Познание мира 4 класс. Луга. Растения и животные луга. Охрана лугов родного края. Животные и растения луга 4 класс
Растения и животные луга. Охрана лугов.
Тема: Растения и животные луга. Охрана лугов.
Цель: познакомить учащихся с природным сообществом «Луг».
Задачи:
образовательные:
- сформировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе;
- познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием че
ловека на луг;
развивающие:
- развивать познавательную активность детей, интерес, умения наблюдать,
сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуника -
тивные навыки в ходе групповой работы;
воспитательные:
- прививать любовь к природе, бережное отношение к Родине;
- продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, спо-
собствовать созданию благоприятного психологического климата в группах.
Оборудование: текст «Луга» на каждого учащегося, конверты с картинками и знаками, контурная карта на каждого учащегося, мини-тест на каждого учащегося.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы: групповая, коллективная, частично-поисковая, элементы проектной деятельности.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Работа над темой урока.
Беседа.
Работа с учебником.
Обобщение.
Работа в группах.
Чтение сказки В. Бианки «Сова» учителем.
Разбор, анализ того, что произошло по вине человека.
Обобщение.
Физ. минутка «Мы на луг ходили»
Работа в группах (продолжение)
Обобщение.
Вывод:
Рефлексия.
Мини-тест.
Итог урока.
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание.
- Ребята, я очень рада видеть вас.
Встань-ка ровненько, дружок,
Прозвенел уже звонок.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Но сначала повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
- Я желаю вам всем успехов на уроке.
-Ребята, обратите внимание, на столах у вас лежат листы с картинками.
Как бы вы расселили этих животных?
(рак, рыба, утка, лягушка, бабочка, гусь – река, болото)
- Как вы думаете, где она может жить? (подвести детей к ответу: на лугу.
- Ребята, может уже кто-то догадался, о чём мы сегодня на уроке будем говорить?
- А что такое луг в вашем представлении?
- А что вы хотите узнать на уроке?
- Сегодня мы побываем на лугу, и постараемся узнать о нём как можно больше.
- Какова же тема нашего урока?
Итак, тема нашего урока
«Луг. Животные и растения луга. Охрана лугов»
(открываю доску)
-Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите тему урока.
- Бывали ли вы на лугу?
- Можно ли отличить луг от леса?
- Что такое луг?
Луг – обширные территории с травянистой растительностью.
-Давайте откроем учебник (стр. 50) и прочитаем определение луга, убедимся, насколько мы были близки к правильности определения.
- Молодцы, ребята. Вы правильно дали определение луга.
Действительно, лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями.
Мы отправимся с вами на луг и узнаем, какие же организмы составляют это сообщество. Но отправимся мы не целым классом, а отдельными отрядами:
«Ботаники», «Зоологи», «Экологи».
- Что изучают ботаники, зоологи, экологи?
- Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать картину, но не красками…
-У каждого из вас на столе есть текст «Естественные места произрастания растений и обитания животных. Луга». (текст прилагается)
Из этого текста «Ботаники» выбирают информацию о растениях луга, «Зоологи» - информацию о животных луга, а «Экологи» - проблемы луга, значение луга для человека и роль человека в жизни луга. И ещё у вас на столах есть конверты с картинками, из которых вы должны выбрать только те, которые относятся к вашему материалу.
(пока дети работают над текстом, включаю «Звуки луга»)
После выступления первой группы:
- Посмотрите, наш луг преображается, становится краше.
После выступления второй группы:
- Ребята, наш луг ожил. Посмотрите, какая красота!
- Вы знаете, мне сейчас вспомнилась сказка В. Бианки «Сова».
Читает сказку В. Бианки «Сова». (текст прилагается).
- Как вы думаете, почему именно эта сказка мне вспомнилась?
- Ребята, что произошло на лугу?
- Скажите, пожалуйста, а по чьей вине произошли такие изменения?
- Какой мы можем сделать вывод о взаимоотношении человека и природы.
- Ребята, посмотрите, на лугу совместно обитают разнообразные живые существа.
- Почему мы луг называем природным сообществом?
Звучит песня «Мы на луг ходили»
- Посмотрите, какой красивый луг. Чтобы сохранить эту красоту, я предлагаю
на нашем лугу поставить запрещающие знаки. Третья группа «Экологи» поможет нам в этом.
- Как выглядит запрещающий знак?
- А как вы думаете, в нашей местности есть луга?
- Где они расположены?
- Давайте на контурной карте обозначим луга нашей местности.
- Вы теперь знаете, что красота природы зависит от человека.
- А от кого зависит красота нашего края?
- А что мы должны делать, чтобы сохранить эту красоту?
- Ребята, мы сегодня изучили новую тему. Какое ключевое слово сегодняшнего урока?
На столе у каждой группы есть оранжевая карточка. Вам предстоит творческая работа: нужно написать синквейн, на заданную тему.
- А сейчас мы проверим наши знания. На сколько твёрдо мы усвоили новую тему.
Вашему вниманию я предлагаю мини-тест. Возьмите, пожалуйста, розовые карточки, прочитайте вопросы и выберите правильные ответы.
- Теперь поменяйтесь работами с товарищами и проверьте их.(вывешиваю на доску карточку-ответ)
У кого нет ошибок, поставьте «5», у кого 1 ошибка, поставьте «4», у кого 2 ошибки, поставьте «3».
- Ребята, что мы хотели узнать на уроке?
- Мы получили ответы на наши вопросы?
- Как следует вести себя на лугу?
- Молодцы! Вы все сегодня прекрасно работали. Кто получил сегодня «солнышко»? - встаньте, пожалуйста. Это ваши пятёрки. А у кого солнышко прикрыла тучка? Вы получили «4». А тёмные тучки у нас есть сегодня?
- Ребята, каждому из вас я подготовила карточку. На ней – домашнее задание.
Для всех: Учебник: стр. 50-51
Индивидуально: - подобрать загадки об обитателях луга;
- подготовить сообщение о растении или животном луга, занесённом в Красную книгу;
- нарисовать свой значок о правилах поведения на лугу.
- Спасибо за урок!
Слова учителя сопровождают движениями.
«Расселяют» животных по местам обитания:
Рак, рыба, утка, гусь – река,
Лягушка – болото,
Бабочка - ?
Куда мы поселим бабочку?
Ответы учащихся.
- О луге.
- Это много цветов, разные травы, летают бабочки, пчёлы, поют птицы.
- Что такое луг?
- Какие растения растут на лугу?
- Какие животные обитают на лугу?
- Как связаны растения и животные луга?
Мнения учащихся.
Открывают тетради, записывают тему урока.
Отвечают на вопросы.
Дают определение луга.
Сравнивают своё определение луга с определением, данным в учебнике.
Слушают учителя.
- Ботаники – растительный мир, зоологи – животный мир, экологи – экологические проблемы окружающего мира.
Читают текст и из него выбирают нужную группе информацию, а также картинки с изображением растений и животных луга (по группам).
В это время 3 группа «Экологи» работает над текстом «Найди ошибки в рассказе» (текст прилагается).
Затем 1 группа - «Ботаники» и
2 группа - «Зоологи» выходят к доске и защищают свою работу (спикер делает устное сообщение, а остальные ребята вывешивают на доску-луг картинки с изображением растений и животных).
Слушают чтение сказки учителем.
Отвечают на вопросы учителя.
Составляем цепочку: Сова мыши шмели клевер корова старик
Вывод: Люди не должны вмешиваться в законы природы.
- Все обитатели луга живут совместно, тесно связаны между собой.
Подпевают и сопровождают слова движениями
- Это белый круг с красной окантовкой.
«Экологи» сообщают о поведении ребят на лугу, рассказывают о выборе знаков, т.е. защищают свою работу, затем вывешивают на луг запрещающий знак.
- Да.
- По берегам рек Тобол, Обаган и озера Саракта.
На контурной карте закрашивают зелёным цветом территории, прилегающие к рекам Тобол, Обаган и вокруг озера Саракта.
- От нас.
- Мы должны беречь, охранять, приумножать природу родного края.
-Луг.
Работают в группах над составлением синквейна.
Работают над мини-тестом.
(Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветов»)
Сверяют работы с ответом на доске (на доске карточка-ответ)
Отвечают на вопросы.
Урок по Познанию мира в 4 классе "Растения и животные луга"
ПОЗНАНИЕ МИРА 4 Б КЛАСС
ТЕМА: Растения и животные луга
Цель: 1) сформировать представление учащихся о луге как о природном сообществе;
2) познакомить с разнообразием животных и растений луга, показать связи между ними;
3) развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
4) раскрыть значение луга, воспитывать бережное отношение к природе, воспитание коммуникабельности, доброжелательного отношения друг к другу.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: учебник, тесты, презентация, рисунок луга, карточки-задания. Картинки животных и растений луга
Ход урока
Мотивационно – целевой этап
I. Организационный момент.
- У нас сегодня гости, давайте их поприветствуем.
У меня хорошее настроение, а у вас?
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.
. Начнем урок с проверки д.з.2. Проверка домашнего задания. ( 2 мин)Графический диктант. - Запишите знак +, если утверждение верное, знак -, если неправильное. 1Погода-это состояние воздуха в данной местности, в данное время (+)2Воздух не защищает Землю от воздействия солнечных лучей.-3Прогноз погоды составляет метеослужба (+)4 У нас выражены три времени года. -Ответ+-+-
( взаимопроверка) самооценка. Поставьте оценку в оценочный лист.
Вы работали в домашних группах и приготовили интересную информацию о бабочках, кролике , пчеле , кузнечике, секвойе, ромашке, одуванчике.(От каждой группы выходят представители и рассказывают классу новую информацию из жизни животных). Б) -А знаете ли вы, что
• Пчелы видят красный цвет как темно-серый или черный. Но воспринимают ультрафиолетовые лучи, хотя для человека это только темнота. Продолжительность взмаха крыла пчелы составляет всего 0,03 секунды.
при укусе пчелы млечный сок одуванчика избавляет от боли и опухоли.• Зайцы от кроликов отличаются тем, что они нор в земле не роют, а кролики роют, в них и живут! Самое высокое в мире дерево – это секвойя
• У кузнечиков и сверчков уши расположены на ногах!
Название” ромашка” пришло из медицинской литературы средневековья. В ней ромашку называли романом, романовой травой, романовым цветом. Как уменьшительное слово от роман и пошло название ромашка
5 Выход на тему урока Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.
- В какие две группы можно объединить эту информацию? ( растения и животные)
Работа в группах
Вспомните все, что вы знаете о растениях и животных. Составьте кластер
1гр. Со словом «Растения», вторая группа со словом «Животные» ( 2 мин)
Представители каждой группы выходят и демонстрируют кластер. ( 1 мин.)
Посмотрите на картинку, что вы видите? ( слайд № 1) ( ответы детей) луг. Кто догадался, какова тема урока?( Растения и животные луга) - Сегодня мы начнем изучать природные зоны Казахстана. Поверхность нашей республики разнообразна. Это и густые леса и высокие горы, пустыни и и луга, бескрайние степи. Речь пойдет о природной зоне – луге.
Что нового узнаем? ( запись на доске). По мере изучения новая информация отмечается знаком +
Что такое луг
Растения и животные луга
Использование луга человеком
Охрана луга
Операционно-исполнительный этап
Цель: познакомить с лугом, как сообществом.
1Работа по новой теме. Работа с учебником
Что такое луг, вы узнаете, прочитав 1 абзац на стр. 50.
Что такое луг? ( ответы детей)
Слово учителя
( д.информация о разнообразии лугов)
Слайд заливного луга.
В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют - лужайками, большие - лугами.
Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются - заливные. Где в нашем краю можно встретить заливные луга?
Слайд цветочного луга.
Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Называют такие луга - цветочные. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели.
Растения луга.
- Разнообразен растительный мир луга. Здесь растет клевер луговой, ти-
мофеевка , розовая гвоздика, мышиный горошек, борец, лютик едкий и др.
- Что общего между всеми растениями? (влаголюбивые, низкорослые)
-Ребята, как вы думаете, почему одни травы животные поедают с удовольствием, а другие обходят стороной?
Животные луга.
- Богат луг и своими обитателями.
(показ слайдов)
Это и представители насекомых: муравьи, бабочки ( махаон, зорька, голубые бабочки), пчелы, кузнечики, птицы( ПЕРЕПЕЛКИ -луговые курочки, жаворонки, в небе парит беркут, лунь), мелкие грызуны (суслики, полевки) , кроты. На лугу можно встретить жука – могильщика и жука – навозника. Жук – могильщик закапывает в почву мёртвых птиц и зверьков. Это пища взрослых жуков и личинок. Жуки – навозники уносят в свои норки помёт животных, питаются им сами и запасают его для своих личинок.
-Почему на лугу нет крупных животных? (нет укрытия). Почему животные имеют такой окрас?
-Что общего между животными луга? ( маленькие, удобно прятаться в траве)
- Как вы думаете: животные и растения луга связаны между собой? Как? (беркут ловит мышей , которые поедают растения; насекомые опыляют цветы и дают возможность образоваться семенам) работа в тетради
ЛУГ
Пища, убежища, кислород
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
Опыление,
Распространение
Физминутка ( выключить проектор)
Закрепление знаний. ( 5 мин)
Работа в группах. Откройте учебник. 1 группа читает о животных луга, выписываете тех животных, которых не назвали. 2 группа выписывает растения. Озвучивает.
Ребята, у вас на столе есть изображения животных и растений. Пользуясь текстом учебника, 1 группа выбирает и называет животных луга, а 2 группа – растения луга.
Сейчас мы у себя в классе вырастим луг, Мы должны заселить его животными и растениями. Если, вы верно выбрали р. и ж .., то солнышко вам улыбнется. ( Молодцы)
Узнали р.и.ж. луга? ( Да) ставим +
-Послушайте отрывок из стихотворения Кольцова: Раззудись плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня. Зажужжи, коса, Как пчелиный рой, Молоньёй, коса, Засверкай кругом! Зашуми, трава! Подкошённая, Поклонись, цветы, Головой земле! -Чему посвящены эти строки? (труду косарей) -Вот об этом мы сейчас и поговорим. Луг - не только украшение земли. Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. Какое? ( ответы детей) чтение в учебнике ( слайд) Многие из них служат пастбищами для дом.. животных, а на других – заготавливают сено. Чтобы эти растения не исчезали, работники сельского хозяйства подсевают их семенами или оставляют нескошенными часть лугов. Что произойдет, если неумеренно использовать луга? Скосить все травы? ( ответы детей) Нужно помнить, что неумеренный выпас скота очень вреден . Из-за этого исчезают многие растения, а иногда остаётся голая вытоптанная почва.
Те участки лугов, где много лекарственных трав, насекомых занесённых в красную книгу, люди берут под охрану.
Узнали , как ч. испол. Луга? Охрана луга?
Работа в группах
Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе». Найдите ошибку в тексте, составьте правила поведения на лугу.
- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Иртыш. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните простым карандашом.
Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие? Зачитайте правила поведения на лугу.
Учитель
Часто бывает, что ребята рвут цветы на лугах, ради забавы ловят бабочек, разоряют гнезда шмелей. Весной люди поджигают на лугах сухую прошлогоднею траву. Делать этого нельзя! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, семена растений, в огне погибают гнёзда шмелей, птиц, божьи коровки. Нарушается круговорот веществ (перегной).
А бездумное распахивание лугов человеком? Повреждаются гнёзда шмелей, некому опылять клевер. Учитель. Вот видите, ребята, что может произойти, если человек бездумно вмешивается в природу, тем самым нарушая природное равновесие луга.
Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.
На все вопросы ответили? (да) Хорошо.
Для лучшего запоминания сегодняшнего урока, мы составим с вами Синквейн. Повторение правила его составления.
- Назовите тему одним словом. Существительным.
- Как вы можете его описать двумя прилагательными.
- Подберите три глагола, описывающих то что происходит на лугу.
- определите 4 слова, которые выражают ваше личное отношение или характеризует объект (в данном случае луг)
- подберите одно слово синоним к первому.
- Послушайте, что получилось у меня.
Луг,
Зеленый, цветущий,
Растет, цветет, приспособились,
Я люблю цветущий луг,
Поляна.
Луг,
Разнотравный, зеленый,
Цветет, кормит, обновляется
Прекрасный разнообразный животный мир
Экосистема.
(Чтение детьми составленных синквейнов)
Тест.
луг– это …
А) участок земли, на котором произрастают влаголюбивые, травянистые растения.
Б) это открытое пространство, покрытое травами.
В) это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие.
2) Растения луга- это…
А) клевер, дуб, мышиный горошек,
Б) одуванчик , клевер, тимофеевка луговая
В) саксаул, лютик, герань луговая.
3) Животные луга- это…
А) верблюд, барс, крот
Б) сайгак, волк, суслик
В) кузнечик, крот, пчела
(взаимопроверка: за правильный ответ 1 балл)
4 Люди используют луга –
А) для выпаса скота, заготовки сена
Б) отдыха, заготовки сена
В) выпаса скота, ловли насекомых
5 Редкие растения занесены в..
А) Алую книгу
Б) красную книгу
В) Синюю книгу.
Оценки за урок . Информация о домашнем задании. На выбор.
Цель: дать учащимся возможность выбрать и выполнить задание различного уровня сложности.
1.Работа по учебнику. Стр 50– 51. Читать, ответить на вопросы
2. Творческое: подготовить сообщение о жителе луга или растении луга
Ребята, если вы все поняли, можете рассказать другому ---- зеленый смайлик.
Понял, но не до конца – желтый
Не понял – красный
Спасибо за урок.
Найдите ошибку в тексте, составьте правила поведения на лугу.
- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Иртыш. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните простым карандашом.
Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
Найдите ошибку в тексте, составьте правила поведения на лугу.
- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Иртыш. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните простым карандашом.
Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
infourok.ru
Открытый урок по познанию мира в 4 классе "Луг. Растения и животные луга"
Открытый урок
По познанию мира
4 класс
Тема: « Луг. Растения и животные луга. Охрана лугов. »
Подготовила: Гапончук Т.В.
1.Организационный момент
Я умею думать,
Я умею рассуждать.
Что полезно для работы
То и буду выполнять!
Чтение слов с доски:
- Как вы думаете, почему эти строчки являются началом нашего урока?
- Создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руки, пожелайте удачи.
2. Проверка домашнего задания
Проведем графический диктант по теме «Воздух и погода», если вы согласны с моими утверждениями то ставьте +, а если нет –
+ 1) Солнечные лучи не нагревают воздух, потому что он задерживает солнечные лучи.
+ 2) Самый распространенный газ в воздухе кислород.
+ 3) За слоями атмосферы начинается безвоздушное пространство.
-- 4) Сгорающие в атмосфере метеориты мы называем звездодождь.
+ 5) Говоря «необходим как воздух…» имеют в виду кислород.
-- 6) Слой атмосферы находящийся у поверхности земли – это инертные газы.
-- 7) Особенное влияние на климат имеет облачность.
+ 8) Выпадение осадков в Казахстане незначительное, потому что он очень удален от океанов.
+ 9) Климат, преобладающий на территории Казахстана – резкоконтинентальный.
+10) Сизый, едкий, загрязненный воздух называется смогом.
Подводится Взаимопроверка тестовых заданий:
+++--+-- --+++
Подводится итог
Сколько работ на «5»?
На «4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - более 4 ошибок
Первое задание мы выполнили, доказав, что умеете думать. Переходим к новому этапу урока.
1Вариант. Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем ( поднимаем подбородок, дышите ровно – ровно). Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, откройте.(повторите несколько раз) Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. (сморщите нос, задержите дыхание) Бабочка улетела.(мышцы расслаблены, глубокий вдох – выдох)
- Кто уже догадался, куда на уроке мы сегодня «пойдем» на экскурсию, что мы будем наблюдать, исследовать?
2Вариант. Бежит тропинка через луг, ныряем влево, вправо. Куда ни глянь – цветы вокруг. Да по колено травы.
- Какова тема нашего урока?
- Задачи, которые мы перед собой ставим и должны выполнить на уроке.
Задачи урока
Узнать о разнообразии растений и животных луга, показать связь между ними.
Значение луга для человека
Роль человека в жизни луга
- Что такое луг в вашем представлении?
Лугами называют безлесные площади занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
- Как вы думаете, где располагаются луга?
А) Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга одни из самых лучших – заливные. Во время весеннего разлива рек и озер вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь быстро разрастаются.
Б) Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Такие луга цветочные(альпийские).
Теперь вы должны выбрать себе название луга с которым будете работать на уроке. На белом листе бумаги в уголочке стоит цифра 1 – заливные луга, 2 – цветочные луга(альпийские)
Ваше первое задание нарисовать место, где будет располагаться ваш луг.
- На лугах очень много разных растений, которые растут ярусами. Первый ярус – выше всех растут светолюбивые травы, ниже - тенелюбивые.
Листья у луговых трав узкие и длинные. Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, так как в разное время цветут разные растения – по очереди, чтобы не мешать правильному опылению.
Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам; одни легкие с парашютиками, их разносит ветер, другие созревают в стрючках и силой разбрасываются вокруг, а некоторые имеют зацепки.
На лугах встречаются разные виды растений, которые люди называют КОРМОВЫЕ, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ, ЯДОВИТЫЕ.(смысл слов объяснить)
Кормовые – мятник, ежа сборная, тимофеевка, клевер, мышиный горошек
Лекарственные – ромашка, подорожник, зверобой
Ядовитые – много разных видов лютиков, сок этого растения ядовит, попадает на кожу и это место будет жечь, щипать. ( по-другому это растение называют куриной слепотой. Откуда это название? В сумерках куры плохо видят и тычутся из стороны в сторону , будто слепые. И поэтому до наступления вечерах забирают на насест, где проводят ночь. Очень «рано» отправляются на покой и лютики - еще до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло их название)
Теперь, вы должны расположить у себя на листах – лугу растения, которые вы запомнили. А теперь пошли на луг. Сколько красивых цветов вокруг!
- Нарвем большой букет.
- Нельзя!
- Почему? Посмотри, сколько кругом цветущих растений. Разве уменьшится луг от того, что мы нарвем букет?
- Но если мы сорвем, то и другие не увидят этой красоты!
- Да и мы, когда будем приходить на луг, сможем долго любоваться цветами.
Загадки
От ветра голову склоню,
но почему – то не звеню.
(колокольчик) Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка
Был цветок и нет цветка
(одуванчик)
Стоит кудряшка Растет лекарство под ногами
Белая рубашка, Прошу вас убедитесь сами
Сердечко золотое Кладем на ссадину листочек,
Что это такое? И ссадина не кровоточит
(ромашка) (подорожник)
Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живет, но если прислушаться (звуки луга)
Пришел черед познакомиться с обитателями луга. Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Трава и стебли цветов – зеленые, значит легко остаться незамеченными(кузнечик). Пестрые, значит разноцветным животным можно спрятаться среди растений(бабочки, жуки). На фоне земли могут скрываться животные близких оттенков.
Живут ли на лугу птицы? Да! Среди травы можно встретить луговую курочку – куропатку. Название другой птички – жаворонок.
А каких размеров должны быть животные луга?
«Заселяйте» свой луг животными. Игра «Узнай меня»
Какое животное могло бы так о себе сказать?
Об этих насекомых говорят: - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. С трижды меняю свой облик, когда рождаюсь, прежде чем стать взрослой. Сластена любит полакомиться нектаром цветов.
«Пою» крыльями, «слушаю» ногами. Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу – вою, сяду –землю рою. ЖУК
Итак, луг богат разнообразием растений и животных, и все они связаны друг с другом.
Стихотворение «Что такое луг?»
Ковер травы вокруг
Цветов нарядных венчики
Зеленые кузнечики
Мотыльки игривые
Жуки неторопливые
С медком сладким пчелки
Песня перепелки,
Мяты аромат
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух
- Какую пользу луг приносит человеку ( просмотр таблицы)
- А человек может помешать жизни луга? ( запомните правила друзей луга)
Найди ошибки, которые допустили дети, придя на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Букет, чтоб друзьям показать в городе. В траве мы нашли гнездо какой то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца, мы их подержали и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день.
Правила друзей луга:
Не оставляй на лугу мусор.
Не рвите на лугу цветы.
Не ловите бабочек.
Не разоряйте гнезда шмелей.
Берегите живущих на лугу, птиц, ящериц, лягушек.
Давайте еще раз посмотрим на красоту лугов. Каждый человек неповторим на земле, и я убеждена, что и каждая травинка на лугу, цветок, насекомые, так же неповторимы, как и все живое и живущее вокруг нас.
Это доказали ваши работы, которые мы выполнили на уроке. Подведя итог к уроку, я хочу, чтобы каждый составил еще свой рассказ «На лугу», дополняя предложения.
Ты был ранним утром на лугу. Взошло солнце. Луг заблестел. По всей окрестности разливаются запахи цветов и трав. Вот вьется цепкий, душистый (горошек). Сладким медком пахнет розовый (клевер). Белеют крупные (ромашки) с золотой серединой. Ползают по травкам (муравьи, жучки, божьи коровки).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок решения учебной задачи.
Форма урока: заочный поход на природу.
Цели урока:
сформировать у учащихся представление о луге, как о природном сообществе, на основе изучения живых организмов - обитателей луга.
развивать у учащихся познавательную активность, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
прививать любовь к окружающей природе, воспитывать экологическую культуру.
kopilkaurokov.ru
«Жизнь луга» 4 класс - презентация к уроку Окружающий мир
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Гальцова Ольга Ивановна МОУ Гребневской СОШ Урок окружающего мира Тема: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество.» 4 класс Учебник А.А. Плешакова 5klass.net
№ слайда 2 Описание слайда: № слайда 3 Описание слайда: № слайда 4 Описание слайда: № слайда 5 Описание слайда:Ценные кормовые растения. Неприхотливы. Имеют длинные корневища и растут в виде рыхлого куста.
№ слайда 6 Описание слайда:Соцветие состоит точно из отдельных комков. Каждый такой комок - это плотное скопление мелких комков. Ежу можно узнать даже тогда, когда у неё нет соцветий: побеги сильно сплюснуты, словно проглажены утюгом.
№ слайда 7 Описание слайда:Многолетнее растение высотой от 15 – 20 см. Растёт на лугах, опушках, полянах. Широко используется для создания искусственных лугов и улучшения природных пастбищ и сенокосов. На верхушке стебля узкое соцветие- султан ( его называют ложным колосом).
№ слайда 8 Описание слайда: № слайда 9 Описание слайда:Клевер ползучий не так высок, как клевер луговой и головка у него поменьше. Покороче и трубочки цветов. Клевер ползучий - растение многолетнее. Он лучше клевера лугового переносит холода. Многолетнее травянистое растение. Цветёт с весны до глубокой осени. Цветки красные, розовые. Опыляется шмелями. Ценное кормовое и лекарственное растение. Медонос.
№ слайда 10 Описание слайда:Растение очень похоже на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На концах листьев тонкие и гибкие усики. Цветы синие, фиолетовые, жёлтые. В цветах много нектара. Хороший корм и для коров, овец, лошадей.
№ слайда 11 Описание слайда:Расцветает в апреле. Жёлтая головка одуванчика - это целая корзиночка маленьких цветочков, и вместо каждого из них появляется пуховичок. Растёт по всей нашей земле, и в каждом месте их называют по разному. С их помощью до сих пор лечат самые разные болезни.
№ слайда 12 Описание слайда:Купальницу, которая растёт в Европейской части страны, называют купальницей европейской. Лепестки золотистого цвета сложены шаром и никогда не раскрываются. В Сибири растёт другая купальница - азиатская. Цветы у неё не жёлтые, а оранжевые, и когда они цветут, то кажется, что по всему лугу зажглось много- много ярких огоньков. Купальницу ещё называют золотой розой. Это растение занесено в Красную книгу.
№ слайда 13 Описание слайда:Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Растёт по топким берегам рек и озёр. Одно из самых ядовитых растений. Многолетнее растение, стебель 30 – 80 см высоты. Растение ядовитое. Применяется в медицине. Сок у всех лютиков ядовит. Название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют ещё куриной слепотой.
№ слайда 14 Описание слайда:Многолетнее травянистое растение из семейства подорожниковых, с цветоносным стеблем до 20-30 см высоты. Листья широкие, соцветие - густой колос, длинный, цилиндрический, из буроватых цветков. Цветёт с июня до осени. Одно из самых древних лекарственных растений.
№ слайда 15 Описание слайда:Растёт только один год, высотой от 150 до 600 миллиметров. Стебель, сверху донизу покрытый листьями. Листья на стеблях длиной от 20 до 50 миллиметров. На одном стебле цветков бывает много. Цветет в мае – августе. Лекарственное растение. Выращивают на плантациях с целью использования в медицине. Царица разнотравья.
№ слайда 16 Описание слайда:Многолетнее травянистое растение, высотой до 80 см с ветвистым тонким корневищем. Листья мелкие, овальные или продолговатые. Цветки золотисто- жёлтые с чёрными точками, в густых соцветиях. Цветёт в июне - августе. Растёт на лугах, опушках, в негустых лиственных и сосновых лесах, на песчаных склонах.
№ слайда 17 Описание слайда:Многолетнее растение с тонким прямостоячим или коротко восходящим гранёным стеблем высотой 30 – 70 см., цветки крупные, собраны на верхушках стеблей в рыхлые метельчатые соцветия. Венчик фиолетовый. Цветёт с мая по август. Растёт на лугах, пастбищах, полянах.
№ слайда 18 Описание слайда:Многолетнее растение с разветвлённым корневищем. Стебли прямостоячие, высотой 15 – 80 см. Цветки мелкие, белые или розовые, собранные в небольшие соцветия – корзинки. Цветёт всё лето, начиная с мая. Растёт на лугах, в луговых степях, среди кустарников, на опушках. Надземная часть обладает кровоостанавливающим свойством. Хороший медонос.
№ слайда 19 Описание слайда:Многолетнее растение с коротким корневищем, высотой 15 – 20 см. Цветёт в мае – сентябре. В средней России встречается повсеместно. Произрастает на лугах, лесных полянах, опушках, обочинах дорог, на вырубках. Луговым сообществам придаёт яркую живописность. В народе обычно зовут «ромашкой». Букеты из нивяника стоят долго. На деревенских праздниках девушки и дети плетут из него венки.
№ слайда 20 Описание слайда:Многолетник, высотой 50 – 120 см., с коротким ползучим корневищем, цветёт в июне. Обычное луговое растение на всей территории России. Растёт ну лугах, полянах, по канавам и кюветам, обочинам дорог.
№ слайда 21 Описание слайда:Многолетнее травянистое растение высотой 20 - 80 см. Цветёт с половины июня до конца лета. Хороший медонос. Листья покрыты волосками сероватого цвета. Это приспособление к засушливому месту обитания: чем суше местность, тем гуще опушенность. Двулетняя крупная травы с большими листьями. Одно из наиболее излюбленных растений, применяемых в народной медицине. Прекрасный медонос
№ слайда 22 Описание слайда:Распространена по всей РФ, кроме Крайнего Севера. Одно - двухлетнее растение, высотой 5 - 50 см. Семена разбрасываются. Одно растение даёт до 1500 семян. Сорняк. Лекарственное растение. Молодая зелень съедобна.
№ слайда 23 Описание слайда:Один из самых крупных наших жуков размером до 4 см. Питается насекомыми, моллюсками, дождевыми червями. В экосистемах является регулятором численности этих групп животных. Ведёт ночной образ жизни. Днём скрывается в подстилке, подо мхом, камнями и т.п. Взрослый жук живёт 2 – 3 года.
№ слайда 24 Описание слайда:Один из жуков - санитаров. Его длина 16 - 27 мм. питается навозом. Роет в земле глубокие норки, в которых заготавливает навоз для своих личинок.
№ слайда 25 Описание слайда:Чёрный жук с оранжевым узором на тёмных надкрыльях. Заползают под мёртвую добычу и выполняют обычное для них дело - закапывание. Личинки могильщиков питаются полуразлагающимся трупом, проводя таким образом санитарное очищение участка. Из семейства жуков-могильщиков в РФ обитает более 20 видов. Самый крупный из них - жук чёрный могильщик длиной до 30 мм. Обычно он встречается на юге нашей страны.
№ слайда 26 Описание слайда:Пчёлы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу, попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Шмель - опылитель клевера. Пчёлы живут семьями по несколько лет. За нектаром и пыльцой им иногда приходится летать за несколько километров. Шмели живут одно лето и прямо на лугу, в земле, могут устроить своё жилище.
№ слайда 27 Описание слайда:За их красоту люди дали им красивые имена. Все они являются украшением природы. Бабочки питаются нектаром цветов и способствуют опылению растений. Быстрая и сильная бабочка названа в честь героя Троянской войны врача Махаона, спасшего жизнь многим раненым воинам. Летает повсюду - от тундры до южных пустынь. Размах крыльев до 85 мм.. Занесена в Красную книгу.
№ слайда 28 Описание слайда:Названа так в честь древнегреческого бога красоты. Пятна на крыльях Аполлона как бы предупреждают: «Не трогай меня, я не съедобен!» 9 сантиметров в размахе крыльев. Сегодня Аполлон занесен в Красную книгу России как исчезающий вид. В старину у адмиралов российского флота на черных брюках были широкие красные полосы - лампасы, а через плечо заслуженные флотоводцы носили красную ленту. Возможно за этот торжественный наряд назвали бабочку адмиралом. Ещё эту бабочку называют траурницей из-за преобладания тёмного цвета на крыльях.
№ слайда 29 Описание слайда:Размах крыльев до 40 мм. Эта белая бабочка названа зорькой или авророй потому, что вершинная часть передних крыльев у самцов оранжево-жёлтая. Когда самец зорьки летит, эти пятна хорошо заметны. Издалека видны вишнёво-красные крылья с большими округлыми пятнами, которые, словно глаза, смотрят на нас. За сходство этих пятен с перьями павлинов и назвали люди бабочек павлиньим глазом.
№ слайда 30 Описание слайда:Гусеницы многих бабочек доставляют много хлопот, поедая растения. Отличаются большой прожорливостью, а некоторые едят всё подряд.
№ слайда 31 Описание слайда:Крылышки у него сложены на спинке. На одном из них - жёсткая жилка с зазубринками. Когда захочется кузнечику застрекотать, приподнимет он чуть свои крылышки и жилкой быстро - быстро по краю другого крылышка водит. Задевают зазубринки за край крыла и трещат крылышки. Оказывается, своей песней кузнечик сообщает важные новости другим кузнечикам.
№ слайда 32 Описание слайда:Бывают красными с чёрными точками, жёлтыми с чёрными пятнами, жёлтыми с белыми пятнышками и даже совсем чёрные. Но почти все они поедают тлей. Бывали случаи, когда божьи коровки целые сады спасали от нашествия тлей! За это им очень благодарны люди.
№ слайда 33 Описание слайда:Большую часть своей жизни проводит в норах под землёй, питаясь корнями растений и личинками насекомых, большинство из которых - вредители. Наружу выходит редко. Неуклюжий, не приспособлен ходить по земле и видит очень плохо. Передние лапы сильные, большие, с длинными крепкими когтями и вывернуты ладонями наружу: приспособлены для прорывания ходов в земле.
№ слайда 34 Описание слайда:Длина в среднем 10 – 12 см., некоторые до 36 см., хвост примерно ½ длины тела. Обитают преимущественно в северном полушарии. Большинство – вредители сельскохозяйственных культур и природные носители возбудителей туляремии и других заболеваний.
№ слайда 35 Описание слайда:Луговая курочка - перепёлка. Гнёзда устраивает прямо на земле, в траве. Питается семенами сорных растений, вредными жучками, кузнечиками и другими насекомыми. Перепёлке с её пёстрой, неброской окраской можно скрываться в высокой траве луга. Наряд у перепёлки скромный, но для глаз удивительно приятный: по коричневому фону разбегаются беловатые и чёрные пестринки, горлышко - шоколадное.
№ слайда 36 Описание слайда:Издаёт редкие скрипучие звуки "дёрг - дёрг", повторяемые много раз подряд, поэтому ещё коростель называют дергачом. Увидеть его нелегко. При опасности он не взлетает, а убегает, быстро пробираясь сквозь густые заросли травы, раздвигая стебли растопыренными лапками. Питается он разным кормом: ловит насекомых, собирает семена, с удовольствием склевывает молодые проростки трав. Гнездо прячет в густой траве, откладывает в него до 10 яиц. Птенцы у коростеля удивительные: на цыплят похожи, но чёрные.
№ слайда 37 Описание слайда:Сверху серая, брюшко белое, а на груди будто чёрный фартук. Бегает по берегу и хвостом неустанно дёргает вверх-вниз, поэтому её и назвали трясогузкой. Корм собирает у воды, часто даже в мелкую воду заходит, разных водных насекомых хватает. На зиму улетает на юг, а весной возвращается одной из первых к ледоходу.
№ слайда 38 Описание слайда:Немного крупнее воробья, брюхо белое. На голове короткий округлый хохолок, по бокам хвоста белые полоски. Бровь светлая. Обитает в полях, лугах и степях, в том числе горных. Часто слышна красивая песня жаворонка. Никогда не бывает в лесу. Питается семенами и насекомыми. Перелетная птица. Возвращается с зимовки очень рано, иногда уже в марте, и остается до ноября.
№ слайда 39 Описание слайда:Это крупное, до 20 см в длину, существо. Большую часть времени проводит на суше. Можно встретить на лугу, в поле, в огороде, в лесу. Весной ненадолго переселяется в водоёмы, чтобы отложить икру. Это сумеречное и ночное животное. В это время она кормится, а днём зарывается в рыхлую почву или прячется под камнями и в других укрытиях. В этих же местах она зимует, впадая в спячку
№ слайда 40 Описание слайда:Существо длиной до 25 см. встречается в сухих, хорошо прогреваемых солнцем местах. Схваченная за хвост, отбрасывает его, чтобы спасти себе жизнь.
№ слайда 41 Описание слайда:Они живут в почве, их много.
№ слайда 42 Описание слайда:Не рвите охапками цветы. 2. Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление - не будет плодов и семян.
№ слайда 43 Описание слайда:3 Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. 4. Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.
№ слайда 44 Описание слайда:5. Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.
№ слайда 45 Описание слайда:ppt4web.ru
Познание мира 4 класс. Луга. Растения и животные луга. Охрана лугов родного края.
Урок познания мира в 4 классе.
Тема: Луга. Растения и животные луга. Охрана лугов родного края.
Цели: - познакомить учащихся с природной зоной родного края – луг, с растениями и животными луга;
- развивать умения работать с понятиями, анализировать, развивать
речь, память, умения давать самооценку;
- воспитывать любовь к природе родного края, стремление к сохра-
нению природных богатств.
Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.
Оборудование: рисунок тучки, снежинки, солнца, полоски 3-х цветов,
пригласительные билеты, яблочко на тарелочке.
Ход урока.
1.Организация класса.
Сегодня необычный урок: разыгрываем пригласительные билеты на игру –«Брэйн - ринг» по познанию мира, который будет проходить в нашей школе, для знатоков окружающего нас мира.
На доске рисунки солнышка, снежинки и тучки. Выберите что вам нрави-
тся. (солнышко)
- Это значит, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что оно сохранится в
течении всего урока. У каждого из вас есть оценочный лист, куда вы буде-
те выставлять заработанные на уроке баллы, а в конце урока, мы подведем результаты. Желаю всем успеха!
2. Проверка домашнего задания.
(за правильный ответ ученики ставят 1 балл в оценочный лист)
- Что называется воздушной оболочкой?
-Из каких слоев состоит атмосфера?
-Почему воздушную оболочку называют защитником Земли?
-Что означает звездопад на ночном небе?
-От чего зависит голубизна неба?
- Какова взаимосвязь между воздухом и живыми существами?
- Что такое воздух?
- Что входит в состав воздуха? Сколько?
- Сколько озер в Казахстане?
- Назовите 2 крупных озера Казахстана.
- Расскажите об Аральском море.
- Расскажите о Балхаше.
3. Сообщение цели урока.
- Сегодня мы начнем изучать природные зоны Казахстана. Поверхность на
шей республики разнообразна. Это и густые леса и высокие горы, пусты-
ни и и луга, бескрайние степи. У меня есть волшебное яблочко на тарело-
чке. Давайте скажем волшебные слова: «Катись яблочко по тарелочке – покажи удивительные места нашей прекрасной Родины». (показ слайдов)
- Речь пойдет о природной зоне – луге.
4. Изучение нового материала.
1) - Что такое Луг ?
Луг – это участок в пойме реки, покрытый травянистой раститель-
ностью..
- Какие бывают луга?
- Как наз. луг, если он заливается водой? (заливные- пойменные)
- Суходольные.
-А в горах есть луга?(альпийские)
- Чем отличается лужайка от луга?
Лужайка-это небольшой луг возле ручья.
Растения луга.
- Разнообразен растительный мир луга. Здесь растет клевер луговой, тимо-феевка , розовая гвоздика, мышиный горошек, борец, лютик едкий и др.
(показ слайдов)
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ-как елка.
А еще?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики – вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых
- Что общего между всеми растениями? (влаголюбивые, низкорослые)
Животные луга.
- Богат луг и своими обитателями. (показ слайдов)
Это и представители насекомых: муравьи, бабочки ( махаон, зорька, голубые бабочки), пчелы, кузнечики, птицы( ПЕРЕПЕЛКИ -луговые курочки, жаворонки, в небе парит беркут, лунь), мелкие грызуны(суслики, полевки) , кроты.
-Почему нет крупных животных? (нет укрытия)
-Что общего между животными луга? ( маленькие, удобно прятаться в траве)
- Как вы думаете: животные и растения луга связаны между собой? Как?(беркут ловит мышей , которые поедают растения; насекомые опыляют цветы и дают возможность образоваться семенам)
ЛУГ
Пища, убежища, кислород
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
Опыление, распространение, кислород Физминутка
Игра « Что можно встретить на лугу?» Если встретишь – руки вверх;
если нет- присесть.
Слова: крот, мышка полевка, джейран, сайгак, бабочка, волк, мышиный горошек, кузнечик, дуб, клевер, суслик, саксаул, песчаная акация, борец, шмель, скворец, медведь, тимофеевка луговая, перепелка, муравей .(Кто правильно отвечал на заданные вопросы, поставьте себе балл в оценочный лист).
5. Закрепление знаний.
1) работа по учебнику. (групповая работа)
1 гр. – о луге
2 гр. – растения луга.
3 гр. – животные луга.
луг
растения
животные
2) Игра « Потребители»
1 гр.- потребители - Хорошо или плохо нарвать букет
2 гр.- юные хранители природы. цветов?
3 гр.- эксперты
-« Потребители» : нарвать букет хорошо. Цветы красивые, их можно подарить, они хорошо пахнут, создают уют в доме.
-«Юные хранители природы»: нарвать букет плохо. Цветы быстро завянут и их выбросят. Если рвать большие букеты- нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Луга станут некрасивыми и пустыми.
-«Эксперты»: луг- богатство нашего края. Их нужно беречь. Находясь на лугу нужно помнить правила поведения, чтобы не нанести вред природе.
- Какие правила нужно помнить? (показ слайдов)
6. Итог урока.
-Подведем итог урока. Продолжите предложение: « На уроке я узнал…»
-Оцените свою работу и покажите полоску:
«5»- красная
«4»- зеленая
«3»- белая
7. Домашнее задание.
Закрепить изученный материал по учебнику, записать определения новых понятий.
8. Контроль за качеством усвоения материала.
Тест.
Луг– это …
А) участок земли, на котором произрастают влаголюбивые, травянистые растения.
Б) это открытое пространство, покрытое травами.
В) это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие.
2) Растения луга- это…
А) клевер, дуб, мышиный горошек,
Б) борец , клевер, тимофеевка луговая
В) саксаул, лютик, герань луговая.
3) Животные луга- это…
А) верблюд, барс, крот
Б) сайгак, волк, суслик
В) кузнечик, жаворонок, пчела
(взаимопроверка: за правильный ответ 1 балл)
-Посчитайте баллы.
От 8 – до 10 и выше –« 5»
От6 – до 8 – « 4»
От 4 – до 6 – «3»
-Кто сегодня за урок набрал большее количество баллов, тот получил «5»- и ему я вручаю билет на участие в игре «Брэйн-ринг».
- Спасибо за работу!
Приложение.
infourok.ru
Урок окружающего мира в 4 классе "Жизнь луга. Луг
Сценарий урока окружающего мира в 4 классе.
Тема урока: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».
Цели и задачи урока:
Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.
Метапредметные:
Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.
Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.
Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.
5. Планируемые результаты.
Школьники должны:
- овладеть понятием «природное сообщество», уметь сравнивать разные природные сообщества;
- решать проблемы творческого и поискового характера при чтении научно-познавательного текста;
- на основе полученных знаний составить памятку «Как вести себя на лугу»;
- оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других.
Основное понятие: «природное сообщество».
Межпредметные связи: взаимосвязь с предметами «Литературное чтение» - чтение и слушание научно-познавательных и художественных текстов, «Русский язык» - орфографическая минутка (названия растений луга), ИЗО – работа с иллюстрациями.
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Жизнь луга. Луг – природное сообщество», гербарий, толковый словарь С.И.Ожегова, карточки для групповой работы, атлас-определитель «От земли до неба».
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение деятельности)
(На доске записан эпиграф к уроку)
Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам…
А.И.Герцен
- Ребята, объясните смысл данного высказывания.
Ученики с помощью толкового словаря определяют значение слова «перечить» (возражать, выказывать недовольство), объясняют смысл высказывания (Человек должен жить по законам природы, в ладах с природой).
2.Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы
- Послушайте стихотворение и скажите о чём идёт речь:
Шуми, шуми, зелёный дом!Знаком мне шум твой величавый,И твой покой, и блеск небесНад головой твоей кудрявой…
И. Никитин [1, с. 144]
- Что это за дом? (Это лес. Лес – это природное сообщество.)
- Сколько в нём этажей? (Этажи леса – это ярусы. В лесу 4 яруса: деревья, кустарники, маленькие кустарнички и травы, мхи и лишайники.)
- Что обозначает слово «сообщество»?
(Дети по словарям находят значение слова:
1.Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели.
2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.)
- Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно, сообща.)
- Выполните задание:
Составьте цепи питания с каждым из этих животных.
(Работа в группах. Каждая группа получает карточку с названиями животных (сова, кабан, заяц, шмель, жук-короед) Приложение 1.
-Какое затруднение у вас возникло? Кто здесь оказался «лишним»?
(Шмель не живёт в лесу. Остальные – это животные леса.)
3.Постановка цели урока.
- Отгадайте загадку:
Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой
И жёлт, и синь, и ал. [1, с. 125]
(Это луг.)
- Итак, тема нашего урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»
(Слайд 1)
- Какие цели поставим перед собой?
(Сформировать представления о луге, как о природном сообществе; познакомиться с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.)
4.Открытие нового знания.
- Что изображено на слайде? (Слайд 2)
(Луг)
- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг?
(Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников.)
- Верно ли утверждение, что луга можно встретить только на равнинах?
(В горах тоже есть участки, где нет деревьев.)
- Верно, высоко в горах есть субальпийские луга.
- Значит, что такое луг? Сделайте вывод. (Слайд 3)
(На лугу растут только травянистые растения.)
- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.
На лугу растёт ромашка,Лютик едкий, клевер – кашка!Что ещё? Гвоздика, смолка,Колокольчик, хвощ – как ёлка.А ещё? Кошачьи лапки,Одуванчиковы шапки,Подорожник, васильки, Граммофончики – вьюнки,Ещё много разных травок,У тропинок, у канавок,И красивых, и пушистых,Разноцветных и душистых! [1, с. 128]
- Какие растения растут на лугу?
(Дети перечисляют.)
- Рассмотрите в гербариях растения луга. Вам самим предлагается узнать растения при помощи атласа-определителя. (Детям предложено определить растения: тимофеевка, нивяник, клевер, фиалка, белена тысячелистник, крапива, чистотел, лютик)
(Работа в парах. Проверка.)
- Обратите внимание, что растения луга также растут ярусами. (Слайд 4) -Вы рассматривали гербарий. Расскажите, исходя из своих наблюдений, какие листья у луговых растений, семена. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей.)
-Листья у луговых трав чаще всего длинные и узкие, стебли разветвлённые, бывают с усиками-зацепами, много цветов, дающих большое количество семян. Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам. [2, с. 169]
(На слайде 4 картинки появляются по щелчку)
-У одних растений семена лёгкие, с парашютиками (одуванчик). Как вы думаете, для чего? (Слайд 5)
(Их разносит ветер.)
-Другие созревают в стручках (мышиный горошек) и с силой разбрасываются вокруг, когда лопаются. Третьи лёгкие и плохо намокают (мятлик), поэтому их далеко уносит вода. Четвёртые – имеют зацепы. Для чего?
(С помощью зацепов они прикрепляются к одежде человека или шерсти животных.)
- Цветут растения на лугах в определённом порядке, чтобы не мешать опылению своих «соседей». Поэтому создаётся впечатление, что луга цветут непрерывно всё лето.
-Луга – отличные пастбища и территории для заготовки кормов домашним животным. (Слайд 6)
- На лугах растут мятлик, тимофеевка, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек. Это ценные кормовые травы. (Слайд 7)
Кроме того, клевер и мышиный горошек являются не только кормовыми, но и медоносными растениями.
-На лугу растёт много лекарственных растений: тысячелистник, подорожник, пастушья сумка, аптечная ромашка, одуванчик, валериана. (Слайд 8)
- Вспомните, что вы знаете об этих растениях, какие из них делают лекарства.
(Ответы детей.)
- На лугу встречаются и ядовитые растения. (Слайд 9)
Самое опасное из них – вех. Если его сок попадёт в организм человека, то он быстро действует на мозг, что приводит к остановке дыхания.
-Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живёт. Если приглядеться и прислушаться повнимательнее, то можно увидеть и услышать множество обитателей. (Слайд 10)
- Чьи голоса вы узнали? Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? Почему?
(Маленькие, так как крупным животным негде прятаться.)
-Вам предстоит выполнить творческое задание. Вы сами попытаетесь рассказать, какие животные могут жить на лугу. Свой ответ надо обосновать.
Работа в группах
(Ученики получают карточки с заданием) Приложение 2.
1 группа
- Подумайте, представители каких классов животных обитают на лугу?
(Млекопитающие, птицы, насекомые, членистоногие, пресмыкающиеся, земноводные, черви)
2 группа
- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Ответ обоснуйте.
(Зелёную, чтобы прятаться среди трав, яркую, пёструю, чтобы сливаться с цветами.)
3 группа
- Как вы думаете, на лугу живут хищники?
(Да, иначе бы развелось слишком много растительноядных животных, они бы уничтожили всю растительность.)
4 группа
- Чем питаются животные на лугу?
(Они питаются пыльцой и нектаром цветов, листьями и семенами растений, хищники - более мелкими животными).
5.Физкультминутка.
(Проводит ученик)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились. [1, с. 170]
6.Первичное закрепление материала.
-Какие растения можно встретить на лугу?
(Ответы детей)
Орфографическая минутка.
Назовите из перечисленных растений луга слова, которые образованы приставочно-суффиксальным способом. Разберите их по составу.
(Подорожник, одуванчик.)
Среди названий растений найдите сложное слово.
(Тысячелистник.)
-Рассмотрите рисунки на стр.184-185. Каких вы животных здесь видите?
(Ответы детей)
-Прочитайте самостоятельно текст на стр.186. [3, с. 186]
(Дети работают по учебнику.)
- Каких животных можно встретить на лугу?
(Насекомых, птиц, пресмыкающихся.)
- Отгадайте загадки: (загадки на слайдах) (Слайд 11)
- Почему вокруг луговых растений так много пчёл?
(Они пьют цветочный нектар и переносят пыльцу с одного цветка на другой, опыляя растения.)
-Наверняка вы слышали, как жужжат пчёлы, но послушайте ещё раз.
(Слайд 12)
- Бабочки также участвуют в опылении растений. Среди луговых насекомых можно увидеть и хищников – стрекоз, которые едят комаров и мошек.
(Слайд 13)
- Жук-могильщик и жук-навозник - это насекомые-санитары.
- Почему их так назвали?
-Если этих жуков на лугу достаточно, то он находится в образцовом порядке.
(Слайд 14)
-Кузнечик и кобылка похожи, но есть и отличия. Найдите их. Послушайте, как стрекочет кузнечик.
(Слайд 15)
(Слайд 16)
-На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми.
-Насекомыми также питаются птицы – перепёлка, коростель, трясогузка. Эти птицы устраивают гнёзда прямо на земле среди травы. (Слайд 17)
-Послушайте голоса этих птиц.
7.Самостоятельное применение знаний.
-А теперь закрепим полученные знания.
Работа в тетради (стр.10-11) [4, с. 10-11]
- Рассмотрите растения, подпишите только растения луга, обведите опасное растение.
-Проверьте себя. (Слайд 18)
- Раскрасьте только животных луга и составьте с ними схемы цепей питания.
Проверь себя. (Слайд 19)
- Объясните, что растения луга дают животным? (Слайд 20)
(Они дают животным пищу, укрытие.)
- Чем помогают растениям луга животные? (Слайд 21)
(Животные опыляют растения, разносят их семена.)
-Кроме того, в почве живут черви, бактерии, которые перерабатывают останки растений и животных.
- Какой вы можете сделать вывод?
(Луг – это тоже сообщество, т.к. все обитатели луга связаны между собой и зависят друг от друга.)
-Подумайте, а что луга дают человеку? (Слайд 22)
(Луг человеку даёт место для отдыха, корм для домашних животных и продукты, полученные от домашних животных.)
Задание 2 в учебнике на стр.189.
Объясните, как правильно должна двигаться косилка при скашивании трав? Почему?
(Косилка должна двигаться от центра к краю луга, чтобы животные имели возможность спастись)
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Задание «Исправь ошибки» (Слайд 23)
(Ответы детей)
Проверь себя! (Слайд 24)
Сформулируем правила поведения на лугу. (Слайд 25)
(Коллективная работа)
9.Рефлексия деятельности на уроке.
-Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы этих целей?
(Познакомиться с растениями и животными луга, доказать, что луг – это природное сообщество.)
- Что для вас было новой информацией?
- Что запомнилось, показалось наиболее интересным?
- Что вызвало затруднение?
(Ответы детей)
- Оцените свою работу на уроке. ( Дети поднимают карточки успеха)
(Приложение 3.)
10.Домашнее задание.
1.Найти информацию о животных и растениях луга, занесённых в Красную книгу.
2.При помощи условных знаков составить памятку «Как вести себя на лугу».
Список использованной литературы.
Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.,2004
Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 4 кл. М., 2008.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: 2012
Коваленко Л.И.рабочая тетрадь «Окружающий мир». 4 класс. В 2 ч.Саратов: Лицей, 2010.
infourok.ru
Конспект урока для 4 класса «Луг. Растения и животные луга. Охрана лугов»
Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 4 класса «Луг. Растения и животные луга. Охрана лугов» для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Открытый урок
По познанию мира
4 класс
Тема: « Луг. Растения и животные луга. Охрана лугов. »
Подготовила: Гапончук Т.В.
1.Организационный момент
Я умею думать,
Я умею рассуждать.
Что полезно для работы
То и буду выполнять!
Чтение слов с доски:
- Как вы думаете, почему эти строчки являются началом нашего урока?
- Создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руки, пожелайте удачи.
2. Проверка домашнего задания
Проведем графический диктант по теме «Воздух и погода», если вы согласны с моими утверждениями то ставьте +, а если нет –
+ 1) Солнечные лучи не нагревают воздух, потому что он задерживает солнечные лучи.
+ 2) Самый распространенный газ в воздухе кислород.
+ 3) За слоями атмосферы начинается безвоздушное пространство.
-- 4) Сгорающие в атмосфере метеориты мы называем звездодождь.
+ 5) Говоря «необходим как воздух…» имеют в виду кислород.
-- 6) Слой атмосферы находящийся у поверхности земли – это инертные газы.
-- 7) Особенное влияние на климат имеет облачность.
+ 8) Выпадение осадков в Казахстане незначительное, потому что он очень удален от океанов.
+ 9) Климат, преобладающий на территории Казахстана – резкоконтинентальный.
+10) Сизый, едкий, загрязненный воздух называется смогом.
Подводится Взаимопроверка тестовых заданий:
+++--+-- --+++
Подводится итог
Сколько работ на «5»?
На «4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - более 4 ошибок
Первое задание мы выполнили, доказав, что умеете думать. Переходим к новому этапу урока.
1Вариант. Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем ( поднимаем подбородок, дышите ровно – ровно). Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, откройте.(повторите несколько раз) Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. (сморщите нос, задержите дыхание) Бабочка улетела.(мышцы расслаблены, глубокий вдох – выдох)
- Кто уже догадался, куда на уроке мы сегодня «пойдем» на экскурсию, что мы будем наблюдать, исследовать?
2Вариант. Бежит тропинка через луг, ныряем влево, вправо. Куда ни глянь – цветы вокруг. Да по колено травы.
- Какова тема нашего урока?
- Задачи, которые мы перед собой ставим и должны выполнить на уроке.
Задачи урока
-
Узнать о разнообразии растений и животных луга, показать связь между ними.
-
Значение луга для человека
-
Роль человека в жизни луга
- Что такое луг в вашем представлении?
Лугами называют безлесные площади занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
- Как вы думаете, где располагаются луга?
А) Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга одни из самых лучших – заливные. Во время весеннего разлива рек и озер вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь быстро разрастаются.
Б) Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Такие луга цветочные(альпийские).
Теперь вы должны выбрать себе название луга с которым будете работать на уроке. На белом листе бумаги в уголочке стоит цифра 1 – заливные луга, 2 – цветочные луга(альпийские)
Ваше первое задание нарисовать место, где будет располагаться ваш луг.
- На лугах очень много разных растений, которые растут ярусами. Первый ярус – выше всех растут светолюбивые травы, ниже - тенелюбивые.
Листья у луговых трав узкие и длинные. Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, так как в разное время цветут разные растения – по очереди, чтобы не мешать правильному опылению.
Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам; одни легкие с парашютиками, их разносит ветер, другие созревают в стрючках и силой разбрасываются вокруг, а некоторые имеют зацепки.
На лугах встречаются разные виды растений, которые люди называют КОРМОВЫЕ, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ, ЯДОВИТЫЕ.(смысл слов объяснить)
Кормовые – мятник, ежа сборная, тимофеевка, клевер, мышиный горошек
Лекарственные – ромашка, подорожник, зверобой
Ядовитые – много разных видов лютиков, сок этого растения ядовит, попадает на кожу и это место будет жечь, щипать. ( по-другому это растение называют куриной слепотой. Откуда это название? В сумерках куры плохо видят и тычутся из стороны в сторону , будто слепые. И поэтому до наступления вечерах забирают на насест, где проводят ночь. Очень «рано» отправляются на покой и лютики - еще до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло их название)
Теперь, вы должны расположить у себя на листах – лугу растения, которые вы запомнили. А теперь пошли на луг. Сколько красивых цветов вокруг!
- Нарвем большой букет.
- Нельзя!
- Почему? Посмотри, сколько кругом цветущих растений. Разве уменьшится луг от того, что мы нарвем букет?
- Но если мы сорвем, то и другие не увидят этой красоты!
- Да и мы, когда будем приходить на луг, сможем долго любоваться цветами.
Загадки
От ветра голову склоню,
но почему – то не звеню.
(колокольчик) Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка
Был цветок и нет цветка
(одуванчик)
Стоит кудряшка Растет лекарство под ногами
Белая рубашка, Прошу вас убедитесь сами
Сердечко золотое Кладем на ссадину листочек,
Что это такое? И ссадина не кровоточит
(ромашка) (подорожник)
Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живет, но если прислушаться (звуки луга)
Пришел черед познакомиться с обитателями луга. Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Трава и стебли цветов – зеленые, значит легко остаться незамеченными(кузнечик). Пестрые, значит разноцветным животным можно спрятаться среди растений(бабочки, жуки). На фоне земли могут скрываться животные близких оттенков.
Живут ли на лугу птицы? Да! Среди травы можно встретить луговую курочку – куропатку. Название другой птички – жаворонок.
А каких размеров должны быть животные луга?
«Заселяйте» свой луг животными. Игра «Узнай меня»
Какое животное могло бы так о себе сказать?
Об этих насекомых говорят: - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. С трижды меняю свой облик, когда рождаюсь, прежде чем стать взрослой. Сластена любит полакомиться нектаром цветов.
«Пою» крыльями, «слушаю» ногами. Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу – вою, сяду –землю рою. ЖУК
Итак, луг богат разнообразием растений и животных, и все они связаны друг с другом.
Стихотворение «Что такое луг?»
Ковер травы вокруг
Цветов нарядных венчики
Зеленые кузнечики
Мотыльки игривые
Жуки неторопливые
С медком сладким пчелки
Песня перепелки,
Мяты аромат
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух
- Какую пользу луг приносит человеку ( просмотр таблицы)
- А человек может помешать жизни луга? ( запомните правила друзей луга)
Найди ошибки, которые допустили дети, придя на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Букет, чтоб друзьям показать в городе. В траве мы нашли гнездо какой то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца, мы их подержали и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день.
Правила друзей луга:
-
Не оставляй на лугу мусор.
-
Не рвите на лугу цветы.
-
Не ловите бабочек.
-
Не разоряйте гнезда шмелей.
-
Берегите живущих на лугу, птиц, ящериц, лягушек.
Давайте еще раз посмотрим на красоту лугов. Каждый человек неповторим на земле, и я убеждена, что и каждая травинка на лугу, цветок, насекомые, так же неповторимы, как и все живое и живущее вокруг нас.
Это доказали ваши работы, которые мы выполнили на уроке. Подведя итог к уроку, я хочу, чтобы каждый составил еще свой рассказ «На лугу», дополняя предложения.
Ты был ранним утром на лугу. Взошло солнце. Луг заблестел. По всей окрестности разливаются запахи цветов и трав. Вот вьется цепкий, душистый (горошек). Сладким медком пахнет розовый (клевер). Белеют крупные (ромашки) с золотой серединой. Ползают по травкам (муравьи, жучки, божьи коровки).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок решения учебной задачи.
Форма урока: заочный поход на природу.
Цели урока:
-
сформировать у учащихся представление о луге, как о природном сообществе, на основе изучения живых организмов - обитателей луга.
-
развивать у учащихся познавательную активность, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
-
прививать любовь к окружающей природе, воспитывать экологическую культуру.
docbase.org