Разработка урока по биологии на тему "Ткань. Виды тканей у растений" (5 класс). Урок ткани растений
Конспект урока "Ткани растений" (5 класс)
Конспект урока в 5 классе
Тема урока: «Ткани растений»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока формирование мотивации к обучению через универсальные учебные действия и способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике на примерах работы с лабораторным оборудованием
Результаты обучения: Личностные: уметь вступать в диалог с учителем, слушать и понимать других, сотрудничать в совместном решении проблемы. Метапредметные: научиться работать с лабораторным оборудованием, формировать умение работы с различными источниками информации, схемами, рисунками, уметь преобразовывать эту информацию, определять понятия, связанные с темой урока; самостоятельно формулировать познавательные цели, выдвигать предположения и их обосновывать, организовывать совместную познавательную деятельность в паре, уметь оценить других и самооценить свои действия, предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, корректировать план действий в соответствии со сложившейся учебной ситуацией. Предметные: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека.
Оборудование: цифровые микроскопы, мобильный класс, набор микропрепаратов «Ткани растения», стаканчик с водой, стекла предметные и покровные, луковица лука, конверты с заданиями, смайлики, толковые словари, кусочки ткани, технологические карты учеников
Структура и ход урока
№
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
(1-2 мин)
Организационный этап.Включение в деловой ритм. Устное обращение учителя к классу – создание эмоционального настроя на урок .
Встаньте ровно и красиво
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Подготовка класса к работе
Личностные: ценностно-смысловая ориентация; регулятивные: целеполагание, сопоставление известного с неизвестным; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2
(5-7 мин)
Актуализация знаний
Итак, ребята, у вас на партах лежат конверты, возьмите их и посмотрите, что там лежит?
Что это такое? Как мы называем общим словом эти кусочки?
Совершенно верно, это разные ткани.
Как вы думаете, почему эти ткани оказались у нас сегодня на уроке? Как они будут связаны с биологией?
Итак, в животных и растительных организмах это системы или группы одинаковых клеток. Но организмы у нас состоят из большого количества клеток. Мы можем сказать, что все клетки организма, например растения, будут одинаковые?
В листьях у нас одни клетки, в корне другие, следовательно, и ткань у нас будет не одна, а…
С помощью словаря мы подтвердили то, что ткань может быть не только на нас в виде одежды, но и внутри и являться частью любого организма, в том числе и растения. А так как растения, это те объекты, которые мы изучаем в этом году, то и тема нашего урока будет связана с ними.
Итак, тема нашего урока будет звучать…
Совершенно верно, записываем тему урока в вашу технологическую карту.
Достают различные кусочки ткани
Варианты ответов детей (материал, тряпочки, ткани)
Затруднение
ТКАНЬ, -и, ж. I. Изделие, изготовленное тканьем (см. ткать в 1 знач.). 2. Общее название для тканых, трикотажных и нек-рых нетканых материалов 3. перен. Основа, содержание чего-н. (книжн.). Т: рассказа. 4. В животных и растительных организмах: система однородных клеток.
Нет
несколько
Ткани растения
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с сверстниками; познавательные: логические – анализ дополнительной информации ; регулятивные: умение преобразовать информацию
3
(5-10 минут)
Целеполагание
Тему мы с вами определили. Скажите, пожалуйста, этот материал вам знаком?Вы знаете какие ткани есть у растений?
Значит, какова цель нашего урока?
Давайте определим маршрут нашей работы на уроке.
Вашему вниманию предлагаются задачи, которые нам предстоит решить, но они перепутаны местами. Вам нужно поставить их в том порядке, который поможет достичь цели урока.
Определить цель
Нет
Сегодня на уроке мы познакомимся со строением растительных тканей.
Вспомнить правила работы с микроскопом
Научиться различатьрастительные ткани на микропрепаратах
Сделать вывод о многообразии и значении тканей для растения
Регулятивные: целеполагание, умение выполнять разнообразные задания; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы
4
(15 мин)
Операционно-технологический этап
Приступаем к работе, что у нас первое по плану?
Чтобы знакомиться с тканями растений, нам нужно четко понимать, что это такое.
Для этого я предлагаю вам заполнить ваши технологические карты, возьмите листочки.
Первое задание у вас найти и записать определение, что такое ткань. Для этого вы воспользуетесь своими учебниками: параграф 10, стр. 46. После этого вы просматриваете параграф и выписываете в схему названия тканей, которые есть в учебнике. Не забывайте, после задания нужно сделать вывод о том, какое количество тканей есть в растительном организме.
Как только вы справились с работой, вы показываете зелёный кружок, затем мы ждем остальных и проверяем.
Все выполнили задание, давайте проверять. Поменяйтесь листочками. Ваша задача заключается в следующем: на слайде представлен правильный ответ, сверяясь по нему вы должны выставить оценку своему товарищу. Если все правильно вы закрашиваете весь кружок, если есть неточности или сделано не все задание, закрашиваете половинку, если задание не сделано, оставляете кружок пустым.
Проверили, хорошо верните назад листочки. У кого все правильно поднимите зелёный кружок, у кого есть недочеты, покажите желтый кружок, кто не справился, покажите красный. Таких ребят у нас нет, молодцы!
Теперь оцените свою работу в этом задании! Если все сделал быстро и правильно зелёный, у кого задание вызвало затруднение – желтый, кто не понял задание – красный.
Замечательно, идём дальше. Теперь мы знаем, что такое ткань, и какие бывают ткани. Когда вы выписывали названия, у вас возникали какие-нибудь образы, связанные с названиями тканей?
Хорошо, то есть названия нам с вами помогут разобраться со значением тканей для растения.
Рассказ учителя о тканях: (с показом видеофрагментов)
Образовательная: ткань состоит из мелких клеток, которые очень быстро делятся и потом превращаются в клетки других тканей.
Как вы думаете, где располагаются эти ткани? Чем растет растение? Это и будут места расположения этих тканей. А тогда главное значение ткани?
Покровная ткань: клетки мелкие, плотно прилегают друг к другу. По названию, вы можете определить, где она находится? И что делает?
Но ребята, если эта ткань будет плотной и цельной как пленка, то растение сможет получать питательные вещества? Что потребуется?
Такие отверстия существуют и называются они устьица (записать на доске слово)
Механическая (опорная) ткань: длинные клетки с плотными стенками. Что они делают? Без них растение смогло бы подняться и вынести к свету цветы и плоды?
Основная ткань: составляет основу растения, заполняет пространство между другими тканями. Существует много видов основных тканей, но главная их функция будет производство и запасание питательных веществ.
Мы рассмотрели 5 видов растительных тканей, и теперь вам предстоит работа в группах: объединяемся по 2 парты, просто повернитесь друг к другу.
У каждой группы на столе лежит конверт желтого цвета, откройте его. Перед вами листок с центральным словом, у каждой группы свое слово. Это название одной из тканей. Так же в конверте у вас лежат разные картинки, связанные с темой нашего урока. Вам нужно, используя эти картинки, свои знания о тканях и, возможно, какие-то дополнительные надписи, составить по стрелочкам схему, которая будут наглядно показывать, что это за ткань.
На выполнение работы вам дается 7 минут, как только группа справилась с работой, она дает опознавательный знак, вся группа поднимает руки в центре.
Когда все группы будут готовы, один представитель рассказывает, что у них получилось. Остальные по окончании ответа оценивают работу группы. Сравнивая ее с примером на доске и поднимая зелёный кружок, если все правильно, желтый, если есть недочеты, красный, если неправильно.
Молодцы, все справились. Оцените свою работу: активно принимал участие в решении проблемы – зелёный кружок, не участвовал в работе – красный кружок.
Хорошо, ребята, давайте проверим, какие задачи мы с вами в ходе этой работы выполнили?
Правильно, но теперь мы немножко отдохнем!
Знакомство с тканями растения
Да, проводящая – проводит, опорная – опирает, покровная - покрывает
Верхушка стебля, кончик корня, в толщину.
Рост растения
Снаружи
Защищает
Нет, отверстия
Опора, прочность
В конвертах, картинки с изображениями клеток разных тканей (выбирают необходимое), картинки с местоположением (выбирают), и картинки со значением (выбирают)
Изучить особенности строения тканей растения
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5
(3 мин)
Физкультминутка
На слайде выводятся строчки, учитель читает и показывает, дети выполняют.
Для начала мы с тобой,
Крутим только головой.
(Вращение головы)
Корпусом вращаем тоже
Это мы, конечно, сможем.
(Поворот вправо и влево)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны прогнулись.
(Потягивание вверх ив стороны).
От разминки раскраснелись
6
(10 мин)
Первичное закрепление и Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Итак, теоретические знания о тканях вы получили самостоятельно, теперь давайте проверим, сможете ли вы распознать их по описаниям на микропрепаратах.
Но для этого нам нужно вспомнить, как правильно работать с микроскопом.
Сейчас вы работаете в парах и устанавливаете микроскоп в рабочее положение. Как только вы будете готовы, поднимите вместе зелёный кружок.
Я вижу, все готовы. Итак, у вас на партах есть подносики с микропрепаратами, ваша задача рассмотреть все микропрепараты и определить, к какому виду тканей относится данный препарат, используйте ваши знания о тканях.
Так как этот материал мы только прошли, вам будет немножко трудно, поэтому можно пользоваться подсказкой, которая размещена на слайде. (фотографии микропрепаратов и подписи к ним). Но обязательно помним правила работы с оборудованием!
Приступаем к работе.
Я вижу, все ребята справились, давайте проверим, что у вас получилось.
На слайде выведен правильный ответ, посмотрите, если все правильно, полностью закрашиваем кружок, если есть 1-2 ошибки – половинку, если больше 2, то оставляем кружок пустым - с работой не справился.
Оцените эту работу: все получилось – зелёный кружок, были затруднения – желтый, не получилось – красный.
Теперь посмотрите на доску, какие задачи мы выполнили с вами?
Что у нас осталось? Правильно, сделать вывод о значении тканей для растения.
Для этого мы с вами выполним третье задание из вашей технологической карты.
Вам предложена табличка, где в 1-ом столбике представлены названия тканей, во 2-ом столбике указано значение, которое выполняет определённая ткань, но в табличке все перепуталось, и теперь каждой ткани соответствует не то значение.
Ваша задача будет заключаться в том, чтобы протянуть стрелочки от названия ткани к функции, которую она выполняет.
Сначала, выполняем самостоятельно, а затем, кто-нибудь выйдет к доске и покажет свой вариант решения. Когда закончите, поднимаете зелёный кружок.
Приступаем к работе.
Итак, …выйди к доске и расставь, пожалуйста, стрелочки.
Ребята, кто согласен с ней, поднимите зелёные кружки, кто не согласен? Почему? (выйти исправить).
Оцените свою работу в этом задании: все правильно – зелёный кружок, есть недочеты – желтый, много ошибок – красный.
Хорошо, давайте, сделаем вывод о значении тканей для растения: обратите внимание на слайд.
Вам представлен текст, где пропущены важные слова, это и есть наш вывод, но он не полный, давайте попробуем его сформулировать правильно.
Группы клеток, сходные по строению, называются___________. В растении существует ______видов тканей, это покровные,_______, механические, _______,образовательные. Все они выполняют определённые _________, которые будут обусловлены строением этой ткани.
Устанавливают микроскоп
Вспомнить правила работы с микроскопом
Научиться различатьрастительные ткани на микропрепаратах
Регулятивные: контроль, оценка, самооценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
7
(5 мин)
Рефлексиядеятельности (итог урока)
Итак, ребята, посмотрите на задачи урока, все ли мы их выполнили? Значит цель нашего урока достигнута.
Все ли у нас получилось? И что мы узнали?
Что показалось трудным?
Что было интересным?
С каким настроением вы уходите с урока? Покажите большой палец вверх – если отлично, в бок – не очень доволен собой, вниз – урок не понравился
Диалог с учителем, обсуждение в парах
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование
8 (1-2 мин)
Домашнее задание на выбор
- п. 10, прочитать, ответить на вопросы
или
- заполнить таблицу на странице 49
или
-ответить на вопрос под грифом «подумайте»
Записывают домашнее задание
Регулятивные: осознание того, что усвоено и на основании этого оценка пробелов в знаниях и выбор домашнего задания.
infourok.ru
Урок биологии "Основные и образовательные ткани растений"
Тема: Основные и образовательные ткани растений.
Цель: сформировать первоначальные знания об основных и образовательных тканях растений.
Задачи: развить знания о тканях растений, особенностях их строения и функций на примере основных и образовательных тканей; развить умения устанавливать взаимосвязь строения и функций, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные термины и понятия: основные ткани: фотосинтезирующая, запасающая; образовательная.
Оборудование: учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм»; тетрадь-тренажер; презентация.
Ход урока
Организационный момент
Учитель. Доброе утро, ребята!
2. Изучение новой темы
- Сегодня мы продолжим знакомство с тканями растений. Какие ткани растений вы уже знаете? (ответы учащихся)
-Я предлагаю вам угадать тему нашего урока. На слайде слова, которые написаны неправильно, расшифруйте их..
Внаяосно и бразовательнаяо тника
- Так какие, ткани растений мы сегодня будем изучать? (ответы учащихся)
-Значит тема урока у нас какая? (Основные и образовательные ткани растений) Запись в рабочий лист
-А что мы должны узнать об основной и образовательной ткани? (дети перечисляют). Молодцы, а теперь давайте сформулируем наши цели урока.
Цели урока
Какое строение имеет образовательная и основная ткань.
Какие функции выполняют
Значение образовательной и основной ткани
-Какие ткани относят к основным? Найдите в параграфе 23 .
Основные ткани
Фотосинтезирующая Запасающая
Запишите в рабочий лист.
- Как вы думаете, для чего нужна фотосинтезирующая ткань? (ответы учащихся)
- А какое строение имеет фотосинтезирующая ткань? (она состоит из тонкостенных живых клеток, цитоплазмы, хлоропластов. Клетки ткани расположены рыхло, между ними межклетники-пространства, заполненные воздухом, который проникает сюда через устьица)
-Пользуясь учебником, стр.62, подпишите на рисунке в рабочем листе основные элементы фотосинтезирующей ткани.
хлоропласт
Фотосинтезирующие клетки
межклетники
- Какое строение имеет запасающая ткань? (клетки ткани крупные, живые с тонкими стенками. В них содержатся различные питательные вещества в виде зерен крахмала, капель масла) запись в рабочий лист
- Итак, делаем выводы
Фотосинтезирующая ткань образует основной объем листа и выполняет функцию образование органических веществ из неорганических, т.е. фотосинтез
Запасающие ткани располагаются в различных органах растений и выполняют функцию запасания питательных веществ.
Переходим к следующему пункту нашего плана- это знакомство с образовательной тканью.
-Ребята, а как вы думаете, какую роль играет образовательная ткань растений? (ответы учащихся) Правильно! С помощью нее происходит образование новых клеток. Запишите в рабочие листы.
- Пользуясь учебником стр. 63, заполните схему в рабочем листе: «Строение образовательной ткани».
Проверка схемы.
Выводы (формулируют учащиеся):
За счет образовательной ткани происходит рост и образование новых органов растений.
Растение, в отличии от животных, растет на протяжении всей жизни, образовательная ткани расположены в различных местах растений.
3.Закрепление
Выбери правильный ответ
Выберите основные ткани растений:
А) покровная Б) фотосинтезирующая В) запасающая
Г) образовательная Д) механическая Е) проводящая.
2. Формирование всех тканей растений происходит благодаря наличию у него:
А) образовательной ткани Б) механической ткани
В) покровной ткани Г) запасающей ткани
3. Установите соответствие между типом тканей растений и характеристиками клеток, из которых она состоит:
А) Запасающая Клетки содержат пигменты зеленого,
красного и желтого цвета
Б) Фотосинтезирующая Клетки могут содержать крахмал, воду,
растворенный сахар
В) Образовательная Клетки имеют достаточно крупные ядра
Домашнее задание
параграф 23; тетрадь-тренажер: с. 53, № 9-14; с.60, № 4; с. 61, №1; с.62 №2. Электронное приложение: «Основные и образовательные ткани растений» (23)
doc4web.ru
2 (5-7 мин) | Актуализация знаний Итак, ребята, у вас на партах лежат конверты, возьмите их и посмотрите, что там лежит? Что это такое? Как мы называем общим словом эти кусочки? Совершенно верно, это разные ткани. Как вы думаете, почему эти ткани оказались у нас сегодня на уроке? Как они будут связаны с биологией? Чтобы нам стало понятно, давайте найдем в толковых словарях, какое значение имеет слово ткань? Итак, в животных и растительных организмах это системы или группы одинаковых клеток. Но организмы у нас состоят из большого количества клеток. Мы можем сказать, что все клетки организма, например растения, будут одинаковые? В листьях у нас одни клетки, в корне другие, следовательно, и ткань у нас будет не одна, а… С помощью словаря мы подтвердили то, что ткань может быть не только на нас в виде одежды, но и внутри и являться частью любого организма, в том числе и растения. А так как растения, это те объекты, которые мы изучаем в этом году, то и тема нашего урока будет связана с ними. Итак, тема нашего урока будет звучать… Совершенно верно, записываем тему урока в вашу технологическую карту. | Достают различные кусочки ткани Варианты ответов детей (материал, тряпочки, ткани) Затруднение ТКАНЬ, -и, ж. I. Изделие, изготовленное тканьем (см. ткать в 1 знач.). 2. Общее название для тканых, трикотажных и нек-рых нетканых материалов 3. перен. Основа, содержание чего-н. (книжн.). Т: рассказа. 4. В животных и растительных организмах: система однородных клеток. Нет несколько Ткани растения | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с сверстниками; познавательные: логические – анализ дополнительной информации ; регулятивные: умение преобразовать информацию | 3 (5-10 минут) | Целеполагание Тему мы с вами определили. Скажите, пожалуйста, этот материал вам знаком?Вы знаете какие ткани есть у растений? Значит, какова цель нашего урока? Давайте определим маршрут нашей работы на уроке. Вашему вниманию предлагаются задачи, которые нам предстоит решить, но они перепутаны местами. Вам нужно поставить их в том порядке, который поможет достичь цели урока. | Определить цель Нет Сегодня на уроке мы познакомимся со строением растительных тканей. Изучить особенности строения тканей растения в учебнике Вспомнить правила работы с микроскопом Научиться различатьрастительные ткани на микропрепаратах Сделать вывод о многообразии и значении тканей для растения | Регулятивные: целеполагание, умение выполнять разнообразные задания; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы | 4 (15 мин) | Операционно-технологический этап Приступаем к работе, что у нас первое по плану? Чтобы знакомиться с тканями растений, нам нужно четко понимать, что это такое. Для этого я предлагаю вам заполнить ваши технологические карты, возьмите листочки. Первое задание у вас найти и записать определение, что такое ткань. Для этого вы воспользуетесь своими учебниками: параграф 10, стр. 46. После этого вы просматриваете параграф и выписываете в схему названия тканей, которые есть в учебнике. Не забывайте, после задания нужно сделать вывод о том, какое количество тканей есть в растительном организме. Как только вы справились с работой, вы показываете зелёный кружок, затем мы ждем остальных и проверяем. Все выполнили задание, давайте проверять. Поменяйтесь листочками. Ваша задача заключается в следующем: на слайде представлен правильный ответ, сверяясь по нему вы должны выставить оценку своему товарищу. Если все правильно вы закрашиваете весь кружок, если есть неточности или сделано не все задание, закрашиваете половинку, если задание не сделано, оставляете кружок пустым. Проверили, хорошо верните назад листочки. У кого все правильно поднимите зелёный кружок, у кого есть недочеты, покажите желтый кружок, кто не справился, покажите красный. Таких ребят у нас нет, молодцы! Теперь оцените свою работу в этом задании! Если все сделал быстро и правильно зелёный, у кого задание вызвало затруднение – желтый, кто не понял задание – красный. Замечательно, идём дальше. Теперь мы знаем, что такое ткань, и какие бывают ткани. Когда вы выписывали названия, у вас возникали какие-нибудь образы, связанные с названиями тканей? Хорошо, то есть названия нам с вами помогут разобраться со значением тканей для растения. Рассказ учителя о тканях: (с показом видеофрагментов) Образовательная: ткань состоит из мелких клеток, которые очень быстро делятся и потом превращаются в клетки других тканей. Как вы думаете, где располагаются эти ткани? Чем растет растение? Это и будут места расположения этих тканей. А тогда главное значение ткани? Покровная ткань: клетки мелкие, плотно прилегают друг к другу. По названию, вы можете определить, где она находится? И что делает? Но ребята, если эта ткань будет плотной и цельной как пленка, то растение сможет получать питательные вещества? Что потребуется? Такие отверстия существуют и называются они устьица (записать на доске слово) Механическая (опорная) ткань: длинные клетки с плотными стенками. Что они делают? Без них растение смогло бы подняться и вынести к свету цветы и плоды? Проводящая ткань: ткань, которая проводит вещества по растению, клеточки будут в виде трубок. Но мы с вами привыкли, что клетки в организме живые, в этой ткани будут и живые и мертвые клетки. Живые – ситовидные трубки – проводят органические вещества, мертвые – сосуды – проводят воду и минеральные вещества. Основная ткань: составляет основу растения, заполняет пространство между другими тканями. Существует много видов основных тканей, но главная их функция будет производство и запасание питательных веществ. Мы рассмотрели 5 видов растительных тканей, и теперь вам предстоит работа в группах: объединяемся по 2 парты, просто повернитесь друг к другу. У каждой группы на столе лежит конверт желтого цвета, откройте его. Перед вами листок с центральным словом, у каждой группы свое слово. Это название одной из тканей. Так же в конверте у вас лежат разные картинки, связанные с темой нашего урока. Вам нужно, используя эти картинки, свои знания о тканях и, возможно, какие-то дополнительные надписи, составить по стрелочкам схему, которая будут наглядно показывать, что это за ткань. На выполнение работы вам дается 7 минут, как только группа справилась с работой, она дает опознавательный знак, вся группа поднимает руки в центре. Когда все группы будут готовы, один представитель рассказывает, что у них получилось. Остальные по окончании ответа оценивают работу группы. Сравнивая ее с примером на доске и поднимая зелёный кружок, если все правильно, желтый, если есть недочеты, красный, если неправильно. Молодцы, все справились. Оцените свою работу: активно принимал участие в решении проблемы – зелёный кружок, не участвовал в работе – красный кружок. Хорошо, ребята, давайте проверим, какие задачи мы с вами в ходе этой работы выполнили? Правильно, но теперь мы немножко отдохнем! | Знакомство с тканями растения Да, проводящая – проводит, опорная – опирает, покровная - покрывает Верхушка стебля, кончик корня, в толщину. Рост растения Снаружи Защищает Нет, отверстия Опора, прочность В конвертах, картинки с изображениями клеток разных тканей (выбирают необходимое), картинки с местоположением (выбирают), и картинки со значением (выбирают) Изучить особенности строения тканей растения | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | 6 (10 мин) | Первичное закрепление и Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Итак, теоретические знания о тканях вы получили самостоятельно, теперь давайте проверим, сможете ли вы распознать их по описаниям на микропрепаратах. Но для этого нам нужно вспомнить, как правильно работать с микроскопом. Сейчас вы работаете в парах и устанавливаете микроскоп в рабочее положение. Как только вы будете готовы, поднимите вместе зелёный кружок. Я вижу, все готовы. Итак, у вас на партах есть подносики с микропрепаратами, ваша задача рассмотреть все микропрепараты и определить, к какому виду тканей относится данный препарат, используйте ваши знания о тканях. Так как этот материал мы только прошли, вам будет немножко трудно, поэтому можно пользоваться подсказкой, которая размещена на слайде. (фотографии микропрепаратов и подписи к ним). Но обязательно помним правила работы с оборудованием! Приступаем к работе. Я вижу, все ребята справились, давайте проверим, что у вас получилось. На слайде выведен правильный ответ, посмотрите, если все правильно, полностью закрашиваем кружок, если есть 1-2 ошибки – половинку, если больше 2, то оставляем кружок пустым - с работой не справился. Оцените эту работу: все получилось – зелёный кружок, были затруднения – желтый, не получилось – красный. Теперь посмотрите на доску, какие задачи мы выполнили с вами? Что у нас осталось? Правильно, сделать вывод о значении тканей для растения. Для этого мы с вами выполним третье задание из вашей технологической карты. Вам предложена табличка, где в 1-ом столбике представлены названия тканей, во 2-ом столбике указано значение, которое выполняет определённая ткань, но в табличке все перепуталось, и теперь каждой ткани соответствует не то значение. Ваша задача будет заключаться в том, чтобы протянуть стрелочки от названия ткани к функции, которую она выполняет. Сначала, выполняем самостоятельно, а затем, кто-нибудь выйдет к доске и покажет свой вариант решения. Когда закончите, поднимаете зелёный кружок. Приступаем к работе. Итак, …выйди к доске и расставь, пожалуйста, стрелочки. Ребята, кто согласен с ней, поднимите зелёные кружки, кто не согласен? Почему? (выйти исправить). Оцените свою работу в этом задании: все правильно – зелёный кружок, есть недочеты – желтый, много ошибок – красный. Хорошо, давайте, сделаем вывод о значении тканей для растения: обратите внимание на слайд. Вам представлен текст, где пропущены важные слова, это и есть наш вывод, но он не полный, давайте попробуем его сформулировать правильно. Группы клеток, сходные по строению, называются___________. В растении существует ______видов тканей, это покровные,_______, механические, _______,образовательные. Все они выполняют определённые _________, которые будут обусловлены строением этой ткани. | Устанавливают микроскоп Вспомнить правила работы с микроскопом Научиться различатьрастительные ткани на микропрепаратах | Регулятивные: контроль, оценка, самооценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конспект урока в 6 классе на тему: "Ткани растений"
Поурочное планирование. Биология – 6 класс
Тема: Введение.
Урок № 2
Дата проведения:
Тема: Ткани растений
Цель: учебная: Сформировать у учащихся представление о разных типах тканей
Развивающая: развивать логическое и критическое мышление у учащихся, устную речь, самостоятельность, формулировать выводы. Развивать умения и навыки работы в группах; с дополнительной литературой. Развивать творческие способности детей на уроке биологии.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, порядочность, внимание, наблюдательность, прилежность, аккуратность,
Оборудование: таблицы « Растительная клетка», «Строение микроскопа», рабочая тетрадь, тетрадь с печатной основой для лабораторных работ.
Основные понятия и термины:
Тип урока: повторение
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап …………………………2 мин
Контроль ранее изученного………………………………………………8мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.2мин
Изучение нового материала ………………………20мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся …12мин
Подведение итогов урока ……………………….1 мин
Домашнее задание………………………………………………………1мин
Ход урока
1.Организационный этап
2.Актуализация опорных знаний.
Красящими в-вами клетки называют хромопласты.
В размножении участвует вакуоль.
Прозрачное слизистое вещество клетки – это цитоплазма.
Оболочка состоит из клетчатки.
Лейкопласты зеленого цвета.
Хромопласты красного цвета.
Хлоропласты бесцветные.
Вакуоль содержит клеточный сок.
Оболочка имеет поры.
Ядро не имеет пор.
(правильные ответы: 3,4,6,8,9)
3. Мотивация учебной деятельности
Запишите тему урока:
«Ткани растений»
- Как называется наименьшая структурная единица живого?
- группа клеток образует ткань: клетка ткань
3.Изучение нового материала.
Ткань – группа клеток, одинаковых по строению, происхождению и выполняемым функциям.
- у растений выделяют 6 видов тканей: образовательная, покровная, основная, опорная, проводящая и выделительная.
- используя текст учебника на стр. 30- 31 заполним таблицу:
Название тканей
Их разновид
ности
Строение
Функции
Образова
тельная
Мелкие клетки с тонкой оболочкой, постоянно делятся
Рост растения, образование других видов тканей
Покров
ная
кожица
пробка
корка
Клетки мертвые с толстой оболочкой
Защита от повреждений
Основная
фотосинтезиру
ющая
Клетки содержат хлоропласты
Запасание питательных в-в
запасающая
Клетки имеют крупные вакуоли
Опорная (механи
ческая)
каменистые клетки
лубяные волокна
Клетки мертвые с толстой оболочкой
Каркас, опора
Проводя
щая
Ситовидные тубки с клетками спутницами.
Сосуды
1.Вытянутые клетки с перегородками в виде сита- органические вещества от листьев в нижележащие отделы.
2. вытянутые клетки без перегородок
Обмен веществ между подземной и надземной частями растения
Выдели
тельная
Железистые волоски, смоляные ходы, нектарники, млечники,
Клетки не имеют каких- либо отличий от других клеток т каней.
Выделяют и накапливают смолы, эфирные масла, бальзамы, млечный сок, сладкий нектар
- Итак, что такое «ткань»?
- Сколько видов тканей выделяют у растений?
- Как называется ткань, клетки которой постоянно делятся?
- У какой ткани клетки имеют хлоропласты?
- Как называется самая тонкая покровная ткань?
- Какая ткань образует каркас растений?
4. Обобщение. Фронтальный опрос учащихся:
Что такое ткань?
У каких растений есть ткани?
Какая основная особенность образовательных тканей?
Какое значение образовательных тканей?
Какие есть постоянные ткани по функциям?
Влияют ли функции на строение ткани?
Чем отличаются разные ткани в растениях?
Где размещены образовательные ткани в теле растения?
Как распознать клетки основной механической ткани под микроскопом?
Как осуществляется выделение у растений?
Какие особенности клеток образовательных тканей обеспечивают рост растений?
Знание каких тканей могут помочь человеку в решениях проблем транспорта и строения?
5. Домашнее задание- повторить § 21 22, 23, 24, 25, 26 стр 56- 68 . Ответить на вопросы на стр 32 , повторить § 5, выполнить в РТПБ на стр 7- упр № 1- 3
infourok.ru
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Мотивационно-ориентировачный этап |
(правильные ответы: 3,4,6,8,9) | - отвечают на вопросы:
- проверяют работу друг друга под диктовку учителя. | ||
Операционно-исполнительный этап | Запишите тему урока: «Ткани растений» - Как называется наименьшая структурная единица живого? - группа клеток образует ткань: клетка ткань Ткань – группа клеток, одинаковых по строению, происхождению и выполняемым функциям. - у растений выделяют 6 видов тканей: образовательная, покровная, основная, опорная, проводящая и выделительная. - используя текст учебника на стр.20-22 заполним таблицу: Название тканей | Их разновидности | Строение | Функции |
Образова тельная |
| Мелкие клетки с тонкой оболочкой, постоянно делятся | Рост растения, образование других видов тканей | |
Покровная |
| Клетки живые или мертвые с толстой оболочкой | Защита от повреждений | |
Основная |
| Клетки содержат хлоропласты | Синтез органических веществ-глюкозы Запасание питательных в-в | |
| Клетки имеют крупные вакуоли | |||
Опорная (механи ческая) |
| Клетки мертвые с толстой оболочкой | Каркас, опора | |
Проводящая | 1.Сосуды 2.Ситодвидные трубки | Клетки живые или мертвые, имеют вид трубок или сосудов | Передвижение растворенных в воде питательных веществ | - записывают тему урока. - клетка. - записывают схему, определение. - заполняют таблицу. - отвечают на вопросы. |
Оценочно-рефлексивный этап | - Мы сегодня с вами говорили о видах тканей. - Какой вывод вы можете сделать из нашего урока? Выставление оценок. | |||
Домашнее задание | Устно:
письменно: 3) в тетради дать определение следующим терминам: «кожица», «корка», «пробка», «основная ткань». Все определения выучить; | - записывают Д/з. |
doc4web.ru
Разработка урока по биологии на тему "Ткань. Виды тканей у растений" (5 класс)
Тема урока: Ткань. Виды тканей у растений.
Предмет: биология.
Класс: 5 «а»
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний и дать первоначальные представления о тканях растений и о функциях, которые они выполняют.
Задачи:
сформировать у учащихся понятие о тканях, закрепить знания об основных типах тканей растительного организма, об их строении и функциях;
выработать умение распознавать виды тканей.
совершенствовать умения работать с микроскопом, находить исследуемые объекты на микропрепаратах и схематически изображать увиденное в тетради.
продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
создавать благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: мультимедиа, микроскопы, готовые микропрепараты растительных тканей, раздаточный материал, плакат «Ткани растений», шкатулка с разными видами тканей.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.
Метапредметные: развивается умение работать с разными источниками биологической информации (текстом и иллюстрациями учебника, микроскопом, таблицей, видеофрагментами, слайдами).
Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.
Основные понятия урока: ткань, виды тканей (образовательные, основные, проводящие, механические, покровные).
Деятельность учащихся: просмотр видеофрагмента, работа с микроскопом, работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с карточками.
План урока:
Организационный момент.
Проверка знаний и умений.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия.
Выставление оценок за урок
Сообщение домашнего задания.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка знаний и умений.
Учащимся раздаются карточки, которые необходимо заполнить.
Карточка №1
Жизнедеятельность клетки
Процесс
Значение
1. движение цитоплазмы
1. обмен веществ
2. дыхание
2. обмен газов
3. питание
3. обмен веществ
4. размножение
4. увеличение числа
5. рост
5. жизнедеятельность клетки
Актуализация знаний.
- Ребята, мы с вами подробно изучили строение растительной клетки. Какие процессы происходят в клетках растений? Все ли клетки растений похожи друг на друга, т.е. имеют ли они одинаковую форму и размеры? (учащиеся отвечают)
Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.
- Сначала давайте сформулируем тему нашего урока.
Для этого я достаю из таинственной шкатулки разные виды тканей и задаю вопросы:
- Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)
- Чем же они отличаются?
- Что входит состав ткани? Из чего они образованы?
- Как связать с тканями организма?
Изучение нового материала.
Учитель объясняет понятие «ткань», даёт ему определение. Называет все типы тканей растения, особенности их строения и выполняемые функции (объяснение начинается с видеофрагмента)
- Как вы уже знаете, все живые организмы разделяются на две группы: одноклеточные и многоклеточные. Одноклеточные организмы состоят из одной клетки, в которой протекают все процессы жизнедеятельности. Тело многоклеточных организмов состоит из множества клеток.
Группу клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции, называют тканью. Наука, изучающая ткани, называется гистология.
Но не все клетки одинаковы. Клетки имеют разную форму и строение, а также выполняют различные функции. Например, есть клетки, которые плотно прилегают друг к другу. Они имеют утолщённые оболочки. Эти клетки защищают растения от неблагоприятных условий внешней среды. Клетки, находящиеся внутри стебля, имеют вид длинных трубочек, по ним передвигаются питательные вещества. Есть клетки, которые обеспечивают запас питательных веществ и многие другие функции.
Выделяют несколько видов растительных тканей: образовательные, основные, проводящие, механические и покровные.
Клетки образовательных тканей имеют небольшие размеры, тонкую оболочку и относительно крупное ядро, но не имеют вакуолей и хлоропластов. Клетки постоянно делятся. Элементом образовательной ткани являются камбий, меристема кончика корня. Образовательные ткани обеспечивают рост растения и дают начало другим тканям.
Основная ткань, или паренхима, занимает пространство между покровными, механическими и проводящими тканями. Она занимает большую часть тела растения. Различают несколько видов этой ткани в зависимости от того, какую функцию выполняют её клетки.
1) ассимиляционная паренхима заполняет мякоть листа, находится в некоторых клетках коры стебля. Клетки имеют тонкие стенки и большое количество хлоропластов. Ассимиляционная паренхима обеспечивает фотосинтез.
2) Запасающая паренхима представлена округлыми или многоугольными клетками, оболочка которых часто утолщается, много межклетников. Служит хранилищем запасных питательных веществ (сахара, белков и крахмала).
3) Воздухоносная паренхима имеется у водных и болотных растений. Клетки расположены рыхло и содержат много межклетников. Основная функция – накопление воздуха в межклетниках.
Проводящие ткани состоят клеток, в которых отсутствует ядро. Они обеспечивают передвижение по растению воды, питательных веществ и продуктов жизнедеятельности, растворённых в воде.
Механические ткани образованы волокнами луба и древесины. Они образованы группами клеток с утолщёнными оболочками. У некоторых клеток оболочки одревесневают. Придают прочность растениям, выполняют опорную функцию. Они обеспечивают способность сопротивляться порывам ветра, ливням, снежным бурям. Благодаря механическим тканям не ломаются ветви, не рвутся листья, деревья чаще всего сохраняют свою крону.
Покровные ткани разделяются на три группы: эпидермис, пробка и корка. Эпидермис покрывает листья, молодые стебли, лепестки цветков и плоды. Он состоит из одного слоя живых, плотно прижатых друг к другу клеток, между которыми расположены устьица. Наружные оболочки клеток эпидермиса часто утолщены и покрыты слоем воска.
У деревьев и кустарников к осени молодые стебли из зелёных становятся коричневыми. Это связано с тем, что растения готовятся к зиме и эпидермис сменяется более прочной покровной тканью — пробкой. Утолщённые оболочки клеток пробки со временем становятся непроницаемыми для воды и газов. При этом содержимое клеток отмирает.
У большинства деревьев через несколько лет на стволах начинает появляться еще более надёжная многослойная покровная ткань — корка. Она состоит из отмерших тканей. Примером может служить берёза, у которой белая пробка (береста) сменяется чёрной коркой с трещинами. Корка защищает стволы от резких смен температуры, повреждений животными.
После просмотра видеофрагмента учащиеся выполняют на рабочей тетради задания 36 и 37.
- Для того чтобы убедиться, чем эти ткани отличаются друг от друга, мы воспользуемся микроскопом и микропрепаратами «Ткани растений».
- Вы наверно устали немножко, поэтому перед тем, как делать самостоятельную работу, давайте сделаем физминутку с мальчиком с «соседнего класса» (видеофизминутка).
- А теперь приступаем к заполнению таблицы в рабочей тетради задание 38.
Учащиеся, используя микроскоп, учебник и плакат, самостоятельно заполняют таблицу «Виды тканей» в рабочей тетради по биологии на стр. 25-26.
Виды тканей
Название ткани
Выполняемые функции
Особенности строения клеток
Покровные
Защищают органы растения от неблагоприятных условий
Образованы живыми или мертвыми клетками и находятся на поверхности корней, стеблей, листьев.
Механические
Придают прочность растению
Клетки удлиненные, имеют вид волокон
Проводящие
По ним передвигаются растворенные в воде питательные вещества
Образованы живыми или мертвыми клетками, которые имеют вид трубок
Основные
Синтез и запасание различных веществ
Состоят из живых клеток
Образовательные
Образуют новые клетки, из которых формируются другие ткани
Имеют небольшие размеры, тонкую оболочку и относительно крупное ядро
Работа выполняется индивидуально. При возникновении затруднений, обращаются к учителю.
Закрепление знаний
- Обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы.
- Учащиеся выполняют небольшую проверочную работу на карточках.
Карточка №2
Вставить пропущенные слова.
Клетки, имеющие одинаковое происхождение и выполняющие одинаковые функции называются …1…. Эпидермис, пробка и корка – это …2… ткани. Они выполняют …3…. функцию.
…4…… ткани дают начало всем остальным тканям, их клетки постоянно …5.. По …6… тканям передвигается вода и органические вещества.
Ответы: 1- ткани, 2 – покровные, 3 – защитная, 4 – образовательные, 5 – делятся, 6 – проводящие.
(Отметка «5» ставится, если нет ошибок, отметка «4» ставится, если 1-2 ошибки, отметка «3» ставится, если 3 ошибки.)
Затем обмениваются с соседом по парте, проверяют и выставляют оценки.
Рефлексия
С заданиями справился
С заданиями справился, но были трудности
С заданиями не справился
До урока:
• Не знал…
• Не понимал…
• Не мог представить…
• Не мог выразить…
• Не мог выполнить…
Сейчас:
• Выяснил…
• Выучил…
• Познакомился…
• Запомнил…
Из перечня выбрать и закончить предложение или ответить на вопросы:
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Что мне понятно?
Какие вопросы вызвали у меня затруднения и почему?
Что бы мне хотелось ещё узнать?
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: § 10, задание 39 (кроссворд) в рабочей тетради на стр. 26.
Список используемой литературы:
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.- 141, (3)с.
Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.».
Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.».
Приложение 1.
Карточка №1
Жизнедеятельность клетки
Процесс
Значение
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
5.
5.
Карточка №2
Вставить пропущенные слова.
Клетки, имеющие одинаковое происхождение и выполняющие одинаковые функции называются …1…. Эпидермис, пробка и корка – это …2… ткани. Они выполняют …3…. функцию.
…4…… ткани дают начало всем остальным тканям, их клетки постоянно …5.. По …6… тканям передвигается вода и органические вещества.
Карточка №1
Жизнедеятельность клетки
Процесс
Значение
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
5.
5.
Карточка №2
Вставить пропущенные слова.
Клетки, имеющие одинаковое происхождение и выполняющие одинаковые функции называются …1…. Эпидермис, пробка и корка – это …2… ткани. Они выполняют …3…. функцию.
…4…… ткани дают начало всем остальным тканям, их клетки постоянно …5.. По …6… тканям передвигается вода и органические вещества.
infourok.ru
"Основные и образовательные ткани растений
Поурочное планирование. Биология. Живой организм– 5 класс
Тема: Ткани живых оганизмов
Урок № 27
Дата урока:
Тема: Основные и образовательные ткани растений.
Цель: сформировать первоначальные знания об основных и образовательных тканях растений.
Задачи: развить знания о тканях растений, особенностях их строения и функций на примере основных и образовательных тканей; развить умения устанавливать взаимосвязь строения и функций, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений.
Основные термины и понятия: основные ткани: фотосинтезирующая, запасающая; образовательная.
Оборудование: учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм»; тетрадь-тренажер; презентация.
Ход урока
Организационный момент
Учитель. Доброе утро, ребята!
2. Изучение новой темы
- Сегодня мы продолжим знакомство с тканями растений.Какие ткани растений вы уже знаете? (ответы учащихся)
-Я предлагаю вам угадать тему нашего урока. На слайде слова, которые написаны неправильно, расшифруйте их..
основная и образовательная ткани
- Так какие, ткани растений мы сегодня будем изучать?(ответы учащихся)
-Значит тема урока у нас какая? (Основные и образовательные ткани растений) Запись в рабочий лист
-А что мы должны узнать об основной и образовательной ткани? (дети перечисляют). Молодцы, а теперь давайте сформулируем наши цели урока.
Цели урока
Какое строение имеет образовательная и основная ткань.
Какие функции выполняют
Значение образовательной и основной ткани
-Какие ткани относят к основным? Найдите в параграфе 23 .
Основные ткани
Фотосинтезирующая Запасающая
Запишите в рабочий лист.
- Как вы думаете, для чего нужна фотосинтезирующая ткань? (ответы учащихся)
- А какое строение имеет фотосинтезирующая ткань? (она состоит из тонкостенных живых клеток, цитоплазмы, хлоропластов. Клетки ткани расположены рыхло, между ними межклетники-пространства, заполненные воздухом, который проникает сюда через устьица)
Пользуясь учебником, стр.62, подпишите на рисунке в рабочем листе основные элементы фотосинтезирующей ткани.
хлоропласт
Фотосинтезирующие клетки
межклетники
- Какое строение имеет запасающая ткань? (клетки ткани крупные, живые с тонкими стенками. В них содержатся различные питательные вещества в виде зерен крахмала, капель масла) запись в рабочий лист
- Итак, делаем выводы
Фотосинтезирующая ткань образует основной объем листа и выполняет функцию образование органических веществ из неорганических, т.е. фотосинтез
Запасающие ткани располагаются в различных органах растений и выполняют функцию запасания питательных веществ.
Переходим к следующему пункту нашего плана- это знакомство с образовательной тканью.
-Ребята, а как вы думаете, какую роль играет образовательная ткань растений?(ответы учащихся) Правильно! С помощью нее происходит образование новых клеток. Запишите в рабочие листы.
- Пользуясь учебником стр. 63, заполните схему в рабочем листе: «Строение образовательной ткани».
Проверка схемы.
Выводы (формулируют учащиеся):
За счет образовательной ткани происходит рост и образование новых органов растений.
Растение, в отличии от животных, растет на протяжении всей жизни, образовательная ткани расположены в различных местах растений.
3.Закрепление
Выбери правильный ответ
Выберите основные ткани растений:
А) покровная Б) фотосинтезирующая В) запасающая
Г) образовательная Д) механическая Е) проводящая.
2. Формирование всех тканей растений происходит благодаря наличию у него:
А) образовательной ткани Б) механической ткани
В) покровной ткани Г) запасающей ткани
3. Установите соответствие между типом тканей растений и характеристиками клеток, из которых она состоит:
А) Запасающая Клетки содержат пигменты зеленого,
красного и желтого цвета
Б) Фотосинтезирующая Клетки могут содержать крахмал, воду,
растворенный сахар
В) Образовательная Клетки имеют достаточно крупные ядра
Домашнее задание
параграф 23; тетрадь-тренажер: с. 53, № 9-14; с.60, № 4; с. 61, №1; с.62 №2. Электронное приложение: «Основные и образовательные ткани растений» (23)
infourok.ru