Культурные и дикорастущие растения конспект. План-конспект урока " Дикорастущие и культурные растения" познание мира .3 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по познанию мира "Культурные и дикорастущие растения". Культурные и дикорастущие растения конспект


Конспект по познанию мира "Культурные и дикорастущие растения"

Тема: Культурные и дикорастущие растения. Цель: формирование у учащихся понятия о дикорастущих и культурных растениях. Ожидаемые результаты: 1.Предметные: учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные и дикорастущие растения – по назначению. 2. Метапредметные: умеют работать самостоятельно с информацией; делают общие выводы по теме. 3. Личностные: учатся объяснять материал самому себе и могут ставить перед собой цели, оценивать результаты своей работы. Тип урока: изучение нового материала. Средства, используемые на уроке: раздаточные ресурсы, опорные схемы, интерактивная доска. Организационная структура урока. 1. Стадия вызова (вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала)

Прозвенел и смолк звонок. Собрались все на урок, Что-то новое узнать, Громко, чётко отвечать И друг другу помогать. Значит, нам сегодня нужно Поработать вместе, дружно! Поприветствуйте гостей. Ну-ка, улыбнись скорей! А друг другу серьёзно, без смеха Пожелайте удачи, успеха

- Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все растения?(На деревья, кустарники, травы.) 1.Самостоятельная работа.  У всех ребят карточки с напечатанным заданием. Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым: Яблоня, боярышник, сосна, крыжовник, ромашка , тополь, клен, репейник, мать-и-мачеха, акация, малина, огурец. Взаимопроверка (Слайд 2)

Верные и неверные утверждения”. 1. Растение – это живой организм? 2. Ромашка – это кустарник? 3. Корень – это надземная часть растения? 4. У пшеницы мочковатый корень? 5. Горох имеет сочный плод? 6. Стебель - это подземная часть растения? 7. В листьях вырабатываются питательные вещества? 8. Плод развивается на месте цветка? Взаимопроверка (Слайд 3)

- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку. Дышит, растет, А ходить не может. (растение)

Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде. -Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и

т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)(Слайд 4)

- Сегодня мы с вами продолжим разговор о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы с вами узнаем, на какие группы еще можно разделить растения. - Перед вами лежат карточки, вам нужно из них сложить слова ( растения, культурные, дикорастущие) - Вы знаете, что означают эти слова? - Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое дикорастущие и культурные растения, чем они друг от друга отличаются и какими они бывают. 2. Стадия осмысления. Чтобы мы могли продолжить работу, вам нужно взять любой конверт, которые лежат у меня на столе. В конверте лежит загадка и разрезанное растение. Отгадав загадку и сложив растение, вы узнаете с какими растениями будете работать.

1 группа – яблоня – ель.

Я росту, чтоб в Новый год,Плыл весёлый хоровод,Зелена я и свежаИ похожа на ежа,И в жару или метель,Называют меня (ель!)

Собирать я их пойду.

Оборвал я весь ... (крыжовник)!

Я – и свежий, и соленый.Весь пупырчатый, зеленый.Не забудь меня, дружок,Запасай здоровье впрок.(Огурец)

А сейчас вы сделаете сравнительную характеристику, заполняя диаграмму Венна. Вам нужно найти сходство и различие данных растений.

1 группа Яблоня – небольшое лиственное дерево от 3 до 12 метров в высоту. доживают до 100 и даже до 150 лет. Растёт в саду и за ней ухаживает человек. Кроме восхитительного вкуса яблоки обладают очень полезными и целебными (лечебными) свойствами. В яблоках содержатся витамины С, В1, В2, Р, Е, каротин, калий, железо и другие. Яблоки применяются при авитаминозе, малокровии.

Ель – вечнозеленое хвойное дерево высотой до 25-30 м. долгожительница, живет она триста — четыреста лет, а предельный ее возраст — 500 лет. Растет в лесу. Эфирные масла, содержащиеся во всех частях растения, обладают мощным обеззараживающим свойством. Широко известен рецепт – прикладывать измельченные иголки этого дерева к свежим ранкам. Ранки действительно быстро затягиваются, и применение ели таким способом уменьшает заражение. Еловые опилки широко применяются в домашнем консервировании. Их считают аналогом аспирина - они убивают болезнетворные микробы.

2 группа. Крыжовник - многолетний лиственный кустарник, высотой до 1,5 м, Продолжительность плодоношения более 15 лет. Растет в саду, за ним ухаживает человек. Приносит пользу человеку. В крыжовнике находится много полезных веществ, среди витаминов – витамины группы В, Е, С, витамин А. Крыжовник в сочетании с медом его рекомендуют при малокровии, гипертонии и ожирении, кожных заболеваниях, при болезнях зубов и десен.

Можжевельник – вечнозеленый хвойный кустарник, Средняя высота можжевельника обыкновенного - до 3 метров. Растение долгожитель. 600 лет - далеко не предел продолжительности его жизни, встречаются экземпляры, которым порядка 2000 лет. Можжевельник растет в лесу. Приносит пользу человеку. Растение используют при бессоннице и общей усталости организма, для укрепления иммунной системы, возбуждения аппетита, что особенно актуально после перенесенной болезни. Можжевельник будет крайне полезен людям, страдающим диабетом.

3 группа. Ма́ть-и-ма́чеха —многолетнее травянистое растение. Растёт обычно на глинистых склонах, холмах, над обрывами рек, всякими насыпями, на пустырях, а также, как и любое сорное растение, может расти на полях. Приносит пользу человеку. В медицине листья мать-и-мачехи используют в грудных сборах, а также эта трава может использоваться как отличное отхаркивающие средство.

Огуре́ц— однолетнее травянистое растение. Растет в огороде. Человек сажает, ухаживает и собирает урожай. Приносит пользу человеку. По полезным и лечебным свойствам огурцы не уступают моркови, помидорам, луку и даже цитрусовым. Повышают аппетит, способствуют хорошему усвоению пищи. Свежие плоды полезны при заболевании желудка, печени, почек. Свежий огуречный сок употребляют при кашле, катарах дыхательных путей и болях в желудке и кишечнике.

Какой вывод можно сделать?

Все эти растения можно разделить на две группы. На какие группы подумайте и скажите сами. 1. Растения, за которыми ухаживает человек, или культурные растения. 2. Растения, которые растут сами по себе. Их можно встретить где угодно. Такие растения называются дикорастущими. (Слайд 8) Дикорастущие растения растут без вмешательства человека, за ними никто не ухаживает, они растут там, где для них есть подходящие условия. К этим условиям они приспособились сами.

Культурные растения сеет, высаживает человек и заботится о них. Откуда же они взялись на земле?

Растения не всегда были культурными. В древности все растения были дикорастущими. Наши предки занимались охотой и собирательством. Они собирали различные растения и их плоды. Иногда за нужными растениями приходилось идти очень далеко. Но вот однажды люди заметили, что в том месте, где они перетирали зерна, выросли колоски. Люди догадались, что это проросли зерна. Теперь человек стал выращивать нужные растения около своего жилища. Ухаживать за ними, поливать, охранять посевы от диких животных. Лучшие семена стали отбирать, сохранять и сеять, получая богатый урожай. Так многие растения стали культурными.

Вы, наверное, устали? А сейчас все дружно встали. Физминутка . Игра “Деревья, кустарники, травы”

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, осина, подорожник, можжевельник, тополь, малина, муха, крыжовник, помидор, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

Кроме этого культурные растения ещё можно разделить на подвиды. А сделать нам поможет это - игра «Найди пару».(Слайд 9) Из слов на слайде: чеснок, яблоня, морковь, пшеница, смородина, лён, овёс, астра, хлопок, роза - выберите пару. Чеснок – морковь, яблоня – смородина, пшеница – овёс, лён – хлопок, астра – роза. - Объясните, почему именно так вы сгруппировали эти слова? - Каждый день мы едим хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются - зерновыми растениями. Из пшеничной муки изготавливают белый хлеб, из ржаной муки - чёрный хлеб. - Какие ещё зерновые культурные растения вы знаете? - Какие из них произрастают в нашем крае? В садах люди выращивают деревья - слива, груша; кустарники- смородина, малина, крыжовник; травы- земляника, клубника, дающие нам плоды.Это - плодовые растения. - Какие плодовые растения растут в нашем крае? Чеснок - морковь. Они растут на полях и огородах.Это - овощные растения. Приведите примеры овощных растений, произрастающих в Северо-Казахстанской области? Лён- хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют - прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь …Пион- нарцисс. Это- цветы. Правильно! Их выращиваем на клумбах для красоты. Они называются - декоративными растениями. (Декоративный – предназначен для украшения.) 3. Стадия рефлексии. - Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?” Почему? (Слайд 11) - подорожник, астра, роза, гладиолус - береза, василек, тополь, осина - огурец, лук, лен, чеснок - груша, слива, малина, яблоня - пшеница, рожь, ячмень, картофель 2) Логическое упражнение “Может так быть или нет?” - У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?”

Рады, рады, радыСветлые березы,И на них от радости Вырастают розы.Рады, рады, радыТемные осины,И на них от радости Растут апельсины.То не дождь пошел из облакаИ не град, То посыпался из облака Виноград. (слайд)

infourok.ru

Конспект урока по познанию мира "Культурные и дикорастущие растения"

kopilkaurokov.ru

10 мин.

II. Проверка пройденного материала..

Отгадайте загадку:

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют,

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят.

Земли они творения,

Зовём мы их …

Работа в группах по вопросам:

1 группа:

- На какие группы делятся все растения? - К какой природе, живой или неживой относятся растения?

2 группа:

- Чем дышит растение? Какую пользу приносят растения?

3 группа:

- Откуда растение берет питание, при помощи какого органа? Что необходимо для роста растений?

4 группа:

-Сколько органов имеет растение? Из чего образуется плод?

5 группа:

- Что придаёт листьям зелёный цвет? Почему осенью опадают листья?

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.

В группах отвечают на вопросы, связанные с повторением.

Карточки с вопросами

По методу «Снежный ком»

20 мин.

8 мин.

III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала

- Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы с вами посмотрим на растения с другой стороны.

-Какое значение для человека имеют растения?

- Чем похожи и чем отличаются эти растения?

?

?

Томат

Одуванчик

Крыжовник

Орешник

яблоня

Береза

(Похожи тем, что яблоня и берёза деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды

Отличаются тем, что берёза растет в лесу, а яблоня в саду. За яблоней ухаживает человек, а за берёзой нет. Яблоню человек сажает, а берёза растёт сам)

- Аналогично сравните крыжовник и орешник, томат и одуванчик.

- Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке?

(О растениях, которые растут сами по себе и о тех, которые выращивает человек.

-А как бы вы назвали эти группы растений? (дети высказывают предположения)

-Что объединяет растения первой группы? (садит, ухаживает человек)

-Что объединяет растения второй группы? (Растут сами по себе в природе, человек не ухаживает)

Физминутка

-Прочитайте определения из словаря С.И. Ожегова. Выберите, которое из них подходит к первой(второй) группе растений. Подпишем название каждой группы растений. ( Дикорастущие, культурные)

  • ДИКОРАСТУЩИЕ - растения растущие в природных условиях, не выращиваемые человеком.

  • КУЛЬТУРНЫЕ – растения, посаженные, возделанные, выращенные человеком, не дикие.

  • (Выступление ученика)

  • Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. И вот однажды люди заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (мололи, делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос. Теперь они подумали, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц, зверей.

  • Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те, дикорастущие растения, от которых они произошли.

Игра «Найди пару»

-Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

На доске - карточки со словами:

лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

-Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

-Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

-Такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)

-Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,

-Такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)

-Лен, хлопок. Из них делают ткань.

-Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.

-Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

-Они называются декоративными растениями. Приведите свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)

Вывод: растения можно поделить группы:

Культурные растения

Овощные плодовые зерновые прядильные декоративные

Закрепление урока. Предлагает ученикам тест. По методу «Мозговой штурм» закрепляет урок.

1.Какое плодовое культурное растение человек использует?

  • 1.Ель;

  • 2.Яблоня;

  • 3.Тополь.

2.Какой цветок является дикорастущим?

  • 1.Астра;

  • 2.Василёк;

  • 3.Георгин.

3.Какие прядильные культурные растения человек использует для получения тканей?

  • 1.Хлопок;

  • 2.Пшеница;

  • 3. Лён;

  • 4.Овёс.

4.Подчеркни зерновые культуры?

  • Рожь, картофель, ячмень, огурец, пшеница, горох, тыква, овёс.

5.Установи соответствие:

Обсуждение в группа

Работают в парах

Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.

Словарь С.И. Ожегова

Тест по теме

Конспект Дикорастущие и культурные растения

Оборудование: Мультимедиа оборудование для показа презентации Комплекты табличек для фронтальной работы по классификации растений Иллюстрации для сказки: Солнце, Туча, Василёк Колосок пшеницы Аудиозапись сказки «Голоса птиц и зверей» Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока. - Ребята, что мы изучали на прошлом уроке и что вы повторяли дома? Сегодня у нас урок необычный. К нам пришли много гостей – учителя из разных школ и самый главный гость –хлебный колосок. Вместе с ним нас сегодня ждут интересные задания и приключения. Давайте вместе с вами попробуем сочинить сказку про хлебный колосок! Колосок – это растение. А что нужно растениям для благоприятного роста?(тепло, свет, вода, земля). Всё это нужно и хлебному колоску. И мы отправляемся в гости к Солнышку за светом и теплом. Красное солнышко даёт вам первое задание: распределить таблички с названиями растений в 3 столбика. Вспомним, на какие 3 группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травянистые растения) РАСТЕНИЯДеревья     кустарники     травянистые растения Распределим таблички с названиями растений по этим трём группам! соснаяблоня  берёза  крыжовник  сиреньмалина репейникпомидородуванчик   - А сейчас разыгрываем пятёрку. Кто правильно ответит на вопрос, тут же получает пятёрку! Среди этих растений есть такое, у которого есть другое название. Что это за растение? (помидор) С заданием Солнышка мы справились, а значит, тепло и свет для колоска добыли. Колоску нужна вода. За водой мы отправимся к дождевой тучке. Тучка даёт задание: ответьте на вопрос – Что дают растения человеку? (кормят, одевают, лечат, строительство, мебель ) Тучка довольна вашими ответами, и дождевая вода для колоска добыта! Но вдруг откуда ни возьмись налетел Ветер-суховей и хочет унести тучку. Нужно скорее успокоить ветер. Для этого выполним очень сложное задание: надо распределить эти же таблички с растениями на 2 группы. Как вы думаете, на какие? Колосок мне подсказал, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть такие, которые человек сам высаживает, ухаживает за ними, собирает урожай. - Скажите, чем похожи и чем отличаются (показать картинки) сосна и яблоня? (поставить по разным столбикам) Растения, которые растут сами по себе, называют дикорастущими (открыть табличку), а растения, выращиваемые человеком, называют культурными. - Тема нашего урока сегодня: Дикорастущие и культурные растения. Приложение 1( слайд №1) 3. Изучение нового материала. Дикорастущие растения растут без вмешательства человека. Их никто не холит, никто не лелеет. Они растут там, где условия для них подходящие. К этим условиям они приспособились сами. А культурные растения сеет, высаживает, выращивает и ухаживает за ними человек. Откуда же взялись на земле культурные растения? В древние времена все растения на земле были дикорастущими. Первобытный человек собирал плоды, отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни и сажал нужные растения поблизости от своего жилища. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек поливал растения и ухаживал за ними. Растения менялись, привыкали к заботе о себе. Так появились на земле культурные растения. Обратимся к словарю. Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, обрабатывание. - Так на какие две группы мы можем разделить все растения? - Распределим оставшиеся карточки в 2 столбика! Вы вернули дождевую тучку, и наш колосок не погибнет от засухи! Физкультминутка. Это кто такой садовник?(повороты в стороны, поднимая плечи)Полил вишню и крыжовник, (руки вверх-вниз)Полил сливы и цветы,(руки в стороны)Вымыл травы и листы.(вращение плечами)А как сумерки настали (приседание)Нам по радио сказали, (встать)Что и завтра он придёт (ходьба)И польёт наш огород. У колоска среди дикорастущих растений есть враги – сорняки васильки, которые, несмотря на то, что очень красивы, могут погубить колосок. Сорняки хотят послушать интересные истории про своих товарищей – про дикорастущие травы. Мы уже определили, что одуванчик – это дикорастущее растение. (слайд №2 – одуванчики). Давайте мы все вместе послушаем сказку про Одуванчик. (слушание отрывка из сказки «Лесная азбука») - Что интересного про одуванчик вы узнали из сказки? Ребята, вы тоже приготовили рассказы о дикорастущих растениях. Давайте мы вас послушаем. 4. Слушание сообщений учащихся о дикорастущих растениях. Приложение 2Мать-и-мачеха (слайд №3). - Что интересного вы узнали о мать-и-мачехе? - Что появляется у мать-и-мачехи раньше: цветы или листья? Медуница (слайд №4). - Почему на медунице можно одновременно увидеть цветки четырёх оттенков? Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо: «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу и в лесу. Сорванные и собранные в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте нас, не губите нас». - Почему цветы просят не обрывать их? Давайте будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что Если я сорву цветок,Если ты сорвёшь цветок,Если все – и я, и ты,Если мы сорвём цветы –Опустеют все поляныИ не будет красоты! Сорняки отпустили наш колосок, и в чистой земле он вырастет большим и полным зерна. - Ребята, наш колосок интересуется: а хлебные колосья – это дикорастущие или культурные растения? 5. Сообщения учащихся о культурных растениях. Приложение 2Пшеница (слайд №5). - Что нового узнали о пшенице? Рожь (слайд №6). Гречиха (слайд №7). - Почему гречиху назвали гречихой? - Почему гречневую кашу называют богатырской? Значит, если вы хотите быть здоровыми и сильными, какая пища вам поможет? 6. Беседа о хлебе. Наш колосок остался очень доволен вашими рассказами. И он предложил мне рассказать вам про то, без чего невкусна и несытна любая еда. О чём же? Конечно, о хлебе. - Для чего люди выращивают хлебные колоски? - Что можно получить из колосков? - Как нужно относиться к хлебным колоскам и к хлебу? (Слайд №8) Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Не сразу рождается хлеб. Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много) Слава миру на земле!Слава хлебу на столе!Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил.Вот он – хлебушко душистый.Вот он – тёплый – золотистый! В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришёл!В нём здоровье наше, сила, В нём – чудесное тепло.Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!Ведь не сразу стали зёрнаХлебом тем, что на столе, - Люди долго и упорно Потрудились на земле. - Почему о хлебе говорят – хлебушко? Хлебом-солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому человеку в знак особого уважения. Мы часто говорим о бережном отношении к хлебу. Но всегда ли мы помним те случаи из жизни людей, которые заставили бы всех задуматься: какое это богатство – хлеб! Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. В старину хлеб называли «жито», что означало «жизнь». - Что может быть для человека важнее хлеба? Только вода и воздух. - Что нужно человеку, чтобы выжить? (воздух, вода и хлеб) Во время Великой Отечественной войны хлеба не хватало. Мужчины воевали на фронте с фашистами, а старики, женщины и дети растили на полях хлеб. После уборки дети ходили по полю и подбирали оставшиеся колоски, чтоб ни один не пропал. Берегли каждое зёрнышко, ценили каждую хлебную крошку. (Слайд №9) В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Такой кусочек получали на сутки по специальным хлебным карточкам жители осаждённого немцами города в зимние месяцы блокады. А людям нужно было работать и выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа! А сейчас ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в обед, сколько можете съесть. Помните, что в каждый самый маленький кусочек хлеба вложили свой труд очень многие люди. (Слайд №10) - А что делать, если вы не доели кусочек хлеба? - А в нашем городе Рузе есть место, где люди пекут хлеб? - Чьи мамы дома пекут булочки? Значит, ваши мамы тоже вкладывают свой труд в приготовление хлеба, и вы должны беречь их труд. Физкультминутка для глаз. - Мы рисуем колосок. Потом бублик. Теперь буханку. 7. Игра «Найди пару». Колосок предлагает поиграть в игру «Найди пару» с культурными растениями, разделить их на другие группы. Я беру карточку с названием растения, например – пшеница, а вы выбираете в пару название растения, которое похоже с пшеницей по использованию, по месту выращивания и т.п. (Рожь – растёт в поле, делают муку ). Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку мелют из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Эти культурные растения называются зерновыми. (на доске открыть название столбика и прикрепить названия растений) Выберите другие пары растений. Груша и слива – фрукты, растут в саду. Называются плодовыми. К ним относятся также фруктовые деревья, кустарники, травянистые растения с плодами – фруктами и ягодами. Лук и картофель – овощи. Культуры – овощные. Лён и хлопок – из них делают ткань. Они – прядильные. Это очень ценные растения. Из них вырабатывают ткань для постельного белья, полотенец, трикотажа. Тюльпан и нарцисс – для красоты. Это декоративные растения. КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ Зерновые     пшеницарожь плодовые     грушаслива овощныелуккартофель     прядильные     хлопоклён декоративныетюльпаннарцисс Понравилась игра? 8. Работа с учебником с.62-63. Дома вы ещё раз прочитаете по учебнику, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными. 9. Итог урока. - Чем отличаются дикорастущие растения от культурных? - Сегодня мы изучили дикорастущие и культурные растения, которые человек выращивает для продуктов питания. Кто для себя сделал новые открытия по этой теме? - Что для вас было интересным на уроке? - О чём вы будете помнить, гуляя по лесу или лугу? - Изменилось ли после сегодняшнего урока ваше отношение к хлебу? Урок окончен.

weburok.com

План-конспект урока " Дикорастущие и культурные растения" познание мира .3 класс

Урок познания мираТема: Дикорастущие и культурные растенияТип урока: Изучение нового материала.Цели и задачи: Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа  с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы , самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.) Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала. Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экранИспользуемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах.

Описание урока:

  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания.

Учитель. Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют,

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят.

Земли они творения,

Зовём мы их …

Дети (хором). Растения.

1. Рассматривание иллюстраций с различными растениями.

- Что общего? Как назовём одним словом?

- Напишите ассоциации к слову растения.

Что мы знаем о растениях.

(каждому растению необходимы свет, тепло, вода, воздух, питательные вещества; части растений: корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена; группы растений: деревья, кустарники, травы).

Растение – живой организм.– Какие признаки живого существа вы знаете?

  • питается

  • дышит

  • растёт

  • изменяется

  • размножается

  • умирает

Одинаковые ли условия нужны для разных растений? ( капуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.) - Какие растения называют цветковыми? - Какие органы есть у всех цветковых растений?

Работа с гербарием.Опишите по плану и расскажите об одном из растении.

План

Название растения. К какой группе относится? (Зерновые, овощные, плодовые, цветы, травы.)

Где выращивают? (В саду, поле, огороде.)

Как человек использует это растение?

А теперь давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

(Растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей.) Какие растения кормят человека? (Яблоня, пшеница, капуста,…)-Какие растения одевают людей? (Лен, хлопок.)-Какие растения лечат людей? ( Мать-и-мачеха, зверобой, береза,…)-Какие растения дают много полезных вещей – мебель, топливо, строительные материалы? ( Дуб, сосна,…)

Капуста, морковь, тимофеевка, клевер, хлопок, лук, картофель, кукуруза, люцерна, свекла, ячмень, тыква, яблоки, сливы, подсолнух, лен, конопля, помидоры, огурцы, рожь, пшеница, овес, репа, гречиха, просо, рис, кормовая свекла, овсянка луговая, горох.

Задание.

Каждая группа должна отобрать из представленных растений

  • 1-продукты питания

  • 2-корма для животных

  • 3-материал для промышленности

Продукты питания

Корма для животных

Материалы для промышленности

 

 

 

 

 

 

Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все растения?(На деревья, кустарники, травы.)

а) Самостоятельная работа. У всех ребят карточки с напечатанным заданием.

  1. Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым:

  2. Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

б) Самопроверк - Дети, вспомните, на какие группы делятся растения по виду листьев?(Хвойные и лиственные.)- Приведите примеры хвойных деревьев.- Приведите примеры лиственных  деревьев.-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?

3. Объявление темы урока.- Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы с вами посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?

- Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека.

- Вот сегодня на уроке мы и рассмотрим эти две группы растений, на которые можно разделить все растения.4. Работа над темой урока.- Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее – это деревья. Различия – ель растет в лесу, яблоня в саду и за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу людям.)

Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее – это кустарники. Различие – крыжовник растет в саду и за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.)

- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее – это травянистые растения. Различия – помидоры растут в огороде и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.

- На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа – это растения, которые выращивает человек.  Их называют – культурными растениями. Вторая группа – это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе. И их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и возле водоема. Эти растения называют дикорастущими.)

- Поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травянистые растения, которые растут везде сами по себе. - Приведите примеры дикорастущих растений. (Примеры детей.)- Отгадайте, о каком растении идет речь?

  1. Колосится в поле рожь,

  2. Там во ржи цветок найдешь.

  3. Ярко-синий и пушистый,

  4. Только жаль, что не душистый. (Василек.)

  1. С чем можно сравнить цветы васильков?

  2. Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки.

 Какие еще бывают растения кроме дикорастущих? (Культурные растения – деревья, кустарники, травянистые растения.)- Подберите растения к каждой группе. (Ответы детей.)

Физминутка.

-Культурные растения можно разделить на другие группы. - Назовите растения  на этом слайде.  

Учитель. Отгадайте загадки.

Комбайн спешит на косовицу

Собрать созревшую …

Дети. Пшеницу

Поле золотое – в день не обойдёшь,

В поле, словно море, колосится …

Дети. Рожь.

Любит кости грызть наш пёс,

Любит лошадь есть …

Дети. Овёс.

Поле в воде всё, вот так сюрприз!

В поле для плова вырастет …

Дети. Рис.

Нам подсказали грачи и грачиха,

Где поспевает для каши …

Дети. Гречиха.

Слайд № 5

с изображением зерновых культур.

Учитель. Что можете сказать об этих растениях?

Дети.

- Из зерновых культур делают хлеб, варят каши.

- Зерновые культуры полезны для здоровья.

- Человек выводит разные сорта этих культурных растений.

- Их название произошло от слова « зерно».

Учитель. Что мы употребляем в пищу у зерновых растений?

Дети. Зёрна. Хлеб пекут из муки зерновых культур.

Учитель. Какой хлеб едят в вашей семье?

Учитель. Почему он бывает белым и тёмным?

Дети. Из пшеницы получают белый хлеб, а изо ржи – тёмный

-Назовите эти растения.    (Это слива, груша, персик. Это фрукты. Они растут в саду.) - Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и даже травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника…)

 

-  Назовите эти растения.   (Лук, картофель.. Это овощи. Они растут на полях и огородах.)- Эти растения называют овощные. Приведите свои примеры.

- Это лен и хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные.

-Назовите эти растения. (Тюльпан, роза, гвоздика.)- Эти растения называют декоративными. Приведите свои примеры этих растений.

5. Закрепление изученного материала.Работа в рабочих тетрадях. - Отгадайте, о каких культурных  растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся.

  1. Что красно снаружи, Бело внутри

  2. С зеленым хохолком на голове?

(Редис. Овощное растение.)

  1. Летом - в огороде, Свежие, зеленые,

  2. А зимою - в бочке, Крепкие, соленые.

(Огурцы. Овощное растение.)

  1. Как надела сто рубах,

  2. Захрустела на зубах.

(Капуста. Овощное растение.)

Где выращивают культурные растения?

Ответы детей. (В поле, саду, огороде, цветниках).

Составление схемы.

РАСТЕНИЕВОДСТВО

полеводство

овощеводство

плодоводство

цветоводство

 

 

 

 

Закончи составление схемы. Под названием каждой отрасли приведи примеры культур выращиваемые в нашем крае.

Проверка задания

6. Итог урока.

  1. - О каких группах культурных растений мы сегодня говорили?

  2.   -   Приведите по два-три примера растений каждой группы.

Учитель. Посмотрите на доску. Какое нас встречает многообразие растений. Распределите их на 2 группы.

На классной доске картинки с изображением различных растений.

Дети.

1 группа - дикорастущие

2 группа - культурные

-рябина

-одуванчик

-лесная земляника

-крапива

-ива

- капуста

- роза

- клубника

- яблоня

Учитель. Какие растения называются культурными? Какие дикорастущими?

Дети.

- Дикорастущие растения растут в дикой природе без вмешательства человека. Они самостоятельно приспосабливаются к изменениям окружающей среды.

- Культурные растения - это растения, которые выращиваются человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств и др. целей. Они получены в результате селекции.

Тест 

1. Какое из этих растений выращивают в садах? а) пшеница, б) слива, в) помидор. 2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах? а) рожь, б) ель, в) огурцы. 3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях? а) дыня, б) овес, в) яблоня. 4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче? а) свекла, б) арбузы, в) картофель. 5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев? а) овощи, б) фрукты, в) корнеплоды. ( Взаимопроверка работы)

Выбери правильные ответы и обведи в кружок их номера.

Какие растения выращивают для получения продуктов питания?

  • Клевер.

  • Капуста.

  • Лен.

  • Лук.

  • Репа.

Какие растения выращивают на корм домашним животным?

  • Чеснок.

  • Клевер.

  • Редис.

  • Тимофеевка.

  • Хлопчатник.

Какие растения выращивают для получения тканей?

  • Капуста.

  • Клевер.

  • Лен.

  • Крыжовник.

  • Хлопчатник.

Подчеркни лишнее слово

  • Томат, кукуруза, лук, слива.

  • Яблоня, кукуруза, вишня, абрикос.

  • Огурец, пион, лилия, нарцисс.

 

 

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта