Конспект урока биологии в 6 классе на тему «Строение растительной клетки». Урок в 6 классе клеточное строение растений
Обобщающий урок по теме "Строение растительной клетки". 6-й класс
Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (748,9 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Задачи:
- совершенствовать умение работать с микроскопом и готовить микропрепарат;
- развивать умения классифицировать, сравнивать и обобщать;
- воспитывать бережное отношение к лабораторному оборудованию, творческое отношение к изучению биологии.
Оборудование: микроскопы, лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата, луковица.
Ход урока
Ребята, мы с Вами закончили изучение темы «Строение растительной клетки». И перед тем, как выполнить контрольную работу я предлагаю Вам ещё раз повторить изученный материал:
- правила работы с микроскопом, правила приготовления микропрепарата;
- главные органоиды клетки и их функции;
- особенности жизнедеятельности растительной клетки.
Мы заглянем в лабораторию к профессору Леонову Дмитрию Анатольевичу. С помощью его волшебного микроскопа мы совершим путешествие внутрь растения.
I. Ролевая игра «В лаборатории у профессора»
(2 учащихся исполняют роли профессора и ученика)
Ученик: Здравствуйте, профессор. Чем Вы заняты?
Профессор: А, Саша, здравствуй. Я вот готовлю микропрепарат кожицы лука, хочешь помочь?
Ученик: Дмитрий Анатольевич, что же может быть интересного в этой луковице? Подумаешь! Горькая и запах, вон какой!
Профессор: Ну, не скажи. Во-первых, лук – очень полезное растение. В нём содержится много витамина С, а также фитонциды – особые вещества, которые уничтожают болезнетворные микробы. Так, что кушать лук нужно обязательно. А насколько интересен лук, сейчас посмотришь сам. Помоги мне настроить микроскоп.
Ученик (настраивает микроскоп, проговаривает правила работы с ним).
Профессор: Молодец! А теперь смотри, как я приготовлю микропрепарат кожицы лука. (Готовит микропрепарат, проговаривает правила приготовления микропрепарата) А теперь смотри!
Ученик: Ой, профессор, что это?
В это время ребята выстраивают «клетку» (держась за руки образуют круг – клеточная оболочка, ядро, пластиды, вакуоль)
II. Ролевая игра «Кто есть что?»
Клеточная оболочка (4 ученика):
Мы – клеточная оболочка, Мы дружные братья, Задача у нас одна: Такую молекулу пропускать лишь, Которая клетке нужна. А что нужно клетке? Вода, кислород, минеральные соли, А также ещё одно вещество. В процесс фотосинтеза будет включён Газ углекислый. Запомните Вы его!
Пластиды (3 человека):
Пластиды бывают разные: Бесцветные, зелёные, красные. Но всем одинаково хочется Растительной клетке помочь очень.
Хлоропласт:
Мы веселы, мы зелены, Мы очень любим свет. Участвуем в процессе фотосинтеза Нам хлорофилл придал зелёный цвет.
Хромопласт:
А мы – все краски осени, Разнообразие в окраске плодов и лепестков. Мы – красные, оранжевые, жёлтые Ведь в нас – огромное количество цветов.
Лейкопласты:
Что ж из того, что мы – бесцветные? Зато без нас не обойтись! Ведь лук, картошка, кабачки – полезные Лишь потому, Что веществами лейкопласты запаслись.
Вместе:
Танцуем в клетке мы То медленно, то быстро. Ведь цитоплазма движется, Хотя её не видно.
Вакуоль:
Нет, я не девочка Оля, Я – клеточная вакуоля. Заполнена я сладким соком И извините, что стою к вам боком.
Ядро:
Я – ядро. Я – самая главная клетки часть. Досталась мне очень тяжёлая участь. Ведь скрыта во мне секретная информация О том, что это за клетка, и какова её специализация.
Учитель: Спасибо ребятам, которые показали нам растительную клетку. Вернёмся в наш класс. Я немного дополню их рассказ. Вся наследственная информация закодирована в особых нитевидных структурах – хромосомах. Хромосомы находятся в ядре и видны лишь во время деления клетки.
Оказывается, пластиды могут превращаться друг в друга. Например, хлоропласты – в хромопласты. Этим объясняется разнообразная окраска листьев осенью, созревание плодов. Хлорофилл разрушается, и на первое место выходят другие красящие вещества. Лейкопласты превращаются в хлоропласты: картофель зеленеет на солнышке.
«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» Этими словами начинается замечательная поэма Ивана Алексеевича Бунина. Осень поражает нас обилием красок, непрерывными изменениями окружающего мира. Сентябрь розовыми стежками прошил зелёную одежду осин, зажёг ярко-бордовые фонари на кустах калины. В бронзовые кольчуги нарядил богатыри-дубы.
Изменение окраски листьев – одна из первых примет осени. Много ярких красок в осеннем лесу! Берёзы, ясени и липы желтеют, розовеют листья бересклета, пунцово-красными становятся узорные листья рябины, оранжевыми и багряными листья осин. Чем же обусловлено это цветовое многообразие?
В листья растений наряду с зелёным хлорофиллом содержатся другие пигменты. Золотисто-жёлтую окраску придаёт ксантофилл, оранжевую – каротин, красную – антоциан.
При наступлении холодов образования новых молекул хлорофилла не происходит, а старые быстро разрушаются. Другие красящие вещества более устойчивы к низким температурам. Они и придают в это время разнообразную окраску листьям.
III. Кластер «Растительная клетка» (групповая работа)
Процессы жизнедеятельности 1) … 2) … 3) … 4) … 5) … | ||
Учёные, изучавшие клетку 1609-1610 гг. … создал микроскоп … увидел ячейки пробки и назвал их клетками … открыл одноклеточные организмы | РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА |
Растительные ткани 1)… 2) … 3) … 4) … 5) … |
Органоиды клетки 1) … 2) … 3) … 4) … 5) … | Части микроскопа 1) … 2) … 3) … |
Клетки, не похожие на растительную клетку: А) ________ Б) ________ |
Проверить заполнение таблицы. Каждая группа показывает результаты работы, поясняют ответы.
IV. Самостоятельная работа по вариантам
1 вариант | 2 вариант |
Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова. | |
Каждая клетка имеет плотную прозрачную ________, в которой местами есть более тонкие участки – _________. Под оболочкой находится живое бесцветное вязкое вещество – _____. _______ медленно движется. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает. В цитоплазме находится небольшое плотное тельце – _______, в котором можно различить ________. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение. | Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – _______. Они заполнены _______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – _______. У цветковых растений _______ бывают зелёные, жёлтые, оранжевые и бесцветные. Зелёные пластиды называют – ______. Красные, жёлтые и оранжевые – ________. Бесцветные – _________. |
V. Проверить выполнение работы
VI. Подвести итоги урока
Растение состоит из клеток. Строение клеток можно рассмотреть под микроскопом. Клетка живая: она питается, дышит, размножается. Растительные клетки соединены в ткани. Ткани образуют органы. Органы – одно целое – организм.
Клетка – биосистема.
VII. Домашнее задание
Готовиться к контрольному тесту, используя обобщающую таблицу.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Дистанционный урок биологии в 6 классе не тему «Строение растительной клетки»
Урок биологии проводится дистанционно для детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, с помощью программы общения Skype и других средств ИКТ.
Дистанционное обучение – процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающим все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ.
Рабочее место учащегося и учителя хорошо оснащено: компьютер, вебкамера, микрофон, колонки, сканер, принтер, электронный микроскоп и набор для проведения лабораторных работ.
На уроке используются презентации, флэш-анимации, видеофрагменты, тесты. А также разработки Центра образования «Технологии обучения» - электронный образовательный ресурс i-Школа1, на котором представлены УМК по основным учебным предметам средней школы с богатыми методическими материалами и контрольно-измерительными материалами и электронным USB микроскопом, оборудованным оптическим сенсором, который позволяет снимать фото и даже видео с образцов, а изображения тут же направляются в компьютер, где их и можно рассмотреть. Все это увлекает ребенка в другой мир – в мир живой биологии, где оживает картинка (в учебнике или на экране компьютера), создается фильм или презентация, складываются пазлы или строятся схемы, а учитель и ученик за урок забывают, что их разделяет большое географическое расстояние, но объединяет общий интерес, азарт новой формы обучения, что позволяет более глубоко вникать в суть изучаемого материала. Для таких детей использование ИКТ – это некая панацея их активного включения в мир. И компьютер, подключенный к интернету, - это действительно окошко в мир, окно в Алисину страну чудес.
Информационные технологии, используемые мною на уроке, позволяют:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
- представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
Данная форма работы на уроке биологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации (интернет, i-Школа, Skype).
Презентации, флэш-анимации, видеофрагменты, тесты, разработки Центра образования «Технологии обучения», компакт-диск (электронный учебник) не дублируют традиционные издания, а дополняют их, логично сочетаясь с содержательными аспектами изданий на бумажных носителях, расширяют возможности получения разнообразной справочной информации. Одним из важнейших функциональных модулей - многоуровневая система интерактивных обучающих заданий. Значительное число оригинальных фотографий и видеофрагментов использовано для иллюстрации гипертекста учебника, презентации и др. Одним из достоинств является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации, флеш-анимации и др. сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Подобные технологии целесообразны на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
План-конспект урока
Цель: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.
Задачи: дать элементарные представления о строении растительной клетки, о значении ее частей; развивать умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате на рисунках в учебнике и на таблице; научить изображать строение клетки; воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами.
Оборудование: рабочее место ученика и учителя, Skype, учебник Пасечника В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс, электронная тетрадь учащегося, микроскопы, наборы лабораторного оборудования, микропрепараты кожицы лука.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма работы: индивидуальная.
Методы: побуждающий, проблемный, инструктивный, частично-поисковый, эвристический.
Структура урока, ход урока - в прикрепленном файле.
Использованные источники:
I-Школа (http://iclass.home-edu.ru).
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Сайт учителя биологии (флэш-анимации, видеоролик).
Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 304с.: ил.
Анна Орищенко, учитель Алтайского краевого педагогического лицея-интерната, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей».
В прикрепленных файлах также: Движение цитоплазмы, Строение растительной клетки, лабораторная работа №1.
Видеофайл «Растительная клетка» можно скачать здесь.
Презентацию к уроку можно скачать здесь.
Флэш-анимацию "Клеточное строение организмов" можно скачать здесь.
www.ug.ru
Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД | |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Я рада новой встрече с вами. (слайд №1) Давайте поприветствуем друг друга и весь окружающий нас мир. Пожелаем друг другу успеха на уроке. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Ф | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие | 1.Беседа. Продолжите мои фразы: Растения по величине бывают:… Но все они состоят из… (клеток) Клетка растения- это удивительный мир. Я очень хочу, чтобы вы убедились в этом сегодня. —2. Я предлагаю вам план, по которому вы составите рассказ о растительной клетке (слайд №2) на слайде: 1. Перечислите органоиды клетки. 2. Охарактеризуйте каждый органоид 3. Какие органоиды присущи только растительным клеткам? | Беседа с учителем. Отстаивание своей точки зрения Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Рассказ по плану | Ф И И | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ. |
Выявление места и причины затруднения | Почему не получается рассказать о клетках растений по предложенному плану? — Каких знаний не хватает? — Что хотели бы узнать? — Каким способом можно получить нужную информацию? | Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения | Ф | Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
Целепола гание и построение проекта выхода из затруднения | Определите цель урока (для устранения возникшего затруднения) — Предположите тему урока. (слайд №3) — Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи). В ваш проект я внесу небольшие коррективы. В начале работы мы посмотрим видеоролик «Клетки растений», а затем вы ответите на вопросы из путеводителя №1 | Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. | Ф | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Реализация построечного проекта. | 1)Просмотр видеоролика «Клетки растений» 2) Работа с путеводителем №1 (в группе) Используя знания, полученные при просмотре видеоролика и знакомясь с материалом учебника стр. 17-18, выполните задания «Путеводителя №1» Путеводитель 6/3 №1 1.Что означает слово «органоид?» 2.Перечислите органоиды клетки. 3. Охарактеризуйте каждый органоид. 4. Какие органоиды присущи только растительным клеткам? По мере выполнения заданий, делайте зарисовки и записи на больших листах бумаги, который есть у каждой группы. | Просмотривают видеоролик . Самостоятельная работа в группах с информационными источниками. Представление результатов совместной работы на листах А4в виде зарисовок и записей. | П Г И | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Первичное закрепле ние с комментиро ванием во внешней речи | 1.Представление результата самостоятельной работы с комментариями 2. Показ органоидов клетки на слайдах кодоскопа Как называется органоид? Для чего служит? | Устное закрепление | Ф | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка — оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
Самостоя тельная работа с самопро веркой по эталону | Любая клетка- это живой организм. Она дышит, питается, размножается. (слайд №4) Вопрос: какие ещё свойства живых организмов проявляет клетка? | Решение биологических задач | И | Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Включение в систему знаний и повторение. | Проверьте себя по стр. 19 | Самопроверка самооценка | Ф | Регулятивные: коррекция; оценка — оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
Информа ция о домашнем задании | (слайд №5) П.3, ответить на вопросы стр. 21 Приготовить информацию о растениях (индивидуально) Мне очень хотелось бы, чтобы после нашего урока вам захотелось узнавать об изучаемом материале ещё и ещё. | |||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | (слайд №6) На уроке я: узнал… преодолел… Моя группа помогла мне в… Оцените, как работали ребята из вашей группы. | Анализируют выполнение цели и задач урока, умение работать в группе. | Ф | Регулятивные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
vekor.ru
Строение растительной клетки, урок биологии в 6 классе по ФГОС
ТЕСТИРОВАНИЕ
НАЧАТЬ
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
1. Общее между клетками всех организмов:
- все растительные клетки имеют хлоропласты
2. в любой живой клетке происходит обмен веществ
3. любая живая клетка содержит много пластид
4. все клетки живых организмов имеют ядро
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
2. Цитоплазма в клетке:
- медленно движется
2. движется очень быстро
3. не движется
4. Движется иногда
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
3. Пластиды в растительных клетках бывают:
- синими, фиолетовыми, малиновыми
2. зелеными, синими, красными, черными
3. только зелеными
4. зелеными, желтыми, оранжевыми, бесцветными
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
4. Клеточная оболочка НЕ выполняет указанную функцию
- транспорта веществ
2. связи с другими клетками
3. защищает внутреннее содержимое клетки
4. деление
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
5. Вакуоли заполнены:
2. цитоплазмой
3. клеточным соком
4. другими органоидами
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
2. Цитоплазма в клетке:
- медленно движется
2. движется очень быстро
3. не движется
4. Движется иногда
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
3. Пластиды в растительных клетках бывают:
- синими, фиолетовыми, малиновыми
2. зелеными, синими, красными, черными
3. только зелеными
4. зелеными, желтыми, оранжевыми, бесцветными
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
4. Клеточная оболочка НЕ выполняет указанную функцию
- транспорта веществ
2. связи с другими клетками
3. защищает внутреннее содержимое клетки
4. деление
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
5. Вакуоли заполнены:
2. цитоплазмой
3. клеточным соком
4. другими органоидами
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
3. Пластиды в растительных клетках бывают:
- синими, фиолетовыми, малиновыми
2. зелеными, синими, красными, черными
3. только зелеными
4. зелеными, желтыми, оранжевыми, бесцветными
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
4. Клеточная оболочка НЕ выполняет указанную функцию
- транспорта веществ
2. связи с другими клетками
3. защищает внутреннее содержимое клетки
4. 4. деление
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
5. Вакуоли заполнены:
2. цитоплазмой
3. клеточным соком
4. другими органоидами
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
4. Клеточная оболочка НЕ выполняет указанную функцию
- транспорта веществ
2. связи с другими клетками
3. защищает внутреннее содержимое клетки
4. деление
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
5. Вакуоли заполнены:
2. цитоплазмой
3. клеточным соком
4. другими органоидами
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
5. Вакуоли заполнены:
2. цитоплазмой
3. клеточным соком
4. другими органоидами
М О Л О Д Е Ц !
Оценка: 5
ЗАВЕРШИТЬ
ТЕСТИРОВАНИЕ
Х О Р О Ш О !
Оценка: 4
ЗАВЕРШИТЬ
ТЕСТИРОВАНИЕ
Н Е П Л О Х О !
Оценка: 3
ЗАВЕРШИТЬ
ТЕСТИРОВАНИЕ
НЕ ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ !
ЗАВЕРШИТЬ
ТЕСТИРОВАНИЕ
Т Е С Т З А В Е Р Ш Е Н
kopilkaurokov.ru
Урок в 6 классе Строение растительной клетки
Этап урокаДействия учителяДеятельность обучающихся
1. Организационный момент (1-2 минуты) 2. Актуализация знаний(4-5 минут) 3. Постановка учебной задачи (4-5 минут) 4.
« Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)(7-8 минут) 5.
П Первичное закрепление(4-5 минут)
Физкультминутка (2 мин)6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.(7 - 8 минут)7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(4 - 5 минут) 8. Рефлексия деятельности. (3 мин.)9. (Итог урока 2-3 минуты) Приветствует учащихся. зачитывает слова А.Франса «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».Что означают эти слова?Повторение изученного материала об увеличительных приборах.Для чего они нужны?
На экране - строение растительной клетки с цыфровыми обозначениями от1 до 10. Учитель просит назвать органоиды и части клетки. Выясняет, какие затруднения возникли. Почему? Предлагает сформулировать тему, цель и задачи урока. Раздает конверты с заданиями и печатными материалами, дает краткие комментарии к заданию.Консультирует, направляет работу в группах. Форма таблицы выведена на экран.
Предлагает выступить одному из учащихся от каждой группы, дополняя данные в таблицу. На экране фиксируется эталон ( клетка и таблица)На экране музыкальная физкультминутка с анимациейПредлагает выполнить лабораторную работу « Изучение клеток кожицы чешуи лука». Консультирует и направляет работу учащихся. Выводит на экран рисунок клетки с обозначениями.
На экране презе
weburok.com
"Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"
Разделы: Биология
Эпиграф:
“Говорят, что посередине между двумя противоположными мнениями лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема!” (Гёте).
Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения учащимися системой знаний и умений, опытом творческой деятельности, обобщить знания полученные детьми по вопросам строение растительной клетки и приборы для изучения клетки. Время игры 1 час.
Цели по содержанию:
- Образовательные: обобщить знания учащихся о клеточном строении растений.
- Развивающие: продолжить развитие общебиологического понятия о взаимосвязи строения и функций растений.
- Воспитательные: воспитывать коллективизм, ответственность каждого за общий результат.
Средства обучения: таблицы по теме, микроскоп, оборудование и растительные объекты для приготовления микропрепаратов, игровое поле, волчок со стрелкой, плюшевая скатерть, задания для игроков, бумага, ручки.
Организация урока: Класс делится на две команды игроков и команду болельщиков из числа учащихся, не вошедших в команды. Болельщики набирают жетоны, отвечая на вопросы, в тех случаях, если команды не знают ответов, затрудняются при ответах, если ответы требуют дополнений. По количеству полученных жетонов получают оценку. За стол с игровым полем приглашаются две команды по 5 человек. Усаживаются напротив друг друга. В случае если классы большие или игра проводится между учащимися нескольких классов в параллели, то следует увеличить число игроков в команде. Помощник ведущего объясняет правила игры. Он же фиксирует результаты геймов на доске, заполняя таблицу.
Название команды |
Название команды |
1 гейм 1 + 1 + 0 = 2 (очка) 2 гейм 1 + 0 = 1 3 гейм … 4 гейм … Всего: | 1 гейм 1 + 1 + 3 = 5 (очка) 2 гейм 0 + 0 = 0 3 гейм … 4 гейм … Всего: |
План проведения урока.
1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. 3. Формирование команды № 1. 4. Формирование команды № 2. 5. Формирование команды болельщиков. 6. Закрепление пройденного материала в процессе прохождения этапов игры. 7. Домашнее задание.
Побеждает команда, набравшая больше очков.
1 гейм: “Гонка за лидером”
Игровое поле разделено на сектора, обозначенные цифрами, Один сектор обозначает “счастливый случай”. Цифры – это номера вопросов. Капитан команды вращает волчок со стрелкой, которая указывает номер вопроса. Ведущий задает вопрос, а участники команд, посовещавшись, отвечают и получают 1 очко за правильный ответ. Если выпал сектор “счастливый случай”, то за правильный ответ команда получает 3 очка.
Вопросы:
- Что является главной частью увеличительных приборов?
- Укажите, какая разница между хлоропластом и хлорофиллом.
- Как вы думаете, можно ли по внешнему виду растения определить состояние жизнедеятельности его клеток?
- Какое значение имеет обмен веществ?
- Поясните, какие процессы жизнедеятельности клетки можно наблюдать под микроскопом.
- Есть ли у старой сосны и дуба образовательные ткани?
- В каких частях клетки откладываются запасные питательные вещества? Приведите примеры.
- “Счастливый случай” – что может произойти с растением, у которого нарушена покровная ткань? Вспомните, какова функция покровной ткани? Приведите примеры народных промыслов, в которых используется именно покровная ткань того или иного растения.
2 гейм: “Спешите видеть…”
Участники команд получают задания от ведущего и выполняют их на скорость (если одинаковые задания) или по очереди. Правильный ответ 1 очко.
Задания:
- Выдается увеличительный прибор (микроскоп). Рассказать историю появления, устройство, правила подготовки прибора к работе, правила приготовления препарата кожицы лука.
- Выдается инструментарий для приготовления микропрепарата (временного). Приготовить препарат кожицы лука, комментируя каждое действие.
- Выдается пластмассовый макет - модель растительной клетки. Определить что это? Показать части растительной клетки на макете, назвать основные функции органоидов.
3 гейм: “Ты мне – я тебе”.
Участники команд задают друг другу вопросы, приготовленные заранее, или задания. Например “Чайнворды”, “Кроссворды” составленные на уроке. Можно использовать загадки, поговорки, пословицы ботанической тематики и т. д. Правильный ответ 1 очко. По желанию учителя количество вопросов, заданных представителями одной команды игрокам другой может быть увеличено.
4 гейм: “Дальше, дальше…”
Ведущий задает вопросы или читает биологический диктант (Предложения которые нужно закончить) по очереди каждой команде. При этом представители команды добавляют необходимый по смыслу биологический термин в текст. Правильный ответ 1 очко.
Вопросы 1 команде:
- Для рассмотрения под микроскопом изучаемого растения делают? (Ммикропрепарат)
- Клеточная стенка, ограничивающая внутреннюю часть клетки? (Оболочка)
- Бесцветное вязкое вещество клетки, в котором находятся все части клетки? (Цитоплазма)
- Обеспечивает рост, размножение и жизнедеятельность клетки? (Ядро)
- Сложный процесс химических реакций, дающих клетке энергию? (Дыхание)
- Основная структурная единица любого организма, обладающего всеми признаками живого? (Клетка)
- Ткань, осуществляющая передвижение растворенных веществ по растению? (Проводящая)
- Наука, изучающая царство растений, называется? (Ботаника)
Вопросы 2 команде:
- Чтобы тонкий препарат не высох, его кладут в каплю, воды и сверху накрывают? (Покровным стеклом)
- Полость с клеточным соком, содержащая сахара, другие органические вещества и соли? (вакуоль)
- Зернистые образования различной формы и цвета? (Пластиды)
- Темное плотное образование, являющееся основной частью клетки? (Ядро)
- Сложный процесс, состоящий из ряда этапов, последовательно идущих один за другим? (Деление)
- Группы клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее происхождение? (Ткань)
- Ткань, выполняющая в организме растения такие функции, как создание и накопление веществ? (Основная)
- Особенности живой природы и её разнообразие изучает наука? (Биология)
Рефлексия:
- Что тебе запомнилось на уроке?
- Чему научились сегодня на уроке?
- Какие геймы на уроке особенно понравились?
- Как вам работать комфортнее в группе или индивидуально?
В конце урока подводятся итоги, делается вывод, выставляются оценки.
Домашнее задание: повторить определения темы.
Используемая литература:
- Иванов Т.В. Тесты по биологии 6–11-е классы. М.: “Издательство АСТ”, 2001.
- Розенштейн А.М. Пособие для учителя. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. М.: “Просвещение”, 1988.
- Падалко Н.В. и др. Пособие для учителя. Методика обучения ботанике. М.: “Просвещение” 1982.
- Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебник для 6 класса. М.: “Вентана-Граф”, 2004.
- Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие. М.: “Вентана-Граф”, 2004.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Этапы урока | Формируемые УУД | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Самоопределение к деятельности | Л.: формирование научного мировоззрения, развитие учебной мотивации. Р.: умение работать с информацией. П.: развитие познавательных интересов, логического мышления. К.: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном (групповом) обсуждении. | 3мин | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. Включает обучающихся в деловой ритм, зачитывая эпиграф урока: «Ты сам, несомненно, признаешь, что существуют тела, которых мы видеть не можем…» (М. Ломоносов) | Подготовка класса к работе. Ответы детей на поставленный учителем вопрос. |
2 | Актуализация знаний | Л.: самоопределение, формулировка темы урока, определение цели урока. Р.: выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебных задач на основе известного. П.: логический анализ объектов с целью выделения их признаков. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, учитывать разные мнения. | 5 мин | Предлагает учащимся вспомнить, чем живые организмы отличаются от неживой природы. Ставит перед ними вопрос: «Что объединяет все разнообразие форм живых организмов? Просит назвать тему урока, цель урока. Формулирует перед учащимися проблемный вопрос: «Для чего мы изучаем клетку?» | Учащиеся перечисляют свойства и признаки живых организмов. Отвечают на поставленный вопрос: клеточное строение. Совместными усилиями формулируют название темы урока «Строение растительной клетки», и цель урока – открыть новое в строении растительной клетки. Выдвигают различные мнения, отвечая на проблемный вопрос. Слушают сообщение учащегося об ученом, открывшем клетку, сопровождаемое показом фотографии на слайде. |
3 | Учебно-познавательная деятельность | Л.: проявление интереса к поставленной проблеме; умение ценить и принимать ценности «позиция другого». Р.: определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом. П.: выделять особенности строения частей и органоидов растительной клетки; работать с разными источниками информации. К.: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы. | 15 мин | Предлагает открыть учебник на стр. 12, внимательно рассмотреть рис. 5, назвать изученные ранее три основные части любой клетки и их основные функции. Акцентирует внимание учащихся на образованиях, имеющихся только у растений. Просит учащихся назвать их роль в клетке, используя текст учебника. Предлагает обозначить уже известные части растительной клетки на схеме (Задание 1). | Отвечают на вопросы учителя, работают со схемой растительной клетки по рис. 5, информацией учебника и слайдами 4 – 8. Находят нужную информацию, слушают друг друга, работают с интерактивной схемой растительной клетки на доске. Слайд 9 -10. Закрепляют изученный материал. Подписывают части растительной клетки на схеме (Задание 1). Меняются листами с заданиями. Оценивают работу друг друга, сверяя правильность написания с экраном (Слайд 10) и используя критерии оценивания, которые лежат на каждой парте. Выставляют отметку за первое задание в лист самоконтроля. |
Физминутка | 1 мин | Слайд 11. Электронная физминутка для глаз «Футбол». | |||
4 | Диагностика качества освоения темы | Л.: готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Р.: выполнять учебное задание в соответствии с целью; определять успешность выполнения своего задания. П.: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса. К.: умение слушать других, осознанно строить высказывание в устной форме. П.: знания об особенностях строения растительной клетки; расширение знаний о строении клетки. | 6 мин (5 мин на выполнение задания, 1 мин проверка) | Задает вопрос: «Как вы думаете, есть ли в растительной клетке другие органоиды?» Предлагает ребятам выполнить самостоятельную работу «Выпиши номера правильных суждений», дифференцированную по степени сложности. (Задание 2). Работа по вариантам. | Выдвигают различные мнения, в том числе и о том, что наука продолжает развиваться, с ней развивается и техника. Значит, существование других органоидов возможно. Находят подтверждение своим высказываниям, рассматривая схему строения растительной клетки со всеми органоидами на слайде 12. Учащиеся по желанию выбирают вариант. Проверяют правильность по компьютеру. Выставляют отметку за второе задание в лист самоконтроля. |
5 | Интеллектуально-преобразователь ная деятельность | Л.: творческое отношение к процессу выбора и выполнения задания. Р.: умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. К.: умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. П.: знание отличительных особенностей растительной клетки. | 6 мин (5 мин на выполнение задания, 1мин проверка) | Высказывает предположение, что отдельные учащиеся встретились с некоторыми трудностями в написании теста (Задание 2). Спрашивает, по какой причине это могло произойти? Учитель предполагает, что работа в парах по разгадыванию кроссворда по теме «Строение растительной клетки» будет для ребят интересной и продуктивной. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями. Работа в парах. Учащиеся решают кроссворд за компьютером. Сверяют правильность решения с экраном (Слайд 13), используют критерии оценивания. Выставляют отметку за третье задание в лист самоконтроля. |
6 | Рефлексивная деятельность | Л.: готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя. | 4 мин | Организует беседу с классом по вопросам: Какова была цель урока? Достигли ли вы цели урока? Что нового вы узнали для себя? Что было особенно интересным для вас на уроке? Комментирует работу детей, предлагает оценить работу каждого среднеарифметической отметкой по результатам выполненных трех учебных заданий. Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием (Слайд 14). Благодарит всех за хорошую работу. Просит ребят улыбнуться и поблагодарить друг друга за сотрудничество. Урок окончен. | Отвечают на вопросы. Выставляют отметки в дневник. Записывают домашнее задание. |
www.alllessons.ru