Дикорастущие и культурные растения 1 класс. Урок окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения". 1-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок окружающего мира в 1 классе. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие и культурные растения 1 класс


Урок окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Программа «Перспектива».

Авторы учебника: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цель урока: Создать условия для формирования понятий «дикорастущие растения», «культурные растения» и умения определять группу растения.

Планируемые достижения учащихся: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры каждой группы, уметь определять группу растения.

Оборудование:

  • презентация к интерактивной доске SMART board;
  • тест для учащихся;
  • карточки с растениями;
  • конверты для карточек;
  • таблички с надписями: ОГОРОД САД ПОЛЕ ПОДОКОННИК.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие гостей. (слайд 1)

Ну-ка, детки, встаньте в ряд. Готов работать мой отряд? К гостям красиво повернитесь И очень дружно поклонитесь. Все развернулись, раз, и два, И тихо сели на места. Глаза проверят: всё ль в порядке? На парте – книжки и тетрадки. Все улыбнулись. Собрались! Работать дружно мы взялись!

II. Актуализация знаний.

– Чтобы узнать, какая будет тема нашего урока, о чём будет урок, надо преодолеть несколько испытаний. Готовы?

  • Расшифруйте ребусы (слайд 2).

  • Отгадайте загадки:

    1. Золотой и молодой За неделю стал седой. А денёчка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший … (одуванчик).

    2. Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (ель, ёлка)
  • Игра «Третий – лишний» (слайд 3)

Все ответы: арбуз, смородина, одуванчик, ёлка, можжевельник, яблоня (слайд 4).

III. Постановка проблемы.

– Что у нас получилось? Какая же будет тема у нашего урока? (о растениях)

– Что мы уже знаем о растениях? (живая природа; делятся на деревья, кусты, травы; хвойные – лиственные)

– Так получается, что о растениях мы уже всё знаем? (мы о растениях не всё знаем говорят одни дети, другие – знаем всё)

– Сказочный старичок – лесовичок знает всё о растениях, он разделил наши растения на 2 группы (слайд 5).

– По какому признаку он их разделил? Помогите мне, я не могу догадаться (дети высказывают мнение).

– Как вы думаете, какое название этим группам можно дать? (мнения детей, проверка). На слайде открывается шторка, показывается название.

IV. Первичное закрепление.

– Приведите примеры дикорастущих растений. А теперь культурных растений.

– Где человек выращивает культурные растения? (огород, сад, поле, подоконник)

Физкультминутка (слайд 6)

Во саду и в огороде Мы идём, смотря под ноги. С грядки огурец сорвём Груши с веточки возьмём. Покрутились, посмотрели. Всё собрали, что хотели? Урожай несём домой. Кто готов – красиво стой! Сели, выпрямили спинки. Снова смотрим на картинки!

– А сможете ли вы определить, какие культурные растения где живут? (да) (слайд 7)

– У вас на парте у каждого лежит сюрприз - конверт. Откройте его и рассмотрите растение, которое вам досталось. Подумайте, где оно растёт. (приложение фото растений)

– Выйдете те, у кого растение огорода. Давайте знакомиться. (дети выходят и говорят название растения. Учитель магнитиками прикрепляет картинки на доске под надписью – ОГОРОД)

– Кто согласен, что это растения огорода, поднимите руку. Что можно приготовить из этих растений? (дети высказывают варианты блюд)

– Выйдите те, у кого растение сада (работа проводится такая же).

Аналогично с растениями поля и подоконника.

– Молодцы! Хорошо справились с заданием. А подскажите, пожалуйста, почему, для чего, как вы думаете, человек занимается разведением культурных растений? (дети высказывают свои мнения). Проверка (слайд 8).

V. Проверка усвоения материала.

– Оцените себя а сегодняшнем уроке. Поднимите руку те, кто уверен, что сегодня понял весь материал.

– Поднимите руку те, кому было трудно.

– Вы уверены в своих знаниях? Тогда я вам предлагаю выполнить небольшой тест. (слайд 9) У вас на партах есть листочек. Возьмите его. Приготовьте красный карандаш. Подпишите лист. Выполните первое задание.

– Как выполнил(а) задание… (к доске выходит 1 ученик и показывает, подчёркивая так как сделал на листе). Поднимите руку, кто сделал так же. (аналогично остальные задания).

– Прочитайте получившиеся ответы (Дикорастущие, культурные, растения, Пермский край). Почему так получилось? Как вы думаете, о чём может быть наш урок по краеведению? (о растениях Пермского края).

VI. Итог урока.

(слайд 10)

– Вам понравился сегодня урок?

– Что узнали нового о растениях?

VII. Домашнее задание.

– Найти загадку, пословицу, стихотворение о культурном или дикорастущем растении. Выучить.

Приложения.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира в 1 классе. Дикорастущие и культурные растения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Панинская начальная школа

Фурмановского района Ивановской области

Урок окружающего мира в 1 классе

Учитель начальных классов

Волкова Елена Германовна

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Тип урока: введение нового знания.

Вид урока: урок с применением ИКТ.

УМК «Перспектива»

Предмет: «Окружающий мир» 1 класс

Автор учебника: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Цель урока: создать условия для формирования понятий «дикорастущие растения», «культурные растения» и умения определять группу растения.

Задачи урока:

1.Формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения».

2. Учить классифицировать растения по признаку «дикорастущие – культурные», приводить примеры каждой группы.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые достижения учащихся: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры растений каждой группы.

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:

Личностные универсальные учебные действия: способность к самооценке.

Регулятивные универсальные учебные действия: научиться преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия: использовать модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)

Основные принципы проведения урока:

  • принимать все ответы и реакции детей;

  • каждой идеей ученика восхищаюсь;

  • фиксирую все гипотезы детей, как бы абсурдны на взгляд педагога они не были;

  • во время урока исключаю критику личности и деятельности ученика;

  • отказываюсь от деления учеников на «слабых» и «сильных», понимая, что все дети разные и каждый умеет делать что-то лучше других;

  • понимаю, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше на уроке говорит и делает сам учитель и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам.

Структура урока введения нового знания:

  1. Этап самоопределения деятельности.

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

  3. Постановка учебной проблемы.

  4. Определение темы и целей урока.

  5. Построение проекта выхода из затруднения, поиск решения.

  6. Физкультминутка.

  7. Первичное закрепление во внешней речи.

  8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  9. Физкультминутка для глаз.

  10. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  11. Рефлексия деятельности, подведение итога работы.

  12. Самооценка деятельности учащихся.

Оборудование к уроку:

  1. Для учителя:

    • презентация к уроку;

    • компьютер;

    • тема урока, напечатанная на плакате;

    • картинка бабочки,

  2. Для учащихся:

  • картинки растений;

  • фишки зелёного , красного и синего цвета,

  • яблоки разных сортов,

  • сигнальные карточки,

  • бейджики для каждого ученика №1 и №2

  • учебник,

  • рабочая тетрадь,

  • клей.

I .Самоопределение

деятельности

Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности

1.Приветствие

Здравствуйте, ребята! Я прошу Вас подойти ко мне, встаньте в кружок! Возьмите друг друга за руки! Я дарю Вам свою улыбку и прошу Вас, чтобы вы подарили мне свою! У Вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный осенний день и нашу встречу! А сейчас…

Учащиеся подходят к учителю, встают в кружок.

Личностные УУД -формирование интереса к учению, мотивирование к учебной деятельности 

2. Мотивация к учебной деятельности

(…мин)

Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво,Тихо сели, спинки прямо!Мы легонечко вздохнем,Урок окружающего мира начнем!

Ребята подходят к своим партам.

Садятся на свои места.

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности .

( …мин)

Слайд 1

Слайд 2 Картинки:  машина, петух, солнце, сосна, яблоня, одуванчик.

Слайд №3

Цель: актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового.

Познавательные УУД : умение выразительно читать стихотворение.

Познавательные УУД – умение группировать предметы на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД – умение вступать в речевое общение, принимать участие в диалоге со сверстниками, учителем.

Регулятивные УУД -умение обобщать и классифицировать по признакам.

- Так что такое природа?

Верно! Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду встретите их.

-Внимание на экран! Игра: «Какая картинка лишняя и почему?»

Если не называют «лишнее» из оставшихся объектов природы, то нужно подвести их к ответу, задав вопрос:

- Как одним словом назвать все объекты природы?

-Ребята, для чего нам необходимы растения?

-У нас в классе есть ребята, которые уже умеют читать. Прочитайте, какое значение имеют растения для человека.

- Знаете ли вы, что в г. Приволжске выпускают льняные ткани, которые ценятся не только в нашей стране, но и за рубежом. А в г. Плесе стало доброй традицией ежегодное проведение фестиваля «Льняная палитра».

Ученик читает стихотворение:  

Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг?Небо светло-голубое,Солнце светит золотое.Ветер листьями играет,Тучка  в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и роса.Человек и время года – Это все вокруг… (природа)

К природе относится всё, что вокруг нас, не созданное руками человека: небо, солнце, ветер, листья, тучка, поле, речка, трава, горы, воздух, роса, человек.

Примерные ответы детей:  Машина – все остальное природа;Солнце -  все остальное живая природа;Петух - все остальное растения.

- Растения.

-Ответы учащихся

infourok.ru

Урок окружающего мира 1 класс "Дикорастущие и культурные растения"

Технологическая карта урока  окружающего мира в 1 А классе _____._____. 20____г.

( предмет) (класс) (дата)

Дикорастущие и культурные растения

Тип урока: Урок усвоения новых знаний: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 14, 15

Цель урока

Формировать знание учащихся о различиях дикорастущих и культурных растений, о частях цветковых растений

Задачи урока:

Образовательные: учить отличать дикорастущие и культурные растения, называть части цветковых растений

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, речь

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности за работу

Планируемые результаты

Предметные

Знать дикорастущие и культурные растения, части цветковых растений

Личностные

Формирование мотива деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству

Метапредметные

Коммуникативные

Умение слушать, получать необходимые сведения. Умение договориться, находить общее решение проблемы

Регулятивные

Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность

Познавательные

Умение осознанно строить высказывания

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы урока

Презентация

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, …

УМК

Система Эльконина - Давыдова

Ход урока

Дидактическаяструктура урока, с указанием времени

Деятельностьучителя

Деятельностьучеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап, _____ мин

Настрой учащихся на работу

Организуют рабочее место, настраиваются на работу

Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Вы на парты поглядите, Все в порядок приведите. А теперь тихонько сели На меня все посмотрели.

Организовать рабочее место

Личностные

2

Проверка д/з

Организует работу по проверке домашнего задания

Отвечают на вопросы

- Назовите природные объекты? Рукотворные?

- Как еще называются рукотворные изделия? искусственные изделия

- Из чего делают бумагу, резину, стекло?

Знать отличие природных объектов от рукотворных, из чего сделаны бумага, резина, стекло

3

Актуализация знаний, _____ мин

Подводит к изучению новой темы

Отвечают на вопросы

- Какие растения растут у человека на огороде или в поле?

- Какие растения растут на лугу или в лесу?

- Чем отличаются эти растения друг от друга?

Уметь применять имеющиеся сведения

Коммуникативные, познавательные, регулятивные

4

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, ____мин

Подводит к формулированию темы урока учащимися

Формулируют тему урока

- Рассмотрите с.8, проанализируйте ее содержание. Объявите тему урока.

Уметь формулировать тему урока

5

Первичное усвоение новых знаний, _____ мин

Помогает учащимся усвоить новые знания

Работают по учебнику

Учебник с. 8

1.Чтение теста и его анализ

- Как называются растения, которые растут на лугу или в лесу? Почему?

- Как называются растения, которые растут в огороде или в поле? Почему?

2. Работа по рисункам

- Что, где растет?

3. Работа со схемой

- Назовите части растения

Знать отличия дикорастущих и культурных растений, части цветковых растений

Коммуникативные, познавательные, регулятивные

6

Первичная проверка понимания, _____ мин

Организует работу учащихся в рабочей тетради

Работают в тетради

Рабочая тетрадь с.7 №2

7

Первичное закрепление, _____ мин

Организует закрепление изученного материала

Самостоятельно выполняют задание

1. Нарисуйте по 2 культурных и дикорастущих растения

2. На схеме растения покажи стебель, плод, корень и листья

15

Рефлексия, подведение итогов занятия _____ мин

Подводит учащихся к определению своего уровня знания-незнания по теме урока

Подводят итог

- Чему учились на уроке? Что было особенно трудным? Что получилось хорошо?

Самооценка

Коммуникативные

infourok.ru

Урок окружающего мира 1 класс "Дикорастущие и культурные растения"

Урок окружающего мира 1 класс (22.09.15)

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цели:

Формировать знание учащихся о различиях дикорастущих и культурных растений, о частях цветковых растений

Задачи урока:

Образовательные: учить отличать дикорастущие и культурные растения

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, речь

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности за работу

Оборудование: 1. Для каждой группы наборы: 2 листа (сад, огород и лес, поле, озеро), набор карточек растений

2. проектор

3. компьютер

Ход урока:

  1. Орг.момент

  2. Проверка домашнего задания

- Назовите природные объекты? Рукотворные?

- Как еще называются рукотворные изделия? искусственные изделия

- Из чего делают бумагу, резину, стекло?

  1. – Сегодня на уроке я предлагаю вам работать в группах.

- Вспомним правила работы в группе .

- На столах наборы рисунков с изображением растений. Ваша задача разделить их на три группы.

- Какие группы получились? ( деревья, кустарники, травы)

- Все растения можно определить в эти группы по размеру (слайд1)

- Как вы думаете, для чего нужны растения? (слайд 2)

4. Физкультминутка.

5. Изучение нового материала.

- А как ещё можно разделить на группы эти растения?(подсказка – 2 группы). Наклеить на листы.

Определение цели урока. Фиксация вопроса на доске.

Представление работ группами.

- Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде?

Учитель дает название и формулирует определение культурных растений.

Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свойствами.

- Как можно назвать растения, которые растут в лесу? Поле? На озёрах и болотах?

- Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое?

Введение понятий КУЛЬТУРНЫЕ и ДИКОРАСТУЩИЕ растения.

(Слайды 3-5)

-Сравним эти две группы (где растут? кто за ними ухаживает?)

6. Физкультминутка.

7. Продолжение работы над темой урока.

- Как вы думаете, откуда взялись культурные растения?

- Древние люди были собирателями. Они бродили по лесам, собирали съедобные семена, плоды, клубни и корешки. Это была их пища. В лесу можно было найти лекарственные растения, материалы для постройки жилища, сырьё для изделий и поделок.

Потом люди стали специально выращивать некоторые важные для них растения. Эти растения сейчас называют культурными. За ними ухаживают, огораживат, чтобы никто не повредил, поливают, когда сухо, подкармливают удобрениями. Семена лучших растений отбирают для посадки на следующий год. (слайд6)

Родина подсолнуха и кукурузы – Америка. Раньше подсолнух был размером с ромашку. 7 тысяч лет назад кукурузный початок был размером с палец. Сейчас толщиной с руку и длиной 30 – 40 см.

Арбузы родом из Африки, пшеница и овёс – из Азии, из Китая были завезены чай, соя.

8. Организация фиксирования нового содержания.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

знаю

Я запомнил

смог

9. Рефлексия

Оцените свою деятельность на уроке, используя

«волшебные» линеечки.

-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждой группы можно сравнить с работой учёных.

Спасибо вам за активную работу.

Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности

Учащиеся высказываются о групповой работе: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д.

Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы.

Делают самооценку в рабочей тетради.

kopilkaurokov.ru

"Дикорастущие и культурные растения. Многообразие плодов"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл

Конспект занятия кружка «Мой край»

для учащихся первого года обучения (1 класс)

Дикорастущие и культурные растения.

Многообразие плодов.

Разработала и провела

учитель начальных классов

Плеханова Марина Владимировна

Козьмодемьянск

2014

Задачи: - формировать представления о многообразии растений и их сред обитания, о взаимосвязи животных и растений;

- развивать наглядно-образное мышление, умение наблюдать, обобщать информацию, извлеченную из разных источников;

- воспитывать интерес к миру растений;

Познавательная задача: узнать, чем различаются растения

Учебная задача: учиться наблюдать за растениями

Ход занятия

  1. Повторение пройденного

– Вспомните, о чем мы говорили на прошлом занятии.

- Чем отличаются хвойные растения от лиственных? Какое дерево имеет хвоинки, но зимует без них?

Какие хвойные растения вы помните?

Игра «Хвойное или лиственное дерево»

- Я вам буду загадывать загадки. Если вы считаете, что отгадка – лиственное дерево, покажите мне ладошку с сомкнутыми пальцами, словно листик. Если вы думаете, что отгадка – это хвойное растение – покажите мне раскрытую ладошку, так, чтобы пальчики разомкнулись и были похожи на хвоинки.

Русская красавица стоит на поляне, В зелёной кофточке, в белом сарафане.

(береза)

Зимой и летом - одним цветом.

(ель)

Никто не пугает, а вся дрожит.

(осина)

Вроде сосен, вроде ёлок, А зимою без иголок.

(лиственница)

Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла.

(рябина)

Я из крошки-бочки вылез,Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

У меня длинней иголки,Чем у елки.Очень прямо я растуВ высоту.Если я не на опушке,Ветки – только на макушке

(сосна)

Куста чудесней нет, Он славит день весенний, Пахуч и нежен цвет Красавицы ...

(сирень)

Все знают, что у елки Не листья, а иголки, И так же, как она С иголками ...

(сосна)

2.Новая тема.

- Сегодня мы продолжим говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А на этом занятии посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор? Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? Растения кормят человека - яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина. Растения одевают человека - лен, хлопок. Растения лечат человека - мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей - мебель, строительство домов, топливо.

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие - ель растет в лесу, яблоня - в саду, за ней ухаживает человек, оба дерева приносят пользу человеку.)

Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее - кустарники, различие крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник -  растение  леса.)

Чем похожи мать-и-мачеха  и  помидор? (Общее - травянистые  растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор - в огороде, человек сажает, ухаживает за ним, собирает урожай.)

На какие же группы можно поделить все  растения? (Первая группа -  растения, которые выращивает специально человек; вторая группа-  растения , которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу,  и  на лугу,  и  на водоеме.)

Первую группу  растений  называют  культурными  растениями, а вторую - дикорастущими   растениями.

Игра «Культурные и дикорастущие»

- Я вам буду показывать иллюстрации различных растений. Если вы считаете, что это культурное растение – хлопайте в ладоши. Если на ваш взгляд это растение дикорастущее – поднимайте руки вверх.

Человек применяет для своих целей различные органы растений: корни, стебли, листья, соцветия, семена, плоды. При выращивании растений длительное время человеком, они сильно видоизменились. Причем больше других изменились именно те органы, которые были необходимы человеку. Эти органы растений стали крупнее и изменили свои свойства. К примеру, плоды культурных растений клубники и яблони стали больше в размерах и с лучшими вкусовыми свойствами, а клубни картофеля стали содержать больше крахмала и крупнее, зерна культурных злаков также стали включать большее количество органических веществ, чем их предшественники.

Культурные растения нуждаются в большем количестве питательных веществ, чем их дикорастущие «собратья». Большое количество культурных растений, в частности, овощные и отдельные виды технических растений требуют большое количество влаги. Чтобы получать большие урожаи, нужно изучить потребности каждого конкретного растения и удовлетворить их в полном объеме.

В природе существует огромное многообразие плодов.  (Демонстрация плодов).  Такое разнообразие плодов связано с образованием различных приспособлений у растений к распространению семян. Эти приспособления вырабатывались длительное время в процессе эволюции. Для того чтобы разобраться в этом многообразии, существует несколько классификаций плодов.

Рассмотрите плоды и изображения плодов. На какие группы можно разделить эти плоды?  По характеру околоплодника можно разделить плоды на сухие и сочные. Какая часть плода может быть сочной? Плоды бывают вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися  чаще всего бывают сухие плоды. 

- Вы никогда не задумывались, как путешествуют семена? Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябину, увешанную алыми гроздьями, или найдя, бронзовые гномики желудей вдалеке от многовекового исполина дуба.

Всегда ли мы можем ответить на вопрос: как попало сюда это растение?

Задумаемся, почему плоды боярышника красные, семена клена имеют крылья, а орех лещины одет в твердый панцирь.

Природа не поскупилась на разнообразие плодов. И не случайно именно в плодах находится одно или несколько семян, в которых заключено продолжение рода.

Очень мало растений, которые сами разбрасывают семена. Одним помогает ветер. Одни семена летят по ветру с помощью своих пушинок, хохолков, крылаток. Для этого у семян есть специальные приспособления: они или покрыты волосками и пушком (ива, тополь), или же снабжены крылатыми выростами для полета (вяз, ель). Вспомните, как все лето на полянах и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнечные цветки одуванчиков. Завоевали они такую огромную территорию, которых всего одно семя и хохолок из белоснежных  волосков,  сидящих на сильно вытянутом  носике. А семена березы — мелкие орешки снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении ветра летят белые парашютики, не зная преград.

Обратите внимание на кудрявую рябину, красу русского леса. Осенью в ее кроне хозяйничают дрозды, свиристели, сойки, но можно быть спокойными за семена: птицы рассеют их с пометом по всей многокилометровой округе. Плоды рябины — яблочки так же, как дуба — желуди, лещины — орехи, оказываются непосредственной пищей многих птиц и зверей. Часто плоды яркой окраски: у черники — фиолетовые, красные у клюквы — заметные для животных. Несмотря на то, что птицы и звери поедают много семян, часть их все же падает на землю при кормежке, часть теряется по дороге, а сойки, пряча желуди, бывает, не находят их и вовсе. Семена, проглоченные зверем или птицей, вместе с плодами выбрасываются затем с экскрементами, и случается это тоже в самых различных местах леса. Но не только с помощью животных распространяются семена. Например, на сухих плодах развиваются различные хитрые приспособления — крючочки, щетинки и другие выросты, которые цепляются за шерсть животных и таким своеобразным способом передвигаются далеко от материнского растения. Семена с колючками цепляются шипами и крючками за шерсть, перья, лапы зверей и птиц, животные разносят их в различные концы лесных угодий.

Реже плоды и семена переносятся водой. Чаще всего это у водных и прибрежных растений. Плоды благодаря окружающему их раздутому мешочку, например у осок, легко, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром либо прилипают к водоплавающим птицам и вместе с ними улетают далеко от родных мест. Другие плывут по воде, удерживаясь на собственных воздушных поясах и пузырях. И если дождевая вода уносит семена недалеко, то весенние паводковые ручьи — на много километров. Есть у нас в средней полосе дерево — труженик и помощник, растущее у водоемов, которое обязано своим распространением рекам, ручьям, речушкам. Это ольха.  

Есть такие семена, которые разлетаются в разные стороны от сильного взрыва плода, в котором созревают. Они стреляют с одной лишь целью — разбросать семена подальше от материнского растения, с тем, чтобы проклюнувшиеся молодые ростки заняли подходящие жизненные пространства, хорошо укоренились и возмужали. Выстреливаемые семена могут перемещаться на несколько метров, а могут улететь и очень далеко, расширяя границы проживания своего вида. Удаляясь от родительского дерева, семена дают возможность своим росткам удачно и надежно продолжить род на новом месте. И в лесах средней полосы России есть растения-стрелки. Звуки их выстрелов не такие громкие, как в тропиках, но все же хорошо слышны. Стреляют, например, некоторые виды сосны. Однако большинство стрелков наблюдается среди травянистых растений. Это — фиалки, недотроги, гвоздики, колокольчики, сердечники, кислицы и другие.

3.Итог занятия

- Что нового вы узнали сегодня?

- Назовите мне культурные растения, которые растут во дворе нашей школы. Какие у них плоды? Как путешествуют семена этих растений?

- Вспомните, какие дикорастущие растения наших лесов вам знакомы? Что вы скажете о плодах этих растений?

Литература:

  • Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».- М, «Вако», 2004

  • Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение.- М, «Омега», 1997

  • Ляшенко Школа юного краеведа.- Волгоград «Учитель»,2007

  • Пекпаев А.А Родной край. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1992

  • Пекпаев А. А Мы изучаем природу. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1995

  • Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – М, «Просвещение», 1991

  • Энциклопедия тайн и загадок Чудеса живой природы.- М, «Белый город», 2009

  • Энциклопедия Я познаю мир. – М, «Астрель», 2001

  • Энциклопедии «Растения», М, 2010

doc4web.ru

Дикорастущие и культурные растения (окружающий мир 1 класс)

На данном уроке будет рассмотрена тема «Дикорастущие и культурные растения». Мы уже знаем, что растения делятся на деревья, кустарники и травы. В ходе занятия мы познакомимся еще с двумя группами растений – дикими и культурными. На примере яблони увидим разницу между дикорастущими и культурными растениями, охарактеризуем каждую группу.

Урок: Дикорастущие и культурные растения

Определите, чем ель и яблоня похожи и чем различаются?

       

Рис. 1 (Источник), рис. 2. (Источник)

Общее у них то, что это деревья. Оба дерева приносят пользу. Различие заключается в том, что ель растет в лесу, а яблоня – в саду. Ель растет сама по себе, а за яблоней ухаживает человек.

Почему человек сажает яблони и ухаживает за ними? Делает он это не случайно, а для того, чтобы получить с этого дерева вкусные и сладкие плоды.

Из нашего примера можно сделать вывод. Одни растения растут сами по себе, за ними никто не ухаживает. Такие растения получили название дикорастущие – растущие без помощи человека. Другие растения человек специально выращивает, ухаживает за ними. Такие растения называются культурными.

Внимательно рассмотрите рисунки и распределите их в группы: дикорастущие и культурные.

                      

Рис. 3 (Источник), рис. 4 (Источник)

Рис. 5 (Источник)

                           

Рис. 6 (Источник), рис. 7 (Источник)

 

Рис. 8 (Источник)

На картинках 3, 4, 5 изображены дикорастущие, а на рисунках 6, 7, 8 – культурные растения.

Растения не всегда были культурными. В древности все растения были дикорастущими. Наши предки занимались охотой и собирательством. Они собирали различные растения и их плоды. Иногда за нужными растениями приходилось идти очень далеко. Но вот однажды люди заметили, что в том месте, где они перетирали зерна, выросли колоски. Люди догадались, что это проросли зерна. Теперь человек стал выращивать нужные растения около своего жилища. Ухаживать за ними, поливать, охранять посевы от диких животных. Лучшие семена стали отбирать, сохранять и сеять, получая богатый урожай. Так многие растения стали культурными.

Сейчас многие растения совсем не похожи на своих диких предков. Сравним плоды дикой (Рис. 9) садовой яблони (Рис. 10).

   

Рис. 9 (Источник), рис. 10 (Источник)

Плоды дикой яблони мелкие, кислые. А плоды садовой яблони крупные и сладкие.

Отбирая лучшие крупные плоды, человек научился выращивать новые виды растений. Вам хорошо известна капуста, а как выглядит дикая капуста? Какую капусту сейчас выращивает человек?

    

Рис. 11 (Источник)

На рисунке изображены различные виды капусты: 1) Дикая капуста; 2) Белокочанная; 3) Цветная; 4) Кольраби; 5) Брюссельская; 6) Савойская.

А есть еще декоративная капуста. Ее выращивают на клумбах.

Рис. 12 (Источник)

Закрепим полученные знания, разгадаем загадки. Назовите растение, указав 1) дерево, кустарник или травянистое растение; 2) культурное или дикорастущее растение.

Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

       

Рис. 13 (Источник)

Подсолнух – это культурное травянистое растение.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый Год я главная.

    

Рис. 14 (Источник)

Ель – дикорастущее дерево.

Цветет он майскою порой,

Его найдешь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

         

Рис. 15 (Источник)

Ландыш – дикорастущее травянистое растение.

Он шипы свои выставил ловко,

А шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем.

  

Рис. 16 (Источник)

Шиповник – дикорастущий кустарник.

На этом уроке мы узнали, что растения делятся на дикорастущие и культурные. Чтобы получить урожай, человек должен ухаживать за культурными растениями. Только в этом случае он поучит богатый урожай.

На следующем уроке будет изучена тема«Культурные растения поля. Зерновые культуры». Рассмотрим зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).

2. Социальная сеть работников образования (Источник).

3. Вопросы интернет образования (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Какие две группы растений мы рассмотрели на уроке? Чем они отличаются?

2. Приведите по два-три примера растений каждой группы.

3. Расскажи, для чего люди выращивают культурные растения.

4.* Сделай свой собственный гербарий из растений.

mirror.vsibiri.info

Урок окружающего мира в 1 классе Дикорастущие и культурные растения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Тип урока: введение нового знания.

Вид урока: урок с применением ИКТ.

Автор учебника: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Цель урока: создать условия для формирования понятий «дикорастущие растения», «культурные растения» и умения определять группу растения.

1.Формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения».

2. Учить классифицировать растения по признаку «дикорастущие – культурные», приводить примеры каждой группы.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые достижения учащихся: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры растений каждой группы.

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:

Личностные универсальные учебные действия: способность к самооценке.

Регулятивные универсальные учебные действия: научиться преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия: использовать модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)

multiurok.ru

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I .Самоопределение

деятельности

Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности

1.Приветствие

Здравствуйте, ребята! Я прошу Вас подойти ко мне, встаньте в кружок! Возьмите друг друга за руки! Я дарю Вам свою улыбку и прошу Вас, чтобы вы подарили мне свою! У Вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный осенний день и нашу встречу! А сейчас…

Учащиеся подходят к учителю, встают в кружок.

Личностные УУД -формирование интереса к учению, мотивирование к учебной деятельности 

2. Мотивация к учебной деятельности

(…мин)

Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво,Тихо сели, спинки прямо!Мы легонечко вздохнем,Урок окружающего мира начнем!

Ребята подходят к своим партам.

Садятся на свои места.

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности .

( …мин)

Слайд 1

Слайд 2 Картинки:  машина, петух, солнце, сосна, яблоня, одуванчик.

Слайд №3

Цель: актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового.

Познавательные УУД : умение выразительно читать стихотворение.

Познавательные УУД – умение группировать предметы на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД – умение вступать в речевое общение, принимать участие в диалоге со сверстниками, учителем.

Регулятивные УУД -умение обобщать и классифицировать по признакам.

- Так что такое природа?

Верно! Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду встретите их.

-Внимание на экран! Игра: «Какая картинка лишняя и почему?»

Если не называют «лишнее» из оставшихся объектов природы, то нужно подвести их к ответу, задав вопрос:

- Как одним словом назвать все объекты природы?

-Ребята, для чего нам необходимы растения?

-У нас в классе есть ребята, которые уже умеют читать. Прочитайте, какое значение имеют растения для человека.

- Знаете ли вы, что в г. Приволжске выпускают льняные ткани, которые ценятся не только в нашей стране, но и за рубежом. А в г. Плесе стало доброй традицией ежегодное проведение фестиваля «Льняная палитра».

Ученик читает стихотворение:  

Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг?Небо светло-голубое,Солнце светит золотое.Ветер листьями играет,Тучка  в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и роса.Человек и время года – Это все вокруг… (природа)

К природе относится всё, что вокруг нас, не созданное руками человека: небо, солнце, ветер, листья, тучка, поле, речка, трава, горы, воздух, роса, человек.

Примерные ответы детей:  Машина – все остальное природа;Солнце -  все остальное живая природа;Петух - все остальное растения.

- Растения.

-Ответы учащихся

Ученица читает на слайде.

III. Постановка учебной проблемы. ( … мин)

Проверка работы в группах.

(…мин)

Цель: восстановить выполненные операции и зафиксировать затруднение, причину затруднений.

Познавательные -

общеучебные УУД-

осознанное построение речевого высказывания.

Познавательные УУД – постановка и решение проблем.

Коммуникативные УУД -умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Познавательные УУД – умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сравнивать растения:находить общее и различие.

Общеучебные УУД – осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Растительный мир богат и разнообразен.

-Сегодня я предлагаю вам расширить свои знания о растительном мире. Оказывается, все растения мы можем разделить на две большие группы. Хотите узнать, какие ?

-Но мне нужна ваша помощь, ребята!

-Давайте попробуем все растения разделить на две группы. Для этого будем работать в группах: разделите предложенные растения на 2 группы.

-Проверим выполнение Вашей работы

– Почему объединили эти растения (крапива, сосна, орешник ) в одну группу?

- Верно! Еще говорят, что эти растения растут в дикой природе.

- Почему объединили эти растения (яблоня, крыжовник, огурец) в другую группу?

- Правильно! Говорят, что такие растения окультуренные человеком.

– Предположите, о каких растениях пойдет речь на уроке?

-Их называют дикорастущими.

Они носят название культурные растения.

Ученик читает стих:

Не можем жить мы без растений! Об этом скажет только гений. Как воздух нам нужны они. Они разнообразны… И все по-своему прекрасны!»

-Да!

Самостоятельная работа учащихся-

У каждого учащегося на одежде прикреплен бейджик с №1 или №2. Ребята подходят к столу и, работая в группах, могут разделить растения (крапива, сосна, орешник, яблоня, крыжовник, огурец) на 2 такие группы: растения, растущие сами по себе (крапива, сосна, орешник) и растения, за которыми ухаживает человек (яблоня, крыжовник, огурец)

Все учащиеся садятся на места. Один ученик от группы выступает.

- Растут в лесу, в поле, на лугу .

- Растут в саду, в огороде.

-О растениях, которые растут сами по себе.

-И о растениях, которые выращивает человек.

IV. Определение темы и целей урока.(…мин)

Цель: самостоятельное целеполагание детьми, формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Слайд №4

Слайд №5 (Цель урока)

- Как будет звучать тема нашего урока?

Открываю на доске тему.

- Как вы думаете, ваших знаний достаточно, чтобы правильно разделить все растения на две группы и объяснить принятое решение.

- Чему вы хотите научиться на этом уроке?

- Дикорастущие и культурные растения.

-Нет!

-Я хочу научиться различать дикорастущие и культурные растения.

-Я хочу знать, какие бывают дикорастущие и культурные растений.

Логические УУД-

(выдвижение гипотез)

Регулятивные УУД-самостоятельное целеполагание учащимися.

V. Построение проекта выхода из затруднения, поиск решения. ( … мин)

Слайд № 6 (культурные растения)

Слайд №7

(дикорастущие растения)

Слайд 8 (плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком)

Цель: построить проект выхода из затруднения.

Личностные УУД -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные УУД -- умение извлекать информацию из  иллюстраций; характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений.

Познавательные УУД –умение производить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Личностные УУД - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД

(прогнозирование)

Личностные УУД - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД - умение осуществлять действие по образцу .

Коммуникативные УУД -умение работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД

(действие смыслообразования)

Регулятивные УУД -умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

-К нам на урок прилетела бабочка. Она летает везде, садится и на культурные растения и на дикорастущие, поэтому она будет сопровождать нас на уроке. Предлагаю вместе с ней научиться отличать культурные растения от дикорастущих.

-Подскажите бабочке, какие это растения?

- Какие растения называются культурными?

- Подскажите бабочке, а это какие растения?

-  Что такое дикорастущие растения?

- Откуда же взялись на земле культурные растения?

В древние времена все растения на земле были дикорастущими. От дикорастущих предков и произошли все плодовые растения, которые выращивают в садах. Первобытный человек собирал плоды, отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни и сажал нужные растения поближе к своему жилью. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек поливал растения и ухаживал за ними. Растения менялись, привыкали к заботе о себе. Так появились на земле культурные растения.

- Сейчас бабочка вас познакомит с двумя яблоньками. Откройте учебник , где закладка – левая страница. Одну яблоньку бабочка повстречала в лесу. К каким растениям относится эта яблоня?

- А другую - в нашем школьном саду. К каким растениям относится эта яблоня?

- А кто из вас встречал дикую яблоню?

- В нашей деревне Панино тоже растёт несколько диких яблоней…

- Может из вас кто-то пробовал плоды дикой яблони?

- Рассмотрите плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком. Чем они отличаются?

- Верно! Культурные формы плодовых растений сильно отличаются от дичков своими крупными, сочными и сладкими плодами. Посмотрите на яблоки, какие они все разные .

Учитель показывает яблоки разных сортов.)

- Известно ли вам, что во всех овощах и фруктах находится много витаминов, которые называются витаминами роста?

Люди выводят сорта культурных растений. Их называют селекционерами. В г.Иваново находится сельскохозяйственная академия – один из старейших вузов России, которая готовит специалистов сельского хозяйства. Выводить новые сорта растений - это нелегкий труд, требующий больших знаний и умений. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы получить хороший урожай?

- Культурные.

- Это растения, которые посадил и вырастил человек. Он ухаживает за ними, снимает урожай, употребляет в пищу.

- Дикорастущие.

- Это растения, которые растут в природе самостоятельно, «дико», люди их не выращивают.

Ответы детей.

- К дикорастущим.

- К культурным.

Ответы детей.

Ответы детей.

-Плоды дикой яблони маленькие и кислые, а садовые яблоки большие и сладкие.

-Для этого нужно много трудиться!

VI.Физкультминутка

Цель: уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала.

Регулятивные УУД – умение осуществлять пошаговый контроль своих действий, самостоятельно оценить правильность своих действий.

Давайте и мы с вами тоже поработаем!

Игра «Какие бывают растения». Правила: исходное положение – стоя у парты. Если я называю культурное растение, то вы поднимаете руки вверх; если называю дикорастущее растение, то вы должны присесть.

Осина, тополь, астра, липа, огурец, вишня, одуванчик, гладиолусы.

Учащиеся выполняют движения, внимательно слушая слова учителя.

VII. Первичное закрепление ( …мин)

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия с проговариванием во внешней среде.

Познавательные УУД –умение обобщать полученные знания, анализировать и синтезировать полученные знания.

Познавательные УУД- умение извлекать информацию из  иллюстраций; умение выявлять сущность, особенности объектов;умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД -учатся слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД-умение точно выражать свои мысли.

- Бабочка предлагает вам обратиться к учебнику (правая страница), потому что там есть такое задание, которое вам поможет ещё лучше различать культурные и дикорастущие растения. Работать будете в парах по одному учебнику. Положите его на середину. Разложите на странице фишки: дикорастущие растения накройте зелёными фишками, культурные – жёлтыми. После выполнения задания проверьте себя с помощью карточки – помощницы.

Проверка работы.

-Молодцы! Справились с заданием! Давайте подведем итог, какие же растения мы называем культурными , а какие дикорастущими?

-Ребята, хотите проверить, правильно ли мы сделали вывод?

Работа в парах.

Есть растения, которые человек сам сажает, ухаживает и собирает урожай. Такие растения называют культурными. Есть растения, которые растут сами по себе, человек за ними не ухаживает . Их называют дикорастущими.

-Да!

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.( …мин)

Слайд №9 (задание из тетради).

Цель: проверить умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; организовать рефлексию усвоения (ситуация успешности).

Коммуникативные УУД-умение слушать и понимать других;умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными    задачами.

- Бабочка предлагает поработать в тетради , самостоятельно, чтобы проверить, как вы усвоили материал. Откройте тетрадочки, где закладка. Задание №1(левая страница): закончи каждый ряд, наклеив картинку в нужную строку.

Проверка на интерактивной доске. -Почему именно так нужно было наклеить?

-В 1 ряду дикорастущие растения, поэтому тут нужно наклеить шиповник. Во 2 ряду культурные растения. Значит тут нужно наклеить розу.

IX. Физкультминутка для глаз (…мин)

Слайд №11

Цель: снять зрительное утомление, повысить умственную работоспособность.

Регулятивные УУД – умение осуществлять пошаговый контроль своих действий, самостоятельно оценить правильность своих действий.

- Прилетела бабочка, села на указку. Постарайся вслед за ней пробежаться глазками.

- Дети следят глазками за указкой.

X. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Самостоятельное применение знаний.

( …мин)

Цель: выявить границы применимости нового знания, повторить учебное содержание.

Коммуникативные УУД -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-  Ребята, мы знаем, что культурные растения играют огромную роль в жизни человека.А теперь представьте себе, что вы приобрели участок земли под сад. Вам нужно решить, что вы там будете выращивать. Работать будете в группах. Бабочка приготовила для вас картинки. Приклейте на листок бумаги то, что будете выращивать в саду.

- Проверка задания.

- Скажите, а каких культур нет в ваших садах и почему?

Обсуждают в группах и приклеивают картинки, какие культурные растения будут выращивать.

Один человек от группы рассказывает, какие растения они будут выращивать.

Ответы детей.

XI. Рефлексия деятельности

( … мин)

Слайд № 13

Слайд №12

Цель: зафиксировать новое содержание; провести анализ учебной деятельности; зафиксировать неразрешенные затруднения.

Регулятивные УУД – умение выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности.

- Вернёмся к нашей проблеме: в начале урока нам не хватало знаний, мы не могли разделить растения на дикорастущие и культурные. - А теперь ответьте мне, какие растения называют дикорастущими?

- Какие растения называют культурными?

-Наш урок, ребята, подходит к концу. Давайте подведем итог нашим знаниям по теме «Дикорастущие и культурные растения». Какие цели мы ставили перед собой на уроке?

(на экран проецируются цели урока)

-Что нового для себя вы узнали на уроке, чему научились?

Дикорастущими называют растения, которые растут сами по себе, «дико», люди их не выращивают.

-Культурными называют растения, которые выращивают люди.

-Различать дикорастущие и культурные растения

XII. Самооценка деятельности учащихся.

Слайд №..

Цель: оценить собственную деятельность.

Регулятивные УУД -умение оценивать правильность выполненного действия на уровне адекватно-ретроспективной оценки.

- Ребята, оцените с помощью сигналов свою работу.

На интерактивной доске появляются цветовые критерии оценки:

Красный – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Зеленый – хорошо поработал, но были недочеты.

Синий – испытывал трудности при выполнении заданий.

- Довольны ли вы своей работой?

- Ребята, поднимите вверх правую ладонь, в которой были ваши знания. А теперь поднимите левую ладонь, в которой появились новые знания. Соедините обе ладошки и похлопайте себе и своим одноклассникам. Вы все молодцы!

Мне хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам!

- Сейчас в награду за дружную работу съедим, ребята, яблоки, которыми угощает нас бабочка.

Ребята оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

Возможные ответы учащихся:

- Я доволен своей работой на уроке. – Я хорошо поработала, узнала много интересного о культурных и дикорастущих растениях. – Я справилась со всеми заданиями.


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта