Жизненные формы растений урок 6 класс. биология-6 класс Тема урока : ?Многообразие жизненных форм растений.? (по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока"Тема: «Многообразие жизненных форм растений». 6 класс. Жизненные формы растений урок 6 класс


«Многообразие жизненных форм растений». 6 класс.

Тема: «Многообразие жизненных форм растений». 6 класс.

Учебник и программа. Пономарева И.Н. Биология. 6 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала, с использованием элементов игровой технологии.

Цель: изучить жизненные формы растений; показать взаимосвязь жизненных форм растений с особенностями среды их обитания и продолжительности жизни.

Задачи:

1. Расширить знания о многообразии растений, их жизненных формах, продолжительности жизни.

2.Изучить разнообразие жизненных форм растений в различных природных зонах России.

3. Развивать у обучающихся мышление, речь, умение работать в команде.

Оборудование: набор карточек с растениями; компьютер; три «цветочных коробочек»; шаблоны листьев клевера, клена, березы.

Планируемые результаты

Предметные: знать – понятия «жизненная форма», «дерево», «кустарник», «кустарнички», «полукустарнички», «травы», их внешнее строение и примеры растений. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений.

Личностные: высказывать суждения; осознавать успешность своей деятельности на уроке; ориентация в межличностных отношениях, уметь выделять нравственный аспект поведения при работе в группе.

Метапредметные: связь с учебной дисциплиной география, соответствие между организмами и с климатическими условиями их среды обитания; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Формировать УУД:

Личностные: познавательный интерес к биологии, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, иметь общее представление о моральных нормах поведения, соблюдать их.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение организовать выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы.

Коммуникативные УУД:  участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и общения в школе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, сравнивать и анализировать

информацию, умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Технологическая карта.

Организа

ционный этап

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, создание позитивного настроя на урок.

Определение темы.

Обучающимся предлагается набор картинок растений:

земляника, василек, одуванчик, роза дикая (шиповник), крыжовник, смородина, береза, дуб, липа.

Разделите растения по внешнему виду (размерам) на три группы.

Обучающиеся предлагают различные варианты классификации.

Разделили растения на три группы: деревья, кустарники, травы – это жизненные формы растений (сообщение учителем).

Тема: «Жизненные формы растений».

Мотивация и целеполагание

Формулируется цель урока.

Цель: познакомиться с многообразием жизненных форм растений.

Проверка домашнего задания.

Таблица: «Вегетативные и генеративные органы низших растений, высших споровых и семенных растений».

Обучающиеся сдают тетради с домашнем заданием.

Изучение нового материала.

Первый

этап

Класс делится на 3 команды (1ряд, 2 ряд, 3 ряд).

Первому ряду выдаются листочки клена; второму – клевера; третьему – березы.

На листочках обучающиеся записывают фамилию и имя. Листочки сдают учителю. Каждая команда сдает листочки в свою «цветочную коробочку».

Второй

этап

Классификация жизненных форм по внешнему виду растения.

Мультимедийная презентация.

Слайд 1.

Определение жизненной формы растений.

Жизненные формы — это группы растений со сходным внеш­ним видом надземных и подземных частей и сходными сезонны­ми изменениями.

Слайд 2.

Классификация жизненных форм по внешнему виду растения.

Слайд 3.

Деревья – это многолетнее растение с хорошо выраженным одревесневающим главным стеблем – стволом и ветвями, образующими крону.

Слайд 4.

Кустарники – многолетние древесные растения, образующие многочисленные боковые побеги у самой поверхности почвы.

Слайд 5.

Кустарнички – это низкорослые (высотой 10-15 см) многолетние растения с одревесневающими, сильно ветвящимися побегами.

Слайд 6.

Полукустарнички – это многолетние растения, у которых нижняя часть побега одревесневает и сохраняется несколько лет, а верхняя часть побега остается травянистой и на зиму ежегодно отмирает.

Слайд 7.

Травы – это растения с относительно короткоживущими надземными побегами.

Обучающие во время презентации работают с рисунком «Жизненные формы растений» в учебнике (параграф №2).

Физкультминутка.

Говорит цветку цветок:

 «Подними-ка свой листок (поднимаем руки вверх-вниз). Выйди на дорожку, Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай. Утром солнышко встречай (вращаем головой). Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные  стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений). Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем  руками)

Третий этап

Взаимосвязь жизненной формы растения с их продолжительностью жизни.

По продолжительности жизни растения классифицируются однолетние, двулетние и многолетние.

Вопросы.

1.  Растение, жизненный цикл которого, включает созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период, называется?

2. Какой жизненной формой представлены однолетние растения?

3. Полный жизненный цикл растения составляет от 12 до 24 месяцев. В первый год у растения вырастают листья, стебли и корни, после чего оно впадает в состояние покоя на зимние месяцы. На второй год появляются семена. Растения называются?

4. Какой жизненной формой представлены двулетние растения?

5. Обширная группа растений, продолжительность жизни которых исчисляется несколькими годами, называется?

Первый раунд. Продолжительность жизни многолетних растений.

Каждой команде предлагается слайд с изображением многолетних растений (3 растения).

Слайды 8 - 10.

Первая команда.

1. ландыш майский (трава).

2.калина обыкновенная (кустарник).

3. ель европейская (дерево).

Вторая команда.

1.крапива двудомная (трава).

2. ирга обыкновенная (кустарник).

3. клен (дерево).

Третья команда.

1.подорожник большой (трава).

2. дуб (дерево).

3. роза домашняя (кустарник)

Ответы обучающихся.

1. Однолетние.

2. Травы.

3.Двулетние.

4.Травы.

5. Многолетние.

Первый раунд.

10 баллов.

Инструкция №1.

Задача обучающихся: определить жизненную форму у многолетних растений.

Обучающиеся из «цветной коробочки» достают листочек с именем.

Чье имя написано на листочке - отвечает на вопрос. Первым выбирает растения из трех предложенных.

Если обучающийся отвечает правильно, он получает баллы в свою копилку.

Баллы записываются на листочек.

Листочек возвращается в «цветочную коробочку».

Команда также получает данные баллы.

Каждая команда отвечает три раза.

Четвертый этап.

Связь жизненной формы растения с их средой обитания.

Второй раунд. «Тайга».

Климат умеренно теплый. Средняя годовая температура +2-5 градусов.

Практически отсутствуют кустарники.

Слайды 11-13.

Первая команда.

1.пихта сибирская (дерево).

2.майник двулистный (трава)

3. вереск обыкновенный (кустарнички)

Вторая команда.

1.сосна кедровая (дерево).

2.седмичник (трава)

3. брусника (кустарнички)

Третья команда.

1. лиственница сибирская (дерево).

2. кислица обыкновенная (трава).

3. черника (кустарнички).

Третий раунд. «Зона смешанных лесов».

Климат более теплый и влажный, чем в зоне тайги. Лето долгое.

Слайды 14-16.

Первая команда.

1. ветреница дубравная (трава).

2. полынь (полукустарнички).

3. барбарис (кустарники).

Вторая команда.

1. купальница европейская (трава)

2. малина (полукустарнички).

3. дикая роза - шиповник (кустарник).

Третья команда.

1. медуница (трава).

2. тмин (полукустарнички).

3. сирень (кустарники).

Четвертый раунд. «Болото».

Болото — участок местности с характерным избытком влаги. Кроме низкого содержания кислорода, болотистая почва отличается пониженным уровнем питательных микроэлементов, необходимых для жизнедеятельности растений.

Слайды 17-19.

Первая команда.

1. багульник (кустарнички).

2. ольха черная (дерево).

3. осока (трава).

Вторая команда.

1. клюква (кустарнички).

2. ива (кустарник).

3. рогоз (трава).

Третья команда.

1. морошка (кустарнички).

2. спирея иволистая (кустарник).

3. калужница (трава).

Инструкция №1.

Второй раунд. «Тайга». 20 баллов.

Третий раунд. «Зона смешанных лесов».

30 баллов.

Четвертый раунд. «Болото».

40 баллов.

Пятый этап.

(дополнительный)

Жизненная форма культурных и дикорастущих растений.

Вспомнить определение.

Пятый раунд. Жизненная форма культурные растения.

Слайды 20-22.

Первая команда.

1. крыжовник (кустарник).

2. томат (трава).

3. яблоня (дерево).

Вторая команда.

1. смородина (кустарник).

2. огурец (трава).

3. груша (дерево).

Третья команда.

1. рожь (трава).

2. жимолость (кустарник).

3. слива (дерево).

Шестой раунд. Жизненная форма дикорастущих растений.

Слайды 23-25.

Первая команда.

1. карагана древовидная (кустарник)

2. клевер луговой (трава).

3. липа (дерево).

Вторая команда.

1. волчеягодник (кустарник).

2. одуванчик (трава).

3. осина (дерево).

Третья команда.

1. мятлик (трава).

2. береза (дерево).

3. калина лесная (кустарник)

Варианты ответов.

Дикорастущие – это растения, которые размножаются и расселяются без участия человека.

Культурные – это растения, которые специально выращивает человек.

Инструкция №1.

Пятый раунд. Жизненная форма культурные растения.

50 баллов.

Шестой раунд. Жизненная форма дикорастущих растений.

60 баллов.

Итог урока

Подведение итогов урока.

1. Номинация «Блестящий результат». Награждается команда победителей.

2. Номинация «Герой урока». Награждается, обучающийся, который набрал большее количество баллов.

Закрепление материала.

1. Какие жизненные формы преобладают в лесной зоне?

2. Какие жизненные формы преобладают в тундре?

3. Какие жизненные формы преобладают в степях?

4. Какие жизненные формы преобладают в пустыне?

1. Деревья.

2. Низкорослые кустарники и кустарнички.

3. Засухоустойчивые травы.

4. Полукустарнички.

Рефлексия.

-Сегодня меня порадовало…

-Сегодня меня огорчило…

Обучающие пишут на шаблонах своих листочков.

Домашнее задание.

Повторить параграф №1. Параграф 2.

Запись домашнего задания.

infourok.ru

Конспект урока по биологии в 6 классе «Общее знакомство с растениями. Мир Растений»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр образования №1456 г. Москвы

Конспект урока по биологии в 6 классе

«Общее знакомство с растениями.

Мир Растений»

Автор: учитель биологии

Водопьянова

Марина Александровна

МОСКВА

2012

УРОК 2. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ. МИР РАСТЕНИЙ

(СЛАЙД 1)

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать общее представление о мире растений и разнообразии растений по продолжительности жизни, по жизненным формам, по значению в хозяйственной жизни людей; познакомить учащихся с открытием центром происхождения культурных растений, биологом Н. И. Вавиловым; продолжить формирование ответственного и заинтересованного отношения учащихся к миру растений.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний

ОБОРУДОВАНИЕ: гербарии, электронная презентация к уроку.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Дайте определение терминов «царство», «ботаника», «зоология», «доядерные организмы», «ядерные организмы» (СЛАЙД 2)

- ответьте на вопросы

  1. Что изучает биология?

  2. Что означает слово «биология»?

  3. Что означает слово «ботаника»?

  4. Кто впервые ввел термин «биология»?

  5. Кто считается основоположником ботаники?

  6. Какие науки выделяют в рамках науки ботаники?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Рассказ учителя с элементами беседы

Многообразие растительного мира. Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Их можно встретить повсюду: дома, в школе, в парке, во дворе у дома, на газонах, в огородах, в поле и даже в водоемах. Одни дают нам пищу, из других мы изготовляем одежду, третьи используем в медицинских целях и т. д.

Растения различаются по:

- продолжительности жизни (по срокам жизни растения делят на три группы однолетние, двулетние, многолетние) (СЛАЙД 3)

- внешнему облику (жизненной форме) (СЛАЙД 4)

В первую очередь мы замечаем не различия в строении листьев, не цвет, не особенности строения корневой системы. Мы видим общие различия во внешнем облике растений. Одни из них высокие и имеют одеревеневший ствол, другие пониже, третьи еще ниже и т. д. исходя из этих внешних отличий, можно выделить жизненные формы растений.

Жизненная форма растений - внешний облик растительного организма, возникающий исторически при воздействии окружающей среды (СЛАЙД 5)

Термин предложен датским ботаником Э. Вармингом (1884), понимавшим под ним «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от семени до отмирания»

Жизненные формы растений (работа со слайдом, рассказ с элементами беседы) (СЛАЙД 6)

  • Деревья

  • Кустарники

  • Кустарнички

  • Травы

Значение растений. (СЛАЙД 7)

- Как вы думаете, какова роль растений в природе? (ответы учащихся)

  • Декоративное

  • Получение лекарств

  • Использование в пищу

  • Для кормления скота

  • Источник витаминов

  • Строительный материал

  • Сырье для промышленности

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

  • Какие растения называют однолетними?

  • Какие растения называют двухлетними?

  • Какие растения называют многолетними?

  • Какие жизненные формы встречаются у растений?

  • Назовите известные вам лекарственные растения

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 1, вопросы после параграфа

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/Т.А. Богданова, Е.А.Солодова. – 3-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. – 816с

  2. Калинина А.А. поурочные разработки по биологии 6 класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2011. - с.13-21

  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.:Вентана-Граф, 2009. - с. 8-11

  4. Третьяков П. В. Ежедневник учителя биологии: 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2008. – с.10

doc4web.ru

биология-6 класс Тема урока : ?Многообразие жизненных форм растений.? (по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)

биология-6 класс Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″ (по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс) Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель: Изучить жизненные формы растений. Показать связь жизненной формы растения с особенностями среды их обитания. Задачи: расширить знания учащихся о многообразии растений, их формах, продолжительности жизни, значении в природе; формировать умения работать с книгой Планируемые результаты: Личностные: ориентация в межличностных отношениях, уметь выделять нравственный аспект поведения; Метапредметные: логический анализ объектов с целью выделения признаков, поиск и выделение необходимой информации; Предметные: представление о жизненных формах растений, примеры, характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Средства обучения: таблицы, макеты древесных пород, гербарий травянистых растений. Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Действия учителя Действия ученика Организационный момент Проверка домашнего задания. Сообщение «Роль растений в природе и жизни человека». - Почему Теофраста называют «отцом ботаники»? - Расскажите о вегетативных органах растения. - Назовите признак отличия споровых растений от семенных. Актуализация опорных знаний. Ребята , почему растения имеют общий план строения, но при этом они очень разнообразны. Посмотрите на представленные растения ( плакаты, гербарий, живые комнатные растения). Скажите, пожалуйста, их внешний облик одинаков? В природе растения не растут поодиночке, они соседствуют с другими растениями, животными. Окружающая среда влияет на жизнь растения. Это проявляется в формировании определенного внешнего облика, который называют жизненной формой растения. Тема нашего урока сегодня: Многообразие жизненных форм растений. Найдите в учебнике на стр. 14 определение понятия «жизненная форма» и запишите его в тетрадь. Изучение новой темы. Представление эпиграфа урока Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире. Виталий Бианки Вот послушайте: Форму растенья узнаешь, конечно, Ствол есть центральный, кора безупречна, Крона покрыла весь ствол там и тут. Много годков те растенья растут. (деревья) - Самая крупная жизненная форма. – это деревья. Какие деревья вы знаете? - Что общего во внешнем облике этих растений? ( ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СТВОЛ И КРОНА) Нарисуем схему дерева. - А если растение имеет много стволов, отходящих от одного общего основания растения, как оно называется? Мы на деревья немножко похожи: Плотной корой одеваемся тоже, Только центральный отсутствует ствол, Мы в высоту чуть поменьше растем. Стволиков много на корне у нас И долгожители есть среди нас. (кустарники) (подсказка в виде рисунка на доске) – Кустарник – это то- же жизненная форма растения. Стволы называют стволиками. Они живут не очень долго, 2-9 лет. Но сам кустарник живет дольше – за счет корней и вновь образующихся ствол

profhelp.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта