6 класс культурные и дикорастущие растения. Конспект урока по биологии на тему "урока Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы" (6 класс).

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект по биологии на тему Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. 6 класс. 6 класс культурные и дикорастущие растения


Презентация на тему "Культурные растения 6 класс"

Презентация на тему: Культурные растения 6 класс

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ Культурные растения - существенная часть царства растений. Они произошли от дикорастущих видов .Сортовое богатство культурных растений обусловлено потребностями людей и тем биологи-ческим разнообразием в природе, из ко-торого человек отбирал для себя полезные виды растений, чтобы возделывать их. Человек способствовал расселению культурных растений в разных регионах планеты (часто очень далеких от их центров происхождения).

№ слайда 2 Описание слайда:

ДАРЫ СТАРОГО СВЕТА. Дарами Старого Света являются не только хлебные и овощные, но и фруктовые растения, а также те ,от которых люди получили многочисленные пряности и приправы.(черный перец, мускатный орех, лавровый лист, гвоздика, горчица, петрушка, укроп, мята, анис…)

№ слайда 3 Описание слайда:

ПШЕНИЦА. ПШЕНИЦА- родом из Средиземноморья. Пшеница выращивается двух сортов – твердая и мягкая. Они отличаются по белковому и углеводному составу зерна. Из муки твердой пшеницы – хлеб, макаронные изделия. Тесто из муки мягкой пшеницы рыхлое, легко рвется, но зато из него получаются необычайно вкусные пироги и пшеничная каша.

№ слайда 4 Описание слайда:

РОЖЬ. РОЖЬ впервые попала в культуру земледелия как сорняк пшеницы. Отделить семена сорной ржи от посевной пшеницы было очень трудно. В северных районах пшеница часто погибала на полях, а ее спутница – рожь выживала. Люди питались ее зерном и в конце концов признали ценной культурой.

№ слайда 5 Описание слайда:

ВИНОГРАД. Виноград ВИНОГРАД - вторая после пшеницы культура по древности и распространению. Его родина –Закавказье и Малая Азия. Дикий виноград растет, обвивая высокие деревья .Культурный виноград возделывают в виде кустов, обрезая его ветки – лозы.

№ слайда 6 Описание слайда:

БАНАН - ГИГАНТСКАЯ ТРАВА. БАНАН - высокое, иногда гигантское(до 15 м.) травянистое растение с мощным корневищем, упроченным толстым стеблем и ложным стволом, образованным огромными влагалищами крупных листьев.

№ слайда 7 Описание слайда:

ДАРЫ НОВОГО СВЕТА. В Евразию, Африку завезены такие ценные растения: картофель, кукуруза, тыква, батат, фасоль, какао и томаты (или помидоры).

№ слайда 8 Описание слайда:

КАРТОФЕЛЬ Трудно представить, но всего 250 лет назад в России еще никто не употреблял в пищу картофель. Предки американских индейцев много веков назад на плоскогорьях Анд нашли клубни дикого картофеля. Они называли его «папас». Дикий картофель имел мелкие клубни, но когда человек стал его возделывать как культурное растение- клубни его стали намного крупнее.

№ слайда 9 Описание слайда:

ТОМАТ. ТОМАТЫ в диком виде обитают на Тихоокеанском побережье Южной Америки и на Галапагосских островах.

№ слайда 10 Описание слайда:

ТЫКВА. Тыква, дико произраставшая в Америке, издавна введена в культуру. В настоящее время имеется много сортов и разновидностей.

№ слайда 11 Описание слайда:

ЧТО МЫ УЗНАЛИ? Старый и Новый Свет дали человечеству много различных ценных растений для питания, лечения, украшения жилищ, изготовления одежды, красителей, украшений и пр.Вводя в культуру то или иное растение, человек создавал множество новых сортов, менял их свойства по своему усмотрению.

№ слайда 12 Описание слайда:

ВСПОМНИ! Что за культура?

№ слайда 13 Описание слайда:

ВСПОМНИ! УЗНАЛИ?

№ слайда 14 Описание слайда:

ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ! ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ.

№ слайда 15 Описание слайда:

Вот эти культуры! Картофель, помидоры, кукуруза, капуста, пшеница, рожь, тыква, батат, фасоль, овес, горох, ячмень, черный перец, красный перец, петрушка, укроп, гвоздика, мускатный орех, лавровый лист, горчица, мята, анис, банан, виноград…

№ слайда 16 Описание слайда:

Проверь себя!

№ слайда 17 Описание слайда:

Подготовил презентацию по биологии раздел БОТАНИКА учащийся 6А класса МОУ ОСОШ №2 СМИРНОВ НИКИТА 2008г

ppt4web.ru

Культурные и дикорастущие растения - Презентации по биологии

Описание:

Презентация содержит классификацию дикорастущих и кульурных растений.

Автор презентации объясняет чем отличаются культурные растения от дикорастущих. Также автор приводит классификацию культурных растений: плодовые, овощные, зерновые, прядильные, декоративные. Также автор приводит множество фотографий культурных растений для визуализации заданной темы.

Категория:

  • Биология

Слайды:

Информация:

  • Дата создания материала: 09 Апреля 2014 г.
  • Слайды: 31 слайд
  • Дата создания файла презентации: 09 Апреля 2014 г.
  • Размер презентации: 3741 Кб
  • Тип файла презентации: .rar
  • Скачана: 389 раз
  • Последний раз скачана: 09 Февраля 2018 г., в 09:27
  • Просмотров: 2114 просмотров

Рекомендуем:

  • Для учеников 5 класса
  • Для учеников 6 класса
  • Для учеников 7 класса

Скачать:

Скачать презентацию

pwpt.ru

Дикорастущие, культурные и сорные растения (6 класс, ФГОС)

  • Презентации
  • Биология
  • Презентация по биологии на тему: Дикорастущие, культурные и сорные растения (6 класс, ФГОС)

Автор публикации: Смирнова Л.В.

Дата публикации: 23.09.2016

Краткое описание:



1

«Дикорастущие, культурные и сорные растения»«Дикорастущие, культурные и сорные растения»

2

Цель и задачи урока: Изучить особенности дикорастущих, сорных и культурных ра...Цель и задачи урока: Изучить особенности дикорастущих, сорных и культурных растений. - Выявить сходство и различие дикорастущих и культурных растений, - Узнать, что такое растениеводство и на какие отрасли оно делится, Выяснить, что такое сорняки и почему их называют спутниками культурных растений.Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

3

Какие растения называют дикорастущими? Дикорастущие растения произрастают без...
Какие растения называют дикорастущими? Дикорастущие растения произрастают без помощи человека. Приведите примеры.

4

Дикорастущие растения Растения, дающие древесинуДикорастущие растения Растения, дающие древесину

5

Растения, применяемые в промышленности КаучуконосныеРастения, применяемые в промышленности Каучуконосные

6

Растения, используемые в качестве корма для животных Люцерна Клевер Чина луго...Растения, используемые в качестве корма для животных Люцерна Клевер Чина луговая

7

Растения, плоды которых употребляют в пищуРастения, плоды которых употребляют в пищу

8

Растения, используемые в качестве декоративныхРастения, используемые в качестве декоративных

9

Какие растения называют культурными? Растения, которые человек специально выр...Какие растения называют культурными? Растения, которые человек специально выращивает для удовлетворения своих потребностей называют культурными. Приведите примеры культурных растений.

10

Почему культурные растения часто называют творением человечества? На протяжен...Почему культурные растения часто называют творением человечества? На протяжении длительной истории человек отбирал из дикой природы полезные для себя растения и выращивал их около своего жилья, т.е. вводил в культуру.

11

Что такое «растениеводство»? Отрасль сельского хозяйства, которая занимается...Что такое «растениеводство»? Отрасль сельского хозяйства, которая занимается возделыванием культурных растений, называется растениеводством.

12

Задание В § 8 учебника прочитайте микротекст «Почему культурные растения част...
Задание В § 8 учебника прочитайте микротекст «Почему культурные растения часто называют творением человеческих рук?» Найдите информацию об отраслях растениеводства и составьте схему. Отрасли растениеводства

13

Отрасли растениеводстваОтрасли растениеводства

14

Отрасли растениеводстваОтрасли растениеводства

15

Почти 10% поверхности Земли занято под выращивание культурных растений, обесп...Почти 10% поверхности Земли занято под выращивание культурных растений, обеспечивающие пищевые потребности людей.

16

Пшеница Только пшеницей (главным хлебным злаком планеты) занята площадь около...Пшеница Только пшеницей (главным хлебным злаком планеты) занята площадь около 250 млн.га.

17

Рис и кукуруза Второе место занимает рис: в пределах 100 млн. га, третье – ку...
Рис и кукуруза Второе место занимает рис: в пределах 100 млн. га, третье – кукуруза: около 90 млн.га

18

Другие культурыДругие культуры

19

С развитием земледелия площади, занятые под культурные растения, непрерывно у...С развитием земледелия площади, занятые под культурные растения, непрерывно увеличивается, но мировой фонд возделываемых растений остается примерно постоянным.

20

Оцените значение увеличения площадей, на которых человек выращивает культурны...Оцените значение увеличения площадей, на которых человек выращивает культурные растения. Приведите доказательства своей позиции.

21

Почему сорняки называют спутниками культурных растений?Почему сорняки называют спутниками культурных растений?

22

Сорняки Сорняки – это представители высших растений, конкурирующие с культурн...Сорняки Сорняки – это представители высших растений, конкурирующие с культурными за пространство, воду, свет и питательные вещества. Мать-и-мачеха Осот Иван-чай

23

Поэтому в биологическом отношении их следует рассматривать как компонент раст...Поэтому в биологическом отношении их следует рассматривать как компонент растительного сообщества, в котором преобладают возделываемые человеком культурные растения.

24

Если исходить из того, что каждая борозда, проложенная человеком, является гл...Если исходить из того, что каждая борозда, проложенная человеком, является глубокой раной на теле Земли, то сорные растения способствуют заживлению этой раны, её зарастанию. Поэтому с эколого-биологической точки зрения сорняки выполняют полезную роль.

25

К чему приводит разрастание сорных растений с хозяйственной точки зрения? В ч...
К чему приводит разрастание сорных растений с хозяйственной точки зрения? В чем причина этого?

26

В борьбе с сорняками человек разработал систему мер по ограничению их численн...В борьбе с сорняками человек разработал систему мер по ограничению их численности в посевах культурных растений.

27

Какие меры борьбы с сорняками применяет человек? Составьте план ответа на это...Какие меры борьбы с сорняками применяет человек? Составьте план ответа на этот вопрос. 1. 2. 3. 4. 5.

28

Однако, на покинутом культурном поле сорняки постепенно уступают место дикора...Однако, на покинутом культурном поле сорняки постепенно уступают место дикорастущим растениям, которые в естественных условиях обладают более высокой конкурентной мощью, чем сорняки.

29

НАЙДИ ПАРУ ЛЁН, ГРУША, КАРТОФЕЛЬ, ПШЕНИЦА, РОЖЬ, ПИОН, ХЛОПОК, НАРЦИСС, СЛИВА...
НАЙДИ ПАРУ ЛЁН, ГРУША, КАРТОФЕЛЬ, ПШЕНИЦА, РОЖЬ, ПИОН, ХЛОПОК, НАРЦИСС, СЛИВА ПШЕНИЦА РОЖЬ ЗЕРНОВЫЕ ГРУША СЛИВА ПЛОДОВЫЕ

30

ЛЁН ХЛОПОК ПРЯДИЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ ПИОН НАРЦИСС ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯЛЁН ХЛОПОК ПРЯДИЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ ПИОН НАРЦИСС ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ

31

32

Составьте список растений, используемых человеком. Растения, используемые чел...Составьте список растений, используемых человеком. Растения, используемые человеком Культурные растения Дикорастущие растения

33

Рефлексия Что было для вас новым? Что было интересным ? В чем испытывали зат...Рефлексия Что было для вас новым? Что было интересным ? В чем испытывали затруднение ?

34

Домашнее задание § 8, ответить на вопросы, выучить записи в тетради. Повторит...
Домашнее задание § 8, ответить на вопросы, выучить записи в тетради. Повторить §6, 7 (будет тест).

35

Узнал(а) новое, могу поделиться знанием Узнал(а) новое, хочу узнать больше Уз...Узнал(а) новое, могу поделиться знанием Узнал(а) новое, хочу узнать больше Узнал(а) новое, но рассказать пока не могу

botana.cc

деревья, кустарники, кустарнички, травы" (6 класс).

Поурочный план Дата Класс ____6 -ые____

Урок биологии

Учитель

Тема урока Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Экскурсия №1.

Тип урока комбинированный.

Цель урока организовать деятельность учащихся по усвоению знаний о растениях на территории учебно- опытного участка школы, указывая видовое название, ознакомить с осенними явлениями в жизни растений.

Задачи:

Образовательные: развивать у школьников понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии; Развивающие – развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей; Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетическое восприятие природы и навыки поведения на пришкольном участке.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг

момент

I нт.

II. Зна

II. Проверка д/з:

Во

Ш. Введение в тему:

IV. Изучение н/м:

V. Физминутка

VI. ТБ

VII. Задания учащимся на экскурсии.

VIII. Закрепление:

IX. Отчет об экскурсии

XI. Д/З:

XII.. Рефлексия.

Сегодня на уроке-экскурсии вы познакомитесь с растениями, произрастающими на территории школы. Проверьте, пожалуйста, наличие блокнотов и ручек. Во время экскурсии будьте осторожны, не толкайтесь, далеко от учителя не отходите. Будьте внимательны, записывайте аккуратно названия растений, делайте схематичные рисунки внешнего вида растений или формы листьев, отличительные особенности коры древесных пород. Не отвлекайтесь. По окончании экскурсии вам будут предложены вопросы.

А). Фронтальный опрос:

1.Откуда растения получают питательные вещества?

2. Как отличить растение от других живых организмов?

3. Какова роль растений в природе?

4. Как называют растения, которые выращивает человек?

5. Какова роль растений в жизни человека?

6. Почему растения считают источником здоровья?

7. Как называют растения, растущие без участия человека?

Знаете ли вы, что такое Красная книга? Для чего она создана? Какие растения охраняются в Казахстане?

Какие части растений употребляют в пищу? – задание на слайде.

Б). Рассказать:

1.Почему наука о растениях называется ботаникой?

Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить те из них, с которыми человек соприкасается.

  1. 2. Какое значение имеют растения в жизни человека?

  2. 3. Какое значение имеют растения в природе?

В ходе экскурсии знакомимся с новой темой (экскурсия – рассказ учителя с элементами беседы).

Экскурсию начинаю стихотворением И. Бунина «Листопад»:

« Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...»

Ребята, скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?

Почему вы так решили?

“Осень — время подготовки и перехода растений к зимнему покою, ухода на зимовку всех холоднокровных животных, отлета перелетных птиц на юг. И основные наблюдения над осенней жизнью природы и заключаются в изучении тех изменений в жизни растений и животных, которые происходят в связи с приближением зимы, и тех приспособлений, которые вырабатываются у животных и растений в особых условиях предзимнего периода. Как и весной, осенью особенно ярко проявляются взаимосвязи растений и животных, зависимость всего живого от условий окружающей среды.

1. Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные.

Растительный мир планеты разнообразен.

Скажите, что вы себе представляете, когда вы говорите слово «растения»?

(Трава, цветы, кустарники, деревья и др.).

Таким образом, можно сделать вывод, что очень трудно перечислить все, что входит в понятие «растения».

Растения отличаются друг от друга окраской и формой листьев, стеблей, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.

Работа в группах в ходе экскурсии по заданиям:

1 группа:

Чем культурные растения отличаются от дикорастущих? Приведите примеры.

(Для роста и развития необходимы определенные условия:

- культурным растениям такие условия создает человек (садит, производит подкормку, вырывает сорняки, борется с вредителями и болезнями растений, собирает урожай),

- дикорастущие растения сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.

Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:

«Дорогие ребята!

Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу, на лужайке, на поляне и в лесу. Сорванные и собранные цветы в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте, не губите нас».

- Как вы думаете, почему цветы просят не обрывать их?

Давайте с вами будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что

Если я сорву цветок,Если ты сорвёшь цветок,Если все – и я, и ты,Если мы сорвём цветы –Опустеют все поляныИ не будет красоты!

2 группа:

Чем отличаются однолетние, двулетние и многолетние растения между собой?

(По срокам жизни растения делятся на три группы: однолетние, двулетние и многолетние.

- Многолетние живут в течение нескольких лет. К ним относятся все деревья и кустарники, некоторые травы (ландыш, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха). Надземные части большинства травянистых многолетних травянистых растений отмирают осенью, а весной из почек, находящихся под землей, вырастают новые побеги.

- Двулетние растения живут почти два года. У них (свеклы, моркови, редьки, репы, капусты и др.) в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья, а на второй год развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами и осенью отмирают.

- Однолетние растения (лук, томат, фасоль, пшеница, астра) весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и затем отмирают.

3 группа:

Что вам известно о лекарственных и декоративных растениях? Приведите примеры.

Лекарственные растения - обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определенных химических соединений — так называемых действующих веществ.Лекарственные растения используют в виде сборов, или чаев, порошков и прочих или же после обработки.

Большинство декоративных растений выращивают ради их цветения (петуния, роза, астра, цинния и др.).

Говорит цветку цветок:

 «Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (вращаем головой)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные  стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений)

 Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем  руками)

  1. Жизненные формы растений.

В ходе экскурсии конкретизирую следующие понятия: «дерево», «кустарник», «трава», обращаю внимание учащихся на их многообразие на территории школы, ввожу видовое название растений.

Ребята, когда мы приходим в лес, что мы там видим?

(Деревья, кустарники, травы).

Деревья – обычно крупные растения многолетними деревенистыми стеблями. (ель, лиственница, яблоня. (Самое высокое дерево на Земле 155 м высота и 6 м в диаметре эвкалипт царственный обитает в Австралии и Тасмании)) Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.

  • Кустарники имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (малина, шиповник, сирень, смородина)

  • Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых не превышает 10 – 60 см. (черника, брусника)

  • Травы имеют травянистые сочные зеленые стебли, ежегодно отмирающие ( пырей. Клевер, подсолнечник, банан до 7 м., ряска несколько мм.)

В ходе экскурсии объясняю школьникам:

•причины изменения окраски листьев, листопада;

• чем вызвано многообразие плодов;

• чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.

При объяснении можно использовать стихотворения об осени, например, отрывок стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

«Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...»

Перед выполнением заданий провожу инструктаж.

Задания предусматривают выполнение двух видов работ:

Первый вид работы (з.1-3) направлен на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям.

Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы.

1. * Какие деревья, кустарники и травы растут на пришкольном участке школы.

* Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев.

* Почему у кустарников преобладают сочные плоды.

* Как распространяются плоды и семена кустарников.

2. Пронаблюдайте за изменением окраски листьев.

3. Растения, растущие на территории школы занесите в таблицу

Название растения

Жизненная форма

По продолжительности жизни

При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы:

1. Чем кустарник отличается от дерева?

2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?

3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?

4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

5. Какие плоды преобладают у кустарников?

6. Как они распространяются?

7. Какое значение имеет период покоя в жизни растений?

8. Какие деревья и кустарники раньше других переходят в состояние покоя?

9. У каких растений быстрее желтеют листья – у деревьев или кустарников?

10.Как зимуют многолетние травы?

В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:

Почему говорят: «Если лист ничком ложиться, когда опадает, – к урожаю на будущий год»;

«Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы».

Отгадайте: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (лес).

«Многорук, а нога одна» (дерево).

«Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос» (береза)

«Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет» (лист).

«Летом одевается, зимой раздевается» (растения)

В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.

Делаю вывод, придав материалу целостность.

Напоминаю о сроках письменного ответа.

Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.

конспект, отчет об экскурсии

составление мини – альбома «Растения из школьного двора»

характеристика растения - на рекомендательную карточку:

 название растения

 рисунок или фотография растения

 жизненная форма

Ваши впечатления об экскурсии.

Д

Р

Р

Р

ИП

НО

ПП

РИП

ЧП

НО

ПП

НО

ИП

НО

ПП

Р

Р

ЧП

Р

Р

Р

Р

Коллективная

Фронтальная

Индивидуальный

Коллективная

Коллективная

Работа в группах

Индивидуальная

Коллективная

Коллективная

Работа в группах

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

infourok.ru

Конспект по биологии на тему Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. 6 класс

Урок 2 Дата___________

Тема: Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Цель: Формировать представление о жизненных формах растений их распространению и многообразию.

Задачи:

  • Закрепить знания о жизненных формах растений;

  • Развивать память речь, мышление;

  • Воспитывать любовь к природе.

Метод и методические приемы: словесный, наглядный.

Тип урока: повторение, усвоение новых знаний.

Оборудование: ИКТ, презентация

Ход урока

Организационный момент

Актуальность знаний учащихся

Вопросы стр.7

В природе существует множество видов и жизненных форм растений.растения заселяю все уголки нашей планеты. их разнообразие велико. Рассмотрем на примере сравнения культурных и дикорастущих растений.

Культурные растения (агрокультуры) - растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.

Дикорастущие это растения растущие без влияния человека.

Приведите примеры?

По вегетативному периоду растения бывают: однолетние и многолетние.

Одноле́тнее расте́ние - растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период. Пример - горох, цветная капуста, укроп. Многие однолетние используются в декоративных целях, поскольку обладают яркими и пышными цветами. Однолетние растения - всегда травянистые, и почти никогда не размножаются вегетативно (за исключением культуры тканей).

Двуле́тнее расте́ние - травянистое растение, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев. В первый год у растения вырастают листья, стебли и корни, после чего оно впадает в состояние покоя на зимние месяцы. Для многих двулетних растений требуется воздействие низких температур (холодовая реактивация диапаузы) для того, чтобы они смогли зацвести. В следующий сезон стебель двулетнего растения сильно удлиняется или появляются цветки, фрукты или семена, после чего растение погибает. По сравнению с однолетними и многолетними растениями видов двулетних растений гораздо меньше.

Многоле́тнее расте́ние - растение, живущее более двух лет. Травянистыми многолетниками называют многолетние растения, надземные части которых не деревенеют, как это происходит у деревьев и кустарников, а деревянистыми многолетниками все остальные растения. Термин«многолетнее растение» чаще всего применяют именно к травянистым многолетникам, так как деревья и кустарники всегда многолетние.

Польза растений для человека она многогранна. Рассмотрим

лекарственные и декоративные формы растений для чего они необходимы человеку.

Лека́рственные расте́ния (лат. Plantae medicinalis) - обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

Декорати́вные расте́ния - растения, обыкновенно и большей частью выращиваемые для оформления садов, парков, скверов и других участков городских и сельских территорий, предназначенных для отдыха, либо служебных, производственных и жилых помещений (в последнем случае они часто называются ещё и комнатными растениями</<font color="#000000">). Деятельность по выращиванию декоративных растений называется декоративным садоводством.

Растения различаются по продолжительности жизни. Те растения, которые живут от нескольких месяцев до одного года, называют однолетними. Растения, которые живут больше одного года называют многолетними. Существую также растения, у которых, например, в первый год формируется плод, а во второй семена. Такие растения называют двулетними. Это например морковь. У неё в первый год происходит рост растения, и только во второй год происходит цветение и появляются семена.

Растения различают также и по внешнему облику. Общий внешний облик растения называют его жизненной формой. Всего существует несколько видов жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички и травы.

Деревья - многолетние растения, имеющие ствол из древесины с лиственной кроной. К ним относится, например, сосна, ель, яблоня, клён, берёза.

Кустарники - многолетние растения высотой 0,8-6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10-20 лет. Это, например, сирень, малина, барбарис, смородина.

Кустарнички - низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. К ним относится брусника, черника, клюква.

Травы - растения, не образующее одревесневших стеблей. Например, подорожник, зверобой, тысячелистник. К травянистым растениям относится также банан. Он хоть и достигает высотой в несколько метров, но не имеет одеревеневших стеблей.LOL

Значение растений[

Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения, а также некоторые бактерии способны использовать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических, при этом они поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания.

Растения - основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

Из огромного разнообразия царства растений особое значение в повседневной жизни имеют семенные растения. Именно к ним относятся почти все растения, введённые человеком в культуру. Первое место в жизни человека принадлежит хлебным растениям (пшеница, рис, кукуруза, просо, сорго, ячмень, рожь, овёс) и различным крупяным культурам. Важное место в пищевом рационе человека занимает в странах с умеренным климатом картофель, а в более южных областях - батат, ямс, ока, таро и др. Широко употребляются богатые растительными белками зернобобовые (фасоль, горох, нут, чечевица и др.), сахароносные (сахарная свёкла и сахарный тростник), многочисленные масличные (подсолнечник, арахис, маслина и др.), плодовые, ягодные, овощные и иные культурные растения.

Животноводство базируется на использовании дикорастущих и культивируемых кормовых растений.

Хлопчатник, лён, конопля, рами, джут, кенаф, сизаль и многие другие волокнистые растения обеспечивают человека одеждой и техническими тканями.

Ежегодно потребляется огромное количество древесины - в качестве строительного материала, источника для получения целлюлозы и др.

Очень важное значение для человека имеет один из главных источников энергии - каменный уголь, а также торф, о которых можно сказать, что они представляют собой аккумулированную в растительных остатках прошлого энергию Солнца.

До сих пор не утратил своего экономического значения добываемый из растений естественный каучук. Ценные смолы, камеди, эфирные масла, красители и другие продукты, получаемые в результате переработки растений, занимают видное место в хозяйственной деятельности человека. Большое число растений служат основными поставщиками витаминов, а другие (наперстянка, раувольфия, алоэ, белладонна, пилокарпус, валериана и сотни других) - источником необходимых лекарств, веществ и препаратов.

  1. По каким признакам растения делят на группы (классифицируют)?

  2. Какие бывают растения по продолжительности жизни и внешнему облику? Приведите примеры.

  3. Объясните значение растений для природы и человека.

Домашнее задание § 2

botana.cc


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта