Культурные и дикорастущие растения 1 класс. Конспект урока по окружающему миру по теме: Дикорастущие и культурные растения (1 класс УМК "Перспектива")

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Технологическая карта урока "Дикорастущие и культурные растения" 1 класс. Культурные и дикорастущие растения 1 класс


Урок окружающего мира "Культурные и дикорастущие растения". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Форма: работа в группах.

Цель: создать условия для самостоятельной работы учащихся на уроке.

Задачи:

  • образовательная мотивация: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • обогащение запаса знаний о дикорастущих и культурных растениях;
  • познакомить с разнообразием культурных растений;
  • повторить строение деревьев, кустарников, травянистых растений;
  • развитие речи учащихся, умения рассуждать;
  • развитие логического мышления и памяти учащихся;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

Раздаточный материал:

  1. Конверты с картинками (Приложение 1)
    • изображение дуба
    • изображение яблони
    • изображение крыжовника
    • изображение лещины
    • изображение клевера
    • изображение ириса
  2. Лист и ручка

Оборудование: иллюстрации (Презентация)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– В течение своей жизни человек окружён растениями. А что было бы, если бы они вдруг исчезли? (Ответы детей) – Сегодня мы продолжим нашу беседу о разнообразии растений.

2. Актуализация знаний

На столах у детей конверты с картинками  с изображением следующих растений: дуб, яблоня, крыжовник, лещина, клевер, ирис (Приложение 1)

– Рассмотрите карточки на ваших столах. Что изображено на них? Назовите их одним словом. (Растения) – Разложите эти карточки на три группы. Объясните, по какому признаку   вы их группировали. (Работа в группах). – Проверяем. Каждая группа при проверке считает количество карточек, расположенных неверно, перекладывает их в нужную группу (Презентация,  слайд 2). – У какой группы все карточки лежали правильно? У какой группы одна карточка лежала неправильно? и т.д. – Приведите свои примеры к каждой группе. – Молодцы, справились с заданием.

3. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.

– Теперь задание усложняется: разложите эти же карточки на 2 группы, объясните,  по какому  признаку группировали. (Работа  в  группах. Во время выполнения задания учитель ходит между рядами и фиксирует неправильное деление на группы.) – Проверяем. Могут получиться разные варианты.

Сначала учитель спрашивает те пары, у которых деление не совпадает с делением на дикорастущие и культурные. В конце подводит детей к мысли о делении растений на те, которые человек не сажает (дикорастущие) и те, которые человек выращивает специально (культурные). Учитель вводит эти понятия и их определения. (Презентация, слайд 3).

– Сверьте расположение своих карточек с расположением названий на экране.

4. Работа по теме урока.

– Скажите мне, пожалуйста, какова тема нашего сегодняшнего урока. (Растения дикорастущие и культурные). – Правильно, сегодня мы будем с вами подробно рассматривать растения, которые называются культурные и дикорастущие. – Какие растения мы называем дикорастущими?  А культурными? – Приведите примеры.

С помощью схемы учитель подводит детей к выводу: дикорастущие растения могут являться деревьями, кустарниками, травянистыми растениями; культурные растения могут являться деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.

Физ минутка  (игра  с сигнальными карточками)

– Давайте поиграем. Если я называю культурное растение, вы показываете зелёную карточку, если дикорастущее растение – красную.

– В свою очередь культурные растения делятся так же на несколько групп, и сейчас вы их сами попробуете назвать!

5. Работа со слайдами (4-9).

– Назовите изображенные растения (огурцы, свёкла, капуста). Что общего у всех? (Овощи). Эта группа называется овощные. Приведите свои примеры. – Назовите изображённые растения (яблоня, груша, лимон). Что общего? (Фрукты, плоды). Эта группа называется плодовые. Приведите примеры. – Назовите изображённые растения (овёс, рожь, пшеница). Что общего у всех растений? (Наличие зёрен). Эти растения называются зерновыми. – Назовите изображённые растения (георгин, ирис, фиалка). Для чего они нужны человеку? (Для красоты.) Эта группа растений называется декоративными, так как в переводе с латинского языка «decorer» означает «украшение». Приведите свои примеры. – Эти растения называются хлопок и лён. Где вы встречали такие названия? (В одежде). Правильно, так как из этих растений вырабатываются волокна, из которых в свою очередь прядут нити для изготовления ткани. Такие культурные растения называются прядильными. – Давайте ещё раз назовём группы культурных растений. (Называют группы, которые учитель показывает указкой на экране). – А что значит культурные растения? Дикорастущие растения?

6. Проверка усвоения знаний

– Проверим себя, всё ли мы с вами запомнили? Если не всё, посмотрим, на что нужно будет обратить особое внимание при подготовке домашнего задания.

Индивидуальная работа на листочках. Если выражение верное, дети чертят «+», если не верное чертят «–».

1. Редиска – дикорастущее растение. 2. Пшеница – зерновое растение. 3. Тополь – культурное растение. 4. Подорожник – дикорастущее растение. 5. Крапива – культурное растение.

При проверке дети сверяют свой узор с узором на экране. (Презентация, слайд 10).

– Поднимите руку те, у кого узор получился. У кого одна ошибка? Две?

7.  Подведение итогов

– Посмотрите, сколько мы узнали сегодня! (Презентация, слайд 11). – На какие группы делятся растения? На какие группы делятся культурные растения? – Посмотрите, культурные растения нас кормят, одевают, украшают нашу жизнь. А дикорастущие? Нужны ли они нам? (Все растения нужны, так как все дают кислород, многие съедобны, много лекарственных растений.)

– Как мы должны относиться к растениям? (Ответы детей)

Показ разных растений на экране. (Презентация,  слайд 12).

– Растения разнообразны, но все они необходимы нам: и высокие, и низкие, и колючие, и водяные, и с цветами, и без цветов. Мы должны заботиться о них, беречь их, сохранить их для потомков.

8. Объявление отметок за урок. Запись домашнего задания

– Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за работу.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Живая природа. 1 класс. Окружающий мир. - Дикорастущие и культурные растения

Комментарии преподавателя

Опре­де­ли­те, чем ель и яб­ло­ня по­хо­жи и чем раз­ли­ча­ют­ся?

Общее у них то, что это де­ре­вья. Оба де­ре­ва при­но­сят поль­зу. Раз­ли­чие за­клю­ча­ет­ся в том, что ель рас­тет в лесу, а яб­ло­ня – в саду. Ель рас­тет сама по себе, а за яб­ло­ней уха­жи­ва­ет че­ло­век.

По­че­му че­ло­век са­жа­ет яб­ло­ни и уха­жи­ва­ет за ними? Де­ла­ет он это не слу­чай­но, а для того, чтобы по­лу­чить с этого де­ре­ва вкус­ные и слад­кие плоды.

Из на­ше­го при­ме­ра можно сде­лать вывод. Одни рас­те­ния рас­тут сами по себе, за ними никто не уха­жи­ва­ет. Такие рас­те­ния по­лу­чи­ли на­зва­ние ди­ко­рас­ту­щие – рас­ту­щие без по­мо­щи че­ло­ве­ка. Дру­гие рас­те­ния че­ло­век спе­ци­аль­но вы­ра­щи­ва­ет, уха­жи­ва­ет за ними. Такие рас­те­ния на­зы­ва­ют­ся куль­тур­ны­ми.

Рас­те­ния не все­гда были куль­тур­ны­ми. В древ­но­сти все рас­те­ния были ди­ко­рас­ту­щи­ми. Наши пред­ки за­ни­ма­лись охо­той и со­би­ра­тель­ством. Они со­би­ра­ли раз­лич­ные рас­те­ния и их плоды. Ино­гда за нуж­ны­ми рас­те­ни­я­ми при­хо­ди­лось идти очень да­ле­ко. Но вот од­на­ж­ды люди за­ме­ти­ли, что в том месте, где они пе­ре­ти­ра­ли зерна, вы­рос­ли ко­лос­ки. Люди до­га­да­лись, что это про­рос­ли зерна. Те­перь че­ло­век стал вы­ра­щи­вать нуж­ные рас­те­ния около сво­е­го жи­ли­ща. Уха­жи­вать за ними, по­ли­вать, охра­нять по­се­вы от диких жи­вот­ных. Луч­шие се­ме­на стали от­би­рать, со­хра­нять и сеять, по­лу­чая бо­га­тый уро­жай. Так мно­гие рас­те­ния стали куль­тур­ны­ми.

Сей­час мно­гие рас­те­ния со­всем не по­хо­жи на своих диких пред­ков. Срав­ним плоды дикой са­до­вой яб­ло­ни 

Плоды дикой яб­ло­ни мел­кие, кис­лые. А плоды са­до­вой яб­ло­ни круп­ные и слад­кие.

От­би­рая луч­шие круп­ные плоды, че­ло­век на­учил­ся вы­ра­щи­вать новые виды рас­те­ний. Вам хо­ро­шо из­вест­на ка­пу­ста, а как вы­гля­дит дикая ка­пу­ста? Какую ка­пу­сту сей­час вы­ра­щи­ва­ет че­ло­век?

    

На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны раз­лич­ные виды ка­пу­сты: 1) Дикая ка­пу­ста; 2) Бе­ло­ко­чан­ная; 3) Цвет­ная; 4) Коль­ра­би; 5) Брюс­сель­ская; 6) Са­вой­ская.

А есть еще де­ко­ра­тив­ная ка­пу­ста. Ее вы­ра­щи­ва­ют на клум­бах.

За­кре­пим по­лу­чен­ные зна­ния, раз­га­да­ем за­гад­ки. На­зо­ви­те рас­те­ние, ука­зав 1) де­ре­во, ку­стар­ник или тра­вя­ни­стое рас­те­ние; 2) куль­тур­ное или ди­ко­рас­ту­щее рас­те­ние.

По­са­ди­ли зер­ныш­ко –

Вы­рас­ти­ли сол­ныш­ко.

       

 

Под­сол­нух – это куль­тур­ное тра­вя­ни­стое рас­те­ние.

Я при­хо­жу с по­дар­ка­ми,

Блещу ог­ня­ми яр­ки­ми,

На­ряд­ная, за­бав­ная,

На Новый Год я глав­ная.

    

 

Ель – ди­ко­рас­ту­щее де­ре­во.

Цве­тет он май­скою порой,

Его най­дешь в тени лес­ной:

На сте­бель­ке, как бусы в ряд,

Цветы ду­ши­стые висят.

         

Лан­дыш – ди­ко­рас­ту­щее тра­вя­ни­стое рас­те­ние.

Он шипы свои вы­ста­вил ловко,

А шипы у него как игол­ки.

Но мы не шипы у него со­бе­рем,

По­лез­ных пло­дов для ап­те­ки нарвем.

Ши­пов­ник – ди­ко­рас­ту­щий ку­стар­ник.

На этом уроке мы узна­ли, что рас­те­ния де­лят­ся на ди­ко­рас­ту­щие и куль­тур­ные. Чтобы по­лу­чить уро­жай, че­ло­век дол­жен уха­жи­вать за куль­тур­ны­ми рас­те­ни­я­ми. Толь­ко в этом слу­чае он по­учит бо­га­тый уро­жай.

На сле­ду­ю­щем уроке будет изу­че­на тема«Куль­тур­ные рас­те­ния поля. Зер­но­вые куль­ту­ры». Рас­смот­рим зер­но­вые куль­ту­ры, ко­то­рые че­ло­век вы­ра­щи­ва­ет на полях.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/dikorastuschie-i-kulturnye-rasteniya?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=dL-1KY-VUgQ

http://www.youtube.com/watch?v=XWDmR1qoKu0

http://www.youtube.com/watch?v=-VfD-KS9Z0I

www.kursoteka.ru

Дикорастущие и культурные растения (1 класс УМК "Перспектива")

Урок №35. Окружающий мир.

14.01.2016 г.

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Задачи: формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений, раскрыть их значение для человека.

Материально-техническое оборудование

  • Учебник «Окружающий мир» первая часть, 1 класс, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

  • Рабочая тетрадь «Окружающий мир» первая часть, 1 класс, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

  • компьютер, интерактивная доска;

Планируемые результаты:

- Предметные: Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведенным в учебнике эталоном.

Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений.

- Личностные:. Ценностное отношение к живой природе, экологической культуре.

Классифицировать растения по известному признаку (дикорастущие – культурные) с использованием символических обозначений, осуществлять самопроверку.

- Метапредметные:

Познавательные: поиски и выделение необходимой информации.

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

I.Организационный момент (2 мин)

Учитель:

Прошла перемена, услышан звонок

Пора поскорее начать нам урок!

Организационный момент:

- Ребята, мы начинаем урок.

Учащиеся:

Осознанный переход обучающихся из внеурочной жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

Регулятивные:

-готовность и способность к осознанию новых знаний

II.Актуализация знаний (2 мин)

Учитель: Задается вопрос:

-Ребята давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?

Учащиеся:

-мы говорили о крупах, чае, кофе.

Уметь: применять в устной речи свои знания

Познавательные:

-умение применять на практике имеющиеся знания

III. Работа по теме урока (12 мин)

1.Работа в учебнике с.68-71

Учитель:

-Давайте вспомним какое значение для человека имеют растения?

-Человек очень тесно с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. Приведите примеры таких растений.

Учащиеся:

-Растения кормят человека-яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека-лен, хлопок. Растения-лечат человека -душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей-мебель, топливо.

-Свекла, картофель, пшеница, лен.

Уметь:

Знать:

Познавательные: поиски и выделение необходимой информации.

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

IV. Физкультминутка (2 мин)

Включение презентации на интерактивной доске.

Выполняют движения под руководством учителя

V.Продолжение работы по теме урока (13 мин)

1.

Учитель:

-Какое название вы бы дали этой группе растений?

-Давайте посмотрим в учебнике на с.72, как назвали эти группы растений авторы учебника.

infourok.ru

Технологическая карта урока "Дикорастущие и культурные растения" 1 класс

Введение в тему

урока. Постановка

учебной задачи

(создание условий для

определения темы,

формулирования цели

и учебных задач урока:

использование

коллизий, проблемных

ситуаций,

эмпирических

наблюдений и т.д.)

Проектирование

вариантов работы

над выявленными и

возможными

затруднениями

Актуализация

знаний

Анализировать

объекты с целью

выделения

признаков

Прослушивается

песня «Яблони в

цвету»

- О чем пойдет речь на

уроке? Если звучит

эта мелодия

-Давайте вспомним,

что мы знаем о

растениях, а помогут

нам карточки-

подсказки

Демонстрация

карточек с

изображениями камня

и дерева.

Демонстрация

карточек с

изображением берёзы,

сирени, астры и

яблони.

-А ещё растения делят

на дикорастущие и

культурные

Объявление темы и

цели урока

- О растениях

Дети рассуждают о

том, что принадлежит

к живой природе

Дети делят, на две

группы карточки

Варианты способов

деления

высказываются

детьми

Текущий контроль

Открытие нового

(знания, способа

действия)

Работа по учебнику

Практическая работа, в

том числе с

использованием ИКТ

Обсуждение (возможно

в парах, группах )

Формулирование

Лучше понять,

отличия культурных

растений от

дикорастущих

-Предположим

человек выкопал в

лесу маленькую

дикую яблоню и

посадил её в своём

саду.

Станет ли дикая

яблоня культурным

растением?

- Вспомним, что такое

Ответы детей

То, что создано

uchitelya.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта