Презентация для начальных классов "Зеленая аптека". Подорожник пастушья сумка тысячелистник какие это растения
Олимпиада по окружающему миру (4 класс)
Олимпиадные задания по окружающему миру, 4 класс
Как называется наука, изучающая строение тела человека?
а) физиология
б) зоология
в) анатомия
2. Подорожник, пастушья сумка, тысячелистник – какие это растения?
а) редкие
б) лекарственные
в) исчезнувшие по вине людей
3. Какая система органов управляет деятельностью организма?
а) нервная система
б) дыхательная система
в) кровеносная система
4. Какое животное занесено в Международную Красную книгу?
а) рысь
б) белый носорог
в) белый медведь
5. Соедини стрелками названия и её столицы:
1. Франция 1. Лондон
2. Китай 2. Варшава
3. Польша 3. Берлин
4. Великобритания 4. Пекин
5.Германия 5. Париж
6. Вставь названия животных в известные фразеологизмы:
Человек резко выделяющийся чем-либо среди окружающих людей, не похожий
на них, - белая ………………….. .
Сильно преувеличивать что-либо – делать из ……………… слона.
Очень сильно обижен – надулся как …………………. на крупу.
Говорит быстро и громко – трещит как …………………………… .
Если кому-либо очень грустно, тоскливо, то про такого говорят, что у него
……………………… скребут на душе.
7. Лесным исполином называют…
а) благородного оленя; б) лося; в) медведя.
8. Каменным поясом земли назвали …
а) вулканы Камчатки; б) Уральские горы; в) Кавказские горы.
9. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы…
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
10. Каково происхождение торфа и каменного угля?
а) горная порода
б) залежи древних останков растений
в) минеральное вещество
11. Моря какого из океанов не омывают берега России?
12. Назови каждую группу обобщённым понятием? Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи _______________ Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания___________ Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа____________ Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская._______________________________ Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара. ___________ Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское. _______
13. Укажи вариант, в котором называются хвойные растения:
а) Ягель, сфагнум, лишайник. б) Ряска, тростник, иглы.
в) Кувшинка, мох, пихта. г) Кедр, ель, секвойя.
14. Укажи неверно составленную цепь питания.
а) Зерно – мышь – сова б) Червяк – рыба – медведь - лиса
в) Сосна – жук-короед – дятел г) Червяк – рыба – чайка
15. Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.
16. Самое большое по площади озеро России – это…
а) Каспийское; б) Байкал; в) Онежское.
17. Эмблема государства, его отличительный знак, символизирующий
страну в официальных ситуациях и на международной арене _________
18. Главный закон страны называется ______________________
19. Рассказ-задача: «Сидит лягушка на кочке, озирается, головой вертит и удивляется. Рядом с ней растёт росянка, травка такая с большими листами, похожими на ладошку человека. Как только сядет на листочек комар или муха, листочек начинает сжиматься в кулачок. А когда раскрывается — там ни мухи, ни комара уже нет. Непонятно: куда деваются мухи и комары? Сидит, думает лягушка, рассуждает, а догадаться не может».Куда исчезают комары и мухи?
20. Какого животного не встретишь в тундре:
А) (Б) (В) (Г) (Д)
Инструкция по проверке олимпиадной работы по окружающему миру, 4 класс
задания
Правильный ответ
Максимальный балл за
выполнение задания
1
в) анатомия
1
2
б) лекарственные
1
3
а) нервная система
1
а) рысь
б) белый носорог
в) белый медведь
2
5
Франция – Париж
Китай - Пекин
Польша – Варшава
Великобритания – Лондон
Германия – Берлин
2
6
Ворона, муха, мышь, сорока, кошки
2
7
б) лося
1
8
б) Уральские горы
1
9
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство
1
10
б) залежи древних останков растений
1
11
Индийского океана
3
12
Горы, острова, части света, равнины, пустыни, моря
2
13
г) Кедр, ель, секвойя.
1
14
б) Червяк – рыба – медведь - лиса
1
15
в) на островах Северного Ледовитого океана
1
16
б) Байкал
1
17
герб
1
18
Конституция
1
19
Росянка - растение хищник. Оно питается мелкими насекомыми.
2
20
б) пингвина
1
27
Выполнение заданий № 4, 5, 6, 12 оценивается:
2 балла - приведен полный верный ответ;
1 балл - приведен частично верный ответ;
0 баллов - приведен неверный ответ или ответ отсутствует.
infourok.ru
Тысячелистник обыкновенный, его действие и применение при различных заболеваниях.
- Главная
- Оздоровление организма
- Играть в лечение
- Источники мусора
- Оздоровление
- Причины болезней
- Забытые целители
- Абрикосы
- Алоэ
- Брусника
- Гриб Шиитаке
- Женьшень
- Золотой ус
- Каменное масло
- Лимон
- Лук
- Льняное масло
- Мед
- Рецепты и медовые лечебные напитки
- Молочный гриб
- Морские водоросли
- Кулинарные рецепты из морской капусты
- Морской рис
- Мумие
- Перепелиные яйца
- Прополис
- Пророщенные семена
- Пчелопродукты
- Соки
- Чайный гриб
- Чеснок
- Яблочный уксус
- Яичная скорлупа
- Фрукты и ягоды
- Авокадо
- Айва
- Алыча
- Ананасы
- Апельсин
- Арония
- Бананы
- Барбарис
- Боярышник
- Брусника
- Виноград
- Вишня
- Голубика
- Гранат
- Грейпфруты
- Груши
- Ежевика
- Жимолость
- Земляника лесная
- Инжир
- Ирга
- Калина
- Киви
- Кизил
- Клубника
- Клюква
- Крыжовник
- Куманика
- Лайм
- Лесные ягоды
- Лимонник
- Личи
- Малина
- Манго
- Мандарины
- Маслины
- Морошка
- Нектарин
- Облепиха
- Папайя
- Персики
- Помело
- Рябина
- Слива
- Терн
- Финики
- Хурма
- Черемуха
- Черешня
- Черная смородина
- Черника
- Шелковица
- Шиповник
- Яблоки
- Орехи
- Арахис
- Бразильский орех
- Грецкий орех
- Кедровый орех
- Кешью
- Кокос
- Кола
- Лещина
- Макадамия
- Миндаль
- Мускатный орех
- Пекан
- Фисташки
- Фундук
- Овощи
- Арбузы
- Артишоки
- Баклажаны
- Бобы
- Брюква
- Горох
- Дыни
- Кабачки
- Капуста
- Картофель
- Кукуруза
- Морковь
- Огурцы
- Патиссон
- Перец
- Помидоры
- Редис, редька
- Репа
- Свекла
- Соя
- Тыква
- Фасоль
- Хрен
- Крупы
- Гречка
- Кунжут
- Рис
- Витамины
- Витамин A
- Витамин B1
- Витамин B2
- Витамин B4
- Витамин B5
- Витамин B6
- Витамин B8
- Витамин B9
- Витамин B10
- Витамин B12
- Витамин B13
- Витамин B15
- Витамин C
- Витамин D
- Витамин E
- Витамин H
- Витамин K
- Витамин N
- Витамин P
- Витамин PP, B3
- Витамин U
- Минеральные вещества
- Бериллий
- Ванадий
- Железо
- Йод
- Кадмий
- Калий
- Кальций
- Кобальт
- Кремний
- Магний
- Марганец
- Медь
- Молибден
- Натрий
- Никель
- Олово
- Ртуть
- Селен
- Сера
- Фосфор
- Фтор
- Хлор
- Хром
- Цинк
- Лекарственные растения
- Адонис
- Аир
- Алтей
- Амарант
- Анис
- Анютины глазки
- Арника
- Багульник
- Базилик
- Бархат амурский
- Береза
- Бессмертник
- Боровая матка
- Будра
- Валериана
- Василёк
- Вахта
- Вереск
- Вероника
- Горчица
- Девясил
- Донник
- Дуб
- Душица
- Дымянка
- Дягиль
- Ель
- Жостер
- Заманиха
- Зверобой
- Золототысячник
- Иван-чай
- Истод
- Каланхоэ
- Календула
- Каштан
- Кислица
- Клевер
- Кориандр
- Коровяк
- Крапива
- Кровохлебка
- Крушина
- Кукурузные рыльца
- Кунжут
- Лавр
- Ландыш
- Лапчатка
- Левзея
- Лён
- Липа
- Лопух
- Любисток
- Мак
- Маргаритка
- Мать-и-мачеха
- Медуница
- Мелисса
- Можжевельник
- Мята
- Одуванчик
- Окопник
- Ольха
- Омела белая
- Очанка
- Пастернак
- Пастушья сумка
- Первоцвет
- Петрушка
- Пижма
- Пион
- Плаун
- Подорожник
- Подсолнух
- Полынь
- Прострел
- Пустырник
- Пырей
- Расторопша пятнистая
- Родиола розовая
- Роза
- Розмарин
- Ромашка
- Рута
- Салат-латук
- Сельдерей
- Синюха
- Сирень
- Сныть
- Солодка
- Сосна
- Спаржа
- Спорыш
- Стальник
- Сушеница
- Тмин
- Толокнянка
- Тысячелистник
- Укроп
- Фенхель
- Хвощ
- Хлопчатник мохнатый
- Хмель
- Цетрария
- Цикорий
- Чабрец
- Череда
- Чистотел
- Шалфей
- Шпинат
- Щавель
- Эвкалипт
- Эстрагон
- Растительные масла
- Абрикосовое масло
- Амарантовое масло
- Арахисовое масло
- Арбузное масло
- Горчичное масло
- Камфорное масло
- Касторовое масло
- Кукурузное масло
- Кунжутное масло
- Масло авокадо
- Масло бразильского ореха
- Масло виноградной косточки
- Масло грецкого ореха
- Масло из семян дыни
- Масло огуречника
- Масло расторопши
- Миндальное масло
- Морковное масло
- Оливковое масло
- Подсолнечное масло
- Рапсовое масло
- Соевое масло
- Тыквенное масло
- Хлопковое масло
- Маслотерапия
- Аирное масло
- Анисовое масло
- Апельсиновое масло
- Арахисовое масло
- Багульниковое масло
- Бадьяновое масло
- Базиликовое масло
- Березовое масло
- Ванильное масло
- Гвоздичное масло
- Грейпфрутовое масло
- Еловое масло
- Зверобойное масло
- Имбирное масло
- Кедровое масло
- Кипарисовое масло
- Лавровое масло
- Лимонное масло
- Мандариновое масло
- Масло авокадо
- Масло бей листьев
- Масло белены
- Масло бергамота
- Масло вербены
- Масло герани
- Масло душицы
- Масло жасмина
- Масло из ириса
- Масло из календулы
- Масло из каяпута
- Масло из корицы
- Масло из мелиссы
- Масло из мирры
- Масло из мускатного ореха
- Масло из мяты
- Масло из найоли
- Масло из пальмарозы
- Масло из ромашки
- Масло из туи
- Масло из чабреца
- Масло иланг-иланг
- Масло иссопа
- Масло кориандра
- Масло лаванды
- Масло ладана
- Масло левзеи
- Масло лилии
- Масло лиметты
- Масло майорана
- Масло нероли
- Масло пачули
- Масло петитгрейн
- Масло полыни
- Масло репейное
- Масло розового дерева
- Масло тысячелистника
- Масло фенхеля
- Масло чайного дерева
- Масло шизандры
- Ментоловое масло
- Миртовое масло
- Можжевеловое масло
- Облепиховое масло
- Пихтовое масло
- Розмариновое масло
- Розовое масло
- Сандаловое масло
- Сосновое масло
- Укропное масло
- Чесночное масло
- Шалфейное масло
- Эвкалиптовое масло
- Раздельное питание
- Нейтральный стол
- Первые блюда
- Похлебки
- Холодные супы
- Вторые блюда
- Блюда из капусты
- Тушеные овощи
- Фаршированные овощи
- Третьи блюда
- Напитки
- Cалаты
- Салаты
- Первые блюда
- Белковый стол
- Первые блюда
- Борщи
- Бульоны
- Окрошка
- Супы
- Щи
- Вторые блюда
- Блюда из баранины
- Блюда из бобовых
- Блюда из говядины
- Блюда из грибов
- Блюда из кур
- Блюда из яиц
- Голубцы
- Жаркое
- Закуски
- Заливное мясо
- Колбасы
- Котлеты
- Рагу
- Рыбные блюда
- Фаршированные овощи
- Салаты
- Салаты
- Закуски
- Закуски из мяса
- Закуски из овощей
- Паштет
- Первые блюда
- Углеводный стол
- Первые блюда
- Борщи
- Похлебки
- Сладкие супы
- Супы
- Супы-пюре
- Вторые блюда
- Блюда из капусты
- Блюда из картофеля
- Каши
- Котлеты
- Фаршированные овощи
- Третьи блюда
- Кисели
- Компоты
- Морсы
- Напитки
- Напитки из меда
- Ягодные десерты
- Cалаты
- Винегреты
- Салаты
- Закуски
- Запеканки
- Первые блюда
- Питание дынями и арбузами
- Нейтральный стол
- Вредное питание
- БАД
- Пищевые добавки
- Трансгенная пища
- Фаст-фуды
- Пищевые добавки
- Антиокислители
- E300
- E301
- E302
- E303
- E304
- E305
- E306
- E307
- E308
- E309
- E310
- E311
- E312
- E314
- E315
- E316
- E317
- E318
- E319
- E320
- E321
- E323
- E384
- E385
- E386
- E387
- Госсипол
- Дигидрокверцетин
- Дилудин
- Кверцетин
- Нордигидрогваяретовая кислота
- Редуктоны
- Этоксихин
- Антислёживающие агенты
- E381
- E530
- E535
- E536
- E538
- E550
- E551
- E552
- E553
- E558
- E560
- Ароматизаторы
- E906
- Ванилин
- Коптильные препараты
- Ментол
- Вещества, способствующие жизнедеятельности микроорганизмов
- E510
- E511
- E515
- E518
- E641
- Гиббереллин
- Влагоудерживающие агенты
- E422
- E542
- E1518
- E1520
- Гелеобразователи
- Желатин
- Загустители
- E405
- E407
- E407а
- E408
- E410
- E411
- E412
- E413
- E415
- E416
- E418
- E419
- E425
- E437
- E444
- E461
- E463
- E464
- E465
- E466
- E467
- E469
- E1201
- E1202
- E1400
- E1403
- E1404
- E1410
- E1411
- E1412
- E1413
- E1414
- E1422
- E1423
- E1440
- E1442
- E1443
- E1450
- Декстраны
- Крахмал
- Курдлан
- Тамариндовая
- Хитозан
- Защитные газы
- Интенсивные подсластители
- E950
- E951
- E952
- E954
- E956
- E960
- Дульцин
- Миракулин
- Монеллин
- Осладин
- Полиглюкоза
- Стевия
- Филодульцин
- Эритрит
- Эрнандульцин
- Консерванты
- E200
- E201
- E202
- E203
- E209
- E210
- E211
- E212
- E213
- E214
- E215
- E216
- E217
- E219
- E220
- E221
- E222
- E223
- E224
- E225
- E226
- E227
- E228
- E230
- E231
- E232
- E233
- E234
- E235
- E236
- E237
- E238
- E239
- E242
- E243
- E249
- E250
- E252
- E260
- E261
- E262
- E263
- E264
- E265
- E266
- E270
- E280
- E281
- E282
- E283
- E284
- E285
- E290
- E519
- E1105
- Имбрицин
- Озон
- Окиси этилена и пропилена
- Перекись водорода
- Тиомочевина
- Формиат калия
- Этанол
- Юглон
- Красители
- E100
- E101
- E102
- E103
- E104
- E107
- E110
- E120
- E121
- E122
- E123
- E124
- E127
- E128
- E129
- E131
- E132
- E133
- E140
- E141
- E142
- E143
- E150a
- E150b
- E150c
- E150d
- E151
- E152
- E153
- E154
- E155
- E160a
- E160b
- E160c
- E160d
- E160e
- E160f
- E161a
- E161b
- E161c
- E161d
- E161e
- E161f
- E161g
- E162
- E163
- E170
- E171
- E172
- E173
- E174
- E175
- E180
- E181
- E182
- INS 166
- INS 926
- Зеаксантин
- Картамус желтый
- Картамус красный
- Красный для карамели № 1
- Красный для карамели № 2
- Красный для карамели № 3
- Красный рисовый
- Кроцин
- Салициловая кислота
- Ультрамарин
- Цитранаксантин
- Наполнители
- E420
- E462
- E1200
- Носители, растворители, разбавители
- Триэтилцитрат Е1505
- Осушители
- Отбеливатели
- E925
- E928
- Антраниловая кислота
- Полиоксиэтилен
- Охлаждающие и замораживающие агенты
- Пеногасители и антивспенивающие агенты
- E570
- E900
- E1521
- Плёнкообразователи
- Поливиниловый спирт
- Подкислители
- E296
- E297
- E338
- E363
- Пропелленты
- E938
- E939
- E940
- E941
- E942
- E943a
- E943b
- E944
- E945
- E946
- E948
- Разделители
- E472а
- E558
- E901
- E902
- E903
- E904
- E905a
- E905b
- E908
- E909
- E910
- E911
- E913
- E1503
- Разрыхлители
- E503
- Регуляторы кислотности
- E325
- E327
- E328
- E329
- E330
- E331
- E332
- E333
- E334
- E335
- E336
- E337
- E339
- E340
- E341
- E342
- E343
- E345
- E349
- E350
- E351
- E352
- E353
- E354
- E355
- E356
- E357
- E359
- E365
- E366
- E367
- E368
- E380
- E451
- E501
- E504
- E505
- E507
- E513
- E514
- E516
- E524
- E525
- E526
- E527
- E528
- E529
- E574
- E575
- E576
- E577
- E578
- E580
- Сукцинаты
- Сахарозаменители
- E421
- E953
- E965
- E966
- E967
- Солёные вещества
- Средства для капсулирования
- Средства для снятия кожицы с плодов
- E520
- Средства для таблетирования
- Стабилизаторы
- E400
- E401
- E402
- E403
- E404
- E406
- E409
- E414
- E440
- E442
- E450
- E452
- E459
- E460
- E468
- E508
- E517
- E521
- E522
- E523
- E579
- E1103
- E1401
- E1402
- E1405
- E1420
- E1421
- Набухающие крахмалы
- Стабилизаторы замутнения
- Стабилизаторы пены
- Мыльного корня отвар
- Улучшители хлебопекарные
- E539
- E920
- E921
- E924b
- E924а
- E927b
- E927а
- E930
- E1102
- E1104
- Хлорид железа
- Уплотнители
- Усилители вкуса и аромата
- E620
- E621
- E622
- E623
- E624
- E625
- E626
- E627
- E628
- E629
- E630
- E631
- Антиокислители
e-pitanie.ru
Тысячелистник и пастушья сумка как кровоостанавливающие средства
Posted on | Сентябрь 6, 2014 | Комментарии к записи Тысячелистник и пастушья сумка как кровоостанавливающие средства отключены
Тысячелистник, все еще кое-где более известный под своим старинным названием деревей, признан как одно из наиболее популярных средств народной медицины. В медицину же официальную он "пришел" как возможный источник доступного средства от дизентерии, но остался в ней как средство от совсем других болезней.
Так, во время медицинских исследований было установлено, что водный настой тысячелистника ( с правилами их приготовления можно ознакомиться здесь) способен увеличить скорость свертывания на 60%, а это значит, что он превосходит по силе своего влияния более известное в медицинской практике как кровоостанавливающее средство раствор хлорида кальция. При этом ученые отметили еще одно достоинство водного раствора тысячелистника как кровоостанавливающего средства - его действие более мягкое и продолжительное.
Официальная медицина рекомендует пить водный настой тысячелистника не только при внутренних кровотечениях, но и при гастрите, отсутствии аппетита и при повышенной склонности к поносу. Наружно настой может быть полезен как средство для полоскания полости рта при кровоточивости и воспалении десен, а также для приготовления ванн, помогающих справиться с геморроем.
Кровоостанавливающее действие тысячелистника связывают с присутствующим в нем витамином К, чье большое влияние на свертываемость крови уже доказано наукой. Противовоспалительным же действием, столь ценному при кровотечениях, тысячелистник обязан прохамазулену, который присутствует в его эфирном масле. Найдены в растении и каротин, аскорбиновая кислота и смолистые вещества, что только подчеркивает его ценность как лекарственного средства.
У пастушьей сумки как кровоостанавливающего средства была совершенно другая "судьба": в официальную медицину оно вернулось во время первой мировой войны, хотя в средние века было очень популярно именно в этом качестве, но после открытия новых земель ей пришлось уступить свое место в медицине американскому гидрастису, но война и связанные с нею перебои в поставках из-за океана заставили вспомнить о свойствах этого невзрачного растения. В траве пастушьей сумки, как и в наземной части тысячелистника, найден витамин К, чьи свойства увеличивать скорость процесса свертываемости крови доказаны наукой.
Официальная наука рекомендует настой пастушьей сумки и экстракты из нее в первую очередь как средства от внутренних кровотечений (легочных, почечных и т.д.).
Таковы возможности тысячелистника и пастушьей сумки как кровоостанавливающих средств.
Comments
apteka.pluskina-so-znakom-plus.ru
Конспект урока окружающего мира на тему "Лекарственные растения"
Тема «Лекарственные растения»
Цель: создание проекта книги «Лекарственные растения»
Задачи:
- формировать навыки исследовательской и проектной деятельности;
- формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками;
- расширить знания учащихся о лекарственных растениях;
- познакомить учащихся с правилами сбора лекарственных растений;
- развивать интерес учащихся к самостоятельному поиску материала для урока;
- воспитывать любознательность, бережное отношение к природе и своему здоровью.
Оборудование: книжка-раскладушка «Лекарственные растения», маски земляники, черники, ландыша, шалфея; картинки с лекарственными растениями, рецепты настоек и отваров, ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход урока
Орг. момент
-Сегодня на уроке у нас гости.
Мы рады гостям?
Повернитесь, гостям улыбнитесь.
И, пожалуйста, садитесь.
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтоб здоровыми быть, надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
Вступительное слово учителя
- Ребята, на кружке «Проектная деятельность» мы работали над проектом книги «Лекарственные растения». Этот проект мы готовили к сегодняшнему уроку окружающего мира. Сегодня мы завершаем работу над проектом, который вы представите и защитите. Предоставляю вам слово.
Выступление учащихся (представление и защита проекта)
Ученик 1
- Мы работали над созданием проекта книги «Лекарственные растения». Сегодня мы представляем нашу работу. Книга «Лекарственные растения» содержит следующее:
а) Раздел «Введение»
Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.
Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в Древнем Египте.
На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений.
При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота. Царь приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.
Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов. Это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.
Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений.
Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Здесь белая фиалка высится стройна,
Здесь белая ромашка в зелени видна.
Ландыш клонит жемчуг крупных белых слёз,
Синий колокольчик спит в тени берёз.
Здесь Иван – да – Марья, одуванчик там,
И играют звёзды ночью по волнам…
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки,
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Ученик 2 (ромашка):
- Я - ромашка, знакома вам тоже
Лекарственный друг всегда вам поможет.
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар (слайд)
Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии, для полоскания рта и горла, при простуде. Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.
Ученик 3 (подорожник):
-Вырастает подорожник, лишь подходит срок
На земле сухой и твердой около дорог
Говорят о нем в народе добрые слова:
Вам поможет подорожник, скромная трава.
Если ты порезал руку или ногу сбил
Он тебе залечит рану и прибавит сил
Помогая молча людям, не боясь невзгод
Рядом с нами подорожник на земле живет. (слайд)
Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. Используют листья и семена. Подорожник можно встретить везде: в садах, огородах, лугах, вдоль дорог, отсюда и название.
Ученик 4 (крапива):
Крапива, многолетнее растенье,
Большие листья, мелкие цветы.
Применяют люди для леченья,
Этого растения листы.
Полезны эти листья для здоровья,
В них содержится необходимый каротин,
Повышают свёртываемость крови,
Поставляют организму витамин.
Пьют настой при атеросклерозе,
Если анемия, иль ГАСТРИТ,
Рекомендуют при гиповитаминозе,
Если астма, иль холецистит.
Щи, борщи, супы, или салаты,
Готовят из крапивы молодой,
Они вкусны, витаминами богаты,
Обладают ценностью большой.
Используют листья, семена и корневище. (слайд)
Ученик 5 (одуванчик):
Одуванчика цветок - благовестник лета
И полезен людям он - для иммунитета.
Листья одуванчика в салатике полезны,
Цветы вы заварите, чтоб силы не исчезли.
Но, всего полезней в цветочке этом корень,
Подсушенный, заваренный- по свойствам как цикорий.
Лечебный одуванчик да пусть придаст вам силы.
Здоровье пусть подарит вам одуванчик милый! (слайд)
Ученик 6 (пастушья сумка):
Пастушьей сумкой называется,
В стране повсеместно встречается.
Растет в огородах, полях и садах.
Встретишь ее вдоль дорог и канав.
Витаминов и кислот в сем растенье много-
Нет растений бесполезных, видимо, у Бога.
Настои травы при гастрите и кровотечении
После еды принимай для леченья.
Листья используй в супах и салатах,
Компрессы, примочки при ушибах и ранах.
Сумка пастушья вам снизит давление.
Да, много полезности в этом растении! (слайд)
Ученик 7 (тысячелистник):
Незаслуженно считают сорняком
Тысячелистник розовый и белый.
И, если кто с растеньем не знаком,
То знай, что лекарь он - умелый.
Цветёт-ползёт везде и всюду,
Соцветья в шапки собирая.
С болезнями бороться буду
Настоем и настойкой, о которых знаю.
При гастритах и при язвах хорош отвар травы,
Настой излечит почки и кровотеченье.
При глистах и недержанье завари,
А листья его - для ран заживленье.
Душистый, смолистый, полезный цветок,
Растет он повсюду. его полюбите.
И, если в болезни врач не помог -
Вы тысячелистником полечитесь!
Используется надземная часть растения. (слайд)
Учитель:
- Кроме перечисленных растений к лекарственным также относятся: ландыш, клевер, медуница, шалфей, чабрец, фиалка, боярышник, календула, шиповник, берёза, липа, мята, валериана, полынь, зверобой, мать-и-мачеха и мн. др. (слайды)
- Сегодня известно около 12 тысяч лекарственных растений. Но не каждое растение полезно. В природе много и ядовитых растений. Собирать можно только те растения, которые вам хорошо известны. Иначе можно нанести непоправимый вред своему здоровью.
Ученик 8:
- Следующий раздел нашей книги – «Правила сбора лекарственных растений»:
а) Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. В нашей местности часто встречаются такие лекарственные растения, как подорожник, пастушья сумка, пижма, тысячелистник, крапива, одуванчик и др. (слайды)
б) Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору от сходных видов. Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:
- рвать;
- нюхать;
- брать в рот.
Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других – листья, у третьих – стебли, у четвёртых – корневища.
в) Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы (валериана – в апреле и сентябре, мать-и-мачеха – лишь в мае, шиповник – в сентябре и т.д.).
г) Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, мешками). Договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. После сбора лекарственных трав – вымыть руки.
д) Нельзя собирать лекарственные растения у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества – продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами.
Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки.
Учитель:
- Ребята, люди, проживающие в сельской местности, соберут лекарственные растения в лесу, на лугу, в поле. Высушат их на чердаке дома. А как быть городским жителям? (в аптеке)
Физминутка
Ученик 9:
- Следующий раздел – «Загадки».
- Уважаемые гости, просим вас отгадать наши загадки про лекарственные растения.
1. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает (календула)
2.Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять (одуванчик)
3. Белая корзинка — золотое донце,
В ней лежит росинка и сверкает солнце.
Мы домой её возьмём и на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнём – мы её заварим (ромашка)
4. На пустырях и по дорогам с соцветьем беленьким сорняк,
Но изучите его свойства – быть может, взглянете не так.
Кровотеченья остановит. В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч: семян так много в плоде, похожем на суму (пастушья сумка)
5. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути (подорожник)
6. Тысячи листиков на нём,
Пахнет как полынка.
Попадается везде – в поле, на тропинке.
Лечит от желудка, об этом не забудь-ка! (тысячелистник)
7.Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица!
Что это за диво?
Это же … (крапива)
8. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство (боярышник)
9. Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет (клевер)
10. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито (шиповник)
11.Белостволая красавица бьёт нас в бане,
А нам нравится (берёза)
12. Что за древо-медонос
Манит пчёл, шмелей и ос?
И людей зовёт, пленит
Мелких цветиков магнит.
От простуды и от гриппа
Нас спасает в зиму... (липа)
13. Коль в ночи опять не спится,
Не сомкнуть никак ресницы,
Простынь в ёрзанье измята –
Выпей чай из листьев ... (мяты!)
14. Кошачья травка -
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку (валериана)
15. Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной (ландыш)
16. Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто (полынь)
17. Это прозвище недаром у красивого цветка.
Капля сочного нектара и душиста и сладка.
От простуды излечиться
Нам поможет … (медуница)
18. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина)
19. На опушке у пеньков
Много красных огоньков.
Ах, ты только погляди—ка:
Да ведь это … (земляника)
20. Судя по названию, это растение ядовито для животных. А люди лечат им самые разные недуги (зверобой).
- Молодцы! Знаете лекарственные растения. Спасибо за участие.
Ученик 10:
- И последний раздел нашей книги – «Рецепты народной медицины». Это настойки и отвары из лекарственных растений. Примите от нас эти скромные подарки (дети дарят гостям рецепты).
Инсценирование стихотворения Руси Белой «Лекарственные растения»
Я сегодня услыхала
Жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой
Разбирались, кто же прав:
Кто кого из них полезней,
Кто от всех спасёт болезней,
«Я черники много лучше», -
земляника говорит,-
Хоть расту в лесу дремучем,
Улучшаю аппетит,
Ещё жажду утоляю,
И желудку помогаю,
Мой лекарственный настой
От простуд рецепт простой.
Я давление снижаю,
Биться сердцу помогаю,
Раны быстро заживлю,
Коже молодость продлю!»
Возразила ей черника:
«Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я
На сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко
В крови сахар у людей
Обладаю я уменьем
Лечить горло у детей
При гастрите и колите
Мой настой поможет всем
При ожогах, стоматите,
Всех избавлю от проблем!»
«С вами, девочки, поспорю,-
Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Никто лучше меня сердце
Не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе
Искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали,
Только стеблями качали:
Говорили, что они
И полезны, и нужны.
И багульник, и душица,
Клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец,
И фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей
Лишь лекарственный шалфей.
Он сказал: «Все вы полезны,
Вы - лекарства для людей,
Помогаете от болезней,
Только каждый от своей.
Спорить быстро перестаньте,
И не тратьте время зря,
А в дорогу собирайтесь:
Ждёт вас каждая семья!»
Ученик 11:
- Презентация нашего проекта подошла к концу. Спасибо за внимание!
Учитель:
- Спасибо и вам, ребята! Вы проделали очень большую работу: самостоятельно, а также с помощью родителей, библиотекаря нашли богатый материал о лекарственных растениях. Кроме того, мы с вами совместно приготовили выставку книг о лекарственных растениях. Если какая-либо книга вас заинтересует, можете взять и почитать её.
Теперь вы знаете правила сбора лекарственных растений, расширили свои знания о разнообразии лекарственных растений. А значит, можете смело их собирать, сушить, сдавать в аптеку. Но пока ещё вместе со взрослыми.
Закрепление знаний о лекарственных растениях
Викторина
1.Какие вы знаете лекарственные растения?
2.Какие лекарственные растения собирают на огородах?
3.Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете?
4.Какие части растений используют для лечения?
5.Сколько существует видов лекарственных растений?
6.В какой период собирают лекарственные растения?
7.Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль?
8.Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых?
9.Какая ягода заменяет лимон? (клюква)
10.Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (чёрной смородины, шиповника, рябины)
11.Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?
Игра «В путь за лекарственными растениями»
Дети по очереди берут картинки с лекарственными растениями, говорят название. Выигрывает тот, кто больше «соберёт» растений.
Итог урока
-Молодцы! Ещё раз спасибо за проделанную работу. Книга получилась интересной, познавательной.
- Скажите, вам интересно было работать над проектом?
- Что вы узнали, когда готовили этот проект?
- А чему научились, работая над проектом?
Оценки.
infourok.ru
Презентация для начальных классов "Зеленая аптека"
Цель урока: продолжить знакомить детей с лекарственными растениями.
Задачи урока:
Познакомить детей с новыми лекарственными растениями и их целебными свойствами, особенно растениями Архангельской области;
Повторить правила сбора лекарственных трав;
Познакомить детей с простейшими правилами использования лекарственных растений;
Воспитывать бережное отношение к зелёным растениям;
Продолжить формирование навыка чтения (на материалах учебника и презентации).
Использование образовательных технологий:
Здоровьесберегающий подход;
Педагогика сотрудничества;
Проблемное обучение;
Информационно - коммуникативные технологии;
Развивающее обучение;
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Универсальные учебные действия УУД:
Личностные;
Регулятивные;
Познавательные;
Коммуникативные.
Ход урока:
- Тема и задачи урока. Актуализация темы урока.
1). На прошлом уроке мы познакомились с некоторыми лекарственными растениями и составили правила сбора целебных растений. Вспомните, какие растения мы отнесли к лечебным растениям?
2). А почему данные растения называют лекарственными, или лечебными, или целебными?
3). Откуда мы получили с вами эту информацию?
4). А какие правила сбора лекарственных растений вы помните?
5). Ребята, мы так много узнали на прошлом уроке, что больше и нечего нам узнавать. Вы согласны со мной? (Нет)
6). А что же еще можно узнать по теме «Зелёная аптека»?
Предположительные ответы детей:
Мы познакомились не со всеми лечебными растениями;
Мы не знаем, какие целебные свойства есть у каждого растения;
Мы не знаем, как использовать эти растения, чтобы помочь себе при каких - то заболеваниях.
ВЫВОД!
7). На втором уроке по теме «Зелёная аптека» мы и будем изучать все эти вопросы, то есть расширим наши знания.
- Изучение нового материала
1). Учитель предлагает детям рассмотреть центральный рисунок развороты учебника на стр. 60 - 61
Какие растения здесь изображены?
Какие из этих растений вам знакомы?
Какие из данных растений растут в Архангельской области?
(Кроме липы, растут все растения)
2). Знакомство детей с некоторыми лекарственными растениями, их целебными свойствами.
(используется презентация)
Дети выходят к доске и рассказывают о некоторых растениях (небольшие сообщения готовятся заранее), спрашивают детей о целебных свойствах растений.
Пастушья сумка
Это растение получило своё название из - за своих плодов, которые напоминают по форме заплечную сумку пастуха. Еще в старину знали, что пастушья сумка останавливает кровь и заживляет раны.
Чистотел
Латинское название слова ЧИСТОТЕЛ происходит от слова «ласточка». В народе его называют ласточкиной травой или чистой травой. Есть поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорожденных птенцов. Чистотел считается травой победы! Давным - давно с помощью корня чистотела алхимики пытались получить золото из других металлов. Траву чистотела применяют для лечения ран. Но будьте осторожны! Чистотел ядовит! Применять его надо осторожно!
Тысячелистник
У этого растения каждый лист, как пёрышко птицы, собран из множества небольших листиков. Таких листиков может быть у одного растения чуть ли не целая тысяча, поэтому и назвали растение ТЫСЯЧЕЛИСТНИК! Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ране, останавливают кровь и заживляют раны.
Зверобой
Народная мудрость гласит: как нельзя без муки испечь хлеб, так без зверобоя нельзя лечить болезни, а называют его травой от 99 болезней!
В давние времена люди считали, что зверобой охраняет их от привидений и колдунов. 7 июля русские люди праздновали праздник Ивана Купалу. В этот день цветёт зверобой. Поэтому эту траву и называли иногда травой Святого Иоанна!
Ромашка аптечная
Цветы ромашки с давних времен используются в медицине, их собирают с конца весны и до середины лета. Соцветия сушат в тени под навесами на ветерке! Настои из ромашки применяют при разных болезнях: при простуде, при лечении ран, при снятии болей, при укусах змей. А еще: ромашку терпеть не могут мыши! Если посыпать пол и полки сухими соцветиями ромашки, то мыши покинут дом.
Подорожник
Подорожник растёт вдоль дорог, поэтому его так и назвали. Целебные свойства подорожника были известны с давних времен. Подорожник останавливает кровь, заживляет раны, снимает воспаления. Листья подорожника нужно растолочь, чтобы они пустили сок, а потом эту кашицу приложить к ранке. Можно приложить и целый чистый лист подорожника.
Липа
О целебных свойствах липы было известно давно. Древние славяне считали это дерево священным и садили около храмов и церквей. Его называли деревом любви и красоты. Лечебные свойства липы раскрываются в его чае, отварах и мёде. Липой лечат простуду, расстройства желудка, головную боль и усталость. Но употреблять липовые отвары надо осторожно! Если пить отвары из липы в больших количествах, может сильно снизиться зрение.
3). Учитель говорит: «Выясним, как вы внимательно слушали выступления ребят. Для этого отгадаем загадки. О каких лекарственных растениях в них говорится?»
ЗАГАДКИ:
Кто тебя не знает, полевой цветок:
Белые реснички, золотой глазок!» (ромашка)
Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня!» (крапива)
Путник часто ранит ноги -
Вот и лекарь на дороге!» (подорожник)
Если стебель отлом ить,
Руки трудно уж отм ыть!
Желтый сок в лис точках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых ч истых дел,
А что за тра вка? (чистотел)
Если что - то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо - травкой. . . (зверобой)
- Физпауза
- Целебные свойства лекарственных растений
1). Учитель предлагает детям рассмотреть внимательно на стр. 60 - 61 левый столбик, где на рисунках показаны различные заболевания у детей, и просит рассказать, что случилось с детьми.
Давайте проверим, как мы сможем помочь пострадавшим детям, посоветовав им лекарственные растения, с которыми познакомились на двух уроках. Для этого откроем тетрадь и возьмем красный, синий, зелёный карандаши.
2). Практическая самостоятельная работа в парах (можно посоветоваться друг с другом)
В тетрадях у детей наклеены картинки лекарственных растений (выполненное домашнее задание): зверобой, тысячелистник, подорожник, ромашка, чистотел, пастушья сумка)
Учитель читает различные ситуации из учебника, где нужно применить лечебное растение, дети отмечают разными карандашами.
После выполнения задания проверка проходит при помощи презентации.
Задания:
Какие растения помогут остановить кровь, если ты поранился?
Красный карандаш! (ПАСТУШЬЯ СУМКА, ПОДОРОЖНИК, ТЫСЯЧЕЛИСТНИК)
Какие растения помогают при простуде и кашле?
Синий карандаш! ( РОМАШКА, ЗВЕРОБОЙ)
Дополнительно: малина, клюква, липа, брусника, шиповник.
Какие растения помогут при укусах и воспалениях?
Зелёный карандаш! (ПОДОРОЖНИК, РОМАШКА, ПАСТУШЬЯ СУМКА, ЗВЕРОБОЙ, ЧИСТОТЕЛ)
- Правила применения лекарственных растений
Учитель говорит: «Вернитесь к началу урока! Все ли задачи урока мы выполнили?»
Дети читают вновь задачи урока и выясняют, что они еще не узнали о правилах применения лекарственных растений.
Учитель спрашивает, как применить растения, чтобы оказать себе помощь, из опыта детей? (выслушиваются ответы)
Учитель обобщает ответы детей и сообщает простейшие правила: (вывешиваются плакаты на доске или в презентации)
Лекарственные растения перед любым применением необходимо тщательно промыть
Целые листья растений моют тщательно, а потом прикладывают к ранкам
Чаще листочки растений растирают, чтобы они дали сок, а потом прикладывают к ранкам
- Итог урока
Учитель:
- Мы выполнили на уроке все поставленные нами задачи. Подведём итог урока. Ответьте на мои вопросы ДА или НЕТ, для этого нужно вспомнить и то, что мы изучили на прошлом уроке.
Лекарственные растения носят такое название, потому что они помогают человеку вылечить некоторые заболевания. (ДА)
Лекарственные растения собирают в пасмурную погоду. (НЕТ)
Лекарственных растений растут повсюду, в том числе и в нашей Архангельской области. (ДА)
Руки после сбора лекарственных растений нужно обязательно мыть, как и сами растения. (ДА)
Зверобой помогает при многих болезнях. (ДА)
- Рефлексия урока.
Мы с вами сегодня хорошо поработали на уроке. Оцените свою работу (дети выбирают смайлики а презентации).
Учитель:
- Я желаю вам, ребята, чтобы знания, полученные на наших уроках, помогли вам в вашей жизни.
videouroki.net