Растения способны самостоятельно создавать питательные вещества используя. Контрольная работа 1 "Живой организм: строение и изучение", 5 класс ФГОС

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лечение потенции с помощью лекарственных трав. Растения способны самостоятельно создавать питательные вещества используя


строение и изучение", 5 класс ФГОС

Контрольная работа по теме «Живой организм: строение и изучение»

5 класс

ВАРИАНТ 1

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных выберите один верный.

1. Наука о живой природе носит название:1) физика; 2) химия; 3) биология; 4) география 

2. Наука, которая изучает домашних и диких животных

1) микробиология; 2) зоология;   3) микология; 4) ботаника.

3. Какие признаки характерны для всех живых организмов:1) активное передвижение 2) дыхание, питание, рост, размножение3) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей4) образование органических веществ из неорганических

4. Клеточное строение имеют:

1) все живые организмы; 2) растения;    3) животные;   4) только растения и грибы.  

5. Основные составляющие части клеток:

1) мембрана, митохондрии, пластиды;   2) ядро, оболочка, пластиды;  

3) мембрана, цитоплазма, ядро;   4) цитоплазма, ядро, клеточная стенка.

6. Активное движение характерно:

1) семян; 2) для растений;  3) большинства животных; 4) горных пород.

7. Питание – это:

1) выделение ненужных веществ;  2) получение необходимых веществ из окружающей среды;  3) поступление в организм кислорода;  4) переработка веществ в организме.

8. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются: 1) кислород, водород, кальций, фосфор; 2) кислород, углерод, азот, водород; 3) углерод, фосфор, водород, кислород; 4) азот, водород, кислород, сера.

9. Укажите метод, с помощью которого можно изучать продолжительность зимней спячки у бурого медведя:1) наблюдение 2) эксперимент 3) сравнение 4) моделирование 

10. Имя учёного, который первым обобщил биологические знания о животных, накопленные до него человечеством:1) Аристотель 2) В.Вернадский 3) К.Линней 4) Ч.Дарвин 

Часть В.

В1. При выполнении заданий В1 выберите три правильных ответа из шести.

Выберите номера верных утверждений. Запишите полученные цифры в порядке возрастания.

1) При наблюдении исследователь не вносит в природу изменений, каких либо условий, только целенаправленно исследует объект.

2) Нуклеиновые кислоты выполняют защитную функцию в организме.

3) Белки, как и углеводы, являются основными источниками энергии.

4) Углеводы выполняют функцию носителя наследственной информации.

5) Кислород, углерод, азот, водород – наиболее распространенные элементы в живой природе.

6) Все живые организмы имеют сходный химический состав.

В2. Прочитайте предложения. Подумайте, какие слова в них пропущены. Выберите нужное из пары предложенных в словарике. Запишите эти слова под соответствующими цифрами.

1. Если в состав вещества входят атомы ____1__ вида, то такие вещества называют простыми.  

2. Явления, при которых изменяется агрегатное состояние вещества, называются __2_

3. Для определения времени протекания явления используют ___3___.

4. К телам не относится ___4____.

Словарик: 1) одного – нескольких; 2) химические – физические; 3) линейку – секундомер; 4) гриб – вода.

 

Контрольная работа по теме «Живой организм»

5 класс

ВАРИАНТ 2

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных выберите один верный.

1. Наука о живой природе носит название:1) физика; 2) химия; 3) биология; 4) география 

2. Наука, которая изучает луговые и лесные растения, называется:

1) микробиология; 2) ботаника;  3) микология; 4) зоология.

3. Мельчайшей единицей строения живого организма является:

1) орган; 2) клетка; 3) молекула; 4) белок.

4. Основные составляющие части клеток:

1) мембрана, цитоплазма, ядро;  2) мембрана, митохондрии, ядро; 3) цитоплазма, ядро, клеточная стенка; 4) ядро, оболочка, пластиды

5. Клеточное строение имеют:

1) все живые организмы; 2) растения;    3) животные;   4) только растения и грибы.  

6. Живым организмом является:

7. Растения способны самостоятельно создавать питательные вещества, используя:

1) энергию воды;  2) солнечную энергию;  3) питательные вещества других организмов; 4) энергию химических реакций.

8. Клетки живых организмов состоят:

1) минеральных веществ, воды и солей; 2) минеральных и органических веществ;  3)белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот; 4) из органических веществ, белков, жиров.

9. Исследование, при котором учёный воспроизводит в лаборатории природное явление, получило название:

1) наблюдение; 2) измерение; 3) эксперимент; 4) изучение

10. Учёный, который ввёл в науку названия видов живых существ, состоящие из двух слов на латинском языке:

1) Ч.Дарвин; 2) Аристотель; 3) В.Вернадский; 4) К.Линней

 

Часть В.

В1. При выполнении заданий В1 выберите три правильных ответа из шести. Выберите номера верных утверждений. Запишите полученные цифры в порядке возрастания.

1) Кислород, углерод, азот, водород – элементы, характерные только для живых организмов.

2) Минеральные соли и воду относят к органическим веществам клетки.

3) Вода является хорошим растворителем клетки.

4) Углеводы выполняют только опорную функцию.

5) Жиры служат запасным источником энергии.

6) Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.

В2. Прочитайте текст. Вставьте на месте пропусков под цифрами соответствующие слова из словарика.

Так зарождалась наука о живой природе – биология. Её название произошло от двух греческих слов «биос» - ____1___ и _____2___. Биология изучает разнообразие ____3___, строение их тел и работу их органов, размножение и развитие организмов, а также влияние ___4___ на живую природу.

Словарик: жизнь, наука, живых существ, человека.

infourok.ru

Школьный этап 5 класс 2016-2017г

0

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2016/2017

школьный этап 5 класс

(максимальное количество баллов – 31)

Время выполнения – 60 минут

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.Растения способны самостоятельно создавать питательные вещества, используя:

а) энергию химических реакций; б) энергию воды;

в) солнечную энергию; г) питательные вещества других организмов.

2.К живым организмам не относится:

а) подберезовик; б) синица;

в) лед; г) яблоня.

3.Наука, которая изучает луговые и лесные растения, называется:

а) зоология; б) ботаника;

в) микробиология; г) микология.

4.К цветковым растениям относят:

а) ряску; б) хлореллу;

в) спирогиру; г) ламинарию.

5.Ядовитым растением является:

а) дурман; б) пастушья сумка;

в) крапива; г) горчица.

6.В чем состоит главное значение выделения пота для организма:

а) в закупорке пор; б) в увлажнении кожи;

в) в обезвреживании организма, защите от микробов;

г) в выделении из организма солей и излишков воды, в регуляции температуры тела.

7. Сосна занимает верхний ярус , потому что она:

а) любит тень; б) влаголюбивая;

в) любит свет; г) устойчива к засухе.

8.Как доказать, что растение испаряет воду:

а) обильно полить растение и наблюдать за ним;

б) поместить лист растения в колбу и наблюдать за появлением капелек воды на стенках колбы;

в) нагреть лист растения и наблюдать за ним;

г) рассмотреть лист растения под микроскопом.

9. Для пауков характерно:

а) пять пар ног; б) четыре пары ног;

в) три пары ног; г) две пары ног.

10. Гиподинамия - это:

а) активный образ жизни; б)пониженная подвижность ;

в) нарушение осанки; г) повышение работоспособности.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. К ракообразным относятся –

1) креветка, 2) камчатский краб, 3) омар; 4)клещ; 5) жук-плавунец.

а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 5; в) 2, 3, 4; г) 2, 3, 5; д) 2, 4, 5.

2. Какова роль листа в жизни растений –

1) осуществляет поглощение воды и минеральных солей, 2) в нем происходит фотосинтез, 3) выполняет опорную функцию; 4) выполняет функцию испарения воды; 5) используется животными для питания; 6) может выполнять функцию размножения.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 2, 6;

в) 2, 3, 4;

г) 2, 3, 5;

д) 2, 4, 6.

3. Частью скелета является –

1) шея, 2) ухо, 3) лопатка; 4) позвоночник; 5) сердце; 6) череп.

а) 1, 2, 4;

б) 1, 2, 5;

в) 2, 3, 6;

г) 3, 4, 5;

д) 3, 4, 6.

4. Среда обитания может быть–

1) наземно-воздушная, 2) лесная, 3) организменная; 4) водная; 5) степная.

а) 1, 2, 4;

б) 1, 3, 4;

в) 1, 3, 5;

г) 2, 3, 5;

д) 2, 4, 5.

5. Позвоночными животными являются-

1) норка, 2) голубь, 3) улитка; 4) пчела; 5) осьминог; 6)медведь.

а) 1, 3,5;

б) 2, 4,5;

в)1, 2, 6;

г) 3,,4 5;

д) 4, 5,6.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Наука о рыбах называется ихтиология.

2. Фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений.

3. Пингвины живут в Арктике.

4. Информацию об окружающем мире человек воспринимает с помощью органов чувств и сердца.

5. К грибам относятся плесени и дрожжи.

Часть 4. Установите соответствие между организмом и его ролью в экосистеме. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6.

Организм Роль в экосистеме

А. Бактерии гниения 1. Потребители

Б. Почвенные черви 2. Разрушители

В. Гадюка

Г. Белка

Д. Сорока

Е. Плесневый гриб

flamingo-nn.ucoz.com

Тест "Живой организм" - биология, тесты

Контрольная работа №1 по теме «Живой организм»

5 класс.

ВАРИАНТ 1

Часть 1. При выполнении заданий части А из четырех предложенных выберите один верный.

1. Наука, которая изучает домашних и диких животных

1) микробиология; 2) зоология;   3) микология; 4) ботаника.

2. Основные составляющие части клеток:

1) мембрана, митохондрии, пластиды;  2) ядро, оболочка, пластиды;  3) мембрана, цитоплазма, ядро;

  4) цитоплазма, ядро, клеточная стенка.

3. Физиология изучает:

1) строение тканей, органов живых организмов;  2) жизнедеятельность живых организмов;  3) строение и процессы, происходящие в растениях; 4) поведение и жизнедеятельность насекомых.

4. Место обитания, строение, жизнедеятельность насекомых изучает наука:

1) териология; 2) ихтиология;  3) микология;  4) энтомология.

5. Изучает строение грибов:

1) орнитология;  2) гистология; 3) бриология; 4) микология.

6. Активное движение характерно:

1) семян; 2) для растений;  3) большинства животных; 4) горных пород.

7. Клеточное строение имеют:

1) все живые организмы; 2) растения;    3) животные;  4) только растения и грибы.  

8. Питание – это:

1) выделение ненужных веществ;  2) получение необходимых веществ из окружающей среды;  3) поступление в организм кислорода;  4) переработка веществ в организме.

9. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:

1) кислород, водород, кальций, фосфор; 2) кислород, углерод, азот, водород; 3) углерод, фосфор, водород, кислород; 4) азот, водород, кислород, сера.

10. Нуклеиновые кислоты выполняют:

1) энергетическую функцию;  2) функцию хранения и передачи наследственной информации; 3) строительную функцию, 4) опорную функцию.

Часть В.

В1. При выполнении заданий В1 выберите три правильных ответа из шести. Запишите полученные цифры в порядке возрастания.

Выберите номера верных утверждений.

1) При наблюдении исследователь не вносит в природу изменений, каких либо условий, только целенаправленно исследует объект.

2) Нуклеиновые кислоты выполняют защитную функцию в организме.

3) Белки, как и углеводы, являются основными источниками энергии.

4) Углеводы выполняют функцию носителя наследственной информации.

5) Кислород, углерод, азот, водород – наиболее распространенные элементы в живой природе.

6) Все живые организмы имеют сходный химический состав.

В2. При выполнении заданий В2 закончите предложения В ответах запишите только недостающее слово.

1) Органоиды, которые выполняют функцию пищеварения, называются…

2) Нуклеиновые кислоты содержатся…

3) Органоид, основной функцией которого является клеточное дыхание, называется…

4) … выполняет функцию хранения и передачи наследственной информации.

5) Процесс поступления питательных веществ в организм называется…

Контрольная работа №1 по теме «Живой организм»

5 класс.

ВАРИАНТ 2

Часть 1. При выполнении заданий части А из четырех предложенных выберите один верный.

1. Наука, которая изучает луговые и лесные растения, называется:

1) микробиология; 2) ботаника;  3) микология; 4) зоология.

2. Анатомия изучает:

1) строение, поведение и жизнедеятельность насекомых;  2) строение тканей, органов живых организмов;  3) птиц; 4) строение растений.

3. Место обитания, строение, жизнедеятельность рыб изучает наука:

1) микология;  2) ихтиология;  3) энтомология, 4) бриология;

4. Изучает строение клеток:

1) цитология;  2) зоология;  3) бактериология; 4) гистология.

5. Растения способны самостоятельно создавать питательные вещества, используя:

1) энергию воды;  2) солнечную энергию;  3) питательные вещества других организмов; 4) энергию химических реакций.

6. Для грибов, как и для животных характерно:

1) наличие твердой клеточной оболочки;  2) тип питания, при котором живой организм использует готовые органические вещества;  3) активное передвижение; 4)неограниченный рост

7. Организмы состоят:

1) минеральных веществ, воды и солей; 2) минеральных и органических веществ;  3)белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот; 4) из органических веществ, белков, жиров.

8. Основные составляющие части клеток:

1) мембрана, цитоплазма, ядро;  2) мембрана, митохондрии, ядро; 3) цитоплазма, ядро, клеточная стенка; 4) ядро, оболочка, пластиды

9. Раздражимость характерна:

1) только для животных;  2) для всех живых организмов; 3) для животных и грибов; 4)только для растений;

10. Питаются готовыми питательными веществами:

1) только животные;  2) грибы и животные;  3) растения; 4) растения и грибы.

Часть В.

В1. При выполнении заданий В1 выберите три правильных ответа из шести. Запишите полученные цифры в порядке возрастания.

Выберите номера верных утверждений.

1) Кислород, углерод, азот, водород – элементы, характерные только для живых организмов.

2) Минеральные соли и воду относят к органическим веществам клетки.

3) Вода является хорошим растворителем клетки.

4) Углеводы выполняют только опорную функцию.

5) Жиры служат запасным источником энергии.

6) Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.

В2. При выполнении заданий В2 закончите предложения В ответах запишите только недостающее слово.

1) Клетки растений, кроме мембраны, окружены также толстой и прочной…

2) Ядро выполняют функцию…

3) Горение дерева относят к … явлениям.

4) …выполняют в организме защитную функцию. Они борются с чужеродными микроорганизмами.

5) Внутреннее содержимое клетки называется…

Желаем успехов!

Просмотр содержимого документа «тест "Живой организм" »

Контрольная работа №1 по теме «Живой организм»

5 класс.

ВАРИАНТ 1

Часть 1. При выполнении заданий части А из четырех предложенных выберите один верный.

1. Наука, которая изучает домашних и диких животных

1) микробиология; 2) зоология;   3) микология; 4) ботаника.

2. Основные составляющие части клеток:

1) мембрана, митохондрии, пластиды;  2) ядро, оболочка, пластиды;  3) мембрана, цитоплазма, ядро;  4) цитоплазма, ядро, клеточная стенка.

3. Физиология изучает:

1) строение тканей, органов живых организмов;  2) жизнедеятельность живых организмов;  3) строение и процессы, происходящие в растениях; 4) поведение и жизнедеятельность насекомых.

4. Место обитания, строение, жизнедеятельность насекомых изучает наука:

1) териология; 2) ихтиология;  3) микология;  4) энтомология.

5. Изучает строение грибов:

1) орнитология;  2) гистология; 3) бриология; 4) микология.

6. Активное движение характерно:

1) семян; 2) для растений;  3) большинства животных; 4) горных пород.

7. Клеточное строение имеют:

1) все живые организмы; 2) растения;    3) животные;  4) только растения и грибы.  

8. Питание – это:

1) выделение ненужных веществ;  2) получение необходимых веществ из окружающей среды;  3) поступление в организм кислорода;  4) переработка веществ в организме.

9. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:

1) кислород, водород, кальций, фосфор; 2) кислород, углерод, азот, водород; 3) углерод, фосфор, водород, кислород; 4) азот, водород, кислород, сера.

10. Нуклеиновые кислоты выполняют:

1) энергетическую функцию;  2) функцию хранения и передачи наследственной информации; 3) строительную функцию, 4) опорную функцию.

 

 

Часть В.

В1. При выполнении заданий В1 выберите три правильных ответа из шести. Запишите полученные цифры в порядке возрастания.

Выберите номера верных утверждений.

1) При наблюдении исследователь не вносит в природу изменений, каких либо условий, только целенаправленно исследует объект.

2) Нуклеиновые кислоты выполняют защитную функцию в организме.

3) Белки, как и углеводы, являются основными источниками энергии.

4) Углеводы выполняют функцию носителя наследственной информации.

5) Кислород, углерод, азот, водород – наиболее распространенные элементы в живой природе.

6) Все живые организмы имеют сходный химический состав.

В2. При выполнении заданий В2 закончите предложения В ответах запишите только недостающее слово.

1) Органоиды, которые выполняют функцию пищеварения, называются…

2) Нуклеиновые кислоты содержатся…

3) Органоид, основной функцией которого является клеточное дыхание, называется…

4) … выполняет функцию хранения и передачи наследственной информации.

5) Процесс поступления питательных веществ в организм называется…

 

Контрольная работа №1 по теме «Живой организм»

5 класс.

ВАРИАНТ 2

Часть 1. При выполнении заданий части А из четырех предложенных выберите один верный.

1. Наука, которая изучает луговые и лесные растения, называется:

1) микробиология; 2) ботаника;  3) микология; 4) зоология.

2. Анатомия изучает:

1) строение, поведение и жизнедеятельность насекомых;  2) строение тканей, органов живых организмов;  3) птиц; 4) строение растений.

3. Место обитания, строение, жизнедеятельность рыб изучает наука:

1) микология;  2) ихтиология;  3) энтомология, 4) бриология;

4. Изучает строение клеток:

1) цитология;  2) зоология;  3) бактериология; 4) гистология.

5. Растения способны самостоятельно создавать питательные вещества, используя:

1) энергию воды;  2) солнечную энергию;  3) питательные вещества других организмов; 4) энергию химических реакций.

6. Для грибов, как и для животных характерно:

1) наличие твердой клеточной оболочки;  2) тип питания, при котором живой организм использует готовые органические вещества;  3) активное передвижение; 4)неограниченный рост

7. Организмы состоят:

1) минеральных веществ, воды и солей; 2) минеральных и органических веществ;  3)белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот; 4) из органических веществ, белков, жиров.

8. Основные составляющие части клеток:

1) мембрана, цитоплазма, ядро;  2) мембрана, митохондрии, ядро; 3) цитоплазма, ядро, клеточная стенка; 4) ядро, оболочка, пластиды

9. Раздражимость характерна:

1) только для животных;  2) для всех живых организмов; 3) для животных и грибов; 4)только для растений;

10. Питаются готовыми питательными веществами:

1) только животные;  2) грибы и животные;  3) растения; 4) растения и грибы.

 

Часть В.

В1. При выполнении заданий В1 выберите три правильных ответа из шести. Запишите полученные цифры в порядке возрастания.

Выберите номера верных утверждений.

1) Кислород, углерод, азот, водород – элементы, характерные только для живых организмов.

2) Минеральные соли и воду относят к органическим веществам клетки.

3) Вода является хорошим растворителем клетки.

4) Углеводы выполняют только опорную функцию.

5) Жиры служат запасным источником энергии.

6) Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.

В2. При выполнении заданий В2 закончите предложения В ответах запишите только недостающее слово.

1) Клетки растений, кроме мембраны, окружены также толстой и прочной…

2) Ядро выполняют функцию…

3) Горение дерева относят к … явлениям.

4) …выполняют в организме защитную функцию. Они борются с чужеродными микроорганизмами.

5) Внутреннее содержимое клетки называется…

kopilkaurokov.ru

Питательные вещества для растений

Как нам уже известно, что комнатное растение полу­чает питательные вещества из почвы. Реально растение может впитывать их и надземной частью, что используется при внекорневой подкормке.

Необходимые растению питательные элементы очень хорошо из­учены. Некоторых нужно больше, их называют макроэлементами, других — меньше по количеству (хотя они не менее важны), это-микроэлементы.

Макроэлементы, как правило, включаются в более сложные мо­лекулы, являющиеся «строительным материалом» для тканей и органов самого растения. Это азот, фосфор, калий, сера, магний, каль­ций и железо.

Азот (N) — самый важный из питательных элементов. Он входит в состав белков, главного носителя генетической информации —ДНК, РНК, хлорофилла и многих других важных для нормальной жизнедея­тельности растений химических соединений. Долгое время ученые по­лагали, что азот, как и углекислый газ, растение поглощает из атмос­феры, почти на 80 % состоящей из него, но более поздние исследования локазали, что растение способно извлекать его исключительно из по­чвы, поэтому его содержание в грунте часто играет решающую роль.

Фосфор (Р), как и азот, входит в состав большинства белков, ДНК, РНК, универсального носителя энергии — АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты), многих витаминов и прочих веществ. Фос­форная кислота — основа энергетического обмена любой живой клетки, она играет большую роль в процессе дыхания.

Калий (К) в большинство важнейших молекул непосредственно не входит, но без него не могут происходить многие реакции преоб­разования белков и углеводов. Калий способствует реакции фотосин­теза, обеспечивает поступление в растительную клетку воды, отвеча­ет за открывание и закрывание устьиц (микроотверстий на листьях, через которые осуществляется газообмен).

Сера (S) входит во многие аминокислоты, принимает участие в окислительно-восстановительных процессах, является составной частью ферментов, гормонов, веществ, служащих растению защи­той от вредителей.

Магний (Мg) входит в состав хлорофилла и играет важную роль в белковом обмене.

Кальций (Ca) является обязательной составляющей пектиновых веществ. Если считать растительные клетки кирпичиками, из которых построен весь организм в целом, то пектиновые вещества играют в нем роль «цемента», связывающего клетки в единую конструкцию. Кальций определяет вязкость протоплазмы (комплекса веществ, за­полняющих клетку изнутри) и участвует в образовании внутрикле­точных перегородок (например, плазмолеммы). Кроме того, от снаб­жения растения кальцием зависит развитие его корневой системы.

Железо (Fе) участвует в синтезе хлорофилла. Иногда железо от­носят к микро-, а не макроэлементам.

Макроэлементы почти не присутствуют в природе в чистом виде, а содержатся в доступных для растений соединениях — питательных веществах.

Микроэлементы («микрос» значит «малый») требуются в не­сравнимо меньшем количестве.

Вот они:

Бор (В) нужен для восстановительной фазы дыхания, улучше­ния углеводного и белкового обмена. Практика показывает, что при хорошем снабжении бором у растения лучше образуется пыльца, увеличивается количество цветов и быстрее созревают семена.

Марганец (Мn) играет большую роль в восстановлении нитра­тов (соединений азота) и является активатором («спусковым крюч­ком», или «стартовой кнопкой») многих ферментов, повышает спо­собность тканей удерживать влагу, содействует правильному балансу обмена веществ.

Медь (Сu) и цинк (Zn) являются активаторами разных фермен­тов. Цинк также повышает жаро- и морозоустойчивость растений.

Молибден (Мо) восстанавливает нитраты и содействует фикса­ции азота, без него идет накопление нитратов.

Кобальт (Со) нужен не самим растениям непосредственно, а почвенным азотфиксирующим микроорганизмам, без нормальной работы которых растениям сложно получать из почвы необходимые элементы. Как и макроэлементы, микроэлементы тоже входят в состав различных питательных веществ. Некоторым растениям нужно очень много питательных веществ.

Свежей обогащенной питательными веществами почвы им хватает ненадолго — месяца на два, после чего их придется подкармливать,

Тогда как некоторые другие могут при относительно частой пересадке просуществовать за счет почвенных резервов целый год. Конеч­но, растения со скромной потребностью в питательных элементах более неприхотливы. Но большинство растений находится между двумя полюсами: голодающие — обжоры. Их достаточно подкармливать изредка, в основном перед цветением (если это декоративно- цветущие растения) или если у них возникли симптомы той или иной болезни питания. Небольшую нехватку питательных веществ растения могут пережить без особого ущерба для себя, предпринимать меры есть смысл тогда, когда проявления заболевания стали явными. Но, конечно, если вы готовы выкроить лишнюю минутку, чтобы подкормить растение (для многих достаточно делать это раз в декаду), оно станет лучше расти и цвести. Не за­бывайте только, что избыток питательных веществ так же вреден, как и их недостаток.

Растения которые почти не нуждаются в подкормках и могут обойтись пересадкой:

Абелия Иглица Очиток Сансевьера
Алоэ Кактусы Пальмы (кроме хамедореи) Свинчатка (плюмбаго)
Аспидистра (у пестролистных форм при избытке питательных веществ исчезает окраска) Ирезина (избыток азота часто вызывает снижение интенсивности окраски листьев) Офиопогон (если землесмесь меняется часто)

 

Традесканция (при избытке удобрений пропадает окраска)
Бергерантус Калина (когда пересаживается достаточно часто. Если ее не пересаживали давно, нужны будут подкормки минеральными удобрениями) Пахиподиум Хвойные: араукария, кипарисовик, тис и др.
Гавортия Каллистемон Пахифитум Толстянка
Гастерия Клеродендрон Пеларгония Хехтия
Гибискус Мезимбриантемум Портулакария Хлорофитум
Гинура Монстера Плющ Хойя
Глоттифиллюм Оплисменус (при избытке удо­брений часто исчезает окраска) Рододендрон (кроме азалии) Церопегия и Циртантус
Дудлея Оскулярия Ромбофиллюм Эхеверия

Растения, которым желательна подкормка различными удобрениями только в период активного роста:

Агапантус Геснерия (удобрения нужны в период бутонизации) Кринум (лучше удобрять орга­ническими, но можно любыми удобрениями)

 

Синнингия (лучше подкармли­вать органическими удобрения­ми)
Азистазия Кливия Молочай, эуфорбия Олеандр
Алламанда Кофейное дерево Муррея Сеткреазея
Бегония Крестовник Нерине Стапелия
Бриофиллюм (желательно подкармливать фосфорными удобрениями в период бутони­зации) Каланхоэ (желательно подкарм­ливать фосфорными удобрения­ми в период бутонизации) Стрелиция и Стрептокарпус Фикус (лучше подкармливать

органическими удобрениями)

 Для алоказии и кальцеолярии предпочтительны сухие комплексные удобрения, которые нужно вносить в землесмесь при пересадке.

В период покоя для видов, у которых он выражен, подкормка да­же вредна. Нарушение периода покоя может привести к отсутствию цветения у амариллисовых, фуксии и некоторых других растений.

При этом следует обязательно запомнить «золотое правило» правильной подкормки — правило незаменимости элементов. Оно состоит в том, что один элемент не может быть заменен другим. То есть, если растению не хватает азота, нет смысла подкармливать его калием или магнием, калий заменять серой и так далее, как если у машины не работает мотор, глупо вместо его починки менять ко­леса. Мало того, некоторые элементы конкурируют, и потому избыток одного иногда приводит к недостатку другого.

В этом обязательном правиле нет ничего сложного. Если расте­нию чего-то не хватает, постарайтесь как можно точнее определить, чего именно, и дайте именно недостающий элемент.

Если вы готовы подкармливать растения для повышения их де­коративности, а не только по «медицинским показаниям», имейте в виду, что потребность в питательных веществах у разных групп растений неодинакова.

Некоторые особенности подкормки растений

  1. Пустынные и горные виды издавна привыкли к минимальным ко­личествам питательных веществ, поэтому их надо удобрять ре­же и использовать при этом половинные концентрации (в срав­нении с таковыми для субтропических и тропических растений).
  2. Кактусам желательно давать фосфорные удобрения.
  3. Чаще и обильней всего удобрять надо растения, происходящие из влажных тропических лесов.
  4. Самый продолжительный период питания — у корневищных многолетников.
  5. Самый короткий период питания — у луковичных растений.
  6. Молодые растения особо чувствительны и к недостатку, и к из­бытку всех питательных элементов, то есть подкармливать их нужно чаще и больше.
  7. По сравнению со взрослыми растениями, молодым нужно отно­сительно больше фосфора (то есть процент его содержания дол­жен быть выше).
  8. В фазе активного роста, наступающей для всех растений после периода покоя, поначалу ведущую роль играет азот.
  9. Во время наиболее интенсивного прироста зеленой массы жела­тельно увеличивать долю калия.
  10. Во время бутонизации и цветения нужнее всего фосфор и азот.

 Удобрения для растений

Удобрения известны человечеству с далекой древности. Первое упо­минание о них в литературе обнаружено в Гомеровской «Одиссее».

Поначалу в качестве удобрений использовались только природ­ные материалы: навоз, птичий помет и т. п. Позже люди научились извлекать питательные вещества, аналогичные содержащимся в них, из минералов в концентрированной форме — так началась эпоха минеральных удобрений и методов современной агрохимии. Причем создатели новых разновидностей удобрений, особенно специально предназначенных для комнатных растений, совершенствуют не толь­ко их эффективность, но и удобство в использовании.

Для цветовода-любителя, у которого хронически не хватает времени, наиболее удобны минеральные палочки. Их достаточно воткнуть в землю и позабыть о них месяца на два-три. Иногда ми­неральные палочки выпускают с добавлением фунгицидов, акарицидов и других ядохимикатов — для здоровых растений использо­вать их не рекомендуется (за исключением палочек с фунгицидами и бактерицидами в случае, если почва в горшке вызывает со­мнения).

Палочки способны удовлетворить потребности даже весьма привередливых видов, если те предпочитают именно минеральные удобрения.

 Растения, которые предпочитают минеральные удобрения:

Азалия (особенно часто страдает от дефицита железа) Вризия (осенью подкормки надо временно прекращать) Гортензия (особенно часто страдает от недостатка железа) Цикламен (за исключением хлорсодержащих удобрений — хлор для него ядовит, правда, в минеральных палочках он не содержится)
Апельсин Гербера Лимон Примула
Бильбергия(летом) Колеус Мирт Пуансетия
Брунфельзия (летом) Лавр Неоргелия (в период цветения подкормки надо прекращать) Фуксия

 Однако есть и такие цветы, которые предпочитают органические удо­брения — менее концентрированные, зато легко усвояемые, а есть те, которые предпочитают чередование подкормок. Такие растения лучше всего иногда подкармливать органическими или комплексны­ми готовыми удобрениями.

Растения, которые предпочитают органические удобрения:

Абутилон Белопероне Зефирантес Куркулиго Пальмы рода хамедорея
Акалифа Валотта Кислица Ортгеза Руэллия
Амариллис Гемантус Кодиеум,кротон Сенполия
Ананас Гименокаллис Колерия Филодендрон Орхидеи (кроме каттлеи и цимбидиума)
Антуриум Гиппеаструм Криптантус Эхмея
Аукуба Диффенбахия Калла (во время цветения к ор­ганическим надо добавлять и фосфорные удобрения) Колокольчик равнолистный

 Растения которые нуждаются в разнообразном питании (чередование подкормок органическими и минеральными удобрениями или комбинирован­ные органо-минеральные удобрения)

Анредера сердцелистная Драцена Лантана
Аспарагус Жасмин Маранта
Ахименес Каладиум Орхидеи родов каттлея и цимбидиум
Бальзамин Кордилина Папоротники
Бугенвиллея Спатифиллюм Пассифлора
Гардения Розы Якобиния
Гедихиум (в период цветения нужны минеральные удобрения, в остальное время — органиче­ские) Плектрантус (очень чувствите­лен и к избытку, и к недостатку питательных веществ) Циссус (при нехватке питательных элементов быстро образу­ются пятна на листьях)

Необходимые доя них удобрения вносятся, как правило, 1 раз в 10— 20 дней, однако при нормальном самочувствии растения это можно делать и реже.

Наиболее яркий пример жидких органических удобрений — «Гумисол», представляющий собой переработанный концентрат навоза. Органо-минеральные (они же комплексные) удобрения также в боль­шинстве своем созданы на основе концентрата навоза с добавлени­ем определенного набора макро- и микроэлементов, а в некоторые добавлены гормоны роста, стимуляторы или вещества, защищаю­щие растения от вредителей и болезней. Таких удобрений очень мно­го. Использовать их нужно строго по инструкции, которая всегда приводится на этикетке или на специальном вкладыше.

В ассортименте органических удобрений есть как универсальные удобрения, так и специально подобранные для определенных цветов или периодов жизни растения, что существенно облегчает выбор. Некоторые фирмы выпускают удобрения под общей торговой маркой, а более точное предназначение удобрения указывают курсивом или мелким шрифтом, поэтому всегда внимательно изучайте этикетку.

Наиболее распространенные готовые удобрения для растений (в скобках указа­на фасовка)

«Аквадон», универсальное органическое влагообеспечивающее удобрение (1л)

«Биофлор для плодово-ягодных и декоративных кустарников» (500 мл)

«Биофлор» (аналогичный), концентрат (200 мл)

«Биоэкор для азалий, рододендронов, вересков» (200 мл)

«Биоэкор для антуриумов», концентрат (200 мл)

«Биоэкордля орхидей», концентрат (200 мл)

«Биоэкор для рододендронов и гортензий», гранулированное удобрение (1 кг)

«Биоэкор для роз», концентрат (200 мл)

«Биоэкор для фиалок», концентрат (200 и 500 мл)

«Биоэкор для фикуса», концентрат (200 мл)

«Биоэкор для хвойных и лиственных кустарников» (1 л)

«Биоэкор для хвойных растений», гранулированный (1 г)

«Биоэкор для саженцев», концентрат (1 л)

«Биоэкор для цветущих балконных растений» (500 мл)

«Биоэкор от осыпания иголок хвои», гранулированный (1,3 кг) «Биоэкор для повышения кислотности почв», гранулированное удобрение с мелиорирующим эффектом, употребляется специ­ально для ацидофильных (кислотолюбивых) растений (1 кг)

«Биоэкор универсальное», гранулированное удобрение (1л)

Под общей торговой маркой «Биоэкор» есть также удобре­ния для газонов, живых изгородей и пр.

«Возрождение», биоудобрение (500 мл)

«ГУМИ» (300г)

«Гумисол» (различные фасовки)

«Для бегоний», специальное удобрение (250 мл)

«Идеал», жидкое концентрированное удобрение (0,5 л)

«Кемира Дюкс», универсальное (100 г)

«Корневая смесь», комплексное органо-минеральное удобрение, предназначенное для недавно укоренившихся и недавно переса­женных растений (70 г)

«Новый идеал», новая усовершенствованная формула «Идеа­ла» (0,5 л)

«Покон для бонсаев» (250 мл)

«Покон для орхидей» (250 мл)

«Покон для роз» (1л)

«Покон для фикусов» (250 мл)

«Покон для хвойников от потемнения» (1 кг)

«Покон (суперудобрение длительного действия для балконных растений)» (1 кг)

«Покон (суперудобрение длительного действия для комнатных растений)» (300 г)

«Покон (суперудобрение длительного действия для рододендро­нов и гортензий)» (1 кг)

«Покон (суперудобрение длительного действия для роз)» (1 кг)

«Покон (суперудобрение длительного действия для хвойных рас­тений)» (1 кг)

«Покон (удобрение для горшечных растений)», универсальное (500 мл и 1 л)

«Покон (удобрение для кактусов и суккулентов)», специализи­рованное (250 мл)

В серии «Покон» есть также удобрения для растений от­крытого грунта и некоторые другие препараты.

«Радуга» (серия с различной специализацией)

«Тропик», удобрение для кактусов (500 мл)

«Удобрение для хвойников» (2,5 кг)

«Экогумус», универсальное удобрение (500 мл)

«Экогумус (универсальный плюс)» (200 мл)

«Экор для ампельных, вьющихся» (500 мл)

«Экор для пальм, юкки, драцен» (500 мл)

«Экор для папоротников» (500 мл)

«Экор для пеларгоний» (200 мл)

«Экор для кактусов, суккулентов» (200 мл)

«Экор для папоротников» (200 мл)

«Экор (многокомпонентное — универсальное)» (500 мл)

«Экор (универсальный в зимний период)» (200 мл)

«Экор (универсальный)» (200 мл)

«Эффект(весна)» (500 мл)

Agrecol (очень разнообразны)

ETISSO (для всех видов кактусов и суккулентов) (500 мл)

ETISSO (для цветения комнатных и садовых растений) (500 мл и 1 л) и многие другие.

Если у вас немного видов растений (или эти виды относятся к одно­му или нескольким близкородственным семействам), разумеется, луч­ше выбрать специализированное удобрение. Но если видовое раз­нообразие велико и вы не хотите тратить время на возню с разными удобрениями, смело покупайте универсальное. Эффект от него бу­дет чуть меньше, по если вы все равно не собираетесь выращивать каждый из цветков по высшему разряду, для поддержания их в хо­рошей форме такого удобрения вполне хватит.

Кроме того, есть совершенно особая разновидность удобрений, очень эффективная и экологичная: бактериальные удобрения.

Препараты живых бактерий люди пытались вносить в почву с тех пор, как только была выяснена роль микроорганизмов в питании растений. Микрофлора не только обеспечивает растениям нормаль­ную среду: некоторые бактерии способны накапливать азот, другие помогают растению более эффективно поглощать остальные питательные вещества, по настоящим новым словом в этом направлении стали так называемые ЭМ-технологии.

Эффективные микроорганизмы (ЭМ) синтезируют многие необ­ходимые биологически активные вещества и служат питательной средой, создавая симбиотический дуэт «растение + микроорганиз­мы », увеличивают содержание гумуса в почве, снижают в растениях содержание тяжелых металлов и токсичных пестицидов, повышают сопротивляемость растений заморозкам, а также вытесняют болез­нетворные формы микроорганизмов. Они продаются в виде специ­ально разработанных препаратов, наиболее известным из которых является «Байкал ЭМ-1».

Бактериальные удобрения годятся для всех видов растений. Дозировки ЭМ-препаратов невелики: несколько капель на литр воды.

!Однако вам надо обязательно помнить, что вода ни в коем случае не должна быть водопроводной: в ней полезные бактерии просто погибают, и никакого положительного эффекта бактериальное удобре­ние не даст. Вносят такие препараты строго по инструкции, приблизительно раз в 10 дней во время периода активной вегетации растения.

Кроме готовых вы можете использовать и «подручные» удобрения.

Много питательных элементов содержится в самой обыкновен­ной древесной золе.

В качестве довольно эффективного азотного удобрения можно использовать раствор крови, остающийся после мытья мяса (и осо­бенно мясных субпродуктов, таких как сердце, легкие или печень).

Если вы купили букет люпина, когда он начнет вянуть, его мож­но измельчить и закопать в горшок или кадку: это замечательное зе­леное удобрение (на научном языке — сидерат). Излишки зеленой массы можно высушить и добавить в землесмесь позже.

Если у вас есть птицы, используйте в качестве удобрения их по­мет. Хотя птичий помет содержит все основные элементы, в первую очередь это фосфорное удобрение. Он очень концентрирован, вно­сить его нужно в малых концентрациях.

В качестве фосфорного удобрения можно использовать хоро­шо проваренные и измельченные рыбьи копи (нечто вроде само­дельной рыбьей костной муки). Их можно добавлять в землесмесь.

Ржавые гвозди являются хоть и не очень эффективным, но при­емлемым железосодержащим удобрением. Их просто прикапы­вают в горшке.

Другое дело, если необходимость использовать удобрение вызвана болезнью растении. Тогда, с учетом правила незаменимости элемен­тов, вам придется использовать моноудобрение (удобрение с одним действующим началом, т. е. одним полезным элементом). Их мно­го среди традиционных сельскохозяйственных удобрений, однако некоторые из них использовать для комнатных растений нельзя Некоторые сельскохозяйственные культуры менее чувствительны к хлору, чем комнатные растения, поэтому хлорсодержащие препа­раты будут выделены отдельно.

Источники азота

Аммиачная селитра (она же азотнокислый аммоний или нитрат ам­мония), мочевина и монтан-селитра (она же — лейна-селитра, или сульфонитрат аммония). Концентрации: в сухом виде — от 0,1 до 0,25 г, в растворе — от 0,04 до 0,08 г на 1 литр.

Сульфат аммония (он же сернокислый аммоний). Концентра­ция — 0,30—0,50 г в сухом виде на литр.

Натриевая селитра (она же азотнокислый натрий, или нитрат натрия) и кальциевая селитра (она же азотнокислый кальций, или нитрат кальция). Концентрация: до 0,07—1,0 г на литр. Ограниче­ние — растения, любящие кислую почву, так как эти вещества подщелачивают грунт.

«Гумисол» и ему подобные удобрения на основе навоза также являются в первую очередь источниками азота.

Нельзя использовать (даже если он есть в продаже) хлористый аммоний, так как он засоляет почву хлором.

Источники фосфора

Простой суперфосфат, томасшлак, термофосфаты. Концентрация: для основного удобрения (т. е. удобрения, которое добавляется в землесмесь) — 0,3—0,5 г, для подкормки — 0,15—0,25 г на литр землесмеси.

Преципитат: для основного удобрения — 0,20—0,45 г, для под­кормки — 0,15 г на литр.

Двойной суперфосфат: для основного удобрения — 0,14—0,28 г, для подкормки — 0,1 г на литр.

Фосфоритная мука в концентрации 5— 10 г/л или немного боль­ше (половина спичечного коробка). При добавлении непосредствен­но в землесмесь она способна обеспечить растение фосфором до следующей пересадки (это стоит взять на заметку, если вы выра­щиваете алоказию или кальцеолярию).

Костная мука в концентрации около половины спичечного ко­робка на 1 л грунта. Лучше всего использовать ее для крупных многолетников, добавляя ее в землесмесь перед пересадкой.

А также птичий помет (на кончике ножа) и рыбьи кости.

Источники калия

Сернокислый калий (сульфат калия). Концентрация: для основного удобрения — 0,10—0,15 г, для подкормки — 0,02—0,04 г. Наибо­лее безопасен.

Калимагнезия — 0,25—0,35 г. 30—40 %-е калийные соли, сильвинит, каинит и карналлит. Концентрация: 0,40—0,60 г на литр землесмеси. Сильвинит (при­родное полезное ископаемое) является исходным материалом для производства большинства остальных калийных удобрений, чем во многом и обуславливается общность их свойств. Каинит и карнал­лит требуют большего увлажнения почвы, чем обычно (т. с. после его внесения поливать растение надо более обильно).

Нельзя использовать для комнатных растений хлористый ка­ши и другие соли, содержащие хлор.

Источником цинка является сернокислый цинк (сульфат цинка). Его норма: 0,1 г/л поливной воды для почвы, 0,2—0,4 г/л для внекор­невой подкормки, 0,3 г/л для обработки семян.

Источник магния — сернокислый магний. Дозировки: 0,05— 0,10 г/л поливной воды для почвы, 0,5 г/л для внекорневой под­кормки, 0,3—0,5 г/л для обработки семян.

Источники меди

Медный купорос. Концентрация: 0,02—0,03 г на 1 л, этой дозы хва­тит на три-четыре года. Особенность: медный купорос является так же средством профилактики и лекарством от многих вирусных и грибковых заболеваний растений, а также (чаще в составе бордо­ской жидкости) средством защиты от вредителей.

Сульфат меди (сернокислая медь) — 0,05—0,1 г/л поливной воды для почвы, 0,1 —0,2 г/л для внекорневой подкормки.

Реже применяются (только для внесения в почву) колчеданные огарки, их дозировки должны быть большими.

Источники бора

Борнодалитовое удобрение, концентрация — 5—6 г/м2 в почву и до 24 г на литр воды при опрыскивании.

Борная кислота — 0,05 г/л поливной воды для почвы, 0,2— 0,3 г/л для внекорневой подкормки, 0,1 г/л для обработки семян.

Бормагниевое удобрение и бура, концентрации — см. в инст­рукции.

Источники марганца

Сульфат марганца. Дозы: 0,1—0,2 г/л поливной воды для почвы, 1 г/л для внекорневой подкормки.

Марганцевый шлам. Вносится в концентрации 1 г/л для полива почвы.

Источник молибдена — молибдат аммония. Нормы внесения: 0,03— 0,05 г/л поливной воды для почвы, 0,3—0,5 г/л для внекорневой подкормки.

Кобальт можно внести вместе с почти любой растворимой солью кобальта.

Источники железа заслуживают отдельных комментариев. В качестве железосодержащих удобрений применяют соли желе­за, например его сульфат, лимоннокислое железо и другие внутри- комплексные соединения железа с органическими веществами, на­пример FeHEDTA (хелат гидроксиэтилендиаминоуксусной кислоты), однако все они не очень эффективны. В комнатных условиях с тем же успехом можно закапывать в горшки ржавые гвозди. Гораздо лучшим источником железа служит сама почва. Этого элемента много в любой землесмеси, но растениям трудно извлекать его из нерастворимых минеральных соединений. Если растение не является носителем слабощелочной или строго нейтральной кислотности почвы (обязательно проверьте это по соответствующему списку, прежде чем прибегать к этому методу), вместо того чтобы вносить железосодержащие удобрения, достаточно подкислить землю слабым раствором уксусной или лимонной кислоты — тогда соли железа перейдут в растворимую форму.

Хелат железа используется также в роли стимулятора роста. Он обычно продается в упаковках фасовкой в 3 грамма.

Внимание! Если микроудобрение предназначено для внекорневой подкормки, обязательно перечитайте список растений, которым противопоказано опрыскивание.

Нельзя допускать попадания воды на листья у следующих видов:

  • Ахименес
  • Бегонии
  • Геснерия
  • Изолома
  • Кальцеолярия
  • Колерия
  • Колеус
  • Олеандр
  • Пеларгонии
  • Синнингия(глоксиния)
  • Стрептокарпус
  • Эписция

А также у некоторых других растений с опушенными листьями. Уточнение — в индивидуальных характеристиках видов.

Отлично(2)Плохо(0)

ogorodland.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта