Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме "Дикорастущие и культурные растения". Дикорастущие и культурные растения конспект
3. | Ребята вам приготовили загадки. | Загадывают загадки. 1. В поле выросла Под жерновом была Из печки на стол Караваем пришла. (пшеница) 2. Из земли вырастаю Весь мир одеваю. (лён) 3. У закутанных девиц Волос ветер шевелит. (кукуруза) 4. Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом. Дунул лёгкий ветерок - И остался стебелёк. (одуванчик) |
|
Посмотрите на эти растения. | |||
Что о них можно сказать? Сравните их. |
Дети сравнивают, находят общие и различные черты. | ||
Какое растение исключим из общей
группы? Почему? |
|||
1. | Сравните теперь ещё раз яблоко и ель. | Дети дают сравнительную характеристику. | |
4. | Вспомните, какое значение для человека имеют растения? | Приводят примеры растений. | |
1V.Целеполагающий этап. | |||
5. | Понаблюдаем за растениями. Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? | Сравнивают растения. | |
6. | Мать-и-мачеха и помидор? | Сравнивают растения. | |
Первая группа - растения, которые выращивают специально человек, вторая группа- растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоёме. | |||
7. | Первую группу растений называют- культурными растениями, а вторую группу- дикорастущими растениями. | ||
Физкультминутка. | |||
Найдите в классе названия культурных растений- девочки, мальчики- названия дикорастущих растений. | Ребята ходят по классу, находят карточки с нужными названиями. | ||
V. Операционно-исполнительный этап. | |||
Откройте учебники на с.62. Назовите растения, изображённые на иллюстрации. | |||
Какие из них произрастают в нашей местности? Соотнесите их с новыми понятиями. | Соотносят с новыми понятиями. Работа с учебником с. 62. | ||
Цифру с названием дикорастущего растения закройте фишкой зелёного цвета, культурного растения- красного цвета. | Взаимопроверка в парах. | ||
8. | Кроме этого культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать нам поможет это- игра “Найди пару”. | Из слов на слайде : лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс дети выбирают пару. | |
Каждый день мы едим хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются - зерновыми растениями. Из пшеницы изготавливают белый хлеб, из ржаной - чёрный хлеб. | Сообщения учеников: 1- пшеница, 2- рожь. | ||
Какие ещё зерновые культурные растения вы знаете? | Ячмень, овёс. | ||
Какие из них произрастают в нашем крае? | |||
Груша - слива. В садах люди
выращивают деревья- слива, груша; кустарники-
смородина, малина, крыжовник; травы - земляника,
клубника, дающие нам плоды. Это - плодовые растения. |
|||
Какие плодовые растения растут в нашем крае? | |||
Лук - картофель. Они растут на
полях и огородах. Это - овощные растения. |
|||
Приведите примеры овощных растений, произрастающих в Ивановской области? | Дети дают ответы. | ||
Лён- хлопок. Из них делают ткань.
Такие растения называют - прядильные. Это
очень ценные растения, дающие прекрасное
волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец,
сатин, бязь… Раньше в нашем ивановском крае выращивали лён. Сейчас его очень мало. Хлопок у нас не растет. |
|||
Пион - нарцисс. Это- …. | Цветы. | ||
Правильно! Их выращиваем на клумбах для красоты. Они называются - декоративными растениями. | |||
Приведите свои примеры. | Приводят примеры. | ||
10. | Вернёмся к нашей загадке про одуванчик. Что можно сказать про этот цветок? | Дикорастущее растение. |
Дикорастущие и культурные растения страница 2
Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение лесов.)
-
Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)
-
На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -растения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)
Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую - дикорастущими растениями.
-
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;
кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;
травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник,кавказский, василек.
3.Знакомство с дикорастущими растениями
-
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко - синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
-
Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто легким движением руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом желто-зеленом море-
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза - васильки.
-
Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)
-
Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)
Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой к вызреют хлебные колосья.
5.Работа по учебнику
А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикораступщих. Откройте учебники на странице 68. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.
- Назовите сначала дикорастущие, а затем – культурные растения.
(Дети выполняют задание.)
- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой
infourok.ru
Планируемые результаты обучения (предметные) УУД (метапредметные) | Обучающийся научится: классифицировать культурные растения по среде обитания, понимать зависимость растений от неживой природы и смогут найти дополнительный материал по изучаемой теме. Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представления о причинах успеха в учебе, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; получит возможность научиться осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получит возможность научиться умению смыслового восприятия познавательного текста. Коммуникативные. Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы. | Организационный момент Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Актуализация знаний Реализация построенного проекта. Открытие нового знания Физминутка | Коммуникативные УУД (Умение слушать и понимать речь других) Регулятивные УУД (Самоорганизация и организация своего рабочего места) Личностные УУД ( проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу ) Познавательные ( понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа) Регулятивные УУД (формирование учебной задачи, планирование ее выполнения) Коммуникативные УУД (умение строить понятные для партнера высказывания; участие в работе группы) Регулятивные УУД. (принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности) Познавательные ( понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа) Коммуникативные УУД (умение строить понятные для партнера высказывания; участие в работе группы) Познавательные УУД(Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций) Личностные УУД (Осознание своих эмоций, интереса к изучению окружающего мира Регулятивные УУД (Учатся работать по предложенному учителем плану) Коммуникативные УУД (формулирование собственного мнения, учет разных мнений, умение задавать вопросы). Личностные УУД (Умение применять правила охраны своего здоровья) | Прозвенел и смолк звонок. Собрались все на урок, Что-то новое узнать, Громко, чётко отвечать И друг другу помогать. Значит, нам сегодня нужно Поработать вместе, дружно! Поприветствуйте гостей. Ну-ка, улыбнись скорей! А друг другу серьёзно, без смеха Пожелайте удачи, успеха (дети пожимают друг другу руки). Со мной пришел сказочный герой (слайд). Узнали его? - Ребята, а вы любите путешествовать? А для чего люди совершают путешествия? (узнать что-то новое, сделать открытия). - Во время путешествия люди могут столкнуться с трудностями. Что может помочь их преодолеть? (помощь друзей, сообразительность, находчивость). Вы готовы помогать друг другу, преодолевая трудности сделать новое открытие? - Чиполлино приглашает вас совершить путешествие в очень красивое царство. - Разгадайте кроссворд и вы узнаете место путешествия. (слайд). - В какое царство приглашает нас Чиполлино? (растений) - Впервые ли вы окажетесь в этом царстве или вы что-то уже знаете о растениях? Определите по учебнику тему урока (учебнике с. 57) Что нам нужно будет узнать о растениях во время сегодняшнего путешествия? Я предлагаю работать по следующему плану: - Подведение итогов. - Определение условий жизни дикорастущих и культурных растений. - Повторить изученные группы растений. - Знакомство с новыми группами растений. - Согласны ли вы с этим планом? - Восстановите правильный порядок пунктов плана. РАБОТА В ПАРАХ Чиполлино предлагает вспомнить вам известные группы растений. Задание: Подчеркни цветковые растения красным цветом, хвойные растения – зеленым. ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА Проверка на слайде. Оцените свою работу. Листик в уголке закрась соответствующим цветом: -зеленый – легко, без затруднений - желтый – с некоторыми затруднениями -красный – задание не выполнили, трудно Выявление места и причины затруднения. -А как бы вы назвали эти группы растений? (дети высказывают предположения) (слайд).
Учитель: Почему мнения разошлись? Почему возникло затруднение? (Не можем определить признак, по которому разделены растения на группу. Если есть предположения, то нужно их проверить) -Переходим ко 2 пункту плана Слайд -Сравните растения из первой группы с растениями из второй. Результаты сравнения занесите в таблицу: КАРТОЧКА (зеленая)
(Аналогично сравниваются другие пары растений) 1 группа - сравнивает томат и одуванчик 2 группа - крыжовник и ель 3 группа - яблоню и пихту 4 группа – грушу и сосну Слайд: проверка: общее – отличие - Что объединяет растения первой группы? (садит, ухаживает человек) - Что объединяет растения второй группы? (Растут сами по себе в природе, человек не ухаживает) РАБОТА СО СЛОВАРЕМ Слайд - Прочитайте определения из словаря С.И. Ожегова. Выберите, которое из них подходит к первой (второй) группе растений. Подпишем название каждой группы растений. (Дикорастущие, культурные) Слайд ДИКОРАСТУЩИЕ - растения растущие в природных условиях, не выращиваемые человеком. КУЛЬТУРНЫЕ – растения, посаженные, возделанные, выращенные человеком, не дикие. - Которое определение помогло выяснить, как называются растения в первой (второй) группе. Слайд Какие растения называются культурными, дикорастущими? Слайд: вывод -Какой пункт плана мы выполнили? (Открыли новое знание. Выполнение 2 пункта плана) Игра «Третий лишний». -Чиполлино называет три растения, а вы определяете лишнее. ОГУРЕЦ, СВЕКЛА, ВАСИЛЕК (василек - дикорастущее) - Составьте такую игру для соседа по парте. (Несколько учеников дают задание классу) Ветер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет:Раз — наклон и два — наклон,Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.) | Общий настрой класса на учебную работу. Отгадывают кроссворд, отвечают на вопросы, принимают правила игры. Принимают и сохраняют учебную задачу Классифицируют объекты. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Анализируют, устанавливают причинно-следственные связи. Работа с источником информации Выступающий ученик осуществил поиск информации, строит выступление в устной форме Обыгрывают ситуацию. Осуществляют профилактику утомления. | Первичная проверка понимания. Физминутка Закрепление полученных знаний в совместной работе Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Домашнее задание | Познавательные УУД(Понимание смысла задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации) Личностные УУД(наличие познавательных интересов, учебных мотивов) Регулятивные УУД (планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации) Личностные УУД (Умение применять правила охраны своего здоровья) Коммуникативные УУД(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания) Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей) Личностные УУД(наличие познавательных интересов, учебных мотивов) Регулятивные УУД (планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации) Коммуникативные УУД(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания) Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей) | 3 пункт плана Слайд Как вы думаете, какие из этих растений, дикорастущие или культурные, более выносливы и устойчивы к изменениям в природе? Почему вы так считаете? (Это дикорастущие растения. За ними никто не ухаживает. Выносливыми и устойчивыми их сделала сама природа.) Найдите подтверждение в учебнике С. 57-60 Слайд: пейзаж с изображением пустыни в ней растет берёза. - Какое растение изображено, культурное или дикорастущее? Что вас удивило? (В пустыне растёт берёза). - Почему это вас удивило? (берёза не может расти в пустыне недостаточно влаги и много солнца) - Можно ли природные условия пустыни назвать подходящими для берёзы? - А какие растения могут расти в пустыне? Почему? Слайд: В жарком поясе даже весной много тепла и мало влаги, растениям приходиться добывать влагу и сохранять ее длительное время. Кактус может долго обходиться без воды, потому что его ствол устроен таким образом, что прямые солнечные лучи падают на тонкие колючки, поэтому влага почти не выделяется. Сам ствол очень толстый, что тоже предотвращает испарение, некоторые кактусы могут обходиться без воды в течение 2 лет. -Подходят ли для жизни кактусов природные условия пустыни? Какой можем сделать вывод? (Для жизни дикорастущим растениям нужны подходящие для него условия.) Я буду говорить слова, а вы покажите это движениями: В огород пойдем, Урожай соберем. Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты- Круглый, сочный, очень вкусный. Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке. -О каких растениях шла речь в физкультминутке? Какие же растения появились раньше дикорастущие или культурные? (Предположения детей) Проверим наши предположения по учебнику С. 57-60 (Выступление ученика) Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. И вот однажды люди заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (мололи, делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос. Теперь они подумали, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц, зверей. Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те, дикорастущие растения, от которых они произошли. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов. Учитель: Чиполлино, решил заняться выращиванием культурных растений, но он не знает, что значит ухаживать. Он просит нас составить для него памятку по уходу за культурными растениями. Поможете? РАБОТА В ПАРАХ Карточка 1. Прочитай в первом абзаце четвёртое предложение текста на странице 59. 2. Составь памятку по уходу за культурными растениями. Проверка в форме сличения с образцом на экране. Слайд Оценка работы. Листик в уголке закрась соответствующим цветом: - зеленый – легко, без затруднений - желтый – с некоторыми затруднениями - красный – задание не выполнили, трудно -Как оценили работу в парах? -Кому и когда может пригодится эта памятка? Самостоятельная работа - Чиполлино хотел бы узнать где выращивают эти растения. Соедини линиями, используя слова 1.Морковь, капусту, помидоры, выращивают в…. ПОЛЕ 2. Яблоки, груши, сливы, выращивают в …. ОГОРОД 3. Пшеницу, овес, лен, выращивают в …. БАХЧА 4. Арбузы, дыни выращивают на…… САД Взаимопроверка. Ученики высказывают результаты взаимопроверки Проверка Коллективное выполнение задания Тетрадь с. 36 № 86 4 пункт плана -В какое царство мы совершили путешествие? -Что хотели узнать? - Какие новые знания приобрели за время путешествия? Подведение итогов по алгоритму:
(Разноуровневое домашнее задание.) - Подготовить сообщение об одном из культурных растений нашей местности? - Составить кроссворд на тему «Дикорастущие растения» или «Культурные растения» - Подобрать загадки о культурных растениях и изготовить книжку- малышку - с. 57-60 – прочитать и ответить на вопросы | Выступающий ученик осуществил поиск информации в различных источниках, строит выступление в устной форме. Классифицируют объекты. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Составляют рассказ, высказывают свое мнение. Сравнивают природные условия. Высказывают свое мнение, учитывают другие мнения Анализируют стихотворение. Устанавливают причинно-следственные связи. Выступающий ученик осуществил поиск информации в различных источниках, строит выступление в устной форме Выдвигают предположение. Аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи Размышляют. Делают выводы. Определяют границы знания и «незнания». Аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи. Классифицируют картинки. Контролируют действия партнера. Осуществляют поиск необходимых предметных картинок. Организуют деловое общение. Размышляют. Делают выводы. Определяют границы знания и «незнания». Выбирают задание |
Конспект "Дикорастущие и культурные растения"
Оборудование:
Мультимедиа оборудование для показа презентации
Комплекты табличек для фронтальной работы по классификации растений
Иллюстрации для сказки: Солнце, Туча, Василёк
Колосок пшеницы
Аудиозапись сказки «Голоса птиц и зверей»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока.
- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке и что вы повторяли дома?
Сегодня у нас урок необычный. К нам пришли много гостей – учителя из разных школ и самый главный гость –хлебный колосок. Вместе с ним нас сегодня ждут интересные задания и приключения. Давайте вместе с вами попробуем сочинить сказку про хлебный колосок!
Колосок – это растение. А что нужно растениям для благоприятного роста?(тепло, свет, вода, земля). Всё это нужно и хлебному колоску.
И мы отправляемся в гости к Солнышку за светом и теплом. Красное солнышко даёт вам первое задание: распределить таблички с названиями растений в 3 столбика.
Вспомним, на какие 3 группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травянистые растения)
РАСТЕНИЯДеревья кустарники травянистые растения
Распределим таблички с названиями растений по этим трём группам!
соснаяблоня берёза
крыжовник сиреньмалина
репейникпомидородуванчик
- А сейчас разыгрываем пятёрку. Кто правильно ответит на вопрос, тут же получает пятёрку! Среди этих растений есть такое, у которого есть другое название. Что это за растение? (помидор)
С заданием Солнышка мы справились, а значит, тепло и свет для колоска добыли.
Колоску нужна вода. За водой мы отправимся к дождевой тучке.
Тучка даёт задание: ответьте на вопрос – Что дают растения человеку?
(кормят, одевают, лечат, строительство, мебель )
Тучка довольна вашими ответами, и дождевая вода для колоска добыта!
Но вдруг откуда ни возьмись налетел Ветер-суховей и хочет унести тучку. Нужно скорее успокоить ветер. Для этого выполним очень сложное задание: надо распределить эти же таблички с растениями на 2 группы. Как вы думаете, на какие?
Колосок мне подсказал, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть такие, которые человек сам высаживает, ухаживает за ними, собирает урожай.
- Скажите, чем похожи и чем отличаются (показать картинки) сосна и яблоня? (поставить по разным столбикам)
Растения, которые растут сами по себе, называют дикорастущими (открыть табличку), а растения, выращиваемые человеком, называют культурными.
- Тема нашего урока сегодня: Дикорастущие и культурные растения. Приложение 1
( слайд №1)
3. Изучение нового материала.
Дикорастущие растения растут без вмешательства человека. Их никто не холит, никто не лелеет. Они растут там, где условия для них подходящие. К этим условиям они приспособились сами. А культурные растения сеет, высаживает, выращивает и ухаживает за ними человек.
Откуда же взялись на земле культурные растения?
В древние времена все растения на земле были дикорастущими.
Первобытный человек собирал плоды, отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни и сажал нужные растения поблизости от своего жилища. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек поливал растения и ухаживал за ними. Растения менялись, привыкали к заботе о себе. Так появились на земле культурные растения.
Обратимся к словарю. Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, обрабатывание.
- Так на какие две группы мы можем разделить все растения?
- Распределим оставшиеся карточки в 2 столбика!
Вы вернули дождевую тучку, и наш колосок не погибнет от засухи!
Физкультминутка.
Это кто такой садовник?(повороты в стороны, поднимая плечи)Полил вишню и крыжовник, (руки вверх-вниз)Полил сливы и цветы,(руки в стороны)Вымыл травы и листы.(вращение плечами)А как сумерки настали (приседание)Нам по радио сказали, (встать)Что и завтра он придёт (ходьба)И польёт наш огород.
У колоска среди дикорастущих растений есть враги – сорняки васильки, которые, несмотря на то, что очень красивы, могут погубить колосок.
Сорняки хотят послушать интересные истории про своих товарищей – про дикорастущие травы.
Мы уже определили, что одуванчик – это дикорастущее растение. (слайд №2 – одуванчики).
Давайте мы все вместе послушаем сказку про Одуванчик.
(слушание отрывка из сказки «Лесная азбука»)
- Что интересного про одуванчик вы узнали из сказки?
Ребята, вы тоже приготовили рассказы о дикорастущих растениях. Давайте мы вас послушаем.
4. Слушание сообщений учащихся о дикорастущих растениях.
Приложение 2
- Что интересного вы узнали о мать-и-мачехе?
- Что появляется у мать-и-мачехи раньше: цветы или листья?
- Почему на медунице можно одновременно увидеть цветки четырёх оттенков?
Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:
«Уважаемые дети!
Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу и в лесу. Сорванные и собранные в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте нас, не губите нас».
- Почему цветы просят не обрывать их?
Давайте будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что
Если я сорву цветок,Если ты сорвёшь цветок,Если все – и я, и ты,Если мы сорвём цветы –Опустеют все поляныИ не будет красоты!
Сорняки отпустили наш колосок, и в чистой земле он вырастет большим и полным зерна.
- Ребята, наш колосок интересуется: а хлебные колосья – это дикорастущие или культурные растения?
5. Сообщения учащихся о культурных растениях. Приложение 2
- Что нового узнали о пшенице?
- Почему гречиху назвали гречихой?
- Почему гречневую кашу называют богатырской?
Значит, если вы хотите быть здоровыми и сильными, какая пища вам поможет?
6. Беседа о хлебе.
Наш колосок остался очень доволен вашими рассказами. И он предложил мне рассказать вам про то, без чего невкусна и несытна любая еда. О чём же? Конечно, о хлебе.
- Для чего люди выращивают хлебные колоски?
- Что можно получить из колосков?
- Как нужно относиться к хлебным колоскам и к хлебу? (Слайд №8)
Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Не сразу рождается хлеб.
Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)
Слава миру на земле!Слава хлебу на столе!Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил.Вот он – хлебушко душистый.Вот он – тёплый – золотистый! В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришёл!В нём здоровье наше, сила, В нём – чудесное тепло.Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!Ведь не сразу стали зёрнаХлебом тем, что на столе, - Люди долго и упорно Потрудились на земле.
- Почему о хлебе говорят – хлебушко?
Хлебом-солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому человеку в знак особого уважения.
Мы часто говорим о бережном отношении к хлебу. Но всегда ли мы помним те случаи из жизни людей, которые заставили бы всех задуматься: какое это богатство – хлеб!
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. В старину хлеб называли «жито», что означало «жизнь».
- Что может быть для человека важнее хлеба? Только вода и воздух.
- Что нужно человеку, чтобы выжить? (воздух, вода и хлеб)
Во время Великой Отечественной войны хлеба не хватало. Мужчины воевали на фронте с фашистами, а старики, женщины и дети растили на полях хлеб. После уборки дети ходили по полю и подбирали оставшиеся колоски, чтоб ни один не пропал. Берегли каждое зёрнышко, ценили каждую хлебную крошку.
(Слайд №9)
В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Такой кусочек получали на сутки по специальным хлебным карточкам жители осаждённого немцами города в зимние месяцы блокады. А людям нужно было работать и выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
А сейчас ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в обед, сколько можете съесть.
Помните, что в каждый самый маленький кусочек хлеба вложили свой труд очень многие люди. (Слайд №10)
- А что делать, если вы не доели кусочек хлеба?
- А в нашем городе Рузе есть место, где люди пекут хлеб?
- Чьи мамы дома пекут булочки?
Значит, ваши мамы тоже вкладывают свой труд в приготовление хлеба, и вы должны беречь их труд.
Физкультминутка для глаз.
- Мы рисуем колосок. Потом бублик. Теперь буханку.
7. Игра «Найди пару».
Колосок предлагает поиграть в игру «Найди пару» с культурными растениями, разделить их на другие группы.
Я беру карточку с названием растения, например – пшеница, а вы выбираете в пару название растения, которое похоже с пшеницей по использованию, по месту выращивания и т.п. (Рожь – растёт в поле, делают муку ).
Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку мелют из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Эти культурные растения называются зерновыми.
(на доске открыть название столбика и прикрепить названия растений)
Выберите другие пары растений.
Груша и слива – фрукты, растут в саду. Называются плодовыми. К ним относятся также фруктовые деревья, кустарники, травянистые растения с плодами – фруктами и ягодами.
Лук и картофель – овощи. Культуры – овощные.
Лён и хлопок – из них делают ткань. Они – прядильные. Это очень ценные растения. Из них вырабатывают ткань для постельного белья, полотенец, трикотажа.
Тюльпан и нарцисс – для красоты. Это декоративные растения.
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ
Зерновые пшеницарожь
плодовые грушаслива
овощныелуккартофель
прядильные хлопоклён
декоративныетюльпаннарцисс
Понравилась игра?
8. Работа с учебником с.62-63.
Дома вы ещё раз прочитаете по учебнику, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.
9. Итог урока.
- Чем отличаются дикорастущие растения от культурных?
- Сегодня мы изучили дикорастущие и культурные растения, которые человек выращивает для продуктов питания. Кто для себя сделал новые открытия по этой теме?
- Что для вас было интересным на уроке?
- О чём вы будете помнить, гуляя по лесу или лугу?
- Изменилось ли после сегодняшнего урока ваше отношение к хлебу?
Урок окончен.
infourok.ru