Наблюдение за растением 5 класс. Методическая разработка "Дневник фенологических наблюдений для 5 класса. Сентябрь".

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Практическая работа, экологический проект:"Весна", 5 класс. Наблюдение за растением 5 класс


Практическая работа, экологический проект:"Весна", 5 класс

Экологический проект "Фенологические наблюдения за растениями –Времена года".

Кожевникова Нина Николаевна учитель биологии

Разделы: Биология, Экология

Фенологические наблюдения - одна из наиболее доступных форм массовой школьной работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы.

Задание проекта рассчитано на групповую работу учащихся 5-8 классов.

Материалы могут быть использованы на уроках биологии, экологии и внеклассной деятельности.

Цели проекта:

  1. Наблюдение наступления различных сезонных изменений растений, происходящих в природе;

  2. Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.

Задачи проекта:

  1. Проследить за процессами, происходящими в природе осенью;

  2. Сравнить различные по своим условиям участки наблюдения;

  3. Научиться наблюдать различные фенологические фазы подготовки растений к зиме;

  4. Сделать выводы о зависимости сроков наступления различных фенологических фаз у растений осенью;

  5. Сформировать навыки правильного оформления своих исследований, делая их удобными для дальнейшей обработки и обобщения данных, полученных разными наблюдателями;

  6. Научиться работать группой по наблюдению сроков наступления весенних, осенних явлений в жизни растений.

Задание 1. Выбор участка для наблюдений.

Ход работы:

1. Начертите планы выбранных участков с указанием сторон горизонта, дорог, зданий поблизости. В зоне наблюдения (примерно 20 кв. метров) отметьте деревья, кустарники, клумбы. Постарайтесь определить, какие виды деревьев и кустарников растут на выбранных вами участках. Отметьте продолжительность освещения прямым солнечным светом участка (в часах, приблизительно).

2. Если наблюдение ведется за участком около дерева, то следует написать его вид и привести характеристики: примерная высота, диаметр ствола на уровне груди, высота прикрепления кроны, примерный диаметр кроны (определить по проекции кроны на земле), наличие повреждений, присутствие на дереве мхов, лишайников и др.

3. Если наблюдение ведется за участком газона или пустыря, отметьте наличие ограды, тропинок, культурных посадок. Ухаживают ли за участком, выкашивают ли траву на нем, производится ли выгул животных.

4. Сделайте фотографии ваших участков.

Задание 2. Провести наблюдения за растениями.

Ход работы:

Растение считают вступившим в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы будут обнаружены, хотя бы на отдельных ветках. Началом каждой фазы следует считать день, когда в нее вступит 10% растений того или иного вида на выбранном вами участке. Массовое наступление фазы отмечают, когда в нее вступает не менее 50% растений.

1. Наблюдение за началом раскраски листьев.

Начало осеннего расцвечивания отмечается тем днем, когда в кронах нескольких деревьев или кустарников данной породы появятся листья, изменившие свою летнюю окраску; в это время в кроне заметны отдельные окрашенные пятна.

2. Отметьте дату – начало “Весны ”.

3. Отметьте явление листопада.

4 За начало весны берём первые проталины и прилет скворцов. Полное созревание почек и их раскрытие, показывает полное наступление весны

За начало листопада принимается тот день, когда листья довольно заметно начинают опадать; при этом характерно, что они осыпаются даже в тихое время, независимо от ветра. Убедиться в том, начался листопад или нет, можно, тряхнув слегка ветку. Если при этом осыпается 3-5 листьев, то можно считать листопад начавшимся. Конец листопада отмечается в то время, когда данное растение окончило осыпать листья и стоит или совсем голым, или на его ветвях имеется всего несколько случайно задержавшихся листьев.

Полное оголение отмечается в тот момент, когда абсолютно все деревья и кустарники всех листопадных видов и форм на описываемой местности сбросили всю листву и стоят совершенно голыми.

4. Провести наблюдение за плодоношением деревьев и кустарников.

Наблюдая за плодоношением деревьев и кустарников, полезно вести количественную оценку урожая. Ее определяют в баллах по следующей шкале:

0 - неурожай; шишек, плодов и семян нет;

1 - урожай слабый; незначительное количество шишек, плодов и семян встречается на многих растениях;

2 - урожай средний; довольно значительное плодоношение на свободно растущих экземплярах и в насаждениях;

3 - хороший урожай; обильно плодоносит большинство растений;

4 - очень хороший урожай; обильное плодоношение в насаждениях.

Оценивать урожай древесных пород лучше всего в пору, когда плоды достигли нормальных размеров, но еще не созрели.

5. Провести наблюдение за травянистыми растениями.

Отметьте цветущие на наблюдаемом участке растения короткого дня.

За начало созревания берут дату, когда больше половины плодов на растении приобрели характерную окраску, а сами плоды или семена стали легко отделяться от материнской особи.

6. Отмечайте метеорологические условия в день наблюдений: температуру, осадки – дождь, град, первый снег, первые заморозки.

7. Наблюдения оформите в виде таблицы. Примерная таблица для времён года

(Приложение 1).

infourok.ru

Урок - экскурсия 5 класс

ВЕСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

учитель биологии Л.И. Лозовая

5 класс

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Форма урока: экскурсия.

Цель: выявить изменения в жизни растений и животных, связанные с наступлением весны на примере растений школьного двора.

Задачи:

-систематизировать знания учащихся о многообразии живых организмов;

-развивать умение наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы;

-познакомить учащихся с методами полевых исследований – наблюдением, измерением, описанием, объектов живой природы и применением этих методов на практике;

- подчеркнуть особенности весенних проявлений в жизни живых организмов;

-обратить внимание на антропогенные факторы;

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Используемые технологии: развивающее обучение, технология сотрудничества, исследовательская, ЗОЖ.

Материалы и оборудование: блокноты, карандаши, фотоаппараты, термометр, лупа, алгоритм работы для учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений и животных.

Приводить примеры названия различных растений и животных.

Метапредметные:

Личностные. Формирование: интереса к учению; эстетической культуры, через понимание красоты весенней природы.

Регулятивные. Получит возможность научиться: ставить цели и задачи; формировать навыки практической работы в природных условиях, творческого подхода к оформлению результатов экскурсии.

Коммуникативные. Получит возможность научиться:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

работать в группе;

учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;

вступать в диалог

Познавательные. Получит возможность научиться:

- проводить наблюдения под руководством учителя;

-строить логическое рассуждение.

Время проведения конец апреля начало мая.

Ход экскурсии:

I. Актуализация знаний.

Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать со стихотворения. В. Данько. Послушайте его внимательно. Это поможет нам сформулировать тему экскурсии.

Листики проснулисьВыбрались из почекПервые листочки,Радуются солнцу,Не поймут со сна:- Неужели это…Неужели лето?- Нет, еще не лето,Но уже –это что? Конечно же, весна.- Так о чем пойдет сегодня речь на нашей экскурсии? О весенних явлениях в жизни растений и животных.

Да, за окнами нашего класса действительно весна. Каждый человек по-своему видит приход весны. Поэты сочиняют стихотворения, художники пишут свои картины, музыканты сочиняют музыку. Мы с вами будем вести наблюдения за весенними изменениями в природе, сфотографировать наиболее интересные объекты.

Тема экскурсии: «весенние явления в жизни растений и животных.

Сейчас мы отправимся с вами на экскурсию, которая будет проходить на пришкольной территории. Работать будете в группах. Каждой группе будет дан маршрут экскурсии( Приложение 1), где указаны объекты исследований и порядок их изучения, Группы получают одинаковые задания, но выбирают для их выполнения разные участки на территории, определённой учителем. На выполнение задания учащимся отводится 20 минут. Карточку-задание получает каждый учащийся в группе.

II. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.

Для того чтобы ваши отчёты были сделаны отлично, необходимо быть внимательными и наблюдательными. Давайте вспомним качества внимательного человека.

- Умение полно подмечать особенности объектов, явлений и малозаметные детали

- Умение вести длительные наблюдения по плану, фиксировать изменения.

-  Умение делать выводы из наблюдений.

- Умение вести записи по результатам наблюдений.

III. Проведение экскурсии

1.Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

2.Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии

Проведение экскурсии – Движение по маршруту

1)Учащиеся выходят в школьный двор. Дети

делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление весны.(Приложение 1)

2)Осмотреть территорию школьного двора. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений.(Приложение 1)

3)Проанализировать весенние изменения у различных растений. Рассмотреть

почки. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.

4)Дети рассматривают цветение дерева. Замечают особенности их цветения, строения и распространения. (Приложение 1)

5)Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте.

Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением весны?

6)Наблюдали ли вы следы деятельности человека на обследуемом участке природы? Как можно охарактеризовать данную деятельность?

7)Выполнить фотосессию экскурсии.

IV.Подведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного, выводы. Заполнение отчетов.

V. Рефлексия

1.Руководители групп зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)

2.Обсуждение представленных творческих работ.

Говорят, красота в глазах того, кто смотрит. Спасибо вам за то, что вы смогли сегодня многое увидеть, почувствовать красоту весны.

А я закончу экскурсию, как и начала стихотворением.

Весна! Мы не деревья и не птицы,

Не честь людских забот и дел весной,

Но как похорошели у вас лица,

Как взгляд у вас похорошел!

(В. Тушнова)

VI. Домашнее задание.

Сделать фотоотчёт по экскурсии в виде презентации 3-4 слайда.

Маршрут экскурсии. Приложение 1.

Инструктивная карточка №1 - задания

Фенологические наблюдения экскурсионного дня по форме:

Инструктивная карточка №2 - задания

  1. Проведи наблюдения за весенними явлениями в живой природе и заполни недостающие слова в рассказе:

На пришкольной территории много деревьев, кустарников и трав. Сегодня на экскурсии мне встретилось лиственное дерево _____________, многолетние травы__________ и однолетнее растение ______________.У ________ распустились ___________, они ________________окраски, ____________ набрала цвет. У _________ имеются _____________, а у ________________ уже плоды. Высота этого растения достигает _______ см. Стебель и листья имеют _________ окраску. Веселые песенки поют ________, летают _________ в солнечные дни.

2. Какие изменения произошли по сравнению с зимой?__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________.

3.Следы деятельности человека на обследуемом участке природы? Как можно охарактеризовать данную деятельность?_______________________

________________________________________________________________

Инструктивная карточка №3– задания

Выбрать одно из деревьев, на школьном дворе и выполнить его описание.

Рисунок дерева

Характеристика

дерева

Изменения, произошедшие с деревом весной

Зарисовать

цветение дерева

Приложение 2.

Ключ для инструктивной карточки № 2

1.Проведи наблюдения за весенними явлениями в живой природе и заполни недостающие слова в рассказе:

На пришкольной территории много деревьев, кустарников и трав. Сегодня на экскурсии мне встретилось лиственное дерево береза, многолетние травы тюльпаны и однолетнее растение пастушья сумка. У березы распустились листья, они зеленой окраски, каштан набрала цвет. У тюльпана имеются бутоны, а у пастушьей сумки уже плоды. Высота этого растения достигает 15 см. Стебель и листья имеют зеленую окраску. Веселые песенки поют птицы, летают насекомые в солнечные дни.

2.Какие изменения произошли по сравнению с зимой? Распустились листья, выросли травы, некоторые деревья и кустарники набрали цвет, а береза уже отцвела. Прилетели перелетные птицы, проснулись насекомые.

3.Следы деятельности человека на обследуемом участке природы? Как можно охарактеризовать данную деятельность? На школьном дворе расположены две клумбы, за ними ухаживают учащиеся нашей школы. Это положительная деятельность людей. Они заботятся о красоте и уюте школьного двора.

Ключ для инструктивной карточки № 2

  1. Проведи наблюдения за весенними явлениями в живой природе и заполни недостающие слова в рассказе:

На пришкольной территории много деревьев, кустарников и трав. Сегодня на экскурсии мне встретилось лиственное дерево рябина, многолетние травы одуванчик и культурное растение роза. У рябины распустились листья, они зеленой окраски. У одуванчика имеются цветы, а у розы лишь стебель и листьяи бутоны. Высота этого растения достигает 15 см. Стебель и листья имеют зеленую окраску. Веселые песенки поют птицы, летают насекомые в солнечные дни.

2. Какие изменения произошли по сравнению с зимой? Распустились листья, выросли травы, некоторые деревья и кустарники набрали цвет, а береза уже отцвела. Прилетели перелетные птицы, проснулись насекомые.

3.Следы деятельности человека на обследуемом участке природы? Как можно охарактеризовать данную деятельность? ? На школьном дворе расположены две клумбы, за ними ухаживают учащиеся нашей школы. Это положительная деятельность людей. Они заботятся о красоте и уюте школьного двора.

infourok.ru

Дневник фенологических наблюдений 5-6 класс

Дневник

Фенологических наблюдений

Обучающегося МОУ- средней общеобразовательной школы с. Столыпино

_______________________________________________

Начат____________

Окончен______

с. Столыпино

Гидрометеорологические наблюдения.

событие

Даты

1.Появление первых воронок около деревьев в лесу.

2Появление первых проталин на полях.

.

3.Исчезновениеь сплошного снежного покрова .

4.Начало ледохода.

5.Конец ледохода.

6.Исчезновение ледяного покрова на стоячих водоемах.

7.Установление мягко- пластинчатого состояния почвы.

8.Первая гроза.

9.Последние заморозки в воздухе.

10.Последний заморозок на почве.

11Первый заморозок на почве.

12.Первый заморозок в воздухе.

13.Первый снег.

14.Появление льда на стоячих водоемах.

15.Ледостав на реке.

16.Образование устойчивого снегового покрова.

.

Наблюдения за растениями.

Явления

Дата наступления явлений

1.Начало сокодвижения у клена остролистого.

2.Начало сокодвижения у березы бородавчатой.

3.Начало цветения мать- мачехи.

4.Начало цветения ольхи серой, лещины.

5.Начало цветения красной вербы, осины.

6.Начало цветения вяза обыкновенного, калужницы.

7.Начало развертывания первых листьев у черемухи обыкновенной, зеленение лиственницы сибирской.

8.Распускание цветочных почек у яблони садовой.

9.Начало развертывания первых листьев у березы бородавчатой.

10.Начало цветения березы бородавчатой.

11.Первое появление сморчков и строчков.

12.Начало цветения тополей, одуванчика.

13.Начало цветения ивы ломкой, сурепки.

14.Начало развертывания первых листьев у осины.

15.Начало развертывания первых листьев у липы мелколепестной, дуба мелколепестного.

16.Начало цветения смородины красной.

17.Начало цветения черемухи обыкновенной, лесной земляники.

18.Начало цветения смородины черной.

19.Начало цветения купальницы европейской.

20.Начало цветения каштана конского, ландыша майского.

21.Началоцветения яблони садовой.

22.Начало цветения акации желтой.

23.Начало цветения сирени обыкновенной.

24.Начало колошения озимой ржи.

25.Начало цветения рябины обыкновенной.

26.Первое появление подберезовиков.

27.Начало цветения брусника. Первое появление боровиков.

28.Начало цветения сосны обыкновенной, герани лесной.

29.Начало цветения жимолости татарской(волчьих ягод).

30.Первое появление подосиновиков.

31.Начало рассеивание зрелых плодов вяза обыкновенного.

32.Первое появление маслят.

33.Начало цветения шиповника, калины обыкновенной.

34.Начало цветения акации белой , ежи сборной.

35.Первые зрелые ягоды лесной земляники.

36.Начало цветения донника лекарственного.

37.Появление первых лисичек.

38.Начало цветения иван-чая.

39.Начало цветения таволги вязолистной.

40.Первые зрелые плоды красной смородины.

41.Начало цветения цикория.

42.Начало цветения липы мелколистной.

43.Первые зрелые плоды лесной малины, черной смородины.

44.Первые зрелые плоды черемухи обыкновенной.

45.Первое появление рыжиков, груздя настоящего.

46.Начало восковой спелости озимой ржи.

47.Первые зрелые плоды садовой вишни .

48.Начало рассеивания спелых семян березы бородавчатой.

49.Массовое появление подберезовиков, подосиновиков, белых грибов.

50.Начало рассеивания зрелых плодов акации желтой.

51.Начало раскраски листьев у липы мелколипестной.

52.Начало раскраски листьев у вяза обыкновенного.

53.Начало раскраски листьев у клена остролистного.

54.Начало раскраски листьев у осины.

55.Начало листопада осины.

56.Начало раскраски листьев дуба летнего.

57.Начало опадения зрелых желудей у дуба летнего.

58.Первые зрелые плоды у калины обыкновенной.

59.Начало листопада у клена остролистного.

60.Начало пожелтения хвои у лиственницы обыкновенной.

61.Полная раскраска у листьев клена остролистного.

62.Полная раскраска листьев липы мелколипестной.

63.Полная раскраска листьев у осины.

64.Начало опадения зрелых крылаток у клена остролистного.

65.Полная раскраска листьев у берёзы бородавчатой.

66.Полное пожелтение хвои у лиственницы сибирской.

67.Конец листопада у липы мелколепестной, осины.

68. Конец листопада у клёна остролистного.

69. Конец листопада у вяза обыкновенного, каштана конского, берёзы бородавчатой.

70. Конец листопада у ольхи серой и чёрной, берёзы бородавчатой.

71. Конец листопада у яблони и вишни садовой.

72. Конец листопада у сирени обыкновенной.

Наблюдения за животными.

Явления

Даты наступления

2009

1.Первая песня большой синицы.

2.Первая барабанная дробь дятла.

3.Прилет передовых грачей.

4. .Прилет передовых скворцов.

5.Первая песня жаворонка.

6.Первое появление бабочки крапивницы.

7.Прилёт первых белых трясогузок.

8.Прилет первых уток-крякв

9. Первые стаи гусей.

10. Первые стаи журавлей.

11.Первое появление муравьёв на муравейниках.

12. .Первое появление шмелей.

13. .Первое кукование кукушки.

14.Прилёт первых деревенских ласточек.

15 Прилёт первых городских ласточек.

16.первый вылет майских жуков.

17.Первая песня соловья.

18.Начало пролёта журавлей.

19.Массовый отлёт деревенских ласточек.

20. .Начало пролёта серых гусей.

21.Первое появления снегирей.

22. .Начало пролёта свиристелей.

23. Массовый отлёт грачей.

Необычные явления природы.

год

Явление

дата

infourok.ru

4. Наблюдение за организмами на пробной площадке

Наблюдение — восприятие природных объектов с помощью органов чувств.

 

Чтобы определить число встречающихся особей или видов в каком-либо природном месте, обычно используют пробную площадку.

Пробная площадка — это ограниченный квадрат луга, болота или другого природного места. Его сторона обычно равна одному метру. При подсчёте мелких организмов обычно используют меньшую пробную площадку. При подсчёте крупных объектов, например, при подсчёте и идентификации деревьев в лесу, используют большую пробную площадку.

Для огораживания обычно используют сетку или рамку.

 

img_0419.jpg

1. Сформулируй исследуемый вопрос, например, «определить группы организмов и сосчитать число особей».

 

2. Выбери пробную площадку.

 

3. Выбранную пробную площадку огороди при помощи верёвки и колышков.

 

4. Определи и запиши, какие группы организмов встречаются на пробной площадке.

 

5. Сосчитай и запиши, сколько представителей каждой группы организмов встречается на пробной площадке.

 

6. Используя определители, консультацию учителя и свои знания, определи название отдельных особей.

Запись наблюдений

Результаты наблюдения удобно записывать в таблицу, например, представленную ниже.

 

Группа организмовКоличество особейНазвания

Цветущие растения

 

Слизни

\(5\)

 

\(2\)

Одуванчики

 

Слизни

 

Также опиши пробную площадку, где проводились наблюдения (где площадка находится, какие условия влажности, солнечное ли место и т. д.).

Анализ и оценка результатов

1. Сколько групп организмов удалось увидеть?

2. Каких организмов было больше всего?

3. Какие организмы встречались редко? 

4. Если работа происходила в группах, то свои результаты надо сравнить с результатами других групп.

Для каких организмов исследуемая среда приемлема, а для каких — нет? Обоснуй своё мнение полученными данными.

www.yaklass.ru

Методическая разработка "Дневник фенологических наблюдений для 5 класса. Сентябрь".

hello_html_m6a42360.jpg

ДНЕВНИК

ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ

НАБЛЮДЕНИЙ

учени____ 5 класса

МБОУ Верхнедонского района

Средне-Лопатинской основной общеобразовательной школы

Фамилия, имя

х. Казанская Лопатина

2016/2017 учебный год

hello_html_2ba7196.pngЗадания для любознательных учеников

1. Разреши спор мальчиков.

Сережа и Петя гуляли на улице. Мимо них проехал большой автомобиль, доверху нагруженный бревнами.

- Вот,- сказал Серёжа.- повезли… Сколько добра сгубили… Ведь с первого класса ещё говорят, что деревья ломать нельзя, они же кислород вырабатывают.

- А я думаю,- ответил ему Петя…

Что, по вашему мнению, мог сказать Петя?

2. Найдите и подготовьте сообщения о лекарственных растениях, произрастающих на территории нашего района и сельского поселения.

3. Составьте синквейн с ключевым словом РАСТЕНИЕ. Как это делать вам расскажет учитель.

4. Чем являются удобрения для растения благом или вредом? Выскажи свою точку зрения по этому вопросу.

5. Подготовься к обсуждению на тему: «Автомобиль друг или враг человека? Экологические проблемы Ростовской области».

12

hello_html_2bee6b9f.jpg

Дорогой пятиклассник!

За плечами начальная школа и перед тобой лежит удивительный мир открытий в области естественнонаучных знаний. В этом годы ты начинаешь изучать новый для тебя предмет – биологию. В начальных классах ты изучал предмет Окружающий мир. Биология будет касаться некоторых тем из курса Окружающего мира, но теперь ты, как взрослый исследователь, будущий ученый, сможешь вести наблюдения за живой природой, фиксировать изменения, которые в ней происходят. Свои наблюдения за живой природой ты будешь регистрировать в Дневнике, который держишь в руках. Это Дневник фенологических наблюдений. Фенология – наука, которая изучает сезонные периодические изменения в жизни растений и животных. Слово это греческое. «Файно» по-гречески – являю, «логос» - наука.

Ежедневно делай записи в своем Дневнике в соответствии с размещенными рекомендациями.

Удачи тебе,

юный исследователь природы!

1

1. Какое время года за окном?

____________________________________________

2. Как ты смог это определить? Запиши свои соображения по этому поводу.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тебе нравится время года, которое сейчас идет? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Придумай и запиши слова о времени года, которые возникают в твоем сознании, когда ты смотришь за окно.

___________________________________________________________________________________________________

2

А теперь подведем общий итог нашей работы в сентябре. hello_html_m282c6a9a.jpg

Мы живем в _______________________ области. Она находится на _________________ России. Наша

(севере, юге, западе, востоке)

область расположена в___________________________ природной зоне, поэтому у нас лето ______________________, а зима _______________________ . Мы живем в ____________________

(сельской, городской)

местности.

В нашей местности растут растения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Растениям в нашей местности жить _____________________________ , потому что __________________________________________________

____________________________________________________________ .

Мы ___________________ оказывать помощь растениям в нашей местности. Для этого __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11

12. Попробуй написать стихотворение об осени и прочти его товарищам в классе.

13. Во время экскурсии в природу сделай рисунок осеннего пейзажа. Придумай название своей картины.

____________________________________________

5. Придумай сказку или рассказ-приключение твоего любимого героя в настоящее время года.

6. Внимательно рассмотри задание на следующей странице. Перед тобой таблица. Работать с ней легко. На верхней строке ты видишь названия столбцов. Это параметры природы, за которыми ты будешь наблюдать каждый день. В конце месяца мы подведем итог и исследуем, какие изменения произошли в природе и что этому способствовало.

При работе с таблицей для удобства используй условные знаки. Познакомься с ними.

Облачность

- ясно. Светит солнце и на небе нет облаков.

- переменная облачность. Солнце светит и есть облака, которые иногда закрывают солнце.

- облачно. Небо закрыто облаками или тучами. Солнца совсем не видно.

Температура воздуха

Температуру воздуха определяй по термометру, расположенному на улице. Температура воздуха записывается так:

+15°С, -3°С, 0°С. Температуру измеряй в 13.00.

Буква С ([цэ], латинский язык) означает, что температуру воздуха мы измеряем при помощи шкалы, предложенной ученым физиком Цельсием. Есть и другие измерительные шкалы: по Фаренгейту, по Реомюру. С ними ты познакомишься при изучении физики в старших классах. Знаком [ °] в науке принято обозначать градус.

3

Осадки

. .

. . – дождь - снег

Δ – град  - снежная крупа

Атмосферные явления

 - радуга  - роса

 - иней  гололёд

- гроза  - изморозь

Изменения в жизни растений и животных

Эти графы заполняй кратко. Например: желтеют листья тополь, улетают утки, листопад клён и т.п.

Календарь природы

Название месяца: ___________________________

Темпе-

ратура

воздуха

Осадки

Атмо-

сферные

явления

Изменения в жизни растений

Изменения в жизни животных

01.09

02.09

03.09

04.09

05.09

06.09

07.09

4

14. Сделайте в классе гербарий из листьев тех растений, которые растут у вас в саду. Соедините свои работы в альбом.

Для этого собери от каждого растения по одному листу, вложи их между листами книги и оставь на 5-6 дней. За это время листья распрямятся и подсохнут. Напиши описание по плану:hello_html_m75a0126d.png

  1. Название растения.

  2. Дикорастущее оно или культурное.

  3. Бывают ли на нем плоды, какие они.

  4. Сделай рисунок этого растения и его плодов, если они есть.

Листья в гербарии пришиваются белыми нитками в трех местах.

Схема размещения информации на гербарном листе

Название растения

Лист растения

нарисуй

растение

_________________________

_________________________

Напиши о нем.

Красными черточками указано, где пришивать лист.

9

в дневник. Тебе в этом помогут предварительные записи.

Раньше всех растений листопад начался у ______________________________________________________________________________________ . Быстрее всего листопад закончился у ______________________________________________________________________________________ .

Самый длинный срок листопада наблюдался у ______________________________________________________________________________________ .

11. Совместно с товарищами по классу сделайте анализ температуры сентября. Результат своей работы оформите в виде лепестковой диаграммы.

8

5

А теперь подведем итоги:

Солнечных дней в сентябре _______________________________

Дней с переменной облачностью __________________________

Пасмурных дней_________________________________________

Выпало дождей _________________________________________

Узнай в Интернете какова месячная норма осадков в сентябре для нашей местности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Заполни круговую диаграмму «Состояние погоды в сентябре».

Инструкция по выполнению задания:

Секторы, соответствующие количеству солнечных дней закрась красным цветом. Секторы, соответствующие количеству дней с переменной облачностью закрась зеленым цветом.

Секторы, соответствующие количеству пасмурных дней закрась синим цветом.

Сделай вывод о том, каким был сентябрь: сухим, дождливым, умеренным.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6

8. Как, по твоему мнению, влияла погода на состояние жизни растений?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Как, по твоему мнению, влияла погода на состояние жизни животных?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Понаблюдай, как долго длится листопад у разных растений. Свои наблюдения записывай в таблицу.

Сделай вывод относительно своих наблюдений и запиши его в

7

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта