Животные растениями 3 класс. Урок окружающего мира в 3-м классе "Разнообразие растительного и животного миров"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разнообразие растений и животных. Окружающий мир. 3 класс. Конспект урока. Животные растениями 3 класс


Урок окружающего мира в 3-м классе "Разнообразие растительного и животного миров"

Разделы: Начальная школа

Цель: углубить знания учащихся о представителях растительного и животного мира.

Задачи:

  • изучить растительный и животный мир родного края;
  • развивать мышление, речь;
  • воспитать бережное отношение к природе, любовь к краю, бережному отношению к его богатствам.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карта России, карта Краснодарского края, контурная карта, мультимедийный проектор.

Содержание урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке окружающего мира совершим необычное путешествие. Познакомимся с разнообразием растительного и животного мира. (Слайд 1)

Путешествовать будем по родному краю. (Слайд 2)

Изучение нового материала.

Работа с картой.

- На карте России есть уголок Земли, который близок и особенно дорог каждому из нас. Это место где мы родились, это наша малая родина.

- Найдите это место на карте.

Краснодарский край по своим ландшафтам и климатическим условиям не имеет аналогов в пределах России. Он занимает площадь 76 тыс. км2, Расположен в южной части европейской территории России.

- Обведем границы края в контурных картах. Рассмотрим границы края и назовем ее соседей.

- Река Кубань делит поверхность Краснодарского края на две части: северную равнинную. (Слайд 3)

- И гористую южную. (Слайд 4)

- В прошлом равнина была покрыта различными травянистыми растениями. (Слайд 5)

- В степи можно встретить: (Слайд 6) тимофеевку, льнянку, мятлик, ромашку, репейник, мак, зверобой, полынь, осот, лебеду.

- Современная степь вся распахана и занята посевами культурных растений. (Слайд 7)

Степь переходит в лесостепь. (Слайд 8) Она протянулась неширокой полосой по левому берегу Кубани.

- В лесостепи встречаются островки лесов из дуба, граба, клёна, орешника. Основная часть лесов приходится на предгорья и горные районы. Леса Кубани занимают около 2млн. га. Леса края богаты грибами и ягодами.

- На черноморское побережье Кавказа пышная субтропическая растительность: пальмы, кипарисы, хурма, каштан, магнолии, бамбук. (Слайд 9)

- Неразумная хозяйственная деятельность людей привела к тому, что некоторые растения становятся редкими и исчезающими. Они занесены в Красную книгу Кубани.

(Слайд10)

Разгадай кроссворд.

- Разнообразен и животный мир. Животные это – насекомые, птицы, звери, рыбы. Чтобы узнать, какая армия самая многочисленная в Краснодарском крае, разгадаем кроссворд.

(Слайд 12)

  1. Волосата, зелена В листьях прячется она Хоть и много ножек. Бегать всё равно не может. (Гусеница)
  2. Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Бабочка)
  3. Модница крылатая Платье полосатое Ростом хоть и кроха Укусит - будет плохо. (Оса)
  4. На лугу живёт скрипач. Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
  5. Не жужжу, когда сижу Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
  6. Нос долог, голос тонок, Кто его убьёт, Свою кровь прольёт. (Комар)
  7. Мы лесные жители, Мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью. (Муравьи)
  8. Хоть и жалят они больно Их работой мы довольны. (Пчёлы)
  9. Кто за печкою живёт, Спать мне ночью не даёт? (Сверчок)

Беседа о насекомых.

- Где обитают насекомые? Какое значение насекомых в природе? (Перенося пыльцу, являются кормом для птиц).

- Каких птиц вы видели у нас в крае? Какую пользу приносят птицы? (Слайд 13)

-Птицы приносят пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых и грызунов. На Кубани насчитывается около 320 видов птиц.

Одна ласточка ловит в день более 1000 вредителей.

Сотни деревьев спасают дятлы, поедая личинки жука- короеда .

Сова сохраняет в год тонну хлеба.

- Загрязнение воздуха привело к сокращению численности насекомоядных птиц.

- Как вы думаете почему?

- Назовите птиц, которые питаются рыбой. Какие виды рыб знаете?

Сообщение о рыбах учащихся.

Территория края омывается Черным и Азовским морями.

Разнообразен мир Черного и Азовского морей. (Слайд 14)

- Какие звери живут на территории края?

- У нас в крае тепло. И звери часто меняют свои привычки. Медведь не укладывается в спячку, так как зимой он может найти достаточно корма. А заяц не меняет свою шубу.

- Как думаете почему?

Постановка проблемной ситуации.

- Как сберечь природу от разрушения? (Слайд 15)

Опомнись, вздрогни человек!

Перед природой мы в долгу.

- Почему автор, обращаясь к человеку, призывает опомниться?

Физминутка.

Рассказ о Кавказском государственном биосферном заповеднике. (Слайд 16)

- Заповедник был создан в 1924 году.

- Находится он на северных и южных склонах Главного Кавказского хребта. Общая площадь заповедника 280 тысяч гектаров.

- Основные цели: охрана природы, восстановление ценных видов зверей и птиц: зубра, тура, кавказского оленя.

Сообщения о животных .

(Слайд 17) Енотовидная собака. Интересным и ценным пушным зверем является енотовидная собака, завезенная из Уссурийского края. Условия жизни оказались для нее вполне подходящими, и количество этих животных увеличивается. Селится енотовидная собака около воды, роя себе нору в крутых берегах. Питается она рыбой, лягушками, червями, насекомыми. Зимой впадает в спячку.

(Слайд 18) Кавказский благородный олень. В широколиственных лесах. А чаще на альпийских лугах, можно видеть грациозных красавцев оленей. Кавказский благородный олень относится к одним из самых ценных охраняемых животных. Особенно красивы самцы: голова их украшена ветвистыми рогами, достигающими веса более 6 кг. В сентябре – во время брачного периода – часто слышен рев самцов, разносящийся далеко по лесу.

Тур Северцова . В высокогорной зоне на альпийских лугах, среди диких скал, обитают крупные горные козлы – западные туры Северцова. Старые самцы достигают 150 кг веса и несут на голове красиво изогнутые назад массивные рога длиною до 1 метра. В знойные летние дни туры забираются на северные склоны высоких скалистых вершин и только под вечер спускаются для кормежки на луга.

(Слайд 19)Зубр. Зубры – самые могучие обитатели лесов Северного Кавказа. Эти крупные, медлительные и угрюмые животные держатся обычно небольшими группами по 10 – 17 голов. При длине тела в 3,5 м и высоте 1,8 м зубры весят до 700 кг. Раньше их содержали в загонах. Сейчас зубры находятся на вольном выпасе. Зимой их подкармливают овсом и корнеплодами, дают соль, мел.

(Слайд 20) Рысь. Изредка в глухих высокогорных местах встречается красивый, сильный и ловкий хищник – рысь.

(Слайд 21) Кабан. Распространён практически по всей территории края, предпочитая лесную, лесостепную и плавневую зоны. Это животное, кажущееся грузным и неповоротливым, на самом деле очень быстрое и увертливое. Излюбленная пища кабанов – буковые орешки, плоды груш, желуди, каштаны, дождевые черви, корни деревьев. Старый кабан, обладает большой силой, может справиться с несколькими волками. Охотникам раненый кабан представляет опасность.

(Слайд 22) Кавказский медведь. Кавказский медведь по размерам и силе значительно уступает бурому медведю. Обладая относительно добродушным нравом и будучи трусоватым, он редко нападает на человека. Убежищем медведям служат расщелины в горах, ниши под скалами. Эти неуклюжие с виду животные бегают легко и быстро даже в гору. Зимой многие медведи не впадают в спячку, а продолжают бродить по лесам в поисках пищи.

4. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Для чего был создан заповедник?

- Какие животные живут в заповеднике?

(Слайд 23)

Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Всё это называется – природа Давайте же всегда её беречь!

5. Домашнее задание.

- Нарисуйте животных, растения, которые вам запомнились.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Разнообразие растений и животных. Окружающий мир. 3 класс. Конспект урока

авторы: Бегаева Юлия Игоревна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Калуги

УМК «Окружающий мир. 3 класс» Е. В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И. Сивоглазова.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

I. Познавательные: формировать представления о многообразии растений и животных.

II. Развивающие:

  1. Развитие наблюдательности при работе с иллюстративными материалами.
  2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
  • анализ при выделении признаков и видов растений и животных, и отнесении их к определенной группе;
  • классификация при выделении групп растений и животных;
  • синтез при формулировке вывода.
  • Развитие самостоятельности при организации работы в группах.
  • III. Воспитательные:

    1. Воспитание познавательного интереса.
    2. Воспитание умения общаться:
    • учитель – ученик
    • ученик – ученик

    Задачи:

    • Расширить кругозор и знания учащихся о природе.
    • Сформировать представление о многообразии растений и животных.

    Оборудование: для учителя: раздаточный материал, для учащихся: книжка-раскладушка, карточки, иллюстрации.

    Использованные источники

    • Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Издательство «Дрофа», 2010 г.

    Ход урока

    1. Организация класса

    – Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок «Окружающий мир». Посмотрите все ли у вас готово к уроку. У вас на парте должны лежать: пенал, учебник, тетрадь.

    Слушайте меня внимательно и у нас все получится.

    2. Проверка домашнего задания по теме: «Растения»

    – Сегодня д/з я буду проверять по-разному. По карточкам будут работать: Саша, Сережа и Ира.

    А) Индивидуально-письменный опрос
    Карточка №1 по теме: «Растения»

    1. Соотнесите части растений с рисунком. Поставь нужную цифру в квадрат.

    1 корень 2 стебель 3 лист 4 цветок 5 плод с семенами

    2. Обведи номера травянистые растения.

     

    Карточка № 2 по теме «Растения»

    1. Соотнеси стрелками иллюстрации растений с понятиями:

    дерево

     

    кустарник

     

    травянистое растение

     

     

     

     

     

     

    2. Подчеркни части растений, которые располагаются над землей.

    корень

     

    стебель

     

    цветок

     

     плод с семенами

     

     лист

     

     

    Карточка №3 по теме «Растения»

    1. Подпиши части растений.

    2. Соотнесите стрелками названия растений с понятиями:

    дерево

     

         

    крыжовник

     

     

         

    лещина

    кустарник

     

       
     

     

     

     

         

    липа

    травянистое растение

     

         

    клевер луговой

     

     

         

    нарцисс

    Б) Фронтально-устный опрос

    – Итак, ребята, посмотрели все на меня. А теперь я бы хотела проверить как остальные ребята готовы к уроку.

    – С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

    – Мы познакомились с темой «Растения».

    – Назовите части цветковых растений.

    – Назовите части цветковых растений, которые находятся над землей.

    – Назовите части цветковых растений, которые находятся под землей.

    – Какие группы растений мы выделили?

    – Деревья, кустарники, травянистые растения.

    – Назовите признаки группы деревьев. (Кустарников, травянистых растений).

    – Ребята, я утверждаю, что сирень относится к группе деревьев. Вы со мной согласны? Почему?

    В) Индивидуально-устный опрос

    (На доске вывешено изображение клевера).

    – Кто хотел бы выйти к доске показать и назвать части этого растения.

    (На доске вывешены иллюстрации растений: береза, жасмин, пион, мать-и-мачеха, груша, шиповник).

    – Кто хотел бы выйти к доске и разделить эти растения на группы?

    – Почему вы отнесли березу и грушу к деревьям?

    – Почему вы отнесли жасмин, шиповник к кустарникам?

    – Почему вы отнесли пион, мать-и-мачеху к травянистым растениям?

    (Собираю карточки.)

    Резервные вопросы:

    – Перечислите части цветковых растений?

    – Назовите группы растений.

    – Назовите признаки, по которым отличаются деревья от кустарников.

    Обобщение по дом. заданию: Итак, ребята, мы с вами изучили части цветковых растений. Выделили – корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами( учитель еще раз на плакате показывает все части растения). Изучили на какие группы делятся растения и выделили характерные признаки каждой группы.

    3. Изучение новой темы

    3.1. Постановка учебной задачи

    – Ребята посмотрите на доску. Рассмотрите внимательно иллюстрации.

    (Карликовая береза, бамбук, секвойя, можжевельник, клен, шиповник, одуванчик).

    – Кто-нибудь может сказать, как называются эти растения?

    – Как ты узнал, что это клен?

    (Если уч-ся не узнают растения, то учитель сам их называет.)

    – Соотнесите эти иллюстрации и группами растений, которые мы выделили.

    – К какой группе относится бамбук?

    – К деревьям, к травянистым растениям.

    – Почему вы так решили? Докажите?

    – Так. У нас возникли разногласия по поводу отнесения бамбука к той или иной группе. Может быть мы только это растение не знаем куда отнести. Давайте посмотрим дальше. (Карликовая береза.)

    – Мы опять не знаем к какой группе отнести карликовую березу. Ведь мы выделили с вами признаки, по которым то или иное растение относится к определенной группе. Может быть мы забыли про какие-то признаки? Может мы не знаем признаков именно этих растений?

    – Давайте в этом разберемся.

    – Ребята на нашей планете очень много растений различных видов, о которых мы еще не знаем. И вот одна из задач нашего урока – познакомиться с разнообразием растений. ( появляется часть темы)

    3.2. Работа в парах

    Задача – рассмотрите внимательно иллюстрации и подумайте, в каких условиях это растение может произрастать и докажите почему вы так решили.

    На каждую парту раздается конверт с иллюстрациями. (Секвойя, карликовая береза, саксаул.)

    Время выполнения задания: 5 минут.

    – Саша, повтори задание, которое вы должны выполнить. (Спрашиваем 3 человека.)

    (Выполнение задания детьми.)

    – Ребята, вспомните, какое у вас было задание?

    (Учитель вывешивает иллюстрации на доску.)

    – Ребята, кто-нибудь узнал эти растения? (Если нет– учитель называет.)

    – Итак, как вы думаете, где может произрастать секвойя?

    – Как думает ваша пара, Маша? Почему вы так решили? (И так с 3-4 парами.)

    – Что помогло это узнать?

    – Вот мы и выяснили, что внешний вид зависит от условий его произрастания.

    – А вот сейчас ребята, ваши товарищи расскажут нам об этих растениях.

    Слушайте внимательно, затем я задам вам вопросы. И подумайте, к какой группе растений их можно отнести.

    – Маша расскажет нам о бамбуке.

    – Сережа, на какой вопрос мы будем искать ответ?

    – Начинай, Маша.

    – Молодец. Маша.

    – Итак, на какой вопрос мы искали ответ?

    – К какой же группе растений мы можем отнести бамбук?

    – Кто запомнил интересные сведения о бамбуке?

    (Так о каждом растении.)

    – Ребята, мы познакомились только с малой частью растений. На нашей планете их более 250 тыс. видов. Существуют совсем маленькие и самые большие, и каждый интересен по-своему. Внешний вид зависит от условий его произрастания.

    – Ребята, а к какой природе: живой или неживой относятся растения?

    – К живой природе.

    – А кто еще кроме растений относится к живой природе?

    – Животные.

    – Вспомните, на какие группы мы с вами разделили животных?

    Приведите примеры к каждой группе.

    – А как вы думаете, есть ли такое большое количество животных, как растений?

    – Да.

    – Поэтому вторая задача нашего урока – познакомится с разнообразием животных.

    (Появляется вторая часть темы.)

    – Итак, ребята посмотрите на доску. Как же звучит тема нашего урока? Маша прочитай.

    – Ребята, скажите, с какой частью темы мы уже познакомились? А с какой только предстоит?

    3.3. Работа в группах

    – Сейчас мы узнаем с вами еще о некоторых видах животных. Для этого мы разделимся на группы по 4 человека.

    Задача – прочитать, подумать к какой группе вы бы отнесли это животное и зависит ли его внешний вид от условий среды обитания. Затем представитель от группы выскажет мнение группы всему классу.

    Время выполнение работы: 5 минут.

    (Учащимся раздаются иллюстрация и характеристика о животном: о страусе-эму, колибри, удаве, скате, синим ките, верблюде.)

    – Ребята, закончили работу. Посмотрите на меня. На какие вопросы вы искали ответы?

    – К какой группе мы бы отнесли наше животное, и зависит ли его внешний вид от условий среды обитания.

    – Пожалуйста, представитель первой группы выходи к доске. А остальные слушают внимательно, после сообщения я задам вам вопросы.

    (Выступление представителя группы.)

    – О каком животном нам рассказала первая группа?

    – О колибри.

    – Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

    – К группе птицы.

    – Почему?

    – Зависит ли внешний вид колибри от условий обитания?

    – О каком животном нам рассказала вторая группа?

    – О страусе– эму.

    – Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

    – К группе птицы.

    – Почему?

    – Зависит ли внешний вид колибри от условий обитания?

    – О каком животном нам рассказала третья группа?

    – О удаве.

    – Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

    – К группе пресмыкающиеся.

    – Почему?

    – Зависит ли внешний вид колибри от условий обитания?

    – О каком животном нам рассказала четвертая группа?

    – О скате.

    – Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

    – К группе рыбы.

    – Почему?

    – Зависит ли внешний вид колибри от условий обитания?

    – О каком животном нам рассказала первая группа?

    – О верблюде.

    – Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

    – К группе млекопитающие.

    – Почему?

    – Зависит ли внешний вид колибри от условий обитания?

    – О каком животном нам рассказала шестая группа?

    – О синем ките.

    – Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

    – К группе млекопитающие.

    – Почему?

    – Зависит ли внешний вид колибри от условий обитания?

    – Вывод: Ребята, мы с вами познакомились лишь с некоторыми видами животных, на самом деле мир животных очень разнообразен, каждое животное по-своему интересно. Узнали, что внешний вид животных, так же как и растений, зависит от условий обитания.

    4. Закрепление изученного материала

    – Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы с вами работали сегодня на уроке?

    – С какими видами растений мы познакомились? Что нового вы о них узнали?

    – С какими животными мы познакомились сегодня на уроке? Что нового вы о них узнали?

    – Какой вывод мы можем сделать?

    – Посмотрите на доску, назовите, что на ней изображено? (На доске иллюстрация животного или растения.)

    – По каким признакам вы его узнали.

    Обобщение: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с разнообразием растений и животных, узнали новые виды, интересные сведения о них.

    5. Рефлексия

    – Понравился ли вам урок? Чем понравился?

    – Что вы узнали интересного?

    – Что было трудным?

    6. Домашнее задание

    – Дома, ребята, вы познакомитесь еще с некоторыми видами растений и животных, о которых вы прочтете на странице 24-25 учебника. Запишите задание в дневник.

    – Кто захочет, может приготовить сообщение об интересных фактах из жизни какого-либо растения или животного.

    – Спасибо за урок. Урок окончен.

    rosuchebnik.ru

    3 класс. Окружающий мир. Тема. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ

    3 класс. Окружающий мир.

    Тема. Разнообразие животных

    Цели деятельности учителя:

    Обучающие: создать условия для актуализации и систематизации знания о классификации животных и их групповых признаках; формирования представлений о животных в процессе работы с текстом. Развивающие: способствовать развитию критического мышления, умений ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширению кругозора учащихся. Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к окружающему миру, культуры общения в группе со сверстниками, бережного и внимательного отношения к животным.

    Оборудование: схема «Классификация животных»

    Ход урока

    I. Организация начала урока.

    – Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с нашим родным домом – природой.

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. фронтальный опрос:

    – Назовите «лишний» предмет. (Слон, собака, паук, ландыш.)

    – К какому царству относится этот предмет? (К царству растений.)

    – Как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника.)

    – Какую роль играют растения в жизни людей и животных? (Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством.) Да, жизнь без растений на земле немыслима.

    2. Тестирование .

    Тест «Что вы знаете о растениях?»

    1. Что содержит плод растения?

    а) цветок; б) семена; в) стебель.

    2. Что растения получают из почвы?

    а) перегной, песок, глину;

    б) остатки растений и животных;

    в) кислород, воду, соли.

    3. Хвойные растения – это:

    а) сосна, ель, яблоня;

    б) лиственница, папоротник, кедр;

    в) ель, сосна, пихта.

    Ответы: 1-б. 2-в. 3-в.

    3. опрос по теме «Лекарственные растения».

    – откроем секреты некоторых растений.

    1. Отвар какого растения – хорошее средство от кашля? (Мать-и-мачеха.)

    2. Какое растение облегчит боль, если вы поранили ногу? (Подорожник.)

    3. Какую траву любят кошки, а люди используют ее при нервных расстройствах? (Валериану.)

    4. В плодах какого растения аскорбиновой кислоты содержится в 10 раз больше, чем в смородине? (Шиповник.)

    5. Какое растение лечит от 90 болезней? (Зверобой.)

    – это лекарственные растения. Их очень много. Есть специальная книга, которая называется «Лекарственные растения».

    – Скажите, где и как их можно собирать?

    – Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить вред растениям?

    III. Сообщение темы урока. 

    – Мы продолжаем изучение раздела «Эта удивительная природа». Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению другого царства – животного мира. На уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки.

    IV. Изучение нового материала.

    1. Мир животных. Рассказ учителя с элементами беседы.

    – Когда вы слышите слово «животные», кого вы представляете? (Ответы учащихся.)

    У каждого животного своя среда обитания. Некоторые живут в воде, некоторые на суше, третьи – в почве, жизнь других животных тесно связана с воздухом. А многие живут рядом с человеком. Как называются животные, которые живут рядом с человеком? А те, которые живут в дикой природе?

    infourok.ru

    Разнообразие животных (3 класс, окружающий мир) – формы животного мира

    Животные окружают нас повсюду, и не всегда они видны человеческому глазу. Чтобы рассмотреть некоторых представителей фауны, потребуется микроскоп. Изучением разнообразия животного мира занимается наука зоология. Рассмотрим основные формы животных.

    Земноводные

    Свое название представители земноводных получили благодаря своей среде обитания: они могут жить только рядом с источником воды. Какую-то часть времени они проводят на суше, а какую-то – в воде.

    Земноводных часто называют амфибиями. Это жабы, лягушки, саламандры, тритоны. Они обитают возле болот, рек, озер.

    Особенности земноводных:

    • Голая кожа, которая нуждается в регулярном увлажнении.
    • Малыши земноводных – головастики – появляются из маленьких икринок. Первое время они обитают в воде и дышат жабрами, как и рыбы. Когда головастики подрастают, они начинают дышать легкими.
    • Все амфибии – хищники, которые питаются разными насекомыми и моллюсками.
    • Амфибии – это холоднокровные животные, потому что температура тела у них напрямую зависит от погодных условий.

    Пресмыкающиеся

    К таким животным относятся ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Главная их особенность – укороченные лапы или полное их отсутствие. Они ползают по земле, словно «пресмыкаются».

    Так они и получили свое название, еще их называют рептилиями. ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

    Большинство из них обитает на суше, но некоторые представители очень много времени проводят в воде, например, черепахи и крокодилы.

    Малыши рептилий появляются, словно птицы, из яиц.

    Среди рептилий встречаются настоящие гиганты. Самым крупным удавом является анаконда, обитающая в тропиках Южной Америки. Ее длина превышает 5 метров, а сама змея настолько сильная, что может одержать победу в схватке с молодым крокодилом.

    Анаконда

    Рис. 1. Анаконда.

    Рыбы

    Это самые искусные пловцы, которых создала природа. Естественная среда обитания рыб – вода, и их тело идеально подходит для плаванья. Оно удлиненное, обтекаемой формы, с плотной чешуей. Для ловких маневров в воде у рыб есть плавники и хвост.

    Все рыбы дышат жабрами, поглощая растворенный в воде кислород. Свое потомство они откладывают в виде икры, из которой появляются крошечные рыбки – мальки. Рыбы – это также холоднокровные животные.

    Насекомые

    Это самая большая и невероятно разнообразная группа животных. Они обитают повсюду: в воздухе, в воде, на земле. Это бабочки, стрекозы, кузнечики, жуки, комары, блохи.

    Бабочки

    Рис. 2. Бабочки.

    Отличительные признаки насекомых:

    • Тело состоит из трех частей: головы, груди и брюшка.
    • У всех насекомых три пары ног.
    • Тело защищает хитиновый панцирь.
    • Дышат насекомые при помощи трахей.

    Потомство появляется из яиц. Это личинки, которые превращаются в куколок, и только затем – во взрослых насекомых.

    Насекомые – это беспозвоночные холоднокровные животные.

    Птицы

    Это самые распространенные обитатели земного шара, которые умудряются жить и выращивать потомство в самых суровых условиях.

    К особенностям птиц относят:

    • Нос и рот у птиц объединены в клюв – с его помощью они едят, добывают пищу, нападают, защищаются, копают, строят гнезда. Клюв есть только у птиц.
    • У птиц всего одна пара ног.
    • У всех птиц только по два крыла – с их помощью они поднимаются в небо и летают.
    • Все тело покрывают перья разной длины, которые оберегают от температурных колебаний и повреждений.
    • Дышат птицы легкими.

    В природе есть птица, у которой есть крылья, но она совершенно не умеет летать. Это страус – самый высокий и крупный представитель пернатых. Для полета он слишком тяжелый, и короткие крылья не могут поднять его ввысь. Однако у страуса очень сильные длинные ноги и мощный клюв, которым он может размозжить череп любому своему врагу.

    Страус

    Рис. 3. Страус.

    Птицы являются теплокровными животными. Это значит, что их температура тела не зависит от погодных условий. Потомство у птиц появляется из яиц.

    Млекопитающие

    Эти представители фауны отличаются от других животных тем, что вскармливают детенышей молоком – отсюда и название «млекопитающие».

    Чем же еще отличаются звери? К их особенностям относят:

    • Наличие шерсти на теле. Чем холоднее климат, тем гуще и теплее шерсть у животных, и наоборот. Например, у слона шерсти практически нет.
    • Передвижение на четырех лапах. Однако есть звери, которые передвигаются иначе, к примеру, прыгающий кенгуру.
    • Животные рождают живых детенышей.
    • Дышат легкими.

    Все млекопитающие – это теплокровные животные, которые могут обитать где угодно: на земле и под землей, на деревьях и даже в толще воды.

    Что мы узнали?

    При изучении программы за 3 класс окружающего мира мы узнали, насколько велико разнообразие животных на нашей планете. Сумев приспособиться к самой разной среде обитания, они смогли покорить себе весь земной шар. Каждый представитель фауны имеет огромное значение, и нуждается в защите со стороны человека.

    Тест по теме

    obrazovaka.ru

    Обитатели леса, как связаны между собой (3 класс)

    Лес – это живой организм, надежный и комфортный дом для большого количества животных, птиц, насекомых, растений. Обитатели леса способны жить по соседству, не мешая друг другу. В условиях дикой природы есть все для того, чтобы живые существа могли обитать в полной гармонии, ни в чем не нуждаясь.

    Лес и его обитатели

    В зависимости от географического расположения леса бывают нескольких видов:

    • Тайга – северные леса, в которых царят хвойные деревья (пихта, лиственница, сосна, ель).
    • Смешанные леса – хвойные и лиственные деревья.
    • Лиственные леса – в них преобладают такие лиственные деревья как дуб, береза, осина, липа.

    Рис. 1. Лес

    Лес можно сравнить с многоэтажным домом, в котором на каждом этаже есть свои хозяева. Так, все деревья в лесах образуют несколько ярусов, которые считаются сверху вниз:

    • Первый (самый верхний) ярус – образуют высокие светолюбивые деревья (ель, дуб, клен, сосна).
    • Второй ярус – под покровом высоких деревьев расположены низкорослые (осина, ольха, рябина, ива). Они способны жить в тени и при этом комфортно себя чувствовать.
    • Третий ярус – представлен кустарниками (малина, лещина, шиповник, калина). Из-за своих скромных размеров эти растения всегда будут оставаться внизу, под деревьями. Поэтому ярус кустарников еще называют подлеском.
    • Четвертый ярус – травы. Лесные травы отличаются хорошей теневыносливостью и способны обходиться без яркого солнечного света.
    • Пятый ярус – почва с расстилающимися мхами и лишайниками. Эти растения способны впитывать много влаги долго удерживать ее. Тем самым они создают идеальные условия для других растений.

    Лишайники – это удивительный растительный организм, состоящий из водоросли и гриба. Лишайники растут не только на земле, но также на коре деревьев и камнях.

    Рис. 2. Лишайники

    Фауна лесов

    Ярусное расположение деревьев в лесу наложило свой отпечаток и на проживающих здесь животных. В верхнем лесном ярусе обитают насекомые, которые питаются почками и листьями.

    Особенно много различных насекомых обитает в густой кроне дуба. Здесь можно встретить таких насекомых как жук-олень, дубовая листовертка, желудевый долгоносик, майские жуки и другие насекомые.

    В верхнем ярусе обитают и птицы, для которых насекомые служат пищей. Прежде всего, это дятлы, щеглы, зяблики. В густых зарослях деревьев, скрываясь от хищников, они вьют себе гнезда и выращивают потомство. Также в верхних ярусах леса охотятся пернатые хищники: сокол, сова, филин, ястреб.

    ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

    Рис. 3. Филин

    Во втором ярусе обитают синицы, снегири, дрозды, а также такие мелкие лесные зверьки как бурундуки и белки. Здесь они добывают себе пропитание и находят укрытие от врагов.

    В зарослях кустарников скрываются крупные млекопитающие: лисы, волки, кабаны, олени. В траве обитают грызуны, ежи, ящерицы, змеи. В лесной подстилке они находят улиток, клещей, червей. В почве живут землеройки, кроты.

    Как обитатели леса связаны между собой

    Лес – это природное сообщество, в котором все его обитатели тесно связаны друг с другом такими связями:

    • Пищевые цепи – кто-то из животных является добычей, кто-то хищником, но все они рано или поздно погибают, становясь источником пищи для насекомых и микроорганизмов.
    • Растения служат не только пищей, но и надежным укрытием от врагов и плохой погоды.
    • Животные помогают распространять по лесу плоды растений и семена.
    • Многочисленные норы и земляные лабиринты, которые выкапывают некоторые животные и насекомые, обогащают почву кислородом и тем самым улучшают ее плодородие.
    • Грибы и бактерии перерабатывают в минеральные соли растительные и животные остатки, которые служат источником питания для растений.

    Что мы узнали?

    В статье на тему лесных обитателей за программу 3 класса, мы узнали, из чего состоит лесное сообщество. Как устроен лес, какие животные и растения населяют его, а также как они между собой взаимосвязаны.

    Тест по теме

    obrazovaka.ru

    Разнообразие животного мира 3 класс

    Актуализация знаний

    -Прочитайте слова:

    Слайд1

    ОКУНЬ, СОВА, КАРАСЬ, МЕДВЕДЬ,

    КНИГА, ОЛЕНЬ, ВОРОНА, ЩУКА,

    БЕЛКА, ДЯТЕЛ, МУХА

    -Какое слово лишнее? Почему?

    -Что обозначают оставшиеся слова?

    -Что их объединяет?

    -Книга

    -Рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают (животные)

    Целеполагание

    -Сформулируйте тему урока

    Слайд 2

    -Какую цель поставим на уроке?

    Итак, главная задача нашего урока – выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп.

    Какие группы животных вы уже знаете?

    Слайд 3

    Какая наука изучает животных?

    Дети высказывают предположения

    Млекопитающие, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые

    Зоология – наука о животных. Слайд 4

    Исследовательская деятельность. Работа в группах.

    Защита результатов работы

    Физкультминутка

    Проблемный вопрос

    Практическая работа

    Сегодня мы с вами будем учеными-зоологами. Я вам предлагаю провести исследование, и вспомнить на какие группы делятся животные, и чем эти группы отличаются друг от друга. Каждая группа получит таблицу, в которой должна указать названия класса животных, общий признак этого класса и 5 животных - представителей выбранного класса. Алгоритм выполнения задания будет перед вами на панели. По окончанию работы вы должны рассказать о животных своего класса и их отличительных особенностях. При работе вы можете пользоваться энциклопедией. Группа «Знатоков природы» получит отдельное «секретное задание». А теперь прошу подойти по одному из представителей каждой группы для выбора класса животных.

    А теперь прошу приготовиться к защите своих работ и выбрать того, кто будет рассказывать о выбранном классе животных.

    После рассказа каждого ребёнка на доске появляется группа животных:

    Слайд6 Млекопитаюшие

    Живут звери в самых разнообразных условиях: на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде. Звери рождают детёнышей и вскармливают их молоком. Тело зверей покрыто шерстью. Питаются звери растениями или другими мелкими животными.

    Слайд7 Рыбы

    Тело рыб покрыто чешуёй и слизью. Передвигаться им помогают хвост и плавники. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. Живут рыбы в воде.

    Слайд8 Птицы

    Тело этих животных покрыто перьями. Тело состоит из головы, шеи, туловища, крыльев и двух лапок. Многие из них приспособлены к полёту. Питаются насекомыми, семенами, зернами.

    Слайд9 Насекомые

    Насекомые - это животные, у которых 6 ног. Тело разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко. Хорошо развито зрение. У этих животных кроме двух глаз бывают еще три маленьких на лбу. Некоторые из них обладают « музыкальным» слухом и тонким обонянием.

    Слайд10 Земноводные

    У нас лягушки, жабы, тритон. Тело у них голое нежное. Они тоже могут жить в воде и на суше.

    Слайд11 Пресмыкающиеся

    У нас крокодилы, змеи, черепахи, змея. Их тело покрыто чешуйками. Они могут жить в воде и на суше. Они все время ползают. Любят греться на солнышке.

    Вы хорошо поработали, надо дать отдых глазам

    Как вы думаете, все ли классы животных мы уже выучили?

    Сейчас «Знатоки природы» познакомят нас с новыми классами животных.

    Слайд12 Моллюски

    Моллюски обитают в морях и океанах, реках и на суши. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги. У плавающих моллюсков нога преобразована в щупальца, при помощи которых они плавают и ловят добычу

    Просмотр презентации (Рыков Артем)

    Слайд13 Паукообразные

    У паукообразных голова и грудь слита воедино и никаких усов нет. Брюшко покрыто щитком и никаких усов нет. Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая в воздухе, превращается в шелковую паутинную нить, настолько гибкую и прочную, что в 18 веке из нее изготовили перчатки. Паукообразные – это пауки, скорпионы, сенокосцы, клещи. Все они имеют 8 ног. У пауков 4или 8 глаз, но зрение у них плохое и охотятся они, ощущая ногами колебания почвы и воздуха

    Просмотр презентации (Зейгман Галина)

    А сейчас я попрошу применить полученные знания на практике.

    Работаем на нетбуках:

    Тема: Природный мир России →тренировочные упражнения→№1,2

    Алгоритм выполнения задания: названия класса животных →общий признак этого класса →5 животных - представителей выбранного класса

    Слайд5

    Дети работают по группам

    Представители групп выходят к доске, прикрепляют на доску готовые таблицы животных, рассказывают, как называется данная группа, о её особенностях (от каждой группы выступает один ребенок)

    Дети просматривают презентации о новых классах животных

    Дети выполняют задание

    studfiles.net

    Разнообразие животных (3-й класс)

    Разделы: Иностранные языки, Начальная школа

    Цели:

    • Познакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками; расширять кругозор, учить групповой работе.
    • Привитие интереса к предмету.
    • Развитие логического мышления, умения анализировать, сопоставлять, развитие смекалки.
    • Активизация лексики по теме “Животные”, учить описывать группы животных.

    Оборудование:

    • Схемы: “Домашние и дикие животные”; “Классификация животных”.
    • На доске кроссворд.
    • Раздаточный материал.
    • Презентация. (см. Приложение)

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    Вначале урока проводим выставку коллажей, сделанных учениками.

    III. Изучение нового материала

    1. Введение в тему урока

    Учитель. Разгадайте кроссворд:

    1. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.
    2. Самые первые весенние цветы.
    3. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с головок слетают легкие пушинки.
    4. На изломе стебля растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что соком можно лечить бородавки.
    5. С запахом этого растения знакомы все. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.
    6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно назвать “музыкальным” – из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.
    7. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками
    8. Под Новый год на этом дереве вспыхивают гирлянды настоящих лампочек

    – Посмотрим на слова кроссворда, что они обозначают?

    – Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке?

    – Сегодня мы покидаем царство растений, и отправляемся изучать мир животных. Мы рассмотрим для учеников несколько классификаций животных, их групповые признаки.

    2. Практическая работа

    – Когда вы слышите слово “животные”, то кого представляете?

    – Какие группы животных вы знаете? На доске перед вами – схема. Давайте заполним таблицу

    ЖИВОТНЫЕ ANIMALS
    ДИКИЕ ДОМАШНИЕ WILD DOMESTIC
    Для учеников немецкой группы Для учеников английской группы

    3. Классификация животных

    – Наука о животных называется ЗООЛОГИЯ.

    Ученые – зоологи делят царство животных на различные группы по различным признакам на большое количество групп

    На доске таблица-схема.

    “Классификация животных”

    ЖИВОТНЫЕ
    Одноклеточные Многоклеточные
      беспозвоночные позвоночные
      Черви

    Моллюски

    Иглокожие

    Раки

    Паукообразные

    Насекомые

    Рыбы

    Земноводные

    Пресмыкающиеся

    Птицы

    Млекопитающие

    Физкультминутка

    Спал цветок и вдруг проснулся туловище вправо, влево.
    Больше спать не захотел, туловище вперед, назад.
    Шевельнулся, потянулся, руки вверх, потянуться.
    Взвился вверх и полетел. встали, руки вверх, вправо, влево.
    Солнце утром лишь проснется,
    Бабочка порхает, вьется. покружиться.

    4. Практическая работа

    Теперь рассмотрим основные признаки каждой группы и заполним таблицу.

    Дети читают текст в учебнике и коллективно заполняют таблицу.

    Какие бывают животные

    Группы животных Признаки животных

    беспозвоночные

    Черви: дождевой червь, пиявки  
    Моллюски: улитки, слизни, кальмары… Мягкое тело защищено раковиной
    Иглокожие:морские звезды, ежи, лилии… Имеются иголки
    Ракообразные: раки, крабы, креветки  
    Паукообразные: скорпионы, сенокосцы, пауки… Имеют 8 ног
    Насекомые:жуки, бабочки, стрекозы, мухи.. Имеют 6 ног

    позвоночные

    Рыбы: Живут в воде, тело покрыто чешуей, дышат жабрами, для движения-плавники
    Земноводные: лягушки, жабы, тритоны Часть жизни живут в воде, часть-на суше, кожа голая, нежная
    Пресмыкающиеся: ящерицы, змеи, черепахи Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем-
    Птицы: Тело покрыто перьями
    Млекопитающие Тело покрыто шерстью, детенышей вскармливают молоком

    5. Самостоятельная работа

    Заполни таблицу.

    НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
    Для учеников немецкой группы Для учеников английской группы
    кот

    собака

    тигр

    корова

    заяц

    лиса

    медведь

    овца

    рыба

    жираф

    лошадь

    еж

    гусь

    утка

    кролик

    петух

    cat

    pig

    lion

    dog

    fox

    tiger

    cow

    bear

    snake

    tortoise

    crocodile

    zebra

    fish

    giraffe

    horse

    wolf

    Задание повышенной сложности***

    Для учеников немецкой группы Для учеников английской группы
    ОПИШИ ЖИВОТНОЕ СОВМЕСТИ ЖИВОТНОЕ С ЕГО ОПИСАНИЕМ
    Заяц

    Лягушка

    Крокодил

    Птица

    обезьяна

      1.A crocodile

    2. A hare

    3. A monkey

    4. A bird

    5. A frog

    a) It has got two legs. It can sing. It can fly in the air.

    b) This animal has got long ears and a small tail. It can run well. It is afraid of foxes and wolves.

    c) This animal lives in the river. It can swim and jump well. It is green.

    d) This animal has got a long body and a long tail. Its neck is short. It has got a big mouth with many teeth.

    e) This animal can climb trees. It eats fruit and nuts. This animal has got a long tail. It may be very funny.

    IV. Итог урока

    – Какие группы животных вы узнали? Назовите их.

    Выставление оценок.

    V. Домашнее задание

    Творческое подготовить коллаж по теме “Разнообразие животных”, для учеников немецкой группы – подписать названия животных по-русски, для учеников английской группы – по-английски.

    Ресурсы

    1. Верещагина Н.И., Притыкина Т.А. Английский язык. 3 кл. 2-ой год обучения – М.: Просвещение. 2005.
    2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 3 кл. В 2 ч. – М.: Просвещение.
    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта