Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез". 6-й класс. Воздушное питание растений фотосинтез
Воздушное питание растений - фотосинтез
Воздушное питание растений - фотосинтез - Пономарева, Корнилова, Кучменко 1 часть 6 класс (ответы)
Задание 1. Рассмотрите в учебнике рисунок 90. Объясните роль фотосинтеза в жизни растений
Благодаря фотосинтезу растение получает органические вещества, необходимые ему в процессе жизнедеятельности
Задание 2. Отметьте знаком "+" номера правильных утверждений (прим.: здесь отмечено зеленым маркером)
1. Лист является специальным органом воздушного питания, так как при участии энергии солнечного света в хлоропластах из углекислого газа и воды образуются органические вещества
2. Сложный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах в течение суток безостановочно
3. Корневое питание обеспечивает растение минеральными солями и водой, а воздушное - является основным поставщиком органических веществ
4. Зеленые растения - автотрофы, то есть они способны самостоятельно создавать вещества из неорганических
Задание 3. Выполните практическое задание №5, данное в конце параграфа. Запишите результаты наблюдений и выводы
(Скорее всего, в конце предложен опыт, в котором растение ставят в темный шкаф). Если это так, то:
Растение в шкафу завянет, так как не получает достаточно света для процесса фотосинтеза. Это доказывает необходимость фотосинтеза в жизни растения
Задание 4. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения
1. Фотосинтез - единственный на планете процесс, связанный с превращением энергии солнечного света в энергию химических связей, заключенную в неорганических веществах
2. Все живые организмы существуют за счет солнечной энергии, заключенной в органических соединениях, образовавшихся в процессе фотосинтеза
3. Углекислый газ выделяется в процессе дыхания живых организмов, гниения, брожения, извержения вулканов, горения. Большая часть его арсходуется зелеными растениями при фотосинтезе на образование органических веществ
Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез". 6-й класс
Разделы: Биология
Образовательная цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.
Задачи.
Учебные:
- Систематизировать знания о строении и функции листа.
- Познакомиться с процессами, происходящими в зеленом листе.
- Сформулировать навыки практического применения знаний.
Развивающие:
- Формировать умение применять полученные знания на практике.
- Развивать познавательный интерес.
- Развитие речи и мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Оборудование: проектор, компьютер, таблицы «Внутреннее строение корня», «Клеточное строение листа», презентация по теме урока. Приложение 1
План урока:
- Организационный момент.
- Этап проверки знаний.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап первичной проверки понимания изученного.
- Этап применения знаний.
- Этап закрепления нового материала.
- Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
2. Этап проверки знаний
Учитель проводит фронтальный опрос.
- С каким важным свойством живых организмов мы познакомились на предыдущем уроке?
- Что такое питание?
- Какое значение этот процесс имеет для живых организмов?
- Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?
- Какие клетки корня принимают участие в поглощении этих веществ из почвы?
- Какие вещества растение получает из почвы? (Учащиеся рассказывают о значении для растений таких элементов как азот, калий, фосфор.)
3. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала
Учитель. Ученик прочитал в учебнике, что через корни в растения поступает вода и растворенные в ней минеральные соли, и задумался: «Растения содержат не только минеральные, но и органические вещества, откуда же растения получают органические вещества, если не из почвы?». Учитель показывает «таинственную шкатулку», в которой лежит кусочек каменного угля. Тайна растения спрятана в этой шкатулке. «Здесь спрятана солнечная энергия, которая была законсервирована тогда, когда на Земле еще не было динозавров». Как может быть спрятана солнечная энергия в каменном угле? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня дать ответ.
Чтобы ответить на этот вопрос нужно познакомиться со вторым способом питания растений – это воздушное питание. На уроке мы познакомимся с великой тайной растений и узнаем, как растения связывают все живое на земле с Космосом. Познакомимся с основной функцией зеленого листа. Узнаем, почему человек может погреться у костра, в который сложил холодные сухие ветки. Важны ли зеленые растения для жизни человека?
Тема урока «Воздушное питание растений. Фотосинтез». Слайд 1–2 Приложение 1
Около 300 лет многие ученые разгадывали тайну растения. Давайте и мы попытаемся проникнуть в эту тайну.
4. Этап усвоения новых знаний
Учитель. Иван Андреевич Крылов любил сочинять басни. Говорят, одну басню он сочинил так. Как-то раз Крылов неторопливо шел по Летнему саду. Ему нравился этот тенистый уголок Петербурга. Сюда не доносился шум большого города, а ветерок, тянувший с Невы, был свеж и располагал к сочинительству. Дойдя до конца аллеи, Иван Андреевич остановился перед высокой липой. Взглянул на черный ствол, поднял глаза к пышной, закрывающей солнце кроне. Подивился множеству листьев. Подумал: «Как роскошен зеленый наряд деревьев. И как в общем-то бесполезен….» Постоял минуту-другую, загадочно смотря ввысь, и вдруг произнес вслух: «А что, если….» В тот же вечер Крылов сочинил басню «Листы и корни». В ней говорилось о том, как возгордились листья, считая себя самыми важными частями дерева. И как корни напомнили зазнайкам, что именно от них, от корней, зависит жизнь дерева, потому что они питают его. А от листьев никакой пользы нет.
Запись в тетрадь: Орган растения. Лист.
В то время когда Крылов сочинил свою басню, люди еще не знали, для чего деревьям нужны листья, еще не было точных приборов, которые помогли бы раскрыть тайну зеленого «хитреца». Когда они появились, ученые смогли тщательно исследовать лист и заглянуть в его внутренние «покои». И тогда оказалось, что они нужны растению ничуть не меньше, чем корни. Что они способны на такие чудеса, какие под силу лишь волшебникам. Открытие этой тайны шло медленно и с большими трудностями. Считается, что главную функцию зеленого листа обнаружил английский ученый Д. Пристли в конце 18 века. Дополнили это открытие швейцарские ученые Сенебье и Сосюр, большой вклад внес русский ученый К.А.Тимирязев. Слайд 3–4
Итак, с чего же начинаются эти чудеса? С дыхания: вдох – выдох. Как у людей. Чем дышит человек? Носом. А у растений есть свои носы? Есть, только они не такие заметные.
Чтобы увидеть «носы» растений, нужно рассмотреть зеленый лист в микроскоп. Оказывается, лист совсем не гладкий. Больше всего он похож на решето с мелкими дырочками. Только дырочки не круглые, а узенькие – вроде щелочек. И называются они устьицами. Это и есть «носики», или, точнее, «ноздри», растения. Устьица с секретом: то открываются, то закрываются, как форточки в окне. Запись в тетрадь: Клетки. Устьица.
Учитель. Кто открывает и закрывает устьица?
Размер устьиц зависит от солнца: слабо светит – устьица широко открыты, жарко греет – пора прикрывать, а то лист перегреется. Утром, когда первые, робкие лучи солнца начинают освещать землю, устьица открываются. Через них внутрь листа проникает наружный воздух. Он состоит из смеси нескольких газов. Все они растению не нужны. Ему требуется лишь один – углекислый газ. Поэтому этот газ отделяется от других и задерживается внутри листа. А остальные газы удаляются наружу через те же устьица. Запись в тетрадь: Углекислый газ.
Заглянем в микроскоп. Снова заглянем в микроскоп и понаблюдаем за одной из клеток. Найдем в ней пластиды – хлоропласты. Вы заметили, что благодаря движению цитоплазмы, хлоропласты в листьях находятся в постоянном движении.
Учитель. Какого цвета хлоропласты? Зеленые. Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? Это хлорофилл. Хлорофилл – самое удивительное вещество на Земле. Он придает листьям зеленый цвет – его называют цветом жизни. Слайд 5
Запись в тетрадь: Хлоропласты.
Именно к хлоропластам и направляется почетный пленник – углекислый газ. Там его уже дожидается вода, которую добыли из земли корни и подали наверх – к листьям.
Учитель. Что образуется в листе с участием этих веществ? Давайте мы с вами откроем дверь в нашу воображаемую лабораторию и посмотрим опыты, которые впервые поставил немецкий ученый Ю. Сакс в 1864 году. Слайд 6–7.
Доказать, что зеленое растение только на свету образует органические вещества, можно простым опытом. Зеленое растение примулу, помещают в темный шкаф. Через 2-3 дня у этого растения черной бумагой закрывают часть одного листа и ставят растение на свет. Через 8–10 часов срезают этот лист, снимают с него пластинки бумаги. Оказывается, внешне лист никак не изменился. Но после его обесцвечивания (кипячением в спирте разрушается хлорофилл) и последующей обработки раствором йода можно увидеть, что незатемненная часть листа посинела, а бывшая затемненной часть листа приобрела желтый цвет йода.
Учитель. В чем кроется тайна зеленого листа? Какие клеточные структуры окрасились в синий цвет? Где же в клетках листа образуется крахмал?
В нашей виртуальной лаборатории есть прекрасный микроскоп. Давайте с его помощью посмотрим на посиневший лист. Я думаю, что нам удастся выяснить, что именно окрасилось в синий цвет. Так мы сможем понять, где в клетках листа образуется крахмал. Слайд 8 «Где в клетках листа образуется крахмал?» Что такое? При взгляде в микроскоп просто рябит в глазах от каких-то синих точек. Наведем четкость изображения. Да это же посинели наши давние знакомые – хлоропласты.
Вывод: органические вещества на свету образуются в зеленых клетках листа.
Учитель. «Ловушкой солнечных лучей» назвал хлорофилловое зерно Тимирязев. С первым лучом света в хлорофилловом зерне начинаются удивительные превращения.
Но причем тут свет? Оказывается, его роль в этом деле огромна. Потому что никакого чуда просто не произойдет, если на помощь листу не придет энергия солнечного света. Она, как двигатель, приводит в движение сложный механизм. Помогает в этом деле и способность хлоропластов поворачиваться то одним, то другим бочком к свету, чтобы лучше улавливать солнечные лучи. Под действием света хлоропласты приходят в такое возбужденное состояние, так напрягаются, что многие из них от непосильного труда разрушаются. Разрушаются, но дело свое делают. Когда в хлоропластах соединяются углекислый газ и вода, происходит настоящее чудо. От их соединения рождается совершенно новый продукт – крахмал. На такой фокус не способен ни один факир. Ни даже ученые всего мира. Запись в тетрадь: Органические вещества. Слайд 9
Учитель. Но что же от всего этого получает само растение? Зачем ему затрачивать такие усилия?
Крахмал, который вырабатывают зеленые листья, нужен для питания всех частей растения – от корней до цветков и плодов. Без сладкого угощения яблоки, абрикосы и прочие фрукты окажутся несладкими. Когда же сахар соединяется с веществами, которые добывают из земли корни, образуются белки и жиры. Они тоже нужны растению. Крахмал, образовавшись в клетках листа, превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам передается от листьев ко всем частям растения. Затем из сахара и минеральных солей растение создает необходимые ему белки, жиры, углеводы. Например, в семенах подсолнечника – много жира, в семенах фасоли много белка. А вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал. Слайд 10
Учитель. На что еще способны листья?
Еще 200 лет назад даже самые знаменитые ботаники не знали, что зеленые листья помогают нам дышать. Чтобы разгадать эту загадку, ученым пришлось провести множество опытов. Их ставили в разных странах люди самых разных профессий.
Первым, кто верно ответил на этот вопрос, был английский химик Джозеф Пристли. В этом ему помогли две мыши. Да, да, самые обычные серые мыши. Они были до того обычные, что не имели даже имен. Но благодаря опытам стали настолько знаменитыми, что о них до сих пор помнят ученые. Cлайд 11
Доктор Пристли в 70-х годах 18 века работал над очисткой воздуха, испорченного горением. Однажды он поймал мышь и посадил ее под плотно закрытый стеклянный колпак. Через несколько часов мышь погибла.
Учитель. Почему, ребята? Ответ учащихся: мышь израсходовала весь чистый воздух под колпаком. «Она задохнулась от недостатка хорошего воздуха», – решил ученый. Тогда Пристли изменил условия опыта. Он поместил под стеклянный колпак, наполненный этим воздухом (тогда еще не были открыты ни углекислый газ, ни кислород), зеленую веточку мяты, опущенную в воду, чтобы листья не завяли. Он хорошо знал, что для жизни растениям и животным нужен чистый воздух. Если мышь погибала под колпаком с испорченным воздухом, то, рассуждал ученый, должно погибнуть и растение. Спустя неделю он подошел к сосуду. К его удивлению растение выглядело превосходно. Прошла еще неделя, а мята росла лучше, чем на свежем воздухе. Ученый ввел в сосуд горящую свечу. Свеча горела ровным ярким пламенем. Удалив свечу, Пристли посадил под колпак мышонка. Проходили дни, мышонок ел, бегал, прыгал.
Учитель. К каким выводам пришел ученый?
«Значит, – решил Пристли, – листья растения постоянно обновляют воздух и делают его пригодным для дыхания». Когда англичане узнали про опыты Пристли, в стране началось небывалое увлечение комнатными растениями. Все вдруг захотели с их помощью оздоровлять воздух в своих домах. Комнаты «ломились» от обилия герани, фикусов, бегонии и других зеленых помощников. Мода на комнатные растения из Англии перекинулась в соседние страны.
В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала, мята засыхала.
Учитель. Как разрешить спор Шееле с Пристли? Ученики отвечают: ночью растения не очищают воздух. Голландский врач Ингенхауз также провел много точных опытов и доказал: «Листья действительно освежают, улучшают воздух, но делают это только днем – при солнечном свете, а в темноте ничего подобного не происходит». Работая на свое растение, листья оказывают огромную услугу всем живым существам на нашей планете: они выделяют в воздух живительный газ кислород, да в таком огромном количестве, что его хватает для дыхания всех людей и животных. Не будь кислорода, жизнь на Земле давно бы прекратилась. Слайд 12
Учитель. Откуда же появляется этот газ?
Когда в хлоропластах вода соединяется с углекислым газом, получается не только крахмал. Образуется еще много кислорода. Но в таком большом количестве он растению не нужен, и его излишки удаляются наружу через устьица. Так в воздух, которым мы дышим, постоянно добавляется живительный кислород. И чем больше будет на Земле растений, тем легче нам будет дышать. Поэтому те мальчишки, которые ломают ветки деревьев и обрывают листья, вредят самим себе. Ученые называют волшебные превращения в зеленом листе фотосинтезом. Слайд 13
Запись в тетрадь: Фотосинтез – это процесс протекающий в зеленых листьях растений на свету при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород. Слайд 14
5. Этап применения знаний
Учитель предлагает ребятам решить познавательные задачи.
Познавательная задача. Шестиклассник, узнав, что из воды и углекислого газа на солнечном свету образуется крахмал, решил получить его. Он поставил сифон с газированной водой (а газированная вода – это смесь углекислого газа и воды) на яркий солнечный свет. Образовался ли крахмал в сифоне? Что необходимо для образования крахмала? Значит главный участник процесса фотосинтеза – это хлорофилл.
Ну, а теперь давайте попробуем составить схему фотосинтеза. Слайд 15
Выдающийся русский ученый К.А.Тимирязев, изучив процесс фотосинтеза, пришел к выводу, что растение не только поглощает углекислый газ и воду, но и усваивает солнечную энергию. Вот как об этом он писал. «Когда– то, где– то на землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или лучше сказать на хлорофилловое зерно. Ударяясь в него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч Солнца согревает нас! Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу. Пища служит источником силы в нашем организме, потому только, что она – не что иное, как консерв солнечных лучей».
Учитель. Как вы понимаете: луч солнца вошел в состав хлеба, луч солнца согревает нас? К.А.Тимирязев первым доказал, что благодаря растениям на Земле накапливается энергия Солнца. Доказав это, Тимирязев, назвал роль растений на Земле космической.
Познавательная задача. Почему же сухие дрова выделяют тепло? Слайд 16
Дело в том, что за время своей жизни деревья и другие растения запасают в своих клетках солнечную энергию. Она сохраняется в виде энергии, заключенной в органических питательных веществах. А затем, при горении, происходят различные
химические превращения, которые «высвобождают» спрятанную про запас энергию в виде тепла.
Познавательная задача. Дрова, заготовленные зимой, ценятся выше, чем заготовленные летом. Они лучше горят и дают больше тепла. С чем это связано?
Английский ученый Томсон лорд Кельвин еще в 1898 году утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется огромное количество углекислого газа. Это утверждение опроверг К.А.Тимирязев.
Учитель. Какими фактами руководствовался ученый?
Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев назвал зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха.
Учитель. В ходе урока было доказано, что без зеленого листа не только не может жить растение, но и не было бы вообще жизни на Земле, так как кислород земной атмосферы, которым дышат все живые существа, был наработан в процессе фотосинтеза. Зеленым листьям растений принадлежит ведущая роль в круговороте кислорода на нашей планете. Так какое же значение имеет фотосинтез? Слайд 17–18
6. Этап первичной проверки понимания изученного
Учащиеся поднимают карточки с терминами.
- В листьях есть органы для дыхания и газообмена – это… (устьица).
- Через устьица поступает в лист… (углекислый газ).
- От корневой системы поступает… (вода и минеральные соли).
- Солнечный свет попадает на зеленые пластиды… (хлоропласты).
- В хлоропластах образуется… (крахмал)
- Из листьев в окружающую среду выделяется… (кислород).
7. Этап закрепления нового материала
1. Может ли крахмал образовываться в клетках растений в темноте?
- Да
- Нет
2. В какое из веществ не может превращаться сахар, который образуется в клетках в процессе фотосинтеза?
- Белки
- Жиры
- Крахмал
- Минеральные соли
3. В каких частях растения образуются питательные вещества при воздушном питании?
- В корнях
- В листьях
- В стеблях
4. Как называется зеленый пигмент в клетках растений?
- Меланин
- Хлорофилл
- Ксантофил
5. Какой газ поглощают клетки растений в процессе фотосинтеза?
- Кислород
- Углекислый газ
6. Какой газ выделяют растения в процессе фотосинтеза?
- Кислород
- Углекислый газ
7. В какое время суток происходит выделение кислорода?
- Днем
- Ночью
8 Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)
Разделы: Биология
Задачи:
- Развивающие: развивать в детях способность к логическому мышлению, умение работать со схемами, устанавливать связь между внутренним строением органа и его функциями.
- Образовательные: углубить и расширить представление о питании растений, изучить суть фотосинтеза и его значение в жизни растения.
- Воспитательные: формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Оборудование: схема “ Фотосинтез”, видеофрагмент “Питание растения”, информационные листы.
Этапы урока:
1.Питание растения. 2.Лист – лаборатория растения. 3.Значение фотосинтеза.
Ход урока
1.Приветствие. 2.Урок сегодня мы посвятим дереву.
Вслушайтесь в стихотворение И. Сельвинского:
Какое сложное явленье – дерево. Вглядитесь! В каждом облик утомленный, Ему на долю пало древнее: Оно глотает солнце как лимоны. Потом хвоей зеленой и листвой Раздаривает это солнце. Заснет. Но исполинский подвиг свой Опять свершает тут же, как проснется. В нем жизни вековое волшебство, В нем бьются воды, что волны покрепче. Оно шумит, шуршит и что-то шепчет, И хочет, чтобы поняли его… - У вас возникли вопросы? Зачем дерево глотает солнце? Как вы это понимаете? Что за волшебство происходит в дереве? - Вы хотите понять дерево? Шкатулка с каменным углем. Тайна растения спрятана в этой шкатулке. Хотите узнать?
“Здесь спрятана солнечная энергия, которая была законсервирована тогда, когда на земле еще не было динозавров”
- Как может быть спрятана солнечная энергия в каменном угле?
Мы попытаемся сегодня ответить на все эти вопросы.
Мы познакомимся с великой тайной растения и узнаем, как растения связывают все живое на Земле с космосом. Мы узнаем, почему человек может погреться у костра, в который сложил сухие холодные ветки или у печки, которая топится вовсе не горячими дровами или углем.
Тема урока “Воздушное питание растений.”
Эпиграфом к нашему уроку послужат слова выдающегося русского академика К.А. Тимирязева:
“Растение – посредник между небом и землей. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. похищенный им луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника. и перо поэта.”
Около 300 лет многие ученые разгадывали тайну растения.
Давайте и мы с вами попытаемся проникнуть в эту тайную.
Сегодня на уроке мы научимся:
- выделять главную информацию - составлять схемы - слышать друг друга - критически оценивать себя
Мы будем работать по этапам (на доске) и информационными картами.
Этапы:
1. Питание растения. 2.Лист-лаборатория. 3. Значение фотосинтеза:
- что такое питание? - зачем нужно питание всем живым организмам? - какой тип питания вам известен?
Слайд “Питание растения”.
- Какой орган участвует в почвенном питании? - Какие вещества поступают в корень? - В воздушном питании участвуют листья - Как вы думаете, какое вещество поступает в листья при воздушном питании?
Проверим ваше предположение.
Мы посмотрим опыты, которые впервые поставил первые немецкий ученый Юлиус Сакс в 1864 г. После просмотра ответьте на вопросы п.1. в информационной карте.
Видео “Воздушное питание растений”.
- Какой продукт образовался? (крахмал) - Какие вещества для этого потребовались? (углекислый газ и вода) - Как в лист проникает углекислый газ? (через устьица) - Какое еще условие потребовалось? (солнечный свет)
Ваши предположения подтвердились.
Но если мы нальем в стакан воды, пропустим углекислый газ, поставим на подоконник и будем ждать появления крахмала. Дождемся ли мы?
Тимирязев писал: “Дайте самому лучшему повару сколько угодно воздуха, солнечного света и целую речку воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил сахар, жиры и он решит , что вы над ним смеетесь. Но то, что человеку кажется совершенно фантастичным, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растения”.
- В чем же кроется тайна зеленого листа? - Какие клеточные структуры окрасились в синий цвет? (хлоропласты) - Что содержат хлоропласты? (хлорофилл)
Хлорофилл – самое удивительное вещество на земле. Он придает листьям зеленый цвет – его называют цветом жизни.
- Какую роль выполняет хлорофилл в клетке?
Обратитесь к информационной карте п.2.
“Хлорофилл поглощает солнечную энергию и превращает ее в химическую энергию органических веществ”
В хлоропластах соединяются углекислый газ и водород из воды, и происходит настоящее чудо. От их соединения рождается совершенно новый продукт – сахар. Этот процесс называется фотосинтезом.
Прочитайте в информационной карте п. 3 определение фотосинтеза.
- При каких условиях происходит фотосинтез? (углекислый газ, вода, хлорофилл, солнечный свет)
- А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез? (нет, т.к. в них разрушен хлорофилл) Фотосинтез является едва ли не самым замечательным на нашей планете. Благодаря нему существует все живое на нашей планете.
Работа в группах
Ученые называют лист – лабораторией растения.
Представим себя в лаборатории растения.
На ваших столах – зеленые листы с изображением листа. Ваша задача – выбрать карточки с нужными словами на лотках и приклеить на правую часть схемы условия фотосинтеза, а на левую продукты.
Проверка.
- У вас осталась чистая карточка. Может быть она лишняя? А может еще какое- то вещество образуется при фотосинтезе? - Давайте выясним.
Прочитайте в информационной карте п.4
“Используя солнечную энергию, растение путем сложных химических превращений из простых неорганических веществ образует сложные вещества и кислород, который выделяется через устьица. Крахмал, который образуется при этом, расходуется на процессы жизнедеятельности или откладывается про запас. В ходе фотосинтеза солнечная энергия преобразуется в химическую”.
- Какое вещество, кроме названных, образуется при фотосинтезе? (кислород)
Напишите это слово на пустых карточках.
- Как вы думаете, через что выделяется кислород? (через устьица)
Английский ученый лорд Кальвин в 1898 г. утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется огромное количество углекислого газа. Что не учел лорд Кальвин ? (растения выделяют кислород в воздух, которым дышит все живое)
Все знают, что хорошо дышится там, где много растений. Воздух в лесу свежий, в нем много кислорода. Взрослый человек за сутки вдыхает 430 г кислорода. Легковой автомобиль за 1 000 км пробега потребляет столько кислорода, сколько хватило бы одному человеку на целый год.
Подумаем вместе, влияет ли загрязненность воздуха на интенсивность фотосинтеза? (Да, поскольку запыленный воздух затрудняет газообмен через устьица).
- О значении фотосинтеза для растения прочитайте информационной карте п.5.
“Значение фотосинтеза огромно, т.к. растение использует органические вещества для жизнедеятельности и как строительный материал; работая на растение, листья выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов; растения, благодаря фотосинтезу, запасают питательные вещества в разных органах”.
Слайд “Плоды”
- Какое же значение имеет фотосинтез?
1. Источник кислорода. 2.Образование органических веществ. 3. Преобразование солнечной энергии.
Теперь мы можем ответить на вопросы, которые возникли у нас в начале урока?
- Что значит “растение глотает солнце” (хлорофилл поглощает солнечную энергию) - А что раздаривает солнце? (энергию) - В чем заключается подвиг растения? (энергия нужна всему живому, а ее передают от Солнца растения) - О каком волшебстве идет речь? (о фотосинтезе)
Какая же тайна спрятана в каменном угле? (солнечная энергия)
Когда-то очень давно растение ее поглотило, хранило долго, а теперь оно может отдать ее в виде тепла.
Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.
Сегодня у нас работают группы “математиков”, “фантазеров”, “натуралистов”, “историков”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.
Работа в группах
На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания
Фантазеры”.
1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести?
2. “Математики” Решите задачу:
Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. Какое количество кислорода нужно в сутки жителям города в 1 млн. .человек? Какое количество углекислого газа при этом выделится?. Сколько га леса “работает” на жителей этого города, если 1 га поглощает столько углекислого газа, сколько выделяет 200 человек?
3. “Натуралисты” В нашей природной зоне происходит смена времен года. Осенью растения сбрасывают листву и до весны находятся без зеленых листьев. Почему не истощается запас кислорода?
4. “Историки” В 1630 году ученый Ван-Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 65 кг, а вес почвы уменьшился на 50 г. За счет чего выросла ива? Объясните результаты опыта.
- А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в комнате?
(Посадить растение).
Все молодцы справились с очень непростыми задачами.
- Ребята, а вы можете способствовать поддержанию кислорода в вашем городе? - А что вы можете сделать?
Сегодня на уроке вы хорошо работали.
Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать
Попробуйте закончить предложение…
Сегодня на уроке:
я узнал… самым трудным для меня было… меня больше всего удивило….
Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.
- “Желтые” - прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”.
- “Синие” - надо подумать, догадаться: “Возможен ли фотосинтез в плодах растений? Ответ поясните”.
- “Зеленые” - выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке. “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”
В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у березы…”
Чему бы вы хотели поучиться у дерева?
Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец.
Спасибо всем за урок.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок по теме " Воздушное питание растений. Фотосинтез"
Тема урока « Воздушное питание растений. Фотосинтез.
Образовательная цель:
Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.
Задачи урока.
Учебные:
Систематизировать знания о строении и функции листа.
Познакомиться с процессами, происходящими в зеленом листе.
Сформулировать навыки практического применения знаний.
Развивающие:
Формировать умение применять полученные знания на практике.
Развивать познавательный интерес.
Развитие речи и мышления.
Воспитательные:
Воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Оборудование: проектор, компьютер, таблицы « Внутреннее строение корня», « Клеточное строение листа», презентация по теме урока. Приложение .
Ход урока:
Организационный момент.
Этап проверки знаний.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Этап усвоения новых знаний.
Этап первичной проверки понимания изученного.
Этап применения знаний.
Этап закрепления нового материала.
Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
Этап проверки знаний.
Учитель проводит фронтальный опрос.
С каким важным свойством живых организмов мы познакомились на предыдущем уроке?
Что такое питание?
Какое значение этот процесс имеет для живых организмов?
Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?
Какие клетки корня принимают участие в поглощении этих веществ из почвы?
Какие вещества растение получает из почвы? (Учащиеся рассказывают о значении для растений таких элементов как азот, калий, фосфор).
Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала.
Учитель. Ученик прочитал в учебнике, что через корни в растения поступает вода и растворенные в ней минеральные соли, и задумался: « Растения содержат не только минеральные, но и органические вещества, откуда же растения получают органические вещества, если не из почвы?». Учитель показывает « таинственную шкатулку», в которой лежит кусочек каменного угля. Тайна растения спрятана в этой шкатулке. « Здесь спрятана солнечная энергия, которая была законсервирована тогда, когда на Земле еще не было динозавров». Как может быть спрятана солнечная энергия в каменном угле? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня дать ответ.
Чтобы ответить на этот вопрос нужно познакомиться со вторым способом питания растений – это воздушное питание. На уроке мы познакомимся с великой тайной растений и узнаем, как растения связывают все живое на земле с Космосом. Познакомимся с основной функцией зеленого листа. Узнаем, почему человек может погреться у костра, в который сложил холодные сухие ветки. Важны ли зеленые растения для жизни человека?
Тема урока «Воздушное питание растений. Фотосинтез». Слайд № 1-2
Около 300 лет многие ученые разгадывали тайну растения. Давайте и мы попытаемся проникнуть в эту тайну.
Этап усвоения новых знаний.
Учитель. Иван Андреевич Крылов любил сочинять басни. Говорят, одну басню он сочинил так. Как – то раз Крылов неторопливо шел по Летнему саду. Ему нравился этот тенистый уголок Петербурга. Сюда не доносился шум большого города, а ветерок, тянувший с Невы, был свеж и располагал к сочинительству. Дойдя до конца аллеи, Иван Андреевич остановился перед высокой липой. Взглянул на черный ствол, поднял глаза к пышной, закрывающей солнце кроне. Подивился множеству листьев. Подумал: « Как роскошен зеленый наряд деревьев. И как в общем-то бесполезен….» Постоял минуту-другую, загадочно смотря ввысь, и вдруг произнес вслух: « А что, если….» В тот же вечер Крылов сочинил басню « Листы и корни». В ней говорилось о том, как возгордились листья, считая себя самыми важными частями дерева. И как корни напомнили зазнайкам, что именно от них, от корней, зависит жизнь дерева, потому что они питают его. А от листьев никакой пользы нет.
Запись в тетрадь: Орган растения. Лист.
В то время когда Крылов сочинил свою басню, люди еще не знали, для чего деревьям нужны листья, еще не было точных приборов, которые помогли бы раскрыть тайну зеленого « хитреца». Когда они появились, ученые смогли тщательно исследовать лист и заглянуть в его внутренние «покои». И тогда оказалось, что они нужны растению ничуть не меньше, чем корни. Что они способны на такие чудеса, какие под силу лишь волшебникам. Открытие этой тайны шло медленно и с большими трудностями. Считается, что главную функцию зеленого листа обнаружил английский ученый Д. Пристли в конце 18 века. Дополнили это открытие швейцарские ученые Сенебье и Сосюр, большой вклад внес русский ученый К.А.Тимирязев. Слайд № 3-4
Итак, с чего же начинаются эти чудеса? С дыхания: вдох – выдох. Как у людей. Чем дышит человек? Носом. А у растений есть свои носы? Есть, только они не такие заметные.
Чтобы увидеть « носы» растений, нужно рассмотреть зеленый лист в микроскоп. Оказывается, лист совсем не гладкий. Больше всего он похож на решето с мелкими дырочками. Только дырочки не круглые, а узенькие – вроде щелочек. И называются они
устьицами. Это и есть « носики», или, точнее, « ноздри», растения. Устьица с секретом: то открываются, то закрываются, как форточки в окне. Запись в тетрадь: Клетки. Устьица.
Учитель. Кто открывает и закрывает устьица?
Размер устьиц зависит от солнца: слабо светит - устьица широко открыты, жарко греет - пора прикрывать, а то лист перегреется. Утром, когда первые, робкие лучи солнца начинают освещать землю, устьица открываются. Через них внутрь листа проникает наружный воздух. Он состоит из смеси нескольких газов. Все они растению не нужны. Ему требуется лишь один – углекислый газ. Поэтому этот газ отделяется от других и задерживается внутри листа. А остальные газы удаляются наружу через те же устьица. Запись в тетрадь: Углекислый газ.
Заглянем в микроскоп. Снова заглянем в микроскоп и понаблюдаем за одной из клеток. Найдем в ней пластиды – хлоропласты. Вы заметили, что благодаря движению цитоплазмы, хлоропласты в листьях находятся в постоянном движении.
Учитель. Какого цвета хлоропласты? Зеленые. Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? Это хлорофилл. Хлорофилл – самое удивительное вещество на Земле. Он придает листьям зеленый цвет – его называют цветом жизни. Слайд № 5
Запись в тетрадь: Хлоропласты.
Именно к хлоропластам и направляется почетный пленник – углекислый газ. Там его уже дожидается вода, которую добыли из земли корни и подали наверх – к листьям.
Учитель. Что образуется в листе с участием этих веществ? Давайте мы с вами откроем дверь в нашу воображаемую лабораторию и посмотрим опыты, которые впервые поставил немецкий ученый Ю. Сакс в 1864 году. Слайд № 6-7.
Доказать, что зеленое растение только на свету образует органические вещества, можно простым опытом. Зеленое растение примулу, помещают в темный шкаф. Через 2-3 дня у этого растения черной бумагой закрывают часть одного листа и ставят растение на свет. Через 8-10 часов срезают этот лист, снимают с него пластинки бумаги. Оказывается, внешне лист никак не изменился. Но после его обесцвечивания (кипячением в спирте разрушается хлорофилл) и последующей обработки раствором йода можно увидеть, что незатемненная часть листа посинела, а бывшая затемненной часть листа приобрела желтый цвет йода.
Учитель. В чем кроется тайна зеленого листа? Какие клеточные структуры окрасились в синий цвет? Где же в клетках листа образуется крахмал?
В нашей виртуальной лаборатории есть прекрасный микроскоп. Давайте с его помощью посмотрим на посиневший лист. Я думаю, что нам удастся выяснить, что именно окрасилось в синий цвет. Так мы сможем понять, где в клетках листа образуется крахмал. Слайд № 8 « Где в клетках листа образуется крахмал?» Что такое? При взгляде в микроскоп просто рябит в глазах от каких – то синих точек. Наведем четкость изображения. Да это же посинели наши давние знакомые – хлоропласты.
Вывод: органические вещества на свету образуются в зеленых клетках листа.
Учитель. « Ловушкой солнечных лучей» назвал хлорофилловое зерно Тимирязев. С первым лучом света в хлорофилловом зерне начинаются удивительные превращения.
Но причем тут свет? Оказывается, его роль в этом деле огромна. Потому что никакого чуда просто не произойдет, если на помощь листу не придет энергия солнечного света. Она, как двигатель, приводит в движение сложный механизм. Помогает в этом деле и способность хлоропластов поворачиваться то одним, то другим бочком к свету, чтобы лучше улавливать солнечные лучи. Под действием света хлоропласты приходят в такое возбужденное состояние, так напрягаются, что многие из них от непосильного труда разрушаются. Разрушаются, но дело свое делают. Когда в хлоропластах соединяются углекислый газ и вода, происходит настоящее чудо. От их соединения рождается
совершенно новый продукт – крахмал. На такой фокус не способен ни один факир. Ни даже ученые всего мира. Запись в тетрадь: Органические вещества. Слайд № 9
Учитель. Но что же от всего этого получает само растение? Зачем ему затрачивать такие усилия?
Крахмал, который вырабатывают зеленые листья, нужен для питания всех частей растения – от корней до цветков и плодов. Без сладкого угощения яблоки, абрикосы и прочие фрукты окажутся несладкими. Когда же сахар соединяется с веществами, которые добывают из земли корни, образуются белки и жиры. Они тоже нужны растению. Крахмал, образовавшись в клетках листа, превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам передается от листьев ко всем частям растения. Затем из сахара и минеральных солей растение создает необходимые ему белки, жиры, углеводы. Например, в семенах подсолнечника – много жира, в семенах фасоли много белка. А вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал. Слайд № 10
Учитель. На что еще способны листья?
Еще 200 лет назад даже самые знаменитые ботаники не знали, что зеленые листья помогают нам дышать. Чтобы разгадать эту загадку, ученым пришлось провести множество опытов. Их ставили в разных странах люди самых разных профессий.
Первым, кто верно ответил на этот вопрос, был английский химик Джозеф Пристли. В этом ему помогли две мыши. Да, да, самые обычные серые мыши. Они были до того обычные, что не имели даже имен. Но благодаря опытам стали настолько знаменитыми, что о них до сих пор помнят ученые. Cлайд № 11
Доктор Пристли в 70- годах 18 века работал над очисткой воздуха, испорченного горением. Однажды он поймал мышь и посадил ее под плотно закрытый стеклянный колпак. Через несколько часов мышь погибла.
Учитель. Почему, ребята? Ответ учащихся: мышь израсходовала весь чистый воздух под колпаком. «Она задохнулась от недостатка хорошего воздуха», - решил ученый. Тогда Пристли изменил условия опыта. Он поместил под стеклянный колпак, наполненный этим воздухом (тогда еще не были открыты ни углекислый газ, ни кислород), зеленую веточку мяты, опущенную в воду, чтобы листья не завяли. Он хорошо знал, что для жизни растениям и животным нужен чистый воздух. Если мышь погибала под колпаком с испорченным воздухом, то, рассуждал ученый, должно погибнуть и растение. Спустя неделю он подошел к сосуду. К его удивлению растение выглядело превосходно. Прошла еще неделя, а мята росла лучше, чем на свежем воздухе. Ученый ввел в сосуд горящую свечу. Свеча горела ровным ярким пламенем. Удалив свечу, Пристли посадил под колпак мышонка. Проходили дни, мышонок ел, бегал, прыгал.
Учитель. К каким выводам пришел ученый?
« Значит, - решил Пристли, - листья растения постоянно обновляют воздух и делают его пригодным для дыхания». Когда англичане узнали про опыты Пристли, в стране началось небывалое увлечение комнатными растениями. Все вдруг захотели с их помощью оздоровлять воздух в своих домах. Комнаты « ломились» от обилия герани, фикусов, бегонии и других зеленых помощников. Мода на комнатные растения из Англии перекинулась в соседние страны.
В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала, мята засыхала.
Учитель. Как разрешить спор Шееле с Пристли? Ученики отвечают: ночью растения не очищают воздух.
Голландский врач Ингенхауз также провел много точных опытов и доказал: «Листья действительно освежают, улучшают воздух, но делают это только днем – при солнечном свете, а в темноте ничего подобного не происходит». Работая на свое растение, листья оказывают огромную услугу всем живым существам на нашей планете: они выделяют в воздух живительный газ кислород, да в таком огромном количестве, что его хватает для дыхания всех людей и животных. Не будь кислорода, жизнь на Земле давно бы прекратилась. Слайд № 12
Учитель. Откуда же появляется этот газ?
Когда в хлоропластах вода соединяется с углекислым газом, получается не только крахмал. Образуется еще много кислорода. Но в таком большом количестве он растению не нужен, и его излишки удаляются наружу через устьица. Так в воздух, которым мы дышим, постоянно добавляется живительный кислород. И чем больше будет на Земле растений, тем легче нам будет дышать. Поэтому те мальчишки, которые ломают ветки деревьев и обрывают листья, вредят самим себе. Ученые называют волшебные превращения в зеленом листе фотосинтезом. Слайд № 13
Запись в тетрадь: Фотосинтез – это процесс протекающий в зеленых листьях растений на свету при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород. Слайд № 14
Этап применения знаний.
Учитель предлагает ребятам решить познавательные задачи.
Познавательная задача. Шестиклассник, узнав, что из воды и углекислого газа на солнечном свету образуется крахмал, решил получить его. Он поставил сифон с газированной водой (а газированная вода – это смесь углекислого газа и воды) на яркий солнечный свет. Образовался ли крахмал в сифоне? Что необходимо для образования крахмала? Значит главный участник процесса фотосинтеза – это хлорофилл.
Ну, а теперь давайте попробуем составить схему фотосинтеза. Слайд № 15
Выдающийся русский ученый К.А.Тимирязев, изучив процесс фотосинтеза, пришел к выводу, что растение не только поглощает углекислый газ и воду, но и усваивает солнечную энергию. Вот как об этом он писал. « Когда- то, где- то на землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или лучше сказать на хлорофилловое зерно. Ударяясь в него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч Солнца согревает нас! Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу. Пища служит источником силы в нашем организме, потому только, что она – не что иное, как консерв солнечных лучей».
Учитель. Как вы понимаете: луч солнца вошел в состав хлеба, луч солнца согревает нас? К.А.Тимирязев первым доказал, что благодаря растениям на Земле накапливается энергия Солнца. Доказав это, Тимирязев, назвал роль растений на Земле космической.
Познавательная задача. Почему же сухие дрова выделяют тепло? Слайд № 16
Дело в том, что за время своей жизни деревья и другие растения запасают в своих клетках солнечную энергию. Она сохраняется в виде энергии, заключенной в органических питательных веществах. А затем, при горении, происходят различные
химические превращения, которые « высвобождают» спрятанную про запас энергию в виде тепла.
Познавательная задача. Дрова, заготовленные зимой, ценятся выше, чем заготовленные летом. Они лучше горят и дают больше тепла. С чем это связано?
Английский ученый Томсон лорд Кельвин еще в 1898 году утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется огромное количество углекислого газа. Это утверждение опроверг К.А.Тимирязев.
Учитель. Какими фактами руководствовался ученый?
Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев назвал зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха.
Учитель. В ходе урока было доказано, что без зеленого листа не только не может жить растение, но и не было бы вообще жизни на Земле, так как кислород земной атмосферы, которым дышат все живые существа, был наработан в процессе фотосинтеза. Зеленым листьям растений принадлежит ведущая роль в круговороте кислорода на нашей планете. Так какое же значение имеет фотосинтез? Слайд № 17-18
Этап первичной проверки понимания изученного.
Учащиеся поднимают карточки с терминами.
В листьях есть органы для дыхания и газообмена – это…..(устьица).
Через устьица поступает в лист……. (углекислый газ).
От корневой системы поступает …… (вода и минеральные соли).
Солнечный свет попадает на зеленые пластиды ……(хлоропласты).
В хлоропластах образуется…………..(крахмал)
Из листьев в окружающую среду выделяется ………(кислород).
Этап закрепления нового материала.
Может ли крахмал образовываться в клетках растений в темноте?
1. Да 2. Нет
В какое из веществ не может превращаться сахар, который образуется в клетках в процессе фотосинтеза?
1. Белки 2. Жиры 3. Крахмал 4. Минеральные соли
В каких частях растения образуются питательные вещества при воздушном питании?
1. В корнях 2. В листьях 3. В стеблях
Как называется зеленый пигмент в клетках растений?
1. Меланин 2. Хлорофилл 3. Ксантофил
Какой газ поглощают клетки растений в процессе фотосинтеза?
1. Кислород 2. Углекислый газ
Какой газ выделяют растения в процессе фотосинтеза?
1. Кислород 2. Углекислый газ
В какое время суток происходит выделение кислорода?
1. Днем 2. Ночью
Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Работу выполнила учитель биологии Виноградова Лариса Николаевна
МОУ « Дубровская СОШ» Всеволожского района Ленинградской области
infourok.ru
Разработка урока по биологии с преентацией на тему "Фотосинтез
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Новолокти
Искитимского района Новосибирской области
Разработка открытого урока по биологии на тему: «Фотосинтез – воздушное питание растений».
Номинация: видео - урок
ФИО автора: Шевцова Оксана Юрьевна
Место работы: МКОУ «СОШ с. Новолокти»
Должность: учитель биологии
педагогический стаж 15 лет
Адрес: НСО Искитмский район
с. Новолокти ул. Советская д. 15
Конспект открытого урока по биологии «Фотосинтез – воздушное питание растений»
Учебный предмет: биология
Класс: 6 класс.
Тема урока: Фотосинтез – воздушное питание растений.
Цель урока: Раскрыть особенности воздушного питания растений; показать планетарное и эволюционное значение процесса фотосинтеза
Задачи:
расширять представления о питании растений;
показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза;
прививать практические умения и навыки проведения опытов и наблюдений;
подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;
создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.
Образовательные результаты:
Личностные: иметь представление о ходе научного познания, приобретать новые знания об уже знакомом предмете - листе растения;
Метапредметные: регулятивных УУД: умения формулировать цель урока, планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию;
познавательных УУД: умения выявлять закономерности, сравнивать, обобщать знания;
коммуникативных УУД: умения пользоваться полученными знаниями и участвовать в продуктивном учебном диалоге;
обеспечить условия для формирования личностных УУД: умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;
Предметные: знають условия протекания фотосинтеза и его результаты, знать историю его открытия, уметь выявлять приспособления растений к фотосинтезу.
Методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуал наглядные (иллюстративные, демонстративные).
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Средства и УМК обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютер.презентация «Фотосинтез», комнатные растения, таблицы “Строение цветкового растения”, учебник Н.И. Сонин В.И. Сонина «Биология. 6 класс»
Ход урока:
Организационный момент
Мотивация учащихся к учению. Рефлексия (Приложение 1)
- Чтобы легко было проанализировать свою работу на уроке, объективно поставить себе отметку за урок, предлагаю по ходу урока заполнять оценочный лист. На каждом этапе урока оценивать свою работу по критериям. Используя шкалу, полученные баллы перевести в отметку. (Приложение 1)
- Сейчас мы проверим на сколько хорошо Вы усвоили тему прошлых уроков. 2. - Я предлагаю провести биологический диктант. (Слайд 1) (Приложение 3)
Давайте проверим ваши работы. Обменяйтесь с соседом по парте и сверьте ответы с ответами на слайде.
3. Все вы ,наверное, слышали следующие поговорки:
- Волка ноги кормят;
- Сытый голодному не товарищ;
- Голод не тетка.
Слышали? Что они означают?
Значит, какой признак живого мы изучаем?
Вы уже знаете, что из почвы растение получает неорганические вещества и на прошлом уроке мы познакомились с почвенным питанием, где главный орган – корень. Но растению, как и любому живому существу нужны и органические вещества. А откуда они их берут? Как же называется, процесс питания растений происходящий в побеговой части? Отгадайте ребус (Слайд )(Прил. 3.)
Итак, наша тема сегодня…(Воздушное питание. Фотосинтез).
За фотосинтез, отвечает лист растения.
4. Что сегодня на уроке мы должны узнать? Где? Т.е . в какой части растения образуются органические вещества? Из каких веществ?
При каких условиях в растения образуются органические вещества? (учитель вопросы записывает на доске).
Первый вопрос. Где? Лист. Листья - это не только часть побега, но и своеобразные, уникальные
лаборатории, в которых образуются органические вещества: сахар и крахмал. Этот процесс является едва ли не самым замечательным процессом происходящим на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на Земле.
Учитель: А можем мы с вами проверить и обнаружить , в листьях крахмал?
ПРИ ПОМОЩИ КАКОГО ВЕЩЕСТВА МЫ СМОЖЕМ ЭТО СДЕЛАТЬ?
Йод.( раствор йода). Давайте нанесём раствор йода на лист герани.
Учитель вызывает ученицу( пипетка и йод на столе) салфетка..
Что должно произойти с раствором йода?
Как меняется окраска раствора йода при взаимодействии с крахмалом?
Верно : йод должен изменить окраску? Как должна измениться окраска?
Какие изменения произошли? ( посмотреть под микроскопом)
Ученик: Никаких.
Учитель: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ?
Учитель: Изменению окраски мешает зелёный цвет листа.
Вопросы классу
-Чем обусловлена зеленая окраска листа? ( хлорофилл)
- Где в клетке содержится хлорофилл ?( в хлоропластах)
Давайте удалим хлорофилл и попробуем ещё раз обработать лист йодом.
А как это осуществить расскажет Соня, которая дома вместе с мамой провели этот опыт.
(Выступление Сони сопровождается демонстрацией презентации)
Учитель: Как изменилась окраска листа? О чем говорит появление синей окраски при обработке листа йодом?
Вывод: Действительно в листьях образовался крахмал.
С первым вопросом мы разобрались.
Но у нас остались еще два вопроса:
Из каких веществ образуется сахар и крахмал?
При каких условиях?
Выяснить это я предлагаю вам самим, поработав в группах, точнее в лабораториях. У вас на столах карточки с заданиями. Внимательно их прочитайте. Выполните задания и расскажите о своих результатах и выводах остальным. И в конце наших исследований каждая лаборатория должна будет сдать отчет о проделанной работе- . Тогда мы сможем заполнит схему процесса фотосинтеза « формула фотосинтеза». Которая отражает как протекает этот процесс. (Учитель демонстрирует листы с заданиями )
« ФОРМУЛА ФОТОСИНТЕЗА»
?
?
?
?
На работу вам отводится 2 минуты. Вы работаете в группах , Обращаю внимание на необходимость взаимного уважение и умение выслушать чужую точку зрения, и хочу напомнить , что в лабораториях всегда достаточно тихо. (Приложение 4)
« Задания для лабораторий»
Лаборатория №1 (слайд)
Кто из сотрудников выступит от вашей лаборатории.
Вывод к которому вы пришли ,сравнив результаты опытов?
Вывод: На свету в листьях образуется крахмал. В темноте - не образуется крахмал.
При каком условии образуются органические вещества? Какое же условие необходимо для образования орг. веществ? Свет ( запись на доске)
Лаборатория №2 ( слайд)
Как прошли ваши исследования?
Возможные доп.вопросы. Чем отличается лист герани от листа колеуса?
Какой вывод сделала ваша лаборатория?
Вывод:
Ученик: Органические вещества образуются в зеленых листьях, содержащих хлорофилл, только при наличии света.
Итак, какое 2 условие необходимо для протекания процесса фотосинтеза? (хлорофилл хлоропластов)
Лаборатория №3 ( слайд)
Пожалуйста ,3 лаборатория. Какой газ поддерживает горение? При каких условиях проводился опыт?( обр. вним. На усл .на доске)
Вывод: Зелёные растения на свету выделяют кислород.
Происходит ли при этом процесс фотосинтеза?
Лаборатория №4
У вас было интересное задание.
Ответ ученика. (поглощается углекислый газ)
Вопрос классу.
Учитель :В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала, мята засыхала.( слайд)Объясните почему? При каком условии зелёные растения выделяют кислород?
Вывод: Зелёные растения выделяют кислород только на свету.
Т.е когда протекает процесс фотосинтеза.
Растения в результате процесса фотосинтеза выделяют кислород.
Учитель. У нас остался нерешенным последний вопрос.
Из каких веществ в листьях образуются крахмал?
Какое вещество необходимо для образования сахара и крахмала?
Ученик: Углекислый газ( запись на доске)
И еще необходима вода.
Откуда растение получает воду?
Мы ответили на все вопросы , а теперь самое время поработать со схемой.
Заполните пожалуйста схему.( на эту работу даю вам 2 минуты)
Ученики от каждой лаборатории выходят с листочками и демонстрируют свои результаты.
Демонстрация верной схемы на слайде. Разбор ошибок. Упомянуть О необходимости воды.
Вода + углекислый газ органические вещества (сахар, крахмал) + кислород
Свет, хлорофилл
Учитель: Исходя из схемы, какое определение процесса фотосинтеза вы
можете предложить? Можем вместе.
Фотосинтез - это процесс…… у с 150
Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений растений на свету, при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).
Учитель( поясняет):Фотосинтез может протекать не только в листьях . но и в других частях растения , имеющих зеленую окраску, т.е содержащиххлорофил.
кислород
Каков главный результат этого процесса?( схема на доске)Рассказ учителя по схеме (на слайде)
Опыты показали ,что сначала в растении образуется сахар, затем крахмал, образовавшийся крахмал под действием особых веществ превращается в растворимый сахар
И транспортируется из листьев по всему растению. Органические вещества , которые вырабатываются в процессе фотосинтеза нужны для питания всех частей растения, от корней до цветков и плодов. Чем больше солнечной энергии и углекислого газа будет получать растение , тем больше органических веществ оно будет образовывать. В некоторых тканях растения растворимый сахар вновь становиться крахмалом и может откладываться прозапас например в клубнях картофеля.
Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.
Задание в парах . Прочитайте текст письма. Найдите ошибки ,допущенные автором письма?
1. Исправьте ошибки.
Здравствуйте, юные биолухи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал , а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.
А могут ли животные осуществлять такой процесс. (Сообщения учащихся. См. Приложение 5)
Итог урока: рефлексия
infourok.ru
Воздушное питание растений. Фотосинтез
Разделы: Биология
Цели:
- Сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии;
- Познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений;
- Раскрыть сущность процесса фотосинтеза;
- Доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ;
ЗАДАЧИ:
Образовательные: доказать, что листья являются органом воздушного питания.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение учащихся к природе.
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, умение самостоятельно работать с материалом учебника, умение работать с программными продуктами.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, ЦОР – электронное приложение к учебнику “Биология. Живой организм” линия УМК “Сферы”, издательство “Просвещение”, 2007г. (тема “Фотосинтез”; разделы: медиаобъекты, виртуальная лаборатория, тренажер, контроль), учебник, лабораторный лист.
Планируемые результаты:
– учащиеся в ходе урока должны: называть условия и результаты процесса фотосинтеза, давать его определение;
– уметь обосновывать с помощью эксперимента роль света в процессе фотосинтеза;
– описывать процесс фотосинтеза; приводить доказательства о поглощении растениями углекислого газа и выделения кислорода;
– делать выводы о космической роли зеленых растений;
– пользоваться различными источниками информации и ЦОР;
работать в группе.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Листья растений – своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Этот процесс является едва ли не самым замечательным процессом происходящим на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на Земле.
Определение.
Процесс образования органического вещества из воды и углекислого газа с помощью солнечной энергии называется фотосинтез. (фото – свет, синтез-образование)
Это определение было дано еще в 70-е годы прошлого столетия К.А.Тимирязевым. С точки зрения современной науки процесс фотосинтеза – это совокупность процессов поглощения, превращения и использования энергии световых квантов в различных реакциях с затратой энергии. Это определение показывает, насколько на самом деле сложен данный процесс. Наша с вами задача сегодня – разобраться какие условия необходимы для успешного протекания фотосинтеза.
Для начала давайте узнаем, как был открыт фотосинтез.
(Работа по рис.1 (опыт Д. Пристли))
1. История открытия фотосинтеза.
Фотосинтез был открыт в конце XVIII столетия. В 1771 г. английский химик Джозеф Пристли проделал такой опыт. Он заключал мышь под стеклянный колпак. Через пять часов мышь погибала. Однако при наличии под колпаком ветки мяты она оставалась живой (рис. 1). Отсюда Пристли сделал вывод, что животные своим дыханием делают воздух непригодным для жизнедеятельности организма, а растения своим дыханием восстанавливают его, т. е. делают пригодным для жизнедеятельности. Однако опыт с мышью не всегда удавался. Голландец Ингенхуз (1779 г.) показал, что непременным условием удачного опыта является наличие солнечного света.
Рис.1
2. Доказательства наличия процесса фотосинтеза
Для того чтобы проникнуть в тайны процесса фотосинтеза я предлагаю провести маленькие биологические исследования, а для этого отправимся в виртуальную лабораторию.
Продолжение статьи (опыты)
Приложение
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Воздушное питание. Фотосинтез
6 класс
Тема: Воздушное питание. Фотосинтез.
Цель урока: 1. познакомить учащихся со способами питания цветковых растений; 2.познакомить учащихся с особенностями процесса фотосинтеза у растений; 3. формировать умение работать с разными источниками информации, в том числе с кинофрагментами. Оборудование: АРМ учителя, видеофильм «Воздушное питание. Фотосинтез.»
Ход урока.
I.Организационный момент. 1.Приветствие учащихся; 2. Оценить санитарное состояние кабинета; 3. Сообщить цели и задачи урока. II.Актуализация опорных знаний.
Провести тест по пройденной теме :
- На какие группы делятся вещества, входящие в состав растений? (Вещества входящие в состав растений, делятся на минеральные и органические)
-Во всех ли частях растения содержится одинаковое количество веществ? (Соотношение веществ в различных частях растения, а также в различных растениях различно).
- Какое свойство почв называют плодородием? (Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой).
- Перечислите органические и неорганические вещества, входящие в состав растений? ( Органические вещества - белки, жиры, углеводы, витамины. Неорганические вещества-вода, соли).
- Какие виды удобрений вы знаете? ( Торф, компост, навоз - органические удобрения. Калийные, азотные, фосфатные, микроудобрения - минеральные).
- Почему удобрения нужно вносить в почву строго по норме? (Излишек может повредить растениям, а полученная продукция будет опасна для здоровья человека).
III.Изучение нового материала.
Эпиграф
Мы требуем, чтобы по праву
И кусты, и деревья, и травы –
Бесценный дар кислородный –
Берёг и ценил человек.
Природа любит загадывать загадки. Вот обычный зелёный лист растения.
Что в нем интересного? Четыреста лет ученые изучают процессы в нем происходящие, и до сих пор не всё окончательно ясно. Что такое корень, каково его значение, понятно ещё со времен Аристотеля. А какова роль листа?
Сегодня на уроке мы с вами станем исследователями и представим себя в лаборатории растения, где мы будем экспериментировать.
А исследовать сегодня мы будем листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. И выяснить, что такое «фотосинтез».
Тема сегодняшнего урока: «Фотосинтез».
У растений существует два способа питания почвенное и воздушное. Почвенное осуществляется с помощью корня, а воздушное с помощью зеленых листьев. Воздушное питание это и есть фотосинтез.
На этом уроке я предлагаю совершить виртуальную экскурсию на фабрику «Зелёных растений». Но перед тем как посетить очередную лабораторию мы познакомимся с дирекцией этой фабрики. Это её первооткрыватели.
Первый директором фабрики это - Я. Гельмонт.
Ян Баптист ван Гельмонт – голландский учёный, который впервые проводил исследование как питаются растения.
Отправляемся к нему в лабораторию. В глиняной кадке с почвой он выращивал иву, поливая её только дождевой водой. Опавшие листья собирал и взвешивал. Через 5 лет масса ивы вместе с опавшими листьями увеличилась на 77 кг, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.
Как вы думаете, за счёт чего выросло дерево?
Гельмонт не смог в своё время ответить правильно на этот вопрос, он считал, что растение питается водой.
В следующующей лабораторию Джозефа Пристли.
Джозеф Пристли – английский ученый, родился в семье ткача. Он был хорошо образован для своего времени человеком, изучил 9 языков. Открыл явление фотосинтеза. Учёный взял два стеклянных колпака, поместил под каждой по мыши. Со второй мышью он поместил растение с мятой. Что произошло через 5 часов? И почему?
К какому выводу пришёл учёный?
Пристли так сказал, что растения «исправляют» воздух, т.е. поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.
Д.Пристли – открыл фотосинтез.
Руководитель следующей лабораторией Ю.Сакс - немецкий ботаник, он доказал, что зелёные растения не только выделяют кислород, но и создают органические вещества (крахмал), служащие пищей другим организмам.
Что же нас ждет в экспериментальном отделе?
Давайте попытаемся ответить на вопрос:
Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества? Если поставить комнатное растение в тёмный шкаф на 3 дня, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев. На полоске чёрной бумаги вырезать фигурку- флажок. Через 3 суток вынуть растение из шкафа и приколоть полоску иголочками к листу. Затем растение поместить на свет на 10 часов, но при этом дополнительно включить светильник. Через 10 часов снять чёрную полоску, лист срезать и поместил на 1 минуту в кипящую воду, а затем в горячий спирт на 1 минуту, в котором хорошо растворился хлорофилл. Когда спирт окрасится в зелёный цвет, а лист обесцветился, его промыть водой и положить в чашку со слабым раствором йода. На листе станет проявляться фигурка флажка, окрашенная в синий цвет.
Почему флажок окрасился в синий цвет?
Крахмал окрашивается йодом в синий цвет.
Какой сделаем вывод по опыту Сакса?
Крахмал образовался в листьях на свету, а в темноте крахмал не образуется.
Сформулируем с вами определение фотосинтеза.
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).
Физкультурная минутка
Разомнёмся мы сейчас Руки резко разгибаем И обратно их сгибаем. Раз-два, раз-два, раз-два, раз, Разомнёмся мы сейчас. (Руки перед грудью, рывки руками.) Приседаем, раз-два-три, Не бездельничай, смотри. Продолжаем приседать, Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.) Шаг на месте. Ходим строем, Чтоб дыханье успокоить. (Ходьба на месте.) Хоть приятно разминаться, Вновь пора нам заниматься. (Дети садятся за парты.)
Заключительная лаборатория нашей экскурсии занимается выяснением космической роли растений. А заведует этой лабораторией К.А.Тимирязев.
О роли фотосинтеза, более ста лет назад писал К. А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.
Значение фотосинтеза:
В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.
Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.
Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой
Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.
IY.Закрепление знаний и умений. Давайте посмотрим как вы усвоили новый материал, решим небольшой тест.
Тест по теме «Фотосинтез»
Фотосинтез происходит………
А. в устьицах Б. в межклетниках В. В хлоропластах
В процессе фотосинтеза происходит
А. поглощение кислорода и выделение углекислого газа
Б. поглощение углекислого газа и образование кислорода
Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для …..
А. выделения его во внешнюю среду
Б. снабжения им всех частей растения
Первым открыл процесс фотосинтеза
А. Пристли Б. Гельмонт В. Тимирязев
Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, является
А. запасным питательным веществом
Б. побочным продуктом обмена
Y.Подведение итогов.
Фотосинтез идет на свету круглый год.И он людям дает пищу и кислород.Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,Без него на Земле обойтись нам нельзя.Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -Фотосинтез всему этому голова.Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!И озоновый слой будет нас защищать.
Y.Домашнее задание: §26, вопросы на стр. устно.
intolimp.org