Открытый урок по биологии 5 класс тема "Растения". Виды растений 5 класс биология
Презентация по биологии 5 класс на тему : "Царство Растений".
Царство – очень большая группа
организмов,
обладающих сходными признаками
строения,
питания и жизни в природе .
Живые существа
Царства
Растения
Грибы
Бактерии
Животные
Вирусы
Говорят, что растения кормят всех обитателей Земли. Но люди едят и мясо, и грибы Чем же отличаются растения?
Тема: «Царство растений».
- Исторически сложившуюся совокупность всех растений на Земле называют – флорой.
- В древнеримской мифологии Флора – богиня цветов, весны и юности.
Царство растений насчитывает около 350000 видов , от маленьких водорослей до огромных деревьев.
ряска
Основоположники
учения о ботанике
Царство растений
Наука, изучающая царство растений, называется
ботаникой (от греч. ботане – "трава", "растение").
Плиний Старший
Феофраст, наст. имя Тиртам
Ботаника – наука о растениях.
Историческая справка:
- В древности на Руси люди ещё не знали слова «ботаника», да и само растение они называли словом «прозябение» из-за того, что растение всегда холодное. Поэтому царство растений называли «прозябаемое царство».
Царство растений
Назовите общие признаки, по которым все эти представители относятся к Царству растений
Основные признаки царства РАСТЕНИЙ:
- Имеют хлорофилл.
- Способны на свету образовывать органические вещества.
- Почти все ведут неподвижный образ жизни.
А вот чем растения отличаются от животных?
Питание
Животные питаются готовыми органическими веществами
Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца
Рост
Не ограничен
Растут до определенного возраста
Движение
Малоподвижны
Активно передвигаются
Газообмен
Кислород
Углекислый газ
Царство растения
Одноклеточные
растения
Многоклеточные
растения
Состоят из многих клеток
Состоят из одной клетки
Низшие и высшие растения
Диатомовые водоросли, хлорелла
Словарь
- Низшие растения – растения, тело которых не разделено на органы.
- Высшие растения – растения, тело которых образовано органами.
- Органы растения – части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение.
Органы растений
Побег
Корень
почки
цветок
листья
стебель
Водоросли.
- Водоросли встречаются во влажных местах во многих местах земного шара. У них нет настоящих листьев, стеблей и корней. Их тело не разделено на органы, и его называют слоевищем.
Некоторые водоросли так малы, что их можно рассмотреть только в микроскоп. Другие имеют вид тонких нитей. Третьи похожи на длинные бурые ленты. Их более 150 тысяч видов.
Споровые растения
Споровые растения
Словарь
- Споры – специальные клетки, представляющие собой зачаток организма растения ( от греч. – спора – «сеяние», «посев»
Мхи.
- Мхи растут во влажных местах. Учёным сейчас известно около 27 тысяч видов мхов. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней .
Папоротники.
Учёным известно более 10 тысяч папоротников.
У них есть листья, корни и стебли, а цветов и плодов у них нет.
Хвойные (голосеменные) растения.
- Хвойных растений всего около 600 видов . У них не бывают цветов, а вместо плодов у них шишки .
- Семена у них не защищены оболочками плода, то есть как бы голые, отсюда и происходит название «голосеменные».
Цветковые (покрытосеменные) растения.
- Группа цветковых самая разнообразная и самая многочисленная, почти 250 тысяч видов . Они имеют корни, стебли, листья, цветы и плоды.
Рассмотрите рисунки. К каким группам относятся эти растения?
18
Таблица «Разнообразие растений».
Домашнее задание
§11 учебник и рабочая тетрадь.
Биология: уроки, тесты, задания.
-
-
Направления биологии
-
Методы исследования в биологии. Устройство увеличительных приборов
-
-
-
Растительная клетка
-
Ткани растений
-
-
-
Общая характеристика бактерий, их роль в природе и жизни человека
-
-
-
Общая характеристика грибов, их роль в природе и жизни человека
-
-
-
Водоросли. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники
-
Голосеменные растения
-
-
-
Корни и корневые системы
-
Побег: стебель, лист и почки
-
Цветы и соцветия
-
Плоды и семена
-
-
-
Минеральное питание растений
-
Фотосинтез
-
Дыхание и обмен веществ у растений
-
Размножение растений
-
Рост и развитие растений
-
-
-
Основы систематики растений
-
-
-
Класс Двудольные
-
Класс Однодольные
-
Покрытосеменные растения — обобщение. Сравнение классов Покрытосеменных
-
-
Класс заполнен на 100%
-
-
Основные признаки животных
-
-
-
Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики
-
Жгутиконосцы, Инфузории
-
-
-
Типы Кишечнополостные и Губки
-
Тип Плоские черви
-
Тип Круглые (Первичнополостные) черви
-
Тип Кольчатые черви (Кольчецы)
-
Итоговая проверка знаний по темам Плоские, Круглые и Кольчатые черви
-
Тип Моллюски
-
-
-
Классы Ракообразные и Паукообразные
-
Класс Насекомые. Основные отряды
-
-
-
Подтипы Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные
-
Надкласс Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы
-
Класс Земноводные, или Амфибии
-
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
-
Класс Птицы
-
-
В дальнейшем в этом разделе появятся...
-
-
Человек как биологический вид. Науки о человеке
-
Ткани человека
-
-
-
Скелет человека
-
Мышцы, их строение и работа
-
Болезни опорно-двигательной системы, их профилактика
-
-
-
Внутренняя среда организма. Кровь и лимфа
-
Система органов кровообращения
-
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях
-
-
-
Органы дыхания. Механизм дыхания. Газообмен
-
Заболевания органов дыхания, их профилактика
-
-
-
Строение органов пищеварения
-
Этапы пищеварения
-
Болезни системы пищеварения и их предупреждение
-
-
-
Обмен веществ и энергии
-
-
-
Строение и функционирование почек. Заболевания органов мочевыделения, их профилактика
-
-
-
Строение и функции кожи
-
Гигиена кожных покровов
-
-
-
Строение нервной системы и её значение
-
Центральная нервная система - головной и спинной мозг
-
Рефлекс. Дуга рефлекса
-
-
-
Высшая нервная деятельность
-
-
-
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор
-
Слуховой, вестибулярный и другие анализаторы
-
-
Основные секреторные железы
-
Работа эндокринной системы и её нарушения
-
-
Строение половой системы человека
-
Оплодотворение. Беременность. Роды. Индивидуальное развитие
-
-
Класс заполнен на 100%
-
-
История развития биологии
-
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы
-
-
-
Клеточная теория. Органоиды клетки, их функции
-
Сходства и различия в строении клеток живых организмов
-
Химический состав клетки
-
-
-
Деление клеток. Митоз и мейоз
-
-
-
Организмы и среда обитания. Факторы среды
-
Экологические взаимодействия организмов
-
Популяции
-
Динамика популяций
-
Экологические сообщества — биоценоз, биогеоценоз, экосистема
-
Взаимосвязь организмов в сообществах (пищевые цепи, трофические уровни, экологические пирамиды)
-
Сукцессии
-
Биосфера
-
Влияние человека на окружающую среду. Охрана природы
-
-
-
Вид, критерии вида. Биологическая классификация
-
Наследственность в популяциях
-
Изменчивость организмов
-
Развитие эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина
-
Борьба за существование и естественный отбор
-
Видообразование или микроэволюция
-
Макроэволюция. Основные закономерности эволюции
-
-
-
Основные гипотезы происхождения жизни
-
Развитие жизни на Земле
-
-
В дальнейшем в этом разделе появятся...
www.yaklass.ru
Открытый урок по биологии 5 класс тема "Растения"
Этап урока
Содержание учебного материала
Функции и виды деятельности преподавателя
Формы и виды деятельности учащихся
Планируемые результаты УУД
Оценка результатов деятельности ученика
1. Организационный момент
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Устная оценка учителя
2. Проверка домашнего задания
Задает вопросы учащимся
Какие живые существа мы называем бактериями?
Какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека
Какие бактерии полезны человеку.
Что такое симбиоз, приведите пример?
1. Устный опрос
Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Устная оценка учителя, учащиеся, давшие полный ответ, получают оценки в журнал и в дневник, после урока учитель проверяет карточки и также выставляет оценки в журнал и в дневник.
3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока
Давайте теперь посмотрим, что находиться перед вами на столе, что это все объединяет (цветы в горшках, тетради, деревянные предметы). Все это сами растения или вещи сделанные из растений. Рассказ учителя о растениях и о Флоре см. учебник на стр. 46
Тема урока: Растения
Выдвигает проблему, сообщает тему урока ( сл. 1.),
Сл.2.
Записывают тему себе в тетрадь
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Устная оценка учителя
4. Изучение нового материала
Выясним, какой признак объединяет все растения в одно царство?
Давайте теперь определим ещё один признак растений. Посмотрите на свои ногти и на волосы соседа по парте. Что вы можете сказать о них?
Приходим к тому что у растения снова выросли побеги. Можно сравнить с ростом волос, ногтей. Что общего можно здесь найти.
На доске висит таблица «Клетка»
Учитель показывает коллекцию растений или презентацию подводя учеников к тому что все растения зелёные, следовательно в них находиться что-то что их окрашивает.
Ищем в учебнике что же это.
Учитель подводит к тому что растения растут всю жизнь.
Работа с рабочими тетрадями, подписывают основные части клетки.
Работа с учебниками стр. 46.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
5. физкультминутка
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
Молодцы!
Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении
Устная оценка учителя
6. Изучение нового материала
Где на нашей планете Земля можно встретиться с растениями. Сл.3.
Давайте вспомним, какие части растений вы знаете?
Сл.4.
Рассказ учителя о разновидностях растений.
Сл. 5.Схема.
Разновидностей растений много, поэтому их определили в разные группы. Но как вы думаете, на основании чего растения будут определенны в ту или иную группу?
Называем: море суша, река, озеро и т.д.
Растения
Водоросли
Папоротники
мхи
гхвойныеолосеменные
Покрытосеменные цветковые
Находят изображение растения в учебнике стр. 46 рис 38.
Работа в рабочих тетрадях стр. 31, з.2.
Делают схему и
подписывают
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.,
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Построение логической цепи рассуждений.
Устная оценка учителя
Исследователи: выполняют работу составляя рассказ по плану:
1группа- цветковые растения.
2 группа – голосемянные.
3 группа – Мхи, папоротники, плауны и хвощи.
4 группа – водоросли.
5 группа Эксперты- проводят сравнительный анализ растительной и бактериальной клеток.
Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения
Сл.6,7,8,9,10, 11,12,13.
Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
Первичное закрепление материала.
7 минут.
Назовите общие признаки растений.
На какие группы делят растения?
Какова роль растений в природе?
Выполняют задания
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное
Устная оценка учителя.
7. Закрепление изученного материала
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
(практико-ориентированный подход)
Дайте обоснованный ответ.
- Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это?
- В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему?
- Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны?
- Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения?
Сл.14,15,16.
Привести учащихся к ситуации успеха
Устные ответы учащихся
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
8. Рефлексия деятельности.
3 минуты
Цель этапа: осознание
Я знал
Я узнал
Я хочу узнать
По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы
Учащиеся заполняют таблицу и шкалу
Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Сл. 17
ДОМАШНЯЯ РАБОТА: п.11, в.1-4, р.т. с.31-32,з.3 делает Таня,з.4 делает Саша, з.5 делает Илья. Приготовить проект о наиболее интересном вам растении.
infourok.ru
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. |
Ф | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие | - Что изучали на прошлом уроке? - Выберите иллюстрации бактерий (остались изображения растений). (Слайд 2) |
Беседа с учителем. Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Рассказ по плану |
Ф
И |
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ. |
- Как отличить бактерии от других
организмов? Постройте ответ по плану: (Слайд 3)
- Каково значение бактерий в природе и для человека? |
И | Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция, оценка действий партнёра. | ||
Ответить, предлагаю, в форме ролевой
игры “Суд над бактериями”. 1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль бактерий 2 группа – “защитники” указывают на положительную роль бактерий 3 группа – “судьи” выносят решение - Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме. |
Отстаивание своей точки зрения
Самооценка, взаимооценка |
Ф
Г
П |
||
- Что оказалось лишним? (Слайд 2) По
каким признакам вы отнесли их к растениям?
Исторически сложившаяся совокупность всех
растений называется флорой. Наука, которая
изучает растения – ботаника. Расскажите о
них по плану: (Слайд 3)
|
Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом) |
И | Регулятивные: целеполагание как
постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
|
Выявление места и причины затруднения | - Почему не получается рассказать о
растениях как о бактериях по предложенному
плану? - Каких знаний не хватает? - Что хотели бы узнать? - Каким способом можно получить нужную информацию? |
Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения | Ф | Познавательные: умение структурировать
знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Определите цель урока (для
устранения возникшего затруднения) - Предположите тему урока. - Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи). (Слайд 4) |
Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. | Ф | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Реализация построечного проекта | 1) Отличительные особенности растений
от других организмов - Выясните, по каким признакам растения отличаются от представителей других царств, используя маршрутный лист №1, работая в парах. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
||
Маршрутный лист №1 Выясните общие признаки царства Растения. По мере выполнения заданий, делайте записи в тетради.
2). Изучение многообразие растений - Что изучает систематика? На земле насчитывается около 500000 видов растений. Среди них имеются одноклеточные и многоклеточные, высшие и низшие, споровые и семенные, цветковые и голосеменные. - Познакомьтесь с особенностями строения, образом жизни и значением представителей различных групп, работая в группах, используя маршрутный лист №2. |
Самостоятельная работа в парах с информационными источниками. Устное представление результатов совместной работы. |
П |
Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
|
Маршрутный лист №2 1. Выясните главный признак, благодаря которому растения выделили в отдельную группу, изобразите признак схематично на листе бумаги. 2. Составьте рассказ по плану:
3) Сравнение клеток растений и бактерий (Слайд 5) 4) Самооценка |
Самостоятельная работа в группах с источниками информации. Устное представление результатов совместной работы. |
Г
И |
||
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | 1). Назовите общие признаки растений. 2). Дополните схему, проиллюстрировав её рисунками цветковых, голосеменных, споровых – папоротники, хвощи, плауны, мхи, водорослей. 3). Какова роль растений в природе? 4) Определи клетку растений, бактерий. Ответ обоснуй. |
Выполняют задания | Ф | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выберите правильные суждения (Слайд
6) 1. Клетки растений содержат хлорофилл в хлоропластах. 2. Растения растут только определённый период в жизни. 3. Цветковые растения состоят из корня и побега, на котором могут развиваться цветы, а затем плоды. 4. Семена голосеменных защищены оболочкой плода. 5. Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами. 6. Тело водорослей не имеет органов, а представлено слоевищем. Проверьте правильность выполнения задания. Ответы (1,3,5,6) |
Самопроверка, самооценка | И | Регулятивные: контроль в форме сличения
способа действия и его результата с заданным
эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества
и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Включение в систему знаний и повторение | Дайте обоснованный ответ. - Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это? (Слайд 7) - В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему? (Слайд 8) - Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили? (Слайд 9) - Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение. (Слайд 10) - Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения? |
Решение биологических задач | Ф | Регулятивные: прогнозирование |
Информация о домашнем задании | П.11, ответить на вопросы стр.51 Приготовить информацию о самых - самых растениях (индивидуально) (Слайд 11) |
|||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | - Достигнуты ли цель и задачи урока? Продолжите любое высказвание: - Я узнал (а)... - Меня удивило... - Работая в группе, я ... - Мне трудно представить, что... (Слайд 12) Оценка деятельности учащихся. |
Анализируют выполнение цели и задач урока. | Ф | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
Конспект урока биологии для 5 класса «Характеристика царства Растений»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Озерки
Петровского района Саратовской области»
КОНСПЕКТ УРОКА
по теме: «Характеристика царства Растений»
Учитель экологии и биологии
МБОУ «СОШ с.Озерки»
Орешина Алла Владимировна
Тема: Характеристика царства растений.
Класс: 5
Цель: дать представление о царстве растений.
Задачи: - познакомить учащихся с многообразием царства растений, их характерными признаками и местами обитания; - ввести понятия о высших и низших растениях.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся узнают о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.
Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения.
Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям, развивается экологическая культура на основе понимания важности охраны растений.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка знаний о строении и многообразии бактерий и грибов (фронтальная беседа). Заслушивание сообщений учащихся «Роль грибов в природе и жизни человека».
Актуализация знаний. Изучение нового материала.
– Сколько царств живой природы?
(Слайд) ЦАРСТВА
Бактерии Грибы Растения Животные
В результате рассуждений, учащиеся называют тему урока. Формулируют цель и задачи урока.
Итак, запишите число, тему урока.
Учитель: В современном мире насчитывается более 350 тысяч видов растений. Они составляют 95% от биомассы планеты- массы всех населяющих ее живых организмов.
(Слайд) Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Когда вы говорите «растения», что вы себе при этом представляете? (цветы, деревья, водоросли, мхи …)
Посмотрите на рисунок 30 стр.52 в учебнике (размеры растений)
Вывод: (дети)
Итак, давайте посмотрим, что же мы узнаем сегодня о растениях? (Слайд)
Общие признаки растений (схема различия растений и животных)
Этапы эволюции растений.
Классификация растений.
Почему и зачем мы изучает растения?
- Скажите, что вы знаете о растениях? (ответы детей)
Давайте обратимся к схеме «Различия растений и животных». Дети называют общие признаки растений.
(Слайд) Общие признаки растений:
- Автотрофы
- Неподвижны
- Растут всю жизнь
- Дыхание (поглощают углекислый газ, выделяют кислород- способны к фотосинтезу).
- Преимущественно имеют зеленую окраску.
2. (Слайд) Эволюция растений. Учитель: Эволюция- историческое развитие.
- Жизнь зародилась в воде.
- Самые древние растения-водоросли. Их тело не имеет органов и тканей.
Постоянно находятся в воде.
Одноклеточные и многоклеточные.
ФИЗМИНУТКА.
(Слайд) Эволюция растений: выход на сушу.
- Предками наземных растений были многоклеточные зеленые водоросли.
Но чтобы выйти на сушу, растения должны были решить несколько проблем. Какие же это проблемы???
1 проблема: Как получать необходимые вещества: воду и минеральные соли, которые находятся в почве; углекислый газ и кислород, которые находятся в воздухе?
Решение: Тело растений разделилось на две части: одна находится в почве, другая в воздухе (Слайд)
2 проблема: Как доставлять вещества из одной части растения в другую?
Решение: Развилась сосудистая система: вода движется от корня к листьям, питательные вещества- от листьев к корням.
3 проблема: Как предотвратить высыхание?
Решение: Появился защитный слой-кутикула
4 проблема: Как размножаться без воды?
Решение: Появились специальные структуры- споры и семена, которым не грозило высыхание.
(Слайд) 3. Классификация растений.
ОРГАНЫ ТКАНИ
нет есть
низшие растения высшие растения
Закрепление материала.
Демонстрация фильма о разнообразии низших и высших растений.
- Ребята, давайте откроем рабочие тетради, задание №2.
- Назовите местообитание растений.
-Условия существования.
Ребята, сегодня на уроке мы узнали много нового о растениях. А давайте вспомним, что изучает биология? Как называется наука о растениях?
(Слайд)
Домашнее задание.
Изучить & 13, ответить на вопросы.
Выполнить задания к уроку 19 в рабочей тетради.
Сообщение на тему «Чем полезны растения» или «Как растения появились в воде?».
doc4web.ru