Экологический проект «Лекарственные растения вокруг нас». Вокруг нас растения
Презентация. Викторина "Растения вокруг нас" | Пчёлка
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
станция юных натуралистов г. Иркутска
Разработка занятия – викторины
«Растения вокруг нас»
(презентация прилагается)
Педагог дополнительного образования
Аксентьева Галина Владимировна
Иркутск, 2014
Цель занятия:
Расширить круг знаний о растениях
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
-
Развивать внимание и познавательную активность;
-
Развитие сообразительности, быстроты мышления;
-
Развивать умение работать в группе.
Воспитательные:
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами обобщим наши знания о растениях и проведем викторину «Растения вокруг нас».
Растения вокруг нас прекрасны в любое время года, особенно осенью, в пору разнообразия красок, когда, как писал А.С. Пушкин “в багрец и золото одетые леса”. Как приятно идти по пружинистому покрову из листьев и мха и с удовольствием вдыхать чистый воздух. И местные жители, и многочисленные туристы имеют возможность собирать экологически чистые грибы, душистые ягоды, ловить рыбу. Душевный покой можно обрести только среди цветущей природы.
Любить природу – значит знать. Знать – значит наблюдать за растениями, беречь их, читать о них!
Сегодня вас ждет увлекательное путешествие по царству растений.
Наше занятие сегодня «Растения вокруг нас».
В начале занятия мы с вами разделились на три группы. Вам необходимо в течение двух минут придумать название команд.
В течение занятия за активность и правильные ответы команды будут получать жетоны. В конце мы подсчитаем жетоны и определим, какая команда будет победительницей.
Наверное, вы слышали выражение: «Растения – зеленая одежда Земли». И действительно, повсюду есть представители этого царства живой природы.
На какие группы можно разделить растения?
Диалог с детьми
Деревья, кустарники и травы.
-На какие виды делятся растения?
Дикорастущие и культурные
— Какие растения называют дикорастущими?
Дикорастущие растения растут без вмешательства человека.
— Где произрастают дикорастущие растения? ( В лесу, в горах, на водоемах, лугах.) — Какие растения называют культурными?
Растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу, называют культурными.— Где растут культурные растения?
(Поле, сад, огород.)
-Ребята назовите признаки жизни растений.
Питается, дышит, растёт, размножается, умирает— Что нужно растению для жизни? Какие необходимы условия для жизни?
вода, свет, воздух, тепло, почва
Молодцы! Мы с Вами много раз бывали на учебно-опытном участке на станции юных натуралистов. Выращивали растения, ухаживали и получали семена. А, теперь давайте вспомним, какие растения мы видели на станции юных натуралистов по группам. Итак:
Деревья
Дикорастущие | Культурные |
Тополь Береза | Яблоня, абрикос, (экзотические) фикус, папайя. |
Кустарники
Дикорастущие | Культурные |
Шиповник, акация, | Малина, крыжовник, жимолость, смородина |
Трава
Дикорастущие | Культурные |
Одуванчик, подорожник, клевер | Помидор, земляника, огурец и т.д. |
Теперь давайте вспомним, из каких органов состоит растение.
У Вас на столах лежат части растений. Ваша задача составить растение.
1 группа — вам необходимо собрать травянистое растение (помидор)
2 группа – вам необходимо составить кустарник (шиповник)
3 группа – вам необходимо составить дерево (яблоня)
Молодцы, справились все быстро, и теперь представители команд должны рассказать о растение, которое вы собрали: название растение и из каких органов состоит растение (получают жетоны)
Итак, делаем вывод:
-
У травянистого растения корень, мягкий стебель, листья, цветы, плоды с семенами. Могут быть и многолетние, и однолетние.
-
У кустарников те же части, что и у трав, но у них несколько стволов. Стволы намного тверже, чем у трав. Все многолетние.
-
У дерева корень, ствол, крона. Отличается от трав, тем, что у него один ствол, толстый и твердый, многолетники.
Вы хорошо поработали, а сейчас мы немного отдохнем и разыграем сказку.
От каждой команды по три человека +1 . Я вам раздаю карточки, какую роль вы будете исполнять.
Я читаю сказку, когда вы слышите свою роль, выходите и ярко изображаете своего героя.
Уважаемые зрители, сказку посмотреть не хотите-ли?
Знакомую, на удивление, но с креативными добавлениями!
В одной, ну очень сельской, местности, весьма далекой от известности,
Что на Руси встречаются нередко, дед посадил однажды Репку!
(Репку посадим на табурет, что приготовил заранее дед)
(Жестом предлагает «Репке» занять свое место)
Наша репка выросла к утру
И ботвой качает на ветру.
А теперь все по порядку:
Вышел утром дед на грядки.
Покряхтел, да потянулся
Да на Репку обернулся
Вот так чудо-чудеса!
Дедка, трет свои глаза,
Потому что удивился: Вот так овощ уродился!
Дедка Репку обхватил, потянул, что было сил.
Тянет-потянет, вытянуть не может!
Не пошла из грядки Репка,
Знать, в земле засела крепко!
Что же делать? Бабку звать,
Чтоб сподручней репку рвать.
Бабка в новом сарафане Деду пособить готова.
Подошла поближе Бабка,
Дедку Бабка хвать в охапку!
Дедка снова Репку хвать!
И давай, тянуть да рвать!
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
Бабка Внучку позвала, чтоб им Внучка помогла.
Только Внучке, если честно, это все неинтересно!
Внучка – модница, а значит
Внучка густо ногти красит
Ей, признаться, вообще как-то не до овощей.
Но, чтоб стариков не сердить,
Все ж решила пособить.
Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
Бабке с Дедом очень жаль – пропадает урожай.
Дело разрешила Внучка,
Позвала на помощь Жучку.
Жучка быстро прибежала,
Даже кость не доглодала,
Да еще, при всем при том,
Машет радостно хвостом.
Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
Повиляв хвостом немножко,
Жучка звать решила Кошку.
Через час она явилась,
Помурлыкала, умылась.
Внешний вид ее поведал:
Кто-то вкусно пообедал.
Масла было очень мало,
А теперь совсем не стало.
Кошка сладко позевнула,
К Жучке лапки протянула.
Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
Видно, все устали слишком.
Надо звать на помощь Мышку!
Мышка вышла в огород,
Отодвинула народ, Крепко за ботву схватилась и достала корнеплод!
И видать по всем приметам
Не простая мышка эта.
Нашей сказочке конец,
А кто слушал – молодец!
Спасибо за прекрасное исполнение, вы получаете жетоны для своей команды.
А, мы продолжаем наше занятие. Следующий тур интерактивная викторина (см. презентацию).
На экране вам предложено 4 категории: лекарственные растения, растения станции юных натуралистов, разное, комнатные растения. В каждой категории по 6 вопросов разной сложности (чем сложнее вопрос, тем выше балл). По очереди вам предлагается выбрать вопрос по любой категории. Время на обсуждение 1 минута.
Лекарственные растения
-
Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник). (10 б)
-
Какой цветок лечит сердце? (Ландыш) (60)
-
Какие огородные растения являются лекарственными, про него говорят он «от семи недуг»? (Лук) (20)
-
Из каких деревьев получают лекарство и сок? (Береза) (30)
-
Какое растение употребляют при простуде, он похож на одуванчик? (мать-и-мачеха) (40)
-
Какое лекарственное растение питается мухами и комарами? (Росянка)(50)
-
Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку? (Соком чистотела).(20)
Растения станции юных натуралистов
-
Этот овощ уникальный по размерам, может быть длинный, а может быть в виде бутылки, раньше из него изготавливали посуду. (40)
-
Этот овощ не только сладкий и вкусный, но и красивый. В народе его называют китайский фонарик. (50)
-
Сладкие зерна этого растения едят сырыми и консервированными. (Семена кукурузы) (30)
-
Это растение и ароматное, и полезное, а чай с его плодами очень вкусен. (лимон)(10)
-
Растение, из листьев которого делали венки для награждения олимпийцев. (Лавр) (20)
-
Южное растение, с вкусными плодами в народе его называют дынное дерево (папайя) (60)
Разное
-
Огород для арбузов и дынь. Бахча (50)
-
Как называется вещество, дающее листьям растений зеленый цвет? (хлорофилл) (60)
-
Какую часть растения мы едим у гороха? (семена) (30)
-
Семена, какого растения используют для приготовления шоколада? (какао) (20)
-
Самая высокая трава на Земле (бамбук) (40)
-
Как с греческого языка переводится название растения астра? (звезда) (10)
Комнатные растения
-
Эти растения, относящиеся к суккулентам, имеют видоизменённые листья в виде колючек (кактусы) (10)
-
Это растение с огромными резными листьями прозвали «тропической плаксой», за то, что перед дождём на её листьях появляются капельки воды. А дети называют это растение монстром (монстера) (40)
-
Растение, отпугивающее запах моли. (Герань) (20)
-
Лист длинный и острый, имеет шипы, зато лечит нас в любой день и час. (алоэ) (30)
-
Дайте народное название комнатному цветку, которое по научному называется сансевьера («щучий хвост») (60)
-
Из листка можно вырастить красивое растение, всех цветов цветы бывают и квартиру украшают (фиалка) (50)
Итог урока
Ребята давайте подсчитаем, сколько баллов у каждой команды.
Вы хорошо сегодня поработали:
-
Обобщили и закрепили знания о разнообразии растений.
-
Поработали в группах, определяя растения.
-
Отвечали на разнообразные вопросы о растениях.
-
Участвовали в сказке.
Земля наша щедра и плодородна: луга, леса, горы, степи, даже болота дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве целебных. Берегите природу!
beestudy.ru
Внеклассное мероприятие для обучающихся 10-11 классов «целебные растения вокруг нас»
школа №30 VIII вида г. Белгорода
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
для обучающихся 10-11 классов
«ЦЕЛЕБНЫЕ РАСТЕНИЯ ВОКРУГ НАС»
Скачко В. В. - учитель профессионально-трудового обучения
Белгород 2014
Тема: Целебные растения вокруг нас.
Цель: Создать условия для формирования у обучающихся знаний о значении и применении лекарственных растений.
Задачи: Осуществлять руководство познавательной деятельностью школьников с интеллектуальной недостаточностью, расширять кругозор, развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение рассуждать и делать выводы.
Стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся игровыми методами.
Оборудование: презентация «Целебные растения вокруг нас», иллюстрации с изображением лекарственных растений, посуда для чаепития, витаминные сборы лекарственных трав, памятки «Рецепты витаминного укрепляющего чая». Ход занятия.Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я говорю Вам, здравствуйте, значит, я желаю всем вам здоровья. Знаете ли вы, как связаны между собой здоровье и растения? Сегодня вы познакомитесь с удивительными растениями, которые помогают людям в лечении болезней и в поддержке здоровья. Тема нашего занятия «Волшебные растения вокруг нас». И пройдет наше занятие под девизом…. Соберите пословицу и узнаете.
(Дети складывают пословицу из слов).
Учитель: Девиз занятия (читаем хором) - Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!
Учитель: Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные растения здоровью человека. Древнегреческий ученый Гиппократ, живший до нашей эры сказал: «Лечит болезни врач, но излечивает природа». Что он хотел сказать этим высказыванием?
(Ответы детей).
Учитель: Гиппократу принадлежит первое из известных сочинений медицины, в котором он описал более 200 растений, использовавшихся в медицине его времени.
Учитель: В России по приказу Петра 1 создавались при аптеках и военных госпиталях аптекарские огороды, где разводили лекарственные растения. Вспомните кто такой Петр 1?
(Ответы детей).
Учитель: А что вы знаете о Петре I? Вспомните, какие преобразования он осуществил?
(Ответы детей).
Учитель: Силами природы, её целебными свойствами люди пользуются давно. А вы знаете, как на Руси называли людей, которые собирали лекарственные растения, травы и изучали их целебные свойства.
(Ответы детей).
Учитель: Их называли травниками, знахарями. Знали они большое количество трав.
Учитель: Сегодня мы познакомимся лишь с некоторыми растениями, которые лечат человека, придают сил, укрепляют здоровье, познакомимся с растениями, с которыми вы встречаетесь, каждый день и даже не задумываетесь, какое влияние они оказывают на ваше здоровье.
Вам знакомо это растение? (Показать веточку мяты). Потрите его листочек и ощутите аромат.
В жвачке, в пасте и в конфетах Вы найдёте травку эту. Холодит приятно рот, Запах чаю придаёт.
(Ответы детей).
Учитель: Это мята. Имя растению дали древние греки в честь красавицы Менты, возлюбленной владыки подземного царства Аида. Там, где жила Мента, воздух всегда был сказочно чист и прозрачен. Уставшим путникам она возвращала силы, больных исцеляла, а старикам дарила долголетие. Ревнивая супруга Аида превратила несчастную красавицу в растение с нежным, холодным запахом. Позже, это ароматное и красивое растение стало известно на весь мир под названием Мента. Мы называем его мята. Растет мята на берегах водоемов, влажных местам, в канавах, на лесных опушках. Мята — свето и влаголюбивое растение. Что это значит?
(Ответы детей).
Учитель: Это растение любит свет и влагу. Из свежих листьев и побегов мяты получают эфирное масло. Эфирное масло — это пахучая жидкость, которую делают из пахучих растений. С древних времен из масла мяты делали духи с освежающим ароматом. Врачи-стоматологи хорошо знакомы с мятой. А вы знаете, что лечат стоматологи?
(Ответы детей).
Учитель: Стоматолог — это зубной врач, лечащий зубы, десны, все что находится во рту. Мятой полощут рот, ее добавляют в зубную пасту, так как она придает свежесть дыханию и уничтожает бактерии.
Кулинары тоже весьма уважают мяту за ее холодящий вкус и аромат. Свежие листья добавляют в салаты, супы, мясные и рыбные блюда. Используют мяту для приготовления напитков и сладостей.
В медицине мяту применяют при простудах, заболеваниях горла, головных болях, бессоннице, нервных расстройствах и многих других заболеваний. Если человек устал или его укачивает на корабле, можно подышать ароматом масла из мяты, и все пройдет. Если на подушку капнуть несколько капель мятного масла, то комары и москиты и близко не подлетят — боятся они запаха мяты.
Учитель: А это растение в русской народной медицине пользуется особой любовью. Её рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли, опухолях. Отгадайте загадку и узнаете, о каком растении идет речь.
Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. Стоит в саду кудряшка — Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое?
(Ответы детей).
Учитель: Это Ромашка. Ромашка – переводится как «милая простота». Родина этого растения Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие её семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так и попала ромашка в Россию. И, наверное, у всех народов принято гадать на ней:
« любит - не любит».
Учитель: А чем полезна Милая Ромашка вы узнаете, оторвав ее лепесточек? Прочитайте, что на нем написано?
1 –ый –Лечит кашель
2 – ой – Снимает жар
3 – ий – Используют при мытье волос
4 – ый – Умываясь крепким отваром, кожа делается бархатистой и нежной.5 – ый – Лечит зубную боль
Учитель: А это растение было символом красоты, любви и молодости в Древнем Риме, Греции, а также у славянских народов. Отгадайте загадку, о каком растении идет речь?
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке
Попробуйте отгадать на ощупь?
Предложить детям мешочек с плодами шиповника.
(Ответы детей).
Учитель: Это шиповник. Шиповник – растение древнее, в Гималаях и горах Ирана он растет в диком виде. Человек начал собирать и употреблять его плоды давным давно, и с тех пор шиповник – одно из традиционных и привычных нам растений, которые мы используем для лечения, профилактики и укрепления здоровья. В древности плоды шиповника использовали для приготовления пищи, делали из него краски, лекарства, украшения, и даже колючки использовали для защиты.
В дни роскошного расцвета,
Когда приходит жар и зной, Шиповник, милый вестник лета, Пленяет нас своей красой.А на какое цветковое растение похож шиповник?
(Ответы детей).
Учитель: Конечно, на розу. Из шиповника была выведена роза садовая - очень изящное и нежное растение. Но, к сожалению, имя садовника, сделавшего это, никто назвать не может, как и то, когда это произошло. Есть только приблизительные сведения – четыре тысячи лет назад. О шиповнике в народе слагали легенды. Остановилась однажды бабушка, которая давно болела, и неожиданно услышала голосок: «Возьми мои плоды, бабушка, завари из них целебный чай. Острых шипов не бойся, для злых людей они». Старушка собрала ягоды, приготовила чай из них, выпила и ощутила себя помолодевшей лет на десять. Силы и здоровье стали к ней возвращаться, и она прожила еще много лет. С тех давних пор люди открыли полезные свойства шиповника и стали использовать его чудесные плоды. Полезен шиповник для детей в качестве лечебного и профилактического средства. В плодах шиповника очень много витамина С, поэтому чай, отвары и настои, которые изготовлены из плодов шиповника, используются для профилактики и лечения простудных и вирусных заболеваний. Из лепестков шиповника готовят варенье, кисели, компоты, лечебные отвары делают духи, косметические средства. Но наиболее ценны, конечно же, плоды. Они появляются в августе – сентябре имеют оранжевую или красную окраску. Даже в сушеных плодах аскорбиновая кислота (витамин С) почти полностью сохраняется до следующего урожая. Люди, которые постоянно, с некоторыми перерывами, употребляют настой шиповника, имеют более высокую работоспособность, меньше устают и болеют, общая сопротивляемость организма существенно повышается. В осенне-зимний период отвары и настои шиповника помогут уберечься от простуд. Пейте для профилактики настой шиповника. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С и тогда гриппом вы болеть не будете!
Учитель: Ребята, а какие еще вы знаете растения, деревья и кустарники, используемые как лечебные?
(Ответы детей).
(Подорожник, мать и мачеха, крапива, валериана, земляника, черёмуха, ромашка, пастушья сумка, липа, зверобой).
Учитель: Какое же из растений самое полезное для здоровья человека?
(Ответы детей).
Инсценировка стихотворения «Лекарственные растения».
Автор: Я сегодня услыхала Жаркий спор целебных трав. Как черника с земляникой Разбирались, кто же прав: Кто кого из них полезней, Кто от всех спасёт болезней, Земляника: «Я черники много лучше», - Автор: земляника говорит,- Земляника: Хоть расту в лесу дремучем, Улучшаю аппетит, Ещё жажду утоляю, И желудку помогаю, Мой лекарственный настой От простуд рецепт простой. Я давление снижаю, Биться сердцу помогаю, Раны быстро заживлю, Коже молодость продлю!» Автор: Возразила ей черника: Черника: «Я полезней, спору нет. Потому что для людей я На сто бед один ответ. Мой сироп снижает резко В крови сахар у людей Обладаю я уменьем Лечить горло у детей При гастрите и колите Мой настой поможет всем При ожогах, стоматите, Всех избавлю от проблем!» Ландыш: «С вами, девочки, поспорю,- Автор: Встрял вдруг ландыш в этот спор,- Ландыш: Никто лучше меня сердце Не лечил с далёких пор. Пусть нас кто-нибудь рассудит»,- Автор: Майский ландыш предложил. И пошли они все вместе Искать, кто б их рассудил. Все, кого они встречали, Только стеблями качали: Говорили, что они И полезны, и нужны. И багульник, и душица, Клевер, спаржа, медуница, И лаванда, и чабрец, И фиалка, наконец. Оказался всех мудрей Лишь лекарственный шалфей. Он сказал: Шалфей: «Все вы полезны, Вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, Только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте, И не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: Ждёт вас каждая семья!» Практическая часть. Учитель: В отличие от нас наши предки пользовались дарами кладовой природы: использовали для приготовления чая растения лесов, полей, лугов. Собирали цветы липы, плоды шиповника, заготавливали самые разнообразные травы. Издавна этот напиток назвался “лекарственный чай”, был лечебным, профилактическим средством при различных заболеваниях, и прекрасным способом утоления жажды. В каждой семье из поколения в поколение передавались рецепты приготовления целебного чая от многих болезней.
Сегодня мы с вами попробуем целебный чай из мяты, шиповника и ромашки.
Вспомните общие правила заваривания чая?
(Ответы детей).
1. Посуда должна быть идеально чистой и не иметь
посторонних запахов.
2. Вода для заваривания не должна бурно кипеть.
Учитель: На Руси издавна любили чай и умели его заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Чай с мятой.
Заваривать мяту можно как свежую, так и сушеную. Самый простой рецепт: листья мяты и чай (черный, зеленый) смешивают в равных долях и заваривают кипятком. Настаивать 5-10 минут. Пить горячим, охлажденным, со льдом – по желанию.
Ромашковый чайРецепт приготовления чая предельно прост. Берем столовую ложку цветков ромашки, заливаем стаканом кипятка и настаиваем 5 – 7 минут чай. Когда чай остынет можно добавить чайную ложку меда. Вместо меда можно просто положить сахар.
Чай из шиповника
4—5 столовых ложек очищенных или размельченных ягод шиповника засыпают в эмалированную посуду, заливают 1 л воды и медленно нагревают до закипания, затем держат на небольшом огне 5—6 минут. Добавляют сахар или мед. Пить горячим или холодным.
Более удобный способ приготовления чая из шиповника с помощью термоса: 1-2 ст. л. ягод засыпают в термос, заливают крутым кипятком и оставляют на ночь. На следующий день настой надо использовать в течении суток!
Сервировка стола. Дегустация чая.
Стол накрывается цветной скатертью, рядом с посудой для каждого гостя кладется подходящая цветная салфетка. У каждого чашка с блюдцем, чайная ложечка.
Учитель: Дорогие гости просим вас отведать целебные чаи.
Итог занятия.
Природа щедро дарит нам свои богатства. Нужно только научиться правильно ими пользоваться, и не ждать, пока болезнь начнет наступать, а заботиться о своем здоровье каждый день. Пусть каждый день приносит вам радость и здоровье. А что бы вы не болели, мы хотим подарить вам рецепты здоровья (дети получают памятки с рецептами витаминного, укрепляющего чая).
zubstom.ru
06.05.10 Надежда Галынская Цветы для человека всегда были и остаются источником вдохновения, высоког о настроения мыслей и чувств, и просто хорошего настроения. Однако созданы матушкой Природой они вовсе не ради украшения нашей жизни. Цветы выполняют важную функцию — продление рода растений, чтобы дать плоды и семена. А чтобы из цветка образовался плод, цветок должен быть опылен. Для этого на рыльце пестика нужно попасть пыльце. И вот для этого и придуманы разные ухищрения, в том числе и сам цветок. При опылении цветка собственной пыльцой, если оно возможно, завязывается меньше семян, а из них вырастает хилое потомство. Происходит так называемое старение вида и вырождение рода. Самоопыление вредно, так как ведет к исчезновению. Чтобы этого не происходило, пришлось отодвинуть или изолировать друг от друга тычинки и пестики внутри цветка, разобщить сроки их созревания и снабдить цветы массой других приспособлений. Одно из них — это перекрестное опыление, когда происходит перенос пыльцы с цветка одного растения на цветок другого. Но взять пыльцу у соседнего цветка или (еще лучше) у цветка с другого такого же растения пестики не могут без посторонней помощи, потому что передвигаться для встречи друг с другом цветки сами не могут. И столь ответственную миссию — переноса пыльцы — растения доверили разным стихиям. Вроде бы и у них и нет мозгового центра, но такое решение проблемы просто гениально! Из неживой стихии в процессе опыления участвуют ветер, капельки росы или дождя, потоки воды. Но в основном для переноса пыльцы растения используют животный мир и выбирают очень изощренные способы, чтобы заставить других работать на себя. Большинство высших цветочных растений избрало насекомых в соучастники своих брачных забот. Насекомых так много, что на всех хватит. И, к тому же, пыльца легко пристает к их бархатному наряду. Из разнообразного мира насекомых-опылителей мы в основном знаем пчел и шмелей. И не обращаем внимания на мух и мошек. Только Корней Чуковский помянул мух добрым словом и запечатлел в стихах. Для нас мухи — это назойливые создания, распространяющие заразные болезни. Вот их характеристика. Какая от них и кому может быть польза? А оказывается, они помогают растениям. Цветочные мухи – серфиды, постоянно посещая цветы и пачкаясь пыльцой, успешно осуществляют опыление. Питаются нектаром и опыляют цветы мясные и падальные мухи: каллифора, проформия, люцилия и другие, которые всему на свете предпочитают протухшее мясо, навоз и всякую падаль. Кажется куда им до цветов, при таких низменных вкусах. Но о вкусах спорить трудно. Многие растения сами привлекают к себе мух специально не красотой цветков и нежным ароматом, а запахом тухлого мяса. Поэтому не все цветы непременно хорошо пахнут. В озеленении часто используют лиану кирказон или аристолохию. Растение имеет красивые крупные, светло-зеленые листья и оригинальные желто-бурые цветки. Побеги лиан быстро растут и обвивают опоры в виде спирали, закручиваясь в направлении против часовой стрелки. Однако любоваться такой лианой во время цветения лучше издали. Цветки кирказона издают запах тухлого мяса. А для большего сходства с мясом отгиб венчика имеет грязно-красный цвет, напоминающий внешне мясо. В день раскрытия цветка в трубчатой его части можно заметить длинные шиповидные волоски, острие которых направлены внутрь цветка. Муха, привлеченная запахом и цветом любимого продукта, проникает во внутрь цветка беспрепятственно. Но выбраться обратно не может. Этому препятствуют направленные вниз жесткие и колючие для мухи волоски. Барахтаясь внутри цветка, муха опыляет рыльце пыльцой принесенной с предыдущего растения и обсыпает себя новой пыльцой. Сразу после опыления волоски увядают. Пленница, получив свободу, летит в поисках пищи на следующий цветок. А чтобы другая муха понапрасну не забралась в опыленный цветок, он опускает свою голову и вход закрывается загибающимися концами венчика. На какие только уловки идут растения, чтобы завлечь насекомых! Цветки аронника так же привлекают своих опылителей запахом падали, но они пошли на еще большие ухищрения, они более изобретательны… В отличии от кирказона соцветия аронника держат в заточение иногда несколько десятков мошек и комариков в течение нескольких дней. В качестве пищи опылителям предоставляют сочную мякоть крыла соцветия. В прохладные дни в нижней камере цветка очень уютно, достаточно пищи и тепло. Температура внутри держится на уровне 30–34С! Растений с подобными уловками в природе много. Но мало у кого еще внешность и аромат находятся в таком разительном противоречии, как у паразитической раффлезии Арнольди, встречающейся на Суматре. Быть очень красивой, огромной, иметь столь поэтическое имя и одновременно испускать отвратительный запах тухлого мяса, расточаемого ради привлечения каких-то мух. Это ли не насмешка природы? Цветок раффлезии самый большой в мире. Пятилепестковый венчик достигает в диаметре до 100 см. Вес такого цветка 3–5 кг лепестки венчика мясо-красного цвета с беловатыми бородавками, напоминающие белые крапинки на шляпке мухомора. В центре в углублении, отделенным от венчика кольцевым овалом, находятся тычинки и нектарник. У растения нет ни стебля, ни листьев, ни корней. Лежит она, распластавшись, прямо на земле. Вырастает раффлезия на корнях лианы циссуса, за счет которых питается. Семена разносят на ногах слоны и другие крупные животные. Из семян раффлезии, прилипших к корням циссуса и проросших на нем, постепенно образуются громадные, величиной с большой кочан капусты, почки. Они постепенно распускаются в цветок-великан. Опыляющие его мухи откладывают свои яйца в ткань цветка. Насекомые находят здесь и стол и дом не только для себя, но и для будущего потомства. Личинки, вылупившиеся из яиц, оказываются обеспеченными всем необходимым для успешного развития. Получается весьма любопытная с точки зрения биологии ситуация. Мало того, что циссус вскармливает своим соком паразитический цветок, он еще содержит и его симбионтов. Каждый вид растений для привлечения опылителей как только может ухитряется, фантазирует и извращается при формировании размера, окраски и очертаний своего цветка. Каково бы ни было устройство цветка, в нем всегда должна быть приманка для насекомого или животного, до которого они могли бы добраться. Доставая пищу, опылитель обязательно должен коснуться в одном цветке пыльников, в другом — рыльца. Иначе посещение гостем осталось бы для цветка не только бесполезным, но даже вредным, поскольку пришельцы даром расхищают сладкие и питательные угощения, которые приготовлены для опылителей в благодарность за доставку пыльцы. Насекомые посещают цветы всегда только ради собственной пользы, в расчете поживиться нектаром и пыльцой. Для растений же самая главная цель всей жизни привлечь опылителей, ради достижения которой и существует красота и совершенство их цветка. (консультировала Людмила Неустроева) 11.03.10 Надежда Галынская— Что такое настой коровяка? Встречала два описания: разведенный настой навоза коровьего, и что-то такое же, но приготовленное из одноименного растения. Даже где-то в памяти отложилось: высокий стебель, облепленный желтыми цветками. Раньше в литературе встречалось, что это удобрение именно из растения. В "Цветке" постоянно пишут, что настой коровяка — это навоз. Как правильно? — Очень интересный вопрос! Все зависит от того, для каких целей готовить этот настой. Для растений настой коровяка готовят из коровьего навоза, который называется коровяком. Используют его как удобрение для подкормки растений под корень (поливают) или для внекорневой подкормки опрыскивают растение или обливают из лейки с мелким ситечком. Для людей и домашних животных, как лекарственное средство народной медицины, приготавливают из растения Коровяк настой или отвар, или настойку. 28.04.09 Надежда ГалынскаяС приходом марта на улицах появляются торговцы дикими цветами. Их нежный товар очень красив, первоцветы радуют глаз и сердце.
Однако если вам захочется купить букетик подснежников или фиалок, вспомните, что при их заготовке варварски опустошаются огромные площади заповедного леса на юге Беларуси, России, в Крыму и на Кавказе. Многие первоцветы уже попали в Красные книги. Знайте, что, покупая эти цветы, вы поощряете браконьеров к еще более масштабному сбору в последующие годы. Откажитесь от этого маленького удовольствия, помогите сохранить исчезающие растения. К таким растениям относятся анемоны, ветреницы, галантусы, белоцветник (весенний, летний), иглица, кандык, купальница европейская, ландыши, печеночница, подснежники (складчатый, белоснежный, Воронова, Борткевича), пролески, цикламены (колхидский, Кузнецова, кавказский), рододендрон желтый, виды орхидных и другие. Только подумайте, какой уже большой список исчезающих и редких растений! В лесах вокруг городов встретить эти растения почти невозможно. За вторую половину XX века ареалы первоцветов заметно сократились, существенно сдвинулись к югу их северные границы. Ряд популяций цикламена, подснежника и других первоцветов уже полностью уничтожены, а другие популяции сейчас находятся на грани истребления. На основании данных современных научных исследований, основным фактором, вызывающим сокращение численности подснежников, цикламенов и некоторых других декоративных раннецветущих растений, является массовый сбор на продажу. Во-первых, в местах массового сбора дикоросов практически не остается семян для продолжения жизни и распространении этих растений. Во-вторых, при сборе цветков ногами сборщиков травмируются и погибают всходы, молодые растения и формирующиеся в момент цветения дочерние луковицы.Единственной возможностью сохранить эти растения в естественной среде их обитания является ограничение сбора на продажу. Согласно закона «Об охране окружающей природной среды» определено, что граждане, виновные в нарушении правил по охране видов дикой флоры, находящимися под угрозой исчезновения и задержанные при сборе, заготовке, продаже, скупке, приобретении, обмене, пересылки, ввоза и т.д., подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке от однократного до двадцатикратного размера минимальной заработной платы. Если мы не будем покупать весенних первоцветов, и, жалея «бабулек» давать им возможность заработать на хлеб от продажи милых букетиков – мы с Вами поможем сберечь красоту нашей Природы!К тому же, старые и нищие бабушки в лес за цветами не ездят! Цветы для продажи возят на машинах из леса. 11.04.09 Надежда ГалынскаяОдно то, что растения растут и украшают нашу землю уже хорошо. Если человек не использует растение по прямому назначению, то оно может быть полезно для животных, птиц, насекомых. Растения очищают воздух и вырабатывают кислород. Велика роль их в том, что они являются накопителями биомассы. Растения единственные способны энергию солнечного света превращать в биологическую. Поэтому все растения важны и полезны. Седмичник европейский — многолетнее травянистое растение с тонким, длинным, ползучим корневищем. Стебель прямой, тонкий, высотой 6-15 см, в нижней части стебля имеется три поочередно расположенных маленьких листочка. Более крупные листья собраны на верху стебля в мутовку. Из листовой мутовки выходит по два цветка на тонких цветоносах. Цветки снежно-белые, цвете в мае-июне. Длина цветоноса равна 1/3 части стебля поэтому латинское названия растения «триенталис европейский» происходит от слова треть. Количество листьев в мутовке и число лепестков в цветке чаще семь, иногда 5-9, из-за чего растение получило название седмичник. Произрастает во влажных местах: в хвойных и смешанных лесах, среди кустарников и на лугах. Растения очень чувствительны к промышленному загрязнению почвы и воздуха. Предпочитают селиться на относительно чистых землях. У народов мусульманского вероисповедания число семь священно и в прежние времена седмичник на счастье носили в одежде или в книге. 11.04.09 Надежда ГалынскаяМайник двулистный произрастает во влажных местах: в хвойных и смешанных лесах, среди кустарников и на лугах. Растения очень чувствительны к промышленному загрязнению почвы и воздуха. Предпочитают селиться на относительно чистых землях. Это многолетнее травянистое растение. Корневище тонкое, ползучее, до 1 м длиной. Стебель прямостоячий — 15–20 см высоты, с одним листом у нецветущих растений. Цветущий майник имеет два, реже три широких сердцевидных листа на коротком черешке. Растение зацветает на третий год. Цветки мелкие, белые, приятно пахнущие, собранные в верхушечную кисть. Цветет в конце мая–июне. Ягоды мелкие, вишнево-красного цвета с одной-двумя семянками внутри. Зрелые ягоды являются излюбленной пищей для дроздов и рябчиков. Майник двулистный в качестве декоративного растения пригоден для посадки на влажных, теннисных участках и на срез для миниатюрных букетов. 11.04.09 Надежда ГалынскаяВ июне – июле на паровых полях, на опушках лесов, вдоль дорог, на залежах, по сорным местам и склонам с плодородной почвой в изобилии встречается высокое, красивоцветущие с яркими синими цветками растение. Это синяк обыкновенный. Описание синяка обыкновенного приводится не во всех справочниках, так как это растение ядовитое. В нем содержатся алкалоиды, парализующие нервную систему человека. У животных, при поедании, наблюдается поражение желудочно-кишечного тракта. Но для овец синяк обыкновенный безвреден и является кормовым растением. Синяк обыкновенный травянистое двулетнее растение, семейства бурачниковых. Стебель толстый, прямостоячий, разветвленный, с красноватыми пятнами и белыми бугорками, из которых выступают длинные щетинистые волоски. Высота стебля до 1 метра. Корень веретенообразный. Листья трех типов. Прикорневые – собраны в розетку, лапчато-ланцетные. В нижней части стебля листья продолговато-ланцетные, суженные в черешок у основания. Остальные листья, узколинейные, заостренные, сидячие с одной серединной жилкой. Как и стебли, листья покрыты щетинистыми волосками. Цветки обоеполые, сначала розовые, затем синие, сидячие или на очень коротких цветоножках. Собраны в простые завитки, образующие крупное метельчатое соцветие. Иногда встречаются растения с белыми цветками. Венчик цветка снаружи опушенный. Плод распадается на 4 трехгранных бугорчатых и заостренных орешка. Плоды созревают через месяц после цветения, в июле-августе. Размножается синяк обыкновенный семенами. В лекарственных целях используют в основном цветки и листья, которые заготавливают в период цветения растений. Как лекарственное сырье, для внутреннего применения синяк обыкновенный надо использовать с большой осторожностью, потому что растение ядовито. Не следует применять спиртовые вытяжки из растения, предварительно не проконсультировавшись с врачом. Отвар наземной части обладает отхаркивающим, диуретическими и седативными свойствами. Наружно его применяют при растяжении сухожилий ревматизме. Листья используют как ранозаживляющее средство. Цветки при коликах. Водный экстракт листьев и цветков оказывает антигормональное действие. Настой наземной части повышает свертываемость крови, увеличивает количество лейкоцитов и лимфоцитов. Из цветков и корней получают карминно-красную краску для шерсти. Раньше для получения краски использовали другой вид растения – синяк красный (с цветками красного цвета), который сейчас встречается редко и занесен в Красную книгу. Масло из семян синяка обыкновенного может быть использовано в лакокрасочном производстве. Но особенно ценится синяк обыкновенный как медонос. Мед из его цветков высокого качества, приятный на вкус, густой. Имеет светло-янтарный цвет, долго не кристаллизуется. В одном цветке около 1 — 2,5 мг нектара, с содержанием сахара 36 %. С 1 га получают за сезон в среднем 300 кг меда, а в благоприятные годы до 1000 кг. Синяк обыкновенный культивируется в лесопарках и вдоль дорог как медонос. Несколько растений синяка украсят газон, цветник или альпийскую горку возле вашего дома и на дачном участке. 11.04.09 Надежда ГалынскаяНаходка дикорастущего лесного тюльпана в Беларуси вызвала удивление у специалистов-ботаников, и только тщательное изучение истории расселения этого замечательного растения по Средней и Восточной Европе объяснило этот почти невероятный факт. Луковичные с давних времен привлекали внимание человека. Они служили ему источником пищи, лекарственных веществ и… ядов. По-видимому, именно в этих целях их и начали разводить. Однако ничуть не меньше привлекала людей и изумительная красота этих растений. Особой популярностью пользовался тюльпан. Ему посвящали стихи и мифы, увековечивали в барельефах и на фресках, изображали в орнаментах восточных ковров и одеяний. В античные времена Европе еще не были известны тюльпаны крупноцветковые. Эпоха великих географических открытий перевернула все: на континент хлынул поток новых растений. Мода на одно сменялась повальным увлечением другим. И тюльпаны также вошли в моду. Достаточно вспомнить «тюльпаноманию», охватившую в середине XVII века Голландию, а затем и Европу. Родина тюльпана лесного – широколиственные леса Южной Италии и Балканского полуострова. В Среднюю Европу он попал в период средневекового рыцарского культа тюльпанов, когда повсеместно стали разводить различные их виды и выводить новые сорта, особенно добиваясь получения так называемого «чёрного тюльпана». В культуру он был введён в 1568 году. Широко использовался в селекции. Этот вид оказался очень неприхотливым и легко дичающим. Из мест культивирования он расселился по долинам рек, где нашёл подходящие для себя условия в широколиственных (дубовых, буковых) лесах с богатой перегнойной почвой. Позже из Средней Европы он попал вместе с посадочным материалом интродуцируемых древесных и кустарниковых растений в некоторые места Восточной Европы, где также хорошо натурализовался. Тюльпан лесной – красивое, изящное растение с достаточно крупными, до 6 см, желтыми приятно пахнущими, в отличие от садовых форм, цветками. Из луковицы выходит один тонкий прямостоячий цветонос, который заканчивается одним или очень редко двумя цветками. Лепестки удлиненные, заостренные. На солнце цветок широко раскрывается, а в пасмурную погоду и ночью его лепестки плотно сомкнуты. Цветущих растений в зарослях немно-го, цветочные стрелки образуются не каждый год и далеко не у всех экземпляров. У большинства растений из луковиц вырастают только листья. На каждом растении по 2 – 4 очень узких, желобчатых листа, длинной 20 — 25 см, шириной 1 — 2 см. Тюльпан лесной перекрестно-опыляемое растение, пыльники созревают раньше пестиков, предотвращая тем самым самоопыление. В условиях Беларуси он цветёт редко и размножается преимущественно вегетативно, образуя довольно плотные заросли в местах произрастания. Растение относится к весенним эфемероидам – летом его листья и цветоносы усыхают, в почве сохраняются небольшие продолговатые луковицы, покрытые плотными темноватыми чешуями. Каждый год материнская луковица заменяется новой, кроме того, образуются длинные горизонтальные и вертикальные столоны. За счет чего, очевидно, и происходит освоение новых тер-риторий. В Беларуси лесной тюльпан известен лишь в 2 пунктах: в окрестностях деревни Ольшево, Мядельского района, где он натурализовался в долине реки Страчи; и в окрестностях города Бреста (неподалёку от Брестской крепости) – в долине реки Мухавец. Как многие луковичные растения тюльпан лесной благодаря наличию специальных втягивающих корней способен к самоуглублению в нижележащие горизонты влажных рыхлых почв. Это интересное биологическое приспособление служит для регулирования возрастного состава и омоложения природных зарослей тюльпана лесного, а, следовательно, для более активного его расселения за счёт энергичного вегетативного размножения. Самоуглубление луковиц и омоложение зарослей является причиной и того, что тюльпан лесной в условиях Беларуси цветёт крайне редко. Это в какой-то мере спасает его от полного истребления. Однако много растений погибает из-за небрежного отношения невежественных людей ко всему, что их окружает. Тюльпан лесной обладая высокими декоративными качествами, заслу-живает более широкого введения его в культуру. Особенно он пригоден для выращивания на тенистых участках парков и скверов в городах и поселках. Испытывается на участках охраняемых растений в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси. Для того чтобы добиться стабильного цветения в культуре, необходимо, как показали эксперименты, выкапывать наиболее крупные луковицы в летний период, подсушивать и высаживать поздней осенью на небольшую глубину в хорошо удобренную рыхлую почву. |
kvetky.net
Проект Цветы вокруг нас
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова
городского округа город Буй Костромской области
ПРОЕКТ
ЦВЕТЫ ВОКРУГ НАС
Ученица 5 Б класса
Смирнова Надежда
Руководитель учитель биологии
Москвитинова Е. Н.
2017 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
По доминирующей деятельности:- исследовательский;
-
По количеству участников:
- индивидуальный;
-
По продолжительности;
краткосрочный;
-
По характеру координации:
- открытый;
-
По уровню контактов:
- на уровне образовательного учреждения.
Цель
Знакомство с разнообразием цветущих растений
Задачи
-
Познакомиться с основными экологическими группами цветковых растений
-
Выяснить значение цветов в жизни человека
Объект исследования
Растения
Предмет исследования
Цветковые растения
Гипотеза
Людям больше нравятся садовые цветы
Ожидаемые результаты
- Наличие устойчивых знаний об основных компонентах природы;
- Расширение представлений о луговых, садовых и комнатных цветах;
- Работа со статистическим материалом
Продукты проекта
Презентация
Краткое содержание проекта
Проект «Цветы вокруг нас» реализуется как индивидуальный учебный проект.
Ключевая идея проекта заключается в исследовании основных экологических групп цветковых растений.
В ходе проекта рассматривается значение цветов для человека и их использование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цветы - это жизнь, красота.
Быть может, вся природа - мозаика цветов?
Быть может, вся природа - желанье красоты? (Константин Бальмонт).
Цветок! - Это красивый, созданной живой природой растений в ходе эволюции, объект, имеющий свои особые естественные природные функции, которые связаны с новой мощной силой обновления природы!
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-
ЦВЕТЫ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ
Цветы сопровождают нас всю жизнь, без них не обходится ни одно торжество, в честь самих цветов устраиваются праздники. Ярко отмечается праздник роз в Болгарии, незабудок и анютиных глазок - в Англии, фиалок - в Германии, ландышей - во Франции. Эффектное зрелище представляет собой шествие цветов в Венеции, когда украшенные цветочными гирляндами и разноцветными фонарями гондолы скользят по глади каналов. В Голландии весной из тюльпанов, нарциссов и гиацинтов сооружают "башни", "замки", "фонтаны", "кареты", которые движутся по улицам, а на цветочном троне восседает самая красивая девушка - королева цветов. Великолепные осенние хризантемы выставляют на платформы железнодорожных станций, чтобы их видело как можно больше людей в Японии.
Цветы помогают человеку: врачуют, предсказывают погоду, уточняют время... Известный шведский ботаник Карл Линней (ХVIII в.) долго удивлял знакомых тем, что не глядя на часы, всегда, называл точное время. Разгадка фокуса в том, что под окном у Карла Линнея "росли" цветочные часы! Циферблат часов был разбит на ряд секторов, в каждом из которых высаживался строго определенный вид растений, подобранный по времени своего раскрытия. В течение солнечного дня ботанические часы шли безошибочно: каждый час раскрывало цветки какое-нибудь одно растение, за ним другое, и так до наступления сумерек.
infourok.ru
Лекарственные растения вокруг нас
Дата создания: 2015/02/17
Сорняки – это любое растение, выросшее не на своем месте. По краям усадьбы, огорода, на клумбах школьного двора с ранней весны до поздней осени цветут они, вызывая досаду дворников, огородников и садоводов. Их вырывают с корнями, косят, срезают, но они упрямо растут и растут.
В большинстве изданий для садоводов и огородников пишут только об использовании сорняков для приготовления компоста, для добавки в корм животным. Среди них масса нужных человеку лекарственных трав.[5, стр.54]
Травы покрывают около трети всей земной суши. Во многих местах травы себя чувствуют лучше, чем деревья, так как им требуется гораздо меньше воды. Большая часть травянистого растения – подземная, это его корни. В период засух травы переходят в состояние покоя и оживают с возвратом дождей. Зимой они отмирают до корней, а на следующую весну развивают побеги, снова дают семена. Некоторые травы – однолетние, живут только один год, и для того, чтобы вырасти на будущий год, им нужны только семена.
Есть у трав и другое преимущество перед деревьями. Листья травы растут из своих оснований постоянно. Если их топчут, скашивают, общипывают травоядные животные, листья отрастают вновь. Подрезанная до основания трава вырастает снова и снова. Многие виды быстро распространяются, выпуская ползучие стебли под землёй или на поверхности. Эти корневища выпускают новые стебли.
Целебность растений – открытие народов древности
Использование растений для лечения болезней и укрепления здоровья началось в глубокой древности. При раскопках поселений эпохи неолита обнаружены предметы для растирания и варки лекарственных трав. Первые записи о лекарственных растениях принадлежат шумерам, жившим около 6 тысяч лет до н.э. на территории нынешнего Ирака.
Тайной целебных трав владели в Древнем Египте, Индии, Китае. Широко использовали растения в лечебных целях в Греции, Риме и на Руси.
Первоначально сведения о целебных растениях и их употреблении передавались устно из рода в род, из поколения в поколение.
Древнегреческий историк Геродот рассказывает о том, как в древности лечили людей. Больных обычно выносили на улицу и ждали, когда среди прохожих попадется человек, перенесший внешне похожее заболевание. От него и узнавали, какие целебные растения ему помогли избавиться от недуга.
Начало применения лекарственных растений на Руси относится к седой старине. Первобытное врачевание заключалось в произнесении молитв, совершении жертвенных обрядов в сочетании с лечением травами. .[6, стр.5]
Многовековой народный опыт наблюдений за растениями лёг в основу научной медицины — фитотерапии (лечение лекарственными растениями).
Лекарственные растения содержат различные биологически активные соединения: алкалоиды, гликозиды, сапонины, эфирные и жирные масла, витамины, фитонциды, органические кислоты и многие другие. Этот сложный комплекс веществ в соотношениях, дозированных природой, одновременно с лечением определенного заболевания улучшает обмен веществ, стимулирует организм в целом и повышает сопротивляемость организма к вредным воздействиям среды.
Лечение растениями по существу своему относится к комплексной терапии. Растения — бездонная кладовая здоровья. Именно из них получают около 45% всех медицинских препаратов.
Огромный опыт, накопленный поколениями пастухов, пахарей, работников леса, в их использовании является частью национальной культуры.
Лекарственные растения нужно применять лишь после консультации с лечащим врачом или по его совету. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия.
ТРАВЯНАЯ «АПТЕКА» ШКОЛЬНОГО ДВОРА
На клумбах, газонах, у забора школьного двора растут: вьюнок полевой, горец птичий (спорыш), донник лекарственный, звездчатка средняя, клевер луговой, крапива двудомная, лапчатка прямостоячая, лопух большой, люцерна, мышиный горошек, одуванчик, осот огородный, пастушья сумка, первоцвет весенний, подорожник большой, пырей ползучий, свинорой тимофеевка, тысячелистник обыкновенный, хмель вьющийся, цикорий обыкновенный, чистотел большой, чистяк весенний, щавель конский, яснотка белая (глухая крапива) и др.
ВЬЮНОК ПОЛЕВОЙ (CONVOLVULUS ARVENSIS L.)
Народное название: берёзка. Многолетнее травянистое корнеотпрысковое растение длиной 30-75 см. Стебли тонкие, лежачие, вьющиеся, ребристые. Листья очередные, длинночерешковые, треугольные, со стреловидно-копьевидным основанием. Цветки белые или розовые, душистые. Венчик воронковидный, сросшийся из 5 лепестков. Цветет в мае - сентябре. Растение ядовито! Обладает слабительным, мочегонным, противолихорадочным, хорошим ранозаживляющим, обезболивающим и антитоксическим действием.
ГОРЕЦ ПТИЧИЙ (СПОРЫШ) (POLYQONUM AVICULARE L/)
Однолетнее травянистое стелющееся растение высотой 10-40 см, с лежачими ветвистыми узловатыми стеблями. Листья мелкие, эллиптические. Цветки, очень мелкие, зеленовато-белые, иногда розоватые, сидят по 3-5 в пазухах листьев. Плод -трехгранный орешек. Цветет в июне - августе. Растение выносливо к вытаптыванию. Заготавливают молодые ветви в период цветения.
Трава обладает мочегонным, жаропонижающим, противоглистным, вяжущим, общеукрепляющим, тонизирующим, кровоостанавливающим и противовоспалительным действием. Препараты спорыша ускоряют свертываемость крови, понижают артериальное давление, увеличивают амплитуду дыхательных движений.
ДОННИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ (MELILOTUS OFFICINALIS L. DEST)
Двулетнее травянистое растение с плотным ветвистым стеблем высотой около 1 м. Листья очередные, мелкие, тройчатосложные, с пильчато-зубчатыми листочками. Цветки желтые, мелкие, пахучие, собраны в удлиненные кисти. Растение обладает своеобразным запахом, зависящим от присутствия кумарина. Цветет в июне - сентябре. Растение ядовито! Обладает отхаркивающим, мягчительным, ветрогонным, а также болеутоляющим, ранозаживляющим и успокаивающим действием. Установлено, что донник, благодаря содержанию кумарина, угнетает центральную нервную систему и обладает противосудорожным действием.
ЗВЕЗДЧАТКА СРЕДНЯЯ (STELLARIA MEDIA (L.) VILL)
Другое название: мокрица. Однолетнее травянистое растение высотой 5-10 см, с лежачим цилиндрическим узловатым стеблем. Листья мелкие, супротивные, яйцевидные, заостренные. Цветки очень мелкие, белые. Цветет в мае - августе. Используют свежее растение и его сок. Содержит витамины. Улучшает сердечную деятельность, «укрепляет» нервы, уменьшает и снимает болевые ощущения, размягчает опухоли, останавливает кровотечения и заживляет гнойные раны, а также обладает противоцинготным, противовоспалительным и антисептическим действием.
КЛЕВЕР ЛУГОВОЙ (ТRlFOLIUM PRATENSE L.)
Народное название: конюшина. Двулетнее или многолетнее растение из семейства бобовых с ветвистыми стеблями и многоцветковыми головками. Является хорошим медоносом. В пищу используют в основном головки клевера, которые заготавливают для чая во время цветения. Измельченные головки идут также для заправки супов. Из молодых листочков готовят салаты с добавлением вареных овощей и яиц. В ряде мест клевер на зиму заготавливают в сушеном, маринованном и квашеном виде. Обладает отхаркивающим, мягчительным, мочегонным, потогонным, противовоспалительным и антисептическим действием.
КРАПИВА ДВУДОМНАЯ (URTICA DIOICA L.)
Народные названия: жгучка, жегала, жигалка, жалива, крапива, стрекава. Многолетнее травянистое растение до 1 м высоты. Растение вызывает ожоги от попадающих в кожу кончиков жгучих волосков, содержащих муравьиную кислоту, которая и вызывает жжение. Крапива цветёт с июня до сентября. Широко применяется как пищевое и лекарственное растение. Настой из листьев усиливают свертываемость крови, увеличивают содержание гемоглобина и эритроцитов, понижает содержание сахара в крови, обладают сосудорасширяющим действием. Листья и корни крапивы в народе употребляют как мочегонное, противолихорадочное и противокашлевое средство. Ее применяют также при водянке, ревматизме, подагре и для профилактики камнеобразования. Наружно в виде полосканий она помогает при ангинах и для укрепления десен, лучшего роста волос. Из листьев крапивы получают зеленую краску, из корней — желтую, а волокно ее имеет прядильные свойства. Листья крапивы способствуют хорошей сохранности мяса и рыбы в летний период. Их используют также при копчении мяса.
ЛАПЧАТКА ПРЯМОСТОЯЧАЯ (POTENTILLA ERECTA YAMPE)
Народные названия: калган, завязный корень, узик, дубровка, могущник, шептуха. Лапчатка – небольшое, 15-50 см высотой, многолетнее травянистое растение семейства розоцветных. Корневища лапчатки содержат в полтора раза больше дубильных веществ, чем дубовая кора. Исстари лапчатка почитается как лекарственное растение. Оно используется при воспалениях и язве желудка. Применяется в качестве вяжущего, кровоостанавливающего и бактерицидного средства. Настоями лечат расстройства кишечного тракта. Полощут горло при ангине, рот при стоматите и зубной боли.
ЛОПУХ БОЛЬШОЙ (ARCTIUM LAPPA L.)
Народные названия: репях, липух, капелюш, репейник. Лопух - двулетнее травянистое растение (высота стебля до 150 см), с мясистыми корнями до 60 см длиной. Цветёт в июле – августе. Его мы нашли за оградой школьного двора. Корни лопуха едят сырыми, вареными, печеными, жареными. Кладут их также в суп вместо картофеля, делают из них котлеты и лепешки. Из корней можно приготовить «кофейный» напиток. Молодые побеги и листья лопуха употребляют в пищу в виде салата, кладут их и в борщ. В народной медицине отвары и настои применяют при ревматизме, подагре, камнях в почках и мочевом пузыре, для укрепления волос. Компрессы из свежих листьев делают при ревматизме, опухолях, угрях, ожогах, язвах и долго не заживающих ранах. В свежем виде корень лопуха показан при диабете.
ЛЮЦЕРНА ПОСЕВНАЯ (MADICAQO SATIVA L.) Многолетнее травянистое растение, высотой 30-90 см, с прямостоячими ветвистыми стеблями. Листья сложные, тройчатые, с эллиптическими или продолговатыми листочками. Цветки сине-фиолетовые, мотыльковые.
Плод - спирально-закрученный боб. Цветет в июне - июле. Растение ядовито! Возделывается как кормовое растение в средней и южной полосах России. Иногда встречается как дикорастущее растение. Порошок из люцерны применяют наружно как кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство, настой - при нервных расстройствах.
ОДУВАНЧИК (TARAXACUM L.)
Народные названия: подойничек, пустодуй, пушник, плешивец и другие.
Многолетнее травянистое растение до 30 см высоты. Одуванчик применяется как пищевое и лекарственное растение. Листья молодых растений употребляются в пищу в свежем и соленом виде в качестве приправы к мясным и рыбным блюдам, из них варят супы, щи. Цветочные почки же идут для заправки солянок, винегретов и блюд из дичи. Цветочные почки маринуют. Поджаренные корни - очень хороший суррогат кофе. Одуванчик хороший медонос. В народной медицине используется настойка корня для аппетита и улучшения работы желудочно-кишечного тракта, а также как желчегонное и слабительное средство. Порошок из корней применяется для лечения атеросклероза. Отвар сухой травы - при образовании камней в желче- или мочевыводящих путях. Назначают препараты одуванчика при экземах, фурункулезе, пигментных пятнах. Масляная настойка корней является хорошим средством при лечении ожогов.
www.medroad.ru
Экологический проект «Лекарственные растения вокруг нас»
Проект «ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 12 «Колокольчик» города Заринска Проект «ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА» Авторы проекта: Дутова Оксана Владимировна, воспитатель
ПодробнееЭкологический проект «Цветы вокруг нас»
Экологический проект «Цветы вокруг нас» Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории в старшей группе Ястребова Н.Н. Актуальность проекта Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра
ПодробнееЭкологический проект
ДОУ 96 Экологический проект Подготовительная группа Подготовила: Моисеенко А.А. Липецк - 2016 г. Экологический проект по теме «Лекарственные растения» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность
ПодробнееЭкологический проект «Цветы и травы»
Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий. Участники. Дети старшего дошкольного возраста. Экологический проект «Цветы и травы» Взаимодействие педагогов: воспитатели, дети гр. «Мотылёк»,
ПодробнееЭкологический проект «Цветы и травы»
Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий. Участники. Дети старшего дошкольного возраста. Экологический проект «Цветы и травы» Взаимодействие педагогов: воспитатели, дети гр. «Мотылѐк»,
ПодробнееЭкологический проект: «Мир растений!».
Экологический проект: «Мир растений!». Тип проекта: среднесрочный, исследовательский. Выборова Валентина Викторовна Автор проекта: воспитатель старшей группы Выборова В.В. воспитатель Участники проекта:
ПодробнееЭкологический проект «В мире цветов»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 89 «Крепыш» Экологический проект «В мире цветов» (группа старшего дошкольного возраста 5-6 лет) Составитель: Кулаева С.В. Воспитатель
ПодробнееПРОЕКТ «ПРИРОДА НАШ ДРУГ»
МДОУ «Детский сад «Ладушки» г. Лихославль ПРОЕКТ «ПРИРОДА НАШ ДРУГ» Выполнила: воспитатель второй младшей группы «Почемучки» Баженова Д. Д. Город Лихославль 2017 г. АКТУАЛЬНОСТЬ Ознакомление дошкольников
ПодробнееВоспитатель:Мостова Е.В.
Воспитатель:Мостова Е.В. Тип проекта: исследовательский, групповой. Особенности проекта: по составу участников: детско-взрослый; по виду: творческий; по типу: исследовательский; по сроку реализации: долгосрочный
ПодробнееПроект «Лук от семи недуг»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 25 «Рябинка» Проект «Лук от семи недуг» Подготовили воспитатели группы 10 «Ромашка» Пантелеева Ольга Васильевна
ПодробнееПРОЕКТ "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ"
ПРОЕКТ "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ" Воспитатель: Стаматова О.М. Детско-родительский проект "Цветы" Проект поможет детям обогатить знания и представления о цветах, их свойствах, развить творческую способность.
ПодробнееПроект «Я и мой организм»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г. Белоярский» Проект «Я и мой организм» Старшая группа 10. Дети. Воспитатели:
ПодробнееПроект «Зоркие глазки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад 94» Проект «Зоркие глазки» (для детей младшего дошкольного возраста) Авторы: воспитатели Гришенькина
ПодробнееПроект «Такая разная вода».
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ СОШ 2035 ДО Проект «Такая разная вода». Разработчики: Воспитатели группы 10СП Агагулян Н. Ф. Виноградова А.Ю. г.москва.
ПодробнееЭкологический проект «Зелёная аптека».
Экологический проект «Зелёная аптека». Проект разработан воспитателем 3 класса ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» Крыловой Светланой Анатольевной. Место проведения: ОГКОУ «Санаторная школа-интернат». 3класс.
ПодробнееПРОЕКТ «ОГОРОД НА ОКНЕ»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 257» городского округа Самара ПРОЕКТ «ОГОРОД НА ОКНЕ» Автор: Воспитатель Былинина Л.П. «Природа единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»
Подробнее«Березка русская моя»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тарасовский детский сад «Малышок» «Березка русская моя» Экологический проект Разработала воспитатель Шувалова Нина Ильинична 2013 г. АКТУАЛЬНОСТЬ:
ПодробнееПРОЕКТ «ДЕРЕВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Капелька» Города Протвино Московской области ПРОЕКТ «ДЕРЕВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Вид проекта: Практико-ориентированный. Разработали:
ПодробнееПРОЕКТ «Наши зеленые друзья»
ПРОЕКТ «Наши зеленые друзья» Выполнила: МитюшкинаЕ.А. Выбор темы проекта В начале весны, воспитанник нашей группы, Миша, Принес маленький отросток зигокактуса или декабриста. Дети тут же окружили его и
ПодробнееПРОЕКТ «ОГОРОД НА ОКНЕ»
ПРОЕКТ «ОГОРОД НА ОКНЕ» Актуальность: Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской
ПодробнееИнформационная карта проекта.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОАННИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 5 НОВОАННИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 403952, Россия, Волгоградская область, город Новоаннинский,
ПодробнееПРОЕКТ «ДЕРЕВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с 11 «Капелька» Методическое объединение старших групп ПРОЕКТ «ДЕРЕВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Руководитель методического объединения: Солдатенкова
ПодробнееПроект Хинганск, 2015 год
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 п. Хинганск» Дошкольные группы Проект Хинганск, 2015 год Паспорт проекта «Насекомые вокруг нас» Вид проекта: познавательно
ПодробнееЭкологический проект «Мир вокруг нас!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 21 городского округа Балашиха Московской области 143980 Московская область, г. Балашиха, мкр. Павлино, д.20
ПодробнееПроект для детей 5-7 лет
МАДОУ «ДС 62 г. Челябинска» Проект для детей 5-7 лет Тема: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» Автор проекта: Шешукова Н.М., воспитатель высшей квалификационной категории 2015-2016 учебный год Тип
Подробнее«Огород в деревне Ладушки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 8 «Солнышко»» ПРОЕКТ «Огород в деревне Ладушки» Авторы: Налимова Е.Б., воспитатель I кв.категории; Ехлакова
ПодробнееЭкологический проект «Первоцветы»
МБДОУ «Детский сад 6 «Чебурашка» Экологический проект «Первоцветы» (средняя группа) Автор: Михайлова И.Н., воспитатель высшей квалификационной категории Акбулак, 2016 г. Участники: воспитатели, дети, родители.
ПодробнееПроект «Лук-здоровью друг»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 26 «Солнышко» г. Светлоград Петровского муниципального района Проект «Лук-здоровью друг» Подготовила:
ПодробнееПроект «Юные агрономы»
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 1 «Теремок» Проект «Юные агрономы» Средняя группа 8 «Белочка» Воспитатели: Кылосова
Подробнее«Деревья наши верные друзья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 87 «Улыбка» Экологический проект «Деревья наши верные друзья» в подготовительной логопедической группе 6 «Умники и умницы» Воспитатели:
ПодробнееМини-проект «Грибное царство»
Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение детский сад 3 комбинированного вида «Колобок» Мини-проект «Грибное царство» Старшая группа Проект разработали и реализовали: Воспитатели: Муратова М. В. Днепровская
ПодробнееПроект «Огород зимой» для детей 3-4 года.
Проект «Огород зимой» для детей 3-4 года. МДОБУ ЦРР детский сад 4 «Лесовичок» Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории Руднева Г. И. Целеполагание. Вот и наступил последний месяц зимы.
ПодробнееСлайд 1. Слайд 2. Слайд 3.
Слайд 1. Темой моего выступления является Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Слайд 2. Началом работы по данной теме стало проведение
ПодробнееСемейный экологический проект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 15 «Березка» посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район Семейный экологический
ПодробнееПедагогический проект «Осенний листок»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 п. Сусанино Педагогический проект «Осенний листок» Подготовила воспитатель Мельникова Ольга Геннадьевна Данный проект является информационным
Подробнееdocplayer.ru
Растения вокруг нас | Starшая leyка.ru
Девичий виноград. декоративные растения
Разнообразные растения вокруг нас - овощи, ягоды, цветы, травы, деревья и кустарники создают свой интересный мир. Только глубоко равнодушный человек не заметит богатейший мир растений.
Сколько живет человек на земле, столько он интересуется растениями, дарованными ему природой, и пользуется ими как у нас в Сибири, так и по всему миру.
Занимались растениями древние земледельцы, садоводы, виноделы, врачи.
Первый труд о них написал ученик Аристотеля - Феофраст (IV-III век до н.э.), он и считается отцом ботаники.
В XVI веке в Европе стали заниматься систематизацией растений, а в XVII веке появился первый гербарий.
Однако великим систематиком растительного царства суждено было стать Карлу Линнею в 18 веке. Он первым расчленил растение на корень, стебель, лист, прицветник, чашечку, тычинки, пестики, плод и семя. На основании этого он ввёл понятие классы растений (например, класс цветковых растений), которые распадались на порядки растений (группы достаточно близких между собой растений), затем на роды растений (каким родилось растение - если вишней, то род Вишня, если яблоней, то, соответственно - Яблоня) .
Виноград "Изабелла". Ягоды. Плоды
Для обозначения мира растений он ввел термин "флора" (floreo L. - цветущий). Он описал флору Щвеции, Лапландии, Англии, Австрии.
В становлении ботаники Линней сыграл огромную роль. Если Феофраст назвал 500 растений, то Линней - 10000! В наше время описано более сотни тысяч растений.
И много лет назад, и сегодня, изучая растения, ботаники придают большое значение всем его частям: направлению, толщине и форме корня, стебля, очертанию и положению листьев, строению и окраске цветов, форме плодов и семян. Даже отношению живущих вместе растений, влиянию их друг на друга (совместимость растений на огороде). И, конечно же, генетике, изучение которой приводит к неожиданным открытиям.
В мире растений всё необычайно интересно. Этот мир завоевал не только сердца и умы ботаников, но и многих любителей. Например, в 19 веке лекции по ботанике для образованнейших женщин во Франции читал Руссо, в Германии - Гёте.
Оказывается, массовый листопад в начале холодов говорит о том, что деревья стремятся предупредить обезвоживание в экстремальных условиях. В эвкалиптовой роще путник никогда не сможет спрятаться от палящего солнца, так как листовые пластинки у эвкалиптов поставлены вертикально, а не горизонтально, как у других деревьев.
Дикий салат в Центральной Европе может служить компасом: его листья широкой своей стороной всегда повернуты к востоку и западу, а ребрами - на юг и север. Почему растения могут быть раздражительными? Как они лазают, совершая круговые движения своими молодыми усиками: один оборот занимает у них от 40 минут до 10 часов!
Бордовая роза. Цветы
Но не разгадана, например, загадка, почему большинство лиан завивается влево (если смотреть сверху, то против часовой стрелки), и совсем немногие, в том числе хмель, - вправо.
Садоводам в наши дни, может быть, неважно знать про цитоплазму и протоплазму растительной клетки, но чтобы быть всегда с урожаем, следует изучать основы растениеводства: как опыляются цветы, чем и как питаются растения, характеристику почвы, удобрений, как подготовить семена к посеву, секреты выращивания рассады, как собрать урожай, сберечь его и многое другое.
Например, владельцам дачных участков следует знать о сроках и условиях хранения семян. Многие семена не переносят пересыхания или переувлажнения, света или темноты, высоких или низких температур.
Но существуют такие растения, чьи семена сохраняют свою всхожесть, находясь в почве и 10 и 20 лет, и даже более 40 (подорожник большой, портулак, горчица черная, амарант и др.) Интересный факт: семена лотоса сохраняют свою жизнеспособность до 1000 лет!
Огурцы. Овощи
Как в древние времена люди понимали, что за выращиваемыми растениями необходим уход, так и ныне любой садовод знает, что без своевременного полива, применения нужных удобрений, правильного ухода нельзя вырастить растение и получить хороший урожай.
Овощи, ягоды и фрукты, выращенные на дачном участке, заготовки на зиму из них -варенье, соленья, компот - пожалуй, самая главная задача при выращивании растений. Но не в последнюю очередь каждый дачник думает, как создать ландшафтный дизайн дачного участка. И здесь на первые роли, конечно же, выходят декоративные растения: цветы, вьющиеся растения, почвопокровные, деревья и кустарники и т. д.
Многие растения вокруг нас приносят пользу человеку, и потому нам нужно очень бережно относиться к ним.
star-ley.ru