Урок клеточное строение растений 6 класс фгос пономарева. Технологическая карта урока биологии в 6 классе, по ФГОС, на тему: " Строение клетки".

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии 6 класс в рамках ФГОС «Строение и химический состав клетки». Урок клеточное строение растений 6 класс фгос пономарева


Урок биологии в 6 классе "Строение клетки" (ФГОС)

Этап 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности .

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Этап 2. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.

Выдвигает проблему, сообщает тему урока.

Миллиарды лет назад В хаосе Вселенной Капля жизни родилась Робко и несмело. На заре живого мирозданья Было чуждо и опасно всѐ кругом. Крохотное, хрупкое созданье Стало строить Жизни прочный дом. В оболочку Жизнь себя одела. Что кругом? Вода есть – можно пить. Чистый воздух, солнце жарко грело. И решила кроха: «Будем жить!»

Тема урока: Строение клетки .

(Слайд №1)

Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

Этап 3. Постановка учебной задачи.

Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? - Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещѐ не знаем)

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь определять части клетки, различать растительную и животную клетку.

Запись учащимися числа, темы урока.

Учащиеся конкретизируют цель урока.

Этап 4. Усвоение новых знаний.

Рыба, лягушка, ящерица, слон и воробей. Все они дышат, питаются, двигаются, растут, Производят потомство, имеют глаза, сердце, почки, печень и другие органы. Органы состояния из тканей. А каждая ткань, в свою очередь, образована клетками.

Демонстрирует слайд. (Слайд №2)

Клетка, как считают ученые, единица животного, единица жизни. Невидимая простым глазом, клетка настолько мала, что даже трудно вообразить ее размеры Измерить клетку миллиметрами – все равно, что рост человека выражать в километрах. А ведь миллиметр составляет всего 1/1000 часть метра! Клетку приходится измерять тысячными долям миллиметра – микрометрами. В одном кубическом миллиметре миллиард кубических микрометров. Несмотря на такие крошечные размеры, клетка необычно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. А теперь давайте познакомимся со строение клетки, сделав своими руками модель растительной клетки.

(Слайд №3) Любая растительная клетка покрыта снаружи толстой клеточной стенкой. Возьмите в руки футляр из -под фотопленки – это будет модель растительной клетки. Сожмите футляр в руках, почувствуйте прочность и твердость клеточной стенки. Как вы думаете, почему у растительных клеток должна быть такая твердая клеточная стенка? Прежде чем мы будем заполнять клетки органоидами, давайте нарисуем на клеточной стенке поры. Для чего они нужны? Теперь перейдем к заполнению клетки. Как вы думаете, что нужно поместить вначале? Почему ядро? Верно. Ядро управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки. Теперь мы поместим внутрь органоиды, которые придают клеткам растений зеленый цвет и могут использовать энергию солнца для создания питательных веществ. Добавим органоиды, которые отвечают за дыхание клетки и называются ее энергетическими станциями, - это митохондрии. Очень много места в растительной клетке занимаю вакуоли – своеобразный склад веществ в клетке. Чем старше клетка, тем больше ее запасы, тем больше по размерам ее вакуоли, а иногда она вовсе одна, большая, занимающая почти весь клеточный объем. Чем моложе клетка, тем меньше у неѐ вакуолей и размер их невелик. Какая клетка получилась у вас? Чего теперь не хватает в клетке? А для чего она необходима? Вот наша модель растительной клетки и готова. Вы можете подержать ее в руках, ощутить объем, наблюдать сквозь прозрачную оболочку. движение цитоплазм и органоидов. Давайте запишем в тетрадь вывод, который мы можем сделать на основе нашего моделирования растительной клетки.

Ставит проблемный вопрос.

Мы познакомились со строением клетки, а все ли клетки одинаковы?

(Слайд №4)

Слушают, рассматривают изображение клеток.

-Слушают объяснения и инструкцию учителя. -Моделируют растительную клетку.

-Отвечают на вопросы учителя.

-Делают выводы и записывают в тетрадь.

Она придает форму клетке.

Рисуют черным фломастером поры на футляре.

Для обмена веществ с окружающей средой.

Ядро. Оно – самая важная часть клетки.

Помещают в футляр шарики из пластилина или большую пуговицу.

Это хлоропласты с веществом - пигментом хлорофиллом.

Помещают в футляр горошины зеленого цвета, моделирующие хлоропласты, и черного цвета – митохондрии. Слушают рассказ учителя о вакуолях, моделируют их из воздушных шариков.

Цитоплазмы. Для объединения органоидов в клетке, для их сообщения.

Наливают в футляр клейстер и закрывают его. Рассматривают модель, наблюдают перемещение «органоидов» в ней. Записывают вывод в тетради.

Работа с интерактивной доской.

Перемещают названия органоидов клетки в соответствующие прямоугольники.

При помощи ручки ActivPen обозначают различия между растительной и животной клетками.

Перемещают названия органоидов клетки в соответствующие прямоугольники.

Этап 6. Рефлексия деятельности (3 мин.)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью пятибалльной шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг

Я знал Я узнал Я хочу узнать

Учащиеся заполняют таблицу.

multiurok.ru

Урок № 5. Строение растительной клетки

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные:.

    Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Формирование навыка смыслового чтения.

      Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

      Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

      Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

      Цели: сформировать знания о клетке как о живой единице ра­стительного организма; раскрыть особенности строения расти­тельной клетки и значение ее частей; дать понятие об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях.

      Оборудование и материалы: лупы различных размеров, таблица «Строение растительной клетки», таблица с изображениями раз­личных микроскопов, световой микроскоп, модель растительной клетки; портреты ученых: Антони ван Левенгука, Роберта Гука, Теодора Шванна и Матиаса Шлейдена.

      Ключевые слова и понятия: клетка, строение растительной клетки, органоиды клетки, цитоплазма, плазматическая мембра­на, ядро, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, эн- доплазматическая сеть, аппарат (комплекс) Гольджи, клеточный центр, рибосомы, лизосомы, митохондрии.

      Ход урока

      Актуализация знаний

        Ответьте на вопросы.

        Как называется раздел биологии, изучающий строение клетки?

        Чем являются эукариоты?

        Чем они отличаются от прокариот?

        К какой группе относятся растения?

        Какие растения называются высшими?

        В чем основное отличие низших растений от высших?

        Приведите примеры низших и высших растений.

        Какие части клетки мы называли на предыдущих уроках?

          Изучение нового материала

            Рассказ учителя с элементами беседы

              Наверное, каждый из вас неоднократно держал в руках уве­личительное стекло. (Учитель демонстрирует лупы различных размеров.)

              Как иначе оно называется? (Лупа.)

              Что можно делать с помощью увеличительного стекла? (Вы­жигать, добывать огонь, читать мелкие буквы, рассматри­вать мелкие предметы.)

              Вот видите, как много способов применения можно найти для простой лупы!

              А как вы думаете, когда впервые была изобретена лупа? (Ответы учащихся.)

              Лупа была известна еще в Древней Греции. За 400 лет до н. э. драматург Аристофан описывал свойства увеличительного стекла в одной из своих комедий. Но обычная лупа дает не очень большое увеличение.

              Во сколько раз лупа может увеличивать предметы? (Ответы учащихся.)

              Обычная лупа дает увеличение всего в 2—30 раз. Но мы знаем, что есть увеличительный прибор, способный увеличивать гораздо сильнее.

              Что это за прибор? (Микроскоп.)

              А как давно был изобретен микроскоп? (Ответы учащихся.)

              А вы знаете, кто его изобрел? (Ответы учащихся.)

              Изобретателем этого прибора считают голландца Антони ван Левенгука. Левенгук был простым торговцем, но очень любопыт­ным. Он первым обнаружил живых существ в капле воды и за свои открытия даже был избран членом Лондонского королевского об­щества, к нему в гости приезжала сама английская королева. Его микроскоп давал увеличение почти в 300 раз! Современные све­товые микроскопы дают увеличение до 3500 раз, а электронный микроскоп может увеличивать изображение в сотни тысяч раз! Но микроскоп Левенгука был больше похож на этажерку из раз­личных увеличительных стекол, чем на современный микроскоп.

              А кто же усовершенствовал этот прибор? (Ответы учащихся.)

              Английский ученый Роберт Гук изобрел специальный освети­тель для микроскопа. Но знаменит он не только этим.

              Кто знает, что принесло известность этому ученому? (От­веты учащихся.)

              Он первым увидел клетки, рассматривая срез пробки дуба. Эти ячейки он называл и «ящичками», и «коробочками», и клетками. Именно это название мы используем до сих пор. Потом Гук видел клетки и на срезах других растений.

              Но ученые долгое время считали, что из клеток состоят только растения. Клетки животных рассмотреть гораздо труднее, так как граница между ними видна намного хуже.

              Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся.)

              Мы с вами об этом говорили, когда сравнивали строение ра­стительной и животной клеток. Клеточная стенка растений состо­ит из клетчатки (целлюлозы), а наружный слой клеток животных тонкий, эластичный.

              Идею о том, что все живые организмы состоят из клеток, выдвинули в 1839 г. немецкие ученые Теодор Шванн и Матиас Шлейден. Эта концепция получила название «клеточная теория».

              Из клеток, как из кирпичиков, состоят все живые организмы: и крупные, и самые маленькие. Как вы знаете, есть даже такие, которые состоят всего из одной клетки. Клетка — это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама по себе живая. Все живые организмы представляют собой или одну свободноживущую клетку, или какое-то коли­чество объединенных клеток.

              Вспомните, какими свойствами обладают все живые орга­низмы.

              Клетка фактически является самовоспроизводящейся хими­ческой системой. Она физически отделена от своего окружения, но обладает способностью обмена с этим окружением, т. е. спо­собна поглощать вещества, которые необходимы ей в качестве пищи, и выводить наружу накопившиеся отходы. Клетки способ­ны размножаться при помощи деления.

              Рассмотрим более подробно строение растительной клетки. Как мы уже говорили, все клетки отделены друг от друга плаз­матической мембраной — плотной прозрачной оболочкой (от лат. «мембрана» — пленка), основная задача которой — защищать со­держимое клетки от воздействия внешней среды. Если рассмот­реть ее под микроскопом, то местами можно увидеть более тонкие участки — поры.

              Мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку (клеточную стенку), состоящую из клетчатки (целлюлозы). Она прочная и за счет этого придает клетке прочность и защищает ее от внешнего воздействия. Между оболочками клеток (снаружи) находится межклеточное вещество, соединяющее клетки. При разрушении межклеточного вещества клетки разъединяются.

              Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой — бес­цветным вязким полупрозрачным веществом, — в которой про­текают различные химические процессы. В живой клетке ци­топлазма постоянно движется. Скорость ее движения зависит от температуры, освещения и других условий. Движение цито­плазмы обеспечивает перенос питательных веществ. Цитоплазма одних клеток соединяется с цитоплазмой других клеток тонкими цитоплазматическими нитями, проходящими через поры обол чек. За счет этого между клетками происходит постоянный обмен веществ. У молодых клеток цитоплазма заполняет практически весь объем.

              В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды клет­ки. Органоиды — дифференцированные участки цитоплазмы, имеющие определенное строение и функции.

              Цитоплазма как бы связывает между собой различные органоиды клетки. Вспомните, на первом уроке мы с вами говорили о прокариотах и эукариотах.

              К какой группе относятся эти растения? (К эукариотам.)

              В чем основное отличие эукариот? (Клетки этих организмов имеют ядро.)

              Важнейшим органоидом клетки является ядро. Обычно оно крупное и четко выражено. В ядре находится одно или несколько ядрышек. Около ядра находится клеточный центр. Он принимает участие в делении клетки.

              Вся цитоплазма пронизана сетью многочисленных мелких канальцев. Они связывают между собой различные части клет­ки с плазматической мембраной, помогают в транспортировке различных веществ внутри клетки. Это эндоплазматическая сеть.

              В растительной клетке присутствуют и другие органоиды, например аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы, митохондрии.

              Кроме того, в растительной клетке имеются пластиды. Су­ществуют три вида пластид. Они различаются по форме, цвету, размерам и функциям. Хлоропласты имеют зеленую окраску, хро­мопласты — красную, а лейкопласты — белую.

              Помимо этого, в клетке находятся различные включения — вре­менные образования, например крахмальные или белковые зерна, а также капли жиров. Эти включения накапливаются как допол­нительный запас питательных веществ, который впоследствии используется организмом.

              В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие кле­точный сок. Эти образования называются вакуолями.

              Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу

               

               

              Органоиды

              Описание

              Функции

              Плазма­

              тическая

              мембрана

              Тонкая прозрачная пленка, состоящая из молекул белков и липидов, на внешней ее стороне имеется клеточная оболочка, состоящая из цел­люлозы (клетчатки). Прониза­на специальными отверстия­ми — порами

              Защита клетки от внеш­него воздействия, при­дание клетки опреде­ленной формы, участие в обмене веществ между клеткой и внешней сре­дой, в контактировании клеток друг с другом

              Ядро

              Самый крупный органоид клетки, окружен ядерной оболочкой, пронизанной по­рами, внутри находятся одно или несколько ядрышек, хро­мосомы, ДНК, РНК

              Хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена ве­ществ внутри клетки

              Пластиды:

              Присутствуют только в растительных клетках

              Хлоропла­сты

              Имеют овальную форму, зеленую окраску, содержат хлорофилл

              Фотосинтез

              Хромопла­сты

              Имеют желтую, оранжевую или красную окраску, содер­жат пигменты

              Обеспечивают окраску плодов, лепестков, осен­них листьев

              Лейкопла­сты

              Бесцветные, округлой или па­лочковидной форм, содер­жатся в неокрашенных частях растений (стебли, клубни, корни)

              В них накапливаются запасные питательные вещества

              Эндоплаз- матическая сеть

              Сеть многочисленных кана­лов и полостей в цитоплазме клетки

              Синтез, накопление и транспортировка орга­нических веществ

              Аппарат(комп­

              лекс)

              Гольджи

              Имеет сложную форму, со­стоящую из полостей, трубо­чек и пузырьков

              Накопление и выделение продуктов обмена

              Клеточ­ный центр

              Присутствует не во всех клет­ках. Состоит из двух цилинд­рических телец, расположен­ных под углом друг к другу

              Принимает участие в де­лении клетки

              Рибосомы

              Мелкие тельца, по форме на­поминающие восьмерку

              Сборка сложных молекул белков

              Лизосомы

              Небольшие овальные тельца с различными ферментами внутри

              Внутриклеточное перева­ривание пищи, удаление отмерших органоидов

              Митохон­

              дрии

              Мелкие тельца различной формы с многочисленными выростами на внутренней ча­сти мембраны

              Образование и накоп­ление энергии (синтез АТФ)

               

               

               

               

               

              Не во всех учебниках названы и охарактеризованы все основ­ные органоиды клетки. Объем материала для изучения определяет сам учитель.

              Рекомендуется дать детям время на самостоятельное заполнение таблицы (примерно 10 мин), после чего взять на про­верку тетради у нескольких учеников, а в это время 3—4 человека отвечают устно и должны охарактеризовать 2—3 органоида. При необходимости класс их поправляет и дополняет. Таким образом, при проверке работы на уроке может быть задействовано наи­большее количество учеников при наименьших затратах времени. После проверки таблицы учитель может внести свои коррективы, уточнить некоторые формулировки, дать дополнительные све­дения. Поэтому рекомендуется заранее предупредить учащихся о том, что необходимо оставлять место в каждой ячейке таблицы для внесения дополнительных сведений, не указанных в учеб­нике. Кроме того, возможен вариант, при котором учитель зара­нее на компьютере изготавливает сетку таблицы, размножает ее и раздает каждому ученику. После заполнения таблицы учащиеся вклеивают или подшивают ее в тетрадь. Это делается для эконо­мии времени на уроке.)

              Закрепление знаний и умений

                Ответьте на вопросы.

                Докажите, что клетка является живым организмом.

                Что такое органоид?

                Какие органоиды растительной клетки вы знаете?

                Каких органоидов нет у животной клетки?

                В чем отличие клеточной оболочки у животной и расти­тельной клеток?

                Что такое цитоплазма?

                Какова основная функция ядра?

                Зарисовать строение клетки (из учебника), подписать ос­новные части клетки.

                Пользуясь материалом, изученным ранее, а также знания­ми, полученными на уроке, и текстом учебника, заполнить таб­лицу «Сравнение животной и растительной клеток».

                  Признак сравнения

                  Животная клетка

                  Растительная клетка

                       

                  Творческое задание. Из цветного пластилина вылепить расти­тельную клетку. Она может быть выполнена как в объеме, так и на листе картона (на плоскости).

                  Задание для учеников, интересующихся биологией. Вспомнить литературные произведения, в которых важную роль сыграли уве­личительные приборы. Подготовить доклад об истории изобрете­ния микроскопа и об истории открытия клетки.

                  строение растительной клетки

                   

                   

                   

                  Клеточное строение растений

                   

                   

                   

                  Строение растительной клетки на примере клеток кожицы чешуи лука

                   

                   

                   

                  Биология |Подготовка к ЕГЭ 2017 | Растительная клетка

                   

                   

                  Ресурсы:

                  И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

                  Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

                  Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

                  В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

                  Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

                  Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

                  учебник «Биология», 6-й класс

                  Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

                  Хостинг презентаций

                  - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

                  xn--j1ahfl.xn--p1ai

                  Урок биологии 6 класс в рамках ФГОС «Строение и химический состав клетки»

                  Таранова Елена Анатольевна,

                  МБОУ СОШ №3, г. Салехард

                  Урок биологии 6 класс в рамках ФГОС

                  «Строение и химический состав клетки»

                  Автор: Таранова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 3, г. Салехард

                  Данная разработка урока по теме «Строение и химический состав клетки» составлена для УМК Беркинблит М.Б. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 6 класса.

                  Тема урока: «Строение и химический состав клетки».

                  Тип урока: Урок открытия новых знаний

                  Технологии построения урока: Технология проблемного обучения, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, технология проектного обучения.

                  Цель: изучить особенности строения и химического состава растительной клетки, познакомиться с ролью внутриклеточных компонентов (органоидов), выявить роль органоидов и химических веществ в клетке, познакомиться с терминологией.

                  Задачи:

                  - образовательные: Знать особенности строения клетки, роль органоидов и химических веществ в клетке растений.,

                  - развивающие: уметь анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи, определять органоиды клетки, проводить опыты, уметь организовывать совместную (групповую) деятельность, уметь различать органоиды и выявлять их функции, развивать навыки в составлении схем, интеллект - карты, таблиц.,

                  - воспитательные: привитие интереса к предмету через достижение поставленных целей, путем совместной, творческой деятельности.

                  Планируемые результаты:

                  - Рассмотреть органоиды клетки;

                  - Знать строение растительной клетки;

                  - Знать химический состав клетки;

                  - Знать органоиды и их роль в клетке;

                  - уметь находить отличия растительной клетки от клеток животных, грибов, бактерий;

                  - уметь отличать органические вещества от неорганических;

                  - Научиться составлять схемы, таблицы, интеллект- карты, писать проекты;

                  - Научиться работать с текстом учебника, дополнительной литературой, интернет – ресурсами;

                  - Научиться работать с дидактическим материалом.

                  Метапредметные:

                  регулятивные:

                  - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

                  - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, умение высказывать свое мнение, умение отстаивать свою точку зрения;

                  коммуникативные:

                  - обсуждать в рабочей группе информацию;

                  - слушать товарища и обосновывать свое мнение;

                  - выражать свои мысли;

                  познавательные:

                  - находить отличия;

                  - работать с текстом учебника;

                  - работать с интернет – ресурсами;

                  - работать с дидактическим материалом, таблицами;

                  - составлять интеллект – карты, опорные схемы, конспекты;

                  - составлять проекты по изучаемой теме;

                  - работать с информационным материалом;

                  - уметь пользоваться терминологией, объяснять значение новых слов;

                  - уметь анализировать, сравнивать, выявлять главное, выделять признаки;

                  - уметь использовать схемы, рисунки, для систематизации знаний.

                  личностные:

                  - проявлять интерес к изучению и познанию нового;

                  - осознавать неполноту знаний по изучаемой теме;

                  - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

                  - оценивать личный вклад в работу группы.

                  Формирование УУД:

                  Познавательные УУД

                  - Продолжить формирование умения работать с учебником.

                  - Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

                  - Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

                  Коммуникативные УУД

                  - Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

                  - Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

                  - Продолжить формирование умения выражать свои мысли.

                  Регулятивные УУД

                  - Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

                  - Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

                  - Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

                  - Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

                  - Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

                  Личностные УУД

                  - Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

                  - Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

                  - Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

                  - Оценивать собственный вклад в работу группы.

                  Формы работы:

                  - индивидуальная;

                  - групповая;

                  - фронтальная;

                  Методы:

                  - метод проектов;

                  - частично – поисковый метод;

                  - проблемный;

                  Информационно- технологические ресурсы:

                  - учебник

                  - рабочая тетрадь;

                  - таблицы «строение растительной клетки»., «химический состав клетки»;

                  - схемы;

                  - информационные тексты;

                  Основные термины:

                  - Клетка, одноклеточный организм, многоклеточный организм, клеточная мембрана, клеточная оболочка, клеточная стенка, ядро, ядрышко, ДНК, гены, хромосомы, кариоплазма, кариотип, цитоплазма, митохондрии, пластиды, хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, рибосомы, лизосомы, Аппарат Гольджи, клеточный центр, эндоплазматическая сеть (ЭПС), вакуоль, лизосомы, поры, целлюлоза.

                  Ход урока:

                  1. Мотивация

                  Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места!

                  Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.  

                  Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему и плодотворно поработать. Какую? Чуть позже вы назовете ее сами, а пока…..

                  Слайд 1…..Что объединяет все эти организмы?

                  Итак, все живые организмы состоят …….из (клеток).

                  Кто изобрел микроскоп ………..(Антони ванн Левенгук)

                  Для чего мы используем микроскоп и лупу……. (чтобы рассмотреть из чего состоят живые организмы)

                  Слайд 2…… Что вы видите на предложенном слайде?

                  Хорошо, так какова же тема нашего урока? (ответы учащихся).

                  Формулируем тему урока.

                  Давайте запишем тему урока …. я на доске, а вы в тетради…

                  Тема урока «Строение и химический состав растительной клетки».

                  1. Актуализация знаний

                  - фронтальный опрос

                  Какие методы для изучения живых организмов вам известны? (наблюдение, опыт, эксперимент и т.д.)

                  Что такое микроскопия? (наблюдение с помощью увеличительных приборов)

                  Какие приборы для изучения живых существ вам известны? (микроскоп, лупа)

                  - работа с дидактическими карточками (приложение 1) (5-7 мин)

                  3. Актуализация нового материала

                  Слайд 3(на слайде изображены различные живые организмы, одноклеточные и многоклеточные организмы)

                  Ребята, а как вы думаете, что объединяет все эти организмы? (все они состоят из клеток)

                  А одинаковое ли строение у всех этих организмов? (различное строение)

                  Ребята, а с чем нам предстоит сегодня познакомиться(с особенностями строения и химическим составом клеток)

                  Давайте сформулируем цель нашего урока: (высказывания ребят, объявление цели урока)

                  изучить особенности строения и химического состава растительной клетки, познакомиться с ролью внутриклеточных компонентов (органоидов), выявить роль органоидов и химических веществ в клетке, познакомиться с терминологией.(записываем цель на доске).

                  Планируемые результаты:

                  - Рассмотреть органоиды клетки;

                  - Знать строение растительной клетки;

                  - Знать химический состав клетки;

                  - Знать органоиды и их роль в клетке;

                  - уметь находить отличия растительной клетки от клеток животных, грибов, бактерий;

                  - уметь отличать органические вещества от неорганических;

                  - Научиться составлять схемы, таблицы, интеллект- карты, писать проекты;

                  - Научиться работать с текстом учебника, дополнительной литературой, интернет – ресурсами;

                  - Научиться работать с дидактическим материалом

                  Итак, приступим.

                  Класс делится на 4 группы :

                  Задание 1 и 2 группе:

                  1. Вам необходимо внимательно рассмотреть рисунок 3.3. на стр.17

                  2. Выявить, что входит в состав клетки?

                  3. Дать определение: Что такое органоиды?

                  4. Найти в клетке различные органоиды и выявить их функции?

                  5. Дать определение понятию клетка?

                  1 группа - Заполнить таблицу «органоиды клетки»

                  Название органоида

                  функции

                  2 группа составить интеллект – карту по теме «Строение растительной клетки»

                  3 группа ответить на вопросы 1-4 стр 19.

                  1. группа по предложенному тексту составляет схему «Химический состав клетки»

                  - на выполнение задания ребятам дается (20 мин)

                  4. Слайд 4 (вопросы на закрепление) (2 мин)

                  - Какой органоид придает клетке форму? ( мембрана, оболочка)

                  - Как называется пигмент, отвечающий за зеленую окраску листа?(хлорофилл)

                  - Какой органоид придает растению зеленый цвет? (хлоропласт)

                  - Красящее вещество в клетках растения (пигмент)

                  - В каком органоиде содержатся хромосомы (в ядре)

                  - Какой органоид участвует в обеспечении клетки энергией? (митохондрии)

                  - Как называются бесцветные пластиды (лейкопласты)

                  - С помощью какого прибора можно рассмотреть строение клетки? (микроскопа)

                  - Как называется вязкое полужидкое вещество клетки? (цитоплазма)

                  - Какой органоид отвечает за внутриклеточное пищеварение ? (лизосома)

                  5. Рефлексия (2 мин)

                  До урока

                  После урока

                  Не знал

                  Выяснил

                  Не понимал

                  Выучил

                  Не мог выразить

                  Познакомился

                  Не мог представить

                  Запомнил

                  На столе лежат смайлики, выберите тот смайлик, который больше всего соответствует Вашему настроению после урока.

                  послушайте отрывок из стихотворения.

                  Клетки - жизни всей основа!

                  Повторять мы будем снова!

                  Только есть одна беда:

                  Не удастся никогда

                  Нам увидеть клетку глазом.

                  А хотелось бы всё сразу

                  Рассмотреть и разобрать,

                  клетку перерисовать!

                  Ведь из клеток состоят:

                  Морж, медведь, петух и кит.

                  Дуб, сосна, собака, кошка,

                  Да и гриб на тонкой ножке!

                  Многоклеточные мы:

                  И поэтому должны

                  Клетки мышц мы упражнять,

                  Клетки мозга развивать.

                  Обеспечат эти клетки

                  Нам хорошие отметки!

                  1. Д/ задание

                  2. Выучить параграф 3,зарисовать рис 3.3, ответить на вопросы 4-6 письменно, сделать проект по теме «Клетка».

                  compedu.ru

                  Технологическая карта урока биологии в 6 классе, по ФГОС, на тему: " Строение клетки".

                  Тема: «Строение клетки» .

                  Предмет: биология

                  Класс: 6

                  Тема урока: «Строение клетки».

                  Тип урока: ОНЗ

                  Цель: формирование у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

                  Мотивация к учебной деятельности.

                  Здравствуйте, ребята, садитесь.

                  Сегодня урок открытия нового знания. А как мы узнаём новое?

                  Ребята, как вы понимаете следующее высказывание?

                  «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»

                  Анатоль Франс.

                  ( нужно учиться с удовольствием. Тогда всё будет понятно, и будет легче учиться.)

                  Я желаю вам на сегодняшнем уроке успешного усвоения нового материала!

                  Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

                  А из чего состоит любой живой организм? ( из клеток). ( поговорить о клетках, о том, что все клетки состоят из частей – органоидов.) а с помощью чего мы можем рассмотреть клетки различных организмов?

                  Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( увеличительные приборы.) с помощью них мы можем рассмотреть клетки живых организмов.

                  Давайте повторим прошлую тему.

                  Какой увеличительный пробор вы видите на слайде?( лупа) Из каких частей она состоит? ( из рукоятки, увеличительного стекла и оправы.)

                  Как называется этот увеличительный прибор?( микроскоп)

                  Из каких частей он состоит? ( штатив, предметный столик, тубус, окуляр, объективы, зеркало, винты.)

                  (А для чего нам нужны все эти приборы? ( того, чтобы можно было увеличить маленькие предметы и их рассмотреть более детально).)

                  Правильно!

                  Верно. ( рисунок клетки с органоидами).

                  Вам надо найти и подписать части клетки от 1 до 10.

                  Поднимите руку, у кого получилось назвать все части клетки?

                  Что вы не смогли сделать? ( мы не смогли подписать части клетки от 1 до 10)

                  Поднимите руки, кто смог назвать какие-нибудь части клетки?

                  Вы уверены, что назвали части клетки правильно? Вы можете обосновать ваши результаты?

                  Что вы не можете сделать и почему? (Мы не можем, обосновать свои ответы, мы не достаточно знаем о строении клетки.)

                  Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает. Как вы относитесь к затруднениям? (К затруднению надо относиться спокойно, остановимся, подумаем, выявим причину затруднения, улыбнемся и пожелаем себе и друг другу успеха, чтобы найти путь выхода из затруднения.)

                  3. Выявления места и причины затруднения.

                  Какое задание вы должны были выполнить? ( надо было назвать части клетки.)

                  Почему вы не справились с заданием? ( мы не знаем, из каких частей состоит клетка.)

                  Отлично, вы сами выяснили, что вы не знаете.

                  4. Построение проекта выхода из затруднения.

                  Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? (Мы должны узнать, как устроена клетка, построить эталон строения клетки, и научится определять органоиды растительной клетки.)

                  Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Строение клетки.)

                  Как вы будете достигать, поставленной цели? (Изучим источники информации и узнаем из них, из каких органоидов состоит клетка, создадим эталон для клеток всех растений, научимся его применять.)

                  План фиксируется на экране:

                  Найти органоиды растительной клетки в источниках информации.

                  Составить эталон строения растительной клетки.

                  Научиться применять эталон на различных рисунках растительных клеток.

                  4.Реализация построенного проекта.

                  Цель поставлена, план построен, давайте будем следовать данному плану.

                  Каким образом мы получаем новые знания? ( из книги, интернета)

                  У вас несколько групп. Каждой группе я раздаю карточки с таблицей, которую необходимо заполнить. У каждой группы свои органоиды клетки. Необходимо найти их на картинке и определить их функции.

                  Работая в группах, анализируют информацию, составляют эталон и таблицу в тетрадях.

                  Органоид

                  Функция органоида

                  1. Плазматическая мембрана

                  2.Ядро

                  3.Ядрышко

                  4.Пластиды:

                  а) хлоропласты;

                  б) хромопласты

                  в) лейкопласты.

                  5.Митохондрии

                  6.Вакуоли

                  7.Рибосомы

                  8.Эндоплазматическая сеть:

                  а) гладкая;

                  б) шероховатая.

                  9.Аппарат Гольджи

                  1 ряд.

                  2 ряд.

                  3 ряд.

                  4 ряд.

                  После согласования на экране фиксируется эталон:

                  Органоид

                  Функция органоида

                  1. Плазматическая мембрана

                  Обмен веществ между клеткой и окружающей средой.

                  2.Ядро

                  контролирует жизнедеятельность клетки; хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам.

                  3.Ядрышко

                  продуцируются иРНК и рибосомы ядра

                  4.Пластиды:

                  а) хлоропласты;

                  б) хромопласты

                  в) лейкопласты.

                  а) фотосинтез;

                  б) придают желтую, красную, оранжевую окраску цветам, листьям, плодам;

                  в) синтез крахмала, липидов, белков.

                  5.Митохондрии

                  «энергетическая станция» клетки; процесс дыхания.

                  6.Вакуоли

                  места накопления продуктов обмена веществ; давление внутри клетки.

                  7.Рибосомы

                  Синтез белка.

                  8.Эндоплазматическая сеть:

                  а) гладкая;

                  б) шероховатая.

                  а) синтез липидов и углеводов;

                  б) синтез белка.

                  9.Аппарат Гольджи

                  Образование клеточных оболочек.

                  Молодцы! Можно сказать, что вы достигли цели? (Да, но надо еще научиться называть и находить органоиды у различных клеток растений.)

                  6. Первичное закрепление во внешней речи.

                  Правильно, надо научиться называть органоиды растительной клетки, научиться применять новое знание. Я предлагаю сейчас одному из вас выступить в роли автора и рассказать о строении растительной клетки по рисунку, используя эталон.

                  Вариант ответа.

                  Данная клетка состоит из следующих органоидов: ядро ( 2), ядрышко ( 1), вакуоль (4), хлоропласты (3).

                  Ребята соглашаются или не соглашаются.

                  7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

                  Теперь вы выполните самостоятельную работу.

                  Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того чтобы понять, научились ли мы пользоваться новым знанием.)

                  Это как раз последний шаг в нашем плане работы.

                  Задание. Соотнесите цифры от 1 до 10 (в эталоне) с предложенными функциями.

                  Функции:

                  А. накопление продуктов обмена веществ; давление внутри клетки.

                  Б. Образование клеточных оболочек.

                  В. придают желтую, красную, оранжевую окраску цветам, листьям, плодам.

                  Г. Фотосинтез.

                  Д. синтез крахмала, липидов, белков.

                  Е. синтез липидов и углеводов.

                  Ж. синтез белка.

                  З. контролирует жизнедеятельность клетки; хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам.

                  И. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой.

                  К. «энергетическая станция» клетки; процесс дыхания.

                  Учащиеся сопоставляют свои работы с образцом:

                  1 – К;

                  2 – И;

                  3 – З;

                  4 – Ж;

                  5 – А;

                  6 – Б;

                  7 – В;

                  8 – Г;

                  9 – Д;

                  10 – Е.

                  У кого возникли затруднения?

                  В каком месте возникло затруднение?

                  Почему возникло затруднение?

                  Молодцы, вы разобрались со строением растительной клетки и смогли выполнить самостоятельную работу.

                  8. Включение в систему знаний и повторение.

                  Тест по строению растительной клетки. ( работа с планшетками)

                  1.Клеточное ядро – важнейшая часть клетки т.к.:

                  1)Является центром наследственной информации;

                  2)Обеспечивает перенос питательных веществ в клетке;

                  3)Придает форму клетке и предохраняет ее от воздействий.

                  2.Зеленая окраска растений зависит от наличия в цитоплазме:

                  1) лейкопластов;

                  2) хлоропластов;

                  3) хромопластов.

                  3.Синтез липидов и углеводов в клетке осуществляет:

                  1) ядро;

                  2) рибосома;

                  3) гладкая эндоплазматическая сеть.

                  9. Рефлексия учебной деятельности.

                  Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?

                  (Узнать, как устроен цветок растения, построить эталон строения цветка, и научится определять части у цветов.)

                  Вы достигли цели? (Да.)

                  А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:

                  Карточка для рефлексии.

                  1.Я знаю органоиды растительной клетки.

                  2.Я могу определить органоиды у любой растительной клетки.

                  3.Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.

                  4.В самостоятельной работе у меня были ошибки.

                  5.Я понял причину своих ошибок (если они были).

                  6.Я сегодня был активным на уроке.

                  7.Я сегодня был внимательным на уроке.

                  8.Я сам открыл новое знание.

                  9.Я доволен своей работой на уроке.

                  Дома выучите функции всех органоидов растительной клетки.

                  Спасибо за урок! До свидания!

                  kopilkaurokov.ru


                  Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта