Открытый урок по познанию мира "Связь животных и растений в природе". Взаимосвязь животных и растений в природе
Взаимодействие растений и животных Животные не могут
Взаимодействие растений и животных
Животные не могут жить без растений и существуют за счет автотрофов. Но и растения в своей жизни тесно связаны с животными. О связи растительных и животных организмов в биоценозе вполне определенно писал еще в 1912 году в классической работе «Учение о лесе» Г. Ф. Морозов: «. . . жизнь животных в лесу тоже тесно спаяна со свойствами леса. . . тоже находится в зависимости от леса, с одной стороны, а с другой стороны, влияет на жизнь леса. В лесу стихийном, или девственном, нет ни полезных, ни вредных животных, — там все полезны для леса; и белка, и сойка, и другие животные, поедающие желуди, не являются, однако, в силу этого истребителями дуба, а наоборот, агентами распространения его, факторами жизни и распространения леса. Лес есть не только общежитие древесных растений, он представляет собою общежитие более широкого порядка; в нем не только растения приспособлены друг к другу, но и животные к растениям и растения к животным; все это взаимно приспособлено друг к другу» .
Современный растительный покров степи, полупустыни, тундры, леса и других ландшафтов сложился при взаимодействии различных групп животных, связанных с отдельными группами растений. Общий облик растительного покрова зависит от почвенноклиматических условий, но в тоже время поддерживается деятельностью животных, в свою очередь зависимых от растений. Изменение животного населения в любом из ландшафтов приводит к перемене в растительности. Полное же исключение животных сопровождается гибелью сообщества. Причем сама почва, на которой произрастают растения, ее плодородие возникли в значительной степени в результате деятельности растений, животных и микроорганизмов. Таким образом, в понятия «степь» , «тундра» , «лес» , «луг» необходимо включать и животное население, и растительность и не потому только, что они живут совместно, но потому, что они обоюдно необходимы другу.
ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ Растения служат источником пищи для растительноядных животных, обусловливая их численность, географическое распространение, распределение по местам обитания. Кроме того, растения обеспечивают животных укрытием от неблагоприятной погоды, убежищем от врагов, создают определенные микроклиматические условия и т. д. Основные формы связей животных с растениями — пищевые. Растения служат пищей всем растительноядным животным. Поэтому распространение и размножение животных-фитофагов связано с наличием и количеством кормовых растений. Животные-хищники и паразиты питаются за счет растительноядных животных и, таким образом, косвенно также прочно связаны с растениями. Именно поэтому многие виды животных обитают на участках с определенным типом растительности. Так, в хвойном лесу живут тетерева, рябчики, белки, соболи; в тундре — северные олени, лемминги, песцы.
В тесной связи с растениями как с пищей возникли различные группы животных, которые живут за счет определенных групп растений: К питанию травянистой растительностью приспособились группы травоядных животных. Это в основном животные степных пространств с пышным травянистым покровом: копытные, многие грызуны, перепела, куропатки, ряд специализированных насекомых. У всех степных форм выработались приспособления к жизни на открытых пространствах (острое зрение, быстрый бег) и к питанию в основном грубыми кормами. Специфичную группировку специализированных организмов представляют лесные животные. Клесты, питающиеся семенами хвойных пород, имеют особое строение клюва и распространены только там, где есть достаточное количество их кормовых растений. При этом в зависимости от характера пищи у клестов изменяется строение клюва. Наиболее ярким примером в этом отношении являются гавайские цветочницы, у которых развиваются высокоспециализированные клювы в зависимости от характера пищи (нектар цветков, насекомые, сочные плоды или сухие семена).
Типы клювов у гавайских цветочниц
Одним из путей уменьшения зависимости животных от растений является выработавшаяся в процессе эволюции многоядность фитофагов. Монофагов в природе немного, и все они исключительно прочно связаны со своими кормовыми растениями. Обычно узкоспециализированные в пищевом отношении животные обладают способностью передвигаться на большие расстояния в поисках пищи или переносить длительные голодовки. Таковы, например, южноамериканский коршун слизнеяд, кокосовый краб и др. В менее зависимом положении оказываются животные, приспособившиеся питаться за счет нескольких видов (олигофаги) или многих растений (полифаги). Такие животные в случае исчезновения, по каким- либо причинам их основного корма могут употреблять в пищу и другие растения. Примером зависимости животных от растений являются также периодические и непериодические миграции обитателей умеренного климата. Обычно первопричиной, вызывающей перелеты птиц, кочевки млекопитающих, считается похолодание, снижение температуры осенью. Но смена времен года в первую очередь влияет на растения. Многие животные, перемещающиеся с наступлением холодов на юг, в более теплые края, легко могли бы перенести зимние температуры. Но зимой исчезают их обычные корма, и животные вынуждены преодолевать иногда огромные расстояния в поисках пищи.
Многие виды животных в зоне умеренного климата приспособились к питанию в различные сезоны различной пищей. Так, северный олень зимой питается ягелем, «оленьим мхом» , а летом травой, листьями и молодыми побегами кустарников, ест грибы. Сезонная смена корма позволяет некоторым животным вести оседлый образ жизни. Изменение запасов и качества корма, по сезонам года вызывает и ряд других особенностей в поведении, в образе жизни животных. Например, бурый медведь на зиму впадает в так называемый зимний сон. Зависимость географического распределения от распространения кормовых растений особенно наглядно проявляется у насекомых. Например, тополевый и осиновый листоеды встречаются только там, где растет осина; ольховый листоед связан с ареалом ольхи. Рыжий и обыкновенный сосновые пилильщики встречаются только в сосновых насаждениях, а капустная белянка и капустная совка широко распространены в районах возделывания капусты, свекловичный долгоносик приурочен к районам возделывания сахарной свеклы, а хлебный жук кузька и злаковые мухи в массе встречаются на посевах зерновых.
present5.com
Конспект урока на тему "Связь животных и растений в природе"
Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему "Связь животных и растений в природе" для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Урок № 32 17.02
Тема: Связь животных и растений в природе.
Цель: формирование знаний о связи животных и растений в природе.
Ожидаемый результат: знать о связи животных и растений в природе; о взаимосвязи в круговороте веществ; соблюдать правила охраны животных и растений, занесенных в «Красную книгу»; проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды; уметь собирать и систематизировать информацию, наблюдать за природой; демонстрировать познавательные, исследовательские, проектировочные и творческие способности.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Готовность к уроку
-
Настрой на урок
-
Проверка д/з
-
Актуализация опорных знаний:
-
Может ли соловей отморозить хвост? (нет, он зимует на юге.)
-
Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь? (Ящерица)
-
Волосата, зелена, в листьях прячется она, хоть и много ножек, бегать все равно не может. (гусеница)
-
Работа по рисункам (на доске)
Каждый ученик напоминает по заранее самостоятельно подготовленному (изученному) материалу. (мини - сообщения)
-
Сообщение темы урока
- О чем и о ком мы с вами говорили на прошлых уроках?
- Что именно мы узнали о растениях и животных? (слайды с № 2 по № 5)
-
Диаграмма Венна: сходства и различия между растениями и животными
-
Проблемный вопрос: Как вы думаете, какая из этих групп важнее?
-
Работа по теме урока
- Для того, чтобы это определить, я разделю вас на две группы (животные и растения), где вы подготовите доказательства важности своей группы.
-
Деление на группы
-
Работа по группам (подготовка доказательства важности своей группы.)
Вывод: В природе все важны и взаимосвязаны.
-
Просмотр видео - ролика (слайд № 6)
- Животных по типу питания можно разделить на три группы: травоядные, хищные, всеядные. (слайд № 7)
-
Как распознать этих животных? (травоядные – питаются растениями, хищные – питаются другими животными, всеядные – употребляют всё.)
- Подумайте, что произойдет, если исчезнет хотя бы один элемент из круговорота (растения – травоядные животные – хищники – почвенные организмы)?
-
Работа по рисунку:
- Расскажи о цепи питания по рисунку (слайд № 8)
-
Физминутка (слайд № 9)
-
Закрепление
-
Работа по учебнику в рабочей тетради (слайд № 10)
-
Итог урока:
-
Д/з: с. 113 – 116 читать, пересказ
docbase.org
Открытый урок по познанию мира "Связь животных и растений в природе".
Тема: Связь животных и растений в природе.
Цель: формирование знаний о связи животных и растений в природе.
Ожидаемый результат: знать о связи животных и растений в природе; о взаимосвязи в круговороте веществ; соблюдать правила охраны животных и растений, занесенных в «Красную книгу»; проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды; уметь собирать и систематизировать информацию, наблюдать за природой; демонстрировать познавательные, исследовательские, проектировочные и творческие способности.
Тип урока: изучение нового материала.
Урок познание мира был разработан с применением интеграции семи модулей.
Просмотр содержимого документа «Открытый урок по познанию мира "Связь животных и растений в природе". »
Урок № 32 17.02
Тема: Связь животных и растений в природе.
Цель: формирование знаний о связи животных и растений в природе.
Ожидаемый результат: знать о связи животных и растений в природе; о взаимосвязи в круговороте веществ; соблюдать правила охраны животных и растений, занесенных в «Красную книгу»; проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды; уметь собирать и систематизировать информацию, наблюдать за природой; демонстрировать познавательные, исследовательские, проектировочные и творческие способности.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный момент
Готовность к уроку
Настрой на урок
Проверка д/з
Актуализация опорных знаний:
Может ли соловей отморозить хвост? (нет, он зимует на юге.)
Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь? (Ящерица)
Волосата, зелена, в листьях прячется она, хоть и много ножек, бегать все равно не может. (гусеница)
Работа по рисункам (на доске)
Каждый ученик напоминает по заранее самостоятельно подготовленному (изученному) материалу. (мини - сообщения)
Сообщение темы урока
- О чем и о ком мы с вами говорили на прошлых уроках?
- Что именно мы узнали о растениях и животных? (слайды с № 2 по № 5)
Диаграмма Венна: сходства и различия между растениями и животными
Проблемный вопрос: Как вы думаете, какая из этих групп важнее?
Работа по теме урока
- Для того, чтобы это определить, я разделю вас на две группы (животные и растения), где вы подготовите доказательства важности своей группы.
Деление на группы
Работа по группам (подготовка доказательства важности своей группы.)
Вывод: В природе все важны и взаимосвязаны.
Просмотр видео - ролика (слайд № 6)
- Животных по типу питания можно разделить на три группы: травоядные, хищные, всеядные. (слайд № 7)
Как распознать этих животных? (травоядные – питаются растениями, хищные – питаются другими животными, всеядные – употребляют всё.)
- Подумайте, что произойдет, если исчезнет хотя бы один элемент из круговорота (растения – травоядные животные – хищники – почвенные организмы)?
Работа по рисунку:
- Расскажи о цепи питания по рисунку (слайд № 8)
Физминутка (слайд № 9)
Закрепление
Работа по учебнику в рабочей тетради (слайд № 10)
Итог урока:
Д/з: с. 113 – 116 читать, пересказ
kopilkaurokov.ru
Взаимосвязь растений и животных в природе .
Урок по познанию мира на тему "Связь животных и растений в природе" 3 класс
Познание мира
3 класс
Тема: Связь животных и растений в природе
Цели:
1. Обобщить знания учащихся о растениях и животных ; создать на уроке условия для определения учащимися связей между растительным и животным миром, формировать представления о круговороте веществ в природе, о цепи питания;
2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, пополнять активный словарь учащихся, познавательные способности;
3. Воспитывать основы экологической культуры.
Ресурсы: ребусы, картинки с изображением животных и растений, схемы, игры, клей, ватман, карточки, смайлики.
Ожидаемые результаты: Учащиеся смогут устанавливать взаимосвязь животных и растений в природе.
Ход урока:
Организационный момент. Эмоциональный настрой:Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо идти с друзьями? (шагают) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо кружиться в танце? (кружатся) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо!
2. Проверка домашнего задания:
А) тестовые задания
Обведи кружочком букву соответствующую правильному ответу.
1. Какие знаете группы животных по способу питания?
А) дикие и домашние
Б) травоядные и хищники
В) млекопитающие и всеядные
2. К какой группе относится тигр?
А) хищник
Б) травоядное
В) всеядное
3. К какой группе относится олень?
А) хищник
Б) травоядное
В) всеядное
4. Какой хищник занесён в Красную книгу Казахстана?
А) снежный барс
Б) тигр
В) кенгуру
5. Какой вид хищников полностью исчез с территории Казахстана?
А) тугайский благородный олень
Б) гепард
В) марал
Б) взаимопроверка по эталону
3. Актуализация опорных знаний:
А) «Угадай-ка». Разгадывание ребусов. (Разгадываются устно, на доске вывешиваются картинки с изображением отгадок)
Б) Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (предметы живой природы). На какие группы вы бы их разделили? (растения и животные).
«Кто быстрей». Два учащихся распределяют картинки по группам.
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
Осина Заяц
Дуб Лиса
Овёс Суслик
Волк
Кабан
Рысь
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о растениях и животных)
3. Формирование новых знаний, умений и навыков:
А) целеполагание
Оформление тетради.
Приём «Большой-маленький» (беглое чтение предложения только по заглавным буквам).
СтВиЯоЗбЬ ЖтИуВыОфТмНйЫмХ И РоАлСмТнЕуНяИкЙ В ПшРтИвРцОеДшЕ
Учащиеся прочитывают тему урока «Связь животных и растений в природе».
Б) построение диаграммы Венна
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
В) работа по схеме
Углекислый газ, вода, питательные вещества, минеральные соли – растения берут из воздуха и почвы.
Питательные вещества животные берут в растениях или других животных.
Г) работа по схеме «Круговорот веществ в природе»
Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси. Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.
Так и происходит круговорот веществ в природе, в котором каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.
Первичное закрепление знаний:А) работа с учебником: чтение текста стр. 115. Понятие о цепи питания.Овес - суслик – лиса.
Составление с картинами цепи питания у доски и в тетради.
Дуб – кабан - рысь
Осина – заяц - волк
Б) работа по карточкам «Следопыт». Рассмотрите внимательно картинку. Установите цепи питания.
Запись в рабочей тетради.
В) «Догадайся» . Установить пропущенное звено в цепи питания.
… (листья) - лось – волк
комар - … (лягушка) - цапля.
Кора дерева- насекомые - …
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
Г) устная работа у доски: чтение слов
- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.
гнездо – птица- сухая трава
белка – дупло – мох
еловые ветки – берлога - медведь
Д) работа по картинкам. Семена каких растений вы видите? Как они приспособлены для распространения? Как вы думаете, кто помогает распространению этих семян? Каким образом?
ЧЕРЕДА ЛОПУХ КОВЫЛЬ-ВОЛОСАТИК
Е) работа в группах: построение кластера-аппликации
1 – группа: Значение растений для животных
кислород
питательные
вещества
материал
для жилища
2 – группа: Что дают животные растениям
Органические
вещества
для перегноя
распространяют
семена
укрытие
от врагов
Обобщение: Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).
РефлексияА) Учитель: Наш урок подошёл к концу. Надеюсь, вам понравилось и вы узнали много нового. У вас есть смайлик. Если вам понравился урок, дорисуйте ему улыбку. Если не понравился, изобразите печальный вид. Смайлики прикрепите на доску.Б) оценивание деятельности учащихся.
6. Домашнее задание: стр. 113-116 прочитать, выполнить задание № 4 на стр. 116
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
www.infouroki.net