Природные зоны растения и животные россии. Природные зоны России – их расположение и характеристика

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Природные зоны России: названия и характеристики. Природные зоны растения и животные россии


Доклад Природные зоны России 4 класс сообщение

Основные природные зоны России   

Территория России протянулась на 17,1 миллиона квадратных километров с севера на юг. Как не в одной из стран мира наша страна-это многообразие растительного и животного мира.

По климатическим условиям территория Российской Федерации делятся на определенные зоны, которые называются природными. Они отличаются друг от друга температурой воздуха, растениями, животными, обитающими на ней.

Всего зон восемь:

  1. Арктические пустыни;
  2. Тундра;
  3. Лесотундра;
  4. Леса
  5. Лесостепи;
  6. Степи;
  7. Полупустыни, пустыни;
  8. Субтропики.

Основные характеристики арктической пустыни

На побережье  Северного Ледовитого океана , а также  в северной части полуострова Таймыр расположена  арктическая пустыня. Большая часть ее покрыта ледниками. Большая часть года в Арктике - зима. Температура  опускается ниже 45 градусов. Лето короткое, воздух прогревается лишь до 0 градусов. Такой суровый климат не позволяет развиваться растениям, поэтому основная растительность территории мхи, лишайники. Следовательно, мало и животных обитающих среди вечных ледников. Основные представители - белые медведи и песцы. Более разнообразен  «птичий мир»: гагары, чайки, кайры, чистики, моевки.

Зона тундры

Суровые арктические пустыни сменяются зоной тундры. Территория ее небольшая и занимает всего менее 10% всей площади нашей страны. Зима, как и в арктических пустынях, длинная, холодная с сильными метелями. Лето короткое, но в южной части тундры температура поднимается до 10 градусов тепла.

Из растительности помимо лишайников и мха,  встречаются небольшие кустарники, брусника, клюква, осока, полярный мак. В тундре живут:  олени, волки, песцы, полярные совы, куропатки. На лето прилетают гуси, лебеди, кулики, утки. Большое количество комаров и мошек позволяет птицам вывести своих птенцов.

Особенности лесотундры

Между тундрой и лесной зоной расположена лесотундра. Летом здесь уже теплее, чем в тундре. Температура часто бывает  выше 15 градусов. Больше и разнообразнее виды ягод (морошка, черника, голубика, брусника),  растут деревья. Из животного мира на территории обитают как представители тундры (олени, песцы, куропатки), так  и леса (белки, зайцы, бурые медведи, лоси).

Характеристика зоны лесов

Больше половины площади страны занимает зона лесов. Зима холодная, даже в южной части средняя температура ниже 0 градусов, но лето достаточно теплое  до 20 градусов в южной части.

С западной границы до побережья Тихого океана протянулась тайга. Леса состоят из ели, лиственницы, сосны, кедра, пихты. Можно встретить также березу и осину. Разнообразен  животный мир, зоны тайги: лось, бурундук, бурый медведь, белка, соболь, заяц, рысь. Много видов птиц: дятел, глухарь, кедровка, рябчик, сова.  В лесах тайги человек занимается сбором  ягод, грибов, лекарственных трав, охотой на диких зверей.

На смену  хвойных лесов приходят широколиственные леса, ими охвачена территория  Дальнего Востока.  В этих лесах растут дубы, клены, липы вязы, бук. В южной части территории также распространен пробковый дуб, лианы, бархатное дерево.      В смешанных лесах обитают куницы, бобры, норки, косули.

Зона лесостепи

Климат лесостепи довольно теплый и довольно сухой. Влажные годы сменяются засухой, что не мешает разведению пшеницы, кукурузы, подсолнечника, садовых деревьев. В лесных зонах обитают волки, лисы, медведи, зайцы. В степях встречаются суслики, сурки, хомяки, дрофы.

Особенности степной зоны

От Черного и Азовского морей,  предгорий Кавказа протянулась зона степей.  Засушливый климат, жаркое лето при малоснежных холодных зимах, так можно определить особенности этой природной зоны. Большая часть земли используется в сельском хозяйстве. Выращивают на ней арбузы, дыни, кукурузу, пшеницу, просо подсолнечник.  В степях водятся  грызуны: сурки, полевки, хомяки, суслики,  волки, лисы,  куропатки, жаворонки.

Полупустыни и субтропики

В Прикаспии  растянулась зона полупустыни. Сухой климат:  летом температура поднимается    до 25 градусов тепла,  а зима до  - 15 градусов. Растительный мир представлен травянистыми культурами: ковыль, тырса, а также полукустарниковыми- прутняк, полынь белая. Основное занятие людей разведение домашних животных-овец, верблюдов, лошадей. Из диких животных обитают: суслики, тушканчики, полевки, мыши, антилопа- сайгак, волки, лисиц. Из птиц обитают- жаворонок, орел, дрофа.

В Прикаспийской низменности природная зона полупустынь сменяется пустыней. Лето жаркое и длинное (температура может достигать до 50 градусов тепла), зима  короткая с незначительными морозами (до минус 10 градусов). При таком климате хорошо растут виноградники и бахчевые культуры. Обитают в пустыне барханная кошка, песчанки, сайгаки, большое разнообразие ящериц и насекомых.

Зона Черноморского побережье - зона субтропиков. Теплые, влажные зимы, жаркое, сухое лето делают погоду  этой зоны наиболее благоприятным для отдыха людей. Множество парков, зон отдыха, виноградников и садов – результат  человеческого труда. Естественная природа представлена крымской сосной, можжевельником, сандаловым и земляничным деревьями.

Территория России огромна, природа ее многообразна и имеет свои особенности в зависимости от природной зоны. Если на одной территории вечная мерзлота, то на другой сухой и жаркий климат. С помощью современного транспорта можно совершить поездку за короткое время: и в зиму, и в лето.

2, 4 класс, 5, 8, 9 класс. Окружающий мир, по биологии

Природные зоны России

Популярные доклады

  • Доклад Легкая атлетика по физкультуре 3, 4, 5, 7, 9 класс сообщение, кратко

    Данный вид спорта представлен в списке олимпийских игр. К легкой атлетике относят бег, ходьба, многоборье и некоторые технические дисциплины. Легкая атлетика считается самым широко распространённым спортом. В данном виде спорта всегда спортсменов по

  • Доклад Откуда появились числа 1, 2, 3 класс

    Когда древние люди начали охотиться на животных, им понадобилось посчитать, сколько людей должно пойти на охоту. Потребовалось изобрести систему счета. Вожди таких древних поселений справлялись с этой задачей, даже трудно поверить как.

  • Доклад на тему Русский народный костюм сообщение

    Народный костюм – визитная карточка нашего государства. Если правильно расшифровать этот код, можно понять культурный, исторический, географический и экономический аспекты жизни предков, а особо любознательные сумеют постичь загадку русской души.

more-dokladov.ru

определение и характеристики географических поясов

На территории России отчетливо выражена географическая зональность. Понятие зональности подразумевает закономерную смену природных компонентов и комплексов от экватора к полюсам. Такая особенность связана с большой протяженностью территории с севера на юг и расположением государства преимущественно на равнине.

К природным зонам России относятся следующие районы: зона арктической пустыни, тундра, лесотундра, леса, лесостепь, степная зона, полупустыня, пустыня и субтропическая зона. Помимо такой зональности, различают высотную поясность в горной местности.

Рассмотрим более подробно, сколько выделяется природных зон, почему они так называются, какие главные признаки их характеризуют; дадим основные определения.

Арктические пустыни

Эта зона располагается на Крайнем Севере страны и охватывает северные острова. Эту местность характеризуют следующие особенности:

  • Очень короткое и холодное лето. В июне температура не поднимается выше -4 градусов, а зимой столбик термометра опускается ниже -50 градусов по Цельсию.
  • На территории арктических пустынь много снежных и ветреных дней с пургой и туманом.
  • Поверхность островов на 85% покрыта ледниками.
  • Растительность этой зоны составляют лишайники, водоросли, мхи, одиночные цветковые растения.
  • Почвы в этой местности слабые, покрыты торфяным слоем толщиной не более 3 см. Основной тип почв — солончаковые, что связано с высокой степенью испарения и низкой влажностью воздуха.
  • Поскольку в зоне арктических пустынь скудная растительность, животный мир здесь также беден. Можно встретить полярного белого медведя и песцов. На скалистых островах селятся колонии арктических морских птиц — чаек, кайр, чистиков, тупиков, гагарок и пр.

Тундра и лесотундра

Тундры занимают до 10% всей территории России. Для них характерно прохладное лето и длинная суровая зима. Климатические условия тундры:

  • На южных территориях максимальная температура летом достигает +11°С, а на северных — +4°С.
  • В течение всего года дуют холодные ветры: летом с океана, а зимой — с остывшего материка.
  • Хотя количество осадков в тундре не превышает 300 мм в год, почва здесь отличается высокой влажностью. Это связано с многолетней мерзлотой, не пропускающей влагу глубоко в почву, и слабой степенью испаряемости из-за низкой температуры воздуха.
  • Почвы в тундре содержат минимальное количество гумуса, отличаются высокой закисленностью и сильно заболочены.
  • Флора этой зоны представлена лишайниками, мхами и низкорослыми кустарниками. Все эти виды отличаются высокой приспособляемостью к суровым условиям. Большинство из них многолетние или вечнозеленые. Кустарники представлены клюквой и брусникой, морошкой, черникой, голубикой, травянистые растения — осокой, полярным маком, пушицей. Распространена карликовая березка.
  • Видовое разнообразие животных тундры невелико, но количество особей может достигать значительных цифр. В этой зоне водятся северный олень, песец, волк, маленький грызун лемминг, белая сова и куропатка. Летом тундра наполняется большим количеством птиц, которых привлекает обилие комаров и мошек — основной пищи пернатых.
  • Из-за низкой температуры почвы и короткого сезона вегетации в тундре невозможно земледелие, но высоко развито животноводство.

Лесотундра является переходной зоной от тундры к лесам. Климат здесь значительно теплее, а годовая сумма осадков практически вдвое выше, чем в тундре. Зона обладает следующими особенностями:

  • Почвы и воздух лесотундры отличаются избыточной влажностью.
  • Здесь уживаются представители растительного мира тундры и лесов. Лесная флора представлена группами низкорослых изогнутых деревьев — березами, лиственницами и елями. Поскольку корни деревьев не могут уходить вглубь из-за вечной мерзлоты, они стелятся в поверхностных слоях почвы, а деревья могут расти на больших расстояниях друг от друга. В этой зоне расположены наиболее изобильные пастбища для оленей.
  • Животный мир представляют, кроме оленей, лоси, бурые медведи, зайцы, белки, глухари, рябчики.

В этих климатических зонах России широко развит охотничий промысел, ведется добыча большого количества ценной пушнины.

Обширная зона лесов

Лесная зона занимает по площади более половины территории России. Зимы в этой области преимущественно суровые, но лето при этом теплое, иногда даже жаркое. В таежных районах лето бывает более прохладным. Характеристики лесной зоны:

  • Количество выпадающих осадков превышает величину испарения. Снежный покров зимой сохраняется в течение всего сезона.
  • Соотношение влаги и тепла наиболее благоприятно для роста деревьев. Здесь растут по большей части хвойные породы. Темнохвойные деревья имеют густые кроны, что препятствует достаточной освещенности лесов, травяной покров которых довольно скуден. Кроме хвойных пород, в тайге произрастают деревья с мелкой листвой — осины и березы. Чаще всего они образуют вторичные леса на места прошлых вырубок.
  • Почвы в зоне лесов преимущественно подзолистые или дерново-подзолистые.
  • Количество осадков в районах с лиственничными лесами невелико.
  • Почва в зоне лесов не слишком плодородна, однако при грамотной аграрной обработке может давать богатейшие урожаи картофеля, злаковых, кормовых растений и льна.
  • Тайга отличается необыкновенным богатством животного мира. Здесь обитает большое количество млекопитающих и птиц.
  • В зоне хвойных лесов развита лесозаготавливающая и лесохимическая промышленность. Кроме того, здесь ведется охота, заготавливаются грибы и лекарственные растения.

Начиная с юго-запада Восточно-Европейской равнины и до южной части Дальнего Востока распространяется подзона смешанных и широколиственных лесов. Воздух здесь бывает теплым и влажным, лето жаркое, а зимы мягкие с частыми оттепелями. Для подзоны смешанных лесов характерны признаки:

  • Годовая сумма осадков находится в диапазоне от 600 до 700 мм.
  • Наряду с хвойными деревьями широко распространены широколиственные породы — липа, клен, дуб. Подлесок состоит из крушины, жимолости, орешника, калины.
  • Почвы в смешанных лесах дерново-подзолистые, а на Дальнем Востоке — лесные бурые. В широколиственных лесах почва покрыта своеобразной подстилкой — опадом, который богат кальцием и калием. Эти элементы нейтрализуют кислотность почв и способствуют образованию гумусных почв.
  • Смешанные леса — место обитания многих пород крупных животных, в том числе очень редких и ценных.

В этой зоне организованы заповедники для охраны некоторых исчезающих видов животных и растений.

Лесостепная зона

Зона лесостепи отличается жарким летом и большим количеством осадков, приблизительно равным уровню испарения. В южной части испарение выше, поэтому для этих мест характерны засухи. Признаки лесостепей:

  • Климат лесостепи отличается большой переменчивостью — годы засухи чередуются с годами высокой влажности. В целом климат достаточно теплый и относительно сухой.
  • Растительность представлена чередованием степей с лесными массивами небольших размеров. На территории Восточно-Европейской равнины преобладают ясени, липы, клены и вязы. Западно-Сибирская равнина и Восточная Сибирь — место произрастания берез, осин и сосново-лиственничных лесов.
  • Почвы в зоне лесостепи преимущественно серые лесные, обладающие теми же качествами, что и в зоне широколиственных лесов. В разнотравных степях почвы черноземные.
  • Лесостепная зона — ареал колоссального количества птиц и зверей. Открытые степные участки изобилуют разного рода грызунами и дрофами. Можно также встретить волков и лис.

Поскольку эта зона отличается мягким климатом и плодородиями почвами, она густо заселена и активно освоена. Здесь распаханы и возделываются до 80% земель, выращиваются различные аграрные культуры, имеется большое количество плодовых садов.

Степи России

Степная зона протянулась от Азовского и Черного морей до предгорий Алтая. Эти территории отличаются выраженной засушливостью. Лето здесь бывает жарким, а количество осадков небольшое. Зимы обычно холодные и малоснежные, часто дует северный ветер. Поскольку ветра сдувают снежный покров в овраги и лощины, это приводит к еще большей засушливости. Для степей характерны следующие особенности:

  • Изначально растительность степной зоны была представлена преимущественно злаковыми дикорастущими растениями с мощными корнями, способными обеспечивать достаточное количество влаги в засушливых условиях. Леса располагаются небольшими участками, в основном на склонах холмов.
  • Почвы в зоне степей сформировались каштановые и черноземные. Мощность гумусового слоя достигает 70−100 см. На юге этот слой более тонок.
  • Сегодня большая часть степных территорий возделана, здесь выращивают злаковые культуры, подсолнечник, бахчевые культуры. В силу высокой засушливости есть необходимость защищать поля от суховеев и эрозии почвы. Для этого создают искусственные лесополосы.
  • Фауна степей представлена большим количеством видов грызунов, а также хищниками — волками и лисами; из птиц преобладают куропатки и жаворонки. Некоторые виды грызунов успешно освоили возделанные земли и наносят большой вред посевам.

Полупустыня и пустыня

Зона полупустыни занимает всю Прикаспийскую территорию и отличается резко континентальным сухим климатом. Годовая сумма осадков минимальна. Зима отличается обилием ветров, часто температура снижается до -40°С. Сильные морозы могут смениться оттепелями и гололедом. Зона характеризуется следующими чертами:

  • На территории полупустынь произрастают преимущественно полынные и злаковые растения. В целом растительный покров очень редкий. «Пятна» растений разделены пустыми участками земли. Преобладают ковыли и полукустарники.
  • Характер растительности полупустынной зоны располагает к разведению скота. Лошади, верблюды и овцы охотно поедают растения, богатые питательными веществами.
  • Земледелие в этих краях затруднено и требует искусственной мелиорации. Почвы более бедные по сравнению со степными черноземами и часто бывают солонцовыми или солончаковыми.
  • Фауна представлена видами, характерными для степей и пустынь. В основном это разные виды грызунов. Типичным обитателем является сайгак — разновидность антилопы. Водятся степные хищные звери и птицы.

Пустынная зона страны занимает Прикаспийскую низменность и является наиболее засушливой территорией России. Отличается длинным и очень жарким летом и короткой зимой с небольшими морозами. Снежный покров здесь необильный и быстро сходит. Особенности этой зоны:

  • Испаряемость в пустынях превосходит количество годовых осадков в десятки раз.
  • Растительный мир представлен видами, имеющими мощную корневую систему. Это позволяет растениям добывать влагу из глубоких слоев почвы, а также укрепляться в сыпучем песчаном грунте.
  • Почвы в пустынях карбонатные и солонцеватые, бедные гумусом. Часто встречаются такыры — участки с глинистой почвой, на которых весной образуется грязь, а летом — твердая растрескавшаяся корка. В таких участках практически нет растительности. На планах и картах подобные участки имеют собственные условные обозначения.
  • Обитатели пустынь — сайгаки, барханные кошки, большое количество грызунов и ящериц. Поражают разнообразием и количеством насекомые.
  • Длительные периоды вегетации в сочетании с большим количеством солнечного света позволяют выращивать ценные аграрные культуры — виноград, бахчевые. Для обеспечения необходимой влажности строятся искусственные оросительные системы, каналы и водохранилища.
  • На просторных пастбищах разводят овец и верблюдов.

Субтропическая зона

В России эта зона занимает небольшую территорию и скрыта с северной стороны горными цепями. Лето здесь сухое и жаркое, зимы относительно теплые и влажные. Морозы крайне редки и длятся недолго. Характерные признаки:

  • Максимум осадков выпадает в осенний и зимний период. В сентябре и октябре здесь стоят теплые и ясные дни.
  • Растительный мир субтропиков представлен дубом, пушистым можжевельником, соснами. Раньше здесь можно было встретить целые рощи сандалового дерева. Распространены также низкорослые кустарники.
  • Почвы в субтропиках преимущественно коричневые и лесные бурые.

В наши дни практически весь естественный растительный покров этой зоны изменен. Здесь располагается большое количество виноградников, а также искусственно созданных садов и парков.

1001student.ru

Природные зоны России – их расположение и характеристика :: SYL.ru

Природа – главное богатство страны

Составной частью национального достояния России являются природные ресурсы. Планета очень щедро одарила Россию – в пределах ее границ сосредоточено 35% от мировых природных запасов. К этим богатствам относятся не только полезные ископаемые, но и другие ресурсы, которые распределены по всей территории и образовали многочисленные природно-хозяйственные зоны России. Большие размеры страны, ее значительная протяженность с севера на юг, а также равнинный рельеф на обширных пространствах обусловили хорошо проявляющуюся широтную зональность.

Природные зоны России

На территории страны благодаря наличию больших равнин, вытянутых в меридиональном направлении на многие тысячи километров, хорошо прослеживается смена природных зон. На крайнем севере находятся холодные снежные пустыни, а на самом юге – жаркие песчаные. Ни одна страна мира не может сравниться с Россией по разнообразию природных условий.

Полярные пустыни

Если рассматривать территорию страны с севера на юг, то характеристика природных зон России должна начинаться с арктических пустынь. Они занимают все острова Северного Ледовитого океана. Суровая зима, длящаяся большую часть года, и холодное короткое лето способствуют сохранению и накоплению льдов и снегов. В таких условиях почвенный слой почти не развит. Растительность представлена в основном мхами и лишайниками, высших растений мало. Животный мир также беден. Из крупных зверей здесь водятся белые медведи и песцы. Повсеместно можно встретить полярную сову и белую куропатку.

Тундра и лесотундра

Природные зоны России не имеют четких границ, переход одной области в другую происходит постепенно. Тундра на побережье Ледовитого океана мало чем отличается от арктической пустыни, особенно в полярную ночь. Южнее перемены более заметны. Продолжительная ветреная зима и короткое холодное лето обусловили образование вечной мерзлоты. Почвы здесь маломощные, много болот. Флора состоит главным образом из невысоких многолетних растений. Основной и наиболее ценный для человека представитель животного мира – северный олень. Южнее неширокой полосой расположена лесотундра. В этой зоне появляются небольшие островки криволесья.

Настоящие леса

Природные зоны России отличаются своими размерами. Самую большую площадь занимает лесная область. В пределах этой зоны выделяют тайгу, смешанные и широколиственные леса. Для умеренного климата характерно превышение осадков над испарением, что определяет обилие поверхностных вод. В каждой подзоне преобладают определенные виды деревьев, например, в тайге наиболее распространенными являются хвойные. Здесь большое количество крупных хищников, пушных животных, значительное видовое разнообразие птиц.

Российские саванны

Леса постепенно сменяются степями, этот переход прослеживается в особой природной зоне – лесостепи. Она вытянута от границ с Украиной до Алтая. Леса представлены небольшими дубравами и березовыми рощами. Безлесные пространства называют степями. Уменьшение осадков, холодная зима и засушливое лето привели к замене древесной растительности - преобладающими стали травы, растущие на мощных черноземах. Основными представителями фауны являются копытные, грызуны и птицы.

Полупустыни и пустыни

Описывая природные зоны России, обязательно следует упомянуть о наиболее засушливых территориях. Площади их небольшие, занимают они южную часть Прикаспийской низменности. Образование этих зон обусловлено сухостью континентального климата. Полупустыни используют как пастбища, а при достаточном орошении в этой зоне можно заниматься земледелием.

www.syl.ru

Природные зоны России

Большая протяженность России с севера на юг и наличие обширных равнин предопределили четко выраженную широтную зональность, а в крупных горных системах – различные виды высотной поясности. Особенно четко зональность выражена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах.

Зона арктических пустынь.В зоне арктических пустынь лежат архипелаг Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля. Это царство огромных ледниковых покровов, скрывающих под собой многие острова и горные цепи. Здесь еще продолжается ледниковое время. Долгая суровая зима и короткое холодное лето, несмотря на полярный день, способствуют сохранению льдов и снегов.

В арктических пустынях почвенный покров наблюдается только в долинах рек и ручьев и на морских террасах, где снежный покров стаивает полностью. Животный мир беден видами: лемминг, или пеструшка, песец, северный олень, белый медведь. Повсеместно встречаются белая куропатка, полярная сова. На скалистых берегах островов много птичьих базаров, где гнездятся кайры, белые чайки, глупыши, гаги. Южные берега Земли Франца-Иосифа, западные берега Новой Земли представляют собой сплошной птичий базар.

Зона тундр.Зона тундр протягивается вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана, севернее Полярного круга, опускаясь на побережьях Берингова и Охотского морей значительно южнее. Это объясняется тем, что на западе климат тундр смягчается влиянием Атлантики.

Тундры – безлесные территории с коротким и холодным летом, продолжительной и суровой ветреной зимой. В любой летний месяц возможны заморозки и выпадение снега. Несмотря на обилие в полярный день солнечного света, тепла летом в тундре недостаточно. Солнце стоит невысоко над горизонтом, солнечным лучам приходится пронизывать большую толщу атмосферы, поэтому большая часть их поглощается и рассеивается. Слабое испарение и наличие слоя многолетней мерзлоты привели к широкому распространению болот.

При низких температурах, наличии многолетней мерзлоты и избыточном увлажнении химические и биологические процессы в почве затруднены. Мощность почв небольшая, в них содержится мало гумуса (2–3%). Вследствие избыточного увлажнения в них накапливается закись железа голубоватого цвета – глеи,поэтому их называют тундрово-глеевые.

Флора тундры небогата, немногие растения смогли приспособиться к неблагоприятным условиям жизни, и состоит преимущественно из многолетних растений (за короткое северное лето однолетние растения не успевают завершить свой жизненный цикл), размножающихся вегетативно.

Южнее тундры (узкой полосой 200–300 км) простирается лесотундра.Важнейшая черта этой переходной зоны – появление островков леса из ели, лиственницы и березы на водоразделах среди тундры и по долинам рек.

Лесная зона.Это самая большая зона, занимающая 34 % от западной границы территории России до подножия Верхоянских гор на востоке.

Климат лесной зоны характеризуется большим различием климатических показателей при движении с запада на восток. Особенно большие различия наблюдаются в величине сумм отрицательных температур: на западе – 300 °C, а восточнее Енисея – 4000 °C.

Осадки в тайге превышают испарение, что способствует обилию поверхностных вод, интенсивному промыванию почв на междуречьях и заболачиванию территории не только в речных долинах, но и на плоских водоразделах. Промывание почв приводит к возникновению белесого подзолистогогоризонта. В лесной зоне преобладают дерново-подзолистые, подзолистые и мерзлотно-таежные почвы.

Лесная зона делится на подзоны хвойных (тайга), смешанныхи широколиственных лесов.Среди лесов широко распространены луга и болота.

Темнохвойные таежные леса (преимущественно из ели и пихты) распространены от западной государственной границы до Енисея. К востоку от Енисея в этих же широтах господствует светлохвойная тайга (преимущественно из лиственницы, которая может расти в условиях вечной мерзлоты). Смешанные и широколиственные леса распространены лишь на Восточно-Европейской равнине и на Дальнем Востоке, где климат значительно теплее и влажнее.

В лесной зоне, особенно в тайге, находятся главные запасы древесины и сосредоточен основной пушной промысел.

Степи и лесостепи. Лесостепьхарактеризуется сочетанием лесной и степной растительности, серых лесных и черноземных почв. Лесостепь протянулась от границы с Украиной до предгорий Алтая. Восточнее Алтая рельеф становится возвышенным, поэтому лесостепь сформировалась только в межгорных котловинах отдельными изолированными участками.

Холодные зимы за Уралом препятствуют проникновению к востоку дуба. Поэтому на Восточно-Европейской равнине леса в лесостепной зоне представлены дубравами,а на Западно-Сибирской низменности – так называемыми березовыми колками.

На Восточно-Европейской равнине под мелколиственными и широколиственными лесами образуются серые лесные почвы, а под разнотравными степями – выщелоченные черноземы. В западносибирском лесостепье преобладают лугово-черноземные почвы, формирующиеся на слабодренированных равнинах. В западинах, вокруг озер, распространены особые почвы – солонцы.

Местоположение лесостепи между лесом и степью определяет своеобразный и сложный состав ее животного мира. Здесь происходят соприкосновение и взаимное проникновение животных двух резко различных зон – лесной и степной. Северные районы лесостепья характеризуются преобладанием животных лесных, а южные – степных фаун.

Степизанимают обширные безлесные пространства на юге Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Сплошная полоса степей на восток простирается только до предгорий Алтая. К востоку от долины Оби степь распространена отдельными участками. Характерная черта степной зоны – безлесье.До распашки степных территорий всюду господствовала травянистая растительность с преобладанием дерновистых злаков – ковыля, типчака, тонконога, степного овса и мятлика. Разнотравные степи занимали только северные территории зоны. При движении к югу в связи с увеличением сухости климата они сменялись ковыльно-типчаковыми.

Климат степей характеризуется теплым засушливым летом и холодной зимой, небольшим количеством осадков и преобладанием испаряемости над атмосферными осадками.

В почвах северных степей – мощных черноземах содержится наибольшее количество гумуса (8-10 %). По сравнению с подзолистыми почвами, в которых горизонт, содержащий 2–3% гумуса, имеет мощность 10–12 см, в мощных черноземах гумусовый горизонт достигает 70 см. Южнее формируются каштановые почвы, бедные гумусом (2–4%).

Полупустыни и пустыни.В России только в Прикаспийской низменности есть полупустыни.Лето здесь более жаркое с суммой активных температур 2800–3400 °C. Сумма отрицательных среднесуточных температур 1000 °C. Зима холодная, очень малоснежная. Весна короткая, с максимумом осадков в южной части полупустынь. Растительный покров разреженный. Зональный тип почв полупустыни – светло-каштановые, с небольшим гумусовым горизонтом (около 40 см) и незначительным количеством гумуса (<2–3%). Почвы формируются преимущественно на лёссовидных породах в условиях незначительного увлажнения под злаково-полынными степями.

Полупустыни – хорошие пастбища для мелкого рогатого скота. При искусственном орошении можно успешно развивать земледелие.

Пустынизанимают самую южную часть Прикаспийской низменности. Климат здесь континентальный, с обилием солнечного тепла и света, малым количеством осадков. Для пустынь характерны резкие колебания температуры воздуха в течение суток и года. Зимы умеренно суровые, малоснежные, с суммой отрицательных среднесуточных температур 800-1000 °C. Лето очень жаркое. Максимальная температура воздуха доходит до 45 °C, а почва нагревается до 60 °C. Воздух сухой. Влажность его нередко составляет 14 %. Сумма активных температур воздуха достигает 4600–5200 °C. Обилие тепла и недостаток влаги объясняют наличие лишь скудной, сильно разреженной растительности.

Условия для накопления гумуса (до 1–2%) неблагоприятны, так как количество растений невелико, а процесс разрушения органических остатков очень быстрый. Почвы пустынь слабо промываются атмосферными осадками и поэтому содержат большое количество солей. Зональный тип почв пустыни – серо-бурые пустынные.

Субтропики.Субтропики в России лежат у северной границы мировой субтропической зоны на побережье Черного моря от Туапсе до границы с Абхазией. Характерная особенность этой зоны – столь мягкая зима, что растения не прекращают вегетацию. Под защитой горных хребтов субтропическая зона проникает на территорию России до 46° с. ш. Здесь сохранились с палеогенового времени древние почвы и растительность.

Почвенный покров представлен красноземами и желтоземами – типичными почвами влажных субтропиков, с малым содержанием перегноя; они развиты под широколиственными лесами. Различные тона красного цвета обусловлены содержанием окиси железа в коре выветривания.

Высотная поясность.Количество высотных поясов в каждой горной системе нашей страны и их высотное положение определяются широтой места и положением территории по отношению к морям и океанам. Чем выше поднимаются горы и чем южнее они расположены, тем большее количество высотных поясов они имеют.

 

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Природные зоны России

Практическая работа «Природные зоны России»

Природные зоны

Распространение

Климатические условия

Средние температуры

Осадки,

мм в год

Органический мир

Характерные

элементы природы

января

июля

Арктические пустыни

Острова Северного Ледовитого океана, север полуострова Таймыр

Господство холодных арктических воздушных масс

до - 40˚ С

менее

+ 5˚ С

менее

200

Растения- мхи и лишайники, иногда- карликовая березка. Животный мир- скуден.

Море кормит птиц и белых медведей. Есть шумные птичьи базары.

Наличие айсбергов. Полярный день и ночь. Здесь формируются ледники

Тундра

Побережье Северного ледовитого океана до полярного круга. Наибольшая протяженность с севера на юг в Западной и Средней Сибири.

Малое количество тепла, многолетняя мерзлота, избыточное увлажнение из-за низкой испаряемости. На западе проникают морские воздушные массы.

до - 30˚ С

до + 10˚ С

300- 600

Видовой состав органического мира – беден.

Много мхов и лишайников, обильны кустарнички. Травянистых растений мало.

Это район оленеводства, в озерах – рыба. Много ягод: морошка, голубика, клюква, брусника, черника.

Много комаров и мошкары (гнуса)

Много болот, высока влажность почв и воздуха (малая испаряемость).

С севера на юг арктические тундры переходят в мохово – лишайниковые, затем кустарниковые из карликовой березки и полярных ив.

Лесотундра

Переходная зона с сочетанием тундровой и лесной растительности и животного мира.

Климат субарктический. Большую часть года лежит снежный покров.

от - 10˚ С

до - 40˚ С

+10˚ С

+ 14˚ С

200- 400

По долинам рек- полосы довольно высокого леса. На междуречьях – островки низкорослых разреженных лесов с лишайниковым покровом

Сочетание тундровой и лесной растительности и животного мира.

Тайга

Самая крупная природная зона РФ, с максимальной шириной в Средней Сибири (более 2000 км). Тайга – хвойный лес.

Умеренно теплое лето и холодная зима. Континентальность возрастает в Средней Сибири.

на западе

- 10˚…-20˚ С

в Сибири

до - 50˚ С

от + 13˚ С

до + 19˚ С

300- 600

Основные древесные породы: лиственница, пихта, ель, кедр, столюбивая сосна. Лиственные породы: береза, осина, ольха.

Животные: бурый медведь, лось, белка, заяц – беляк; птицы- глухарь, рябчик, кедровка, клест. Хищники: волк, рысь, соболь, куница, лисица.

Достаточная и избыточная увлажненность, много болот, лугов.

Смешанные леса

К югу от зоны тайги (в нечерноземной зоне Европейской России и на юге Западной Сибири). Отсутствует в Средней Сибири.

Зона умеренного пояса. Расположена в приокеанических и переходных секторах Евразии.

- 5 ˚С…-14˚ С

+10˚ С

+20˚ С

400-1000

Животные: Лось, заяц-русак, бобр, выхухоль, енот, соня, кабан, лиса.

Птицы: тетерев, фазан.

Смешанный лес Дальнего востока: пятнистый олень, тигр, черный медведь, харза.

На севере распрстранены смешанные

хвойно – широколиственные леса на дерново-подзолистых почвах.

Широколиственные леса

Распространены на Русской равнине и на юге Дальнего Востока

Умеренный на Русской равнине и муссонный на Дальнем Востоке.

- 5 ˚С…-10˚ С

до + 20˚ С

до 1000

Дубовые леса сильно вырублены.

В южной части- многоярусные широколиственные леса на серых лесных почвах.

Леса дальневосточные: рядом с сибирскими видами много растительности и животного мира Кореи, Китая, Японии, Монголии.

Лесостепи

Образуют переходную зону от леса к степи.

Умеренный континентальный со снежной зимой.

до - 5 ˚С

+ 18˚ С

+ 25˚ С

400- 1000

На междуречьях чередуются широколиственные (дубровые) и мелколиственные леса на серых лесных почвах с разнотравными степями на черноземах

Переходная зона от леса к степи.

Степи

Представлены на юге Русской равнины и Западно- Сибирской низменности.

Климат засушливый, с преобладанием испаряемости над осадками

отрицательные

+ 20˚ С

+ 25˚ С

300-500

Животные: хорь, суслик, полевая мышь, волк, заяц-русак.

Птицы: степной орел.

В прошлом -степная разнотравно-злаковая растительность и дерновинно-злаковая растительность на черноземах и каштановых почвах. Сейчас степи в основном распаханы.

Полупустыни

Переходная зона от степей к пустыням. Распространены в Прикаспии и Восточном Предкавказье.

Сухой континентальный климат с холодной зимой (местами до - 20˚ С)

отрицательные

до + 30˚ С

менее 300

Распространена полынно-злаковая растительность.

Животный мир: сочетание представителей степной и пустынной зон. Много землероев.

Обитатели полупустынь: черепаха, гадюка, скорпион, тушканчик, ушастый еж, жаворонок.

Полупустыни характеризуются переходными чертами от степей к пустыням. Климат их континентальный.

Пустыни

Имеют ограниченное распространение в Прикаспии и Предкавказье

Крайне засушливый климат. В экстрааридных условиях осадков менее 100 мм в год

до - 10˚ С

+ 22˚ С

+ 30˚ С

200-250

Обитатели пустынь: черепаха, гадюка, скорпион, тушканчик, ушастый еж, жаворонок.

Почвы серо-бурые, среди них часто встречаются солончаки и солонцы.

Растительность пустынь- ценные корма для овец и верблюдов.

Горные области

Высотная поясность зависит от географического положения горных систем. Климатические особенности определяются высотой. Высокогорный климат формируется на высотах более 2000 м. Выше границы леса на Кавказе и Урале – альпийские луга; в горах Сибири - горные тундры;

в горах Дальнего Востока (горы Камчатки, Курил, Сахалина, Сихотэ-Алиня) – пояса лесов из каменной березы и зарослей кедровый стланик (эти пояса отсутствуют в горах других районов страны) , горные тундры.

videouroki.net

Особенности природных зон России - начальные классы, презентации

Презентация на тему:

Особенности природных зон

России

Подготовила: Кутумова М. В., учитель начальных классов МБОУ «Коляновская СШ»

Арктика

Белый медведь

Северный олень

Морж

Чайка-бургомистр

Овцебык – обитатель Арктики и тундры

Растительный мир Арктики крайне небогат: здесь произрастают карликовые кустарники, злаки, лишайники и мхи. Арктическая пустыня — самая северная из природных зон — практически лишена растительности; преобладают клеточные растения — мхи и лишайники.

Тундра

Животные, присущие Арктике, распространены также и в тундре. Кроме того, в тундре можно встретить также различных грызунов, таких, как лемминг.

Полярная сова

Лемминг

Растительность тундры составляют в первую очередь лишайники и мхи; встречаются невысокие травы (злаки), осоки, полярные маки и др., кустарники и кустарнички (например, некоторые карликовые виды берёзы и ивы, ягодные кустарнички княженика, голубика, морошка).

Карликовая береза

Ягель (лишайник)

Морошка

Брусника

Голубика

Зона лесов

Зона лесов имеет три составляющие. Самая северная из них – тайга (преобладают хвойные деревья), южнее располагаются зоны смешанных и широколиственных лесов.

Тайга

Тайга характеризуется преобладанием хвойных лесов, образованных в основном елью, пихтой, лиственницей и сосной. Тайгой покрыта большая часть территории России.

Сосна

Лиственница

Кедровая сосна

Пихта

Ель

Животный мир зоны тайги богаче и разнообразнее, чем тундры. Широко распространены рысь, волк, лиса, бурый медведь, выдра, соболь, ласка, горностай и др.; многочисленны зайцы, мыши, полёвки, белки. Из копытных встречаются северный и благородный олень, лось, косуля.

Животные тайги

Зона смешанных лесов

Смешанный лес — лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород.

В местах произрастания смешанных лесов, как правило, тёплое лето и относительно холодная и средняя по продолжительности зима. К югу от зоны смешанных лесов находятся широколиственные леса или лесостепи, а с севера — тайга (для северного полушария).

В зоне смешанных лесов мы можем встретить как хвойные (ель, сосна, лиственница), так и лиственные деревья. Распространены мелколиственные породы (береза, осина), однако, иногда в данной зоне можно увидеть и широколиственные деревья (липа, дуб, клен).

Береза

Осина

Животный мир зоны смешанных лесов схож с животным миром тайги. Однако, в смешанных лесах встречается большее разнообразие птиц и грызунов.

Тетерев

Рябчик

Дрозд-рябинник

Широколиственные леса

Зона широколиственных лесов находится южнее зоны смешанных лесов. Для нее характерны широколиственные породы деревьев: дуб, клен, ясень, липа. Животный мир этой зоны схож с животным миром смешанных лесов.

Дуб

Клен

Ясень

Липа

Степи

Степь  — равнина в умеренных и субтропических зонах, поросшая травянистой растительностью. Степи находятся на юге России, в частности, у Чёрного моря и Кавказа, а также в Западной Сибири и в Забайкалье.

Животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Так же, как и в пустыне, степь характеризуется высокой засушливостью, лишь немногим меньше, чем в пустыне. Животные активны летом, преимущественно ночью. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остается влага после зимы.

Сайгак

Ушастый ёж

Дрофа

Канюк

Луговая собачка

Тушканчик

Растительность состоит главным образом из злаков, растущих маленькими пучками, между которыми видна голая почва. Более всего распространены различные виды ковыля. Он нередко покрывает сплошь большие пространства. На очень тучных степях развиваются виды ковыля, отличающиеся гораздо большими размерами. На сухих же бесплодных степях растёт более мелкий ковыль. Запас растительной массы в степях значительно меньше, чем в зоне лесов.

Ковыль

Полупустыни и пустыни

В нашей стране пустыни в основном распространены на территориях Астраханской области и республики Калмыкия и очень часто пересекаются с зоной степей

Несмотря на то, что климат пустыни засушлив и суров, её животный мир крайне богат и разнообразен.

Верблюд

Суслик

Растения в пустыне приспособлены к экономии влаги. Например, саксаул, который составляет основу рациона верблюдов.

Субтропики

Зоны субтропической поясности характерны (в России) для южного берега Крыма и черноморского побережья Краснодарского края. Эти территории отличаются богатым разнообразием растений, не характерных для остальной территории России.

Магнолия

Кипарис

Грецкий орех

Персик

Крымский полуостров – один из центров виноделия в России.

Список источников

  • Википедия – Интернет-энциклопедия
  • Петров В. В. Лес и его жизнь. 1986 год.
  • Лесная энциклопедия: В 2-х т./Гл.ред. Воробьев Г.И.; Ред.кол.: Анучин Н.А., Атрохин В.Г., Виноградов В.Н. и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1985.

kopilkaurokov.ru

Природные зоны России

Разделы: Начальная школа

Тип урока: актуализация ранее полученных знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

Цель урока: формирование целостного представления о природных зонах России.

Задачи урока:

1) образовательные: обобщить знания детей о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей, особенностях их быта, в природных зонах России, экологические проблемы, возникающие по вине человека;

2) развивающие: развитие исследовательских умений и навыков; развитие экологического и рационально-логического мышления;

3) воспитательные: воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.

Оборудование урока:

  1. Карта природных зон России.
  2. Карта Читинской области.
  3. Мультимедиа “Природные зоны”.
  4. Карточки с заданиями (групповые).
  5. Карточки – таблицы (индивидуально).
  6. Карточки с названием природных зон.
  7. Карточки с домашним заданием (индивидуально).
  8. Красная книга, Красная тетрадь Забайкалья.
  9. Иллюстрации животных и растений.
  10. Рисунки “Правила поведения человека в лесу”.

Методы и приемы: рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация.

Основные понятия: природная зона, гид, экологическая проблема, заповедник, Красная книга, Красная тетрадь Забайкалья.

Межпредметные связи: русский язык, экология, математика.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Ребята вы любите путешествовать?

– Мы сегодня отправимся в путешествие по нашей стране.

– Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

– А как её называли раньше? (Русь).

Сколько в этом слове теплого, родного. Многие поэты воспевали Россию. А вот как описал Русь в своем стихотворении И. Никитин.

(Дети читают стихотворение “Русь”).

Да, велика страна, в которой мы живем. Далеко протянулась она с севера на юг. На её территории имеются разные природные зоны. По ним мы и отправимся сегодня в путешествие. Обобщим знания обо всех природных зонах нашей страны.

– А кто скажет, что такое природная зона? (Пространства на Земле, которые получают от солнца одинаковое количество тепла и света, с осадками влаги. Одинаковые погодные условия и живут приспособленные к ним одинаковые растения и животные).

– Сколько природных зон вы знаете? (5).

– Назовите какие, природные зоны вы узнали на наших уроках?

– Какими цветами на карте изображены различные природные зоны?

– А путешествовать мы с вами будем на самолете. Наш класс разбит на 5 групп. В каждой группе будет свой гид, который будет мне помогать.

– Ребята, а кто такой гид? Какие синонимы мы можем подобрать к этому слову? (Экскурсовод). Эти ребята расскажут о природных зонах, мы будем им помогать.

– Природные зоны мы изучали по определенному плану.

– Кто может назвать этот план? (План вывешивается на доску).

Географическое положение.

  • Погодные условия.
  • Растения.
  • Животные.
  • Особенности быта и занятия людей.
  • Экологические проблемы.
  • – Каждая группа будет иметь определенные задания и будет рассказывать о “своей природной зоне”.

    – Итак, “путешествие” начинается!

    – Пристегнули ремни, мы взлетаем. (Обратите внимание на то, как вы сидите).

    III. Обобщение.

    – Как вы думаете, с какой природной зоны мы начнем наше “путешествие”? Почему?

    – Выходит ребенок – гид, рассказывает об Арктике. Дети дополняют.

    – Какие экологические проблемы существуют в Арктике? Как решается вопрос об охране животных? (Созданы заповедники).

    – А кто скажет, что такое заповедник? (Заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).

    – Назовите заповедник в Арктике? (Остров Врангеля).

    – Кто взят под охрану? Моржи, белые медведи.

    – А теперь давайте посмотрим несколько слайдов об арктической пустыни. (Показ с комментированием). [Приложение 1]

    – Ребята, как вы думаете, могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Почему?

    – Итак, наше “путешествие” продолжается.

    – А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.

    Белый мох на скале, а в расщелине лед. Старый снег залежался, не тает. Дикий камень везде черной массой встает. Да поток по ущелью стекает. А по скалам кругом все-то птицы во мгле, Все-то серые гаги рядами. Взглянешь сверху на них, будто марь на скале, Словно туча лежит над волнами.

    – Итак, что это за природная зона? Что указывает на то, что это – тундра? А вы знаете, как слово “тундра” переводится с финского языка? (“бесплодная” или “враждебная”).

    На доске появляется карточка с названием.

    Следующий ребенок – гид рассказывает о тундре. Дети дополняют. Экологические проблемы этого края.

    – Назовите заповедник тундры? (Таймырский).

    – Кто взят под охрану?

    (Показ слайдов тундры с комментированием). [Приложение 2]

    (Обратить внимание на тундровую мышь – лемминг – они имеют на лапах твердые наросты, очень похожие на копытца. Зачем?).

    (Чтобы выкапывать пищу из-под твердого снега и льда).

    – Ребята, а кто сможет решить головоломку? Как превратить ель в олений мох? ( Ель – ягель).

    – Итак, путешествие продолжается.

    – Куда же мы отправимся с вами дальше? Догадайтесь!

    Есть у меня зеленый друг, Веселый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек.

    – Куда же мы отправляемся?

    Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, – лес.

    – Об этом нам расскажет следующий ребенок – гид.

    (Выходит ребенок, рассказывает о лесе.). Дети дополняют.

    Какое значение для человека и животных имеет лес? (Дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).

    (Просмотр слайдов с комментированием). [Приложение 3]

    – Назовите экологические проблемы леса. (Пожары, вырубка лесов).

    – А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?

    – Какие лесные заповедники можете назвать. (Баргузинский).

    – Как связаны между собой осина, заяц, волк? (Цепочкой питания).

    – А теперь решите лесную задачу. Ребята, вы знаете, кто такие браконьеры?

    Послушайте задачу. “Лесник на расстоянии 100 м увидел браконьера, который прицелился в зубра. Успеет ли лесник задержать браконьера, прежде чем тот выстрелит, если лесник бежит со скоростью 5 м/с, а браконьеру понадобится 25 с, чтобы выстрелить?”

    – Ну, а теперь мы с вами немного отдохнем. Мы говорим сегодня о природе России. Какое дерево является символом России?

    Встали и представили себя березкой. Как расположены ветви у березки? (Дети поднимают руки).

    “ Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце… Воздух у земли прогревается и поднимается вверх, и на освободившееся место с севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха. Что вы почувствовали?

    Ветер раскачивает березки сильнее и сильнее. Скорость ветра усиливается с каждой минутой: 50, 80, 100 км/ч. Ветер достигает ураганной силы 150 км/ч. Что с нашей березкой?”

    – Да, березке не устоять. А где растут маленькие березки? От ветра и холода они прячутся во мхах и лишайниках.

    – А мы продолжаем наше путешествие.

    – О какой природной зоне пойдет речь в стихотворных строчках?

    … (Она) широко на просторе Поперек и вдоль лежит, Словно огненное море, Зноем пышет и палит. Цепенеет воздух сжатый, Не пахнет на душный день С неба ветерок крылатый, Ни прохладной тучки тень.

    – Мы отправляемся с вами в степь. (Карточка на доске).

    А расскажет нам о ней ….. (Выходит ребенок – гид, рассказывает о степи). Дети дополняют.

    – Ребята, почему эта природная зона нам ближе?

    – Какие растения преобладают в нашей степи?

    – Каких животных мы с вами можем встретить?

    – Какие заповедники Читинской области вы знаете? (Показ на карте).

    Все они находятся на территории степи.

    Просмотр слайдов с комментированием. Обратить внимание на дрофу. [Приложение 4]

    – Как по-другому называют эту птицу? (Степным страусом). Эта птица очень редкая и занесена в Красную книгу?

    – Ребята, а кто скажет, что это за книга? (Показываю).

    (Это книга тревоги, книга – предупреждение. В Красную книгу занесены данные о животных и растениях, которые нуждаются в особой опеке человека. Красная книга – это сигнал, который предупреждает нас о необходимости остановиться, оглянуться и подумать о нашем отношении к природе).

    – А как называется наша Красная книга, в которую занесены редкие растения и животные Забайкалья? (Красная тетрадь Забайкалья). Показываю.

    – Наше путешествие продолжается.

    – Куда же мы отправимся на этот раз? Правильно в пустыню. На доску вывешиваю карточку. Вот как она описывается в стихотворении.

    Солнечный, жаркий Желтый песок Льется в пустыне На желтый песок. В воздухе желтом и плотном, как мед. Желтая птица Неслышно плывет.

    – А расскажет нам о пустыне………

    (Выходит ребенок, рассказывает о пустыне). Дети дополняют.

    Показ слайдов с комментированием. [Приложение 5]

    – Назовите экологические проблемы пустыни. Какой заповедник есть на территории пустыни? (Астраханский).

    – В пустынях очень много змей. Какое из домашних животных не боится укуса гремучих змей? (Свинья. Потому что на них не действует яд змей).

    – Итак, мы совершили путешествие по природным зонам России. Увидели, какие растения и животные живут. Чем занимается население, какие экологические проблемы существуют в каждой природной зоне. Но наше путешествие продолжается.

    – Давайте немного отдохнем. Откинемся на спинку стула, закроем глаза, подумаем о чем-нибудь хорошем, а теперь резко – откроем.

    IV. Групповые задания.

    А теперь ребята мы с вами будем работать в группах. Каждая группа получит свои задания, в течение минуты обсуждает, а потом нас с ними знакомит. Гид будет читать задания, а остальные ребята будут отвечать или дополнять. Давайте будем уважать друг друга, обсуждать будем тихо, чтобы не мешать другим. А я включу музыку.

    Раздаю задания.

    1 группа. Арктика.

    1. Сколько длится полярная ночь? (4-5 месяцев).
    2. За полярным кругом, в стране вечных снегов, очень многие животные имеют эту особенность. Хищникам она помогает незаметно подкрадываться к добыче, а возможным жертвам – прятаться от врагов. Назовите эту особенность. (Белая окраска).
    3. Из предложенных животных, выбери те, которые обитают в Арктике. (Предлагаются иллюстрации животных).
    4. 2 группа. Тундра.

      1. Назовите главный отличительный признак тундры. (Безлесье).
      2. Какую ягоду в тундре называют северной малиной? (Морошку).
      3. Из предложенных животных выберите те, которые обитают в тундре. (Предлагаются иллюстрации животных).
      4. 3 группа. Лес.

        1. Название этого крупного млекопитающего два раза встречается на звездном небосклоне. Кто это? (Большая и малая медведица.)
        2. Найди ошибки в рассказе:
        3. “У кумушки – лисы зубки острые, рыльце тоненькое, нос пятачком, шубка тепленькая. Выращивает лисичка своих деток – лисяток – в теплом мягком гнездышке. Заботливая мама запасает на зиму много корма. Хорошо кума и наряжена: шерсть у нее пушистая, золотистая”.

        4. Предложенные растения распределите по типу леса. (Предлагаются иллюстрации растений).
        5. 4 группа. Степь.

          1. Назовите главную причину безлесья этой природной зоны. (Недостаток влаги).
          2. Назовите главное отличие степей от других природных зон. (Богатые перегноем и черноземом почвы, глубиной более метра).
          3. Выбери животных, обитающих в степи. (Предлагаются иллюстрации животных).
          4. 5 группа. Пустыня.

            1. Какие два времени года наиболее продолжительны в пустыне? (Зима, лето).
            2. Как называется оптическое явление, состоящее в появлении у горизонта ложных изображений участков неба или земных предметов? (Мираж).
            3. Выберите природные явления, характерные для пустыни: суховей, пурга, дождь зимой, северное сияние, метели, песчаная буря.
            4. (Обсуждение)

              V. Рефлексия

              Ну, что же ребята, вы хорошо справились с данным заданием. Наш самолет заходит на посадку. У нас осталось с вами еще одно задание, в котором мы подведем итог нашего урока – путешествия. А заключается это задание в следующем: я раздам каждому таблицу, а вы стрелками установите соответствие между природными зонами, растениями и животными, потом мы проверим, как же вы усвоили тему урока.

              Растения

              Природные зоны

              Животные

              ковыль, тюльпан

              Арктика

              суслик, тушканчик
              ель, береза, сосна

              тундра

              соболь, заяц
              мхи, лишайники

              лес

              песец, морж
              карликовая ива

              степь

              лемминг, гагара
              саксаул, кактус

              пустыня

              эфа, варан

              (Проверка задания)

              – Молодцы ребята! Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось?

              – Итак, наш самолет приземлился. Я благодарю вас за приятное путешествие. Спасибо!

              И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие. Но это непростые билеты, а билеты – головоломки. Решив их, вы можете смело продолжать путешествия в страну знаний.

              xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта