Сравните строение семян однодольных и двудольных растений. Сделайте вывод об их сходстве и различиях. Растения Пшеница Строение семени. Вывод строение семян двудольных растений
Лабораторная работа №1 по биологии на тему «Строение семян двудольных и однодольных растений» (6 класс)
Лабораторная работа №1
«Строение семян двудольных и однодольных растений»
Цель: изучить строение семени фасоли и зерновки пшеницыОборудование: проросшие семена фасоли, микроскоп, микропрепарат «Зерновка пшеницы», лупы, препаровальные иглы, технологические карты для выполнения лабораторной работы.
Ход лабораторной работы
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и формы.(запишите в тетрадь)2. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) и семявход (через который проникает вода).2. Пользуясь препаровальной иглой осторожно снимите семенную кожуру.3. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.4. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
5.Поьзуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения (ответ запишите в тетрадь)
6.Зарисуйте в тетради строение семян фасоли и подпишите части обозначенные цифрами.
Рис.1. Строение семени фасоли
7. Составьте схему строения семяни фасоли
Семя фасоли
Семенная кожура
Зародыш
2 семядоли
Корешок
Стебелек
Почечка
8. Изучите и зарисуйте внешнее строение зерновки пшеницы и подпишите все части обозначенные цифрами. (Рис.2)
9. Составьте схему строения зерна пшеницы.
Зерно пшеницы
Околоплодник,
сросшийся с семенной зародыш
кожурой
эндосперм
1 семядоля
Корешок
Стебелек
Почечка
10.Сделать вывод.
Сравните сходства и различия двудольных и однодольных растений.
infourok.ru
Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"
Разделы: Биология
Л.р. № 4 Строение семян двудольных и однодольных растений".
Цель урока:
- сформировать у учащихся знания о внутреннем и внешнем строении семян;
- познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;
- продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;
- продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
- развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно;
- воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.
Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, “Прорастание семян” коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, чёрный ящик, презентация к уроку, интерактивная доска.
План урока
Этапы урока |
Время, мин |
Приемы и методы |
1. Организационный момент урока. Постановка учебной проблемы. | 1-2 | Сообщение учителя. |
2. Изучение нового материала. | 15-20 | Рассказ учителя, демонстрация, беседа. Записи в тетради |
3. Совершенствование знаний и умений. Подведение итогов. | 15-20 | Лабораторная работа, взаимоконтроль, составление синквейна. |
4. Домашнее задание. | 1-3 | Запись на доске. |
Ход урока
2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (слайд (см. презентацию))
- Это орган растения, который ему жизненно необходим.
- Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
- С помощью него растения могут распространяться по Земле.
Это семя. (слайд)
Итак, сегодня на уроке мы начинаем изучать семена. Наш первый урок будет посвящён, в первую очередь, строению семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.
(ученики записывают в тетради число и тему) (слайд)
Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений. (слайд)
(вопрос учащимся)
Какой вид размножения растений кроме полового вам известен? (вегетативное)
Форма, величина, окраска семян различных растений очень разнообразны (страница учебника 39-40). (слайд) Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков. (Можно предложить учащимся самим ответить на вопрос: Какова роль этих видоизменений в строении оболочки?). Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.
На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.
В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок. В свою очередь зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки, зародышевого стебелька и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли (слайд). Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).
В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка) (слайд). Первым из семени, как я уже говорил, выходит зародышевый корешок.
(вопрос учащимся)
Почему именно корешок? (закрепляет растение в почве).
Затем появляется зародышевый побег.
Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш.
(физминутка)
Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 44 и у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).
Инструкция по технике безопасности
при выполнении лабораторной работы (у каждого учащегося на столе) (слайд).
- Работать за столом следует аккуратно.
- Не делать резких движений.
- Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.
- Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
- После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Лабораторная работа № 4 (слайд).
Тема: Изучение строения семени фасоли.
-изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.
ХОД РАБОТЫ (слайд)
- Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
- Найдите рубчик и семявход.
- Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
- Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
- Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
- Зарисуйте семя и подпишите его части.
- Вывод.
3. Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.
Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.
“Верю – не верю” (слайд)
Фамилия, имя |
+/- |
|
+ - + + - - + - |
Задание проверил(а): | Оценка: |
Покажи части семени фасоли (игра) (слайд).
- Зародышевый корешок.
- Кожура.
- Семядоли.
- Зародышевый стебелёк.
Подведение итогов работы: (составление синквейна) (слайд).
Пример синквейна:
Выставление оценок.
5. Домашнее задание: (слайд)
Лабораторная работа № 4.
Тема:
Изучение строения семени фасоли.Цель:
-изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Оборудование:
ХОД РАБОТЫ
- Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
- Найдите рубчик и семявход.
- Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
- Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
- Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
- Зарисуйте семя и подпишите его части.
- Вывод.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Сравните строение семян однодольных и двудольных растений. Сделайте вывод об их сходстве и различиях. Растения Пшеница Строение семени
29 дек. 2013 г., 19:49:08 (4 года назад)
К однодольным растениям относят широко распространенную хлебную культуру - пшеницу,рожь,кукурузу. Кожура семени пшеницы плотно срослась со стенкой плода, называемого зерновкой. Окраска зерновок пшеницы беловатая или красноватая, в верхней части виден хохолок из волосков.
Если сделать продольный разрез зерновки, то мы увидим, что зародыш расположен у основании семени . Основную часть зерновки составляет эндосперм.
На препарате продольного разреза зерновки под микроскопом видны органы зародыша, зародышевый корешок, стебелек и почечка. Семядоля расположена сбоку зародыша на границе эндоспермом и имеет форму щита, только очень маленького, поэтому семядолю и называют щитком.
Зародыш пшеницы, как и других хлебных культур, имеет своеобразное строение и отличается от других однодольных растений боковым положением семядоли и крупной, хорошо сформированной почечкой.
Среди однодольных встречаются растения , например стрелолист, частуха подорожниковая, семена которых не имеют эндосперма. В таких семенах запасные вещества сосредоточены в зародыше. Когда семя прорастает, питательные вещества из клеток эндосперма поступают к зародышу через семядолю. Растения, зародыши которых имеют одну семядолю, называют однодольными. Семена других однодольных растений, например лука, ландыша, тоже имеют эндосперм, но он окружает зародыш, а не прилегает к нему с одной стороны, как у пшеницы и других злаков 100. Итак, семена имеют семенную кожуру и зародыш. У двудольных растений зародыш содержит две семядоли, а запасные питательные вещества обычно находятся либо в самом зародыше, либо в эндосперме. Зародыш однодольных имеет только одну семядолю, а питательные вещества находятся, как правило, в эндосперме.
fizika.neznaka.ru
Лабораторная работа I тема. Строение семени однодольного и двудольного растения
2. Научиться правильно обозначать части семени на рисунке.
3. Сравнить строение семени фасоли и зерновки пшеницы.
4. Сделать вывод о строении семян однодольных и двудольных растений.
Оборудование: таблица, учебник, лупа, зерновки пшеницы (сухие и набухшие),семена фасоли (сухие и набухшие)
Ход работы:
- Рассмотрите сухую и набухшую зерновку пшеницы. Чем они отличаются? Попробуйте снять кожуру с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему?
- Обозначьте части семени пшеницы на рисунке.
- Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Найдите рубчик.
Под семенной кожурой найдите зародыш. Рассмотрите его внешний вид. Найдите и рассмотрите с помощью лупы зародышевый стебелёк и корешок. Раздвиньте семядоли и рассмотрите почечку. Найдите две семядоли.
- Обозначьте части семени фасоли на рисунке.
Вопросы | Название растений | |
фасоль | пшеница | |
|
Вывод: Семена фасоли и пшеницы имеют зародыш, который состоит из органов – корешка, стебелька и почечки. Запасные питательные вещества содержатся у фасоли в семядолях, а у пшеницы в эндосперме. У фасоли 2 семядоли, а у пшеницы – 1. Кожица у фасоли снимается, а у пшеницы кожура срослась с семенем. 6. Сделайте вывод о строении семени однодольных и двудольных растений.
( 1. Семя пшеницы состоит из___________________________________________.
Зародыш его имеет_________________________________________________________________. Запасные питательные вещества у него находятся в _________________.
2. Семя фасоли состоит из__________________________________________.
Зародыш его имеет ________________________________________________________________.
Запасные питательные вещества у него находятся в____________________________________).
Лабораторная работа II
Тема. Строение семени однодольного и двудольного растения. Цель: 1. Выяснить______________________________________________.2. Научиться правильно обозначать ________________________________.
3. Сравнить ____________________________________________________.
4. Сделать вывод о ______________________________________________.
Оборудование: таблица, учебник, лупа, зерновки пшеницы (сухие и набухшие),семена фасоли (сухие и набухшие)
Ход работы:
- Рассмотрите сухую и набухшую зерновку пшеницы. Чем они отличаются? Попробуйте снять кожуру с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему?
- Обозначьте части семени пшеницы на рисунке.
- Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Найдите рубчик.
Под семенной кожурой найдите зародыш. Рассмотрите его внешний вид. Найдите и рассмотрите с помощью лупы зародышевый стебелёк и корешок. Раздвиньте семядоли и рассмотрите почечку. Найдите две семядоли.
- Обозначьте части семени фасоли на рисунке.
Вопросы | Название растений | |
фасоль | пшеница | |
|
6. Сделайте вывод о строении семени однодольных и двудольных растений.
Лабораторная работа III Тема. Строение семени однодольного и двудольного растения. Цель: 1. ______________________________________________.
2. ________________________________.
3. ____________________________________________________.
4. ______________________________________________.
Оборудование: таблица, учебник, лупа, зерновки пшеницы (сухие и набухшие),семена фасоли (сухие и набухшие), препарат
“Зерновка пшеницы – продольный разрез”.
Ход работы:
- Рассмотрите сухую и набухшую зерновку пшеницы. Чем они отличаются? Попробуйте снять кожуру с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему?
- Пользуясь лупой, рассмотрите препарат “Зерновка пшеницы – продольный разрез”.
б) найдите на препарате зародыш. Рассмотрите зародышевый корешок, стебелёк, почечку и семядолю. Почему она уменьшена до размеров щитка?
- Зарисуйте семя пшеницы и обозначьте его части.
Аккуратно снимите кожуру с семени, начиная с выпуклой стороны. Рассмотрите семенную кожуру и убедитесь, что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семян?
Под семенной кожурой найдите зародыш. Рассмотрите его внешний вид. Найдите и рассмотрите с помощью лупы зародышевый стебелёк и корешок. Раздвиньте семядоли и рассмотрите почечку. Найдите две семядоли.
5. Зарисуйте семя фасоли и обозначьте его части.
6. Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Ответ оформите в виде таблицы и сделать вывод: что у них общего и в чём различие?
Вопросы | Название растений | |
фасоль | пшеница | |
|
7. Сделайте вывод в соответствии с поставленными целями.
Лабораторная работа II Тема. Строение семени однодольного и двудольного растения. Цели: 1. ________________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________ Ход работы.
- Ответы на вопросы.
________________________________________________________________________________________
- Рисунки с обозначениями.
3. Сравнение строения зерновки пшеницы и семени фасоли.
Вопросы | Название растений | |
фасоль | пшеница | |
| ||
| ||
|
4.Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
скачатьnenuda.ru
Сравните строение семян однодольных и двудольных растений. Сделайте вывод об их сходстве и различиях. Растения Пшеница Строение семени
29 дек. 2013 г., 19:49:08 (4 года назад)
К однодольным растениям относят широко распространенную хлебную культуру - пшеницу,рожь,кукурузу. Кожура семени пшеницы плотно срослась со стенкой плода, называемого зерновкой. Окраска зерновок пшеницы беловатая или красноватая, в верхней части виден хохолок из волосков.
Если сделать продольный разрез зерновки, то мы увидим, что зародыш расположен у основании семени . Основную часть зерновки составляет эндосперм.
На препарате продольного разреза зерновки под микроскопом видны органы зародыша, зародышевый корешок, стебелек и почечка. Семядоля расположена сбоку зародыша на границе эндоспермом и имеет форму щита, только очень маленького, поэтому семядолю и называют щитком.
Зародыш пшеницы, как и других хлебных культур, имеет своеобразное строение и отличается от других однодольных растений боковым положением семядоли и крупной, хорошо сформированной почечкой.
Среди однодольных встречаются растения , например стрелолист, частуха подорожниковая, семена которых не имеют эндосперма. В таких семенах запасные вещества сосредоточены в зародыше. Когда семя прорастает, питательные вещества из клеток эндосперма поступают к зародышу через семядолю. Растения, зародыши которых имеют одну семядолю, называют однодольными. Семена других однодольных растений, например лука, ландыша, тоже имеют эндосперм, но он окружает зародыш, а не прилегает к нему с одной стороны, как у пшеницы и других злаков 100. Итак, семена имеют семенную кожуру и зародыш. У двудольных растений зародыш содержит две семядоли, а запасные питательные вещества обычно находятся либо в самом зародыше, либо в эндосперме. Зародыш однодольных имеет только одну семядолю, а питательные вещества находятся, как правило, в эндосперме.
biologia.neznaka.ru
Строение семян - Пасечник 6 класс (ответы)
1. Заполните схему
Вегетативные – корень, побег
Генеративные – цветок, плод
2. Выполните лабораторную работу "Строение семян двудольных растений" ( см. с. 9 учебника). На рисунке подпишите части семени фасоли
1 - стебелек
2 – почечка
3 – корешок
4 – семядоли
5 – семенная кожура
3. Выполните лабораторную работу "Строение зерновки пшеницы" ( см. с. 10 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы
1 – околоплодник
2 – эндосперм
3 – щиток
4 – почечка
5 – стебелек
6 – корешок
7 – зародыш
Вывод: фасоль является двудольным растением, поэтому имеет 2 семядоли. Пшеница – это однодольное растение, имеет одну семядолю и эндосперм
4. Заполните таблицу "Сравнение семян двудольных и однодольных растений"
фасоль |
Зародыш, семенная кожура | Семядоли, корешок, стебелек, почечка | семядоли |
пшеница | Зародыш, семенная кожура, эндосперм | щиток, корешок, стебелек, почечка | эндосперм |
миндаль | Зародыш, семенная кожура, остаток эндосперма | корешок, стебелек, почечка, семядоли | семядоли |
лук | Зародыш, семенная кожура, эндосперм | корешок, стебелек, почечка, семядоли | эндосперм |
ясень | Зародыш, семенная кожура, эндосперм | корешок, стебелек, конус нарастания, семядоли | эндосперм |
частуха | Зародыш, семенная кожура | корешок, стебелек, почечка, семядоли | семядоли |
5. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка
Вывод: Из почечки – листья, из стебелька – стебель, из корешка – корень, из семядолей – первые 2 листика. Вывод: из каждой части зародыша и семени развивается определенная часть растения.
6. Изучите строение семени яблони, тыквы или подсолнечника. Зарисуйте строение одного из семени. Проанализируйте строение изученного вами семени и сделайте вывод.
Семя тыквы состоит из зародыша, 2 семядолей, семенной кожуры. Эндосперма нет. Функцию запасания веществ выполняют семядоли. Тип семян у тыквы – семена двудольных без эндосперма.
7. Объясните, почему семенные растения наиболее распространены в природе.
Семенные растения имеют наиболее развитые приспособления для размножения – двойное оплодотворение, для которого не нужна вода, защита зародыша семенной кожурой, наличие для зародыша питательных веществ, заключенных в семядолях или эндосперме
pobio.ru
Вопрос: Сравните строение семян однодольных и двудольных растений. Сделайте вывод об их сходстве и различиях. Растения Пшеница Строение семени Строение зародыша Где находятся питательные Лук ? ? вещества. ? Фасоль ? ? ? Клён ? ? ? Черёмуха ? ? ? Вывод ______________________________________________________
Сравните строение семян однодольных и двудольных растений. Сделайте вывод об их сходстве и различиях. Растения Пшеница Строение семени Строение зародыша Где находятся питательные Лук ? ? вещества. ? Фасоль ? ? ? Клён ? ? ? Черёмуха ? ? ? Вывод ______________________________________________________
Ответы:
К однодольным растениям относят широко распространенную хлебную культуру - пшеницу,рожь,кукурузу. Кожура семени пшеницы плотно срослась со стенкой плода, называемого зерновкой. Окраска зерновок пшеницы беловатая или красноватая, в верхней части виден хохолок из волосков. Если сделать продольный разрез зерновки, то мы увидим, что зародыш расположен у основании семени . Основную часть зерновки составляет эндосперм. На препарате продольного разреза зерновки под микроскопом видны органы зародыша, зародышевый корешок, стебелек и почечка. Семядоля расположена сбоку зародыша на границе эндоспермом и имеет форму щита, только очень маленького, поэтому семядолю и называют щитком. Зародыш пшеницы, как и других хлебных культур, имеет своеобразное строение и отличается от других однодольных растений боковым положением семядоли и крупной, хорошо сформированной почечкой. Среди однодольных встречаются растения , например стрелолист, частуха подорожниковая, семена которых не имеют эндосперма. В таких семенах запасные вещества сосредоточены в зародыше. Когда семя прорастает, питательные вещества из клеток эндосперма поступают к зародышу через семядолю. Растения, зародыши которых имеют одну семядолю, называют однодольными. Семена других однодольных растений, например лука, ландыша, тоже имеют эндосперм, но он окружает зародыш, а не прилегает к нему с одной стороны, как у пшеницы и других злаков 100. Итак, семена имеют семенную кожуру и зародыш. У двудольных растений зародыш содержит две семядоли, а запасные питательные вещества обычно находятся либо в самом зародыше, либо в эндосперме. Зародыш однодольных имеет только одну семядолю, а питательные вещества находятся, как правило, в эндосперме.
cwetochki.ru