Урок по теме "Значение воды в жизни растений". Значение воды в жизни растений
Значение воды в жизни растения
Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и по сосудам разносится по всей его надземной части. В вакуолях растительных клеток растворены различные вещества. Частицы этих веществ давят на протоплазму, которая хорошо пропускает воду, но препятствует прохождению через нее растворенных в воде частиц. Давление растворенных веществ на протоплазму называется осмотическим давлением. Вода, поглощенная растворенными веществами, растягивает до какого-то предела ( эластичную оболочку клетки. Как только растворенных веществ становится в растворе меньше, давление уменьшается, оболочка сокращается и принимает минимальный размер. Осмотическое [ давление постоянно поддерживает растительную ткань в напряженном состоянии, и лишь при большой потере воды, при завядании, это напряжение — так называемый тургор— в растении прекращается.
Когда осмотическое давление уравновешено растянувшейся оболочкой, вода не может поступать в клетку. Но стоит клетке потерять часть воды, оболочка сокращается, внешнее давление превышает внутреннее и вода начинает поступать в клетку, пока оболочка снова не растянется и не уравновесит давление. Чем больше воды потеряло растение (до какого-то! предела, за которым начинается завядание), тем с большей силой вода поступает в клетки. Осмотическое давление в растительных клетках довольно велико, и его измеряют, подобно давлению в паровых котлах, атмосферами. Силу, с которой растение всасывает воду,— так называемую сосущую силу — также выражают в атмосферах. Сосущая сила у растений часто достигает 15 атмосфер.
Растение непрерывно испаряет воду через устьица на листьях. Устьица могут раскрываться и закрываться, образовывать то широкую, то узкую щель. На свету устьица раскрываются, а в темноте и при слишком большой потере воды закрываются. В зависимости оі этого испарение воды идет то интенсивно, тс почти совсем прекращается.
Если срезать растение под корень, из пенью начинает сочиться сок. Это показывает, что корень и сам нагнетает воду в стебель. Следовательно, сосущая сила растения создается н только испарением воды через листья, но и корневым давлением. Оно перегоняет воду из живых клеток корня в полые трубки омертвевших сосудов. Так как. в клетках этих сосудов нет живой протоплазмы, вода беспрепятственно движется по ним к листьям, где и испаряется через устьица.
Испарение очень важно для растения. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества.
Испарение снижает температуру тела растения и тем самым предохраняет растение от перегрева. Растение усваивает лишь 2—3 тысячных количества поглощенной им из почвы воды, остальные 987—988 тысячных испаряются в атмосферу. Чтобы образовать один грамм сухого вещества, растение в нашем климате испаряет от 300 Г до килограмма воды.
Пока в почве есть влага, растение чувствует себя хорошо. Но. вот перестали выпадать дожди, наступает засуха, и растение испытывает недостаток воды; в нем перестает образовываться новое вещество, рост и развитие прекращаются.
Кроме того, растение начинает страдать от перегрева: на листьях и стебле появляются пятна ожогов. Особенно сильно страдает растение от ожогов при суховее — сухом горячем ветре. Растение увядает и, если погода не изменится к лучшему, гибнет.
В наше время широко применяют различные методы борьбы с засухой. Там, где это можно, проводят искусственное орошение (см. ст. «Как орошают растения в поле»). В неорошаемом земледелии борьба с засухой сводится к сохранению влаги в почве. Хорошо сохраняет влагу только структурная почва (см. статьи «Почва и ее образование» и «Обработка почвы»).
Помимо сохранения влаги в почве, с засухой можно бороться и другими путями, например выводить более устойчивые к засухе сорта культурных растений. Устойчивость растений против засухи можно повысить предпосевным закаливанием семян: их замачивают, а потом подсушивают (см. рисунок на этой странице).
pandia.ru
Урок по экологии в 6 классе на тему «Значение воды в жизни растений»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Синегорский»
Урок по экологии
в 6 классе
на тему
«Значение воды в жизни растений»
Подготовила учитель экологии
МОУ «СОШ п.Синегорский»
Сирота Елена Александровна
2014 год
Тема: Значение воды в жизни растений.
Цель урока: формирование знаний о воде как необходимом условии жизни растений.
Задачи:
Образовательные: обобщить ранее полученные знания о значении воды для растений, сформировать знания о процессе испарения воды листьями растений, о водообмене растений с окружающей средой и показать зависимость жизнедеятельности растений от воды.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся к предмету экология; развивать логическое мышление и умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение анализировать результаты опытов; формировать умение работать в группе.
Воспитательная: воспитывать эстетические чувства учащихся в процессе урока, воспитывать экологическое мировоззрение и бережное отношение к воде.
Тип урока: открытие новых знаний с использованием презентации.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Методы урока: исследовательский, частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник, натуральные объекты ( яблоко, морковь, редька, лист алоэ), видеофрагмент.
План урока
1. Организационный момент
2.Актуализация знаний.2. Изучение новой темы: Значение воды в жизни растений.
. Значение воды в жизни растений
Понятие о водообмене растения с окружающей средой.
Расселение с помощью воды
Как поступает вода в растение
Физминутка
Как растения удерживают воду
Расход воды растениями
3. Закрепление полученных знаний.
4. Рефлексия5. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем и наших гостей! Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
-А каково значение слова «настроение»? ( внутреннее душевное состояние)
- Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
2. Актуализация знаний.
Звуковой фрагмент «Шум воды»
- Что вы представляете во время прослушивания звука природы? (шум воды)
- Какие картины всплывают в вашем воображении? (лес, ручей, весна)
- Как вы думаете, о чем хочет рассказать нам эта мелодия? (о воде)
- Представителей каких царств живых организмов связана с водой? (Растений, Животных, Простейших, Грибов, Бактерий)
За окном осенние деньки отправимся с вами в необыкновенное Царство, где живут живые существа. Не за тридевять земель, не за тридевять морей, а совсем рядом, вокруг нас живёт-существует Царство. Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Но все они не могут жить без воды. Кто мне может ответить, что это за существа? (растения) О чем мы с вами будем говорить?
Давайте сформулируем тему урока.
- Вот мы с вами и сформулировали тему нашего урока: «Значение воды в жизни растений.
( слайд 1)
У вас на столах рабочие листы, где вы в течение урока будите делать, необходимые записи. Запишем число и тему урока.
-Какая цель нашего урока? ( получить знания о значении воды в жизни растений как необходимом условии жизни растений)
3.Усвоение новых знаний
Поразмыслим над задачей! В басне Крылова корни, споря с листьями, говорят:
- Мы те,
Которые, роясь в темноте,
Питаем вас.
Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас. (слайд 2)
-Что вы можете сказать по этому поводу? (учащиеся высказывают свои мнения).
Правильно, все органы растения не могут существовать друг без друга. Органы растений взаимосвязаны.
После того, как корни всосали в себя воду и минеральные вещества, они поднимаются по стеблю в надземную часть растения.( слайд 3)
- Как вы думаете, где в растении содержится вода? ( в клетках, плодах, корнях растений)
-Все они имеют клеточное строение.
-Мы изучали строение клетки на уроках биологии. Какие органоиды включает клетка?
( ядро, пластиды, цитоплазму, вакуоль). (слайд 4 клетка)
В клетках растения много воды. Она содержится в цитоплазме, ядре, пластидах, пропитывает клеточную оболочку, в вакуоли, где находится клеточный сок.
- В каком органоиде больше всего содержится воды?(есть во всех, но больше в вакуолях,)
Проведем исследовательскую работу
- На столах у вас яблоко, лист алоэ, морковь (видоизмененный корень). Проверим, так ли это?
Салфетку прикладываем к плодам и сравниваем. Все они имеют воду.
Почему это произошло?( при разрезании плодов, овощей нарушаются вакуоли и клеточный сок вытекает)
Запишем в рабочих листах:
Вакуоль-часть клетки, где находится клеточный сок.
Что представляет собой клеточный сок?
Клеточный сок – это раствор органических и неорганических веществ, где содержится больше всего воды. Запишем в рабочий лист.
Больше всего воды в клеточном соке вакуолей. Это как бы внутренний запас воды в растении. Вода легко уходит из вакуолей, если клетки теряют её, и быстро всасывается, когда доступна.
Какое количество воды содержится в растении?
- На стр. 38 учебника найдите информацию о содержании воды в растении и заполните в рабочих листах таблицу.( сам-я работа)
Клетки растений содержат 85-90 % воды. Особенно ее много в сочных плодах (85-95 %). В мягких листьях 80-90 % воды, а в корнях - от 70 до 90%.
Меньше воды содержат зрелые семена, в среднем 10-15%, а если семена запасают много масла, то этот показатель сокращается до 5-7%. (Слад5 ( плод, лист, корень, зерно)
Только растворенные в воде минеральные и органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ.
Представим, что вода попала в листья. А для чего она там необходима? (для фотосинтеза и испарения)
- Что такое фотосинтез и испарение, мы знакомились в 5 классе. Напомните мне (процесс образования органических веществ на свету с помощью воды и углекислого газа.)
- У растений листья в жаркий день повисают — происходит завядание растения.
Кто наблюдал такое явление? Почему?( нарушается водный баланс и ткани теряют упругость)
Если сильно завядшее растение теряет способность всосать воду из сухой почвы, оно погибает.
Что такое завядание? Утрата растением напряженности тканей из-за нарушения водного баланса. Запишем в рабочие листы.
Слайд 6 ( испарение, завядание растения, в рабочих листах)
Но еще растения испаряют воду.
- Что такое испарение? Из курса природоведения на это известно. (переход воды из жидкого состояния в газообразное)
Зачем растения испаряют воду?
Запишем в рабочий лист. (Испарение воды способствует охлаждению растения).
Кроме того, испарение, как и корневое давление, необходимо, чтобы создать постоянный ток воды от корневых волосков до всех надземных органов растения. Это снабжает все клетки водой и поддерживает все жизненно важные процессы в растении.
В каком еще процессе вода играет важную роль?(фотосинтез)
-Какую роль играет вода в процессе фотосинтеза? ( строительный материал, из которого вместе с углекислым газом образуются органические вещества необходимые для роста растения) слайд 5 (фотосинтез)
Из воды и углекислого газа при воздушном питании растений образуются органические вещества, и выделяется кислород.
-Значит, вода нужна для роста растений. Во время активного роста растения клетки его должны хорошо снабжаться водой.
- Какую еще главную роль играет вода в жизни растений? (распространение)
(слайд 6 ( расселение с помощью воды)
Многие растения расселяются с помощью текущей воды (осока, частуха подорожниковая, ивы, растущие по берегам реки др.). Ивы образуют много семян, но они очень быстро теряют всхожесть.
Зато ивы могут размножаться вегетативным способом. Отломанная ветка упадет в воду и плывет, пока не попадает на влажную почву. На стебле образуются придаточные корни, и из обломившейся ветки вырастает ивовый куст или дерево (рис. 22). Вот почему по берегам многих рек почти сплошной полосой тянутся ивняки.
- Ребята, а у нас в поселке есть такие места? Узнаёте? ( Рыбацкий пруд, песчанка) слайд 7 ( ивняки)
- Как вы думаете как в растение поступает вода? ( через корни)
- Как растения удерживают воду?
- Как растения расходуют воду?
Проведем групповую работу. Каждой группе дано задание изучить волнующие нас вопросы. Новые для вас слова запишите в рабочие листы.
( самостоятельная работа по стр.40-42 учебника)
1 группа. Задание. Изучить статью на стр. 40. Как поступает вода в растения?
2 группа. Задание. Изучить статью на стр. 40. Как растения удерживают воду?.
3 группа. Задание. Изучить статью на стр. 42. Как расходуют растения воду?
Давайте проверим
1)Как поступает вода в растения?
Как поглощают воду растения погруженные в воду?
Как поглощают воду наземные растения?
Какие растения называют Эпифиты?
Какова роль воздушных корней?
Что означает «внекорневая подкормка»?
Какие растения называют «джейраны чаши» ?
Правильно. Корни наземных растений всасывают воду из почвы корневыми волосками. Это основной путь поступления воды в растения.
В дождевых тропических лесах на деревьях растут эпифиты (в пер. с греч. эпи— «на», фитон — «растение»). Среди них много красивых орхидей, у некоторых есть воздушные корни. Их особая поверхностная ткань может поглощать влагу из воздуха. (Слайд 8 ( корень и корневые волоски, воздушные корни орхидеи)
Но существуют водные растения и растения, у которых нет корней? Как они поглощают воду?
Растения, погруженные в воду, поглощают ее всей поверхностью тела. Вода легко проходит через тонкие клеточные оболочки.
В небольшом количестве воду поглощают листья во время дождя. На том основана внекорневая подкормка растений. Их опрыскивают питательным раствором, проникающим внутрь листа, если кутикула (тонкая пленочка) на листьях тонкая.
В пустынях Средней Азии встречаются высокие травянистые растения ферула и дорема. Листья их имеют большие емкости, размером и формой напоминающие чайные чашки (рис. 23). Во время дождя в них накапливается вода. Она поступает внутрь растения через тонкие оболочки клеток стебля. Собравшуюся в этих «чашках» дождевую воду иногда пьют копытные животные пустынь джейраны. Поэтому в народе эти растения называют «джейраньи чашки».(слайд 9 ( ферула и дорема)
2) Как растения могут удержать воду в себе?( хранят в листьях)
Какую роль в удержании воды в растении играет покровная ткань?
Какие растения называют « суккулентами»? Назовите их.
Как суккуленты удерживают воду?
Какие суккуленты есть в Средней полосе России?
Для гербария у растения очиток едкий ошпаривают листья, для чего?
Комнатные растения с сочными, мясистыми листьями и стеблями: алоэ, кактусы, толстянки называют суккулентами (от латинского слова суккулентус, что значит «сочный»). Растут они преимущественно в пустынях, где воды мало, поэтому растения должны экономно ее расходовать. У них очень толстая кутикула, а часто поверх нее и восковой налет. В клетках суккулентов содержится много слизистых веществ, которые прочно удерживают воду. (комнатные цветы алоэ, кактус.)
В Средней полосе России на сухих, сильно прогреваемых склонах растет небольшое растение очиток едкий (рис. 24), а в сосняках на сухой песчаной почве — молодило побегоносное. Эти листовые суккуленты, чтобы высушить для гербария, предварительно ошпаривают кипятком, иначе живые листья будут прочно удерживать воду и не засохнут. У этих растений при сушке могут раскрыться и зацвести бутоны.( (Слайд 10 очиток едкий, молодило)
3)Ребята, как вы думаете, на что растения расходуют воду? ( испарение, фотосинтез)
Правильно, но в каком количестве?
Что происходит с поступившей водой в растения?
Какое значение имеет испарение воды растением?
Все растения испаряют одинаковое количество воды?
На что расходуют воду растения?
На что расходуют воду плодоносящие растения при созревании плодов?
Поступившая в растения вода в процессе жизнедеятельности непрерывно расходуется, причем больше всего — на испарение. Взрослая береза за сутки испаряет в среднем 75 л воды, бук — 100, а липа — 200 л. Если большое ведро воды вмещает 10 литров, то, значит, эти деревья ежедневно испаряют от 7 до 20 ведер воды. (Слайд 11( береза, бук, липа, яблоня, груша, виноград, пшеница)
Вода расходуется на процесс фотосинтеза, на рост растений. Много воды потребляют растения, когда у них, как говорят, наливаются плоды. Это относится не только к таким растениям, как яблоня, груша, виноград, но и к хлебным злакам .
4.Закрепление.
-Ну что ж ребята наш урок подходит к концу
Учитель:
О чем мы узнали на этом уроке? (ответы учащихся)
Можем ли мы сегодня дать ответ, каково же значение воды в жизни растений?
( участвует в фотосинтезе-образовании органических веществ, с помощью испарения охлаждает растение, расселяет растения поводе, сохраняет воду в корнях, плодах, листьях.)
Давайте сделаем вывод и запишем в рабочие листы. Назовите основные пункты значения воды в жизни растений.
ВЫВОД: значение воды в жизни растения очень велико:
растворение в воде минеральных веществ,
испарение,
фотосинтез,
Рост растения
распространение растений при помощи воды,
Что мы с вами использовали для изучения этого вопроса? А на какие вопросы мы не можем пока дать ответ? (как одинаково всем нужна вода?).Что бы вы еще хотели бы узнать? Это тема следующего урока.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без . . . (воды)
-Как вы думаете, что произошло бы на земле, если бы не было воды?(не было бы растений, животных человека)
- Вода играет только положительную роль? Назовите отрицательную роль воды
( наводнения, вымывание почвы)
-Давайте просмотрим видеоролик о воде
«Где вода там и жизнь». И Земля умирает, если ушла вода - эти восточные пословицы известны каждому. Вода была такой великой колыбелью, в которой зародилась жизнь. Огромные количества воды потребляют растения.
- Ребята, мы с вами изучили, какое значение имеет вода в жизни растений.
.
5. Рефлексия.
Закончите одно из предложений.
Сегодня на уроке мне понравилось…
Мне сегодня удалось…
Материал урока был мне….
На уроке я работал…..
Расскажу дома…
Настроение в ходе урока у меня…
- Ребята, с каким настроением вы уйдете с урока?
У кого хорошее настроение поднимите желтые кружочки, у кого грустное настроение синие.
Оценки.
Урок подошел к концу. Домашнее задание у вас в рабочих листах.
Домашнее задание:
П.14,15 вопросы 1-4. Творческое задание. Для желающих - найти информацию о водных растениях, подготовить презентацию «Водные растения»
infourok.ru
Значение воды в жизни растения » Детская энциклопедия (первое издание)
Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и по сосудам разносится по всей его надземной части. В вакуолях растительных клеток растворены различные вещества. Частицы этих веществ давят на протоплазму, которая хорошо пропускает воду, но препятствует прохождению через нее растворенных в воде частиц. Давление растворенных веществ на протоплазму называется осмотическим давлением. Вода, поглощенная растворенными веществами, растягивает до какого-то предела эластичную оболочку клетки. Как только растворенных веществ становится в растворе меньше, давление уменьшается, оболочка сокращается и принимает минимальный размер. Осмотическое давление постоянно поддерживает растительную ткань в напряженном состоянии, и лишь при большой потере воды, при завядании, это напряжение — так называемый тургор — в растении прекращается.
Когда осмотическое давление уравновешено растянувшейся оболочкой, вода не может поступать в клетку. Но стоит клетке потерять часть воды, оболочка сокращается, внешнее давление превышает внутреннее и вода начинает поступать в клетку, пока оболочка снова не растянется и не уравновесит давление. Чем больше воды потеряло растение (до какого-то предела, за которым начинается завядание), тем с большей силой вода поступает в клетки. Осмотическое давление в растительных клетках довольно велико, и его измеряют, подобно давлению в паровых котлах, атмосферами. Силу, с которой растение всасывает воду — так называемую сосущую силу — также выражают в атмосферах. Сосущая сила у растений часто достигает 15 атмосфер.
Повышение устойчивости растения к засухе. Оба растения перенесены из нормальных климатических условий в искусственно созданные условия засухи. Справа — томаты, выращенные из семян, прошедших предпосевное закаливание; слева — контрольное растение.
Растение непрерывно испаряет воду через устьица на листьях. Устьица могут раскрываться и закрываться, образовывать то широкую, то узкую щель. На свету устьица раскрываются, а в темноте и при слишком большой потере воды закрываются. В зависимости от этого испарение воды идет то интенсивно, то почти совсем прекращается.
Если срезать растение под корень, из пенька начинает сочиться сок. Это показывает, что корень и сам нагнетает воду в стебель. Следовательно, сосущая сила растения создается не только испарением воды через листья, но и корневым давлением. Оно перегоняет воду из живых клеток корня в полые трубки омертвевших сосудов. Так как в клетках этих сосудов нет живой протоплазмы, вода беспрепятственно движется по ним к листьям, где и испаряется через устьица.
Испарение очень важно для растения. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества.
Испарение снижает температуру тела растения и тем самым предохраняет растение от перегрева. Растение усваивает лишь 2—3 тысячных количества поглощенной им из почвы воды, остальные 997—998 тысячных испаряются в атмосферу. Чтобы образовать один грамм сухого вещества, растение в нашем климате испаряет от 300 Г до килограмма воды.
Пока в почве есть влага, растение чувствует себя хорошо. Но вот перестали выпадать дожди, наступает засуха, и растение испытывает недостаток воды; в нем перестает образовываться новое вещество, рост и развитие прекращаются.
Кроме того, растение начинает страдать от перегрева: на листьях и стебле появляются пятна ожогов. Особенно сильно страдает растение от ожогов при суховее — сухом горячем ветре. Растение увядает и, если погода не изменится к лучшему, гибнет.
В наше время широко применяют различные методы борьбы с засухой. Там, где это можно, проводят искусственное орошение (см. ст. «Как орошают растения в поле»). В неорошаемом земледелии борьба с засухой сводится к сохранению влаги в почве. Хорошо сохраняет влагу только структурная почва (см. статьи «Почва и ее образование» и «Обработка почвы»).
Помимо сохранения влаги в почве, с засухой можно бороться и другими путями, например выводить более устойчивые к засухе сорта культурных растений. Устойчивость растений против засухи можно повысить предпосевным закаливанием семян: их замачивают, а потом подсушивают (см. рисунок выше).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Невидимые работники в почве Рост и развитие растения.
de-ussr.ru
Этап урока |
Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Оборудование |
||||||||
1 |
Актуализация полученных ранее знаний. | Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы продолжаем изучение процессов жизнедеятельности растений, но сначала повторим те процессы, которые мы изучили ранее, заполняя таблицу. Последняя строка таблицы не заполнена. (Приложение 1) |
Заполняют таблицу на доске.
|
Доска. | ||||||||
|
|
Для растений характерен также еще один процесс – транспирация (записывает в таблицу), с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Пример такого процесса: Произрастающая в тропиках цезальпиния дождевая так интенсивно выделяет через листья капельки воды, то есть гутирует, что под деревом как бы идет проливной дождь. Неслучайно это растение называют еще плачущим деревом. Сегодня мы рассмотрим механизм такого явления, а также значение воды в жизни растений и экологические группы растений по отношению к воде. Запишем тему урока. |
Слушают, записывают тему в тетрадь. |
|
||||||||
2 |
При помощи опыта также можно определить, что лист испаряет воду. (Описание опыта в Приложении 2) | Демонстрация опыта «Обнаружение испаряемой листом воды» учащимися, которые получили опережающее задание. | Оборудование для опыта. | |||||||||
|
|
Вопросы к опыту: 1) Зачем лист помещают в закрытую колбу (пакет)? 2) Почему колбу с листом ставят на солнечное окно (или под лампу)? 3) С какой целью почву поливают подогретой водой (если это имело место в опыте)? |
Отвечают на поставленные вопросы. |
|
||||||||
3 |
Изучая тему «Корневое питание растений», мы проводили опыт, демонстрирующий корневое давление. Что такое корневое давление? Опишите путь прохождения воды по корню и стеблю. | По таблице «Внутреннее строение корня» учащиеся описывают путь, по которому проходит вода из корня в стебель. По таблице «Внутреннее строение стебля» учащиеся описывают путь, по которому проходит вода из стебля к листьям. Благодаря испарению листьями воды. |
Таблицы «Внутреннее строение корня», «Внутреннее строение стебля» | |||||||||
? Австралийские эвкалипты – самые высокие в мире растения, достигающие 100 м. в высоту. Чтобы обеспечить дерево влагой до самой вершины, корневого давления не достаточно. С его помощью можно обеспечить водой дерево не выше 10 м. Каким же образом можно обеспечить вода поступает к самым верхним ветвям эвкалипта? |
Заслушиваются гипотезы учащихся. | |||||||||||
|
|
Найдем правильный ответ (или подтверждение вашего ответа) в видеофрагменте. |
Просмотр видеофрагмента. |
Видеофрагмент. |
||||||||
4 |
Изучение новой темы: А. Значение воды в жизни растений. | Какую роль играет вода в жизни растений? | Отвечают на поставленный вопрос: - передвижение минеральных веществ из корня в стебель к листьям и плодам; - поддержания формы растений; - для процессов жизнедеятельности, например, фотосинтеза; - осуществления обмена веществ; - среда жизни; - распространение плодов и семян… |
|||||||||
Если ребята не называют функцию охлаждения, то задается наводящий вопрос: Отличается ли температура и влажность воздуха в густом лесу и на поляне? Или Если даже в очень жаркий день приложить лист дерева к щеке, то можно почувствовать, что он прохладный. Как вы думаете, почему? |
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. | |||||||||||
Или | ||||||||||||
Протрите влажной салфеткой ладонь. Что вы чувствуете через некоторое время? (ладонь охлаждается) | Учащиеся протирают ладонь влажной салфеткой. Отмечают, что ладонь охлаждается. | Влажная салфетка. | ||||||||||
|
|
? Какова биологическая роль испарения? (Охлаждение) В дополнение к ответам учащихся учитель рассказывает, что в жаркий солнечный день происходит сильное нагревание листьев. Между тем клетки при нагревании выше 50° С погибают. Спасает листья от перегрева испарение влаги, так как оно всегда сопровождается понижением температуры. Это можно проверить на себе, если намочить руки водой, а затем дать ей испариться с их поверхности. В жару мы потеем, и это спасает нас от перегрева, так как испарение пота связано с понижением температуры и охлаждением поверхности нашего тела. Испарение воды листьями имеет и другое немаловажное значение: оно способствует передвижению воды и растворенных в ней веществ от корней по стеблю к листьям. Испаряющую деятельность листьев можно сравнить с насосом, нагнетающим в клетки все новые и новые порции воды с растворами питательных солей, необходимых для образования органических веществ. Из 1000 г воды, поглощенной корнями, приблизительно 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении. |
|
|
||||||||
5 |
Б. Понятие о водообмене растения с окружающей средой. |
Итак, мы рассмотрели значение воды и этапы водообмена растений с окружающей средой. Составьте схему водообмена. |
Учащиеся называют и записывают этапы водообмена, а учитель записывает схему на доску.
|
Доска. |
||||||||
|
|
Какой глобальный процесс биосферы лежит в основе водообмена? |
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос (круговорот воды). |
|
||||||||
|
|
Заполните недостающую информацию в таблицу. |
Заполняют таблицу, озвучивают. |
|
||||||||
6 |
В. Экологические группы растений (лабораторная работа). |
Зависит ли испарение воды от внешних условий? |
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. |
|
||||||||
7 |
|
В зависимости от условий окружающей среды растения по отношению к воде делятся на экологические группы. Проведем лабораторную работу «Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде». Что такое экологическая группа? Какие экологические группы растений по отношению к воде выделяют среди растений, и каковы их признаки. |
Ребята делятся на группы, выполняют лабораторную работу. (Описание в Приложении 3) У каждого на столе стоят комнатные цветы. Прочитайте описание экологических групп растений и определите, к какой экологической группе относится данное вам растение. Отвечают на поставленные вопросы. |
Живые и гербарные экземпляры растений для выполнения лабораторной работы. |
||||||||
|
|
Расположите название экологической группы растений на доске в зависимости от места нахождения. |
Выходят к доске и прикрепляют таблички с названиями экологических групп в соответствии с местонахождением. |
|
||||||||
8 | Закрепление полученных знаний. | Вопросы для закрепления. | ||||||||||
1. В 30-х годах в Грузии было высажено большое количество эвкалиптовых деревьев для уничтожения Колхидских болот – крупного очага распространения малярии. Благодаря каким свойствам эвкалиптов стало возможно оздоровление этой местности. Дополнение: Самое большое количество испаряемой воды отмечено у листьев эвкалипта. В течении года одно растение способно транспортировать через устьица листьев до 14 тонн воды. |
Транспирации. | |||||||||||
2. Почему широко распространенное у нас комнатное растение бальзамин называют в народе Ванька мокрый? | На листьях часто можно увидеть капельки воды. | |||||||||||
|
|
3. Опытный овощевод рекомендовал учащимся такие овощные растения, как салат, шпинат, срывать во второй половине дня (ближе к вечеру). Объясните, почему зеленые овощи лучше срывать для употребления в пищу вечером? |
В конце дня в листьях накапливается большое количество питательных веществ. Ночью идет отток их к стеблю, корням или цветкам. Поэтому лучше срывать листья салата, шпината в конце дня – тогда их листья более питательны. |
|
||||||||
9 |
Домашнее задание. |
Параграф 31; дополнить таблицу примерами растений разных экологических групп, произрастающих на территории Удмуртии и записать их экологическую характеристику в тетрадь. |
|
|
||||||||
|
|
1. Почему при пересадке деревьев и кустарников прибегают к удалению части побегов и листьев? 2. Дрова, заготовленные зимой, ценятся выше, чем заготовленные летом. Они лучше горят и дают больше тепла. С чем это связано? 3. Известно, что в теплые ночи роса не выпадает. Но на кончиках листьев земляники, настурции, лопуха сверкают утром капельки воды. Откуда она взялась? В чем причина этого явления? |
|
|
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ»
Тема: «ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ»
Цели и задачи: сформировать понятия об экологических группах растений; показать значение воды для жизнедеятельности растений; раскрыть сущность процесса водного обмена у растений; развивать знания учащихся о процессах жизнедеятельности растений; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям, интерес к предмету, бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник, таблицы: НХ-1 «Классификация удобрений», НБ-11 «Природное сообщество», «Внутреннее строение листа», презентация к уроку.
Ход урока:
1.Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).
2.Опрос д/з (устно по §29).
- Мотивация.
- Какова роль воды в жизни растений?
- Подумайте, одинаковое ли количество воды расходуют разные виды растений?
- Зависит ли количество расходуемой воды от места произрастания растения?
4.Изучение новой темы. Рассказ учителя.
Послушайте, о чём беседовали растения в рассказе Всеволода Гаршина «Атталеа принцепс»:
«— Скажите, пожалуйста, скоро ли нас будут поливать? — спросила саговая пальма, очень любившая сырость. — Я, право, кажется, засохну сегодня.
— Меня удивляют ваши слова, соседушка, — сказал пузатый кактус. — Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я всё-таки свеж и сочен.
— Мы не привыкли быть чересчур бережливыми, — отвечала саговая пальма. — Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли жить как-нибудь.
Сказав это, саговая пальма обиделась и замолчала».
Писатель верно заметил, как различна у растений потребность в воде — у одних она может быть в 80—90 раз больше, чем у других. И если бы растения могли в действительности обсуждать свои проблемы, одним из самых главных для них был бы вопрос о воде. Любое растение самое меньшее наполовину, а иногда и на 98% состоит из воды. Всего за один летний день подсолнечник «выпивает» 1—2 литра воды, а вековой дуб — более 600 литров.
Человек испаряет пот, прежде всего для того, чтобы охладиться. Растению также необходимо охлаждение. Но значительная часть испаряемой влаги расходуется для другой цели. Только через увлажнённую поверхность растение может впитывать углекислый газ из воздуха, чтобы расти. Поневоле ему приходится постоянно испарять воду. Поэтому растения засушливых мест, где воды мало, растут так медленно.
Кстати, такие растения научились по-разному ограничивать свой водный рацион. Одни в ходе эволюции приобрели сочные мясистые стебли или листья (кактусы, алоэ), наполненные влагой, и испаряют её очень экономно. Их называют суккулентами. Полная противоположность им — склерофиты, жёсткие сухие растения (например, верблюжья колючка). Засуху они переносят в полузасушенном виде.
Вода является существенным фактором, определяющим жизнедеятельность растений. Воду, поступающую в растительный организм, К. А. Тимирязев подразделял на организованную (которая связывается организмом) и расхожую (испаряемую листовой поверхностью). Из 1000 г воды, поглощенной растением, около 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении. Тело растений на 50-98% состоит из воды. Все физиологические процессы протекают при участии воды, поэтому она является одним из наиболее существенных экологических факторов, влияющих на рост и развитие растительного организма, на распространение растений на земле.
Воду растения получают из почвы и из воздуха. Но количество воды в различных участках суши не одинаково (болота и пустыни). В связи с этим у растений можно видеть различные приспособления.
Сухопутные растения в большинстве случаев получают воду из почвы. Этому способствует хорошо развитая корневая система. Углубляясь в почву до водоносного горизонта, корни могут достигать значительной длины. В песчаных пустынях, большое значение имеет вода, выпадающая в виде росы, и у растений можно наблюдать развитие тонких корней в поверхностном слое песка.
Некоторые растения очень сухих мест приспособились удерживать влагу в своем организме в сочных стеблях (кактусы, некоторые молочаи) или листьях (алоэ, агавы, очитки, молодила и др.). Внешний вид этих растений очень своеобразен.
Атмосферные осадки могут играть и положительную и отрицательную роль. Снежный покров предохраняет зимующие растения от вымерзания. В высокогорных районах и на Крайнем Севере, где снег лежит большую часть года, растения приспособились к короткому периоду вегетации.
Механическое воздействие на растения оказывают снег и град, вызывая порой значительные повреждения растений.
Большое значение для растений имеет распределение осадков в течение вегетационного периода. В районах с засушливым летом и влажной весной развились растения, успевающие завершить свой цикл развития до наступления засушливого периода. В засушливое время года они прячутся под землей в виде луковиц или корневищ (эфемероиды) или сохраняются в виде семян (эфемеры).
Для получения хорошего урожая для хлебных злаков имеют большое значение майские и июньские дожди.
Условия водоснабжения оказывают влияние на внешний облик и внутреннее строение растений. По внешнему виду нетрудно определить, в каких условиях увлажнения росло растение.
По отношению к влаге различают три основные экологические группы растений: гигрофиты, мезофиты и ксерофиты.
Гигрофиты – растения обильно увлажненных мест обитания с высокой влажностью атмосферы. У этих растений кутикула тонкая, сильно развиты внутренние полости в листьях и стеблях, листовые пластинки тонкие, на листьях имеются особые железки – гидатоды (водяные устьица), через которые выделяется вода. Это растения: недотрога, болотный подмаренник, цирцея.
Мезофиты – растения местообитаний со средним увлажнением. Это большинство луговых и лесных растений.
Ксерофиты - растения местообитаний с недостаточным увлажнением. Эти растения имеют разнообразные приспособления, повышающие их засухоустойчивость. Они способны резко сокращать транспирацию в сухой период, имеют приспособления, усиливающие добывание воды при ее недостатке в почве, а также приспособления, позволяющие создавать запасы воды на время длительного перерыва в водоснабжении. Сокращение транспирации достигается разными способами: сокращением поверхности листьев, развитием слоя кутикулы или воскового налета, густым опушением листьев, углублением устьиц в мезофилл, плотным соединением клеток паренхимной ткани листа. С добыванием воды из почвы связано мощное развитие корневой системы вглубь (у верблюжьей колючки корень достигает 18-20 м глубины) и горизонтально поверхности. Запас воды содержится в водозапасающей ткани листа (у алоэ, очитков, агав) или стебля (у кактусов). По разным способам приспособления растений к недостатку влаги различают склерофиты и суккуленты. У склерофитов жесткие листья и стебли, часто все растение сильно опушено или покрыто толстым слоем кутикулы. Суккуленты - сочные мясистые растения.
Еще одна группа ксерофитов получила распространение в засушливых районах нашей планеты. Это эфемеры и эфемероиды.
Растение может испытывать недостаток влаги не только в тех случаях, когда ее мало в почве. Сильная кислотность почвы и высокая концентрация легкорастворимых солей в почве могут ограничивать всасывающую силу корней при достаточном содержании воды. Такое состояние почвы в отличие от физической сухости называют физиологической сухостью.
Особую экологическую группу образуют водные растения – гидрофиты. Среди них различают растения, погруженные в воду неполностью (наполовину или на одну треть) - тростник, камыш, стрелолист, некоторые осоки и др., и растения, погруженные в воду полностью (над водой у них возвышаются только соцветия или листья находятся на поверхности воды) - рдест, кувшинка, кубышка, кабомба. Среди этой группы растений можно найти яркие примеры влияния водного образа жизни на их внешний вид. Так, у стрелолиста и кабомбы листья, погруженные в воду, резко отличаются от листьев, плавающих над водой (рис.1). У погруженных в воду растений имеются характерные особенности: очень тонкие листовые пластинки, состоящие всего из 2-3 слоев клеток, иногда сильно рассеченные; стебель травянистый с воздухоносными полостями, проводящие сосуды занимают центральное положение в стебле; механические ткани отсутствуют. Это позволяет растению свободно изгибаться в толще воды. Клетки имеют низкое осмотическое давление. Обитающие на заболоченных почвах или по берегам рек растения имеют иные приспособления к условиям обитания: листья крупные, нежные, но более толстые и устьица расположены на обеих сторонах листа; корневая система проникает в грунт неглубоко; стебли с крупными воздухоносными полостями, проводящими сосудами и слаборазвитой механической тканью.
5.Физминутка.
6.Закрепление. Просмотр и обсуждение презентации к уроку. Самостоятельное чтение материала§30, ответы на вопросы
7.Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание знаний учащихся.
8.Домашнее задание: §30, повторить §25 – 29.
uchitelsh-ivo.ru
Значение воды в жизни растения
Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. В вакуолях растительных клеток растворены различные вещества. Молекулы этих веществ, растворенные в клеточном соке, оказывают давление на цитоплазму, которая хорошо пропускает воду, но препятствует прохождению через нее растворенных в воде частиц. Давление растворенных в воде веществ на цитоплазму называется осмотическим давлением.
Вода, поглощенная растворенными в клеточном соке веществами, также оказывает давление на цитоплазму и растягивает до известного предела эластичную оболочку клетки. Клеточный сок с растворенными в нем веществами постоянно поддерживает растительную ткань в напряженном состоянии, и лишь при большой потере воды, при завядании, это напряжение (тургор) в растении исчезает.
Выделение растением капелек воды — гуттация — демонстрирует наличие корневого давления.
Когда осмотическое давление уравновешено растянувшейся оболочкой, вода не может поступать в клетку. Но стоит клетке потерять часть воды, как оболочка спадается, находящийся в клетке клеточный сок становится более концентрированным и начинает насасывать воду в клетку, пока оболочка снова не растянется и не уравновесится осмотическое давление. Чем больше воды потеряло растение, тем с большей силой вода поступает в клетки. Сила, с которой растение всасывает воду, — сосущая сила — представляет собой разность между осмотическим и тургорным давлением.
Растение непрерывно испаряет воду через устьица. Этим создается возможность нового притока воды к листьям. Присасывающее действие испарения играет большую роль в передвижении воды по растению. Устьица могут раскрываться и закрываться, образовывать то широкую, то узкую щель. На свету устьица раскрываются, а в темноте и при слишком большой потере воды закрываются. В зависимости от этого испарение воды то идет интенсивно, то сильно сокращается. Часть воды все время испаряется через кутикулу, однако это испарение идет гораздо слабее, чем через устьица.
Если срезать стебель растения около самого корня, из пенька начинает сочиться сок. Это показывает, что корень и сам нагнетает воду в стебель. Следовательно, поступление воды в растение зависит не только от испарения воды через листья, но и от корневого давления. Оно перегоняет воду из живых клеток корня в полые трубки омертвевших сосудов. Так как в клетках этих сосудов нет цитоплазмы, вода беспрепятственно движется по ним к листьям, где испаряется через устьица.
Испарение очень важно для растения. С передвигающейся водой разносятся по растению поглощенные корнем минеральные вещества. Испарение снижает температуру растения и тем самым предохраняет его от перегрева. Из каждой тысячи частей поглощенной из почвы воды растение усваивает лишь 2—3 части, а остальные 997—998 частей испаряются. Чтобы образовать 1 г сухого вещества, растение в нашем климате испаряет от 300 г до 1 кг воды.
Пока в почве есть влага, растение растет и развивается нормально. Но вот перестали выпадать дожди, наступает засуха, и растение испытывает недостаток воды и растворимых в ней минеральных веществ; в нем перестает образовываться новое вещество, рост и развитие прекращаются. Кроме того, растение начинает повреждаться от перегрева: на листьях и стебле появляются пятна ожогов. Особенно сильно повреждается растение от ожогов при суховее — сухом горячем ветре. Растение увядает и, если погода не изменится к лучшему, гибнет.
Глубокая вспашка, сохранение влаги в почве, своевременное уничтожение сорняков, севообороты, применение минеральных удобрений и другие агротехнические мероприятия помогают бороться с засухой. Не менее важны правильное семеноводство и создание более устойчивых к засухе сортов, а также использование засухоустойчивых культур. Но основная мера борьбы с засухой (там, где это возможно) — орошение полей.
Животный и растительный мир:
Поделиться новостью:Обязательно посмотрите и эти записи:
www.maginfo.net.ru
Значение воды в жизни растений
Свойства воды довольно необычны и связаны главным образом с малыми размерами молекул воды и их полярностью.
Полярность молекул воды. Под полярностью подразумевают неравномерное распределение зарядов в молекуле воды. В целом молекула нейтральна, но атомы в ней распределены так, что на одном конце образуется частичный положительный заряд (δ+), а на другом частичный отрицательный заряд (δ-). Такую молекулу называют диполем. Более электроотрицательный атом кислорода притягивает электроны водородных атомов, в результате между молекулами возникает электростатическое взаимодействие. Эти взаимодействия более слабые, чем обычные ионные связи называются водородными связями.
Вода как растворитель.
Вода хороший растворитель для полярных веществ. К ним относятся ионные соединения – соли, которые диссоциируют на ионы при растворении в воде, а так же некоторые неионные соединения – например сахара, спирты, у которых присутствуют заряженные группы (у сахаров и спиртов это –OHгруппы).
Когда вещество переходит раствор его молекулы или ионы получают возможность двигаться более свободно, и как следствие реакционная способность вещества возрастает. По этой причине большая часть реакций протекает в растворах.
Неполярные вещества, например липиды, не смешиваются с водой и потому могут разделять растворы на отдельные компартменты, подобно биологическим мембранам. Неполярные части молекул отталкиваются водой и притягиваются друг к другу. Пример того – масла, образующие пленки, или крупные капли из мелких. То есть неполярные молекулыгидрофобны.
Наличие свойств растворителя у воды, обуславливает так же ее роль в транспорте веществ.
Большая теплоемкость.
Удельной теплоемкостью воды называют количество теплоты в джоулях, которое необходимо, чтобы поднять температуру 1 кг воды на 1°C.
Вода обладает большой теплоемкостью. Это значит, что существенное увеличение тепловой энергии вызывает лишь относительно небольшое повышение температуры. Это связано с тем, что большая часть энергии тратится на разрыв водородных связей, ограничивающих подвижность молекул воды.
Большая теплоемкость сводит к минимуму температурные изменения в водной среде, благодаря этому биохимические реакции идут в относительно узком температурном диапазоне и опасность нарушения от резкого скачка температуры им грозит не так сильно.
Большая теплота испарения.
Скрытая теплота испарения – это мера тепловой энергии, которую нужно сообщить жидкости для ее превращения в пар, т.е. для преодоления сил молекулярного сцепления.
Испарение воды требует значительного количества энергии, что объяснимо наличием водородных связей между молекулами. Именно из-за этого температура кипения воды – вещества, обладающего настолько маленькими молекулами – необычно высока.
Энергия, требуемая молекулами воды для испарения, черпается ими из своего окружения. Таким образом, испарение воды сопровождается охлаждением. Это явление играет существенную роль при охлаждении транспирирующих листьев растений.
Большая теплота плавления.
Скрытая теплота плавления – мера тепловой энергии, необходимая для расплавления твердого вещества (в случае воды – льда).
Воде для плавления требуется довольно большое количество энергии. Справедливо и обратное – при замерзании вода должна отдать большое количество тепловой энергии. Это уменьшает вероятность замерзания содержимого клеток и окружающей их жидкости. Кристаллы льда губительны для живого, когда образуются внутри клеток.
Большое поверхностное натяжение и когезия.
Когезия – сцепления молекул физического тела друг с другом при действии сил притяжения. На поверхности жидкости существует поверхностное натяжение – результат действия между молекулами сил когезии, направленных внутрь. Значительная когезия играет важную роль в движении воды по сосудам ксилемы.
Вода как реагент.
Биологическое значение воды определяется тем, что она является одним из необходимых метаболитов, то есть участвует в биохимических реакциях.
И так, обобщим физиологические функции воды:
· Обеспечивает поддержание структуры (высокое содержание воды в протоплазме).
· Служит растворителем и средой для диффузии.
· Вода участвует в реакциях гидролиза.
· Участвует в фотосинтезе: 6CO2+6h3O→C6h22O6+6O2
· Обуславливает осмос и тургесцентность клеток.
· Обеспечивает транспирацию и транспорт веществ.
· Обеспечивает прорастание семян – набухание, разрыв семенной оболочки, дальнейшее развитие.
· Служит средой в которой происходит оплодотворение.
· Обеспечивает распространение семян и гамет.
studlib.info