Виды корневой системы растений 6 класс. Урок биологии в 6 классе "Виды корней. Типы корневых систем"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Виды корней. Типы корневых систем. 6-й класс. Виды корневой системы растений 6 класс


Виды корней. Типы корневых систем. Зоны корня. Биология. 6 класс. Конспект урока – конспект урока – Дрофа-Вентана

drofa-ventana.ru

ЭТАПЫ УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся

ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ

ОРГМОМЕНТ

  1. Учитель приветствует учащихся, интересуется состоянием их здоровья и психологическим настроем учащихся на урок.
  2. Учитель разъясняет цели и задачи урока, предлагает структуру урока.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы.

 

МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ (ИНДУКЦИЯ).

  1. Что вы знаете о корне растения?
  2. Для чего нужен корень растению?
  3. У всех ли растений есть корень?
  4. Для чего нам нужны знания о корне?

Отвечают на вопросы учителя.

 

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «СЕМЯ»

  1. Семена образуются у всех растений на Земле.
  2. Семена созревают в плодах.
  3. Морковь – это однодольное растение, а чеснок – двудольное растение.
  4. Семена однодольных и двудольных растений содержат зародыш.
  5. Зародыш семени однодольных растений состоит из одной семядоли, корешка, стебелька и почечки.
  6. Эндосперм содержится в семенах двудольных растений.
  7. Эндосперм содержит запас питательных  веществ.
  8. В семенах пшеницы из запасных питательных веществ преобладает крахмал.
  9. В семенах подсолнечника преобладает растительное масло.
  10. В зародыше и кожуре зерен пшеницы, риса, кукурузы необходимое для здоровья вещество: витамин В1.

КЛЮЧ К ДИКТАНТУ: -  +  -   +   +   -   +   +   +   + ------------------------------- 1 2   3  4   5   6   7   8   9   10

Работают в тетради.

Затем обмениваются тетрадями и по ключу, выданному учителем, осуществляют взаимопроверку, выставляют отметку в тетради.

Формирование долговременной памяти по теме «Семя».

2. Учащимся предлагается в конвертах 2 разрезанные схемы: «Строение семени фасоли» и «Строение зерновки пшеницы». За три минуты они должны правильно их собрать.

Работают в парах. По мере выполнения задания осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки.

 

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

План изучения темы:

1) функции корня;

2) виды корней;

3) типы корневых систем;

4) клеточное строение молодого корня: зоны корня; ткани

 

 

1.ФУНКЦИИ КОРНЯ.

Слушают объяснение учителя и фиксируют схему в тетрадь

Аудиально-визуально-кинестетическое восприятие.

Концентрация внимания.

Запечатление

2. ВИДЫ КОРНЕЙ.

Учитель рассказывает детям о том, что корни различаются по внешнему строению и расположению относительно друг друга и других органов растения. Выделяют три вида корней: главные, боковые и придаточные.

Главный корень бывает у растения один, значительно длиннее и толще других. Отходит от стебля (схема 1.)

Придаточные корни отходят от стебля и других органов, их много. Они имеют приблизительно одинаковые размеры (схема 1).

Боковые корни возникают как ответвления от главных, придаточных и других боковых корней.

Внимательно слушают объяснение учителя.

Аудиальное восприятие.

СХЕМА 1 «ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ».

Копируют схему в рабочие тетради.

Задают уточняющие вопросы учителю

Визуально-кинестетическое восприятие.

Концентрация внимания.

Запечатление

3. ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ.

Используя схему 1, учитель объясняет, что совокупность корней растения называют корневой системой.

СКС характерна для двудольных растений  (морковь, петрушка, дуб, сосна).

МКС характерна для однодольных растений (рожь, пшеница, овес).

 

Слушают учителя, рассматривают схемы, за- дают вопросы учителю.

Аудиально-визуально-эмоциональное восприятие.

Концентрация внимания.

Запечатление.

4. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ МОЛОДОГО КОРНЯ: ЗОНЫ КОРНЯ.

Что общего между сердцем и корнем в специфике их работы? Это ее непрерывность (безостановочность).

Корни растут непрерывно, если условия благоприятны. Это врожденное свойство, но оно возникло и развилось от необходимости следовать в почве за водой и питательными веществами. В постоянном росте корней состоит стратегия выживания неподвижного растения. Поэтому растущий корень делится на зоны: деления, роста, всасывания, проведения. Учитель характеризует каждую зону, используя таблицу «Строение корня». В заключение подтемы учитель демонстрирует учащимся таблицу «Зоны корня» (на ватмане) и предлагает учащимся зафиксировать ее в своих тетрадях.

Внимательно слушают учителя.

Аудиальное восприятие.

Концентрация.

Таблица 2. ЗОНЫ КОРНЯ.

ЗОНА

ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОК

ФУНКЦИЯ

ДЕЛЕ- НИЯ

Клетки мелкие, тонкостенные, одинаковы по размеру

Непрерывное деление клеток, увеличение общего их числа.

РАСТЯ-ЖЕНИЯ(РОСТА)

Клетки удлиненные.

Здесь клетки удлиняются, достигая своего нормального размера.

ВСАСЫВАНИЯ(КОРНЕВЫХВОЛОСКОВ)

Клетки – корневые волоски. Имеют вытянутую форму, что увеличивает площадь всасывающей поверхности

Всасывание воды с минеральными веществами.

ПРОВЕДЕНИЯ

Клетки первичной коры и центрального цилиндра.

Проведение воды с минеральными веществами из корня в стебель, а органических веществ из стебля в корень.

СТРОЕНИЕ КОРНЕВОГО ВОЛОСКА.

Такая форма клетки позволяет увеличить площадь всасывающей поверхности, улучшая тем самым минеральное питание растения.

Слушают учителя, рассматривают таблицу.

Фиксируют таблицу в тетрадях.

Аудиально-визуальное восприятие.

Концентрация внимания.

Кинестетическое восприятие.

Запечатление.

Забывание подтемы «Виды корней и типы корневых систем».

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

ЗАДАНИЕ 1. Работа в парах. Каждая пара получает в конвертах разрезанную схему (мозаику) «Виды корней и типы корневых систем». Учащимся предлагается собрать ее в течение 5 минут. Провести взаимопроверку.

Собирают схемы. Корректируют ошибки друг друга.  Проводят анализ и делают вывод о видах корней и типах корневых систем.

Первичное повторение.

Припоминание.

Концентрация внимания.

Запечатление.

Забывание подтемы «Зоны корня».

ЗАДАНИЕ 2. Работа с тестом (лучше устно). Тест выдается каждому учащемуся.

Задание теста: из предложенных утверждений выбрать только правильные.

  1. Существует четыре вида корней: главные, боковые, придаточные, стержневые.
  2. Типов корневых систем бывает только две : стержневая и мочковатая.
  3. В стержневой корневой системе бывает два и более главных корней и множества боковых.
  4. Мочковатая корневая система представлена множеством придаточных и боковых корней.
  5. Главный корень всегда отходит от стебля.
  6. Боковые корни отходят от главных, придаточных и боковых корней.
  7. Придаточные корни отходят от стебля или других органов.
  8. Мочковатая корневая система характерна для двудольных растений.
  9. Выделяют 5 зон корня: деления, роста, всасывания, проведения, развития.
  10. Зона деления расположена перед зоной роста.
  11. Зона всасывания располагается за зоной растяжения.
  12. Зона всасывания – это зона корневых волосков.
  13. Корневой волосок – это одна сильно вытянутая клетка, имеющая все компоненты растительной клетки.
  14. Корневой чехлик прикрывает зону деления.
  15. Всасывание питательных веществ происходит в зоне проведения.
  16. Если бы корневые волоски походили на обычные клетки, то количество всасываемых питательных веществ не изменилось.
  17. В пустыне встречаются растения с наиболее длинными корнями.
  18. Корни растений могут проникать на глубину до 30 м (пустынная акация, тамариск).

Отвечают устно.

Корректируют и анализируют ответы друг друга.

Могут задавать уточняющие вопросы.

Припоминание.

Концентрация.

Запечатление.

ЗАДАНИЕ 3. Каждому ученику выдается карточка- немая схема с изображением зон корня, на которой они должны правильно подписать каждую  и указать кратко функцию данной зоны. Задание выполняется в течение 4-5 минут. После выполнения задания учитель выборочно просит одного (или нескольких) ученика прокомментировать свои ответы. В это время все остальные проверяют правильность выполнения своих заданий.

Работают индивидуально.

Внимательно слушают ответ одноклассника. Анализируют его и свой ответ. Исправляют ошибки.

Устанавливают истину.

Припоминание.

Концентрация.

Запечатление.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Биология: под ред. В.К.Шумного и др. параграфы 11 и 12, задания 1-6.
  2. Опорные конспекты в рабочих тетрадях.
  3. Индивидуальные задания: 1)сообщение «Зависимость строения и развития корневой системы от условий жизни растения» готовит Старостина Ирина; 2)графический диктант по теме «Виды корней. Типы корневых систем. Зоны корня» готовит Архипов Валерий. 3)написать благодарственное письмо корню от имени цветка.

Записывают задания в дневник и тетради.

 

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП.

  1. Выставление отметок за урок.
  2. Значимость данной темы в вашей жизни.
  3. Какие моменты были самыми трудными для восприятия? В какой момент урока все таки «трудное стало доступным»? (учитель тем самым выясняет насколько способы изучения данной темы, предложенные им, соответствуют способам восприятия учащихся).
  4. Учащиеся дают оценку уроку.

Беседуют с учителем.

Отвечают на вопросы учителя и друг друга.

Обмениваются мнениями, дают советы и пожелания друг другу и учителю по оптимизации форм, средств и методов при изучении этой темы.

 

Урок биологии в 6 классе "Виды корней. Типы корневых систем"

Тема урока: Виды корней. Типы корневых систем.

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.

1. Показать значимость корневой системы для растения.

2. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, любовь к природе.

1.Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы

2. Сформировать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, делать выводы)

1.Овладение навыками смыслового чтения, умение анализировать, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения.

2. Формировать у детей умение пользоваться знаниями, полученными на других уроках, связывать во- единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.

Тип урока: Комбинированный.

Демонстрация гербарных материалов, презентация .

Презентация по теме « Виды корней. Типы корневых систем»

Гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой;

Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

1.Орг. момент. Приветствие:

Вот звенит для нас звонок.

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели, настраиваемся на урок.

Меня зовут, Вострикова О.И. сегодняшний урок проведу у вас я.

На вашем столе лежат, учебно – методические карты, на которых изложен ход сегодняшнего урока. Напишите свою фамилию и имя на учебно – методической карте. (Приложение №1)

2.Изучение нового материала. Активизация учащихся к изучению новой темы

Слайд №1

Сейчас вы прослушаете стихотворение и попробуете сказать какова тема нашего урока, о чём мы будем говорить, что нового мы узнаем.

Стихотворение В.Жака.

Мы в букет собрали маки жаркие,Много незабудок голубых.А потом цветов нам стало жалко,Снова в землю посадили их.Только ничего не получается:От любого ветерка качаются!Почему осыпались и вянут?Без корней расти и жить не станут!Как ни тонок, неприметенПод землёю корешок,Но не может жить на светеБез него любой цветок!

Анализ стихотворения по вопросам:

Какова главная мысль стихотворения?

Можем ли мы из прочитанного сформулировать тему сегодняшнего урока?

Слайд№ 2

Правильно, сегодня тема нашего урока «Виды корней и типы корневых систем». Запишем тему урока в учебно-методической карте

Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой? Запишем в методическую карту( + лучшие задачи, выдвинутые учениками записать на доске)

(Познавательные УУД)

Учитель: все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?

Учащиеся отвечают на вопрос. (Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов).

Как мы должны относиться к природе в частности к растениям? (ответы учеников)

Можем ли мы предположить какие Функции выполняют корни?

Слайд№ 3

Пункт №1.

Для формирования знаний о функции корня, найдите в тексте учебника об этом статью ( параграф 19 стр. 95, пункт 1), познакомьтесь с функциями корня. Заполните схему (ось 1) из учебно – методической карты, лежащей на вашей парте.

Учащиеся заполняют схему (ось 1) (индивидуальная работа)

Слайд№ 4 «Функции корня»

Учитель:

1-я функция опорная. Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь.

2-я функция минеральное питание растения. Вы знаете, что комнатные растения или растения на грядках, клумбах необходимо поливать и иногда подкармливать. Вода и питательные вещества поступают в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества.

3-я функция запасает вещества. Вы знаете, что обычно различные баночки с аппетитными вареньем, компотами и другими вкусностями мама убирает в погреб про запас. Вот так и клетки корней могут накапливать необходимые растению вещества, поэтому корни часто служат подземной кладовой, т.к. в них могут накапливаться запасные вещества.

Что же такое корень? (дайте определение)

Корень – это подземная часть растения!

Слайд№ 5

Учитель: Все корни растения образуют корневую систему. (система всех корней растений) Запишем определение в методическую карту!

Где вы ещё могли слышать слово “корень”?

Русский язык: корень – основная часть слова.

Математика: корень уравнения.

Биология: часть волоса, зуба, ногтя.

Слайд№ 6. Как вы понимаете выражение:

“Смотреть в корень”,

“Уезжать нам некуда, наши корни здесь!” Познавательные УУД

Теперь мы должны разобрать, какие же бывают корни.

Обратите ваше внимание на учебно – методическую карту,

Слайд№ 7.

Пункт №2.

Пункт №2 Для формирования знаний о видах корней найдите в тексте учебника об этом статью ( параграф19, стр95, пункт 2), познакомьтесь с разновидностями корня. Заполните схему (ось 2) из учебно – методической карты, лежащей на вашей парте. ( парная работа). Личностные УУД

Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.

Слайд№ 8

Виды корней

Виды корней

главные придаточные боковые

развивается из зародышевого образуются на стеблях отходят от

корешка главного и придаточного

Сейчас мы выполним лабораторную работу, которая называется “Типы корневых систем ”.

Слайд№ 9

Пункт №3. на учебно – методической карте

Лабораторная работа. “Типы корневых систем ”.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы

  1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

  2. Прочитайте в учебнике (параграф19, пункт 3), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу.

7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

8. Заполните схему (ось 3) Регулятивные УУД

Вывод:

Какие типы корневых систем различают?

Чем они отличаются?

Чем схожи?

Слайд №10-12 стержневая корневая система, мочковатая корневая система, виды корневых систем.

Динамическая пауза:

Класс делиться на 2 команды. Каждая команда пробует показать две корневые системы( мочковатую и стержневую на выбор)

Слайд 13

  1. Закрепление.

Пункт №4. Соберите таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).

Ответы запишите в таблицу:

Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней

Слайд№14. Оцените себя: Если справились без проблем- 5

Одна ошибка – 4

Две ошибки – 3

После проделанной работы учебно-методические карты сдаются на проверку.

  1. Рефлексия:

Учитель подводит итоги урока:

  • Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?

  • Ребята, мы выполнили задачу урока?

  • Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

Слайд№.15

  1. Домашнее задание: параграф №19, ответить на вопрос №3 после параграфа письменно.

Творческое задание со свободным выбором:

  • проведите исследовательскую работу на стр. 46;

  • составить кроссворд;

  • сочинить стихи или загадки о корнях, корневых системах;

  • Рассказ «подслушанный разговор» (участниками этого фантастического разговора могут быть растения с мочковатой и стержневой типами корневых систем)

Пункт №5 Оценивание своей работы

Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.

1. Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.

  1. Выберите понравившееся предложение и допишите его.

  1. На уроке я узнал….

  2. На уроке мне понравилось……

  3. Мне было трудно………….

  4. Теперь бы я хотел (а) еще узнать………

Похвалите себя!

infourok.ru

Параграф 2. Виды корней и типы корневых систем



1. Какую роль играют корни в жизни растений?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. Чем корни отличаются от ризоидов?

Ризоид - нитевидное корнеподобное образование у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов, служащее для закрепления их на субстрате и поглощения из него воды и питательных веществ. В отличие от настоящих корней, у ризоидов нет проводящих тканей.

3. У всех ли растений имеются корни?

У самых простых растений корней нет. Например, одноклеточные зеленые водоросли плавают на поверхности воды. Точно так же плавают на поверхности воды многие морские водоросли, которые представляют собой водоросли более крупных видов.

Простые растения типа мхов впитывают необходимую влагу прямо из своего окружения. Вместо корней у них имеются нитеобразные выросты (ризоиды), и с помощью этих выростов они цепляются к деревьям или камням. Но все растения более сложных форм – папоротники, хвойные и цветковые растения – имеют стебли и корни.

Для того чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.

Стержневая и мочковатая корневые системы

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

Различают два типа корневых систем — стержневую и мочковатую. Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой.

Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает.

2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свёкла и др.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений — пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.

6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».

Вопросы

1. Какие функции выполняет корень?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми?

Главный корень развивается из зародышевого корешка. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую — мочковатой?

Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой.

Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает.

Подумайте

При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают землёй нижнюю часть стебля (рис. 6). Зачем это делают?

Для появления придаточных корней и улучшения питания растений, рыхления почвы. У картофеля эта операция стимулирует образование клубней, т.к. его корневая система растёт лучше вширь, чем вглубь.

Задания

1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4—5 листьями. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.

2. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.

Срезанные черенки колеуса очень хорошо укореняются в воде. После того, как поставили их в воду, через пару недель (а может и раньше) появятся белые корешки.

Время прорезания корешков у пеларгонии – 5-15 дней. Корневая система развивается за три-четыре недели, после чего можно рассаживать растения в отдельные горшки.

3. Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.

Рекомендации по проращиванию гороха:

1. Промыть зерно 2-3 раза

2. Залить очищенной водой (объем воды в 1,5 – 2 раза больше объема зерна)

3. Замачивать 10-12 часов при температуре 16-21 С˚ (длительность замачивания зависит от температуры – чем выше температура, тем меньше нужно замачивать)

4. Промыть 2 раза

5. Накрыть крышкой негерметично

6. Полив не менее 3 раз в сутки (3-4 дня) ЗЕРНО НЕ ДОЛЖНО ПЛАВАТЬ!!! ВОДА ДОЛЖНА СХОДИТЬ ПОЛНОСТЬЮ!!!

Рекомендации по проращиванию пшеницы:

1. Промыть семена;

2. Положить семена в ёмкость, чтобы они занимали не больше половины её высоты;

3. Залить семена водой так, чтобы вода была сверху семян не менее, чем на 2 сантиметра;

4. Примерно через 8 часов слить воду и промыть семена, которые должны уже несколько изменится;

5. Накрыть влажной марлей или какой-то другой чистой влажной тряпкой их (уже без воды).

resheba.com

Виды корней. Типы корневых систем. 6-й класс

Разделы: Биология

Учебник “БИОЛОГИЯ. Бактерии. Грибы. Растения”, автор В.В. Пасечник

Цель: сформировать знания о видах корней и типах корневых систем и принадлежность к классам однодольных и двудольных.

Задачи:

- образовательная:

  • дать представление о вегетативном органе растения – корне, особенностях его внешнего строения, видах корней, типах корневых систем, функциях корня;
  • изучить особенности строения корневых систем однодольных и двудольных растений.

- развивающая:

  • развить навыки работы с биологическими терминами;
  • развить умения анализировать, сравнивать, обобщать материал, делать выводы, и применять теоретические знания на практике;
  • развивать практические навыки по их определению и распознаванию. совершенствовать навыки работы с гербарными и живыми объектами.

- воспитательная:

  • формировать познавательный интерес к предмету,
  • практические навыки коммуникативного общения;
  • развивать навыки самоорганизации, самоанализа, взаимопомощи.

Тип урока: урок-исследование.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемный;
  • частично-поисковый.

Методические приемы:

  • беседа со школьниками с целью выявления их знаний об органах цветкового растения;
  • рассказ учителя с привлечением их знаний о функциях корня с использованием живых растений, гербарных материалов;
  • лабораторная работа учащихся с гербарным материалом;
  • презентация;
  • заполнение кластера.

Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал:

  • Презентация по теме: “Виды корней. Типы корневых систем”

Раздаточный материал:

  • гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой;
  • проросшие семена фасоли (на каждый стол), луковица.

Формы работы учащихся:

  • индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная.

Формируемые понятия:

  • корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни.

Подготовка урока

  • Материал урока готовился за 7-10 дней до занятия.

В подготовке материала непосредственно участвовали дети. Они под руководством учителя вырастили проростки фасоли а также прорастили луковицу. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют практические навыки, наблюдательность, развивают логическое мышление.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Приветствие

- Здравствуйте, ребята /СЛАЙД 1/. Добрый день уважаемые гости. Я рада вас всех видеть. Какой у вас сегодня настрой? Вы готовы хорошо поработать? Подчеркните смайлик на вашем протоколе, который соответствует вашему настроению /СЛАЙД 2/. Для работы нам необходимы: учебник и протокол исследования, которые мы будем заполнять в ходе урока.

Презентация.

2. Актуализация знаний учащихся

По просьбе ученика закрепляем домашнее задание.

- Сначала для изучения нового материала необходимо повторить то, что изучали на прошлом уроке. Индивидуально будет работать у доски 1 ученик, а остальные поработают с тестом.

Опрос

1) Тест по теме “Строение семян” (самостоятельная работа с взаимопроверкой) /СЛАЙДЫ 3-4/ (Приложение 3).

2) Работа с текстом “Рассказ с биологическими ошибками” (индивидуальная работа, работает один у доски) /СЛАЙД 5/.

Рассказ с биологическими ошибками.

Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений. Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и  питательных веществ. Все семена имеют эндосперм, из которого развивается новое растение. Еще я узнала, что однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена - у пшеницы, кукурузы.

Правильные ответы:

  1. Трехдольных растений не существует. Есть только однодольные и двудольные.
  2. Любое семя состоит из семенной кожуры и зародыша.
  3. Эндосперм имеют не все семена.
  4. Однодольные у пшеницы и кукурузы, двудольные у фасоли и тыквы.

3) Работа с рисунком (индивидуальная работа, 1 ученик у доски) /CЛАЙД 6/

Задание: 1.Отметить основные части семени. 2. К какому классу можно отнести семя данного растения?

На доске выполнен рисунок:

Ученик проверяет ученика

Проверка тестов. – Ребята, проверим тесты, поменявшись работами. Оцените работу своего товарища по критериям.

А теперь проверим работающих у доски. (работа с рисунком, с текстом)

Молодцы! Вы показали хорошие знания по пройденному материалу.

3. Мотивация и целеполагание.

Учитель: Что мы можем узнать о растении по семенам?

Ученик: Мы можем определить принадлежность растения к однодольным и двудольным.

Учитель: А всегда ли это возможно?

Ученик: Нет, так как мы не можем знать как выглядят семена всех растений, например, семена ириса, ландыша, которые были у нас в тесте. Может быть есть ещё другие признаки по которым можно определить принадлежность растений к классам?

Учитель: Как вы считаете, по каким признакам можно ещё определить класс растений? Обратите внимание на объекты, которые лежат у вас на столах. Ученики должны перечислить и обратить внимание на корни растений.

Ученик: А может быть по корням можно определить принадлежность к классу?

Учитель: Хорошо. Попробуйте сформулировать тему урока.

“Виды корней. Типы корневых систем”. /СЛАЙД 7/.

Учитель: А что вы хотите конкретно узнать?

Ученики: Устные ответы учеников.

- Я хочу узнать /СЛАЙД 8/ (Приложение 1)

Учитель: Ребята, чтобы вы смогли на уроке узнать все, что сейчас озвучили, необходимо поставить цели и задачи.

Ученик: узнать ....... и научиться.......

Учитель: Итак, ребята, мы попытаемся вместе научиться сегодня определять принадлежность растений к конкретному классу по корневым системам. А для этого проведем урок-исследование.

4. Изучение нового материал

Учитель: Две недели назад вы получили творческое задание: “Прорастить семена фасоли или гороха”. По результатам ваших исследований скажите: “Какой орган у растений появляется первым?”

Ученики: Корень.

Учитель: Давайте дадим слово Корнеевой Алене, которая приготовила презентацию своей творческой работы.

Презентация ученика /СЛАЙДЫ 9-12/.

Ученик: Я дома провела исследование по проращиванию семян фасоли и наблюдала следующее и сделала вывод: первым появляется корень, значит он главный орган у растения.

Учитель: А к каким органам цветковых растений относится корень?

Ученики: К вегетативным.

Учитель: А какие еще вегетативные органы у растений вы знаете?

Ученики: Стебель, лист... .

Учитель: А теперь давайте попробуем дать определение, что такое корень?

Ученики: Корень – это вегетативный орган растения, обычно находящийся под землей.

Учитель: Корень, как и любой другой орган, выполняет определенные функции. Зачем нужен корень?

Для того, чтобы узнать, какие функции он выполняет, вы поработаете в группах. Каждая группа получит текст, в котором речь идет об одной из функций корня. О какой именно, вы и должны выяснить.

Приложение 2.

Текст для 1 группы.

Один писатель так написал о деревьях: “Шумят летом деревья в налетевшем теплом ветре; низко склоняют ветви, теряя желтую листву в сырую осеннюю непогоду; сгибаются, скрипят и стонут в порывах снежных метелей и бурь...” Но ведь почти всегда им удается устоять. Как же это у них получается? Действительно, все очень просто, деревья крепко держатся за землю своими корнями.

Поэтому говорят, что корни выполняют ............функции.

Текст для 2 группы.

Корни некоторых растений разрастаются сильно в толщину и приобретают иногда диковинную форму. Такие корни называются корнеплодами. В корнеплодах могут откладываться сахара, тогда они имеют сладкий вкус. Такие корни характерны для моркови, сахарной свеклы.

Растения, образующие корнеплоды, чаще всего являются двулетними. В первый год они не цветут, а накапливают питательные вещества. Во второй год они используют питательные вещества: цветут и плодоносят.

Поэтому говорят, что корни выполняют ............функции.

Текст для 3 группы.

Вы знаете, что комнатные растения или растения на ваших земельных участках необходимо поливать и иногда подкармливать. Куда поступает вода и питательные вещества? (ответ учащихся). Конечно, в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества.

Поэтому говорят, что корни выполняют ............функции.

Корень:

Соотнесите функцию корня, которую вы выяснили с рисунком на слайде и объясните. /СЛАЙД 13/

1. Опорная (закрепляет и удерживает растение в вертикальном положении) Рис. “Якорь”

2. Питающая (питает растения, всасывая воду и минеральные вещества). Рис. “Насос”

3. Запасающая (кладовая) – в корнях многих растений откладываются запасы питательных веществ. Рис. “Морковь и свекла”.

Учитель: По результатам наших первых исследований, заполните кластер - схему “Ось 1” в протоколе исследования.

Учитель: Давайте сделаем вывод по той части работы, которую мы выполнили. Мы можем сказать, что корень играет очень важную роль в жизни растения?

Учитель: Давайте разрешим ту проблему, которую вы поставили в начале урока, а именно какие бывают корни?

Пункт № 2 Для формирования знаний о видах корней найдите в тексте учебника об этом статью (параграф №19), познакомьтесь с разновидностями корня. Заполните схему (ось 2) в протоколе исследования (парная работа). Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются /СЛАЙД 14-ТРЕНАЖЕР/.

А теперь посмотрите на проростки фасоли на ваших столах и найдите у них те корни, о которых мы говорили.

Учитель: Вместе все корни одного растения образуют корневую систему.

Корневая система – совокупность всех корней растения /СЛАЙД 15/.

Динамическая пауза /СЛАЙД 16/

Ну что работали хорошо, наверное, глазки устали. Давайте снимем напряжение и немножко отдохнем.

Учитель: А теперь посмотрите на проростки фасоли и луковицу и сравните их корневые системы?

Ученики: Они разные (Дети рассуждают).

Учитель: Значит и системы разные и подводит их к двум типам корневых систем.

/СЛАЙД 17 – ТРЕНАЖЕР/

Вопрос: Одинакова ли у них корневая система? (Нет). Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Давайте продолжим наше исследование.

Для того, чтобы научиться различать типы корневых систем мы выполним лабораторную работу “Типы корневых систем”.

Лабораторная работа. “Типы корневых систем” (парная работа).

Ход работы

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Прочитайте в учебнике (параграф 19, пункт 3 “Типы корневых систем”), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу.

7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

8. Заполните схему (ось 3) (Приложение 1).

Можно ли определить по корневой системе принадлежность класса однодольных или двудольных?

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель: Давайте вернемся к таблице и ответим на вопросы: “Что мы узнали”

1. Что такое корень?

2. Что такое корневая система?

3. Функция корня?

4. Виды корней?

5. Типы корневых систем?

6. Как по корневым системам определить принадлежность к классу однодольных и двудольных?

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА

Сегодня провели урок-исследование узнали, что существуют три вида корней: главные, боковые и придаточные. Главные корни развиваются из зародышевого корешка семени. Боковые корни растут от главного, а придаточные от стеблей листьев.

Мы познакомились с типами корневых систем: стержневая и мочковатая. Цветковые растения класса однодольных имеют мочковатую корневую систему, а класса двудольные - стержневую, и научились определять растения уже по двум признакам: по числу семядолей и по корневой системе.

Учитель: Вы выполнили поставленные задачи в начале урока?

Комментирование и оценивание, благодарность учащихся за работу на уроке.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ /СЛАЙД 18/.

Параграф 19

Задания на выбор:

- составить кроссворд;

- придумать вопросы к тексту параграфа;

- сочинить рассказ с ошибками по теме “Виды корней. Типы корневых систем

7. РЕФЛЕКСИЯ /СЛАЙД 19/.

Поделитесь своими мыслями, закончив фразы:

На уроке я узнал(а) _____________________________

Мне было интересно ___________________________

Мне было трудно ______________________________

Я хотел (а) еще узнать __________________________

СПАСИБО ЗА УРОК!!! /СЛАЙД 20/.

Список литературы:

  1. Биология. Бактерии. Грибы. Расиения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника/ Авт.-сост. Н.И. Глушакова.- Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. “Бактерии. Грибы. Растения”. - 12-е издание., стереотип. М.: “Дрофа”, 2011.
  3. Игошин Г.П. Уроки биологии в 6-м классе. Развернутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2002.
  4. Марина О.С. и др. Биология: Раздел “Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”: Методическое пособие для учителя. М.: Издательский дом “ГЕНЖЕР”, 2001.

Список сайтов:

  1. http://fcior.edu.ru/card/1199/kontrol-stroenie-i-funkcii-kornya-tipy-kornevyh-sistem-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html;
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c9bfaa2-ccdc-4db6-acae-c6b1ad72d6d2/%5BBIO6_03-13%5D_%5BIM_04%5D.swf;
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/289c1468-759e-4d0d-a583-5fdd25dee732/%5BBIO6_03-13%5D_%5BIM_03%5D.swf
  4. http://fcior.edu.ru/card/1199/kontrol-stroenie-i-funkcii-kornya-tipy-kornevyh-sistem-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html;

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Корень — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).

Функции корня

1. Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни.

2. Через корни растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества.

 

3. В корне некоторых растений могут накапливаться запасные вещества.  

Виды корней

Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые.

 

 

 

При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень.

 

 

Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными.

 

От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

Типы корневых систем

Корни одного растения в почве образуют корневую систему.

 

Существует \(2\) типа корневых систем:

  

  

1. Стержневая корневая система состоит из одного главного и множества боковых корней.

Пример:

Такая корневая система имеется у одуванчика, щавеля, моркови, свёклы и др. 

2. Мочковатая корневая система состоит из придаточных и боковых корней приблизительно одного и того же размера. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает.

Пример:

Такая корневая система имеется у пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

Зоны корня

 

Кончик корня состоит из мелких живых клеток образовательной ткани. Клетки здесь постоянно делятся, поэтому этот участок корня называется зоной деления.

 

Кончик корня, как напёрстком, прикрыт корневым чехликом. Корневой чехлик образован клетками покровной ткани, которые защищают нежные клетки зоны деления корня от повреждения твёрдыми частицами почвы. Эти клетки недолговечны, они постепенно отмирают и слущиваются, а взамен отмерших постоянно образуются новые.

  

 

Под чехликом расположен конус роста, состоящий из образовательной ткани. Там происходит непрерывное деление клеток. Это зона деления.

  

За зоной деления находится зона роста (растяжения). Здесь клетки вытягиваются, в результате чего клетки растут в длину.

  

За зоной роста находится зона всасывания, в которой происходит поглощение воды и минеральных веществ корневыми волосками.

Поглощенная вода и минеральные вещества двигаются вверх по корню по зоне проведения.

Корневые волоски

Корневой волосок — это вырост клетки корня.

 

Большое количество корневых волосков увеличивает поверхность всасывания. Поэтому при пересадке растений корни надо беречь и перемещать с наиболее возможным количеством окружающей их почвы.

Корневые волоски под электронным микроскопом. Корневые волоски непосредственно соприкасаются с почвой и поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества.

 

Источники:

Пасечник В.В. Биология 6 класс // ДРОФА

http://all-nature.org/korni-rasteniy/

http://fullbiology.ucoz.ru/index/botanika_organy_cv_rastenij/0-293

www.yaklass.ru

Конспект урока для 6 класса "Корень. Виды корней. Корневые системы"

Чтобы лучше узнать материал и повторить все термины и понятия §– вопросы после §.

Исходя из темы нашего сегодняшнего урока, для изучения нового материала я начну со стиха.

(слайд1)

Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок,Но не может жить на свете Без него любой цветок!

(В.Жак)

Каким органом является корень?(слайд 2)

Корень – вегетативный орган растения.

Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

Как вы думаете, каковы основные функции корня?

а) укрепляют,

б) размножение,

в) почвенное питание,

г) запасание питательных веществ. (слайд 3)

Вспомните, какой орган первым появляется из семени?

Маленький корешок зародышевый растет, постепенно удлиняется и утолщается, превращаясь в мощный корень, способный удержать целое растение. Представьте себе, насколько мощной д.б. корневая система у таких растений, как сосна или дуб, чтобы удержать ствол со всеми ветками и листьями! Для того, чтобы отдаленно представить себе, какие нагрузки испытывает корень, попробуйте в сильный ветер раскрыть зонт и удержать его в руках. (слайд 4-5) А кто из вас пробовал вырвать с корнем одуванчик, лопух или, к примеру, полынь? Насколько сложно это сделать. А почему? На протяжении всей жизни у растения образуются новые корни и растут старые. (слайд 6)

Так как у растения много корней, и можно выделить разнообразные их виды, главный корень, боковые и придаточные.

Сейчас вы работаете самостоятельно с рисунками, у вас нарисованы корни растений, вам необходимо определить, где какие корни нарисованы, а так же предложить определение разнообразных видов корней.

Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев). С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек. Поглощение воды, воздуха и минеральных веществ осуществляется не всей поверхностью корня.

Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.

В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ, МОРКОВЬ) . Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН). (слайд 7)

Ребята, как вы думаете, как мы можем назвать всю совокупность корней растений?

Корневая система

(совокупность всех корней растений)

стержневая мочковатая

Как вы думаете, чем отличается корневая система пшеницы от корневой системы фасоли (одуванчика)?

? Сколько мы можем выделить типов корневых систем?

Две: стержневая и мочковатая. (слайд 8)

Для того, чтобы научиться определять тип корневой системы(слайд 9) растений и различать виды корней, проведем лабораторную работу.

Лабораторная работа № 12. (слайд 11-15)

Изучение внешнего строения корней. Рассмотрение главного, боковых и придаточных корней у растений.

научиться различать виды корней и типы корневых систем у однодольных и двудольных растений.

гербарий

Ход работы:

1.Рассмотри гербарии. Зарисуй корневую систему и подпиши виды корней (слайд 12)

2.Зарисуй и подпиши типы корневых систем. (слайд 13)

3.Заполни таблицу: (слайд 14)

Вывод: ответь на вопросы (слайд 15)

Растение

doc4web.ru

Корень. Видеоурок. Биология 6 Класс

Мы рассмотрим, какую роль играет корень в жизни растения, каковы его функции, как он устроен, какие бывают корневые системы.

Корень – один из главных вегетативных органов покрытосеменных растений, у него несколько функций:

1. Всасывание, проведение воды и минеральных веществ. Минеральное питание растений – процесс усвоения солей из почвы.

2. Закрепление (заякоривание), удерживание растения в почве.

3. Синтез биологически активных веществ.

4. Запасание питательных веществ.

При рассмотрении мы видим, что корень неодинаков на своем протяжении. Он состоит из отдельных зон (рис. 1).

Рис. 1. Строение корня

Самая нижняя часть корня состоит из мелких и постоянно делящихся клеток – клеток образовательных тканей. Клетки эти очень нежные, и, чтобы они не повредились, они покрыты особым чехлом – корневым чехликом (рис. 2).

Рис. 2. Корневой чехлик

Это те же самые клетки, которые находятся в образовательной ткани, часть клеток делится и образует сам корень, а часть клеток при делении образует корневой чехлик. Во время роста клетки корневого чехлика погибают, а корень бурит почву, прорастая все ниже и образуя себе все новые клетки чехлика. Можно сказать, что это живой наперсток корня.

Клетки заканчивают делиться в зоне деления. В них соединяются вакуоли и начинается очень важный процесс быстрого роста. За короткое время клетки особым образом быстро вырастают более чем в двадцать раз – это зона роста. Далее идет зона всасывания, где реализуется одна из главных задач корня – всасывать воду и растворенные в ней соли. Для эффективности процесса корень в этой зоне покрывается тонкими волосками, то есть клетки наружного слоя образуют длинные выросты – корневые волоски, которые пронизывают почву и впитывают в себя почвенные растворы (рис. 3).

Рис. 3. Корневые волоски майорана

В этой зоне вода и минеральные соли всасываются, а в следующей поднимаются вверх к надземным частям – она называется зоной проведения. В зоне проведения образуются боковые корни, и корень закрепляется в почве, так реализуется вторая функция корня. Чем больше боковых корней, тем надежнее сам корень удерживается в почве. Корень достаточно быстро растет вниз, и все зоны вместе с ростом корня опускаются все ниже, оставаясь приблизительно одинакового размера, а зона проведения становится все длиннее, по мере роста корня. Многие видели узловатые одревесневшие корни сосны (рис. 4) – это и есть зона проведения.

Рис. 4. Одревесневшие корни сосны

Корневая система формируется на протяжении всей жизни растительного организма. Отличается она от стебля тем, что на корне никогда не образуются листья и способность к ветвлению выражена у него гораздо сильнее. Корневые системы у растений бывают двух видов: стержневые и мочковатые. Стержневая корневая система (рис. 5) образуется, когда от главного корня растения отходят в стороны боковые корни, ветвящиеся и образующие множество тонких корней, которые приникают в почву в различных направлениях. Это большинство двудольных растений, таких как горох, морковь.

Рис. 5. Стержневая корневая система колокольчика рапунцель

Мочковатая корневая система (рис. 6) – это корни имеющие вид пучка, все корни примерно одинаковы по толщине и длине, их можно наблюдать у большинства однодольных растений, таких как пшеница, кукуруза, овес.

Рис. 6. Мочковатая корневая система пшеницы

Мы рассмотрели корень, его функции, устройство и корневые системы. Выяснили, что корневые системы различаются: стержневая корневая система хорошо удерживает растение в почве и хорошо помещает питательные вещества про запас, а корневая система мочковатого типа очень плотно пронизывает почву и эффективно всасывает воду и минеральные вещества.

 

Список литературы

 

1. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – Дрофа, 2011.

2. Корчагина В.А. Биология 6-7 классы. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – 1993.

3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология 6 класс. – 2008.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет портал «Биофайл» (Источник)

2. Интернет портал «Биоуроки» (Источник)

3. Интернет портал «Проект – Вся Биология» (Источник)

 

Домашнее задание

 

1. Назовите функции корня.

2. Каково строение корня?

3. Какие бывают корневые системы?

interneturok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта