Разбор растения по критериям вида. Лабораторная работа Изучение критериев вида (на примере цветковых растений). 11 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". Разбор растения по критериям вида


Цветковые растения Морфологический анализ растения 1

shkolageo.ru 1

Цветковые растения

Морфологический анализ растения

  • 1.Жизненная форма растения ____________________________________________________________

  • 2.Корень ( тип корневой системы )________________________________________________________

  • 3.Положение побега в пространстве_______________________________________________________

  • 4.Лист ( строение листа ).

  • • Листорасположение на стебле __________

  • • Лист простой или сложный

  • • Прикрепление листа к стеблю __________

  • • Форма листовой пластинки _____________

  • • Форма расчленения листовой пластинки__

  • • Форма макушки листа__________________

  • • Форма жилкования листа _______________

  • • Форма основания листа ________________

  • • Форма края листовой пластинки _________

  • 5.Цветок ( правильный, неправильный )____________________________________________________

  • 6.Соцветия

  • • На ножках ( кисть, метелка, щиток )

  • • Сидячие ( колос простой, колос сложный, початок, головка, корзинка )

  • • Ось короткая ( зонтик сложный, зонтик простой )

  • • Ось длинная

  • 7.Типы плодов.

  • • Сухие – семянка, зерновка, боб, стручок, коробочка, орех

  • • Сочные – ягода, костянка, яблоко, тыквина, огурец

  • • Односемянные, многосемянные.

Практическая работа «Описание фенотипа растения»

  • Цель: * уметь описывать фенотипы растений с помощью морфологических характеристик;

  • * закрепить умения пользоваться компьютером.

  • Оборудование: комнатные растения или гербарии

  • Ход работы

  • 1.Рассмотри с помощью лупы части предложенного тебе гербария растения

  • 2.Найди в презентации «Цветковые растения» (Приложение 1)

  • описание морфологических характеристик используя предложенный план

  • 3.Запиши результаты в таблицу

  • *Жизненная форма растения (слайд №5)

  • *Корневая система (слайд №6)

  • *Стебель (слайд №8)

  • *Лист (слайды №10,11,12,13,14,15)

  • *Цветок (слайды №16, 18)

  • *Плод (слайд №19)

  • *Видоизменение корня, стебля, листьев(слайд №20)

  • 4.Сделай вывод

Побег – сложный орган, состоящий из стебля, листьев и почек

Лист

Определение листьев

Формы простого листа

Определение соцветий

Определение плодов

В и д о и з м е н е н и я к о р н я с т е б л я л и с т ь е в

Биологические термины и понятия

  • Морфологический критерий – предусматривает морфолого-анатомический анализ исследуемый органической формой с целью установления характерных для нее признаков. Особи одного вида имеют сходство внешнее и внутреннее строение.

  • Этот критерий свидетельствует о морфологической изоляции вида, он наиболее прост и удобен в практической работе. На основе этого критерия составлены все определительные таблицы как в ботанике, так и в зоологии.

  • Вместе с тем морфологический критерий является относительным, ограниченность его выступает особенно отчетливо на примере видов-двойников – совместно обитающих видов, которые очень сходны или не различны морфологически, но не скрещиваются между собой.

  • Плод – образование, возникающее из завязи покрытосеменных растений после оплодотворения яйцеклетки и служащие для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян.

  • Семя – орган размножения, расселения и переживания не благоприятных условий жизни у семенных растений (развивается после оплодотворения семяпочки).

  • Плоды образуются из завязей (разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи), ставшие плодом называются околоплодником. Внутри плода находятся семена.

  • Настоящие плоды образуются из завязи пестика ( слива, вишня).

  • Ложные плоды формируются при участии других частей цветка: цветоложе, околоцветника и др. Ложный плод яблоко формируется из разросшегося околоцветника, основания тычинок, лепестков, чашечки.

  • Простые плоды образуются из цветков с одним пестиком ( боб, пшеница, вишня ).

  • Сложные плоды образуются из цветков, имеющих несколько пестиков ( малина, ежевика ).

  • Соплодие образуется из целого соцветия ( шелковица, свекла ).

  • Соцветия – побеги несущие на себе цветки.

  • Соцветия – совокупность цветков, сгруппированных в определенном порядке. Биологический смысл возникновения соцветий: увеличение вероятности опыления цветков. Биологические преимущества – последовательное распускание цветков в соцветии.

Листорасположение – листья располагающиеся на побеге различным образом.

  • Листорасположение – листья располагающиеся на побеге различным образом.

  • Цветок – генеративный орган растения.

  • Цветок – это видоизменённый укороченный побег, в котором формируются половые клетки гаметы и происходит опыление и оплодотворение.

  • Цветок правильный – если через венчик можно провести много осей симметрии (крестоцветные – пастушья сумка, рыжик, редька, репа, редис …).

  • Цветок неправильный – если через венчик можно провести только одну ось (семейство губоцветные, мотыльковые – горох, бобы, вика, чина …, анютины глазки).

  • Жилкование – система проводящих пучков, связывающих лист со стеблем.

  • Жилки – проводящие пучки, соединяющие лист со стеблем. Функция – проводящая и механическая (снабжение листьев водой, минеральными солями и выведение из них продуктов жизнедеятельности; является опорой для листовой пластинки и защищает лист от разрыва).

  • Лист – вегетативный орган, образующийся на стебле и выполняющий важнейшие функции зелёных растений – фотосинтез, транспирация (испарение воды) и газообмен.

  • Стебель – вегетативный орган, который соединяет между собой корень, листья и другие части растения в единое целое. Имеет верхушечный рост.

  • Стебель прямостоячий – растение имеющее прямой стебель (кукуруза, пшеница …).

  • Стебель, несущий одно соцветие или цветок – стрелка (лук, первоцвет …).

  • Стебель ползучий – стебли стелющиеся по земле в разные стороны от корня и могущие укореняться с помощью дополнительных корней (земляника, барвинок …).

  • Стебель стелющийся – стебель стелющийся по земле, но не укореняющийся.

  • Стебель вьющийся – стебель, с помощью которого растения поднимается (вьётся) по подпоркам (хмель, фасоль, вьюнок, ипомея …)

  • Стебель лазающий – стебли имеющие усики или придаточные корни, которые отрастают от стебля и при их помощи цепляются за опору (плющ, горох …).

  • Плети – облиственные побеги, стелющиеся по земле (огурцы, тыква …).

shkolageo.ru

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"

Разделы: Биология

Тема: «Вид. Критерии вида».

Цели урока:

  • обучающие:
    • сформулировать определения понятиям «вид», «критерии вида»;
    • изучить критерии вида и их содержание;
  • развивающие:
    • продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах, устной монологической речи учащихся;
    • способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • воспитательные:
    • воспитывать толерантность учащихся;
    • воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с биологическими объектами.

Методы обучения: проблемный, эвристический

Оборудование: раздаточный материал по критериям вида, коллекции насекомых (разные виды жужелиц), гербарии растений (клевер белый и клевер красный), открытки с изображением медведя белого и медведя бурого, живые объекты: агава американская и агава устрашающая.

ХОД УРОКА

Учитель: Одной из главных особенностей биологической материи на нашей планете является ее дискретность или как сказал основатель учения о микроэволюции Тимофеев-Ресовский «квантированость». Это выражается в том, что она представлена отдельными видами. Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико. Сейчас на ней обитает около 50000 видов растений, более 1,5 млн видов животных, не менее 100000 видов грибов, большое количество видов бактерий и вирусов. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов. Что же такое вид? Что мы понимаем под данным понятием?

Ученики предлагают определения понятию «вид», которые искали по дополнительной литературе при подготовке к уроку. Данные определения они вывешивают в напечатанном виде на доску.

Учитель:В каждое из этих определений положен только один биологический аспект: размножение, анатомические и экологические особенности и другие (это зависит от того какие определения подготовят дети к уроку). В ходе изучения основ общей биологии мы этими определениями не будем пользоваться. А за основу возьмем определение из учебника (Биология. Общие закономерности. В.Б. Захаров, стр.380). В конце урока вы, ребята, сами ответите, почему мы отдаем предпочтение определению из учебника. Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в ученой среде. Для процедуры определения вида используют критерии вида. Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Вопрос о критериях вида занимает центральное место в теории эволюции. Это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выявления механизмов эволюционного процесса. Выделяют 8 критериев вида:

  1. Морфологический.
  2. Физиологический.
  3. Географический.
  4. Генетический.
  5. Этологический.
  6. Экологический.
  7. Биохимический.
  8. Цитологический.

Эти критерии мы будем сейчас изучать.

Ситуация для решения учащимся класса.

Предложены три растения рода традесканция: традесканция приречная, традесканция пурпурная, традесканция зебрина. Относятся ли данные растения к одному или разным видам? Свой ответ аргументируйте. По итогам решения проблемной ситуации дается определение морфологическому критерию вида.

Сообщение учащихся о морфологическом критерии.

Это был первый и долгое время единственный критерий для описания вида. На основе этого критерия К. Линней построил свою Систему Природы. Морфологический критерий самый заметный и удобный, он и сейчас широко используется в систематике растений и животных. Мы можем легко отличить по размерам и окраске оперения большого пестрого дятла от зеленого, большую синицу от хохлатой и длиннохвостой, клевер луговой от люпиновидного. Несмотря на удобства, этот критерий не всегда «работает». Им не воспользуешься для разграничения видов-двойников, практически не отличающихся морфологически. Таких видов много среди малярийных комаров, дрозофил, сиговых рыб. Даже у птиц 5% видов –двойников, а в одном ряду североамериканских сверчков их 17. Использование одного морфологического критерия может привести к ошибочным выводам. Так, К. Линней по особенностям строения отнес самца и самку кряквы к разным видам. Сейчас, когда установлению, что у вида может быть много форм, типологическая концепция вида отброшена и морфологический критерий не всегда удовлетворяет ученых. Все же следует признать, что этот критерий очень удобен для систематизации видов и большинстве определителей животных и растений он играет главную роль.

Для закрепления морфологического критерия учащиеся по группам выполняют лабораторную работу «Морфологический критерий вида»

1-я группа: коллекция насекомых – жужелица изумрудная и жужелица черная2-я группа: гербарий растений – клевер красный и клевер люпиновидный3-я группа: живые растения – агава американская и агава устрашающая4-я группа: фотографии – медведь бурый и медведь белый

Инструктивная карточка

1. Сравните предложенные объекты между собой. Опишите черты их сходства. 2. Сравните предложенные объекты между собой. Опишите черты отличия их друг от друга. 3. Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Относятся ли данные организмы к одному или разным видам?» Свой ответ аргументируйте.

Далее заслушивается отчет о выполненной работе. От каждой группы выступают по одному представителю.

Далее в ходе групповой работы учащиеся изучают оставшиеся 7 критериев.

1-я группа изучает цитологический критерий2-я группа – экологический и этологический критерии3-я группа – географический и физиологический критерии4-я группа – биохимический и генетический критерии

Физиологический критерий

Физиологические особенности различных видов растений и животных часто являются фактором, обеспечивающим их генетическую самостоятельность. Например, у многих дрозофил сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, сто приводит к гибели сперматозоидов. Гибридизация различных видов и подвидов козлов часто приводит к нарушению периодичности плодоношения – приплод появляется зимой, что ведет к его гибели. Скрещивание разных подвидов косуль, например европейской и сибирской, подчас приводит к гибели самки из-за крупного приплода.

Географический критерий

Этот критерий наряду с географическим в большинстве определителей занимает второе место (после морфологического). При определении многих видов растений, насекомых, птиц, млекопитающих и др. организмов, распространение которых хорошо изучено, знание ареала играет существенную роль. У подвидов ареалы, как правило, не совпадают, что обеспечивает их репродуктивную изоляцию и, по сути, их существование в качестве самостоятельных подвидов. Многие виды занимают разные ареалы (их называю аллопатрическими). Но большинство видов имеют совпадающие или перекрывающиеся ареалы (симпатрические). Кроме того существуют виды не имеющие четких границ распространения, а также виды космополиты, обитающие на огромных пространствах суши и океана. В силу этих обстоятельств географический критерий не может быть универсальным.

Генетический критерий

Генетический критерий – главный критерий вида, основной видовой признак, обусловленный комплексом особенностей строения и жизнедеятельности организмов данного вида. Генетическая совместимость, сходство морфологических, физиологических, цитологических и др. признаков, одинаковое поведение, совместное обитание – все это создает необходимые условия для успешного размножения и воспроизводство вида. В тоже время эти признаки обеспечивают генетическую изоляцию вида от других сходных с ним.

Этологический критерий

Для некоторых видов животных механизмом, препятствующим скрещиванию, являются особенности их поведения, особенно в брачный период. Узнавание партнеров своего вида и отвергание попыток ухаживания самцов другого вида основаны на специфических раздражителях – зрительных, звуковых, химические, тактильные, механические и др. В широко распространенном роде пеночки разные виды очень похожи друг на друга морфологически, в природе их не различить ни по окраске, ни по размерам. Зато все они хорошо различаются по песне и повадкам. Песня пеночки веснички сложная, похожа на песнь жаворонка, только без завершающего коленца, а песня теньковки – простенькие монотонные посвисты. Многочисленные виды-двойники американских светлячков были впервые опознаны лишь по различиям в их световых сигналах. Самцы светлячков в полете производят вспышки света, часто, продолжительность и чередуемость которых специфична для каждого вида. Решающую роль в репродуктивной изоляции часто играют различия в демонстративном поведении. Например, близкие виды мух дрозофил различаются спецификой ритуала ухаживания ( по характеру вибрации крыльев, дрожания лапок, кружения, тактильных контактов).

Экологический критерий

Особенности поведения подчас тесно связаны с экологической спецификой вида, например с особенностями устройства гнезда. Три вида наших обычных синиц гнездятся в дуплах лиственных деревьев, преимущественно берез. Большая синица на Урале выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола березы или ольхи, образовавшееся в результате выгнивания сучка древесины. Это дупло недоступно ни дятлам, ни воронам, ни хищным млекопитающим. Синица московка заселяет морозобойные трещины в стволах березы и ольхи. Гаичка же предпочитает строить дупло сама, выщипывая полости в трухлявых или старых стволах березы и ольхи, и без этой трудоемкой процедуры она не отложит яиц.

Биохимический критерий

Он весьма трудоемкий и далеко не универсальный. Однако им можно воспользоваться в тех случаях, когда другие критерии «не работают». Например, для двух видов-двойников бабочек из рода амата диагностическими признаками являются два фермента – фосфоглюкомутаза и эстераза-5, позволяющие даже определять гибридов этих двух видов. В последнее время широкое применение получило сравнительное изучение состава ДНК в практической таксономии микробов. Разработанные методы дают возможность сравнить состав у законсервированных в толщах земли бактерий и ныне живущих форм. Было проведено, например, сравнение состава ДНК у пролежавшей около 200 млн. лет в толще солей палеозойской бактерии псевдомонады солелюбивой и у ныне живущих псевдомонад. Состав их ДНК оказался идентичным, а биохимические свойства – сходными.

Цитологический критерий

Развитие цитологических методов позволило ученым исследовать форму и число хромосом у многих видов животных и растений. В ряде случаев число хромосом служит характерной особенностью вида. Кариологический анализ позволил, например, упорядочить систематику диких горных баранов, у которых разными исследователями выделялось от 1 до 17 видов. Анализ показал наличие трех кариотипов: 54-хромосомный – у муфлонов, 56-хромосомный – у архаров и аргали и 58-хромосомный – у обитателей гор Средней Азии – уриалов. Однако и этот критерий не является универсальным. Во-первых, у многих разных видов число хромосом одинаково и форма их сходна. Во-вторых, в пределах одного и того же вида могут встречаться особи с разным числом хромосом. Это так называемые хромосомный и геномный полиморфизм. У песчанок из разных мест обитания число хромосом различное: 40 – у песчанок алжирской популяции, 52 – у израильских и 66 – у египетских. Иногда этот критерий неверно трактуется как генетический. Безусловно, число и форма хромосом важный признак, препятствующий скрещиванию особей разных видов. Однако это скорее цитоморфологический критерий, так как речь идет о внутриклеточной цитологии: числе и форме хромосом, а не о наборе и структуре генов.

По окончанию работы каждая группа делает сообщения об изученном критерии вида.

Закрепление

Учитель читает отрывок.

1. Обитающая в нескольких районах обыкновенная лисица образует несколько географических форм, постепенно сменяющих друг друга. Самые северные лисицы, обитающие в лесной зоне, самые крупные. Лисы степей и полупустынь мельче. Еще мельче лисы, живущие в среднеазиатских пустынях, и самые мелкие лисы обитают в Афганистане, Пакистане и Индии. Чем южнее обитают лисы, тем длиннее у них хвост и уши.

2. Малярийный комар встречается и в тех районах Европы, где малярии никогда не было. Кроме того, в одних частях он предпочитает кормиться на человеке, а в других – исключительно на домашних животных; в одних районах он размножается в солоноватой воде, а в других – только в пресной. Внешне эти формы почти неразличимы, известные пока различия касаются особенностей структуры яйца, числа и ветвистости щетинок у личинок.

Вопросы к классу.

1. О каких критериях идет речь в прочитанном отрывке? 2. О разных или об одном виде идет речь в отрывке? 3. Сделайте вывод по прочитанному отрывку.

Далее возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока. «Почему мы пользуемся определением понятию вид из учебника?».

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Лабораторная работа Изучение критериев вида (на примере цветковых растений). 11 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ИЗУЧЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ВИДА (на примере цветковых растений и насекомых) В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит представление о виде. Видом называют совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям существования и занимающих в природе определенную территорию – ареал. Виды отличаются друг от друга многими признаками. Характерные для вида признаки и свойства называют критериями. Для выделения той или иной группы особей в отдельный вид существует ряд критериев. Чтобы отнести какую-либо особь к определенному виду, следует провести анализ всех критериев. Главным из них считают морфологический. Морфологический критерий основан на внешнем и внутреннем сходстве особей одного вида. По внешнему виду, размерам, окраске можно легко отличить один вид от другого. Например, клевер красный от клевера пашенного, василек синий от василька лугового, ласточку городскую от ласточки деревенской и др. Этот критерий самый удобный, а поэтому широко используется в систематике. Однако он недостаточен для различия видов, которые имеют внешнее сходство (виды-двойники). Так, под названием «крыса черная» различают два вида-двойника, имеющих 38 и 42 хромосомы. Затруднительно использование морфологического критерия при диагностике одомашненных видов. Породы, выведенные человеком, могут значительно отличаться друг от друга, оставаясь в пределах одного вида (например, породы собак, голубей и др.). Генетический критерий основан на сходстве кариотипов (наборов хромосом). Для каждого вида характерны определенный набор хромосом, их размеры, форма, количество. Этот критерий относят к важным, но не универсальным, так как существуют хромосомные и геномные мутации. Физиологический подразумевает сходство всех процессов жизнедеятельности (обмен веществ, размножение и другое) у особей одного вида и объясняет степень половой изоляции групп организмов. Биохимический позволяет различать виды по биохимическим параметрам (структуре белков, их составу, структуре нуклеиновых кислот и др.). Этологический критерий связан с межвидовыми различиями в поведении у животных. У птиц для распознавания видов широко используется анализ песен. По характеру издаваемых звуков различаются разные виды насекомых. Разные виды североамериканских светляков различаются по частоте и цвету световых вспышек. Географический основан на том, что каждый вид занимает свой ареал. Но на одном ареале могут обитать несколько видов, поэтому и этот критерий не универсальный. Экологический учитывает совокупность условий, к которым приспособлен вид. Таким образом, каждый вид занимает определенную экологическую нишу. Так, например, лютик едкий произрастает на пойменных лугах, лютик ползучий – по берегам рек, лютик жгучий – на заболоченных местах. Но экологические ниши пересекаются, поэтому критерий не универсален. Таким образом, ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно по совокупности всех критериев.

Цель работы: доказать, что для установления принадлежности особи к данному виду необходимо знать несколько критериев, характеризующих особь всесторонне.

Ход работы: Заполнить таблицу, составив морфологическую, физиологическую, эколого-географическую и др. характеристики цветковых растений. На основе сравнения характеристик сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различия (можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему?). Критерии вида Показатели критерия для объекта ... Показатели критерия для объекта ... 1. 2. 3. 4. 5. Охарактеризуйте виды насекомых по ряду критериев. Результаты запишите в таблицу. Какие критерии учитывались при определении изученных животных к одному из видов? РОМАШКА АПТЕЧНАЯ (РОМАШКА ЛЕКАРСТВЕННАЯ) Род Ромашка, семейство Астровые (Сложноцветные). Травянистое однолетнее растение, высотой до 60 см, с сильным специфическим запахом. Всё растение голое, без опушения. Корень стержневой, слабо разветвлённый, светло-бурый. Стебель прямостоячий или восходящий, внутри полый, тонкий, ребристый, от основания ветвистый, доверху облиственный. Листья сидячие, очередные, у основания немного расширенные, в общем очертании яйцевидные или широко-ланцетные, длиной 15-60 мм, шириной 5-18 мм, дважды (трижды) перисто-рассечённые на очень тонкие раздвинутые доли. Отдельные доли - узколинейные, почти нитевидные (до 0,5 мм в ширину), заострённо-шиловидные. Соцветия - конические корзинки диаметром до 25 мм; многочисленные, расположены на тонкоребристых длинных цветоносах на верхушках стеблей и боковых побегов. Соцветия образуют в совокупности общее щитковидное соцветие. Корзинки состоят из цветков двух типов: от 12 до 18 женских язычковых цветков образуют наружный ряд, а в середине соцветия расположены многочисленные трубчатые обоеполые цветки. Краевые цветки - с белыми отогнутыми язычками, имеющими длину от 8 до 14 мм и ширину от 2,5 до 3 мм, с пятью зубцами на верхушке; к концу цветения язычки отгибаются вниз. Внутренние трубчатые цветки - золотисто-жёлтые, значительно мельче язычковых, с пятилопастным венчиком. Тычинок в трубчатых цветках пять, сросшихся пыльниками в трубку, окружающую столбик. Пестик - с нитевидным столбиком и двумя загнутыми рыльцами. Распускаются корзинки постепенно. Сначала язычковые цветки направлены вверх, а цветоложе плоское. Затем венчики язычковых цветков располагаются горизонтально, цветоложе вытягивается, и зацветают нижние трубчатые цветки. Когда язычковые цветки отцветают, их венчики отклоняются вниз, цветоложе всё более принимает коническую форму. Трубчатые цветки расцветают от края к центру; к тому моменту, когда расцветают цветки, находящиеся в самом центре корзинки (на вершине конуса), крайние (нижние) трубчатые цветки уже находятся в стадии плодоношения. Плоды - цилиндрические, почти белые, светло-бурые, притуплённые, у основания суженные, слегка изогнутые мелкие семянки; в длину 1-2 мм и 0,2-0,3 мм в ширину. Диплоидный набор хромосом 2n=18. Цветет с мая до сентября. Встречается в огородах, садах, на полях, пустырях, вблизи жилья, у дорог. Ареал ромашки аптечной охватывает Восточную Европу, Кавказ, европейскую часть России, Среднюю Азию.

РОМАШКА ПАХУЧАЯ (РОМАШКА БЕЗЪЯЗЫЧКОВАЯ, РОМАШКА РОМАШКОВИДНАЯ) Однолетнее травянистое растение с сильным запахом, высотой 10-30 см. Корень стрежневой. Стебли толстые, прямостоячие, сильно ветвящиеся, особенно наверху, густо облиственные, на всем протяжении усеяны тонкими листьями. Листья сидячие (до 50 мм в длину, до 20 мм в ширину), очередные, дважды перисто-рассеченные, с узколинейными заостренными дольками. Цветет на протяжении всего лета, но, в отличие от других видов ромашки, у ромашки безъязычковой нет белых краевых лепестков. Ее мелкие зеленовато-желтые трубчатые цветки собраны в небольшие выпуклые соцветия-корзинки, сидящие на коротких цветоносах. По мере созревания плодов корзинки становятся все более выпуклыми и принимают коническую или яйцевидную форму. Плоды созревают в сентябре и представляют  собой мелкие (до 2 мм), продолговатые, буровато-зеленые семянки. Число хромосом: 2n=18. Ромашка распространена преимущественно в сельской местности (в европейской части России, в Сибири, на Дальнем Востоке, на Кавказе, в Крыму, в Прибалтике и в Средней Азии): часто встречается на улицах, во дворах, вдоль ручьев и оврагов, на пустырях, по обочинам лесных и грунтовых дорог, а также как сорняк на полях. Растет на сухих каменистых почвах.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ОДНОГО РОДА ПО МОРФОЛОГИЧЕСКОМУ КРИТЕРИЮ Цель работы: познакомиться с морфологическим критерием вида, научиться описывать характерные морфологические признаки вида, определять принадлежность организмов к одному или разным видам по морфологическому критерию. Ход работы: Рассмотрите растения двух видов одного рода, охарактеризуйте особенности внешнего строения основных органов растения (корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена). Дайте морфологическую характеристику изучаемых видов. Результаты исследований занесите в таблицу. Оцените достаточность представленных вами характеристик для обнаружения данных видов в природе (сделайте вывод о морфологическом сходстве организмов одного рода и различии видов по морфологическим признакам). Контрольные вопросы: Что представляет собой вид? Что такое критерии вида? Применение каких критериев позволит идентифицировать вид? Какие признаки следует изучить у организмов для применения морфологического критерия? Обоснуйте значение морфологического критерия для определения видов. Почему изучаемые вами растения относят к разным видам? В чем несовершенство морфологического критерия для разграничения видов в природе? Признак Редька дикая Редька огородная Корневая система Корень Стебель (высота, форма, тип) Листорасположение Листья (форма листовой пластинки, жилкование, простой или сложный) Соцветия Цветки Плоды (название, сочные или сухие, одно- или многосемянные, способ распространения) Семена (форма, размер, окраска, количество) РЕДЬКА ДИКАЯ Однолетний яровой сорняк семейства Крестоцветных (Капустных). Стержнекорневое растение. Главный корень тонкий, ветвящийся. Стебель прямостоячий, высотой 30- 60 см, разветвленный, коротковолосистый. Листья черешковые, лировидно-перисто-раздельные, с неравномерно-зубчатыми, продолговато-яйцевидными долями. Соцветие кисть. Цветки правильные (симметричные), обоеполые, раздельно-лепестковые. Околоцветник двойной, 4-х членный; чашелистики цветка зеленые, прямостоячие. Лепестки (до 20 мм длиной) расположены крестообразно, светло-желтые, реже белые, с желтыми или фиолетовыми жилками и длинным кончиком. Тычинок 6, из них 2 короче остальных. Пестик один. Всходит весной. Цветет в июне-августе. Плодоносит в июле. Плод - стручок, твердый, членистый, не раскрывающийся, с длинным носиком. Форма плода - цилиндрическая. После созревания распадается на 5-8 (11) отдельных члеников, содержащих по одному семени. Способностью стручков распадаться на членики редька дикая отличается от других крестоцветных, в частности от горчицы полевой и сурепки. Цвет плода - бледно-желтый. Размер плода - длина 30-80 мм, ширина 3-4 мм. Размер семян - диаметр 3-3,5 мм. Форма семян - овально-шаровидная. Цвет семян - красновато-коричневый. Глубина прорастания - 2-5 см. Жизнеспособность семян в почве - более 10 лет. Максимальная плодовитость - 12 тыс. семян, средняя - 160-2500 семян. Температура прорастания - минимальная от +2 до +4 °С; семена дружно прорастают только после перезимовки, имея период покоя, который длится 6-8 месяцев. Сильно распространена на всей европейской территории России, особенно в полесье и в северной части лесостепи, а также в Западной Европе, за исключением северной Скандинавии, Малой Азии, редко - на Кавказе, в Сибири и Дальнем Востоке. Засоряет яровые посевы (ячменя, овса, гороха, льна, люпина). Растет на лугах и пастбищах, огородах, по обочинам дорог и в посевах многолетних трав и т. д. Хорошее медоносное и масличное растение, но непригодно как зеленый корм. РЕДЬКА ПОСЕВНАЯ (РЕДЬКА ОГОРОДНАЯ) Двулетнее растение семейства крестоцветных, высотой 30-70 см, с лировидными, перистонадрезанными, жестковолосистыми листьями. Листья и стебель мало опушены. На первом году дает розетку листьев и сильный стержневой корнеплод (большой, свеклоподобный, мясистый, сочный, снаружи черный, внутри белый, с острым жгучим вкусом и запахом, вызывающим слезотечение). На второй год  появляется прямой стебель с разветвлением в верхней части  и кистевидное соцветие (кисть). Цветки лиловые, белые с фиолетовыми прожилками или розовые, с 4 лепестками (строение как у всех крестоцветных). Плод - стручок, веретенообразный, толстый, вздутый, нераскрывающийся. Семена овальной формы, темные, мелкие. Редька цветет в апреле-мае, плоды созревают в мае-июне. Возделывается в садах и огородах почти повсеместно.

weburok.com

Критерии вида — урок. Биология, Общие биологические закономерности (9–11 класс).

Критерии — характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других.

Основные критерии: морфологический, физиологический, генетический, биохимический, экологический, географический и исторический.

 

Морфологический критерий характеризует особенности внешнего и внутреннего строения особей данного вида. Так, разные виды лютика различаются по форме, размерам и расположению листьев, по строению стебля. 

  

Лютик едкий

  

Лютик ползучий

 

Физиологический критерий характеризует особенности процессов жизнедеятельности (размножения, обмена веществ, раздражимости и т.д.). Наиболее важным признаком является способность свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. Особи разных видов обычно не могут скрещиваться и давать потомство из-за разного строения органов размножения, отличий в брачном поведении, несовместимости половых клеток.

  

Генетический критерий — это определённый набор хромосом, имеющих характерное строение и состав. Это наиболее важный критерий, так как он определяет репродуктивную изоляцию вида.

 

Хромосомные наборы разных видов растений и животных:

1 — скерды, 2 — кузнечика, 3 — плодовой мушки, 4 — бабочки,

5 — курицы. 

  

Биохимический критерий отражает сходство химического состава (белков, нуклеиновых кислот и др.) и особенности обмена веществ у особей данного вида.

 

Экологический критерий — это особенности факторов среды, необходимые для жизнедеятельности особей. Каждый вид может обитать только в той среде, где климат, особенности почвы, рельеф и источники пищи соответствуют его пределам выносливости.

 

Среда обитания медведя белого

 

Среда обитания медведя бурого

  

Обитающие на одной территории близкие виды занимают разные экологические ниши. Так, большой пёстрый дятел зимой питается семенами сосны и лиственницы. Чёрный дятел желна добывает из под коры елей личинки усачей, а малый пёстрый дятел добывает насекомых из древесины ольхи или стеблей травянистых растений.

 

Географический критерий характеризует территорию (ареал), на которой обитают и проходят полный цикл своего развития особи данного вида.

 

 Ареал обитания малиновки обыкновенной

  

Исторический критерий характеризует происхождение данного вида. Основан на изучении истории группы близких видов. Этот критерий носит комплексный характер, поскольку включает сравнительный анализ современных ареалов видов (географический критерий), сравнительный анализ геномов (генетический критерий) и др.

Эволюция лошади

www.yaklass.ru

Заяц-беляк и заяц-русак — Мегаобучалка

Практическая работа: «Изучение морфологических особенностей вида. Изучение многообразия критериев вида»

Цель работы:определить, можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду; уметь использовать критерии вида для его характеристики.

Ход работы:

1. Рассмотрите предложенные образцы растений.

Данные по морфологическому строению растений запишите в таблицу, составьте морфологическую характеристику двух растений одного рода. (пользуясь описанием растений в конце)

Сделайте вывод о причинах сходства и различия.

План описания растений Ветреница дубравная   Ветреница лютичная
1. Корневая система    
2. Стебель    
3. Листорасположение    
4. Лист простой, или сложный, строение листа    
5. Цветки, соцветия    
6. Плод    

Ветреница дубравная Ветреница лютичная

 

 

  1. Из текста выберите предложения с определенными критериями вида. Порядковые номера предложений внесите в третий столбец таблицы.

 

Заяц-беляк и заяц-русак

1.Род собственно зайцев, к которому относятся русак и беляк, а также еще 28 видов, довольно многочислен. 2.Наиболее известные в России зайцы — беляк и русак. 3.Беляка можно встретить на территории от побережья Северного Ледовитого океана до южной границы лесной зоны, в Сибири — до границ с Казахстаном, Китаем и Монголией, а на Дальнем Востоке — от Чукотки до и Северной Кореи. 4.Распространен беляк и в лесах Европы, а также на востоке Северной Америки. 5.Русак обитает на территории Европейской России от Карелии юга Архангельской области до южных границ страны, на Украине и в Закавказье. 6.А вот в Сибири этот заяц обитает только на юге и к западу от Байкала.

7.Беляк получил свое название благодаря белоснежному зимнему меху. 8.Только кончики ушей остаются у него черными весь год. 9.Русак же в некоторых северных местностях тоже сильно светлеет к зиме, но снежно-белым он не бывает никогда. 10.А на юге он вовсе не меняет окраски.

11.Русак больше приспособлен к жизни в открытых ландшафтах, поскольку он крупнее беляка, да и бегает лучше. 12. На коротких дистанциях этот заяц может развивать скорость до 50 км/час. 13.У беляка лапы широкие, с густым опушением, чтобы меньше проваливаться в рыхлые лесные сугробы. 14.А у русака лапы уже, ведь на открытых местах снег, как правило, твердый, слежавшийся, «утоптанный ветром».

15. Длина тела беляка — 45—75 см, масса — 2,5—5,5 кг. 16.Уши короче, чем у русака. 17.Длина тела русака — 50—70 см, масса до 5 (иногда 7) кг.

18.Размножаются зайцы обычно два, а на юге три или даже четыре раза в год. 19.У зайцев-беляков в выводе может быть по два, три пять, семь зайчат, а у русаков - обычно всего один или два зайчонка. 20.Русаки начинают пробовать траву через две недели после рождения, а беляки и того быстрее — через неделю.

 

Название критерия Признаки особей по критерию Порядковые номера предложений
1. Морфологический Сходство внешнего и внутреннего строения организмов.  
2. Физиологический Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании.  
3. Экологический Сходство по способам питания, местам обитания, наборам факторов внешней среды, необходимых для существования.  
4. Географический Занимают определённый ареал.  
5. Биохимический Сходство по биохимическим параметрам – состав и структура белков, нуклеиновых кислот.  
6. Этологический Сходство в поведении. Особенно в брачный период (ритуалы ухаживания, брачные песни и т. д.).  
7. Цито-генетический а)Цитологический Особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство (основан на сходстве числа хромосом, их формы и строения).  
б) Генетический Генетическая изоляция видов. Наличие постпопуляционных механизмов изоляции. Важнейшие из них — это гибель мужских гамет (генетическая несовместимость), гибель зигот, нежизнеспособность гибридов, их стерильность, наконец, невозможность найти полового партнера и дать жизнеспособное плодовитое потомство  
8. Исторический Общность предков, единая история возникновения и развития вида.  

 

 

Таксон: Семейство Лютиковые (Ranunculaceae)

Ветреница дубравная (Anemone nemorosa).

Описание. Многолетнее травянистое растение семейства Лютиковые (Ranunculaceae). Имеет горизонтальное цилиндрическое, гладкое корневище, которое ветвится и быстро разрастается. Благодаря этому растение образовывает густые заросли. Стебель прямостоячий, редко опушенный, высотой 10-25 см. Листья трижды рассечённые. Прикорневой лист один (или нет вообще) длинночерешковый. Стеблевые листья на коротких черешках, собранные по три в кольцо. Цветоносы одиночные с одним цветком на конце. Цветки белые, светло-розовые или лиловые, чаще с шестью (может быть 7 или 8) яйцевидными лепестками, 20-30 мм в диаметре. Цветёт в апреле - мае. Созревание плодов в июне. Плод - продолговатая, коротковолосистая семянка с многочисленными семенами. Ветреница дубравная предпочитает тенистые участки с рыхлой плодородной почвой. Растёт в лесах (преимущественно широколиственных), среди кустарников. Размножается вегетативно и семенами. Растение распространено в Западной Европе, Средиземноморье, в лесной зоне европейской части России. Существует около 150 видов ветреницы. У большинства видов этого растения при ветре лепестки легко опадают. Наиболее распространённые виды - дубравная, лесная, лютиковая. Растение ядовито!

Ветреница лютичнаяAnemone ranunculoides

Ветреница лютичная - многолетнее травянистое растение, имеющее длинное, ползучее, хорошо развитое корневище темно-бурого цвета, от которого отходят несколько чешуевидных листьев на длинных черешках. Стебель от 10 до 30 см высоты, прямостоячий, голый или редковолосистый. Листья полукожистые, трехлопастные, у основания глубокосердцевидные, снизу часто покрытые пурпурным налетом. Цветки ярко-желтые, с тремя мелкими, подобными чашелистниками, зелеными листочками обертки и с 6 голубыми, подобными лепесткам, чашелистиками; венчик недоразвит; тычинок и пестиков много. Опыляется при помощи дождевой воды: это происходит при наполнении прямостоячего околоцветника водой, на поверхности которой плавают пыльцевые зерна. Внешне цветки ветреницы немного напоминают цветки лютика. Когда ветреница цветет, лесные деревья и кустарники только начинают распускаться. В это время в лесу много света. После того как деревья оденутся листвой и в лесу станет темно, развитие ветреницы заканчивается. Она начинает желтеть, стебель с листьями вянет и ложится на землю. В начале лета никаких следов растения уже не остается. Только в почве сохраняется живое корневище, которое на следующую весну дает начало новому побегу с листьями и цветком. Плоды — семянки с коротким изогнутым носиком. Цветет в апреле—мае. Для животных опасна ветреница только в свежем виде. Плод семянка.

 

megaobuchalka.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта