Тепло в жизни растений. Презентация на тему: Тепло в жизни растений и животных

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Тепло в жизни растений


Значение тепла в жизни растений — КиберПедия

Значение тепла в жизни растений

Значение тепла как фактора среды обусл. тем, что процессы жизнедеятельности протекают на определенном тепловом фоне, кот.определяется количеством тепла и продолжительностью его действия. Для нормального развития органов в течении жизни необходимое кол-во тепла определяется суммой: T=(t0-tn)* число дней. Где, t0-температура нормального развития,tn-нижний порог развития(температура с которой начинается развитие)

Большинство б/х реакций в организме осуществляется при участии ферментов - специализированных белковых катализаторов, которые понижают Е активации молекул. Поэтому границы существования жизни это температуры при которых возможно нормальное строение и функционирование белков, в среднем 0-+50.Однако ряд организмов обладает специализированными ферментными системами и приспособлениями к активному существованию при температурах тела выходящих за эти границы. Тепло влияет на рост и развитие растений, на ход их жизненных процессов, обуславливает становление фитоценозов, накладывает отпечаток на их облик.

Роль света в жизни растений, распределение в пространстве.

Значение света велико и разносторонне. Свет необходим для образов-я хлорофилла и формир-я гранальной структуры хлоропластов. Он регулирует работу устьичного аппарата, влияет на газообмен и транспирацию, активирует ряд ферментов, стимулирует биосинтез белков и АК. Свет влияет на деление и растяжение клеток, на ростовые процессы и на развитие растений, опр-т сроки цветения и плодоношения, оказывает формообразующее воздействие. Однако наибольшее влияние свет имеет в воздушном питании растений, в использовании ими солнечной Е в процессе фотосинтеза. С этим связаны основные адаптации растений по отношению к свету.

Солнечная радиация. Всем живым организмам для осущ-я процессов жизнед-тинеобходима Е, поступающая извне. Основным её источником явл-я солнечная радиация, на которую приходится ок 99,9% в общем балансе Е земли.

Если принять солнечную Е, достигающую земли за 100%, то 19% её поглощается при прохождении через атмосферу, 34 отражается обратно в космическое пространство и 47 дост-т земной пов-ти в виде прямой и рассеянной радиации.

На УФ часть спектра приходится 1-5%. На видимую 16-45, на инфракрасную 49-84 потока радиации, падающего на землю.Распред-е Е по спектру зависит от массы атмосферы и меняется при различных высотах солнца.Кол-во рассеянной радиации возрастает с увеличением высоты стояния солнца и мутности атмосферы. Спектральный состав рассеянной радиации безоблачн. неба хар-я максимумом Е в области 400-480нм.

Видимый свет, инфракрасное и УФ изл-е различ-я по биологическому действию. Серди УФ-лучей до пов-ти земли доходят только длинноволновые, а коротковолновые-губительны для всего живого, практически полностью поглощ-я на высоте 20-25км озоновым экраном.

Длинноволновые УФ-лучи, обладающие большой Е фотонов, имеют высокую хим-ю активность. Большие дозы их вредны для организмов, а небольшие необходимы многим видам. Инфракрасные лучи с длиной волны более 750нм оказывают тепловое действие.

Видимая радиация несёт ок50% суммарной Е с областью видимой радиации, воспринимаемой человеческим глазом, почти совпадает с физиологич радиацией(300-800нм) в пределах которой выделяют ФАР(область фотосинтетич-й радиации 380-710нм)

область физиологич-й радиации можно условно разделить на ряд зон: УФ-ю(меньше 400нм), сине-фиолетовую(400-500нм), жёлто-зелёную(500-600нм), оранжево-красную(600-700нм), дальнюю красную(больше 700нм)

 

Псаммофиты, литофиты.

Псаммофиты – растения сыпучих песков. Песчаные массивы распределены не только в аридных, но и в более умеренных зонах. Различают сыпучие или подвижные пески, И пески закрепленные растительностью. У многих псаммофитов длинные, сильно разветвлённые корни. Семена пустынных псаммофитов устойчивы к высокой Т. Среди них много суккулентов. Большинство древесных и кустарниковых пород безлистны (саксаулы, солянки). Ф-тез у них осуществляется зеленными ветками цилиндрической формы. В самое жаркое время, многие пустынные псаммофиты сокращают испаряющую поверхность путем сбрасывания листьев и сочных ветвей, или сезонной смены листьев. Растения псаммофиты встречаются на песчаном субстрате вне пустынь. В областях более умеренного климата – по берегам морей, крупных озер, например цминпесчаный, лапчатка песчаная, сосна, пастушья сумка, и др. В практике мелиорации многие псаммофиты применяются для закрепления подвижных песков.

Литофиты– растения произрастающие на камнях, скалах, каменистых особях. Это первые поселенцы, после микроорганизмов, на скальных поверхностях и разрушающихся горных породах. Сначала автотрофные водоросли ностак, хлорелла, за ними накипные лишайники за тем листоватые. Со временем на поверхностях и в трещинах корней, накапливается слой органических остатков на которых поселяются мхи. Под моховым покровом создается лимитивнойпочвы на которой поселяются литофиты из высших сосудистых растений: плауны, хвощи, папоротники, голо и покрытосеменные. Например камнеломка, сосна, дуб скальный, можжевельник.

 

Значение тепла в жизни растений

Значение тепла как фактора среды обусл. тем, что процессы жизнедеятельности протекают на определенном тепловом фоне, кот.определяется количеством тепла и продолжительностью его действия. Для нормального развития органов в течении жизни необходимое кол-во тепла определяется суммой: T=(t0-tn)* число дней. Где, t0-температура нормального развития,tn-нижний порог развития(температура с которой начинается развитие)

Большинство б/х реакций в организме осуществляется при участии ферментов - специализированных белковых катализаторов, которые понижают Е активации молекул. Поэтому границы существования жизни это температуры при которых возможно нормальное строение и функционирование белков, в среднем 0-+50.Однако ряд организмов обладает специализированными ферментными системами и приспособлениями к активному существованию при температурах тела выходящих за эти границы. Тепло влияет на рост и развитие растений, на ход их жизненных процессов, обуславливает становление фитоценозов, накладывает отпечаток на их облик.

cyberpedia.su

Значение тепла и теплового режима почвы в жизни растений и микроорганизмов

Рост и развитие растений, а также нормальная жизнедеятельность микроорганизмов возможны лишь при определенных тепловых, почвенных и климатических условиях. Потребность сельскохозяйственных культур в тепле очень различна. Наиболее холодостойкие растения (рожь, пшеница, ячмень, лен, конопля, сахарная свекла, клевер, горох, люпин, вика, редис, лук, и др.) могут произрастать при температуре ниже 5°. Теплолюбивые растения (просо, кукуруза, огурцы и др.) начинают рост при температуре почвы 10—15°. Картофель и подсолнечник прорастают при 5—6°. С повышением температуры прорастание всех семян культурных растений ускоряется.

Наилучший рост и развитие растений наблюдаются при температуре 25—30°.

Температура оказывает влияние на рост и развитие не только надземной части, но и подземной. По сообщению И. Б. Ревут, лучше всего протекают ростовые процессы у озимой и яровой пшеницы при сравнительно низких температурах почвы. Наиболее быстро развивается корневая система при 24—28°, но более мощной она бывает при 12—16°. У ячменя корни сильнее развиваются при температуре 20° и слабее — при 10 и 30°.

В опытах П. С. Коссовича прирост корней овса при температуре почвы 6—8° был в 1,5 раза больше, чем при 12— 14°.

Температура почвы влияет и на рост клубней картофеля. По данным Джонсона, Мак-Кнннея и Феллоуса (1922), клубни лучше развивались при температуре 18°.

Низкие температуры в весеннее время у многих растений снижают синтетическую деятельность и ослабляют белковый обмен. Отрицательные температуры неодинаково действуют на растения в различные фазы их развития. Например, все культурные растения выносят низкие температуры в фазе наклюнувшихся семян. В дальнейшем, по мере роста и развития проростка (до всходов), холодостойкость понижается. При отрицательных температурах, продолжающихся длительное время, большинство культурных растений погибает. Гибель их наступает потому, что вода, содержащаяся в оболочке клеток и в межклетниках, превращается в лед. Кристаллы его оттягивают воду из клеток и оказывают на них давление, что вызывает обезвоживание протоплазмы и повышение концентрации клеточного сока. Все это, вместе взятое, приводит к свертыванию коллоидов плазмы, утрате ее непроницаемости и полной гибели.

Отрицательное действие на растения оказывают не только низкие температуры, но и повышенные. Так, при высокой температуре и пониженной относительной влажности воздуха замедляется передвижение питательных веществ из листьев в созревающие семена зерновых культур, вследствие чего зерно получается щуплое и неполновесное.

Исключительно большое значение имеет тепловой режим для жизнедеятельности микроорганизмов. По данным Расселя и Хатчинсона, для большинства микробов почвы оптимальная температура составляет 12—30°.

В искусственных условиях бесспоровые бактерии и грибы погибают при 80—100°. От низких температур микроорганизмы не погибают, но прекращают свою деятельность.

< Предыдущая Следующая >
 

agrofak.com

Сообщение на тему свет и тепло в жизни растений

Тепловой режим — одно из важнейших условий в жизни растений. Физиологические   процессы в них возможны лишь при определенных температурах. Географические растительные зоны и высотные пояса растительности прежде всего связаны с тепловым режимом земного шара, в том числе и горных районов. Разные виды и сорта растений предъявляют неодинаковые требования к тепловому режиму. Если температурные условия отклоняются от оптимальных, то растение в одних случаях совсем прекратит развитие, в других — не зацветет, в третьих — не будет плодоносить. Семена некоторых растений без предварительного воздействия на них холода не прорастают. Потребность в тепле у разных растений неодинакова. Так, ряд водорослей арктических морей растут и развиваются в воде при температуре, близкой к 1°. Водоросли, окрашивающие снег в Арктике в красный цвет, и некоторые диатомовые нормально живут и развиваются при температуре тающего снега. Побеги некоторых растений, например пролески, пробиваются даже сквозь снег. В отдельные годы и даже в субтропическом, умеренном и холодном климатах растениям приходится переносить действие температур ниже нуля. Растения, недостаточно выносливые к таким воздействиям холода, повреждаются или погибают. Следовательно, возможность существования растений в условиях холодного и умеренного климатов тесно связана с их морозоустойчивостью. Большинство растений умеренного климата являются многолетниками, и им приходится переносить холод зимы. Многие культурные растения — однолетники, но среди них есть двулетники (например, озимая пшеница, озимый ячмень) и многолетники. Они зимуют под снегом и иногда вымерзают.Причину гибели растений от мороза следует искать в изменении протоплазмы при коагуляции (Н. А. Максимов). После оттаивания такая протоплазма оказывается мертвой. Не все растения одинаково чувствительны к морозам. Например, картофель гибнет при слабом промерзании, в то время как капуста или лук выносят умеренное промерзание, а рожь и пшеница даже в бесснежные зимы выносят морозы до 15—20°

Оцени ответ

shkolniku.com

проект "Роль тепла с жизни почвы и растений"

Слайд 1

Роль тепла в жизни почвы, растений и микроорганизмов Учащийся 8 класса Петровского филиала МБОУ Сатинской СОШ Титенёв Вячеслав

Слайд 2

От чего зависят химические реакции в почве Роль тепла в жизни растений многогранна. В процессе онтогенеза растения тесно связаны с большим комплексом процессов, происходящих в почве, каждый из которых является функцией температуры. Так, растворимость любых минеральных веществ является функцией температуры точно так же, как вязкость воды обратно пропорциональна температуре. При температуре 4ºС вязкость воды достигает величины, при которых практически прекращающей поступления её в растения. Все химические реакции в почве и в корнях зависят от температуры. От последней зависит растворимость кислорода и углекислоты в почве. От температуры зависит и скорость газообмена (диффузия) между почвенным и атмосферным воздухом.

Слайд 3

Как поступает вода в растения? Температура почвы весьма сложно действует на скорость поступления воды в корни растений. При понижении температуры невозможно быстрое поступление воды в растения, уменьшается скорость поступления воды из почвы к корням. При повышении вязкости при понижении температуры снижается поступление воды не только из почвы в корни, но и движение её по корню. Снижается при этом и проницаемость протоплазмы клеток, что также уменьшает скорость передвижения влаги по растению. Все это приводит к снижению скорости роста корней.

Слайд 4

Температура почвы Температура почвы имеет большое значение и для Жизнедеятельности микроорганизмов. Чувствительность микроорганизмов почвы к её температуре столь значительна, что существует группировка, или классификация, микроорганизмов по их отношению к температуре. 1. Мезофилиные микроорганизмы, оптимум температуры для которых колеблется в пределах 20-40ºС. Но они могут развиваться и в пределах от 3 до 45ºС. К этой группе относится большинство почвенных бактерий, грибов, актиномицетов. 2. Психрофильные организмы, имеющие температурный оптимум в пределах 10-20ºС. Эти организмы проявляют жизнедеятельность даже при температуре ниже нуля ( железо-бактерии и др.). 3. Термофильные с температурным оптимумом в 50-60ºС.

Слайд 5

Оптиум температуры Для большинства микроорганизмов, существенную роль в питании растений, оптимум температуры обычно лежит в области 20-30ºС. Таким образом, температура почвы является одним из решающих факторов жизни растений и почвенных микроорганизмов, а следовательно, и в таких важнейших процессах на земле, как образование и разрушение органического вещества вообще в круговороте элементов и соединений на нашей планете.

Слайд 6

О птимальное сочетание температуры и влажности Под влиянием градиента температур происходит физическое выветривание материнской породы, непрерывный процесс движения влаги в почве как в капельно-жидком , так и в парообразном видах. Если процессы почвообразования затухают в пересушенной почве, то в неменьшей мере они тормозятся при низких либо чрезмерно высоких температурах. Наоборот, при оптимальном сочетании температуры и влажности многие процессы в почве протекают весьма бурно, что приводит к нарастанию уровня плодородия.

Слайд 7

Перепад температур Перепады температур, особенно смена положительных и отрицательных, замерзания и оттаивания, часто также являются важнейшими факторами почвообразования. Вот почему изучение температур в почве, закономерностей их изменения является важнейшей задачей почвоведения, и в частности физики почв.

Слайд 8

Источники тепла в почве Основной источник тепла в почве – солнечная радиация. Небольшое количество его выделяют некоторые элементы земной коры при радиоактивном распаде, выделяется оно при биологических процессах и химических реакциях, а также при смачивании сухой почвы сухой почвы (теплота смачивания). Приход тепла из нижних нагретых слоёв Земли в верхние — незначительный и практического значения не имеет. Приток тепла от Солнца и аккумуляция его почвой зависит от географического положения территории, свойств поверхности и верхних горизонтов почвы. Источником всех тепловых эффектов на поверхности земли является притекающая к ней прямая солнечная радиация .

Слайд 9

Температурный режим Температурный режим почв зависит не только от количества тепла, поступающего на их поверхность, но и от теплофизических характеристик почв, к которым относится теплоёмкость, теплопроводность, температуропроводность , коэффициент теплоусвояемости почв и теплота смачивания как дополнительный источник тепла.

Слайд 10

У дельная теплоёмкость массы Количество тепла в джоулях, необходимое для нагревания 1 г абсолютно сухой почвы на 1˚С, называют удельной теплоёмкостью массы, а количество тепла, необходимое для нагревания 1 см3 сухой почвы на 1˚С, называют объёмной удельной теплоёмкостью. Объёмная теплоёмкость почвы естественного сложения зависит от теплоёмкости твёрдой фазы почвы, влажности почвы и содержания в ней воздуха.

Слайд 11

Т еплопроводность почвы Под теплопроводностью почвы понимают способность поглощать и проводить тепло от слоя к слою в направлении, обратном термическому градиенту, т. е. от горячих участков в холодные. Количество передающейся через слой почвы тепловой энергии пропорционально градиенту температуры и коэффициенту теплопроводности.

Слайд 12

Диапазон теплопроводности и теплоемкости Прогревание глубины слоёв почвы прямо пропорционально её теплопроводности и обратно пропорционально теплоёмкости. До определённого предела теплопроводность сильнее изменяется с изменением влажности по сравнению с теплоёмкостью. В диапазоне влажностей, чаще всего встречающихся в полевых условиях, теплоёмкость может изменяться с изменением влажности в 3-4 раза. В то же время в этом же диапазоне влажностей теплопроводность может изменяться в 100 и более раз.

Слайд 13

Конвекция почвы Определённый вклад в теплопроводность почвы вносит Конвекция, происходящая лишь и в жидкой и газовой фазах почвы. Теплопередача при конвекции происходит путём перемещения частиц. Тепло в почве может передаваться с помощью массообмена , предполагающего перемещение влаги в почве как в форме пара, так и в виде жидкости.

Слайд 14

От чего зависит теплопроводность? Теплопроводность почвы зависит от её плотности и пористости, содержания влаги в ней, дисперсности и минералогического состава. Чем выше теплопроводность, тем лучше теплоотдача и тем быстрее прогревается и охлаждается почва.

Слайд 15

Смачивание При смачивании абсолютно сухой почвы водой выделяется тепло. Теплота смачивания образуется главным образом за счёт снижения кинетической энергии молекул воды, адсорбируемых на поверхности почвенных частиц, и гидратации поглощённых катионов. Величина её зависит от общей поверхности, минералогического и химического состава почвы. Этот показатель имеет важное физическое значение для физической характеристики почвы .

Слайд 16

Теплообмен Между поверхностью почвы и глубокими слоями происходит непрерывный теплообмен. Поток тепла ( Qп ), который может иметь направление от поверхности вглубь и обратно, называется теплообменом в почве . Теплообмен между поверхности почвы и воздухом осуществляется благодаря турбулентной теплопроводности и возникает при турбулентном перемешивании приземного воздуха. Количество тепла, поступающего на земную поверхность от Солнца зависит от географической широты территории, высоты над уровнем моря, характером и экспозиции поверхности. Зависит тепловой режим почвы и от ряда других факторов, таких как облачности, влажности почвы, скорости ветра и других. Изменяется температурный режим в течение суток и течение года.

Слайд 17

Тепловой режим Для сельскохозяйственных растений тепловой режим почвы складывается далеко не всегда благоприятно, поэтому земледельцу приходится к нему приспосабливаться, а иногда и изменять в нужном направлении .

Слайд 18

Основные направления действий. Основные направления действий в этом плане следующие . 1. Рациональное использование различных участков местности. Известно, что южные склоны прогреваются сильнее, чем северные. 2. Подбор растений, сортов и гибридов наиболее отвергающих тепловому режиму почвы данной данной местности или отдельным её участкам. Соблюдение соответствующих сроков сева и глубины заделки семян. 3. Мульчирование почвы. Простейшим и все более широко применяемым воздействием является оставление стерни при осенней и весенней обработках почвы. Прямое значение приёма состоит в накоплении снега и защите почвы от ветровой эрозии. Однако накопление ровного и достаточно мощного слоя снега приводит к снижению глубины промерзания почвы зимой, более раннему оттаиванию её весной, лучшему накоплению влаги и к известному регулированию гидротермического режима в почве весной и летом.

Слайд 19

4. Гребневые посевы и посадки сельскохозяйственных культур. На переувлажнённых холодных почвах практикуют гребневые посадки картофеля и некоторых других культур. Гребни быстрее просыхают и сильнее прогреваются. 5. Притенение поверхности почвы. Этот приём основан на защите поверхности почвы от обогрева прямыми солнечными лучами. Особенно часто прибегают ко всякого рода притенениям для защиты слабых всходов или свежевысаженной рассады от палящего действия солнечных лучей в овощеводстве. Для этих целей применяют щиты различных конструкций, поставленных наклонно к поверхности почвы. 6. Использование приёмов обработки почвы. При обработке почвы изменяется соотношение в единице объема твёрдой, жидкой и газообразной фаз, которые имеют разную теплоёмкость и теплопроводность. При рыхлении почвы увеличивается содержание в ней воздуха, поэтому для нагревания рыхлого слоя требуется меньше тепла и он лучше прогревается.

Слайд 20

7. Дренирование почвы способствует её более быстрому прогреванию. Это объясняется более низкой теплоёмкостью почвы после удаления из неё воды. 8. Для защиты озимых культур от вымерзания большое значение имеет снегозадержание. Снег имеет низкую теплопроводность, поэтому температура почвы под снегом снижается меньше. Если снег выпал на замёрзшую почву и есть опасность выпревания озимых, его следует уплотнить для повышения тепловодности и усилия промерзания почвы.

Слайд 21

Литература Ресурсы Интернет

nsportal.ru

Презентация на тему "Тепло в жизни растений и животных"

Презентация на тему: Тепло в жизни растений и животных

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Тема III. Тепло в жизни растений и животных Для чего тепло нужно живым организмам. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. 6 класс Урок 8

№ слайда 2 Описание слайда:

Тепло — необходимое условие жизни Количество тепла условно можно выразить температурой. Каждый вид произрастает там, где для него складываются благоприятные температурные условия. Или, как говорят экологи, растения могут существовать только в определенных температурных границах.

№ слайда 3 Описание слайда:

Растения тундры Растения тундры карликовая березка, морошка, куропаточья трава и другие, приспособились расти в холодном климате, где мало тепла Пальмы не могут жить в средней полосе России, так как это теплолюбивые растения Для одного и того же растения в разные периоды его жизни необходимо разное количество тепла.

№ слайда 4 Описание слайда:

Температурные условия и прорастание семян Для прорастания семян бывают достаточны более низкие температуры, чем для дальнейшего роста растений, цветения, плодоношения. Зимнее промораживание семян часто повышает их всхожесть.

№ слайда 5 Описание слайда:

У дикорастущих растений в местах, где бывают холодные зимы, семена промораживаются естественным образом. Семена культурных растений подвергают в помещениях искусственному промораживанию. Семена таких растений, как морковь, высевают под зиму; они прорастают раньше, чем посеянные весной, и урожай бывает выше. У некоторых растений семена прорастают при температурах почвы, близких к 0°С. В народе про овес говорят: «Сей в грязь — будешь князь». Это значит, что овес можно сеять ранней весной, когда почва еще не просохла и не прогрелась. Тогда урожай получится высокий.

№ слайда 6 Описание слайда:

Но, чтобы проросли семена теплолюбивых растений, почва должна хорошо прогреться. Но, чтобы проросли семена теплолюбивых растений, почва должна хорошо прогреться.

№ слайда 7 Описание слайда:

Значение тепла для цветения растений Для наступления цветения каждому виду растения необходимо определенное количество света и тепла, поэтому растения зацветают в разные сроки. Ольха серая, мать-и-мачеха, подснежники цветут весной, когда местами еще лежит снег, а ночью бывают заморозки (рис. 13) Если весна затяжная и холодная, подснежники зацветают на 2-3 недели позже обычного срока. В мае в средней полосе России цветут сады, хотя в это время тоже случаются заморозки.

№ слайда 8 Описание слайда:

В середине лета, когда днем и ночью тепло, наступает, как говорят, разгар цветения. Цветут ромашки, колокольчики, гвоздики, горошки, подмаренники и другие растения. Много в это время цветущих растений на клумбах в садах и парках.

№ слайда 9 Описание слайда:

В конце лета, когда дни становятся прохладнее и ночи заметно холоднее, цветущих растений бывает меньше. Зацветает пижма обыкновенная, цикорий обыкновенный (рис. 14), и др. В огороде цветущие растения тоже сменяют друг друга.

№ слайда 10 Описание слайда:

Эта последовательность и время начала цветения могут измениться, если лето будет очень жарким или, наоборот, прохладным. Жарким летом цветение наступает раньше, а прохладным и дождливым — позднее. Если в сентябре долго держится теплая погода, то появляются цветки у растений, обычно цветущих в мае или начале июня. Это явление называется вторичным цветением. Его наблюдали у яблони, вишни, земляники лесной, лютиков, вероники дубравной, одуванчика лекарственного и многих других растений.

№ слайда 11 Описание слайда:

Некоторые сорняки (мокрица, фиалка полевая) почти всегда уходят под снег с цветками и бутонами. Весной, когда снег стает, бутоны раскрываются, растение зацветает.

№ слайда 12 Описание слайда:

Тепло и созревание плодов Созревание плодов может происходить при более низких температурах, чем цветение. Ведь у многих растений, цветущих в начале лета, плоды созревают в конце лета или начале осени, когда дни становятся прохладнее, а ночью могут быть заморозки.

№ слайда 13 Описание слайда:

Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле

№ слайда 14 Описание слайда:

Какое тепло используют растения Основной источник тепла на Земле — Солнце. Солнечные лучи, поглощенные поверхностью почвы, растительностью, водной поверхностью, различными предметами, нагревают их. Нагретые солнцем почва, все предметы и поверхности излучают тепло, оно поступает в воздух. Часть тепла уходит в космическое пространство, а часть задерживается атмосферой.

№ слайда 15 Описание слайда:

Удерживается тепло около поверхности Земли облаками, водяными парами, некоторыми газами, содержащимися в атмосфере, в том числе и углекислым газом. Вспомните, насколько теплее летние вечера и ночи при облачной погоде, чем при ясной.

№ слайда 16 Описание слайда:

Разнообразие температурных условий на Земле От температурных условий зависит продолжительность периода активного роста растений. Этот период называют вегетационным. Его длительность для каждого растения зависит от того, в каком климатическом поясе оно обитает.

№ слайда 17 Описание слайда:

В районах тропического пояса, где в течение всего года много тепла и влаги, вегетационный период длится круглый год. В умеренных поясах северного и южного полушарий вегетационный период продолжается от весны до осени. Лето теплое, а весной и осенью бывают заморозки, которые растения могут переносить. В полярном поясе северного полушария, в тундре, вегетационный период длится всего полтора-два месяца. Лето прохладное. В течение всего вегетационного периода возможны заморозки.

№ слайда 18 Описание слайда:

В пределах каждого пояса велико разнообразие местных условий. Более темные почвы нагреваются сильнее, чем светлые. Склоны, обращенные к югу, всегда теплее. В тенистых лесах летом всегда прохладнее, чем на соседних открытых пространствах. А зимой, наоборот, в лесу теплее.

№ слайда 19 Описание слайда:

На Земле есть очень холодные и очень жаркие места. Полюса холода северного полушария — Верхоянск и Оймякон. Здесь отмечена зимняя температура -71,2 0С. В южном полушарии полюс холода находится в Антарктиде. Самая низкая температура зарегистрирована на станции Восток в июле 1983 г. -89,2°С. В Антарктиде вблизи полюса холода растений, конечно, нет. Но около Верхоянска растут невысокие леса из даурской лиственницы. Правда, средняя температура января там около -50 0С. Сильные морозы растения переносят в состоянии глубокого покоя.

№ слайда 20 Описание слайда:

Самые жаркие места — в пустынях. В Сахаре (на севере Африки) температура воздуха в тени может достигать 58 °С, а поверхность почвы нагревается до 70-80 0С. На такой раскаленной почве может жить лишайник «лишайниковая манна». В пустынях Средней Азии верблюжья колючка выносит нагревание почвы до 60-70 °С.

№ слайда 21 Описание слайда:

Повторение: 1. Почему прорастание семян у разных растений происходит при разных температурах? 2. Какое значение имеет промораживание семян растений? У каких растений цветение может прерываться зимними холодами? Что задерживает тепло в атмосфере? Что называют вегетационным периодом? В каких поясах вегетационный период продолжительный, а в каких короткий? Где на Земле находятся самые холодные и самые жаркие места? Могут ли там обитать растения?

ppt4web.ru

Значение тепла в жизни растений и почвы и основные тепловые свойства почвы

Культура Значение тепла в жизни растений и почвы и основные тепловые свойства почвы

просмотров - 57

Тепло относится к космическим или энергетическим факторам жизни. Роль его в жизни растений и почвы велика и многообразна.

1. Температурные условия определяют саму возможность возделывания тех или иных культур в данной местности. Так, яровые зерновые культуры требуют сумму положительных температур за период своей вегетации 1300…1500°C, а рис – 2500…3000°C (под Волгоградом она около 3000°C).

2. Тепло крайне важно для прорастания семян высеянных сельскохозяйственных культур.

3. Тепло крайне важно для нормального развития растений в период вегетации (обычно 20…25°C, для теплолюбивых – 30…35°C).

4. Температурные условия влияют на перезимовку озимых культур и многолетних трав. Так, озимая пшеница погибает, если зимой температура почвы на глубинœе узла кущения (2…3 см) достигает 17…18°C и держится в течение 5 суток, более зимостойкая озимая рожь выдерживает до 21…22°C.

5. Οʜᴎ влияют на численность, активность и видовой состав почвенных микроорганизмов. Так, полезные виды угнетаются при низких (менее 10°C) и высоких (более 40°C) температурах и требуют для себя 25…35°C.

6. Кратковременное высушивание и прогревание почвы приводит к гибели вредных микроорганизмов и улучшает питательный режим почвы.

7. Температура почвы влияет на её водный режим. При повышении температуры увеличивается расход влаги на транспирацию растений и физическое испарение. Перепады ночных и дневных температур вызывают конденсацию водяных паров в почве и её дополнительное увлажнение. Из-за разницы температур в разных слоях почвы происходит термоперенос парообразной влаги от мест с большей температурой к местам с меньшей температурой.

8. Она влияет и на воздушный режим, так как в результате разницы дневных и ночных температур происходит «дыхание» почвы.

9. Температура почвы зимой определяет глубину её промерзания, усвоение талых вод и интенсивность водной эрозии весной.

10. Температура – важный фактор структурообразования. При промерзании почвенных глыб замёрзшая вода, увеличиваясь в объёме, разрывает их на комочки, происходит коагуляция почвенных коллоидов и склеивание почвенных частиц в структурные агрегаты.

Источники тепла в почве:

1. главный источник – солнечная радиация. Она зависит от времени года, широты и рельефа местности, состояния атмосферы;

2. поступление тепла из глубинных слоёв Земли, к примеру, в виде термальных вод;

3. деятельность почвенных микроорганизмов. Так, термофильные бактерии на навозе могут разогревать грунт в парниках и теплицах до 70°C;

4. физико-химические процессы, протекающие в почве. Так, при увлажнении сухой почвы выделяется так называемая теплота смачивания, и почва разогревается на 5…10°C. По этой причине нельзя поливать в серединœе солнечного дня во избежание ожога корней и увядания растений.

Тепловой режим почвы зависит от её тепловых свойств (альбедо, теплоёмкости, теплопроводности, температуропроводности). Эти показатели складываются по-разному для сухой и влажной, плотной и рыхлой, светлой и тёмной, выровнённой и гребнистой, структурной и бесструктурной, гумусированной и слабогумусированной, лёгкой и тяжёлой почвы. Это нужно учитывать и использовать в регулировании теплового режима почвы.

Читайте также

  • - Значение тепла в жизни растений и почвы и основные тепловые свойства почвы

    Тепло относится к космическим или энергетическим факторам жизни. Роль его в жизни растений и почвы велика и многообразна. 1. Температурные условия определяют саму возможность возделывания тех или иных культур в данной местности. Так, яровые зерновые культуры требуют... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Роль тепла в жизни растений - МИР РАСТЕНИЙ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ - ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ - Каталог файлов

    Распускание срезанных веток деревьев. В конце зимы — на­чале весны дети срезают ветки ивы, тополя, березы, сирени или другого растения и вносят их в групповую комнату, где ставят в вазу с водой. Одновременно наблюдают за деревьями, с которых срезаны данные ветки. Сравнивают, где быстрее появятся листья. Из эксперимента делают вывод о значении тепла для растений и, в частности, для развития листьев из почек.

    Влияние тепла на ветки деревьев.  В зимнее время, начиная с конца января, дети срезают ветки деревьев и помещают их в две вазы. Первую вазу ставят в теплое место (например, в группо­вую комнату), вторую выносят на холод либо помещают между рамами окна. Наблюдают за скоростью распускания листьев. Как правило, развитие листьев на холоде будет задерживаться. Срав­нивая обе ветки не только по срокам распускания, но и по раз­мерам листьев, дети приходят к выводу о зависимости скорости развития листьев из почек от температуры.

    Где раньше пробуждаются растения? Этот вопрос педагог предлагает детям в качестве экологической задачи на прогул­ке, на экскурсии или в качестве домашнего задания. Дети должны заметить, что на деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных растени­ях, подвергающихся действию холодных ветров. Такая же за­кономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, они появляются раньше, чем в тени, и растут здесь быстрее.

    Влияние тепла на прорастание семян. Дети берут два стака­на, наливают в них по одной чайной ложке воды и кладут лю­бые набухшие семена, которые перед этим сутки находились в воде. Чтобы вода не испарялась, накрывают стаканы крышками и ставят в разные места: первый — в тепло, второй — на холод (можно — на нижнюю полку холодильника). Семена, находя­щиеся в тепле, проклюнутся примерно через сутки, семена ре­диса — в тот же день через несколько часов, а развитие семян, находящихся на холоде, задержится.

    Вывод: для прорастания семян нужно тепло. Данный опыт можно усложнить, взяв не два стакана, а три и поместив один в комнате, второй — при температуре 10—13 °С, третий — при температуре близкой к нулю. Кроме того, можно сравнивать скорость прорастания на холоде семян разных расте­ний. Такие растения, как лук, редис, капуста, прорастают уже  -. при 4—6 °С, в то время как томаты, перцы, баклажаны нужда­ются в более высокой температуре. Свет для данных опытов не нужен, поскольку в естественных условиях растения прораста­ют в почве в темноте.

    Этот эксперимент поможет понять значение сроков высева семян, поэтому его следует проводить в конце зимы или ранней весной перед началом собственных посевных работ.

    Влияние температуры на цветы. Дети срезают цветы на участке и помешают их в стаканы с водой разной температуры: ледяной (взятой из холодильника), прохладной и слегка теп­лой, близкой к комнатной температуре. Первый стакан ставят в холодильник, второй — в прохладное место, третий — в тепло. Проверяют, через какое время проявится разница в состоянии трех цветков и в чем она будет выражаться. Результат будет во многом зависеть от конкретных условий и особенностей сре­занных цветов, поэтому предсказать его заранее невозможно. Педагог должен анализировагь те результаты, которые он уви­дит в реальной жизни.

    Реакция растений на заморозки. Проводить специальный эк­сперимент с замерзанием растений не стоит, так как в соответ­ствии с основными правилами экспериментирования нельзя пред­лагать детям ставить опыты, наносящие вред живым организ­мам и влекущие за собой их гибель. Но это явление можно пронаблюдать в естественных условиях после осенних или ве­сенних заморозков: листья и цветы почернеют, растения по­гибнут.

    Наблюдения за разными растениями позволят установить, что одни из них гибнут при плюсовых температурах (перцы, баклажаны), другие выдерживают небольшие минусовые тем­пературы (пырей, капуста).

    Полученные знания дети используют в своей практической деятельности, укрывая растения огорода и занося в помещение рассаду при приближении заморозков.

    Влияние на растения высокой температуры. Педагог обраща­ет внимание детей на два одинаковых растения, одно из которых растет на солнцепеке, а другое — в условиях умеренного затенения. Дети сравнивают их по размеру, степени развития листьев и цветов, количеству сформировавшихся плодов. Как правило, растения при умеренном затенении бывают более вы­сокими, имеют более сочные листья, крупные цветы и плоды. При значительном затенении эти различия не проявятся, так как начнет сказываться дефицит света.

    Прекрасным объектом для таких наблюдений является оду­ванчик, но можно выбрать и любые другие растения — спо­рыш, вьюнок полевой, лебеду, кохию и пр.

    Вывод: перегрев оказывает неблагоприятное влияние на рас­тения.

    Где вкуснее ягоды? Педагог предлагает детям сравнить вкус ягод (земляники, клубники, смородины, крыжовника) на рас­тениях, произрастающих на солнце и в тени (например, в траве или под высокими деревьями). Если ягодника в детском саду нет, эту работу можно предложить в качестве домашнего зада­ния тем, у кого есть дачи и приусадебные участки. Как правило, на солнце ягоды бывают сладкими, вкусными, а в тени — более водянистыми. Отсюда дети делают -вывод, что на солнце идет образование и накопление Сахаров. Его можно сопоставить со знаниями, изложенными в предыдущем подразделе о взаимо­связи освещенности, содержания хлорофилла и количества пи­тательных веществ, образуемых растением.

    В какое время суток следует поливать растения цветника и огорода? Дети выделяют на цветнике или огороде небольшой участок, который систематически поливают в самое жаркое время суток. Устанавливают, через какое время станет заметна разни­ца в состоянии экспериментальной и обычной грядок. Педагог объясняет детям, что в жару почва сильно нагревается, вода при поливе быстро превращается в пар, и он оказывает небла­гоприятное влияние на корни растений.

    Примечание. Эксперимент хорошо получается только в тех кли­матических зонах, где лето бывает сухим и жарким, а почва сильно накаляется на солнце.

    Внешние признаки растений, приспособленных к жизни в усло­виях сильной освещенности и высоких температур. На прогулке или экскурсии педагог предлагает детям сравнить между собой цвет листьев типичных степных растений (полыней, тысячели­стника обыкновенного, ковыля) и принесенных с собой тене­выносливых комнатных растений (традесканции белоцветковой, плюща обыкновенного, плюща воскового, циссуса ромбического, называемого в обиходе декоративным виноградом, и др.). Дети убеждаются, что первые имеют белесый оттенок, а вторые яв­ляются темно-зелеными.

    Понять биологическую целесообразность такой окраски по­может модельный опыт: дети кладут рядом на солнцепеке два предмета, сделанных из одного и того же материала (дерева, металла, пластмассы), но имеющих разный цвет: один из них является белым, другой — темно-зеленым. Прикасаясь рукой к этим предметам, дети убеждаются, что зеленый предмет нагревается значительно сильнее, чем белый. В итоге они по­нимают: если бы растения степи имели темную окраску, они бы в дневное время чрезмерно нагревались и могли погиб­нуть от перегрева. Следовательно, белесый оттенок является защитным приспособлением и позволяет растениям без ущерба для своего состояния находиться все лето под палящими лу­чами солнца.

    Этот вывод позволит закрепить знания, полученные при изу­чении роли света: в листьях таких растений мало хлорофилла, поэтому зеленый цвет выражен у них очень слабо.

    Внешние признаки растений, приспособленных к жизни в усло­виях сильной освещенности и низких температур. Для усвоения этого понятия проводится модельный опыт: дети выставляют под солнечные лучи два предмета, сделанных из одинакового материала, но окрашенных в разные цвета: один — в белый, другой — в темно-красный или свекольный. Прикасаясь рукой к этим предметам, дети убеждаются, что красный предмет нагре­вается сильнее белого.

    Педагог предлагает подумать, не известны ли детям расте­ния, имеющие красные или темно-фиолетовые листья? Дети вспоминают колеус, гинуру оранжевую, сеткрезию пурпурную, традесканцию зебровидную и др. Педагог предлагает установить связь между окраской растений и возможностью их нагрева, определить, в каких условиях приспособились жить эти расте­ния. В принципе дети способны понять, что данные растения приспособились жить в холодном климате. Дополнительный крас­ный цвет способствует лучшему улавливанию тепла и нагрева­нию листьев даже при довольно низкой общей температуре. Ро­диной таких растений являются высокогорные районы и север­ные широты.

    Поскольку освещенность в этих условиях высока (на севере день длится 20—24 ч в сутки, в горах вершины освещаются сол­нцем дольше, чем долины), то содержание хлорофилла у этих растений невелико и зеленый цвет выражен слабо.

    Определение родины растений. Сформировав у детей общие представления о приспособлении растений к среде обитания, педагог предлагает им решить следующую экологическую зада­чу: «Ребята, внимательно присмотритесь к нашим комнатным растениям и определите, у кого из них на родине холодно, у кого — жарко». Дети должны сообразить, что в холодном климате возникли растения, которые содержат в листьях и стеблях красные и пурпурные пигменты, а в теплом — имеющие беле­сый оттенок, а также склонные к образованию белых пятен и полос. Примеры первых приводились ранее, ко вторым отно­сятся агава, алоэ, плющ восковой, фикус, кализия изящная, лох (джигида), облепиха.

    Необязательно растения с красной окраской будут холодо­стойкими. Они могут, напротив, бояться холода и защищаться от него соответствующей окраской листьев. Примером являет­ся колеус. У него часть листа зеленая, часть — красная, а в месте переслоения этих двух окрасок появляется темно-пур­пурная полоса.

    Почему осенью листья желтеют? Получив определенную сумму знаний, дети легко догадаются, что осенью всегда бы­вает период, когда день еще длинный, а тепла становится меньше. Растению хватило бы света для осуществления фотосинтеза, но ход обменных процессов затормаживается из-за низких тем­ператур. Тогда в листьях появляются пигменты, способствую­щие улавливанию тепла, — красные, оранжевые, желтые. Это позволяет продлить их жизнь еще на несколько недель. Насту­пает период золотой осени. В северных широтах, где летом день значительно длиннее, чем на юге, но холодно, золотая осень длится до 1—1,5 месяцев. На юге похолодание наступает зна­чительно позже — одновременно со значительным укорочени­ем светового дня, поэтому золотой осени не наблюдается; ли­стья желтеют и сразу же опадают.

    Появление осенью красной окраски при сохранении общей нормальной жизнедеятельности хорошо заметно на шиповни­ке, розах, садовой землянике, малине, рябине, на таких сор­ных растениях, как кохия, лебеда, солерос, и многих других представителях трав, кустарников и деревьев.

    Изменение окраски комнатных растений при разной темпе­ратуре. Воспитатель подбирает 1—2 растения, у которых при обшей зеленой окраске в стеблях и на нижней поверхности ли­стьев присутствует небольшое количество пурпурного пигмента. Дети отсаживают несколько побегов в особый горшок и после укоренения содержат их при температуре 10—15 °С. Через неко­торое время они убедятся, что интенсивность пурпурной окрас­ки усилилась. Если такое растение перенести в теплое помеще­ние, новые листья будут зелеными, но в листьях, образовав­шихся на холоде, пурпурный пигмент не исчезнет. Таким образом, на одном и том же стебле будут находиться листья с разной окраской. В частности, такое явление хорошо заметно на расса­де помидоров.

    Заключение

    В результате проводимой работы у дошкольников должно сформироваться четкое представление об условиях, необходи­мых для жизни растений. Кроме того, они обязаны хорошо ус­воить идею возможности улучшения состояния растений после соответствующих агротехнических мероприятий и, следовательно, об ответственности человека за создание оптимальных условий этих живых организмов.

    Итоговое занятие по теме «Условия, необходимые для жиз­ни растений» можно провести в разных формах, в частности в виде конкурса, встречи знатоков, игровой научной конферен­ции, сюжетно-ролевой игры, полезной практической работы в уголке природы, на участке или природе и т.п. Педагог всегда имеет возможность выбрать оптимальные варианты в зависимости от особенностей детей и познавательных задач, которые удалось разрешить на очередном этапе их образования. Единственное, чего нельзя делать — это устраивать подобие экзамена и требо­вать от детей ответа по тому или иному вопросу в теоретиче­ской форме.

    В качестве творческих заданий можно использовать те опыты подраздела, которые не были проведены на занятиях.

    tetradkin-grad.3dn.ru


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта