Конспект урока по естествознанию «Дикорастущие и культурные растения». Дикорастущие и культурные растения конспект урока
Конспект урока по естествознанию «Дикорастущие и культурные растения»
- Чтобы узнать, о чем мы сегодня на уроке будем говорить, нам нужно отгадать загадки.
- Слушаем внимательно, и если знаем отгадку, поднимаем руку.
Дети начинают говорить со слов: Я ДУМАЮ, что …..
Загадки:
Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок - И остался стебелек.
(одуванчик) - показываем картинку
(на обратной стороне листа слог рас)
Белоствольные красавицыДружно встали у дорожки,Книзу веточки спускаются,А на веточках сережки.
(берёза) - показываем картинку
(на обратной стороне листа слог те)
Рыженькая как лисицаНо, сидит она в темнице,Хвост над грядкой держит ловко
Называется …
(на обратной стороне листа слог ни)
В саду на дереве растётКрасивый, вкусный, сочный плод.Я подскажу: на букву ЯОн начинается друзья.
(яблоня) - показываем картинку
(на обратной стороне листа слог я)
- Как можно назвать все эти предметы одним словом?- А сейчас развернем наши отгадки и узнаем, на сколько вы правы. дети читают
-О чем будем говорить на уроке?
На уроке мы будем говорить…..
-Нас окружает не только неживая природа, о которой мы говорили на предыдущих уроках, но и живая природа.
-Растения – часть живой природы. Значит растения живые.
-Как вы думаете почему растения мы относим к живой природе?
РАСТУТ
ДЫШАТ
ПИТАЮТСЯ
- Без них невозможно представить жизнь на земле.
- Нас повсюду окружают разнообразные растения, давайте вспомним, какие растения растут на наших родных полях, лугах, лесах.
- Вашему вниманию предлагаю фильм по природу Удмуртии.
- Смотрим внимательно и запоминаем разновидность растений Удмуртского края, где мы с вами живем.
- Правда, наша с вами земля красивая?
- А что, украшает нашу планету?
- Можно ли гордиться такой красотой?
- Нужно ли ее беречь? Почему?
- Вернемся к нашему вопросу:
- Какие растения вы увидели и запомнили?
- Ребята, растения растут не только в лесу, в поле и на лугу, они растут и в огороде и в саду и даже в водоемах.
Давайте приведём по одному примеру:
- Какие растения растут в саду?
- Какие растения растут в огороде ?
- Какие растения растут в водоёмах?
- В водоемах растут:……(кувшинка)
- Давайте сделаем вывод?
- Можно ли сказать, что растений на земле много и растут везде? Какой вывод напрашивается?
Вывод: Растения растут повсюду – в лесах, садах, на лугах и полях, огородах .
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Планируемые результаты обучения (предметные) УУД (метапредметные) | Обучающийся научится: классифицировать культурные растения по среде обитания, понимать зависимость растений от неживой природы и смогут найти дополнительный материал по изучаемой теме. Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представления о причинах успеха в учебе, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; получит возможность научиться осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получит возможность научиться умению смыслового восприятия познавательного текста. Коммуникативные. Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы. | Организационный момент Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Актуализация знаний Реализация построенного проекта. Открытие нового знания Физминутка | Коммуникативные УУД (Умение слушать и понимать речь других) Регулятивные УУД (Самоорганизация и организация своего рабочего места) Личностные УУД ( проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу ) Познавательные ( понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа) Регулятивные УУД (формирование учебной задачи, планирование ее выполнения) Коммуникативные УУД (умение строить понятные для партнера высказывания; участие в работе группы) Регулятивные УУД. (принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности) Познавательные ( понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа) Коммуникативные УУД (умение строить понятные для партнера высказывания; участие в работе группы) Познавательные УУД(Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций) Личностные УУД (Осознание своих эмоций, интереса к изучению окружающего мира Регулятивные УУД (Учатся работать по предложенному учителем плану) Коммуникативные УУД (формулирование собственного мнения, учет разных мнений, умение задавать вопросы). Личностные УУД (Умение применять правила охраны своего здоровья) | Прозвенел и смолк звонок. Собрались все на урок, Что-то новое узнать, Громко, чётко отвечать И друг другу помогать. Значит, нам сегодня нужно Поработать вместе, дружно! Поприветствуйте гостей. Ну-ка, улыбнись скорей! А друг другу серьёзно, без смеха Пожелайте удачи, успеха (дети пожимают друг другу руки). Со мной пришел сказочный герой (слайд). Узнали его? - Ребята, а вы любите путешествовать? А для чего люди совершают путешествия? (узнать что-то новое, сделать открытия). - Во время путешествия люди могут столкнуться с трудностями. Что может помочь их преодолеть? (помощь друзей, сообразительность, находчивость). Вы готовы помогать друг другу, преодолевая трудности сделать новое открытие? - Чиполлино приглашает вас совершить путешествие в очень красивое царство. - Разгадайте кроссворд и вы узнаете место путешествия. (слайд). - В какое царство приглашает нас Чиполлино? (растений) - Впервые ли вы окажетесь в этом царстве или вы что-то уже знаете о растениях? Определите по учебнику тему урока (учебнике с. 57) Что нам нужно будет узнать о растениях во время сегодняшнего путешествия? Я предлагаю работать по следующему плану: - Подведение итогов. - Определение условий жизни дикорастущих и культурных растений. - Повторить изученные группы растений. - Знакомство с новыми группами растений. - Согласны ли вы с этим планом? - Восстановите правильный порядок пунктов плана. РАБОТА В ПАРАХ Чиполлино предлагает вспомнить вам известные группы растений. Задание: Подчеркни цветковые растения красным цветом, хвойные растения – зеленым. ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА Проверка на слайде. Оцените свою работу. Листик в уголке закрась соответствующим цветом: -зеленый – легко, без затруднений - желтый – с некоторыми затруднениями -красный – задание не выполнили, трудно Выявление места и причины затруднения. -А как бы вы назвали эти группы растений? (дети высказывают предположения) (слайд).
Учитель: Почему мнения разошлись? Почему возникло затруднение? (Не можем определить признак, по которому разделены растения на группу. Если есть предположения, то нужно их проверить) -Переходим ко 2 пункту плана Слайд -Сравните растения из первой группы с растениями из второй. Результаты сравнения занесите в таблицу: КАРТОЧКА (зеленая)
(Аналогично сравниваются другие пары растений) 1 группа - сравнивает томат и одуванчик 2 группа - крыжовник и ель 3 группа - яблоню и пихту 4 группа – грушу и сосну Слайд: проверка: общее – отличие - Что объединяет растения первой группы? (садит, ухаживает человек) - Что объединяет растения второй группы? (Растут сами по себе в природе, человек не ухаживает) РАБОТА СО СЛОВАРЕМ Слайд - Прочитайте определения из словаря С.И. Ожегова. Выберите, которое из них подходит к первой (второй) группе растений. Подпишем название каждой группы растений. (Дикорастущие, культурные) Слайд ДИКОРАСТУЩИЕ - растения растущие в природных условиях, не выращиваемые человеком. КУЛЬТУРНЫЕ – растения, посаженные, возделанные, выращенные человеком, не дикие. - Которое определение помогло выяснить, как называются растения в первой (второй) группе. Слайд Какие растения называются культурными, дикорастущими? Слайд: вывод -Какой пункт плана мы выполнили? (Открыли новое знание. Выполнение 2 пункта плана) Игра «Третий лишний». -Чиполлино называет три растения, а вы определяете лишнее. ОГУРЕЦ, СВЕКЛА, ВАСИЛЕК (василек - дикорастущее) - Составьте такую игру для соседа по парте. (Несколько учеников дают задание классу) Ветер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет:Раз — наклон и два — наклон,Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.) | Общий настрой класса на учебную работу. Отгадывают кроссворд, отвечают на вопросы, принимают правила игры. Принимают и сохраняют учебную задачу Классифицируют объекты. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Анализируют, устанавливают причинно-следственные связи. Работа с источником информации Выступающий ученик осуществил поиск информации, строит выступление в устной форме Обыгрывают ситуацию. Осуществляют профилактику утомления. | Первичная проверка понимания. Физминутка Закрепление полученных знаний в совместной работе Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Домашнее задание | Познавательные УУД(Понимание смысла задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации) Личностные УУД(наличие познавательных интересов, учебных мотивов) Регулятивные УУД (планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации) Личностные УУД (Умение применять правила охраны своего здоровья) Коммуникативные УУД(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания) Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей) Личностные УУД(наличие познавательных интересов, учебных мотивов) Регулятивные УУД (планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации) Коммуникативные УУД(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания) Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей) | 3 пункт плана Слайд Как вы думаете, какие из этих растений, дикорастущие или культурные, более выносливы и устойчивы к изменениям в природе? Почему вы так считаете? (Это дикорастущие растения. За ними никто не ухаживает. Выносливыми и устойчивыми их сделала сама природа.) Найдите подтверждение в учебнике С. 57-60 Слайд: пейзаж с изображением пустыни в ней растет берёза. - Какое растение изображено, культурное или дикорастущее? Что вас удивило? (В пустыне растёт берёза). - Почему это вас удивило? (берёза не может расти в пустыне недостаточно влаги и много солнца) - Можно ли природные условия пустыни назвать подходящими для берёзы? Слайд: В жарком поясе даже весной много тепла и мало влаги, растениям приходиться добывать влагу и сохранять ее длительное время. Кактус может долго обходиться без воды, потому что его ствол устроен таким образом, что прямые солнечные лучи падают на тонкие колючки, поэтому влага почти не выделяется. Сам ствол очень толстый, что тоже предотвращает испарение, некоторые кактусы могут обходиться без воды в течение 2 лет. -Подходят ли для жизни кактусов природные условия пустыни? Какой можем сделать вывод? (Для жизни дикорастущим растениям нужны подходящие для него условия.) Я буду говорить слова, а вы покажите это движениями: В огород пойдем, Урожай соберем. Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты- Круглый, сочный, очень вкусный. Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке. -О каких растениях шла речь в физкультминутке? Какие же растения появились раньше дикорастущие или культурные? (Предположения детей) Проверим наши предположения по учебнику С. 57-60 (Выступление ученика) Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. И вот однажды люди заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (мололи, делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос. Теперь они подумали, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц, зверей. Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те, дикорастущие растения, от которых они произошли. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов. Учитель: Чиполлино, решил заняться выращиванием культурных растений, но он не знает, что значит ухаживать. Он просит нас составить для него памятку по уходу за культурными растениями. Поможете? РАБОТА В ПАРАХ Карточка 1. Прочитай в первом абзаце четвёртое предложение текста на странице 59. 2. Составь памятку по уходу за культурными растениями. Проверка в форме сличения с образцом на экране. Слайд Оценка работы. Листик в уголке закрась соответствующим цветом: - зеленый – легко, без затруднений - желтый – с некоторыми затруднениями - красный – задание не выполнили, трудно -Как оценили работу в парах? -Кому и когда может пригодится эта памятка? Самостоятельная работа - Чиполлино хотел бы узнать где выращивают эти растения. Соедини линиями, используя слова 1.Морковь, капусту, помидоры, выращивают в…. ПОЛЕ 2. Яблоки, груши, сливы, выращивают в …. ОГОРОД 3. Пшеницу, овес, лен, выращивают в …. БАХЧА 4. Арбузы, дыни выращивают на…… САД Взаимопроверка. Ученики высказывают результаты взаимопроверки Проверка Коллективное выполнение задания Тетрадь с. 36 № 86 4 пункт плана -В какое царство мы совершили путешествие? -Что хотели узнать? - Какие новые знания приобрели за время путешествия? Подведение итогов по алгоритму:
(Разноуровневое домашнее задание.) - Подготовить сообщение об одном из культурных растений нашей местности? - Составить кроссворд на тему «Дикорастущие растения» или «Культурные растения» - Подобрать загадки о культурных растениях и изготовить книжку- малышку - с. 57-60 – прочитать и ответить на вопросы | Выступающий ученик осуществил поиск информации в различных источниках, строит выступление в устной форме. Классифицируют объекты. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Составляют рассказ, высказывают свое мнение. Сравнивают природные условия. Высказывают свое мнение, учитывают другие мнения Анализируют стихотворение. Устанавливают причинно-следственные связи. Выступающий ученик осуществил поиск информации в различных источниках, строит выступление в устной форме Выдвигают предположение. Аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи Размышляют. Делают выводы. Определяют границы знания и «незнания». Аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи. Классифицируют картинки. Контролируют действия партнера. Осуществляют поиск необходимых предметных картинок. Организуют деловое общение. Размышляют. Делают выводы. Определяют границы знания и «незнания». Выбирают задание |
docbase.org
Конспект урока по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения".
Дата _______ Класс _________ Учитель ______________________ Номер урока по КТП ______
Окружающий мир
Тема: Дикорастущие и культурные растения.
Цели: формирование понятия «дикорастущие» и «культурные» растения;
изучение особенностей культурных и дикорастущих растений;
развитие речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами;
привитие интереса к изучению природы
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты обучения
УУД (метапредметные)
Обучающийся научится: классифицировать культурные растения по среде обитания, понимать зависимость растений от неживой природы и смогут найти дополнительный материал по изучаемой теме.
Личностные: у обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представления о причинах успеха в учебе, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные: обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; получит возможность научиться осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные: обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получит возможность научиться умению смыслового восприятия познавательного текста.
Коммуникативные: обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная
Основное содержание темы, понятия и термины: дикорастущие и культурные растения, их различие.
Ход урока:
1. Мотивация учебной деятельности.
Прозвенел и смолк звонок.
Собрались все на урок,
Что-то новое узнать,
Громко, чётко отвечать
И друг другу помогать.
Значит, нам сегодня нужно
Поработать вместе, дружно!
- Ребята, а вы любите путешествовать? А для чего люди совершают путешествия? (узнать что-то новое, сделать открытия).
Вы готовы помогать друг другу, преодолевая трудности сделать новое открытие?
- Чиполлино приглашает вас совершить путешествие в очень красивое царство.
- Разгадайте кроссворд и вы узнаете место путешествия.
Кроссворд «Растения»
1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)
2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)
3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
4. Последняя улыбка осени.
Звезда на клумбе (Астра.)
5. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой. (Береза.)
6. Ветка в грозди разодета
Фиалкового цвета.
Это в летний жаркий день,
Расцвела в саду... (сирень.)
7. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)
8. Платье потерялось,
Пуговки остались. (Рябина.)
– Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях.
- В какое царство приглашает нас Чиполлино? (растений)
- Впервые ли вы окажетесь в этом царстве или вы что-то уже знаете о растениях?
2. Целеполагание.
Определите по учебнику тему урока (учебнике с. 57)
Что нам нужно будет узнать о растениях во время сегодняшнего путешествия?
Я предлагаю работать по следующему плану:
- Определение условий жизни дикорастущих и культурных растений.
- Повторить изученные группы растений.
- Знакомство с новыми группами растений.
- Согласны ли вы с этим планом?
- Восстановите правильный порядок пунктов плана.
3. Актуализация знаний
РАБОТА В ПАРАХ
Чиполлино предлагает вспомнить вам известные группы растений.
Задание: Подчеркни цветковые растения красным цветом, хвойные растения – зеленым.
ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА
Оцените свою работу.
Выявление места и причины затруднения.
Растения, которые нам знакомы
Как вы думаете, чем ель отличается от яблони?
Ель растет в лесу, а яблоня – в саду, и за ней ухаживает человек.
Чем похожи одуванчик и томат?
Это травянистые растения. А чем они отличаются? Помидоры растут в огороде, и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Одуванчик растет повсюду.
4. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания
Культурные и дикорастущие растения
Все эти растения можно разделить на две группы:
1. Растения, за которыми ухаживает человек, или культурные растения.
2. Растения, которые растут сами по себе. Их можно встретить где угодно. Такие растения называются дикорастущими.
Дикорастущие растения растут без вмешательства человека, за ними никто не ухаживает, они растут там, где для них есть подходящие условия. К этим условиям они приспособились сами.
Культурные растения сеет, высаживает человек и заботится о них. Откуда же они взялись на земле?
РАБОТА СО СЛОВАРЕМ
- Прочитайте определения из словаря С.И. Ожегова. Выберите, которое из них подходит к первой (второй) группе растений.
ДИКОРАСТУЩИЕ - растения растущие в природных условиях, не выращиваемые человеком.
КУЛЬТУРНЫЕ – растения, посаженные, возделанные, выращенные человеком, не дикие.
Я буду говорить слова, а вы покажите это движениями:
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты-
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
-О каких растениях шла речь в физкультминутке? Какие же растения появились раньше дикорастущие или культурные? (Предположения детей)
Проверим наши предположения по учебнику С. 57-60
РАБОТА В ГРУППАХ
-Сравните растения из первой группы с растениями из второй. Результаты сравнения занесите в таблицу:
1 группа - сравнивает томат и одуванчик
2 группа - крыжовник и ель
3 группа - яблоню и пихту
4 группа – грушу и сосну
проверка: общее – отличие
- Что объединяет растения первой группы? (садит, ухаживает человек)
- Что объединяет растения второй группы? (Растут сами по себе в природе, человек не ухаживает)
Какие растения называются культурными, дикорастущими?
-Какой пункт плана мы выполнили? (Открыли новое знание. Выполнение 2 пункта плана)
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Как вы думаете, какие из этих растений, дикорастущие или культурные, более выносливы и устойчивы к изменениям в природе? Почему вы так считаете? (Это дикорастущие растения. За ними никто не ухаживает. Выносливыми и устойчивыми их сделала сама природа.)
Найдите подтверждение в учебнике С. 57-60
Самостоятельная работа
- Чиполлино хотел бы узнать где выращивают эти растения.
Коллективное выполнение задания
Тетрадь с. 36 № 86
- Какие новые знания приобрели за время путешествия?
Подведение итогов по алгоритму:
Чиполлино, решил заняться выращиванием культурных растений, но он не знает, что значит ухаживать. Он просит нас составить для него памятку по уходу за культурными растениями. Поможете?
РАБОТА В ПАРАХ
Карточка
1. Прочитай в первом абзаце четвёртое предложение текста на странице 59.
2. Составь памятку по уходу за культурными растениями.
(Разноуровневое домашнее задание.)
- Подготовить сообщение об одном из культурных растений нашей местности?
- Подобрать загадки о культурных растениях и изготовить книжку- малышку
- с. 57-60 – прочитать и ответить на вопросы
ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА
ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА
ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА
ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА
ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА
ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА
ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА
ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА
ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА
ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА
- Определить условий жизни дикорастущих и культурных растений.
- Повторить изученные группы растений.
- Познакомиться с новыми группами растений.
ДИКОРАСТУЩИЕ - растения растущие в природных условиях, не выращиваемые человеком.
КУЛЬТУРНЫЕ – растения, посаженные, возделанные, выращенные человеком, не дикие.
infourok.ru
Этап урока, его цели. | Содержание учебного процесса | Формируемые УУД | |
1 | Мотивация учебной деятельности. | - Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый,солнечный? - Какое настроение вызывает у вас такая погода? - А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? -Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою! У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу! Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный зимний день и нашу встречу. | Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание |
2 | Актуализация знаний | - Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде. - Догадались? Конечно, о чём мы поговорим с вами сегодня? ( О растениях) “Не можем жить мы без растений Об этом скажет нам не только гений. Как воздух нам нужны они. Они разнообразны… И все они по-своему прекрасны” | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельно Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
3 | Целеполагание | - Вспомните, какие группы растений вы знаете? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые) - Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. - Чем похожи и чем отличаются ДУБ и ВИШНЯ? (Похожи тем, что и дуб и вишня деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды Отличаются тем, что дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам) - Аналогично сравните КРЫЖОВНИК и ШИПОВНИК. - Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке? (О растениях, которые растут сами по себе(из называют ДИКОРАСТУЩИМИ и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ) - Как будет звучать тема нашего урока? (ДИКОРАСТУЩИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ растения) - Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой? ( Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их роль в жизни человека, различать растения по назначению, приводить примеры, рассказывать о предках культурных растений) | Познавательные:уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные:уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
4 | Открытие нового знания | Работа в группах (по рядам) - Сейчас весь класс разделится на 3 группы по рядам. Каждый ученик получит листок с заданием. Задания: 1 группа: Укажите отличительные особенности дикорастущих растений и сделайте вывод. 2 группа: Укажите отличительные особенности культурных растений и сделайте вывод. 3 группа: Найдите среди предложенных растений культурные. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку? Опрос групп Работа обучающихся у интерактивной доски и формулирование выводов Дополнительный вопрос 3 группе и всему классу: - Для чего человек использует различные виды растений? ( Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов, лекарств, для производства тканей, бумаги, строительных материалов, для украшения жилья, для кормления животных). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Говорит цветку цветок: «Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз) Выйди на дорожку Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени) Да головкой покачай Утром солнышко встречай. (вращаем головой) Стебель наклони слегка – Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны) А теперь росой умойся, (имитация движений) Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками) | Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. |
5 | Первичное закрепление | - Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ. | |
6 | Самостоятельная работа | - Прочитайте, что об этом написано в учебнике на стр.87 - Как люди научились выращивать растения? - О каких отраслях растениеводства вы прочитали? (Полеводство, цветоводство, плодоводство, овощеводство) - Выполните задание у интерактивной доски. - Давайте познакомимся с предками культурных растений. Мы узнаем об этом из материала учебника на стр. 88. - О предках каких растений вы узнали ?(Морковь, капуста, картофель) - Что вас удивило? - О чём вы можете рассказать, глядя на слайд? | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии |
7 | Включение новых знаний в систему и повторение. | - Среди культурных растений учёные выделяют следующие группы: ЗЕРНОВЫЕ, ОВОЩНЫЕ, ПЛОДОВЫЕ, ПРЯДИЛЬНЫЕ. ДЕКОРАТИВНЫЕ. - Рассмотрите таблицу и приведите свои примеры - Укажите группу, в которой перечислены только культурные растения - Заполните таблицу, верно распределив названия растений. - Рассмотри модель и найди растению пару. - Соотнесите растение и место, где оно растёт. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. |
8 | Рефлексия деятельности. | - Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы их решили? - Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке и перетащите его на листок. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
9 | Информирование о домашнем задании и инструктаж | с.87-88, ответить на вопросы Задание на выбор: 1) нарисовать фантастическое культурное растение и рассказать как его можно использовать; 2) найти информацию о любом культурном растении и его дикорастущем предке |
doc4web.ru
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (2мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира? -Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить?
- Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы! | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. СЛАЙД !
слайд 1
Отвечают на вопросы учителя. -Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты. Вспоминают и проговаривают правила работы в паре. 1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук. | Л- мотивация к учебной деятельности К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; - умение оформлять свои мысли в устной форме |
2. Актуализация знаний. (10 мин) Цели: - актуализировать знания учащихся по теме «Растения». | Выявление уровня знаний. СЛАЙД 2 слайд 2
На прошлом уроке что вы запомнили о растениях? На какие группы их можно разделить? У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией, а также конверты с изображениями растений. Обсудите в парах: к какой группе относится ваше растение? Разместите его в нужном месте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание? Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе. - Посмотрите, всё ли правильно у нас размещено? СЛАЙД 3 СЛАЙД 4
слайд 4
| При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции.
Отвечают на вопросы учителя.
Ученики работают в парах
На доске два правильных ответа
Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы. | Л – мотивация к познанию окружающего мира Р- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками П - анализ объекта с целью выделения признаков; выбор К – сотрудничество в поиске и выборе информации |
3. Постановка учебной задачи (2 мин) Цели: - организовать формулировку темы урока детьми; - организовать постановку цели урока детьми. | Создание проблемной ситуации. - А теперь внимательно посмотрите на группы растений, которые мы выделили и скажите, где их можно встретить? чем же они еще отличаются?
- Когда у нас возникают разногласия, затруднения? - Какой вопрос у нас возник?
- Какая же цель сегодняшнего урока? Чему мы должны научиться на уроке? |
Отвечают на вопросы учителя.
СЛАЙД 5 слайд 5
-Когда мы чего-то не знаем.
- На какие группы можно разделить растения и почему? Формулируют тему и цель урока.
| Р – целеполагание |
4. Формирование нового знания (8 мин) Цель: - организовать формирование отличия между культурными и дикорастущими растениями. | Организация учащихся к исследованию проблемной ситуации. В ходе фронтальной беседы выявляются существенные признаки культурных растений - Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде? Учитель дает название и формулирует определение культурных растений. Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свойствами. -Ребята, как вы думаете всегда ли были культурными растения? Внимание на экран. Видео интернет-урок «Дикорастущие и культурные растения» https://interneturok.ru/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/dikorastuschie-i-kulturnye-rasteniya ?seconds=0&chapter_id=2283
А какое же название получила другая группа растений? - Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое?
-Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам?
МУЛЬТЗАРЯДКА
| Отвечают на вопросы учителя.
-их выращивает человек, он о них заботится (поливает, рыхлит, подкармливает удобрениями) -человек использует их (например, в пищу) Дети зачитывают определение в справочнике учебника с.149
Слайд 6 слайд 6
Отвечают на вопросы учителя. Выявляют существенные признаки дикорастущих растений и по аналогии с культурными растениями дают определение дикорастущим растениям Слайд 7 слайд 7
Вспоминают правила поведения в лесу | П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений; - анализ объекта с целью выделения признаков; К – сотрудничество в поиске и выборе информации; Л - умение оценивать поступки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
5. Первичное закрепление знаний (5 мин) Цель: - организовать работу по закреплению знаний о культурных и дикорастущих растениях. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. -Посмотрите на доску. ЭФУ с.74 На нужно распределить растение по группам: культурное растение – в саду или в огороде находится, дикорастущее – в лесу или на лугу. При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, |
Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски.
| Р – контроль, коррекция П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое моделирование; К – умение выслушать и поддержать мнение собеседника или построить опровержение |
6. Итог урока (1 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока. | Организация фиксирования нового содержания. - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке. знаю Я запомнил смог | Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. | П -умение обобщать, осознавать качество и уровень усвоения, подводить итог работы, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. К - умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
7. Рефлексия (2 мин) Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Строит рефлексию
-Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя «волшебные» листочки» Если вы все запомнили на уроке и вам все понятно – приклейте листочек на крону дерева. Если вы ничего не поняли – на траву. Если у вас остались вопросы, сомнения – приклейте лист, как будто он падает с дерева и летит по воздуху.
-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждого из вас можно сравнить с работой учёных. Спасибо вам за активную работу. технологическая карта урокаDOCX / 8.49 МбПрезентация на SMARTboardNOTEBOOK / 22.42 Мб карточка дикорастущие растенияDOCX / 422.84 Кбкарточка культурные растенияDOCX / 207.52 Кб/data/files/q1485588380.mp4 (мультзарядка) | Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности Учащиеся высказываются о работе в паре: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д. Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы. Делают самооценку на доске.
Слайд 8
| К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Л‑умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Этап урока, его цели. | Содержание учебного процесса | Формируемые УУД | |
1 | Мотивация учебной деятельности. | - Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый,солнечный? - Какое настроение вызывает у вас такая погода? - А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? -Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою! У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу! Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный зимний день и нашу встречу. | Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание |
2 | Актуализация знаний | - Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде. - Догадались? Конечно, о чём мы поговорим с вами сегодня? ( О растениях) “Не можем жить мы без растений Об этом скажет нам не только гений. Как воздух нам нужны они. Они разнообразны… И все они по-своему прекрасны” | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельно Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
3 | Целеполагание | - Вспомните, какие группы растений вы знаете? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые) - Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. - Чем похожи и чем отличаются ДУБ и ВИШНЯ? (Похожи тем, что и дуб и вишня деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды Отличаются тем, что дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам) - Аналогично сравните КРЫЖОВНИК и ШИПОВНИК. - Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке? (О растениях, которые растут сами по себе(из называют ДИКОРАСТУЩИМИ и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ) - Как будет звучать тема нашего урока? (ДИКОРАСТУЩИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ растения) - Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой? ( Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их роль в жизни человека, различать растения по назначению, приводить примеры, рассказывать о предках культурных растений) | Познавательные:уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные:уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
4 | Открытие нового знания | Работа в группах (по рядам) - Сейчас весь класс разделится на 3 группы по рядам. Каждый ученик получит листок с заданием. Задания: 1 группа: Укажите отличительные особенности дикорастущих растений и сделайте вывод. 2 группа: Укажите отличительные особенности культурных растений и сделайте вывод. 3 группа: Найдите среди предложенных растений культурные. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку? Опрос групп Работа обучающихся у интерактивной доски и формулирование выводов Дополнительный вопрос 3 группе и всему классу: - Для чего человек использует различные виды растений? ( Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов, лекарств, для производства тканей, бумаги, строительных материалов, для украшения жилья, для кормления животных). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Говорит цветку цветок: «Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз) Выйди на дорожку Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени) Да головкой покачай Утром солнышко встречай. (вращаем головой) Стебель наклони слегка – Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны) А теперь росой умойся, (имитация движений) Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками) | Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. |
5 | Первичное закрепление | - Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ. | |
6 | Самостоятельная работа | - Прочитайте, что об этом написано в учебнике на стр.87 - Как люди научились выращивать растения? - О каких отраслях растениеводства вы прочитали? (Полеводство, цветоводство, плодоводство, овощеводство) - Выполните задание у интерактивной доски. - Давайте познакомимся с предками культурных растений. Мы узнаем об этом из материала учебника на стр. 88. - О предках каких растений вы узнали ?(Морковь, капуста, картофель) - Что вас удивило? - О чём вы можете рассказать, глядя на слайд? | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии |
7 | Включение новых знаний в систему и повторение. | - Среди культурных растений учёные выделяют следующие группы: ЗЕРНОВЫЕ, ОВОЩНЫЕ, ПЛОДОВЫЕ, ПРЯДИЛЬНЫЕ. ДЕКОРАТИВНЫЕ. - Рассмотрите таблицу и приведите свои примеры - Укажите группу, в которой перечислены только культурные растения - Заполните таблицу, верно распределив названия растений. - Рассмотри модель и найди растению пару. - Соотнесите растение и место, где оно растёт. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. |
8 | Рефлексия деятельности. | - Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы их решили? - Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке и перетащите его на листок. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
9 | Информирование о домашнем задании и инструктаж | с.87-88, ответить на вопросы Задание на выбор: 1) нарисовать фантастическое культурное растение и рассказать как его можно использовать; 2) найти информацию о любом культурном растении и его дикорастущем предке |
docbase.org
Планируемые результаты обучения (предметные) УУД (метапредметные) | Обучающийся научится: классифицировать культурные растения по среде обитания, понимать зависимость растений от неживой природы и смогут найти дополнительный материал по изучаемой теме. Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представления о причинах успеха в учебе, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; получит возможность научиться осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получит возможность научиться умению смыслового восприятия познавательного текста. Коммуникативные. Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы. | Организационный момент Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Актуализация знаний Реализация построенного проекта. Открытие нового знания Физминутка | Коммуникативные УУД (Умение слушать и понимать речь других) Регулятивные УУД (Самоорганизация и организация своего рабочего места) Личностные УУД ( проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу ) Познавательные ( понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа) Регулятивные УУД (формирование учебной задачи, планирование ее выполнения) Коммуникативные УУД (умение строить понятные для партнера высказывания; участие в работе группы) Регулятивные УУД. (принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности) Познавательные ( понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа) Коммуникативные УУД (умение строить понятные для партнера высказывания; участие в работе группы) Познавательные УУД(Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций) Личностные УУД (Осознание своих эмоций, интереса к изучению окружающего мира Регулятивные УУД (Учатся работать по предложенному учителем плану) Коммуникативные УУД (формулирование собственного мнения, учет разных мнений, умение задавать вопросы). Личностные УУД (Умение применять правила охраны своего здоровья) | Прозвенел и смолк звонок. Собрались все на урок, Что-то новое узнать, Громко, чётко отвечать И друг другу помогать. Значит, нам сегодня нужно Поработать вместе, дружно! Поприветствуйте гостей. Ну-ка, улыбнись скорей! А друг другу серьёзно, без смеха Пожелайте удачи, успеха (дети пожимают друг другу руки). Со мной пришел сказочный герой (слайд). Узнали его? — Ребята, а вы любите путешествовать? А для чего люди совершают путешествия? (узнать что-то новое, сделать открытия). — Во время путешествия люди могут столкнуться с трудностями. Что может помочь их преодолеть? (помощь друзей, сообразительность, находчивость). Вы готовы помогать друг другу, преодолевая трудности сделать новое открытие? — Чиполлино приглашает вас совершить путешествие в очень красивое царство. — Разгадайте кроссворд и вы узнаете место путешествия. (слайд). — В какое царство приглашает нас Чиполлино? (растений) — Впервые ли вы окажетесь в этом царстве или вы что-то уже знаете о растениях? Определите по учебнику тему урока (учебнике с. 57) Что нам нужно будет узнать о растениях во время сегодняшнего путешествия? Я предлагаю работать по следующему плану: — Подведение итогов. — Определение условий жизни дикорастущих и культурных растений. — Повторить изученные группы растений. — Знакомство с новыми группами растений. — Согласны ли вы с этим планом? — Восстановите правильный порядок пунктов плана. РАБОТА В ПАРАХ Чиполлино предлагает вспомнить вам известные группы растений. Задание: Подчеркни цветковые растения красным цветом, хвойные растения – зеленым. ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА Проверка на слайде. Оцените свою работу. Листик в уголке закрась соответствующим цветом: -зеленый – легко, без затруднений — желтый – с некоторыми затруднениями -красный – задание не выполнили, трудно Выявление места и причины затруднения. -А как бы вы назвали эти группы растений? (дети высказывают предположения) (слайд).
Учитель: Почему мнения разошлись? Почему возникло затруднение? (Не можем определить признак, по которому разделены растения на группу. Если есть предположения, то нужно их проверить) —Переходим ко 2 пункту плана Слайд -Сравните растения из первой группы с растениями из второй. Результаты сравнения занесите в таблицу: КАРТОЧКА (зеленая)
(Аналогично сравниваются другие пары растений) 1 группа — сравнивает томат и одуванчик 2 группа — крыжовник и ель 3 группа — яблоню и пихту 4 группа – грушу и сосну Слайд: проверка: общее – отличие — Что объединяет растения первой группы? (садит, ухаживает человек) — Что объединяет растения второй группы? (Растут сами по себе в природе, человек не ухаживает) РАБОТА СО СЛОВАРЕМ Слайд — Прочитайте определения из словаря С.И. Ожегова. Выберите, которое из них подходит к первой (второй) группе растений. Подпишем название каждой группы растений. (Дикорастущие, культурные) Слайд ДИКОРАСТУЩИЕ — растения растущие в природных условиях, не выращиваемые человеком. КУЛЬТУРНЫЕ – растения, посаженные, возделанные, выращенные человеком, не дикие. — Которое определение помогло выяснить, как называются растения в первой (второй) группе. Слайд Какие растения называются культурными, дикорастущими? Слайд: вывод —Какой пункт плана мы выполнили? (Открыли новое знание. Выполнение 2 пункта плана) Игра «Третий лишний». -Чиполлино называет три растения, а вы определяете лишнее. ОГУРЕЦ, СВЕКЛА, ВАСИЛЕК (василек — дикорастущее) — Составьте такую игру для соседа по парте. (Несколько учеников дают задание классу) Ветер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет:Раз — наклон и два — наклон,Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.) | Общий настрой класса на учебную работу. Отгадывают кроссворд, отвечают на вопросы, принимают правила игры. Принимают и сохраняют учебную задачу Классифицируют объекты. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Анализируют, устанавливают причинно-следственные связи. Работа с источником информации Выступающий ученик осуществил поиск информации, строит выступление в устной форме Обыгрывают ситуацию. Осуществляют профилактику утомления. | Первичная проверка понимания. Физминутка Закрепление полученных знаний в совместной работе Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Домашнее задание | Познавательные УУД(Понимание смысла задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации) Личностные УУД(наличие познавательных интересов, учебных мотивов) Регулятивные УУД (планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации) Личностные УУД (Умение применять правила охраны своего здоровья) Коммуникативные УУД(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания) Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей) Личностные УУД(наличие познавательных интересов, учебных мотивов) Регулятивные УУД (планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации) Коммуникативные УУД(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания) Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей) | 3 пункт плана Слайд Как вы думаете, какие из этих растений, дикорастущие или культурные, более выносливы и устойчивы к изменениям в природе? Почему вы так считаете? (Это дикорастущие растения. За ними никто не ухаживает. Выносливыми и устойчивыми их сделала сама природа.) Найдите подтверждение в учебнике С. 57-60 Слайд: пейзаж с изображением пустыни в ней растет берёза. — Какое растение изображено, культурное или дикорастущее? Что вас удивило? (В пустыне растёт берёза). — Почему это вас удивило? (берёза не может расти в пустыне недостаточно влаги и много солнца) — Можно ли природные условия пустыни назвать подходящими для берёзы? — А какие растения могут расти в пустыне? Почему? Слайд: В жарком поясе даже весной много тепла и мало влаги, растениям приходиться добывать влагу и сохранять ее длительное время. Кактус может долго обходиться без воды, потому что его ствол устроен таким образом, что прямые солнечные лучи падают на тонкие колючки, поэтому влага почти не выделяется. Сам ствол очень толстый, что тоже предотвращает испарение, некоторые кактусы могут обходиться без воды в течение 2 лет. -Подходят ли для жизни кактусов природные условия пустыни? Какой можем сделать вывод? (Для жизни дикорастущим растениям нужны подходящие для него условия.) Я буду говорить слова, а вы покажите это движениями: В огород пойдем, Урожай соберем. Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты- Круглый, сочный, очень вкусный. Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке. —О каких растениях шла речь в физкультминутке? Какие же растения появились раньше дикорастущие или культурные? (Предположения детей) Проверим наши предположения по учебнику С. 57-60 (Выступление ученика) Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. И вот однажды люди заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (мололи, делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос. Теперь они подумали, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц, зверей. Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те, дикорастущие растения, от которых они произошли. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов. Учитель: Чиполлино, решил заняться выращиванием культурных растений, но он не знает, что значит ухаживать. Он просит нас составить для него памятку по уходу за культурными растениями. Поможете? РАБОТА В ПАРАХ Карточка 1. Прочитай в первом абзаце четвёртое предложение текста на странице 59. 2. Составь памятку по уходу за культурными растениями. Проверка в форме сличения с образцом на экране. Слайд Оценка работы. Листик в уголке закрась соответствующим цветом: — зеленый – легко, без затруднений — желтый – с некоторыми затруднениями — красный – задание не выполнили, трудно -Как оценили работу в парах? —Кому и когда может пригодится эта памятка? Самостоятельная работа — Чиполлино хотел бы узнать где выращивают эти растения. Соедини линиями, используя слова 1.Морковь, капусту, помидоры, выращивают в…. ПОЛЕ 2. Яблоки, груши, сливы, выращивают в …. ОГОРОД 3. Пшеницу, овес, лен, выращивают в …. БАХЧА 4. Арбузы, дыни выращивают на…… САД Взаимопроверка. Ученики высказывают результаты взаимопроверки Проверка Коллективное выполнение задания Тетрадь с. 36 № 86 4 пункт плана -В какое царство мы совершили путешествие? -Что хотели узнать? — Какие новые знания приобрели за время путешествия? Подведение итогов по алгоритму: (Разноуровневое домашнее задание.) — Подготовить сообщение об одном из культурных растений нашей местности? — Составить кроссворд на тему «Дикорастущие растения» или «Культурные растения» — Подобрать загадки о культурных растениях и изготовить книжку- малышку — с. 57-60 – прочитать и ответить на вопросы | Выступающий ученик осуществил поиск информации в различных источниках, строит выступление в устной форме. Классифицируют объекты. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Составляют рассказ, высказывают свое мнение. Сравнивают природные условия. Высказывают свое мнение, учитывают другие мнения Анализируют стихотворение. Устанавливают причинно-следственные связи. Выступающий ученик осуществил поиск информации в различных источниках, строит выступление в устной форме Выдвигают предположение. Аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи Размышляют. Делают выводы. Определяют границы знания и «незнания». Аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи. Классифицируют картинки. Контролируют действия партнера. Осуществляют поиск необходимых предметных картинок. Организуют деловое общение. Размышляют. Делают выводы. Определяют границы знания и «незнания». Выбирают задание |
vekor.ru