Тема: «Строение растительной клетки». Таблица клеточное строение растений 6 класс
6 класс. 3. Строение клетки
Тема: Строение клетки.
Ход урока
- Организационный момент. Постановка целей урока.
“От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней”.
Н. Рыленков
Слайд 2 [Вставить анимацию: эпиграф к уроку .]
ПАУЗА В ВИДЕО
2. Актуализация знаний.
А из чего состоит любой живой организм?
ПАУЗА В ВИДЕО
(Из клеток.)
ПАУЗА В ВИДЕО
С помощью чего мы можем рассмотреть клетки различных организмов?
ПАУЗА В ВИДЕО
( Микроскоп, лупа)
ПАУЗА В ВИДЕО
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
ПАУЗА В ВИДЕО
( Увеличительные приборы.)
ПАУЗА В ВИДЕО
С помощью них мы можем рассмотреть клетки живых организмов.
Давайте повторим прошлую тему.
Какой увеличительный пробор вы видите на слайде?
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 3 [Вставить анимацию: изибражение лупы .]
(Лупа)
ПАУЗА В ВИДЕО
Из каких частей она состоит?
ПАУЗА В ВИДЕО
( Из рукоятки, увеличительного стекла и оправы.)
ПАУЗА В ВИДЕО
Как называется этот увеличительный прибор?
ПАУЗА В ВИДЕО
(Микроскоп)
Слайд 4 [Вставить анимацию: изображение микроскопа .]
Из каких частей он состоит?
ПАУЗА В ВИДЕО
( Штатив, предметный столик, тубус, окуляр, объективы, зеркало, винты.) ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 5 [Вставить анимацию: поочередное появление вопросов, затем ответов на них .]
3. Изучение нового материала.
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с устройством лупы и микроскопа. Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука, который мы приготовим сами.
В работе «Микрография» (1665 г.), основываясь на собственных микроскопических исследованиях, Роберт Гук первый описал клетки бузины, укропа, моркови и других растений, причём сам ввёл термин «клетка».
Слайд 6 [Вставить анимацию: изображение клетки с органоидами.]
Клетка – это элементарная и функциональная единица строения живых организмов.
Органоиды – постоянные структуры клетки, имеющие определенное строение и функции.
Слайд 7 [Вставить анимацию: поочередное появление определений клетка и органоиды .]
Со временем термин «клетка» стали использовать для обозначения основы строения и жизнедеятельности всех животных и растений. Рассмотрим основные органоиды клетки.
l Ядро — важнейшая часть клетки. Это — хранилище наследственной информации.
Слайд 8 [Вставить анимацию: изображения ядра и основных его характеристик .]
l Тончайшая мембрана сортирует вещества, входящие в клетку и покидающие ее. Она обычно покрыта прочной клеточной стенкой.
Слайд 9 [Вставить анимацию: изображение мембраны и основных характеристик .]
l Цитоплазма — вязкое живое содержимое клетки. Она имеет очень сложное строение и пребывает в постоянном движении. Множество тончайших мембран в цитоплазме образуют эндоплазматическую сеть.
Слайд 10 [Вставить анимацию: изображение цитоплазмы и основных характеристик .]
l Хлоропласт улавливает энергию солнечного света и использует ее для создания сложных веществ из простых.
Слайд 11 [Вставить анимацию: изображение хлоропласта и основных его характеристик .]
l Вакуоли — окруженные мембраной пузырьки с клеточным соком. Часто в них находится запас воды.
Слайд 12 [Вставить анимацию: изображение вакуоли и основных характеристик.]
l Митохондрия «сжигает» органические вещества и при этом производит энергию для жизнедеятельности клетки. Этот процесс называется дыханием.
Слайд 13 [Вставить анимацию: изображение митохондрии и основных характеристик .]
4. Физкультурная минутка.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Слайд 14 [Вставить анимацию: физкультминутки .]
Лабораторная работа.
Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа.
Цель: Изучить особенности строения растительной клетки на примере кожицы лука
Оборудование: Световой микроскоп, цифровой микроскоп, предметное стекло, марля, пипетки, химический стаканчик с водой, препаровальная игла, покровное стекло, раствор йода, фильтровальная бумага, чешуя лука
Слайд 15 [Вставить анимацию: название лабораторной работы, цели, оборудования .]
Ход работы:
1.При помощи пипетки капните на предметное стекло каплю слабого раствора йода.
2.С нижней поверхности чешуи лука снимите небольшой кусочек прозрачной кожицы и положите его на каплю раствора йода.
3.Накройте препарат покровным стеклом и удалите излишки влаги.
4.Рассмотрите препарат под микроскопом.
Слайд 16 [Вставить анимацию изображение кожицы лука при 200 кратном увеличении .]
5.Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
6.Зарисуйте в тетради строение клетки кожицы лука и подпишите ее основные части.
Слайд 17 [Вставить анимацию изображение кожицы лука .]
7.Сделайте вывод о строении увиденных вами клеток. Какие органоиды вы в них увидели, а какие нет, насколько плотно клетки прилегают друг к другу?
Вывод:
Клетка кожицы чешуи лука состоит из оболочки, цитоплазмы, вакуоли, ядра.
На неокрашенном препарате можно увидеть оболочку, цитоплазму, вакуоль. При окраске препарата йодом становится видно ядро. Препараты окрашиваю для того, чтобы стали видны части клетки, невидимые ранее.
Слайд 18 [Вставить анимацию вывод по лабораторной .]
5. Закрепление знаний.
- Кто впервые обнаружил клетку?
ПАУЗА В ВИДЕО
Роберт Гук.
ПАУЗА В ВИДЕО
- В каком году?
ПАУЗА В ВИДЕО
1665 г.
ПАУЗА В ВИДЕО
- Клетка снаружи покрыта?
ПАУЗА В ВИДЕО
Оболочкой.
ПАУЗА В ВИДЕО
- Зеленые пластиды называются?
ПАУЗА В ВИДЕО
Хлоропласты;
ПАУЗА В ВИДЕО
- Внутренняя среда клетки, где расположены все органоиды, называется?
ПАУЗА В ВИДЕО
Цитоплазма.
ПАУЗА В ВИДЕО
- Хромосомы находятся в….
ПАУЗА В ВИДЕО
Ядре.
- Основная структурная единица организма?
ПАУЗА В ВИДЕО
Клетка.
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 19 [Вставить анимацию поочередное появление вопросов и ответов .]
Выбрать предложение, которые соответствуют вашему настроению
Сегодня на уроке:
- Меня удивили ответы ребят.
- Я не хотел учиться.
- Я узнал новые факты о растениях.
- Мне было скучно.
- Мне понравилось учиться с помощью компьютера.
Слайд 20 [Вставить анимацию .]
7. Подведение итогов.
Спасибо за урок! До свидания!
znakka4estva.ru
Строение растительной клетки | Поурочные планы по биологии 6 класс Казахстан
Строение растительной клетки.
Цель урока: Обуч. Ознакомить учащихся с особенностями строения растительной клетки.
Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний(опрос)5-7 мин.
Разноуровневые задания.
1. Проверка письменной работы.
2. Проверка устного материала. №1---5,3,2,4,6,1,7.
№2 Устройство микроскопа Р.Т. зад №10 стр. 7 1.микроскоп
2. тубус
3. окуляр, объектив.
4. объектив
5. луч света 6.к штативу
7.предметный столик
8. зеркало
9. увеличительные стекла.
3. Правила работы с микроскопом(проводят звеньевые).
Основная часть(новый материал)5-7 мин.
На готовом препарате мы рассматривали клетки, плотно расположенные друг к другу.
Снаружи клетки покрыты оболочкой в которой в некоторых местах расположены поры.
Основное содержимое любой клетки полужидкое вещество –цитоплазма. При нагревании
и замораживании цитоплазма разрушается и клетка гибнет.
В центре клетки находится ядро с ядрышком. Все содержимое клетки состоит из полостей
заполненных клеточным соком –это вакуоли.
Клеточный сок –вода с растворенными в ней сахарами и органическими и
неорганическими веществами. Содержит красящие вещества (красные, желтые, синие)
Разрезая спелый плод вытекает сок из вакуолей. В цитоплазме находятся мелкие тельца –
пластиды (в клетках разных органов растений число их различно).
Пластиды
1. Желтые
2. зеленые
3. оранжевые
4. бесцветные
От цвета пластид зависит окраска разных частей растений Зеленые пластиды –Холоропласты.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала(проверка понимания)5-7 мин.
Л\Р №2 стр20 учебника.
№1 Биологический диктант Д.М. №5 стр 6
2. Что такое клеточный сок и где он содержится?
№3 «Снежный ком» по основным понятиям клетки. №4 рассмотреть и зарисовать рис4 стр18
Итоговый контроль, анализ урока.
Д\З П 2, задание на стр. 20 (таблица)
tak-to-ent.net
Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение растительной клетки"
Разделы: Биология
Цель: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.
Задачи: дать элементарные представления о строении растительной клетки, о значении ее частей; развивать умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате на рисунках в учебнике и на таблице; уметь изображать строение клетки; воспитывает аккуратность в работе с оптическими приборами.
Оборудование: микроскопы, наборы лабораторного оборудования, микропрепараты кожицы лука, таблица “Строение растительной клетки”, компьютер.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала:
а) история открытия микроскопа; б) строение растительной клетки; в) лабораторная работа: “строение клеток кожицы лука”;
- Закрепление материала.
- Задание на дом.
- Итог.
Ход урока
На доске девиз урока:
“От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней”. (Н. Рыленков)
I. Пытливый ум человека все глубже проникает в тайны живой материи, пытаясь дать объяснение самому сложному и самому удивительному явлению природы, которое называется жизнью.
Универсальной ячейкой жизни является клетка. Клетку изучает наука цитология (сitos – клетка, logos-наука). Клетки могли быть открыты только после изобретения микроскопа.
А) История открытия микроскопа.
Ученик: Увеличивающие стекла были известны еще в античные времена. Кто изобрел микроскоп, точно не известно. Одним из первых создателей микроскопа был английский физик Роберт Гук. !665 г. Р.Гук опубликовал альбом рисунков под названием “Микрография”. Среди них был и тонкий срез пробковой ткани дерева, структура которого напоминала соты, четкое и правильное расположение “микроскопических пор”, или “клеток”. Р. Гук впервые употребил слово “клетка”.
Одним из современников Гука был голландец Антонии Ван Левенгук, создавший более двухсот микроскопов особой конструкции. Он наблюдал различные одноклеточные организмы.
1827 г. итальянскому физику Джованни Батисте Амичи удалось улучшить четкое изображения линз. После этого интерес к микроскопии быстро возрос.
1930-е годы появился электронный микроскоп (США).[1]
Б) Каковы главные особенности клетки?
Строение растительной клетки (демонстрация слайдов в компьютере).
II. Лабораторная работа: “Препарат кожицы чешуи лука под микроскопом”.
1. Ученик: устройство микроскопа.
2. Учитель: Технический инструктаж по работе с микроскопом.[3]
– Приготовление микропрепарата.
3. Лабораторная работа: “Строение клеток кожицы лука”.
Задание ( индивидуальные листы на каждой парте)
Цель: Изучить особенности строения растительной клетки на примере кожицы лука
Оборудование: Световой микроскоп, цифровой микроскоп, предметное стекло, марля, пипетки, химический стаканчик с водой, препаровальная игла, покровное стекло, раствор йода, фильтровальная бумага, чешуя лука.
4. Отчет по работе: рисунки группы клеток . На рисунке указать основные части клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро).
Вывод: Клетка кожицы чешуи лука состоит из оболочки, цитоплазмы, вакуоли, ядра. На неокрашенном препарате можно увидеть оболочку, цитоплазму, вакуоль. При окраске препарата йодом становится видно ядро. Препараты окрашиваю для того, чтобы стали видны части клетки, невидимые ранее.
III. Закрепление материала
Работа с интерактивной доской.
1. Рисунок растительной клетки. 2. Тестовая работа.
1. Кто впервые обнаружил клетку?
а) Роберт Вирхов; б) Антуан Ван Левенгук; в) Роберт Гук.
2. В каком году?
а) 1600 г.; б) 1930 г.; в) 1665 г.;
2. Клетка снаружи покрыта:
а) цитоплазмой; б) оболочкой; в) пластидами.
3. Зеленые пластиды называются:
а) лейкопласты; б) хлоропласты; в)хромопласты.
4. Внутренняя среда клетки, где расположены все органоиды, называется:
а) цитоплазма; б) ядро; в) вакуоли.
5. Хромосомы находятся в:
а) ядре; б) цитоплазме; в) вакуоли.
6. Основная структурная единица организма:
а) корень; б) орган; в) клетка.
IV. Задание на дом.
Повторить гл.3 с.16. Составить кроссворд по изученной теме.
V. Итог. Выставление оценки
– Что мы сегодня узнали? Чему научились?
Использованная литература.
- “Путешествие в мир живой клетки”, Кристиан де Дюв.. М.: “Мир” 1987.
- Биология. 6 кл. Современный урок.стр.10.Ред.-сост. Н.И. Сонин. М.: “АРКТИ”, 2003.
- Уроки биологии 6 классе. Игошин Г.П., Ярославь: “Академия развития”, 2002.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Биология 6 класс Тема: «Строение растительной клетки» Цель: познакомить учащихся со строением растительной клетки. Задачи: образовательные:
Понятия: клетка, строение растительной клетки, органоиды клетки, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ядро, пластиды. Методы обучения: - словесный: объяснение с элементами рассказа, фронтальная беседа. - наглядный: демонстрация таблиц, интерактивных таблиц и фотографий из мультимадийного ЦОРа. - практический: лабораторная работа «Рассматривание клеток кожицы лука под микроскопом». Средства обучения: АРМ, мультимедийный ЦОР «Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», таблица «Растительная клетка», микроскоп, инструментарий для приготовления микропрепарата. Коррекционная работа: дозированная помощь при выполнении лабораторной работы, домашнее задание III уровня. Литература для учителя:
Литература для учащихся: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240с.: ил. Тип урока: урок-изучение нового материала. План урока (дидактические этапы): I . Организационный момент. II. Переход к изучению нового материала. III. Изучение нового материала. Iv. Закрепление. v. Домашнее задание. vI Итог урока. Ход урока
|
uch.znate.ru