Описание по критериям вида растения. «Описание особей вида по морфологическому критерию». Цель

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Биология. Описание по критериям вида растения


Описание розы по морфологическому критерию — Tc-pozhsnab.ru

«Описание особей вида по морфологическому критерию». Цель

Лабораторная работа № 1

« Описание особей вида по морфологическому критерию».

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

Лабораторная работа № 2

« Выявление изменчивости у особей одного вида»

Оборудование: раздаточный материал, иллюстриру­ющий изменчивость организмов (растения 5—6 видов по 2—3 экзем­пляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

« Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

Источник: http://gigabaza.ru/doc/64860.html

Лабораторная работа № 1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»

«Описание особей вида по морфологическому критерию».

Оборудование: живые растения или гербарные мате­риалы растений разных видов.

Ход работы

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и раз­личия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продол­жить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Описание розы по морфологическому критерию

1. Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные орга­ны: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной измен­чивостью, какие — ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.

Лабораторная работа № 3

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Ход работы

1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».

Описание Особей Вида По Морфологическому Критерию Растения

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; описывать особей видов по морфологическому критерию. Существуют виды, хорошо различимые по морфологическому критерию, но дающие при скрещивании плодовитое потомство. Из птиц это некоторые виды канареек, зябликов, из растений — разновидности ив и тополей. Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений. Объясните причины сходства особей одного вида. 2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (

Лабораторная работа № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию». Ход работы 1. Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Вид (лат. species) — основная структурная единица биологической

систематики живых. Накопление числа описанных видов и подвидов

животных, растений и. Морфологический критерий позволяет различать

разные виды по. между особями являются сетчатыми (токогенетическими),

и описание&nbsp. Морфологический критерий предполагает описание внешних.

обитающие рядом с&nbsp. Задание 1. Рассмотреть растения двух видов, записать их названия. Задание 2. Составить морфологическую характеристику каждого вида по плану На описании какого критерия можно сделать вывод, что особи этих видов не могут скрещиваться?

Цветет с конца мая до осени. Плод — боб. Растет на лугах, опушках, полянах. Тепло- и светолюбивое растение, нетребовательное к почвам. Распространен в Европе в областях с умеренно влажным климатом.

Виды тополей имеют ряд общих биологических особенностей. Плодоношение у них начинается в возрасте 1. Цветение происходит в мае, семена созревают приблизительно через 4.

Описание Особей Вида По Морфологическому Критерию Растения Пример

Свежие семена, опавшие на землю, начинают прорастать через несколько дней. Однако их жизнеспособность сохраняется недолго: через 3 месяца она составляет лишь 1. Тополя растут очень быстро в первый период жизни (до 5 лет). а затем размеры годичных приростов снижаются.

Они в среднем доживают до 8. Древесина поражается грибами, и поэтому стволы легко ломаются при сильных порывах ветра. Большинство видов тополей характеризуются светолюбием. Род содержит около 5. России, и свыше 1. В определитель включены наиболее распространенные в средней полосе виды: тополь дрожащий, или осина, тополь чёрный, или осокорь и тополь белый, или серебристый.

Тополя устойчивы к дыму и копоти, переносят перегрев стволов и, поэтому часто используются в озеленении промышленных городов. Последняя особенность тополей и отражена, вероятно, в латинском названии вида.

Древесина у тополей лёгкая, белая, мягкая, хорошо обрабатывается и используется очень широко в технических целях: как сырье для бумажной промышленности, для получения искусственного шелка, изготовления спичечной соломки, фанеры, простой мебели, пиломатериалов, тары, долбленых лодок и многого другого. Древесина также идет на дрова и древесный уголь низкого качества, т. В южных, малолесных районах древесина идет на строительство зданий. Из почек получают фиолетовую краску, из листьев — желтую. Побеги с листьями служат веточным кормом для скота.

Класс Двудольные — Dycotyledoneae, Семейство Бобовые — Leguminosae (Fabaceae), Род Клевер — Trifolium L. Клевер луговой — Trifolium pratense L.

Венчик мотыльковый, лилово- красный (реже бледно- лиловый или белый), чашечка с 1. Цветет с конца мая до осени. Плод — боб. Растет на лугах, опушках, полянах. Тепло- и светолюбивое растение, нетребовательное к почвам. Распространен в Европе в областях с умеренно влажным климатом. В средней полосе обычны также два схожих вида — клевер средний (Trifolium medium L.), отличающийся голой чашечкой и более узкими листочками без белого рисунка, и клевер альпийский (Trifolium alpestre L.), у которого чашечка с 2.

Род Тополь — Populus L. Тополя — листопадные, ветроопыляемые деревья. Листья очередные. Почки с несколькими почечными чешуями, часто клейкие.

Плод — коробочка со многими мелкими семенами, снабженными пучком тонких шелковистых волосков. Виды тополей имеют ряд общих биологических особенностей.

Плодоношение у них начинается в возрасте 1. Цветение происходит в мае, семена созревают приблизительно через 4. Свежие семена, опавшие на землю, начинают прорастать через несколько дней. Однако их жизнеспособность сохраняется недолго: через 3 месяца она составляет лишь 1. Тополя растут очень быстро в первый период жизни (до 5 лет), а затем размеры годичных приростов снижаются. Они в среднем доживают до 8. Древесина поражается грибами, и поэтому стволы легко ломаются при сильных порывах ветра.

Большинство видов тополей характеризуются светолюбием. Род содержит около 5. России, и свыше 1. В определитель включены наиболее распространенные в средней полосе виды: тополь дрожащий, или осина, тополь чёрный, или осокорь и тополь белый, или серебристый. Тополя устойчивы к дыму и копоти, переносят перегрев стволов и, поэтому часто используются в озеленении промышленных городов. Последняя особенность тополей и отражена, вероятно, в латинском названии вида.

Оно происходит от латинского слова «populus» (народ) и означает дерево, разводимое вокруг площадей и других многолюдных мест. После вырубки у тополей образуется обильная пневая поросль, которая хорошо переносит декоративную стрижку. У тополей образуются корневые отпрыски.

Для озеленения населенных пунктов высаживают мужские экземпляры, которые не образуют «пух» из многочисленных опавших семян. Древесина у тополей лёгкая, белая, мягкая, хорошо обрабатывается и используется очень широко в технических целях: как сырье для бумажной промышленности, для получения искусственного шелка, изготовления спичечной соломки, фанеры, простой мебели, пиломатериалов, тары, долбленых лодок и многого другого. Древесина также идет на дрова и древесный уголь низкого качества, т. В южных, малолесных районах древесина идет на строительство зданий. Из почек получают фиолетовую краску, из листьев — желтую. Побеги с листьями служат веточным кормом для скота.

Источник: http://parkshin14.weebly.com/home/opisanie-osobej-vida-po-morfologicheskomu-kriteriyu-rasteniya

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений. Характерные для вида признаки и свойства называют критериями. Для выделения той или иной группы особей в отдельный вид существует. Обоснуйте значение морфологического критерия для определения видов. Почему изучаемые вами растения относят к разным видам? Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. Критерии и структура вида.

Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Тип занятия: практическая работа. Практическая работа рассчитана на 2 спаренных урока по 4. При необходимости первый можно провести в кабинете биологии, а второй в компьютерном классе. Оборудование: Персональный компьютер (или ноутбук) для преподавателя.

Мультимедийный проектор. Экран. Персональные компьютеры (или ноутбуки) для учащихся (занятие удобно проводить в компьютерном классе). Гербарии растений.

  • Описание особей вида по морфологическому критерию. Только по морфологическому критерию.Например можно выбрать домовую и малую мышь. Кроссворд по биологии 5 класс от темы семенные растения до темы удобрения.
  • Рассмотрите предложенные образцы растений. Данные по морфологическому строению растений запишите в таблицу, составьте.
  • Линнея.- Что говорил о виде Ж. Ламарк?- Охарактеризуйте представления о виде Ч. Дарвина.- Что такое подвид?- Что такое популяция?- Перечислите критерии вида.- Дайте характеристику морфологическому критерию.- На чем основан генетический критерий?- Что подразумевается под физиологическим критерием?- Дайте характеристику экологическому критерию.- На чем основан географический критерий?

    Если учащийся не может ответить на вопрос, он переходит к следующему ученику. В результате опрошенными оказываются практически все учащиеся. Выполнение практической работы. Часть 1: Распределение видов растений и животных по таксономическим группам. Преподаватель предлагает учащимся вспомнить систематику растений и животных на примере одуванчика лекарственного и кошки домашней. Царство – Растения. Отдел – Покрытосеменные.

    Класс – Двудольные. Порядок – Астроцветные. Семейство – Сложноцветные. Род – Одуванчик. Вид – Одуванчик лекарственный. Царство – Животные. Тип – Хордовые. Класс – Млекопитающие.

    Отряд – Хищные. Семейство – Кошачьи. Род – Кошка. Вид – Кошка домашняя. Далее все учащиеся разбиваются на группы по 4 человека, каждой группе выдаются листы бумаги с напечатанными на них изображениями животных и растений и названиями различных таксономических единиц (видов, классов, отделов, типов, царств) Приложение. Учащиеся должны на листе ватмана, используя выданные им материалы, составить упрощенную схему классификации органического мира, правильно распределив полученные виды растений и животных по таксономическим группам.

    Часть 2: Определение видов растений на основании морфологического критерия. Преподаватель инструктирует учащихся по работе с электронным определителем: Определить растение – значит узнать, как оно называется. В основе определения растений с помощью классических ботанических определителей лежат морфологический, экологический, географический и физиологический критерии (демонстрирует определитель П. Ф. Маевского «Флора средней полосы европейской части России»). Сейчас выпускается большое количество современных бумажных определителей, которые являются более компактными и содержат не только описания, но и фотографии растений (демонстрирует определитель И. А. Шанцера «Растения средней полосы Европейской России»). Кроме того, появились компьютерные определители, которые, помимо описания, также содержат фотографии целого растения и отдельных его частей.

    Если признаки совпадают, нажмите на соответствующую управляющую кнопку. Так, переходя от признака к признаку, вы определите видовое название растения. В ходе определения запишите в тетради: — латинские и русские названия семейства, рода и вида изучаемого растения; — цифровой ход определения (через запятую номера пунктов в определителе, по которым вы переходили). Для работы все учащиеся снова делятся на группы по 4 человека. Каждая группа получает по 3 растения для определения.

    Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство – зубробизона. В природе же они не скрещиваются, т. Капустные тли поселяются на капустных листьях, скручивая их, что затрудняет борьбу с ними.- Экологический. Масса животного может достигать 1.

    Морфологический. 7. Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно.- Географический. Черная ворона обитает в Западной Европе, а серая ворона – в Восточной Европе и Западной Сибири.- Географический. Установлено что под названием «чёрная крыса» скрываются два вида- двойника: крысы с 3. Генетический. 1. 1. Заяц- русак зимой не белеет.

    Лапки у него уже и короче, чем у зайца- беляка. Это дает возможность ему быстро бегать по неглубокому и твердому снегу.- Физиологический. Большая синица для гнезда выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола, образовавшееся в результате выгнивания сучка древесины. Черные медведи, или барибалы, мельче бурых. Морда у них светло- бурая, на груди имеется небольшое светлое пятно.

    Этим пятном они напоминают гималайских медведей.- Морфологический. У многих дрозофил сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, что приводит к гибели сперматозоидов.- Физиологический. Подведение итогов. Преподаватель выставляет оценки за занятие, комментирует полученные результаты.

    Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продол­жить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

    Эволюция органического вида. По книге Ричарда Докинза “Эгоистичный ген”. Сделайте вывод: может ли морфологический критерий являться основным при.

    1. Тепло- и светолюбивое растение, нетребовательное к почвам. Распространен в Европе в областях с умеренно влажным климатом. В средней полосе обычны также два схожих вида — клевер средний (Trifolium medium L.
    2. Цель:Научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов. Обосновать значение признаков растений для изучения понятия морфологического критерия вида.

    Листы ватмана. Ножницы. Клей. Ход урока. 1. Организационная часть. Преподаватель объявляет тему занятия, раскрывает ее связь с другими темами курса. Контроль исходного уровня знаний. Проводится в виде фронтального опроса: — Что такое систематика?- Что такое таксон?- Какая таксономическая единица является наименьшей?- Дайте определение понятию «вид».- Что включает в себя род?- Какие таксономические группы объединяет семейство?- В какие таксономические группы объединяют близкие семейства?- Что включает в себя класс?- В какие таксономические группы объединяют близкие классы?- Кратко охарактеризуйте представления о виде К.

    С ними можно работать на компьютере, планшете и даже на некоторых видах телефонов и смартфонов. Так как определение растений требует немалого времени, учащимся в ходе занятия предлагается поработать с упрощенным определителем, который содержит представителей только некоторых семейств и основан в основном на морфологическом критерии. Приложение. 2Алгоритм работы: Рассмотрите определяемое растение. Откройте на компьютере электронный определитель, дважды щелкнув левой клавишей мышки на соответствующей иконке на рабочем столе. Для перехода по страницам определителя используйте управляющие кнопки. Сравните признаки определяемого растения с признаками, указанными в определителе.

    По завершению работы представитель от каждой группы докладывает остальным учащимся, какие растения им достались для определения. Рефлексия. Преподаватель в процессе беседы выясняет, какие у учащихся были трудности в ходе выполнения практической работы, предлагает им оценить эффективность своей работы на занятии и достигнутые результаты. Закрепление. Проводится в форме биологических задач.

    Каждая группа получает по 2 карточки с задачами. Приложение 3 Необходимо определить о каком критерии вида идет речь в задаче. Сборщиков лекарственного растительного сырья интересуют только летние побеги. Они зеленого цвета, состоят из тонкого стебля с бутончато расположенными ветвями. Ветви направлены вверх и напоминают елочку.- Морфологический. Зубр и бизон – два вида, относящихся к одному роду.

    Источник: http://premiumpals.weebly.com/blog/opisanie-osobej-vida-po-morfologicheskomu-kriteriyu-rasteniya

    Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологичес­кого критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

    2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают раз­личия между особями одного и того же вида?

    «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

    Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения. чучела или рисунки животных различных мест обитания.

    Приспособленность организмов и её относительность

    Источник: http://www.pandia.ru/text/78/153/49812.php

    Описание особей вида по морфологическому критерию». Класс Двудольные — Dycotyledoneae, Семейство Бобовые — Leguminosae (Fabaceae), Род Клевер — Trifolium L. Клевер луговой — Trifolium pratense L.

    Двулетнее или многолетнее растение высотой 1. Стебель прямостоячий или восходящий, опушенный прижатыми волосками. Листья тройчатые (1) с широкими прилистниками, суженными в ость, наполовину сросшимися с черешком (2), листочки эллиптические, почти цельнокрайние, обычно с белым рисунком в виде треугольника (3). Цветки собраны в шаровидные головки (4). Венчик мотыльковый, лилово- красный (реже бледно- лиловый или белый). чашечка с 1.

    гербарии. Приспособление животных и растений к влиянию различных&nbsp.

    недостаточен для различения видов, которые имеют значительное

    морфологическое сходство. Например, у многих видов дрозофилы сперма

    особей чужого вида. и мусорных растений, синантропных животных (виды,

    В средней полосе обычны также два схожих вида — клевер средний (Trifolium medium L.), отличающийся голой чашечкой и более узкими листочками без белого рисунка, и клевер альпийский (Trifolium alpestre L.), у которого чашечка с 2. Род Тополь — Populus L. Тополя — листопадные, ветроопыляемые деревья. Листья очередные. Почки с несколькими почечными чешуями, часто клейкие. Растения двудомные, очень редко однодомные.

    Соцветия — сережки, часто повислые. Цветут одновременно с распусканием листьев. Прицветные чешуйки пальчато- рассеченные. Цветоложе цветков имеет вид расширенного диска. Мужские цветки с несколькими (до 5) тычинками. Завязь с 2 рыльцами. Плод — коробочка со многими мелкими семенами, снабженными пучком тонких шелковистых волосков.

    Оно происходит от латинского слова «populus» (народ) и означает дерево, разводимое вокруг площадей и других многолюдных мест. После вырубки у тополей образуется обильная пневая поросль, которая хорошо переносит декоративную стрижку. У тополей образуются корневые отпрыски. Для озеленения населенных пунктов высаживают мужские экземпляры, которые не образуют «пух» из многочисленных опавших семян.

    Двулетнее или многолетнее растение высотой 1. Стебель прямостоячий или восходящий, опушенный прижатыми волосками. Листья тройчатые (1) с широкими прилистниками, суженными в ость, наполовину сросшимися с черешком (2), листочки эллиптические, почти цельнокрайние, обычно с белым рисунком в виде треугольника (3). Цветки собраны в шаровидные головки (4).

    Растения двудомные, очень редко однодомные. Соцветия — сережки, часто повислые.

    Цветут одновременно с распусканием листьев. Прицветные чешуйки пальчато- рассеченные. Цветоложе цветков имеет вид расширенного диска. Мужские цветки с несколькими (до 5) тычинками. Завязь с 2 рыльцами.

    Смотрите так же:

    • Связать крючком анютины глазки видеоурок Вязаные цветы анютины глазки. Мастер-класс по изготовлению цветочной композиции. Схемы вязания цветов крючком Эта композиция из вязаных цветов была сделана в подарок для воспитательницы в детском саду в связи с ее выходом на пенсию. - небольшое количество хлопковой пряжи различных […]
    • Описание картины гиппенрейтера сухие стволы сосен Ленинский район, совхоз им .Ленина Тема урока «Сочинение-описание по репродукции фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен». ^ Задачи урока: рассмотреть репродукцию фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»; проанализировать художественные детали на фотографии; написать […]
    • Морфология вишни стебель корень лист цветок << Жизненные формы растений (олимпиадникам) Фото 3 из презентации «Ткани растений» к урокам биологии на тему «Строение растений» «Растения и их плоды» - Травы. Ягоды. По мнению ботаников, все плоды, содержащие семена, являются фруктами. Деревья делятся по виду листьев на хвойные […]
    • Сирень листья лечебные свойства и противопоказания Белая сирень — лечебные свойства Помните, как в детстве, увидев пятилистный цветочек сирени, мы старались его немедленно съесть, поскольку были убеждены, что он обязательно принесет удачу? Но, оказывается, сирень не только делает фортуну благосклонной к вам, но и способна […]
    • Наперстянка крупноцветковая многолетнее растение Наперстянка "Желтое чудо" (от НК) Digitalis hybrida Высота 45 см, зацветает в год посева, достигая 15 см и на второй год цветет с мая по август. Одно-, дву- и многолетние красивоцветущие травянистые, реже полукустарниковые растения. Стебли жесткие, стройные, неразветвленные от 30 до […]

    tc-pozhsnab.ru

    Описать животное и растение по критериям вида

    описать животное  и растение по критериям вида

    • Критерии вида.Критериями вида называют характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других. Признаки строения, которые использовал Линней для выделения видов, дают нам пример морфологического критерия. В его основе лежит сходство внешнего и внутреннего строения организмов.В основе физиологического критерия лежит сходство всех процессов жизнедеятельности и прежде всего сходство размножения, что определяет возможность получения потомства при скрещивании.Ни морфологическое, ни физиологическое сходство, однако, не могут служить достаточно надежными критериями вида. Так, например, со временем было установлено, что внешне неразличимые группы организмов могут принадлежать к разным видам. Ученые обнаружили так называемые виды-двойники, различающиеся лишь наборами хромосом. Виды-двойники встречаются среди самых разных организмов: рыб, насекомых, млекопитающих, растений.Не всегда срабатывает и физиологический критерий: установлено немало разных видов, которые могут скрещиваться в природе, производя плодовитые гибриды. Это случается, например, при спаривании собак с волками. Плодовитыми могут быть гибриды некоторых видов птиц (канарейки, зяблики), а также растений (тополя, ивы).Поэтому помимо названных критериев при определении видовой принадлежности используются и другие.Генетический критерий — характерный для каждого вида набор хромосом, их размеры, форма, состав ДНК.Экологический критерий — место вида в природных сообществах организмов, его специализация, наборы факторов внешней среды, необходимых для существования вида.Географический критерий — область распространения вида в природе {ареал).Исторический критерий — общность предков, единая история возникновения и развития вида.Не существует абсолютного критерия вида. Различные критерии связаны между собой и только в совокупности определяют целостность и единство вида. В природе эта целостность поддерживается благодаря репродуктивной изоляции, которая препятствует смешению видов. Такая изоляция обеспечивается множеством механизмов, например: различиями ареалов, разными сроками или местами размножения, особенностями поведения и многими другими.Сколько видов на Земле. Со времен Карла Линнея, разработавшего систему классификации организмов, в мире был; записано 1,5 млн видов. Это существенно больше, чем ожидал гам Линней в XVIII в. В действительности же далеко не все пз живущих на Земле видов описаны и систематизированы. Для такого вывода имеется несколько веских аргументов.Около 1 млн видов (т. е. две трети от общего числа) обитают в зоне умеренного климата. Опыт показывает, что при более детальном изучении многих групп организмов удается обнаружить много новых видов. Поэтому можно считать, что их реальное число больше того, что уже открыто, в полтора раза. Другими словами, потенциально в зоне умеренного климата обитает не 1, а 1,5 млн видов. Известно также, что в тропических областях видовое разнообразие выше, чем в умеренных, по крайней мере вдвое. Это означает, что не менее 3 млн видов живут в тропиках, но многие до сих пор не открыты и не описаны. Таким образом, в действительности Землю населяет в три раза больше видов, чем зарегистрировано на сегодняшний день: их никак не меньше 4—5 млн.К сожалению, в наше время виды исчезают быстрее, нежели их успевают обнаружить и описать. Это происходит в результате разрушения мест обитания, особенно в тропиках, тде из-за высокого обилия виды узкоспециализированы, т, е. приспособлены к жизни при строго определенных условиях внешней среды.Незначительные изменения хотя бы одного из этих условий (температуры, влажности, освещенности), связанные, например, с вырубками деревьев, прокладкой дорог, могут привести к полному исчезновению тех пли иных видов растений и животных. Потери вида имеют огромное значение. Каждый из них неповторим и вносит свой уникальный вклад в формирование условий на Земле, которые, в свою очередь, влияют и на наше собственное существование как биологического вида…..

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    prkolist.ru

    «Описание особей вида по морфологическому критерию». Цель

    Лабораторная работа № 1

    «Описание особей вида по морфологическому критерию».

    Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологичес­кого критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

    Оборудование: живые растения или гербарные мате­риалы растений разных видов.

    Ход работы

    1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

    2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и раз­личия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

    Лабораторная работа № 2

    «Выявление изменчивости у особей одного вида»

    Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продол­жить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

    Оборудование: раздаточный материал, иллюстриру­ющий изменчивость организмов (растения 5—6 видов по 2—3 экзем­пляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

    Ход работы

    1. Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные орга­ны: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

    2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают раз­личия между особями одного и того же вида?

    3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной измен­чивостью, какие — ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.

    Лабораторная работа № 3

    «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

    Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

    Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

    Ход работы

    1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».

    Приспособленность организмов и её относительность

    Таблица 1 *

    Название

    вида

    Среда обитания

    Черты приспособленности к среде обитания

    В чём выражается относительность

    приспособленности

    2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на осно­вании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникно­вения приспособлений и запишите общий вывод.

    Лабораторная работа № 4

    «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».

    Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

    Ход работы.

    1. Прочитать текст «Эмбриология» на стр.258-261, рассмотреть рис. 133 на стр.260.

    2. Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.

    3. Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

    Лабораторная работа № 5

    «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

    Цель: знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.

    Ход работы.

    1. Прочитать текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».

    2. Заполнить таблицу:

    Теории и гипотезы

    Сущность теории или гипотезы

    Доказательства

    3. Ответить на вопрос: Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?

    «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».

    1. Креационизм.

    Согласно этой теории жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее при­держиваются последователи почти всех наиболее распро­страненных религиозных учений.

    Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане призна­ют, что Библия — это завет Господа людям, по вопросу о длине «дня», упоминавшегося в Книге Бытия, суще­ствуют разногласия.

    Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней по 24 часа. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом.

    Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь однажды и потому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концеп­цию божественного сотворения за рамки научного иссле­дования. Наука занимается только теми явлениями, кото­рые поддаются наблюдению, а потому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни опровергнуть эту концепцию.

    2. Теория стационарного состояния.

    Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды тоже существовали всегда.

    Современные методы датирования дают все более вы­сокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонни­кам теории стационарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида есть две возможности — либо изменение численности, либо вы­мирание.

    Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб — латимерию. По палеонтологическим данным, кистеперые вымерли около 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться невер­ным. Внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте объясняется увеличением числен­ности его популяции или перемещением в места, благо­приятные для сохранения остатков.

    3. Теория панспермии.

    Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвига­ет идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной. Гипотеза была выдвинута Ю. Либихом и Г. Рихтером в середине XIX века.

    Согласно гипотезе панспермии жизнь существует веч­но и переносится с планеты на планету метеоритами. Простейшие организмы или их споры («семена жизни»), попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от про­стейших форм к сложным. Возможно, что жизнь на Земле возникла из одной-едидственной колонии микроорганиз­мов, заброшенных из космоса.

    Для обоснования этой теории используются многократ­ные появления НЛО, наскальные изображения предме­тов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сооб­щения якобы о встречах с инопланетянами. При изучении материалов метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» — такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соедине­ния, которые, возможно, сыграли роль «семян», падав­ших на голую Землю.

    Сторонниками этой гипотезы были лауреаты Нобелев­ской премии Ф. Крик, Л. Оргел. Ф. Крик основывался на двух косвенных доказательствах:

    • универсальности генетического кода;

    • необходимости для нормального метаболизма всех живых существ молибдена, который встречается сей­час на планете крайне редко.

    Но если жизнь возникла не на Земле, то как она воз­никла вне ее?

    4. Физические гипотезы.

    В основе физических гипотез лежит признание корен­ных отличий живого вещества от неживого. Рассмотрим гипотезу происхождения жизни, выдвинутую в 30-е годы XX века В. И. Вернадским.

    Взгляды на сущность жизни привели Вернадского к выводу, что она появилась на Земле в форме биосферы. Коренные, фундаментальные особенности живого веще­ства требуют для его возникновения не химических, а физических процессов. Это должна быть своеобразная катастрофа, потрясение самих основ мироздания.

    В соответствии с распространенными в 30-х годах XX века гипотезами образования Луны в результате отрыва от Земли вещества, заполнявшего ранее Тихоокеанскую впадину, Вернадский предположил, что этот процесс мог вызвать то спиральное, вихревое движение земного веще­ства, которое больше не повторилось.

    Вернадский происхождение жизни осмысливал в тех же масштабах и интервалах времени, что и возникнове­ние самой Вселенной. При катастрофе условия внезапно меняются, и из протоматерии возникают живая и неживая материя.

    5. Химические гипотезы.

    Эта группа гипотез основывается на химической спе-дифике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли. Рассмотрим некоторые гипотезы этой группы.

    • У истоков истории химических гипотез стояли воззре­ния Э. Геккеля. Геккель считал, что сначала под дей­ствием химических и физических причин появились со­единения углерода. Эти вещества представляли собой не растворы, а взвеси маленьких комочков. Первичные комочки были способны к накоплению разных веществ и росту, за которым следовало деление. Затем появи­лась безъядерная клетка — исходная форма для всех живых существ на Земле.

    • Определенным этапом в развитии химических гипотез абиогенеза стала концепция А. И. Опарина, выдвинутая им в 1922—1924 гг. XX века. Гипотеза Опарина пред­ставляет собой синтез дарвинизма с биохимией. По Опарину, наследственность стала следствием отбора. В гипотезе Опарина желаемое выдастся за действитель­ное. Сначала нее особенности жизни сводятся к обмену веществ, а затем его моделирование объявляется реше­нном загадки возникновения жизни.

    • Гипотеза Дж. Берпапа предполагает, что абиогенно воз­никшие небольшие молекулы нуклеиновых кислот из нескольких нуклеотидов могли сразу же соединяться с теми аминокислотами, которые они кодируют. В этой гипотезе первичная живая система видится как биохи­мическая жизнь без организмов, осуществляющая са­мовоспроизведение и обмен веществ. Организмы же, по Дж. Берналу, появляются вторично, в ходе обособ­ления отдельных участков такой биохимической жизни с помощью мембран.

    • В качестве последней химической гипотезы возникнове­ния жизни на нашей планете рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ пе­реносится в космическое пространство. В специфичес­ких условиях космоса идет синтез органических веществ (многочисленные орпанические вещества найдены в ме­теоритах — углеводы, углеводороды, азотистые осно­вания, аминокислоты, жирные кислоты и др.). Не ис­ключено, что в космических просторах могли образо­ваться нуклеотиды и даже молекулы ДНК. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большин­стве планет Солнечной системы оказалась замороженной и продолжилась лишь на Земле, найдя там подхо­дящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле оказался весь набор органических соединений. В этих условиях живое веще­ство появилось и конденсировалось вокруг возникших абиогенно молекул ДНК. Итак, по гипотезе Войткевича первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные организмы.

    Лабораторная работа № 6

    «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

    Цель: познакомить с различными гипотезами происхождения человека.

    Ход работы.

    1. Прочитать текст «Гипотезы происхождения человека» на стр.282-284.

    2.Заполнить таблицу:

    Ф.И.О. ученого или философа

    Годы жизни

    Представления о происхождении человека

    Анаксимандр

    Аристотель

    К.Линней

    И.Кант

    А.Н.Радищев

    А.Каверзнев

    Ж.Б.Робине

    Ж.Б.Ламарк.

    Ч.Дарвин.

    3. Ответить на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?

    Лабораторная работа № 7

    «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

    Цель:

    Ход работы.

    1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

    1. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

    1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

    2. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

    Лабораторная работа № 8

    «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

    Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.

    Ход работы.

      1. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.

      2. Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).

      3. Составьте пищевые цепи в аквариуме.

      4. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:

    5. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

    Лабораторная работа № 9

    «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

    Цель: выявит черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

    Ход работы.

    1. Прочитать текст «Агроценозы» на стр. 334-335.

    2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»

    Признаки сравнения

    Способы регуляции

    Видовое разнообразие

    Плотность видовых популяций

    Источники энергии и их использование

    Продуктивность

    Круговорот веществ и энергии

    Способность выдерживать изменения среды

    3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

    Лабораторная работа № 10

    «Решение экологических задач»

    Цель: создать условия для формирования умений решать простейшие экологические задачи.

    Ход работы.

      1. Решение задач.

    Задача №1.

    Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

    Задача №2.

    На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.

    Определите численность и плотность поголовья лосей:

    а) на момент создания заповедника;

    б) через 5 лет после создания заповедника;

    в) через 15 лет после создания заповедника.

    Задача №3

    Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет 1100 млрд т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы (атомный вес углерода –12, кислорода – 16).

    Решение:

    Подсчитаем, сколько тонн углерода содержится в атмосфере Земли. Составляем пропорцию: (молярная масса оксида углерода М(СО2) = 12 т + 16*2т = 44 т)

    В 44 тоннах углекислого газа содержится 12 тонн углерода

    В 1 100 000 000 000 тонн углекислого газа – Х тонн углерода.

    44/1 100 000 000 000 = 12/Х;

    Х = 1 100 000 000 000*12/44;

    Х = 300 000 000 000 тонн

    В современной атмосфере Земли находится 300 000 000 000 тонн углерода.

    Теперь необходимо выяснить, за какое время количество углерода "пройдет" через живые растения. Для этого необходимо полученный результат разделить на годовое потребление углерода растениями Земли.

    Х = 300 000 000 000 т/1 000 000 000т в год

    Х = 300 лет.

    Таким образом, весь углерод атмосферы за 300 лет будет полностью ассимилирован растениями, побывает их составной частью и вновь попадет в атмосферу Земли.

    Лабораторная работа № 11

    «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

    Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

    Ход работы.

    1. Рассмотреть карты-схемы территории с.Великомихайловка в разные годы.

    2. Выявить антропогенные изменения в экосистемах местности.

    3. Оценить последствия хозяйственной деятельности человека.

    Рис.1 Карта-схема территории рек Плотва и

    Холок после 1977 года.

    Рис.2 Карта-схема территории рек Плотва и

    Холок до 1977 года.

    Лабораторная работа № 12

    «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,

    глобальных экологических проблем и путей их решения»

    Цель: познакомить учащихся с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

    Ход работы.

    1. Прочитать текст «Основные экологические проблемы современности» на стр.352-357.

    2. Заполнить таблицу:

    Экологические проблемы

    Причины

    Пути решения экологических проблем

    3. Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?

    gigabaza.ru


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта