Урок царство растения 7 класс. Конспект обобщающего урока по биологии на тему "Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения". 7-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Технологическая карта урока по биологии 7 класс на тему: "Общая характеристика Царства Растения". Урок царство растения 7 класс


Конспект урока по естествознанию в 7 классе на тему "Характеристика Царства Растения"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 1»

Структурное подразделение: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5

Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе.

Тема «Царство Растения».

Подготовила и провела:

Снигур В.С.

2018

Цель: ознакомить учащихся с разнообразием царства Растения, обобщить уже имеющиеся знания о растениях.

Задачи:

- образовательные: сформировать представления о растениях, как отдельном царстве живой природы; показать местообитания растений, уточнить особенности строения растительной клетки.

- коррекционно-развивающие: развитие познавательной сферы, развитие умения выделять существенные признаки, развитие слухового восприятия, формирование умения сравнивать.

- воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету, воспитание умения себя вести на уроке, отвечать на уроке.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, комнатные цветы, демонстрационные таблицы с изображением растений, карточки с заданием.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, можете садиться.

Я рада видеть вас на уроке, готовы ли вы к уроку? С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите, пожалуйста, цветок, изображающий ваше настроение.

Фонетическая работа (за экраном).

Бактерии

Грибы

Растения

Животные

Хлорофилл

Хлоропласт

  1. Основная часть.

Ознакомление с планом урока (записан на доске).

  1. Заполнение дневника погоды.

  2. Изучение новой темы.

  3. Выполнение заданий.

(прочитаем вместе).

Совместное заполнение дневника, отвечаем на вопросы учителя и делаем записи.

Учитель: Какая сегодня погода?

Какая температура?

Осадки есть?

Ветер какой?

Особые явления есть?

Учитель: Вспомните и назовите основные царства природы. Сначала называем, затем читаем вместе на слайде.

А теперь посмотрите на слайд и скажите, что вы видите? (Растения).

Оглашение темы урока : «Царство Растения».

Учитель: Растения насчитывают более 320 тысяч видов.

Где мы можем встретить растения?

Сначала называем места обитания растений, затем смотрим на слайдах.

Учитель: Но для того, чтобы попасть в царство растений нам нужно узнать растительную клетку.

На экране появляется изображение клетки. Какая это клетка? В ней есть оболочка, ядерное вещество (ядра нет), цитоплазма, жгутик, вакуоли – это клетка Бактерии. А нам нужно в царство растений.

Учитель: Теперь определим, какая это клетка. В ней есть ядро с ядрышком, большая вакуоль, плазматическая мембрана, клеточная стенка – это клетка гриба.

Смотрим следующее изображение, какая это клетка? В этой клетке есть ядро, ядрышко, цитоплазма, вакуоль, Оболочка и хлоропласт – это растительная клетка.

Учитель: Давайте подумаем, по каким признакам вы узнали растительную клетку?

Правильно, в растительной клетке есть хлоропласты, которые содержат пигмент хлорофилл. Хлорофилл окрашивает растения в зелёный цвет.

Но растения могут быть и другого цвета: красный, бурый, жёлтый.

(на экране фотографии различных растений по цвету).

infourok.ru

Технологическая карта урока по биологии 7 класс на тему: "Общая характеристика Царства Растения"

Технологическая карта урока по биологии:

«Общая характеристика царства растений»

1.Целеполагание:

Изучить характеристику царства растений и их основные признаки

Цель:

Дать общую характеристику царства растений и охарактеризовать основные признаки царства растений

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Задачи:

- на знание: Называть критерий классификации растений на высшие и низшие.

Задачи:

- образовательные (предметные):

• Познакомить учащихся с критерием классификации растений на высшие и низшие;

•Сформировать у учащихся представление о основных признаках царства растений.

Извлекать информацию о классификации растений

Сопоставлять уже изученный материал с новым

Высказывание своей точки зрения.

Осознавать необходимость изучения растительного мира.

-на понимание: Характеризует основные признаки царства растений.

Работать в соответствии поставленной целью

Умение задавать вопросы.

Развитие самостояте-льности.

- на синтез:

Делает вывод о том, что основные признаки растений являются специфическими и отличают их от других представителей царств живой природы.

-развивающие

(метапредметные):

•Умение сопоставлять среду

обитания организма с

приспособлениями к движению

•Способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы.

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Формирова-ние интеллек-туальных

умений.

воспитательные (личностные):

Воспитывать целостное восприятие окружающего мира;

2. Время урока: 45 минут

3. Тип урока: комбинированный урок

4. Вид урока: развитие критического мышления

5. План урока:

Изучение нового материала

Стадия осмысления

20 минут

Рассказ учителя и самостоятельная работа учащихся.

Учебник

Закрепление знаний

Стадия рефлексии

3минуты

Самостоятельная работа учащихся.

Обобщение и систематизация знаний

5 минут

Самостоятельная работа учащихся и взаимопроверка.

Карточка с опросом (приложение 5)

Сообщение д/з

1 минуты

Объяснение

Организационный

Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу.

–Доброе утро ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я

рада встречи с вами.

– А какое настроение у вас, ребята?

Здравствуйте.

У нас тоже отличное настроение!

Личностные: самоопределение

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем.

Проверка домашнего задания

Воспроизведение учащимися знаний, которые были получены на предыдущем уроке.

–Ребята, сейчас мы с вами проверим домашнее задание с помощью теста.

–На написание теста у вас будет 5 минут, вам нужно будет ответить на 5 вопросов. (Приложение 1), все понятно?

Учащиеся слушают учителя.

Да все понятно.

Личностные:

создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

Постановка темы и цели урока

Постановка темы и цели урока для учащихся

– Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

infourok.ru

Конспект обобщающего урока по биологии на тему "Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения". 7-й класс

Разделы: Биология

Цели урока:

1. Обобщить знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значении в природе и жизни человека. Выявить отличительные особенности, систематизировать знания, полученные при изучении темы.

2. Продолжить развитие умений сравнивать, работать с терминами, с дополнительной литературой;

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Гербарные материалы с изображением представителей царств природы; презентация, дополнительная литература по данной теме.

Ход урока

1. Организационный момент.

Я рада приветствовать вас на подведении итогов нашего путешествия по царствам живой природы: Царству самых маленьких и просто устроенных организмов – Бактерий; Царству Грибов и Царству Растений. Сегодня на уроке в игровой форме мы с вами вспомним все самые интересные и сложные моменты нашего довольно длительного путешествия. Наш урок пройдёт в форме биологического турнира. Соревноваться будут две команды. Желаю всем удачи! Начинаем наш турнир.

1. Первый конкурс “Угадай название команды”.

Участник команды загадывает загадку команде – сопернице. Отгадка – название команды. При правильном ответе команда ставит на стол табличку с названием команды. Итак, 1-я команда, вам слово…

Предлог с игрой соедините вы И чудо вдруг произойдёт Цветок Египта знаменитый Перед тобою зацветёт. (Лотос)

На земле лежит лепёшка, от дождя она растёт. Лишь дотронешься немного, её сразу разнесёт! Пых! И вырвался костёр, Дымным облачком из спор. (Дождевик)

2. Следующий конкурс – “Разминка”. Необходимо отгадать загадки. Кто знает отгадку - поднимает руку. Отвечает тот, кто первый поднимет руку. За правильный ответ команда получает один балл.

Никто краской не пользовался, а вода в озере позеленела. (Водоросли)

Растет, растет, а никак не вырастет. Воды в себя наберет и не отпустит. (Мох сфагнум)

Есть в лесу трава краса: Листья словно паруса, А в цвету красу-траву Не увидишь наяву. (Папоротник)

У Малютки-кавалера Чрезвычайно важный вид Он в огромнейшем самбреро На одной ноге стоит. (Гриб)

Подберёзовик с берёзой Обменялись веществом Мы такие отношенья Микоризою зовём Два организма взаимно полезны Связаны вместе просто железно. Жить в одиночку? – Огромный вопрос Такое сожительство есть симбиоз.

В следующих загадках ответ – цветковые растения. Вам необходимо назвать не только названия растений, но и указать семейство, назвать признаки семейства.

Кругла, а не месяц Желта, а не масло С хвостиком, а не мышь. (Репа)

Ягодка - не сладость, Зато глазу - радость, И лесам украшенье, И дроздам угощенье. (Рябина)

Помидору брат, А кумачу не рад. Он в лиловой одежке Не краснеет даже в лёжке. (Баклажан)

3. А сейчас “Эстафета”. На листах определения, нужно написать к ним термины. Передаете листочек друг другу, записывая по одному термину. За скорость первая команда получит к количеству правильных ответов два балла. Вторая команда – один балл к количеству правильных ответов. Та команда, которая заполнит лист последняя – получит баллы только за правильные ответы.

  1. Круглая форма бактерий - кокки
  2. Группа организмов не имеющая ядра - прокариоты
  3. Палочковидные бактерии – бациллы
  4. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество – хитин.
  5. Организмы, которые производят органические вещества из неорганических – автотрофы.
  6. Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами - гетеротрофы.
  7. Организмы, которые питаются органическими веществами мертвых тел или выделениями живых- сапрофиты.
  8. Организмы, которые питаются органическими веществами живых тел – паразиты
  9. Тонкие белые нити, из которых состоит тело гриба - мицелий.
  10. Тесная связь, полезная как одному, так и другому организму – симбиоз.
  11. Грибокорень – микориза.
  12. Тело многоклеточных водорослей – слоевище.
  13. Пластида у водорослей – хроматофор.
  14. Бесцветные ветвистые нитевидные клетки (корнеобразные выросты) у водорослей и мхов – ризоиды.
  15. Половые клетки – гаметы.

4. Конкурс “Что можно сделать из…”

На каждый вопрос командам дается одна минута. Побеждает та команда, которая напишет, а потом назовет больше правильных ответов.

  • Что можно сделать из тыквы? (Ложки, табакерки, чалму, циновки, шляпы, мочалки, музыкальные инструменты)
  • Что можно сделать из кукурузы? (Муку, крахмал, масло, хлопья, бумагу, смолу, ткани).
  • Из каких растений получают ткани? ( Лен, хлопок)
  • Их каких растений получают масло? (Лен, хлопок, горчица, кукуруза, соя, подсолнечник, рапс, олива, какао, кокос, конопля)

Мы продолжаем наш турнир. Прошу внимание на экран.

5. Конкурс. “Презентация “Четвёртый лишний””.

Участники команд должны исключить из цепочки лишнее слово и объяснить – почему?

  1. Цветок подсолнечника, цветок астры, плоды яблони, листья клёна
  2. Плоды: виноград, апельсин, клубника, вишня.
  3. Листья: клёна, каштана, шиповника, акации.
  4. Плоды ореха, яблоко, апельсин, морковь
  5. Стручок гороха, коробочка мака, помидор, зерновка пшеницы.
  6. Ромашка, нарцисс, клевер, дерево.
  7. Спирогира, хлорелла, улотрикс, ламинария. (Хлорелла – это одноклеточная водоросль, остальные многоклеточные)
  8. Кукушкин лен, хвощ, маршанции, сфагнум. (Исключение – хвощ, остальные – мхи)
  9. Пеницилл,
  10. лисичка, опята, сыроежка.
  11. Ель, сосна, лиственница, берёза.

6. Отгадай ребус. Назови растение и семейство, к которому оно относится.

7. Конкурс “Айболит”.

Представьте себе, что вы приходите к товарищу, а он болен. Его мучают кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете, используя знания о растении выбранного вами семейства

8. Практикум.

Определить растение, пользуясь определительными карточками.

Дать описание по плану:

  1. Царство
  2. Класс (признаки класса)
  3. Семейство (признаки семейства)
  4. Род
  5. Вид

9. Конкурс “Аналитики”.

1. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? (папоротники – тенелюбивые и влаголюбивые растения

2. Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? (Лишайники гибнут от загрязнения воздуха)

10. Конкурс “Устами младенца или Знакомые незнакомцы”.

Первое растение.

  1. Оно может жить до 2000 лет.
  2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
  3. Из него делают бочки и паркет.
  4. Пушкин писал, что на нем сидит русалка.

Второе растение.

  1. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
  2. Зимой птицы на нем строят гнезда и выращивают птенцов.
  3. Оно всегда зеленое или голубое.
  4. Ее украшают накануне Нового года.

11. Конкурс “Реши экологическую проблему”.

1. Известно, что растения мха кукушкина льна часто образуют заросли. Какие проблемы могли бы возникнуть у этих растений. Если бы отдельные растения находились на большом расстоянии друг от друга? (Проблемы при оплодотворении)

2. Летом, в водоемах нередко наблюдается избыточное количество одноклеточных водорослей. Каковы могут быть последствия для водоема? (Недостаток кислорода, накопление продуктов обмена – отсюда гибель растений и рыб)

12. Конкурс “Пословицы, поговорки об изученных царствах”.

13. Конкурс “Заморочки”.

1. Важную роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например, в песке пустынь, трупы животных сохраняются. Дайте объяснение этому явлению. (Сухой воздух пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для бактерий. Трупы животных высыхают, но не разрушаются).

2. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению. (Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева у ствола, поэтому и “жмется” гриб к дереву. В сырое лето лаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве.)

И в заключении вашему вниманию предлагается презентация “Легенды о цветах”.

На доске представлены различные группы живых организмов. Назовите эти группы.

Подведение итогов урока.

Путешествие по царствам живой природы закончилось. Лучшими и самыми внимательными и сообразительными путешественниками оказалась команда…

4. Выставление оценок за работу на уроке.

5. Задание на дом: Желающие могут составить кроссворд, синквейн, презентацию, с использованием терминов изученной темы или подготовить сообщения о лекарственных, или редких растениях.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по биологии в 7 классе: Царство Растения

Конспект урока по биологии 7 классУчитель – Майко Екатерина Александровна

Дата: ____________Тема урока: Царство растенияЦель урока: сформировать общее представления о царстве Растения

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины  изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные  отличительные особенности растений от других царств живой природы.

Универсальные учебные действия.

Личностные: осознавать необходимость изучения растительного мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о классификации растений, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Задачи:

Образовательные:- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;Развивающие:- Формирование умения работы с тестами;- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные:- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Понятия: фотосинтез, царство.Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТСтруктура урока:1. Организация2.Целевая установка3.Актуализация опорных знаний4.Изучение нового5.Итоговое закрепление6.Комментирование оценок7.Домашнее задание

Основные признаки Главное отличие растений от других живых организмов — наличие в их клетках хлоропластов (зелёных пластид), содержащих хлорофилл. В них происходит фотосинтез — процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии.

В процессе фотосинтеза растения выделяют кислород, необходимый большинству живых организмов.

Большинство растений имеют вегетативные (корни, побеги) и генеративные (цветки, плоды) органы.

У растений нет органов движения, они способны к росту в течение всей жизни. В пространстве растения расселяются с помощью спор, семян и частей вегетативных органов.

Разнообразие растений

В систематике царство Растения делят на три подцарства — Багрянки, Настоящие водоросли, Высшие растения.

Вегетативное тело багрянок и настоящих водорослей не имеет расчленения на органы.

Тело высших растений имеет специализированные ткани и органы.

Каждый вид растений имеет приспособления к определённым условиям обитания.

В природе нет видов, которые могли бы жить и в водоёмах, и в лесу, и на горных склонах.

Разнообразие и изменение условий среды обитания — главная причина многообразия растений.

Современные растения различаются размерами, внешним обликом (жизненной формой), продолжительностью жизни.

Растения бывают дикорастущие и культурные (выведенные человеком).

Эволюция растений

Растительный мир нашей планеты прошёл длительное историческое развитие по

пути усложнения строения, связанного с изменениями условий жизни.

Первыми растениями были одноклеточные водоросли.

В палеозое в связи с появлением больших участков суши возникли первые наземные растения — риниофиты.

Затем постепенно формировались приспособления к жизни в наземно-воздушной среде — так произошли мхи, папоротники, хвощи, плауны.

Прошло ещё много миллионов лет, площади суши всё возрастали.

Благодаря возникновению наследственных изменений и естественному отбору совершенствовались приспособления растений к жизни на суше.

В результате эволюции папоротникообразных сменили голосеменные растения, размножение которых не было связано с водой.

В середине мезозоя на смену голосеменным пришли ещё более совершенные растения — покрытосеменные, или цветковые.

Домашнее задание: §9 – учить.

multiurok.ru

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Многообразие растений".

Однако в пределах этого огромного ареала венерин башмачок обычно встречается нечасто, отдельными растениями или небольшими группами, редко образуя значительные скопления. В некоторых странах сохранились буквально считанные особи этого прекрасного растения. Например, в Англии имеется одно местонахождение, насчитывающее всего несколько десятков растений. У нас в Крыму не так давно найдено также единственное местонахождение. Чтобы добраться до этой популяции башмачка, нам пришлось карабкаться по крутому склону. И у основания небольшой скалы нами были найдены всего несколько особей башмачка, из которых цвела только одна. Такая же картина наблюдается и в ряде других районов страны, особенно в густонаселенных.

Однако не так давно, к большой радости ботаников, сравнительно недалеко от Москвы, в молодом елово-сосновом лесу, выросшем на месте вырубки военных лет, была обнаружена прекрасная популяция башмачка, насчитывающая сотни экземпляров, среди них десятки цветущих, много и совсем молодых растений. Если здесь не будет нарушено природное равновесие, такая популяция может радовать глаз человека еще многие десятилетия.

Как выглядит венерин башмачок? Это довольно крупное растение с крепким стеблем (до 50—80 см высоты) и толстым ползучим корневищем, от которого отходят длинные извилистые корни. На стебле 3—4 крупных эллиптических листа (до 17 см длины). Стебель и листья, как правило, опушены. Цветков - 1—2 (редко - 3). Листочки околоцветника красновато-бурые, губа желтая, внутри с красноватыми пятнышками. Тычинок (в отличие от большинства других наших орхидей)  две, они, как и столбике рыльцем, бледно-желтые, стаминодий (бесплодная тычинка) -- беловатый, с пурпурно-фиолетовыми крапинами. Завязь крупная, железисто опушенная.

Башмачок настоящий предпочитает хорошо увлажненные (не заболоченные) почвы, правда, может расти и на довольно сухих. Чаще встречается в условиях умеренной освещенности, благодаря вращению стебля в тенистых местах достигает максимального светоулавливания. Отличается морозостойкостью, выживает в условиях суровых и малоснежных ,зим. Предпочитает нейтральные и щелочные почвы со значительным содержанием гумуса. Растет как на равнине, так и в горах.

Может размножаться как семенами, так и вегетативным путем    (с   помощью   корневищ). Семена   мелкие,    многочисленные,   с   недоразвитым   зародышем. Прорастание только в присутствии гриба и при достаточном  увлажнении.   Первые  три года  проросток   ведет   подземный   образ   жизни,   питаясь   с помощью гриба, на 4-й год развивается первый зеленый лист. В благоприятных условиях это может  произойти    и    раньше. Зацветает   башмачок   на   15— 17-й год. Опыление происходит с помощью мух, жуков, земляных пчел и других насекомых. Процесс   опыления   башмачка обыкновенного настолько интересен, что послужил предметом специального     исследования. Это    пример     замечательного приспособления растения к опылению.

По существу, цветок башмачка представляет собой ловушку для насекомых, заставляющую их осуществить опыление. Крупная желтая губа, имеющая форму туфельки, вверху закрыта щитковидным стаминодием. Края губы завернуты внутрь. Под стаминодием расположено рыльце с обращенной вниз, т. е. в сторону туфельки, воспринимающей поверхностью а по обе стороны от рыльца находятся по одной плодущейтычинке. Насекомые, вползая беспрепятственно в туфельку, после ее обследования начинают искать выход. Ограниченное пространство не позволяет им взлететь, а завернутые внутрь края губы, ее гладкая внутренняя поверхность и заслон из стаминодия не дают выползти прямым путем. В задней стенке губы имеются участки ткани, образованные клетками без пигментации, хорошо пропускающие свет, -- так называемые окна. Насекомое принимает их за выход и ползет в указанном ему направлении и отсюда уже видит настоящий выход наружу - - два узких отверстия справа и слева от колонки. Выбираясь из цветка на волю, насекомое сначалавстречает на своем пути выпуклое рыльце. Грудь насекомого проходит непосредственно над рыльцем и о него насекомое и очищает принесенную пыльцу. Насекомое поднимается все выше и выше, ближе к свету, тут перед ним обнаруживается вторая преграда -- выход сужен. Когда насекомое с трудом протискивается мимо пыльника, большая порция пыльцы (у башмачка она не склеена в пол-линии) приклеивается к груди насекомого. Мелкие и ослабленные насекомые так приклеиваются к пыльнику, что остаются там навсегда, закупоривая выход. А те, кому посчастливится выбраться, уставшие и нередко мокрые (после вынужденного купания в скопившейся в туфельке дождевой воде), на некоторое время даже теряют способность к координированному движению. Но, отдохнув, они летят на другие цветки. Башмачки тоже относятся к категории обманщиков. Насекомых привлекает, видимо, нежный запах и яркий цвет губы и стаминодия, являющихся указателем не существующего на самом деле нектара.

Однако, несмотря на такие замечательные приспособления к опылению, опыляются далеко не все цветки. В связи с этим семенное размножение башмачка наблюдается не так часто.

Зацветает башмачок обычно довольно рано - в конце мая (на севере ареала и в горах позже - - в июле). Цветение растянуто на 2—3 нед. Отдельный цветок сохраняет свою свежесть (не будучи опыленным) довольно долго - - до 3 нед. После плодоношения растение продолжает вегетировать еще около месяца, отмирая при первых признаках резкого снижения температуры. В октябре в зимующих почках уже сформированы побеги будущего года.

Кроме описанного вида в Красную книгу внесен и другой башмачок — крупноцветковый. Его ареал значительно меньше - - в европейской части он указан только для Верхне-Днепровского и Волжско-Камского районов, в азиатской части более обычен растет в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. За пределами нашей страны — в Монголии, Китае и Японии башмачок крупноцветковый встречается значительно реже и еще реже образует значительные скопления.

Башмачок крупноцветковый растет по лиственным и смешанным, реже сосновым лесам, по лужайкам. Внешне он не менее красив, чем предыдущий вид. Это крупное (до 50—70 см) растение с укороченным корневищем, крупными листьями (до 17 см длины). Цветки обычно одиночные, с крупным листообразным прицветником (до 10 см длины). Околоцветник лилово- или фиолетово-розовый, с более темными жилками, нижняя сторона губы более бледная. Губа до 7 см длины, сильно вздутая, тычинок -две, третья превращена в стаминодий, беловатый, с фиолето­вопурпурными крапинками. Цветет в июне — июле.

multiurok.ru

Царство Растения. Общая характеристика - биология, уроки

3. Проблемное объяснение нового знания

Посмотрите на слайд №1. О ком пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. Запишите дом. Задание стр.6-13.

Посмотрите на слайд №3 и прочтите, что нам надо узнать на уроке.

Какими общими признаками обладают растения? Ответ найдите на стр.6.

Сколько царств живых организмов вы знаете? Все вместе заполняем кластер на слайде №5.

Как вы думаете, что такое жизненная форма растений? Посмотрите на слайд №6 и назовите жизненные формы данных растений.

Слайд №7 Что такое ботаника?

Какие растения изучает ботаника? (слайд №8)

Растения как и другие организмы состоят из клеток. На слайде №8 показано на какие две группы делятся растения. Приведите примеры.

Что такое орган? Высказываем предположения.

Читаем определение органа на стр. 10.

Посмотрите на растение, изображенное на слайде №9, какие органы у этого растения?

Посмотрите на слайд №10, у одноклеточных и многоклеточных водорослей есть органы?

Вводит понятия высшие и низшие растения, таллом.

Классифицируем органы высших растений слайд №11.

Посмотрите на слайд№12. Какие растения на нем вы видите?

Прочтите 4 абзац на стр.13. почему растения считают основой жизни?

Отвечают на вопрос и формулируют тему урока «Царстворастения. Внешнее строение и общая характеристика».

Отвечают на вопрос.

Читают задачи урока.

Отвечают на вопрос.

Называют царства

И заполняют кластер.

Отвечают на вопрос и называют жизненные формы: деревья, кустарники, кустарнички и травы

Отвечают, что это наука о растениях.

Объясняют, что такое культурные и дикорастущие растения, пользуясь учебником стр.8.

Приводят примеры одноклеточных и многоклеточных растений.

Высказывают предположения.

Читают определение органа на стр. 10.

Называют: корень, лист, стебель, цветок, плод, семя.

Отвечают, что у одноклеточных органов нет.

По рисунку классифицируют органы на вегетативные (корень, стебель, лист) и генеративные (цветок, плод, семя).

Называют цветковые и голосеменные. Объединяют их в группу семенные. Хвощи, плауны и папоротники в группу споровые, т.к. размножаются спорами.

Читают и отвечают на вопрос.

Познавательные :

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные:

Умение слушать других людей.

4. Первичное закрепление.

Составьте кластер «Царства живой природы» и сравните с эталоном. Слайд №1;,15.

Составьте кластер «Органы растений», распределите органы по группам. Слайд №!6,17,18.

Распределить растения по группам в зависимости от размножения (слайд №19,20) и сравнить по эталону.

Составляют кластер «Царства живой природы» и сравнивают с эталоном.

Составляют кластер «Органы растений», распределяют органы по группам. Слайд №!6,17,18.

Распределяют растения по группам в зависимости от размножения (слайд №19,20) и сравнивают по эталону.

Коммуникативные

Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в паре .

5 Итог урока (рефлексия)

Выполните задания в печатной тетради.

Ответьте на вопрос №3 стр. 13.

Выполняют задания в печатной тетради.

Отвечают на вопрос.

Коммуникативные:

Уметь грамотно и 

доходчиво объяснять

 свою мысль .

kopilkaurokov.ru

Урок для 7-го класса на повторение "Царство растений"

Разделы: Биология, Начальная школа

Класс делится на две команды для участия в конкурсах.

Сопровождается каждый конкурс показом слайдов (Приложение 1)

Учитель. Для того чтобы начать игру нам необходимо назвать наши команды команда ответит на вопрос и одновременно объявит свое название.

Вопрос к первой команде

Эти существа могут вызвать брожение, а если их покормить сахаром они увеличиваются в количественном составе. (Дрожжи)

Вопрос ко второй команде

Эти организмы живут вместе очень давно, никогда “не ругаются” и существовать друг без друга не могут. (Лишайник)

Каждая команда выбирает себе капитана.

Первый конкурс.

Конкурс- капитанов.

Капитаны отвечают на вопросы по очереди, за каждый правильный ответ максимальное количество 5 баллов.

  1. Дайте общую характеристику Низшим растениям.
  2. Дайте общую характеристику Высшим растениям.
  3. Назови три вида растения , у которых сложный лист.
  4. Назовите три растения с мочковатой корневой системой.
  5. Как называется процесс воспроизведения себе подобных и каким видам растения для этого необходима вода.
  6. Рост и развитие что это за свойство живого организма, и какая особенность этого свойства у растений.

Второй конкурс.

Конкурс “Найди чужого”

Двум командам предоставляется за определенное количество времени внимательно посмотреть на слайд и восстановить последовательность расположенных растений, выявить и доказать кто в каждой группе “чужой”. Доказательства по особенностям строения, и принадлежностью к семейству и т.д. Команды могут дополнять друг друга. Начинает доказательства та команда, которая по времени первая будет готова.

За правильность расположения растений дается 3 балла, за каждое доказательство по 1 баллу.

Третий конкурс

Конкурс “Ботаническая эстафета”

За одну минуту участники по очереди записывают на ватмане представителей

1 команда 2 команда
Отдела голосемянных Отдела покрытосемянных.

Выиграет та команда, которая напишет большее количество представителей.

Четвертый конкурс

“Знатоки”

Каждая команда выдвигает по два человека для участия в этом конкурсе. Предлагается слайд с заданием. Им нужно будет за три минуты посовещаться и дать правильный ответ. При этом, отвечают по очереди и если не защитывается ответ противника, они могут внести коррективы. За каждый правильный ответ дается 3 балла.

Пятый конкурс

“Литературный”

Участники каждой команды должны отгадать загадки.

Что не сеяно родится? (трава)

Берега зеленые, вода красная, рыбки черные (арбуз)

Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос)

Шарик бел, весь мир одел (хлопок)

Сижу на дереве красна, кругла как шар, сладка как мед (вишня)

Сидит на палочке в красной рубашечке, брюшко камешками набито (шиповник)

Сто одежек и все без застежек (капуста)

За каждый правильный ответ – 3 балла

Если остается время на уроке можно предложить

Шестой конкурс

“Музыкальный”

Участникам предлагается за одну минуту вспомнить песни, где упоминается, какое- либо растение. Затем команды по очереди предлагают версию своей песни в вокальном исполнении. Не допускается задержка времени выступления (по счету три).

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта