всей русской земле и название его похоже на имя Романушка. Красные грозди этого дерева привлекают птиц. (Рябина).
На 20 баллов: Молодого парня Садко полюбила водяная царевна Волхова. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго она искала его, но потом увидела влюбленных среди стройных берёз. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слёзы покатились из её синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные белые цветы – символ верности, любви и нежности (Ландыш).
На 30 баллов: Жила в дальней станице бедная девушка-казачка. Единственным её богатством была необычайная красота. Полюбила она молодого казака, к несчастью, тоже бедного. Поклялись молодые люди в верной любви друг другу, но нависла над ними беда. Приметил красивую девушку станичный атаман и стал преследовать её, а молодому казаку пришла пора идти на военную службу. Ненавистью отвечала девушка атаману, но однажды ночью слуги атамана выкрали девушку из дома. Долго держал он её в темнице, но в день свадьбы ей удалось сбежать в лес, где она лишила себя жизни. А на месте её гибели вырос пышный куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Увидел атаман куст, хотел сломать цветущую ветку, но все они мгновенно покрылись колючими шипами. А осенью на этих ветках появились ярко-красные, похожие на капли крови плоды. Добрые люди собирают эти плоды, пьют из них чай, и этот чай возвращает им бодрость и здоровье. (Шиповник).
На 40 баллов: Однажды в жаркий день Венера решила искупаться. Выбрала самый отдалённый грот, чтобы никто не мог посмотреть, долго и с удовольствием купалась. И вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на неё. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Воззвала она к Юпитеру и тот превратил людей в цветы, которые похож на широко открытые, удивленные и любопытные глаза людей (Фиалка, анютины глазки).
3 этап - Загадки о растениях
На 5 баллов:
С молоком, а не коровушка;
Летает, а не совушка (одуванчик).
На 10 баллов:
«Кошачья травка» –
Больным поправка.
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку (валериана).
На 20 баллов:
Цветок - как бубенчик,
Беленький венчик…
Цветёт он не пышно,
Звенит ли - не слышно (ландыш).
На 30 баллов:
Цветок жёлтенький, лучистый,
Тело делает он чистым (чистотел)
На 40 баллов:
Найду синенький цветок,
Найду стебель, как пруток,
Брошу корень на поджарку
Да в кофейник, на заварку (цикорий)
4 этап - Угадай растение по картинке
Командам предлагаются несколько иллюстраций лекарственных растений, по которым нужно угадать название растения.
На 5 баллов: василёк
На 10 баллов: ромашка аптечная
На 20 баллов: пижма
На 30 баллов: цикорий
На 40 баллов: белена
5 этап - Доктор Айболит
На этом этапе нужно угадать, от каких болезней применяется лекарственное растение.
На 5 баллов: подорожник
На 10 баллов: ромашка аптечная
На 20 баллов: липа
На 30 баллов: шиповник
На 40 баллов: крапива
Конкурс актёрского мастерства
Участники игры показывают инсценировку, а жюри ставит оценку по пятибалльной системе каждому участнику, учитывая его костюм и актёрское мастерство.
ИНСЦЕНИРОВКА.
Ведущий:
Вьётся тропка в тёмной чаще
Под листвою шелестящей.
Скрыт от взора человека
Домик с вывеской «АПТЕКА».
В домике одна, без страха,
Проживает черепаха.
Заболеет зверь иль птица,
Он сюда скорее мчится…
(Выбегает, озираясь, заяц. Черепаха размешивает ложечкой в чашке лекарство).
Черепаха:
Здравствуй, зайчик длинноухий!
Что ты хочешь от старухи?
Ведущий:
Бедный зайчик чуть не плачет.
Заяц:
Ой, скорей лекарство дай!
Сердце прямо так и скачет,
Слышал я собачий лай!
Черепаха:
Дам лекарство, как не дать!
Это, зайчик мой, пустяк,
Но оно, ты должен знать –
Не спасает от собак.
Выпей, брат, из этой склянки
Две, три капли валерьянки.
(Капает из пипетки в стаканчик)
Ведущий:
Зайчик выпил, ободрился
И спокойно удалился.
(Идёт медведица с палкой)
Медведица:
Что со мною? Ай-ай-ай!
Черепаха отворяй!
Вся горю я как в огне,
Помоги скорее мне.
Черепаха:
На, малины, липы цвет
И температуры нет!
Ведущий:
Вдруг лиса бежит, кричит:
Лиса:
Открывай скорее дверь!
Ведущий:
Черепаха говорит:
Черепаха:
Кто там – птица или зверь?
(В домик заходит лиса)
Лиса:
Пострадала я, бедняжка,
Пострадала очень тяжко.
Вся в ужасных синяках,
Чуть держусь я на ногах.
Черепаха:
Сделаешь компресс из лука,
Вот и минет скоро мука!
Ведущий:
В огород она пошла
Лука с грядок принесла,
А лисицу голод гложет.
Лиса:
Мясо может мне поможет?
Черепаха:
Мясо тоже можно дать,
Коль желаешь, я не прочь,
Рада всем тебе помочь.
Вместе с луком мясо тоже
К синякам твоим приложим.
Ведущий:
Но лиса, всё мясо съев,
И на лук не посмотрев,
Вдруг куда-то быстро скрылась,
Черепаха удивилась…
(Входят белка с ёжиком)
Ведущий:
Белка беленьким платочком
Подвязала обе щёчки.
Белка:
Твёрдый жёлудь мне попался,
Хрустнул зуб и зашатался,
Так болит, нет сил терпеть,
Может, зуб мой посмотреть?
Ведущий:
Бедный ёжик заявил:
Ёжик:
Я вот лапку занозил.
И теперь на костыле
Ковыляю по земле.
Ведущий:
Черепаха им сказала:
Черепаха:
Ну, кого лечить сначала?
Первым делом для зубов
Дам шалфея и грибов.
А потом уж не спеша,
Лапку вылечу ежа.
Ведущий:
Вдруг в окно влетает птица,
в кресло старое садится.
Филин:
Узнаёшь? Я твой сосед,
Очень нужен твой совет.
Черепаха:
Здравствуй, филин, друг ушастый,
Расскажи мне, что с тобой?
Филин:
Днём и ночью кашель частый
Нарушает мой покой!
Ведущий:
Черепаха в тот же миг,
Взяв одну из толстых книг,
В ней находит предписанье:
Черепаха:
Нужно делать полосканье,
Пить ромашковый настой.
Будет вновь здоров больной.
Филин:
Вот спасибо за совет!
Ведущий:
Прохрипел старик в ответ.
Черепаха:
Уж сегодня я устала,
Поработала немало.
Очень хочется мне спать,
Лягу я теперь в кровать.
(Сильный стук в дверь)
Волк:
Волку отворяй, старуха!
У меня распухло брюхо!
Черепаха:
Пей настой их горицвета.
Волк:
Нет, мне не подходит это.
Черепаха:
Ну, возьми напиток мятный!
Волк:
Нет, он тоже неприятный!
(Щелкает зубами)
Волк:
Лишь когда тебя я съем,
Буду вновь здоров совсем!
(Черепаха всхлипывает, трёт глаза кулаком. Прилетает Филин)
Филин:
Что ты делаешь, злодей,
Здесь у запертых дверей?
Волк:
Эту дверь хочу разбить,
Черепахой закусить!
(Филин кружит вокруг домика, размахивает крыльями)
Филин:
Птицы, звери, выходите,
Черепаху защитите!
Выходите все, кто смел!
Ведущий:
Лес тревожно загудел.
Смотрит филин – там и тут
Звери к домику бегут.
Белка:
Все её мы защитим!
Ёжик:
На тебя мы налетим!
Лиса:
Будем грызть тебя зубами!
Медведица:
Будем рвать тебя когтями!
Ведущий:
Волк от страха задрожал
И куда-то убежал.
Снова тётя черепаха
В домике живёт без страха
И встречает всех с приветом,
Помогает всем советом.
В конце игры-конкурса жюри подсчитывает общее количество баллов, подводит итоги и награждает победителей.
neobionika.ru
Участник | Населенный пункт | Баллы |
Ирина Бурлакова | Россия, Красноярск | 14 из 15 |
Денисов Дмитрий Игоревич | Россия, г. Удомля | 14 из 15 |
Васильева Виктория | Россия, Астрахань | 14 из 15 |
Квасова Вероника Леонидовна | Россия, Астрахань | 14 из 15 |
Побединская Екатерина Валерьевна | Россия, Тамбов | 14 из 15 |
Жаркова Анна Андреевна | Россия, Верещагино | 14 из 15 |
Козырев Егор Александрович | Российская Федерация, Улан Удэ | 13 из 15 |
Козырев Егор Александрович | Российская Федерация, Улан Удэ | 13 из 15 |
Ходжаев Никита Алексеевич | Россия, Астрахань | 13 из 15 |
Разина Кристина Геннадьевна | Россия, село Старый Киструс | 13 из 15 |
Оксузян Алина Руслановна | Россия, Курганинск | 13 из 15 |
Барабан Елизавета Дмитривна | Россия, г. Россошь | 13 из 15 |
Черемина Дарья Эдуардовна | Россия, Астрахань | 13 из 15 |
Салтыков Кирилл | Россия, город Рузаевка | 12 из 15 |
Козырев Егор Александрович | Российская Федерация, Улан Удэ | 12 из 15 |
Жуковская Анна Николаевна | Россия, Липецк | 12 из 15 |
Иванова Валерия Алексеевна | Россия, Воронеж | 12 из 15 |
Яцура Виктор Сергеевич | Российская Федерация, Астрахань | 12 из 15 |
Арустамян Виктория Олеговна | Российская Федерация, Шпаковский район с.Надежда | 12 из 15 |
Агеенко Дмитрий Максимович | Россия, Красснодар | 11 из 15 |
Участник | Населенный пункт | Баллы |
Салтыков Кирилл | Россия, город Рузаевка | 12 из 15 |
Ирина Бурлакова | Россия, Красноярск | 14 из 15 |
Козырев Егор Александрович | Российская Федерация, Улан Удэ | 12 из 15 |
Козырев Егор Александрович | Российская Федерация, Улан Удэ | 13 из 15 |
Козырев Егор Александрович | Российская Федерация, Улан Удэ | 13 из 15 |
Васильева Диана Валерьевна | Россия, Ржев | 9 из 15 |
Яковлева Дарья Александровна | Россия, Ржев | 4 из 15 |
Жуковская Анна Николаевна | Россия, Липецк | 12 из 15 |
Подгирний Дмитрий Владимирович | Россия, ст.Динская | 10 из 15 |
Ходжаев Никита Алексеевич | Россия, Астрахань | 13 из 15 |
Разина Кристина Геннадьевна | Россия, село Старый Киструс | 13 из 15 |
Агеенко Дмитрий Максимович | Россия, Красснодар | 11 из 15 |
Денисов Дмитрий Игоревич | Россия, г. Удомля | 14 из 15 |
Васильева Виктория | Россия, Астрахань | 14 из 15 |
Иванова Валерия Алексеевна | Россия, Воронеж | 12 из 15 |
Конюшний Егор Алексеевич | Российская Федерация, Челбасская | 11 из 15 |
Квасова Вероника Леонидовна | Россия, Астрахань | 14 из 15 |
Забарова Алина Исламовна | Россия , г.Нижнекамск | 10 из 15 |
Побединская Екатерина Валерьевна | Россия, Тамбов | 14 из 15 |
Жаркова Анна Андреевна | Россия, Верещагино | 14 из 15 |
Викторина 6 класс 16 04 2008 г Лекарственные растения
Викторина 6 класс 16.04.2008 г
Лекарственные растения
Цели:
1) вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных;
2) показать многообразие лекарственных растений своей местности;
3) познакомиться с охраны лекарственных растений;
4) развивать бережное отношение к природе, формировать основу рационального природопользования.
– Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные для себя разыскивают. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней.
Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле или на даче. Вот куст шиповника с ароматными розовыми цветами, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя своим желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей, а где-то тебя встретят и шипами кусты боярышника.
Чтение стихотворения:
Лес не только для нашей забавы,Он – богатство нашей страны.Все деревья в нем, ягоды, травыНам на пользу, друзья, взращены.Луга июльские – чудо простое,Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!Нет на земле бесполезной травы!Все растения надо знать, Их беречь и охранять.Ведь из трав лесного царстваЛюди делают лекарства.
Представление команд и эмблема – 5б
Конкурс 1 «Угадай-ка»
(висят гербарии: подорожник, шиповник, мох сфагнум, ромашка, тысячелистник, чистотел, одуванчик) – под гербарием номер, вытягивают листик с номером.
Покажите на гербарии, 1. назовите
2. Поясните как используют находясь в походе.
- 1б + 3 б
Конкурс 2 «Загадки»: (от команд по 3 загадки – по 1б)
Отгадка и значение: 1+2 б
Овощи и фрукты
Любят все на свете.
Бабушки и дети
Секреты знают эти.
Виноград и вишня
Лечат все сосуды.
Абрикос - от сердца,
Груша – от простуды.
Апельсин, как витамин,
Знают все, незаменим.
Ешьте фрукты, здоровейте,
Пейте сок и не болейте!
1. Есть корень кривой и рогатый,Целебною силой богатый.И может, два века Он ждет человекаВ чащобе леснойПод кедровой сосной. (Женьшень)
– Препараты из женьшеня обладают тонизирующим и стимулирующим действием, они повышают общую сопротивляемость всего организма к различным неблагоприятным воздействиям. Крайняя редкость женьшеня в природе, обусловленная многовековыми поисками этого “растения-клада”, уже давно, около 600 лет назад, побудила к введению его в культуру в Корее, Китае, Японии. В старину существовало поверье: на какую часть тела похоже растение, ту часть оно и лечит.
2. На кустах цветыПросто чудо красоты!Шипы - коготочкиСтерегут цветочки. (Шиповник)
– Недаром этот колючий кустарник получил такое название: острые шипы причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета шиповник украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. Отсюда и второе название шиповника – дикая роза. Лекарственным сырьем являются плоды шиповника различной формы и величины.
3. Пастушья сумка.
На пустырях и по дорогамС соцветьем беленьким сорняк.Но изучите его свойства-Быть может, взглянете не так:Кровотеченье остановит,В Китае он – салат к столу.Сорняк живуч:Семян так много в плоде,Похожим на суму.
- кровоостанавливающее, при заболевании желудка
Конкурс 3 «СВОЯ ИГРА» (см. презентацию)
В русских легендах о боярышнике, цветы боярышника символ доверчивости, а красные ягоды символ предупреждения о том, как опасно на эту доверчивость покушаться. Девушки на Руси носили венки из цветков боярышника. Молодых девушек на Руси величали боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярышнями.
Ученые считают рябину “деревом здоровья”. Ягоды рябины – это кладезь витаминов и органических кислот. Плоды содержат каротиноиды, аскорбиновую кислоту, различные сахара: глюкозу (до 3,8%) , фруктозу (до 4,3%) , сахарозу (около 1%) , сорбозу, сахароспирт сорбит (до 25%) ; кислоты: яблочную (до 2,8%) , винную, фолиевую, янтарную и лимонную. Они используются в кулинарии при приготовлении разнообразных блюд. Горечь из плодов можно удалить при помощи заморозки Животные тоже лакомятся и лечатся ягодами рябины осенью и зимой. Ягодами рябины и листвой лакомятся косули, лоси и птицы. Перед спячкой медведь ест вдоволь ягоды рябины вместе с початками белокрыльника и стрелолистом. Этим растительным сбором медведь лечится от паразитов перед долгой спячкой.
На Руси издревле чередой лечили разнообразные кожные заболевания, отит, детские диатезы.
Издавна известно благотворное влияние компрессов, настоев, ванн из травы череды на кожу человека. Золотушной травой череду назвали потому, что ею лечили в основном золотуху. В научной медицине череда применяется как потогонное средство при простудных заболеваниях, как мочегонное при заболевании мочеполовых органов, в детской практике для ванн при диатезах (антиаллергическое действие).
«Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве – четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям колодец, третье – от тьмы свет, а четвертое – дряхлым пеленанье. Что это за дерево?» Ответ на эту загадку я бы сам никогда не отгадал. А отгадка у этой загадки очень простая. Дерево это, конечно, береза. Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек и листьев – больным на здоровье; утолять жажду березовым соком – людям колодец; освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами – от тьмы свет; связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, туеса, корзинки – дряхлым пеленанье.
– Лекарственные растения – это растения, которые приходят к человеку на помощь. Но нельзя забывать и о том, что эти самые растения могут исчезнуть с лица Земли, если человек будет варварски уничтожать их, не заботясь о воспроизведении. Вот что может сказать вам об этом, например, ландыш майский:
– У меня к ребятам просьба убедительная есть.Рвут весною нас повсюду, вянем мы в букетах зря.Повсеместно истребленье нам грозит сейчас, друзья!Должен всем я вам сказать, что нельзя нас собирать!
Пока жюри подводит итоги КОНКУРС «ПАЗЛ» - кто быстрее, получит доп. балл.
Загадки о лекарственных растениях.
Нам запах свежести леснойПриносит позднею веснойЦветок душистый, нежныйИз кисти белоснежной. (Ландыш)
Был рыжий Ванёк,Кудрявый паренёк,Стал седой, белобрысый,Ветер дунул - глядь, лысый.(Одуванчик)
Листья этого растенья обжигают нас,
Сок из листьев этого растения спасает нас.
Весной его используют на суп.
Голову мыть его отваром – волосы растут.(Крапива)
Трава сродни петрушкеИ с зонтом на макушке,Нужна та травка пекарю,А также и аптекарю.(Тмин)
Вышли в поле пастушки,За спиной у них - мешки,А мешочки-котомочкиНа тугой тесёмочке.(Пастушья сумка)
Горькая травка,К животу поправка,И сама душиста,И метёт чисто.(Полынь)
Кисть ягоды прекрасная, Жёлтая иль красная, Я достать её боюсь - О шипы уколюсь. Но уважаю с детства Сердечное средство. (боярышник)
Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает. (календула)
Поранил ты в походе ногу, Усталость не даёт идти – Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути.
(подорожник)
Очень вкусные плоды
И полезные они.
Много жира, витаминов.
Как питательны они!
Ядра ели в шоколадке
Скорлупа – краситель яркий.
Угадай-ка поскорей:
Что за плод мы рвем с ветвей? (орех)
Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы.
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы.
(лук)
Эти резные листочки
Лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки,
И лысины нет на макушке.
(петрушка)
В бордовых корнеплодах
Лекарство от запоров.
Давление снижает,
И кровь оздоровляет.
Салат – от ожиренья.
А сок – от воспаленья.
(свекла)
Этот плод – аптека наша,
Из него полезна каша.
Семечки - деликатес,
И глистам - противовес,
Диетическое блюдо –
От болезней всех, как чудо! (тыква)
Листья будто кружева,
Украшенье для стола.
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год леченье,
И все от воспаления.
(укроп)
Эти листья и плоды
Содержат фитонциды.
Для кулинара и врача
Они незаменимы.
Источник витамина С –
От кашля избавление.
Те разноцветные плоды –
Леченье с наслаждением.
(смородина)
Эти вкусные плоды
Всем знакомы с древности.
Все, кто ели, не болели,
Зубы белые блестели,
Малокровие, ожирение
Побеждают без сомненья.
Есть варенье, сок, пюре
И аптека во дворе.
(яблоня)
Это прозвище не даром у красивого цветка.
Капля сочного нектара и душиста и сладка.
От простуды излечиться
Вам поможет…
(медуница)
Одуванчик, подорожник, Василек, шалфей и мята.
Вот зеленая аптека
Помогает вам, ребята!
Викторина «Растительный мир» (см презентацию)
Какие бывают растения?
А) вежливые; в) деликатные;
Б) воспитанные; Г) культурные
Какой сок собирают ранней весной в наших лесах?
А) липовый в) березовый
Б) осиновый г) сосновый
Что из этого не является луком?
А) Черемша в) Батун
Б) Порей г) Череда
Какое растение существует?
А) Сын-и-пасынок в) Сын-и-отчим
Б) Мать-и-мачеха г) Дочь-и-падчерица
Какое второе название прочно закрепилось за растением алоэ?
А) Тысячелистник В) Бессмертник
Б) Столетник Г) Золототысячник
Как называется лекарственное растение из семейства крестоцветных?
А) Школьный ранец В) Министерский портфель
Б) Пастушья сумка Г) Ядерный чемоданчик
Как называют картину с изображением овощей и фруктов?
А) Пейзаж В) Портрет
Б) Натюрморт Г) Шарж
Какой гениальный ученый прославился благодаря яблоку?
А) Архимед В) Галилей
Б) Авиценна Г) Ньютон
Как называется съедобная и очень полезная водоросль?
А) Морская репа В) Морская морковь
Б) Морская петрушка Г) Морская капуста
Какое садовое дерево в средней полосе России начинает плодоносить раньше?
А) Вишня В) Слива
Б) Груша Г) Яблоня
Какой из этих лекарственных кустарников дал название конфетам?
А) Шиповник В) Барбарис
Б) Крыжовник Г) Боярышник
С какого из этих растений пчелы собирают красный мед?
А) Гречиха В) Клевер
Б) Липа Г) Подсолнечник
Какая часть растения валерианы идет на приготовление успокаивающего лекарства?
А) Стебель В) Корень
Б) Лист Г) Цветок
Что из перечисленного не является фруктом?
А) Кукиш В) Фига
Б) Дуля Г) Шиш
(кукиш- груша; дуля – груша, фига – плод инжира)
Какое из этих растений родственник табака?
А) Капуста В) Лук
Б) Редис Г) Картофель
Из этой родственницы редьки и капусты, которую мы используем только как приправу, парижский врач Риголло в середине XIX века изготовил лечебное средство. Как оно называется (горчичники)
Какой мох во время Великой Отечественной войны партизаны использовали в качестве перевязочного средства? (сфагнум – бактерицидные свойства и хорошо поглощает влагу)
Судя по названию, это растение ядовито для животных. А люди лечат им саамы разные недуги. (Зверобой)
Неотъемлемая составляющая валидола (Мята)
Древние славяне считали, что на этом дереве растут «молодильные яблочки». (дуб)
Викторина для болельщиков:
1. Какие лекарственные растения ядовиты?
2. Назовите самое распространенное лекарственное дерево?
3. Какой кустарник является сырьем для получения сердечных препаратов?
5. Назовите сорные лекарственные растения?
7. Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает “здоровье”?
8. Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
9. Как по-другому называют растение золотушник?
10. Какие лекарственные растения носят “звериные” названия?
Ответы викторины:
1. Это-белена, дурман, адонис или горицвет, чистотел и др.
2. Берёза.
3. Боярышник.
5. Одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка.
7. Полынь.
8. Шиповник и черёмуха.
9. Череда.
10. Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник) .
Список используемой литературы:
Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
1000 загадок/ В.Г. Лысаков. – М.: АСТ; Донецк, Сталкер, 2006
Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004
gigabaza.ru
«Знакомство детей с лекарственными растениями нашего края». Развлекательное мероприятие
Цель: Расширить знания детей о лекарственный растениях нашего края.
Задачи:
- Учебная: Познакомить с правилами заготовки лекарственных растений, сушки и применения в жизни.
- Развивающая: Развивать психические процессы (память , мышление, воображение).
- Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям, которые растут в нашем крае.
Предварительная работа:
- Подбор и чтение детской литературы по данной теме.
- Знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание пословиц и поговорок про лекарственные растения.
- Рассматривание гербария «Лекарственные травы Сибири».
Ход мероприятия
Ведущая. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный лекарственным травам. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные растения здоровью человека.
(Неожиданно в зал быстрыми шагами входит медицинская сестра)
Мед. сестра. Извините меня, но у меня проблема. Я не знаю как помочь больным детям. У меня закончились все лекарства, а дети сильно кашляют и у них ужасно болит горло.
Ведущая. Уважаемая Вера Васильевна! Мне кажется, что мы вам можем помочь. Нам предстоит отправиться в самую лучшую аптеку – природу.
Ребята, нам выпала возможность познакомиться с лекарственными растениями, которые нас окружают и помочь больным ребятам, но для этого мы должны отправиться на «Поляну здоровья».
(В глубине сцены плакат «Поляна здоровья», макеты деревьев. На паласе кругом сидят дети в костюмах различных лекарственных растений).
Ведущая. «Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило.
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать».
В. Рождественский
А сейчас мы с вами должны отгадать загадки:
Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок (лиственница).
Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и как солнышко глазок (ромашки).
Как зовут меня — скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый…(василек).
Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два, облысела голова.
Спрячу- ка в карманчик бывший… (одуванчик).
Поранил ты в дороге ногу, усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник).
Бусы красные висят, из куста на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи (малина).
Лечение травами давно известно в народе. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли «тарвниками».
Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая расскажет вам о целебных свойствах растений, растущих в окрестностях нашего поселка? Давайте знакомиться – бабушка Егоровна, знаток лекарственных растений (выходит бабушка Егоровна).
Бабушка Егоровна: Здравствуйте, милые ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу, о чем же вы хотели со мной поговорить?
(Вопросы детей – короткая беседа).
Бабушка Егоровна: Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы. Послушайте загадку, прежде чем мы отправимся в путешествие.
Дом со всех сторон открыт, дом резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем (лес).
Ребята, а какие растения растут в наших лесах?
(Ребята отвечают, за правильные ответы получают жетоны – силуэты елочек и цветов).
А как вы думаете, почему лес называют «зеленой аптекой»? (Ответы детей).
Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по лесным тропинкам? (в лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах хвои – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей). Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.
Можно в лесу, на территории детского дома встретить и черемуху, которая имеет лекарственное значение. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветов, листьев очищают воздух от микробов.
Бабушка Егоровна: Ребята, давайте пройдем по нашей полянке, отыщем знакомые лекарственные растения и вспомним их лекарственные свойства.
Участники праздника останавливаются около подорожника.
Бабушка предлагает рассказать об этом растении. Подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.
Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.
Ребенок читает стихотворение Н. Матвеевой.
«Подорожник»
Подорожник – санитар испытанный,
Врачеватель ног, в пути пораненных,
Подошел к дороге, приготовился,
Может, думает, кому понадоблюсь…
Далее дети рассматривают листья мать – и – мачехи.
«…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрыта белым пухом, — мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной – станет неуютно, холодно…»
Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют? Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.
Ребенок: Бабушка Егоровна! А я знаю о Вас стихотворение. Послушайте пожалуйста:
Бабушка Егоровна.
До чего ж упорная Бабушка Егоровна.
Примечает загодя, где какая ягода.
За какою просекой прямо в руки просится,
За какой тропинкою выросло черникою,
За какой низиною поросло малиною.
Наберет Егоровна ягоду отборную,
Триста раз наклонится, кто за ней угонится?
Бабушка Егоровна: До чего же интересное стихотворение, действительно обо мне, я ведь не только люблю собирать лекарственные травы, но и ягоды. Ребята, назовите лесные и садовые ягоды, которые растут в нашем крае. Вспомните их целительные свойства (ребята вспоминают и рассказывают – о малине, смородине, бруснике, клюкве, чернике, морошке)
Бабушка Егоровна: Ребята, на нашей полянке есть еще одно лекарственное растение, которое вы хорошо знаете. Послушайте. Я о нем расскажу. Это растение бывает высоким, стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки, они как маленькие солнышки выглядывают из травы. Если узнали о каком растении идет речь, найдите его.
(Ребята оттискивают аптечную ромашку, рассматривают ее).
— Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение? (Отвар применяют при головных болях, исползуют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли)
Кажется солнце в ромашку вошло,
Желтое донце в лучах расцвело,
Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,
Солнца на ножках, качаясь стоят.
Залит лучами зеленый лужок,
Солнце нал нами и солнце у ног.
(А. Мельникова)
Бабушка Егоровна: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, кто я?»
Бабушка Егоровна: Молодцы, ребята, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. (дети дают свои варианты ответов)
Очень много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, с которыми вас могут познакомить воспитатели.
Дети читают стихотворение:
«Луговые травы»
С бабушкой нашей пойдем далеко мы
В луг, где ей всякие травы знакомы,
Руки мелькают, на путаясь в травах,
В тонких и острых, в густых и кудрявых.
Вот от простуды, а вот от насады,
Это от боли спасет головной!
Мы поучиться у бабушки рады
Мудрой науке ее травяной.
Вырастем – травами с нашего луга
Будем лечить, избавлять от недуга.
(Е.Фейерабенд)
Бабушка Егоровна: Ну, что мои милые ребята, понравилось вам путешествие по лекарственным травм, сумела я раскрыть небольшие тайны природы? Пока мы с вами гуляли, набрали много лекарственных трав для больных детей, отдадим их нашей мед. сестре, чтобы она поскорей смогла вылечить ребятишек.
А сейчас, я вас приглашаю на чаепитие. Но мы с вами будем пить не простой чай, а лечебный, приготовленный из лекарственных трав.
Приложение.
Игра «Угадай, кто я?»
Описание игры:
На голову ребенка одевается маска – шапочка с изображением растения. Ребенок не видит, что изображено на маске. Его задача – угадать кто он. Для этого он задает наводящие вопросы товарищам по игре, что бы дать правильный ответ. Вопросы должны быть поставлены для ответов «да» или «нет». Например:
Я цветок? – да
Я расту в лесу? – нет
Я расту на клумбе? – да
Я беленький? – нет
Я оранжевый? – да
Я лекарственный цветок? – да
Я ноготок? – да
Автор: Саинская Мария Петровна,воспитатель МКОУ «Детский дом№1 «Родник»Кемеровская область, Таштагольский район, поселок Спасск.
Статья размещена в авторской редакции.
planetadetstva.net
Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"
Разделы: Биология
Внеклассное мероприятие по биологии «Целебные растения» проводится в школе с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственности в отношениях с природой, воспитание у детей здорового образа жизни.
Предварительная подготовка.
Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию.
Ход мероприятия
Когда на сердце не спокойно станет, Когда не в силах совладать собой, Побудь в лесу на солнечной поляне, И все печали снимет как рукой. А.К. Целье.
Ведущий 1: Дорогие ребята! Сегодня на нашем вечере вы познакомитесь с удивительными растениями, которые помогают людям в лечении болезней и в поддержке здоровья.
Возведение городских и промышленных комплексов привело к нарушению связи человека с естественной средой. Высокие темпы сегодняшней жизни, напряженность трудового процесса, стрессы самого разного характера и многие другие факторы предъявляют повышенные требования ко всем органам человеческого организма. В коррекции и восстановлении сил большую помощь могут оказать различные растительные средства.
Ведущий 2: Специалистам умственного труда, всем, кто работает с людьми, необходимы положительные психологические воздействия, например, вечерние прогулки в парк, сквер, где мирный шум деревьев успокаивает, ободряет. Ароматы некоторых трав – чабреца, мяты, душистой герани, хвои, лаванды, шалфея… успокаивают нервное возбуждение. Из этих растений готовят настои и опрыскивают ими помещения для сна. Хорошо снимают стресс ванны с хмелем, душистой календулой, чередой, валерьяной и их смесями.
Ведущий 1: Внутрь эти растения (нервно-успокаивающие) желательно принимать в виде чая, напитков, соков и лучше – во второй половине дня, на ночь. Чувствительность к растительным средствам индивидуальна, поэтому каждый человек подбирает растения для себя лично. Через 1,5 месяца растения меняют, т.к. организм может к ним привыкнуть.
Для стимуляции пониженного аппетита используют растения с горьким вкусом за 20-40 минут до еды. Это настойки горькой полыни, одуванчика, тысячелистника, а также лук, чеснок, черемша…
Ведущий 2: Зеленый мир нашей планеты всегда был близок человеку. Мудрость любящих природу людей создала бессмертные памятники не только научного, но и литературного творчества. Стихи о травах слагали даже медики. В ХII веке, например, была написана поэма « О свойствах трав». Её автор – врач и фармацевт Ода, живший во Франции. В поэме упоминается 77 лекарственных растений, сказано, как и где они растут, чем полезны.
Так о пользе всем известной ромашки написано:
Много похвал уделяет антемии, то есть ромашке мудрый Асклепий…
И далее:
…превосходно от печени лечит страдания, прочь ты изгонишь озноб, а нередко и всю лихорадку…
И это не единственная поэма о целительных травах, написанная в древности.
Известен «Салернский кодекс здоровья», составленный знаменитым врачом Арнальдо де Вилланова (ХIV век):
Розы добавишь цветков – и утихнут любовные боли, Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага: Чистят желудок они, а ядро – от камней избавляют, Будет хорошая кровь у тебя от мякоти ягод. Персики вместе с вином молодым берутся по праву. Так существует обычай орех сочетать с виноградом. Для селезенки не годен изюм… Роза, вербена, укроп, хемедонея, также и рута – Все на микстуру идут, от которой зрение острее.
Ведущий 1: В душе каждого человека живет любовь к своему родному краю. Мы должны знать и помнить, что живые растения – безопасность человека, а их гибель – это его гибель. И сегодня мы попробуем узнать что-то новое о жизни матушки природы.
Ведущий 2: Мир цветов удивителен. У каждого цветка есть свой характер, свое назначение, своя тайна, тайна красоты… О многих цветах сложены легенды и предания. Вот одна из них.
Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви – из морской пены и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.
Любовь римлян к розам была столь велика, что под плантации для них стали использовать те земли, что прежде занимали злаки. В стихах поэта Марциала даже есть строка: «Египтяне, пришлите нам хлеба взамен наших роз».
Римский император Нерон заплатил однажды бочку золота за розы, привезенные зимой из Александрии. Розы ставили в чаши на пиршествах. Желая поразить гостей, осыпали их розами. Венком из роз украшали невесту, лепестками осыпали брачное ложе. Розы бросали к ногам воинов-победителей.
Родиной розы считают Персию. В древности эту страну называли Гюлистан – страной роз («Гюль» означает «роза»).
Самые благоухающие розы выращивали фракийцы, жившие в Казанлыкской долине (Болгария). Из них получали розовое масло. В наших садах и парках розы стали разводить при Петре I.
Ведущий 1: Приглашаем учащихся 6а класса. Они нам расскажут о полезных свойствах розы и чая.
Ведущий 1: Благодарим за полезную информацию. Жюри оценивает выступление.
Ведущий 2: В чайном листе обнаружено до 130 химических соединений, причем многие из них обладают лекарственными свойствами. Особенно богаты целебными веществами молодые листья: в трех верхних листочках сосредоточена четверть всех биологически активных веществ чайного куста. Кофеин, содержание которого в высших сортах чая достигает 4%, обладает тонизирующим действием.
Ведущий 1: Что вы знаете о чае?
Викторина для зрителей.
- Кто открыл чай? (Говорят, что козы наелись чайных листьев с вечнозеленого куста и стали вести себя странно, заметно живее, чем обычно.)
- Чем полезен чай для человеческого организма? (Восстанавливает силы, успокаивает сердце, снижает кровяное давление, предохраняет от простуды (содержит витамин С).)
- В какой стране сегодня больше всего пьют чай? (Рекордсмены по чаепитию – англичане. Мужчины пьют больше женщин. В год на одного человека – 1800 чашек. И еще Ирландия.)
- Когда чай стал известен в России? (В 1638г царский стольник В. Тюменец, будучи послом в Монголии, впервые попробовал питьё, которое ему понравилось, и Алтын-хан послал в подарок русскому царю Михаилу Федоровичу несколько судов чая.)Долгое время этот напиток у нас считался редким и был принадлежностью знати. Но постепенно чаепитие стало настолько популярным, что превратилось в национальный обычай. И именно у нас, в России, был изобретен самовар.
- Объясните выражение «Чайком побаловаться». (Крестьяне пили чай лишь в особых случаях: слишком он был дорог для них.)
Ведущий 1: Для выступления приглашаем учащихся 6б класса. Они нам тоже подготовили информацию о целебных растениях. А какую – попробуйте угадать!
Вопросы к зрителям:
- Научное название этого цветка – «римская трава». А ещё его называют поповник, ворожба, пупавки, солнешник.
- Какой цветок называют цветком влюбленных?
- До чего же цветок пригож, он на солнышко похож! (Ромашка.)
Ведущий 2: Откуда произошло выражение «Обобрали как липку»?
Смысл поговорки – забрать у человека все, оставить его голым. Появилась эта поговорка благодаря лаптям, которые раньше носили крестьяне на Руси. Лапти плели из липового луба. На одну пару шла кора от 2-3 липок. Вот и стояли деревца ободранные, совсем голые. Но кроме плетения лаптей – липа ещё использовалась как лекарственное растение.
Ведущий 1: О липе и ромашке нам и расскажут учащиеся 6б класс.
Ведущий 2: Благодарим вас за полезную информацию. А сейчас – игра для зрителей «Слушай не зевай».
Условия проведения. Приглашаются по 2 человека от класса. Каждому ученику раздаются таблички с названием растения, которую он прикалывает на грудь.
(Примерное название растений: томат, капуста, береза, шиповник, липа, земляника, орешник, морковь.)
Ребята выстраиваются в одну линию, ведущий зачитывает задание – признаки, характерные для растений. Ученик должен найти соответствие признака и «его» растения. При правильном ответе - делает шаг вперед, при не правильном – выбывает из игры. Заработанные баллы зачисляются команде класса.
Задания:
- Многолетние растения (береза, шиповник, липа, земляника).
- Травянистые растения (томат, капуста, земляника, морковь).
- Кустарники (шиповник, орешник).
- Однолетние растения (томат).
- Покрытосеменные (все).
- Образующие корнеплод (морковь).
Ведущий 1: Спасибо участникам. А сейчас загадка:
- Постарайтесь угадать, кто такие братьев пять: Двое бородатые, двое безбородые, А последний пятый, выглядит уродом: Только справа борода, слева нету и следа... (Чащелистики цветка шиповника.)
Ведущий 2: Трудно? Тогда ещё одна загадка.
- Сидит на палочке, в красной рубашечке. Брюшко сыто, камушками набито? (Шиповник.)
Молодцы! Отгадали. О полезных свойствах шиповника, а также календулы нам расскажут учащиеся 7а класса.
Ведущий 1: Спасибо за полезную информацию. А для зрителей проведем игру «Дегустатор».
Приглашаются по 1 человека от класса.
Задание: определить по вкусу и запаху растение, использованное для заваривания фиточая.
Используемые настои: ромашка, душица, смородина, земляника, мята.
За правильно угаданное растение – 1 бал. Набранные баллы зачисляются в копилку команды.
Ведущий 2:
То не зеленой стайкой сели на кусты мотыльки. То вешним днем зазеленели смородины листки. А летом в садике тенистом её увижу я – Наденет красное монисто смородина моя.
Ведущий 1: Как вы уже догадались – речь пойдет о смородине. А представит её нам 7б класс.
Ведущий 2: Спасибо за полезную информацию. Жюри подсчитывает общие результаты.
А для всех остальных объявляется игра «Любовь с первого взгляда».
Приглашаем 12 участников. Первые 6 участников получают картинки «плоды», другие 6 – «слова-синонимы». Задание: найти пару.
Например: лещина – орешник, осина – тополь дрожащий.
«Плоды» | «Слова-синонимы» | |
1. Абрикос 2. Апельсин 3. Ананас 4. Инжир 5. Гранат 6. Помидор | Армянское яблоко Китайское яблоко Сосновое яблоко Фига Карфагенское яблоко Яблоко любви |
Пока жюри подводят итоги, объявляется музыкальная пауза.
Слово жюри, награждение команд.
Ведущий 1: Если б в поле расцвели только белые цветы?
Ведущий 2: Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.
Ведущий 1: Если б в поле расцвели только желтые цветы?
Ведущий 2: Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.
Ведущий 1:
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.
Ведущий 2:
Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи, Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной!
Всего хорошего! До новых встреч!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai