Лекарственные растения обж. Лекарственные растения — средства оздоровления орга­низма человека

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лекарственные растения. Лесная аптека. 6-й класс. Лекарственные растения обж


Лекарственные растения и их применение

Лекарственные растения

дезинфицирующее средство, стимулирует внутреннюю секрецию

Выполнил:

Верчинский В.В.,

учитель ОБЖ МКВСОУ «ОСОШ № 9»

дезинфицирующее средство, стимулирует внутреннюю секрецию.

Аир болотный

Аир болотный (Аир обыкновенный, Аир тростниковый, Ирный корень и др.) (лат. - Acorus calamus L.) представляет собой довольно высокое травянистое растение, принадлежащее к семейству Аирные (Acoraceae).

Многолетник. Достигает в высоту 120 см.

Трава аира имеет прямостоячий, неветвистый, трехгранный, острореберный цветоносный стебель с глубоким желобком, проходящим по одному ребру.

Аир болотный

Корневище у аира болотного сплюснуто-цилиндрическое, извилистое и ползучее, довольно толстое (диаметром до 3 см) и длинное (до полутора метров).

В силу особых условий произрастания аира болотного корневище располагает совсем близко у поверхности почвы, обычно на глубине не более 10 см.

Его вкус терпкий, горько-жгучий, запах пряный и сильный, причем приятный.

Аир болотный

Листья аира очень длинные и тонкие (длиной до 120 см, шириной 2-5 см), ярко-зеленого цвета, по форме мечевидные, по консистенции мясистые.

Располагаются на стебле очередно.

Характерным признаком листьев является наличие с одной стороны желоба, соответственно, с другой - острого ребра.

Листья настолько близко расположены друг к другу, окружая основной стебель, что кажется, будто соцветие растения как бы из центра листа.

Аир болотный

Химический состав аира болотного

В корневищах этого растения содержатся следующие биологически активные вещества:

• эфирное масло (до 5% от массы), в составе которого присутствуют сесквитерпены, придающие корневищам характерный пряный запах;

дубильные вещества;

  • смолы;
  • гликозиды;
  • аскорбиновую кислоту;
  • алкалоиды;
  • холин;
  • йод.

Аир болотный

Аир болотный

  • Плод аира болотного - многосеменная кожистая, немного суховатая ягода ярко-красного или зеленоватого цвета, которая снизу остается окруженной остатками околоцветника.

Аир болотный

Аир болотный повлиял на развитие мировой медицины.

Произрастая во многих колыбелях человеческой цивилизации, он вошел в медицин многих стран и народов.

И если бы дело ограничилось только медицинским применением! Но у аира болотного масса других полезных свойств, делающих из этого растения поистине удивительное творение природы.

чистотел

Трава чистотел растение ядовитое, поэтому прием его внутрь требует очень большой осторожности.

Перед применением чистотела, особенно внутрь нужно проконсультироваться с врачом.

чистотел

Трава чистотел содержит около 20% алколоидов.

Содержит трава также эфирное масло, флавоноиды, органические кислоты, дубильные вещества, каротин, аскорбиновую кислоту

Млечный сок содержит смолистые вещества, жирные масла.

чистотел

Чистотел обладает противовоспалительным свойством. Чистотел обладает мочегонными и желчегонными свойствами. Обладает чистотел болеутоляющим лечебным свойством.

Присуще чистотелу и противоопухолевое свойство.

По исследованию лекарственных свойств чистотела было обнаружено, что он помогает в лечении раковых заболеваний на начальных стадиях.

Чистотел сдерживает рост и развитие раковых клеток. Чистотел применяют для предотвращения новообразований.

Трава чистотел излечивает чесотку, заживляет раны, ушибы, чистотел применяют для удаления мозолей. Чистотел обладает антибактериальными, противогрибковыми, противовирусными свойствами.

Трава чистотел полезна тем, что активно помогает очищать клетки нашей печени, а также усиливает выделение желчи и повышает тонус желчного пузыря.

подорожник

Подорожник — это трава, которая растет около дорог.

Его можно заготовить самим, а можно без хлопот купить в аптеке.

Подорожник можно купить у нас в любой аптеке.

Полезные свойства в подорожнике сохраняются как в сухом, так и в свежем виде.

Известно около 150 видов подорожника, но у нас наиболее распространен подорожник большой.

подорожник

Само название травы уже говорит за себя. Подорожник растет около дорог.

Растет подорожник также вдоль трасс , на пустырях.

Но, если вы хотите заготовить листья или семена подорожника, то лучше подорожник собирать вдали от трасс и промышленных предприятий.

Заготавливать подорожник лучше в сухую погоду. Чтобы срезать листья подорожника лучше взять с собой садовые ножницы или секатор.

подорожник

  • Листья заготавливают после цветения подорожника, но до того, как начнут появляться семена. Листья сушат под навесом или в сушилках при 40 С. Семена заготавливают к моменту созревания. Корни подорожника выкапывают осенью, в сентябре-ноябре. Хранить сырье можно в течении 2 лет. Для хранения подойдут картонные коробки или хлопчатобумажные мешочки.

подорожник

  • Состав подорожника
  • С лечебной целью используют в основном листья и семена растения.
  • Листья подорожника содержат дубильные вещества, фитонциды, флавоноиды, полисахариды, слизистые вещества, гликозиды, лимонную, салициловую и др. кислоты, холин, каротиноиды, витамин С, К.
  • В листьях подорожника также содержится калий, магний, бор, барий, медь, бром.
  • Семена содержат дубильные, белковые вещества, углеводы, крахмал, жирное масло, слизь.

подорожник

Подорожник обладает противомикробным и ранозаживляющим полезными свойствами. Подорожник всем известен своими кровоостанавливающими свойствами.

Свежие листья прикладывают к ожогам, порезам, ранам. Отваром подорожника промывают раны, язвочки, полощут рот при воспалении.

Из сухих листьев подорожника делают присыпку на кровоточащие раны. Семена подорожника обладают слабительным эффектом.

Так как они содержат много слизи их применяют для лечения колита и воспалении кишечника. Слизь, содержащаяся в семенах обволакивает стенки кишечника, тем самым защищая их от раздражения. Сок из свежего растения или растертый лист подорожника прикладывают к укусам пчел, шмелей. Подорожник снимает боль и предотвращает появлению отека.

Применяют подорожник и в стоматологии. Отваром или настоем полощут ротовую полость при стоматите, пародонтозе, воспалении десен.

Препараты из подорожника успокаивают зубную боль. Кроме того, подорожник повышает аппетит и благотворно влияет на работу желудка.

Применяют его при гастрите с пониженной кислотностью, язве желудка. Применяют подорожник при бронхите и кашле. Препараты из подорожника способствуют отхождению мокроты.

Календула лекарственная

  • лат:  Calendula officinalis

Синонимы:  ноготки, крокос польный, аптечные ноготки, ноготки лекарственные, нагидки, наугадки, нагодки, гнитык, гвоздика огородная, кропис, крокус польный, масляный цвет, золотой цвет, солнцеворот, цветок мертвых

Цветки содержат каротиноиды,  Эфирное масло , студенистое вещество календулин, Фитонциды , слизь,  Смолы , белковые вещества, следы  Алкалоидов , фитостерин, ферменты, салициловую, пентадециловую, яблочную и аскорбиновую кислоты; в траве есть горькие вещества (календен, арнидиол, фарадиол), дубильные и Органические кислоты .

В семенах обнаружены  Жирные масла  и  Алкалоиды . 

Календула

  • В медицинской практике препараты Календулы применяют как дезинфицирующее и бактерицидное средство против некоторых возбудителей болезней, особенно стафилококков и стрептококков.
  • Препараты назначают для лечения гнойных ран, карбункулов, фурункулов, язв, ожогов, ссадин, стоматитов, пародонтоза, ангин, воспаления слизистой оболочки рта, трещин заднего прохода.
  • Хороший эффект дает промывание настойкой Календулы (чайная ложка на стакан воды) при ячменях, блефаритах, конъюнктивитах.

календула

Полезные свойства

Входящие в состав данного растения биологически активные вещества обусловливают следующие его фармакологические свойства:

противовоспалительное;

ранозаживляющее;

бактерицидное;

спазмолитическое;

желчегонное;

седативное;

кардиотоническое и гипотензивное.

Полезные советы

В аптеках можно приобрести  настойку календулы  на 70%-ном спирте. Приготовить ее можно и в домашних условиях: 1 часть цветков залить 10 частями медицинского спирта или водки. Настаивать 10 дней, периодически сильно встряхивая. По истечении этого срока процедить, хранить в холодильнике. Для употребления в качестве желчегонного средства 1 чайную ложку настойки развести в пол-стакане воды.

Настой цветов календулы  готовится следующим образом: 20 г (2 ст. ложки) сушеных цветков в эмалированной посуде залить 200 мл крутого кипятка, накрыть крышкой и томить на водяной бане 15 минут. Затем смесь остужают при комнатной температуре до теплого состояния, процеживают, оставшееся сырье отжимают, объем доводят до 200 мл (ввиду упаривания). Принимают при любых вышеуказанных заболеваниях органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы по следующей схеме: 1-2 столовых ложки теплого настоя 3-4 раза в день за 15 минут до еды. Настой хранить в холодильнике не более 2 суток. 

Полезные рецепты.

Для лечения проктита 1 ст. ложку настоя развести в пол-стакане воды и сделать клизму.

Для лечения свища в настой календулы добавляют равный объем 3%-ного раствора борной кислоты (продается в аптеках) и ввести в канал свища.

  Сок календулы отжимают из свежих соцветий. 20-30 капель сока смешать со столовой ложкой меда и все развести в стакане теплого молока. Для лечения заболеваний органов пищеварения употреблять 2-3 раза в день до еды. При разведении сока с медом и молоком в соотношении 1:2 или 1:3 используют как наружное средство для лечения кожных заболеваний.

  Мазь из календулы готовится так: 10 граммов измельченных на кофемолке сухих соцветий смешивают с 50 г вазелина. Используют как наружное для лечения всех указанных выше заболеваний кожи.

В аптечной сети можно приобрести выпускаемые фармацевтической промышленностью препараты календулы - мазь "Календула" и Калефлон.

Мазь представляет собой смесь настойки календулы и эмульсии (водной или вазелиновой). Обычно продается в банках по 40 г. Применяется при экземе, ожогах, обморожениях, ушибах, трещинах сосков или губ, при трещинах на пятке.

Калефлон представляет собой очищенный экстракт из соцветий календулы лекарственной. Назначается как противовоспалительное и репаративное (заживляющее) средство при язвах органов пищеварения, а также при хронических гастритах, энтеритах и колитах. Выпускается в таблетках по 0,1 г. Принимают по 1-2 таблетке 3 раза в день после еды в течение 3-6 недель

лопух

Многие считают лопух злостным сорняком — так обычно говорят о растениях при отсутствии информации о практическом их использовании: таким и невдомек, что в некоторых странах репейник специально выращивают для кулинарного и медицинского использования.

лопух

  • Жители сельской местности не столь категоричны в отношении лопуха, правда, когда репейники растут "не там", да еще и обсеменяются, то это создает некоторые проблемы. Ну а если отбросить все предубеждения, то лопух обладает массой достоинств. Во-первых, листья репейника — отличный корм для жвачных, и дают превосходный силос в смеси с другими культурами. Заядлые рыбаки также не обойдут стороной "плантацию репейника" в стадии созревания семян — из репяшков можно добыть оранжевых личинок (специфический вредитель лопуха), которые являются настоящим лакомством для рыбы.
  • Но самое главное качество репейника — целебность, причем, в ход идут не только корни, но и листья, и семена. Корни, правда, заготавливают у растений первого года (осенью), или весной, сразу после зимовки. В дальнейшем корень лопуха деревенеет, становится волокнистым и уже не годится для лечебного применения.

лопух

Часто можно услышать утверждение, что лопух противопоказан беременным и кормящим женщинам, что в корне неправильно — репейник относится к тем, немногим растениям, которые вообще не имеют противопоказаний. Ошибочное мнение вызвано тем фактом, что часто лопух входит в состав многокомпонентных лекарственных средств, некоторые ингредиенты которых действительно имеют ряд противопоказаний. Лечебные свойства лопуха

Корень лопуха — настоящее богатство, так как он содержит около 40% инулина — так называемый инвертный сахар, который в кислой среде подвергается гидролизу, превращаясь во фруктозу. По инулину лопух стоит на втором месте после рекордсмена — топинамбура. Кроме инулина молодые корни содержат еще ряд биологически активных веществ, что делает его незаменимым при лечении широкого спектра заболеваний.

В естественных условиях наиболее часто встречаются 3 вида лопуха: малый, большой и войлочный. В народной медицине все три вида имеют равноправное применение.

В официальной медицине используется исключительно лопух большой.

Мать -и -мачеха

Многолетняя трава мать и мачеха из семейства сложноцветных (астровых) обыкновенно растет по берегам водоемов, на полянах, насыпях и отработанных карьерах.

Весной на ней появляются мелкие желтые цветки на коротких стеблях. Они плодоносят в виде огромных одуванчиков.

После цветения травка вырастает до размеров лопуха. Распространена на всех территории РФ.

Мать -и -мачеха

Это растение имеет также названия:

водный лопух,

камужная трава,

околоречная трава,

двуличник, подбел,

белокопытник,

матерник,

двоелистник.

Мать –и- мачеха

В листьях растения есть:

-Эфирные масла,

-Калий,

-Кальций,

-Микроэлементы

- Витамин С (очень много в лимоне и Аскорутине),

-Железо,

-Сапонины,

-Магний,

-Полисахариды,

-Каротиноиды.

Растение обладает способностью накапливать:

Серебро,

Медь,

Бром,

Селен (очень много в чесноке)

Полезные свойства.

повышает иммунитет, заживляет слизистые оболочки и кожу, повышает тонус укрепляет организм.

Применяется как: отхаркивающее, потогонное, ранозаживляющее, дезинфицирующее средство, стимулирует внутреннюю секрецию.

Эти же препараты могут нанести вред : аллергикам, алкоголикам, беременным, малолетним детям, при длительном употреблении – всем, кто будет злоупотреблять лечением.

kopilkaurokov.ru

Проект "Лекарственные растения города Тулуна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Лекарственные растения г. Тулуна

Выполнила: ученица 6 «Б» класса Шупранова Валерия

Руководитель : Фроленок Надежда Юрьевна, учитель ОБЖ

Актуальность темы

Наша местность очень богата лекарственными травами и ягодами. Существует множество растений, которые широко применяются в народной медицине и сейчас, но об их лечебных свойствах практически ничего не знаем.

Мне стало интересно, какие лекарственные растение растут на нашей местности, для чего они нужны и как их применять? Для этого я решила провести исследование и получить ответы на мои заданные вопросы.

Главной целью данного проекта является – узнать и показать какие лекарственные растения растут в окрестностях нашего города и за его пределами. Для того, чтобы раскрыть данную цель, в работе решаются следующие задачи :

1. Изучить литературу о лекарственных растениях

2. Узнать из литературы, от других людей, чем полезны эти растения.

3. Узнать правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений

4. Составить атлас лекарственных растений нашей местности.

История применения лекарственных растений

С незапамятных времен человек использовал растения для лечения самых различных заболеваний. . Всемирно известно также и изречение средневекового ученого, философа и врача Авиценны: “Три оружия есть у врача: слово, растение, нож”. . Обширный материал о применении лекарственных растений был обнаружен при исследовании папируса, найденного в XIX веке немецким египтологом Георгом Эберсом,— “Книги приготовления лекарств для всех частей тела”. В ней содержится целый ряд рецептов, которые применяли древние египтяне для лечения многих заболеваний.

  Уже в то время были хорошо известны целебные свойства алоэ, подорожника, можжевельника, клещевины и многих других растений. “Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств...”,—гласит одна из заповедей древне-буддийской медицины. Выдающийся представитель арабской медицинской школы Авиценна написал “Канон врачебной науки” в пяти томах. . В своей книге Авиценна описал около 900 видов лекарственных растений. Научная медицина начинает свое развитие со времен знаменитого врача Древней Греции Гиппократа. Гиппократом описано 236 видов растений, признанных древнегреческой медициной в качестве лечебных средств.

 

Автором нового учения о лекарственных растениях был знаменитый врач и фармацевт в Древнем Риме Клавдий Гален. Автор был одним из инициаторов получения препаратов из растительного сырья — настоек, экстрактов и других лекарственных форм. И теперь они называются галеновыми препаратами и до сих пор не потеряли своего большого практического значения в медицине. С принятием христианства, распространением письменности и грамотности на Руси появляются и первые медицинские книги, так называемые травники, лечебники. Сохранился экземпляр первого русского лечебника “Мази”, составителем которого была внучка Владимира Мономаха — Евпраксия. Особый интерес для врачей представляет четвертая глава этого труда, посвященная лечению “наружных” болезней. Кроме травников и лечебников, получили распространение так называемые “вертограды” с многочисленными описаниями растений и их лекарственных препаратов. В них описывались рациональные эмпирические лечебные средства из трав, деревьев и минералов. С открытием в Петербурге медико-хирургической академии (1798 г.) она стала центром по изучению лекарственных растений. После победы Октябрьской социалистической революции Было решено создать фармацевтическую промышленность на собственном сырье, укрепить и развить растительную сырьевую базу с учетом потребностей аптечной сети и экспорта. В 1919 г. была начата работа по объединению заготовок лекарственного сырья и передаче их в ведение государства.

Также были приняты специальные законодательные акты о сборе и культуре лекарственных растений. В 1930 г. в разных географических зонах страны были созданы специализированные опытные станции лекарственных растений. .). С 1931 г. все они перешли в ведение вновь организованного Всесоюзного научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений. Институт стал также центром ботанико-ресурсных и химических исследований.

 

 

Лекарственные растения г. Тулуна

Пастушья сумка (обыкновенная) – однолетнее травянистое растение, сырье которого собирают вместе с прикорневыми листьями во время цветения. Растёт на насыпях, вдоль дорог и канав, на полях и огородах.

У пастушьей сумки сильное кровоостанавливающее действие, часто используется для остановки внутренних кровотечений, особенно маточных, желудочных и кишечных. Также это растение используют при гипертонии, как противорвотное средство, при простудах – как общеукрепляющее средство, при проблемах с мочеполовой системой – как мочегонное. Настойка стручков показана при нервных расстройствах в качестве мягкого снотворного, а также при гриппе и простудных заболеваниях для понижения температуры.

  • С лечебной целью используют траву

.

Лопух большой (репейник) – двухлетнее травянистое растение, которое заготавливают осенью от растений первого года жизни, промывают в воде, снимают наружную часть коры, режут на куски и сушат в печи или духовке. Обычно произрастает на мусорных, заброшенных и нарушенных территориях, богатых азотом. Растёт по берегам рек и ручьёв, изредка в посевах.

Листья востребованы для наружного применения при обработке ран и раздражений, так как они имеют антибактериальные свойства. Препараты из листьев лопуха в виде настоек и отваров применяют внутрь при лечении запоров, обострения сахарного диабета, болезней мочевыводящих путей и почек. Корни используют в лечении ревматизма, подагры, наружно – при экземах, фурункулезе, а в смеси с растительными маслами – при облысении и аллергических раздражениях. Свежие лопухи используют как жаропонижающее и общеукрепляющее средство.

  • С лечебной целью используют корни и листья.

Пижма обыкновенная - многолетнее травянистое растение, сырье которого собирают в течение всего лета. Быстро сушат в проветриваемых помещениях. Растёт по дорогам, полям, межам, в кустарниках, на опушках, в луговых степях, берёзовых лесах, на суходольных лугах.

Пижму применяют и как потогонное, и как мочегонное средство, но основные ее свойства – жаропонижающее, противовоспалительное и обезболивающее. Пижма – природный антибиотик и антипаразитарное средство. Чаще всего применяется при заболеваниях желудочно – кишечного тракта (ЖКТ), гастрите с пониженной кислотностью, язвах, гепатите А и других заболеваниях печени, малярии и даже при злокачественных новообразованиях. Ванны с пижмой применяют при лечении заболеваний суставов, подагре, ревматизмах, для заживления ран и трофических язв, при судорогах ног.

  • С лечебной целью используют цветочные корзинки.

Другие лекарственные растение см. Атлас лекарственных растений

Заключение

В своей работе я раскрыла данную цель и задачи, показала, какие лекарственные растения существуют в нашем городе, как они применяются. А также нашла историю появления лекарственных растений. Я очень многое узнала о лекарственных растениях, читая книжки и просматривая сайты.

Мне очень понравилось делать это работу, ведь читая книги о лекарственных растениях, мы получаем полезную информации не только для нас, но и рассказывая ее другим людям. Тем самым мы обогащаем знания о лекарственных растениях.

 

 

Спасибо за внимание !

kopilkaurokov.ru

лекарственные растения обж 6 класс



Лекарственные растения целебные свойства правила применения

В разделе Домашние задания на вопрос Таблица по ОБЖ 6 класс на тему " Лекарственные растения, целебные свойства и правила применения в походных условиях". заданный автором Анжелика Матвеева лучший ответ это Лекарственные растенияЦелебные свойства растенийПравила применения в походных условияхКрапиваКрапива входит в состав многих аптечных сборов. Растение очень сильно сгущает кровь – ее свертываемость значительно повышается. Зато данное свойство этой жгучей травки широко применяется при необходимости остановить кровотечение. Используют ее и при лечении гноящихся ран и язвочек (их посыпают порошком из листиков крапивы, высушен-ных на солнце) – растение об-ладает превосходными бактери-цидными качествами. В ней так много витаминов (A, С, K, B1, B2, B3) и всевозможных микроэлементов (медь, железо, кальций), что одно лишь это растение способно значительно восполнить суточную потребность человеческого организма в них. Чай с крапивой обладает общеукрепляющими и мочегонными свойствами. Также применяют чай с крапивой как слабительное средство. Ведь в походе часто случаются запоры из-за перенесенных организмом стрессов, а именно: смены обстановки, без режимного питания, неудобств с принятием туалета, отсутствием условий для ухода за собой. Крапива помогает против отеков, особенно если человек переносит долгие дневные переходы. При помощи крапивы можно укрепить сердце. Листья крапивы обладают крово-останавливающим действием и способствуют заживлению ран. Прикладывают к ране свежие измельчённые листья.ПодорожникВ листьях подорожника содержится каротин, витамины С и К, лимонная кислота, фитонциды, ферменты, гликозид аукубин, горькие и дубильные вещества. Подорожник используются как мочегонное, потогонное, обезболивающее, противовоспалительное, противоопухолевое, антимикробное и успокаивающее. Сок свежих листьев подорожника эффективен в лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических гастритов. Свежие измельченные листья подо-рожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых как кровоостанавливающее средство.•Измельченные до сока листья подорожника прикладывают на пораженное место, меняя повязку через 2—3 часа;•Укусы пчел, ос, шмелей и даже гадюк – сок подорожника снимет боль и предотвратит отеки.Полыньжаропонижающее, противосудорожное, противовоспалительное, болеутоляющее, желчегонное, ранозаживляющее средство. Она нормализует давление, послабляет, оказывает снотворное действие. Помогает также полынь от глистов. Полынь горькая--столовая ложка сухой на стакан воды, если свежая-в 2 раза больше, берутся цветущие макушки, если их нет, то любые части. Доводится до кипения, настаивается немного. Горькая полынь помогает от укуса скорпиона, землеройки и отравления болиголовом (если ее пить с вином), а также от отравления грибами. Опрыскивание горькой полынью отгоняет мошек.Берите только горькую полынь, потому как встречается типы полыней, которые ядовиты.Кипрей (иван-чай)Используется отвар из листьев Иван-чая, он помогает при воспалительных процессах ЛОР-органов, унимает боль при желудочных спазмах, действует в качестве снотворного. Эффек-тивное обволакивающее, противовоспалительное, ранозаживляющее, успокаивающее, кровоостанавливающее и слабительное средство. Настой из листьев с успехом используют при заболеваниях ротовой полости, таких как стоматит, боли в горле, ангина, помогает справиться с негатив-ными последствиями дисбакте-риоза кишечника и нормализовать флору.</div>

Полностью согласна.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Таблица по ОБЖ 6 класс на тему " Лекарственные растения, целебные свойства и правила применения в походных условиях".

Ответ от Mido Mico[гуру]конопли не хватает, а так все верно - лекарственные.А что нужно?

Ответ от Даниил Гусев[новичек]дарья матвеева

Ответ от Александр Батуро[новичек]крапива

Ответ от Анастасия Докина[новичек]ввпроасптр

Ответ от _Racy_ Лысак[новичек]Тоже такое задали.

Ответ от Елена Илатовская[новичек]ооо

Ответ от Елена Иванова[новичек]спс но я в 5 классе

Ответ от Алиса Аверина[эксперт]В интернете набери

Ответ от Оксана Мигунова[новичек]эмм....

Ответ от Ўлия Шепель[новичек]иван-чай

Ответ от Ђатьяна Журавлева[новичек]Почему в строчку надо было в таблицу и не все растения!

Ответ от Владислав Радьков[новичек]очень мало растение

Ответ от Ўрий Томащук[новичек]лучше таблица

Ответ от Ольга павлова[новичек]крапива останавливает кровотичение. Надо промыть, нарезать на мелкие кусочки и приложить к ране.

Ответ от Николай Житник[новичек]Там вообще-то есть ещё медуница, камыш, зверобой, мать-и-мачеха, шалфей, лопух, лук

Ответ от Денис Слюняев[новичек]дом

Ответ от Наталья Шишова[новичек]Лекарственные растенияЦелебные свойства растенийПравила применения в походных условияхКрапиваКрапива входит в состав многих аптечных сборов. Растение очень сильно сгущает кровь – ее свертываемость значительно повышается. Зато данное свойство этой жгучей травки широко применяется при необходимости остановить кровотечение. Используют ее и при лечении гноящихся ран и язвочек (их посыпают порошком из листиков крапивы, высушен-ных на солнце) – растение об-ладает превосходными бактери-цидными качествами. В ней так много витаминов (A, С, K, B1, B2, B3) и всевозможных микроэлементов (медь, железо, кальций), что одно лишь это растение способно значительно восполнить суточную потребность человеческого организма в них. Чай с крапивой обладает общеукрепляющими и мочегонными свойствами. Также применяют чай с крапивой как слабительное средство. Ведь в походе часто случаются запоры из-за перенесенных организмом стрессов, а именно: смены обстановки, без режимного питания, неудобств с принятием туалета, отсутствием условий для ухода за собой. Крапива помогает против отеков, особенно если человек переносит долгие дневные переходы. При помощи крапивы можно укрепить сердце. Листья крапивы обладают крово-останавливающим действием и способствуют заживлению ран. Прикладывают к ране свежие измельчённые листья.ПодорожникВ листьях подорожника содержится каротин, витамины С и К, лимонная кислота, фитонциды, ферменты, гликозид аукубин, горькие и дубильные вещества. Подорожник используются как мочегонное, потогонное, обезболивающее, противовоспалительное, противоопухолевое, антимикробное и успокаивающее. Сок свежих листьев подорожника эффективен в лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических гастритов. Свежие измельченные листья подо-рожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых как кровоостанавливающее средство.•Измельченные до сока листья подорожника прикладывают на пораженное место, меняя повязку через 2—3 часа;•Укусы пчел, ос, шмелей и даже гадюк – сок подорожника снимет боль и предотвратит отеки.Полыньжаропонижающее, противосудорожное, противовоспалительное, болеутоляющее, желчегонное, ранозаживляющее средство. Она нормализует давление, послабляет, оказывает снотворное действие. Помогает также полынь от глистов. Полынь горькая--столовая ложка сухой на стакан воды, если свежая-в 2 раза больше, берутся цветущие макушки, если их нет, то любые части. Доводится до кипения, настаивается немного. Горькая полынь помогает от укуса скорпиона, землеройки и отравления болиголовом (если ее пить с вином), а также от отравления грибами. Опрыскивание горькой полынью отгоняет мошек.Берите только горькую полынь, потому как встречается типы полыней, которые ядовиты.Кипрей (иван-чай)Используется отвар из листьев Иван-чая, он помогает при воспалительных процессах ЛОР-органов, унимает боль при желудочных спазмах, действует в качестве снотворного. Эффек-тивное обволакивающее, противовоспалительное, ранозаживляющее, успокаивающее, кровоостанавливающее и слабительное средство. Настой из листьев с успехом используют при заболеваниях ротовой полости, таких как стоматит, боли в горле, ангина, помогает справиться с негатив-ными последствиями дисбакте-риоза кишечника и нормализовать флору.

Ответ от Пётр первый[новичек]приложить к ноге

Ответ от ВИКА ЩЕГЛОВА[новичек]СПАСИБО НО ОЧЕНЬ МАЛО РАСТЕНИЙ

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

2oa.ru

Аптечка, природные лекарственные растения

Разделы: ОБЖ

Цели:

  • изучить назначение и состав индивидуальной аптечки;
  • познакомить с морфологическим строением и свойствами лекарственных растений;
  • закрепление умений работы с дополнительной литературой;
  • формировать знания о бережном отношении к природе

Оборудование: компьютер, медиапроектор, гербарный материал "Лекарственные растения"

Ход урока

Организационный момент. Знакомство с темой, целями и планом урока (Используется презентация)

Вступительное слово учителя:

Поранил ты в походе ногу, Усталость не даёт идти - Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути. (Подорожник) Слайд №1

Сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях и индивидуальной аптечке, которые могут пригодиться вам при экстремальных ситуациях во время похода, прогулки, экскурсии или дальних поездках на разнообразных видах транспорта.

Работа над новым материалом.

Прежде всего познакомимся с помощью энциклопедии, что обозначают слова "Фармация - от греч. pharmakeia - лекарство, аптека- от греч. apotheke -склад, учреждение, осуществляющее изготовление и отпуск лекарств" Первая аптека открыта в 754 в Багдаде; в России - в 1581 (царева аптека). Слайд №2 В аптеке мы можем приобрести лекарственные препараты необходимые нам и нашим близким. Набор лекарственных средств, перевязочного материала называют аптечкой. Во всех А. имеются описи-инструкции с указанием способа применения вложенных средств и их количества. А. следует хранить в отапливаемом помещении. Различают общегражданские и военные аптечки. Мы с вами поговорим об индивидуальной аптечке, которую необходимо постоянно проверять и добавлять нужные лекарственные средства при очередном путешествии.

Мини-тест Слайд №3

Каждый путешественник должен заранее приготовить себе небольшую по объёму индивидуальную аптечку. В ней должен находиться необходимый минимум средств для оказания первой медицинской помощи, а может даже самопомощи. (Лекарственные средства могут быть заменены на другие, но идентичного действия)

Список препаратов для аптечки: Слайд№4

  1. Анальгин, таб. №10 1уп
  2. Валидол, таб. №6 1уп
  3. Ацетилсалициловая кислота, таб. №10 1уп
  4. Уголь активированный, таб. №10 1уп
  5. Калия перманганат 3г 1шт
  6. Кислота борная 10г 1уп
  7. Натрия гидрокарбонат, порошок 1уп
  8. Валерианы экстракт, таб. №10 1уп
  9. Аммиака раствор 1фл
  10. Бриллиантовой зелени раствор 1фл
  11. Гель ранозаживляющий "АППОЛО", пакет 5 г. 2шт
  12. Лейкопластырь бактерицидный 3,8см х 3,8см 1шт
  13. Лейкопластырь бактерицидный 2,3см х 7,2см или 1,9см х 7,2см 3шт
  14. Бинт стерильный 5м х 10см 2шт
  15. Бинт нестерильный 5м х 10см 2шт
  16. Бинт эластичный трубчатый №№ 1, 3, 6 по 1шт
  17. Вата гигиеническая 50г 1шт
  18. Стаканчик для приема лекарств 3шт
  19. Жгут кровоостанавливающий 1шт
  20. Обязательно проверяйте срок годности каждого лекарственного препарата Слайд №5

    Группы препаратов, не входящие в аптечку, принимаются только по назначению врача. Слайд №6

    Самостоятельная работа с учебником. Познакомьтесь с текстом первого абзаца и сделайте назначение больному, у которого

    1 группа - высокая температура и головная боль;

    2 группа - "желудочный дискомфорт";

    3 группа - порез руки.

    Мини - тест "Окажи помощь, если:": Слайд№7

    1. Аллергическое состояние - димедрол, диазолин,
    2. Боль или жар - анальгин, парацетамол,
    3. Проблемы с пищеварением - фестал,
    4. Обморок - нашатырный спирт,
    5. Инфицированная рана - синтомицинованная мазь,
    6. Ушиб, растяжение связок - вазелин, гель, например троксевазин.

    Однако экстремальная ситуация характерна тем, что невозможно предугадать, когда она произойдёт. Поэтому чаще всего человек оказывается не подготовленным к таким ситуациям и не имеет при себе индивидуальную аптечку. В этом случае вам помогут лекарственные растения.

    Слайд №8

    В степях родных, лесах. Где все нам с детства мило, Где чистым воздухом приятно так дышать, Есть в травах и цветах целительная сила Для всех умеющих их тайну разгадать. (Вс. Рождественский)

    Мы отправляемся с вами собирать лекарственные растения. Для этого поставьте в круг свои стульчики и по "кочкам", "пенькам", " чурочкам" (стульчикам) идём в "лесную аптеку" за дикорастущими лекарственными средствами. (По мере продвижения по кругу, учащиеся получают задание в конвертике). Обучающиеся, получив задания, находят рисунок и лекарственные способности своего растения по учебнику, электронному носителю "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", справочникам "Лекарственные растения", изучают внешний вид растения по картинкам и гербарию. Познакомившись по дополнительным источникам с необходимым материалом, обучающиеся делятся своими знаниями. Слайд №9.

    Вы прослушали и запомнили, в каких случаях помогут растения, поэтому попытайтесь помочь в беде своему товарищу, отгадывая загадки.

    Семена как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает (Календула)

    Кисть ягоды прекрасная, Жёлтая иль красная, Я достать её боюсь. О шипы уколюсь. Но уважаю с детства - Сердечное средство. (Боярышник)

    Тысячи листиков на нём, Пахнет как полынка. Попадается везде - в поле, на тропинке. Лечит от желудка, об этом не забудь-ка! (Тысячелистник)

    Вы познакомились с малым количеством дикорастущих лекарственных растений, которые помогут вам в аварийных ситуациях. Поэтому, для того чтобы больше знать о "лесной аптеке", необходимо изучать и любить природу. Будьте здоровы!

    Рефлексия:

    Высказывание суждений о собственных достижениях.

    На уроке мне понравилось...

    На уроке мне запомнилось...

    Я была удивлена, когда...

    На уроке я научился...

    Я предлагаю вам стать участниками конкурса народных целителей. Создайте сами или найдите готовый рецепт лечения различных заболеваний с помощью лекарственных растений болота. Лучшие рецепты мы отошлём в газету "Айболит".

    Литература:

    1. Учебники "Основы безопасности жизнедеятельности" Авторы: М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др.
    2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
    3. Картинки, анимации, gif-рисунки - Интернет-ресурсы.
    4. Справочники "Лекарственные растения".
    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Лекарственные растения - ОБЖ - ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов

    Задачи урока: Расширить знания учащихся о лекарственных растениях, их применении, способах приготовления. Формировать умение приготавливать отвары и настои из лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе, развивать эстетические чувства учащихся.

    Оборудование. Термосы, наборы трав (гербарий), ст. ложка, электроплита, домашняя аптечка. Таблицы "Лекарственные растения”.

    Эпиграфы: "Ни один врач не узнает человека больше, чем человек может узнать себя сам”.

    "Врач лечит, природа исцеляет”.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2.Повторение материалов предыдущего урока.- домашняя аптечка её состав, правила назначения и применения медицинских средств, входящих в состав аптечки, вред самолечения.

    3.Сообщение темы и задач урока.

    4.Беседа.

    Сообщение теоретических сведений о лекарственных растениях. Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Люди видели, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Сибиряки и сейчас нередко видят, как сибирские олени весной, чтобы сил набраться, раскапывают и едят корни левзеи, а бурятские охотники знают, что раненые олени едят красную гвоздику, которую ценят в тех местах, как средство останавливающее кровотечение. Да и вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек, в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Еще откусят, потом еще. И что - то все выискивают, вынюхивают.

    Внимательный глаз да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни "волшебными” травами.

    Издавна существовало поверье, что откроется клад тому, кто пойдет в ночь на Ивана Купалу и увидит цветок папоротника, который распускается только раз в году, в то время, когда ночь самая короткая, а день самый длинный. Веселым праздником был Иванов день. Пылали костры, взметая ввысь столбы искр. Купались в воде с "ивановскими травками” (крапивой, мятой, полынью), парились в бане с душистыми вениками. Веники готовили особые: молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с крапивой, мятой, полынью. Банные веники издревле ценились на Руси как лекарственное средство. А в 16 веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами оброк царю и боярам. Первыми врачами были монахи. Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их свойства, создавались первые ботанические книги. Древние сочинения по лечению травами так и назывались: "травники”, "зельники”, "цветники”. Иногда и теперь ученые прибегают к помощи "травников”. Установлено, что свыше 2500 растений имеют лекарственное значение. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, которые обычно готовили люди из трав, что росли в округе. Знали они, когда и как нужно собирать растения, где разыскивать.

    Каждый год весной природа отмечает праздник молодости. Разбрасывает березка по ветвям кружевные листочки, закивают бубенцами - колокольцами душистые ландыши. Разгораются разнотравьем луга и поляны. Самое время собираться в путь за разгадками лесных тайн, за сокровищами, которые припасла природа. Открывает земля свои кладовые. Не счесть ее богатства. Одно из них - лекарственные растения. Нужно знать, когда и как собирать лекарственные растения.

    5.Учитель демонстрирует учащимся лекарственные растения в гербарии и предлагает рассмотреть имеющие у детей на столах лекарственные растения.

    Вопрос:

    1) Что вы знаете о этих растениях?

    2) При каких заболеваниях применяются?

    Учитель: В домашних условиях лекарственные растения применяются в виде настоев и отваров.

    Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, корневищ, плодов. Вовремя беседы демонстрируется лекарственные растения в аптечных упаковках. Объясняет разницу приготовления настоя и отвара.

    Шиповник-это богатейшая копилка различных витаминов. Выпьешь полстакана отвара шиповника - запасешься бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.

    6.Рецепты:

    Отвар шиповника.

    1) 2 ст. ложки плодов шиповника вымыть, залить 2 стаканами воды.

    2) Довести до кипения.

    3) Кипятить 10 минут.

    4) Настаивать 6 часов.

    5) Отвар процедить.

    Настой из шиповника.

    Пить как поливитаминный напиток по полстакана 2 раза в день за час до еды.

    2 столовых ложки плодов вымыть, положить в термос, залить крутым кипятком. Настаивать 12-24 часа.

    Настой липового цвета.

    1) 2 ст. ложки цветов липы заварить 1 стаканом кипятка.

    2) Настоять 20 минут.

    3) Процедить.

    Цветки липы используют как лекарственное средство. Применяют при простудных заболеваниях как потогонное средство, а так же для полоскания полости рта.

    7.Практическая работа.

    1. Приготовление отвара из шиповника.

    2. Приготовление настоя из шиповника.

    3. Приготовление настой липового цвета.

    8.Сроки сбора лекарственных растений.

    Шиповник собирают в сентябре, октябре - плоды. Липу собирают в июне - цветы.

    9. Запись в тетрадях рецептов отвара и настоя из шиповника и настоя липового цвета.

    10. Игра. "Кто угадает название травы”.

    1. Лечит она, говорят, от 99 болезней. А чаще ее пьют от болей в желудке. На листочках пятнышки прозрачные, будто листья- то продырявленные иголочкой. Наделила народная молва страшной силой эту травку: будто она всякое зверье убивает. И верно, иная скотина поест ее и занеможет. Только подметили люди, что хворает от этой травы скотина белого цвета и только в солнечный день. Видно, эта травка ее совсем беззащитной перед солнышком делает. Вот ведь какая травка - и лечит и калечит, /зверобой/.

    2. А эту травку всякий видел. Растет она вдоль тропок да дорожек. Семечки свои не теряет и не раскидывает: ждет, когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Кустики травы с широкими листьями. Полезная, целебная трава. Поранил руку, натер ногу - приложи листок, и он мигом кровь остановит, и заживет ранка. Желудок ли болит - попей настой из листьев, и легче станет. /Подорожник/.

    3.

    Растет она вокруг, И враг она и друг,Как копья, волоски, Покрыли все листки. Обломишь волосок –Прольется едкий сок На кожу - и смотри: Уже и волдыри! Но если дружишь с ней И кожа здоровей, И волосы густы, Красивы и чисты.В ней витаминов клад, Весной её едят (Крапива)

    11.Ролевай игра. " Прием больных”

    (стол, стулья, пакеты, таблицы, лекарства, инструменты)

    Доктор: Здравствуйте! (Вешает табличку "Прием больных ведет "врач”-фамилия учащегося.

    Дети: Здравствуйте, доктор!

    Доктор: Мы сейчас устроим прием больных.

    Входите.

    1-й больной (входит).

    Доктор: На что жалуетесь?

    1-й больной – Кашель меня замучил (кашляет).

    Доктор (выслушивает, отстукивает).

    Ну, это пустяки. Немного простудились. Я дам вам липового цвета (подает пакет) это цветки липы. Заварите 1 столовую ложку кипятком, добавить сахара и выпейте на ночь, а на грудь поставьте горчичники.

    1-й больной (уходит). Спасибо (садится на место).

    Доктор: Заходите, следующий.

    2-й больной (завязано горло) Здравствуйте!

    Доктор. Здравствуйте! Садитесь. Что болит?

    2-й больной. Глотать больно.

    Доктор. Откройте рот (берет шпатель или чайную ложку и осматривает у больного горло) покажите язык скажите "А”.

    Вот лекарство (дает пакет с ромашкой). Это ромашка заварите кипятком 1 чайную ложку на стакан воды. Нужно остудить, процедить через марлю и полоскать горло.

    2-й больной: Спасибо. До свидание доктор (уходит).

    Доктор: Следующий!

    3-й больной (заходит старушка, тяжело дышит, держит руку на левой стороне груди).

    Здравствуйте доктор!

    Доктор: Здравствуйте, бабушка! Садитесь. Что болит?

    3-й больной. Сердце меня беспокоит. Не поднимусь по лестнице. Задыхаюсь.

    Доктор: Сейчас, бабушка, я вас послушаю. Не дышите. Так. Хорошо. (садится и пишет рецепт).

    Вот, бабушка, вам рецепт. Получите в аптеке лекарства, будете пить по 15 капель валерианы с ландышем.

    3-й больной. Спасибо доктор (уходит).

    Доктор. Ребята я выписал ей лекарства, которое приготавливается из цветков ландыша. Желаю всем крепкого здоровья.

    12. Чаепитие.

    Дети пробуют различные травяные чаи.

    13. Подведение итогов урока

    14. Домашние задание.

    Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты узнал о лечении лекарственными растениями. Расскажи как полезно пить витаминный чай.

    xn----7sbbzn3afjs.xn--p1ai

    Лекарственные растения. Лесная аптека. 6-й класс

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    II этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала (7мин.)

     

     

     

     

    III этап: Изучение нового материала (25мин.)

    Повторение пройденного материала прошлого урока: «Аптечка». Отвечаем на вопросы: Сначала ответьте на мои вопросы.
    • Что нужно взять с собой отправляясь в поход? (Ответы детей…,… аптечка)
    • Как называются растения, которые помогают нам лечиться?
    • А как еще можно назвать  эти растения?

    Дети: Зеленая аптека или лесная аптека.Тема сегодняшнего урока: «Лесная аптека» (Приложение 1, слайд 1). Итогом нашего урока будет проверочная работа по тестам. Поэтому я перед вами ставлю следующую задачу: “Внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в результате урока правильно сделать проверочную работу”. На основных понятиях по теме урока я буду останавливаться. Изучение нашей темы мы начнём с просмотра компьютерной презентации. После просмотра обсуждение.

    Учитель: (Приложение 1, слайд 2). Эпиграф нашего урока:

    Здесь в зарослях лесных, Где всё для сердца мило, Где чистым воздухом  так сладостно дышать, Есть в травах и цветах целительная сила Для всех умеющих  их тайну разгадать.

    М. Рязанов

    Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали. Лечебные травы собирали специальные люди.  Чтобы узнать, как называли этих людей, давайте, решим кроссворд. Разгадываем сканворд – загадку (Приложение 1, слайд 3). Загадки к кроссворду  (Приложение 2). В народной медицине с давних пор используются различные растения. В древние времена многие считали, что лекарственные растения, а также люди, лечившие ими, наделены сверхъестественной силой. В Древней Руси были травники или травознаи, которые без науки пытались проникнуть в тайны природы. Травников любили и уважали в народе, слагали о них песни. Существовали книги-травники, в которых были собраны сведения о свойствах трав. Много в них было фантастического и даже вредного, но много было и полезного, подсказанного наблюдательностью, народным опытом. Особое значение стали придавать лекарственным растениям со времён Петра I. Позднее многие народные лечебные средства получили правильное научное истолкование и применяются в современной медицине.3.  Но давно ли мы знаем о лекарственных растениях? Откуда они появились? Кто их открыл? (Приложение 1, слайд 4).

    Оценка 1-у докладчику и ответ на вопрос: Когда в России появилась первая аптека?

    4. Какие лекарственные растения вы знаете? Для лечения каких заболеваний  они применяются? (Ответы детей) 

    Назовите, какие лекарственные растения растут в нашем лесу? (Ответы детей)  Лекарственные растения Московской области (Приложение 1, слайды 5-11). В производстве лечебных средств используется 200 с лишним видов растений. Из них вырабатывается более 30 процентов лекарств. В Московской  области ведётся сбор около 100 лекарственных растений. Сейчас уже заметно истощение некоторых видов когда-то многочисленных растений («любка» двулистная, валериана лекарственная и др.), поэтому многие из них занесены в "Красную Книгу" и охраняются законом. Далее приводятся примеры и небольшая характеристика таких растений. После 2-3-го сообщений ответьте на вопрос:  почему некоторые лекарственные растения  Подмосковья занесены в «Красную книгу»?

    5. Всегда ли можно применять лекарственные растения не посоветовавшись с врачом? Почему?  (Ответы детей.) Рассказ  о том, что лекарственные растения   могут представлять и серьезную опасность (Приложение 1, слайды 13-17).Прежде чем воспользоваться рецептами народной медицины обязательно посоветуйтесь с врачом! Ответ на вопрос: почему перед применением лекарственных растений надо обязательно советоваться с врачом?6. А вы знаете, как правильно заготавливать лекарственные растения?

    Заготовка лекарственных растений (Приложение 3)

    Сбор и заготовка лекарственных растений связана с определенными трудностями. Несведущему человеку, отправившемуся за целебными травами, недолго нанести им и вред или собрать недоброкачественное, а то и ядовитое сырье. Качество лекарственного сырья также зависит не только от искусства сборщика, но и от времени года, атмосферных условий и ряда других факторов. Кроме того, среди лекарственных растений немало и таких, которые, ввиду их малочисленности, необходимо тщательно оберегать. При сборе лекарственного растения следует учитывать, какая именно его часть используется во врачебных целях и как производить сбор, чтобы не уничтожить заросли. Пренебрежение этими правилами может привести к полному исчезновению некоторых растений в данной местности (Приложение 1, слайды 18-19).

    7.  Обзор литературы по данной теме: «Книги  о лекарственных растениях» (Приложение 1, слайд  20).

    8. А как еще можно применять лекарственные растения? Ответы детей: для приготовления лечебных чаев, различных добавок к еде и т.д. В некоторых кухнях народов мира лекарственных растения используются  в   пищу (Приложение 1, слайды 21-22).Учитель рассказывает о том, что лекарственные растения применяются не только для лечения, но и как вкусовые добавки к пище. Многие из лекарственных растений являются замечательной пищей. Собирают цветы до обеда, когда они только начинают распускаться. Цветки используют как пряную, вкусовую, лечебную добавку для чая, супов, соусов. Во Франции, например, очень популярны фиалковое желе, желе из розмарина, конфитюр из лаванды и прочее. Зверобой. Пряная приправа для рыбных блюд, из него также варят чай и другие, полезные для здоровья напитки.Иван-чай. Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы, чай.

    9. Приготовление лекарственного витаминного чая  – семейный рецепт. (Приложение 4).

    Дегустируем фиточай

    Оценка 5-му докладчику и ответ на вопрос: почему полезно пить такой чай?

     

     

     

    Запись в тетради даты и темы урока.

     

    Просмотр компьютерной презентации. 

     

    Слушают.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1-е сообщение Учащийся рассказывает об истории применения лекарственных растений для лечения человека.

    2-е сообщение. Учащиеся рассказывают об лекарственных растениях родного края-Подмосковья. – 3-е сообщение. Учащийся приводит примеры, какие лекарственные растения занесены в «Красную книгу».Слушают, делают необходимые записи в тетради (лекарственные растения Подмосковья).

     

     

     

     

     

    4-е сообщение Учащийся рассказывает, что необходимо учитывать при заготовке лекарственных растений.

     

     

     

     

    Обзор литературы по данной теме делает учащийся или библиотекарь.

    5-е сообщение Учащийся рассказывает об использовании лекарственных растений приготовления лечебных чаев.

     

     

     

     

    Представляет семейный рецепт приготовления фиточая.Памятку самостоятельно читают  и вклеивают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках.

    Лекарственные растения — средства оздоровления орга­низма человека

    Конспект урока по СБО 7 класс IV четверть Богданова С.В.

    Тема урока: «Лекарственные растения - средства оздоровления орга­низма человека»

    Цель:

    1. Фор­мировать представление о лекарственных растениях; о пра­вилах их сбора, хранения и применения.
    2. Коррекция логического мышление в процессе обсуждения о пра­вилах сбора, хранения и применения лекарственных растениях.
    3. Мотивация к учению и труду.

    Оборудование: репродукции растений с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ро­машка; засушенные растения, отвары трав; гербарий «Растения нашего края» витаминный сбор в расфасовке для каждого учащегося; памятки на каждого ученика; выставка книг, брошюр, журналов по теме; аптечная упаковка различных лекарственных трав

    косметические средства, в которых используются лекарственные растения.

    План урока:

    I.Орг. момент: Приветствие, рапорт дежурного об отсутствующих и раздать учебные принадлежности.

    II.Повторение:

    III. Объявление темы и целей данного урока: Это урок получения новых знаний. Мы продолжаем изучение раздела программы: «Медицина». Тема урока: «Лекарственные растения». Вспомним все, что известно о лекарственных травах с уроков ОБЖ и научимся применять их по назначению. Урок будет проведен в форме интеллектуальной игры. Как вы понимаете это название? (Это игра для ума. Требует размышления, ответов на вопросы.

    Назовите медицинское учреждение, в котором продают лекарства. (аптека)

    Кто торгует лекарственными препаратами? ( провизор)

    Кто назначает лекарства? (врач)

    В каких формах продают лекарства в аптеке? (таблетки, мази, настойки)

    Откуда лекарства поступают в аптеку? (с завода)

    Чем лечились люди до появления заводов для производства лекарств? (травами)

      Предлагается отправиться в царство растений, зага­дывает загадки, отгадав которые, узнают, какие это растения:

      Задание: отгадываем загадку и находим отгадку.

      й

      ц

      а

      у

      к

      а

      п

      и

      в

      а

      у

      к

      е

      н

      о

      я

      ч

      а

      к

      и

      ч

      н

      а

      в

      у

      д

      о

      т

      о

      б

      ф

      и

      п

      о

      д

      о

      р

      о

      ж

      н

      и

      к

      о

      л

      х

      ц

      у

      к

      и

      н

      т

      с

      и

      л

      а

      ч

      я

      с

      ы

      т

      в

      а

      л

      е

      р

      и

      а

      н

      а

      м

      и

      т

      ь

      б

      ю

      а

      м

      и

      р

      о

      м

      а

      ш

      к

      а

      ь

      б

      ю

      ж

      е

      и

      б

      у

      к

      и

      н

      ж

      е

      н

      с

      д

      о

      п

      и

      т

      т

      и

      ч

      я

      п

      ы

      р

      е

      й

      т

      ь

      м

      ю

      ц

      е

      Ах, не трогайте меня,

      Обожгу и без огня.

      (Крапива)

      Рос шар бел, дунул ветер –

      Шар улетел.

      (Одуванчик)

      Нарядные платьица,

      Желтые брошки,

      Ни пятнышка нет

      На красивой одежке.

      (Ромашка)

      Каждый лист мой любит тропки

      У обочины дорог.

      Он однажды людям добрым

      Раны вылечить помог.

      (Подорожник)

      Как называются эти растения? (лекарственные растения)

      Для чего они нужны человеку?

        Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы съесть какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек искать помощи у разных растений.

        Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно - тысячалистник. Посмотрите на его листья.

        Подумайте, почему он так называется (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у кая листка - ажурные края.) Тысячелистник - лекарственное растение используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

          Теперь посмотрите на другое растение. Кто знает, как оно называется?

          Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник -великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда; перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом, разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

          О каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива. Но почему же все-таки крапива обжигает?

            На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.

            Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают в многих районах нашего края.

            Есть много трав полезных

            На земле страны родной.

            Могут справиться с болезнью

            Ромашка, мята, крапива,

            Подорожник, ландыш, зверобой...

            Физкультминутка

            Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду и сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.

            Подумай почему?

              С древних времен люди знали о полезном действии растений. Эти травы собирали, хранили и называли их лекарственными. Из растений делали отвар. Это значит, их варили. А также делали настой, то есть их заваривали как чай. Лекарственные растения богаты витаминами и укрепляют здоровье человека. Есть лекарственные растения, которые лечат от болезней. Можно сказать, что народная медицина, мать классической, так как первым лекарством были растения. И сейчас лекарственные растения применяют в медицине.

              Когда люди узнали о пользе растений? (В давние времена)

              Как стали называть полезные растения? (лекарственные)

              Что такое отвар? (варить)

              Что такое настой? (заварить)

              Чем богаты лекарственные растения? (витаминами)

              Назовите медицинское учреждение, в котором можно купить лекарственные растения. (аптека)

              Почему в аптеке, кроме лекарств, можно купить лекарственные растения? (они лечат)

              В чем продаются лекарственные растения? (в упаковках)

              Как узнать, что делать для лечения, настой или отвар? (прочитать на упаковке)

              Что можно взять для приготовления настоя из трав? (посуду, чайник, полотенце)

                IV.Практическая работа.

                Показываю внешний вид сухих трав, предлагаю насладиться ароматом лекарственных растений. После этого приступаем к практической работе.

                По данной инструкции обучающиеся готовят настой из сбора лекарственных растений. Для этого им предлагается инструкция, сбор в упаковке , посуда для настоя , полотенце, электрочайник с готовым кипятком.

                Задание: приготовить настой из лекарственных растений по инструкции.

                взять 1 ст. ложку сухой смеси,

                положить ее в стакан,

                залить кипятком,

                настаивать 10 минут.

                  По выполнении задания предлагаю засечь время.

                  Исследуем, чем полезен приготовленный вами чай. Рассмотрим растения, которые мы использовали. Прочитаем о них.

                  В таблице указаны растения, их полезные качества.

                  Из каких лекарственных трав приготовили настой?

                  Где растут травы, входящие в состав чая?

                  Перечислите полезные свойства этих растений.

                  Какова польза такого чая в зимнее время?

                  Сколько времени нужно делать настой?

                    Внимание на выставку литературы (книг, брошюр, журналов).О лекарственных растениях можно узнать из книг и журналов. Эту выставку я приготовила из книг нашей библиотеки.Лекарственные растения можно собрать самим. Нужно знать правила сбора и сушки. Эти правила знакомы вам с уроков ОБЖ, повторим их.

                    собирать вдали от дорог.

                    сушить в тёмном, сухом и теплом месте.

                    Что произойдет с растением, если его сушить на солнце? (Пожелтеет и потеряет витамины)

                    Почему нельзя сушить в сыром помещении? (Испортится)

                      Релаксационная пауза.

                      Готов ли наш настой? Сколько прошло времени?

                      Налейте себе и угостите присутствующих.

                      Попробуйте его и скажите о вкусе.

                      Сегодня мы пробуем чай из лекарственных растений.

                      Работа с новыми словами.

                      Такой чай еще называют фиточай.

                      Назначает растения для лечения врач – фитотерапевт.

                      Что вы скажете о вкусе фиточая?

                      Какой можно сделать вывод об этом настое? (Не только вкусный, но и полезный).

                      V. Подведем итоги игры.

                      Подвожу итог, объявляю количество набранных за игру баллов и победителя.

                      В конце игры предлагаю игроку, набравшему наибольшее количество баллов, сыграть в суперигру.

                      Вопрос для суперигры:

                      Где, кроме медицины, применяют лекарственные растения? (Косметика, бытовая химия)

                      VI. Заключительная часть урока.

                      Обобщение знаний. Экологическая игра «Узнай целебную траву».

                      Цель: Развивать внимание и память, на основе узнать целебную траву.

                      Составить рассказ по плану.

                      План.

                      Какие растения можно назвать лекарственными?

                      Как можно узнать о пользе растений?

                      Правила сбора и сушки.

                      Кто назначает растения для лечения?

                      Как приготовить настой из трав?

                      В чём польза средств с добавлением лекарственных растений?

                      Итоговое слово учителя.

                      В зимнее время, когда есть риск заболеть простудными заболеваниями и недостаточно витаминов, вы можете дома делать вкусные и полезные настои из лекарственных растений.

                      У Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение?

                      А у Лизы простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?

                      У Димы нарыв на пальце, что ему предложить?

                        xn--j1ahfl.xn--p1ai


                        Смотрите также

                      Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта