Ткани растений и животных. Отличие тканей животных от тканей растений. Типы тканей животных

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Ткани растений и животных. Биология. 6 класс. Разработка урока. Ткани растений и животных


Отличие тканей животных от тканей растений. Типы тканей животных | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Строение животных

Ткань — группа клеток, схожих по строению и функциям.

У высших растений формируются различные типы тканей: образова­тельные, покровные, основные, механические, проводящие. Они состоят из клеток определенного строения, между которыми могут быть более или менее развитые полости — межклеточники. В тканях животных межклеточников нет, а промежутки между клетками могут быть заполнены межклеточным веществом.

Межклеточное вещество — продукт выделения самих клеток, оно осуществляет связь между ними, выполняет опорную функ­цию и обеспечивает клетки питательными веществами.

Различают такие типы тканей животных: Материал с сайта http://worldofschool.ru

  • эпителиальные ткани, образующие покровы тела, выстилающие полости тела и внутренних органов; железистый эпителий, входя­щий в состав разнообразных желез;
  • ткани внутренней среды выполняют в организме разнообразные функции: защитную, транспортную, опорную, запасания питатель­ных веществ и т.д. Различают такие варианты тканей внутренней среды: соединительные, кровь и скелетные ткани;
  • мышечные ткани обеспечивают движения как отдельных частей тела, так и всего организма. В зависимости от особенностей строения раз­личают поперечнополосатую и гладкую мышечные ткани;
  • нервная ткань обеспечивает восприятие различных раздражителей и регуляцию жизненных функций организма животных.

У многоклеточных животных, так же, как и у высших растений, формируются различные типы тканей. В отличие от растений, ткани животных состоят не только из клеток, но и из межклеточного вещества.

На этой странице материал по темам:
  • Доклад про ткани растений и животных кратко

  • Доклатна тему ткани животных краткое содержание

  • Типы тканей у животных и растений

  • Доклад о тканях животных

  • Ткани людей различие стканамя животных

Вопросы по этому материалу:
  • Какие типы тканей имеются у животных?

worldofschool.ru

Ткани растений и животных | Параграф 5

Биология. Живой организм. 6 класс". Н.И. Сонин

Вопрос 1.Тканью называют группу клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих одинаковые функции.

Вопрос 2.У животных организмов встречаются следующие ткани:соединительная ткань;эпителиальная ткань; мышечная ткань;нервная ткань

Вопрос 3.Клетки эпителиальной ткани мелкие, очень плотно прилегают друг другу, межклеточное вещество отсутствует или почти отсутствует. Например, слюнные железы, потовые железы, поджелудочная железа, печень, наружные покровы тела, покровы внутренних органов.

Вопрос 4.Соединительная ткань образует опорно-двигательную систему, костную ткань, хрящевую ткань, жировую ткань, кровь, лимфу и др.

Вопрос 5.Кровь — это соединительная ткань, ярко-красного цвета, непрерывно циркулирующая по замкнутой системе кровеносных сосудов. В организме взрослого человека содержится приблизительно 5 л крови. Кровь состоит из плазмы (жидкое межклеточное вещество) и клеток (эритроциты, лейкоциты и тромбоциты).

Вопрос 6.Мышцы обеспечивают все многообразие движений, совершаемых в организме человека. Благодаря мышцам тело сохраняет равновесие и перемещается в пространстве, осуществляются дыхательные движения грудной клетки: диафрагмы, глотание, образуется голос, осуществляют движения глаз, работа внутренних органов, в том числе сердца.

Вопрос 7.Нервная система состоит из нервной ткани, образованной нервными клетками — нейронами, окруженными нейроглией (клетками-спутниками, выполняющими питательную, опорную и защитную функции; клеток-спутников в десять раз больше, чем нейронов).Нейроны — одноядерные клетки, состоящие из аксонов и дендритов. Аксон — один длинный отросток нервной клетки, а дендриты — короткие цитоплазматические отростки нейрона.

Вопрос 8.Выделяют несколько видов растительных тканей: образовательные, покровные, основные, механические, проводящие.

Вопрос 9.Клетки образовательных тканей имеют небольшие размеры, тонкую оболочку и относительно крупное ядро. В их цитоплазме практически отсутствуют вакуоли. Эти клетки делятся, образуя новые клетки, из которых формируются другие ткани.

Вопрос 10.Образовательная ткань находится на кончиках побегов и корней растений. Камбий побега дерева представляет собой постоянно делящиеся клетки, за счет которых происходит рост побега в толщину. Зародыши растений полностью состоят из образовательной ткани.

Вопрос 11.Опору тела растения и его частей придают механические ткани, механические волокна – вытянутые клетки.

Вопрос 12.Проводящие ткани обычно образованы живыми или мертвыми образованиями, которые имеют вид трубок, или сосудов. По ним передвигаются растворенные в воде вещества.Клетки проводящей ткани могут быть как живыми, так и мёртвыми. Луб, проводящий органические вещества, состоит из живых клеток. Из мёртвых клеток состоит древесина – воду с растворёнными в ней минеральными солями. Клетки луба и древесины внешне напоминают трубочки. Тяжи этих тканей (проводящие пучки) идут по всему растению – от корня в стебель и листья.

 

buzani.ru

Растительные и животные ткани

Для клеток многоклеточных организмов характерна специализация и объединение, в результате которых они образуют структуры, получившие название тканей, из которых формируются органы. Впервые термин «ткань» был использован англичанином Н. Грю еще в 1671 г. С тех пор эти системы стали предметом изучения ученых — гистологов многих поколений. В наше время под тканью понимают систему объединенных клеток и их производных, выполняющих сходные специализированные функции. К этому следует добавить, что ткани являются результатом развития живых форм в ходе филогенеза и онтогенеза.

Клетки объединяются в составе тканей с помощью разных механизмов — «прикрепительных» и «коммуникационных». «Прикрепительный» механизм заключается в том, что клетки с помощью рецепторов адгезии (адгезинов) могут присоединяться к так называемому внеклеточному матриксу, представляющему собой сеть органических молекул (фибриллярных белков) и лигандов, погруженных в полисахаридный гель. Основным белком во внеклеточном матриксе является коллаген, полимерные формы которого сосредоточены в коже, сухожилиях, хрящах, кровеносных сосудах, внутренних органах и т. д. Важнейшей особенностью молекул коллагена является то, что им присуща трехцепочечная спиральная структура. Они могут связываться между собой межклеточными соединениями в виде адгезионного соединения или разных клеточных контактов (десмосом) или контактов между межклеточным матриксом и клетками (полудесмосом).

Помимо «прикрепительных» соединений для клеток в тканях характерны «коммуникационные» соединения, наиболее распространенные из которых получили название щелевых контактов. Различают несколько видов таких контактов. Они могут быть представлены щелями между плазматическими мембранами соседних клеток, заполненными рыхлой сетью органических молекул (внеклеточным матриксом), что обеспечивает щелевой контакт клеток. Далее, щелевые контакты могут иметь вид выпячиваний (выроста) плазматической мембраны одной клетки в плазматическую мембрану другой клетки и слипанием этих выпячиваний. Щелевые контакты позволяют малым молекулам переходить из одних клеток в другие. В случае нервных клеток имеют место синапсы, позволяющие передачу электрических и химических сигналов от одной клетки к другой. Важно подчеркнуть, что любой из названных межклеточных контактов основан на межмембранных связях.

Механизм объединения клеток растений является другим. Поскольку у них нет плазматической мембраны, но есть клеточная стенка, которая содержит каналы, то соединение соседних клеток обеспечивается соединением их цитоплазматическими мостиками (плазмодесмами), представляющими собой цитоплазму, проникающую через каналы.

Организация тканей связана с наличием у клеток обмена информацией, который достигается выделением клетками химических веществ, выполняющих функцию сигналов для других клеток, наличием на поверхностной мембране клеток сигнальных молекул, влияющих на другие клетки при их контакте, и щелевых контактов, позволяющих обмен малыми молекулами. Химическая сигнализация осуществляется с помощью сигнальных молекул, в частности, гормонов, выделяемых эндокринными клетками и воздействующих через кровь на клетки-мишени, а также с помощью локальных химических медиаторов, действующих только на ближайшие (соседние) клетки. В случае нервной системы клетки секретируют нейромедиаторы. Примерами белковых гормонов являются инсулин, соматотропин, адренокортикотропный гормон, тогда как стероидными гормонами являются эстрадиол, тестостерон, кортизол и другие. Сигнальными молекулами являются также некоторые олигопептиды (соматостатин, вазопрессин и др.), адреналин и нейромедиаторы (глицин, ацетилхолин и др.). Примером локальных сигнальных молекул является гистамин, выделяемый клетками соединительной ткани (тучными клетками). Сигнальные молекулы еще называют лигандами. Они связываются со специфическими белковыми рецепторами на поверхности клеток-мишеней, в результате чего акт связывания генерирует сигнал, влияющий на поведение клеток, в частности на их кооперацию, ведущую к образованию тканей. Сигнальными молекулами, синтезируемыми на мембранной поверхности клеток, являются простагландины. Они очень быстро синтезируются и очень быстро разрушаются. Образование тканей (гистогенез) у животных происходит из эктодермы, энтодермы, мезодермы и мезенхимы в период эмбриогенеза, а основными элементами тканей, как отмечено выше, являются клетки и их производные в виде неклеточных структур. Таким образом, ткань можно определить в виде сообщества клеток и их производных со специализированными функциями.

В рамках классификации тканей, основанной на морфофункциональном принципе, у животных и человека различают 5 типов тканей, а именно: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани, а также кровь и лимфу.

растительные тканиФото: romana klee

Эпителиальная ткань, или эпителий, состоит из клеток, покрывающих поверхность тела, внутренние поверхности внутренних органов (желудок, мочевой пузырь и др.), поверхности серозных оболочек (брюшина, плевра, перикард), а также из клеток, образующих некоторые железы (слюнные железы, поджелудочная железа и др.). Поэтому различают покровный и железистый (секреторный) эпителий. Из эктодермы развивается эпителий кожи, из энтодермы — эпителий желудка, кишечника, легких и др., а из мезодермы — эпителий почек, серозных оболочек и других структур.

Среди покровных эпителиальных тканей различают плоский, кубический, призматический и ресничный эпителий. Плоский эпителий представлен уплощенными клетками, которые образуют поверхностный слой кожи и выстилают ротовую полость, пищевод и влагалище. Как правило, плоский эпителий является многослойным, образует слизистые оболочки пищевода, влагалища, эпидермис кожи и др. Кубический эпителий представлен кубовидными клетками, которые выстилают почечные канальцы, наружную поверхность яичника и другие органы. Призматический эпителий представлен клетками цилиндрической формы, им выстлан желудок, кишечник, матка и другие органы. Ресничный эпителий представлен клетками, на поверхности которых имеются реснички. Биение этих ресничек обусловливает перемещение слизи и других веществ по эпителиальному слою. Железистый эпителий представлен клетками призматической или кубической формы, которые продуцируют секрет. Они функционируют либо как одноклеточные железы, секретируя разные секреты, либо формируют многоклеточные железы, получившие название эндокринных желез, т. к. они выделяют продукты своей деятельности (гормоны) в кровь и лимфу.

Соединительные ткани представлены собственно соединительной, костной и хрящевой тканями, развивающимися из мезенхимы. Они состоят из клеток и межклеточного вещества. Исходя из структуры и свойств межклеточного вещества, различают несколько типов этой ткани. Волокнистая соединительная ткань представляет собой волокна (коллаген) и межклеточное вещество (протеогликаны и гликопротеиды), окружающие соединительнотканные клетки (фибробласты, макрофаги, тучные клетки) и являющиеся продуктом этих клеток. Эта ткань образует строму многих внутренних органов, основу слизистых оболочек, соединяет кожу с мышцами, участвует в формировании надкостницы.

Костная ткань формирует скелет организма. Она состоит из костных клеток (остеоцитов, остеобластов и остеокластов) и выделяемого ими основного вещества кости, содержащего белки, из которых преобладающим является коллаген, и соли кальция. Хрящи также формируют скелет (в эмбриональном состоянии). У взрослых хрящевой скелет имеется лишь у акул и скатов. Хрящевая ткань состоит из клеток (хондриоцитов, прехондроблас-тов и хондробластов) и межклеточного вещества (в основном коллагена). Соединительные ткани выполняют опорную, трофическую, защитную и другие функции.

Кровь и лимфа являются тканями, которые начинают развиваться уже в эмбриональном периоде жизни организмов из мезенхимы, а затем из так называемых полипотентных стволовых клеток крови (СКК). У человека развитие первых клеток крови идет синхронно с сосудами, развивающимися вначале в стенке желчного мешка, а затем в печени, красном костном мозге, тимусе, селезенке, лимфатических узлах эмбриона. Образование крови и лимфы происходит и на протяжении всего постэмбрионального периода. Важнейшими функциями крови являются трофическая, дыхательная и транспортная. Кровь является очень сложным образованием, составляющим у человека примерно 5-9% массы тела. В ее составе различают плазму и форменные элементы — эритроциты, лейкоциты и тромбоциты (кровяные пластинки). Плазма крови состоит на 90—93% из воды, в которой содержатся белки, углеводы, жиры и минеральные вещества. Эритроциты, или красные кровяные тельца (шарики), представляют собой безъядерные овальные клетки, диаметр которых составляет 7,1-7,9 мкм. 1 мл крови мужчины содержит 3,9— 5,5 х 109 эритроцитов, а 1 мл крови женщины — 3,7—4,9 х 109. Основной функцией эритроцитов является транспортировка кислорода и углекислоты.

Лейкоциты (белые кровяные клетки) подразделяют на гранулоциты и агранулоциты. В составе гранулоцитов на основе отношения их к красителям различают нейтрофилы, эозинофилы и базофилы. В составе агранулоцитов различают лимфоциты и моноциты. Лимфоцитов в крови довольно много (20—35%). Они очень полиморфны. Их размеры составляют 4,5—10 мкм. Поскольку для них характерно разное происхождение, то различают Т-лимфоциты, образование которых происходит в тимусе, и В-лимфоциты, образующиеся в красном костном мозге. Эти лимфоциты различаются и по функциям.

Моноциты являются клетками размером 18-22 мкм. Их доля среди лейкоцитов составляет 6—7%. Эти клетки постоянно мигрируют в соединительную ткань, где они дают начало макрофагам. Лейкоциты выполняют защитную функцию (участвуют в формировании иммунитета). Тромбоциты (красные кровяные пластинки) — это безъядерные тельца размером 2—3 мкм. Являясь составной частью тромбоксилазы, они принимают участие в свертывании крови. Лимфа, подобно крови, также состоит из жидкой части и форменных элементов. Жидкой частью является лимфоплазма, а форменные элементы представлены в основном лимфоцитами. В лимфе встречаются также моноциты, но в небольшом количестве. Основная функция лимфы заключается в регулировании циркуляции лимфоцитов, а также оттока различных жидкостей и находящихся в ней метаболитов от органов.



biofile.ru

Ткани животных | Дистанционные уроки

20-Фев-2013 | Нет комментариев | Лолита Окольнова

Клетки, которые имеют общее происхождение, строение и выполняют одинаковые функции, объединяются в ткани.

 

Ткани животных схожи по функциям с тканями растений, но существенно отличаются по строению.

 

 

ткани животных

 

Строение, происхождение и функции каждой ткани животных мы рассмотрим отдельно в курсе анатомии.

 

Здесь будут описаны отличительные, характерные черты каждого вида ткани.

 

1. Эпителиальная ткань

 

эпителий

 

У животных эпителиальная (покровная) ткань защищает организм как снаружи, так и каждый орган внутри организма.

 

Если рассматривать каждый орган тела (почки, печень, легкие и т.д.), то каждый из них «упакован» — покрыт тонкой пленочкой. Слизистые поверхности внутренней среды организма  и железы внутренней секреции образованы эпителиальной тканью.

 

  • Главная функция эпителия — защита.
  • Особенность клеток — очень мало межклеточного пространства.
  • Клетки эпителиальной ткани быстро и часто делятся, очень высокая способность регенерировать.

 

ткани животных 

ткани животных 

характеристика млекопитающих

2. Мышечная ткань

 

мышцы

 

Главная функция — движение в ответ на раздражение от нервной ткани. Это может быть движение — перемещение в пространстве организма животного, могут быть движения (сокращения) органов внутри организма.

 

  • Клетки вытянутые, способны менять форму.
  • Имеют специальные органеллы — миофибриллы — именно они дают способность сокращаться.

Возбудимость, сократимость, проводимость — основные свойства мышечной ткани.

 

3. Нервная ткань

 

нервная клетка

 

Эта ткань животных обеспечивает взаимодействие организма животных с внешней средой и внутреннюю регуляцию всех процессов.

 

ткани животных  
  • Уникальные клетки — нейроны.
  • Основные свойства — возбудимость и проводимость.

 

4. Соединительная ткань

 

кровь

 

Эта ткань животных не образует специализированные органы, но без нее нет внутренней среды организма — она связывает органы между собой..

Основные функции — питание органов, защита и опорная функция.

 

К соединительная тканям относятся:

 

ткани животных 

Почему такие разные виды ткани относят к соединительному типу?

 

Есть общие признаки:

 

1) много межклеточного вещества;

2) содержит много как органических, так и минеральных (неорганических) веществ.

 

 

 

     

Еще на эту тему:

Обсуждение: "Ткани животных"

(Правила комментирования)

distant-lessons.ru

Ткани растений и животных. Биология. 6 класс. Разработка урока – конспект урока – Дрофа-Вентана

авторы: Мокеева Светлана Николаевна учитель биологии филиала МБОУ Мурзицкой СОШ - Кочетовская ООШ

УМК «Биология. 6 класс. Живой организм» под редакцией  Н. И. Сонина.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: изучить ткани  растительного и животного организма и выявить их характерные особенности.

Задачи:

1) Образовательные:

  • развить понятие о тканях;
  • сформировать представление об особенностях их строения, расположения и функциях;
  • раскрыть взаимосвязь строения тканей от выполняемой ими функций.

2) Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;
  • продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.

3) Развивающие:

  • продолжить развитие умений работать с учебником и увеличительными приборами;
  • способствовать  развитию  умений  анализировать, обобщать и делать выводы.

Планируемые  результаты учебного занятия:

1) Предметные: 

  • знать  суть понятия «ткань», «межклеточное вещество»;
  • называть основные ткани растений и животных;
  • уметь распознавать и показывать на таблицах растительные и животные ткани

2) Метапредметные:

регулятивные:

  • самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
  • организовывать свою учебную деятельность;

коммуникативные:

  • обсуждать в рабочей группе  информацию;
  • слушать товарища и обосновывать свое мнение;
  • выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

  • работать  с учебником;
  • находить отличия;
  • объяснять значения новых слов;
  • сравнивать и выделять признаки;

3) Личностные: 

  • формировать ответственное отношение к обучению;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки. 
  3. Продолжить развитие навыков обучения.            

Коммуникативные УУД:

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД:

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения характеризовать ткани растений и животных .
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УУД:

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Использованные источники  

  1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.  –М.: Дрофа, 2011г.
  2. Н. А. Касаткина. Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. –М.: Дрофа, 2007г.
  3. М. В. Высоцкая. Биология живой организм 6кл. Лучшие нестандартные уроки–М.: Дрофа, 2005
  4. Е.Т.Бровкина, Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс Методическое пособие. М-  Дрофа, 2007
  5. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина биологии 6 класс. Живой организм.

Ссылки на сайт:

Ход урока

Этапы урока

Приём урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент (слайд 1)

Приветствие.

Определение целей и задач урока

1 мин

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения уроке.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

2

Изучение нового материала.

Мотивация

Рассказ учителя с элементами беседы

4  мин

Учитель: «Давайте представим строительство дома из кирпича. У строителей  нет цементного раствора, и они кладут стены из кирпича, не скрепляя его. Что может произойти с таким домом? Клетки в организме можно сравнить с кирпичиками. Должны они скрепляться чтобы организм не развалился на отдельные кирпичики? Следовательно, кроме клеток в организме должно быть вещество, их скрепляющее. Это межклеточное вещество».  Предлагает записать определение в тетради  (слайд 2)

Отвечают на вопросы учителя, записывают определение межклеточного вещества в тетради

2 мин

Учитель: «Кроме соединяющей функции, межклеточное вещество выполняет питательную функцию(из него в клетки попадают питательные вещества и обратно уходят ненужные вещества). Иногда  межклеточное вещество разрушается и клетки отделяются друг от друга (варка картофеля). Итак , мы знакомимся с новым понятием «ткань».Из чего она состоит? (слайд 3)

Предлагают варианты строения ткани

Индивидуальная работа с текстом учебника  по  заполнению таблицы

7 мин

Учитель: «Ткани организма неоднородны и отличаются  друг от друга по строению и функциям. Предлагаю Вам поиграть в игру «Диалоги о тканях». Все  учащиеся делятся на две группы «Ботаники» и «Зоологи»,  самостоятельно знакомятся с тканями растительного и животного организма (1 группа работает с текстом «Ткани растений, а 2-я группа «Ткани животных») и рассказывают о них. А для простоты запоминания материала предлагаю вам новый материал оформить в виде заполнить таблицы (слайд 4)

Самостоятельно заполняют таблицу, работая с текстом учебника

 

 

Физкультминутка (слайд 5)

2 мин

Демонстрирует задание на улучшение  эмоционального состояния

Повторяют слова учителя

 

 

Выступление учащихся каждой группы (слайд 6-15)

10 мин

Учитель  вызывает учащихся каждой группы, просит их рассказать о той или иной ткани, сопровождает их рассказ демонстрацией соответствующего слайда, комментирует и дополняет ответы учащихся

По очереди рассказывают свой вид ткани, остальные кратко конспектируют новые данные в таблицу

3

Закрепление нового материала

Практическая работа «Ткани живых организмов» (Приложение 1)

15 мин

Выдает учащимся инструктивные карточки с заданиями. При выполнении работы учитель корректирует и дополняет  работу учащихся

Выполняют практическую работу  и оформляют ее в тетрадях

4

Итоги урока.

Домашнее задание (слайд 16)

Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке.

Рефлексия.

4 мин.

Организует беседу с классом по вопросам:

  1. Достигли ли вы цели урока?
  2. Какие затруднения у вас возникли при проведении практической работы?
  3. Что нового вы узнали?

Демонстрирует слайд с  домашним заданием.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание

rosuchebnik.ru

Ткани растений и животных

Ткани растений и животных

Ты уже знаете, что все живые организмы по своему строению делятся на две большие группы: одноклеточ­ные и многоклеточные. Тела одноклеточных организмов состоят из одной-единственной клетки, в которой проте­кают все процессы жизнедеятельности.

Иначе обстоит дело у многоклеточных организмов. Их тела состоят из множества различных клеток. Так, в орга­низме человека более 100 триллионов клеток. Каждая клетка многоклеточного организма имеет свою «специ­альность», т. е. выполняет строго определенную функ­цию — работу. Одни служат опорой тела, другие обеспе­чивают передвижение веществ, пищеварение, размножение организма и многие другие функции.

Группа клеток, сходных по размерам, строению и вы­полняемым функциям, образует ткань. Клетки одной тка­ни соединены между собой межклеточным веществом.

Давайте заглянем внутрь растения и посмотрим, как устроены его ткани. Вот перед нами кончики корня и по­бега. Они образованы мелкими, постоянно делящимися клетками с крупными ядрами, в их цитоплазме совсем нет вакуолей. Это образовательная ткань, деление ее кле­ток обеспечивает рост растения. Из нее, например, цели­ком состоит зародыш растения.

Защищают растения от неблагоприятных воздействий, от повреждений покровные ткани. Они образованы как живыми, так и мертвыми клетками. Толстые и прочные оболочки таких мертвых клеток не пропускают ни воду, ни воздух. Они очень прочно соединены друг с другом. Покровная ткань образует, например, кожицу листа, проб­ковые слои стволов деревьев.

Выполняет покровная ткань и другие функции. Она, например, связывает растение с внешней средой: через специальные образования — устьица и чечевички — рас­тение дышит, испаряет воду.

Опору растению, его органам придает механическая ткань. Клетки ее имеют утолщенные, одревесневшие обо­лочки, а живое содержимое в них часто отсутствует. Пред­ставление о прочности механической ткани вы можете получить, разбивая скорлупу грецкого ореха, косточку аб­рикоса — в них содержатся особые каменистые клетки. А в стебле опорную роль играют вытянутые клетки — волокна.

Вода, растворенные в ней минеральные и органиче­ские вещества передвигаются по проводящим тканям. Клетки проводящей ткани могут быть как живыми, так и мертвыми. По внешнему виду они очень напоминают со­суды или трубочки, которые тянутся через корень и сте­бель в лист.

Мякоть листа и плодов, мягкие части цветка, главную массу коры и сердцевины стеблей, корня образует основ­ная ткань. Ее функции очень разнообразны, но главная — образование и накопление питательных веществ. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты — органоиды, ко­торые участвуют в образовании питательных веществ в процессе фотосинтеза.

Теперь рассмотрим особенности строения тканей жи­вотных организмов. Различают четыре типа тканей — эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

Наружную поверхность тела животных, а также поло­сти внутренних органов, например ротовую полость, по­лость желудка, кишечника, выстилает эпителиальная ткань. Клетки ее очень плотно прилегают друг к другу, а меж­клеточное вещество почти отсутствует. Такое строение обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений. Эпителиальная ткань участвует и в образовании желез — слюнных, потовых, поджелудочной, печени и других, кото­рые выделяют важные для организма вещества.

Опорную и защитную функцию в организме живо­тных выполняет соединительная ткань. Она же в значи­тельной степени определяет и форму их тела, может слу­жить энергетическим депо и предохранять организм от потери тепла. К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и другие. Несмотря на боль­шое многообразие, все виды соединительной ткани объе­диняет одна особенность — наличие большого количест­ва межклеточного вещества. Оно может быть плотным, как в костной ткани, рыхлым, как в тканях, заполняющих пространство между органами, и жидким, как в крови.

Важная особенность животных — их способность к пе­редвижению. Движение большинства животных — ре­зультат сокращений мышц. Мышцы состоят из мышечной ткани. Различают гладкую и поперечнополосатую мышеч­ные ткани. Их основное свойство — возбудимость и со­кратимость.

Клетки гладкой мышечной ткани одноядерные; они сокращаются очень медленно, но могут долго оставаться в сокращенном состоянии. Именно гладкие мышцы обес­печивают продолжительное смыкание створок раковин моллюсков, сужение и расширение кровеносных сосудов у человека.

Поперечнополосатая мышца состоит из многоядерных клеток, имеющих поперечнополосатую исчерченность, — отсюда и название ткани. Именно с их сокращениями связаны быстрые движения многочисленных членисто­ногих (насекомые, раки, пауки) и позвоночных. Вспомни­те стремительный полет стрекозы, ласточки, бег антилопы, гепарда!

Поперечнополосатая мышца может мгновенно сокра­щаться — в тысячу раз быстрее, чем гладкая.

Нервная ткань образует нервную систему животного. Ее основу составляет нервная клетка. Она состоит из тела и многочисленных отростков различной длины. Один из них обычно особенно длинный, он может достигать в длину от нескольких сантиметров до нескольких метров, как, например, у жирафа. Основное свойство нервной клетки — это возбудимость и проводимость.

Зародыш растения целиком состоит из образователь­ной ткани. По мере его развития большая ее часть преоб­разуется в другие виды тканей, но даже в самом старом дереве остается образовательная ткань: она сохраняется на верхушках всех побегов, во всех почках, на кончиках корней, в камбии — клетках стебля, обеспечивающих его рост в толщину.

Покровная ткань листа — кожица — выделяет воскообразное вещество, которое препятствует испарению во­ды с поверхности листа.

У зародышей всех позвоночных скелет состоит из хря­ща, который по мере развития заменяется костной тканью. Исключение составляют акулы и скаты; у них скелет остается хрящевым до конца жизни.

В мышечных тканях находится большое количество параллельно расположенных сократительных волокон. Именно их сокращение, при котором они становятся ко­роче и толще, позволяет мышце производить механиче­скую работу.

kk.docdat.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта