Священное растение бога шивы. Священные растения в индийских преданиях

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Священный лингам бога Шивы. Священное растение бога шивы


Бог Шива и его атрибуты.: enigma_vita

Бог Шива является одним из верховных богов в индуизме. Наряду с Брахмой (Создателем) и Вишну (Хранителем) он входит в основную троицу главных богов, в которой он выполняет роль Разрушителя. В священных рукописях можно встретить и другие имена Шивы — Махадева, Махешвар и Парамешвара. Бог Шива контролирует серию рождений и смертей в мире. Шива представляет собой аспект высшего существа, который разрушает для того, чтобы дать начало новому жизненному циклу Вселенной.В то же время Шива — Бог милосердия и сострадания. Он защищает преданных ему от злых сил, таких как похоть, алчность и гнев. Он дарует блага, благодать и пробуждает мудрость. Во всех священных писаниях, таких как Веды, Пураны, Упанишады, Шрути и Смарти и других, говорится, что тот, кто поклоняется Господу Шиве, может достичь Верховного Блаженства.Атрибуты ШивыОсновные символы, которые используются при изображении Бога Шивы:

  • Обнаженное тело, покрытое пеплом. Шива — это источник всей Вселенной, которая исходит от него, но он выходит за пределы физического мира и не испытывает страданий.
  • Спутанные волосы. Олицетворяют идеал йоги как единение физической, ментальной и духовной энергий.
  • Ганга. Символически представлена как женщина, изо рта которой проистекает струя воды, падающая на землю. Это означает, что Шива разрушает все грехи, устраняет невежество, дарует знание, чистоту и покой.
  • Растущая луна. Одно из украшений.
  • Три глаза. Бога Шиву называют также Трйямбака Дева и изображается он как трехглазый. Его первый глаз — это солнце, второй — луна, а третий — огонь.
  • Полуоткрытые глаза. Когда Шива открывает глаза — начинается новый виток сотворения, а когда закрывает, то вселенная разрушается, но только для того, чтобы возродиться вновь. Полуоткрытые глаза символизируют то, что сотворение — это циклический процесс, не имеющий начала и конца.
  • Змея вокруг шеи. Трижды обвивается вокруг шеи Шивы и смотрит в направлении правой стороны. Каждое из колец змеи символизизирует время — прошлое, будущее и настоящее.
  • Ожерелье из рудракши. Ожерелье из рудракши символизирует то, что Шива непреклонно, без компромисов, поддерживает закон и порядок во вселенной.
  • Варда мудра. Правая рука Шивы изображается одновременно как дающая благословения, уничтожающая зло, разрушающая невежество и пробуждающая мудрость в последователях.
  • Трезубец (Тришула). Трезубец, изображенный рядом с Шивой, сиvволизирует три его основные энергии (шакти): желание (иччха), действие (крийя) и знание (джняна).
  • Дамару (барабан). Символизирует две чрезвычайно непохожие формы существования — очевидная и неочевидная.
  • Бык Нанди. Средство передвижения Шивы.
  • Тигриная шкура. Скрытая энергия.
  • Обожженная земля. Шива, сидящий на обожженной земле, символизирует то, что он контролирует смерть в физическом мире.

"Супругу Гаури, Владыке ночи, Приносящему мастерство, Разрушителю времени (смерти), Обладателю браслетов из змей, Несущему Гангу, Убившему царя слонов, Обладателю его шкуры; Уничтожающему бедности несчастья, Шиве Благому — поклонение! Одетому в шкуру, Обмазанному кремационным пеплом, Имеющему глаз на лбу, Украшенному кольцами змей, Со стопами, украшенными браслетами, С волосами, скрученными в джату, Уничтожающему горе и бедность – Шиве поклон!"

Шива изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета (обмазанный пеплом), с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим полумесяц на голове, обвитым змеями как браслетами (на шее и плечах). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает также на тигровой или слоновьей шкуре. На лбу - третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути).

"......У Него в горле содержится смертельный яд, Халахала, способный мгновенно уничтожить все живое. На Его голове - священная река Ганга, воды которой могут исцелять все болезни везде и всюду. На Его лбу - огненный глаз. На Его голове - прохладная и утешающая Луна. На запястьях, щиколотках, плечах и шее Он носит смертоносных кобр, которые живут в животворном воздухе. .... Шива означает "милосердие", "благость" (мангалам).... Сам Образ Шивы являет пример великого терпения и выдержки. Он удерживает в горле яд халахалу и носит на голове благословенную Луну...."

Тришула (трезубец) в Его правой руке символизирует три гуны - саттву, раджас и тамас. Это знак верховной власти. Посредством этих трех гун Он управляет миром. Дамару, которую он держит в Своей левой руке, представляет собой шабдабрахман. Он символизирует слог "ом", из которого состоят все языки. Из звуков дамару Господь сотворил санскрит.

Полумесяц обозначает, что Он полностью контролирует Свой ум. Течение Ганги символизирует нектар бессмертия. Слон символически представляет гордость. Одеяние из шкур слона показывает, что Он подчинил себе гордость. Тигр - похоть, подстилка из тигровой шкуры указывает на побежденное вожделение. В одной руке Господь держит лань, следовательно, Он прекратил чанчалату (порывистые движения) Своего ума, ибо лань находится в постоянном движении. Украшения из змей означают мудрость и вечность - змеи живут множество лет. Он - Трилочана, Трехокий, в середине Его лба находится третий глаз, глаз мудрости.

"Хаум" - это биджакшара Господа Шивы.

Он - Шивам (Благой), Шубхам (Благоприятный),Сундарам (Прекрасный), Кантам (Сияющий), "Шантам шивам адвайтам" ("Мандукья Упанишад").

Бесчисленное множество раз я, сложив молитвенно руки, склоняюсь к лотосным стопам Господа Шивы, недвойственного, Адхиштханы - опоры мира и любого сознания, Саччидананды, Правителя, Антарьямина, Сакши (безмолвного Свидетеля) всего сущего, Того, Кто сияет собственным светом, существует Сам в Себе и Самодостаточен (Парипурна), Кто удаляет первоначальную авидью и является Адигуру, Парама-гуру, Джагад-гуру.

В своей сущности я - Господь Шива. Шиво'хам, Шиво'хам, Шиво'хам.

Змея на теле Шивы

Змея есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве, Парсшатмане (Высшей Душе). Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно землю, воду, огонь, воздух и эфир. Они символизируют также пять пран, которые шипя передвигаются по телу подобно змеям. Вдох и выдох похожи на шипение змеи. Сам Господь Шива сделался пятью танматрами, пятью джнянендриями, пятью кармендриями и прочими группами, состоящими из пяти. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих таттв. Когда джива путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Господе Шиве, Высшей Душе. Таково эзотерическое значение змей, которых Господь носит на Своем теле.

Господь Шива не ведает страха. В Шрути сказано так: «Этот Брахман бесстрашен (абхайам), бессмертен (амритам)»

«Намах Шивайя» — это мантра Господа Шивы. «На» обозначает землю и Брахму, «ма» — воду и Вишну, «ши»— огонь и Рудру, «ва — вайю и Махешвару, «йа» — акашу и Садашиву, а также дживу.

Тело Господа Шивы белого цвета. Каково значение этого цвета? Это безмолвное поучение, смысл которого в том, что следует иметь чистое сердце и чистые мысли, избавиться от бесчестности, притворства, изворотливости, зависти, ненависти и т.д.

На лбу Господа — три полосы бхасмы, или вибхути. Что это обозначает? Смысл этого безмолвного поучения в том, что необходимо уничтожить три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (действие в расчете на результат) и майю (иллюзию), а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом — и три васаны (лока-васана, деха-васана и шастра-васана). Сделав это, можно приблизиться к Нему с чистым сердцем.

Что символизирует балипитха (алтарь), стоящий перед святая святых в храме Шивы? Человек должен уничтожить эгоизм и себялюбие (ахамта и мамата), прежде чем он придет к Господу. В этом и заключается смысл алтаря.

Что означает присутствие быка Нанди перед Шивалингамом? Нанди — прислужник, страж порога обители Шивы. Он также и средство передвижения Господа. Он символизирует сатсангу. Находясь среди мудрецов, вы обязательно познаете Бога. Мудрецы укажут вам путь к Нему. Они уничтожат коварные ямы и ловушки, подстерегающие вас на пути. Они развеют ваши сомнения и укрепят в вашем сердце бесстрастие, знание и способность к различению. Сатсанга —единственная надежная лодка, способная перевезти вас через океан к берегу бесстрашия и бессмертия. Даже будучи весьма краткой, сатсанга (общение с мудрецами) есть великое благословение для тех, кто обучается, а также для людей с мирским сознанием. Благодаря сатсанге они твердо убеждаются в существовании Бога. Мудрецы уничтожают мирские самскары. Общество мудрецов — могучая крепость, позволяющая человеку защитить себя от искушений майи.

Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Божества. На горной вершине Кайласы Он предается погружению в Себя. Он — воплощение строгости, отречения и безразличия к миру. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его разрушительную энергию, которая, будучи высвобождена, уничтожает мир. Нанди — Его любимец, хранитель Его порога. Он заставляет затихнуть все окружающее, чтобы никто не потревожил Господа в Его самадхи. У Господа пять ликов, десять рук, десять глаз и две ноги.

Вришабха, или бык, символизирует бога Дхарму. Господь Шива ездит на этом быке. Бык — средство Его передвижения. Это означает, что Господь Шива — защитник дхармы (закона), Он — воплощение дхармы, справедливости.

Четыре ноги лани символизируют четыре Веды. Господь Шива удерживает лань в Своей руке. Это значит, что Он — Властелин Вед.

В одной из рук Он держит меч, так как Он является разрушителем смертей и рождений. Огонь в другой Его руке указывает на то, что Он защищает дживы, сжигая все оковы.

  

Согласно священным текстам Шива является мастером танца и музыки, а также превосходным танцором и музыкантом (винахаром). В "Натья Шастре" Бхараты упоминается 108 танцевальных поз и танец "тандава лакшан".У Него четыре руки. В Его спутанных волосах — Ганга и полумесяц. В правой руке Он держит дамару (барабан в форме песочных часов - символ космического ритма и звука). Считается, что все ритмы Космоса можно извлечь из этого барабанчика. Звук барабана призывает индивидуальные души припасть к Его стопам. Он символизирует омкару (слог «ом», самая священная мантра индуизма, иное название — пранава). Из звучания дамару образовался весь санскритский алфавит. Творение возникает из дамару.

В одной из левых рук Он держит пламя. Огонь производит разрушение. Фигура Бога часто заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог - разрушитель и созидатель одновременно, создающий в Космосе своим танцем динамическое эволюционное равновесие. Поднятой левой рукой Он демонстрирует для Своих преданных абхайя-мудру (мудра защиты и благословения бесстрашия для преодоления страха смерти). «Преданные Мне, не бойтесь! Я защищу всех вас!» — таков ее смысл. Свободной правой рукой Он указывает вниз, на асуру Муялаку, который сжимает кобру. Левая Его нога изящно приподнята. Приподнятая нога означает майю (иллюзию). Указывающая вниз рука — знак того, что Его стопы — единственное прибежище для индивидуальных душ. Голову Шивы украшает корона с черепом - знак победы над смертью.

Он танцует очень спокойно. Если, танцуя, Он разгневается, мир мгновенно исчезнет. Он танцует с закрытыми глазами, так как искры из Его глаз могут сжечь всю вселенную. Пять действий Господа (паньчакрия) — творение (сришти), сохранение (стхити),разрушение (самхара), иллюзия (тиробхава) и благодать (ануграха) — суть Его танцы.

В надлежащее время Господь Шива, танцуя, разрушает с помощью огня все имена и формы. И снова наступает тишина.

танце творения есть и важная нумерологическая символика - общее число движений равно 108. Это и число бусин на четках, и 108 сакральных имен Шивы. Это же число движений используется, как в индийских боевых искусствах (Карали Пайтту (Karali Paittu) в системе Керала (Kerala)), так и Китайском Тай Чи. Однако самое последнее движение невозможно передать, так как оно имеет многомерную природу и является самим актом творения вселенной.

Все 108 движений лишь создают энергетический канал и подготавливают почву для Творения.

Следующая фаза направлена на поддержание равновесия и гармонии созданного мира. На этом этапе Шива танцует лицом на Юг, держа Дамару в опущенной правой руке. Это олицетворяет преодоление страха смерти, одной из наиболее пагубных страстей, мешающей полноценной реализации человека и человечества в целом.

В фазе разрушения Шива танцует с пламенем в поднятой левой руке. Это символизирует огонь, разрушающий всё в отжившем свое мире.

Четвертая форма танца олицетворяет победу над силой иллюзии (Майи). Тут Шива танцует, попирая правой ногой распростертого карлика (символ демонической энергии иллюзии). Опущенная левая рука указывает на поднимаемую в танце левую ногу, напоминая о пути личного и общечеловеческого спасения, избавления от иллюзорного существования.

Самый удивительный танец Натараджи — урдхва-тандава. В этом танце левая нога поднята кверху, так что ее пальцы направлены в небо. Это самый сложный вид танца. С помощью этой танцевальной позы Натараджа победил Кали. Согласно легенде между богом Шивой и его женой Умой возник спор о том, кто из них лучше танцует. Был организован конкурс под аккомпанемент божественного оркестра, в котором богиня Сарасвати (покровительница искусств и знаний) играла на вине (лютне), бог Индра играл на флейте, бог Брахма - на цимбалах, бог Вишну - на барабане, а богиня Лакшми пела трогающие душу песни. Во всех остальных способах танца Кали успешно соревновалась с Шивой. Во время танца Натараджа потерял Свою серьгу. Танцуя таким способом, Он смог пальцем Своей ноги вернуть украшение на прежнее место, сделав это незаметно для зрителей.

Натараджа танцевал, подняв вверх правую ногу. Это — поза гаджахаста в танце нритья. Он танцевал очень долго, ни разу не изменив положения ног. Богиня Ума решила, что в этом случае следует проявить скромность и признать, что победителем является Шива.

Есть еще одна танцевальная поза Шивы — «на голове слона». Господь Шива в этой форме именуется Гаджасана Мурти. У ноги Господа Шивы видна голова слоноподобного чудовища. У Господа Шивы восемь рук. В трех правых Его руках — трезубец, барабанчик и петля. В двух руках Он держит щит и череп, третья левая рука — в позе висмайя.

Один асура принял облик слона, чтобы убить брахманов, которые сидели вокруг Вишванатха-Лингама в Бенаресе, полностью погруженные в медитацию. Внезапно из Лингама появился Господь Шива, убил чудовище и украсил Себя его шкурой.

enigma-vita.livejournal.com

Все о Боге Шива | Indiskayamudrost's Blog

Бог Шива представляет собой аспектом Высшего Существа (Брахман Упанишадов), который непрерывно разлагается, чтобы обновиться в циклическом процессе создания, сохранения, роспуска и пере-создания вселенной. Бог Шива является третым членом индусской Троицы, другие два – Бог Брахма и Бог Вишну. Эта троица называется Брахма, Вишну, Махеш.

Вследствие его космической деятельности роспуска и пере-создания, слова разрушитель и разрушение были ошибочно связаны с Богом Шива. Это сомнение возникает, когда люди не в состоянии понять истинное значение Его космической роли. Создание исполняет себя тонким балансом между противостоящими силами добра и зла. Когда этот баланс нарушается, и существование становится невозможным, Бог Шива расторгает вселенную для создания следующего цикла так, чтобы у неосвобожденных душ была другая возможность освободить себя от неволи с физическим миром. Таким образом, Бог Шива защищает души от боли и страдания, которые были бы вызваны дисфункциональной вселенной. В аналогичных циклических процессах зима является существенной для того чтобы появлялась весна, и ночь необходима для того чтобы утра следовалась. Чтобы далее иллюстрировать, ювелир не разрушает золота, когда он плавит старые непоправимые золотые драгоценности, чтобы создать красивые новые украшения.

Бог Шива является Богом милосердия и сострадания. Он защищает приверженцев от злых сил, таких как жажда, похоть, и гнев. Он предоставляет блага, дарует изящество и пробуждает мудрость в Его приверженцах. Символика, обсужденная в этом блоге, включает главные символы, которые распространены у всех картин и изображений Шивы, которого чтят Индусы. Так как Богу Шива назначены многочисленные задачи, он не может символизироваться в одной форме. По этой причинеб изображения Шивы изменяются значительно по их символике.

Голое тело покрыто пеплом: голое тело символизирует необыкновенный аспект Бога. Так как большинство вещей становится пеплом когда сожжено, пепел символизирует физическую вселенную

indiskayamudrost.wordpress.com

Священный лингам бога Шивы ⋆ A r c h a i c H e a r t

Однажды очень давно с пупка могущественного бога Вишну, который комфортно лежал на гигантском змее Шеше и наслаждался вечным покоем среди вод мирового океана, вырос цветок лотоса. А в центре лотоса сидел великий бог Брахма. Заметив присутствие друг друга боги начали спорить, кто из них создал вселенную. Каждый приводил аргументы в свою пользу, пока рядом с ними в виде столба яркого света не появился огромный лингам — символ бога Шивы. Удивленные Вишну и Брахма решили исследовать, где начало и конец этого огромного лингама. Брахма превратился в лебедя и полетел вверх, а Вишну стал кабаном и отправился вниз. Их путешествие длилась тысячу лет но ни один не нашел ни начала, ни конца лингаму. Спор между богами закончилась однозначным признанием превосходства Шивы. Такое рассказывает нам популярный шиваисткий миф (вот откуда дедушка Фрейд вдохновлялся своими теориями), а культ бога Шивы — шиваизм и остается одним из самых популярных в современной Индии.

Большинство шиваитов традиционно поклоняется, не столько самому богу Шиве, как его лингаму, то есть детородному органу, который и является главным воплощением этого славного бога.

Как правило, лингам представляет собой столб или конус, сделанный из глины, камня или дерева. Нижним концом лингам уходит в йони — символ женского детородного органа, треугольную призму или овалообразний камень.

Однажды наш красавец Шива обнаженный гулял себе по лесу и жены мудрецов, увидев его огромное мужское достоинство, поддались искушению и стали ластиться к нему. Разгневанный мудрец Бхригу, муж одной из развратниц, со словами «Пусть отторгнется от тебя предмет их страсти» проклял его. Проклятие подействовало, но потом всем стало жалко Шиву (хотя с другой стороны нечего было голым аки нудист-эзотерик по лесу шататься и чужих жен соблазнять). Но покаялся и сам Бхригу и обратился к богине Парвати с просьбой найти для лингама Шивы достойное место. Парвати в индусской мифологии — жена Шивы, закрепила его лингам в своей йони, именно поэтому традиционно они всегда предстают вместе. Да и изменить своей жене, пойти на лево (как его греческий коллега Зевс) Шива уже не может, лингам то закреплен за конкретной йони. Оба символа: лингам Шивы, и йони его супруги Парвати отныне имеют не абы какую сакральную ценность для индусов, и является необходимым элементом индийского религиозно-культурного ландшафта.

В зависимости от происхождения различают три вида сакральных лингамов: джайортилингам, свайямбху, и мануш. Самым интересным образом возник джайортилингам (вообще это слово куда легче написать, чем произнести) — еще один интересный индийский миф рассказывает нам о том, как Шива, увлеченный пылкой страстью, пустился в погоню за очаровательной красавицей Мохини, которая как потом оказалось, была одним из воплощений бога Вишну. (Тот наверняка пошутить таким забавным образом над Шивой решил). Во время преследования девы Шива двенадцать раз обронил свое детородное семья, которое упав на землю, тут же «проявилось светом» в виде маленьких лингамов, наделенных особой сакральной силой. В местах падения семени от предгорий Гималаев на севере и до Рамешварама на юге — появились крупные центры религиозного паломничества с роскошными храмовыми комплексами, многочисленными жрецами и детализированными ритуальными процедурами.

Все двенадцать джайортилингам имеют свои имена (которые, между прочим, тоже легче написать, чем произнести): Шрикедаранатх, Шритрийамбакешвар, Шрималликарджун и другие (а ну попробуйте быстренько вслух произнести все три названия, если удалось, поздравляю вы настоящий индус, хотя бы в душе). Каждый порядочный индус, даже если он не шиваит, мечтает совершить паломничество ко всем двенадцати джайортилингам.

Словом “свайамбху” определяют те лингамы, относительно происхождения, которых нет достоверной информации, поэтому считается что они возникли сами по себе, удивительным образом открывшись для поклонения. К таким относят лингамы, ушедшие под воду или землю во время некоего стихийного бедствия, там землетрясения, наводнения или военного лихолетья, т.е. спрятались от врагов, а потом случайно были найдены. Также это лингамообразние природные обломками скал, лавы, характерные выступы рельефов и деревьев, а также высохшие останки аскетов йогического культа. С каждым из лингамов свайамбху связана целая разветвленная система местных сказок и легенд.

Все остальные лингамы относятся к мануш — человеческим, то есть рукотворным. Среди них особенно выделяются лингамы с лицами богов, высеченных по разные стороны лингама. Эти лингамы также делят согласно своим религиозным функциям: одни отпускают грехи, другие приносят потомство и так далее.

Вообще культ фаллоса возник в Индии в древнейшие времена. Еще древние пришельцы арии в своих древнейших писаниях — Ригведе замечают, что некоторые местные аборигены поклоняются так называемому шишнадеву (шишна с санскрита — лингам, дев — бог). Хотя аналогичный культ встречался не только в Индии, а был широко распространен в передней Азии и Греции.

В современной Индии лингам и йони, как воплощение сексуальной энергии Шивы и Парвати прежде всего связаны с человеческой и общей природной плодовитостью, наконец и в Библии написано: «Плодитесь и размножайтесь» чего и пожелаю всем читателям.

No tags for this post.

maelinhon.org

Священные растения в индийских преданиях | литература и мифология

С незапамятных времен некоторым деревьям и растениям в Индии приписывались божественные свойства. Индуисты поклонялись им и почитали их, веря, что это принесет им удачу в их собственной жизни. Вечнозеленые деревья считались символами вечной жизни. Рощи деревьев в лесахрассматривались как жилища Богов...

Баньян гордо занимает свое место в числе священных деревьев Индии.Его надземные корни врастают в землю, формируя дополнительные стволы. Именно поэтому его называют Бахупада – многоногий, символизируя долгую жизнь и являясь воплощением божественного создателя Брахмы.Это дерево непременно сажают напротив индуистских храмов. Считается даже, что в его многочисленных стеблях живут Боги и духи. Именно под баньяном восседали в трансе индуистские мудрецы в поисках просветления, под ним проводились собрания и выполнялись священные ритуалы.Некоторые баньяновые деревья достигают более 100 футов в высоту и более тысячи футов в обхвате. Неудивительно, что существуют поверия, что под одним деревом могут укрыться десять тысяч человек.Баньяновое дерево упоминается в записках многих путешественников.Бишоп Хебер (1825 г.) был так потрясен видом этого дерева, что он воскликнул: «Какое прекрасное место для поклонения!» Рассказы путешественников даже побудили великого английского поэта Милтона сослаться на баньяновое дерево в своем «Потерянном рае».

В индуистской мифологии тамариндовое дерево называют Калапврикша, т.е. дерево, выполняющее желания и дарующее материальные блага.Это дерево также считается священным и в буддистских книгах.

Другим великим деревом в Индии является Пипул, произрастающий во всех частях страны.Это дерево считается наиболее древним, упоминания о нем содержатся во многих индуистских скульптурах как о священном дереве, поклонениекоторому считается возданием дани почтения Божественной Троице – Брахме, Вишну и Шиве.Кроме того, это дерево связано древними ведическими ритуалами поджигания жертвенного огня с помощью ветки дерева Пипул.В каждой деревне есть свое специальное дерево Пипул ис старейшины деревни держат свой совет под его священной листвой.Самым знаменитым является священное дерево Пипул в Гайе, под которым сидел Будда перед тем, как он получил просветление.С тех пор дерево Пипул также называют деревом Бо или Бодхи.Кроме того, это дерево также считается символом плодородия и женщины приходят поклоняться ему, прося подарить им потомство.

Другими священными деревьями являются Билва или орехотворка и Ашока, связанные с разными божествами.Дерево Ашока считается деревом поклонения Каме, Богу любви, и по преданиям, его почки открываются и начинают цвести, когда его корней касаются стопы прекрасной девушки.О дереве Билва с его трехлистниками, напоминающими Тришул или трезубец, находящийся в руках у Бога Шивы, упоминается в индуистской мифологии. Его плод считается очищающим кровь.

Помимо священных деревьев, существует также ряд священных растений, среди которых особенно выделяется Тулси – растение, которое растет в песчаной и парующей местности. Древняя разновидность базилика Тулси считается символом жены БогаВишну и индуисты поклоняются ему.В домашних условиях Тулси выращивается в горшках и ежедневно почитается. Считается, что простое прикосновение к этому растению очищаетчеловека, а подарить веточку Тулси кому-либо означает защитить его от опасностей и трудностей.Помимо этого, Тулси обладает медицинскими качествами. Его листья имеют приятный запах и используются в качестве эликсира от кашля.Его листья жуют, чтобы помочь пищеварению и предотвратить другие недуги, такие как простуда и лихорадка. Неудивительно, чтоза его многочисленные полезные свойства индуисты обожествили это растение.Фанни Паркс, первый индофил, писатель и художник, специально упоминает о поклонении растению «Тулси». Она описывает ритуалы ицеремонию проведения «пуджи тулсии» и то, как его сажали в несколько пустых сверху колонн в Бенаресе, а верующие ходили вокруг этих колонн, поливая водой священное растение.

Дарбха или Куша – это священная трава, без которой не обходится ни один ритуал.Это растение произрастает во влажном болотистом грунте. Оно шершавое на ощупь и заострено на концах.Древняя легенда гласит, что оно было создано во время пахтанья океана Богами и демонами. Рассказывается также, что когда Боги пилиамриту или нектар бессмертия, они уронили несколько капель на эту траву, тем самым, сделав ее священной. Она упоминается виндуистских скульптурах и эпосах и используется в различных религиозных церемониях, поскольку считается, что она обладает свойством очищения всего.◆Автор – известный писатель.

Автор и источник публикации: 

ПРАН НЕВИЛЕ, Индия перспективы № 1 за 2010 год

indonet.ru

семена священного дерева из Индии

Рудракша - семена священного дерева из Индии

РудракшаРудракша, это название семян растения Elaeocarpus Ganitrus Roxb. Индийцы его почитают как священное растение, которое защищает людей и служит нашему объединению, семени, а также зарождению новых отношений между людьми.

Традиция рассказывает, что бог Шива посвятил пять тысяч лет строгому медитативному аскетизму.

Но даже после этого его ум еще не полностью успокоился. Тем не менее, пребывая в медитации, он захотел помочь живым существам во всех мирах, его красивые полузакрытые глаза уронили слезы. Упав на землю, слезы превратились в семена дерева.

Видя это событие, Шива дал свое благословение всем своим преданным существам, в виде замечательного дерева, называемого рудракшей. Термин Рудракша состоит из двух слов: Рудра, что значит бог Рудра, и Акша - "глаз", в результате чего получается "Глаз Рудры". И Рудра есть не что иное, как одно из имен бога Шивы. Это слово имеет значение "благоприятный" или "доброжелательный", хотя это божество известно как разрушитель космоса, на самом деле, это служит дальнейшему развитию, которое начинается с действий Рудры.

Божество Рудра появляется в нескольких гимнах Ригведы, проявляя себя как буря бога, ветра и охоты. Также Рудра особенно известен своими действиями в образе лекаря, как говорится в Риг Веда: "Это лучший врач среди всех врачей", "обладатель целебными средствами и тысячами лекарств". Нет сомнения в том, что более ценного лекарства , чем семена с дерева рудракши.

Рудракша очень часто используется для изготовления четок, которые используются для чтения мантр, а также различными ритуалами из Аюрведы, традиционной индийской медицины. Кроме того, рудракши ценятся за их уникальность: каждое семя имеет различную форму, обычно состоящую от одной до четырнадцати линий, которые связаны с комплексной системой духовных, лечебных и астрологических соответствий.

Рудракша чтится во всем индийском обществе и принадлежит индийской культуре, объединяя ее очень большое разнообразие.

Мы предлагаем Буддистские четки из семян рудракша, сделанные тибетскими мастерами. Отправка со склада в России, доставка по всей России и за рубеж.

www.alpacasilver.ru

Шива

Шива («благой», «приносящий счастье») — одно из трех высших божеств индуистского пантеона и вместе с тем одно из самых популярнейших. Он является третьим лицом в триаде «Брахма — Вишну — Шива» и первоначально выступал как разрушитель Вселенной. Но сам он тяготился своей ролью: «Не все боги счастливы! Волей создавшего меня верховного божества я постоянно разрушаю и ничего не создаю. Никто, кроме меня, не знает, как это мучительно — все время разрушать!»Истоки культа Шивы уходят в глубокую древность. К началу нашей эры, когда почитание Брахмы как творца Вселенной почти прекратилось, почитание Вишну и Шивы легло в основу двух новых течений в индуизме. Для поклонников Шивы этот бог стал уже не столько разрушителем, сколько владыкой творческой энергии во всех ее проявлениях, источником жизни Вселенной, ее верховным существом.Обычно Шиву изображают с ваханой ("средством передвижения" - быком Нанди) у ног, коброй (Змеем Васуки) вокруг шеи и трезубцем в руке.Самое раннее изображение Шивы относят ко II или I веку до н. э. Изваянный из камня бог в храме Гудималлама (на севере штата Мадрас) стоит на фоне лингама (фаллоса – символа божественной силы), словно составляя с ним единое целое. Высота скульптуры равна росту человека – 1м 52 см. Шива изображен сильным и уверенным в себе, веселым и готовым к действию. Он стоит на плечах якши – существа ужасного: с огромным ртом и выпученными глазами, мощным туловищем. Якша представляет здесь силы природы, а Шива – высший аспект созидательных творческих сил Вселенной.

Изображение ШивыТришула (трезубец) в правой руке Шивы символизирует три гуны - саттву, раджас и тамас. Посредством этих трех гун Шива управляет миром. Дамара (священный барабан), который прикреплён к трезубцу, символизирует слог "ом", из которого состоят все языки. Из звуков дамару Шива сотворил санскрит. Горло Шивы характерного синего цвета. Согласно преданиям, Шива проглотил яд, предназначавшийся для гибели человечества и остановил его его внутри своего горла и до сих пор держит его там, чтобы не допустить всеобщей гибели. Течение Ганги в волосах Шивы символизирует нектар бессмертия, полумесяц в волосах обозначает, что Шива полностью контролирует Свой ум. Подстилка из тигровой шкуры на которой обычно восседает Шива указывает на побежденное вожделение.

Тело Шивы белого цвета – символ духовной чистоты. В середине Его лба находится третий глаз, - глаз мудрости способный видеть сквозь пространство и время Легенда гласит, что третий глаз, появился у него, когда Парвати (жена Шивы), подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два других глаза). На лбу у Шивы — три полосы бхасмы – символ того, что Шива уничтожил три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (последствия прошлых поступков) и майю (иллюзию), а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом.Змея на теле Шивы есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве. Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно: землю, воду, огонь, воздух и эфир. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих пяти таттв. Когда джива (личная душа) путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Шиве, Высшей Душе.Обычное местопребывание Шивы – горная вершина Кайлас в Гималаях, где Он предается погружению в Себя. Там Шива — воплощение строгости, отречения и отрешенности от мира. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его проникновение во все тайны мира. Его развернутая к зрителям благословляющая ладонь указывает на то, что Он освобождает дживы (личные души), сжигая все оковы ведущие к просветлению.

А еще у Шивы много имен (Уфа — «яростный», Шамбху — милостивый», Гириша — «властитель гор», Джатадхара — «носящий копну волос», Нилакантха — «с синей шеей», около 1008 имен) и еще больше обликов, с которыми связано множество мифов, нашедших свое воплощение в многочисленных изображениях Шивы и камне и металле.Начиная с X—XI веков образ Шивы по смыслу и по форме стал трактоваться совершенно иначе. Теперь среди изображений божества основное место отводится «Танцующему Шиве» (Шива Натараджи).

Шива НатараджиНатараджа - это одна из форм представления Бога Шивы. Согласно священным текстам Шива является мастером танца и музыки, а также превосходным танцором и музыкантом (винахаром). Изображение Шивы Натараджи — это передача одной из поз оргиастического танца «тандава» — танца экстаза, а всего Шива исполняет 108 видов танца. Все они фигурируют на портале храма Чидамбарама, посвященного танцующему Шиве, в южной Индии.Шива именуется Космическим Танцором, так как его миссия реализуется в процессе танца: исполняя его, Бог уничтожает во Вселенной все старое и одновременно открывает новый цикл жизни. Шива Натараджа изображается стоящим на одной, чуть согнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациозно выставлена вперед в танцевальной позе и попирает распростертого карлика — демона Алас-мару, который олицетворяет силы зла и неведения, навлекаемые иллюзией, в то время как Шива считается еще и «царем знаний».У Шивы четыре руки, жест каждой из них имеет смысл. Шива держит в правой верхней руке барабанчик Дамару в форме песочных часов - символ космического ритма и звука. Считается, что все ритмы Космоса можно извлечь из этого барабанчика. В другой руке (левой верхней) держит язычок пламени. В равновесии рук проявлен противовес творения и разрушения в игре космического танца. Созидающий звук против разрушающего пламени! Две нижние руки замерли в мудрах (особом расположении пальцев и кистей рук). Нижняя правая рука с поднятой открытой кистью замерла в мудре, означающей защиту и благословения бесстрашия для преодоления страха смерти, а мудра левой нижней руки (опущенная кисть с выпрямленными пальцами) - указывает на поднятую левую ногу и означает возможность для человека спасения от его иллюзорного восприятия реальности (майа). Голову Шивы украшает корона с черепом - знак победы над смертью. Выражение его лица благостно, так как он находится в состоянии нирваны.Фигура Бога часто заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог - разрушитель и созидатель одновременно, создающий в Космосе своим танцем динамическое эволюционное равновесие. Его поза воплощает в себе взаимодействие трех вечных первородных сущностей - бога, души и неволи - открывающее путь к освобождению всем жаждущим душам.Уникальная статуя Шивы Натараджи была найдена во время археологических раскопок, проводившихся неподалеку от храмового комплекса Шиварампурам, сооруженного около 1200 года. Найденные до тех пор изображения Шивы представляли его обычно сидящим в «позе лотоса», погруженным в созерцание. Эта бронзовая статуэтка представляла вариант танцующего Шивы, который исполняет священный танец, воплощающий космическую энергию. Найденное бронзовое изваяние Шивы хорошо сохранилось, и поэтому на несколько дней было выставлено в храме для всеобщего обозрения, а потом оно должно было перейти в руки реставраторов.Но из реставрационной мастерской статуя Шивы не верну-мась: в тяжелом ящике ее увезли на джипе, а на ее место была моложена кукла-копия. Хоть и прекрасно сделанная, но копия... А настоящий Шива Натараджи сейчас находится в музее Жине в Париже.Образы Натараджи можно встретить по всей Индии. Они могут быть выполнены из камня и из бронзы. На севере Индии его изображения украшают стены храмов. Иконы Натараджи являются воплощением радости жизни, экстаза ритмичного движения, идеального баланса, симметрии, грации и гармонии. Великий французский скульптур Огюст Роден когда-то сказал, что Шива Натараджа - это самая гениальная скульптура, созданная человеком.

Шива МахайогиВеликий покровитель все йогов.ИзображениеБожество сидит, скрестив ноги, как йог, и его окружают животные. Его также называют Махайоги, поскольку он бог аскетизма, и в этом аспекте его представляет обнаженный мужчина со спутанными волосами. Тело его покрыто пеплом, он сидит на тигровой шкуре. На шее у него висит ожерелье из черепов, и он погружен в глубокое созерцание. Считается, что у него есть третий глаз, он расположен посреди лба.Махайога – великая йога.Натха или Натх-йоги — имя Бога Шивы, которого в Индии называют так же Адинатх, в переводе с санскрита это слово означает владыка или мастер. Тех, кто почитают в Индии Шиву Адинатха, называют натхами.Натхи считаются основателями традиции йогинов, практикующих кая-садхану, метод достижения предполагаемого физического бессмертия. Именно от натхов пошла известная ныне «хатха-йога» (однако изначальная хатха-йога имеет очень мало общего с современным йога-фитнесом, будь-то в «традиционной» его форме или откровенно западной). В Индии эта традиция натхов окончательно сформировалась с VII по XII вв. н. э., её основателем часто считается Горакшанатха. Горакшанатха в Индии считают Шивой, покровительствующим всем йогинам, он же основал орден канпхатов или даршани. Члены этого ордена прорезают центр своих ушей при получении высшего посвящения, и вставляют в это отверстие большие серьги даршаны, или кундалы, которые связаны с энергиями солнца и луны, циркулирующими в тонком теле. При равновесии этих токов, йогин достигает совершенства тела — кая-сиддхи.Согласно преданиям, Горакшанатха достиг физического бессмертия.Также Горакшанатха известен как великий алхимик, и считается, что именно от него развилась хатха-йога, элементы которой практиковали во многих религиозных традициях, таких как шиваизм, суфизм, буддизм и др.

В культе натхов существуют двенадцать разветвлений, которые распространились по всей Индии, а также в Афганистане, Пакистане, Непале, Тибете, Бангладеш и Шри Ланке. Эти подразделения придерживаются различного подхода в практике йоги и тантры. Традиция славится мастерами, достигшими сверхъестественных способностей, наиболее известны 84 натха-йогина.Но наиболее прославленным считается Горакшанатха. Его имя означает «Го» - вселенная, чувства, тело, и «Ракша» - владыка, защитник, что буквально переводится как владыка вселенной.Тексты натхов сейчас приняты как наиболее известные традиционные тексты по йогической практике, они популярны во всем мире. Самому Горакшанатху приписывается авторство порядка 50 трудов.Последователи Горакшанатха и их храмы в большинстве своем находятся на севере Индии. Приверженцев культа натхов можно легко распознать по большим серьгам, вставленным в центр ушных раковин, а также по ритуальному свистку нади, который они носят на чёрной шерстяной нити джанео: свисток — это символ звука, творящего вселенную, нить — символ энергетических каналов нади. Эти атрибуты передаются посвященным ученикам — йогинам, вступившим в орден натхов. При встрече адепты произносят слово «Адеш», что означает признание друг в друге божественного проявления.Всего у натхов три основных посвящения: при первом передается Гуру-мантра, при втором адепт получает нади-джанео, и при третьем он проходит обряд чира прорезания ушей.На данный момент, кроме индусов, существуют также посвященные в Традицию Натхов и из других стран, таких как Америка, Россия и страны Европы.

ЛингамШива также бог воспроизводства, сексуальной силы и мужского начала. Главный предмет культа Шивы — лингам. Лингам Шивы – это фаллический символ бога, знаменующий собой плодородие земли, плодовитость людей и животных. Лингам Шивы всегда эрегирован. Шива единственный из богов, у которого почитается детородный орган.Столбовидные каменные изваяния-лингамы в храмах и домашних алтарях индийцев символизируют мощь и животворящие потенции Шивы. Это же символизируется обликом бычка Нанди, тоже обычно изображаемого с подчеркнуто, выразительными половыми признаками. Бычок Нанди — атрибут Шивы, он всегда рядом со своим хозяином.Культ лингама в Индии приобрел широкое распространение. К Шиве, к символизирующему его лингаму, обращаются жаждущие потомства, в его храм стекаются бездетные женщины, ожидающие от его мощи, подчас считающейся воплощенной в жрецах храма, реального содействия. Этот культ лингама-Шивы приобрел и философское толкование. В Линга-пуране сказано, что лингам — высший объект познания, что он отождествляется с Брахманом, являет собой «удивительное выражение величия» божества,Миф о создании лингама касается спора между Шивой, Вишну и Брахмой о том, кто является создателем вселенной. В их спор вмешался возникший постоянно растущий лингам, увенчанный пламенем, который поднимался из глубин космического океана. Брахма, обратившись гусем и Вишну, обратившись вепрем, решили разведать, в чем же дело. Хотя они искали миллионы лет, они не смогли найти ни вершины, ни основания. Но увидели соединение мужского и женского начала вселенной, но конца им не было. В конце концов, они нашли цветок Кетали, который упал с головы Лингама. Цветок поведал им, что он падает уже 10 веков и что никто не знает сколько потребуется времени, чтобы достичь земли.Также мы можем понять, что Лингам – это изначальная ось мира, что-то вроде мирового древа или шаманской лестницы, которая соприкасается со всеми известными мирами.

johntours.ru

Датура (дурман). Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории]

Датура (дурман)

Дурман является одним из наиболее интересных видов растений, обладающих фармакологическими свойствами. Имеющий репутацию одного из сильнейших галлюциногенов, дурман, однако, широко использовался как в Старом, так и в Новом Свете; продолжает он использоваться и сейчас, как в народной, так и в гомеопатической и классической медицине.

Легенды, окружающие это удивительное растение встречаются во всех регионах его обитания. Есть красивая индейская легенда, которая рассказывает об удивительном происхождении анеглакии, дурмана, одного из самых священных растений тех мест.

В стародавние времена жили-были мальчик и девочка, брат и сестра. Мальчика звали Анеглакия, а девочку Анеглакиацица. Жили они в самой глубине земли, но часто выходили во внешний мир и гуляли, стараясь увидеть, услышать и узнать как можно больше. Потом обо всем, что видели и слышали, они рассказывали своей матери. Эти постоянные рассказы пришлись не по нраву сыновьям-близнецам бога Солнца, они были неприятно удивлены такой любознательностью и осведомленностью брата и сестры. Однажды, повстречав на Земле мальчика и девочку, боги-близнецы спросили их: «Как живете?». «Мы очень счастливы», – ответили дети. И они рассказали, что умеют насылать на людей сон, вызывающий удивительные видения. А иногда дают людям способность узнавать во сне местонахождение пропавших или украденных вещей. Услышав все это, боги-близнецы сделали вывод, что Анеглакия и Анегдакиацица знают слишком много, чтобы посещать внешний мир, и что нужно изгнать их отсюда на веки вечные. И вот, они приказали, чтобы брат и сестра навсегда провалились под землю. Но тут же, на этом самом месте, взошли два цветка, точь-в-точь такие, какими брат и сестра украшали головы людей, чтобы подарить им видения. И в память об этом боги назвали цветок «анеглакия», по имени мальчика. От первых растений родилось множество детей, которые расселились по всей Земле, чтобы принести видения множеству людей. Одни из них были окрашены в желтый цвет, другие в синий, третьи – в красный, еще какие-то оставались белыми. Цвет и был их основной отличительной чертой. Но все они навевали на людей удивительный сон, полный волшебных видений.

Ацтеки применяли дурман, который они называли ололлукви, при лечении почти всех заболеваний, включающих даже параличи, а также в качестве составной части мази, применяемой для обработки ран и порезов. Наркотический эффект растения использовался ацтекскими колдунами и для духовного объединения людей, вызывая коллективные видения, побуждая людей смеяться, плакать, танцевать или пророчествовать. Семена дурмана считались священными, их клали на алтари или в специальные священные коробочки, которые подносили в качестве даров ацтекским божествам.

Почти все индейские племена Центральной и Южной Америки использовали растение, добавляя его в особые напитки, употребляемые при ритуальных обрядах, инициации и колдовстве. Дурман был также весьма популярным средством народной медицины. Используя его анестезирующий эффект, знахари применяли питье из дурмана при некоторых хирургических операциях, делая иногда даже трепанации черепа.

На островах Карибского моря датура также использовалась как магическое растение. Здесь оно было известно, как «трава колдунов» и «зомби-огурец». Сами названия эти указывают на область применения дурмана – зомбирование. Жертвами таких практик обычно становились преступники, на которых не действовали иные меры наказания. Тогда их превращали в зомби. В крепкий травяной отвар, в котором датура была одним из основных компонентов, добавлялся сильнейший экстракт рыбного яда (d-tubucucurine), а затем полученный напиток давали выпить преступнику. Эффектом воздействия на человека этого зелья было впадание человека в состояние псевдо-комы с полным отсутствием физической и психической чувствительности. В таком состоянии полностью отсутствовали все рефлексы, а также отсутствовало сознание. Зомби объявлялся мертвым, его клали в гроб с просверленными отверстиями для доступа воздуха и зарывали в могилу с полным соблюдением похоронной церемонии.

В Китае растение также считалось священным. Китайцы считали, что Будда получал свои священные проповеди с небес, откуда они падали в виде капель дождя и оставались каплями росы на лепестках дурмана. Согласно таоистской легенде считается, что дурман datura alba является цветком одной из полярных звезд, посланцев которой всегда можно распознать среди прочих людей, так как они несут в руках цветы этого растения.

В XVI веке китайский ботаник Ли Ши-Чен описывает медицинское применение одного из сортов датуры – мантолохуа: из цветов и семян приготовлялось лекарство, которое использовали наружно при сыпях на лице, а также выписывали для внутреннего применения при ознобах, нервных расстройствах и других заболеваниях. Ее наркотические свойства были известны китайцам. Добавленная в вино датура вместе с каннабисом применялась в качестве анестезии при малых хирургических операциях. Ли Ши-Чен, проводивший эксперименты над собой описывает: «Традиционно считается, что, если во время сбора этих цветов человек смеялся, то напиток, в который они будут добавлены, будет вызывать желание смеяться; цветы, которые сорвали плача, при употреблении будут вызывать желание плакать, а если люди, собиравшие растения танцевали, то и питье будет вызывать желание пуститься в пляс; я нашел, что желания, возникающие у человека, находящегося в одурманенном от мантолохуа состоянии, могут быть переданы ему другими людьми.

В Индии, стране, известной своей уникальной теософией, верили, что дурман является ростком, растущим из грудной клетки бога Шивы, также растение называли кисточкой, украшающей его головной убор. Храмовые танцовщицы пили вино с истолченными семенами и, когда яд полностью растворялся в их крови, впадали в состояние одержимости. Они давали ответы на все задаваемые им вопросы, не понимая, кто и зачем их задает, а когда состояние наркотического опьянения проходило, женщины ничего не помнили о происшедшем. По этой причине простые индийцы называли это растение «пьяница», «безумец», «трава дураков». Датура считалась священной и у последователей культа Кали, индусской богини смерти и разрушения. Приверженцы этого культа, известные как таги, или душители, изготавливали из листьев дурмана наркотик, при помощи которого они притупляли сознание людей, а затем похищали их и приносили в жертву своей зловещей богине.

Сидхи и йоги курили листья и семена дурмана, смешивая его с ганья, еще одним растением, посвященным Шиве. Комбинация двух растений иллюстрировала дуализм (андрогинность) природы бога. Датура представляла мужское начало, в то время как ганья символизировала женскую сущность. Плод, состоящий из двух половинок, символизировал дуализм. Являясь богом Огня, Шива трансформирует силу своих священных растений в космическую сексуальную энергию Вселенной, и змея Кундалини, до этих пор спящая, свернувшись в клубок в районе первой чакры у основания позвоночника, просыпается. Извиваясь, проносит она божественную энергию по телу, пронизывая все чакры, пока сознание йога не соединится с космическим сознанием, в котором все противоположности сливаются воедино. В соответствии с этой символикой цветы датуры удерживают прочную репутацию сильнейшего афродизиака.

Имеются свидетельства того, что издавна толченые семена датуры, смешанные с вином или иными напитками использовались в Индии в качестве афродизиака, а смешанные с маслом и применяемые наружно в области гениталий, излечивали импотенцию. Такие снадобья ценились на вес золота. Также дурман использовался в индийской медицине при психических расстройствах, различных лихорадках, отеках, кожных заболеваниях, жжении в груди, диарее.

Священными колючими плодами датуры и сейчас часто украшают алтари древних богов в горах Тибета.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта