Морфологические особенности растений различных видов. Исследовательская работа Анатомические и морфологические особенности растений как основа, определяющая декоративность

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Морфологические особенности физического развития и их значение для отбора в спорте. Морфологические особенности растений различных видов


Морфологические особенности физического развития и их значение для отбора в спорте

Министерство образования и науки Украины Открытый международный университет развития человека «Украина» РЕФЕРАТ по дисциплине: Спортивная морфология Тема: "Морфологические особенности физического развития и их значение для отбора в спорте" 2008 1. Общие положения Понятие о физическом развитии. Под физическим развитием человека обычно понимают комплекс морфофункциональных свойств организма, который определяет запас его физических сил. В таком понимании физическое развитие становится мерилом физической дееспособности организма. Однако, как пишет В.В. Бунак (1940), «само собой разумеется, что здесь речь идёт об анализе физической дееспособности как чисто физического явления, а не о «работе» или «труде», определяемых целым рядом сложнейших факторов не только биологического, но и социального порядка». В этой трактовке понятие «физическое развитие» применимо только к взрослому организму. Если речь идёт о растущем организме, – необходимо учитывать физиологические процессы, которые для него особенно характерны. В данном случае, как отмечает В.В. Бунак, имеются в виду процессы роста и формирования организма. Установление закономерностей в процессе роста и формирования организма составляет одну из основных задач учения о физическом развитии детей и подростков. Теоретики физического воспитания понимают под физическим развитием «процесс становления и изменения биологических форм и функций организма человека, совершающийся под влиянием условий жизни и в особенности воспитания» (Л.П. Матвеев, 1967). Физическое развитие человека подчиняется объективным законам природы: закону единства организма и окружающей его среды, закону взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, закону перехода количественных изменений, происходящих в организме, в качественные. Известно, что социальные факторы, особенно экономические, оказывают большое влияние на физическое развитие населения. Поэтому уровень физического развития людей является как бы мерилом условий его существования. О влиянии социальных факторов на физическое развитие человека убедительно говорится в работах Н.П. Гундобина (1906), Ф.Ф. Эрисмана (1925), В.Г. Штефко (1929), М.И. Корсунской (1957) и др. Наряду с социально-экономическими факторами физическое развитие человека обусловлено рядом эндогенных факторов, к которым относятся передаваемые по наследству признаки, а также экзогенных, среди которых необходимо указать на экологические условия, особенности постнатального развития. Исследование физического развития составляет один из основных элементов врачебного контроля за людьми, занимающимися физической культурой и спортом. Регулярно проводимые обследования их позволяют раскрыть характер влияния различных видов спорта на организм человека, а также дают возможность рекомендовать начинающим спортсменам заниматься тем или иным видом спорта. В основе физического развития лежат в первую очередь те морфологические признаки, которые определяют структурно-механические свойства организма, таки, как масса, плотность и форма тела. Поэтому большинство исследователей, диагносцируя физическое развитие, опираются на три легко доступных для изучения признака: длину тела, вес тела и обхват груди. В отечественной антропологии весу тела придаётся важное значение как показателю массы, соотношению веса тела с обхватом груди при исключении длины тела – как показателю плотности и, наконец, соотношению обхвата груди с длиной тела – как показателю формы тела. Для более полной характеристики физического развития необходимо учитывать и функциональные особенности организма. В последние годы в связи с широким развитием учения о составе тела при оценке физического развития стали принимать во внимание данные по удельному весу и составу тела человека – таким морфологическим признакам, которые наиболее тесно связаны с функциональными характеристиками организма. Если исходить из теоретических принципов, лежащих в основе учения о физическом развитии, то удельный вес тела человека является более информативным показателем плотности тела, чем соотношение веса тела и обхвата груди. Физическое развитие при прочих равных условиях (длина тела, вес тела, обхват груди) будет тем выше, чем больше удельный вес тела; оно будет тем лучше, чем больше масса и плотность тела. Что же касается формы тела, то многие исследователи считают, что брахиморфия является фактором, повышающим физическое развитие, а долихоморфия, наоборот, понижающим его. Наряду с основными признаками в программу изучения физического развития спортсменов нередко включают и ряд других признаков, таких, как жизненная ёмкость лёгких, сила различных групп мышц, диаметры и периметры частей тела и др. Методы оценки физического развития. В настоящее время существует несколько методов оценки физического развития: метод индексов, метод стандартов и антропометрических профилей, метод корреляции и шкал регрессии. Метод индексов основан на соотношении отдельных признаков физического развития. Существует несколько десятков различных индексов, однако наибольшее распространение получили так называемые весо-ростовые индексы, грудно-ростовой индекс, а также различные «жизненные» индексы. При выведении этих индексов авторы исходили из положения о том, что различные размеры тела человека по отношению друг к другу изменяются пропорционально. Однако, как показали исследования А.И. Ярхо (1924) и В.В. Бунака (1937), при изменении одного из признаков другие могут либо уменьшаться, либо увеличиваться, а иногда оставаться без изменений. Поэтому взаимоотношения между признаками, входящими в состав того или иного индекса, могут оказаться одинаковыми при разных цифровых значениях и, наоборот, разными при одних и тех же цифровых значениях составляющих компонентов. В своём цифровом значении индексы не могут в полной мере отразить истинные соотношения показателей физического развития, которые почти не зависят от возраста, пола, мало изменяются под влиянием занятий спортом. Включая неравнозначные (с точки зрения их биологической значимости) признаки, различные индексы часто противоречат друг другу. Между тем простота техники их вычисления позволяет использовать метод индексов для оценки физического развития спортсменов, особенно при динамических наблюдениях. Метод индексов получил широкое распространение за рубежом. Ι. Весо-ростовые индексы. 1) Индекс Кетле: I = QUOTE , где I – индекс, QUOTE – вес тела (в г), QUOTE – длина тела (в см). Этот индекс показывает, сколько граммов веса тела приходится на 1 см длины тела. Он колеблется у мужчин в пределах 350–400, а у женщин – 325–375. 2) Индекс Брока: I = P – (L – 100). Исходя из этого индекса, вес тела в «норме» должен равняться длине тела без 100 единиц. Как видно, эти индексы основаны на положении о том, что при изменении длины тела на 1 см вес тела должен изменяться также на 1 кг. Однако применение метода корреляции показало, что это не совсем точно. По данным П.Н. Башкирова, при изменении длины тела на 1 см у мужчин вес тела изменяется на 640 г., а у женщин – на 700 г. 3) Индекс Ливи: I = QUOTE × 100. У взрослых мужчин индекс Ливи составляет 23,0–24,0. Слабое физическое развитие характеризуется индексом меньше 23,0, а сильное – больше 24,0. У новорождённых индекс равен 29,7, а у 10–11 летних – 22,8. ΙΙ. Грудно-ростовые индексы. I = T – 0,5 L, где I – индекс, T – обхват груди во время паузы (в см), L – длина тела (в см). Данный индекс называют индексом пропорциональности развития грудной клетки. Средние данные для мужчин + 5,8 см, для женщин + 3,8 см. Естественно, что у широкогрудых спортсменов этот индекс будет выше, чем у узкогрудых. Индекс Ливи: I = QUOTE × 100. ΙΙΙ. Жизненный индекс служит для определения функциональных возможностей аппарата внешнего дыхания: I = QUOTE , где I – индекс, ЖЕЛ – жизненная ёмкость лёгких (в мл), Р – вес тела (в кг). Для взрослых мужчин средний показатель 60 мл, для женщин – 50 мл, для спортсменов – 60–70 мл, для спортсменок – 55–60 мл на 1 кг веса. Метод стандартов и антропометрических профилей. В 1925 г. известный немецкий антрополог Р. Мартин предложил для оценки физического развития метод стандартов и антропометрических профилей, который почти совсем вытеснил метод индексов. Стандарты – это специальные оценочные таблицы средних величин признаков физического развития, полученных при статистической обработке антропометрических данных (длины тела, обхвата груди, веса тела и т.п.) большого числа лиц однородной группы (по возрасту, полу, профессии и т.п.). При этом помимо средней арифметической величины (М) учитывается квадратичное отклонение ( QUOTE ), позволяющее оценить степень варьирования признака. Поскольку большая часть антропометрических признаков зависит от длины тела (роста), то в оценочных таблицах приводятся показатели физического развития соответственно ростовым группам, например для роста 161–165 см, 171–175 см и т.д. Физическое развитие определённого индивидуума по оценочным таблицам сравнивается с физическим развитием той группы, к которой он относится. К категории средних величин, или так называемой норме, Р. Мартин относит все величины признаков физического развития, которые лежат в пределах ± 0,5 QUOTE от М; к категории «ниже средней» – все величины, лежащие в пределах от М – 0,5 QUOTE до М – 1 QUOTE ; к категории «низкой» – все величины, лежащие в пределах от М – 1 QUOTE до М – 2 QUOTE . Категории признака, относящиеся к значениям выше средних величин, определяются с учётом тех же квадратичных отклонений, но со знаком плюс. Оценка по стандартам производится следующим образом. Признак, который надо оценить, сравнивают по таблице с его средней арифметической величиной в соответствующей ростовой группе и вычисляют разницу между ними. Затем определяют, сколько квадратичных отклонений содержится в этой разнице (для этого разницу делят на величину сигмы), и устанавливают уровень физического развития обследуемого. В.Г. Штефко (1929) увеличил границы средней нормы признака: отнёс к ней все величины, лежащие в диапазоне М ± 1 QUOTE . В связи с этим изменились границы и остальных градаций: от М + 2 QUOTE до М + 3 QUOTE – высокое физическое развитие; от М + 1 QUOTE до М + 2 QUOTE – выше среднего; от М +1 QUOTE до М – 1 QUOTE – среднее; от М – 1 QUOTE до М – 2 QUOTE – ниже среднего; от М – 2 QUOTE до М – 3 QUOTE – низкое. Такая градация физического развития нашла широкое практическое применение. Автор её считает целесообразным выделить в качестве основного признака длину тела и проводить характеристику физического развития на фоне тех значений, которые входят в понятие средних её величин, ниже средних и т.д. В связи с этим он выделяет 25 различных комбинаций сочетания признаков (длины тела, обхвата груди и веса тела). Например, физическое развитие среднее при большой длине тела или при малой длине тела; физическое развитие низкое при средней длине тела, малых величинах веса тела и обхвата груди и т.д. Для большей наглядности в оценке физического развития рекомендуется применять график, который получил название «антропометрического профиля» физического развития индивидуума. Для построения графика необходимо начертить сетку соответственно количеству признаков физического развития, в середине провести линию М, показывающую средние величины этих признаков, выше и ниже которой – линии квадратичных отклонений (+ 1 QUOTE , + 2 QUOTE , + 3 QUOTE , – 1 QUOTE , – 2 QUOTE , – 3 QUOTE ). Вычисленные при оценке по стандартам отклонения величины признака наносят в виде точек на сетку и соединяют их прямыми линиями. На графике отчётливо видно, какой из признаков физического развития выше или ниже средних данных групп. Эти графики очень удобны при динамических наблюдениях, так как позволяют следить за изменениями изучаемых признаков. Недостатки метода стандартов и антропометрических профилей сводятся, во-первых, к использованию итогового квадратичного отклонения ( QUOTE ), хотя известно, что оно может служить показателем изменчивости только независимых признаков, а во-вторых, к тому, что при оценке физического развития в качестве основного признака рассматривают длину тела, а вес и обхват груди в зависимости от длины тела. Кроме указанных методов, для оценки физического развития применяют и некоторые другие, например метод корреляции, или шкал регрессии, метод распределения численности состояний признаков и т.п. Однако эти методы громоздки, требуют сложных вычислений и используются лишь в специальных исследованиях. При индивидуальной оценке физического развития спортсменов необходимо учитывать их спортивную квалификацию Сравнивать тотальные размеры (длина тела, вес тела, грудной периметр) или парциальные (длина конечностей, длина их сегментов) можно только с аналогичными средними величинами той или иной группы, к которой относится исследуемый спортсмен, а не со средними показателями морфологических признаков спортсмена вообще, без учёта спортивной специализации. В каждом виде спорта могут специализироваться и высокорослые и низкорослые спортсмены. В связи с этим для спортсменов любой спортивной специализации должны быть разработаны с учётом пола и возраста свои стандарты, т.е. средние величины морфологических признаков. При сопоставлении отдельных групп спортсменов (межгрупповая характеристика), имеющих различные вариации показателей средних величин морфологических признаков, можно лишь указывать, что спортсмены одной группы по сравнению с другой имеют большие или меньшие показатели сравниваемых признаков. Давать по этим параметрам оценку физического развития (физическое развитие выше среднего, ниже среднего и т.п.) нельзя, так как эти признаки являются специфичными лишь для данной группы спортсменов и обусловлены, с одной стороны. Отбором, с другой – влиянием специализации. Например, меньшая длина тела у гимнастов или у тяжелоатлетов не является основанием для того, чтобы характеризовать их как спортсменов с физическим развитием «ниже среднего» или «низким». В отдельных случаях для обеспечения индивидуализации спортивной тренировки возникает необходимость во внутригрупповой характеристике спортсменов. Так, бывает важно установить особенности размеров тела у спортсменов, плавающих различными стилями, у ватерполистов – защитников, нападающих и вратарей и т.п. При этом средние показатели изучаемых признаков спортсменов каждой внутригрупповой специализации сравнивают со средними данными всей группы или между собой. Особенности физического развития у спортсменов различных специализаций Важность изучения морфологических признаков у спортсменов различных специализаций не оставляет сомнений, так как математический анализ позволил установить наличие довольно высоких связей между отдельными размерами тела и достижениями в спорте. Так, у прыгунов коэффициент корреляции между длиной прыжка и длиной бедра составляет 0,53, а между длиной прыжка и длиной голени – 0,43, у штангистов между весом тела и весом штанги при рывке – 0,85, при толчке – 0,80; между длиной тела и весом штанги при рывке – 0,75, при толчке – 0,8. Если исключить влияние длины тела. Коэффициент корреляции между весом тела и весом штанги снижается, но в меньшей мере, чем, если исключить влияние веса тела, т.е. вес тела для тяжелоатлетов имеет большее значение, чем длина. На успех в борьбе оказывают влияние продольные размеры тела (длина конечностей и их звеньев – плеча, бедра и голени), что важно для индивидуализации технических приёмов, поперечные размеры тела (ширина плеч и ширина таза), обусловливающие большую устойчивость борца, а также периметры плеча и бедра. Для тяжелоатлетов и гимнастов существенное значение в достижении спортивного мастерства также имеют продольные, поперечные и обхватные размеры тела. Но если для тяжелоатлетов большую роль играют все поперечные размеры (ширина плеч, груди, таза), то для гимнастов – только ширина плеч и груди; если для тяжелоатлетов важны все обхватные размеры, характеризующие степень выраженности мускулатуры (груди, плеча, предплечья, бедра, голени), то для гимнастов – только размер груди и звеньев верхней конечности (плеча и предплечья). Легкоатлеты-бегуны на 100 и 200 м характеризуются по сравнению с бегунами на 400 м меньшей длиной тела и более короткими ногами с хорошо выраженной мускулатурой. Самые высокие – бегуны на 400 м, несколько ниже – бегуны на средние дистанции и самые низкорослые – марафонцы. Самый маленький вес тела у марафонцев, самый большой – у бегунов на 400 м. Для бегунов на короткие дистанции необходима и мощная мускулатура, так как за короткий промежуток времени им необходимо проявить максимальную силу. Во время бега на длинные дистанции мышечная сила расходуется постепенно, поэтому для стайеров характерны небольшие по размерам мышцы. Для барьеристов очень важны все качества спринтера, а также большая длина ног, поскольку она способствует быстрому преодолению барьеров. Приведённые примеры в достаточной степени подтверждают положение о том, что каждый вид спорта предъявляет определённые требования к строению тела человека, причем, чем выше квалификация спортсмена, тем строже требования. Наряду с этим тренеру необходимо знать, какие морфологические признаки, положенные в основу отбора, мало поддаются средовым воздействиям и как их можно развить в процессе спортивной тренировки. На основании исследования близнецов В.Б. Шварц (1972) установил, что наибольшую генетическую обусловленность имеют продольные размеры тела, а также его вес. Правда, после 18 лет влияние наследственности на вес уменьшается. Меньшее влияние наследственность оказывает на поперечные размеры тела (диаметры), хотя достоверно известно, что поперечные размеры эпифизов бедра, голени, плеча и таз обусловлены наследственностью. Такие размеры, как ширина плеч, поперечный диаметр груди и поперечный диаметр нижнего эпифиза предплечья, в большей мере находятся под влиянием внешних (средовых) факторов. Обхватные размеры (периметры) лишь на 50% зависят от влияния наследственности. Она не влияет на обхват плеча, предплечья и голени и лишь в какой-то мере – на обхватные размеры туловища. Поэтому при отборе способных к физической деятельности детей следует ориентироваться на рост, вес, состав тела и телосложение. Таким образом, изучение морфологических особенностей физического развития спортсменов позволяет решить ряд практических задач, т.е. подойти к вопросам спортивного отбора и индивидуализации тренировочного процесса с научно обоснованных позиций. Список литературы 1. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Спортивная морфология. – М., 2002. 2. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека с основами динамической и спортивной морфологии. – М.: ФиС, 1985. 3. Казначеев В.П. Адаптация и конституция человека. – Новосибирск, 1986. 4. Лысов П.К., Никитюк Б.Д., Сапин М.Р. Анатомия (с основами спортивной морфологии. – М.: Медицина, 2003. 5. Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова. – М.: Изд-во МГУ, 1990. 6. Никитюк Б.А., Гладышева А.А. Анатомия и спортивная морфология. – М., 1989.

univerfiles.com

Презентация на тему "Морфологические особенности растений различных видов"

Презентация на тему: Морфологические особенности растений различных видов

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Лабораторная работа Тема: «Морфологические особенности растений различных видов»

№ слайда 2 Описание слайда:

Цель работы : -закрепить понятие морфологического критерия вида; -учиться составлять описательную характеристику растений.

№ слайда 3 Описание слайда:

Оборудование: Живые растения и гербарные материалы растений разных видов: лютик едкий, лютик ползучий, полынь приморская, полынь горькая, крапива двудомная (жгучая), глухая крапива (яснотка белая)

№ слайда 4 Описание слайда:

Ход работы Смотри стр.292 (учебник) Наблюдения и выводы запишите в тетрадь.

№ слайда 5 Описание слайда:

Лютик едкий Домен: Эукариоты Царство: Растения Отдел: Цветковые Класс: Двудольные Порядок: Лютикоцветные Семейство: Лютиковые Род: Лютик Вид: Лютик едкий

№ слайда 6 Описание слайда:

Лютик едкий — многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 20—50 см. Листья — нижние — длинночерешковые, длиной 5—10 см, пятиугольные, пальчатораздельные; верхние — сидячие, трёхраздельные с линейными, зубчатыми долями. Цветки — ярко-жёлтого цвета, достигают 2 см в диаметре, одиночные или собраны всоцветие полузонтик.  Чашелистиков пять;лепестков — пять; множество тычинок и пестиков.  Цветёт в июне.  Плод — многоорешек плод - Народное название: куриная слепота. цветок

№ слайда 7 Описание слайда:

Лютик ползучий Царство:Растения Отдел:Покрытосеменные Класс:Двудольные Порядок:ЛютикоцветныеСемейство:ЛютиковыеРод:Лютик Вид: Лютик ползучий

№ слайда 8 Описание слайда:

Лютик ползучий — многолетнее травянистое растение высотой 15-40 см с коротким корневищем. Стебель восходящий или стелющийся, укореняющийся в узлах. Прикорневые листья черешковые, тройчатые, состоящие из ромбовидно-яйцевидных, глубоко тройчатораздельных, неравнозубчатых листочков. Верхние листья сидячие, ланцетные, тройчатораздельные.Цветки обоеполые, правильные, с пятью оттопыренными чашелистиками, пятью золотисто-жёлтыми лепестками, многочисленными тычинками и пестиками. Цветки одиночные верхушечные или собраны в полузонтик.   Плод — многоорешек с короткими носиками у орешков. Растёт на влажных, затенённых, наносных почвах: по берегам рек и озёр, на влажных лугах, вкустарниковых зарослях, на лесных болотах, по полям и огородам.

№ слайда 9 Описание слайда:

Лютик ползучий

№ слайда 10 Описание слайда:

Лютик азиатский, махровый • однолетние и многолетние корневищные или корнеклубневые растения;  • стебли прямостоячие, восходящие или распростертые, часто укореняющиеся в узлах; • листья цельные, лопатообразные, пальчато- или перистораздельные, расположены очередно;  • цветки одиночные или собраны в соцветие, желтые, реже белые или красные, простые или махровые;  • плод - многоорешек;  • семена голые или волосистые, плоские или выпуклые

№ слайда 11 Описание слайда:

Внимание! Любые виды этого неприхотливого растения ядовиты, хотя содержат и массу полезных веществ, из-за чего с осторожностью используется в народной медицине. Самые распространенные представители этого семейства – лютик едкий, лютик ползучий, лютик ядовитый.

№ слайда 12 Описание слайда:

Крапива двудомная или жгучая

№ слайда 13 Описание слайда:

Крапива двудомная (Urtica dioica L.) - многолетнее травянистое жгучее растение семейства крапивных (Urtiсасеае) с длинным ползучим корневищем. Стебель прямостоячий, высотой 90—120 см, с супротивносидячими яйцевидноланцетными черешковыми листьями длиной 8—17 см. Цветки мелкие, зеленые, однополые, собраны в колосовидные повисающие соцветия. Плод — яйцевидный или эллиптический, желтовато-серого цвета орешек 1,2—1,5 мм длины. Цветет с июня до сентября. Крапива как сорное растение распространена повсеместно в Европейской части России, на Кавказе и в Западной Сибири, встречается в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Средней Азии

№ слайда 14 Описание слайда:

Глухая крапива, яснотка белая Царство:Растения Отдел:Цветковые растения Класс:Двудольные Порядок:Ясноткоцветные Семейство:Яснотковые Род:Яснотка Вид:Яснотка белая

№ слайда 15 Описание слайда:

Глухая крапива, яснотка белая (Lamium album), многолетнее травянистое растение семейства губоцветных. По форме листьев похожа на крапиву, но лишена жгучих волосков. Цветки белые, в ложных мутовках. Корневище ползучее горизонтальное. Стебли четырёхгранные, прямостоячие, до 60 см высотой. Листья супротивные.  Черешки листьев до 4 см длиной (у верхушечных листьев много короче — до 1 см). Листовые пластинки яйцевидные или сердцевидные, морщинистые, до 10 см длиной, остропильчатые. Всё растение коротко опушено. Растет в умеренной зоне Северного полушария.

№ слайда 16 Описание слайда:

Полынь горькая Домен: Эукариоты Царство: Растения Отдел: Цветковые Класс: Двудольные Порядок: Астроцветные Семейство: Астровые Род: Полынь Вид: Полынь горькая

№ слайда 17 Описание слайда:

Полынь горькая Высота растения 50—125 см, нередко растёт как полукустарник, со стержневым ветвистым корнем и прямостоячими побегами, с серебристо-войлочным опушением. Стебли прямые, слаборебристые, в верхней части ветвистые. Нижние листья длинночерешковые, дважды-трижды перисто-рассечённые, средние — короткочерешковые, дважды перисто-рассечённые, верхние — почти сидячие, перистые или дважды тройчато-раздельные; дольки всех листьев линейно-продолговатые, тупо заострённые. Цветки все трубчатые, жёлтые; краевые — пестичные, срединные — обоеполые. Корзинки шаровидные, 2,5—3,5 мм в диаметре, в нешироком метельчатом соцветии. Обёртка корзинок черепитчатая, листочки широко-плёнчатые. Цветоложе выпуклое, волосистое. Цветение в европейской части России в июне—июле. Плод — буроватая заостренная семянка около 1 мм длиной, продолговато-клиновидная, тонко-бороздчатая, на верхушке с округлой, слегка выпуклой площадкой.

№ слайда 18 Описание слайда:

Полынь приморская Многолетнее травянистое растение или полукустарник высотой 20-100 см, бело-опушенное, сильно пахнущее, с деревянистым корнем. Стебли многочисленные, восходящие, в верхней части ветвистые, образующие небольшую дернину. Листья с обеих сторон беловатоопушенные, очередные, перисторассеченные, с узкими линейными долями, длиннее корзинок; нижние листья черешковые. Соцветие раскидисто-метельчатое, с отогнутыми книзу цветоносами. Корзиночки поникшие, расположенные метелками на концах веточек стеблей; они очень мелкие, эллиптически-овальные, 1-2 мм длинной, зеленовато-серые в нерасцветшем состоянии, содержат 3-5 цветочков. Трубчатые цветки красноватые или желтоватые. Цветет в июле - октябре. Растет в степях, на сухой солонцеватой почве и меловых отложениях в степной и полупустынных зонах России и по побережью Черного, Азовского и Балтийского морей.

№ слайда 19 Описание слайда:

Полынь приморская

ppt4web.ru

Исследовательская работа Анатомические и морфологические особенности растений как основа, определяющая декоративность

Министерство образования РЕСПУБЛИКи БАШКОРТОСТАН

казённое учреждение «управление образования»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД КУМЕРТАУ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 1 им. Н.Т. Антошкина

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

выполнил: Толстов Артем

ученик 7а класса,

МБОУ Гимназии №1

Научный руководитель:

Янсиярова Гульназ Флюровна,

учитель биологии

МБОУ Гимназии №1

КУМЕРТАУ

2017

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2

  1. История изучения………………………………………………………..3

  2. Законы красоты………………………………………………………….3

  3. Зрительное восприятие………………………………………………….6

  4. Методика исследования…………………………………………………7

  5. Гистологические особенности комнатных растений……………………8

  6. Морфологические особенности растений ………………………………8

  7. Значение цветов в эволюции живых организмов…………..…….………8

  8. Выводы………………………………………………………….………9

  9. Список литературы……………………………………………..…….….10

  10. Приложение………………...…………………………………...……….11

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Красота природы очевидна. Цветы принято дарить, восхищаться ими. Они сопровождают нас всю жизнь, наполняя мгновения радостью и умиротворением. Все народы мира воспринимают, осознают и восхищаются красотой цветов, но механизм восприятия остается не до конца изученным и вызывает множество вопросов. Почему цветы красивые для нас? В чем их секрет?

Объект следования: комнатные и дикорастущие растения.

Цель исследования: выяснить, почему те растения, которые нас окружают, воспринимаются нами красивыми.

Задачи исследования:

  1. Выяснить, что определяется в качестве красивого при восприятии окружающих человека растений и был ли до нас уже исследован этот вопрос?

  2. Существуют ли законы красоты растений ?

Оборудование и программное обеспечение:

Фотоаппарат, микроскоп Альтами, видеофотокамера Альтами, цифровой USB микроскоп со встроенной камерой, биохимическая лаборатория; программа для создания, хранения и записи данных электронных микроскопов Digital Imager, программа обработки изображений Point.

История изучения

Одно из первых описаний тонкой структуры растений было дано в книге английского ученого Роберта Гука «Микрография или некоторые физиологические описания мельчайших телец при помощи увеличительных стекол» (1665). Гук описал некоторые растительные ткани и заметил их клеточное строение. Итальянский ученый М. Мальпиги во второй половине XVII в. тщательно описал микроструктуру листьев, стеблей и корней. Особенно детально он изучил строение стебля (коры, древесины и сердцевины). Почти одновременно с Мальпиги исследовал строение растений и английский натуралист Неэмия Грю, автор «Анатомии растений» (1682). Он сделал много тонких и тщательных наблюдений, установил понятие «ткань», описал строение разных тканей растения (Королькова, 2008; Серебрякова, 2006).

Большинство исследований растений длительное время не затрагивало тему «красоты цветка», а было направлено на строение, лекарственные свойства, физиологические процессы. Много книг посвящено систематике растений. В наше время, в связи с развитием науки и техники, мы можем уверенно сказать, что красота цветов, трав, деревьев, кустарников - вполне закономерный, длительно эволюционно формировавшийся процесс (Еленевский,2006; Иллюстрированное…, 2004; Иллюстрированный, 2002-2004; Маевский, 2006; Миркин, 2002; Определитель, 1995).

Законы красоты

Множество примеров воспевания прекрасного в окружающем мире встречается в литературе (С. Маршак «Ландыш», И. Северянин «Поэма о незабудках», И. Бунин «Полевые цветы», С. Смирнова-Понамарёва «Шиповник», В. Жуковский «О дивной розе…»Л. Кузьминская «Фиалки», В. Ивченко «Васильки», И. Виноградский «Крокусы», Вс.  Рождественский «Астры»), живописи (Винсент Ван Гог «Ваза с розовыми цветами», Альбрехт Дюрер «Пучок первоцветов», Э. Мане «Голубые водяные лилии», «Сирень в вазе», Энди Уорхол «Цветы»), музыке (Антонов Юрий «Сирень», Данцевич Александр «Черёмуха», Зыкина Людмила «Тонкая рябина», Кадышева Надежда «Подари берёзка», Казаченко Вадим «Белая акация», Ротару София «Лаванда» и др.).

Наблюдая за исследуемыми объектами, мы заметили, что в глаза бросается интересная форма растений. Если речь идет о деревьях и кустарниках, принято говорить о форме кроны, травянистые многолетники "щеголяют" формой куста. Так, разные сорта рябины могут "похвастаться" яйцевидными, пирамидальными и плакучими кронами, клены - раскидистыми и шаровидными, сосны - зонтиковидными, подушковидными и пирамидальными (art-ginkgo.com). Среди травянистых многолетников есть немало видов и сортов с компактными кустами, привлекательные не только в цвету. Плотные кроны (у многих хвойных) придают композициям основательность, прочность, прозрачные, кружевные, (сосна, береза) - воздушность и легкость. Необыкновенно привлекательна графика ветвления побегов. Размер листьев определяет характер поверхности кроны растения - ее фактуру. У видов с крупными листьями она рыхлая или грубофактурная. Грубая фактура кроны интересна сама по себе, так же как и бархатистая, мелкофактурная поверхность крон некоторых хвойных. Бархатистая фактура кроны ценится в качестве наиболее выигрышного фона, на котором выступают мельчайшие детали строения других растений, оттенков цвета (art-ginkgo.com). Есть своя собственная фактура поверхности и у листа - глянцевая, матовая, рельефная от сети выступающих или вдавленных жилок, кожистая и плотная… На первый взгляд все листья зеленые. Однако разнообразие оттенков (текстуры листьев) этого цвета в природе так же велико, как и разнообразие самих растений. У растений, приспособленных к яркому солнечному свету, листва или хвоя имеет сизый, голубой оттенок. Лесные виды, приспособленные к недостатку света, частенько "предпочитают" желто-зеленый оттенок зелени. Сезонная расцветка листьев - одно из красивейших явлений в растительном мире, по масштабу и колориту значительно превосходящее цветение. Не только осенью, но уже ранней весной можно любоваться разнообразными оттенками листвы. Если есть в разнообразии растительных форм та, в которой природа не знает ограничений,- это, несомненно, форма листа. Существуют композиционные приемы, универсальные для всех видов искусств. Их применяют и для составления растительных композиций. В составлении групп из растений используют прием контраста - сочетание противоположных признаков (светлое и темное, "тяжелое" и "легкое", вертикаль и горизонталь). А в результате эти признаки зрительно усиливаются. Если контраст основан на различиях, то нюанс - на сходстве. Нюанс позволяет обыгрывать полутона и оттенки, небольшую разницу в форме, размерах листьев и цветков, графике ветвления. Метод повтора одного и того же (ритм) – повторяющиеся одинакового размера, цвета и формы части растений или целые растения( http://home.onego.ru/~otsoppe/book48.htm ).

Большинство попыток к пониманию законов красоты связано с математическими исследованиями (Зенкевич, 2005; Коксетер, 2003; Демьянов, 1986) (рис. 8). Симметрия - закономерное расположение подобных частей тела или форм живого организма, совокупности живых организмов относительно центра или оси симметрии. Асимметрия — отсутствие симметрии. Иногда этот термин используется для описания организмов, лишённых симметрии первично, в противоположность диссимметрии — вторичной утрате симметрии или отдельных её элементов. Понятия симметрии и асимметрии альтернативны. Чем более симметричен организм, тем менее он асимметричен и наоборот. В природе и, в частности, в живой природе симметрия не абсолютна и всегда содержит некоторую степень асимметрии.

Среди элементов симметрии различают следующие:

  • плоскость симметрии — плоскость, делящая объект на две равные половины;

  • ось симметрии — прямая линия, при повороте вокруг которой на некоторых угол, меньший 360, объект совпадает сам с собой;

  • центр симметрии — точка. делящая пополам все прямые линии, соединяющие подобные точки объекта.

Обычно через центр симметрии проходят оси симметрии, а через ось симметрии — плоскости симметрии, однако существуют тела и фигуры, у которых при наличии центра симметрии нет ни осей, ни плоскостей симметрии, а при наличии оси симметрии отсутствуют плоскости симметрии.

У биологических объектов встречаются следующие типы симметрии: 1. сферическая симметрия — симметричность относительно вращений в трёхмерном пространстве на произвольные углы, 2.аксиальная симметрия — симметричность относительно поворотов на произвольный угол вокруг какой-либо оси 3. симметрия вращения 4. двусторонняя симметрия — симметричность относительно плоскости симметрии, 5. трансляционная симметрия — симметричность относительно сдвигов пространства в каком-либо направлении на некоторое расстояние), 6. триаксиальная асимметрия — отсутствие симметрии по всем трём пространственным осям, 7. Существует и другая классификация симметрии, отражающая эволюцию растений (http://www.muldyr.ru/a/a/simmetriya_biologiya_-_tipyi_simmetriy) (прил.2).

В любом растении можно найти какую-то его часть обладающую осевой (двусторонней), центральной (лучевой) или винтовой симметрией (реже выделяются другие виды симметрии). Центральная (лучевой) симметрия наиболее характерна для плодов растений и некоторых цветов. Рассмотрим разрез любой ягоды. В разрезе она представляет собой  окружность, а окружность имеет центр симметрии. Для цветов характерна и поворотная симметрия. Цветок можно, например, повернуть вокруг некоторой прямой на угол, равный 360о/5 (или кратный ему), и он совместится сам с собой. Осевая (двусторонняя) характерна для листьев, семян, некоторых плодов и др. Стебель растения обладает винтовой осью симметрии. У подсолнечника каждый листок появляется после поворота на 72о. Листья на стебле располагаются по спирали так, чтобы, чтобы, не мешая друг другу, воспринимать солнечный цвет.  Симметрия форм цветов придаёт им красоту. В подавляющем большинстве случаев листья могут быть разделены на две более или менее симметричные половинки, т.е. они обладают одной плоскостью симметрии, проходящей вдоль черешка плоскостью симметрии, проходящей вдоль черешка и по середине пластинки. Сложный лист отличается от простого тем, что на черешке имеется несколько пластинок. Несмотря на их разнообразие, все они обладают одной плоскостью симметрии. Листья также подразделяются на «правшей» и «левшей». (Шафрановский, 1985; Заренков, 2009).

Зрительное восприятие

Большое значение в восприятии изображения растений имеет зрение, представляющее собой процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия его отдельные характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук — оптики (в том числе биофизики), психологии, физиологии, химии (биохимии) (прил. 3).

В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (фоторецепторов): высокочувствительные палочки и менее чувствительные колбочки. Палочки функционируют в условиях относительно низкой освещённости и отвечают за действие механизма ночного зрения, однако при этом они обеспечивают только нейтральное в цветовом отношении восприятие действительности, ограниченное участием белого, серого и чёрного цветов. Колбочки работают при более высоких уровнях освещённости, чем палочки. Они ответственны за механизм дневного зрения, отличительной особенностью которого является способность обеспечения цветового зрения.

Возникает вопрос: только ли люди видят красоту окружающих растений? Оказывается, приматов (в том числе и человека) мутация вызвала появление дополнительного типа колбочек — цветовых рецепторов. Это было вызвано расширением экологической ниши млекопитающих, переходом части видов к дневному образу жизни, в том числе на деревьях. Мутация была вызвана появлением изменённой копии гена, отвечающего за восприятие средней, зелёночувствительной области спектра. Она обеспечила лучшее распознавание объектов «дневного мира» — плодов, цветов, листьев. В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимумы чувствительности которых приходятся на красный, зелёный и синий участки спектра(прил. 3). Ещё в 1970-х годах было показано, что распределение типов колбочек в сетчатке неравномерно: «синие» колбочки находятся ближе к периферии, в то время как «красные» и «зеленые» распределены случайным образом, что было подтверждено более детальными исследованиями в начале XXI века. Соответствие типов колбочек трём «основным» цветам обеспечивает распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются, что способствует явлению метамерии. Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще-белого цвета (эффект метамерии лежит в основе восприятия белых лепестков)(Пэдхем, 1978).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мною исследованы растения цветочных магазинов, домашние, школьные и дикорастущие формы улиц, садов, парков и скверов. Работа выполнялась периодически в течение 1 года. Нами созданы коллекции снимков и гербарные материалы. Наиболее важные с точки зрения исследования практические результаты и материалы мы приводим в работе. Нами использовался оптический микроскоп Альтами, usb цифровой микроскоп и камеру (сенсор 1\ 4 дюйма CMOS, увеличение 200х, разрешение 1280х1024 пикс.) В данной работе выявлялись морфологические особенности исследуемых объектов с точки зрения законов красоты, мы постарались ответить на вопрос «Почему те растения, которые нас окружают, воспринимаются нами красивыми?» Исследования внешнего строения трав, кустарников и деревьев проводились в рамках антропогенных территорий города Кумертау.

Гистологические особенности комнатных растений

Изучение растений на тканевом уровне позволило мне понять причины морфологических особенностей растений. Большое значение имеют различные красящие вещества – пигменты, специфичные для каждого вида растений. Наиболее распространены антоцианы. В зависимости от реакций, которые он претерпевает в клеточном соке с солями, дубильными веществами, кислотами, он и придает различную окраску клеточному соку. Не следует смешивать антоциан с хлорофиллом, каротином, ксантофиллом и другими пигментами пластид (Желнин, 2006). Кроме привлечения насекомых, антоциан обладает защитным действием от низких температур, вредных короткосветовых волн. Из желтых пигментов в клеточном соке встречается антохлор. Мною были рассмотрены образцы растений и то, что я увидел представлено в приложении (прил. 4,7)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТЕНИЙ

Нам удалось описать внешнее строение всех изученных объектов, выделить существенные морфологические признаки, указывающие на наличие законов красоты (результаты в прил. 5, 6, 7, 8).

Значение цветов в эволюции живых организмов

Я думаю, что в природе все закономерно и красота цветов имеет большее, чем мы думаем значение. Чтобы убедиться в этом я стал искать литературу по этому вопросу и вот что нашел. Оказывается, секрет теории о красоте растений связан с науками психологией и эволюцией. Идея этой теории заключается в том, что: красота - это простой биологический фактор, конечная цель которого привлекать особей к размножению. И процесс этот задуман природой не для развлечения, а для продолжения рода.

В природе для роста и выживания требуется достаточное количество ресурсов. Деревьям и растениям необходимы солнечный свет, вода и питательные вещества. Животные нуждаются в достаточном количестве пищи и возможности размножения. При этом возникает жесткая конкуренция. Животные, расположенные выше по социальной лестнице, имеют больше возможностей для выживания. Особи, не способные бороться за пищу, в конечном счете, погибают. Благодаря естественному отбору из поколения в поколение передаются гены, несущие в себе качества выживших особей, такие как адаптация к условиям обитания. Постепенно эти качества становятся частью генетического кода этого вида (Желнин, 2006).Так частью генетического рода людей, как и большинства животных и насекомых, стала врожденная способность к восприятию красоты цветов. Наше восприятие красоты цветов является инстинктивным ответом на определенные цветовые оттенки, которые первоначально помогали нашим примитивным предкам находить пищу. В свою очередь цветы, таким образом, передают информацию о скором созревании плода. Растения используют цветы для привлечения животных и насекомых к помощи в размножении через опыление и распространение семян. Цветы становятся наиболее яркими, когда они созрели и готовы к опылению. Контрастные цвета делают цветок более заметным для насекомых и животных. Наличие цветовой двусторонней симметрии в цветке говорит о его большей развитости. Цветы дают возможность определенным видам растений, готовым к опылению, не затеряться в море зелени, привлечь насекомых или животных, способных помочь в размножении.

ВЫВОДЫ

  1. Нами были исследованы различные виды растений. Мы пришли к выводу, что законы красоты существуют и действуют на всех исследованных объектах. Следовательно, они в той или иной степени присущи всем растениям. Исследовав литературные источники, мы пришли к выводу, что секрет красоты в упорядоченности, соответствии законам и правилам красоты. Они работают на внутриклеточном, клеточном, тканевом и организменном уровнях. Механизмы красоты, проявляющиеся на микроскопическом уровне, определяют внешнюю привлекательность цветка. Даже процессы смерти в клетках и тканях растений следуют определенным механизмам и подчиняются законам красоты (пример с лепестками желтой хризантемы).

  2. Частью генетического кода людей, как и большинства животных и насекомых, стала врожденная способность к восприятию красоты цветов.

Материалы по данному исследованию могут быть использованы на занятиях по ботанике, общей биологии, могут служить основой к созданию ландшафтных композициях в озеленении города.

Список литературы

  1. Ботаника с основами фитоценологии. Анатомия и морфология растений. Серебрякова Т.И. — М: Академкнига, 2006. — 543 с. 

  2. Ботаника. Систематика высших, или наземных, растений. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. — М: Академия, 2006. — 464 с. 

  3. Демьянов В. П. Геометрия и Марсельеза. – М.: Знание, 1986 

  4. Желнин Ю.Ю., Лихопуд Э.В. «Пигменты листа. Их свойства и значение.», Ж. «Биология в школе», № 4, с. 42-43, 2006 г.

  5. Заренков Н.А. Биосимметрика. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 320 с.

  6. Зенкевич И. Г. Эстетика урока математики. – М.: Дрофа.2005.

  7. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. В.Э. Скворцов. — М: Т-во науч. изд. КМК, 2004. — 506 с.

  8. Иллюстрированный определитель растений средней России. И.А. Губонов, К.В. Киселева, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров. — Т. 1-3. — М.: Т-во науч. изд. КМК, 2002-2004.

  9. Коксетер Г. С. Новые встречи с геометрией. – М.: Наука, 2003.

  10. Королькова Е.О. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по анатомии и морфологии растений: Учебное пособие к лабораторно-практическим занятиям по ботанике. — М.: МАКС Пресс, 2008. — 22 с.

  11. Маевский П.Ф. Флора Средней полосы Европейской части России. 10-е изд. — М: Т -во науч. изд. КМК, 2006. — 600 с.

  12. Маевский П.Ф. Флора Средней полосы Европейской части России. 10-е изд. — М: Т -во науч. изд. КМК, 2006. — 600 с. 

  13. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Мулдашев А.А. Высшие растения: краткий курс систематики с основами науки о растительности. —М.: Логос, 2002. — 256 с. 

  14. Определитель сосудистых растений центра европейской России. И.А. Губанов, К.В. Киселева, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров. 2-е изд., дополн. и перераб. — М.: Аргус, 1995. — 560 с. 

  15. Практикум по анатомии и морфологии растений Викторов В.П., Гуленкова М.А., Дорохина Л.Н. и др. Под ред. Л.Н. Дорохиной — М: Академия, 2004. — 176 с. 

  16. Ч. Пэдхем, Дж. Сондерс. Восприятие света и цвета.- М.: «Мир», 1978.— С. 19.

  17. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. — М: ИКЦ «Академкнига», 2004. — 495 с. 

  18. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Ленинград, "Недра", 1985. - 168 с.

  19. http://home.onego.ru/~otsoppe/book48.htm //Красота по правилам Из приложения "Цветы в саду и дома"  журнала "Приусадебное хозяйство" 1/02.

  20. http://biofile.ru // Исследования в области ботаники и зоологии в Новое Время.

  21. art-ginkgo.com//Правила составления растительных композиций.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Рис. 1 Крона деревьев и кустарников 1- липы, 2 - ели, 3 - дуба, 4 - берёзы, 5 - тополя пирамидального, 6 – ивы плакучей, 7 - клёна, 8 – можжевельника казацкого. Примеры графичности крон.

Рис.2 Кроны деревьев. Графика побегов. Вид снизу. Парк им. Гагарина г. Кумертау.

Рис.3 Береза, клен, дуб – примеры разреженных, грубофактурных крон с различной текстурой и фактурой листьев. Сезонная расцветка. В цветах встречается контраст и нюанс.

Рис. 4 Фактура листьев Рис. 5 Текстура листьев

Рис. 6 Примеры нюанса цвета

Рис. 7 Сочетание нюанса и контраста

Рис.8 Центральная симметрия

Приложение 2

Примула (Primulaceae), Нарцисс (Amaryllidaceae),

Pyrola (Ericaceae)

Дисимметрия

Две

(дисимметричные)

Билатеральная симметрия

Dicentra(Fumariaceae)

Зигоморфия

Одна (моносимметричные)

Билатеральная, нерегулярная, медиальная зигоморфия

медиальная зигоморфия или билатеральная симметрия

Salvia (Lamiaceae), Орхидея (Orchidaceae), Scrophularia (Scrophulariaceae)

трансверс (верх-низ) зигоморфия

Fumaria и Corydalis (Fumariaceae)

диагональная зигоморфия

облигатная зигоморфия

Aesculus (Hippocastanaceae) находят у Malpighiaceae, Sapindaceae

Приобретённая асимметрия

нет

Нерегулярная, асимметрия

-новая асимметрия

Нерегулярная, асимметрия

Centranthus (Valerianaceae), находят у Cannaceae, Fabaceae, Marantaceae, Zingiberaceae

- энантиоморфия (моно-энантиоморфия, диэнантиоморфия

Энантиостилия, неравнолатеральная

Cassia (Caeasalpinaceae), Cyanella (Tecophilaeceae), Monochoria (Pontederiaceae), Solanum (Solanaceae), Barberetta и Wachendorffia (Haemodoraceae)

Приложение 3

Восприятие цветов

Рис. 9 Строение глаза

Рис.10 Колбочки и палочки в основе строения глаза

Восприятие цветов - это способность зрительной системы различать цвета объектов в поле зрения. Для полноценного восприятия цветов нужна согласованная работа чувствительного аппарата зрительной системы. Механизм цветовосприятия по общепринятой, но уже устаревшей теории о трех компонентах состоит в том, что в зрительной системе имеются три датчика, восприимчивых к трем основным цветам: красному, желтому и синему. Поэтому правильное восприятие цветов называется трихромазией. При определенном смешении трех главных цветов возникает видимость белого цвета. При нарушении работы одного или двух датчиков основных цветов правильного смешения цветов не наблюдается и возникают нарушения цветовосприятия. Цвета отличаются друг от друга кроме всего прочего и по степени яркости. Самым ярким является желтый цвет, за ним следуют оранжевый, красный, зеленый, синий, фиолетовый цвет. Это яркость цвета не абсолютная, а субъективная. Так как она связана с особенностями восприятия данных цветов именно человеком. Маленькое желтое пятно на темной фотографии воспринимается зрением мощнее, чем большое фиолетовое. Например, все знают, что белая одежда зрительно полнит, а черная наоборот - стройнит. Цвет бывает теплым (например, красный, оранжевый, желтый) и холодным (скорее всего это зеленый, синий, пурпурный).

Необходимо еще учитывать и то, что зрение человека имеет еще и такое интересное свойство, как адаптивность. Оно автоматом настраивается на освещенность объекта. Заскочив в достаточно темное помещение в яркий полдень, некоторое время вы почти ничего не будете видеть) (Пэдхем, 1978).

Приложение 4

Гистологические особенности исследованных растений

Рис. 11 Лилия белая (Lílium) (свежий препарат 160х). Чередуются клетки причудливой «амебоидной»формы («ритм»).

Рис. 12 Лист лилии (Lílium) (160х). Видны устьица одинакового размера и на равном расстоянии («ритм»). Две половинки устьица – замыкающие клетки – симметричны.

Рис. 13 Хризантема желтая (Chrysánthemum) (64х). Чередуются полосы квадратных, ромбовидных, овальных, трапецевидных и др. клеток (ритм). Нюанс проявляется в переходах оттенков с более светлых к темным.

Рис. 14 Хризантема желтая (Chrysánthemum) (640х). При высыхании лепестков наблюдался механиз сходный с плазмолизом: отставание протопласта от клеточной стенки. При этом получались ромбовидной формы структуры, повторяющиеся из клетки в клетку и содержащие в центре ядро.

Рис. 15 Гвоздика белая (Diánthus) (64х). Мелкие клетки дают яркую белую окраску.

Рис. 16 Хризантема белая(Chrysánthemum) отличается наличием участков, содержащих пигменты. Переход от части с пигментами и без постепенный и соответствует «нюансу».

Рис. 17 Гвоздика красная (Diánthus) (160х). Клетки за счет пигментов клеточного сока переливаются словно россыпь драгоценных камней. Пвторение клеток – «ритм».

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта