Кружок лекарственные растения. Занятие экологического кружка Лекарственные растения нашей местности

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Занятие кружка по теме "Лекарственные растения нашего края". Кружок лекарственные растения


Занятие кружка по теме "Лекарственные растения нашего края"

Занятие кружка «Друзья природы»

Автор: Грачёва Лариса Ивановна

Тема: Лекарственные растения края.

Цели: Познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений; развивать мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки, фотографии лекарственных растений, гербарий, ребусы.

Ход занятия.

I. Сообщение темы и целей занятия.

– Сегодня мы познакомимся с удивительными жителями растительного мира. Эти жители – лекарственные растения. Вы узнаете, где они растут, как правильно их собирать.

II. Экологическая остановка:

– Отгадайте, о каком цветке идет речь.

Есть один цветок такой, не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка.

(Одуванчик)

Учитель: Одуванчик – маленькое солнышко. Уйдет большое солнце за тучи и маленькое солнышко тоже спрячется, с головой укроется зеленым платочком.

Цветет одуванчик с апреля по сентябрь. Он очень живуч: даже вырванный с корнем, цветок может созреть до семян, которые разнесет ветер.

– А знаете ли вы, что одуванчик – не просто цветок, а лекарственное растение? Корень одуванчика лечит болезни почек, печени. Едят его и животные. А какие вкусные салаты из листьев одуванчика!

Звучит запись песни Ю. Антонова «Не рвите цветы»

– Что обозначает этот экологический знак? (см. картинку)

– Почему нельзя рвать цветы? (Не успели дать семена)

Появляется Лесовик.

Лесовик: Я не степью хожу – я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты природой написанный верный рецепт.

– Посмотрите, как разнообразен мир лекарственных растений нашего края.

(Рассказывает о растениях, показывает их фото)

     Самое неприятное для путешественника – поранить ногу. Но помочь может «зеленая аптека». У дорог растет невзрачное растение с розеткой листьев, из середины которой поднимается стебелек с зелеными шариками семян. Сорвешь листок, приложишь к ране и почувствуешь, как боль утихает, кровь остановилась. Скоро перестаешь хромать и забудешь о своем спасителе. Что о нем помнишь? Ведь это всего-навсего подорожник.

      А вам приходилось видеть розовые поляны? С них доносится запах меда. Это цветет с июня до сентября иван-чай (кипрей). Растение высокое, больше метра. Розовые цветки собраны в заостренную кверху кисть, раскрываются с 6 до 7 часов утра. Очень полезно это растение! Корневище сладкое, можно есть сырым или сварить. Молодые листья кладут в салат, из высушенных листьев заваривают чай.

III. Знакомство с лекарственными растениями.

Лесовик:

Вот лекарственные травы – душица,

зверобой и медуница,

земляника и черника,

чистотел, полынь, калина,

календула и крапива.

Травы, где найти такие

знают жители лесные.

Вот о чём они для нас

поведут сейчас рассказ.

Ученики рассказывают о лекарственных растениях.

Ромашка аптечная.

     Ромашка аптечная давно зарекомендовала себя как лечебное средство. Цветки ромашки давно используют в медицине. Но у неё есть её одно ценное свойство. Оказывается, ромашку терпеть не могут мыши. Посыпьте пол и полки кладовой, сарая сухими соцветиями ромашки. И визиты мышей прекратятся. Ромашка аптечная – однолетнее растение высотой 10-15см, с сильным ароматом. Цветёт  с мая до осени. У нас произрастают несколько  видов ромашки.

     Найти её можно у дорог, на сорных местах, на полях, среди посевов. Так как спрос на ромашку дикорастущую велик, поэтому её выращивают на полях. Собирают с конца весны до середины лета. Особенно хорошее сырьё получают при ручном сборе. Собранные соцветия сушат в тени под навесами на ветерке,  чердаках. Держат в корзине не более 2-3 часов.

 

Зверобой.

     Народная мудрость гласит:  как нельзя без муки испечь хлеб, так и без зверобоя нельзя лечить болезни, и называют его травой от 99 болезней. С ним связано много таинственного. Это растение считали магическим, предохраняющим от приведений. Бытовало поверье, будто черти, колдуны не страшны человеку, который носит с собой зверобой. В те далёкие времена верили, что наибольшей силой обладает зверобой, собранный в ночь на Ивана Купалу. Поэтому называли его травой Святого Иоанна.

     Растёт зверобой на вырубках, вдоль дорог, на полянах. Собирать его нужно в сухую погоду. Верхушки (15-20см) срезают ножницами или секатором.

Чистотел.

     Название «чистотел» происходит от латинского слова «ласточка». Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорождённых птенцов. Потому-то и говорят, что зацветает он с прилётом ласточек. 

      С помощью корня чистотела алхимики пытались получить золото из неблагородных металлов. Как лекарственное растение чистотел использовали ещё в Древнем Риме. Но кроме целебных свойств это растение имеет ещё одно – оно ядовито. Поэтому применяют его с большой осторожностью.

      Траву чистотела применяют и в ветеринарии для лечения ран и других болезней животных. Интересно, что домашние животные на пастбищах его не трогают.

     Растёт чистотел на тенистых местах в рощах, в борах, около жилья – на огородах, в садах. Собирают траву во время цветения – до самого сентября.

Полынь.

      Это растение за горечь зовут вдовьей травой. И действительно, горечь её велика: если коровы на пастбище наедятся полыни, их молоко приобретает горький вкус и специфический запах.

      Своё название растение получило от старославянского слова «поль» – открытый, свободный. Целебные свойства полыни были известны ещё древним грекам. Победитель соревнований конных упряжек на римских торжествах имел право отпить глоток полынной настойки: считалось, здоровье – лучшая награда.

      При сборе травы соблюдают определённые правила, иначе пропадут целебные свойства растения. Листья берут без черешка – до цветения растения, траву – в начале цветения, срезая верхушку цветущей полыни. Сушат пучками, развесив на верёвке. Хранят в закрытой стеклянной банке.

Календула.

     Название растения происходит от уменьшительной формы латинского слова «календа» – так римляне называли первый день каждого месяца. Эти цветы действительно возвещают о начале дня: раскрываются с восходом солнца,  закрываются на ночь.

     Цветки календулы обладают противомикробным, противовоспалительным действием. Из сушеных цветов приготовляют настои, отвары, настойки.  За лето календулу можно собрать 15-20 раз, срывая цветочную корзину у самого цветоноса. Сушат в тени.

      А если посеять календулу между рядами капусты, лука, чеснока, это поможет уберечь овощные культуры от многих болезней.

Тысячелистник.

     Древнее лекарственное растение. Распространено повсеместно. Листья заготавливают в мае – июне, соцветия и верхушки в течение всего лета. Настои, отвары, настойки применяют как кровоостанавливающее средство, при заболеваниях желудка, нервных расстройствах.

      А в кулинарии молодые побеги используют в качестве ароматной приправы к мясным и рыбным блюдам, салатам, винегретам.

     Тысячелистник – ценное кормовое растение для скота. Настой губит тлю, паутинного клеща.

 

IV. Правила сбора и обработки лекарственных растений.

(учащиеся составляют правила, рисуют экологические знаки)

Правило 1:    что собирать.

Следует точно отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно точно знать, какие части растения имеют лечебное значение. Плоды, ягоды, семена собирают при условии их полной спелости.

Правило 2:   когда собирать.

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы.

Валериану собирают в апреле и сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре. И лучше всего собирать в сухую погоду.

Правило 3:    как собирать.

Заранее запасти все необходимое – совки, ножи, ножницы.

Правило 4:     где собирать.

Следует избегать мест сбора у шоссейных дорог, так как в растениях накапливаются вредные вещества. Нельзя собирать в местах, которые подвергались обработке ядохимикатами; в тех местах, где растений очень мало.

Правило 5:    собирая, сохранять.

Многие лекарственные растения стали редкостью (например, в ряде районов почти исчезла валериана). На месте сбора обязательно оставляйте несколько крепких, здоровых экземпляров. Не рвите зря, а столько, сколько нужно.

Умейте правильно сохранять. Сушите собранные растения на воздухе в тени. При сушке кладите растения по отдельности. Следите, чтобы на растения не попали земля, песок, грязь.

V. Викторина  «Зеленая аптека под ногами».

Учитель читает описание лекарственного растения, учащиеся называют его, рассказывают о его применении.                                                           

Описание 1. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Цветки дерева – старинное народное средство при простуде. Любят его дерево и пчелы. А мед получается очень душистый и полезный. (Липа)

Описание 2. В былые времена на Руси это растение считалось «травой от 99 болезней». Специальным царским указом везли его из Сибири в Москву. А оказалось, что ее много в лесах Европейской части России. Молва наделила траву «страшной» силой – дескать, носит зверье направо и налево. Отсюда и ее название. (Зверобой)

Описание 3. В былые времена называли солдатской травой. Оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь, заживляет раны. По легенде Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А как называет эту траву русский народ? (Тысячелистник)

Описание 4.  Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Мое русское название происходит от древнерусского слова «коприна» – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Я могу прекрасно остановить кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить полезные блюда. (Крапива)

Описание 5. «Кошачья трава» –

больным поправка:

Корешок в аптечку,

чтоб помочь сердечку. (Валериана)

Описание 6. Ягоды – не сладость,

Зато глазу – радость.

И садам – украшение,

И дроздам – угощение. (Рябина)

VI. Итог занятия.– Какие растения называют лекарственными?

– Как правильно собирать лекарственные растения?

infourok.ru

Занятие экологического кружка "Лекарственные растения"

Разработка занятия

Тема занятия «Лекарственные растения»

Цель: Расширить знания воспитанников о лекарственных растениях, умение их применять при необходимости. Формировать бережное отношение к природе.

Педагог: Ребята! Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, вам нужно послушать стихотворение и сделать соответствующий вывод. Итак, внимание:

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки.

Все целебные растения

Узнаем мы без исключения

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться,

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Педагог: - О чем же речь? (ответы детей). Правильно, сегодня мы поговорим с вами о лекарственных растениях. А кто лучше всего знает лекарства? (ответы детей). Следовательно, нам просто необходимо посетить аптеку! Но аптеку не простую, а аптеку Природы.

Педагог открывает створки школьной доски, и дети видят изображения различных лекарственных растений под большим заголовком «Зеленая аптека».

Педагог: То, что вы видите – аптека. Она необычная. Каждая картинка – это целебное лекарство, которое можно приготовить из трав и цветов. Они радуют не только наши глаза, но способны излечивать и недуги: помогают справляться с головной болью, останавливают кровотечение, заживляют раны, избавляют от бессонницы. А работает в этой аптеке провизор (педагог надевает белую шапочку), который и познакомит вас с ними. Отгадайте загадку:

Стоят в поле сестрички,

Золотой глазок,

Белые реснички?

(ответы детей)

Провизор: Правильно, это ромашка. Ее родина– Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели. И ее мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Ребята, как вы думаете, чем она полезна?

(ответы детей)

Провизор: Вы абсолютно правы, и простуду, и кашель, да и жар можно вылечить ее слегка горьковатым душистым отваром. Чтобы у вас всегда было под рукой целебное средство, попробуйте вырастить ромашку из семян на своем приусадебном участке. (раздаются пакетики с семенами)

А сейчас я хочу поведать вам одну старую легенду:

Русалкам не положено было в древние времена при свете дня показываться над озером. Как только первые лучи солнца пробивались над озером - русалка должна была уйти в свой прохладный дом.И год за годом так и жила себе одна юная русалка. Но однажды заигралась русалка и не успела уйти. Увидела она Бога всемогущего солнца Хорса и полюбила его. И ему полюбилась ее вдумчивая красота. Потянулся он к ней своими лучами. Сначала согревая, а затем, обжигая. Попыталась было уйти от него русалка, но не отпустил ее Хорс. И Русалка превратилась в дерево. Зелень волос обернулась листвой, ветвями вверх взметнулись руки, тонкий стан обернулся стволом, а нежная кожа белой корой, с обожженными пятнами на ней от поцелуев лучей бога Солнца.

Как вы думаете, о каком дереве идет речь? (ответы детей).

Правильно, это береза. В старину говорили: "Береза - дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она привечает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого - быть тому счастливым и удачливым во всем". Зная "капризность" дерева, около самого дома березу старались не сажать, тем более что, по народным поверьям, в ее листве часто прячутся стихийные духи и тени мертвых. Поэтому размещали березу у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было "поговорить" с деревом, попросить у него силы и помощи. В народной медицине используют листья и почки. Собирать их следует до распускания. Используют при хронических заболеваниях почек, язве желудка, гастритах, болезни мочевого пузыря, наружно - для втирания при подагре, в виде ванн при радикулите.

Я предлагаю вам нарисовать это замечательное растение.

(дается несколько минут на выполнение задания).

Провизор: Молодцы, ребята! Я могу продолжить свой рассказ. Это растение вам знакомо с самого детства. Послушайте стихотворение:

Очень некрасиво

ведет себя крапива.

Жалит ребятишек,

Тех, что без штанишек!

Случалось с вами такое? Злились? А зря, ведь народной медицине крапива известна очень давно. Её используют как кровоостанавливающее средство при кровохаркание, сильных кровотечениях из носа, кроме того – как мочегонное, противолихорадочное, ранозаживляющее средство, при диатезах и экземе, при сахарном диабете и малярии. Наружно употребляют для укрепления волос. В народе употребляют не только листья, но также семена, стебли и корневища. Крапива широко используется как пищевое растение. Молодые побеги, листья идут на приготовлении зелёных щей, листья на салаты. Заготавливают листья в период цветения растения, так как позднее они увядают и опадают. Сбор производят в перчатках, или срезают серпами, затем подсушивают и обмолачивают. Сушка на солнце не допускается, так как сырье обесцвечивается, а витамины под воздействием солнечных лучей разрушаются.

Я летом не ленилась и насушила крапивы. Немного и вам принесла, заваривайте, ополоскивайте волосы после бани, крапива также стимулирует рост волос. (детям вручается по пакетику с сушеной крапивой).

Провизор: Ребята, у вас хорошее воображение? (ответы детей). Тогда закройте глаза и представьте, что вы находитесь на болоте, где собирают клюкву или чернику. Представили? А теперь скажите, чем здесь одуряюще пахнет? (ответы детей). Правильно, пахнет багульником. Существуют сказания:

В уссурийской тайге Приморья живет таинственный змей. Стоит поджечь багульник, явится змей на его одуряющий запах и впитает в себя все ароматы дыма. Затем обмотается кольцами вокруг больного человека и изгонит из него болезнь. А на Дальнем Востоке раньше существовало поверье, что багульник в полнолуние способен открыть смертному свой секрет и отвести его к кладу.Интересно? А что еще я знаю про него, хотите послушать? В народной медицине багульник используют как гипотензивное, успокаивающее средство при головных болях и сердечных заболеваниях, а также в форме настоев и отваров при лечении туберкулёза лёгких, при остром и хроническом бронхите, бронхиальной астме, коклюше, а также при золотухе, подагре, мокнущей экземе и как потогонное. Но при заготовке, сушке следует соблюдать осторожность, растения ядовито и своим запахом может вызвать тошноту, головокружение и головную боль.

Провизор. А теперь я хочу предложить вам продегустировать не совсем вам привычный чай. (выносится поднос с охлажденным напитком).

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

(ответы детей) 

Провизор: Мята полевая произрастает на всей территории Кавказа, европейской части России, Сибири, вплоть до Камчатки. В качестве сырья используют сушеные листья мяты, сбор производят в фазе бутонизации и начале цветения. Запах ароматный, приятный, вкус жгучий, при жевании вызывает прохладу во рту.Мяту полевую назначают при головных болях и невралгиях, наружно как антисептик, внутрь в виде настоя и отвара – в качестве отхаркивающего, от удушья, болях в области желудка и кишечника, болях в области желудка и кишечника, при простудных заболеваниях в качестве потогонного средства. Наружно используют в качестве припарок как болеутоляющее.

Провизор: Большое спасибо, за то, что посетили мою аптеку. Я рассказала вам всего лишь о некоторых растениях. Существует не один десяток зеленых помощников человека. О них я расскажу вам при следующем вашем посещении. А о каких растениях пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

 

Шарик нежно-голубой,

Хоть колючий, но не злой.

И в букете он не плох.

Кто такой? (Чертополох)

 

Все со мною борются,

Не могут успокоиться,

Все кричат: "Беда, беда!"

Что в огороде? (Лебеда)

 

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (душица)

 

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

 

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

(ответы детей)

Провизор. Молодцы, ребята! Буду с нетерпением ждать следующей встречи с вами. До свидания. ( педагог снимает белую шапочку).

Педагог: Понравилось вам в аптеке? Придем сюда еще? Конечно. А я хочу сказать вам еще несколько слов.

Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и ее береги.

Увидел росток молодой-

Не трогай его и не рви.

Увидишь ты, пройдут года

И вырастет там

Целебная трава.

Помните! Помогая природе, вы помогаете сами себе!

infourok.ru

Кружок `Лекарственные растения Подосиновского района`

Муниципальное казённое общеобразовательноеучреждение основная общеобразовательная школап. Пушма Подосиновского районаКировской областиУтверждаю:ДиректорМКОУ ООШ п.ПушмаПодосиновского районаКировской области___________________Веселова Г.А.Приказ №________ от ___________

КРУЖОК

«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯПОДОСИНОВСКОГО РАЙОНА

Автор – составитель:Кузьмина Н. Н.,

2014

Пояснительная запискаВ наши дни, когда загрязнение окружающей среды стало общим бедствием, необходимо обратиться к лечебным травам, помня, что фитотерапия всегда входила в комплекс лечения, и очень часто фитотерапия полезней химиотерапии.Это особенно важно в наши дни, когда фармацевтическая промышленность не в силах обеспечить нас нужными препаратами в достаточном количестве и они очень дорогие.Программой предусмотрено ознакомление учащихся с историей зеленой аптеки, ее значением, содержанием биологически активных веществ в лекарственных растениях, как собирать, сушить и хранить лекарственные растения, приготовлением лекарственных препаратов в домашних условиях; ознакомление со специальностями фармацевта и провизора; изучение лекарственных растений родного края.На занятиях необходимо обратить внимание учащихся на вопросы охраны окружающей среды - бережного отношения к лекарственным растениям.

Цели курса:-        создание ориентационной и мотивационной основы для осознанноговыбора естественнонаучного профиля обучения;-        расширение и углубление знаний по ботанике.Задачи курса:Способствовать профориентационной работе с учащимися (профессии - фармацевт, провизор, фармацевт- лаборант).Способствовать воспитанию  положительного отношения к знаниям таких наук, как биология, экология, география и др...Познакомить учащихся с многообразней лекарственных растений, способами применения в народной медицине, научить определять их;Способствовать пониманию необходимости бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, к природе;Научить практически, применять полученные знания в своей жизни, вести наблюдения в природе, вести сбор растений, изготавливать гербарий.Проведение занятий предусматривает не только теоретический курс, но и экскурсии в природу.

 В результате обучения учащиеся должны знать:основные сведения о лекарственных растениях;ресурсы дикорастущих лекарственных растений Татарстана;морфологию растений;дикорастущие и культурные лекарственные растения;применение лекарственных растений в народной медицине. Учащиеся должны уметь:1.определять лекарственные растения;2.изготавливать гербарий;3.пользоваться определителями;4.составлять отчет о проделанной работе;5.собирать и сушить лекарственные растения;6.использовать лекарственные растения при различных заболеваниях.

Методы и приемы преподавания:1.информационно - сообщающий;2.объяснительно- иллюстративный;3.инструкционный;4.практического характера;5.поисково - творческий и др..

Виды деятельности учащихся:1.учебно-познавательная;2.игровая;3.трудовая. Формы работы:1.индивидуальные - при выполнении рефератов, выступлений;2.групповые - при выполнении практических работ, на экскурсиях. Формы проведения занятий:1.лекции;2.практические работы;3.экскурсии;4.занятие - семинар;5.«Встреча за круглым столом»;6.занятие - конкурс.Формы итоговой отчетности и оценивание результатов обучения:1.выполнение и защита рефератов;2.участие на уроке - конкурсе;3.презентация отчетной работы (гербарии и др.).

Содержание программы курсаВведение.Ознакомление учащихся с целью и задачами курса, с содержаниемкурса, с формами, видами, объемом самостоятельных и творческихработ, которые им предстоит выполнить. Основные сведения о лекарственных растений.Истории использование лекарственных растений в медицине прошлых лет.Способы заготовка, сушка и хранение лекарственных растений. Календарь сбора лекарственных растений. Содержание биологически активных веществ в лекарственных растениях. Приготовление лекарственных препаратов.Лечебное действие лекарственных растений на организм человека.Экскурсия в фельдшерско - акушерский пункт. Ознакомление слекарственными препаратами.Ресурсы дикорастущих лекарственных растений Кировской области, Подосиновского района .Природно - географические условия Подосиновского района. Запасы сырьядикорастущих лекарственных растений Подосиновского района и наша забота о них.Морфология растений.Практическая работа. Изучение морфологических особенностейрастений. Определение лекарственных растений.Экскурсия. Богатства наших лесов.Экскурсия. Растения лугов .Экскурсия. Спутники человека.Лекарственные растения – сорняки. Экскурсия. Что можно найти на болоте.Культурные лекарственные растения.Аптека на грядке и на подоконнике. Аптека на обеденном столе.Применение лекарственных растений в народной медицине.Растения, применяемые в народе при лечении желудочно - кишечных заболеваний, при болезнях печени, мочеполовых органов, дыхательныхпутей, кожных болезней, при сердечных заболеваниях. Ядовитыерастения, применяемые в народе как лекарственные.Практическая работа. Приготовление мазей, настоев, отваров, соков вдомашних условиях.Итоговые занятия.Урок- конкурс «Путешествие на поезде здоровья».Беседа с медицинским работником за «круглым столом» оспециальностях: фармацевт, провизор.Урок- презентация отчетной работы (гербарии), защита рефератов.

Календарно –тематическое планирование

РазделТема занятияКол- во часФорма занятия

Основные сведения о лекарственных растенияхВведение1Лекция

Использование лекарственных растений в медицине прошлых лет. Заготовка, сушка, хранение лекарственных растений.

4

Круглый стол

Лекция

Содержание биологически активных веществ в лекарственных растениях.Приготовление лекарственныхпрепаратов.

2

Лекция

Практикум

Экскурсия в ФАП. Ознакомление с лекарственными препаратами

1

Экскурсия

Ресурсыдикорастущихлекарственныхрастений Подосиновского района

Природно-географическиеусловия Подосиновского райна.Запасы сырья дикорастущихлекарственных растений

1

Лекция

Изучение морфологическихособенностей растений.Определение лекарственныхрастений.

3Лекционно – практическое занятие

Дикорастущиелекарственныерастения.Богатство наших лесов.

1

Экскурсия

Растения лугов.

1

Экскурсия

Спутники человека. Лекарственные растения-сорняки.

1

Экскурсия

Что можно найти на болоте.1

Экскурсия

КультурныелекарственныерастенияАптека на грядке и на подоконнике.1Экскурсия

Аптека на обеденном столе.1практикум

Применение лекарственных растений в народной медицине.Растения, применяемые в народе при различных заболеваниях. Ядовитые растения, применяемые как лекарственные.

3

Круглый стол

Приготовление лекарственных препаратов в домашних условиях.

3

практикум

Итоговые занятия«Путешествие на поезде здоровья».

2Урок-конкурс

Беседа с медицинскимработником о специальностяхфармацевта, провизора.

1

лекция

Презентация отчетной работы, защита рефератов.

1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Брезгин Н.Н. Лекарственные растения центральной части России [Текст] / Н.Н.Брезгин. – М.: Слог, 1993. – 320с. 2. Грау Ю. Дикорастущие лекарственные растения [Текст] / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. М., 2003.- 220c.3. Губанов И.А. Лекарственные растения [Текст]: справочник / И.А.Губанов. – М. : Издательство МГУ, 1993. – 272с.4. Замятина Н.Г. Лекарственные растения. Энциклопедия природы России [Текст] / Н.Г. Замятина.– М.: АВF, 1998. – 496с.5. Киселева Т.Л. История, современное состояние и перспективы развития фитотерапии // Гомеопатия и фитотерапия в лечении сердечно-сосудистых болезней/ Под ред. Т.Л. Киселевой, А.А. Карпеева. – М.: Мосгорпечать, 1997. – 540с.6. Копысов В.А Лекарственные растения Вятки [Текст] / В.А. Копысов. – Киров: МП «Информационный центр», 1991. – 68с.7. Лавренова Г.В. От всех болезней (лекарственные растения полей и лесов) [Текст]: справочник / Г.В.Лавренова, В.К. Лавренов, В.Д.Онипко. – Донецк: МП «Отечество», 1994. – 523с.8. Ловкова М.Я. Почему растения лечат [Текст] / М.Я.Ловкова, А.М. Рабинович, С.М.Пономарева, Г.Н. Бузук, С.М.Соколова. – М.: Наука, 1990. – 256с.9. Луппова Г.Н. Лекарственные растения Кировской области [Текст] / Г.Н.Луппова, И.Я.Новоселов. – Киров: Волго – Вятское кн. изд – во, Кировское отделение, 1984. – 152 с.10. Машковский М.Д. Лекарственные средства [Текст] / М.Д.Машковский. – М.: Медицина, 1993. – 736с.11. Носаль М.А. Лекарственные растения и способы их применения в народе [Текст] / М.А.Носаль, И.М.Носаль. – Мн.: Полымя, 1997. – 335с.12. Пашинский В.Г. Растения в терапии и профилактике болезней [Текст] / В.Г. Пашинский, А.Ф.Радюк, В.А. Матвеев. – Томск: издательство ТГУ, 1989. – 240с.13. Пыльцина Е.В. Травник для всей семьи [Текст]/ Е.В. Пыльцына , С.А. Рублев – Издательский дом «Владис», 2004.-672с.14. Рабинович М.И. Лекарственные растения в ветеринарной практике [Текст]: справочник / М.И.Рабинович. – М.: Агропромиздат, 1987. – 288с.15. Рабинович А.М. Лекарственные растения на приусадебном участке [Текст] / А.М.Рабинович, Е.Е. Хлапцеев. – М.: Росагропромиздат 1989. – 206с.16.. Сало В.М. Зеленые друзья человека [ Текст] / В.М.Сало – М.: Наука 1975.- - 75с.17. Скляревский Л.Я., Губанов И.А. Лекарственные растения в быту [Текст] / Л.Я.Скляревский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Россельхозиздат, 1986. – 272 с.18. Соколов С.Я Фитотерапия [Текст]: справочник по лекарственным растениям / С.Я Соколов, И.П.Замотаев. – 3-е изд., стер. – М.: Медицина, 1990. – 464 с.19. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]20. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]21. http://www.fito-travnik.ru/lekarstvennye-rasteniya-foto/

15

schoolfiles.net

Программа кружка "Мир растений"

Разделы: Биология, Начальная школа

Введение

В современных условиях одной из важных задач школы является развитие творческого потенциала личности, формирование исследовательских умений, вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде. 

Программа кружка рассчитана на учащихся начальных классов и  является пропедевтическим курсом по биологии. Каждое занятие носит  развивающий характер и сопровождается иллюстративным материалом: фотографиями, таблицами, опытами…. В занятия включены интересные сведения из жизни растений, ребусы, головоломки. Дети рисуют, занимаются лепкой, готовят небольшие сообщения по пройденной теме. Кроме того, учащиеся занимаются исследовательской работой, учатся писать рефераты.

Занятия строятся с учётом  психолого-педагогических особенностей учащихся младшего школьного возраста, поэтому дети без труда усваивают сложные понятия из курса биологии 6 класса.

 Формы занятий разнообразны: лекции, практические работы, опыты, экскурсии, викторины, праздники.

Большинство занятий построено по следующей схеме:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Первичное закрепление.
  5. Итог.
  6. Рефлексия.

Предлагаемая программа кружка, тематическое планирование, поурочные разработки, прежде всего, адресованы учителям начальных классов, но могут быть полезны и педагогам дополнительного образования.

Пояснительная записка

Программа кружка «Мир растений»   предназначена  для учащихся 3 – 5 классов, проявляющих интерес к биологии. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю (теоретическое изучение материала,  практическая работа, опыты). Всего 60 часов в год. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии.

Эта программа как составная часть курса «Природоведение» выполняет несколько функций:

  1. Углубляет знания по ботанике.
  2. Расширяет содержание курса «Природоведение», готовит к изучению биологии в средних классах.
  3. Способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии.
  4. Способствует более глубокому и качественному пониманию процессов, происходящих в мире растений.

Цели данного курса:

  1. Подготовить детей к осознанному изучению биологии в средних классах.
  2. Помочь осознать степень своего интереса к биологии.
  3. Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся.
  4. Познакомить с основными методами изучения биологии.
  5. Повысить экологическую культуру учащихся.

Задачи данного курса:

  1. Формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения.
  2. Воспитание  бережного отношения к природе.
  3. Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу.
  4. Расширение и конкретизация знаний о растениях.
  5. Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений.
  6. Развитие основных приёмов мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).

В целом программа кружка позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал  биологических  знаний.

Основными методами преподавания являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.

Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, прогулки, практические работы, занятия в аудитории.

Содержание программы

Раздел I.  Разнообразие растений (11 часов)

Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения.  Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они?  Условия для существования растений.

Практические занятия. Фантастические растения. Работа с гербарными материалами. Изготовление гербария. Определение растений в кабинете.

Экскурсии. «Осенний лес».

Раздел II. Строение растений (16,5 часов)

Как устроено растение. Лист, особенности строения. Виды листьев.

Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. Побег, его строение. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав семени. Движение растений.

Практические занятия. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными. Оформление альбома «Строение растений». Работа с карточками – определителями, с гербарием. Опыт №1 «Дыхание листьев». Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)».  Опыт №3 «Испарение воды листьями». Составление паспорта дерева. Зарисовка строения цветка. Опыт №4 «Строение и состав семени». Отпечатки листьев. Опыт №5 «Движение стебля и листьев».

Экскурсии.  «Зимний лес.  Изготовление отпечатка коры».

Раздел III. Размножение растений (7,5 часов)

Вегетативное  размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян.

Практические занятия. Определение всхожести семян.

Определение выделения углекислого газа и тепла, прорастающими семенами. Разнообразие семян. Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами. Опыт №6 «Проращивание картофеля».

Прививка. Опыт №7 «Можно ли прививать клубни картофеля?»

Опыт №8 «Размножение традесканции, фиалки узумбарской».  Опыт №9. «Как определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?» Опыт №10 «Посадка цветов, овощных культур (томатов), в зависимости от размера семян». Опыт №11 «Прививка томата на картофель».

Раздел IV.  Человек и растения (25 часов)

Растения и химия. Медицина и растения. Влияние человека на растения. Правила поведения в природе. Растения – индикаторы.

Практические занятия. Опыт №12 «Получение эфирных масел душистой герани, ели, сосны». Опыт №13 «Получение краски из коры ивы, осины, лишайника «стенная золотянка». Изготовление листовок о лекарственных растениях.   Планирование  клумб около школы и высадка рассады овощных и цветочных культур.

Экскурсии. «Изучение влияния деятельности человека на растения нашего поселка».  «Весенний лес».

Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Учащиеся должны знать.

- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые,  их отличительные признаки; - органы растений; -способы размножения растений, - условия прорастания семян и роста растений, - значение растений в природе и жизни человека,

Учащиеся должны уметь.

- различать наиболее распространённые в ХМАО растения; - устно описывать растения; - пропагандировать знания об охране природы; - выполнять правила поведения в природе; - ухаживать за комнатными, овощными и цветочно-декоративными растениями;

 Ожидаемые результаты.

Успешная самореализация школьников в изучении биологии, знание строения растения и его органов, желание наблюдать природу, повышение экологической грамотности. Умение наблюдать, прогнозировать результат работы.

Формы занятий.

Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, справочной литературой позволяют на протяжении длительного времени поддерживать интерес учащихся.

Тематическое планирование

См. Приложение.

Литература для учителя

  1. «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.
  2. «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
  3. А. И. Тарасов.  «Эколого-ботанические экскурсии в природу»  (Учебно – методическое пособие) Сургут: информационно-издательский концерн. Х – М. «Северный дом» 1995 г.- 88 с., ил.
  4. В. В. Петров. «Лес и его жизнь» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1986 г. 159 с., ил.
  5. В. В. Петров. «Растительный мир нашей Родины» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1991г., 205 с +2
  6. В. И. Кузнецова. «Уроки ботаники» (Пособие для учителя) М. «Просвещение» 1985. – 173 с., ил. +2
  7. В. Н. Фёдорова, Н. И. Шапошников и др.; «Методическое обучение ботанике» Под общей редакцией Н.В. Падалко, В. Н. Фёдоровой. – 3-е издание, переработка. М. «Просвещение» 1982. – 351 с. Ил.
  8. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
  9. И. В. Ирмаилов, В. Е. Михмен , Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. «Биология. Экскурсии» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1983 г. 224 с., ил.+1

Литература для учащихся

  1. «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.
  2. «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
  3. А. М. Розенштейн. «Самостоятельные работы учащимся по биологии. Растения» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 1988 г – 144 с ., ил.
  4. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
  5. Гальперштейн Л. Я. Растения: Научно-популярное издание для детей/ Ил. Г. А. Мацигина; Оформл. Серии И. П. Смирнова. – М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000. – 31с. – (Я открываю мир)
  6. Д. И. Трайтак. «Книга для чтения по ботанике. Для учащихся 5 – 6 классов» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 1985 – 223 с., ил.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Кружок «Мир лекарственных растений» Педагог: Тузова И. А

Кружок «Мир лекарственных растений» Педагог: Тузова И.А.

Занятие на тему: Комнатные лекарственные растения. Алоэ.

Цель: продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, их полезными свойствами.

Задачи:

  1. Учить детей различать и называть лекарственные растения, знать их полезные свойства.
  2. Знакомство с комнатными лекарственными растениями. Алоэ. Практическое применение этого растения.
  3. Воспитывать любознательность, наблюдательность, развивать речь детей, творческие способности.
  4. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе, расширять кругозор детей.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран; Доктор Кот со шкатулкой с лекарственными растениями; комнатное растение алоэ, буклеты «Полезные рецепты из алоэ»

Ход занятия.

  1. Вступление. Оргмомент.
Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем путешествие в мир лекарственных растений. И, как всегда, в этом путешествии нас сопровождает Доктор Кот. Он приветствует вас (мяу- мяу).

Лечебные свойства растений известны человеку с глубокой древности. Тайной целебных трав владели в Древнем Египте, Индии, Китае. Широко использовали лекарственное сырье и на Руси. Богатейшие клади лекарственного сырья хранятся в наших лесах, полях, лугах. Наша задача – знать лекарственные растения и уметь их применять в лечебных целях.

  1. Что мы знаем? Игра «Отгадай-ка!»
В волшебной шкатулке нашего Доктора Кота есть немало полезных растений, с которыми мы уже знакомы.

Давайте сейчас вспомнит некоторые из них. Сегодня Доктор Кот пришел к вам с цветами, вернее с цветком. Этот цветочек необычный, загадочный. Сейчас каждый из вас оторвет лепесток и попробует отгадать загадку, которая на нем написана, найдет карточку с изображением этого растения и вспомнит его полезные лекарственные свойства.

  1. Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок,

Белые реснички.

(ромашка- противовоспалительное средство, настоем полощут рот и горло при воспалениях, отваром моют голову для придания волосам золотистого цвета)

  1. К тому, кто прикасается,
Привязчивый цепляется.

Хват, словно ёжик, колкий,

Кругом торчат иголки.

(лопух- мочегонное средство, ранозаживляющее, для укрепления волос)

  1. И зелен, и густНа грядке вырос куст.Начали щипать —Стали плакать и рыдать.
( Лук зеленый- оберегает от простудных и инфекционных заболеваний, содержит много витаминов) Какой лук полезнее: зеленый или репчатый?
  1. Стоит Алёна,
Платок зеленый.

Тонкий стан,

Белый сарафан.

(береза- березовый сок- витамины, почки- при простудных заболеваниях, зола- при ожогах)

  1. Посмотри, какой цветок!
Как вплести его в венок?

В шапке беленькой стоит

А подуешь-улетит.

(одуванчик-улучшает аппетит, нормализует пищеварение, противоглистное, успокаивает нервную систему)

  1. Красный нос в землю врос, А зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос.
(Морковь- копилка витаминов, лечит болезни глаз, почек, печени. Кишечника, легких, ожоги, малокровие, гнойные раны; съедайте по 2 морковки в день- предохраните свое сердце от инфаркта)

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Проблемные ситуации.

Учитель: А теперь представьте себе, что вы простыли. У вас кашель, вы чихаете и очень хотите поправиться. В растительном мире есть средство от простуды. Ранней весной на оттаявших обочинах дорог растет нужное вам лекарство. Верхняя часть этого растения ярко-зелёная, глянцевая, на ощупь холодная, а снизу лист белый, пушистый и согревающий, если до него дотронуться. Что это за растение? Что вы еще о нем знаете?

(мать-и- мачеха: от лат. «кашель выводить», лечит простудные заболевания органов дыхания, ранозаживляющее, противовоспалительное)

Еще одна ситуация: вы пошли в лес за грибами и сильно натерли себе ногу. Что делать? Ведь поблизости нет аптеки. Каким лекарственным средством вы воспользуетесь? А как вы им воспользуетесь?

(подорожник: нужно сорвать лист, обернуть им больное место. Листок приятно холодит, и боль постепенно пройдет)

-Ребята, а кто вспомнит, как называются растения, растущие вдоль дорог?

(рудеральные растения)

А сейчас я вас попрошу найти мне растение, которое считают лекарством от 99 болезней. Расскажите мне о его целебных свойствах.

(зверобой: противовоспалительное, для заживления ран, ожогов (масло), при нервных расстройствах.

-Молодцы, ребята! Доктор Кот говорит вам спасибо. Вы справились с его заданиями.

3. Физкультминутка ( под музыку Чайковского «Времена года. Май.»)

Наши тонкие цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Весной бабочки проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз- росой они умылись,

Два- изрядно покружились,

Три- качнулись и присели.

4.Что-то новое? Хотим все знать!

Учитель: Ребята, оказывается, что лекарственные растения растут не только вдоль дорог, на лугу, в лесу. Мы их можем найти на подоконнике у себя дома.

Мы с вами совершали экскурсию по школе. Я хочу вам напомнить, как это было. А вы постарайтесь вспомнить названия растений, о которых я вам рассказывала.

Презентация «Экскурсия по школе».

-О последнем растении мы сегодня поговорим подробно.

Видеоролик об алоэ-вера.

-Ребята! Вы посмотрели ролик об алоэ, увидели, как это растение растет в природе у себя на родине- в Южной Африке. В нашем кабинете здоровья тоже есть этот цветок. Найдите, где он.

(поставить цветок на стол)

Итак, в лекарственных целях используют сок алоэ, соком называют гель, который наполняет листочки этого растения. Он очень полезен для оздоровления организма, т. к. содержит витамины В ,С, Е, различные ферменты, комплекс микроэлементов. Давным-давно замечено, что употребление внутрь сока алоэ делает организм человека более выносливым, защищенным от болезней.

Поэтому второе название этого растения- столетник, или эликсир для долгой жизни.

Сок алоэ полезен для волос: укрепляет, стимулирует рост, препятствует выпадению, его добавляют в различные маски.

И, наконец, сок алоэ очень эффективен при лечении заболеваний кожи, гнойных ран, ожогов. Этот сок обладает противовоспалительным, бактерицидным действием.

Еще сок алоэ используют в косметологии для защиты и увлажнения кожи и добавляют при изготовлении различных кремов, дезодорантов. И даже зубной пасты (Показать пасту, крем, дезодорант).

Практическая работа.

А давайте мы сейчас с вами сами убедимся в лечебном действии алоэ.

Я вам заранее подготовила листочки алоэ. Мы сейчас разрежем их вдоль. И соком протрем ручки. Это можно делать каждый день: и тогда кожа будет защищенная от зимней погоды, увлажненная, гладкая и шелковистая.

Творческая работа.

- А сейчас займемся вашим любимым делом- рисованием. Но зарисовки мы сегодня будем делать на специальных листочках- буклетах, которые я заранее подготовила. Ведь у нас сегодня гости, и домой они уйдут не с пустыми руками, а с полезными рецептами из алоэ. А как выглядит это растение, вы им должны напомнить, т. е. нарисовать его.

Рисование. Дарим гостям буклеты.

5. Заключение.

-Ребята! О каком лекарственном растении мы сегодня с вами говорили?

Как можно использовать это растение в лечебных целях?

Лекарственные растения приносят большую пользу людям. Мы должны бережно относиться к ним, чтобы их сохранить.

А Доктор Кот говорит вам большое спасибо за работу и желает крепкого здоровья. До свидания.

5-bal.ru

Занятие экологического кружка Лекарственные растения нашей местности

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ПОЛЕЗНЫЕ РАСТЕНИЯ»Автор: Косоротова Надежда Николаевна Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растенийЗадачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:расширять знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу. учить детей различать данные растения по внешнему видуРАЗВИВАЮЩАЯ:Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, умение обобщать.Расширять кругозор.ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.Оборудование: ТСО, иллюстрации лекарственных растений, Красная книга, дидактическая игра «Лекарственные растения» Предварительная работа: беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениямиХод занятия: - Сегодня к нам пожаловали гости, педагоги из других школЗдравствуйте! – мы скажем педагогамЗдравствуйте! – услышим мы в ответИ наверное, не пойдем в аптекуИ здоровыми мы будем много лет!- Как вы уже догадались, мы поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить.- Послушайте небольшой рассказ.«Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет. «Вот бабушка обрадуется!» – подумала Красная Шапочка. Но, увидев цветы, бабушка сказала: «Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сама».- Как вы оцениваете поступок Красной Шапочки? (..)-Надо бережно относиться к природе. - Какая самая главная польза от всех растений? (..)

- Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами. Иногда люди срывают редкие растения, которые занесены в Красную книгу. - А знаете ли вы, что это за книга? (показ Красной книги). ()- Это документ; в него занесены разные виды животных, растений, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли.- Растений на Земле много . Вот сегодня мы и поговорим о растениях, но не о простых, а лекарственных. Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, чем люди стали называть их лекарственными. А в наши дни появилась целая наука, которая занимается лекарственными растениями. Эта наука – фитотерапия.Дидактическая игра « Собери растение»Каждый из вас собрал лекарственное растение. Назовите его и расскажите, при каких недугах (болезнях) его применяют?(дети рассказывают о лекарственных растениях)Календула

Однолетнее растение. Как дикорастущее растение встречается редко. Обладает противовоспалительным, успокаивающим действием. Используют при детском диатезе, головокружении, кашле, при ожогах, ушибах, болезнях полости рта.Семена как ноготки,Желто-красные цветкиОт горла помогают Кто же их не знает

Ромашка аптечная

Однолетнее растение. Настои, отвары и другие лекарства из соцветий принимают во внутрь при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Настои корзинок ромашки используют как наружное средство в виде примочек, ванн, промываний при экземах, язвах, нарывах, ожогах и т.п. Настоем полощут рот и горло при воспалении дёсен и ротовой полости, а также при ангинах. Когда мое горлышко болитРомашка поможет, она исцелитЯ ею горлышко пополощуСтанет все в порядке, И в садик я пойду.

Шиповник

Кустарник высотой 100-150 см, с красно-коричневыми блестящими ветвями. Настой из плодов шиповника помогает при простудных заболеваниях, кашле.Если слабость и сонливостьЕсли бегать нету силПей шиповника отварВ нем целебный витамин.ПижмаСок, получаемый из пижмы, используют при различных недугах. Таких, как например интоксикация после туберкулеза, лихорадка, при лечении эпилепсии, при головных болях, при язвах, при болях в суставах, ревматизме, простуде, оказывает снотворное действие.Пусть пижма - скромна, да лечебная все же она, Не зря же цветки на таблетки похожи,Еще - на цыплят, ярко- желтых пока,На ощупь - на замшевый носик щенка.ПодорожникКомпресс из измельченных листьев подорожника накладывают на мозоли на ночь, затем можно сделать ванночку для ног. Ранозаживляющее средство (достаточно наложить на рану листочек).Если ты порезал ногуНе рыдай и не ревиПодорожник на подмогуТы скорей к себе зови.

ЗверобойВ народной медицине зверобой продырявленный является одним из наиболее часто применяемых лекарственных растений, наряду с ромашкой аптечной. Его используют в основном как средство лечения язвы желудка при язвенных болезнях на коже.А вот растенье – зверобой, Лист - продырявленный такой;Должно быть, шить училась пчелка, Колола жалом, как иголкойНо знайте – нет его полезней, Он прогоняет сто болезней!

Крапива

В народной медицине крапива используется как ранозаживляющее, мочегонное, общеукрепляющее, слабительное, витаминное, отхаркивающее средство. Она применяется при различных кровотечениях, заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно - при ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях, для укрепления волос. Крапива – лекарствоИм голову мой,Чтоб перхоти не былоИ волос был густой.

Мать-и-мачеха

Применяется при заболеваниях дыхательных органов, заболеваниях верхних дыхательных путей, воспалении легких, бронхиальной астме, ангине.«Мать–и–мачеха, растет в траве возле лужиРастение это всем нужно»,Сказал очень гордо мне дед.Для тех, кто случайно простуженЛекарство безвреднее нет.

МятаМноголетнее травянистое растение. Настой травы успешно применяют при лечении сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической болезни, приступов тахикардии, астмы, бессонницы, а также как потогонное, стимулирующее пищеварение и снимающее икоту средство. Необычное растение,В чай добавишь – наслаждение,Из неё получишь масло,В нем целебных качеств масса.

Малина

Как целебное средство малина была известна ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Всегда широко использовалась на Руси.Для лечебных целей заготавливают ягоды, листья, цветки.Препараты из разных частей малины обладают противовоспалительным, кровоостанавливающим, вяжущим, противорвотным, жаропонижающим и болеутоляющим действием.Красная ягода всех привлекает,Вкусом и пользой своей покоряет,Летом в саду собирает Алина,Нежное лакомство, чудо –малину.

ЧерёмухаПлоды черемухи применяются в виде отвара или настоя в качестве вяжущего средства.Черёмуха, как облачко, когда она цветёт,И над кистями белыми шмелиный рой поёт.

ЧистотелНаучное название этого растения переводится как ласточкина трава. Пробуждается это растение с прилётом касаток, а отсыхает, когда деревенские щебетуньи попадутся в отлёт. Цветёт с мая до августа. На огородах растёт как сорняк. Спутать это растение с другими сложно, ведь только оно выделяет на изломе капельки густого оранжевого сока, а цветочки у него жёлтые. Чистотел- трава серьезная, Ядовитая и - грозная !

Язвы , сыпи, лишаи, Диатезы, угри, раны?- Вы с отваром чистотела Принимайте ванны.

- Кто из вас рассказал о лекарственном растении, употребление отвара которого в больших дозах опасно для жизни? (..)- Правильно, пижма и чистотел относятся к ядовитым растениям, но в малых дозах они безопасны и лечебны.- Нужно помнить, что лечение травами не всегда полезно. Некоторые лекарственные растения при необдуманном употреблении могут привести к тяжелым последствиям, поэтому, сначала надо побеседовать с врачом.- Вот мы и узнали о полезных свойствах лекарственных растений.- А теперь давайте вспомним о правилах сбора лекарственных растениях и в этом нам поможет наш экран:Нельзя рвать много лекарственных растений.Нельзя собирать лекарственные растения около автомобильных дорог и ж/д путей .Нельзя собирать лекарственные растения в сырую, мокрую погоду.Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду.Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.Нельзя пробовать лекарственные растения на вкус.После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.Ребенок: Лес, как сказочное царство,Там кругом, растут лекарства,В каждой травке, в каждой ветке -И микстура, и таблетки.Ну, а чем и как лечитьРодители и учителя нас могут научить.Все целебные растения.Знают они без исключения.Нужно только не лениться,Нужно только научиться.Находить в лесу растения,Что пригодны для лечения!Ведь из трав лесного царства,Люди делают лекарства.Познавательная игра «На приеме у врача»Описание игры«врачи» – дети, которые помогут «больному» в выборе растения, помогающего избавиться от болезни;«больные» - дети, которые будут называть симптомы болезни.В игре используются карточки:1) больное сердце – капли ландыша, средство, успокаивающее сильное сердцебиение;2) плохой аппетит – корень одуванчика возбуждает аппетит, из листьев делают салаты;3) частые ангины – ромашка лекарственная;4) больной желудок – тысячелистник применяют при заболеваниях желудка;5) бородавки – росянка, чистотел;6) раны и царапины – свежие листья подорожника, помяв прикладывать к ушибу, царапине;7) ухудшение зрения – черника, это лекарство и витамины;8) простуда – малиновый настой, лекарственная ромашка, мать-и-мачеха;9) кашель – чабрец, мать-и -мачеха, подорожник;10) кровотечение – тысячелистник;11) что использовать вместо ваты – мох сфагнум в войну использовали вместо ваты, накладывая на раны.12)авитаминоз – смородина, капуста, шиповник, черника, клюква, брусника.Итог:- О чем сегодня мы с вами говорили? И т.д.- Что нового и полезного для себя вы узнали?- Столик, столик отзовись,Что там прячешь, покажи! (открываю салфетку, там кружки с чаем)Лучше доктора любогоЛечит скуку и тоскуЧашка вкусного, парногоСамоварного чайку.- Приглашаем всех, отведать ароматный чай из: мяты, мелиссы, листьев смородины.- Чтобы гости не скучали, угостим-ка мы их чаем. Всех гостей мы угощаем Ароматным чаем!Исполнение песни «Снеженика»

profhelp.net

Занятие экологического кружка Лекарственные растения

Разработка занятия Тема занятия «Лекарственные растения» Цель: Расширить знания воспитанников о лекарственных растениях, умение их применять при необходимости. Формировать бережное отношение к природе. Педагог: Ребята! Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, вам нужно послушать стихотворение и сделать соответствующий вывод. Итак, внимание: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства, В каждой травке, в каждой ветке И микстура, и таблетки. Все целебные растения Узнаем мы без исключения Нужно только не лениться, Нужно только научиться, Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Педагог: - О чем же речь? (ответы детей). Правильно, сегодня мы поговорим с вами о лекарственных растениях. А кто лучше всего знает лекарства? (ответы детей). Следовательно, нам просто необходимо посетить аптеку! Но аптеку не простую, а аптеку Природы. Педагог открывает створки школьной доски, и дети видят изображения различных лекарственных растений под большим заголовком «Зеленая аптека». Педагог: То, что вы видите – аптека. Она необычная. Каждая картинка – это целебное лекарство, которое можно приготовить из трав и цветов. Они радуют не только наши глаза, но способны излечивать и недуги: помогают справляться с головной болью, останавливают кровотечение, заживляют раны, избавляют от бессонницы. А работает в этой аптеке провизор (педагог надевает белую шапочку), который и познакомит вас с ними. Отгадайте загадку: Стоят в поле сестрички, Золотой глазок, Белые реснички? (ответы детей) Провизор: Правильно, это ромашка. Ее родина– Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели. И ее мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Ребята, как вы думаете, чем она полезна? (ответы детей) Провизор: Вы абсолютно правы, и простуду, и кашель, да и жар можно вылечить ее слегка горьковатым душистым отваром. Чтобы у вас всегда было под рукой целебное средство, попробуйте вырастить ромашку из семян на своем приусадебном участке. (раздаются пакетики с семенами) А сейчас я хочу поведать вам одну старую легенду: Русалкам не положено было в древние времена при свете дня показываться над озером. Как только первые лучи солнца пробивались над озером - русалка должна была уйти в свой прохладный дом.И год за годом так и жила себе одна юная русалка. Но однажды заигралась русалка и не успела уйти. Увидела она Бога всемогущего солнца Хорса и полюбила его. И ему полюбилась ее вдумчивая красота. Потянулся он к ней своими лучами. Сначала согревая, а затем, обжигая. Попыталась было уйти от него русалка, но не отпустил ее Хорс. И Русалка превратилась в дерево. Зелень волос обернулась листвой, ветвями вверх взметнулись руки, тонкий стан обернулся стволом, а нежная кожа белой корой, с обожженными пятнами на ней от поцелуев лучей бога Солнца. Как вы думаете, о каком дереве идет речь? (ответы детей). Правильно, это береза. В старину говорили: "Береза - дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она привечает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого - быть тому счастливым и удачливым во всем". Зная "капризность" дерева, около самого дома березу старались не сажать, тем более что, по народным поверьям, в ее листве часто прячутся стихийные духи и тени мертвых. Поэтому размещали березу у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было "поговорить" с деревом, попросить у него силы и помощи. В народной медицине используют листья и почки. Собирать их следует до распускания. Используют при хронических заболеваниях почек, язве желудка, гастритах, болезни мочевого пузыря, наружно - для втирания при подагре, в виде ванн при радикулите. Я предлагаю вам нарисовать это замечательное растение. (дается несколько минут на выполнение задания). Провизор: Молодцы, ребята! Я могу продолжить свой рассказ. Это растение вам знакомо с самого детства. Послушайте стихотворение: Очень некрасиво ведет себя крапива. Жалит ребятишек, Тех, что без штанишек! Случалось с вами такое? Злились? А зря, ведь народной медицине крапива известна очень давно. Её используют как кровоостанавливающее средство при кровохаркание, сильных кровотечениях из носа, кроме того – как мочегонное, противолихорадочное, ранозаживляющее средство, при диатезах и экземе, при сахарном диабете и малярии. Наружно употребляют для укрепления волос. В народе употребляют не только листья, но также семена, стебли и корневища. Крапива широко используется как пищевое растение. Молодые побеги, листья идут на приготовлении зелёных щей, листья на салаты. Заготавливают листья в период цветения растения, так как позднее они увядают и опадают. Сбор производят в перчатках, или срезают серпами, затем подсушивают и обмолачивают. Сушка на солнце не допускается, так как сырье обесцвечивается, а витамины под воздействием солнечных лучей разрушаются. Я летом не ленилась и насушила крапивы. Немного и вам принесла, заваривайте, ополоскивайте волосы после бани, крапива также стимулирует рост волос. (детям вручается по пакетику с сушеной крапивой). Провизор: Ребята, у вас хорошее воображение? (ответы детей). Тогда закройте глаза и представьте, что вы находитесь на болоте, где собирают клюкву или чернику. Представили? А теперь скажите, чем здесь одуряюще пахнет? (ответы детей). Правильно, пахнет багульником. Существуют сказания: В уссурийской тайге Приморья живет таинственный змей. Стоит поджечь багульник, явится змей на его одуряющий запах и впитает в себя все ароматы дыма. Затем обмотается кольцами вокруг больного человека и изгонит из него болезнь. А на Дальнем Востоке раньше существовало поверье, что багульник в полнолуние способен открыть смертному свой секрет и отвести его к кладу.Интересно? А что еще я знаю про него, хотите послушать? В народной медицине багульник используют как гипотензивное, успокаивающее средство при головных болях и сердечных заболеваниях, а также в форме настоев и отваров при лечении туберкулёза лёгких, при остром и хроническом бронхите, бронхиальной астме, коклюше, а также при золотухе, подагре, мокнущей экземе и как потогонное. Но при заготовке, сушке следует соблюдать осторожность, растения ядовито и своим запахом может вызвать тошноту, головокружение и головную боль. Провизор. А теперь я хочу предложить вам продегустировать не совсем вам привычный чай. (выносится поднос с охлажденным напитком). Вкусен чай и ароматен, С ней он легок и приятен: Листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты) (ответы детей)  Провизор: Мята полевая произрастает на всей территории Кавказа, европейской части России, Сибири, вплоть до Камчатки. В качестве сырья используют сушеные листья мяты, сбор производят в фазе бутонизации и начале цветения. Запах ароматный, приятный, вкус жгучий, при жевании вызывает прохладу во рту. Мяту полевую назначают при головных болях и невралгиях, наружно как антисептик, внутрь в виде настоя и отвара – в качестве отхаркивающего, от удушья, болях в области желудка и кишечника, болях в области желудка и кишечника, при простудных заболеваниях в качестве потогонного средства. Наружно используют в качестве припарок как болеутоляющее. Провизор: Большое спасибо, за то, что посетили мою аптеку. Я рассказала вам всего лишь о некоторых растениях. Существует не один десяток зеленых помощников человека. О них я расскажу вам при следующем вашем посещении. А о каких растениях пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Он сорняк, он цветок, От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый... (одуванчик)   Шарик нежно-голубой, Хоть колючий, но не злой. И в букете он не плох. Кто такой? (Чертополох)   Все со мною борются, Не могут успокоиться, Все кричат: "Беда, беда!" Что в огороде? (Лебеда)   Неприметна среди трав, У нее спокойный нрав. Кто полезностью гордится?- Ароматная... (душица)   Если что-то заболит, Даже зверь не устоит. С какой же травкой пить настой? С чудо-травкой... (зверобой)   Если травку ты сорвешь, Руки, знай, не ототрешь. Доктор всех аптечных дел, Кто лечит ранки? (Чистотел) (ответы детей) Провизор. Молодцы, ребята! Буду с нетерпением ждать следующей встречи с вами. До свидания. ( педагог снимает белую шапочку). Педагог: Понравилось вам в аптеке? Придем сюда еще? Конечно. А я хочу сказать вам еще несколько слов. Ты пришел за помощью к природе? Добрым будь и ее береги. Увидел росток молодой- Не трогай его и не рви. Увидишь ты, пройдут года И вырастет там Целебная трава. Помните! Помогая природе, вы помогаете сами себе!

weburok.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта