Конспект организованной образовательной деятельности по теме"Растение живое существо". Живое существо растение
Растение живое существо Помощь по литературе
Обладают ли растения свойствами, которые животные отличаются от неживой природы. Если растения также питаются, дышат, размножаются и растут, чувствуют и двигаются, тогда, следовательно — они живые существа.
Мы знаем, что растения питаются. На черноземной, плодородной почве растения растут хорошо, потому что в ней много пищи для них. Напротив, на плохой почве (глинистой, песчаной), в которой мало питательных веществ, растения растут плохо. Такую почву обыкновенно удобряют, прибавляя к ней навоз, чернозем.
Растения размножаются и растут. Они цветут, приносят семена, а если семена попадают в землю, из них вырастают новые растения. Причем растут представители флоры точно так же, как и фауны, то есть принимают пищу и перерабатывают в собственное тело — стебли, листья, цветы, плоды. Наконец, мы знаем, что растения умирают, увядают.
Остается доказать, что растения дышат, могут чувствовать и производить движения.
Способность к дыханию легко доказывается на опыте. Вспомним, что происходит при дыхании? Легкими поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Так, вот, чтобы доказать способность растений к дыханию, возьмем бутылку с широким горлышком, положим в нее молодых веточек с листочками, нальем немного воды, чтобы веточки не завяли, потом заткнем бутылку пробкой и поставим в темное место. Часов через 5-6 откроем бутылку и опустим в нее горящую лучинку, которая немедленно погаснет. Ясно, что в бутылке нет кислорода: его забрали веточки.
Но получился ли углекислый газ? Чтобы убедиться в этом, заткнем бутылку пробкой с двумя отверстиями; в одно отверстие вставим воронку, в другое — изогнутую стеклянную трубочку с надетой на нее резиновой трубкой. Резиновую трубку опустим в стакан с известковой водой и будем наливать воду в бутылку через воронку. Воздух из бутылки выйдет по резиновой трубке через известковую воду, и вода помутнеет. Значит, в бутылке вместо кислорода образовался углекислый газ. Таким образом мы видим, что растения также дышат: поглощают из воздуха кислород и выделяют углекислый газ.
С первого взгляда мы не замечаем у растений ни чувствительности, ни произвольных движений. Всю жизнь они бывают прикреплены к одному месту корнями и не могут свободно перемещаться. Но ведь не все животные могут это делать. Вспомним, например, полипы или кораллы, которые образуют коралловые острова. Они тоже не способны переходить в другое место, но все же они чувствуют и производят движения частями своего тела. Нет ли аналогичной чувствительности у растений? Оказывается, есть!
В Южной Америке растет небольшое растеньице — стыдливая мимоза. Если слегка прикоснуться к ее листочкам, то они сейчас же начинают быстро попарно складываться и прижиматься друг к другу. Спустя некоторое время листочки снова раскрываются. Если ударить по листу мимозы сильнее, то он весь опускается и как бы прижимается к стеблю. При сотрясении всего растения, все листья складываются и опускаются вниз. Мимоза чувствует прикосновение и своеобразно прячется от удара. Стоит пойти дождю, как мимоза сейчас же складывает листочки, и дождь не может повредить их. Совершенно одинаково мимоза чувствительна к свету: на закате листочки сворачиваются, а с восходом солнца вновь разворачиваются.
В Северной Америке растет другое небольшое растеньице — мухоловка, у которого наблюдается аналогичная чувствительность. Листья мухоловки оканчиваются небольшой круглой пластинкой, состоящих из двух половинок. По краям пластинка усажена тонкими и острыми зубчиками,...
и на каждой половинке находится по три тоненьких щетинки. Стоит только прикоснуться к одной из этих щетинок, как обе половинки листа быстро захлопываются. Листья служат мухоловкам для ловли насекомых, которыми она питается.Аналогичное растение произрастает в северной части России и называется росянкой. Встречается росянка довольно часто. Красноватые листочки имеют вид плоских блюдечек и покрыты красными волосками, более длинными по краям и короткими посередине. Каждый волосок оканчивается небольшой головкой, которая выделяет клейкий прозрачный сок. Сок блестит на солнце, как роса, за что росянка и получила свое название.
Насекомые, привлекаемые капельками сока, опускаются на листочки росянки, и как только какое-нибудь прикоснется к головке волоска, покрытой соком, как тотчас же прилипает к ней. И тогда волоски медленно начинают выпрямляться и нагибаться к пойманному насекомому. Скоро они покрывают его своими головками, а затем и весь лист сжимается в кулак, закрывая собой насекомое. Через 2-3 дня листочки снова раскрывается, но на них уже нет насекомого; остаются только крылышки, ножки, твердые чешуйки.
Интересно, что лист росянки чувствует пищу. Если, например, положить на листок песчинку, то волоски закроют ее, но через 20-30 минут раскроются и медленными движениями столкнут песчинку с листа.
Способность совершать движенияВ предыдущей заметке мы говорили, что растения способны совершать движения. Самые яркие примеры — мухоловка, росянка и мимоза. Но имеют ли чувствительность и могут ли производить движения обыкновенные растения?
Возьмем молодых проростков кресс-салата и поставим их в коробку, которую сверху закроем книгой. Сбоку коробки прорежем небольшое отверстие и поставим ее ан окно отверстием к свету. Примерно через час мы увидим, что все веточки кресс-салата изогнутся и повернутся к свету. Следовательно, они чувствуют свет и тянутся к нему.
Совершенно также чувствуют свет и все другие растения. Посмотрите на комнатные цветы: их листья обращены у свету, к окну. Поверните цветок так, чтобы его листья обратились в комнату, и через 2-3 дня листья опять повернутся к свету.
Многие растения чувствуют холод. Обратим в этой связи на листья клевера (кашки) днем и вечером, когда зайдет солнце и воздух станет холодным. Днем тройные веточки клевера широко раскрыты; вечером же они закрываются: две из них прижимаются друг к другу, а третий прикрывает их как бы крышечкой. Делают это листки клевера затем, чтобы отдавать меньше теплоты. Такое складывание листочков клевера называют «сном клевера».
Засыпают на ночь и листья белой акации, фасоли и некоторых других растений.
Еще большей чувствительностью обладают цветы многих растений. Белая перелеска, лесная ветреница, некоторые колокольчики, морковь и многие другие, на ночь, а также в ненастную погоду, опускают свои цветочки. Одуванчик, маргаритки, мать и мачеха, шафран, колокольчик, закрывают цветки при наступлении ночи. Подсолнечник, анютины глазки в продолжении всего дня поворачивают цветки вслед за солнцем. Понаблюдайте сами, как закрываются на ночь и в ненастную погоду цветы одуванчика, маргаритки, а также обратите внимание, как анютины глазки поворачиваются к солнцу.
Таким образом, мы видим, что и наши обыкновенные растения способны чувствовать и производить простейшие движения.
Теперь нам ясно, что растения имеют совершенно аналогичные отличительные признаки от неживой природы, что и животные. Растения питаются, дышат, размножаются, растут, чувствуют, двигаются и умирают. Следовательно, растения являются такими же живыми существами, как и животные.
Прислал: Никитина Алла . 2017-10-14 21:41:25
pomosh-po-literatyre.imysite.ru
Беседа с элементами труда «Растение живое существо »
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.
Тема: Беседа с элементами труда «Растение живое существо »
Задачи:
1.Сформировать у детей представление о том, что растение – это живое существо, так как оно растет, дышит, питается, размножается, двигается; сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитаний: (кактус, кувшинка), к сезону (сбрасывание листьев на зиму)
2) Закрепить знания о том, что для роста растений необходимо тепло, свет, вода;
3) Закрепить знания о необходимости ухода за растениями;
4) Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам;
5) Продолжать воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.
Оборудование: растений или картинки, модель приспособления отдельных растений к среде обитания: лилия (кувшинка)
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку о каком сказочном персонаже в ней говорится:
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут...(Незнайка)
Воспитатель: Дети, нам пришло письмо от Незнайки. Он пишет нам, что не знает какие растения можно считать живыми. Вместе с письмом прислал вот этот цветок (показ искусственного цветка), и считает, что оно живое растение, так как у него есть стебель, листья и цветок.
А как вы, дети, считаете, живой ли этот цветок? Почему?
Воспитатель: Правильно, это неживой цветок.
Воспитатель: Дети, поможем Незнайке разобраться, какие растения считаются живыми и почему?
Давайте с вами докажем почему растение относится к живой природе. Но для начала посмотрите на картинку на доске.
Основная часть
Рассматривание картинки «Строение растений.
Воспитатель: скажите, что есть у растения?
Дети: корень, стебель, листья, цветок.
Воспитатель: Незнайка говорит, что у него тоже есть растение, что его растение всё время стоит на одном месте и его греет солнышко, поливает дождь. Незнайка думает, что столб – это растение? Посмотрите за окно и скажите: Столб – это растение?
Дети: столб – это не растение, так как у него нет корней, он не дышит.
Воспитатель: Ребята, Незнайка говорит, что корни у столба могут быть под землёй, а если приложить ухо к нему, то он гудит. Может столб дышит?
Дети: Столб не дышит, он не растение, так как он не растёт.
2. Зарисовка моделей строения растения.
Воспитатель: Зарисуйте модель растения.
3. Игра.
Воспитатель: Предлагаю вам побыть перелётными птицами. Полетели по группе под музыку.
Птицы летят над пустыней, присели отдохнуть, увидели очень странные растения.
(Показ детям: цветок кактус)
Воспитатель: Ребята, Незнайка утверждает, что это не растение, потому что ту него нет листьев. А вы как думаете?
Воспитатель: Правильно, ребята это растение. Только вместо листьев у него колючки, так как в пустыне не хватка воды. Вот растение и приспособилось к жизни в пустыне так, что листья заменило на колючки, которым меньше надо воды, чем листьям.
Полетели птицы дальше. Далеко. И вот река. Видят – большие листья – присели отдохнуть. Оказалось, что это листья растений. Какие растения могут увидеть птицы на реке?
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Это кувшинки. Лилия приспособилась к жизни под водой.
Снова полетели птицы. Вернулись в родные края. И видят, что растения тоже странные, не такие, как летом. Что могли увидеть птицы?
Воспитатель: Правильно, они увидели, что деревья и кустарники сбросили листья, так они приспособились к встрече зимы.
4. Беседа про растения.
Воспитатель: Все живые растения могут дышать.
Растения могут поворачиваться к свету. Какой цветок нам в этом помог? Расскажите, как листики поворачивались к свету. Молодцы, значит растение может реагировать на свет, поворачиваться. Мы это обозначим вот такой картинкой (вывешивание модели).
Воспитатель: растение питается. А как это проверить я сейчас вам покажу. Я проведу опыт. Отросток какого растения находится в стаканчике? Кто запомнил название? (бальзамин) Посмотрите, у меня в стакане есть подкрашенная вода, но это растению не повредит. Я опускаю отросток бальзамина в подкрашенную воду. Нам немного нужно подождать.
А пока мы немного отдохнём.
Физкультминутка: Представьте, что вы все – цветочки.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Приседание, затем встают.)
Больше спать не захотел, (Туловище вправо, влево.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
- Присядьте, пожалуйста.
Давайте посмотрим на отросток бальзамина. Что мы видим?
Правильно, вода поднимается по стеблю отростка. И точно также через корешки в земле вода поднимается по стебелькам к листьям и цветкам. Так растение питается. Вот такой карточкой у нас обозначается что растение питается (вывешивание модели).
Воспитатель: Дети, какой признак живого я покажу сейчас?
Правильно, здесь нарисовано о том, что растение может расти.
Воспитатель: Дети, посмотрите на эти растения. Скажите, пожалуйста, чем они отличаются?
Правильно, они отличаются по высоте.
Давайте попробуем угадать какое растение посадили раньше? Как вы догадались? А какое посадили позже? Как вы догадались?
Значит растение растёт – вот такой карточкой мы обозначаем это (вывешивание модели).
Воспитатель: Дети, как называется это растение? (бегония)
А что находится в стакане? (отросток)
Какого растения отросток? (бегонии)
Зачем его аккуратно отрезали от бегонии?
Посмотрите внимательно, что есть у отростка?
Что с этим отростком сделаем дальше?
Правильно, мы его посадим и будет расти новое растение. Так растения размножаются. Вот такой карточкой мы обозначаем что растения размножаются.
Воспитатель: Теперь давайте посмотрим, удалось ли нам доказать что растение – живое существо и почему. Я начну, а вы помогайте.
Растение - живое существо, так как …(питается, дышит, поворачивается, размножается, растет). (Использование моделей).
Воспитатель: Дети, что еще необходимо для хорошего роста растений, чтобы они у нас были привлекательными, зелеными, цветущими?
Правильно, для хорошего роста растениям необходимо свет, тепло – это обозначим солнцем (вывешивание модели на фланелеграф).
Правильно, растениям необходима вода – это обозначим капелькой (вывешивание модели).
Воспитатель: А за растениями необходим уход человека?
Правильно, за некоторыми растениями человек должен ухаживать, обозначим это рукой (вывешивание модели).
Воспитатель: Как нужно ухаживать за растениями?
Дети: поливать, рыхлить, пересаживать, если надо, протирать листья.
Воспитатель: Предлагаю вам поухаживать за нашими цветами, растущими в группе.
5. Практическая работа детей по уходу за растениями.
Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, мы с вами сегодня доказали, что растения – это живые существа.
Давайте отправим Незнайке картинки, которыми мы обозначали признаки живого, чтобы он мог различать живую и неживую природу.
Анализ: Дети, что мы с вами сегодня делали? Вам понравилось занятие? Дети, а кто очень внимательно слушал? А кто был самым наблюдательным? Все сегодня молодцы!
infourok.ru
Конспект урока окружающего мира на тему "Растение
Конспект урока окружающего мира в 11 классе
в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
УМК « Школа 2100 »
учителя начальных классов
БОУ «Средняя общеобразовательная школа №38
с углубленным изучением отдельных предметов»
Юрьевой Нины Ивановны
Тема: Растение-живое существо
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технология построения урока: деятельностная.
Планируемые результаты:
Личностные: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Метапредметные:
РУУД: 1) учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
2) принимать и сохранять учебную задачу;
ПУУД: 1)проводить сравнение по заданным критериям;
2) строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
3) устанавливать аналогии;
КУУД: 1) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
2) задавать вопросы;
3) контролировать действия партнера;
Предметные:
1)выделять свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам;
2) доказывать, что растение-это живое существо.
Цель: - познакомить с особенностями растений, характеризующими их как живое существо;
с условиями , необходимыми для жизни растений.
Основные понятия: природа живая, неживая, признаки живой природы: растет, дышит, питается, размножается.
Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.
Ресурсы: Книгопечатная продукция: А.А.Вахрушев, О.В. Бурский «Окружающий мир», Рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Технические средства обучения: компьютер, доска Smart/
Экранно-звуковые пособия: презентация «Растение-живое существо»
Место урока в разделе: 3урок в разделе «Живые обитатели планеты».
Оборудование: иллюстрации, рабочие листы, фломастеры, презентация.
Этапурока
Цель этапа
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Результат, универсаль
ные учебные действия
1. Организационный момент
Создание ситуации готовности к уроку.
Управление готовности к уроку.
- Молодцы все, кто ожидает начала урока, не отвлекается, сидит правильно, рабочее место аккуратное.
Оценивают готовность к уроку по алгоритму:
1.Сяду правильно.
2.Проверю, все ли принадлежности на своих местах.
3. Готов ли слушать учителя.
Готовность к работе на уроке. Оценка готовности.
2. Актуализация знаний
Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания.
Отгадайте загадки:
Шел я лугом по тропинке,Видел солнце на травинке.Но совсем не горячи солнца белые лучи.(Ромашка.)
На зеленом шнурочкеБелые звоночки.(Ландыш.)
Весной вырастают,Осенью опадают.(Листья.)
Нет грибов дружней, чем эти, -Знают взрослые и дети, -На пеньках растут в лесу,Как веснушки на носу.(Опята.)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза.)
Ее всегда в лесу найдешь.
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель.)
Ах, не трогайте меня!Обожгу и без огня.(Крапива.)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.(Дерево.)
Читают ключевое слово: растение.
Актуализация знаний, необходимых для понимания темы: «Растение-живое существо»
3. Постановка цели урока
Посмотрите на ромашку. Вы согласны с этим высказыванием.? Обоснуйте свою позицию.
Как же все-таки доказать, что растение- живое существо?
Изучить особенности растений и выявить такие свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам, т. е. Доказать, что растение-это живое существо.
На доске располагаю изображение ромашки. В центре надпись: «Растение-живое существо» . На лепестках - знак вопроса. Количество лепестков соответствует количеству признаков, характеризующих растение как живое существо.
Ответы детей располагаю рядом с лепестками.
«Может быть, но недостаточно»
- Кристаллы тоже растут.
- Звезды рождаются и умирают.
Вы правильно говорите, но остались лепестки со знаком вопроса, а ваши доказательства вызывают сомнения и их явно недостаточно.
Выслушиваю ответы детей и записываю цель исследования
Что нам нужно доказать на уроке?
Что мы должны изучить на уроке?
В ходе изучения, что мы должны выявить у растений?
Растение растет.
Растение размножается.
Растение умирает.
Нам нужно доказать, что растение – живое существо
Изучить особенности растений.
Выявить свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам.
Называют знакомые им признаки.
4.Исследование в малых группах.
Для того, чтобы доказать, что растение — это живое существо проведем исследования в группах.
Работая в группах рассмотрите рисунок и прочитайте текст. Выделите и запишите в рабочем листке одну из особенностей растений, которая характеризует его как живое существо.
(Приложение.
Карточки с заданиями.)
Каждой группе предлагаю «помощник ответа»:
1.Мы прочитали о___________
2. Оказывается,________
3.У некоторых растений
___________, а у других ______.
4. Мы сделали заключение:
Доказывают, что растение – живое существо.
Каждая группа выделяет и записывает одну из особенностей растений, которая характеризует, что растение- это живое существо.
5Физминутка
А сейчас мы немного поиграем и отдохнем.
Развиваем внимание ребят.
Каждому из вас я раздала картинки и буду задавать вопросы. Встать должны те чья картинка будет подходить под ответ на мой вопрос по всем признакам. Давайте попробуем.
- Живая природа. (Заяц,комар, береза, роза,птица.)
-Неживая природа. (камни,вода,звезда,кристаллы,горы)
А сейчас усложним задачу. Живая природа, летает. ( Гуси, утки, комары, пчелы. )
Неживая природа, течет, льется. (Вода,капли дождя)
Живая природа, передвигается на двух конечностях.
Неживая природа, освещает.
Живая природа,обитает в лесу.
И еще раз повторим. Встают те ребята , у которых на карточках слова такие как на шарах.
Встают ребята, у которых картинки с живой природой
Встают ребята, у которых картинки с неживой природой.
Встают дети с картинками птиц, летающих насекомых.
(Вода, капли дождя.)
(Люди и животные.)
(Солнце, луна, звезды.)
(Животные, насекомые.)
6.Обмен информа
цией и ее организа
ция
Спланировать представления результатов каждой группы.
Рабочие листы с ответами располагаю вокруг лепестков ромашки.
Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы.
7.Связывание информации, обобщение.
Давайте сравним свойства растений, выделенные вами , с тем, что записано на лепестках.
Все ли вы факты обнаружили?
Соедините лепестки со свойствами.
Оно растет, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью к восстановлению
8.Применение.
Мы доказали, что растение – живое существо. Оно растет, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью к восстановлению.
Тогда возникает следующий вопрос: а что же ему необходимо для жизни?
Растение – живое существо. Оно растет, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью к восстановлению
.
9. Самостоятельное применение новых знаний.
Сравнить собственные выводы с выводом в учебнике.
Учебник стр. 46-48
Рабочая тетрадь стр. 58 №2
Неживые предметы- это камни, реки, горы, озера, автомобили, самолеты….
Живые организмы – это цветок, собака, гриб и стрекоза.
Вывод:
Растение живое существо, так как оно растет, питается, дышит, размножается, двигается, умирает.
10. Рефлексия
На доске появляется изображение дерева. Мы доказали, что растение- живое существо. Тогда возникает следующий вопрос: а что же ему необходимо для жизни?
Свет, вода, тепло, воздух, почва.
Для жизни растениям необходимо:
свет, вода, тепло, воздух, почва.
И бережное отношение со стороны человека.
Приложение:
«Помощник ответа»
Мы прочитали о ________________________________
Оказывается, ___________________________________
У некоторых растений ___________________________,
а у других
Мы сделали заключение:_________________________
Рабочий лист № 1
Посмотрите на картинку и напишите, что делает растение.
_____________________________________________________
Растение не может путешествовать, но оно может двигаться. Растение поворачивается к солнцу, чтобы улавливать свет (подсолнух) А лепестки многих цветков могут раскрываться и закрываться в течении суток
Рабочий лист № 2
Посмотрите на картинку и напишите, что делает растение.
________________________________________________
В процессе роста растение развивается.
Сначала появляется корень, затем стебель, далее появляются |листья, потом цветок и плод с семенами.
В процессе развития растения можно наблюдать появление всех его частей.
Рабочий лист № 3
Посмотрите на картинку и напишите, что делает растение.
Листья и стебли растений имеют крошечные, невидимые глазу
отверствия.|
Эти отверстия называют устьицами.
С их помощью растения совершают вдохи и выдохи.
infourok.ru
Конспект ООД по теме "Растение как живое существо" / Мастерклассы Блоги
Конспект ООД в старшей группе по теме «Растение как живое существо»
Конспект ООД (организованной образовательной деятельности) в старшей группе по познавательному развитию: ознакомление с миром природы.
Автор: Чирова Полина Сергеевна, воспитатель МБДОУ №79 «МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ», г. Северодвинск
Данная работа полезна для воспитателей. Конспект предназначен для детей старшей группы (5-6 лет). Конспект может быть использован как основное занятие, а также в качестве кружкового занятия.
Тема: Растение как живое существо
Программное содержание:
1) Сформировать у детей представление о том, что растение – это живое существо, так как оно растет, дышит, питается, размножается, двигается;
2) Закрепить знания о том, что для роста растений необходимо тепло, свет, вода;
3) Закрепить знания о необходимости ухода за растениями;
4) Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам;
5) Продолжать воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.
Предварительная работа: беседа о живой природе; опыты: может ли растение дышать, установление способности растения к поиску света.
Материал: растения: щучий хвост, бегония, отросток бальзамина; подкрашенная вода; модели « признаки живого» по Кондратьевой Н. Н. и « потребности растения»; письмо; искусственный цветок.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, присаживайтесь на стулья. Сядьте, пожалуйста, красиво.
-Дети, нам пришло письмо от Незнайки. Он пишет нам, что не знает какие растения можно считать живыми. Вместе с письмом прислал вот этот цветок (показ искусственного цветка), и считает, что оно живое растение, так как у него есть стебель, листья и цветок.
-А как вы, дети, считаете, живой ли этот цветок? Почему?
-Правильно, это неживой цветок.
-Дети, поможем Незнайке разобраться, какие растения считаются живыми и почему?
-Давайте с вами докажем почему растение относится к живой природе.
Вы сказали что растение может дышать. Как мы в этом убедились?
-Правильно, значит растение дышит. Вот такой карточкой обозначаем что растение дышит (вывешивание модели).
-Дети, мы с вами наблюдали, что растения могут поворачиваться к свету. Какой цветок нам в этом помог? Расскажите, как листики поворачивались к свету. Молодцы, значит растение может реагировать на свет, поворачиваться. Мы это обозначим вот такой картинкой (вывешивание модели).
-Дети, вы сказали что растение питается. А как это проверить я сейчас вам покажу. Я проведу опыт. Отросток какого растения находится в стаканчике? Кто запомнил название? (бальзамин) Посмотрите, у меня в стакане есть подкрашенная вода, но это растению не повредит. Я опускаю отросток бальзамина в подкрашенную воду. Нам немного нужно подождать.
А пока мы немного отдохнём.
Физкультминутка: Представьте, что вы все – цветочки.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Приседание, затем встают.)
Больше спать не захотел, (Туловище вправо, влево.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
- Присядьте, пожалуйста.
Давайте посмотрим на отросток бальзамина. Что мы видим?
Правильно, вода поднимается по стеблю отростка. И точно также через корешки в земле вода поднимается по стебелькам к листьям и цветкам. Так растение питается. Вот такой карточкой у нас обозначается что растение питается (вывешивание модели).
-Дети, какой признак живого я покажу сейчас?
Правильно, здесь нарисовано о том, что растение может расти.
-Дети, посмотрите на эти растения. Как они называются? (щучий хвост)
Скажите, пожалуйста, чем они отличаются?
Правильно, они отличаются по высоте.
Давайте попробуем угадать какой щучий хвост посадили раньше? Как вы догадались? А какое посадили позже? Как вы догадались?
Значит растение растёт – вот такой карточкой мы обозначаем это (вывешивание модели).
Дети, как называется это растение? (бегония)
А что находится в стакане? (отросток)
Какого растения отросток? (бегонии)
Зачем его аккуратно отрезали от бегонии?
Посмотрите внимательно, что есть у отростка?
Что с этим отростком сделаем дальше?
Правильно, мы его посадим и будет расти новое растение. Так растения размножаются. Вот такой карточкой мы обозначаем что растения размножаются.
Теперь давайте посмотрим, удалось ли нам доказать что растение – живое существо и почему. Я начну, а вы помогайте. Растение - живое существо, так как …(питается, дышит, поворачивается, размножается, растет). (Использование моделей).
- Дети, что еще необходимо для хорошего роста растений, чтобы они у нас были привлекательными, зелеными, цветущими?
Правильно, для хорошего роста растениям необходимо свет, тепло – это обозначим солнцем (вывешивание модели на фланелег раф).
Правильно, растениям необходима вода – это обозначим капелькой (вывешивание модели).
А за растениями необходим уход человека?
Правильно, за некоторыми растениями человек должен ухаживать, обозначим это рукой (вывешивание модели).
Как нужно ухаживать за растениями?
Молодцы, мы с вами сегодня доказали, что растения – это живые существа.
Давайте отправим Незнайке картинки, которыми мы обозначали признаки живого, чтобы он мог различать живую и неживую природу.
Анализ: Дети, что мы с вами сегодня делали? Вам понравилось занятие? Дети, а кто очень внимательно слушал? А кто был самым наблюдательным? Все сегодня молодцы! И я вам подарю значки юных экологов.
blogs.masterclassy.ru
Конспект организованной образовательной деятельности по теме"Растение живое существо"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Краснодар
« Детский сад комбинированного вида № 79»
Конспект
Организованной образовательной деятельности
Тема: «Растение – живое существо»
Образовательная область: «познавательное развитие»
Возрастная группа: старшая группа
Подготовила: воспитатель Непсо Наталья Сергеевна
Задачи:
Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.
Закрепить у детей представление о последовательности роста растения на примере перца.
Дать знания о том, что семена растений тоже живые существа.
Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).
Развивать у детей умения в проращивании семени.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: питается, дышит, размножается, растет, семена.
Материал:
карточки для игры «Живое – неживое»,
разрезные картинки для составления дерева (сосны, ели),
карточки для игры «Что нужно для роста и развития дерева»,
карточки для игры «Что сначала, что потом»,
семена овощных культур,
ванночка с землей для проращивания семян перца,
вода (для практической работы).
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.
1. Загадывание загадки.
- Ребята отгадайте загадку
«Что же это за девица?Ни швея, ни мастерицаНичего сама не шьет,А в иголках круглый год». (Ель)
«Стоят столбы белые,На них шапки зеленые:Летом мохнатые,Зимой сучковатые.Где они стоят,Там и шумят». (Береза)
«Никто не пугает,А вся дрожит». (Осина)
«Бусы красные висят,Из кустов на нас глядят.Очень любят бусы этиДети, птицы и медведи». (Рябина)
«У меня длинней иголки,Чем у елки,Очень прямо я растуВ высоту.Если я не на опушке,Ветви – только на макушке». (Сосна)
- Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину (Деревья)
Вот сегодня мы будем продолжать изучать дерево.
- А где можно увидеть все это многообразие деревьев? (в лесу)
2. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.
Теперь я вам предлагаю лечь на ковер и закрыть глаза и расслабиться. Сейчас зазвучит музыка, вы будете ее слушать и представлять картину о зимнем лесе.
- Что ты (имя ребёнка) услышала? А ты (имя ребёнка)?
Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?
- Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.
3. Закрепление знаний и изучение нового материала.
Воспитатель показывает детям игрушечную елочку.
- Скажите, а это елочка живая?
- нет
- Почему? (ответы детей)
- А какое дерево можно назвать живым?
(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет модели - дышит, питается, растет, размножается).
4. Игра: «Составь дерево»
-Молодцы, деревья вы знаете хорошо, а теперь я вас попрошу выполнить задание.
- . Для этого возьмите желтый конвертик, там находятся части растения, вот из них составьте целое дерево.
- Какое дерево получилось у (имя ребёнка), а это же дерево у кого получилось, поднимите руки.
- У тебя (имя ребёнка) какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?
Назовите, из каких частей состоит дерево.
(корень, ствол, ветки, листья)
- Давайте, вспомним, для чего нужна каждая часть.
5. Физкульминутка «Елочка»
Есть в лесу три полочки(стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу)
Ели,(потянуться вверх, руки поднять вверх)
Елки,(стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу)
Елочки,(присесть, руки перпендикулярно туловищу)
На елях висят небеса(руки вверх)
На елках птичьи голоса(стоя, пальцами имитировать игру на дудочке)
А на елочке – роса.Встряхнуть кисти рук.
6. Игра «Живое - неживое»
Возьмите карточки и обведите в кружок, то, что вы считаете живыми существами.
Самостоятельная работа детей.
- Назовите, что вы считаете живым на карточке.
(ответы детей)
Ребята, скажите, а деревья сразу стали такими большими?
7. Игра: «Что сначала, что потом»
- Возьмите, красный конверт и выложите картинки в правильной последовательности – (имя ребёнка) будет работать у доски, потом проверим, кто, как выполнил задание.
Самостоятельная работа детей.
Проверка выполнения задания.
Теперь вы ученые экспериментаторы и вам предстоит трудная работа, пройдите в исследовательскую лабораторию.
- Посмотрите, что вы видите на этом блюде?
- Семена разных растений
- Как вы думаете, они живые?
(Ответы детей)
- Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.
- Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему?
- За окном зима.
- Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить.
8. Практическая работа детей.
- Давайте вспомним, что нужно для роста и развития живого существа.
(почва, тепло, свет, вода)
(дети называют, воспитатель выставляет модели)
Чтобы семена разбудить поместим их в ванночку. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена сладкого перца.
9. Итог занятия.
Что вам понравилось?
Ребята теперь возьмем ванночки и подскажите мне, куда их нужно поставить? А почему на окно?
Чтобы семена получали свет, ведь они живые существа, и им нужен свет и тепло.
- Ребята, вы сегодня молодцы, знаете основные признаки живых существ, правильно назвали функции каждого органа дерева, знаете, какие деревья живут в лесу.
www.metod-kopilka.ru
"Растение живое существо" - PDF
Конспект интегрированного занятия
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 61 городского округа Самары Конспект интегрированного занятия «Золотая осень». Возрастная группа: старшая
Подробнее«Стоит в поле теремок»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 17 Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по развитию элементарных математических
ПодробнееВоспитатель: Кильдяева Т. А.
Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Бригантина» муниципального образования «Островский
ПодробнееУ р о к 7. ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ. Ход урока
У р о к 7. ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ Цели: познакомить учащихся с признаками живой и неживой природы; учить различать объекты живой и неживой природы; учить выделять из объектов неживой природы изделия человека;
Подробнее«Наука и образование: новое время» 2, 2016
Бирюкова Мария Викторовна, воспитатель; Владимирова Алена Владимировна, воспитатель; Григорьева Татьяна Анатольевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад 125 «Дубок» ОВ с приоритетным осуществлением деятельности
ПодробнееКонспект НОД Тема:«Посадка семян»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад?63 Приморского района Санкт- Петербурга Конспект НОД Тема:«Посадка семян» Образовательные области: -социально-коммуникативная
ПодробнееНепрерывная образовательная деятельность
Непрерывная образовательная деятельность Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие «Прогулка в зимний лес» Задачи: Развивать интерес к окружающему
Подробнее(подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 80 «Светлячок» Конспект занятия на тему: «Золотая осень» (социальный мир) (подготовительная группа) Воспитатель:
ПодробнееГБОУ ШКОЛА 222 СПд 1230
ГБОУ ШКОЛА 222 СПд 1230 Тема: "Зимушка-зима" Воспитатель: Татаренкова Т Р 2011 "Зимушка-зима" Цель: Закрепить накопленные детьми представления о зиме; Обогащать представления детей о природе; Воспитывать
Подробнеетема «Путешествие в мир мебели»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет тема «Путешествие в мир мебели» образовательная область «Познание» Иванкова В.В., воспитатель
Подробнееdocplayer.ru
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Растение – живое существо"
Разделы: Работа с дошкольниками
Программное содержание:
- Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.
- Закрепить у детей представление о последовательности роста растения на примере огурца.
- Дать знания о том, что семена растений тоже живые существа.
- Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).
- Развивать у детей умения в проращивании семени.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: питается, дышит, размножается, растет, семена.
Индивидуальная работа: активизировать на занятии (имя ребёнка), воспитывать самостоятельность у (имя ребёнка).
Материал:
- карточки для игры «Живое – неживое»,
- разрезные картинки для составления дерева (сосны, ели) для каждого ребенка,
- карточки для игры «Что сначала, что потом»,
- карточки для игры «Что нужно для роста и развития дерева»,
- семена овощных культур,
- баночки для замачивания семян,
- ватные диски,
- вода (для практической работы).
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.
1. Загадывание загадки.
- Ребята отгадайте загадку
«Что же это за девица? Ни швея, ни мастерица Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год». (Ель)
«Стоят столбы белые, На них шапки зеленые: Летом мохнатые, Зимой сучковатые. Где они стоят, Там и шумят». (Береза)
«Никто не пугает, А вся дрожит». (Осина)
«Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи». (Рябина)
«У меня длинней иголки, Чем у елки, Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветви – только на макушке». (Сосна)
- Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину (Деревья)
Вот сегодня мы будем продолжать изучать дерево.
- А где можно увидеть все это многообразие деревьев? (в лесу)
2. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.
Теперь я вам предлагаю лечь на ковер и закрыть глаза и расслабиться. Сейчас зазвучит музыка, вы будете ее слушать и представлять картину о зимнем лесе.
- Что ты (имя ребёнка) услышала? А ты (имя ребёнка)?
Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?
- Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.
3. Закрепление знаний и изучение нового материала.
Воспитатель показывает детям игрушечную елочку.
- Скажите, а это елочка живая?
- нет
- Почему? (ответы детей)
- А какое дерево можно назвать живым?
(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет модели - дышит, питается, растет, размножается).
4. Игра: «Составь дерево»
-Молодцы, деревья вы знаете хорошо, а теперь я вас попрошу выполнить задание.
- . Для этого возьмите желтый конвертик, там находятся части растения, вот из них составьте целое дерево.
- Какое дерево получилось у (имя ребёнка), а это же дерево у кого получилось, поднимите руки.
- У тебя (имя ребёнка) какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?
Назовите, из каких частей состоит дерево.
(корень, ствол, ветки, листья)
- Давайте, вспомним, для чего нужна каждая часть.
(выставляются модели, дети говорят, что эта модель обозначает)
5. Физкульминутка «Елочка»
Есть в лесу три полочки (стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу)
Ели, (потянуться вверх, руки поднять вверх)
Елки, (стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу)
Елочки, (присесть, руки перпендикулярно туловищу)
На елях висят небеса (руки вверх)
На елках птичьи голоса (стоя, пальцами имитировать игру на дудочке)
А на елочке – роса. Встряхнуть кисти рук.
6. Игра «Живое - неживое»
Возьмите карточки и обведите в кружок, то, что вы считаете живыми существами.
Самостоятельная работа детей.
- Назовите, что вы считаете живым на карточке.
(ответы детей)
Ребята, скажите, а деревья сразу стали такими большими?
7. Игра: «Что сначала, что потом»
- Возьмите, красный конверт и выложите картинки в правильной последовательности – (имя ребёнка) будет работать у доски, потом проверим, кто, как выполнил задание.
Самостоятельная работа детей.
Проверка выполнения задания.
Теперь вы ученые экспериментаторы и вам предстоит трудная работа, пройдите в исследовательскую лабораторию.
- Посмотрите, что вы видите на этом блюде?
- Семена разных растений
- Как вы думаете, они живые?
(Ответы детей)
- Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.
- Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему?
- За окном зима.
- Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить.
8. Практическая работа детей.
- Давайте вспомним, что нужно для роста и развития живого существа.
(почва, тепло, свет, вода)
(дети называют, воспитатель выставляет модели)
Чтобы семена разбудить поместим их в волшебные баночки. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена огурца.
Возьмите баночки и на дно положите круглый мягкий диск и увлажните его.
Семена разместите так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу просыпаться. А теперь закройте баночку. Оставим семена просыпаться
9. Итог занятия.
Что вам на занятии понравилось?
Итак, ребята, занятие закончено, теперь возьмите свои волшебные баночки и подскажите мне, куда их нужно поставить?
А почему на окно?
Чтобы семена получали свет, ведь они живые существа, и им нужен свет и тепло.
- Ребята, вы сегодня хорошо занимались, знаете основные признаки живых существ, правильно назвали функции каждого органа дерева, знаете, какие деревья живут в лесу. Занятие закончено, теперь возьмите свои баночки и поставьте на окно, чтобы наше растение получало свет.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai