Стадии развития семенного растения биология 6 класс. Разработка урока на тему "Основные этапы развития растительного мира" биология 6 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Биология 6 класс "Основные этапы развития растительного мира". Стадии развития семенного растения биология 6 класс


СЕМЯ - ЦВЕТКОВОЕ РАСТЕНИЕ - Биология 6 класс Костиков И.Ю. - Образование

Тема 3. ЦВЕТКОВОЕ РАСТЕНИЕ

 

§35. СЕМЯ

 

Вы узнаете о внешней и внутреннее строение семени, как происходит ее прорастание и какие условия для этого необходимы, и также о развитии проростка.

Как появляется семечко? Зачем растению семена? Как из семени появляется растение?

Семя (рис. 154) развивается из семенного зачатка цветочных растений после двойного оплодотворения. Покровы зачатка семени превращаются в кожуру, в которой остается отверстие. Эндосперм разрастается и питает зародыш, который развивается после оплодотворения яйцеклетки. Зародыш имеет зародышевый корешок, підсім'ядальне колено, у цветковых растений одну или две семядоли и брунечку зачаточного главного побега. После отмирания ножки семенного зачатка на кожуре семени остается рубчик.

У некоторых растений (фасоль (рис. 155), горох, огурец) зародыш полностью использует эндосперм для своего развития, а запасные питательные вещества в семени содержатся в семядолях.

Семя — это покрытый покровом-кожурой зародыш растения с необходимым для его развития запасом веществ.

Рубчик — место отрыва семени от ножки зародышу семени.

Рис. 154. Схема строения семян из двудольных (а) и односім'ядольним (б) зародышем

Рис. 155. Строение семени: а — внешний вид семени фасоли; б—зародыш фасоли; в—зародыш фасоли с разделенными семядолями; г— срез семени лука

Чтобы прорасти семени, как правило, необходим определенный период покоя. А условиями прорастания достаточная влажность, доступ воздуха для дыхания, оптимальная для данного вида растения температура (горох, морковь — 1-2 °С, огурец, перец — от 10 °С). Первым заметным признаком начала прорастания является набухание семени. Усиливается дыхание и увеличивается потребность в кислороде. Во время прорастания (рис. 156) растягивается підсім'ядольне колено. Оно выталкивает через разрыв кожуры корешок. С этого момента зародыш превращается в проросток. Корень сразу начинает расти вглубь, закрепляет молодой проросток в почве и снабжает его водой. У растений с надземными семядолями підсім'ядольне колено сильно удлиняется, изгибается петлей, затем распрямляется и выносит семядоли на поверхность почвы.

Рис. 156. Прорастание семени фасоли

ВЫВОДЫ

1. Семя содержит защищенный кожурой зародыш будущего растения и запас питательных веществ, которые используются во время прорастания.

2. Для прорастания семени необходимы завершении периода покоя, а также оптимальная влажность, температура, освещенность и доступ воздуха для дыхания.

3. Прорастание семени начинается после ее набухания по освобождению из кожуры семени зародышевого корешка, при этом зародыш семени дает начало проростку.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ НУЖНО УСВОИТЬ

Семя, рубчик

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какова внешняя и внутренняя строение семени?

2. Какие условия прорастания семени?

3. Что такое проросток?

4. Как происходит прорастание семени?

Вы узнали о внешнем и внутреннем строении семени и о том, что происходит во время ее прорастания. Зачем, по вашему мнению, растению семя?

schooled.ru

Урок биологии "Индивидуальное развитие растений" 6 класс

Тема:  Индивидуальное развитие растений.

Цели: формирование  знаний процесса формирования плодов; умений называть и характеризовать типы плодов; развивать  мышление, познавательный интерес; воспитывать аккуратность, внимание.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: интерактивные, объяснительно – иллюстративные – беседа, рассказ, частично – поисковые.

1.Ввод в урок.

2.Работа по вопросам домашнего задания.

- ?. Повторение – Строение семени.

Однодольные                                                  Двудольные

                                    семядоли

- Строение зародыша – стр 126.

Строение пестика, семязачатка. Стр. 122.

- ?. Распространения растений.

Приспособления для распространения плодов и семян

1. Сочный плод - привлекает животных в качестве пищи.

2.  Семена в  пищеварительном тракте животных не теряют всхожести, но получают лучшие условия для прорастания.

3. Выросты на семенах помогают им прицепляться к животным (череда).

4. Хохолки, парашютики, крылышки помогают при распро­странении ветром (клен).

5. Малый вес семян также способствует распространению вет­ром (орхидеи).

6. Особые приспособления для саморазбрасывания семян (бе­шеный огурец).

7. Специальные приспособления для самозарывания.

 

3.Работа по новому материалу. 

 Рост, развитие ...  

А как вы понимаете «индивидуальное развитие ор­ганизма»?

Давайте запишем пояснения к тем терминам, с которыми будем работать на уроке.

Учащиеся записывают определения.

 

Рост - возрастание массы и объема индивида или его орга­нов, происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена ве­ществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом. Развитие - необратимый, за­кономерно направленный про­цесс тесно взаимосвязанных количественных и качествен­ных изменений особи.

Индивидуальное развитие ина­че называется онтогенез - раз­витие организма от зарожде­ния до конца жизни особи.

 

Этапы онтогенеза растений –составляем схему при беглом изучении параграфа.

 

Зародышевый – период юности – период зрелости – период старости.

 

 Что будет являться началь­ным этапом онтогенеза у цвет­ковых растений (до зародышевого периода)?  

 1. Оплодотворение яйцеклетки

2. образование зиготы

3.  многократное деление

4. формирование зародыша

5.  образование семени

 

Семя - приостановившийся в своем развитии зародыш.

Преимущества семенного размножения

1. Защитные покровы - защи­щают зародыш от неблагопри­ятных воздействий среды, позво­ляет семени долго жить в со­стоянии покоя, дожидаясь благоприятных      условий      для прорастания.

2. Запас питательных веществ - обеспечивает зародыш на первых порах питанием.

3. Приспособления к распро­странению - способствуют переносу семян на большие расстояния и расселению.

 

 

 Условия и этапы прорастания семян. (опыт заложен с учащимися заранее – рис стр 126-127)

 

Условия прорастания: влага, тепло, воздух, живой зародыш.

 

1 этап - Поглощение воды.

2 этап - Набухание семян.

3 этап - Увеличение размеров. Деление клеток.

4 этап - Появление корешка.

5 этап - Появление зародыше­вого побега.

Проросток - это образовав­шееся из семени растение, чтобы он стал похож на взрос­лое растение, нужно немало времени, это произойдет в хо­де индивидуального развития.

 

С помощью учебника класс, разделенный на 4 группы дополняет схему рассказами – характеристиками каждого периода.  Вместе делаем краткую запись.

 

Зародышевый –            период юности –         период зрелости –       период старости.

               
   
     
 

 

 

от образ зиготы                         от прорастания         от 1 цветения                   до естественной смерти

до формирования                   до первого                  до прекращения            однолетние

семени                                       цветения                        плодоношения              двулетние

                                                                                                                                       многолетние

Д/з. §50  подробный пересказ. Повторение по тетради.

 

 

Просмотр содержимого документа «Урок биологии "Индивидуальное развитие растений" 6 класс»

Урок № 31. 6 класс биология

Тема: Индивидуальное развитие растений.

Цели: формирование знаний процесса формирования плодов; умений называть и характеризовать типы плодов; развивать мышление, познавательный интерес; воспитывать аккуратность, внимание.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: интерактивные, объяснительно – иллюстративные – беседа, рассказ, частично – поисковые.

1.Ввод в урок.

2.Работа по вопросам домашнего задания.

- ?. Повторение – Строение семени.

Однодольные Двудольные

семядоли

- Строение зародыша – стр 126.

Строение пестика, семязачатка. Стр. 122.

- ?. Распространения растений.

Приспособления для распространения плодов и семян

1. Сочный плод - привлекает животных в качестве пищи.

2.  Семена в  пищеварительном тракте животных не теряют всхожести, но получают лучшие условия для прорастания.

3. Выросты на семенах помогают им прицепляться к животным (череда).

4. Хохолки, парашютики, крылышки помогают при распро­странении ветром (клен).

5. Малый вес семян также способствует распространению вет­ром (орхидеи).

6. Особые приспособления для саморазбрасывания семян (бе­шеный огурец).

7. Специальные приспособления для самозарывания.

3.Работа по новому материалу. 

Рост, развитие ...

А как вы понимаете «индивидуальное развитие ор­ганизма»?

Давайте запишем пояснения к тем терминам, с которыми будем работать на уроке.

Учащиеся записывают определения.

 

Рост - возрастание массы и объема индивида или его орга­нов, происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена ве­ществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом. Развитие - необратимый, за­кономерно направленный про­цесс тесно взаимосвязанных количественных и качествен­ных изменений особи.

Индивидуальное развитие ина­че называется онтогенез - раз­витие организма от зарожде­ния до конца жизни особи.

Этапы онтогенеза растений –составляем схему при беглом изучении параграфа.

Зародышевый – период юности – период зрелости – период старости.

 Что будет являться началь­ным этапом онтогенеза у цвет­ковых растений (до зародышевого периода)?

 1. Оплодотворение яйцеклетки

2. образование зиготы

3.  многократное деление

4. формирование зародыша

5.  образование семени

 

Семя - приостановившийся в своем развитии зародыш.

Преимущества семенного размножения

1. Защитные покровы - защи­щают зародыш от неблагопри­ятных воздействий среды, позво­ляет семени долго жить в со­стоянии покоя, дожидаясь благоприятных      условий      для прорастания.

2. Запас питательных веществ - обеспечивает зародыш на первых порах питанием.

3. Приспособления к распро­странению - способствуют переносу семян на большие расстояния и расселению.

 

Условия и этапы прорастания семян. (опыт заложен с учащимися заранее – рис стр 126-127)

 

Условия прорастания: влага, тепло, воздух, живой зародыш.

 

1 этап - Поглощение воды.

2 этап - Набухание семян.

3 этап - Увеличение размеров. Деление клеток.

4 этап - Появление корешка.

5 этап - Появление зародыше­вого побега.

Проросток - это образовав­шееся из семени растение, чтобы он стал похож на взрос­лое растение, нужно немало времени, это произойдет в хо­де индивидуального развития.

С помощью учебника класс, разделенный на 4 группы дополняет схему рассказами – характеристиками каждого периода. Вместе делаем краткую запись.

 

Зародышевый – период юности – период зрелости – период старости.

от образ зиготы от прорастания от 1 цветения до естественной смерти

до формирования до первого до прекращения однолетние

семени цветения плодоношения двулетние

многолетние

Д/з. §50 подробный пересказ. Повторение по тетради.

multiurok.ru

Параграф 18. Рост и развитие растений



1. Что такое семя? Каково его значение?

Семя - зародышевая стадия семенного растения, образующаяся в процессе полового размножения. Служит для расселения.

2. Каково строение цветка растения?

Пестик и тычинки — главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. Околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки — это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки — чашелистики — образуют чашечку. Тоненький стебелёк, на котором у большинства растений сидит цветок, называют цветоножкой, а её верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму, — цветоложем.

3. В чём отличие семени однодольного растения от семени двудольного растения?

Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными. А те, у которых в зародыше одна семядоля, называют однодольными.

4. Из чего развивается семя?

Семя развивается из семязачатка после оплодотворения яйцеклетки.

5. Как распространяются семена и плоды? Ответ оформите в виде схемы.

6. С чего начинается прорастание семени и почему?

Первый видимый признак прорастания — появление корешка: он, прорвав кожицу семени, растёт вниз, закрепляя семя в почве. Затем развивается зародышевый побег.

7. Что такое проросток?

Проросток — растение, находящееся в одной из начальных стадий развития, в период с момента прорастания семени до момента развёртывания листа главного побега (побега, развивающегося из зародышевой почечки).

8.Сформулируйте определение подземного и надземного прорастания.

В зависимости от того, остаются ли семядоли под землёй или выносятся на поверхность, различают два типа прорастания — подземное и надземное.

9. У каких растений подземный тип прорастания, а у каких надземный?

У редьки, томатов, тыквы — надземное прорастание, а у гороха, пшеницы, дуба — подземное.

10. За счёт чего происходят развитие и рост зародыша и проростка?

Рост зародыша, развитие проростка происходят за счёт деления и роста его клеток. Питательные вещества зародыш получает из запасающей ткани семядолей или эндосперма.

11. От чего зависит время посева семян? Используя рисунок на с. 133, назовите растения, семена которых можно сажать при температуре почвы +1 °С, +3 °С, +12 °С соответственно.

Время посева семян зависит от вида растения и условий среды (влажности, температуры).

+1 °С – рожь;

+3 °С – горох, пшеница;

+12 °С – огурец, тыква.

12. Какие условия необходимы для прорастания семян?

Для прорастания зародыша должны сложиться определённые благоприятные условия среды — подходящая влажность, наличие кислорода, оптимальная температура. Конечно же у каждого вида семян свои «требования». Так, семена ржи прорастают при температуре +2 °С, а огурцов и тыквы — при + 12...14 °С.

13. Какие преимущества перед растениями, размножающимися спорами, даёт цветковым растениям наличие у них семян?

Размножение цветковых с помощью семян дало этой группе растений большие преимущества. Зародыш защищён от неблагоприятных воздействий внешней среды, а развивающееся из зародыша растение обеспечено на первых порах питательными веществами. Многие семена имеют приспособления, помогающие их распространению; они могут долго находиться в состоянии покоя, дожидаясь условий, подходящих для прорастания.

14. Рассмотрите рисунок на с. 134. Что доказывает опыт с удалением эндосперма?

Проростки с удалённым эндоспермом слабые и недоразвитые. Это доказывает, что питательные вещества зародыш получает из запасающей ткани семядолей или эндосперма.

resheba.me

урок 9 размножение семенных растений

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Ботаника
advertisement advertisement
Related documents
Систематика растений Отдел Голосеменные растения
Конспект урока. Тема: Цели: Оборудование:
РЕПРОДУКТИВНАЯ БИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
Тест-Размножение-организмов-6-класс-1и-2
Отличительные признаки голосеменных растений реферат
Материалы по биологии
задание к учебнику Сонина
Голосеменные
Итоговое оценивание Биология Класс VI
Презентация «Продление рода
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Разработка урока на тему "Основные этапы развития растительного мира" биология 6 класс

6 класс.

Тема: Основные этапы развития растительного мира.

Цель: обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира; подвести школьников к выводу о родстве и единстве всего живого на Земле, продолжить формирование у учащихся умений анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации; провести проверку знаний учащихся ранее изученного материала.

Оборудование:

Ход урока:

I.Оргмомент. Приветственное слово учителя, позитивный настрой учеников на работу.

II. Вступительное слово учителя.

  1. Клеточное строение имеют все живые организмы…

  2. Человек-это часть природы…

  3. Каким бы умным человек не был, он не должен считать себя царём природы…

  4. Человек, деревья, трава- это всё живые организмы…

  5. Единство происхождения животных и растений…

- Итак, жизнь существует на нашей планете миллиарды лет. Она заполняет все её уголки: озёра, реки, горы, пустыни, и даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. Но с глубокой древности лучшие умы человечества интересовали вопросы: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле? Всегда ли растения и животные были такими, как сейчас? Кто был первый на Земле – растения или животные?..

- А вас эти вопросы волнуют?

- А какие именно?

( Уточняю у детей, что их больше всего интересует.)

- Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы хотя бы на некоторые из них…

Задание.

- Расставьте слова ОСНОВНЫЕ, РАЗВИТИЯ, МИРА, ЭТАПЫ, РАСТИТЕЛЬНОГО, записанные на табличках, в нужном порядке, чтобы получилось осмысленное предложение. Это и будет тема нашего урока.

( Дети из слов составляют предложение и сообщают тему урока.)

- Тему урока «Основные этапы развития растительного мира» запишем в тетради.

- И перед всеми нами встают общие задачи

  1. Определить основные этапы развития растений;

  2. Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития;

  3. Назвать причины (движущие силы) эволюции растений;

  4. Убедиться в многообразии растительного мира.

III. Проверка знаний учащихся.

Задание №1: «Что это за растение?» Показываю плоские модели хламидомонады, ламинарии , кукушкина льна и сосны. Дети называют,  а я пишу названия растений на доске.

Задание №2: «Четвертый лишний». Из названий растений,  записанных на доске,  найти лишнее растение с какими-либо отличительными от других признаками.

Задание №3: – Разделите растения на группы по каким - либо схожим признакам.

Ответы детей (примерные):

  1. по способу питания…

  2. по способу размножения…

  3. по способу обитания (вода – суша)…

  4. сосна – дерево…

  5. по клеточному строению…

  6. по наличию дифференциации тканей и т.д...                                                                                   

  7. 7. названия растений стоят в порядке усложнения их строения

Задание №4:

- Приготовьте карточки.

Если ваш сигнал не сходится с моим ответным сигналом, в тетрадях ставите (-) , ответ верный-(+).

( Карточки имеют определённый цвет и обозначают различные классы растений:

водоросли – голубой цвет;

мхи – зеленый цвет;

папоротники – коричневый цвет;

голосеменные – желтый цвет;

все отделы – разноцветная карточка.)

Вопросы:

  1. Кукушкин лен.

  2. Хлорелла.

  3. Подсолнечник.

  4. Ель.

  5. Запасают влаги намного больше своего веса.

  6. Сфагнум.

  7. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

  8. Сформировали на Земле месторождения каменного угля.

  9. Орган размножения – шишка.

  10. Имеют орган размножения – заросток.

  11. Имеют плод.

  12. Улотрикс.

  13. Размножаются независимо от воды.

  14. Органы размножения: пестик и тычинка.

  15. Земноводные в мире растений. Имеют коробочку со спорами.

  16. Орляк.

17. Орёл! ( Вопрос для концентрации внимания и снятия напряжения после теста. )

- Кто не сделал ни одной ошибки - оценка «5», до 3-х ошибок –«4», свыше 3-х- «3».

Задание №5: Работа с таблицей № 1.

Эукариоты

Низшие

Высшие растения

Споровые растения

Семенные растения

- Что можете сказать, глядя на эту табличку?

-А у таблицы нет названия – как бы вы назвали? ( Эволюция растительного мира. )

- А что такое «эволюция»? Кто нашел дома определение этого термина? (Обращение к словарю).

Дети зачитывают варианты ответов из словаря В.И.Даля, из БСЭ, из толкового словаря Ожегова.                                                                                                                          - Слово «эволюция» латинское и в переводе означает «развертывание», а в широком смысле – всякое изменение, развитие, преобразование. В биологии слово «эволюция» было впервые использовано в 1762 г. швейцарским естествоиспытателем и философом Шарлем Бонне.

- Где приходилось слышать вам это слово?

- А можем ли мы использовать его сегодня на уроке?

-Верно, ведь тему нашего урока « Основные этапы развития растительного мира» мы можем записать и так -  « Эволюция растительного мира».

  1. IV. Новый материал.

- Итак, повернем стрелки часов назад… Начало зарождения Земли и жизни на Земле… Кто желает поделиться своими знаниями об этом периоде?

Примерный ответ ученика:

3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, - из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни.

Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом «теплом разбавленном бульоне» уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения.  Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.

Учитель: Верно! По словам Опарина расстояние от этих «сгустков» до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека.

Но, давайте предположим, кто они - эти первые живые организмы:

  • Прокариоты или эукариоты

  • Каков способ питания им был присущ (автотрофы или гетеротрофы)

  • Кто они: животные или растения?  (Идёт обсуждение).

Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.

- Наши познания мы будем записывать в таблицу № 2. А на магнитной доске из плоских моделей построим динамическую картину развития растительного мира на Земле.     

Развитие растительного мира на Земле.

Ступени развития

Среда обитания

Время возникновения

1. Возникновение жизни на земле

Водная

2-3 млрд. л. назад

Прошло около 1 млрд. лет…

Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ-кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновником появления кислорода?

Ответ ученика: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процессфотосинтеза. А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород.                                                                                                                               - Какой способ питания организмов появился?                                                                                      Ответ ученика: Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами, т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света. Так появились первые растения. - Другие живые существа сохранили прежний способ питания – гетеротрофный, пищей им стали служить первичные растения. Это были первые животные. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет.

- У кого есть еще добавления по этому периоду?

Примерный ответ ученика:

В этот период строение живых существ всё более совершенствовалось. Первые одноклеточные растения сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду. Они совершили настоящий подвиг – в атмосферу стал выделяться кислород. Состав воздуха постепенно приближался к современному, т.е. состоял из азота, кислорода, углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Первичные одноклеточные водоросли дали начало многоклеточным водорослям.

- Продолжим заполнение таблицы № 2.

2.Возникновение и господство водорослей

Водная

1,5 – 2 млрд. лет назад.

- С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение…           Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?

Ответ ученика: некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному.

- Это произошло ~ 350-400 млн. лет назад.

- Как называется самая древняя группа наземных растений? (псилофиты и риниофиты)

-Что они из себя представляли?

Приблизительный ответ ученика:

Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.

- Занесем эти сведения в таблицу № 2.

3.Выход растений на сушу

Наземно-водная

350-400 млн. лет назад.

-А ещё где мы можем использовать это значение - риниофиты?

-Верно. Это слово мы поместим в пустующую рамку таблицы № 1. Это первые высшие растения, которые появились на Земле.

- Риниофиты стали предшественниками каких растений?

Ответ ученика:

-Папоротникообразных и мхов. Среда обитания наземная, влажная. У папоротникообразных появились стебель, листья и корни.

-В какой период достигли расцвета папоротникообразные?

Ответ ученика:

В каменноугольный период 300 млн. лет назад.

Сплошным ковром расстилались плауны – каламиты, ветвились папоротники, целыми рощами возвышались гигантские хвощи, зеленели лепидодендроны…

- Запишем в табличке № 2 следующий этап развития растений.

4.Возникновение и господство папоротникообразных

Наземная влажная

300 млн. лет назад

В конце каменноугольного периода климат на Земле стал суше и холоднее, и на смену древовидным папоротникам пришли первые примитивные голосеменные растения – семенные папоротники, семена развивались у них на листьях.

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние споровые вымирали и появлялись древние голосеменные.

- Почему ученые ставят голосеменные растения на более высокую ступень развития, чем споровые?

Ответ ученика: Голосеменные растения относятся к семенным растениям. Размножаются они семенами, которые не защищены стенками плода (цветков и плодов у голосеменных растений нет). Появление семени – важные этап в эволюции растения. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды ( в отличии от споровых растений) послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.

Занесем эти данные в таблицу № 2:

5.Возникновение и господство голосеменных

Сухопутная

Свыше 200 млн. лет назад

-120 млн. лет назад

Какое событие произошло в этот период времени?

Примерный ответ ученика:

Покрытосеменные происходят от голосеменных, но какие семейства более древние и ближе к голосеменным, точно не определено наукой. Одни ученые считают древнейшими  покрытосеменными серёжковые ( береза, ольха, ива), другие – многоплодниковые: магнолии и лютиковые.

Покрытосеменные отличаются от голосеменных наличием цветка ,плодов, чашелистиков, лепестков, а также формированием пестика, через который пыльцевая трубка прорастает до семяпочки и яйцеклетки. Семена покрытосеменных растений развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.

Покрытосеменные господствуют на Земле уже более 60 млн. лет. Это единственная группа растения образующая сложные многоярусные сообщества. Это способствует более интенсивному использованию среды и успешному завоеванию новых территорий.

- Завершим составление нашей таблички № 2:

6.Возникновение и господство порыто -семенных

Сухопутная

Около 120 млн. лет назад

Итоговая таблица «Развитие растительного мира на Земле».

Ступени развития

Среда обитания

Время возникновения

Возникновение жизни на земле

Водная

2-3 млрд. л. назад

Возникновение и господство водорослей

Водная

1,5 – 2 млрд. лет назад.

Выход растений на сушу

Наземно-водная

350-400 млн. лет назад.

Возникновение и господство папоротникообразных

Наземная влажная

300 млн. лет назад

Возникновение и господство голосеменных

Сухопутная

Свыше 200 млн. лет назад

Возникновение и господство порыто -семенных

Сухопутная

Около 120 млн. лет назад

  1. V. Домашнее  задание :

Дома вы закрепите полученную информацию, прочитав пр. 58 + табличка в тетради.

VI.  Подведение итогов :

infourok.ru

6 класс. Биология. Прорастание семян - Прорастание семян

Комментарии преподавателя

Семя – зачаток взрослого растения. При помощи семян, заключенных в плодах, покрытосеменные растения размножаются. Зародыш может впадать в состояние покоя, что позволяет ему переносить неблагоприятные условия.

Прорастание – процесс перехода семени из состояния покоя в вегетативный рост зародыша и формирования из него проростка.

Прорасти способны только семена, в которых сохранен в живых зародыш (см. Рис. 1).

Рис. 1. Строение семени

Семена могут стать невсхожими под воздействием вредителей, болезней, температур, высокой влажности, слишком длительного хранения.

Набухание – процесс поглощения растением поступающей внутрь воды, предшествует прорастанию. 

После набухания молодой корень разрывает кожуру и выходит наружу. Затем начинает расти зародышевый стебелек и выносит над поверхностью почвы семядоли (надземный тип прорастания). Это происходит у фасоли, тыквы, клена. Из зародышевой почечки развиваются надземный стебель и настоящие листья.

У гороха, дуба семядоли остаются в почве (подземный тип прорастания). Надземный побег развивается из почечки зародыша.

Для прорастания семян необходимы определенные количество воды и температура.

Для растений разных видов условия прорастания семян отличаются.

Клетки зародыша могут потреблять вещества только в растворах. Для прорастания семян разных растений необходимо разное количество воды, так, семена гороха или фасоли могут поглотить в 1,5 раза больше воды, чем их вес, а зерновкам проса воды необходимо около четверти от их массы.

Клетки зародыша требуют постоянного притока кислорода. Семена растений заболоченных мест обитания (рис, тимофеевка луговая (см. Рис. 2)) способны прорастать под водой. Для этого им требуется небольшое количество кислорода.

Рис. 2. Тимофеевка луговая

Скорость обмена веществ зародыша зависит от температуры. Поэтому для прорастания растений необходимо тепло. Рожь (см. Рис. 3) может прорастать при температуре чуть выше 0. А семена растений южных широт прорастают только при температуре +10-15 градусов.

Рис. 3. Рожь

Для каждой культуры характерны свои сроки посева. До прорастания зародыш не способен к фотосинтезу и питается только веществами, хранящимися в семени. Поэтому для посева необходимо брать крупные полновесные семена.

Семена холодостойких растений (пшеница, редис, горох) высевают ранней весной. Их проростки устойчивы к заморозкам. Теплолюбивые растения (кукуруза, фасоль, огурцы, томаты) высевают позже, когда воздух и почва прогреются.

При задержке посева молодые растения будут страдать от недостатка влаги в почве.

При неглубоком расположении семян в почве они высыхают из-за нехватки влаги. При слишком глубокой посадке проросток будет испытывать нехватку воздуха. Для каждого вида растения рекомендуемая глубина посадки различна. Она зависит от размера семян и типа почвы.  Крупные семена можно сажать глубоко, так как у них достаточное количество питательных веществ. При поверхностной посадке семена поедаются птицами.

Семена репы (см. Рис. 4) или лука необходимо сажать на глубине 1-2 см.

Рис. 4. Семена репы

Семена средних размеров (редиса, огурцов (см. Рис. 5)) сажают на глубину 2-4 см.

Рис. 5. Семена огурца

Крупные семена (бобы, фасоль (см. Рис. 6)) сажают на глубину 4-5 см.

Рис. 6. Семена фасоли

На песчаной почве воздух проникает на большую глубину, и влага также сохраняется в глубоких слоях. Поэтому семена надо сажать глубоко.

Глинистая почва содержит мало воздуха и много влаги у поверхности. Семена надо сажать не глубоко.

Клетки зародыша питаются, делятся и растут. Зародыш превращается в проросток.

При прорастании первым развивается корешок, и в своем развитии опережает другие органы. Пока проросток не начинает фотосинтезировать, для его роста и развития используются органические вещества, заключенные в семени. При их нехватке растение вырастает слабым или гибнет.

Положите увлаженные семена фасоли и зерновки пшеницы в банки с опилками и следите за их прорастанием. По мере необходимости увлажняйте опилки водой. Каждый день вынимайте из опилок по одному проростку фасоли и пшеницы. Засушивайте их, фиксируя возраст. Через 15-18 дней опыт прекратите. Из засушенных растений соберите коллекцию, показывающую развитие семян.

Для высокого урожая сельскохозяйственной культуры необходимо, чтоб на единицу площади приходилось определенное количество растений. Для этого необходимо знать всхожесть семян – количество семян, которые прорастут.

Возьмите пробу в 100 зерновок ржи, кукурузы или пшеницы. Поместите семена в тарелки на слой влажного полотна или бумаги. Накройте тарелки стеклом для предотвращения испарения влаги. Подсчитайте количество проросших семян за первые 10 дней. Эта цифра – процент всхожести. В норме она не должна быть меньше 95%.

Семена многих растений умеренных широт приобретают способность к прорастанию только после периода нахождения в холодном и влажном месте. Это необходимо для предотвращения прорастания семян осенью. Иначе холод убьет проростки.

Стратификация – длительное удерживание семян в условиях низких температур.

Вымерзание для разных видов растений происходит при разных температурах. Так, для томата это -1, а для ячменя – -10.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/prorastanie-semyan

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ilNTNMHp4Sw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=-7aPnWexAXo

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=s2fw4HPXELg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=SFJgCGQ2XAo

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=mei9t6x1L8g

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=k65W3_KVijg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=noA4hO76yMM

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=CZ5TVqvtJIE

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=AHRlAjPJmq4

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/proekt-uslovija-neobkhodimye-dlja-prorastanija-semjan-klass.html

www.kursoteka.ru

Биология 6 класс "Основные этапы развития растительного мира"

6 класс.

Тема: Основные этапы развития растительного мира.

Цель: обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира; подвести школьников к выводу о родстве и единстве всего живого на Земле, продолжить формирование у учащихся умений анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации; провести проверку знаний учащихся ранее изученного материала.

Оборудование:

Ход урока:

I.Оргмомент. Приветственное слово учителя, позитивный настрой учеников на работу.

II. Вступительное слово учителя.

  1. Клеточное строение имеют все живые организмы…

  2. Человек-это часть природы…

  3. Каким бы умным человек не был, он не должен считать себя царём природы…

  4. Человек, деревья, трава- это всё живые организмы…

  5. Единство происхождения животных и растений…

- Итак, жизнь существует на нашей планете миллиарды лет. Она заполняет все её уголки: озёра, реки, горы, пустыни, и даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. Но с глубокой древности лучшие умы человечества интересовали вопросы: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле? Всегда ли растения и животные были такими, как сейчас? Кто был первый на Земле – растения или животные?..

- А вас эти вопросы волнуют?

- А какие именно?

( Уточняю у детей, что их больше всего интересует.)

- Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы хотя бы на некоторые из них…

Задание.

- Расставьте слова ОСНОВНЫЕ, РАЗВИТИЯ, МИРА, ЭТАПЫ, РАСТИТЕЛЬНОГО, записанные на табличках, в нужном порядке, чтобы получилось осмысленное предложение. Это и будет тема нашего урока.

( Дети из слов составляют предложение и сообщают тему урока.)

- Тему урока «Основные этапы развития растительного мира» запишем в тетради.

- И перед всеми нами встают общие задачи

  1. Определить основные этапы развития растений;

  2. Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития;

  3. Назвать причины (движущие силы) эволюции растений;

  4. Убедиться в многообразии растительного мира.

III. Проверка знаний учащихся.

Задание №1: «Что это за растение?» Показываю плоские модели хламидомонады, ламинарии , кукушкина льна и сосны. Дети называют,  а я пишу названия растений на доске.

Задание №2: «Четвертый лишний». Из названий растений,  записанных на доске,  найти лишнее растение с какими-либо отличительными от других признаками.

Задание №3: – Разделите растения на группы по каким - либо схожим признакам.

Ответы детей (примерные):

  1. по способу питания…

  2. по способу размножения…

  3. по способу обитания (вода – суша)…

  4. сосна – дерево…

  5. по клеточному строению…

  6. по наличию дифференциации тканей и т.д...                                                                                   

  7. 7. названия растений стоят в порядке усложнения их строения

Задание №4:

- Приготовьте карточки.

Если ваш сигнал не сходится с моим ответным сигналом, в тетрадях ставите (-) , ответ верный-(+).

( Карточки имеют определённый цвет и обозначают различные классы растений:

водоросли – голубой цвет;

мхи – зеленый цвет;

папоротники – коричневый цвет;

голосеменные – желтый цвет;

все отделы – разноцветная карточка.)

Вопросы:

  1. Кукушкин лен.

  2. Хлорелла.

  3. Подсолнечник.

  4. Ель.

  5. Запасают влаги намного больше своего веса.

  6. Сфагнум.

  7. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

  8. Сформировали на Земле месторождения каменного угля.

  9. Орган размножения – шишка.

  10. Имеют орган размножения – заросток.

  11. Имеют плод.

  12. Улотрикс.

  13. Размножаются независимо от воды.

  14. Органы размножения: пестик и тычинка.

  15. Земноводные в мире растений. Имеют коробочку со спорами.

  16. Орляк.

17. Орёл! ( Вопрос для концентрации внимания и снятия напряжения после теста. )

- Кто не сделал ни одной ошибки - оценка «5», до 3-х ошибок –«4», свыше 3-х- «3».

Задание №5: Работа с таблицей № 1.

Эукариоты

Низшие

Высшие растения

Споровые растения

Семенные растения

- Что можете сказать, глядя на эту табличку?

-А у таблицы нет названия – как бы вы назвали? ( Эволюция растительного мира. )

- А что такое «эволюция»? Кто нашел дома определение этого термина? (Обращение к словарю).

Дети зачитывают варианты ответов из словаря В.И.Даля, из БСЭ, из толкового словаря Ожегова.                                                                                                                          - Слово «эволюция» латинское и в переводе означает «развертывание», а в широком смысле – всякое изменение, развитие, преобразование. В биологии слово «эволюция» было впервые использовано в 1762 г. швейцарским естествоиспытателем и философом Шарлем Бонне.

- Где приходилось слышать вам это слово?

- А можем ли мы использовать его сегодня на уроке?

-Верно, ведь тему нашего урока « Основные этапы развития растительного мира» мы можем записать и так -  « Эволюция растительного мира».

  1. IV. Новый материал.

- Итак, повернем стрелки часов назад… Начало зарождения Земли и жизни на Земле… Кто желает поделиться своими знаниями об этом периоде?

Примерный ответ ученика:

3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, - из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни.

Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом «теплом разбавленном бульоне» уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения.  Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.

Учитель: Верно! По словам Опарина расстояние от этих «сгустков» до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека.

Но, давайте предположим, кто они - эти первые живые организмы:

  • Прокариоты или эукариоты

  • Каков способ питания им был присущ (автотрофы или гетеротрофы)

  • Кто они: животные или растения?  (Идёт обсуждение).

Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.

- Наши познания мы будем записывать в таблицу № 2. А на магнитной доске из плоских моделей построим динамическую картину развития растительного мира на Земле.     

Развитие растительного мира на Земле.

Ступени развития

Среда обитания

Время возникновения

1. Возникновение жизни на земле

Водная

2-3 млрд. л. назад

Прошло около 1 млрд. лет…

Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ-кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновником появления кислорода?

Ответ ученика: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процессфотосинтеза. А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород.                                                                                                                               - Какой способ питания организмов появился?                                                                                      Ответ ученика: Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами, т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света. Так появились первые растения. - Другие живые существа сохранили прежний способ питания – гетеротрофный, пищей им стали служить первичные растения. Это были первые животные. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет.

- У кого есть еще добавления по этому периоду?

Примерный ответ ученика:

В этот период строение живых существ всё более совершенствовалось. Первые одноклеточные растения сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду. Они совершили настоящий подвиг – в атмосферу стал выделяться кислород. Состав воздуха постепенно приближался к современному, т.е. состоял из азота, кислорода, углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Первичные одноклеточные водоросли дали начало многоклеточным водорослям.

- Продолжим заполнение таблицы № 2.

2.Возникновение и господство водорослей

Водная

1,5 – 2 млрд. лет назад.

- С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение…           Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?

Ответ ученика: некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному.

- Это произошло ~ 350-400 млн. лет назад.

- Как называется самая древняя группа наземных растений? (псилофиты и риниофиты)

-Что они из себя представляли?

Приблизительный ответ ученика:

Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.

- Занесем эти сведения в таблицу № 2.

3.Выход растений на сушу

Наземно-водная

350-400 млн. лет назад.

-А ещё где мы можем использовать это значение - риниофиты?

-Верно. Это слово мы поместим в пустующую рамку таблицы № 1. Это первые высшие растения, которые появились на Земле.

- Риниофиты стали предшественниками каких растений?

Ответ ученика:

-Папоротникообразных и мхов. Среда обитания наземная, влажная. У папоротникообразных появились стебель, листья и корни.

-В какой период достигли расцвета папоротникообразные?

Ответ ученика:

В каменноугольный период 300 млн. лет назад.

Сплошным ковром расстилались плауны – каламиты, ветвились папоротники, целыми рощами возвышались гигантские хвощи, зеленели лепидодендроны…

- Запишем в табличке № 2 следующий этап развития растений.

4.Возникновение и господство папоротникообразных

Наземная влажная

300 млн. лет назад

В конце каменноугольного периода климат на Земле стал суше и холоднее, и на смену древовидным папоротникам пришли первые примитивные голосеменные растения – семенные папоротники, семена развивались у них на листьях.

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние споровые вымирали и появлялись древние голосеменные.

- Почему ученые ставят голосеменные растения на более высокую ступень развития, чем споровые?

Ответ ученика: Голосеменные растения относятся к семенным растениям. Размножаются они семенами, которые не защищены стенками плода (цветков и плодов у голосеменных растений нет). Появление семени – важные этап в эволюции растения. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды ( в отличии от споровых растений) послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.

Занесем эти данные в таблицу № 2:

5.Возникновение и господство голосеменных

Сухопутная

Свыше 200 млн. лет назад

-120 млн. лет назад

Какое событие произошло в этот период времени?

Примерный ответ ученика:

Покрытосеменные происходят от голосеменных, но какие семейства более древние и ближе к голосеменным, точно не определено наукой. Одни ученые считают древнейшими  покрытосеменными серёжковые ( береза, ольха, ива), другие – многоплодниковые: магнолии и лютиковые.

Покрытосеменные отличаются от голосеменных наличием цветка ,плодов, чашелистиков, лепестков, а также формированием пестика, через который пыльцевая трубка прорастает до семяпочки и яйцеклетки. Семена покрытосеменных растений развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.

Покрытосеменные господствуют на Земле уже более 60 млн. лет. Это единственная группа растения образующая сложные многоярусные сообщества. Это способствует более интенсивному использованию среды и успешному завоеванию новых территорий.

- Завершим составление нашей таблички № 2:

6.Возникновение и господство порыто -семенных

Сухопутная

Около 120 млн. лет назад

Итоговая таблица «Развитие растительного мира на Земле».

Ступени развития

Среда обитания

Время возникновения

Возникновение жизни на земле

Водная

2-3 млрд. л. назад

Возникновение и господство водорослей

Водная

1,5 – 2 млрд. лет назад.

Выход растений на сушу

Наземно-водная

350-400 млн. лет назад.

Возникновение и господство папоротникообразных

Наземная влажная

300 млн. лет назад

Возникновение и господство голосеменных

Сухопутная

Свыше 200 млн. лет назад

Возникновение и господство порыто -семенных

Сухопутная

Около 120 млн. лет назад

  1. V. Домашнее  задание :

Дома вы закрепите полученную информацию, прочитав пр. 58 + табличка в тетради.

VI.  Подведение итогов :

kopilkaurokov.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта