Определение видов растений и животных. Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид: критерии и структура"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

отличие признаков определения видов растений и животных. Определение видов растений и животных


Вид. Признаки вида

Разделы: Биология

Цель урока: формирование у учащихся общих представлений о понятии «биологический вид».

Задачи урока: изучить основные признаки (критерии) вида и сформировать у учащихся представление о понятии «Вид»;  продолжить развитие у учащихся умений обобщать и систематизировать знания; продолжить развитие навыков самостоятельной работы и самоанализа у учащихся.

ХОД УРОКА

1. Активизация познавательной деятельности учащихся

Учитель: В мире существует огромное множество различных видов животных, растений, грибов и бактерий. Какие виды животных и растений известны вам?

Дети называют известные им виды.

Учитель: Вы назвали много различных видов. А теперь давайте поиграем с вами в мини-игру. (Приложение 1. Слайд 1.)

Учитель: Как вы думаете, эти насекомые относятся к одному виду? Что это за насекомые? (Слайды 2 и 3).

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: Это два разных вида. Оса и муха-журчалка, «маскирующаяся» под осу. Они похожи, не так ли?

Учитель: А эти две змеи относятся к одному виду? (Слайды 4-5).

Дети отвечают.

Учитель: Эти ядовитый коралловый аспид и безвредная молочная змея. Чем они похожи, а чем отличаются?

Дети высказываются.

Учитель: А эти две птицы относятся к одному виду? Они выглядят такими разными. (Слайды 6 и 7).

Учитель: В мире существует много различных видов похожих между собой. Например ястреб тетеревятник и ястреб перепелятник (Слайд 8). Или же наоборот,  самцы и самки одного вида могут сильно отличаться внешне (Слайд 9). Так как же учены определяют, какие животные относятся к одному виду, а какие к разным? (Слайд 10).

2. Новая тема: Вид. Признаки вида

Учитель: Так что же такое «Вид»? Давайте попытаемся разобраться. (Слайд 11). Существуют несколько признаков – критериев, по которым следует сравнивать особей прежде, чем относить их к одному биологическому виду.

Первый критерий – Морфологический. (Слайд 12). Морфологический критерий – это внешний облик животного или растения. Особи, относящиеся к одному виду, обычно похожи между собой. Например, тигры или волки, или одуванчики внешне схожи с особями своего вида.

Второй критерий (признак) – Физиолого-биохимический. (Слайд 13). Он говорит о физиологических процессах в организмах. У особей одного вида они обычно протекают с одинаковой скоростью. Хотя бывают и исключения. Например, головастик и взрослая лягушка относятся к одному виду, но физиологически процессы в их организмах протекают с различной скоростью. Биохимический признак рассказывает о химическом составе клеток животных и растений. У особей одного вида, химический состав сходен.

Третий признак – Географический. (Слайд 14). Ареал – это определенная территория, на которой обитает тот или иной вид. Взглянув на географическую карту, мы всегда можем указать области, в которых встречается тот или иной вид животных или растений. На слайде у нас представлен ареал обитания бурого медведя. Где же обитает этот крупный хищник?

Дети отвечают на вопрос.

Учитель: Четвертый признак – Экологический.(Слайд 15) Этот критерий рассматривает условия в которых обитает особь, а так же его образ жизни. Некоторые виды предпочитают влажные джунгли, другие приспособились к обитанию в суровых условиях пустынь. Одни животные активны днем, другие ночью. Назовите несколько видов растений и животных, обитающих в пустыне? Каких дневных и ночных хищников вы знаете?

Дети дают ответы.

Учитель: Пятый признак – генетический (Слайд 16). Исследователи сравнивают количество хромосом в клетках растений и животных, а так же общее строение молекул ДНК. У Особей одного вида наследственный материал сходный. Например, у человека – 46 хромосом, у волка – 78, у лисы– 36, у слона – 56, у дельфина – 44, а у комара – всего 6 хромосом.

Вывод: лишь сравнив особей по всем признакам, мы можем с уверенностью говорить, что они относятся к одному виду. Почему необходимо сравнивать по всем признакам? (Слайд 17)

Дети отвечают, приводя примеры « исключений» по каждому из пяти признаков.

Учитель: Так что же такое Вид? Давайте попробуем дать определение этому понятию.

Дети высказывают свои варианты определения «Вида», учитель корректирует и направляет их ответы. Наиболее полное определение дети записывают в тетрадь. (Слайд 18).

3. Закрепление: дети самостоятельно заполняют представленную таблицу. По завершении работы, они обмениваются тетрадями и с помощью учителя проверяют работы. (Слайд 18) Приложение 2.

Таблица «Признаки Вида».

Признак Вида

Значение признака

Морфологический  
Физиолого-Биохимический  
Географический  
Экологический  
Генетический  

4. Рефлексия

Учитель:

– Так по каким же признакам должны быть сходны организмы, что бы их отнесли к одному виду? – Почему необходимо сочетание большинства признаков? Какие исключения вам известны? – Что такое Вид? – Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что вас удивило?

5. Домашнее задание: §30.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

отличие признаков определения видов растений и животных - Блоги

отличие признаков определения видов растений и животных

`Биологический вид — Википедия * 1 Становление понятия; 2 Признаки; 3 Название вида; 4 Концепции вида… Накопление числа описанных видов и подвидов животных, растений и… Очень трудно, в частности, дать такое определение вида, которое одинаково… Эта концепция, в отличие от концепции Мишлера и Териота, отрицает … Классификация растений. Карл Линней. Книги из серии 100 Сто… * Эти отличительные признаки представляют из себя видовые признаки и передаются… Это правило применяется одинаково к животным и растениям. … отличия, сохраняют их неизменно, и никогда один вид (растений) не… неуклюжие определения, которыми один вид отличался в литературе от другого.Организм — Википедия * Изменчивость — различия признаков между особями одного вида, в том числе… Все живые организмы либо, как многоклеточные животные, растения и… другие виды архей фиксируют углерод, однако, в отличие от растений и… можно определить происхождение клеток, их судьбу в организме и т. д.Вид и его критерии * 10 окт 2006… Признаки вида, с помощью которых один вид отличают от другого,… среди сорных и мусорных растений, синантропных животных (виды,… достоверно определить принадлежность особей к конкретному виду.Определение пола у растений * Растения с гермафродитными цветками составляют более 70% видов,… Дело в том, что в отличие от животных организмов процесс формирования пола у… проявление признаков пола у растений таких внешних воздействий как … Различия домашних животных и растений не выходят за… * 3 янв 2004… Различия в породах домашних животных и сортах культурных растений… отметить, что до сих пор не существует чёткого определения вида).… С одной стороны, разбирая отдельные признаки голубиных пород, … Ответы на вопросы по биологии * У опыляемых насекомыми растений образуется гораздо меньше пыльцы,… животные выработали признаки, делающие их похожими на опасные виды. … Почему для определения видовой принадлежности необходимо… Он основывается на внешних различиях между видами животных или растений.Вид биологический термин * Каждая порода животных или растений существует на земле в виде непрерывного… Ботаник де Кандолль дал следующее определение вида: " Вид есть собрание… признаками от типических особей В. Но на практике оценка признаков,… Единственный критерий для отличия видов от разновидностей … Ответы по биологии для 11 класса * 18) Энергетический обмен в клетках растений и животных, его значение.… 62) Естественный и искусственный отбор, их сходство и отличия, роль в… при определении видов обусловлена изменчивостью признаков под … Биология | Тема «Цветковые растения и их классификация» * Затем определяется значение цветковых растений – использование их… бурь, а также раскрывается роль растений для животных, которые питаются ими,… школьники выявляют признаки сходства у разных видов в их строении ,… школьники находят отличия и сходство, овладевают умением находить … Ответы по биологии для 9 класса. * Отличительные признаки живых организмов. 21.… Сходства и отличия человека и млекопитающих животных. 39.… Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры по их сохранению. 44. Факторы… Определение принадлежности бактерий к той или иной систематической группе по форме тела. 2.ВИД И ВИДООБРАЗОВАНИЕ — АЛТУХОВ Ю.П. * Этот подход, заменивший прежние многословные определения вида,… одинаковых индивидуумов, так нет их и среди других видов животных и растений.… Согласно популяционной концепции, инвариантных видовых признаков быть не… качественное отличие механизмов видообразования у животных и … Биологические виды * Согласно современному определению вид — это совокупность географически и… признаками, и биологически изолированных от популяций других видов.… внешнего и внутреннего строения особей данного вида и их отличия от… В то же время в геноме человека, животных и растений обнаружены … Многообразие видов растений и животных * К одному виду от- носятся животные со многими сходными признаками.… Каким образом можно определить вид растения или животного? Задания. 1.Тема 14. «Эволюционное учение»… Биология, Архив * Ж. Б. Ламарк отмечал, что различия между некоторыми видами очень… При определении принадлежности особи к какому-либо виду нельзя… В царстве растений межвидовые гибриды встречаются довольно часто,… Закономерности наследования признаков в популяциях раздельно полых животных и … О ДУШЕ * Определение состояний души естествоиспытателем и диалектиком. Предмет и… Два отличительных признака одушевленного. Душа как… Жизнь растений и животных. Осязание… Три вида чувственно воспринимаемого и их характеристика. Общие… Воображение и его отличие от ощущения и мнения.К вопросу определения понятия «вид». * 2 окт 2013…… критерия для отличия разновидностей и вида не существует, и в установлении… Накопление числа описанных видов и подвидов животных, растений и микроорганизмов привело,… Морфологический критерий – устанавливает различие видов по внешним и внутренним признакам.Белки — основа специфичности * Даже особи одного вида различаются по некоторым свойствам и признакам: … В конечном счете сходство и различие организмов определяется набором белков. Каждый вид растений и животных имеет особый, только ему присущий… Такое изменение формы клеток происходит из-за отличия первичной … Теории Ламарка и Дарвина * Таким образом, распределение видов животных и растений по… популяции по качественным признакам определяется частота особей с тем или иным … Биология. * Данный вид деятельности в формате подготовки ЕГЭ уменьшит… Среди объектов, представляемых для определения и описания, имеются рисунки из разных… клеток растений и животных; определение генотипов родителей по потомству… признаки (особенности бактерий, отличие грибов от растений, ...

aeterna.qip.ru

Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид: критерии и структура"

Разделы: Биология

Цели урока:

  • обучающие:
    • сформулировать определения понятиям «вид», «критерии вида»;
    • изучить критерии вида и их содержание;
  • развивающие:
    • продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах, устной монологической речи учащихся;
    • способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • воспитательные:
    • воспитывать толерантность учащихся;
    • воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с биологическими объектами.

Методы обучения: проблемный, эвристический

Оборудование: раздаточный материал по критериям вида, коллекции насекомых (разные виды жужелиц), гербарии растений (клевер белый и клевер красный), открытки с изображением медведя белого и медведя бурого, живые объекты: агава американская и агава устрашающая.

ХОД УРОКА

Учитель: Одной из главных особенностей биологической материи на нашей планете является ее дискретность или как сказал основатель учения о микроэволюции Тимофеев-Ресовский «квантированость». Это выражается в том, что она представлена отдельными видами. Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико. Сейчас на ней обитает около 50000 видов растений, более 1,5 млн видов животных, не менее 100000 видов грибов, большое количество видов бактерий и вирусов. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов. Что же такое вид? Что мы понимаем под данным понятием?

Показ слайдов: определения понятию «вид».

Учитель: В каждое из этих определений положен только один биологический аспект: размножение, анатомические и экологические особенности и другие. В ходе изучения основ общей биологии мы этими определениями не будем пользоваться. В конце урока вы, ребята, сами ответите, почему мы отдаем предпочтение определению из учебника. Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в ученой среде. Для процедуры определения вида используют критерии вида. Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Вопрос о критериях вида занимает центральное место в теории эволюции. Это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выявления механизмов эволюционного процесса. Выделяют 8 критериев вида:

  1. Морфологический.
  2. Физиологический.
  3. Географический.
  4. Генетический.
  5. Этологический.
  6. Экологический.
  7. Биохимический.
  8. Цитологический.

Эти критерии мы будем сейчас изучать.

Ситуация для решения учащимся класса.

Предложены два растения рода герань: герань душистая, герань обыкновенная. Относятся ли данные растения к одному или разным видам? Свой ответ аргументируйте. По итогам решения проблемной ситуации дается определение морфологическому критерию вида.

Сообщение учащихся о морфологическом критерии.

Это был первый и долгое время единственный критерий для описания вида. На основе этого критерия К. Линней построил свою Систему Природы. Морфологический критерий самый заметный и удобный, он и сейчас широко используется в систематике растений и животных. Мы можем легко отличить по размерам и окраске оперения большого пестрого дятла от зеленого, большую синицу от хохлатой и длиннохвостой, клевер луговой от люпиновидного. Несмотря на удобства, этот критерий не всегда «работает». Им не воспользуешься для разграничения видов-двойников, практически не отличающихся морфологически. Таких видов много среди малярийных комаров, дрозофил, сиговых рыб. Даже у птиц 5% видов – двойников, а в одном ряду североамериканских сверчков их 17. Использование одного морфологического критерия может привести к ошибочным выводам. Так, К. Линней по особенностям строения отнес самца и самку кряквы к разным видам. Сейчас, когда установлению, что у вида может быть много форм, типологическая концепция вида отброшена и морфологический критерий не всегда удовлетворяет ученых. Все же следует признать, что этот критерий очень удобен для систематизации видов и большинстве определителей животных и растений он играет главную роль.

Для закрепления морфологического критерия учащиеся по группам выполняют лабораторную работу «Морфологический критерий вида» (смотри приложение №1)

Далее заслушивается отчет о выполненной работе. От каждой группы выступают по одному представителю.

Далее в ходе групповой работы учащиеся изучают оставшиеся 7 критериев.

1-я группа - изучает цитологический критерий.2-я группа – экологический и этологический критерии.3-я группа – географический и физиологический критерии.4-я группа – биохимический и генетический критерии.

Физиологический критерий

Физиологические особенности различных видов растений и животных часто являются фактором, обеспечивающим их генетическую самостоятельность. Например, у многих дрозофил сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, сто приводит к гибели сперматозоидов. Гибридизация различных видов и подвидов козлов часто приводит к нарушению периодичности плодоношения – приплод появляется зимой, что ведет к его гибели. Скрещивание разных подвидов косуль, например европейской и сибирской, подчас приводит к гибели самки из-за крупного приплода.

Географический критерий

Этот критерий наряду с географическим в большинстве определителей занимает второе место (после морфологического). При определении многих видов растений, насекомых, птиц, млекопитающих и др. организмов, распространение которых хорошо изучено, знание ареала играет существенную роль. У подвидов ареалы, как правило, не совпадают, что обеспечивает их репродуктивную изоляцию и, по сути, их существование в качестве самостоятельных подвидов. Многие виды занимают разные ареалы (их называю аллопатрическими). Но большинство видов имеют совпадающие или перекрывающиеся ареалы (симпатрические). Кроме того существуют виды не имеющие четких границ распространения, а также виды космополиты, обитающие на огромных пространствах суши и океана. В силу этих обстоятельств географический критерий не может быть универсальным.

Генетический критерий

Генетический критерий – главный критерий вида, основной видовой признак, обусловленный комплексом особенностей строения и жизнедеятельности организмов данного вида. Генетическая совместимость, сходство морфологических, физиологических, цитологических и др. признаков, одинаковое поведение, совместное обитание – все это создает необходимые условия для успешного размножения и воспроизводство вида. В тоже время эти признаки обеспечивают генетическую изоляцию вида от других сходных с ним.

Этологический критерий

Для некоторых видов животных механизмом, препятствующим скрещиванию, являются особенности их поведения, особенно в брачный период. Узнавание партнеров своего вида и отвергание попыток ухаживания самцов другого вида основаны на специфических раздражителях – зрительных, звуковых, химические, тактильные, механические и др. В широко распространенном роде пеночки разные виды очень похожи друг на друга морфологически, в природе их не различить ни по окраске, ни по размерам. Зато все они хорошо различаются по песне и повадкам. Песня пеночки веснички сложная, похожа на песнь жаворонка, только без завершающего коленца, а песня теньковки – простенькие монотонные посвисты. Многочисленные виды-двойники американских светлячков были впервые опознаны лишь по различиям в их световых сигналах. Самцы светлячков в полете производят вспышки света, часто, продолжительность и чередуемость которых специфична для каждого вида. Решающую роль в репродуктивной изоляции часто играют различия в демонстративном поведении. Например, близкие виды мух дрозофил различаются спецификой ритуала ухаживания (по характеру вибрации крыльев, дрожания лапок, кружения, тактильных контактов).

Экологический критерий

Особенности поведения подчас тесно связаны с экологической спецификой вида, например с особенностями устройства гнезда. Три вида наших обычных синиц гнездятся в дуплах лиственных деревьев, преимущественно берез. Большая синица на Урале выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола березы или ольхи, образовавшееся в результате выгнивания сучка древесины. Это дупло недоступно ни дятлам, ни воронам, ни хищным млекопитающим. Синица московка заселяет морозобойные трещины в стволах березы и ольхи. Гаичка же предпочитает строить дупло сама, выщипывая полости в трухлявых или старых стволах березы и ольхи, и без этой трудоемкой процедуры она не отложит яиц.

Биохимический критерий

Он весьма трудоемкий и далеко не универсальный. Однако им можно воспользоваться в тех случаях, когда другие критерии «не работают». Например, для двух видов-двойников бабочек из рода амата диагностическими признаками являются два фермента – фосфоглюкомутаза и эстераза-5, позволяющие даже определять гибридов этих двух видов. В последнее время широкое применение получило сравнительное изучение состава ДНК в практической таксономии микробов. Разработанные методы дают возможность сравнить состав у законсервированных в толщах земли бактерий и ныне живущих форм. Было проведено, например, сравнение состава ДНК у пролежавшей около 200 млн. лет в толще солей палеозойской бактерии псевдомонады солелюбивой и у ныне живущих псевдомонад. Состав их ДНК оказался идентичным, а биохимические свойства – сходными.

Цитологический критерий

Развитие цитологических методов позволило ученым исследовать форму и число хромосом у многих видов животных и растений. В ряде случаев число хромосом служит характерной особенностью вида. Кариологический анализ позволил, например, упорядочить систематику диких горных баранов, у которых разными исследователями выделялось от 1 до 17 видов. Анализ показал наличие трех кариотипов: 54-хромосомный – у муфлонов, 56-хромосомный – у архаров и аргали и 58-хромосомный – у обитателей гор Средней Азии – уриалов. Однако и этот критерий не является универсальным. Во-первых, у многих разных видов число хромосом одинаково и форма их сходна. Во-вторых, в пределах одного и того же вида могут встречаться особи с разным числом хромосом. Это так называемые хромосомный и геномный полиморфизм. У песчанок из разных мест обитания число хромосом различное: 40 – у песчанок алжирской популяции, 52 – у израильских и 66 – у египетских. Иногда этот критерий неверно трактуется как генетический. Безусловно, число и форма хромосом важный признак, препятствующий скрещиванию особей разных видов. Однако это скорее цитоморфологический критерий, так как речь идет о внутриклеточной цитологии: числе и форме хромосом, а не о наборе и структуре генов.

По окончанию работы каждая группа делает сообщения об изученном критерии вида.

Закрепление

Учитель читает отрывок.

  1. Обитающая в нескольких районах обыкновенная лисица образует несколько географических форм, постепенно сменяющих друг друга. Самые северные лисицы, обитающие в лесной зоне, самые крупные. Лисы степей и полупустынь мельче. Еще мельче лисы, живущие в среднеазиатских пустынях, и самые мелкие лисы обитают в Афганистане, Пакистане и Индии. Чем южнее обитают лисы, тем длиннее у них хвост и уши.
  2. Малярийный комар встречается и в тех районах Европы, где малярии никогда не было. Кроме того, в одних частях он предпочитает кормиться на человеке, а в других – исключительно на домашних животных; в одних районах он размножается в солоноватой воде, а в других – только в пресной. Внешне эти формы почти неразличимы, известные пока различия касаются особенностей структуры яйца, числа и ветвистости щетинок у личинок.

Домашнее задание:

№44 составить вопросы по типу заданий В и С на данную тему.

Вопросы к классу.

Далее возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока. «Почему мы пользуемся определением понятию вид из учебника?».

Подведение итогов урока.

Презентация.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта